Аудиторов обяжут передавать сведения о подозрительных клиентах

Аудиторов обяжут передавать сведения о подозрительных клиентах

Аудиторы к законодательной новелле относятся без энтузиазма /Сергей Портер

При Федеральном казначействе создана рабочая группа, в которую вошли представители аудиторского сообщества (саморегулируемые организации (СРО) и аудиторские компании) и Минфина, сообщила «Ведомостям» заместитель гендиректора аудиторской компании «Нексиа пачоли» Анна Кунегина и подтвердили представители СРО. Законопроект, обязывающий аудиторов сообщать об операциях клиента, подозрительных с точки зрения отмывания денег и финансирования терроризма, внесен в Госдуму в марте.

Индивидуальных аудиторов и аудиторские компании обяжут заявлять на клиентов в госслужбу, ответственную за такой контроль (Росфинмониторинг), говорится в законопроекте, а в пояснительной записке указано, что так Россия исполнит рекомендации международной Группы противодействия отмыванию денег (FATF). Одна из них предлагает требовать и с аудиторов уведомлять о подозрительных сделках клиентов. Россия ждет проверку FATF в 2018–2019 гг.

Опрошенные «Ведомостями» аудиторы утверждают, что функции, которые появятся в связи с принятием законопроекта, для них новы.

Это подтверждают данные Росфинмониторинга, представленные на одном из мероприятий, сообщили два человека, присутствовавших на нем: за 2016 г.

4984 аудиторские организации не направили ни единого сообщения о подозрительных операциях, как и сведений об операциях клиентов.

Теперь, как утверждают три представителя аудиторских СРО, каждому аудитору Росфинмониторинг предлагает создать личный кабинет на сайте службы, не дожидаясь принятия закона, и, например, раз в неделю сверять клиентов и их контрагентов с перечнем причастных к терроризму лиц.

Проект поправок в антиотмывочное законодательство обязывает аудиторов обращать внимание на прозрачность клиентских операций. Заявить на клиентов они обязаны, если их сделки могут быть связаны с отмыванием преступных доходов и терроризмом.

Информация о личном кабинете правдива и касается аудиторов, которые оказывают юридические и бухгалтерские услуги, сказала представительница Росфинмониторинга Ирина Иванова. Требование пользоваться личным кабинетом, продолжает она, войдет в поправки Росфинмониторинга к антиотмывочному закону.

Антиотмывочный закон велит взаимодействовать с Росфинмониторингом большинству финансовых компаний: банкам, микрофинансовым организациям, ломбардам, организаторам лотереи и проч.

Для аудиторов предусмотрены и кнут, и пряник. С одной стороны, список нарушений, выявленных при проверках аудиторских компаний, будет дополнен статьями антиотмывочного закона, с другой – чиновники предлагают создать для аудиторов эффективный механизм защиты, правда, каков он будет, непонятно, говорит один из присутствовавших на заседании.

Росфинмониторинг уже обратился за помощью к СРО: предложить аудиторам работать через личные кабинеты он хочет уже со второй половины 2017 г., говорит директор по контролю качества СРО аудиторов «Ассоциация «Содружество» Надежда Кобозева.

«От нас ожидается передача информации о сомнительных сделках, но пока критерии сомнительных операций для аудиторов отсутствуют», – предупреждает Кобозева: возможно, они будут определены после изменения закона.

«Создана рабочая группа, в каждом регионе Российский союз аудиторов информирует участников и проводит обсуждение», – говорит председатель правления СРО «Российский союз аудиторов» Людмила Козлова.

Аудиторы к законодательной новелле относятся без энтузиазма. «Сомнительных контрагентов проверять должна в первую очередь сама аудируемая организация», – уверен руководитель департамента аудиторских услуг КПМГ Кирилл Алтухов.

«Нет понимания, что именно делать в личном кабинете, нет разъяснений, и появляются опасения, что часть государственных функций перекладывается на аудиторов», – говорит гендиректор Международного консультативно-правового центра Дмитрий Винокуров.

Аудиторов берут в финразведку

Аудиторов все-таки обяжут стучать на своих клиентов, но не в Центральный банк, как это неоднократно предлагалось сделать, а в Росфинмониторинг.

Вчера были обнародованы поправки, закрепляющие их обязанность следить за подозрительными сделками клиентов и информировать о рисках профильное ведомство. Впрочем, сначала их предстоит принять, а затем разработать к ним соответствующую нормативную базу.

Да и после этого всегда найдутся игроки, готовые за плату помочь обойти закон, так что спрос на услуги черных аудиторов может только вырасти, опасаются участники рынка.

Проект поправок к законам «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и «Об аудиторской деятельности» вчера был размещен на сайте Regulation.gov.ru. Изменения крайне важны для аудиторов. Ими вводится обязанность сообщать в Росфинмониторинг о сомнительной или кажущейся таковой активности клиентов.

Делать это надо, согласно тексту поправок, «при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».

Как следует из пояснительной записки к проекту, он разработан с целью приведения законодательства, регулирующего аудит, в соответствие рекомендациям Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В Минфине, который курирует аудиторский рынок, сообщили, что документ поступал к ним на согласование и был одобрен министерством.

На сегодняшний день обязанности оперативно сообщать о чем-либо напрямую в Росфинмониторинг для аудиторов нет.

«Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг», одобренные советом по аудиторской деятельности при Минфине, не содержат упоминания антиотмывочного законодательства.

Аудиторские федеральные стандарты ФСАД 6/2010 и 5/2010 обязывают аудиторов рассматривать риски искажения отчетности из-за несоблюдения антиотмывочных норм, но не требуют информировать об этом Росфинмониторинг, говорит генеральный директор аудиторской компании «Аудит Бизнес Платформа» Татьяна Михайлович.

По ее словам, о выявленных в ходе проверки фактах нарушения законодательства аудитор должен сообщать учредителям (участникам) проверяемой организации и только в случае отсутствия их реакции — в уполномоченный орган. При этом Росфинмониторинг сейчас не указан в качестве такового.

Интересно, что идея заставить аудиторов, по сути, стучать на своих клиентов появляется далеко не первый раз. Однако во всех предыдущих случаях (ни одна из идей реализована так и не была) получателем этой информации предлагалось сделать Центральный банк. При этом акцента именно на сомнительных с точки зрения антиотмывочного законодательства операциях ранее не делалось.

Впрочем, в текущем виде законопроект будет не слишком эффективен в практическом применении, указывают эксперты. Хотя, по сути, норма закона является обязательной для исполнения, необходимы дополнительные нормотворческие усилия, чтобы она заработала. Дело в том, что ответственность за неисполнение закона есть. «Например, по ст. 15.

27 КоАП за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля предусмотрен штраф для должностных лиц до 30 тыс. руб., для организаций — до 200 тыс. руб.»,— указывает собеседник «Ъ», близкий к Росфинмониторингу.

Однако, прежде чем штрафовать кого-либо за новую норму, необходимо установить детальный порядок ее действия, что конкретно, кому именно и по каким каналам передавать, в настоящее время таких правил для аудиторов нет, утверждать их должен надзорный орган, в данном случае — Минфин, резюмировал собеседник «Ъ».

«Для реализации закона необходимо также установить четкие сроки для этих сообщений»,— считает генеральный директор МКПЦ Дмитрий Винокуров.

Минфин уверяет, что подобный нормативный акт будет. «Мы постоянно совершенствуем нормативную базу и, как только поправки будут приняты, разработаем необходимые правила внутреннего контроля»,— заверили в Минфине.

Однако пока нет правил — и нет ответственности. В такой ситуации аудиторы опасаются, что подготовка к принятию закона может обернуться негативными последствиями для рынка.

«Например, может вырасти спрос на услуги тех аудиторов, которые не только не собираются сообщать в Росфинмониторинг о возможном невыполнении клиентом антиотмывочного законодательства, но еще и окажут консультации по надлежащему оформлению сомнительных операций»,— отмечает Татьяна Михайлович.

Вероника Горячева

Аудиторов обяжут доносить на подозрительных клиентов

Аудиторов обяжут доносить на подозрительных клиентов. Участникам рынка придется сообщать о любой сомнительной активности проверяемых компаний в Росфинмониторинг. Новая норма появилась в поправках к закону о борьбе с отмыванием преступных доходов.

Документ опубликован на портале правовых актов. Аудиторы могут предоставлять ценную информацию о возможных нарушениях закона, поэтому они должны контролировать компании наравне с банками.

Так считает старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко.

«Россия идет абсолютно в мировом тренде ужесточения законодательства об отмывании преступных доходов. Конечно, аудиторы достаточно часто получают запросы, связанные с разработкой различного рода схем или уклонения от уплаты налогов, или попытки отмыть преступные доходы.

Со стороны государства достаточно логично закрепить обязанность аудиторов сообщать о таких случаях. Аудитор же проверяет соответствие деятельности организации той отчетности, которую она составляет, проверяется и первичная документация, и те операции, которые совершает компания.

Ими могут быть выявлены, безусловно, какие-то серые или черные схемы», — уверен Карпенко.

Отчитываться перед Росфинмониторингом о подозрительных финансовых операциях уже обязаны банки. Кредитные организации также могут отказывать сомнительным клиентам в обслуживании. Дополнительная финансовая разведка со стороны аудиторов не сделает борьбу с отмыванием преступных доходов более эффективной. В этом уверен глава банковского направления компании FBK Grant Thornton Алексей Терехов.

«Изменит ли это общую ситуацию? Думаю, вряд ли. Аудиторы нацелены на подтверждение достоверности отчетности, а хитрые операции на балансах тех предприятий, которые подтверждаются аудиторами, совершаются достаточно редко.

Легализация у нас осуществляется методом движения средств либо по счетам, либо наличными денежными средствами. А аудиторы видят отчетность уже по прошествии квартала, полугодия.

Выявление и профилактика таких преступлений должны происходить либо до момента совершения такого действия, либо в момент завершения. А это, конечно же, плоскость отношения банков и клиентов», — подчеркнул Терехов.

Обязанность аудиторов доносить на клиентов негативно отразится на всем рынке. Если поправки будут приняты, в выигрыше останутся недобросовестные игроки, подчеркнул председатель Межрегионального профсоюза аудиторов и бухгалтеров Леонид Блинков.

«Доверие клиента будет полностью утрачено к своему аудитору, а черный нал не то что аудиторы, Росфинмониторинг отследить не сможет.

Кому надо из аудированных субъектов дать левое заключение, они получат это заключение от тех аудиторов, так называемых черных, которые есть на рынке. Если открыть интернет, аудиторское заключение 5 тыс., 10 тыс., 20 тыс. руб.

без проведения проверки. Возможно, что рынок черного аудита просто будет больше», — отметил в эфире «Коммерсантъ FM» Блинков.

Как пишет «Коммерсантъ», пока неясно, в какие сроки и как аудиторам придется сообщать о сомнительных сделках клиентов. Однако в Минфине идею поддерживают. Ведомство, в частности, готово доработать нормативную базу, чтобы поправки были приняты.  

Аудиторские проверки: правда и вымысел

231-ФЗ дополнил список обязанностей аудиторов. С 2019 года они должны передавать налоговикам по их запросу документы и информацию о компании. 

Аудиторы начали проверку ООО «Долгострой». Директор Андрей Афанасьевич задался вопросом: как сделать так, чтобы ФНС не узнала лишнего? Поможем ему разобраться в самых распространенных заблуждениях об аудиторских проверках.

Налоговики узнают от аудиторов все о компании

Андрей Афанасьевич опасается, что налоговики получат слишком много информации о компании. Неизвестно, насколько эта информация будет соответствовать действительности и какие выводы из нее сделают сотрудники налоговой. 

Читайте также:  Что значит форс-мажор в договоре - понятие

На самом деле запросить документы и информацию у аудиторов налоговая может только при некоторых условиях.

Это можно сделать во время выездной проверки компании или проверки цен в контролируемых сделках (ст. 105.14 НК). И только в случае, если компания не выполнила запрос инспекторов и не сдала документы на проверку.

Во время камеральной проверки налоговики не вправе требовать документы и информацию у аудиторов.

Контролируемые сделки налоговики проверяют редко, так как их перечень ограничен. Они могут проверить сделки между российскими взаимозависимыми компаниями, одна из которых применяет ЕСХН или ЕНВД. Для этого общая сумма доходов по сделкам за календарный год должна превышать 1 млрд рублей. 

Проверяющие могут потребовать только те документы, которые организация не передала налоговикам. Поэтому действия проверяющих зависят только от самой компании.

Аудиторы напишут об операциях компании в Росфинмониторинг

Аудиторы обязаны сообщать о подозрительных операциях в Росфинмониторинг (п. 2.1 ст. 7.1 115-ФЗ). Андрей Афанасьевич переживает, что теперь аудиторы на проверке будут искать сомнительные сделки и требовать пояснения и документы.

На самом деле существует порядок, по которому аудиторы должны передавать эти данные, и критерии сомнительных операций. 

Вероятность того, что аудитор передаст сведения о сделке в Росфинмониторинг, невысока. Дело в том, что аудит проводится на выборочной основе. Поэтому аудитор может при проверке не обнаружить сомнительные операции. Цель аудита — проверка бухгалтерской отчетности компаний, и проверяющие не обязаны выявлять все сомнительные сделки клиента.

Наличие у компании признаков из перечня Росфинмониторинга не означает, что все ее сделки автоматически считаются подозрительными.  Например, в группе риска оказалась организация, которая реализует легковые автомобили. Но аудитор сообщит в Росфинмониторинг, только если найдет для этого основания — например, заподозрит обналичку.

Если у аудиторов возникли вопросы по сделкам компании, лучше предоставить им подробную информацию. Аудитор не будет сообщать о сделке в Росфинмониторинг, если убедится, что она соответствует закону.

При проверке аудиторы обращают внимание на договоры с однодневками или на сделки, в которых компании установили цены существенно выше или ниже рыночных. Также вопросы могут вызвать займы, полученные от учредителей.

Шпаргалка: Компании, которые находятся в группе риска

  • Контрагент компании зарегистрирован по массовому адресу.
  • Контрагент компании действует менее года.
  • У контрагента есть запись о недостоверности в ЕГРЮЛ.
  • Большое количество операций с наличными, в том числе розничная торговля, общепит, АЗС, автосалоны.
  • Компания ведет деятельность в области строительства или оказывает консалтинговые услуги.
  • Численность работников не соответствует размерам и деятельности компании. Например, большой оборот при незначительном количестве работников и объеме активов.
  • Организация минимизирует прибыль для налогообложения сомнительными методами.
  • Компания не платит налоги или налоговая нагрузка минимальна.
  • Предприятие использует услуги посредников, экономическая обоснованность которых неочевидна. Можно запретить аудиторам хранить информацию о компании

В договоре с аудиторами теперь нужны особые условия

Опасаясь за информацию о компании, Андрей Афанасьевич пришел к логичному выводу: в договор с аудиторской фирмой теперь нужно включить особое условие — обязанность аудитора уничтожить документы, полученные при проверке. Тогда аудитор не сможет передать их налоговикам.

На самом деле аудитор обязан хранить документы и их копии, полученные или составленные в ходе оказания услуг. Срок хранения этих документов составляет не менее пяти лет (ст. 13 307-ФЗ). То есть подобное условие договора противоречит закону. 

Кроме того, такое условие может вызвать лишние подозрения. Инспекторы решат, что компании есть что скрывать, если она требует уничтожить документы.

Запретить или как-то ограничить в условиях договора обязанность аудитора передавать документы налоговикам также нельзя. 

***

Не стоит бояться аудиторских проверок. Их цель — не создать проблемы компании, а проверить, насколько она соблюдает законодательство. ООО «Долгострой» работает без нарушений, поэтому Андрей Афанасьевич может спать спокойно.

Читайте нас на astral.ru

Бухгалтеры и юристы обязаны информировать о подозрительных клиентах

В конце января 2018 года бухгалтерское сообщество всколыхнула опубликованная на сайте Росфинмониторинга информация. Фирмам и частникам, оказывающим аутсорсинговые услуги бухучета, напомнили о том, что они обязаны оповещать государство о подозрительных клиентах.

И рассказали, как получить доступ к личным кабинетам, через которые следует передавать данные. Требование распространяется также на юристов и нотариусов.

Обязательство прописано в Федеральном законе № 115, разработанном для противодействия финансированию терроризма и отмыванию нелегальных доходов.

При чем здесь бухгалтеры и юристы

К работникам именно этих профессий клиенты обращаются для проведения сделок с недвижимостью, создания организаций, управления имуществом и денежными вкладами. Такого рода финансовые операции могут быть признаком легализации барышей, полученных преступным путем, или других махинаций.

Адвокатам, нотариусам и предпринимателям, оказывающим бухгалтерские услуги, следует быть бдительными. Статья 7.1 ФЗ-115 обязывает их передавать информацию о клиентах, если есть хотя бы один повод предположить, что операция незаконна. При этом не уточняется, что может служить поводом, а что нет.

Попасть под подозрение? Легко!

Допустим, ваша компания собирается перечислить спонсорскую помощь благотворительной организации. У вас есть шанс загреметь в черный список, потому что подобные схемы используют преступные группировки для обналичивания денег.

Они делают благотворительные взносы на счета некоммерческих предприятий. Те якобы распределяют помощь между подопечными, а на деле оформляют выплаты на подставных лиц.

В результате «благотворители» получают обратно внесенные средства, но уже наличными.

Другой пример. Вы обращаетесь к юристу с просьбой разработать удобную для вас форму договора, позволяющую работать без подписания актов и выставления счетов. Расчеты будут происходить легально и прозрачно, а бумажной волокиты меньше. У бдительного законника есть повод увидеть за этим преступные намерения и дать наводку уполномоченному органу Росфинмониторинга.

Случается, что открытием фирмы занимается доверенное лицо. Действует при этом по закону — предоставляет паспорт учредителя, полный комплект документов, необходимых для регистрации.

Процедура может пройти гладко, а может и зажечь сигнальную лампочку в голове юриста, которому поручено оформление.

Все потому, что множество фирм-однодневок регистрируется по паспортам, полученным незаконным способом. Например, украденным.

Как понять, что я на мушке

Никакой бухгалтер или юрист не станет сообщать «подозреваемому» о том, что сведения о нем будут отправлены в Росфинмониторинг. Хотя бы потому, что разглашение факта передачи запрещено все той же статьей 7.1 закона ФЗ-115. В компании, где дорожат клиентами, скорее всего, попытаются получить дополнительные данные по проблемным вопросам. Это поможет развеять или подтвердить сомнения.

Если делу, с которым вы обратились в юридическую или бухгалтерскую фирму, уделяется повышенное внимание, вполне возможно, что вы в зоне риска.

Не принимайте в штыки расспросы, отвечайте развернуто, старайтесь всесторонне осветить задачу, с которой обратились к специалисту.

Приводите аргументы, подтверждающие отсутствия преступного умысла, и прислушивайтесь к дельным рекомендациям по оформлению сделки или составлению платежных документов.

Почему всполошились бухгалтеры

Закон действует давно, а Росфинмониторинг зачем-то решил напомнить о нем. Вероятно, неспроста. Возможно, контроль над его выполнением, как и ответственность за нарушения, станет жестче.

Проблемы с федеральной службой никому не нужны. Особенно когда есть риск поплатиться за них материально. А он есть: согласно статье 15.

27 КоАП РФ, не сообщившим об обоснованных подозрениях юридическим и бухгалтерским организациям грозят немалые штрафы.

Как не попасть на карандаш

На все сто от этого никто не застрахован. Но если придерживаться некоторых правил, можно свести опасность к нулю. Старайтесь избегать схем и приемов, распространенных среди тех, кто отмывает нечестные доходы.

А если используете их, предоставьте юристу или бухгалтеру максимум убедительных доказательств в пользу того, что не делаете ничего противозаконного. Обращайтесь к проверенным специалистам, с которыми давно установились партнерские отношения: вы знаете их, они знают вас.

А если ресурсы предприятия позволяют, наймите в штат собственного бухгалтера и не пользуйтесь услугами аутсорсинговых компаний.

Наши дела по теме

Услуги для юрлиц

Аудиторов обяжут писать доносы на клиентов

Минфин собирается вменить в обязанность аудиторским организациям докладывать в Росфинмониторинг о подозрительных сделках и рисках своих клиентов. Ранее чиновники разработали проект поправок, обязывающих аудиторов информировать об ошибках налогоплательщиков ФНС. Так аудиторские организации превращаются в агентов фискальных органов.

Минфин опубликован на едином портале для размещения проектов нормативных актов поправки
 в  Федеральный закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Чиновники собираются обязать аудиторов доносить на своих клиентов в Росфинмониторинг.

Контроль прежде всего

Законопроектом закрепляется обязанность аудиторских организаций следить за подозрительными сделками своих клиентов и докладывать обо всех возможных рисках в профильное ведомство. Предложенные Минфином изменения в законодательство являются очень важными для аудиторов.

Ведь если предложение чиновников будет принято, им придется информировать Росфинмониторинг о любой активности своих клиентов. Ведь никаких реальных признаков сомнительности сделок в предложенном проекте не предусмотрено.

Согласно текста документа, аудиторы должны обращаться в фискальную службу:

при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Очевидно, что в современных условиях ведения хозяйственной деятельности и субъективном взгляде проверяющих, под эту формулировку можно подвести большое число операций.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что он разработан в целях приведения законодательства, регулирующего аудит, в соответствие рекомендациям Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Минфин ранее согласовал эти стандарты.

Действующее законодательство

В настоящее время аудиторские компании избавлены от необходимости оперативно сообщать о чем-либо в Росфинмониторинг. В их «Методических рекомендациях по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг», одобренных советом по аудиторской деятельности при Минфине, нет указаний на законодательство против отмывания денег.

В Федеральных аудиторских стандартах ФСАД 6/2010 и 5/2010 регламентировано требование к аудиторам изучать риски искажения отчетности организаций из-за несоблюдения антиотмывочных требований, но также нет обязанности информировать об этом уполномоченные государственные органы.

Обо всех выявленных нарушениях аудитор обязан сообщить учредителям проверяемой организации. Если нарушения оказались существенными, а владельцы компании не предприняли действий к их устранению, аудитор должен обратится в уполномоченный орган.

При этом в качестве такого органа фигурирует налоговая служба, а не Росфинмониторинг. Кстати, информировать налоговую службу о результатах проведенного аудита проверяющих также собираются обязать.
Минфин намерен внести соответствующие изменения в статью 82 и статью 93.

1 НК РФ, которые касаются налоговых проверок.

Мнения экспертов

Эксперты считают, что в существующем виде законопроект не сможет полноценно работать на практике.

Поскольку предлагаемая чиновниками норма станет обязательной для исполнения аудиторами, к ней придется принимать дополнительные нормативные акты, вводящие ответственность за неисполнение новых требований. Действующая редакция статьи 15.

27 КоАП РФ предусматривает, что за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля предусмотрен на должностных лиц может быть наложен штраф в размере до 30 тысяч рублей, а на организацию — до 200 тысяч рублей.

Однако, штрафовать никого за новую норму не получится, поскольку в законопроекте Минфина нет четких указаний как именно аудиторы должны передавать информацию. Журналисты выяснили,
что министерство собирается восполнить этот пробел и разрабатывает отдельный нормативный документ с указаниями на этот счет.

Сами аудиторы серьезно опасаются, что новые требования окажут негативное влияние на рынок в целом.

Читайте также:  Комментарий 18923 к статье: мрот для расчета штрафов в 2017 году

Ведь клиенты будут больше заинтересованы обращаться к тем проверяющим, которые не будут докладывать в ФНС или Росфинмониторинг о возможном невыполнении требований налогового или антиотмывочного законодательства.

Белым аудиторам останется довольствоваться клиентами, для которых аудит является обязательным, а это примерно половина организаций, которые сейчас обращаются за такими услугами и ждут не просто проверки, а рекомендаций о том, как правильно оформить, в том числе и сомнительные операции.

Чем с 4 мая 2018 года для вас опасен аудитор. И почему он даже не расскажет вам о доносе в Росфинмониторинг

На примере общения с банками, многие, если не все, знают о действующем с 2002 года законе № 115-ФЗ.

Этим законом, среди прочего, определялась и роль лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, к которым относятся, в частности, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В частности, аудитор должен был информировать Росфинмониторинг о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев.

На это никто из аудиторов особенно внимания не обращал, и все шло своим чередом.

Что изменилось

Но с 23 апреля 2018 г. (Федеральный закон № 112-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон N 115-ФЗ и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 года. С 04.05.2018г.

, аудитор, при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований  полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Росфинмониторинг.

Уведомление аудитором Росфинмониторинга о наличии любых оснований полагать, что сделки аудируемого лица могут быть осуществлены в целях отмывания доходов, производится в порядке, предусмотренном законом N 115-ФЗ.

Ранее — в порядке, предусмотренном законом «Об аудиторской деятельности»: аудитор должен был информировать руководителя аудируемой компании. И лишь в случае, если он не принимал в течение 90 дней надлежащих мер по рассмотрению информации аудитора — Росфинмониторинг.

По закону № 115-ФЗ порядок уведомления Росфинмониторинга установлен Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82.

В соответствии с действующим законодательством, факт уведомления аудитором Росфинмониторинга:

— не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);

— не подлежит разглашению аудитором (пункт 4 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ).

Для взаимодействия с Росфинмониторингом, а также реализации своих прав и обязанностей, аудитор должен использовать информационный ресурс — личный кабинет на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга.

Выводы и вопросы

Если сказать доступным языком, то аудитор должен сообщать в Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, но руководитель проверяемой организации не будет знать об этом.

Я, конечно, понимаю и абсолютно согласен, что легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, неприемлемо в современном мире, но что такое «сделка или финансовая операция, которая осуществлена в целях легализации (отмывания) доходов».

Где грань между нормальной оптимизацией расходов (в т.ч. и налогов) и легализацией и отмыванием доходов?

Если ты приглашаешь аудитора для оказания услуг по разработке некой вполне себе законной схемы, но в результате у тебя уменьшатся расходы и возможно платежи в бюджет, а твой доход увеличится, что это нормальная операция или она осуществляется с целью легализации?

Пример. В ходе оказания аудиторских услуг, аудитором установлен факт получения предприятием заемных средств от участников общества, которые так же являются работниками предприятия. В договоре займа указано, что предприятие уплачивает проценты на сумму полученного займа. Проценты по договору займа установлены на уровне ставок коммерческих банков. Но сумма заемных средств большая и сумма процентов исчисляется десятками миллионов. Кажется, все сделано на законных основаниях, но, по мнению налоговиков и судей, займы от дружественных юридических или физических лиц — не что иное, как схема.

  • Будет ли аудитор сообщать в Росфинмониторинг или нет?
  • Ответственность для аудитора очень серьезная, может лучше перестраховаться (как банки) и сообщить в Росфинмониторинг?
  • Ведь руководитель организации все равно не узнает, а если через некоторое время организация где-то проштрафится, привлекут ли аудитора за компанию?

Также появляется дополнительный рычаг давления на предприятия через «своих» аудиторов в т.ч. и для рейдерских атак.

На сегодняшний день, только фирмы, оказывающие консультационные услуги (не юридические) в сфере бухгалтерского учета и налогообложения, пока еще не в сфере действия 115-ФЗ. Но надолго, вот в чем вопрос.

Древняя поговорка «бойтесь данайцев дары приносящих» в современных условиях звучит как «бойтесь аудиторов услуги оказывающих».

Аудиторов обязали стучать на клиентов и еще три важные поправки

С начала 2017 года администрирование обязательных страховых взносов перешло к налоговой инспекции. Теперь за их неуплату, как и за неуплату налогов, государство вводит уголовную ответственность. Цель очевидна: пополнение бюджета. Криминализация неуплаты подстегнет руководителей активнее перечислять страховые взносы. Расследованием преступлений по статьям 198—199.4 Уголовного кодекса РФ займется Следственный комитет.

Андрей Гривцов Адвокат, старший партнер адвокатского бюро «ЗКС», Москва

До 3 лет тюрьмы грозит Генеральному Директору за неуплату страховых взносов в особо крупном размере.

Что изменится. Против Генерального Директора возбудят уголовное дело, если долг по обязательным страховым взносам превышает 1,8 млн руб. или 10% от общей суммы, подлежащей к уплате. Размер будет считаться особо крупным, если сумма больше 9 млн руб. или составляет 20% от общей суммы, вне зависимости от периода неуплаты. Если долг меньше, уголовная ответственность не наступает.

Чтобы избежать привлечения к уголовной ответственности, необходимо:

  • исправно платить страховые взносы;
  • своевременно представлять налоговые декларации и иные документы;
  • не включать в представляемые документы заведомо ложные сведения.

Что грозит руководителю. Если Генеральный Директор совершит преступление впервые и погасит весь долг, его освободят от ответственности.

При неуплате страховых взносов в крупном размере руководителя ждет штраф на сумму 100—300 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до одного года.

Для особо крупного размера предусмотрены штраф на сумму 300—500 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до четырех лет.

Источник: проект федерального закона №927133-6 «О внесении изменений в УК и УПК РФ в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» Когда документ вступит в силу: прошел первое чтение в Государственной думе Для кого актуально: Генеральный Директор

Налоговой инспекции придется доказывать неправомерность схемы по новому

Налоговики начислили ООО «Центррегионуголь» недоимку и штраф в размере 9 млн руб. Организация закупала уголь у контрагента, но инспекция заподозрила, что сделки были фиктивными. Компания обратилась в суд с требованием отменить решение ФНС.

Налоговая инспекция установила, что контрагент не имел необходимого персонала, активов, транспортных средств и складских помещений. И указала, что договор был подписан неустановленным лицом. Однако суд признал решение инспекции незаконным, установив в процессе разбирательства дела, что по факту уголь был поставлен.

Доказательства о получении обществом необоснованной налоговой выгоды были признаны недостаточными (определение ВС РФ от 29.11.2016 №305 КГ16–10399 по делу №А40-71125/2015). Теперь решения по подобным делам можно считать закрепленными законодательно.

В Налоговом кодексе РФ появилась норма, которая определяет, что такое налоговая выгода и когда ее признают необоснованной (ст. 54.1).

Павел Андрейкин Заместитель руководителя департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития «КСК групп», Москва

В чем суть изменений. В новой статье указано, что налоговая выгода считается обоснованной при одновременном соблюдении двух условий.

Во-первых, основной целью сделки не должны быть возврат суммы налога или его неуплата.

Речь идет о ситуациях, когда компания принимает затраты по сделкам, оформленным лишь документально, но не совершенным в действительности.

А также, когда применяется искусственное дробление бизнеса — создается несколько идентичных компаний, применяющих УСН. За счет этого налог на прибыль снижается, хотя объективных причин для разделения бизнеса нет.

Во-вторых, обязательство по сделке должна выполнить другая сторона договора, заключенного с налогоплательщиком. Новация не коснется комиссионных и агентских схем работы, а также привлечения субподрядчиков.

Речь идет о ситуациях, когда договор подписан с подрядчиком, однако в ходе проверки инспекция устанавливает, что работу выполняли сотрудники самого налогоплательщика или «гастарбайтеры», не имеющие отношения к контрагенту.

Теперь налоговая инспекция не сможет автоматически доначислить налоги в случаях, когда:

  • документы подписаны неустановленным лицом;
  • существовала возможность заключить договор с более добросовестным контрагентом;
  • подрядчик нарушил налоговое законодательство.

Что грозит бизнесу. Инспекторам станет сложнее доказывать налоговые схемы. Вероятно, положения нормы начнут рассматривать вместе с иными обстоятельствами налоговых споров. Об этом свидетельствует письмо ФНС России от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@. Проверки призваны не только выявить получение необоснованной налоговой выгоды, но и установить конечного выгодоприобретателя, а также умысел.

Источник:

Росфинмониторинг разработал для аудиторов методические рекомендации, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом

6 декабря 2018 года Минфин РФ, совместно с ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» и Росфинмониторингом провел круглый стол на тему: «Повышение роли аудиторов в антиотмывочной системе». В мероприятии также приняли участие саморегулируемые организации аудиторов и представители бизнес-сообщества.

За круглым столом участники обсудили возможные риски легализации преступных доходов и финансирования терроризма при оказании аудиторских услуг и рассмотрели новые требования «антиотмывочного» законодательства к аудиторам.

В ходе мероприятия Росфинмониторинг представил разработанные для аудиторов методические рекомендации, в документе разъяснятся порядок выявления сомнительных сделок и операций клиентов. О подозрительных случаях при проверке компаний аудиторов обязали сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

По каким критериям аудиторы будут оценивать «сомнительность» сделки? Какие компании попали в зону риска в связи с изменениями? Как организовать взаимодействие с аудиторами, чтобы обезопасить свои интересы? Ответим в статье на эти и другие вопросы.

рекомендаций

Методические рекомендации для аудиторов (Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 ноября 2018 г.

№ 56) разработаны во исполнение и в соответствие с Федеральными законами: № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-ФЗ № 115), № 307 «Об аудиторской деятельности» (далее-ФЗ № 307), международными стандартами ФАТФ, международными стандартами аудита и иными нормативно-правовыми актами.

Кроме общих положений, рекомендации разделены на два блока, один из которых посвящен рискам отмывания доходов и финансирования терроризма (далее — ОД/ФТ) при совершении операций, а второй порядку уведомления контролирующего органа при выявлении таких рисков.

Читайте также:  Заявление на закрытие ип - образец заполнения формы р26001

В тексте документа разъясняется, что аудиторы могут делать выводы о наличии риска в действиях проверяемого лица, руководствуясь своим профессиональным суждениям и оценкой деятельности этого лица по определенным критериям.

Основные критерии определения риска

Рекомендациями определены три основные группы рисков:

  1. Страновые — связанные со страной, определенной географической территорией деятельности или регистрации проверяемого.
  2. Операционные — связанные с определенными услугами, операциями, поставками, продуктами проверяемого лица.
  3. Клиентские — связанные с деятельностью самого проверяемого и его контрагентов.

В первой группе перечислено 6 оснований для определения риска, например:

  • проверяемое лицо, его партнеры или бенефициарные владельцы являются резидентами стран, не имеющих надлежащих систем противодействия ОД/ФТ, или стран оказывающих поддержку террористической деятельности;
  • контрагенты или клиенты аудируемого лица являются нерезидентами РФ;
  • контрагенты или клиенты проверяемого, его филиалы зарегистрированы на территории государств, в отношении которых применяются специальные экономические меры в соответствии с ФЗ N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах».

К операционным отнесены риски, связанные с возможным «обналичиванием» денег, хищением, с проведением трансграничных операций с обращением ценных бумаг, с мошенничеством или преднамеренным банкротством, а также с лицами, подпадающими под санкционный режим. Операционные риски могут возникнуть по 28 основаниям, перечисленным в Методических рекомендациях, к ним относятся, например:

  • операции компании, выходящие за рамки обычной деятельности;
  • банковские авуары;
  • операции проверяемого, проводимые на трансграничной основе в юрисдикциях с разными обстоятельствами ведения бизнеса и культурами;
  • операции по приобретению имущества с отсрочкой/рассрочкой платежа под проценты за отсрочку/рассрочку, если проценты переводятся на счета иностранных банков;
  • большое количество операций с наличными деньгами;
  • многочисленные перепродажи товаров и услуг;
  • инвестиции в недвижимость по высоким, или, наоборот, заниженным ценам;
  • прощение долга по неисполненным обязательствам.

К категории клиентских отнесены риски, связанные с особенностями структуры собственности и органов управления аудируемого, с его репутацией и образом действий, с возможной коррупцией и хищением государственных средств, с особенностями деятельности. Всего в группе 28 оснований для определения риска, например:

  • регистрация клиента проверяемого, или его партнеров по массовому адресу;
  • интенсивный оборот денежных средств;
  • осуществление консалтинговой, строительной, туроператорской деятельности, розничная торговля;
  • отказ проверяемого лица в доступе проверяющего к его документации;
  • необычные задержки предоставляемой информации.

Дополнительные критерии и факторы риска

Кроме перечисленных в перечнях Методических рекомендаций рисков ОД/ФТ, аудитор в ходе проверки может выделить и другие, дополнительные группы рисков. Перечни могут дополняться аудиторами на основании анализа операций проверяемых лиц, складывающейся практики взаимодействия с ними, или других факторов.

При определении рисков аудиторами должны учитываться и признаки необычных сделок, установленных Приказом Росфинмониторинга от 08.05.

2009 N 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».

Этим приказом определен длинный перечень признаков, вызывающих подозрение, который применяется для оценки деятельности как юридических лиц, так и ИП.

Важно отметить, что некоторые из признаков можно выявить в деятельности очень многих компаний, например:

  • необоснованная поспешность в проведении операции;
  • заключение договоров с компанией или ИП, период деятельности которых с момента регистрации составляет менее года;
  • осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает нерезидент.

Также в Методических рекомендациях перечисляются факторы, которые повышают риски ОД/ФТ. При проведении проверки аудиторы должны их учитывать наряду с основными критериями. Такими факторами являются:

  • отсутствие сведений о клиенте проверяемого лица, или его партнере в открытых источниках информации;
  • отсутствие централизованного корпоративного управления и деятельность проверяемого лица сразу в нескольких юрисдикциях;
  • наличие записи о недостоверности сведений о клиенте аудируемого, или его партнере в ЕГРЮЛ;
  • привлечение деловых посредников, обоснованность привлечения которых является неочевидной;
  • существенная недостача материальных активов.

Уведомление Росфинмониторинга

Информация о подозрительных операциях будет передаваться в контролирующий орган как в случае обязательного, так и в случае инициативного аудита.

Сведения направляются аудитором в Росфинмониторинг электронным сообщением через личный кабинет на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Если передать информацию указанным способом невозможно, она представляется в госорган на машинном носителе в виде электронного документа.

При этом на аудитора возлагается обязанность по соблюдению мер, исключающих доступ к документам третьих лиц во время доставки.

Важно отметить, что аудитор не вправе сообщить клиенту о том, что направил сведения о его подозрительных операциях. Запрет на разглашение такой информации установлен пунктом 4 части 7.1 ФЗ № 115 и пунктом 3.1 части 2 статьи 13 ФЗ № 307.

Как новые правила повлияют на бизнес?

Новые Методические рекомендации вызвали неоднозначную реакцию в бизнес-сообществе. В большинстве случаев компании приглашают аудиторов по собственной инициативе для проверки своего финансового положения. Очевидно, что бизнесмены не готовы платить аудиторам за проверки, направленные, в том числе, и на выявление рисков ОД/ФТ.

Критерии риска в Методических рекомендациях разрабатывались для недопущения финансирования терроризма и отмывания доходов.

Из текста документа следует, что особое внимание аудиторы должны уделять сложным, запутанным и не имеющим объективного экономического смысла операциям.

Однако при определении групп риска использованы общие, расплывчатые, формулировки, затрудняющие понимание и позволяющие подвести под представленные в документе критерии подавляющее количество сделок.

Например, к показателям риска отнесены попытки аудируемого лица затруднить понимание его деятельности, но не разъяснено, какими конкретно действиями (бездействием) проверяемый может затруднять понимание своей деятельности.

Также к категории клиентских рисков относится необычная задержка предоставления запрошенной аудитором информации, но понятие «необычности» задержки не раскрывается.

Вызывает вопросы еще одна формулировка: риском является подозрение, что руководство проверяемого лица действует по указанию третьих лиц, сведения о которых не раскрывает. Но на чем могут основываться эти подозрения и как должны подкрепляться?

В первую очередь в «зоне риска» оказываются компании, осуществляющие виды деятельности, прямо перечисленные в Методических рекомендациях: продажа легкового транспорта, туризм, строительство, консалтинг и др. Особое внимание уделяется компаниям, сотрудничающим с иностранными контрагентами и юридическим лицам.

Тем не менее, в поле зрения Федеральной службы по финансовому мониторингу может попасть практически любое проверяемое лицо.

С принятием новых правил, в Росфинмониторинг может быть передана информация о подозрительных операциях любой компании, если в ходе проверки аудитор определит риски, руководствуясь оценкой деятельности аудируемого, или своим профессиональным суждением. Риск есть даже в случае, когда формально операция не соответствует критериям, указанным в Методических рекомендациях.

При этом мнение аудитора может быть субъективным и не соответствующим действительности, однако сведения о компании все равно будут переданы в контролирующий орган. А дальше компании придется доказывать отсутствие в деятельности признаков ОД/ФТ.

Как предотвратить признание операций подозрительными?

Напомним, что согласно ФЗ № 115, сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных клиентах, кроме аудиторов, должны бухгалтеры, адвокаты и нотариусы, юристы.

Государство усиленно контролирует сферу предпринимательской деятельности в части соблюдения «антиотмывочного» и антитеррористического законодательства.

С последствиями такого контроля столкнулись многие представители бизнес-сообщества, чьи банковские счета были заблокированы в результате проверок, а компании внесены в список «подозрительных».

Очевидно, что во избежание неприятностей с контролирующими органами компания должна вести деятельность, полностью отвечающую требованиям закона, но даже при соблюдении этого условия остаются риски.

Новые Методические рекомендации существенно расширяют перечень компаний, сделки и операции которых могут вызывать подозрение.

Учитывая тот факт, что аудитор не будет сообщать о выявленных рисках, руководство компании может узнать о направлении сведений в Росфинмониторинг уже постфактум.

Поэтому важно проверять благонадежность контрагентов через общедоступные сервисы, запрашивать документации у потенциальных партнеров и подстраховываться иными способами.

Игнорирование этого этапа может привести к тому, что сведения о компании попадут в Росфинмониторинг на том основании, что подозрения вызывает не сам аудируемый, а его контрагент.

Также аудиторы обращают внимание на позицию компании относительно профилактики правонарушений. Хорошим показателем будут внедрение в бизнес- процесс процедур для обеспечения добросовестной работы компании, разъяснительная работа с сотрудниками (инструктажи, ознакомление с тематическими НПА) и полностью прозрачная отчетность.

Минфин предписал аудиторам блокировать средства подозрительных клиентов :: Экономика :: РБК

Блокировки с санкции Росфинмониторинга

Новый закон, накладывающий на аудиторов и бухгалтеров дополнительные обязанности, принят 18 марта. В это время в России проходила масштабная проверка FATF. Итоги оценки антиотмывочной системы станут известны в октябре.

Согласно поправкам, аудиторы должны:

  • разработать правила внутреннего контроля и назначать ответственных должностных лиц;
  • идентифицировать бенефициарных владельцев компании-клиента;
  • фиксировать и хранить информацию.

Аудиторские организации могут предоставлять бухгалтерские услуги, совершать операции по поручению клиента, управлять его активами и т.д.

В этом случае они обязаны заморозить средства или иное имущество клиента не позднее одного дня с даты его включения в перечень лиц, причастных к экстремизму и терроризму.

Но блокировки коснутся и «не дотягивающих» до включения в этот список лиц, но признанных подозрительными межведомственной комиссией.

Заморозка средств возможна только с разрешения Росфинмониторинга, подчеркивает партнер компании НАФКО Павел Иккерт. «Компания может нести важные обязательства по оплате, и блокировка причинит бизнесу существенные убытки вплоть до расторжения договора», — отметил он.

  • Еще одно новое требование — выявлять среди клиентов публичных должностных лиц: чиновников, функционеров Центробанка, федеральных служб, госкорпораций, иностранных публичных должностных лиц и представителей международных организаций.
  • При высокой степени риска коррупции и хищения бюджетных средств аудитор должен принять такого клиента на обслуживание только с письменного разрешения руководителя обособленного подразделения по контролю и обязан определить источник происхождения средств, уделить повышенное внимание к операциям таких клиентов и их родственников.
  • «Поправки добавят работы небольшим компаниям — в крупных организациях это уже давно стало частью внутренних процедур», — пояснил РБК руководитель департамента аудиторских услуг КПМГ в России и СНГ Кирилл Алтухов.
  • Однако у банков больше полномочий при проверке потенциальных клиентов: в отличие от аудиторов они могут запрашивать документальные подтверждения, подчеркивает партнер EY Игорь Буян.

Ответственность — запрет на профессию

Несоблюдение предписаний может обернуться для аудитора претензиями при проверке со стороны Казначейства, предписаниями и штрафами, а в тяжелых случаях дисквалификацией. «Последствия могут быть жесткими вплоть до исключения из саморегулируемой организации и отлучения от профессии», — предупредил Буян.

Изменения аудиторы восприняли без энтузиазма. «Мы надеемся, что новые требования и рекомендации будут в рамках стандартов проверки финансовой отчетности», — добавил Буян.

«Что касается перекладывания государственных функций, на мой взгляд, в борьбе с терроризмом и коррупцией должны участвовать все, и аудиторы должны знать своих клиентов и ограничивать работу с теми, кто вовлечен в криминальную деятельность», — считает Алтухов.

Подробнее о новых обязанностях аудиторов — в материале «РБК Pro».

Ольга Агеева

При участии: Максим Солопов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *