Профстандарт педагога психолога: как применять

Педагог-психолог (психолог в сфере образования) – это работник педагогической сферы, областью деятельности которого является психологическое обеспечение процесса образования, работа над успешной социализацией учащихся, сохранением и укреплением их здоровья, защитой прав, осуществлением деятельности, направленной на предупреждение отклонений в поведении и развитии детей. Деятельность такого сотрудника регулируется специальными документами, в том числе профессиональным стандартом (ПС).

Профстандарт педагога психолога: как применять

ПС педагога-психолога вступил в силу с 01.01.2018. Создание аналогичных актов в отношении других специальностей началось ещё в 2016 году. Это было вызвано острой необходимостью повышения квалификации работников, занятых в различных сферах деятельности.

Однако, несмотря на наличие такой потребности, недавно принятый профстандарт имеет не ультимативный, а лишь рекомендательный характер. Его использование позволяет разрешить целый ряд значимых вопросов:

  1. Обеспечение необходимой профподготовки будущих педагогов-психологов.
  2. Точное определение перечня требований к специалисту.
  3. Вовлечение психолога в процесс повышения образовательного уровня граждан, проживающих на территории страны.

Профстандарт педагога психолога: как применятьВ целом проф. стандарт определяет возможность получения специалистом должности или её сохранения. Также данный документ регламентирует величину зарплаты и то, какой стаж будет начислен сотруднику за время работы. Опираясь в работе на положения ПС, специалист обеспечивает себе возможность карьерного роста.

Профессиональный стандарт – это не только перечень основных требований к педагогу-психологу, он также обозначает общее направление деятельности специалиста. Зачастую начальная форма этого документа используется как шаблон, в который могут быть внесены положения, самостоятельно разработанные сотрудниками местного образовательного учреждения.

Читайте так же:   Последние новости по судебной реформе 2020 года в России

Структура стандарта

Проф. стандарт для педагогов-психологов, как и для представителей других профессий, формировался на основе специального макета, который был утверждён почти пятью годами ранее (12.04.2013). Поэтому документ имеет чёткое деление на несколько основных блоков:

  • Характеристика специальности (общая). Раздел посвящён описанию специальности. Прежде всего, указывается её наименование: психолог, педагог-психолог, психолог образовательной организации.

После отмечается точная сфера деятельности работника и её классификация в соответствии с ОКВЭД (отнесением к видам экономической деятельности) и ОКЗ (группой занятий).

  • Профстандарт педагога психолога: как применятьФункциональная карта. Блок предназначен для указания всех трудовых функций специалиста. Согласно утверждённому профессиональному стандарту, педагог-психолог обязан осуществлять следующую деятельность:
    • обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение всего образовательного процесса в общих, профессиональных и дополнительных образовательных учреждениях;
    • оказывать соответствующую профилю помощь лицам, имеющим ограничения из-за проблем со здоровьем, и потому испытывающим сложности в усвоении учебного материала; социальной адаптации и общем развитии.
    • помогать не достигшим совершеннолетия детям, которые являются подозреваемыми, подсудимыми, обвиняемыми, свидетелями или потерпевшими по уголовному делу.

Также отмечается, что для осуществления трудовой деятельности в образовательных учреждениях гражданин должен обладать высшим образованием по профильному направлению. Кроме того, к работе с детьми не могут быть допущены специалисты, осуждённые за преступления определённые по виду и составу законодательством РФ.

  • Характеристика, возложенных на работника обязанностей. Все приведённые во втором блоке трудовые функции получают дополнительную расшифровку. Помимо этого приводится список всех знаний и умений, которыми должен обладать педагог-психолог, а также перечень конкретных действий, которые ему придётся выполнять.
  • Сведения об организациях, которые участвовали в разработке документа. Последний пункт, содержит наименование одной ответственной организации, а также названия нескольких организаций, участвовавших в разработке документа.

Ключевые моменты

Профстандарт обязательно должен быть зафиксирован в местной документации, используемой в работе учреждения по следующим направлениям:

  • Профстандарт педагога психолога: как применятькадровый подбор;
  • уточнение рабочих функций психолога в образовательном учреждении;
  • использование прав на ДПО;
  • прохождение аттестации и сертификации, а также реализация других способов повышения профессионализма сотрудников.

С момента утверждения профессионального стандарта педагога-психолога (то есть с 01.01.2018) руководство всех школ и других образовательных учреждений обязано учитывать положения данного документа при поиске и утверждении на должность специалистов соответствующего профиля.

Помимо этого профстандарт используется для правильной организации аттестационных проверок, составления местных должностных инструкций и определения размера зарплаты.

Для реализации вышеперечисленных функций психолог, трудоустроенный в образовательном учреждении должен осуществлять следующие трудовые действия:

  • разрабатывать и реализовывать содержание всех учебных планов, направленных:
    • на развитие у школьников навыков социализации и учебных умений;
    • на обеспечение поддержки одарённых учащихся;
    • на сопровождение подростков с учётом всей возрастной и индивидуальной специфики такой деятельности.
  • осуществлять психологическое обследование педагогического состава и обработку результатов, полученных по завершении проведённого мониторинга;
  • Профстандарт педагога психолога: как применятьпроводить психологическую экспертизу программ развития для определения уровня комфортности и безопасности образовательной среды;
  • консультировать педагогический состав касательно выбора наиболее подходящих образовательных технологий;
  • организовывать и проводить занятия интерактивного типа;
  • самостоятельно разрабатывать различные психологические приёмы;
  • вести просветительскую работу, направленную на принятие особенностей интересов, миропонимания, и интересов детей, с их родителями или опекунами;
  • оформлять и вести необходимую документацию (планы работ, отчёты и заключения по результатам психологических исследований, протоколы, журналы) и т.д.

Помимо этого специалист обязан знать основы психологии, её принципы, понимать структуру этой науки и уметь использовать на практике методы.

Читайте так же:   Личная карточка работника по унифицированной форме Т-2

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Профстандарт для педагога-психолога

Компетенции педагога-психолога

Педагог-психолог является одним их членов социально-педагогической и психологической службы (СППС) образовательного учреждения. Профессиональная компетенция (компетентность) педагога это сложная система, включающая в себя знания, опыт, умения, навыки и профессионально значимые характеристики работника, в том числе:

  • устойчивость и адекватность самооценки;
  • самоуважение;
  • уверенность себе;
  • положительное отношение к миру;
  • ответственность;
  • наличие устойчивой мотивации;
  • наличие способности к рефлексии и анализу различных ситуаций.

Профстандарт педагога психолога: как применятьОснова компетенции – это специализация, полученная человеком в ВУЗе и обеспечивающая его основными знаниями, являющимися обязательными для педагога-психолога. Профессиональная компетентность реализуется в деятельности специалиста и представляет собой структуру, в которую включается:

  • специальная подготовка;
  • функциональная грамотность;
  • личностная компетентность;
  • навык практического применения технологий психолого-педагогической деятельности и осуществления последующей рефлексии;
  • способность вносить преобразования в осуществляемую деятельность, основываясь на рефлексивном анализе полученных результатов.

Компетенции представляются собой одновременно круг обязанностей, отражённых в должностной инструкции, сферу ответственности и диапазон полномочий, в пределах которого специалист должен демонстрировать свои способности, умения, знания и значимые личностные характеристики. Всё это отображено в профессиональном стандарте, положения которого специалист должен последовательно реализовывать в ходе своей трудовой деятельности.

Вашему вниманию видео с дополнительной подробной информацией о педагогическом профстандарте.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://ZnayBiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/obshhie/profstandart-pedagoga-psixologa.html

С 1 января 2017 года начал действовать профстандарт «педагог-психолог»

Профстандарт педагога психолога: как применять

Руководитель рабочей группы по разработке профессионального стандарта «Педагог-психолог», доктор психологических наук, профессор, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Юрий Забродин рассказал о том, чего ждет педагогов-психологов в ближайшем будущем.

— С 1 января начал действовать новый профстандарт педагога-психолога. Пока этот нормативный документ носит рекомендательный характер. Окончательно он вступит в силу с 1 января 2020 года, став обязательным для всех российских педагогов-психологов. Юрий Михайлович, что изменится в работе этих людей?

— Им придется осознать, что они умеют делать, как они это делают, насколько квалифицированы, куда им надо двигаться, чтобы повысить свою квалификацию.

Сегодня в России более 60 тысяч педагогов-психологов, причем трудовые функции у всех разные: одно дело педагоги-психологи в обычных школах, и совсем другое — педагоги-психологи ППМС-центров, которые работают с детьми, испытывающими трудности в обучении и социализации. В профессиональном стандарте четко прописаны все компетенции педагогов-психологов.

— Прописать можно все, что угодно, но готовы ли сами педагоги-психологи работать в условиях нового профстандарта?

— Если мы говорим о реальном положении дел, то, как трудились педагоги-психологи в школах, так и будут трудиться.

Никто не собирается выгонять их из школ, даже если они не соответствуют требованиям, записанным в новом стандарте. Мы хорошо знаем, к чему приводят попытки выдавить из образовательной сферы психологов.

Достаточно вспомнить трагический случай в московской школе, когда подросток устроил стрельбу, убил учителя.

Большинство педагогов-психологов работает самоотверженно, с полной отдачей сил, принося за более чем скромное вознаграждение огромную пользу детям.

Вместе с тем, надо признать, что сегодня очень многие педагоги-психологи из-за недостаточной квалификации не соответствуют требованиям нового профстандарта. Документ обязывает их выстраивать индивидуальную траекторию обучения, систематически повышать квалификацию, обучаться по программам ДПО и даже по программам получения новой квалификации.

Раньше в этом деле царил произвол. Вопрос о повышении квалификации решал либо руководитель образовательной организации, либо сам педагог. Никто не занимался стратегией повышения квалификации.

Сегодня профессиональное сообщество формирует целую систему программ профессионального обучения. Эта система будет работать согласно объективным требованиям, а не субъективным пожеланиям.

— Один из разработчиков профстандарта педагога Евгений Ямбург предлагает ввести должности «учитель», «старший учитель», «ведущий учитель». Предусматривает ли профстандарт педагога-психолога новую модель карьерного роста? 

— Сложный вопрос. Если вводить новые ранжиры в рамках должности «педагог-психолог», то придется договариваться с профсоюзами, менять нормативную базу. Это долгая история. Впрочем, она, безусловно, тоже имеет право на жизнь.

Лично я всячески поддерживаю систему карьерного роста педагогов-психологов в виде «ступенчатых» должностей. Полагаю, что в сфере образования очень важно изменять структуру должностей и уточнять должностные обязанности.

Сегодня руководителям образовательных организаций уже дан в руки инструмент, позволяющий выстраивать штатное расписание в соответствии с требованиями к должности, объемом работ и квалификацией работника.

Кстати, во многих странах мира самые квалифицированные и опытные педагоги довольствуются «простым» званием учителя, получая при этом зарплату, которая на порядок выше, чем у только что пришедших в школу остепененных учителей.

— В новом стандарте четко прописано: педагогом-психологом может работать только человек с 7-м уровнем квалификации. Выходит, что формально в образовательную организацию могут допускаться только педагоги-психологи, закончившие магистратуру. Однако подавляющее большинство действующих педагогов-психологов – выпускники бакалавриата. 

— Да, здесь есть проблема. Представляете, что будет, если пойти на поводу у некоторых радикально настроенных товарищей, требующих с 2017 года «изымать из обращения» педагогов-психологов-бакалавров, заменяя их педагогами-психологами-магистрами? У нас тогда вся система образования остановится!

Именно для этого даются еще целых три года (до 2020 года, когда  профстандарт станет обязательным во всех бюджетных организациях, где работают педагоги-психологи) на то, чтобы они повысили свою квалификацию до требуемого уровня.

Для получения новой квалификации необходимо отучиться минимум 250 часов дополнительного профессионального образования, освоив специальные программы профессиональной переподготовки. А можно — за два года пройти магистратуру. Время есть.

Источник: РИА Новости

Источник: http://sovethr.ru/2017/02/06/s-1-yanvarya-2017-goda-nachal-dejstvovat-profstandart-pedagog-psixolog/

"Психолог сегодня – это мастер конструирования мотивации" — результаты обсуждения апробации профессионального стандарта "Педагог-психолог"

Новость Профстандарт педагога психолога: как применять

В МГППУ завершилась Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональный стандарт педагога-психолога: итоги апробации и приоритеты применения»

 Пост-релиз от 19 декабря 2017 года.

Сегодня подошла к концу конференция, посвященная обсуждению результатов апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и перспектив его применения в системе образования.

Конференция продлилась два дня, 18 и 19 декабря, и проходила в Московском государственном психолого-педагогическом университете.

В Конференции приняло участие более 400 человек: более 150 человек очно и  более 250 дистанционно.

В первый день Конференции помимо пленарного заседания прошли пленарная дискуссия на тему «Региональный опыт апробации и применения профессионального стандарта «педагог-психолог» и симпозиум «Подготовка психолого-педагогических кадров для системы образования», включающие открытые дискуссии по данным темам. Среди выступивших на пленарном заседании были Александр АСМОЛОВ, Виталий РУБЦОВ, Елена МЕТЕЛЬКОВА, Светлана МИНЮРОВА, Евгений ЯМБУРГ.

Александр АСМОЛОВ, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени Ломоносова, директор Федерального института развития образования, в своем докладе «Практическая психология образования: от «систем» к «судьбам» отметил:

– Психологи, придя 30 лет назад, привели к смене картины мира. Сегодня меняется сама миссия образования и роль психолога.

Если раньше образование было трансляцией знаний, то сегодня это индустрия возможностей развития. Отсюда следует установка: мы должны учить учиться. Учитель и психолог сегодня – это мастера конструирования мотивации.

Ключевая компетенция сегодня – это генерирующая компетенция по обновлению компетенций. 

Виталий РУБЦОВ, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, представил результаты апробации и применения профессионального стандарта «педагог-психолог»:

Читайте также:  Передача участка посредством продажи прав члена садового товарищества действительна: решение вс рф

– Мы собрались здесь, чтобы обсудить результаты апробации профессионального стандарта педагога-психолога. Итог и финиш нашей «дорожной карты», утверждённой в 2015 году – это очень серьёзный результат.

У педагога-психолога есть метакомпетенции, которые связывают его с другими специалистами – с клиническим психологом, с учителем. Необходимо искать методы и протоколы, практики, формы взаимодействия разных специалистов.

Это командная работа, которая должна быть четко регламентирована. 

Об организации командной работы со сложными категориями детей рассказал Евгений ЯМБУРГ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заслуженный учитель Российской Федерации, директор ГБОУ г. Москвы «Школа №109»:

– Как руководитель группы разработчиков обсуждаемого профессионального стандарта, могу сказать, что главные компетенции, которые мы закладывали в профстандарт, – это психолого-педагогические и коммуникативные компетенции.

Если педагог-психолог не будет ими обладать, он не сможет работать в классе. Существует также ценностная проблема. Это проблема, которую невозможно решить без общего культурологического подхода, без мобилизации всех знаний о человеке.

Школа ведь стоит не на луне, а в каком-то культурном контексте, который необходимо учитывать.

Елена МЕТЕЛЬКОВА, кандидат психологических наук, вице-президент Федерации психологов образования России, советник ректора НИУ «Высшая школа экономики», координатор Экспертной группы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование», член Координационного совета проектной деятельности Минобрнауки России. Доклад «Перспективы развития психологической службы образования в новых социально-экономических условиях»:

– Современные школьники воспринимают интернет не как набор технологий, а как среду обитания. Сегодня цифровая среда становится обыденной реальностью, и эта реальность несет в себе как возможности, так и угрозы.

Поэтому он должен стать предметом особого профессионального внимания педагогов-психологов, обеспечивающих психологическую помощь ребенку в процессе его обучения, развития и становления как личность.

Это, безусловно, потребует новых цифровых профессиональных компетенций от самих педагогов-психологов и иных подходов к управлению психологической службой и мощнейшего научно-методического инструментального обеспечения.

Светлана МИНЮРОВА, доктор психологических наук, профессор, первый проректор по учебной работе Уральского государственного педагогического университета. Доклад «Подготовка психолого-педагогических кадров для системы образования: опыт Свердловской области»:

– Профессиональный стандарт педагога-психолога мы рассматриваем как целевой ориентир для определения вектора развития всех образовательных программ нашего вуза. Мы всегда начинаем обсуждение вопросов с анализа дефицита.

Область у нас крупная, область у нас промышленная, но у нас очень развита социальная сфера, и правительство области делает многое для того, чтобы рабочие места, в том числе, и для педагогов-психологов, восстанавливались и создавались.

По данным сентября, создано и восстановлено 1253 рабочих места для педагогов-психологов.

Также выступила Ирина ТЕРЕХИНА, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации. Она рассказала о том, насколько важно внедрение психологической службы в образовательных организациях.

– Все понимают важность своевременной и квалифицированной психологической помощи в образовательной организации. В такой помощи нуждаются не только дети, но и педагоги, и родители. Именно психологи отвечают за создание доверительной атмосферы, за формирование благоприятного эмоционально-психологического климата в классе, за создание социально-психологических условий для целостного психологического развития личности каждого ребенка. Безусловно, эту психологическую помощь должны оказывать высокопрофессиональные специалисты. 

Татьяна АБАКИРОВА, кандидат психологических наук, заместитель директора по научно-методической работе ГБУ Новосибирской области Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования», выступила с сообщением на тему «ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) как ресурс психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Она поделилась своим региональным опытом:

– Новосибирская область – один из субъектов Российской Федерации, в которых был апробирован профстандарт. Любая апробация – это риск, а чтобы снизить риск, его нужно осмыслить. Поэтому мы очень ответственно подошли к своей задаче. Пока нам не удалось сделать так, чтобы в каждом учреждении был свой педагог-психолог.

Стоит проблема и повышения квалификации, и регламентации деятельности специалистов ПМПК, и психологического обеспечения организации инклюзивного образования.

Но упомяну также и о положительной динамике: количество ППМС-центров (центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи) в области выросло с шести в 2005 году до шестнадцати в 2016 году. 

Основные акценты дискуссии – это отношение к педагогу-психологу как к профессионалу, вписанному в профсреду, а также индивидуализация – персональные чеки, участие в персональных грантах.

Дефицит компетентности в основном связан с работой с особыми категориями детей – это  отмечают все регионы. Светлана АЛЕХИНА, кандидат психологических наук, доцент, проректор по инклюзивному образованию Московского государственного психолого-педагогического университета, высказала также следующее опасение:

– Почему педагоги-психологи не поспевают за инклюзией? Мы учим их работать с одаренными детьми, с девиантными, но не учим работать с тем разнообразием, с которым они сталкиваются каждый день на рабочем месте. И если психолог не придет в класс, мы так и будем опаздывать за инклюзией. Также нужно научить их работать с другими участниками образовательного процесса. Эффективность – в синтезе, в качестве связей. 

Марина ЕГОРОВА, кандидат педагогических наук, декан факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, затронула тему подготовки современных психологов. В своем докладе «Проекты примерных основных образовательных программ высшего образования по профилю «педагог-психолог» она заявила следующее:

– Учебный процесс – это живой процесс. В 2017 году мы открыли набор на образовательные программы 3++, но они уже требуют корректировки. Практико-ориентированная образовательная программа, построенная в модульном формате, реализуемая в сетевом взаимодействии – это та задача, которая стоит перед подготовкой современных психологов. 

Участники Конференции обсудили сложившуюся в современном обществе ситуацию неопределенности, которая отражается в том числе и в подготовке будущих психологов.

Татьяна АРТЮХОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии с курсом ПО, руководитель психологического центра Красноярского государственного медицинского университета им. проф.

Войно-Ясенецкого Минздрава России, в своей презентации «Подготовка психологов для системы образования: вызовы времени» сообщила:

– Мы должны учить педагога-психолога жить и работать в ситуации неопределенности. У нас профессия такая: подразумевает повышение квалификации длиною в жизнь. Например, один из вызовов времени таков: родители сейчас социально незрелые, следовательно, их дети тоже. И сопровождение таких детей должно начинаться в младенчестве, потому что в детском саду будет уже поздно.

Во второй день конференции прошли три тематических симпозиума: «Развитие психологической службы системы образования в Российской Федерации», «Оценка квалификации педагогов-психологов» и «Организация межведомственного взаимодействия при реализации прав ребенка на психологическую помощь в системе образования».

Елена САМСОНОВА, кандидат психологических наук, руководитель научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета, рассказала о психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями на разных уровнях общего образования: 

– Учитель организует работу в классе следующим образом: ребенок сидит, ребенок пассивен, поднимает руку – отвечает. Субъектный подход, индивидуализация не применяются у нас в образовательной практике. Вопрос о технологиях «провисает», практика не меняется. Необходимо внедрять технологию консилиума и командный подход.

Прозвучала тема специфики работы психолога в системе высшего образования. Ирина МАКАРОВА, кандидат психологических наук, доцент, директор Центра психологического консультирования НИУ «Высшая школа экономики», прочитала доклад «Психологическая служба университета: проблемы и перспективы развития»:

– Существуют некоторые проблемы, связанные с работой психолога в вузе. У него очень большое разнообразие задач и функций.

Иногда психологам приходится выполнять даже не свойственные им функции, например, функции силовых ведомств – вести борьбу с экстремизмом. Этим должен заниматься не психолог. Отсутствует специальный этический кодекс.

Отсутствуют нормы по количеству специалистов. Один психолог может приходиться в одном вузе на 700 студентов, в другом – на 30 000.

Также докладчики коснулись темы этических стандартов деятельности педагога-психолога.

Ирина УМНЯШОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета, председатель Московского отделения Федерации психологов образования России, представила презентацию на тему «Этические нормы деятельности психолога в системе образования»:

– В Америке и в Европе этические кодексы существуют уже много лет и уже претерпели несколько обновлений.

У нас тоже профессиональное сообщество публикует этический кодекс, но есть запрос на внесение в него изменений.

Чтобы доработать этот кодекс, нужно составить рабочую группу из специалистов разных профилей, а также нужен этический комитет, который будет работу этой рабочей группы курировать.

Ирина ДУБРОВИНА, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, член президиума Федерации психологов образования России, дала следующий комментарий пресс-службе МГППУ:

– Что такое психолог при решении проблем воспитания? Чего не хватает современным детям? Им не хватает деятельности, им не хватает команды.

Было проведено исследование, которое показало, что самая популярная детская книга в книжных магазинах – «Тимур и его команда». Ребенок хочет делать что-то, знать, что создает что-то значимое, а не только учиться.

Это и называется деятельностью. Отсутствие деятельности приводит к недоразвитости личности.

Ольга КАРАБАНОВА, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, также высказалась по теме:

– Существует проблема, которую надо решать. Это проблема согласования профессиональных стандартов педагога-психолога, учителя, дефектолога, медицинского психолога – всех этих специалистов.

Потому что иначе это чревато перегрузками и профессиональным выгоранием.

Также хотелось бы отметить, что пока отсутствуют показатели оценки эффективности школьной психологической службы, мы дальше никуда двигаться не сможем.

В 17:00 произошло торжественное закрытие Конференции. Организаторы попросили участников в течение двух дней направить свои предложения в Резолюцию конференции и в План реализации концепции развития психологической службы.

Светлана Алехина наградила руководителей пилотных площадок грамотами за усердную работу по апробации профессионального стандарта педагога-психолога. В завершение она сказала:

– Дорогие коллеги! Двери нашего университета всегда открыты для вас. 2018 год уже на пороге, и у нас составлен очень интересный календарь событий. Нужно расширять горизонты и разрушать границы. Только тогда мы с вами будем эффективными!

Презентация пленарного доклада В.В. Рубцова: Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: региональный опыт.

  • Видеозаписи первого дня конференции:
  • Резолюция конференции 
  • Предложения в план мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года
  • Электронный журнал  «Психолого-педагогические исследования», №3 – 2017, тема выпуска «Апробация и применение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
  • Видео выступлений 
  • Все материалы на сайте конференции
  • Пресс-служба МГППУ

Источник: https://mgppu.ru/news/5340

Внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог» выходит на новый этап

В семинаре приняли участие представители МБУ ЕЦПППН «Диалог» в лице директора Леси Кольчугиной, заместителя директора Галины Домрачевой, ГБОУ Свердловской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр» (г. Екатеринбург), МАУДО городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии» (г.

Екатеринбург), ГКУ Свердловской области «Ирбитский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (г. Ирбит), МАОУ гимназия № 47 (г. Екатеринбург), МАОУ СОШ №2 (г. Березовский); МАДОУ «Детский сад №12 «Радуга» (г. Березовский); ГБОУ Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» (г.

Екатеринбург); МАДОУ «Детский сад №555 (г. Екатеринбург).

С 1 января 2018 года Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог сферы образования)» вступил в силу. С этого дня образовательные организации, должны руководствоваться данным документом.

Как напомнила в своем докладе Наталия Васягина, начиная с 2015 года Свердловская область вошла в число регионов, которые принимали участие в апробации профстандарта «Педагог-психолог» и стала одним из 12 таких субъектов РФ.

Сообщество педагогов-психологов нашего региона имело возможность участвовать в разработке профстандарта и вносить свои предложения по его улучшению.

Читайте также:  Где оформить и как получить пособие по уходу за ребенком?

На сентябрь 2016 г. в Свердловской области было 448 педагогов-психологов. На январь 2018 г. их стало уже 1271, то есть количество педагогов-психологов в регионе увеличилось почти в 3 раза.

Одновременно с увеличением ставок педагогов-психологов наблюдается постепенное снижение количества обучающихся, которые посещают образовательные организации. Если в 2016 г. на одного педагога-психолога приходилось более 1000 детей, то сейчас их около 500.

Но около 80% от общего количества педагогов-психологов сосредоточены в Екатеринбурге. Муниципалитеты, особенно отдаленные, психолого-педагогическими кадрами до сих пор обеспечены слабо.

Основной целью нашего проекта, – отметила Наталия Николаевна, – является обеспечение условий для эффективного применения профстандарта с учетом региональных особенностей оказания психолого-педагогической помощи в Свердловской области.

Цель конкретизируется в трех основных задачах: создание системы нормативно-правового, информационного и научно-методического сопровождения внедрения профстандарта; содействие планомерному овладению педагогами-психологами необходимыми трудовыми функциями; модернизация образовательных программ, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в соответствии с профстандартом.

Данную работу в Свердловской области возглавляет Координационный совет, созданный при министерстве общего и профессионального образования во главе с министром Юрием Биктугановым.

Апробация завершена, с 1 января 2018 г. область вышла на качественно новый этап – этап внедрения профстандарта. И теперь нужно внести изменения в организационную схему. Возникла необходимость переориентации пилотных площадок по апробации профстандарта и перевода их в статус центров инноваций.

Наталия Васягина рассказала о том, как видится трансформация функций, которые выполняют пилотные площадки, в деятельность центров инноваций. Необходимо расширять спектр организаций, которые будут проводниками опыта применения профстандарта. Нужно охватить организации всех видов, уровней, типов.

Первоначально пилотных площадок было 13, теперь их 37 – это школы, детские сады, педагогические колледжи, центры психологической помощи, общественные организации. С их помощью велся мониторинг готовности к внедрению профстандарта, к реализации трудовых функций, прописанных в нем.

Пилотные площадки выступали как ресурсное обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки в соответствии с профстандартом. На отдельных площадках были апробированы персонифицированные траектории профессионального развития педагога-психолога.

Каждая из площадок разработала нормативные документы, которые позволяют организовывать трудовые отношения педагога-психолога и образовательной организации.

На этапе внедрения стоят другие задачи. Они связаны с тиражированием и масштабированием накопленного опыта. Существующих пилотных площадок уже недостаточно. На семинаре как раз состоялся прием нового участника проекта – МАДОУ «Детский сад №555 г.

Екатеринбурга, педагогу-психологу Кристине Вологдиной было вручено свидетельство и договор, подтверждающий новый статус.

Перед этим аудит данной организации установил, что она соответствует требованиям, предъявляемым и к пилотным площадкам, и к центрам инноваций.

Задачи перед центрами инноваций будут поставлены следующие:

– Обобщение опыта реализации трудовых функций, прописанных в профстандарте;

– Обмен ресурсами и опытом; – Формирование банка лучших психолого-педагогических практик, т.к. каждая площадка обладает уникальным профессиональным опытом. Требуется сделать этот опыт достоянием всего профессионального сообщества;

– Каждый центр инноваций будет осуществлять функции наставничества и тьюторства по отношению к другим образовательным организациям.

Задача на ближайшую перспективу – к сентябрю 2018 года каждой пилотной площадке, преобразованной в центр инноваций, сформировать вокруг себя такую сеть образовательных организаций.

Необходимо сделать так, чтобы в области не осталось организаций, не охваченных методической помощью и поддержкой.

Мы надеемся, что каждый центр инноваций станет центром информационной поддержки. Обращаемся к вам с предложением разместить на своих сайтах информацию о профстандарте.

Например, какие должностные инструкции вменены педагогу-психологу в разных образовательных организациях, как оформляются трудовые отношения, по каким критериям оценивается эффективность их работы, и так далее, – призвала участников Наталия Васягина.

Затем были оглашены результаты, достигнутые в процессе апробации. Большая работа проделана в области нормативно-правового обеспечения: разработаны проекты документов, которые были представлены на федеральном уровне, и многие разработки, сделанные пилотными площадками, нашли там серьезную поддержку.

Документ «Оценка готовности педагогов-психологов к реализации профстандарта», по словам Наталии Николаевны, был тиражирован и на РФ, и на отдаленные регионы, такие как Сахалинская область, с которой региональная команда по апробации профстандарта под эгидой УрГПУ очень тесно сотрудничает, и где реализуется именно наша модель внедрения и апробации профстандарта.

За 2 года проведено 37 совещаний по апробации профстандарта, 18 семинаров, 10 вебинаров, сделано множество публикаций в различных изданиях. По результатам апробации опубликовано 23 методических рекомендаций, 6 учебных пособий и 34 научные публикации.

Мы разработали много документов для разных типов образовательных организаций. Но теперь их нужно внедрить в действие, то есть превратить в документы, регламентирующие трудовую деятельность педагога-психолога. На этот момент они еще не везде являются рабочим инструментом.

Нам предстоит не просто разработать, а применять процедуру оценки готовности педагога-психолога к реализации этих инструкций уже на местах. А после этого нам предстоит на основании этого документа делать независимую экспертизу и оценку эффективности работы педагога-психолога.

Сейчас имеет место «двойная бухгалтерия» – действует психолог на основе профстандарта, а оценка эффективности его работы осуществляется по совсем другим критериям, не имеющим отношения к профстандарту.

Психолог оказался в уязвимом положении: в соответствии со стандартом он должен делать одно, но при прохождении аттестации учитываются критерии, которые, к сожалению, не имеют отношения к трудовым функциям, описанным в профессиональном стандарте, – коснулась одной из самых серьезных проблем Наталия Васягина.

В ближайшее время будет организована сеть вебинаров при поддержке Министерства образования и науки РФ, модератором выступит Московский государственный психолого-педагогический университет. На сайте Федерации психологов образования России можно познакомиться с расписанием и тематикой вебинаров.

Прозвучала информация, насколько педагоги-психологи Свердловской области готовы к реализации своих трудовых функций.

В свое время были выделены 3 самые проблемные функции: «Психолого-педагогическое сопровождение и реализация основных и дополнительных образовательных программ», «Психологическая экспертиза доступности и безопасности образовательной среды» и «Психопрофилактика». Силами пилотных площадок был проведен мониторинг готовности к их реализации.

Произошла положительная динамика. Если 2 года назад 60% педагогов-психологов были не готовы к реализации 1-й функции, то теперь только 16% обозначают эту функцию как дефицитарную. По 2-й функции имеет место дефицитарность на уровне 20%, по 3-й дефициты вообще не выявлены.

Мы выслали запрос на увеличение контрольных цифр приема по направлению «Психолого-педагогическое образование». Пилотные площадки этой информацией владеют и могут направлять к нам кадры на подготовку и переподготовку. И многие этими возможностями воспользовались.

Хотя все же выявлено 12 педагогов-психологов без высшего образования, которые так и не пошли никуда учиться, несмотря на то, что у них есть возможность получить высшее образование за счет субсидий государства, – сказала Наталия Николаевна.

Отмечу, что все программы у нас построены по модульному принципу, каждый модуль представляет собой завершенный конструкт, и, освоив модуль, педагог-психолог готов к освоению конкретной трудовой функции.

Внедрять профстандарт изолированно не получится, большой ресурс имеет сетевое взаимодействие. Свердловская область как региональная площадка взаимодействуем с другими регионами, обмениваемся опытом, тиражируем свой опыт и перенимаем лучшие практики у партнеров.

Перед профессиональным сообществом педагогов-психологов Свердловской области поставлены следующие задачи на будущее: выявлять дефициты психолого-педагогических кадров сферы образования (в области они достаточно серьезные), выявлять причины нехватки или отсутствия кадров, вносить соответствующие предложения федеральным структурам, если силами области с этим справиться не получается. УрГПУ со своей стороны предлагает увеличить целевую подготовку таких кадров для области. Кроме того, будет дальше идти отработка механизмов внедрения профессионального стандарта и критериев оценки эффективности деятельности педагогов-психологов, будут вестись переговоры с профсоюзной организацией и другими органами для того, чтобы специфика деятельности педагогов-психологов была признана и аттестация их как педагогов была заменена аттестацией в соответствии с критериями и требованиями профстандарта. Будет развиваться сетевое взаимодействие и происходить дальнейшее совершенствование региональной непрерывной системы психолого-педагогического образования.

Пресс-служба УрГПУ Ирина Шаманаева Александра Карпушева

Источник: https://uspu.ru/news/vnedrenie-professionalnogo-standarta-pedagog-psikholog-vykhodit-na-novyy-etap/

Соответствие профстандарту педагог-психолог

Срочно проверьте, соответствуете ли вы профстандарту Если вы не соответствуете требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», то руководитель может принять решение уволить вас. У вас совсем немного времени, чтобы успеть подготовиться, ведь профстандарт введут во всех школах уже через два года.

Если ваша квалификация не соответствует требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», то вам необходимо пройти обучение по программе профессионального либо дополнительного профессионального образования.

В статье – как проверить, соответствуете ли вы профстандарту, и что должен знать и уметь педагог-психолог.

Срок, когда вводить профстандарт педагога-психолога, руководители школы определяют сами, но сделать это они должны не позднее 1 января 2020 года. Несмотря на отсрочку внедрения профстандарта, уже пора готовиться к новым требованиям.

Как проверить соответствие профстандарту

По профстандарту у вас должно быть высшее образование по профилю профессиональной деятельности. Профстандарт одобрил пять специальностей: – 37.03.01, 37.04.01 (030300) Психология; – 37.05.01 (030301) Психология служебной деятельности; – 030401 (37.05.02) Клиническая психология; – 44.03.02, 44.04.02 (050400) Психолого-педагогическое образование;

– 44.05.01 (050407) Педагогика и психология девиантного поведения.

Если у вас нет высшего образования, то вы не соответствуете профстандарту, и руководитель предложит получить необходимую специальность. Если есть, но оно не соответствует заявленным кодам Общероссийского классификатора специальностей по образованию, то пройдите профессиональную переподготовку.

Что нужно знать и уметь по профстандарту

Вы должны знать основы возрастной и педагогической психологии, современные теории и методы консультирования, диагностирования и коррекционно-развивающей работы. Необходимо владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий.

Вам нужно уметь планировать и проводить диагностику учащихся, знать методы сбора и обработки информации, результатов психологических наблюдений.

По результатам диагностики уметь разрабатывать совместно с педагогами ИОМ с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ученика.

Вы должны уметь оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития учащихся. Для этого нужно знать формы и признаки отклоняющегося поведения ребенка.

Чтобы работать с детьми с ОВЗ, нужно знать методы и приемы индивидуальной психокоррекции.

Также необходимо уметь реализовывать индивидуально ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии учащихся.

5 специальностей одобрены профстандартом для обучения на школьного психолога

Проверьте, положены ли вам педагогические льготы

Профстандарт определяет для вас три возможных наименования должностей: «психолог», «педагог-психолог», «психолог образовательной организации».

Должность «педагог-психолог» относят к категории педагогических работников, а «психолог» и «психолог образовательной организации» — нет.

У педагогических работников есть трудовые права и социальные гарантии, которые будут предоставляться только специалистам, должность которых называется «педагог-психолог». Для остальных подобные льготы не предусмотрены. Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №1, 2018г

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/48-normative-documents-russia/2732-sootvetstvie-profstandartu-pedagog-psixolog-

➤ Профстандарт педагога

Переход на профстандарты длится не первый год. За это время нововведения затронули практически все сферы экономики — от тяжелой промышленности до кадрового делопроизводства.

А вот с образованием оказалось не все так просто: разработка профессиональных стандартов для педагогических работников затянулась, внедрение уже утвержденных кейсов — неоднократно откладывалось.

Поэтому сегодня многие учителя продолжают работать по старинке, ориентируясь на применявшиеся 15-20 лет назад методики.

Однако уже скоро, по плану — к 2020 году, переходный период завершится.

А это значит, что всем государственным и муниципальным образовательным учреждениям придется применять профстандарты в работе, как того требует постановление Правительства РФ №584 от 27.06.2016.

Самое время разобраться во вопросе и понять, что представляет собой профстандарт педагога, что нового он сулит работникам образования, и как правильно применять квалификационные требования в повседневной педагогической практике.

  • Читайте в статье:
  • Подборка действующих профстандартов:
  • ★ Профстандарт педагога начального общего образования
  • ★ Профстандарт специалист в области воспитания
  • ★ Профстандарт педагога профессионального обучения ★ Профстандарт педагога дополнительного образования
  • ★ Профстандарта педагога-психолога
Читайте также:  Новая графа в квитанциях жкх - обращение с тко

Когда утвержден профстандарт педагога

Профстандарт — специализированный документ, устанавливающий требования к образованию, квалификации и даже личностным качествам работника. А еще это удобная альтернатива устаревшим тарифно-квалификационными справочникам, с каждым годом все хуже применимым в современных реалиях.

Попытки разработать новый квалификационный стандарт для педагогов предприняли еще в 2013 году, но процесс почти сразу же застопорился по объективным причинам. В 2017 году, после долгих обсуждений и согласований, наконец-то утвердили общий профстандарт педагога (скачать его можно с официального сайта Роструда). Попутно разрабатывали и другие профстандарты для работников сферы образования.

На сегодняшний день актуальны профессиональные стандарты:

  • педагога дополнительного образования;
  • педагога-психолога;
  • педагога (воспитателя, учителя);
  • специалиста в области воспитания;
  • педагога профессионального обучения и профессионального образования.

Вопрос: Зачем вообще нужен профстандарт? Работа педагога во многом творческая, а учителя со стажем разбираются в практической стороне вопроса гораздо лучше, чем чиновники и эксперты со стороны.

Что полезного даст переход на новые, еще более строгие, а с точки зрения многих учителей — еще и трудновыполнимые стандарты? Ответ эксперта: Чем активнее внедряются профстандарты, тем чаще приходится слышать такие вопросы и сталкиваться с негативной реакцией на нововведения.

Прежде чем давать неодобрительную оценку, следует вспомнить о целевом назначении профессиональных стандартов — обеспечении высокого качества педагогического образования и общем повышении уровня преподавания.

Задача профстандарта — не установить предельно жесткий регламент и тем самым загнать учителя в еще более строгие рамки, а мотивировать его постоянно обучаться и повышать уровень профессиональных навыков, заблаговременно подготовить к нововведениям в сфере образования. К тому же общенациональный стандарт разрешено дополнять региональными требованиями с учетом демографических, социальных и культурных особенностей конкретного региона

Когда должен применяться профстандарт педагога

Профстандарт педагога (учитель, воспитатель, педагог-психолог и т.д.) применяется в соответствии с требованиями:

  • статьи 195.1 ТК РФ;
  • статьи 76 Федерального закона №273-ФЗ («Об образовании в РФ»);
  • постановления Правительства РФ №23 от 22.01.2013 и приказов Минтруда России.

Также нужно учитывать и другие нормативные документы федерального уровня:

Источник: https://coko1.ru/articles/obrazovanie-articles/profstandart-pedagoga

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Актуальный материал: «Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»»

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

  • Материалы по теме:
  • Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года
  • Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»
  • Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

  1. К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»
  2. Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.
  3. Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

  • Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);
  • Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);
  • Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);
  • Положение о структурных подразделениях;
  • Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);
  • Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);
  • Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *