Разъяснение по вопросу проверок лицензиатов, продающих алкоголь

На территории любого региона Российской Федерации осуществляется продажа спиртосодержащей продукции. Занимаются данным видом торговли как кафе, так и магазины. Также необходимо отметить, что для того, чтобы заниматься данным видом деятельности необходимо оформить специальную лицензию.

Данный тип разрешающей документации может различаться в отношении каждого типа организации и вида спиртосодержащей продукции.

К примеру, оформление лицензионного разрешения на ведение розничных и оптовых продаж будет различно в отношении состава необходимых документов. Также это затронет и требования, относящиеся к торговым и складским помещениям.

Разрешающий документ на продажу алкоголя выдается на период от одного года до пяти лет. Стоимость ее, в зависимости от периода варьируется в промежутке от 64 000 до 320 000 рублей.

При окончании действия лицензии за предпринимателем остается право продления лицензионного соглашения.

Разъяснение по вопросу проверок лицензиатов, продающих алкогольНа фото разные виды алкоголя, требующие лицезирования

На какой алкоголь нужна лицензия?

На данный момент для того, чтобы заниматься продажей алкоголя на территории федерального объекта РФ, необходимо иметь соответствующую лицензию.

Внимание! Нет необходимости получать лицензию на алкогольную продукцию, в которой процентное содержание спирта не превышает допустимого показателя в 15%. Продукт этой категории может реализовываться без какого-либо дополнительного разрешения.

Также следует отметить, что для занятия торговлей спиртосодержащими продуктами необходимо будет предоставить торговую площадь определенного размера. Компания должна проработать в течение одного года минимум.

И только после выполнения этих требований можно преступить к оформлению лицензионного соглашения.

Как проверить лицензию?

Так каким же образом можно осуществить проверку наличия лицензионного соглашения на продажу спиртосодержащей продукции? На данный момент, самый распространенный способ – это проверка по ИНН.

Специально для этого на всей территории страны сформирован специальный реестр, в котором собраны все компании и предприятия, занимающиеся данным видом деятельности.

Проверку можно выполнит не выходя из собственного дома. Для этого лишь потребуется ИНН организации.

Продление

В случае, если ранее оформленная разрешающая документация, выданная на продажу спиртосодержащего продукта? была просрочена по таким причинам:

Разъяснение по вопросу проверок лицензиатов, продающих алкогольРазные виды алкогольной лицензии на картинке

  • Были внесены в законодательстве;
  • Выявление опечаток или необходимость изменения наименования ранее зарегистрированного юридического лица;
  • В случае реорганизации или перемены территориального места нахождения компании;
  • При несоблюдении правил осуществления торговой деятельности и норм, прописанных в законодательстве?

проведение процедуры переоформления лицензионного соглашения осуществляется на основе поданного письменного заявления, в котором в обязательном порядке указывают факты потери ранее оформленного разрешения.

Помимо прочего, с учредителя компании в федеральной организации по предоставлению лицензии могут потребовать объяснительную бумагу. В ней следует детально прописать все обстоятельства утраты лицензии.

Внимание! Продление лицензии будет невозможно, если существует долг перед ИФНС.

Еще в продлении лицензионного соглашения будет отказано, если юридическое лицо станет предоставлять недействительную или поддельную документацию.

А также во многих других ситуациях, когда переоформление лицензии невозможно.

При продлении лицензионного соглашения проверяют всю документацию на соответствие. Особенно речь идет о свидетельствах.

В перечень входят:

  • Устав компании;
  • Протокол или решение о проведении изменения названия ранее зарегистрированной компании;
  • Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр;
  • Необходимо будет переоформить свидетельство о постановке юридического лица на учет;
  • Выписка из ЕГРЮЛ;
  • заявление на продление лицензии на алкоголь. Бланк можно найти на федеральном сайте Росалкоконтроля.

Но следует учесть, что каждая ситуация индивидуальна. Следовательно, список документов может пополниться.

Штраф

Предприниматель, который занимается реализацией спиртосодержащей продукции будет привлечен к уголовной ответственности только в том случае, если выручка превысит сумму в 1 500 000 рублей.

В том случае, если выручка не превысит сумму, указанную выше, то размер штрафа будет регламентирован статьей 14.16 КоАП РФ.

Ко всему прочему, за данное нарушение может проводиться конфискация имущества.

Размер штрафа для физических лиц составляет от 10 000 до 15 000 рублей. А вот для юридических лиц денежный штраф составляет от 200 000 до 300 000 рублей.

Но стоит отметить, что в некоторых конкретных случаях предпочтительной формой наказания будет арест имущества, находящегося в собственности у организации. Также это касается и учредителей, и соучредителей организации. Причем необходимо отметить, что штраф делится в равных количествах между всеми организаторами бизнеса, вне зависимости от процента и доли.

Как продавать алкоголь без лицензии?

На данный момент розничная торговля спиртосодержащей продукцией может осуществляться только при применении схем полулегального вида. Она предполагает наличие правоотношений в компанией, имеющей лицензию на продажу данного вида продукции.

Но необходимо учитывать, что в схеме могут участвовать только юридические лица. Принимать участие в данном виде торговой деятельности могут только ОАО и ООО. ИП не имеют прав на ведение торговли алкоголем.

Должны быть соблюдены требования к торговой площади, требования относительно удаления от школ и медицинских учреждений и иные, которые прописаны в п.2 ст.16 171-ФЗ.

Видео

Смотрите видео ролик о получении лицензии на алкоголь:

Чтобы вести предпринимательскую деятельность без каких-либо проблем, необходимо позаботиться о всей разрешающей документации. Помимо прочего, необходимо подумать о том, чтобы у организации имелись все сертификаты, которые могут подтвердить качество реализуемой продукции.

Самые популярные основания для отказа в выдаче алкогольной лицензии на розничную торговлю алкоголем

Разъяснение по вопросу проверок лицензиатов, продающих алкоголь

С первого взгляда процедура получения такой лицензии кажется не самой сложной: сдал не самый сложный пакет документов по закрытому перечню и меньше чем через месяц получил долгожданный документ. Однако на практике могут проверить соблюдение чуть ли не всего законодательства о регулировании оборота алкогольной продукции.

Читайте также:  Один день в счет отпуска - образец заявления

В общих чертах порядок получения лицензии и основания отказа расписаны в ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Самое интересное – основания для отказа – мы найдем в ч.

9 этой статьи. Однако при подробном изучении оказывается, что перечень оснований для отказа не такой уж и закрытый, т.к. помимо прямо закрепленных оснований, таких как недоимка по налогам и предоставление недостоверной информации, есть еще масса отсылок к другим положениям закона, достаточно взглянуть на п. 6 ч. 9 ст.

19: 6) несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.

При попытке все же выявить исчерпывающий перечень оснований для отказа, обратившись к данным статьям, мы понимаем, что на самом деле основания для отказа – это несоблюдение практически половины всех норм указанного закона.

Вот наиболее популярные из них:

  1. Недоимка по налогам. Это самое популярное основание для отказа. Здесь следует обратить внимание, что отказывают даже в тех случаях, когда в базе налоговой инспекции содержатся искаженные  данные. Пошлина теряется, а суды еще не всегда признают такие действия лицензирующего органа неправомерными. Поэтому перед получением лицензии обязательно нужно провести сверку с налоговым органом и получить справку о наличии задолженности. Хотя этот документ не является обязательным, но лучше подстраховаться.
    Скачать подборку судебной практики по этому основанию
  2. Проблемы с договором аренды (нет срока или срок менее года). Все, кто так или иначе занимается договорами аренды, давно знают, что договор аренды по Гражданскому кодексу РФ можно заключить на 11 месяцев или без указания конкретного срока. В таком случае договор можно будет не регистрировать (все, что более года, нуждается в гос. регистрации в Росреестре). Однако такой финт не пройдет при получении лицензии на алкоголь. Ведь лицензия выдается минимум сроком на 1 год, и вы должны подтвердить, что на срок лицензии у вас есть гарантия владения помещением. Естественно, это проблема не актуальна для тех, у кого помещение в собственности.
    Скачать подборку судебной практики по этому основанию
  3. Вид общепита – ПБО. По мнению лицензирующего органа предприятие быстрого обслуживания не вправе торговать алкоголем. Так, в Екатеринбурге как-то отказывали по этому основанию ресторану «Сбарро» на пр. Ленина, но они его обжаловали. Хорошо, что есть положительная практика, однако надо иметь в виду, что наличие решения по другому делу никого не страхует от повторного отказа в выдаче лицензии по этому основанию. Поэтому выбирая тип своего заведения, стоит об этом задуматься.
    Скачать подборку судебной практики по этому основанию
  4. Место продажи — место массового скопления граждан. По мнению чиновников, в таких местах можно торговать только напитками с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции.
    Скачать подборку судебной практики по этому основанию
  5. Отсутствует ККТ. В ходе лицензионной проверки могут проверить наличие контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в установленном порядке. Желательно, чтобы и техника была в наличии, и документы на нее. В нижеприведенном примере соискатель лицензии обжаловал отказ, т.к. все же предоставил эти документы (еще до момента принятия решения по лицензии). Но опять же, это и потерянное время, и деньги.
    Скачать подборку судебной практики по этому основанию
  6. Отсутствует склад. Опять же в ходе предлицензионной проверки могут проверить наличие склада. В идеале этот склад должен быть обозначен в плане БТИ. Иначе лицензионный орган может «не понять», что то помещение, которое вы им показываете, и есть тот самый алкосклад. И также нужно проследить за соблюдением всех требований к нему. В приведенном примере общество хоть и обжаловало решение органа, но суд решил, что «суд не может подменять собой лицензирующий орган, не может обязать устранить нарушения прав общества именно путем выдачи лицензии». Т.е., само судебное решение, хоть и положительное, это было лишь половина решения проблемы.
    Скачать подборку судебной практики по этому основанию
  7. На складе не соблюден температурный режим. Очень интересное решение, где орган отказал в выдаче лицензии из-за того, что не было условий для хранения шампанского, хотя его даже не было на складе. Суд справедливо признал это незаконным.
    Скачать подборку судебной практики по этому основанию
  8. Прилегающая территория — образовательные, медицинские, спортивные организации. На это надо обратить особое внимание, т.к. устранить такое нарушение можно только путем переезда на новое место. А если вы уже зарегистрировали договор аренды и сделали там ремонт… Самое сложное в этом – что в каждом регионе действуют свои правила, установлены свои расстояния, и, более того, они могут по-разному считаться (образовалась новая пешеходная дорожка – и вот какая-нибудь зубная клиника стала к вам на 10 метров ближе).
    Скачать подборку судебной практики по этому основанию

Большинство из этих отказов возникли в результате внеплановой проверки, и очень часто все было внезапно, предприниматели просто не успевали подготовиться (уведомить могут и за один день). Поэтому предварительно лучше позвать на объект специалиста, который поможет вам выявить все недостатки.

Читайте также:  Фнс будет размещать открытые данные о юрлицах на своём сайте

Юлия Вербицкая, HoReCa-юрист, магистр частного права

После написания статьи читатели в ФБ нашли еще одно основание для отказа:

Разъяснение по вопросу проверок лицензиатов, продающих алкоголь

Получите подборку судебной практики к этой статье — просто подпишитесь на новые статьи:

Разъяснение Минфина РФ о проверках при лицензировании производства и оборота алкогольной продукции

В ходе правоприменительной практики возник вопрос о допустимости и обоснованности выездных проверок, проводимых лицензирующим органом в рамках Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 27 декабря 2013 г. N 335 (далее — Административный регламент), в отношении соискателей лицензий на право производства и оборота алкогольной продукции, а также о правомерности распространения на соискателей положений законодательства о порядке уведомления о проводимых проверках лицензиатов в рассматриваемой сфере.

Письмом от 6 июля 2017 г. N 03-14-08/42849 Минфин России разъяснил порядок проведения проверки соискателя лицензии в рамках регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По мнению Минфина, в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 23.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г.

N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон) представление в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии либо заявления о переоформлении лицензии или продлении срока действия лицензии является основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата.

Предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата является соответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагает использовать соискатель лицензии или лицензиат при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Кроме того, порядок проведения проверки лицензиата или соискателя лицензии установлен Административным регламентом в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г.

N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных статьей 23.2 Закона.

По вопросу уведомления соискателя лицензии о продлении сроков рассмотрения документов на срок более 30 дней Минфин сообщил, что пунктом 7 статьи 19 Закона предусмотрена возможность продления срока рассмотрения документов в случае необходимости проведения дополнительной экспертизы, но не более чем на 30 дней. При этом Закон не устанавливает обязанности информировать соискателя лицензии как о факте принятия решения о продлении срока рассмотрения документов, так и о причинах продления экспертизы.

Таким образом, положения Закона и Административного регламента предоставляют меньше гарантий защиты прав проверяемых лиц по сравнению с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что, наверное, оправдано спецификой регулируемых отношений.

Внезапные проверки торговых объектов по соблюдению правил продажи алкоголя

Для повышения эффективности государственного контроля за соблюдением правил продажи алкоголя сенатором Александром Башкиным готовится законопроект «О разрешении внезапных проверок торговых точек». Документ находится на стадии разработки.

Данным законопроектом планируется наделить региональных чиновников полномочиями по проведению проверок торговых объектов без предупреждения последних. Проверку объектов по соблюдению правил продажи алкоголя в субъектах РФ предлагается возложить на региональные министерства и ведомства, осуществляющих контрольные функции в сфере лицензирования розничной продажи алкогольной продукции.

В случае выявления нарушений законодательства в ходе внезапного рейда объекта торговли представители лицензирующих органов должны будут оформить соответствующий акт и направить его в федеральный орган – в Росалкогольрегулирование. Тот в свою очередь обязан будет принять решение об аннулировании лицензии нарушителя во внесудебном порядке.

Лариса Мироненко, заместитель председателя Комитета по промышленной политике, предпринимательству, торговле, транспорту и связи Астраханской областной думы, предложила в случае нарушения хозяйствующим субъектом правил продажи алкоголя исключить в принципе возможность возобновления действия лицензии уполномоченным органом. С этой позицией согласился также руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев. «Алкогольный рынок – социально опасная сфера в торговле. Если предприниматель один раз нарушил правила розничной продажи алкоголя, то для него навсегда должна быть закрыта дверь в этот бизнес», – считает он.

Действующим законодательством и сейчас предусмотрены внеплановые проверки, однако назвать такие проверки «внезапными» нельзя, ведь за 24 часа до ее проведения надзорный орган обязан уведомить проверяемого согласно п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Такой уведомительный характер проверки, нивелирует само основание проверки – жалобы граждан, т.к.

торговый объект имеет возможность подготовиться к приходу проверяющих и устранить на время допущенные нарушения и недочеты в своей работе.

Вместе с тем, возможность проведения проверки без предварительного уведомления юридических лиц и ИП все же предусмотрена законом. В частности, контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых ЮЛ и ИП. Однако она требует согласования с органами прокуратуры. Кроме того, ее проведение допускается исключительно в случаях, установленных 294-ФЗ.

Также законодательством предусмотрены единичные случаи внезапной, например, ФНС может проводить рейды без предупреждения для проверок выдачи организацией и ИП кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством о применении ККТ.

Кроме того, Роспотребнадзору не требуется предварительно уведомлять ЮЛ и ИП о начале проведения внеплановой выездной проверки, в случае если в результате деятельности предпринимателя причинен вред (или есть такая угроза) жизни, здоровью граждан, а также, если нарушаются права потребителя.

Читайте также:  Статьи раздела кадастровый учет и оценка

Отдельными полномочиями по проведению внезапной проверки наделены также участковые уполномоченные полиции. Полиция вправе осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений об административных правонарушениях и принимать по таким обращениям предусмотренные законодательством меры.

Для реализации этих полномочий они могут проверять у организаций разрешения, лицензии и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности. Но и здесь возникают проблемы.

«К примеру, ранее правоохранительные органы выявляли лиц, нарушающих установленные правила торговли, теперь в силу своей загруженности этим почти не занимаются», – констатировал сенатор Башкин.

Источник

Памятка лицензиату об ответственности за нарушение требований законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции

  • 1
  • Ежеквартально  не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом обязаны представить декларации в Депэкономики Югры:
  • 1) организации, осуществляющие:
  • — розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
  • — розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции;
  • — розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемой в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (перечень таких населенных пунктов в настоящее время находится в стадии разработки);
  • — розничную продажу алкогольной продукции, размещенной на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
  • 2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

Декларации подаются в «Личном кабинете» через официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (https://service.fsrar.ru/). При наличии у организаций обособленных подразделений или объектов торговли у индивидуальных предпринимателей декларации представляются в целом по организации и по каждому обособленному подразделению (с указанием ИНН, КПП)/ по объекту торговли ИП (с указанием адреса).

Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым аккредитованным удостоверяющим центром.

Декларирование объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции производится по формам, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 №815 «О представлении декларации об объеме производства, оборота и или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (далее – Постановление №815).

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, в т.ч. пива и пивных напитков, предусмотрены две отчетные формы:

          1. Декларация об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции (Приложение №11 к Постановлению №815) – представляют лицензиаты.

           2. Декларация об объеме розничной продажи пива и пивных напитков (Приложение №12 к Постановлению №815) – представляют лицензиаты и индивидуальный предприниматели.

Формы деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции позволяют вносить сведения, связанные с отсутствием фактической реализации алкогольной продукции в отчетном периоде.

В случае отсутствия оборота алкогольной продукции в отчетный период, в графах 7-19 раздела 1 декларации по форме согласно приложению № 11 указываются нулевые данные. Следовательно, представление деклараций при отсутствии оборота алкогольной продукции будет являться прямой обязанностью лицензиата до момента окончания срока действия лицензии.

Корректирующие декларации предоставляют до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений.

Вопросы, связанные с представлением деклараций в электронном виде, а также регистрацией в «Личном кабинете», можно задать по телефону:  8 (495) 662-50-52, добавочный 1946, 8 (499) 250-03-73. Дополнительно вопросы можно задать на официальном Форуме Федеральной службы (http://forum.fsrar.ru/).

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, исказивших информацию и (или) не представивших, либо представивших декларации с нарушением срока применяется административная ответственность по статье 15.

13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание, предусмотренное за указанное нарушение – наложение административного штрафа на должностных лиц (в том числе на индивидуальных предпринимателей) в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В случае непредставления деклараций, искажения информации и (или) нарушения порядка и сроков представления деклараций, юридическим лицам может быть направлено предписание Депэкономики Югры.

При повторном, в течение одного года, предоставлении недостоверных сведений в декларациях, либо несвоевременном представлении деклараций лицензия подлежит аннулированию в судебном порядке (пункт 3 статьи 20  Федерального закона  от 22.11.

1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) на основании решения лицензирующего органа – Депэкономики Югры о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.

Действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании (абзац 17 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *