Предлагается вести единый реестр недееспособных и ограниченно дееспособных лиц

Ограничение дееспособности — мера законодательного воздействия на гражданина, позволяющая сохранить без изменений его материальные ценности и физическое здоровье в те моменты, когда человек может неумышленно причинить себе ущерб.

Причинами для этого могут послужить различные психологические расстройства и заболевания, а также злоупотребление алкоголь содержащей продукции или наркомания. Ограничение дееспособности в отличие от ее лишения, имеет свои особенности и основания для данной процедуры, речь о которых пойдет далее.

Предлагается вести единый реестр недееспособных и ограниченно дееспособных лиц

Виды дееспособности

Законодательством нашей страны строго регламентированы 3 основные вида дееспособности, согласно каждому из которых, гражданин может иметь ограничения в возможностях распоряжения собственным имуществом и заключении определенных договоренностей финансового характера в той или иной степени.

Полная дееспособность

Эта категория начинает действовать на законодательном уровне с момента достижения подростком совершеннолетнего возраста (18 лет), но имеются и определенные исключения, при которых полная дееспособность начинает действовать раньше.

К ним относятся следующие 2 варианта развития событий:

  1. Несовершеннолетний вступает в брачный союз на момент, когда ему еще не исполнилось 18 лет. Согласно статье 16 СК РФ подобная возможность предусмотрена со стороны законодательства. При этом должны присутствовать веские причины, рассматривают которые, региональные представители органов самоуправления. Статус полной дееспособности в данном случае наступает сразу после регистрации акта бракосочетания в органе ЗАГСа. Дееспособность полностью сохраняется по причине расторжения брачного союза до момента наступления совершеннолетнего возраста у гражданина.  Лишить человека дееспособности досрочно могут судебные органы, для этого им необходимо будет признать брак недействительным;
  2. Эмансипация. Для присвоения данного статуса физическому лицу необходимо наличие следующего перечня условий:
    • гражданин достиг 16 лет;
    • он осуществляет трудовую деятельность согласно контракту или занимается предпринимательством с разрешения его законных представителей;
    • имеется добровольное согласие родителей, приемных родных, а также по судебному решению.

Процедура эмансипации происходит со стороны органов попечительства и опеки, альтернативным вариантом может служить обращение физического лица в судебную инстанцию для получения данного статуса.

Эмансипированный несовершеннолетний наделяется всеми правами в полной мере и уполномочен производить операции с собственным имуществом. Параллельно на данное лицо накладывается полная ответственность за дальнейшие деяния, согласно законодательству нашей страны.

Статус эмансипации действует исключительно в рамках гражданского права и не предусматривает процедуры вступления в брачный союз несовершеннолетнего гражданина или выступления в роли усыновителя.

Предлагается вести единый реестр недееспособных и ограниченно дееспособных лиц

Частичная дееспособность

Неполная дееспособность применима к несовершеннолетним подросткам, находящимся в возрастных рамках 6-18 лет. Величина урезания определенных прав и свобод в области совершения сделок определяется исходя из возраста гражданина:

  1. Дети в возрасте 6-14 лет наделяются правом совершать следующий перечень операций согласно законодательству нашей страны:
    • Заключать небольшие сделки бытового характера. Классифицируются в области покупки недорогих товаров (продукты, литература, канцтовары), реализуемые по относительно невысокой стоимости;
    • осуществлять сделки с целью безвозмездной выгоды, которые не подлежат обязательно регистрации со стороны соответствующих государственных органов (подарки, мелкий ремонт, обучение);
    • сделки с более крупными денежными средствами, происходящие при участии законного представителя несовершеннолетнего лица;
    • Частичная или неполная дееспособность несовершеннолетних предусмотрена по той причине, что малолетние лица не несут гражданскую и правовую ответственность за совершаемые ими сдельные операции. Ответственность в полной мере возлагается на их официальных представителей.
  2. Лица в возрасте 14-18 лет имеют право управлять собственным имуществом на основании письменного разрешения своих представителей. Для этого достаточно одобрения одного из родителей этого лица. Данная категория подростков также наделена следующим перечнем прав и свобод, осуществление которых доступно без согласования с официальными представителями:
    • возможность свободно распоряжаться собственными заработанными или денежными средствами от стипендии, а также иными доходами, получаемыми от предпринимательских мероприятий;
    • распоряжение доходами может быть ограничено или полностью отменено по решению судебной инстанции. Для этого потребуется письменное обращение в суд его представителей и наличие весомых аргументов для этого;
    • возможность правообладания авторскими правами на творческие продукты и другие результаты интеллектуального труда;
    • разрешение на заключение сделок, доступных для лиц в возрасте 6-14 лет.

Ограниченно дееспособный несовершеннолетний гражданин в возрасте 14-18 лет несет ответственность в области гражданского права. Ответственность за причиненный вред и ущерб оплачивается самим подростком или его опекуном в тех случаях, когда он не обладает данной возможностью.

Ограниченная дееспособность

Ограниченный судом в дееспособности гражданин не вправе самостоятельно распоряжаться собственным имуществом. Такому лицу суд назначает официального представителя для контроля над его договорами, финансами и операциями с недвижимостью. При этом деликтоспособность за свои действия у такого физического лица сохраняется.

Недееспособный гражданин

Лишение дееспособности подразумевает под собой абсолютное табу на производство физическим лицом определенных юридических операций с собственным имуществом, финансами и другими дополнительным материальными ценностями.

В этой ситуации имеет место установление над гражданином попечительства со стороны соответствующих государственных органов. Недееспособный член общества не несет ответственности за собственные деяния и поступки, поэтому освобождается от нее автоматически сразу после наделения данным статусом.

Лишение дееспособности и ее урезание в равной степени могут быть отклонены вердиктом судьи. Причинам для данной процедуры могут послужить ремиссия наркозависимости или злоупотребления спиртным, а также стабилизация психического состояния человека.

Предлагается вести единый реестр недееспособных и ограниченно дееспособных лиц

Презумпция дееспособности

Этот термин имеет свою юридическую силу до того момента, когда у близких людей и родственников гражданина появляются сомнения, связанные с состоянием его психического здоровья.

Вследствие психического расстройства человек не способен определить собственную проблему, поэтому проводится медицинская экспертиза на предмет выявления психических отклонений и выставляется диагноз заболевания, опираясь на который человек может быть ограничен в собственной дееспособности.

Презумпция дееспособности – правовой аспект, поэтому ее можно оспорить через судебные органы и доказать обратное. Данная мера направлена на защиту физического лица, его имущества и финансов.

Основания для ограничения дееспособности

Признать гражданское лицо ограниченно дееспособным может исключительно суд. Необходимо соблюдение следующих условий:

  1. факт злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
  2. имеет место затруднительное материальное положение семьи по его вине.

Стоит отметить, что одинокий человек не подпадает под вторую причину ввиду отсутствия семьи. Основания для ограничения дееспособности не распространяются на другие аспекты, такие как участие человека в азартных играх, казино и так далее.

Ограничение дееспособности иными словами называется расточительностью, данный термин признан официальным и утвержден в статье 8 ГК РСФСР.

Порядок ограничения дееспособности

Ограничение дееспособности граждан, основания для этого, порядок и последствия регламентированы законом. При выявлении у гражданина проблем с алкоголем, наркотическими препаратами или психикой, ограничение его дееспособности происходит в конкретном порядке:

  1. проводится медицинская проверка и выставляется диагноз;
  2. пишется ходатайство в суд (могут ходатайствовать родные, прокуратура, органы опеки, медики);
  3. ведется судебное делопроизводство и выносится судебное решение;
  4. в период 3 суток с момента вынесения решения гражданину назначается опекун.

Кто может обратиться в суд

Суд может принять решение о признании лица ограниченно дееспособным или полностью недееспособным на основании заявления. Данное ходатайство в судебную инстанцию могут подавать следующие категории лиц, заинтересованных в этом:

  • ближайшие родственники и члены семьи гражданина;
  • работники органов опеки и попечительства, ответственные за данного подопечного;
  • специалисты профильных медицинских заведений при условии выявления психических отклонений.

В любом случае, перед подачей соответствующего ходатайства, всегда проводится тщательная медицинская проверка физического лица.

Предлагается вести единый реестр недееспособных и ограниченно дееспособных лиц

Подача заявления об ограничении дееспособности

Заявление о признании гражданина ограниченно или полностью дееспособным пишется по общепринятой форме.

Документ подается в местные судебные инстанции, расположенные по месту регистрации человека, дееспособность которого будет исследоваться в дальнейшем в рамках делопроизводства.

Образец заявления

Жалобы, ходатайства в виде заявления о признании гражданина полностью или ограниченно дееспособным заполняются на основе следующего образца:

Предлагается вести единый реестр недееспособных и ограниченно дееспособных лиц

Права ограниченно дееспособных граждан

Человек с урезанной дееспособностью наделен рядом определенных свобод, в перечень которых вписаны законом следующие пункты:

  • разрешается заключение мелких сделок бытового масштаба с минимальными денежными средствами (более крупные разрешаются с одобрения представителя этого лица);
  • гражданин может распоряжаться получаемыми им денежными выплатами, пособиями, алиментами и другими небольшими доходами с письменного разрешения органов опеки и попечительства.

Предлагается вести единый реестр недееспособных и ограниченно дееспособных лиц

Установление попечительства

Попечительство устанавливается над частично дееспособными физическими лицами и подростками возрастом 14-18 лет. Лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией или психическими заболеваниями также имеют попечителей. Данных работников назначают в соответствии с судебным решением.

Суть попечительства заключается в оказании частичной помощи человеку, имеющему ограниченную правоспособность. Попечитель помогает советами, а также дает согласие или отказ при заключении сделок своим подопечным.

Попечители подростков обязаны проживать с ними, а их обязанности оказываются абсолютно безвозмездно согласно законодательству нашей страны. Выполнение обязанностей недееспособных и ограниченно дееспособных лиц строго контролируют органы опеки и попечительства.

Отмена ограничений в дееспособности

Признание гражданина ограниченно дееспособным, как и снятие данного статуса, является правовым аспектом. В судебном порядке можно отменить это решение в следующих случаях:

  • комиссия из врачебных специалистов подтвердила положительные изменения психического состояния человека;
  • главный фигурант излечился от алкогольной зависимости или наркомании;
  • он не приносит лишних материальных затрат своей семье;
  • ограничение дееспособности несовершеннолетних и малолетних лиц снимаются при достижении последними совершеннолетнего возраста.

Процедура отмены ограничений дееспособности носит полностью противоположный характер процедуре присвоения данного статуса.

Нотариат готов создать новый юридически значимый ресурс — реестр недееспособных лиц

20.03.2020 Предлагается вести единый реестр недееспособных и ограниченно дееспособных лиц

Нотариату могут поручить вести еще один социально значимый реестр. В Госдуму внесен законопроект, который призван защитить права и законные интересы участников правоотношений, где в качестве одной из сторон выступает недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин.

Речь идет о создании реестра недееспособных лиц в рамках Единой информационной системы нотариата. Такой реестр призван стать единой централизованной базой данных с гарантированно достоверными и актуальными сведениями о фактах признания тех или иных граждан недееспособными или ограниченно дееспособными.

Напомним, что на данный момент судебное решение о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным фиксируется в ЕГРН в качестве дополнительных сведений о правообладателе того или иного объекта недвижимого имущества. Однако, как показывает практика, действующий механизм учета таких данных является недостаточно эффективным.

Прежде всего, доступ к таким сведениям имеет ограниченный круг лиц. То есть, например, рядовой гражданин, участвующий в сделке купли-продажи недвижимости, может убедиться в дееспособности второй стороны договора только через нотариуса.

Если же сделка совершается в простой письменной форме, то факт дееспособности остается непроверенным. Кроме того, поиск информации в ЕГРН о дееспособности того или иного лица ведется относительно объекта права (например, квартиры), а не субъекта — самого человека.

Читайте также:  Административная ответственность юридических лиц - понятие

Получается, что если у недееспособного гражданина на момент внесения информации о нем в базу данных нет в собственности недвижимости, сведения об особенностях его психического здоровья вообще нигде не фиксируются.

Кроме того, в ЕГРН не вносится важная с правовой точки зрения информация об опекунах и попечителях.

Потребность в оперативном установлении факта дееспособности того или иного лица возникает при решении целого ряда вопросов — от способности лица самостоятельно совершать гражданско-правовые сделки до возможности призвать его к ответственности за причиненный вред.

С необходимостью проверить гражданина на предмет дееспособности регулярно сталкиваются федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии, органы управления государственных внебюджетных фондов, адвокаты и, конечно, нотариусы.

Законопроект должен решить все эти проблемы путем создания специализированного реестра недееспособных лиц.

Оператором предполагаемого реестра должна стать Федеральная нотариальная палата. Помимо того, что нотариусы в силу своих законных полномочий будут выступать ключевыми пользователями реестра, именно у нотариата есть большой и успешный опыт ведения реестров, содержащих юридически значимую информацию, в рамках Единой информационной системы нотариата (ЕИС).

Яркий пример — созданный ФНП реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который успешно действует уже более пяти лет.

За это время этот цифровой реестр стал востребованным инструментом обеспечения прав участников залоговых отношений — причем как граждан, так и юридических лиц.

Ежегодно возможностью бесплатно проверить кредитную чистоту движимого имущества на интернет-портале ФНП пользуются миллионы россиян, что в том числе позволяет предотвращать умышленное сокрытие факта залога и дальнейшие махинации на его основе.

Кроме того, нотариат выступает полноправным партнером электронного правительства в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В этом ключе ЕИС нотариата также является надежным поставщиком юридически важных сведений для государственных и муниципальных органов.

Что немаловажно, имеющийся у ФНП опыт создания и ведения публичных реестров позволит осуществить разработку, внедрение и дальнейшее ведение реестра недееспособных или ограниченно дееспособных лиц с соблюдением требований законодательства в области персональных данных и защиты информации.

Еще один очевидный плюс для государства, — наделение ФНП функциями оператора такого реестра не повлечет каких-либо расходов бюджетных средств.

Создание и ведение реестра недееспособных лиц, как и всех остальных реестров нотариата, будет осуществляться только за счет средств Федеральной нотариальной палаты.

«Создание реестра недееспособных лиц — крайне полезная инициатива, направленная на повышение безопасности и стабильности гражданского оборота.

Нотариат уже не раз доказал, что способен самостоятельно создавать эффективные механизмы регистрации юридически значимых сведений, роль которых многократно возрастает в условиях цифровой экономики, и Единая информационная система нотариата обеспечивает надежную базу для работы таких реестров», — отмечает глава Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

Пренебрежение проверкой факта дееспособности гражданина, решившего совершить юридически значимое действие, приводит к правовым конфликтам и необходимости решать их в судебном порядке. Наиболее очевидно это прослеживается на примере совершения сделок.

Например, если контрагент не знал о недееспособности лица, такая сделка может быть признана ничтожной со всеми вытекающими последствиями.

С проблемами в рамках заключения сделки может столкнуться и сам недееспособный гражданин, поскольку в силу заболевания он не способен осознавать характер сделки, оценивать выгодность или невыгодность ее условий, сопоставлять реальные последствия сделки со своими личными ожиданиями и т.д.

Такими психическими особенностями человека могут воспользоваться недобросовестные лица, выступающие в качестве контрагентов по сделке. Все это влечет за собой нарушение прав и законных интересов граждан и негативно сказывается на стабильности гражданского оборота.

Кроме того, неполнота информации о дееспособности одной из сторон договора приводит к тому, что совершенные сделки и иные юридически значимые действия находятся под угрозой признания их недействительными, что в свою очередь приводит к правовым конфликтам и дополнительной нагрузке на суды.

При этом именно нотариус является единственным профессиональным участником гражданского оборота, на которого законом возложена обязанность по проверке дееспособности сторон сделки.

Дееспособность гражданина выясняется нотариусом, исходя из его возраста, а также из способности гражданина понимать значение своих действий и руководить ими.

Наряду с проверкой документов и запросами в государственные реестры нотариус самостоятельно оценивает поведение лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, путем визуальной оценки, проведения беседы, постановки уточняющих вопросов и т.д.

Добавим, что с точки зрения закона недееспособным судом может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. В свою очередь, статус «ограниченно дееспособный» может получить человек, который, к примеру, злоупотребляет спиртным или наркотиками, и тем самым ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

При этом как ограниченно дееспособные, так и недееспособные граждане сохраняют за собой так называемую правоспособность.

То есть они, как и другие люди, могут владеть имуществом на праве собственности, наследовать и завещать его, заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, избирать место жительства, иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Единственное отличие здесь заключается в том, что любые юридически значимые действия от имени недееспособного лица совершает опекун. А над ограниченно дееспособным гражданином устанавливается попечительство, и в силу закона ему запрещается совершать какие-либо сделки, кроме мелких бытовых, без согласия такого попечителя.

Реестр недееспособных лиц: что это и чем он будет полезен

Законопроект о создании новой электронной базы данных — реестра недееспособных и ограниченно дееспособных лиц — был внесен на рассмотрение Госдумы 19 марта. Отвечать за формирование и дальнейшую работу реестра, по задумке авторов инициативы, будет Федеральная нотариальная палата.

Новый реестр

Задача нового реестра — собрать воедино достоверную и актуальную информацию о факте признания того или иного человека недееспособным или ограниченно дееспособным и обеспечить всех заинтересованных лиц оперативным доступом к ней.

Решение о признании человека недееспособным или ограниченно дееспособным принимается исключительно судом и существенно ограничивает его в совершении юридически значимых действий, к примеру в распоряжении недвижимостью.

Статус недееспособного может получить человек, который вследствие какого-либо психического расстройства не способен осознавать смысл своих действий и предусматривать последствия решений.

Ограниченно дееспособным может быть признан человек с алкогольной или наркотической зависимостью, из-за которой он ставит своих близких родственников в трудное материальное положение.

Сегодня такие судебные решения фиксируются в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) — как дополнительные сведения о собственнике объекта недвижимости.

Однако практика показывает, что такая система учета данных о недееспособности недостаточно эффективна.

В силу специфики и в целом иного назначения ЕГРН, такой вариант регистрации данных не может гарантировать полноту и актуальность сведений, а также своевременный доступ к ним всех заинтересованных лиц.

Доступ к информации о дееспособности человека есть только у ограниченного круга лиц. К примеру, участник сделки с недвижимостью только с помощью нотариуса сможет убедиться, что вторая сторона договора дееспособна. А если сделка совершается в простой письменной форме, факт дееспособности в принципе не проверяется.

Более того, сам механизм работы этой базы несовершенен, не учитывает многих аспектов. Например, в ЕГРН информация о дееспособности ищется по объекту права (жилому дому или земельному участку), а не по человеку.

Получается, если при внесении в базу данных информации о том, что данный гражданин недееспособен, у него в собственности не было недвижимости, информация о его психическом здоровье не указывается нигде.

Плюс ко всему, в ЕГРН не вносят информацию об опекунах и попечителях, что очень важно.

Выбор Федеральной нотариальной палаты в качестве оператора нового социально значимого реестра объясняется авторами законопроекта несколькими причинами.

Во-первых, ФНП уже несколько лет обеспечивает бесперебойную работу сразу нескольких реестров, которые уже стали важными составляющими безопасности, стабильности и комфорта сделок и других правоотношений: реестр уведомлений о залоге движимого имущества, реестр отмененных доверенностей, реестр списков участников обществ с ограниченной ответственностью, реестр наследственных дел и другие.

Во-вторых, благодаря Единой информационной системе нотариата данные всех этих реестров гарантированно достоверны, актуальны и надежно защищены.

На основе сведений реестров ЕИС успешно функционируют публичные онлайн-сервисы нотариата, с помощью которых любой желающий может за пару минут совершенно бесплатно убедиться, к примеру, в залоговой чистоте приобретаемого автомобиля или в актуальности доверенности своего контрагента.

В-третьих, учитывая очень высокие требования к соблюдению нотариальной тайны, у нотариата как раз есть большой опыт в создании электронных реестров, которые надежно защищают сведения от несанкционированного доступа, при этом позволяют так или иначе получать информацию этих реестров тем, кто имеет на это право.

Полезная инициатива

Все реестры ЕИС нотариата ведутся с соблюдением требований законодательства в области персональных данных и защиты информации. Следовать этим требованиям важно в том числе и в ситуациях, когда речь идет об осуществлении доступа к данным о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным на основе судебного решения.

Назначение нотариата оператором очередного реестра не повлечет за собой новых расходов бюджетных средств. Техническую разработку и дальнейшее функционирование этого реестра, как и всех остальных реестров ФНП, будут осуществлять исключительно на средства самого нотариата.

По мнению главы ФНП Константина Корсика, создание реестра недееспособных лиц — «крайне полезная инициатива, которая направлена на повышение безопасности и стабильности гражданского оборота».

Корсик также отметил, что нотариат неоднократно доказывал способность самостоятельно создавать эффективные механизмы регистрации юридически значимых сведений. В свою очередь, Единая информационная система нотариата уже несколько лет выступает надежной базой для работы таких реестров.

Рядовым гражданам полноценный и достоверный реестр недееспособных и ограниченно дееспособных лиц поможет, прежде всего, избежать ситуаций, когда участник сделки не знал о недееспособности второй стороны договора и в результате столкнулся с оспариванием такой сделки.

Своевременно установленный факт ограничения в плане дееспособности лица позволит защитить его интересы как человека, который физически не может верно оценить суть заключаемой сделки, ее последствия для себя и своего имущества. Таким образом, нотариальный реестр недееспособных и ограниченно дееспособных лиц даст возможность повысить защиту прав граждан, снизить риски возникновения правового конфликта и оспоримости сделки.

Как защитить себя от недееспособного продавца – новый сервис от ФНП

Одним из оснований признания сделки недействительной является недееспособность или ограниченная дееспособность одной из сторон.

В такой ситуации заинтересованные лица (опекуны, попечители) могут обратиться в суд с целью отмены договора. Но покупатель не может узнать о наличии решения суда, поэтому данный метод часто используется мошенниками.

Федеральная нотариальная палата нашла выход из, казалось бы, безысходной ситуации.

Реестр недееспособных граждан

В 2020 году данный вопрос впервые был поднят Федеральной нотариальной палатой. Специалисты планируют запустить единый централизованный реестр, который будет содержать данные обо всех гражданах, лишенных дееспособности в судебном порядке.

Сервис предполагается разместить на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты РФ. Информация будет находиться в свободном доступе и предоставляться на безвозмездной основе.

Читайте также:  Комментарий 15912 к статье: заявление о государственной регистрации перехода права собственности

В настоящее время возможность выявить недееспособность продавца есть только у нотариуса. Однако далеко не все сделки обязательно должны быть заключены в нотариальной форме. Высокая стоимость нотариальных услуг является одной из основных причин, почему граждане не спешат добровольно обращаться к нотариусу.

Поэтому очередное нововведение ФНП сложно переоценить.

Зачем необходимо уточнять дееспособность продавца?

Основной проблемой при совершении сделок является отсутствие централизованной информации о лишении дееспособности. Поэтому описанная ситуация вовсе не является редкостью.

Недееспособный и ограниченно дееспособный гражданин продолжает обладать правоспособностью. Поэтому может быть владельцем любого имущества, не запрещенного к обороту.

Однако для совершения сделки потребуется согласие опекуна или попечителя владельца имущества. Отсутствие согласия ведет к оспоримости сделки.

Как показывает практика, суды принимают решение в пользу недееспособного гражданина. Имущество возвращается ему. А добросовестные покупатели получают компенсацию, которая выплачивается долгие годы из пенсии недееспособного продавца. По сути, лишаясь и имущества, и денег.

Возможности сайта ФНП

В 2020 году на сайте уже функционирует ряд приложений, которые значительно упростили жизнь рядовым гражданам.

Любой гражданин, на безвозмездной основе может воспользоваться следующими ресурсами:

Благодаря перечисленным возможностям, тысячи физических и юридических лиц смогли защитить свои права. А после введения в эксплуатацию нового сервиса, многие граждане смогут избежать неоправданных рисков.

В россии могут появиться реестры недееспособных лиц и уведомлений об отмене «электронных» доверенностей

19 марта в Госдуму внесен пакет поправок, направленных на создание в Единой информационной системе нотариата двух новых реестров: недееспособных (ограниченно дееспособных) лиц и уведомлений об отмене «электронных» доверенностей (законопроекты № 925860-7 и № 925889-7).

Реестр уведомлений об отмене «электронных» доверенностей

Так, законопроект № 925860-7 призван обеспечить возможность публикации сведений об отмене доверенностей, совершенных в электронной форме и не удостоверенных нотариально.

Как указано в пояснительной записке, ст. 189 ГК РФ обязует лицо, выдавшее доверенность, известить о ее отмене того, кому эта доверенность была выдана, а также известных ему иных лиц, для представительства перед которыми была выдана доверенность.

При этом если доверенность нотариальная, сведения о ее отмене вносятся нотариусом в реестр нотариальных действий, свободный доступ к которому при помощи Интернета может получить любое лицо.

Если доверенность совершена в простой письменной форме, сведения о ее отмене могут быть опубликованы в официальном издании, где публикуются сведения о банкротстве (согласно Распоряжению Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 1049-р таким СМИ является газета «Коммерсантъ»).

Отмечается, что от формы доверенности и, соответственно, способа публикации сведений о ее отмене зависит момент, с которого третьи лица, не извещенные до указанного в законе момента выдавшим доверенность лицом, считаются извещенными об отмене.

Так, в случае отмены нотариальной доверенности презюмируется, что информация об этом известна всем на следующий день после внесения соответствующих сведений в реестр нотариальных действий.

При отмене простой письменной доверенности третьи лица считаются извещенными по истечении месяца со дня публикации таких сведений в соответствующем СМИ.

Однако, как указано в пояснительной записке, такой подход не полностью учитывает потребности участников гражданского оборота, поскольку оставляет за пределами правового регулирования порядок публикации сведений об отмене доверенностей, совершенных в электронной форме и не удостоверенных нотариально, «в то время как именно они составляют большую часть всех совершаемых гражданами доверенностей». Наряду с этим существующий механизм публикации сведений об отмене доверенностей, не удостоверенных нотариально, не содержит возможности публикации соответствующей информации в электронном формате, даже в отношении доверенностей, совершенных с использованием электронных или иных технических средств.

Кроме того, разработчики полагают, что полное прекращение полномочий поверенного лишь по истечении месяца со дня публикации соответствующих сведений в печатном СМИ не соответствует потребностям цифровизации экономики. На этом основании Правительство РФ в феврале 2019 г.

приняло решение о необходимости сокращения данного срока.

Дополнительно в пояснительной записке подчеркивается, что столь долгий срок создает риски злоупотребления поверенными своими правами в период между публикацией сведений об отмене доверенности и юридическим прекращением их полномочий.

Отмечается, что отсутствие в законодательстве положений о публикации сведений об отмене доверенности, совершенной в электронной форме и не удостоверенной нотариально, создает неоправданные различия между удостоверенной и не удостоверенной нотариально доверенностями.

Разработчики проекта поправки указали, что отмена такой доверенности посредством публикации в настоящее время не востребована из-за юридических рисков использования такого механизма.

Фактически действующее регулирование стимулирует граждан и юрлиц осуществлять нотариальную отмену доверенности, даже если она не удостоверена нотариально, что влечет дополнительные расходы.

На этом основании предлагается предоставить участникам гражданского оборота возможность публиковать сведения об отмене доверенности, совершенной в форме электронного документа, в реестре уведомлений об отмене доверенностей. При этом если третьи лица не были извещены об отмене ранее, они будут считаться извещенными на следующий день после внесения сведений в указанный реестр.

Законопроект сохраняет возможность публикации сведений об отмене доверенности в печатном издании, если документ был составлен в простой письменной форме на бумаге.

Таким образом, полагают разработчики проекта, обеспечивается гибкость нормативно-правового регулирования, а также сохраняются гарантии прав граждан и юридических лиц, находящихся на территориях без доступа или с ограниченным доступом к Интернету.

В целях нормативного регулирования отношений, связанных с реестром уведомлений об отмене доверенностей, разработан законопроект № 925889-7. Предполагается, что данный реестр дополнит предусмотренные Основами законодательства о нотариате механизмы публикации в Единой информационной системе нотариата сведений об отмене доверенностей, удостоверенных нотариально.

Для предотвращения возможных злоупотреблений и обеспечения достоверности информации, вносимой в реестр уведомлений об отмене доверенностей, предусмотрено обязательное использование усиленной квалифицированной электронной подписи, которая подлежит проверке оператором ЕИС нотариата.

Кроме того, оператора предлагается наделить обязанностью обеспечить ежедневный, круглосуточный и бесплатный доступ неограниченного круга лиц к сведениям об отмененных доверенностях, совершенных в электронной форме (за исключением информации об адресах электронной почты и данных, удостоверяющих личность).

При этом разработчики исходят из того, что появление нового реестра не увеличит расходы государства, поскольку «реализация федерального закона будет осуществлена за счет средств Федеральной нотариальной палаты».

Реестр недееспособных и ограниченно дееспособных лиц

Законопроект № 925860-7 предполагает создание еще одного ресурса – реестра лиц, признанных недееспособными и ограниченных в дееспособности.

Необходимость такого реестра, по мнению разработчиков проекта, объясняется отсутствием в России информационного ресурса, содержащего сведения о лицах, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Также не предусмотрен централизованный порядок регистрации или учета таких граждан.

Как указано в пояснительной записке, такой порядок крайне необходим, поскольку потребность в оперативном установлении дееспособности лица возникает при заключении сделок, совершении значимых для брачно-семейных отношений действий и решении других вопросов.

«К сожалению, следует признать, что существующие механизмы предоставления сведений о признании граждан недееспособными и ограниченно дееспособными являются неэффективными, в том числе по причине отсутствия оперативности получения такой информации», – сообщается в документе.

Отсутствие в России такого единого информационного ресурса, полагают разработчики проекта, значительно затрудняет выяснение нотариусом дееспособности обратившихся за совершением нотариального действия лиц, что в результате создает ситуации правовой неопределенности и нестабильности общественных отношений.

«Правовая неопределенность относительно дееспособности граждан приводит, в свою очередь, к правовым конфликтам и необходимости их разрешения в судебном или ином порядке, что наиболее очевидно прослеживается на примере совершения сделок, – указано в пояснительной записке.

– Неполнота информации о дееспособности стороны правоотношения приводит к тому, что совершенные сделки и иные юридически значимые действия находятся под угрозой признания их недействительными».

Там же напоминается о загруженности судов, которая неизбежно увеличивается в связи с необходимостью установления в рамках разрешения подобных споров факта недееспособности или ограниченной дееспособности граждан, в то время как ведение реестров фактов, имеющих юридическое значение, существенно облегчает процесс доказывания, что в конечном итоге позволяет спрогнозировать исход разрешения правового конфликта, не доводя его до суда.

С учетом этого предлагается создать реестр лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, включив его в число реестров Единой информационной системы нотариата.

Как отмечается в пояснительной записке, ФНП обладает достаточными для реализации такой инициативы ресурсами и опытом ведения иных реестров.

«Наконец, на нотариуса, как гаранта законности сделки, законом возложена обязанность по проверке дееспособности сторон сделки, что делает его одним из ключевых потенциальных пользователей реестра», – привели еще один аргумент разработчики документа.

Нотариальная форма значительно повышает уровень защиты прав собственникаРоссийские нотариусы готовы брать на себя новые обязанности и осваивать их правоприменение

Как указано в финансово-экономическом обосновании к проекту, создание такого реестра также не повлечет увеличение расходов бюджета – их предлагается возложить на ФНП.

Отметим, что сразу после внесения данного законопроекта в Госдуму ФНП опубликовала на своем сайте новостной материал, в котором подтвердила готовность создать реестр недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. По мнению главы ФНП Константина Корсика, создание такого реестра – «крайне полезная инициатива, направленная на повышение безопасности и стабильности гражданского оборота».

Адвокаты оценили проекты положительно, указав при этом на аспекты, требующие доработки

Адвокат АБ «Линия права» Кирилл Коршунов в комментарии «АГ» сообщил, что в своей практике редко сталкивался с электронными доверенностями.

«Поэтому я не согласен с приведенным в пояснительной записке доводом, что доверенности в электронной форме составляют большую часть всех выдаваемых гражданами доверенностей. По моему опыту, граждане чаще всего выдают обычные нотариальные доверенности.

Тем не менее оцениваю инициативу положительно, поскольку она минимизирует риск мошенничества и злоупотреблений», – считает он.

Особенно ценно, по мнению эксперта, предложение сократить срок, в течение которого третьи лица по умолчанию считаются уведомленными об отмене электронной доверенности. «Это важно, поскольку доверенности просто так не отменяют. Скорее всего, есть основания усомниться в представителе», – пояснил Кирилл Коршунов.

Адвокат согласился с тем, что мотив внесения законопроекта логичен – «закрыть» пробел и гармонизировать регулирование. «Однако с точки зрения юридической техники я бы доработал проект. Во многих местах диспозиция норм ГК изложена путем отсылки к определенному абзацу. Это неудобно, учитывая, что в Кодексе абзацы не пронумерованы. Других минусов проекта я не вижу», – подытожил он.

Менее позитивно Кирилл Коршунов оценил создание реестра недееспособных и ограниченно дееспособных лиц.

Читайте также:  Как выполнить внесение изменений в график отпусков?

«Несмотря на то, что я положительно оцениваю этот проект, большой пользы в нем не вижу, поскольку большинству участников оборота данный ресурс будет недоступен. Доступ к реестру имеет ограниченный круг лиц.

Единственный рабочий вариант проверить дееспособность контрагента по этому реестру – провести сделку через нотариуса», – пояснил свою позицию эксперт.

Он добавил, что теоретически возможна ситуация, когда каждый из контрагентов запрашивает из реестра недееспособных подтверждение отсутствия сведений о нем самом в этом реестре и предоставляет выписку контрагенту в качестве доказательства своей дееспособности. Однако из законопроекта непонятно, могут ли граждане обращаться с запросом о выдаче сведений об отсутствии их в реестре недееспособных, подчеркнул Кирилл Коршунов.

«В пояснительной записке отмечается, что предполагается предоставить доступ к реестру не только нотариусам, но и адвокатам. Однако в тексте законопроекта адвокаты не указаны в числе лиц, имеющих доступ к реестру.

Видимо, адвокатов «зашифровали» в абстрактной категории «представители лица, признанного недееспособным».

На мой взгляд, адвокат из-за специфики деятельности и особого статуса должен иметь доступ к такому реестру без доверенности», – резюмировал эксперт.

По мнению ведущего адвоката практики разрешения споров АБ «A-PRO» Анны Долматовой, действующий механизм извещения об отмене доверенности, совершенной в простой письменной форме, выглядит бюрократичным, а порядок уведомления об отмене электронной доверенности и вовсе не урегулирован законодательством.

«Статья 189 ГК предлагает уведомлять об отмене доверенности, совершенной в простой письменной форме, путем размещения сведений об этом в официальном печатном издании, где публикуются сведения о банкротстве.

При этом срок прекращения полномочий по этой доверенности наступает только спустя 30 дней после публикации, что создает риск злоупотребления поверенным своими правами, а также возникновения судебных споров о наличии полномочий на совершение юридически значимых действий», – пояснила она.

По мнению эксперта, предлагаемые поправки в ст. 189 ГК можно оценить положительно, поскольку они позволят любому участнику гражданского оборота проверить действие отдельных «ненотариальных» доверенностей в режиме онлайн.

«Принятие законопроекта о создании реестра недееспособных граждан позволит значительно снизить риски при совершении сделок с имуществом, участниками которых являются недееспособные либо ограниченные в дееспособности лица», – считает Анна Долматова.

Такой реестр даст дополнительную возможность участникам сделок проявить должную осмотрительность и проверить правоспособность контрагента, несмотря на то что сведения будут предоставляться лицам, исчерпывающий перечень которых указан в законопроекте.

«Сегодня при совершении сделок с недвижимостью сведения о дееспособности сторон можно получить только из Единого государственного реестра недвижимости, куда вносятся сведения о недееспособности лица только в том случае, если на момент признания недееспособным лицо является собственником недвижимости.

Если зарегистрированное право собственности у такого гражданина отсутствует, то и сведения о его недееспособности в ЕГРН не включаются», – рассказала Анна Долматова.

Создание единого реестра, содержащего сведения о недееспособности в отношении конкретного лица, будет, по ее мнению, способствовать получению более актуальной информации, чем при использовании ЕГРН.

Адвокат добавила, что наделение ФНП полномочиями по созданию и ведению данного реестра существенно сэкономит время и снизит затраты на соответствующие запросы в рамках подготовки к совершению сделок.

«Например, при проверке документов по сделке, которая будет совершена в нотариальной форме, нотариусу не потребуется запрашивать сведения о дееспособности участников в ЕГРН – он сможет получить их самостоятельно в ФНП, членом которой является», – отметила Анна Долматова.

Правовые аспекты защиты прав и интересов граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными

Совершеннолетние недееспособные граждане — это специфическая категория граждан, как правило, все являются инвалидами, страдающими психическими расстройствами.

По своему состоянию здоровья они не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и интересы. Таких граждан легко обмануть и лишить их самого ценного имущества – жилья.

Недееспособные граждане могут иметь в собственности и владеть жилыми домами, квартирами, частью жилого дома или квартиры, а также комнатой, относящимися к недвижимому имуществу.

По общему правилу способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным, над ним устанавливается опека, от его имени сделки совершает опекун (ст. 29 ГК РФ).

Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическим средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, над ним устанавливается попечительство, он вправе самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки, остальные – с согласия попечителя (ст. 30 ГК РФ).

Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ от 24.04.2008 введены положения, направленные на защиту интересов граждан, признанных судом ограниченно дееспособными или недееспособными, а именно введены особенности распоряжения недвижимым имуществом, которое принадлежит данным лицам. Недвижимое имущество, им принадлежащее, может отчуждаться в следующих исключительных случаях:

  • 1) принудительного обращения взыскания по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога;
  • 2) отчуждения по договору ренты, если такой договор совершается к выгоде указанных граждан;
  • 3) отчуждения по договору мены, если такой договор совершается к выгоде указанных лиц;
  • 4) отчуждения жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащих указанным лицам, при перемене ими места жительства;
  • 5) отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы указанных лиц.

Кроме того, государством установлена дополнительная гарантия членов семьи собственника жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством заключающаяся в том, что отчуждение жилого помещения, в котором они проживают, допускается с согласия органа опеки и попечительства, если при этом затрагиваются их права или охраняемые законом интересы (п. 4 ст. 292 ГК РФ).

Весомую роль в защите имущественных прав недееспособных законодатель отводит органам, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Так, согласно ч. 1. ст. 9 Федерального закона от 13.07.

2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон), в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

Часть 3 той же статьи определяет, что в качестве дополнительных сведений в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о признании правообладателя недееспособным, ограниченно дееспособным.

Согласно требованию ч. 12 ст. 32 Закона, в порядке межведомственного информационного взаимодействия суд в срок не более чем три рабочих дня со дня вступления в силу судебного акта направляет в орган регистрации прав копию вступившего в законную силу судебного акта о признании гражданина ограниченным в дееспособности или признанным недееспособным.

В соответствии с ч 4. ст. 38 Закона при наличии у органа регистрации прав сведений о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными записи об этом вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) в срок не более трех рабочих дней с момента поступления указанных сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

С учетом изложенных положений Закона орган регистрации прав ведет учет сведений об указанных лицах.

Сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным выдаются лицам, указанным в ч. 13. ст. 62 Закона, в виде выписки из ЕГРП.

Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению (ч. 2 ст. 54 Закона)

Для защиты прав и законных прав недееспособных или ограниченно дееспособных, на государственную регистрацию, помимо предусмотренных законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним документов, необходимых для ее проведения, представляются документы, подтверждающие полномочия законных представителей недееспособных или ограниченно дееспособных; разрешение (согласие) органа опеки и попечительства, если отчуждаемое жилое помещение находится в собственности ограниченно дееспособных или недееспособных лиц; письменное согласие попечителя, если продавцом (правообладателем) или покупателем является лицо, ограниченное в дееспособности; разрешение органа опеки и попечительства на дачу попечителями согласия гражданам, признанным судом ограниченно дееспособными, на распоряжение имуществом; разрешение органа опеки и попечительства для получения разрешения на отказ от права преимущественной покупки, когда сособственником является недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин, и другие документы.

Следует отметить, что без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного в наем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного (ст. 21 ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

  1. Таким образом, имущественные права недееспособных граждан имеют серьезные законодательно закрепленные позиции и позволяют максимально исключить случаи неправомерного распоряжения недвижимым имуществом подопечного.
  2. Специалист отдела регистрации арестов Управления Росреестра по Волгоградской области Елена Лащилина
  3. Пресс-служба Управления Росреестра по Волгоградской области.
  4. Помощник руководителя Управления Росреестра по Волгоградской области,  Евгения Федяшова.
  5. Тел. 8(8442)95-66-49, 8-904-772-80-02
  6. pressa@voru.ru

Понравилась заметка? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *