Усилен надзор за бывшими заключенными

Усилен надзор за бывшими заключеннымиhttps://www.znak.com/2019-10-04/eksperty_rasskazali_kak_nuzhno_reformirovat_fsin_chtoby_kolonii_perestali_byt_mestom_dlya_pytok

2019.10.04

Усилен надзор за бывшими заключеннымиДарья Козинова / Znak.com

Федеральная служба исполнения наказания должна быть как можно скорее реформирована. ФСИН должна перестать быть военизированным ведомством, вместо этого став гражданским учреждением.

Для реализации данных задач необходимо реформировать уголовное законодательство, разгрузить места лишения свободы, а также модернизировать и реструктурировать сеть исправительных учреждений.

Об этом говорится в докладе Центра перспективных управленческих решений (есть в распоряжении Znak.com).

Автор доклада — руководитель проекта «Право и нормотворчество в цифровой среде» Центра перспективных управленческих решений Ольга Шепелева. Рекомендации для исследования готовили директор Института прав человека Валентин Гефтер, руководитель фонда «Русь сидящая» Ольга Романова и доцент кафедры экономики труда и персонала МГУ Антон Табах.

В чем проблема российских колоний?

Одной из причин проблем с российскими тюрьмами эксперты назвали избыточно жесткую уголовную практику.

По данным экспертов, несмотря на то что, согласно данным опроса, только половина граждан, став жертвами преступлений, обращаются в правоохранительные органы, а система уголовного правосудия и вовсе имеет дело лишь с четвертью всех совершаемых преступлений, доля тюремного населения в России значительно больше, чем в Европе.

На 100 тыс. жителей России приходится 375 заключенных. По этому показателю Россия занимает 19-е место в мире и 1-е в Европе. Возглавляют этот рейтинг США, где на 100 тыс. человек приходится 670 осужденных.

В докладе отмечается, что наибольший число заключенных в России (35%) отбывают наказание от 5 до 10 лет колонии; 24% получают сроки до 3 лет лишения свободы; 23% — от 3 до 5 лет, а 18% приговариваются к срокам от 10 лет лишения свободы. «Для сравнения в странах Совета Европы в 2017 году срок лишения свободы до 3 лет отбывало в среднем 40% осужденных», — говорится в докладе.

Эксперты приходят к выводу, что российская пенитенциарная система не справляется с задачей исправления осужденных, ведь около 54% заключенных — это люди, которые ранее уже были приговорены за совершение каких-либо преступлений.

Усилен надзор за бывшими заключеннымиДарья Козинова / Znak.com

Неразвитость уголовного законодательства — еще одна причина, почему в России возникают проблемы с колониями.

Эксперты Общероссийского гражданского форума пишут, что в уголовном законодательстве отсутствуют четкие критерии разграничения преступлений и иных правонарушений, не определены приоритеты уголовно-правовой охраны, однако существует криминализация деяний, не относящихся по своему характеру и степени общественной опасности к преступлениям, разбалансирована система наказаний, а предусматриваемые законом санкции не всегда соответствуют характеру и степени общественной опасности криминализируемых деяний. 

Другие проблемы — гиперкриминализация экономической деятельности и борьба с наркопотребителями, которая проводится вместо борьбы с самими наркотиками.

«Действия, которые можно считать частью обычного хозяйственного оборота или результатом незначительных ошибок в экономической деятельности предприятий, могут быть квалифицированы и квалифицируются как преступления», — сказано в докладе.

Например, нарушение правил работы с материальными ценностями трактуется как присвоение этих ценностей, нарушение правил ведения налогового и бухгалтерского учета может быть квалифицировано как растрата, а нарушение договорных обязательств — как мошенничество.

«Из-за постоянной угрозы уголовного преследования риски нелегальной (теневой) экономической активности становятся сопоставимы с рисками деятельности легальной. У предпринимателей возникает стимул уходить в серый сектор экономики», — добавляют эксперты.

«Сейчас самая большая доля заключенных — вовсе не воры, не грабители и не убийцы, а осужденные за преступления, связанные с наркотиками. В 2018 году они составляли 28% отбывающих наказание в виде лишения свободы, — говорится в докладе.

— К потребителям наркотиков правовые нормы оказываются не менее, если не более, жестокими, чем к тем, кто делает на наркотиках бизнес».

«Иными словами, если у человека изъяли три грамма смеси, содержащей 400 мг героина, то при прочих равных он понесет такое же наказание, как и человек, у которого изъяли три грамма чистого героина.

Получается, что приравнивание веса смеси к весу чистого вещества уравнивает наказание наркопотребителя и предполагаемого наркоторговца, несмотря на гораздо более высокую общественную опасность последнего», — отмечают эксперты.

Усилен надзор за бывшими заключеннымиДарья Козинова / Znak.com

Среди проблем авторы доклада также выделяют провал и непоследовательность реформ системы исполнения наказаний. Эксперты говорят, что современная система ФСИН унаследовала сеть исправительных учреждений в соответствии с экономико-географическими тенденциями прошлого столетия, а также многие свойства советского ГУЛАГа.

Однако при наличии целого ряда проблем российский тюремный бюджет — самый большой в Европе при условии того, что содержание одного заключенного в России обходится примерно в 50 раз дешевле, чем в среднем по Европе: 2,5 евро против 128 евро на человека в день. 

Как решить проблему с российскими тюрьмами?

Первое, что предлагают эксперты, — корректировка уголовной политики для снижения числа людей, к которым применяется мера пресечения в виде помещения под стражу и наказание в виде лишения свободы. В докладе это объясняется тем, что лишение свободы человека, конечно, позволяет ограничить его в возможности совершать новые преступления, но при этом не решает задачи исправления преступников.

Следующий совет экспертов — разгрузка мест лишения свободы: меры по освобождению тех, кого не имеет смысла далее держать в изоляции.

Для реализации такой задачи нужно ввести институт досрочного освобождения по отбытии половины назначенного срока наказания для совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также любые ненасильственные преступления, если они ранее не отбывали наказание в виде лишения свободы (при условии, что эти лица не нарушили порядок условного наказания).

Также предлагается предоставить не подлежащим досрочному освобождению осужденным возможность по решению суда заменить неотбытую часть наказания иным его видом, в том числе лишением свободы условно, с назначением административного надзора и других ограничений свободы на период не менее трех лет.

Авторы доклада предлагают модернизировать сеть исправительных учреждений, реструктурировать исправительные колонии, чтобы организация их пространства в большей степени способствовала задачам ресоциализации и разумно регулировала взаимодействие осужденных друг с другом и с внешним миром, а также создать условия для поддержания осужденными семейных и иных социальных связей, необходимых для их дальнейшей ресоциализации. 

«Эксперты не предлагают в краткосрочной перспективе снижать объемы финансирования пенитенциарной системы.

Меры, связанные с сокращением числа заключенных, должны высвободить средства, необходимые для модернизации сети исправительных учреждений.

В долгосрочной перспективе сокращение числа осужденных и связанное с этим сокращение числа учреждений, работу которых необходимо поддерживать, должно дать экономию», — отмечается в докладе.

Усилен надзор за бывшими заключеннымиДарья Козинова / Znak.com

Эксперты также считает важным преобразовать ФСИН из силового в гражданское ведомство, для этого необходимо установить, что пост руководителя ФСИН является должностью гражданской государственной службы; все функции, связанные с деятельностью исправительных учреждений и подразделений ФСИН, за исключением охраны и обеспечения безопасности учреждений, персонала и осужденных, осуществляют гражданские служащие; охранно-режимная функция должна быть выделена отдельно.  

Среди мер для решения проблем с колониями эксперты также предлагают провести реформу уголовной политики в части смягчения наказаний за ненасильственные преступления; распространение практики кратного штрафа, применяемую в области коррупционных и таможенных преступлений.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2019-10-04/eksperty_rasskazali_kak_nuzhno_reformirovat_fsin_chtoby_kolonii_perestali_byt_mestom_dlya_pytok

Надзор за судимыми гражданами: как не допустить рецидива?

Чтобы выяснить, как стражи правопорядка отслеживают свой поднадзорный контингент, журналисты informburo.kz обратились за ми к заместителю начальника Управления административной полиции ДВД г. Алматы, подполковнику полиции Жасулану Байкенову.

Усилен надзор за бывшими заключенными

Заместитель начальника УАП ДВД г. Алматы, подполковник полиции Жасулан Байкенов

— В Алматы завершился очередной этап отработки «Надзор». Он проходил в течение 6 дней с участием 808 стражей правопорядка. В основном участковых инспекторов, сотрудников дорожно-патрульной полиции и Департамента уголовно-исполнительной системы.

Совместными усилиями мы выявляли причины и условия, которые способствуют повторному совершению преступлений ранее судимыми лицами, и принимали соответствующие меры по их недопущению.

В этом, собственно говоря, и заключается главная цель «Надзора» — повысить эффективность нашей работы по профилактике преступлений и правонарушений со стороны ранее судимых.

Сегодня на учёте алматинских полицейских состоят 3887 судимых граждан. Из них 1/3 — это женщины. Причём из этого общего числа 989 человек были ранее неоднократно судимы, 473 освободились из мест лишения свободы условно-досрочно за примерное поведение. На учёте в службе пробации МВД состоит 1770 человек, под административным надзором находятся 33 гражданина.

— Жасулан Кудайбергенович, с какой из категории судимых граждан полицейским сложнее всего общаться?

— Конечно же, с рецидивистами. Ведь они живут по своим неписаным правилам уголовного мира: у них свои ценности, порядки и представления о справедливости и наказании.

Многие из них не собираются вставать на путь исправления и, даже находясь в местах лишения свободы, норовят не подчиняться требованиям администрации. На воле они бывают урывками, до очередной отсидки.

Вот такие «бывалые», у которых за плечами более 2 судимостей по особо тяжким преступлениям, и находятся под нашим особым и неусыпным административным надзором.

— В наше время даже законопослушному гражданину подчас сложно трудоустроиться, а что говорить о бывшем зэке. Кто у нас вообще занимается судимыми гражданами и помогает им в вопросах прописки и занятости?

— Начиная с января 2015 года, всеми судимыми занимаются сотрудники нового полицейского подразделения — службы пробации. Они берут их к себе на учёт и по мере возможности помогают им в социально-бытовом плане. Например, регистрируют и документируют их, обеспечивают общественными работами и помогают в трудоустройстве на постоянное место.

Возьмём, к примеру, такую серьёзную для бывших заключённых проблему как прописка по месту жительства. Ведь далеко не все из них имеют свой угол — от кого-то отвернулись родственники, кто-то вообще никогда не имел своей семьи, в итоге после освобождения из колонии они не знают куда податься.

Поэтому специально для такой категории граждан в Алматы, в Турксибском районе, по адресу улица Дундича, дом 2б находится «Центр социальной адаптации и реабилитации для лиц, не имеющих определённого места жительства, в том числе освобождённых из мест лишения свободы».

Не путайте его, пожалуйста, с «бич-приёмником», расположенным по улице Лобачевского! Так вот, сотрудники Центра прописывают бывших заключённых по адресу этого учреждения. В настоящее время там проживает 350 человек.

Кто больше надзирает за судимыми лицами — сотрудники районных отделов пробации или участковые инспекторы?

— Все подряд, просто каждый по своей линии. К примеру, участковые инспекторы руководствуются в своей работе приказами №282 и №97 министра внутренних дел РК «Об административном надзоре». Они обходят в ночное время квартиры, в которых проживают судимые, и проверяют, находятся ли они после 23.

00 дома, как предписывает постановление суда, не злоупотребляют ли спиртными напитками, не скандалят ли с соседями? Во время отработки рейда «Надзор» в дневное время они опрашивают жильцов дома, как те отзываются о своих необычных соседях, чтобы иметь полную, объективную картину о положении дел на местах.

Сразу отмечу, что такого рода ограничения относятся лишь к тем, кто раньше времени освободился из колонии, кто проходит испытательный срок или ограничен в свободном перемещении. Лица с погашенной судимостью, то есть полностью отбывшие наказание в исправительной колонии, ограничениям не подвержены.

Читайте также:  Государственный экологический надзор - понятие и виды

Они пользуются всеми правами обычных граждан.

— А что грозит поднадзорным нарушителям режима?

— Если поднадзорное лицо трижды нарушает общественный порядок, то начальник районного УВД пишет на него представление в суд. И тогда суд или увеличивает судимому срок ограничений с 6 месяцев до 2 лет, или вообще аннулирует испытательный срок. В этом году 10 таких злостных нарушителей вернули в тюрьму — они не оправдали своё условно-досрочное освобождение.

— А сколько судимых повторно совершили преступления в текущем году?

— Только трое. Все они совершили кражи чужого имущества, один из них — наркоман со стажем. В настоящее время они вновь осуждены судом.

В настоящее время 622 судимых гражданина проживают в Алатауском районе, 414 — в Алмалинском, 674- в Ауэзовском, 451 — в Бостандыкском, 615 — в Жетысуйском, 361- в Медеуском, 158 — в Наурызбайском и 592 — в Турксибском районе. Из них 105 человек страдают алкогольной зависимостью, а наркотической — 68.

Профилактические меры

Со слов подполковника Байкенова, мы выяснили, как сотрудники полиции отслеживают судьбы освободившихся из колонии граждан. Оказывается, ещё за 10 календарных дней до освобождения, администрация пенитенциарного учреждения направляет по месту жительства осуждённого в районное Управление внутренних дел  соответствующее письмо-уведомление.

Мол, такой-то гражданин будет проживать по данному адресу, и он в настоящее время характеризуется так-то. Местный участковый инспектор полиции выясняет: действительно ли этот адрес существует в реальности, согласны ли принять родственники осуждённого, какие ограничения на него наложены судом.

После этого он отправляет в колонию письменный ответ: дескать, ждём «клиента» на месте.

Выйдя на свободу, гражданин в течение 5 суток встаёт на полицейский учёт. Тот же участковый инспектор заводит на него досье, куда собирает всю интересующую его информацию, включая оперативную. В личное дело даже подшивают свежий флюорографический снимок, чтобы убедиться, что бывший зэк не страдает туберкулёзом.

Затем страж правопорядка проводит с подопечным профилактическую беседу, в ходе которой ясно, доходчиво и подробно разъясняет его права, обязанности и ответственность. К примеру, что после 23.00 он не имеет права посещать развлекательно-увеселительные заведения.

Если вдруг он решит выехать по личным делам за пределы города или области, ему сначала необходимо обратиться с соответствующим заявлением на имя начальника районного УВД.

Начиная с 2015 года,  отработка «Надзора»,  согласно плану Комитета административной полиции МВД РК, будет проводиться уже в республиканском масштабе. Притом 2 раза в год: в августе и декабре.

— Жасулан Кудайбергенович, как часто судимые граждане не повинуются требованиям полицейских? Были ли инциденты с нападением?

— Бывает, что они не подчиняются нашим законным требованиям. Но это чревато серьёзными последствиями, вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Что касается нападения на сотрудника полиции, то согласно действующему законодательству, за это предусмотрено наказание в виде 3 лет лишения свободы.

— А если, к примеру, соседи подозревают своего жильца в приверженности радикальным экстремистским идеям или в том, что он состоит в незарегистрированной религиозной секте, они могут сообщить об этом участковому инспектору, чтобы он принял контрмеры? Или надо обращаться в КНБ?

— Конечно, им следует сообщить о своих подозрениях участковому инспектору. Он проверит эту информацию по своим каналам, и в случае её подтверждения поставит в известность сотрудников отдела по борьбе с экстремизмом ДВД. Ну, а те уже будут вести за ним оперативное наблюдение.

Усилен надзор за бывшими заключенными

— Многие родители сегодня крайне обеспокоены проблемой роста педофилии в нашей стране. Как в этой связи вы отслеживаете судьбу преступников, отбывших наказание за сексуальные преступления в отношении детей? Могут ли они досрочно выйти из тюрьмы за примерное поведение?

— Согласно новому законодательству, лица, осуждённые за педофилию, не подпадают ни под амнистию, ни под условно-досрочное освобождение. Они отбывают свой срок наказания в полном объёме.

После освобождения же из мест лишения свободы, они находятся в центре особого внимания полиции: мы отслеживаем все их перемещения и контакты.

И естественно, в случае регистрации очередного преступления на сексуальной почве, первыми проверяем их на возможную причастность.

— Какая категория заключённых может рассчитывать сегодня на досрочное освобождение?

— Право на условно-досрочное освобождение имеют те осуждённые, кто отбыл 2/3 своего срока и отмечен администрацией колонии за примерное поведение. Досрочно можно также выйти и по состоянию здоровья, но это практикуется не так уж и часто. Решение об освобождении принимает суд. Оставшийся срок осуждённый отбывает дома. До окончания испытательного срока он не имеет права выезжать за границу

— Используете ли вы в своей работе опыт зарубежных коллег?

— Пока нет, но планируем. Мы написали недавно письмо на имя главы МВД РК, в котором предложили перенять практику полисменов европейских стран надевать электронные браслеты на представителей преступного спецконтингента для отслеживания их перемещений. Ждём решения руководства. В случае одобрения, наше предложение затем будет рассматриваться на заседании Правительства РК.

Источник: https://informburo.kz/stati/shag-vpravo-shag-vlevo-snova-v-tyurmu-10488.html

Закон об административном надзоре в 2020 году

10.04.2018

Закон об административном надзоре в 2020 году регламентирует наблюдение за некоторыми категориями граждан. Лица, однажды уже совершавшие правонарушения, могут вновь преступить закон. Поэтому представители власти решили вести за ними обязательный контроль.

Фз № 64: официальный текст и основные положения

Первая редакция законопроекта относится к 2011 г. Тогда его одобрили депутаты Госдумы. ФЗ 64 определяет, кто попадает под надзор, каким образом он может осуществляться, какими полномочиями наделены официальные структуры, ведущие наблюдение. Также официальный текст содержит сведения о возможных ограничениях, накладываемых на лиц, ранее нарушавших закон.

Законопроект представлен 4 главами, каждая из которых содержит подпункты:

  1. В эту главу включены статьи с 1 по 5. В ней представлены сведения о главных положениях проекта, перечислены цели административного надзора, составлен список граждан, попадающих под государственный контроль. Также в первых статьях дан перечень ограничений, налагаемых на тех, кто находится под надзором, и приведен срок, в течение которого он осуществляется.
  2. Вторая глава включает информацию о введении, условиях пролонгации, прекращении и способах исполнения надзора.
  3. Третий раздел определяет права и обязанности лиц, осуществляющих контроль за нарушителями закона. Установлены границы допустимого для служб внутренних дел при исполнении надзора.
  4. В последней главе законопроекта отведено место лишь заключительным положениям, регламентирующим его вступление в силу.

В отношении кого устанавливается надзор

Проект определяет круг лиц, подлежащих строгому контролю со стороны государственных органов. В первую очередь под наблюдение попадают граждане, ранее осужденные за преступления:

  • тяжкие и особо тяжкие;
  • намеренные злодеяния в отношении ребенка;
  • рецидивы.

Постоянного наблюдения не миновать освобожденным заключенным, если во время отбывания тюремного срока они неоднократно нарушали правила исправительного учреждения либо в течение 12 месяцев больше двух раз были пойманы на административных правонарушениях.

Государственный контроль распространяется на освободившихся осужденных граждан, если они находились в местах лишения свободы за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.

Перечень возможных ограничений

Ограничения при административном надзоре обычно не действуют в обязательном порядке. В некоторых случаях их могут сначала назначить, а затем отменить (частично либо полностью) по решению суда.

Решение принимается, исходя из того, какой образ жизни ведет освободившийся заключенный и соблюдает ли он законодательные нормы.

В случае если бывший преступник ведет себя не лучшим образом, ограничения дополняют и продляют.

Читать так же:  ​​Закон о зарплатном рабстве в 2020 гг

На гражданина, находящегося под усиленным наблюдением, чаще всего накладывают ограничения:

  • запрет на нахождение в некоторых местах;
  • запрет на посещение и участие в мероприятиях, которые собирают большое количество людей;
  • ограничение на выход из дома после установленного времени (чаще в ночное время суток, например, с 21.00 до 7.00);
  • запрет покидать город (регион, страну), если суд установил определенные границы для поднадзорного.

Достаточно часто освободившимся заключенным предписывают обращаться в отделение полиции по месту жительства несколько раз в месяц, чтобы подтвердить факт своего присутствия в населенном пункте.

Скачать текст закона

Усилен надзор за бывшими заключенными

Полный список ограничений и условия ведения контроля за гражданами, ранее отбывающими тюремный срок, представлен в тексте законопроекта. Вы можете скачать закон об административном надзоре по следующей ссылке.

Последние правки в закон об административном надзоре

Законопроект определяет всю процедуру наблюдения за гражданином. Первая редакция закона не так часто подвергалась правкам, как некоторые другие проекты. Были внесены следующие изменения в 64 ФЗ:

  • парламентарии дополнили 1 статью пунктом о включении в список граждан, подлежащих надзору, тех, кто совершил преступление против половой неприкосновенности, либо повторное преступление той же направленности;
  • во 2 статье появился раздел, который позволяет не снимать судимость во время действия государственного наблюдения. Судимость остается непогашенной по решению госорганов, если преступник попадает под усиленный контроль в соответствии с нормами закона, например, при совершении тяжких или особо тяжких преступлениях, во время повторов правонарушения;
  • в статьях 4 и 11 фразу «или пребывания» дополнили словосочетанием «или теперешнего нахождения».

Также были внесены незначительные правки, касающиеся дополнения текста некоторых статей более расширенными определениями.

Законопроект об административном контроле был разработан, чтобы после освобождения из исправительных колоний вести наблюдение за лицами, совершившими преступления.

Когда нарушаются предписания суда или не соблюдаются правила освобождения, бывшего заключенного могут опять отправить в колонию.

Законопроект призван подкрепить уверенность жителей страны в том, что за преступниками ведется контроль даже после того, как они были освобождены из исправительных учреждений.

Источник: https://zakonoved.su/zakon-ob-administrativnom-nadzore.html

Как устроен административный надзор — жесткая репрессивная мера, о которой почти никто не знает? — Meduza

Один из фигурантов «Болотного дела» Иван Непомнящих уехал учиться в США. Он вышел из колонии 24 августа 2017 года. Незадолго до освобождения суд назначил Непомнящих административный надзор сроком на два года.

Это система ограничений, которые накладывают на бывших заключенных после того, как они выходят на свободу. Ее ввели относительно недавно, в 2011 году. В законе говорится, что эта система направлена на профилактику повторных преступлений. Надзор назначает суд по запросу администрации колонии или правоохранительных органов.

Есть несколько видов. Человеку могут запретить бывать в определенных местах или на публичных мероприятиях; запретить покидать определенную территорию — например, регион, в котором он живет; запретить покидать собственную квартиру в ночное время. И все, кто находятся под надзором, обязаны регулярно отмечаться в полиции.

К примеру, Ивану Непомнящих запретили даже приближаться к местам проведения массовых мероприятий (речь в том числе и о митингах), выезжать за пределы Московской области и покидать квартиру с 10 вечера до 6 утра — и обязали отмечаться каждый месяц в полиции.

Полицейские должны следить за тем, как человек выполняет условия административного надзора. И могут, например, прийти ночью и проверить, не покинул ли человек квартиру в неположенное время.

Вячеслав Киюцин, который сейчас находится под административным надзором после того, как отбыл восемь с половиной лет за убийство, рассказал «Медузе», что контроль жестче, чем при условно-досрочном освобождении или условном наказании. Киюцину, как и Непомнящих, запретили покидать квартиру с 10 вечера до 6 утра.

Читайте также:  День защитника отечества совпал с выходным: когда отдыхаем?

По его словам, полицейский едва не обвинил его в нарушении условий надзора только из-за того, что в квартире не работал домофон, — он посчитал, что никого нет дома после 10 вечера.

В 2016 году сотрудники Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД и Барнаульского юридического института МВД описали в своей работе негласные методы слежки за людьми, которые находятся под административным надзором.

Нет, не любому. Есть две основные категории.

Первая — это люди, осужденные по определенному списку статей, которые как-то дополнительно «провинились» — нарушали правила пребывания в колонии или совершили два или больше определенных административных правонарушений.

В эту категорию попадают люди, осужденные за повторные преступления, тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних и еще по нескольким статьям, связанным с наркотиками.

Вторая категория — люди, которым административный надзор назначается без всяких дополнительных причин: решением суда по запросу администрации колонии или органа внутренних дел.

К этой категории относятся осужденные за сексуальные преступления против несовершеннолетних, за некоторые виды особо тяжких преступлений, по некоторым «террористическим» и «экстремистским» статьям.

Например, по 282-й статье — о возбуждении ненависти или вражды.

Все зависит от категории. Если человеку назначают надзор за дополнительные провинности, срок составляет от одного до трех лет.

А если без дополнительных причин — просто по факту, что осудили по определенной статье, — до восьми лет.

Например, татарского активиста Рафиса Кашапова, осужденного в 2015 году к трем годам за критику российской агрессии в отношении Украины и нарушения прав крымских татар, поместили под административный надзор на восемь лет.

За это можно сесть в тюрьму. Если человек после выхода из колонии не приехал в место, где ему положено быть — например, в квартиру, где зарегистрирован, — ему может грозить уголовное наказание, вплоть до года лишения свободы. То же касается случаев, когда человек покинул территорию, которую ему нельзя было покидать.

Отъезд Непомнящих могли бы рассматривать как уголовное преступление, но, как отметила в разговоре с «Медузой» адвокат Ирина Бирюкова, он уехал до вступления решения о надзоре в законную силу.

Для небольших нарушений есть административная статья с наказанием в виде штрафа до полутора тысяч рублей или административного ареста.

Власти считают, что таким образом можно избежать повторных преступлений. Мы не нашли подробного анализа эффективности такого инструмента, но если судить по общей статистике, административный надзор работает плохо.

В аналитическом отчете Института проблем современного общества сказано, что в 2014–2015 годах доля «рецидивистов» среди осужденных достигла 63–64 процентов, хотя до 2012-го не превышала 50–53 процентов.

Напомним, закон об административном надзоре ввели в 2011-м.

Очень часто. В 2016 году из мест лишения свободы вышли 210 тысяч человек. Из них 157 тысяч — после полностью отбытого срока (административный надзор не назначается помилованным и освобожденным условно-досрочно). Под административный надзор поместили 69 тысяч человек. Выходит, что в 2016 году под наздор попал каждый второй освободившийся, 44 процента.

Мы не знаем. Руководитель Института проблем современного общества и правозащитница Ольга Киюцина (жена Вячеслава Киюцина) уверена, что административный надзор — способ давления на осужденных, которые пишут жалобы на администрацию колонии. Киюцина сообщила «Медузе», что не раз встречалась с такими случаями в своей правозащитной практике.

Руководитель правозащитного центра «Агора» Павел Чиков сказал, что административный надзор в последнее время стал очень активно применяться против людей, осужденных по политически мотивированным уголовным делам — в частности, по статьям за «экстремизм», по «Болотному» и другим громким делам. По мнению Чикова, главная причина — не жалобы заключенных на администрацию колонии, а желание силовых ведомств (в частности, ФСБ и Центра по противодействию экстремизму МВД) контролировать их после освобождения.

В докладе «Агоры» от 22 августа 2017 года административный надзор называют «гласной формой слежки и контроля над поведением „неблагонадежных“ лиц при условии, что ранее их привлекали к уголовной ответственности».

Источник: https://meduza.io/cards/ivan-nepomnyaschih-uehal-iz-rossii-nesmotrya-na-administrativnyy-nadzor-a-chto-takoe-administrativnyy-nadzor

Наказание после наказания: как работает надзор за бывшими заключенными | ОВД-Инфо

— Границы дозволенного определяю опытным путем. Уже были какие-то общественные мероприятия.

Я за металлоискатели не захожу, стою рядом, общаюсь с прессой, с людьми, — Сергей Удальцов, который отбыл срок якобы за «подготовку беспорядков», рассказывает, как он живет под административным надзором.

— Меня пытаются и оттуда прогонять, но непонятно, на основании чего: протоколы пока не составляли. Выступления посредством аудиосвязи, участие в конференциях мне не запретили. Их больше всего беспокоит улица, и чтобы по стране не мотался.

Удальцову три года нельзя выезжать за пределы Москвы и Московской области, нужно дважды в месяц ходить отмечаться в ОВД, запрещено участвовать в политических уличных акциях. Условия могли бы быть жестче: МВД требовало пять лет надзора, отмечаться в полиции четыре раза в месяц и не выезжать за пределы Москвы.

Сергей Удальцов уже обжаловал назначение надзора в районном и городском судах и намерен дойти до ЕСПЧ.

Административный надзор лидеру «Левого фронта» назначили потому, что в течение года с момента освобождения у него было две «административки», связанные с митингами. Они были заведены по статьям КоАП, которые нельзя нарушать тем, кто недавно освободился. Два таких нарушения за год — и на вас могут наложить надзор.

Гуманная несвобода

Освободившихся из заключения людей полиция контролировала в России еще в XIX веке.

С 1966 года и до конца существования Советского Союза действовал указ президиума Верховного совета СССР «Об административном надзоре органов милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Советская система надзора и нынешняя российская практически идентичны. Разве что в СССР надзор устанавливала милиция, а не суд, как сегодня.

«Административный надзор не имеет целью унижение человеческого достоинства и компрометацию поднадзорного по месту его работы и жительства», — говорилось в тексте советского указа.

Эту фразу любят цитировать в публикациях об административном надзоре юристы правоохранительных органов. Они сходятся во мнении, что его нужно назначать людям, от которых можно ждать новых преступлений, и ограничение их свободы оправдано интересами общества. С такого рода текстами можно ознакомиться на сайте Российской государственной библиотеки: например, здесь и здесь.

Современный российский закон об административном надзоре был принят в 2011 году. Он часто применяется: только в 2016 году надзор назначили 69 тысячам бывших заключенных.

Любой, кому назначен административный надзор, обязан отмечаться в полиции от одного до четырех раз в месяц — как решит суд. О смене места жительства и новой работе нужно уведомлять полицию в течение трех дней. Каждому поднадзорному суд определяет границы района, где тот может находиться.

Выехать за пределы этой территории можно только по разрешению полиции «в силу исключительных личных обстоятельств».

К ним, по закону, относятся: стихийное бедствие, смерть или болезнь близкого родственника, необходимость пройти лечение, но также, например, и новая работа или учеба, в том числе поездка на собеседование или экзамены, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя за пределами установленной судом территории.

Cуд также может обязать находиться дома с 22 вечера до 6 утра. Поднадзорный должен пускать в это время в свою квартиру полицейских, если те захотят прийти. Могут установить и специфические ограничения: осужденным по политическим делам чаще всего запрещают посещать «массовые мероприятия», не всегда конкретизируя, о чем идет речь.

Бывшего руководителя «Яблока» в Торопце (Тверская область) Владимира Егорова, обязали не только быть дома после 22 часов и не участвовать в публичных мероприятиях.

От него потребовали выйти из числа администраторов группы «ВКонтакте», в которой он опубликовал видео про президента страны под названием «Главный крыс Кремля» — оно стало причиной уголовного преследования.

При этом пользоваться соцсетями Егорову не запретили, рассказывает о своем клиенте адвокат «Агоры» Светлана Сидоркина.

Надзор, по решению суда, может длиться до восьми лет. Его накладывают на совершеннолетних бывших заключенных: рецидивистов, людей с большим количеством нарушений в колонии и бывших заключенных, которые совершили на свободе в течение года более двух правонарушений по статьям КоАП, связанным с общественной безопасностью.

Надзор также устанавливают за теми, кто был осужден за ряд преступлений, в числе которых сексуальное насилие, тяжкие телесные повреждения, убийства. В 2017 году были приняты поправки, добавившие в этот перечень тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с наркотиками, экстремизмом или терроризмом.

За несоблюдение ограничений можно подвергнуться как административному, так и уголовному наказанию: статья 19.24 КоАП предусматривает арест до 15 суток, 314.1 УК — до года лишения свободы.

Среди политзеков

Административный надзор часто применяется к фигурантам политических дел: правоохранители рассматривают инакомыслящих как «опасный контингент».

Не все мирятся с такими условиями. Осужденному по «Болотному делу» Ивану Непомнящих, татарскому националисту Рафису Кашапову и автору радикальных постов в соцсетях Андрей Бубеев после освобождения был назначен административный надзор, но они смогли уехать из России.

Кашапову назначили восемь лет надзора, несмотря на то что он отбыл срок только за публикации в интернете.

В распоряжении ОВД-Инфо есть заявление в суд руководства ИК-19 в Республике Коми, где сидел Кашапов.

Необходимость надзора за Кашаповым в заявлении мотивирована лишь тем, что он отсидел по «экстремистской статье». Отбывая наказание, Кашапов неоднократно писал жалобы на условия содержания.

На некоторых политзеков надзор накладывают за нарушения в колониях, причем многие из них явно сфальсифицированы администрациями исправительных учреждений.

— Я был признан злостным нарушителем режима содержания под стражей. Понятно, что «злостником» меня делали специально. После вмешательства Эллы Памфиловой, когда она еще была уполномоченным по правам человека, первое ШИЗО мне отменили.

Буквально через неделю, наверное, по запросу спецслужб, против меня устроили очередную провокацию: в записную книжку мне вклеили лезвие от бритвочки. У меня на зоне не было защитника и возможности это обжаловать, — рассказывает Леонид Развозжаев, осужденный по «Болотному делу».

Из двухлетнего административного надзора Развозжаеву осталось меньше года.

Как рассказал ОВД-Инфо координатор «Руси сидящей» Сергей Шаров-Делоне, Иван Непомнящих подвергался взысканиям и получил надзор, потому что разоблачал незаконные действия сотрудников ярославской ИК-1.

Вскоре после того, как Непомнящих вышел на свободу, колония, где он сидел, оказалась в центре гигантского скандала.

Достоянием общественности стало видео пыток еще одного заключенного ИК-1, Евгения Макарова.

Макаров уже на свободе, но под административным надзором: должен возвращаться домой к 22 часам, отмечаться в полиции дважды в месяц.

Адвокат «Общественного вердикта» Ирина Бирюкова, представляющая интересы Макарова, рассказала ОВД-Инфо, что административный надзор в отношении него ввели не из-за разоблачений сотрудников ФСИН, а потому, что он в заключении подвергался дисциплинарным наказаниям.

— Это абсолютно архаичная мера. Получается, что заключенных наказывают дважды. Один раз по приговору, а один раз по отбытию наказания, — говорит Бирюкова об установлении надзора за людьми, уже отбывшими наказание по определенным статьям УК.

— Первые несколько месяцев на свободе — очень сложный период для адаптации, и административный надзор его дополнительно усложняет, — считает Сидоркина.

Юрист Правозащитного центра «Мемориал» и ОВД-Инфо Денис Шедов говорит, что сейчас «Мемориал» ведет в ЕСПЧ дело двух заключенных из России, Василия Тимофеева и Аркадия Поступкина, которые оспаривают эту систему. Они считают, что надзор — это повторное наказание за одно и то же преступление.

Иногда административный надзор удается оспорить в российских судах. Например, житель Калужской области Роман Гришин, получивший 40 дней колонии-поселения за репост ролика во «ВКонтакте», не будет находиться под надзором.

По словам Шедова, в случае с Гришиным претензии в суде удалось отбить, потому что под надзор попадают только тяжкие и особо тяжкие преступления по экстремистским статьям.

А часть 1 статьи 282 УК, по которой судили Гришина, к ним не относится.

Источник: https://ovdinfo.org/articles/2018/12/04/nakazanie-posle-nakazaniya-kak-rabotaet-nadzor-za-byvshimi-zaklyuchennymi

Госдума ввела административный надзор за бывшими заключенными

МОСКВА, 25 мар — РАПСИ. Госдума в пятницу приняла в третьем чтении закон, который устанавливает надзор со стороны органов внутренних дел за соблюдением бывшим заключенным установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им определенных обязанностей.

  • Согласно закону «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», надзор вводится на срок от одного до трех лет, но не свыше срока погашения судимости.
  • В соответствии с документом, надзор может быть установлен в отношении тех, кто отсидел срок за тяжкое преступление, повторное злодеяние или умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего.
  • Цель этих мер — «оказание индивидуального профилактического воздействия» на тех, кто преступил закон и понес за это наказание.
  • Контроль может быть введен, если во время нахождения в заключении осужденный был признан «злостным нарушителем порядка отбывания наказания», а также если после освобождения совершил в течение года два и более административных правонарушения, в частности, посягал на общественную безопасность и нравственность.
  • В отношении осужденных за педофилию, а также тех, кто совершил преступления «при опасном или особо опасном рецидиве», надзор будет устанавливаться в обязательном порядке.

Что касается непосредственно ограничений, то поднадзорным может быть запрещено бывать в определенных местах, посещать массовые мероприятия, находиться вне дома в определенное время суток, выезжать за пределы установленной судом территории. Также их в любом случае обяжут являться от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства.

Читайте также:  Изменения в договоре займа с 2018 года

Надзор будет приостанавливаться в случае объявления поднадзорного в розыск, признания его безвестно отсутствующим, заключения под стражу. После устранения этих обстоятельств надзор будет возобновлен.

Среди других новелл — положение о том, что надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица по истечении не менее половины установленного судом срока. Однако для этого необходимо добросовестно соблюдать ограничения и иметь положительную характеристику по месту работы и жительства. Данные нормы не распространяются на судимых за педофилию.

  1. Закон должен вступить в силу с 1 июля текущего года.
  2. Одновременно депутаты приняли поправки в Уголовный кодекс, которыми устанавливается ответственность за уклонение от административного надзора в виде обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года.
  3. Если несоблюдение поднадзорным установленных судом запретов не содержало уголовно наказуемого деяния, ему будет грозить штраф от 1 до 1,5 тысячи рублей либо арест на срок до 15 суток.

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_news/20110325/252103794.html

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (вступил в законную силу с 1 июля 2011 г.) предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы.

Главная его цель — предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается  надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.

Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.

Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве — на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

  • Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.     
  • Административный надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости с поднадзорного лица, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, смерти поднадзорного лица либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим.
  • Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства.

Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения.

  1. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.
  2. При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока погашения судимости.
  3. За нарушения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений и запретов предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.

  • Санкцией этой статьи предусмотрено  наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.
  • Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
  • По части первой новой редакции этой статьи несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
  • Частью второй этой статьи установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Источник: https://38.xn--b1aew.xn--p1ai/document/2600347

Воз запретила отрезать заключенных от внешнего мира

29.03.2020 20:24:00

Ограничение свиданий необходимо компенсировать телефонными звонками

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) подготовлены рекомендации по борьбе с коронавирусом в тюрьмах. Аналогичные правила для стран – участниц Совета Европы выпустил и Европейский комитет против пыток (ЕКПП).

Чтобы избежать нарушения прав заключенных в условиях карантина, предлагается гарантировать беспрепятственный допуск к ним адвокатов и правозащитников.

Неизбежные ограничения свиданий с родственниками рекомендуется компенсировать, например, увеличением количества телефонных разговоров.

В российских тюрьмах и СИЗО не зарегистрировано ни одного случая заражения коронавирусом, постоянно заявляют в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН).

Из ведомства также сообщают о создании в колониях оперштабов, которые займутся «своевременным выявлением, профилактикой инфекции и созданием всех необходимых условий для обеспечения лечения, дезинфекции, маршрутизации и размещением больных и контактных лиц».

Международные организации опасаются, что борьба с пандемией негативно скажется на соблюдении прав обитателей тюрем.

В спецдокладе ВОЗ говорится, что арестанты относятся к «наиболее уязвимой группе», которая пребывает в стесненных и зачастую антисанитарных условиях. Многие из заключенных – это люди с глубоким иммунодефицитом, больные ВИЧ, туберкулезом и гепатитом.

В такой ситуации инфекции нетрудно будет распространиться моментально, а заболевание одного человека может стать фатальным для многих.

Однако, подчеркивают в ВОЗ, COVID-19 не должен использоваться как оправдание подрыва гарантий соблюдения основных прав таких людей. То есть под предлогом карантина их «нельзя отрезать от внешнего мира».

Любые попытки запретить встречи с адвокатами и правозащитниками необходимо расценивать именно таким образом, а значит, как никогда важно обеспечить «инспекции тюрем и изоляторов» со стороны общественности. При этом на заключенных, напомнили в ВОЗ, распространяются общие стандарты медобслуживания.

Изоляция не должна становиться способом давления на них, так что любые клинические решения могут принимать только специализированные медработники, а сами эти решения «не должны игнорироваться или отменяться немедицинским тюремным персоналом».

В ЕКПП составлен «Свод принципов обращения с лицами, находящимися в условиях несвободы, в контексте пандемии». Странам – участницам Совета Европы рекомендовано активнее использовать альтернативные арестам меры пресечения, сокращать сроки заключения, шире применять условно-досрочное освобождение. В документе упоминается и «усиление» пенитенциарных учреждений гражданскими врачами.

ЕКПП подчеркнул, что любые ограничения, якобы направленные на предотвращение распространения коронавируса, «должны быть действительно необходимыми и пропорциональными», а главное – «основанными на уважении к человеческому достоинству и ограниченными во времени».

Именно поэтому ограничение, например, свиданий нужно компенсировать доступом к средствам связи. Как и ВОЗ, ЕКПП заявил об обязательности мониторинга тюрем и изоляторов со стороны независимых органов, «которым должен быть предоставлен доступ со стороны государств ко всем учреждениям подобного типа».

Причем даже в ситуации карантина. Заключенный, помещенный на карантин с подтвержденным или подозреваемым диагнозом, «должен ежедневно обеспечиваться содержательным контактом с другими лицами».

И конечно, в обоих документах указана важность адекватного уровня личной гигиены заключенных, а значит, их доступа к горячей воде и мылу и ежедневным прогулкам на открытом воздухе продолжительностью не менее часа.

Как писала «НГ», в российских тюрьмах и СИЗО сейчас запрещены свидания с родственниками. Но появились и жалобы на недопуск адвокатов и членов общественных наблюдательных комиссий (ОНК). В ряде учреждениях ФСИН уже отменены и передачи из дома.

В некоторых учреждениях отмечены грубые нарушения прав заключенных, сообщил «НГ» основатель социальной сети Gulagu.net Владимир Осечкин.

«К противостоянию пандемии не готовы ни личный состав ФСИН, ни само руководство службы», – подчеркнул он формальный характер отчетов ведомства.

Например, по его словам, с 17 марта были введены ограничительные меры, однако в целый ряд СИЗО и колоний «были допущены члены ОНК и сотрудники аппарата омбудсмена в верхней одежде и уличной обуви, без бахил, халатов, масок, без проведения тестов на наличие у посетителей COVID-19».

Осечкин уверяет, что все они проходили в режимные корпусы и даже камеры к следственно-арестованным, при этом и на сопровождавших их сотрудниках тоже не было масок.

При этом есть данные, что младший состав ФСИН недоволен тем, что в сложных условиях приходится работать за низкую зарплату и без серьезной защиты.

И хотя руководство ФСИН распорядилось в срочном порядке шить во многих колониях защитные маски, однако, настаивает Осечкин, у ведомства нет соответствующих технологий и материалов для изготовления реально препятствующих проникновению вируса масок. А те, которые будут сшиты, дескать, «будут лишь создавать иллюзию защищенности, но при реальном контакте с носителем коронавируса владелец маски будет подвергать себя риску».

Как сообщила «НГ» председатель комитета родственников заключенных Елена Брылякова, сотрудники ФСИН жалуются на недостаточное финансирование и волокиту при госзакупках: «Отработанной процедуры срочных контрактов нет, любую из госзакупок необходимо согласовывать наверху заранее, объявлять тендеры через интернет. Так что получить сотни тысяч масок с соответствующим уровнем защиты от COVID-19 нереально в обозримом будущем». То же самое, по ее словам, касается закупок тестов, не говоря уже о давнишнем дефиците в российских тюрьмах современного медицинского оборудования. 

Источник: http://www.ng.ru/politics/2020-03-29/3_7829_prisons.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *