Предлагается ввести уголовную ответственность за сделки, содействующие ограничительным мерам другой страны

Предлагается ввести уголовную ответственность за сделки, содействующие ограничительным мерам другой страны

1 из 15

С 28 марта в российских регионах вводятся ограничительные меры из-за ситуации с коронавирусной инфекцией.

© РИА Новости / Виталий Тимкив

Предлагается ввести уголовную ответственность за сделки, содействующие ограничительным мерам другой страны

2 из 15

Временно закрылись для посетителей залы и веранды кафе и ресторанов. Многие заведения продолжают готовить еду навынос и организуют курьерскую доставку.

© РИА Новости / Виталий Тимкив

Предлагается ввести уголовную ответственность за сделки, содействующие ограничительным мерам другой страны

3 из 15

Власти Москвы и Подмосковья объявили введение всеобщего режима домашней самоизоляции. Правительство призвало регионы последовать их примеру.

© РИА Новости / Максим Богодвид

Предлагается ввести уголовную ответственность за сделки, содействующие ограничительным мерам другой страны

4 из 15

С 28 марта по 5 апреля закрыты ВДНХ, парк Горького, музеи-заповедники «Царицыно», «Коломенское», парки «Зарядье», «Сокольники», музей-усадьба «Кусково».

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Предлагается ввести уголовную ответственность за сделки, содействующие ограничительным мерам другой страны

5 из 15

В Москве выходить из дома можно будет до ближайшей аптеки или магазина, либо для экстренной медицинской помощи. Позже введут спецпропуска и наказание для нарушителей режима самоизоляции.

© РИА Новости / Владимир Песня

Предлагается ввести уголовную ответственность за сделки, содействующие ограничительным мерам другой страны

6 из 15

Метро работает, но пассажиропоток существенно снизился.

© РИА Новости / Владимир Астапкович

Предлагается ввести уголовную ответственность за сделки, содействующие ограничительным мерам другой страны

7 из 15

Сотрудники ГБУ «Жилищник района Вешняки» проводят дезинфекцию парковой территории от коронавирусной инфекции средством «Ниопикс» в Москве.

© РИА Новости / Антон Денисов

Предлагается ввести уголовную ответственность за сделки, содействующие ограничительным мерам другой страны

8 из 15

За нарушение карантина предусмотрены штрафы до миллиона рублей. Максимальное наказание предусмотрено для юридических лиц, действия которых привели к чьей-либо гибели.

© РИА Новости / Александр Кряжев

Предлагается ввести уголовную ответственность за сделки, содействующие ограничительным мерам другой страны

9 из 15

Штраф за несоблюдение карантинных мер, если из-за этого заразился и умер другой человек, составит от 150 до 300 тысяч рублей, для должностных лиц — от 300 до 500 тысяч.

© РИА Новости / Александр Кряжев

Предлагается ввести уголовную ответственность за сделки, содействующие ограничительным мерам другой страны

10 из 15

Закрытый фуд-корт в торговом центре «Галерея Новосибирск».

© РИА Новости / Александр Кряжев

11 из 15

Остановленный подъемник на курорте в Сочи. С 28 марта по 1 июня будут закрыты трассы, а также другие объекты инфраструктуры и массового отдыха курортов «Роза Хутор» и Красная Поляна.

© РИА Новости / Артур Лебедев

12 из 15

Парки Сочи временно закрыты для посетителей из-за угрозы распространения коронавируса.

© РИА Новости / Артур Лебедев

13 из 15

Временно приостановлена работа большинства объектов розничной торговли, за исключением аптек и продуктовых магазинов.

© РИА Новости / Артур Лебедев

14 из 15

Общественный транспорт в регионах работает по-разному. Следите за изменениями в расписании на сайтах региональных властей.

© РИА Новости / Игорь Подгорный

15 из 15

Людям старшего поколения, а также тем, кто страдает хроническими заболеваниями, рекомендовано оставаться дома.

© РИА Новости / Денис Абрамов

1 из 15

С 28 марта в российских регионах вводятся ограничительные меры из-за ситуации с коронавирусной инфекцией.

© РИА Новости / Виталий Тимкив

2 из 15

Временно закрылись для посетителей залы и веранды кафе и ресторанов. Многие заведения продолжают готовить еду навынос и организуют курьерскую доставку.

© РИА Новости / Виталий Тимкив

3 из 15

Власти Москвы и Подмосковья объявили введение всеобщего режима домашней самоизоляции. Правительство призвало регионы последовать их примеру.

© РИА Новости / Максим Богодвид

4 из 15

С 28 марта по 5 апреля закрыты ВДНХ, парк Горького, музеи-заповедники «Царицыно», «Коломенское», парки «Зарядье», «Сокольники», музей-усадьба «Кусково».

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

5 из 15

В Москве выходить из дома можно будет до ближайшей аптеки или магазина, либо для экстренной медицинской помощи. Позже введут спецпропуска и наказание для нарушителей режима самоизоляции.

© РИА Новости / Владимир Песня

6 из 15

Метро работает, но пассажиропоток существенно снизился.

© РИА Новости / Владимир Астапкович

7 из 15

Сотрудники ГБУ «Жилищник района Вешняки» проводят дезинфекцию парковой территории от коронавирусной инфекции средством «Ниопикс» в Москве.

© РИА Новости / Антон Денисов

8 из 15

За нарушение карантина предусмотрены штрафы до миллиона рублей. Максимальное наказание предусмотрено для юридических лиц, действия которых привели к чьей-либо гибели.

© РИА Новости / Александр Кряжев

9 из 15

Штраф за несоблюдение карантинных мер, если из-за этого заразился и умер другой человек, составит от 150 до 300 тысяч рублей, для должностных лиц — от 300 до 500 тысяч.

© РИА Новости / Александр Кряжев

10 из 15

Закрытый фуд-корт в торговом центре «Галерея Новосибирск».

© РИА Новости / Александр Кряжев

11 из 15

Остановленный подъемник на курорте в Сочи. С 28 марта по 1 июня будут закрыты трассы, а также другие объекты инфраструктуры и массового отдыха курортов «Роза Хутор» и Красная Поляна.

© РИА Новости / Артур Лебедев

12 из 15

Парки Сочи временно закрыты для посетителей из-за угрозы распространения коронавируса.

© РИА Новости / Артур Лебедев

13 из 15

Временно приостановлена работа большинства объектов розничной торговли, за исключением аптек и продуктовых магазинов.

© РИА Новости / Артур Лебедев

14 из 15

Общественный транспорт в регионах работает по-разному. Следите за изменениями в расписании на сайтах региональных властей.

© РИА Новости / Игорь Подгорный

15 из 15

Людям старшего поколения, а также тем, кто страдает хроническими заболеваниями, рекомендовано оставаться дома.

© РИА Новости / Денис Абрамов

Административная и уголовная ответственность за распространение коронавируса

Правительство России внесло коронавирус 2019-nCoV в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. По закону за распространение болезней из этого списка предусмотрена ответственность вплоть до пяти лет лишения свободы.

«Сноб» попросил управляющего партнера санкт-петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексея Добрынина прокомментировать опасения и вопросы, возникающие в связи с режимом карантина и возможными юридическими последствиями за его нарушение

Предлагается ввести уголовную ответственность за сделки, содействующие ограничительным мерам другой страны Андрей Никеричев/Агентство «Москва»

Ɔ. Власти Москвы 5 марта ввели режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. Согласно указу мэра Сергея Собянина, люди, вернувшиеся в Россию из стран «с неблагополучной ситуацией» с COVID-19, должны две недели провести дома в карантине. Соблюдение режима отслеживают по камерам видеонаблюдения. Разве это не нарушает право на частную жизнь? 

Право на частную жизнь не носит абсолютный характер и может быть ограничено при соблюдении определенных условий. Никому ведь не приходит в голову заявлять о нарушении права на частную жизнь, например, в связи с работой видеокамер, фиксирующих нарушения правил дорожного движения, или видеокамер на стадионе, позволяющих идентифицировать участников беспорядков на футбольных матчах.

В практике ЕСПЧ и российского Конституционного суда выработаны критерии, при соблюдении которых подобное вмешательство в частную жизнь может быть признано правомерным: они должны быть нормативно закреплены, преследовать законную цель и быть пропорциональными, то есть осуществляться в разумных пределах. Учитывая реальность угрозы распространения опасной инфекции, отслеживание властями перемещений граждан из групп повышенного риска можно считать обоснованными. 

При это ограничения предполагают разумные пределы и учитывают особенности конкретной ситуации. Мосгорздрав разъяснил, что в случае крайней необходимости — выбросить мусор, выгулять собаку — человеку, находящемуся на карантине, можно выходить на улицу в малолюдное время и обязательно в медицинской маске. 

Ɔ. Предположим, что человек, попадающий под карантин, здоров и не является носителем вируса. Он не может никого заразить. Тем не менее, он обязан самоизолироваться. С какими правовыми последствиями он столкнется, если нарушит режим карантина?

За правонарушения процедурного характера, то есть несоблюдение правил — к ним относится и необходимость соблюдать режим карантина — человека ожидает административная ответственность, если его действия не влекут за собой существенных последствий. 

Нарушение режима карантина правильно квалифицировать не по статье о нарушении предписания должностного лица, а по специальной норме — ст. 6.

3 КоАП — как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Такое нарушение влечет административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 рублей. 

Ɔ. Когда нарушившему режим карантина грозит уголовная ответственность? 

Если в результате несоблюдения требований по самоизоляции больной заразил тех, с кем контактировал, и установлена причинно-следственная связь между его действиями и массовым заболеванием других людей, то риск привлечения к уголовной ответственности достаточно высок.

Хотя по фабуле указанной статьи требуется наступление последствий в виде массового заболевания или отравления людей, не надо питать иллюзий, что она может обойти стороной сотрудника компании, который после прилета из стран, находящихся в так называемой красной зоне, вышел на работу и заразил свой, пусть и небольшой, коллектив.

Как показывает судебно-следственная практика, уголовные дела по этой статье возбуждают и в случае заражения незначительной по численности группы лиц, например, до 30 человек.  

Ɔ. Какие доказательства необходимы для того, чтобы признать человека виновным в распространении заболевания?

Как любит говорить Верховный суд в своих постановлениях — необходимо учитывать все обстоятельства конкретного дела.

Иными словами, не существует универсального набора доказательств, свидетельствующих, что именно этот человек заразил кого-то вирусом.

Один из основных элементов, который необходимо установить следствию и суду, — это причинно-следственная связь между действиями больного, нарушившего карантин, и заражением окружающих.

Ɔ. Грозит ли ответственность человеку, который заразился в России? 

Нарушить санитарные правила может только тот человек, который вернулся из стран с неблагополучной ситуацией с коронавирусом. Если вы заразились в Москве и не выезжали за границу, вас нельзя ни в чем обвинить. Если человек не находился в зоне повышенного риска, он не может и не должен предвидеть возможность возникновения у него заболевания.

Ɔ. Человек, возвращающийся, например, из Италии, решил схитрить и, чтобы не попасть под карантин, вернулся в Россию «окольными» путями, например, прилетел из Рима в Минск, а оттуда в Москву. При этом в Италии он заразился коронавирусом и по приезде в Россию заразил несколько человек. Ему грозит уголовная ответственность?

Это вопрос толкования введенных правил.

Как следует из указа мэра Москвы, граждане, прибывшие из Китая, Кореи, Италии, Ирана, Франции, Германии, Испании, а также других государств с неблагополучной ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции по утвержденному перечню, обязаны обеспечить самоизоляцию на дому.

Прилет в Россию из стран с неблагополучной ситуацией транзитом через другие государства, скорее всего, не освобождает от ответственности. Ответственность будет исключаться лишь в тех случаях, когда в «транзитных» государствах человек выполнил предписания по карантину.

Читайте также:  Определение кадастровой стоимости - что изменится в 2019 году

Подготовили Ксения Праведная, Тимур Хайрутдинов

Дума рассмотрит контрсанкции и ответственность за исполнение рестрикций против РФ

МОСКВА, 17 мая /ТАСС/. Госдума на заседании в четверг рассмотрит во втором чтении два законопроекта, касающихся противодействия санкциям Запада против РФ. Речь идет о законе о контрсанкциях, а также об уголовной ответственности за присоединение на территории РФ к режиму антироссийских ограничительных мер.

Накануне в среду комитет нижней палаты парламента по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал Госдуме принять законопроект во втором чтении.

Текст документа ко второму чтению предусматривает возможность введения контрсанкций в ответ на недружественные меры в отношении России, предпринятые США и другими странами.

Правительству по решению президента предоставляется право вводить различные меры противодействия, которые при этом не должны распространяться на жизненно необходимые товары, аналоги которых не производятся в России и других странах.

Соответствующие решения также могут быть приняты президентом на основании предложений Совета безопасности РФ. В то же время в случае устранения обстоятельств, послуживших причиной введения контрсанкций, правительство отменяет соответствующие меры воздействия (противодействия).

Ко второму чтению из текста документа исключено упоминание конкретных отраслей, товаров и услуг, а перечень возможных мер противодействия сокращен с 16 до 6. Компаниям США или иных недружественных иностранных государств будет запрещено участвовать в контрактах по госзакупкам и в приватизации госимущества.

Такой же запрет будет действовать для компаний, если в их капитале в объеме более 25% прямо или косвенно участвуют организации, находящиеся под юрисдикцией недружественных государств.

Кабинет министров будет вправе прекратить или приостановить действие международного сотрудничества с недружественными иностранными государствами, а также организациями, находящимися под их юрисдикцией.

У правительства также останутся полномочия — вводить запрет или ограничивать ввоз продукции или сырья из США и других стран. Меры противодействия санкциям не коснутся товаров, которые могут быть ввезены гражданами РФ или иностранными гражданами для личного пользования.

Ответственность за исполнение антироссийских санкций

Одновременно Госдума рассмотрит во втором, основном чтении законопроект о введении уголовной ответственности за присоединение к режиму антироссийских ограничительных мер на территории РФ.

Причем, в соответствии с рекомендациями профильного комитета по госстроительству и законодательству, его текст предложено сохранить в первоначальном варианте.

«Могут быть только лингвистические поправки», — пояснил ТАСС глава комитета Павел Крашенинников.

Речь идет о внесении поправок в Уголовный кодекс РФ, который предлагается дополнить новой статьей 284.

2 «Ограничение или отказ в совершении обычных хозяйственных операций или сделок в целях содействия в исполнении мер ограничительного характера, введенных иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией».

Ими вводится ответственность за «совершение действий или бездействие» в целях исполнения антироссийских санкций, если они повлекли ограничение или отказ в совершении гражданами РФ, юридическими лицами, Российской Федерацией, ее регионами или муниципальными образованиями, а также подконтрольными им лицами обычных хозяйственных операций или сделок. Наказание в этом случае предусматривается в виде штрафа до 600 тыс. рублей, либо в виде ограничения свободы до четырех лет, либо принудительных работ на такой же срок, либо лишения свободы до четырех лет со штрафом до 200 тыс. рублей.

Отдельным положением предлагается квалифицировать пособничество и подстрекательство к введению санкций против России.

Под этим в проекте закона понимается «совершение гражданином РФ умышленных действий, способствующих введению иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц». Под этот же состав подпадает «предоставление рекомендаций и передача сведений», которые привели или могли привести к установлению рестрикций в отношении компаний и граждан РФ.

За такие преступления предусматривается штраф в размере до 500 тыс. рублей, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на тот же срок, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 200 тыс. рублей.

Оговаривается, что под «обычными хозяйственными операциями или сделками» понимаются юридические действия, которые «свободно совершаются в рамках обычной хозяйственной и иной не противоречащей закону деятельности лицами, не отличающимися от частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им иностранных лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера».

Предприниматели, подпавшие под санкции, требуют доработки закона

Между тем председатель Госдумы Вячеслав Володин в четверг может поставить вопрос о доработке законопроекта, предусматривающего уголовную ответственности за исполнение антироссийских санкций, сообщил в среду ТАСС глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин по итогам обсуждения данного вопроса со спикером нижней палаты парламента. В среду Бюро правления РСПП заявило о категорической недопустимости принятия законопроекта об уголовной ответственности за присоединение к режиму антироссийских санкций на территории РФ, говорится в сообщении организации. По мнению Российского союза промышленников и предпринимателей, принятие данного законопроекта может привести к ухудшению делового климата в России

Ранее 16 мая глава ВТБ Андрей Костин в рамках заседания внутрифракционной группы фракции «Единая Россия» под руководством первого замглавы фракции Адальби Шхагошева заявил, что закон об уголовной ответственности за исполнение антироссийских санкций недопустимо принимать в текущем варианте.

Какое наказание ждет за исполнение зарубежных санкций на территории России

  • Документ призван защитить граждан, наши экономические, национальные интересы, предприятия, предпринимателей. 
  • «Люди, которые помогали формировать санкции в отношении России, и действия которых приводят к их реализации должны нести ответственность, поскольку такие деяния представляют собой повышенную общественную опасность», — отметил, говоря об этом законопроекте, член Комитета по государственному строительству и законодательству Виктор Пинский.
  • Зачем нужно это нововведение?

Сейчас гражданин РФ или российская компания, находящиеся в санкционных списках, могут иметь проблемы, например, с обслуживанием в банках даже на территории России. Так, заместитель Председателя ГД Игорь Лебедев рассказал, что российский банк, в котором он имеет счета, попросил их закрыть по причине того, что Игорь Лебедев находится в санкционных списках западных стран. 

Законопроект направлен именно на защиту интересов и безопасности РФ, прав и свобод граждан России, прав и законных интересов российских юрлиц.

«Мы должны сделать все для того, чтобы защитить интересы нашего государства, обеспечить безопасность страны и гарантировать права и свободы наших граждан», — подчеркивал Председатель ГД Вячеслав Володин.

«Считаем, что на территории нашего государства должно действовать наше национальное законодательство. В противном случае, мы утратим свой суверенитет, а это влечет за собой и утрату территориальной целостности, и другие проблемы. Мы допустить этого не можем», — отмечал Вячеслав Володин.

  1. Какие изменения планируется внести в Уголовный кодекс?
  2. В УК РФ предполагается внести новую статью 2842 «Ограничение или отказ в совершении обычных хозяйственных операций или сделок в целях содействия в исполнении мер ограничительного характера, введенных иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией».
  3. За что предполагается установить уголовную ответственность?

Планируется ввести уголовную ответственность за:

  • уклонение от делового сотрудничества с компаниями, подпавшими под санкции. Под этим подразумеваются действия (или бездействие) в целях исполнения зарубежных санкций, если эти привело к ограничению или отказу в совершении гражданами РФ, российскими юрлицами, Россией, субъектами РФ или муниципальными образованиями, а также подконтрольными им лицами обычных хозяйственных операций или сделок;
  • действия, которые помогают западным правительствам в составлении всевозможных санкционных списков. Имеется в виду совершение гражданином РФ умышленных действий, способствующих введению зарубежных санкций в отношении российских частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц.

Каким будет наказание?

Наказанием за исполнение иностранных санкций на территории РФ может стать:

  • штраф в размере до 600 тыс. рублей или в размере зарплаты осужденного за период до четырех лет;
  • принудительные работы на срок до четырех лет;
  • ограничение свободы на срок до четырех лет.

Максимальным наказанием станет лишение свободы на срок до четырех летсо штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты осужденного за период до одного года либо без такового. 

За совершение умышленных действий, способствующих введению санкций, будет грозить:

  • штраф до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех
    лет;
  • ограничение свободы на срок до трех лет;
  • принудительные работы на срок до трех лет;
  • арест на срок до шести месяцев. 

Максимальным наказанием станет лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты осужденного за период до одного года либо без такового. 

Напомним, что законопроект «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» был внесен в Государственную Думу Председателем ГД Вячеславом Володиным, Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, лидерами всех фракций ГД, Первыми заместителями Председателя ГД Иваном Мельниковым и Александром Жуковым, а также Первым заместителем руководителя фракции «Единая Россия» Андреем Исаевым и заместителем Председателя ГД Петром Толстым.

Госдума ввела уголовную ответственность для нарушителей карантина

МОСКВА, 31 мар — ПРАЙМ. Нижняя палата парламента России на пленарном заседании во вторник приняла во третьем чтении законопроект об уголовной ответственности за нарушение карантина.

Еще одна принятая мера — наказание до 5 лет лишения свободы за распространение фейков о коронавирусе.

Авторами инициативы стали председатель ГД Вячеслав Володин и глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

Предложенными поправками в статье 236 УК предлагается ужесточается наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Наказание предусматривается в виде штрафа от 500 тысяч до 700 тысяч рублей, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо принудительных работ на срок до 2 лет, либо лишения свободы до 2 лет.

Кроме того, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказание предусматривается в виде штрафа от 1 миллиона до 2 миллионов рублей, либо принудительных работ на срок до 5 лет, либо лишения свободы до 5 лет.

В случае, если несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил повлечет по неосторожности смерть двух и более лиц, наказание устанавливается в виде принудительных работ на срок до 5 лет, либо лишение свободы до 7 лет. Расследование данной тяжкой категории преступлений отнесено к ведению следователей Следственного комитета РФ, менее тяжкие категории – к ведению следователей органов внутренних дел.

Как пояснил глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, в законе идет речь о смертельных последствиях, которые возникли именно по неосторожности.

По его словам, если же имело место умышленное причинение смерти в результате преднамеренного нарушения санитарно-эпидемиологических правил, то такое деяние в зависимости от умысла будет квалифицироваться как терроризм, хулиганство или диверсия (статья 205, 213, 281 УК РФ).

Ко второму чтению законопроекта поступили поправки, вводящие наказание за распространение фейков о ситуации с коронавирусом. Как пояснил Крашенинников, уголовная ответственность за подобные деяния, повлекшие тяжкие последствия, предусматривается в отношении физических лиц, а в в отношении юридических лиц предусмотрена административная ответственность с повышенными санкциями в КоАП.

Читайте также:  Разъяснение фас: какая информация в интернете является рекламой

В этой связи в новой статье 207.

1 УК устанавливается уголовная ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, или о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств: такое деяние будет наказываться штрафом от 300 до 700 тысяч рублей, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы до 3 лет.

Кроме того, если публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, то предусматривается повышенная уголовная ответственность в новой статье 207.2 УК, за такое деяние грозит штраф от 700 тысяч до 1,5 миллионов рублей, либо принудительные работы до 3 лет, либо лишение свободы до 3 лет.

  • Если то же деяние повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, то наказание грозит в виде штрафа от 1,5 до 2 миллионов рублей, либо принудительных работ на срок до 5 лет, либо лишение свободы до 5 лет.
  • ПОПРАВКИ В КОАП
  • Дума на пленарном заседании во вторник приняла закон с поправками в Кодекс об административных правонарушениях о многотысячных штрафах за нарушения карантина по коронавирусу.

Поправки в КоАП за нарушения карантина поступили ко второму чтению законопроекта кабмина о незаконной частной охранной деятельности. Профильный комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендован палате принять законопроект во втором чтении с учетом предложенных поправок, что и было сделано.

Законодательной инициативой предлагалось ввести административную ответственность за нарушение санитарных правил в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а также за невыполнение в установленный срок выданного предписания или требования о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. За такие правонарушения вводятся штрафы для граждан в размере от 15 до 40 тысяч рублей, для должностных лиц и ИП – от 50 до 150 тысяч рублей, для юрлиц – от 200 до 500 тысяч рублей. В качестве альтернативного наказания для организаций и ИП возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

  1. Кроме того, в случае если указанные нарушения причинили вред здоровью человека или повлекли его смерть человека, но не содержат признаков преступления, предусматривается наложение административного штрафа на граждан – от 150 до 300 тысяч рублей, на должностных лиц – от 300 до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, на ИП и юрлиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  2. Инициативой также предлагалось дополнить КоАП новой статьей, предусматривающей санкции за «невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения».
  3. За такие правонарушения для граждан предлагалось предусмотреть предупреждение или административный штраф от одной тысячи до трех тысяч рублей, для должностных лиц — штраф от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, для ИП — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

Если же такие нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или имуществу, предлагается штраф для граждан от 15 тысяч до 40 тысяч рублей; для должностных лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

В тех же случаях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — могут быть наказаны штрафом на сумму от 500 тысяч до одного миллиона рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток; юридические лица — штрафом от 500 тысяч до одного миллиона рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Также законом вводится административная ответственность за реализацию лекарств по завышенным ценам. Для должностных лиц штраф составит от 250 до 500 тысяч рублей, для ИП и юридических лиц – в 2-кратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарств по неправомерно завышенным ценам за весь период такой реализации, но не более 1 года.

ГОСНОВОСТИ.РФ › Уголовная ответственность за исполнение санкций

Госдума

Госдума РФ Дата Май 14, 2018

Законопроект подготовлен Председателем Государственной Думы Вячеславом Володиным, Председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, Первыми заместителями Председателя ГД Александром Жуковыми Иваном Мельниковым, руководителями всех фракций ГД — Сергеем Неверовым, Геннадием Зюгановым, Владимиром Жириновским, Сергеем Мироновым и Первым заместителем руководителя фракции «Единая Россия» Андреем Исаевым.

Согласно документу, за исполнение санкций иностранных государств на территории РФ и за содействие в установлении антироссийских санкций будет введена уголовная ответственность в виде ограничения или лишения свободы, либо штраф. Соответствующая статья будет внесена в Уголовный кодекс РФ.

Под исполнением иностранных санкций на территории РФ подразумевается совершение действий, повлекших отказ российскому гражданину, зарегистрированным в РФ юрлицам, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также российским частным и публичным компаниям в осуществлении сделок в рамках антироссийских ограничительных мер. Такие действия будут облагаться штрафом до 600 тыс.

рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до четырех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.

В свою очередь, за содействие в установлении антироссийских санкций будет введен штраф до 500 тыс.

рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до трех лет, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо без такового.

  • В частности, нарушением будет считаться предоставление рекомендаций и передача сведений, которые «привели или могли привести к введению мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц».
  • Напомним, в настоящее время в Государственной Думе также проходит обсуждение законопроекта о контрсанкциях в отношении США и ряда иностранных государств, первое чтение которого запланировано на 15 мая.
  • Эта публикация на сайте Госдумы РФ

Государственная Дума — палата Федерального собрания Российской Федерации. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации -является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

В фокусе

Закон суров, но непонятен: как не получить штраф за нарушение карантина

В начале февраля 2020 года правительство России внесло коронавирус 2019-nCoV в перечень болезней, которые представляют опасность для окружающих.

С этого момента действия, способствующие распространению этой болезни, подпадают под несколько статей административного и уголовного законодательства.

Однако в том, как эти статьи будут применяться в период пандемии и самоизоляции, остается много неясного.

Указ мэра Москвы N 34-УМ ввел в Москве режим самоизоляции с 29 марта 2020 года. Это означает, что выходить из дома можно только в случаях, указанных властями:

  • обращение за экстренной медицинской помощью или в случае иной прямой угрозы жизни и здоровью;
  • следование к месту работы, если работу не приостанавливали;
  • передвижение по территории города Москвы по поводу транспортных услуг и доставки;
  • следование к ближайшему месту приобретения товаров, услуг;
  • выгул домашних животных рядом с местом пребывания — до 100 метров;
  • вынос отходов до ближайшего места накопления отходов.

Кроме того, власти закрыли на период режима повышенной готовности торгово-развлекательные организации и организации услуг общепита, чтобы избежать массового скопления людей. Руководство субъектов РФ приняло аналогичные меры для изоляции граждан и недопущения распространения коронавирусной инфекции.

Нарушение установленного режима карантина квалифицируется по специальной норме — статья 6.

3 КоАП — как нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия, которое выражается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

До принятия поправок нарушение влекло за собой административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа на граждан до 500 рублей, однако в СМИ неоднократно звучали доводы, что штраф в 500 рублей не станет препятствием для жителей.

Поэтому комплекс новых поправок увеличивает ставки: норму дополнили частями 2 и 3, которые предусматривают так называемые квалифицированные составы административного правонарушения.

В частности, нарушения карантина, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания, влекут за собой ответственность в размере от 15 000 до 40 000 рублей, а для должностных и юридических лиц — до 150 000 и 500 000 рублей соответственно. Если же данные действия повлекли за собой причинение вреда здоровью или смерть человека, наказание будет еще строже — до одного миллиона рублей.

Также нормы КоАП были дополнены статьей 20.6.1, предусматривающей ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Данная статья применяется в тех случаях, когда действия лица не подлежат квалификации по статье 6.3.

Совершение данных действий влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 30 000 рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей.

Существует точка зрения, что статья 6.3 распространяет свое действие на тех лиц, кому в принципе запрещено покидать место жительства предписанием уполномоченного органа.

Это те, кто проходит лечение от коронавирусной инфекции на дому, а также вернувшиеся из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой. На всех остальных свое действие распространяет статья 20.6.1. КоАП РФ.

Насколько верна такая интерпретация, можно будет понять только по результатам первого применения этих норм.

Если действия нарушителя повлекли массовое заражение людей, наступит уже уголовная ответственность по статье 236 УК РФ. По сравнению с предыдущей редакцией данной статьи санкции были существенно увеличены, вплоть до лишения свободы на срок до двух лет (или до семи лет в случае, если действия привели к смерти двух или более лиц).

Предусмотрена также уголовная ответственность за распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий: такие действия наказываются штрафом до 700 000 рублей либо ограничением свободы на срок до 3 лет.

 

Контроль за соблюдением перечисленных мер возложен на органы внутренних дел. Лица, отказывающиеся выполнять законные требований сотрудников правоохранительных органов, подлежат административной или уголовной ответственности.

Существует некоторая неопределенность, что считать законным распоряжением и предписанием органа власти.

Обсуждается, в частности, вопрос, вправе ли главы субъектов федерации вводить подобные ограничения (так называемый режим самоизоляции), соответствует ли это Конституции РФ и федеральному законодательству, поскольку указами глав регионов существенно ущемляются основные права и свободы. Инициативная группа уже подала коллективный иск к мэру Москвы Сергею Собянину из-за режима самоизоляции.

Читайте также:  Что такое встречное исполнение обязательств согласно гк рф?

Согласно статистике МВД РФ, по состоянию на 1 апреля было составлено 1250 протоколов об административных правонарушениях в отношении граждан, которые допустили нарушения ограничений, связанных с режимом самоизоляции. Более половины из них были составлены по статье 19.4 КоАП РФ — неповиновение законному распоряжению должностного лица.

Эта статья предполагает наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 2000 до 4000 рублей. Помимо этого, были зафиксированы нарушения статей 19.5 (штрафы до 500 рублей для граждан и до 20 000 рублей для юридических лиц), а также 18.

8 КоАП РФ для иностранных граждан за нарушения миграционного режима, связанные с карантином, — штраф до 5000 рублей и/или административное выдворение за пределы РФ. 

Лишь 3 апреля стало известно о первом случае привлечения к ответственности гражданина по статье 6.3 КоАП РФ. Им стал житель Уфы, который покинул место жительства для того, чтобы переставить свой автомобиль. Ему было назначено наказание в виде штрафа по минимальному пределу — 15 000 рублей.

В связи со спешным введением все новых и новых норм неясным остается вопрос об их правовой природе, а также о способах разрешениях возникших правовых коллизий.

Даже депутаты Московской городской думы и члены Государственной думы РФ не в состоянии четко и ясно определить, кто и по какой статье подлежит ответственности в каждом конкретном случае.

К примеру, сообщают о проверке сотрудниками ДПС водителей, которые передвигаются на своем транспортном средстве, а также об уточнении цели поездки, однако нет никакой информации о санкции в случае, если водитель затрудняется назвать эту самую цель. 

Борис Булай, замглавы пресс-службы мэра Москвы, заявил: «Если люди не будут собираться большими группами, будут соблюдать режим самоизоляции и выходить на улицу лишь в экстренных случаях, то в настоящее время я не вижу предпосылок к получению штрафа».

Неясно, на основании чего сделан подобный вывод. Каковы, к примеру, критерии определения размера группы, чтобы ее можно было назвать большой, и где та грань, после которой можно вести речь об экстренности случая.

Вполне естественно, что при подобном хаосе у населения возникает все больше вопросов, на которые пока никто не может дать ответ.

Ответа на вопросы не дало и обращение президента РФ от 2 апреля. Однако, учитывая слова президента о расширении полномочий глав субъектов РФ, можно сделать вывод, что указы о соблюдении режима самоизоляции соблюдать все же стоит. Пока их незаконность не доказана в порядке административного и конституционного судопроизводства, привлечение к ответственности вполне возможно.

Вполне естественно, что на данной почве возможны злоупотребления со стороны представителей власти — в первую очередь сотрудников полиции и Росгвардии. Сделано это может быть как из-за коррупционных факторов, так и из-за желания «проконтролировать все, что контролируется». 

Установленные ограничения не конкретизируют механизм контроля за их соблюдением, порядок привлечения к ответственности и освобождение от нее.

Режимы чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения, которые устанавливают вполне конкретные ограничения и пределы полномочий государственных органов, на сегодняшний день в Российской Федерации не введены.

В подобном правовом и информационном вакууме важно не паниковать, а четко и последовательно отстаивать свои права.

Оспаривание административного правонарушения, вмененного сотрудником полиции, в сложившихся условиях станет весьма затруднительным. Однако в любом случае не стоит бояться отстаивать свои права, если вы считаете, что привлечение к ответственности необоснованно и у вас были серьезные основания для нарушения режима самоизоляции. 

Оспорить факт административного правонарушения можно как путем обжалования в вышестоящий орган, так и в суд по месту совершения предполагаемого правонарушения. Более эффективным, конечно же, видится обращение в суд, поскольку все уровни правоохранительных органов, скорее всего, возьмут курс на следование «линии партии».

При обжаловании факта привлечения к административной ответственности необходимо учесть следующие моменты:

1.

    Входите ли вы в группу лиц, на которых распространяются строгие карантинные меры? В данную группу входят лица, вернувшиеся из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, а также лица, у которых диагностирован коронавирус без осложнений и которые проходят лечение в домашних условиях. Данной категории граждан категорически запрещено нарушать режим самоизоляции во избежание распространения эпидемии. Нарушение влечет за собой не только административную ответственность, предусмотренную статьей 6.3 КоАП РФ, но и уголовную — в случае наступления негативных последствий.

2.     В случае, если вы не входите в вышеуказанную категорию, вам разрешено покидать место самоизоляции по причинам, изложенным в соответствующих указах. В случае наличия подобных обстоятельств в жалобе необходимо максимально полно и подробно обосновать правомерность вашего выхода на улицу и необоснованность привлечения к административной ответственности в принципе.

3.     Не стоит ссылаться на причины, которые объективно являются несерьезными, даже если вы указываете их в дополнение к более веским основаниям. Это внесет неясность в смысл жалобы и подтолкнет судью к соответствующим выводам. 

4.     Ссылаться на несоответствие норм указов глав регионов Конституции РФ и федеральному законодательству также не стоит. Пока в установленном законом порядке указы не признаны таковыми, предполагается, что они соответствуют закону. Это также отвлечет внимание судьи от действительно важной составляющей вашей жалобы.

5.     Если вы вышли на улицу без веских оснований, но при этом не относитесь к лицам, перечисленным в п. 1, необходимо доказывать этот факт во избежание привлечения к ответственности по статье 6.3. КоАП.

В таком случае ваши действия подлежат юридической оценке на основании более мягкой статьи 20.6.1 КоАП РФ. Разница в санкции: по статье 6.3 минимальный размер штрафа в 15 раз больше, чем по статье 20.6.1 (15 000 рублей против 1000 рублей).

Главным образом здесь необходимо обосновать отсутствие нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.

6.     Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.3, а также статьей 20.6.1, рассматриваются судьями районных судов.

На практике же сложилась ситуация, при которой данные дела рассматривают мировые судьи, не уполномоченные на рассмотрение данной категории дел.

Это может стать серьезным основанием для отмены судебного решения о привлечении к административной ответственности.

7.     Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в вышестоящий суд — в отношении районного суда таковым является областной — но через суд, вынесший решение, т .е. через районный суд. Жалоба должна быть подана в десятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления.

Особняком стоит правовое регулирование административной ответственности в Москве.

К примеру, столичным КоАП введена дополнительная ответственность: 4000 рублей за несоблюдение самоизоляции для физлиц, 5000 рублей при повторном нарушении режима самоизоляции для физлиц, до 40 000 рублей для должностных лиц и до 300 000 рублей для юрлиц за неисполнение требований о приостановке мероприятий и оказания услуг, 5000 рублей и эвакуация автомобиля за несоблюдение самоизоляции с использованием личного транспорта.

Относительно КоАП иных субъектов РФ можно сказать, что они существенно отстают от столичного правового регулирования, хотя во многом его и дублируют. К примеру, в Красноярске введен справочно-разрешительный режим для следования по маршруту «работа-дом». Правовое регулирование данной ситуации имеет много пробелов.

К примеру, предлагается иметь при себе объяснительную записку, в которой будет подробно указан маршрут следования и причина вашего передвижения в случае, если есть необходимость помочь недееспособному или маломобильному родственнику.

При этом абсолютно неясна правовая природа подобной объяснительной записки, а также конкретные требования к ее форме и содержанию.

Исходя из этой правовой неопределенности обращения МВД к жителям регионов выглядят как декларативные лозунги: «Не выходите на улицу без особой необходимости! Минимизируйте походы в продовольственные магазины и аптеки. Соблюдайте режим самоизоляции!». В дополнение к этому, в Московской области сотрудники МВД России проводят беседы с жителями в целях разъяснения неблагоприятных последствий нарушения режима самоизоляции.

Иркутская, Челябинская и ряд других регионов ввели обязанность «соблюдать социальное дистанцирование — 1,5 метра от других граждан. Ответственность за несоблюдение данного правила также не установлена. Данные нормы носят характер рекомендательных и рассчитаны в первую очередь на сознательность граждан.

В ряде субъектов РФ на граждан возложена обязанность иметь при себе документы, удостоверяющие личность. Это вполне нормальная практика, поскольку при отсутствии данных документов сотрудник правоохранительных органов будет вынужден доставить гражданина в ОВД для установления личности и оценки доводов об обоснованности нарушения режим самоизоляции.

МВД Чукотки сообщает о том, что нарушители режима самоизоляции будут привлекаться к административной ответственности по статьям 19.4 и 6.3 КоАП РФ. Неясно, по какой причине правоохранительные органы не обращают внимание на статью 20.6.1. Скорее всего, это вызвано хаотичностью поправок и ежедневным изменением ситуации. 

Уже упомянутая Челябинская область, а также правительство Чеченской республики  пошли существенно дальше в регулировании ситуации с коронавирусом и запретили въезд на территорию соответствующих субъектов РФ, в связи с чем председатель правительства РФ уже заявил о недопустимости введения подобных мер и принятия субъектами на себя федеральных полномочий.

Для некоторых граждан сложившаяся ситуация правовой неопределенности стала возможностью для получения дополнительного преступного заработка. К примеру, в Санкт-Петербурге предприниматель задержан с поличным при продаже нескольких справок, якобы разрешавших петербуржцам передвигаться по городу в период ограничительных мер в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией.

Подводя итог, необходимо выделить основные правила поведения в сложившейся ситуации:

1.

    Без необходимости не нарушать режим самоизоляции, поскольку последствия могут быть весьма неприятными, а процесс обжалования займет немало времени и сил.

2.     Вместе с тем необходимо отстаивать свои права в случае их нарушения, нельзя пускать ситуацию на самотек, так как в противном случае сформируется весьма неблагоприятная практика правоприменения.

3.     Не доверять мошенникам, которые обещают избавить от проблем и предоставить возможность свободного перемещения, невзирая на установленные ограничения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *