Публичный договор согласно гк рф (нюансы)

1.

Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3.

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарий к Ст. 426 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит положения о публичном договоре — частноправовом институте, охватывающем отношения между коммерческими организациями и потребителями их услуг. Специфика публичного договора заключается в особом положении коммерческой организации, которая адресует свои предложения любому, кто отзовется.

Для того чтобы договор мог быть признан публичным, необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: 1) сторонами такого договора выступают коммерческая организация и потребитель (как физическое, так и юридическое лицо); 2) характер деятельности организации таков, что она должна осуществлять свою деятельность в отношении каждого, кто к ней обратится. В качестве примеров такого рода деятельности законодатель указывает розничную торговлю, перевозку транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание.

Необходимо учитывать, что не все договоры, заключаемые коммерческими организациями, занимающимися публичным выполнением работ, оказанием услуг, являются публичными. Так, договор на покупку топлива, заключенный транспортной организацией, к публичным не может быть отнесен, так как контрагентом такой организации не выступает потребитель ее услуг.

Термин «потребитель» используется в комментируемой статье применительно к гражданам и юридическим лицам и не наделен содержанием, которое вкладывает в него Закон о защите прав потребителей.

Особое положение стороны публичного договора — коммерческой организации состоит в применении к ней некоторых ограничений свободы договора (статья 421 ГК РФ).

При заключении договора этот контрагент не может отказать лицу, которое к нему обратилось, а кроме того, при заключении договора одному потребителю не может быть оказано предпочтение перед другим и условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей.

Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены правом издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК).

Каждое из приведенных последствий, предусмотренных комментируемой статьей 426 ГК РФ для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора, применяется с некоторыми оговорками.

2. Ограничение свободы договора, диктуемое публичным характером деятельности коммерческой организации и не позволяющее отказать потребителю в заключении договора, не является абсолютным. Законом или иными правовыми актами могут быть установлены исключения из этого правила.

Кроме того, в заключении договора может быть отказано со ссылкой на невозможность предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 г.

N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» транспортные организации должны обеспечить в первоочередном порядке перевозку материальных ценностей государственного резерва. При таких обстоятельствах иные потребители услуг перевозчика вынуждены ожидать.

Правомерен также, например, отказ организации, осуществляющей кинопрокат, предоставить свои услуги определенному лицу в случае, когда свободных мест на сеанс, который хочет посетить потребитель, нет. При этом, как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г.

, бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию .

———————————
Постановление Правительства РФ от 23 января 2006 г. N 32.

Требование комментируемой статьи к условиям договора, одинаковым для всех потребителей, не означает, что потребитель всякий раз лишь присоединяется к предложенной коммерческой организацией проформе договора.

По существу, ГК РФ запрещает дискриминационные условия публичного договора, но допускает существование различий между публичными договорами, заключенными одной и той же организацией с различными потребителями.

Такие различия могут касаться порядка оплаты, сроков исполнения обязательства и пр.

Одинаковые для всех потребителей условия публичного договора могут быть иными в случае, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Законом о защите прав потребителей и Федеральными законами «О газоснабжении в Российской Федерации» и «О связи» предусмотрены случаи, в которых на подзаконном уровне могут издаваться типовые договоры или положения — правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Так, в настоящее время действуют Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации , Правила оказания услуг связи по передаче данных , Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания , Правила оказания телематических услуг связи , Правила оказания услуг по реализации туристского продукта , Правила продажи товаров дистанционным способом и другие подобные акты.

———————————
Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Здесь и далее автор не приводит ссылки на официальные источники, в которых были опубликованы использованные в комментарии нормативные акты и акты судебной практики, поскольку все документы взяты автором в справочной правовой системе «КонсультантПлюс».

Автор выражает глубокую признательность компании «КонсультантПлюс» за предоставленную информационную поддержку.

Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 785.

Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. N 575.

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452.

Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612.

Неисполнение коммерческой организацией требований о недискриминационных условиях публичного договора и правил, обязательных при заключении публичных договоров, влечет неблагоприятные последствия.

Пункт 5 комментируемой статьи объявляет условия публичного договора, нарушающие такие требования, ничтожными.

Это не влечет недействительности всего публичного договора в целом, если можно предположить, что он был бы совершен и без включения недействительных условий (ст. 180 ГК).

3.

К числу способов защиты, адресованных комментируемой статьей 426 ГК потребителю как стороне публичного договора, следует отнести прежде всего требование о понуждении заключить договор, которое может быть заявлено при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора вместе с требованием о возмещении убытков, причиненных потребителю уклонением стороны от заключения договора .

———————————
Как поясняет Высший Арбитражный Суд РФ, с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить. См. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров».

В случае неисполнения положений п. п. 2 и 4 комментируемой статьи могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности части сделки (или последствий недействительности сделки).

4. Конституционный Суд РФ, рассматривая значение комментируемой статьи, указывает, что ее положения направлены на предоставление равных условий всем лицам, обратившимся к коммерческой организации для заключения подобного договора .

———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 г. N 257-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трофимова Кирилла Тимофеевича на нарушение его конституционных прав статьей 426 и пунктом 2 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Кроме того, как отмечал М.И.

Брагинский, положения комментируемой статьи призваны создать односторонние гарантии потребителю — экономически более слабой стороне, «которая, нуждаясь в товарах, работах и услугах, обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильные позиции на рынке, — к коммерческой организации». Таким образом, нормы о публичном договоре уравнивают положения обеих сторон, а также создают гарантии функционирования свободного рынка и способствуют борьбе с монопольными тенденциями .

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1997. С. 198 — 200.

5. Необходимо отличать публичный договор, заключаемый коммерческими организациями и регулируемый нормами гражданского законодательства, от одноименного правового явления, обнаруживаемого в публично-правовой науке, — так называемого публичного (или административного) договора.

Отечественная теория административного права пока не сформировала развитого и полного учения об административном договоре .

Отмечается лишь наличие «некоторых свидетельств, пока еще недостаточно категоричных, в пользу развития реальных договорных элементов административного типа» , причем в качестве примеров таких соглашений, как правило, приводятся договоры о разграничении компетенции между органами власти различного уровня.

———————————
Данная проблема рассматривалась с особых позиций в советский период. Так, Ц.А.

Ямпольская полагала возможным признание административно-правовой природы соглашений органов государственной власти с гражданами, например в сфере бытового обслуживания. См.: Ямпольская Ц.А.

О теории административного договора // Советское государство и право. 1966. N 10. С. 134 — 135. В настоящее время подобные утверждения не встречаются.

Эта идея высказана Ю.М. Козловым в кн.: Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000. С. 264.

6. Положения комментируемой статьи 426 Гражданского кодекса РФ применимы также к случаям, когда продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг занимается индивидуальный предприниматель. В силу п. 3 ст.

23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

ст 426 ГК РФ с ми

1.

Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4.

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) .
5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарий к статье 426 Гражданского Кодекса РФ

1. Понятие публичного договора впервые введено ГК. Из иных договоров он выделяется по характеру деятельности организации, обязанной заключить публичный договор, и выполняемых ею функций.

Два основных признака позволяют относить заключаемый договор к публичному. Первый касается правового статуса организации, обязанной заключить договор. Ею может быть только коммерческая организация, особенности которой определены в ст. 50 (см. коммент. к ней).

Читайте также:  Как проверить адрес массовой регистрации юридических лиц?

Второй признак касается характера деятельности, осуществляемой коммерческой организацией. Эта деятельность связана с выполнением обязанности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг в отношении каждого, кто обратится к коммерческой организации, т.е. деятельность должна быть публичной.

Именно этот признак дал название договору, хотя по своему содержанию он является гражданско-правовым, регулируемым частным правом.

2. В п. 1 комментируемой статьи дан открытый перечень деятельности, трактуемой как публичная. Публичный характер ряда договоров прямо обозначен в части второй ГК. К публичным отнесены: договор розничной купли-продажи (ст. 492); договор проката (ст. 626); договор бытового подряда (ст. 730); договор перевозки транспортом общего пользования (ст.

789); договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834); договор складского хранения, заключаемый товарным складом общего пользования (ст. 908); договор хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину (ст. 919); договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций (ст. 923); договор личного страхования (ст. 927).

В приведенном перечне в основном названы договоры, заключаемые с гражданами.

В ряде законов отдельные договоры названы публичными. Так, в Федеральном законе от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (СЗ РФ, 2003, N 13, ст. 1177) назван публичным договор оказания услуг по передаче электрической энергии.

Вместе с тем публичными могут быть названы и иные договоры, которые относятся к таковым по характеру опосредуемой ими деятельности, названной в п. 1 комментируемой статьи.

Поэтому к публичным следует отнести не только договоры энергоснабжения, но и иные договоры снабжения через присоединенную сеть — снабжения тепловой энергией, водой (ст. 539 и 548 ГК) и т.п.

Так, в Постановлении по спору с муниципальным предприятием «Водоканал» ВАС РФ исходил из того, что договор на оказание услуг по водоснабжению и отведению сточных вод относится к публичным договорам (Вестник ВАС РФ, 1997, N 9, с. 87).

3. Заключение публичного договора подчиняется специальным правилам, установленным комментируемой статьей.

Во-первых, коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю товары, услуги, выполнить работу.

Пленумы ВС РФ и ВАС РФ, ориентируя суды, указали, что в случае предъявления иска о понуждении заключить публичный договор бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию (п. 55 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

Во-вторых, цена товаров (работ, услуг) в публичном договоре должна быть одинаковой для всех потребителей, т.е. запрещена ценовая дискриминация.

В исключение из этого правила законом, иными правовыми актами для отдельных потребителей могут устанавливаться льготы. Например, Указом Президента РФ от 05.05.

92 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» многодетным семьям предоставляются скидки в оплате коммунальных услуг не ниже 30% (Ведомости РФ, 1992, N 19, ст. 1044).

В п. 2 комментируемой статьи включено правило, требующее одинакового определения не только условия о цене, но и установления одинаковых иных условий договора.

Это требование следует понимать как запрет устанавливать в отдельных договорах дискриминационные условия, т.е. условия, которые ставят одного или нескольких потребителей в неравное положение по отношению к другим потребителям. Однако это не означает, что условия договора для всех потребителей должны быть одинаковыми (стандартными).

Стандартными являются условия договора присоединения, определенные одной стороной. Публичный же договор является гражданско-правовым договором, в котором могут сторонами устанавливаться (согласовываться) разные условия в зависимости от конкретных обстоятельств, если в ГК и иные законы включены диспозитивные нормы. Запрещена только дискриминация.

Стороны могут предусмотреть разные сроки платежа, разный порядок исполнения обязательств. Следовательно, в отличие от договора присоединения, возможны разногласия сторон, передача неурегулированных разногласий на рассмотрение суда.

На такой позиции стоит и судебная практика.

В Постановлении по одному из дел Президиум ВАС РФ указал, что вывод о том, что договор на оказание услуг связи, условия которого определены в стандартной форме, может быть заключен не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом, не соответствует действующему законодательству, поскольку этот договор является публичным и на него распространяется предусмотренный ст. 445 ГК порядок заключения договора (Вестник ВАС РФ, 2001, N 9, с. 39).

В силу п. 5 комментируемой статьи условия публичного договора, не соответствующие предусмотренным п. 2 требованиям, ничтожны.

В-третьих, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в заключении публичного договора. Изъятия могут быть предусмотрены законом, иным правовым актом для отдельных категорий потребителей.

Например, Федеральным законом «О ветеранах» в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ инвалидам Великой Отечественной войны предоставлено преимущественное право на установку телефонного аппарата (СЗ РФ, 2000, N 2, ст. 161).

В-четвертых, публичный договор заключается в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 445 ГК, если законом или соглашением сторон не определены иные порядок и сроки его заключения (см. коммент. к ст. 445).

При необоснованном отказе или уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора потребитель вправе предъявить в суд иск о понуждении коммерческой организации заключить договор.

Потребитель также вправе передать на рассмотрение суда разногласия по отдельным условиям публичного договора независимо от согласия на это коммерческой организации (см. ст. 445, 446 ГК и п.

55 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

Судебная практика исходит из того, что с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации. Такое право самой организации по отношению к контрагенту не предоставлено (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.97 N 14).

4.

В силу п. 4 комментируемой статьи Правительство РФ вправе издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Правила могут быть изданы в форме типовых договоров, положений. Так, Закон о защите прав потребителей предусматривал издание правил, ряд из которых был принят до введения в действие части первой ГК. Условия этих правил могут применяться в части, соответствующей требованиям, предусмотренным комментируемой статьей.

Кроме того, при заключении публичных договоров отдельных видов, предусмотренных частью второй ГК, стороны руководствуются правилами, установленными ГК.

Условия публичного договора должны соответствовать утвержденным Правительством РФ типовым договорам (положениям) или иным правилам, обязательным для сторон публичного договора.

Несоответствие условий заключенного публичного договора обязательным правилам влечет их ничтожность (п. 5 комментируемой статьи).

Другой комментарий к статье 426 ГК РФ

1. Правила о данном договоре имеют особое значение среди новелл комментируемой главы. Объясняется это прежде всего исключительной распространенностью регулируемых ими отношений. Адресатами комментируемой статьи должны быть признаны как разветвленная сеть специализированных коммерческих организаций (см. ст. 50 ГК), так и, по терминологии закона, каждый, кто к ним обратится.

Следует вместе с тем отметить, что в понятии данного договора одновременно идет речь как об уже совершенном коммерческой организацией договоре, так и об ее обязанности вступать в соответствующие договорные отношения.

Если договор заключен, то неясно, какое его распространение после этого на всех лиц имеет в виду закон, поскольку с заключением договор утрачивает свойство публичности.

Тем самым, на наш взгляд, происходит смешение результата совершения договора с самим процессом его заключения.

ГК содержит лишь примерный перечень сфер деятельности таких организаций (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.

) и переносит центр тяжести на указание их обязанностей в самом обобщенном виде: по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг.

Тем самым объектом договора могут оказаться любые действия, которые должна осуществлять соответствующая коммерческая организация по характеру своей деятельности.

Указание закона «в отношении каждого» означает, что лицом, имеющим право требовать заключения с ним публичного договора, могут быть любые физические и юридические лица.

Тем самым публичный договор существенно отличается от круга потребителей, предусмотренных Законом о защите прав потребителей.

Последними признаются только граждане, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд.

В связи с этим, как разъяснено в Приказе МАП России от 20.05.

1998 N 160 , нормы упомянутого Закона не распространяются на предпринимателей (физических и юридических лиц), приобретающих продукцию, товары или использующих результаты работ (услуг) в целях их дальнейшей переработки либо перепродажи, а также на юридических лиц, приобретающих товары или использующих результаты работ (услуг) для удовлетворения собственных нужд, даже если они были приобретены (заказаны) в розничной торговле или в сфере бытового и иных видов обслуживания населения.

———————————
БНА. 1999. N 2; N 18 — 19.

Заключая публичный договор, коммерческая организация по общему правилу не вправе признавать чьего-нибудь преимущества перед кем-нибудь. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом и иными правовыми актами. Сходного содержания правило содержится в ст. 789 ГК применительно к отношениям по перевозке.

Согласно этой статье перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

2. Одна из особенностей публичного договора состоит в том, что цена товаров, работ и услуг, а также иные его условия устанавливаются одинаковыми для всех потребителей (т.е. граждан и юридических лиц).

Публичный договор в 2020 году — что это такое, ГК РФ, может быть заключен организацией

Особенности публичного договора в 2020 году подробно указаны в российском законодательстве.

В частности нужно знать нюансы Гражданского Кодекса для минимизации рисков признания соглашения недействительным.

Российской правовой системой разработано огромное число разновидностей соглашений. В число наиболее распространенных входят публичные контракты. Рассмотрим подробней, что подразумевается под определением публичный договор.

Что это такое

Публичный договор несет под собой множество нюансов, о которых нужно знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

В частности рекомендуется ознакомиться с российским законодательством.

Понятия

Согласно российскому законодательству публичным признается договор заключенный коммерческой компанией и определяющий обязанности по:

  • реализации товаров;
  • выполнению каких-либо работ;
  • предоставлению услуг.

Иными словами предусматривает то, что по характеру рода своей деятельности компания обязана осуществлять по отношению к каждому, кто обратился к ней:

  • ведение розничной торговли;
  • перевозка транспортом общественного пользования;
  • предоставление услуг связи;
  • предоставление услуг по энергоснабжению;
  • медицина;
  • гостиничное обслуживание и так далее.

По причине того, что к предпринимательской деятельности граждан, которая ведется без оформления статуса юридического лица, применимы правила, регулирующие работу коммерческих компаний, субъектами публичного соглашения могут выступать частные предприниматели (ИП).

Необходимо отметить, что договор на вывоз мусора для жителей частного сектора не входит в перечень публичных соглашений, которые указаны в ст. 426 ГК РФ.

Каково его значение

Публичное соглашение вовсе не обязательно заключать в форме единого согласованного участниками сделки документа.

Согласованием публичной оферты поставщика услуг можно считаться:

  • приобретение билетов с целью массового представления;
  • подключение абонента-потребителя к сетям снабжающей компании;
  • приобретение оферентом уведомления от потребителя относительно принятия оферты.
  • В случае оформления договора в письменной форме, он в обязательном порядке должен соответствовать правилам данной разновидности деятельности — раздел, которые нарушают интересы потребителя, считаются таковыми, как недействительными по решению суда.
  • Согласно Гражданскому Кодексу к публичным принято относить соглашения, которые обязательны к подписанию, а их непосредственная структура устанавливается правилами соответствующей предпринимательской деятельности.
  • В большинстве случаев с целью принятия предложения обязанной стороны стороне-потребителю необходимы конкретные действия, в форме документа соглашение не всегда заключается.

Правовая база (ГК РФ)

Основным нормативно-правовым документом принято считать (не только для юридического, но и физического лица) Гражданский Кодекс России.

В частности рекомендуется ознакомиться с такими статьями:

Ст. 426 Разъясняет понятие публичного договора и отображает перечень соглашений, которые могут иметь данный статус
Ст. 782 Отображает порядок отказа от услуг согласно публичному соглашению
Ст. 23 Регулирует деятельность коммерческих компаний

Указанный перечень не является исчерпывающим, однако включает в себя все ключевые сведения для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Пример публичного договора

Публичное соглашение содержит в себе множество нюансов, о которых нужно знать для минимизации рисков признания его недействительным. Рассмотрим этот вопрос подробней. Бланк публичного договора можно скачать здесь.

Существенные условия

Положение в рассматриваемом соглашении должны обязательно соответствовать ключевым условиям:

Отображать обязательства компании вступить в правовые отношения Продать товар, предоставить услугу с любыми обратившимися гражданами
Отображать обязательства компании брать одинаковую плату за один и тот же товар Либо же предоставленную услугу различным клиентам

Компания, которая заключила публичное соглашение, также должна взять на себя некоторые обязательства, предусмотренные российским законодательством.

В частности это относится к невозможности ответить отказом в предоставлении услуг либо же поставке товара, если на это нет объективных оснований.

Необходимые документы

Для подписания публичного договора нет необходимости представлять какие-либо документы.

Читайте также:  Иск о включении имущества в наследственную массу

Одновременно с этим, согласие с условиями публичного соглашения, что влечет за собой подписание иного типа договора, к примеру, поставки, требует наличия таких документов:

  • паспортных данных сторон;
  • свидетельства о регистрации юридического лица;
  • свидетельства о постановке на учет в налоговый орган.

Окончательный пакет документов зависит от конкретной ситуации.

Может ли быть заключен организацией

Согласно ст. 426 ГК РФ одной из сторон обязательно будет:

Предприниматели Которые заключают соглашение согласно специфике своей предпринимательской деятельности
Любое иное лицо Вне зависимости от своего статуса

Исходя из этого, Гражданским Кодексом не ограничивается перечень субъектов данного типа соглашения их отнесением к физическим либо юридическим лицам.

Немаловажную роль играет характер услуги либо же продукции, а также предоставление их по сформированному запросу.

В большинстве случаев стоимость для компаний и частных предпринимателей в подобных ситуациях выше, нежели для населения, которые не относятся к категории ИП, поскольку обязательства определяют единую себестоимость согласно ст. 426 ГК РФ.

Признаки соглашения

Характерные правовые признаки публичного соглашения подробно указаны в ст. 426 ГК РФ.

Таковым признается гражданско-правовое соглашение, которое заключается между продавцом – коммерческой компанией, исполняющей определенные разновидности работ, предоставляемые любому, кто к ней обратился в роли потребителей.

К таким разновидностям работ, публичный договор в Гражданском праве относит не только розничную торговлю, но:

  • перевозку транспортным средством;
  • услуги связи;
  • иные действия, к примеру, в сфере природопользования.

Для возможности признания соглашения публичным, документ обязательно должен удовлетворять обобщенным признакам подобных соглашений.

К ним принято относить:

Перечень субъектов соглашения Который ограничивается исключительными коммерческими компаниями – реализатором и потребителем, работ либо же услуг
Коммерческая компания Предоставляет услуги и ведет деятельность по отношению любых физических и юридических лиц, обратившихся в роли покупателя
Единую себестоимость продукции Работ либо услуг для каждого отдельно взятого потребителя

О данном нюансе нужно знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Есть ли выгода для покупателя

  1. Согласно российскому законодательству допускается возможность признать соглашение публичным не по формальным, а по вышеуказанным признакам, в случае наличия которых любой договор купли-продажи может классифицироваться как рассматриваемый.

  2. Это весьма выгодно для потребителей, которые в данной ситуации обретают дополнительными преимуществами, отсутствующие во время подписания стандартного договора.

  3. В подобной ситуации покупатель выступает потребителем, и него распространяются действия Федерального закона “О защите прав потребителей”.

  4. В подобном законодательстве к категории потребителей относят не только физических, но и юридических лиц, покупающие продукцию либо заказывающие работу и услуги для реализации персональных потребностей.

  5. Могут ли юридические лица относиться к потребителям, в статье 426 ГК РФ не описывается, но в иных подзаконных актах и вовсе отсутствуют сведения относительно того, кто выступает в роли субъекта подобных соглашений.

  6. Видео: важные моменты любого договора, на что обратить особое внимание
  7. На основании данного факта многие юридические эксперты делают вывод — там, где об этом ничего не сказано, в качестве потребителей могут выступать лица с различными статусами.

К примеру, публичное соглашение бытового подряда и банковского депозита специально оговаривает, что потребителями в данной ситуации могут выступать исключительно физические лица.

  • Факт признания публичного соглашения покупателя потребителем предоставляет полное право рассчитывать на понижение себестоимости, если же он относится к льготной категории граждан.
  • Более того, коммерческая компания, выступающая в роли продавца, не имеет законного права отказать в подписании соглашения, а потребитель вправе требовать возмещения морального вреда и понесенных убытков.
  • В завершении можно сказать — рассматриваемый тип договора включает в себя массу нюансов, которые были рассмотрены выше.
  • Обращая внимание на них можно исключить вероятность не только возникновения различного рода недопонимания, но и факта его признания недействительным.
  • Согласно Гражданскому Кодексу России к публичным принято относить соглашения, которые являются обязательными к заключению, а их непосредственная структура устанавливается правилами соответствующей сферы предпринимательской деятельности.

В большинстве случаев с целью принятия предложения обязанной стороны стороне-покупателю достаточно совершить конкретные действия. Одновременно с этим в форме соглашения он заключается не всегда.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Что такое публичный договор, требования к публичному договору, определяемые статьей 426 ГК РФ

Публичный договор отличается от всякого другого тем, что предлагающее оферту лицо адресует своё коммерческое предложение неограниченному кругу лиц. Нормативные акты, регулирующие его заключение и исполнение, относятся к частноправному институту, охватывают все виды отношений между субъектами коммерческой деятельности и потребителями их услуг. Договор такого характера не заключается индивидуально, каждый раз при совершении сделки. Основные правила в этой области устанавливает ст. 426 ГК РФ.

Особенности публичного договора

Сторонами публичного договора выступают коммерческая организация или индивидуальный предприниматель и лицо, которое отзовётся на предложение и станет клиентом, покупателем товаров или потребителем услуг. При этом специфика работы предпринимателей такова, что она может быть адресована неограниченному кругу лиц.

Законодатель приводит ориентировочный перечень видов деятельности, которые проводятся на базе публичного договора. Указываются услуги связи, перевозка общественным транспортом, розничная торговля. Этот список не является исчерпывающим. Имеется в виду, что публичность договора относится только к основному виду деятельности.

Так, компания, занимающаяся перевозками, по публичному договору обслуживает своих клиентов, но горючее и другие материалы, нужные для пополнения складских остатков, она закупает по обычному, поскольку её контрагентом в таком случае является конкретное юридическое лицо. По публичному договору водители заправляют автомобили на автозаправках, и при этом у них не спрашивают никаких документов, но лишь заливают горючее в обмен на деньги, а оферта исходит от владельца пункта заправки.

На индивидуальных предпринимателей все положения статьи распространяются так же, как и на организации.

Это верно в силу п. 3 ст. 23 ГК РФ, который распространяет все требования к юридическим лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, ещё и на тех участников делового оборота, кто делает тоже самое без образования юридического лица.

Неотъемлемой чертой публичного договора является то, что он накладывает на предпринимателей обязанность предоставлять свои услуги всем, кто к ним обратится, если для этого существует возможность. Исключения составляют лишь случаи, которые предусмотрены п. 4 ст. 786 ГК РФ. Это относится к перевозке пассажиров воздушным транспортом.

Законодательством предусмотрен специальный реестр для лиц, перевозка которых самолётами ограничена. Все остальные предприниматели должны оказывать свои услуги всем тем, кто намерен стать их клиентами.

Это не означает, что не может возникнуть спорных ситуаций.

К примеру, водитель маршрутного такси может отказаться от перевозки лица, которое имеет поклажу, способную причинить неудобства другим пассажирам или пытается провести с собой животное.

В таких случаях у того, кому отказали в перевозке, возникает возможность подать иск на перевозчика, поскольку формально он нарушил правила комментируемой статьи. Решение же суда будет зависеть от обстоятельств дела.

Ограничения, накладываемые ст. 426 ГК РФ

Публичный договор накладывает некоторые ограничения на свободу договорных отношений, устанавливаемую ст. 421 ГК РФ, поскольку предприниматель теряет возможность не только в том, чтобы отказать кому-то в обслуживании, но не может и отдавать предпочтения одним клиентом по отношению к другим.

При немотивированном отказе со стороны лица, предоставляющего услуги на основании публичного договора, на него может быть подано исковое заявление на основании п. 4 ст. 445 ГК РФ.

К примеру, если кто-то желает, чтобы ремонтная организация оказала ему свои профильные услуги, а та отказывается, но при этом никаких признаков прекращения коммерческой деятельности нет, появляются основания для иска, направленного на понуждение юридического лица к оказанию услуг.

Однако ограничение свободы договора, которое устанавливает ст. 426 ГК РФ, не является абсолютным.

Существуют отдельные федеральные законы, постановления правительства, пленума ВС РФ, которые создают основания для того, чтобы предприниматели могли расставлять приоритеты в выборе клиентов.

Если вопрос станет рассматриваться в суде, то бремя доказательства отсутствия возможности предоставить кому-то услуги ложится на предпринимателя. Такое правило введено ещё постановлением пленума ВС РФ № 6 и пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г.

Характерна и такая юридическая особенность публичного договора, как возможность изменения условий по отношению к разным потребителям.

Наличие публичной оферты не говорит о том, что всякий потребитель присоединяется к ней на неизменных условиях.

Так, если коммерческая организация оказывает всем желающим услуги, связанные с кровельными работами, то это не значит, что во всех случаях она обязана делать это на одинаковых условиях.

Это вполне разумно, поскольку не бывает двух строений с абсолютно одинаковыми крышами. Даже при использовании одинаковых материалов всё равно какие-то отличия можно будет найти. Будет вполне правомерно, если это отразится на сроках, порядке взаиморасчетов и подобных условиях. Недопустима лишь дискриминация потребителей, основанная на любых признаках.

Если какая-либо дискриминация будет выявленной, то на основании п. 5 ст. 426 ГК РФ договор может быть признан ничтожным в части дискриминирующих потребителя условий. На практике это не влечёт за собой отмены договора целиком. Ничтожными в таком случае суд признаёт только отдельные пункты договора.

К примеру, если публичный договор требует предоплаты только с пенсионеров и студентов, то потребитель получает основание обращаться в суд, поскольку в таком условии прослеживаются признаки дискриминации.

Для предпринимателей это влечёт за собой риск признания ничтожными отдельных условий договора и применение по отношению к ним последствий недействительности сделки.

Однако никаких нареканий не может вызывать установление договором отдельных программ лояльности, направленных на улучшение условий обслуживания определённой категории лиц, к примеру, продажа товаров пенсионерам со скидкой.

Позиция высших судов по данному вопросу

Публичный договор и договор присоединения в проекте ГК РФ

(Закиров Р. Ю.) («Юрист», 2013, N 8)

ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР И ДОГОВОР ПРИСОЕДИНЕНИЯ В ПРОЕКТЕ ГК РФ

Р. Ю. ЗАКИРОВ

Закиров Радик Юрьевич, доцент кафедры гражданского права Казанского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук.

Научно-практическое исследование перспектив реформирования гражданского законодательства Российской Федерации обладает потенциальной значимостью как фактор телеологического осмысления отечественной цивилистики.

В статье проанализированы публичный договор и договор присоединения.

По мнению автора, договор присоединения представляет собой отдельный тип договора, предусмотренный гражданским законодательством по особенностям заключения.

Ключевые слова: публичный договор, договор присоединения, Гражданский кодекс, сторона, гражданское законодательство.

Public contract and contract of accession in the draft Civil code of the RF R. Yu. Zakirov

The scientific and practical research of perspectives of reform of civil legislation of the Russian Federation is of potential significance as a factor of teleological conceptualization of the Russian civil science.

The article analyses the public contract and the contract of accession.

The author believes that the contract of accession is a separate type of contract provided for by the civil legislation with regard to the peculiarities of conclusion.

Key words: public contract, contract of accession, Civil Code, party, civil legislation.

В 2008 г. Президентом Российской Федерации Д. А.

Медведевым была поставлена задача совершенствования гражданского законодательства, был подписан соответствующий Указ , создана рабочая группа, которая разработала Концепцию развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее — Концепция) , далее был подготовлен проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . ——————————— Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 29 (ч. I). Ст. 3482. URL: www. privlaw — портал российского частного права. Проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в первом чтении 27 апреля 2012 г.) // URL: www. rg. ru — официальный сайт «Российской газеты».

Законодательное закрепление в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) публичного договора и договора присоединения явилось новеллой российского гражданского права. С момента введения в действие ГК РФ в ст.

426 и 428 ни разу не вносилось каких-либо изменений и дополнений, однако практика применения данных положений ГК РФ всегда вызывала целый ряд вопросов, большая часть из которых вначале была предложена разработчиками Концепции развития гражданского законодательства, а далее в проекте Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». ——————————— Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 50. Ст. 7347.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации). Проект Федерального закона N 47538-6 предлагает заменить термин «коммерческая организация» как одну из сторон публичного договора в п. 1 ст. 426 ГК РФ на «лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность». Подобное изменение, безусловно, продиктовано сложившейся юридической практикой и объясняется тем, что на практике, как правило, публичные договоры заключаются не только коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, но и некоммерческими организациями, которые, обладая специальной правоспособностью, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Действующая редакция ст. 426 ГК РФ предусматривает, что одной из сторон в публичном договоре всегда является юридическое лицо — коммерческая организация. Отсюда возникает вопрос: будет ли признаваться публичным договор, заключенный индивидуальным предпринимателем как одной из сторон такого договора? Правовой анализ ст. 23 — 25, 426 ГК РФ дает положительный ответ, так как в п. 3 ст. 23 ГК РФ закреплено, что к предпринимательской деятельности таких граждан по общему правилу применяются нормы ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц — коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. В данном случае ни закон, ни иные правовые акты, ни существо правоотношений, возникающих при заключении публичного договора, для индивидуальных предпринимателей не делают каких-либо исключений, поэтому они должны руководствоваться нормами ст. 426 ГК РФ. Аналогичный вопрос о применении положений ст. 426 ГК РФ возникает и в отношении некоммерческих организаций, которые в соответствии с законом также вправе заниматься предпринимательской деятельностью. В данном случае правовой анализ ст. 50, 116 — 121, 426 ГК РФ не позволяет ответить на этот вопрос положительно, что подтверждается также и материалами судебной практики. Например, арбитражный суд пришел к выводу, что к договору, заключаемому некоммерческой организацией, по аналогии закона со ссылкой на ст. 6 ГК РФ могут применяться правила о публичном договоре . ——————————— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 ноября 2003 г. N А05-1936/03-72/24 // URL: www. garant. ru — справочная правовая система «Гарант».

Закрепление данной нормы в проекте ГК РФ делает очень важный шаг в деле упорядочения взаимоотношений между сторонами в договорах, заключаемых многочисленными лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и потребителями их товаров, работ и услуг.

Например, на практике оказание платных медицинских услуг некоммерческими организациями не подпадало под действие ст.

426 ГК РФ, и контрагенты некоммерческих организаций, как правило, всегда ставились в неоправданно менее выгодное положение по сравнению с клиентами коммерческих организаций, оказывающих аналогичные платные медицинские услуги. Представляется, что принятие новой редакции ст.

426 ГК РФ, предложенной в проекте ГК РФ, распространяет предусмотренные в ней правовые гарантии на большее число потребителей . ——————————— КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск «Комментарий к проекту изменений Гражданского кодекса Российской Федерации» // URL: www. consultant. ru — КонсультантПлюс.

В соответствии с п. 2 ст. 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Исходя из содержания данной нормы, необходимо отметить следующие: а) заключая публичный договор, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, должно продавать товар, оказывать услугу, выполнять работу по одинаковым ценам и на одинаковых условиях, несмотря на то, кто является потребителем; б) из вышеназванного правила все-таки имеется существенное исключение, согласно которому у обязанного лица имеется право продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги по более низким ценам и на более льготных условиях по сравнению с обычным уровнем цен и обычно применимыми условиями, когда уменьшение цен и льготные условия заключения публичного договора предусмотрены законом или иными правовыми актами (например, ст. 46 Закона о связи) или когда об уменьшении цен или в случае, когда о льготных условиях, предоставляемых отдельным категориям лиц, было заранее объявлено публично. Условия повышения цен применительно к отдельным лицам или категориям лиц, равно как ухудшения условий договоров в зависимости от того, с кем они заключаются, никак нельзя признать соответствующими положениям ст. 426 ГК РФ. ——————————— Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (с изм. от 8 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 50. Ст. 7366.

Однако проект ГК РФ предлагает следующую редакцию: «…в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.

Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей».

Следовательно, цена в публичном договоре будет устанавливаться как единая для одинаковых категорий потребителей или контрагентов, тогда как иные условия публичного договора не могли определяться исходя из личных предпочтений или статуса (особенностей) того или иного конкретного потребителя или контрагента.

Таким образом, проект ГК РФ предусматривает предоставление льгот различным категориям потребителей только в отношении цены, а иные условия публичного договора должны одинаково распространяться на всех лиц.

Применительно к вопросу о возможности отказа от заключения публичного договора проект ГК РФ предлагает всего лишь замену «коммерческой организации» на «лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность», что представляется вполне оправданным.

В настоящее время отказ коммерческой организации от заключения публичного договора допустим при: а) невозможности выполнить работу, оказать услугу, продать товар в данный момент (например, отсутствует товар в наличии, отсутствуют специалисты, отсутствует материал и т. д.

); б) невозможности заключить договор на прежних условиях и по прежним ценам, если этому препятствуют обстоятельства непреодолимой силы; в) наличии иных уважительных причин. В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться с требованием в суд о понуждении ее заключить договор по правилам ст. 445 ГК РФ.

Однако если коммерческая организация отказалась от заключения публичного договора, то она будет считаться действовавшей разумно и добросовестно, пока не будет доказано обратное (п. 3 ст. 10 ГК РФ). При этом, учитывая презумпцию вины в гражданском праве, необходимо учитывать и тот факт, что правило п. 2 ст.

401 ГК РФ в данном случае неприменимо, поскольку обязательство между сторонами так и не возникло. К сожалению, разработчики проекта ГК РФ не предусматривают положение о недопустимости одностороннего расторжения публичного договора стороной, обязанной к его заключению. Дело в том, что данная правовая позиция была десять лет назад высказана Конституционным Судом Российской Федерации и с тех пор широко применяется на практике . ——————————— Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 N 115-О // www. garant. ru — справочная правовая система «Гарант». Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 февраля 2010 г. по делу N А28-14727/2009 // URL: www. garant. ru — справочная правовая система «Гарант»; Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 октября 2009 г. по делу N А33-2822/08 // URL: www. garant. ru — справочная правовая система «Гарант».

Договор присоединения представляет собой отдельный тип договора, предусмотренный гражданским законодательством по особенностям заключения. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ).

Исходя из содержания данной нормы-дефиниции необходимо выделить следующие признаки договора присоединения: а) условия договора присоединения определены заранее одной из сторон договора либо путем применения специально разработанных формуляров, стандартов, иных типовых форм, в которых сторона обозначает, на каких условиях она готова заключить договор (например, при продаже товара с использованием автоматов продавец на табличке доводит до покупателя условия договора купли-продажи, которые заранее были им разработаны в соответствии со ст. 498 ГК РФ); б) при заключении договора присоединения условия договора либо принимаются другой стороной полностью, либо полностью могут быть отвергнуты. Отсюда сам факт присоединения выражается в том, что сторона, согласная с условиями договора присоединения, может, например, подписать договор либо совершить иные действия; в) договор присоединения, как правило, заключается в письменной форме (ст. 160, 434, 428 ГК РФ). С другой стороны, формуляры, стандарты подобного договора должны в полной мере соответствовать требованиям п. 1 ст. 432 ГК РФ. Пункт 2 ст. 428 ГК РФ закрепляет правило, согласно которому присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Проект дополняет ст. 428 ГК РФ положением о распространении правил расторжения договора присоединения на договоры, положения которых определяются одной из сторон. Следовательно, введение правила, согласно которому, «если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства, в случае изменения или расторжения договора судом по требованию присоединившейся к договору стороны договор считается действовавшим в измененной редакции либо соответственно не действовавшим с момента его заключения», является весьма своевременным. Однако по общему правилу сторона, присоединившаяся к договору присоединения, в настоящее время в виде исключения имеет право требовать расторжения или изменения договора согласно п. 2 ст. 428 ГК РФ в следующих случаях: а) если договор присоединения лишает присоединившуюся сторону прав, которые обычно предоставляются по договорам такого вида; б) если договор присоединения исключает или ограничивает ответственность стороны, составившей формуляр, стандарт, иные типовые формы за нарушение обязательства; в) если договор присоединения содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия (например, непринятие условий договора при наличии такой возможности, либо сторона вынуждена была принять эти условия вследствие стечения тяжелых обстоятельств, которые поставили ее в безвыходное положение). При наличии вышеназванных обстоятельств требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор (п. 3 ст. 428 ГК РФ). Отсюда необходимо отметить, что проект ФЗ N 47538-6 предлагает новую редакцию п. 3 ст. 438 ГК РФ, в соответствии с которым «правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 428 ГК РФ, подлежат применению также в случаях, когда при заключении договора, не являющегося договором присоединения, условия договора определены одной из сторон, а другая сторона поставлена в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора». Подобная редакция содержалась и в Концепции развития гражданского законодательства. Предлагается исключить п. 3 из ст. 428 ГК РФ о договоре присоединения, предусматривающий, что требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, неосмотрительно присоединившейся к явно обременительному для нее договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор. По общему правилу присоединившаяся сторона не вправе требовать расторжения или изменения договора присоединения, а если требование будет предъявлено, то оно не подлежит удовлетворению. Однако из этого общего правила есть исключения: а) если лицо докажет, что к договору присоединения присоединилось не в связи с осуществлением предпринимательской деятельность (хотя данной деятельностью занимается); б) если лицо не знало и по обстоятельствам дела не должно было знать, на каких условиях оно присоединилось к договору присоединения. Следовательно, присоединившаяся сторона вправе требовать изменения или расторжения договора присоединения . ——————————— Гуев А. Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ // Справочная правовая система «Гарант», 2009.

——————————————————————

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *