Валютный контроль экспортных операций – механизм

Сделки, связанные с внешнеэкономической деятельностью, стоят на особом контроле государства — за их проведением следят и налоговые, и таможенные органы, а также Центробанк и уполномоченные агенты.

Чтобы не потерять времени и не попасть на штрафы, необходимо строго соблюдать основные положения законодательных актов, в частности «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ.

Валютный контроль при экспорте товаров и услуг

Согласно законодательству РФ, участники ВЭД при продаже товаров или услуг за границу, обязаны:

  • обеспечивать своевременное зачисление дохода, полученного в ходе экспортных операций, на рублевые или валютные счета на территории РФ;
  • контролировать соблюдение сроков подачи документов по основным контрактам для осуществления валютного контроля;
  • регулярно предоставлять отчетность в контролирующие органы о проведенных сделках.

При этом процедура валютного контроля для экспортеров выглядит следующим образом:

  • оформляется декларация на совокупность товаров — на этом этапе за ВК отвечает таможенная служба;
  • после поступления оплаты за товар в течение 15 дней предоставляется справка о подтверждающих документах;
  • банк осуществляет контроль и проверку средств, поступивших от иностранного партнера.

До 1 марта 2018 года для сделок, превышающих размер в $50 000, требовалось оформлять паспорт сделки. Процедура считалась довольно сложной и часто вызывала критику со стороны экспертов. Сегодня для экспорта товаров ПС уже не нужен. Вместо этого банк самостоятельно регистрирует договор (с присвоением уникального номера), если сумма сделки составляет более 6 миллионов рублей.

Рублевый эквивалент рассчитывается исходя из текущего курса ЦБ на день обращения в банк.

Как поставить контракт на учет в уполномоченном банке

Законом предусматривается, что практически все действия по постановке на учет договоров выполняет сам банк. От экспортера требуется представить сам контракт, по которому осуществляется продажа за рубеж товаров или услуг, а также подтверждающую документацию.

Для экспортеров предусмотрена возможность отсрочки представления контракта: сначала можно подать сведения о будущей сделке, заполнив специальную форму, полученную от сотрудников банка, а затем в 15-дневный срок предъявить и сам контракт.

Как только все документы окажутся в руках банкиров, договор ставится на учет, ему присваивается номер. По срокам это занимает не более одного дня. Столько же времени по закону отводится банку для того, чтобы сообщить учетный номер компании-экспортеру.

Раньше процедура была более длительной: до трех дней банк оформлял паспорт сделки, потом еще два дня давалось на отправку документов резиденту. Сейчас весь процесс не только упростили, но и ускорили.

Итак, чтобы поставить на учет договор или контракт, в банк представляют сам документ, а при невозможности — заверенную выписку из него. В последнем случае необходимо убедиться, что выписка содержит всю информацию, необходимую для осуществления валютного контроля:

  • вид экспортного контракта и его реквизиты;
  • наименование валюты;
  • сумма контракта;
  • сроки внесения денег на расчетный счет;
  • реквизиты иностранного партнера.

Подтверждающие документы, представляемые вместе с контрактом, определяются каждым конкретным случаем. Чаще всего, банку необходимы:

  • счет на оплату товаров;
  • документы, подтверждающие факт отгрузки товара или полного выполнения услуг;
  • заверенный перевод документов, если они составлены не на русском языке.

Последние правки к закону не предусматривают объективных причин, по которым банковское учреждение может отказать экспортеру в регистрации контракта. Если все документы представлены вовремя (и составлены правильно), банк обязательно зарегистрирует контракт с оформлением соответствующей ведомости.

Требования к документам

Все официальные бумаги, представляемые в банк, должны быть с действующими сроками. Допускается заменять оригиналы документов копиями, если они заверены подписью ответственного лица и печатью компании.

Обратите внимание! Заверить придется каждую страницу, после чего документы прошивают и еще раз заверяют на последнем листе.

Если используются типовые формы (инвойсы, акты, CMR) на иностранном языке, то переводить каждый такой документ не нужно — достаточно перевести один образец и отправить в банк.

Для того чтобы банк мог сверять подписи на документах, необходимо предоставить сотрудникам учреждения карточку подписей с образцами росчерков всех должностных лиц, а также печатей организации.

Как избежать рисков

Необходимость валютного контроля обусловлена несколькими причинами. В частности, государство пытается таким образом пресечь фиктивные ВЭД-контракты, целью которых является вывод денег за границу без осуществления поставок реального товара.

По закону вся валютная выручка должна быть возвращена в Россию на счета банков, зарегистрированных на территории нашей страны.

Штраф за нарушение сроков репатриации (или и вовсе за невозврат денег «на родину») прописан в ст. 15.25 КоАПП.

Если сумма контракта превышает 9 миллионов рублей, то в дело вступает и УК РФ — в зависимости от тяжести правонарушения суд может назначить крупный штраф, принудительные работы или даже тюремное заключение.

Агентами валютного контроля при экспортных сделках выступают таможенная и налоговая службы, а также уполномоченный банк. Все они могут заявить о нарушении закона, если отметят наличие оснований для подозрений в незаконной финансовой деятельности.

Избежать штрафов легко — достаточно правильно оформлять документы и не нарушать сроки их представления. Еще один важный момент — соблюдение сроков поступления денег, предусмотренных контрактом.

Штраф начисляется, даже если задержка произошла по вине зарубежного контрагента.

Если такое произошло, эксперты рекомендуют составить и отправить партнеру претензию — в дальнейшем она станет доказательством невиновности экспортера.

После этого есть два варианта:

  • получение письменных объяснений от иностранного покупателя с указанием новых сроков отправки денег на счет — в этом случае заключается дополнительное соглашение, о чем незамедлительно информируется банк;
  • если покупатель отказывается платить деньги или вовсе не выходит на связь, следует обратиться в суд — и снова уведомить об этом банковское учреждение.

Эти действия позволят избежать штрафа, сумма которого на сегодняшний день может доходить до однократной стоимости всего контракта.

Важно! Пока идет судебное разбирательство, штрафы начисляться не могут.

6.3. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

6.3. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Расширение внешнеторговых контактов и либерализация внешнеэкономических связей привели к тому, что на международный рынок стали выходить предприятия и организации, не обладающие достаточным опытом в этой сфере деятельности.

Одним из последствий упразднения государственной монополии на внешнюю торговлю стали серьезные валютно-финансовые проблемы, связанные с неполной репатриацией валютной выручки от экспорта товаров из России, что создало угрожающую ситуацию для российской экономики.

Масштабы оседания валютной выручки за рубежом позволили говорить об угрозе экономической безопасности России.

  • Созданный в России механизм валютного контроля направлен прежде всего на полное и своевременное поступление экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию в интересах оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развитие внутреннего валютного рынка и формирование государственных валютных резервов.
  • Основой механизма валютного контроля за экспортными операциями является обязанность экспортера обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта в полном объеме и в оговоренные сроки на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
  • Экспорт товаров может осуществляться при условии уплаты таможенных платежей, соблюдении мер экономической политики и выполнении других требований, предусмотренных российским законодательством по таможенному делу.

При таможенном и валютном контроле, а также таможенном оформлении товаров, вывозимых в соответствии с режимом экспорта по внешнеторговым договорам купли-продажи, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, исходят из того, что зачисление на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта в сроки, установленные законодательством для исполнения текущих валютных операций или определенные ЦБ РФ для валютных операций, будет осуществлено в обязательном порядке. Это положение таможенного законодательства находится в соответствии с действующим российским валютным законодательством, в частности с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», который устанавливает, что иностранная валюта, получаемая предприятиями и организациями-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено ЦБ РФ.

Таможенный орган, принимая грузы к оформлению, требует сообщения реквизитов валютного счета, на который будет переведена экспортная выручка. После окончания таможенного оформления в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной поставки. Завершается контрольная процедура уведомлением о зачислении валютной выручки от экспорта.

Такова в самых общих чертах схема валютного контроля за поступлением экспортной выручки.

Действующий сейчас механизм валютного контроля за импортными операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспортом.

Импортеры-резиденты после заключения сделки, предусматривающей перевод из России иностранной валюты для приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств, переведенных в их оплату или обеспечить полный возврат валюты в сроки, установленные в контракте, но не позднее 90 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено ЦБ РФ.

Расчеты по внешнеэкономическим сделкам российских импортеров осуществляются только через счета резидентов, заключивших сделки с нерезидентами.

Оплата импортируемого товара может осуществляться только со счета в банке импортера, под которым понимается уполномоченный банк либо его филиал, в котором открыт текущий валютный счет импортера и который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.

  1. Банк импортера производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий оплаты только при наличии подписанного паспорта импортной сделки.
  2. Любой иной способ оплаты импортируемого товара может быть совершен только при наличии у импортера специального разрешения ЦБ РФ на осуществление такой операции.
  3. За выполнение функций агента валютного контроля по импортным операциям уполномоченные банки могут взимать с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок, плату, не превышающую 0,15 % суммы сделки, по которой уполномоченный банк осуществляет валютный контроль.
  4. Введенная в действие система таможенно-банковского валютного контроля за обоснованностью платежей при импорте товаров позволяет осуществить контроль за исполнением требований, установленных российским законодательством: законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Таможенным кодексом РФ, Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Валютный контроль распространяется на все импортные сделки, предусматривающие ввоз товаров, за которые предусмотрена оплата в иностранной валюте, расчеты осуществляются в иностранной валюте и хотя бы часть требований иностранного контрагента к российскому импортеру удовлетворяется или будет удовлетворена платежами в иностранной валюте (т.е. контракт предусматривает передачу резидентом компенсации за импортируемый товар хотя бы частично в виде денежных средств в иностранной валюте).

  • Основными контролирующими субъектами в схеме экспортноимпортной сделки являются таможенные органы и банковские учреждения, отсюда название процедуры – таможеннобанковский контроль.
  • Дополнительно к основному списку документов импортер направляет в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ:
  • •      копии договоров между российским предприятием и иностранным контрагентом с дополнениями и изменениями на русском языке и языке оригинала;
  • •      копии грузовых таможенных деклараций, подтверждающих ввоз товаров;
  • •      информацию из уполномоченного банка о фактически переведенных средствах в рамках договоров (с приложением копий платежных документов).
Читайте также:  Как ооо получить лицензию на образовательную деятельность?

Базовый документ таможенно-банковского валютного контроля – паспорт сделки.

Его оформляют в двух экземплярах на каждый заключенный внешнеторговый контракт, подпадающий под действие валютного контроля, совместно экспортер и уполномоченный банк, на транзитный валютный счет, в котором впоследствии должна поступить от импортера-нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту.

Экспортер для оформления паспорта сделки в уполномоченный банк представляет наряду с заполненным и подписанным от его имени паспортом оригинал или заверенную копию внешнеторгового контракта на основании которого был составлен паспорт сделки.

При невозможности поставки товаров импортер возлагает на себя ответственность за возврат в установленные в контракте сроки суммы предоплаты, ранее переведенной иностранной стороне по контракту или ее приказу. Означенные суммы возвращаются на указанный в паспорте сделки текущий валютный счет импортера.

Если валютная выручка от экспорта товаров поступает в банк не в полном объеме или с нарушением указанного в реестре срока, проверяется наличие у экспортера письменного подтверждения обоснованности данного обстоятельства или о причине задержки получения им валютной выручки, или представленного подтверждения Банка России об освобождении экспортера от обязательного зачисления валютной выручки в уполномоченные банки Российской Федерации.

Уполномоченный банк должен ежеквартально (до 15 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом) на базе материалов досье составлять для представления в Главное территориальное управление ЦБ РФ по месту своей регистрации сводную отчетность по валютной выручке от экспорта товаров, не поступивших в срок или поступивших не в полном объеме, по установленной форме.

С того момента, когда заработал механизм контроля за поступлением экспортной валютной выручки, основным способом сокрытия валютных средств за рубежом стали не экспортные, а импортные операции.

Чаще всего в этих целях использовалось заключение фиктивного контракта: российский покупатель переводил иностранному контрагенту валюту под заведомую непоставку товаров (предоплата без поставки товара или же неэквивалентное поступление товара).

Широко применялась также практика авансовых платежей, означающая по сути предоставление российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным фирмам. По данным банка России, основанным на отчетности коммерческих банков, по «бестоварным» переводам по фиктивным импортным контрактам из России ежемесячно уходило около 400 млн. долл.

  1. Валютный контроль за импортными поставками был введен для того, чтобы искоренить практику заключения фиктивных импортных контрактов, позволяющих переводить иностранную валюту за границу.
  2. Международные расчеты по экспортно-импортным операциям с иностранными банками-корреспондентами осуществляются, как правило, в форме банковского перевода и документарного аккредитива.
  3. Следующая глава

Учет экспортных/импортных операций: в чем чаще всего ошибаются бухгалтеры

Я постоянно консультирую коллег — бухгалтеров сторонних организаций по вопросам отражения экспортно/импортных операций на счетах учета. Решила упорядочить свой опыт и собрать в этой статье те вопросы, которые наиболее часто задают бухгалтеры и дать на них ответы. Читайте, возможно, эта информация принесет пользу для вас в вашей работе.

Какие валютные операции могут проводить хозяйствующие субъекты?

Валютными операциями являются приобретение резидентом у резидента или нерезидента, приобретение нерезидентом у резидента, отчуждение резидентом в пользу резидента или нерезидента, отчуждение нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа (ст. 1 ФЗ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Российские организации могут проводить валютные операции, разрешенные действующим валютным законодательством, в том числе приобретать и продавать иностранную валюту, получать валютную выручку от продажи товаров (работ, услуг), приобретать товары (работы услуги) с расчетами в валюте при условии, если поставщик нерезидент, получать займы (кредиты) в иностранной валюте.

Для осуществления валютных операций организациям необходимо выполнять ряд требований:

  • проводить операции через банковские счета уполномоченных банков, либо через счета в банках, расположенных за пределами Российской Федерации;
  • предоставлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютной операции;
  • при расчетах с нерезидентами проводить репатриации валютной выручки.

Какие документы, связанные с проведением валютной выручки, нужно предоставлять в уполномоченный банк?

С 2018 года согласно инструкции ЦБ от 16.08.2017 г. № 181-И отменены паспорта сделок и справки о валютных операциях.

Поэтому сегодня для проведения валютных операций в банк необходимо предоставлять документы, которые служат основанием для проведения валютной операции, например, договор и/или документы, подтверждающие факт передачи товаров (работ, услуг).

Если договор/контракт поставлен на учет в банке, а он ставится на учет в случаях, если сумма обязательств по нему больше или равна 3 млн. руб. для импортных контрактов и 6 млн. руб. для экспортных контрактов, то необходимо предоставлять в валютный отдел банкасправку о подтверждающих документах.

Как учитывать экспортные/импортные операции на счетах бухгалтерского и налогового учета?

Как вы знаете, экспорт товара облагается НДС по ставке 0%, что должно быть отражено в учете экспортных операций вашей организации.

Чтобы подтвердить право применения «нулевой» ставки НДС необходимо в ИФНС предоставить копии договора поставки и таможенной декларации. Срок подтверждения ставки 0% составляет 180 дней со дня разрешенного выпуска товаров, указанного в таможенной декларации.

Если срок истек, а документы в срок не предоставлены, то необходимо начислить НДС и сдать уточненную декларацию по НДС за квартал, в котором произошла отгрузка.

Импортные операции по ввозу товаров на территорию РФ признаются объектом обложения НДС. В данном случае налоговая база по НДС определяется как сумма таможенной стоимости товаров и подлежащей уплате таможенной пошлины.

Уплатить НДС необходимо в срок с момента регистрации таможенной декларации и до момента выпуска товаров таможенным органом.

Сумма НДС, уплаченная при ввозе товаров на территорию РФ после принятия их к учету, принимается к вычету, но при условии наличия первичных документов и документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.

Экспорт Импорт
  • Выручка от продажи товаров признается на дату перехода права собственности от организации к покупателю и отражается проводкой
  • Дт 62 Кт 90.1
  • стоимость проданных товаров учитывается в себестоимости продаж
  • Дт 90.2 Кт 41
  • таможенный сбор учитывается в составе прочих расходов
  • Дт 91.2 Кт 60 (76)
  1. Приобретение товаров принимается к учету по фактической себестоимости.
  2. Дт 41 Кт 60
  3. уплата НДС отражается
  4. Дт 76 Кт 51
  5. на основании таможенной декларации отражен НДС, уплаченный при ввозе
  6. Дт 19 Кт 76
  7. произведены расчеты с поставщиком
  8. Дт 60 Кт 52
  9. Курсовые разницы, возникающие на дату осуществления расчетов отражаются в составе прочих доходов или расходов в корреспонденции со счетом 52

Какими документами в программе 1С отражать данные операции?

Экспорт 1. Документ «Реализация товаров» со ставкой НДС 0% , сумма всего по документу должна равняться сумме по ГТД строки 22;2. На основании «Реализации товаров» создаётся документ «Таможенная декларация (экспорт)», в которой указывается код операции по НДС, вид транспорта, сопроводительный документ;3. Таможенный сбор списывается документом «Бухгалтерская справка».
Импорт 1. Документ «Поступление товара», в котором сумма всего по документы должна равняться сумме по ГТД строки 22;2. На основании «Поступления товара» создается документ «Таможенная декларация (импорт)», в которой отражается суммы таможенного сбора, таможенной пошлины, таможенный НДС и таможенная стоимость. Обратите внимание, что в таможенную стоимость могут быть включены транспортные расходы до границы согласно условиям поставки по Инкотермс 2010В случае, если импортируются товары из государств — членов ЕАЭС на основании документа «Поступление товара» создается документ «Заявление о ввозе товаров»

Как место оказания услуги влияет на исчисление налогов?

При импорте, экспорте работ (услуг) необходимо понимать, что является местом оказания услуг согласно статьи 148 НК РФ. Является ли территория РФ местом реализации услуг для целей исчисления НДС?

Если местом оказания услуги считается Российская Федерация, то организация является налоговым агентом по НДС, обязанностью которой является необходимость уплаты НДС за «своего» контрагента — нерезидента в ИФНС, где стоит на учета сама организация. К таким услугам, например, относится оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг.

Обратите внимание также на то, что при перечислении поставщику услуг денежных средств необходимо руководствоваться положениями п. 1 и п.п 4 п. 2 ст.

310 НК РФ, а именно: налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ НК.

К таким доходам относятся доходы иностранной организации, полученные от источников в РФ.

Например, при выплате дохода от продажи доли в уставном капитале российской организации, более 50% активов которой состоит из находящегося на территории РФ недвижимого имущества или процентный доход, выплаченный российской организацией по договору займа иностранной организации или доходы от международной перевозки, при этом под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ.

Исключение составляют случаи выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ при условии предоставления иностранной организацией подтверждений налоговому агенту т.е. сертификат резидентства, предусмотренного в п. 1 ст. 312 НК РФ.

Форму налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных согласно положений ст. 285, п. 3, 4 ст. 289, п. 4 ст. 310 НК РФ необходимо представить в налоговый по итогам отчетного периода — не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;- по итогам года — не позднее 28 марта следующего года.

С моей точки зрения, если вы как бухгалтер примените данные советы и разъяснения, то проблем в учете экспортных/импортных операций у вас возникнуть не должно.

Контроль экспортно-импортных операций

Определение 1

Контроль экспортно-импортных операций проводится над товарами, ввозимые через таможенную границу России или вывозимыми за ее территорию, с помощью счетов резидентов страны, которые заключают сделки с нерезидентами.

Расчеты по таким сделкам осуществляют уполномоченные банки, оформляющие паспорта сделок.

У импортеров-резидентов, заключающих сделки, существует обязанность перевести из России иностранную валюту для того, чтобы приобрести товары, ввести их на территорию страны, а также, в случае необходимости, вывезти средства, эквивалентные уплаченной за товары сумме. Уполномоченными банками могут взиматься проценты за оформленные паспорта сделок в размере 0,15% от сделки, за которыми они осуществляют контроль.

Контроль за экспортно-импортными операциями может быть следующих форм:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

Замечание 1

Данные формы контроля за экспортно-импортными операциями тесно взаимосвязаны, тем самым характеризуют непрерывность процесса контроля.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.
Читайте также:  Судебный зачет подчиняется общим правилам: позиция вс рф

Объектом контроля за экспортно-импортными операциями может выступать:

  • валютная ценность;
  • валютная операция, которая связана с процессом перехода права собственности на валютную операцию;
  • и любое действие предприятия, которое нарушает законодательство РФ в сфере валютного регулирования.

Экспортно-импортные операции, подлежащие контролю

Замечание 2

Контроль экспортно-импортных операций осуществляется за операциями между резидентами и нерезидентами, которые заключают сделки, за их расчетами и перевода денежных средств через счета резидентов, которые могут открыть уполномоченные банки, а также через счета нерезидентов, которые открываются за пределами России.

Контроль распространяется на следующие виды операций:

  • валютные операции, которые связаны с ввозом товаров на территорию РФ;
  • сделки, которые оплачиваются иностранной валютой.

Контролю за выручкой от экспорта товаров не подлежат следующие операции:

  • операции между нерезидентами и резидентами-кредитными организациями;
  • операции между нерезидентами и федеральным органом исполнительной власти, который уполномочен на совершение валютных операций;
  • операции между нерезидентами и резидентами, если контракт в сумме составляет не более 5000$..

В соответствии с законом «О валютном регулировании и валютном контроле» у экспортеров существует обязанность зачислять валютную выручку, полученную в результате экспорта товаров, на валютные счета, открываемые в уполномоченных банках. Если необходимо зачислять на другой счет, то это возможно только после получения разрешения от Центрального Банка РФ.

Принцип работы контроля за валютной выручкой при экспорте

Замечание 3

Контроль за валютной выручкой от экспорта осуществляется при помощи обмена данными банковскими органами и таможенными органами. Банки зачисляют выручку от экспорта товаров, поэтому они следят за всеми поступлениями на счет экспортера.

Экспортер формирует стандартизированную форму о сведениях внешнеэкономической сделки, в дальнейшем ее фиксируют уполномоченные органы.

Рассмотрим действия, которые выполняют экспортеры, органы и агенты валютного контроля:

  1. Оформлять паспорта сделок.
  2. Оформлять экспортные товары через таможенную документацию.
  3. Передавать уполномоченным банкам сведения по отгруженным экспортным товарам.
  4. Контролировать со стороны уполномоченных банков поступления валютной выручки от экспортируемых товаров.
  5. Передача уполномоченными банками сведения о поступлениях валютной выручки от экспортируемых товаров в федеральному таможенную службу РФ.
  6. Осуществлять конечную проверку сведений о валютной выручки от экспортируемых товаров, данные полномочия принадлежат органами валютного контроля.

Экспортный валютный контроль

Осуществление любого рода внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подпадает под жесткий валютный контроль.

Регулирование операций в этой области находится в компетенции целого ряда государственных органов.

Главными контролерами выступают Правительство и Центробанк РФ, их помощниками являются таможенные и налоговые службы, а также кредитно-финансовые организации, работающие с инвалютой.

Валютный контроль при экспорте товаров и услуг

Действующее российское законодательство обязывает участников внешнеэкономической деятельности выполнять определенные требования. К ним относятся:

  • обеспечение своевременного зачисления денежных средств, полученных от продаж нерезиденту, на счет резидента;
  • соблюдение сроков предоставления документов по контрактам для проведения ВК.

Порядок валютного контроля при экспорте

Осуществление операций, связанных с вывозом товаров с российской территории за рубеж с целью сбыта, сопровождается процедурой валютного контроля. Она состоит из нескольких этапов:

  • постановка резидента в уполномоченном банке на расчетное обслуживание;
  • постановка на учет экспортного контракта (при сумме обязательств от 6 млн. руб.);
  • таможенная регистрация экспортных товаров, внесение их в декларацию, проверка достоверности и полноты данных;
  • предоставление банку формы учета об исполненных контрактных обязательствах по поставке товара;
  • проведение банковского контроля денежного поступления на счет экспортера;
  • окончательная проверка сведений о зачислении валютной выручки от экспортной поставки, снятие контракта с обслуживания.

Основные документы для экспортного валютного контроля

В настоящее время практически все действия, связанные с постановкой экспортного контракта на учет, выполняет уполномоченный банк. Экспортеру нужно предоставить сам договор и подтверждающую документацию. Как правило, в нее входят:

  • счет на оплату товаров;
  • документы, свидетельствующие о факте отгрузки в случае, если товар вывозится с территории РФ без таможенного оформления (например, в страны-участницы ЕАЭС);
  • документы, свидетельствующие об оказании работ или услуг
  • должным образом заверенный перевод документов, составленных на иностранном языке.

В ситуациях, когда договор предъявить по каким-либо причинам невозможно, вместо него можно представить в банк выписку из договора, содержащую следующие данные:

  • вид экспортного договора и его реквизиты;
  • сумму и валюту договора;
  • условия и сроки перечисления средств на счет резидента в банке и/или исполнения обязательств нерезидента иным способом, разрешенным законодательством РФ;
  • сроки завершения обязательств по договору;
  • реквизиты контрагента-нерезидента, его наименование и страну.

Нормативы экспортного валютного контроля допускают отсроченное предоставление договора.

Особенности валютного контроля при экспорте

Основная цель проведения валютного контроля при экспортных операциях — отследить получение резидентом причитающихся денежных средств. Полномочными контролирующими органами здесь выступают ФНС, ФТС и банковская организация. Каждый из них вправе заявить о нарушении закона участником экспортной операции при наличии оснований для подозрений в нелегальной финансовой деятельности.

Ответственность за нарушение закона при экспорте товаров

В соответствии с требованиями российского законодательства вся выручка в инвалюте от экспортных сделок должна быть возвращена на счета банковских учреждений. Нарушение сроков репатриации денег грозят экспортеру серьезными штрафами, а иногда и заключением под стражу.

Уголовная ответственность наступает, если неполученная сумма превышает 9 миллионов рублей. Законопослушным бизнесменам избежать санкций не сложно — достаточно внимательно относиться к оформлению документации, подавать ее вовремя и контролировать сроки зачисления денег на счет.

Валютный контроль

Валютный контроль
План работы
Введение. 3
1. Валютный контроль: понятие, цели, нормативное
закрепление. 4

2. Осуществление валютного контроля при экспортных
операциях. 7

3. Проблемы валютного регулирования. 13
Заключение. 15
Список используемой литературы. 16

Введение

Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую
безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней
интеграции экономики России в мировое хозяйство.

Государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами.

С переходом России к рыночным отношениям в экономики весьма важными и трудноконтролируемыми вопросами являлись невозврат в
РФ валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и сделки
по фиктивным импортным контрактам.

В результате на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям
и организациям, чем наносится значительный ущерб экономической безопасности государства.

В этой связи потребовалось создание в России всеохватывающей системы валютного контроля за проводимыми отечественными
предприятиями и организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями.

В целях обеспечения возврата валютной выручки по экспортными операциям 12 октября 1993 года утверждена совместная Инструкция ЦБ
и Государственного Таможенного Комитета №19 и №01-20/10283 (соответственно) «О порядке осуществления валютного контроля
за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров», которая введена в действие в 1994 году.
Введение такого механизма таможенно-банковского контроля за каждой экспортной операцией привело к весьма ощутимым результатам:
если невозврат валютной выручки (по экспертным оценкам) в 1992 году составлял от 50 до 70% всей стоимости российского экспорта, то в 1999 году составил около
4%.

1. Валютный контроль: понятие, цели, нормативное
закрепление

Валютный контроль, являясь частью государственной валютной политики, является инструментом реализации охранительной и
регулятивной функции государства, позволяющим обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.

 В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»
целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

  • Основными направлениями валютного контроля являются:
  • — определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия
    необходимых для них лицензий и разрешений;
  • — проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также
    обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
  • — проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • — проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям
    нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Таким образом, валютный контроль является одним из взаимосвязанных звеньев всей системы валютного контроля.

В настоящее время валютный контроль экспортных операций в Российской Федерации регулируется целым рядом нормативных документов:

— Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном
контроле» (с изм. и доп. от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г.);

— Распоряжением Правительства РФ от 16 января 1996 г. N 55-р О контроле за поступлением
валютной выручки от экспорта товаров;

— Инструкцией ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 «О порядке
осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» (с изм. и доп. от 22 декабря 1999 г.);

Валютный контроль за экспортно-импортными операциями

  • В целях обеспечения правовой основы развития системы валютного контроля в РФ расчеты по предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ внешнеэкономическим сделкам резидентов осуществляются только через счета резидентов, которыми или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Банком России.
  • При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участниками деятельности оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта.
  • Импортеры-резиденты, которыми или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары стоимостью, эквивалентной сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком РФ.
  • Уполномоченные банки за выполнение ими функций агентов валютного контроля имеют право взимать с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок, плату в размере не более 0,15% суммы сделки, по которой уполномоченный банк осуществляет валютный контроль.
  • Объектами системы валютного контроля являются валютные ценности, валютные операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, а также любые действия хозяйствующих субъектов, нарушающие валютное законодательство РФ.
  • В соответствии с российским законодательством валютными операциями признается:
  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
  1. — перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.
  2. 2. Сущность экспортно-импортных операций
  3. 2.1 Валютный контроль экспортных операций
  4. Положения валютного законодательства РФ о контроле над поступлением выручки от экспорта товаров распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) (далее — резидент) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (далее — банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее — контракт).
  5. Действие валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров не распространяется на операции, осуществляемые:
  • между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом;
  • между нерезидентом ифедеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» Правительством Российской Федерации;
  • между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта.
Читайте также:  Как выглядит бланк формы т-3 штатного расписания?

Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. При этом зачисление рассматриваемой выручки на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения ЦБ РФ.

Основной принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами.

Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме.

Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами.

С целью осуществления контроля за выполнением указанного требования на территории РФ введен следующий порядок действий экспортеров, органов и агентов валютного контроля:

  1. оформление паспорта сделки;

  2. таможенное оформление экспортных товаров;

  3. передача в уполномоченные банки сведений об отгрузке экспортных товаров;

  4. контроль уполномоченными банками за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

  5. передача уполномоченными банками в ФТС РФ сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров;

  6. конечная проверка сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров органами валютного контроля.

  • Введена в действие инструкция ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».
  • Инструкция направлена на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.
  • Данной инструкцией активно вовлекаются в механизм валютного контроля все коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки (далее ПС), оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет.
  • 2.2 Валютный контроль импортных операций
  • Наряду с «невозвратом» валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг.
  • Некоторое сдерживающее действие оказывает введенный порядок, когда условием платежа при осуществлении международных расчетов по импортным контрактам является обязательное представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в Россию.
  • Механизм контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, также как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль ЦБ РФ.
  • Система валютного контроля по импортным операциям устанавливает контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и вводится в целях обеспечения соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров. Действие системы валютного контроля распространяется на:
  • а) валютные операции в отношении товаров, которые ввозятся в РФ в соответствии с таможенными режимами «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт»;
  • б) сделки, по которым расчеты полностью или частично предусмотрены в иностранной валюте.
  • Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки (ПСи), который оформляется импортером в банке импортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта.

С предоставлением в банк импортера ПСи импортер принимает на себя ответственность передорганами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в ПСи, условиям контракта, а также за поступлением в РФ товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 дней между днем оплаты и датой таможенного оформления. При невозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленные контрактом сроки на указанный в ПСи текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, которая ранее была переведена иностранной стороне. В случае невыполнения условий поставок товаров или невозврата валюты они несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров. Однако штраф не налагается в случаях, когда форс-мажорные обстоятельства документально подтверждены.

Банк импортера после проверки соответствия данных ПСи условиям контракта подписывает экземпляры ПСи. Первый экземпляр возвращается импортеру, второй — служит основанием для открытия банком импортера досье, в котором он помещается для хранения вместе с другими документами.

2.3 Порядок оформления паспорта сделки

Паспорт сделки — документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с территории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте или валюте РФ.

Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт, т.е. экспортером. Для оформления ПС экспортер предъявляет контракт (оригинал или копию с печатью, заверенную первым лицом) в банк, где находится его валютный счет, на который должна поступить выручка от экспорта товаров.

Экспортер вместе с этим банком оформляет ПС, в котором приводится краткое содержание условий контракта.

По каждому заключенному контракту оформляется один ПС, подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в котором должна поступить выручка от импортера — нерезидента.

Одновременно с заполнением и подписанием паспорта сделки экспортер представляет в банк оригинал или заверенную лицом, имеющим право первой подписи по счету экспортера, скрепленную печатью экспортера копию контракта, на основании которого был составлен ПС. С подписанием ПС экспортер принимает на себя ответственность за:

  • полное соответствие сведений, приведенных в паспорте сделки, условиям контракта, на основании которого был составлен данный ПС;
  • зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен данный ПС, на транзитный валютный счет экспортера в банке, в который он представляет ПС для оформления.

Банк рассматривает представленные ему документы (проверяет соответствие данных паспорта сделки условиям контракта, соответствие подписи на паспорте сделки образцу подписи в карточке образцов подписей лиц, имеющих право первой подписи по счету экспортера) и подписывает представленные экспортером экземпляры паспорта сделки.

Первый экземпляр паспорта сделки возвращается экспортеру, второй экземпляр служит основанием для открытия банком досье. Досье формируется по каждому паспорту сделки. Представляет собой подборку документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Досье формируется уполномоченными банками по каждому паспорту сделки, в которое он помещается для хранения.

С подписанием паспорта сделки банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и выражает согласие на выполнение функций по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по этому контракту.

Банк имеет право отказать в подписании паспорта сделки, если имеется:

  • несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, внесенным в ПС;
  • несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующего российского законодательства;
  • отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке;

— отсутствие в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления паспорта сделки в установленном порядке.

После подписания паспорта сделки уполномоченный банк возвращает экспортеру первый экземпляр паспорта сделки вместе с оригиналом или копией контракта, второй экземпляр хранится в банке.

2.4 Таможенное оформление. Порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций по контракту

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *