Статьи раздела пересмотр решений по делам об административных правонарушениях

   Порядок пересмотра административного дела — вопрос не простой.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по административным делам поможет разобраться с возникшими последствиями привлечения Вас к административной ответственности. Он подробно изучит ситуацию и разработает стратегию дальнейших действий.

Статьи раздела Пересмотр решений по делам об административных правонарушениях

Кто имеет право на пересмотр административного дела?

   Исходя из законодательства жалоба на постановление об административном правонарушении подается определенной категорией лиц, к которым в частности относятся:

  1. Непосредственно лицо, привлеченное к административной ответственности;
  2. Защитник;
  3. Лицо, права которого нарушены административным правонарушением (Потерпевший);
  4. Прокурор, посредством принесения протеста;
  5. Органы, вынесший оспариваемое постановление.

Статьи раздела Пересмотр решений по делам об административных правонарушениях   Если лицо, выражает несогласие с протоколом ГИБДД, на основании которого оно привлечено к административной ответственности, то ему необходимо знать, что в российском административном праве предусмотрена следующие стадии обжалования данный постановлений:

  • административный порядок – это пересмотр дела вышестоящим должностным лицом обжалуемого постановления
  • судебный порядок – пересмотр административного дела в суде

Пересмотр административных дел в апелляционном порядке

   Пересмотр административных дел в апелляционном порядке представляет собой одну из форм контроля за деятельностью судов первой инстанции.

Проверка законности и обоснованности решения суда, которое еще не вступило в законную силу, осуществляется путем подачи апелляционной жалобы.

Правом обжалования наделены участники административного дела и иные лица, права которых затронуты вынесенным решением.

   Апелляция в вышестоящий суд направляется через суд, принявший решение. В ней указывается номер административного дела, подлежащего пересмотру, оформляется «шапка» подаваемого заявления, формулируются доводы, на основании которых жалоба должна быть удовлетворена. Заявитель обязан обеспечить копией подаваемой жалобы со всеми приложениями всех участников рассматриваемого дела.

   Суд рассматривает апелляционную жалобу только коллегиально, кроме пересмотра решений, вынесенных в упрощенном порядке.

Итогом судебного разбирательства является изменение ранее принятого решения, его отмена, оставление без изменений или отправка на новое рассмотрение.

Апелляционный суд вправе отправить дело на новое рассмотрение в случае установления факта нарушения состава суда в первой инстанции или при отсутствии неизвещенного о процессе участника дела.

ПОЛЕЗНО: читайте, как уменьшить любой административный штраф по ссылке

Пересмотр административных дел в порядке надзора

   Российским законодательством, помимо апелляции и кассации, предусмотрен дополнительный способ устранения судебной ошибки – надзорное производство. Надзорная жалоба подается непосредственно в Президиум Верховного суда РФ на судебные акты, вступившие в законную силу.

Стоит отметить, что надзорное производство не может быть возбуждено в отношении решений районных судов и дел, рассмотренных в упрощенном производстве.

Направленная жалоба принесет положительный результат, если судом в обжалуемом судебном акте будет установлено нарушение принципа единообразия применения норм права, наличие публичного интереса или нарушение прав и свобод гражданина.

Пересмотр постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях — Студопедия

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (глава 30 КоАП) представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых интересов граждан.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Объектом обжалования являются не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях. По таким делам установлена подведомственность в зависимости от характера административного правонарушения и места его совершения, а также субъекта административного правонарушения.

  • Подведомственность рассмотрения жалоб зависит от статуса лица, обжалующего постановление о назначении административного наказания.
  • По результатам рассмотрения жалобы выносится решение:
  • а) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
  • б) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  • в) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • г) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.
  • В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

  1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
  2. а) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  3. б) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • в) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при малозначительности правонарушения, при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  • г) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
  • д) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

КоАП предусматривает возможность пересмотра решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Так, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Читайте также:  В 2018 году уведомить о начале предпринимательской деятельности будет легче

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Пересмотр постановлений и решений, принятых в рамках производства по делам об административных правонарушениях, на сегодняшний день является комплексным правовым институтом, в котором сосредоточен разноотраслевой процедурно-процессуальный инструментарий.

Среди всех административно-процессуальных средств защиты прав и свобод граждан он традиционно выделяется максимальной насыщенностью элементами, характерными для высокоразвитой процессуальной формы, принципами, статусом участников, доказательствами, документами, этапами и стадиями совершения процессуальных действий.

От того, насколько адекватно этот институт отражает условия и основания для обращения заинтересованной стороны за защитой, насколько полно охвачены процедурой контроля действия и решения должностных лиц, в каком объеме и с какими «затратами» гражданин получает восстановление нарушенного права, зависит его общая оценка, в том числе конституционная и международно-правовая[1].

Данная стадия производства по делам об административных правонарушениях является факультативной.

Стадия пересмотра, являясь факультативной (необязательной) стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения.

Решения должностных лиц органов внутренних дел могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в районный суд. Право выбора инстанции, куда адресуется жалоба, принадлежит автору жалобы. В случае поступления жалобы в вышестоящий орган и в суд жалобу рассматривает суд.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подается в арбитражный суд.

Предметом обжалования выступает также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Жалоба должна быть подана должностному лицу органа внутренних дел, которым вынесено постановление по делу, который в течение 3-х суток со дня поступления жалобы обязан направить ее со всеми материалами дела вышестоящему должностному лицу. В соответствии со статьей 30.2 КоАП России указанный порядок подачи жалобы признается в качестве основного. Однако это не лишает авторов жалобы обращаться непосредственно в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

Если жалоба не относится к компетенции должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Для подачи жалобы предусмотрен десятидневный срок со дня вручения копии постановления или ее получения иным путем (по почте, нарочным и т.п.). Статьей 30.3 КоАП России предусматривается возможность восстановления пропущенного срока обжалования. Решение о восстановлении срока подачи жалобы может быть принято должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.

Это означает, что должностное лицо, решение которого обжалуется, в случае получения жалобы обязано передать жалобу и материалы дела вышестоящему должностному лицу независимо от того, пропущен десятидневный срок, отведенный на обжалование, или нет.

Решение вопроса о восстановлении срока подачи жалобы является компетенцией вышестоящего органа, полномочного рассматривать жалобу.

При пропуске срока обжалования наряду с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока обжалования. В случае отклонения ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Процесс рассмотрения жалобы состоит из следующих этапов:

1. Подготовка к рассмотрению (статья 30.4 КоАП России определяет содержание этого этапа).

2. Рассмотрение и принятие решения (порядок рассмотрения и принятия решения регламентирован статьями 30.6 и 30.7 КоАП РФ).

3. Оглашение принятого по жалобе решения (статья 30.8 КоАП РФ).

  • По результатам рассмотрения жалобы может быть принято одно из следующих решений:
  • 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Решение по жалобе объявляется немедленно. Копия решения вручается или высылается в срок до трех суток лицу, в отношении которого вынесено решение по делу, его законному представителю, потерпевшему (если жалоба была подана им), а также прокурору по его просьбе.

Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющего постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего.

Статья 30.9 КоАП России устанавливает, что решение вышестоящего должностного лица по жалобе и постановление по делу об административном правонарушении подлежат обжалованию в суд по месту рассмотрения первичной жалобы, а затем в вышестоящий суд. Порядок и сроки рассмотрения последующих жалоб аналогичны тому, что предусмотрено для первичной жалобы.

Необходимость защиты своих прав может возникнуть у участников производства на всех его стадиях. Тем не менее КоАП РФ не закрепил специальной процедуры обжалования незаконных действий ни при возбуждении дела (за исключением ч.

5 ст. 28.1), ни при исполнении принятого решения, что, на наш взгляд, не позволяет гражданам реализовать свое право на обжалование, возникающее в связи с многочисленными нарушениями со стороны должностных лиц либо органов.

[1] Хазанов С. Д. Общая характеристика стадии пересмотра в производстве по делам об административных правонарушениях // Журнал российского права. 2004. № 10.

Читайте также:  Можно ли зарегистрироваться в качестве самозанятого гражданина?

16.5. Производство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

16.5. Производство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Как подчеркнуто в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г.

№ 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливает КоАП РФ.

Поэтому в настоящее время суды рассматривают и разрешают жалобы на постановления по делу об административных правонарушениях в соответствии с гл. 30 КоАП, а также применяя общие правила гл. 23 ГПК РФ, установленные для всех категорий дел из публичных правоотношений.

По правилам гл.

30 КоАП РФ судами общей юрисдикции рассматриваются и разрешаются жалобы на постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, которые применяли меры административного наказания в соответствии с КоАП РФ, а также законами субъектов Федерации.

Судами могут использоваться и применяться, кроме КоАП и гл. 23 ГПК РФ, иные правила искового производства, которые имеют характер общих для всех дел, подведомственных судам общей юрисдикции.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшим, их представителями.

По данным делам установлена либо исключительная судебная, либо смешанная подведомственность, позволяющая выбрать заявителю между подачей жалобы непосредственно в суд либо через вышестоящий орган в суд. В частности, согласно ст. 30.

1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем, обжалуется в районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя; вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, – в районный суд по месту рассмотрения дела. В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

Данная жалоба по содержанию и реквизитам должна соответствовать требованиям ст. 134 и 135 ГПК РФ, но в силу прямого указания в законе (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ) государственной пошлиной не облагается.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей (ст. 30.3 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 30.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья:

  • 1) выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данным судьей, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • 2) разрешает ходатайства, при необходимости назначает экспертизу, истребует дополнительные материалы, вызывает лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
  • 3) направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи.
  • Жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении соблюдаются общие процессуальные нормы о судебном разбирательстве, которые воспроизведены в ст. 30.

6 КоАП РФ, в том числе проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ и ГПК РФ. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении согласно ст. 30.7 КоАП РФ выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

  1. 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
  2. 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
  3. Решение суда вступает в законную силу и может быть обжаловано по общим правилам ГПК РФ.
Читайте также:  Регистрация ип через нотариуса

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

В россии полностью обновят основной коап и примут процессуальный коап

Законодатели планировали полное обновление Кодекса РФ об административных правонарушениях уже давно. Но то, что новых КоАП будет целых два, стало сюрпризом для многих.

Минюст России опубликовал на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов сразу два проекта:

  • нового КоАП РФ;
  • процессуального КоАП РФ.

При разработке обновленного КоАП РФ законодатели пришли к выводу, что процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях нуждается в усовершенствовании.

Поэтому решили укрепить судебный контроль за действиями органов административной юрисдикции путем реформирования процедурного механизма рассмотрения дел судами общей юрисдикции в соответствии с требованиями статей 10 и 118 Конституции РФ.

Новый единый кодифицированный акт по рассмотрению дел об административных правонарушениях должен помочь защитить права и интересы всех сторон.

Каким будет новый процессуальный КоАП

В новом процессуальном кодексе, как следует из проекта Минюста, будет пять разделов:

  1. Раздел I. «Общие положения» (главы 1-4). Направлен на урегулирование принципов производства по делам об административных правонарушениях. В нем пропишут особенности защиты при рассмотрении дел такого рода. Лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим и другим участникам гарантируется государственная защита их прав и законных интересов, в том числе бесплатная юридическая помощь.
  2. Раздел II (главы 5-7) — регулирует порядок возбуждения, рассмотрения (в том числе сроки рассмотрения) дел об административном правонарушении, обжалования и пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях уполномоченными органами и должностными лицами. Например, если должностное лицо, уполномоченное возбудить дело об административном правонарушении, получит результаты проверки в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, содержащие сведения о событии административного правонарушения, оно сможет самостоятельно возбудить дело об административном правонарушении.
  3. Раздел III (главы 8-10) — регулирует судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судебном порядке. В этом разделе определят порядок пересмотра постановлений по жалобам (протестам) на не вступившие в законную силу и вступившие в силу судебные постановления (решения). Единоличный порядок рассмотрения дел по административным правонарушениям судьями чиновники планируют сохранить. Установлено, что судья должен будет обязательно проводить по каждому делу все стадии подготовки к первичному рассмотрению дела с вынесением определения.
  4. Раздел IV (главы 11-12) — регулирует порядок исполнения административных наказаний. Например, будут установлены новые скидки 50% при уплате административного штрафа в срок 20 дней со дня вынесения постановления. Такие скидки Минюст предложил ввести по штрафам за нарушения, которые не являются грубыми по новому КоАП РФ, и по штрафам за совершение правонарушений в области таможенного дела и транспортной безопасности.
  5. Раздел V (глава 13) — определяет порядок осуществления правовой межгосударственной помощи по запросам, в том числе о юридической силе доказательств по делам об административных нарушениях, полученных на территории иностранного государства. Урегулирован порядок вызова свидетеля, потерпевшего и других участников процесса из других стран.

Особенности процессуального КоАП РФ

В новом процессуальном кодексе будет много особенностей, которые отличают его от действующего КоАП РФ. Например, сейчас статьей 25.5.1 КоАП РФ предусмотрено, что к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении может быть допущен только уполномоченный по защите прав предпринимателей. В новом кодексе к процессу предлагают допускать также:

  • представителя (адвоката) в деле без доверенности либо без ордера адвоката, если лицо, в отношении которого ведется производство по делу, либо потерпевший заявили такое ходатайство;
  • уполномоченного по правам человека РФ;
  • уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка;
  • уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей;
  • соответствующих уполномоченных в субъектах РФ.

Уточняются нормы о доказательстве и доказывании, применении обеспечительных мер при производстве по делу. Установлены ограничения по статусу свидетелей. В частности, не вправе выступать в качестве свидетелей:

  • представитель по делу об административном правонарушении — об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением своих обязанностей;
  • судьи, присяжные или арбитражные заседатели — о вопросах, возникавших в совещательной комнате в связи с обсуждением обстоятельств дела об административном правонарушении, при вынесении решения суда или приговора;
  • священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, — об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди;
  • другие лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей в соответствии с законом или международным договором РФ.

У свидетелей по делам об административных правонарушениях появится право при допросе пользоваться юридической помощью.

Действие мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении расширяется. В числе новых мер:

  • административное приостановление деятельности либо отдельных видов деятельности;
  • приостановление операций по счетам в банке;
  • временное ограничение на посещение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и прочих публичных мероприятий.

Суд сможет применять их как в отдельности, так и в совокупности.

Станет обязательным ведение протокола при рассмотрении дела не только коллегиальным органом, рассматривающим дело об административном правонарушении, но и судом — протокола судебного заседания.

Такой протокол должен быть приобщен к материалам дела в течение пяти дней после подписания постановления судьей. Участники процесса смогут направить на него замечания в течение пяти дней после его подписания. По нормам статьи 29.

8 КоАП РФ, протокол составляется только при рассмотрении дела коллегиальным органом.

Суды смогут объединять несколько дел об административных правонарушениях в одно производство, это не предусмотрено действующим КоАП РФ. Происходить это будет по инициативе суда или по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, или потерпевших. Сроки давности привлечения к административной ответственности тоже будут пересмотрены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *