Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых гуп и муп

Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУП

ФотО: Геннадий Михеев / ПГ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) настаивает, что унитарные предприятия сегодня абсолютно неэффективны и приносят региональным бюджетам одни убытки. Именно поэтому в Правительстве разработали законопроекте, в котором предлагается такие предприятия реорганизовать. Однако с этим согласны далеко не все.

В Совете Федерации призывают доработать законопроект с учётом мнения регионов. Ведь создавались унитарные предприятия при участии региональных правительств и муниципалитетов для решения прежде всего социальных задач.

О том, какие поправки подготовили ко второму чтению сенаторы в законопроект, шла речь на «круглом столе» 9 октября.

Количество подвело

На вопрос, что такое муниципальные унитарные предприятия, сможет ответить далеко не каждый. Картина становится более ясной, если вспомнить, какими видами деятельности в основном занимаются МУПы.

Это сельские аптеки, доставка продуктов в отдалённые северные районы, транспортное сообщение с небольшим пассажиропотоком, банно-прачечные услуги населению, хлебопекарни, обслуживающие дома престарелых и социальные учреждения, и многое другое, без чего невозможно прожить в российской глубинке.

Читайте по теме Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУП
Очевидно, что все эти виды деятельности, являясь крайне важными в плане социальном, не могут быть прибыльными просто по определению. Для выполнения этой нужной и неблагодарной работы и создавались МУПы, согласно принятому в 2003 году закону. Их учредителями выступали муниципалитет или правительство региона, при этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) самому предприятию не принадлежало (отсюда — унитарное), в его функции входило только управление. В законе о таких предприятиях шла речь и о ряде преференций для них.

Сегодня МУПы могут претендовать на целевое финансирование (сюда относятся дотационные отчисления, субсидирование, а также субвенции). Госзакупки они также делают по особым правилам — без конкурсов. Однако преференции — вещь заманчивая. Вот и начали расти по стране унитарные предприятия как на дрожжах.

По сравнению с 2013 годом их количество увеличилось на 40 процентов и составило 624 тысяч.

Чего греха таить, пользуясь преимуществами, отдельные руководители МУПов стремились избежать конкурсных процедур, нарушая антимонопольное законодательство.

И в ФАС, разрабатывая законопроект о реорганизации МУПов, решили рубануть с плеча — проект документа предполагает не только запрет на создание новых предприятий, но и прекращение деятельности  уже существующих.

«Такой формы собственности как МУП и ГУП больше нет нигде в мире, поскольку она давно доказала свою неэффективность. Созданные в переходный период, эти предприятия свою задачу выполнили и должны освободить место для малого и среднего бизнеса», — считает замглавы федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский.

Однако по мнению председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова, к процессу сокращения МУПов следует подходить вдумчиво. Особенно внимательно относясь к тем организациям, которые выполняют чётко выраженные социальные функции.

  • Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУП Андрей Кутепов. Пресс-служба Совета Федерации

Реорганизации поддаются не все

Андрей Кутепов обращает внимание и на то, что имеющиеся сегодня механизмы реорганизации вовсе не гарантируют, что возникшие на месте МУПов новые хозяйствующие субъекты будут работать эффективнее.

Предлагаемая процедура акционирования унитарных предприятий не выглядит панацеей. Например, процесс акционирования такого монстра, как «Почта Россия», оказался столь сложным, что потребовал отдельного закона, и это ничуть не улучшило почтовое сообщение.

То же самое можно сказать и об акционировании автобусных парков, которые в большинстве своём МУПы.

В Подмосковье сегодня все они превращаются в акционерные общества, при этом количество жалоб от пассажиров на качество перевозок не уменьшается. Они всё те же — нарушение графика движения, грязь в салоне, грубость водителей.

Сенатор Юрий Важенин опасается, что приход частников на место МУПов в транспортной сфере вызовет рост тарифов. «Можно, конечно, ломать через колено и заставить всех акционироваться.

Можно даже навязать частнику заведомо убыточные маршруты, которые сегодня выполняет МУП.

Но тогда он будет компенсировать убытки за счёт повышения тарифов на других направлениях», — полагает парламентарий.

Читайте по теме Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУП
По его мнению, очень важно, чтобы Правительством в согласовании с регионами был установлен перечень областей, куда целесообразно допускать частный бизнес. Впрочем, и без этого списка очевидно, что заниматься сельскими библиотеками или доставкой лекарств, поскольку дело это заведомо не прибыльное, бизнес не станет.

Ещё большую тревогу вызывает ситуация в коммунальной сфере, где также немало МУПов. «Передача в частные руки энергетики или теплоснабжения может обернуться катастрофой», — отмечает сенатор Алексей Кондратьев.

Он напоминает, что по закону о местном самоуправлении за тепло в домах отвечает глава муниципалитета.

«Если на месте подотчётных мэрии МУПов возникнет частная компания, то возникает вопрос, кто будет отвечать за тепло в домах граждан, за электроснабжение больниц и детсадов», — поделился сомнениями законодатель.

С ним согласна и сенатор Ирина Рукавишникова. «Процесс реорганизации МУПов не может происходить без участия регионов, и это должно быть обязательно отражено в законе. В конце концов с мест виднее, в каких областях в регионе может работать частный бизнес, а в какие предпринимателей не заманишь», — отметила она.

Граждане не должны проиграть

«В поправках к законопроекту нужно руководствоваться основным принципом: с уходом МУПов граждане не должны проиграть», — считает полномочный представитель Правительства в Совете Федерации Андрей Яцкин. Очевидно, что для решения этой задачи в подготовке поправок ко второму чтению законопроекта потребуются компромиссные решения. Некоторые из таковых уже приняты.

В конце концов с мест виднее, в каких областях в регионе может работать частный бизнес, а в какие предпринимателей не заманишь.

Так, замглавы федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский сообщил, что МУПы не будут реорганизовывать в районах Крайнего Севера, в сфере культуры (сельские дома культуры, библиотеки и т.д.), а также в ряде областей, где невозможно организовать конкурентную среду.

На реорганизацию МУПов (в частности, на постановку на кадастровый учёт земельных участков) регионы получат деньги из бюджета. Кроме того, сроки самой реорганизации унитарных предприятий, согласно поправкам Правительства, внесённым после первого чтения документа в Госдуме, продлеваются до 1 января 2023 года.

Вместе с тем полного взаимопонимания в отношении МУПов между Правительством и сенаторами пока нет. «В поисках диалога мы будем работать и дальше», — подчеркнул сенатор Андрей Кутепов.

Закон о ликвидации МУПов до 2021 года

Проект № 554026-7 – это новый закон о ликвидации МУПов,начиная с 2021 и вплоть до 2025 года. Он был окончательно одобрен Госдумой в 3 чтении. Однако законопроект вызвал опасения экспертов, увидевших в инициативе правительства буквально разрешение на приватизацию госимущества.

Почему решили ликвидировать предприятия

Прежде чем разбираться в причинах и следствиях правительственной инициативы, стоит уточнить некоторые характерные особенности МУПов:

  1. У предприятий отсутствует собственное имущество. Оно предоставляется государством или муниципальными властями. Из-за этого появляется и разница в аббревиатурах.
  2. Предприятия не обязаны предоставлять финансовую отчетность государству. Соответственно отсутствует стабильный контроль над их деятельностью.
  3. МУПы имеют право на монополию и находятся вне юрисдикции антимонопольной службы.
  4. Основные источники дохода – государственные дотации и аренда госимущества.

Эти преимущества даются для государственного контроля над ценами на бытовые и хозяйственные услуги, ЖКХ. Также теоретически такая система должна упрощать работу региональных СМИ, пассажироперевозки, защиту экологии, обеспечение развития культуры и спорта.

Но складывается ситуация, в которой большая часть МУПов глубоко убыточна. При этом предприятиям такое положение выгодно благодаря финансовой помощи из бюджета. Если они продемонстрируют эффективное руководство и успешную деятельность, дотации прекратятся. Кроме того, являясь монополистами, они не допускают появления конкуренции в своей сфере.

Это и стало причиной появления закона о ликвидации МУПов до 2021 года. Изначально с инициативой выступил президент. В дальнейшем ее активно поддержало Министерство финансов, согласившись с необходимостью реформы и оптимизации трат из бюджета страны.

Реакция общественности

На удивлении после первого оглашения в 2018 году законопроект о ликвидации МУП и ГУП до 2021 года оказался практически не освещен в прессе. Тем не менее он вызвал неоднозначную реакцию. Многие эксперты сравнивают инициативу с разрешением на приватизацию госимущества.

Важно! Они опасаются, что новые владельцы предприятий в попытках решить проблему убыточности просто поднимут цены для конечного потребителя.

Даже в правительстве согласились с этими доводами. Так Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко потребовала внесения уточнений. В частности, благодаря ее действиям срок введения нового закона был перенесен с 2019 на 2021 год. Полностью изменения вступят в силу только в 2025 году.

Инициаторы реформы считают, что роста цен и негативных последствий не произойдет благодаря здоровой конкуренции и действиям контролирующих органов. Также Минфин уточняет, что непосредственно полной ликвидации МУПов до 2021 и даже до 2025 года не будет. Этот процесс стоит рассматривать скорее как попытку реорганизации текущей системы предоставления услуг населению.

Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУП

Порядок преобразований

Основное нововведение – запрет на образование новых МУП или ГУП. При этом продолжат свою деятельность предприятия в сферах:

  • обороны и госбезопасности;
  • естественной монополии государства;
  • жизнеобеспечения в районах Крайнего Севера;
  • культуры и искусства;
  • обращения с радиоактивными отходами.

У губернаторов также будет право сохранять мупы, если они жизненно необходимы для региона. При этом каждое подобное решение должно быть подтверждено фактическими доказательствами незаменимости предприятия.

Основную цель реформы указал член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Александр Козловский. По его словам, правительство пытается через ликвидацию МУП сократить степень своего влияния на экономику и стимулировать развитие бизнеса, что и определяет первые шаги реформы, которые должны завершиться до 2021 года:

  1. Провести полную инвентаризацию имущества. Во многих предприятиях такой учет не ведется в принципе.
  2. Подготовить бухгалтерскую документацию. После проведения аудита будет собрана более точная статистика и определен бухбаланс.
  3. Подготовиться к преобразованию в акционерные общества.

По итогам к 2025 году большая часть МУП и ГУП превратятся в АО и ЗАО. Они потеряют часть господдержки и будут вынуждены работать в соответствии с требованиями рыночной экономики и под более тщательным контролем.

Читайте также:  Лицензия на продажу алкоголя в 2019 году

Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУП

Александр Козловский

Пока остаются непонятными детали реформы. В частности, неясно, как будут распределяться акции новых обществ, ведь это обязанность главного учредителя, в данном случае — правительства РФ. Непонятно, как реформа скажется на рабочих местах. Скорее всего в ближайшие годы грядет череда увольнений с целью оптимизации рабочего процесса.

Наиболее вероятно, что в реформу будут вноситься поправки отдельными приказами. Соответственно окончательную форму изменений можно будет увидеть позже, когда процесс реорганизации начнет воплощаться.

(1

Почему МУПы и ГУПы не умирают и не сдаются

Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУП

Андрей Гордеев / Ведомости

Инициированный правительством и поддержанный президентом законопроект о запрете создания новых унитарных предприятий с 2019 г. и их преобразовании в акционерные общества к 2021 г.

вызвал небывалое сопротивление самых разных сил – от членов Совета Федерации, пообещавших отклонить принятый пока только в первом чтении законопроект как антиконституционный, до главного правового управления администрации президента, направившего отрицательный отзыв, и, конечно, самих МУПов и ГУПов.

Унитарные предприятия – государственные и муниципальные – это, по сути, советское еще наследие, органы власти создают их для исполнения отдельных своих функций, от услуг ЖКХ до телерадиовещания.

Это, как правило, громоздкие и непрозрачные структуры, часто с очень низкой производительностью труда и высокими затратами на производство товаров и услуг. Они действуют и на конкурентных рынках, но за счет доступа к административному ресурсу и бюджетному финансированию конкуренцию убивают.

Акционирование позволит повысить прозрачность и эффективность таких предприятий, сократит пространство для коррупции и злоупотреблений.

Плану избавиться от ГУПов и МУПов уже много лет. В декабре 2017 г. президент утвердил разработанный ФАС план – по развитию конкуренции и направленный на сокращение доли государства в экономике. В сфере ЖКУ, например, доля ГУПов и МУПов, занимающихся тепло- и водоснабжением, должна в 2020 г.

сократиться до 10% от уровня 2016 г., когда численность унитарных предприятий, по данным ФАС, достигла максимума – 23 200. Но этот план, считает заместитель гендиректора «Трансперенси интернешнл – Р» Илья Шуманов, регионами, по сути, саботируется.

По данным ФНС, число унитарных предприятий за последние пять лет выросло почти вдвое.

Мощное сопротивление неудивительно: унитарные предприятия – это часто очень большие деньги и мало контроля.

В регионах ГУПы и МУПы, генерирующие большую выручку, нередко выполняют роль кормушек для местных элит, служа черными кассами или источником дополнительного незаконного заработка, говорит Шуманов.

Кроме того, в нарушение законодательства руководители ГУПов и МУПов часто занимаются частным бизнесом – в 2017 г. «Трансперенси» проверила около 9000 унитарных предприятий и выявила 568 таких нарушений.

Законопроект нацелен на перераспределение админресурса, говорит председатель экспертного совета фонда «Хамовники» Симон Кордонский: бизнес и чиновники возвращают деньги из-за границы, которые некуда пристроить, инфраструктура, в том числе коммунальная, – интересный ресурс. Это камень в огород тех чиновников, кто привык кормиться с бюджетов, но к формированию нового рынка закон не приведет, считает Кордонский.-

Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУП

Госдума приняла законопроект о ликвидации ГУПов и МУПов в I чтении

Москва, 11 декабря 2018, 14:07 — REGNUM Правительственный законопроект, направленный на ликвидацию государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП) в РФ, Госдума приняла в первом чтении, передает корреспондент ИА REGNUM 11 декабря.

Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУП

Государственная Дума

Дарья Антонова © ИА REGNUM

Речь идет о запрете создания унитарных предприятий с госучастием с 2019 года. При этом существующие ГУП и МУП также должны быть ликвидированы к 1 января 2021 года.

Однако такие нормы не коснутся предприятий, которые были созданы по специальному закону, акту или распоряжению президента или правительства. Исключением будут также предприятия, которые работают для достижения целей национальной безопасности и обороны.

Такие изменения необходимы в связи с тем, что конкуренция между существующими ГУПами и МУПами слишком высока, отмечали в правительстве.

Ранее депутаты по предложению спикера Госдумы Вячеслава Володина перенесли рассмотрение законопроекта в связи с тем, что правительство не предоставило материалы о проведенной антикоррупционной экспертизе в профильный комитет.

Как отметили члены профильного комитета Госдумы по экономполитике, такие документы поступили в комитет и были рассмотрены.

Кроме того, депутаты также провели широкие парламентские слушания на эту тему с участием главы Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым, в ходе которых были обсуждены основные проблемы законопроекта.

Так, в частности, законопроект предусматривает переходный период, в течение которого унитарные предприятия, которые осуществляют деятельность на конкурентных рынках, подлежат реорганизации или ликвидации. По предложению правительства и ФАС, этот период составляет два года.

«Органами управления имуществом должна быть проведена оценка деятельности этих предприятий и принять решение об их реорганизации, как мы представляем, если это сектор социальный и не связан с извлечением прибыли, это бюджетные учреждения.

А если это конкурентный рынок, где задача предприятия — получение прибыли, то это акционерные общества.

В случае, если конкуренция на рынке отсутствует, это унитарное предприятие может продолжить осуществление деятельности, однако нового предприятия на этом рынке не появится», — пояснил в ходе пленарного заседания замруководителя ФАС Сергей Пузыревский.

Между тем депутаты Госдумы в ходе пленарного заседания высказали опасение, что принятый закон приведет к тому, что большинство ГУП и МУП будут ликвидированы, а на их место никто не придет.

«Законопроект пока не учитывает негативные последствия ликвидации унитарных предприятия социально-значимых рынков, на которых отсутствуют частные хозяйствующие субъекты. Такие рынки не ограничиваются сферами обеспечения обороны, безопасности и естественных монополий.

Например, в производстве и реализации лекарств и медицинских изделий, доставки продуктов питания в труднодоступные местности, обращение с твердыми коммунальными отходами, бытовое обслуживание и другие сферы», — отметил член профильного комитета Госдумы Александр Козловский («Единая Россия»).

В ответ на опасение депутатов Пузыревский предложил ко второму чтению законопроекта рассмотреть возможность увеличение переходного периода или введения дополнительных мер, которые помогут сделать ликвидацию ГУП и МУП максимально безболезненной.

Читайте развитие сюжета: Госдума может 10 декабря обсудить ликвидацию МУПов и ГУПов

В гд обсудили введение запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий

Предлагается сократить количество существующих и ограничить создание новых ГУП и МУП

В своем выступлении руководитель
Федеральной антимонопольной службы России Игорь
Артемьев отметил, что по мнению ведомства, именно участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности
оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. 

Заместитель
Председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному
развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов отметил, что к законопроекту надо подходить, основываясь на статистических и аналитических данных всех рынков, где действуют унитарные предприятия. «Мы должны четко понимать, где есть бизнес, готовый
заместить унитарное предприятие на рынке, а где эта ниша свободна», — отметил
парламентарий.

«Мы ни в коем случае не должны попасть в ситуацию, когда унитарное предприятие разрушено, а рынок оказался
неконкурентным или предприятие оказалось недобросовестным», — сказал он, добавив, что принятие
законопроекта должно проходить поэтапно.

Депутат
также считает, что необходимо обеспечить в документе приоритеты развития
социальной сферы через социальное предпринимательство. Это все еще новая для
России отрасль экономики, но тем не менее она активно развивается и вовлекает
все большее число стейкхолдеров, сказал он.

За последние 10 лет по экспертным оценкам
число социальных предпринимателей стало составлять порядка 1% от числа представителей малого и среднего бизнеса (МСП). «Важно
увеличивать долю присутствия негосударственных организаций на рынке социальных
услуг.

В том числе за счет квотирования МСП и некоммерческих организаций по предоставлению социальных
услуг. Как это уже реализовано, например, по квотированию доли закупок малого
бизнеса у госкорпораций.

Более того, я предлагаю даже задать планку –
постепенное увеличение доли присутствия негосударственных организаций на рынке
социальных услуг до 50% к 2024 году», — привел в пример аналогичную ситуацию по квотированию Дмитрий Сазонов.

Комитет по охране здоровья предлагает исключить из законопроекта унитарные предприятия, осуществляющие фармацевтическую деятельность (аптечные организации), рассказала член Комитета Татьяна Соломатина. 

«Мы настаиваем на этом, по крайней мере, на ближайшие пять лет. Потому что мы должны предложить условия, чтобы не допустить недовольства наших граждан», — сообщила депутат.

По ее словам, в Томской области, которую она представляет в ГД, унитарные предприятия «ни одной копейки из бюджета не имеют», они расположены в труднодоступных удаленных поселениях, где расстояние между населенными пунктами 100 км и более. «Это северные территории, где весной и осенью есть проблемы с транспортной доступностью. Бизнес туда никогда не пойдет, потому что экономически это совершенно не выгодно», – сказала она. 

Кроме того, «регионы разные, везде существует разная потребность, и на сегодняшний день только унитарные государственные и муниципальные предприятия позволяют сдерживать цены», — добавила член Комитета. 

По данным Татьяны Соломатиной, в субъектах РФ сейчас идет инвентаризация ГУП и МУП, и «нельзя допустить возникновения социальной напряженности в результате их ликвидации, которую предполагает законопроект, представленный ФАС». 

Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев считает необходимым сформировать на уровне Правительства дорожную карту по разработке законодательства об акционировании унитарных предприятий. По его мнению, «если она выполнена, то значит этот закон может работать в полную силу».

Глава Комитета также полагает, что в рамках реформы в сфере ГУПов и МУПов нужно дать возможность регионам по согласованию с ФАС сформировать перечень стратегических унитарных предприятий регионального значения, которые должны быть сохранены. 

Парламентарий видит риски в представленном законопроекте и считает, что он должен быть доработан.

Госучреждения снова оптимизируют

Правительство Петербурга должно до 1 января провести инвентаризацию подведомственных городу бюджетных учреждений с целью их оптимизации. По данным «Ъ», в городе существует около 2,8 тыс. бюджетных организаций.

По словам советника врио губернатора Евгения Елина, около 150 из них подлежат строгой оценке, поскольку они лежат «тяжелым грузом на расходах бюджета». По оценке вице-губернатора Михаила Мокрецова, на государственные бюджетные учреждения расходуется как минимум треть городского бюджета.

Аналитики обращают внимание, что попытки оптимизировать количество госучреждений ведутся уже более четверти века, но, как правило, заканчиваются они всегда увеличением численности работников этих организаций.

Вчера врио губернатора Александр Беглов предложил членам правительства «начать экономить с себя», говоря о том, что в комитетах Петербурга существует избыточная система ГУПов и МУПов. «Вы мне постоянно присылаете (предложения.— «Ъ») увеличить (штат учреждения.

«Ъ») на двенадцать, на восемь, на десять человек»,— сетовал он, после чего предложил провести оптимизацию, которая, по мнению врио, должна «повысить производительность труда».

«Меньшим количеством исполнителей — к лучшему качеству!»— призвал он, подчеркнув, что такой шаг позволил бы повысить зарплату чиновников.

Читайте также:  Договор дарения между юридическими лицами

В Петербурге насчитывается 2561 бюджетное учреждение, 145 казенных и 14 автономных, сообщил «Ъ» советник врио губернатора Евгений Елин. Около 2,5 тыс. из них не подвергаются оптимизации, так как предоставляют услуги для населения, говорит он.

Как пояснили в комитете имущественных отношений, бюджетные учреждения — это все организации, имеющие организационно-правовую форму ГБУ, в том числе школы и больницы. Для любого ГБУ, поясняет источник «Ъ», ежегодно формируется госзадание, которое определяет объем работ и услуг, которые должно осуществить учреждение за бюджетные субсидии.

Госзадания ГБУ выдает профильный комитет, подчеркивает собеседник «Ъ». По словам господина Елина, в первую очередь проверка коснется «целого ряда административно-управленческих звеньев» и госучреждений, занимающихся «поддержкой предпринимательства».

Сократить могут госучреждения, которые занимаются квазиуправленческими обязанностями в комитетах, говорит источник «Ъ» в правительстве, приводя в пример подведомственное комитету по строительству ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции».

В целом, отмечает источник «Ъ», финансирование на содержание ГБУ составило около 246 млрд рублей (43% городского бюджета) в 2018 году. Работу организаций необходимо классифицировать по их функциям и задачам, а также сопоставить результаты их деятельности с расходами на содержание, считает господин Елин.

Помощь в организации этой работы господину Елину предложил вице-губернатор Игорь Албин. «Я готов подготовить поручение, чтобы совместно с Евгением Елиным и коллегами поработать над мобилизацией доходов и повышением качества бюджетных расходов»,— сообщил он в ходе заседания правительства господину Беглову.

Он отметил, что необходимо проанализировать функции и задачи органов исполнительной власти Петербурга, сопоставив их с федеральным законодательством, законом о разграничении полномочий между уровнями власти и уставом Петербурга. «Мы найдем избыточные, надуманные, дублируемые функции органов власти.

Исходя из такого анализа можно предлагать новую структуру управления»,— считает господин Албин. Говоря о том, численность каких ГУПов можно сократить, господин Албин усомнился, что кандидаты на сокращение есть в курируемом им блоке. «В блоке жизнеобеспечения многие предприятия — это монополисты, там есть чем заниматься.

Это и ГУП «ТЭК», и «Водоканал», и «Ленсвет», и «Петербургский метрополитен». Здесь, наверное, требуется не сокращение, а оптимизация и повышение эффективности управления»,— говорит он.

Петербургские государственные унитарные предприятия и госучреждения часто подвергаются критике за неэффективность и непрозрачность работы уже не первый год.

Руководитель УК «Мультимекс» Андрей Пригульный подсчитал, что за последние пять лет количество ГУПов и МУПов в стране в целом выросло на 65%. «При этом ГУПы и МУПы работают во всех отраслях, в том числе не только в тех, которые стратегически важны для страны, но, например, существует множество ГУП-аптек, работающих на конкурентных рынках.

Уже много раз выходили законопроекты, призванные упразднить ГУПы и МУПы или сократить их число в стране хотя бы до 10 тыс., но пока что их с каждым годом все больше, а не меньше.

При этом основные предпосылки для их ликвидации заключаются в том, что такие учреждения зачастую не ведут никакой профильной деятельности, кроме сдачи имущества в аренду, или негативно влияют на локальные рынки, становясь местными монополистами»,— говорит он.

Мария Карпенко,

Яна Войцеховская

Полную версию читайте на spb.kommersant.ru

Путин подписал закон о ликвидации ГУПов и МУПов, который может, по мнению КПРФ, привести к неконтро

Что такое ФГУПы, ГУПы и МУПы

ГУПы и МУПы создавались в соответствии с ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

ФГУПы, ГУПы и МУПы относятся к юридическим лицам. Отличие от других юридических лиц в том, что учредителем может быть только Российская Федерация (государство), субъект или муниципальное образование.

По закону унитарные предприятия считаются коммерческими организациями, поскольку подразумевается, что они должны приносить прибыль своему собственнику. Но собственником в этом случае может быть только государство. Кроме того, унитарному предприятию ничего не принадлежит — оно только пользуется госимуществом.

  • По словам руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева, это наше советское изобретение, которое вы нигде не найдете больше такой формы.
  • Именно его ведомство разработало законопроект о реформе по указу президента Владимира Путина.
  • Со слов доцента кафедры экономики и управления Костромского государственного университета Евгения Орлова, эти предприятия по такому принципу существовали еще в СССР.

По его словам, в 30-е и 40-е годы их просто не называли унитарными предприятиями. Такая форма появилась в связи с изменениями законодательства в начале 90-х годов.

  1. По сути, современные унитарные предприятия — это те же самые советские предприятия, которым не принадлежало имущество и которые за него не отчитывались, считает Орлов.
  2. Почему их хотят запретить
  3. У федеральных властей накопилась масса претензий к унитарным предприятиям.
  4. Почти все ЖКХ, половина транспортных услуг, все, что касается быта и среды обитания, — все это построено на деятельности этих «замечательных» двуличных предприятий, утверждает Артемьев.

ФАС считает, что унитарные предприятия неэффективно используют госимущество, иногда просто сдают его в аренду. Кроме того, по мнению ФАС, они оказывают наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.

Часто учредители ГУПов и МУПов обходят жесткий закон о контрактной системе в госзакупках, по которым закупаются госведомства, и отдают субсидии своим унитарным предприятиям. А те приобретают товары и услуги для заказчиков уже по другому, более мягкому закону, по которому закупаются госкомпании.

В 2017 году «Трансперенси интернешнл — Россия» проверила руководителей почти 9 тысяч унитарных предприятий и обнаружила, что в 568 случаях их руководители в обход закона одновременно занимались частным бизнесом, например такие, как ГУП «Московская социальная гарантия», созданная покойным Ю.М.Лужковым для отъема собственности одиноких пенсионеров.

  • Кроме того, производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем в компаниях других типов, считает замруководителя ФАС Сергей Пузыревский.
  • «Запрет деятельности унитарных предприятий будет действовать только на конкурентных рынках, что позволит избежать ликвидации ГУП и МУП на социально значимых рынках, на которых отсутствуют частные хозяйствующие субъекты», – пояснил депутат, член думского комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Александр Козловский (цитата – сайт Госдумы).
  • Что предлагается в законе
  • 13 декабря Госдума в третьем, итоговом чтении приняла закон, фактически упраздняющий в России такой вид юридических лиц, как ГУПы (государственные унитарные предприятия) и МУПы (муниципальные унитарные предприятия).
  • Согласно этому закону, запрещается создание новых государственных унитарных предприятий (ГУП) и муниципальных унитарных предприятий (МУП) на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции.
  • Исключением являются предприятия, созданные актами президента или правительства, а также для обеспечения деятельности Минобороны, ФСБ, ФСО, МЧС, Росгвардии, МВД, СВР и других федеральных ведомств.
  • До 2021 года — унитарные предприятия будут преобразованы в акционерные общества или в бюджетные учреждения.
  • Также Правительство хочет запретить создание новых унитарных предприятий, то есть к 2021 году — закрыть либо реорганизовать существующие на конкурентных рынках.

Почти все существующие в России ГУПы и МУПы будут ликвидированы к 1 января 2025 года. Осталось лишь несколько исключений, когда такие предприятия могут существовать.

  1. Не трогать предлагается естественные монополии, компании в сфере обороны и безопасности, а также предприятия, по которым есть особые федеральные законы или решения президента или премьер-министра.
  2. При подготовке к акционированию любого ФГУПа, ГУПа и МУПа предприятие должно пройти инвентаризацию, а аудиторы должны проверить весь бухгалтерский баланс компании, пояснил Ярослав Кулик из Art de Lex.
  3. По утверждению замдиректора «Трансперенси интернешнл — Россия» Ильи Шуманова
  4. акционирование позволит более эффективно и прозрачно использовать ресурсы, поскольку у акционерных обществ по закону должны быть советы директоров, публичная отчетность.
  5. Таким образом, цель нововведения — минимизировать участие государства в экономике страны и уменьшить расходы казны на содержание убыточных предприятий.
  6. Оптимизация бюджета продолжается
  7. На 1 января 2018 года в России было зарегистрировано более 18,5 тысяч государственных и муниципальных унитарных предприятий, где трудились сотни тысяч человек — они являются серьёзной частью экономики.

Политика на снижение роли унитарных предприятий в экономике идет в России уже некоторое время. Если на 1 января 2018 года таких организаций было 18,5 тысяч, то ранее, в 2016 году — 23 тысячи. Итого за два года ликвидировали (реже — реорганизовали) 4,5 тысячи таких организаций.

Так, самое известное в России унитарное предприятие — ФГУП «Почта России», было реорганизовано в акционерное общество с 1 октября 2019 года, единственный акционер — Правительство РФ.

В Москве например существует два наиболее известных унитарных предприятия — это ГУП «Московский метрополитен» и ГУП «Мосгортранс». Понятно, что они не просто будут ликвидированы, а реорганизованы в коммерческие организации.

Новый закон предусматривает несколько случаев, когда существование ГУПов и МУПов будет сохранено, а именно: в районах Крайнего Севера, для обеспечения обороны и госбезопасности, в сферах естественных монополий и в некоторых других обстоятельствах.

То есть, унитарные предприятия можно будет создавать для обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к ним, а также для осуществления деятельности в сферах естественных монополий, культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей, обращения с радиоактивными отходами и осуществления деятельности за границей.

Муниципальные предприятия будут сохранены в регионах по решению губернатора региона. Но только те, которые крайне необходимы региону — другие не разрешат.

Правительство России по мотивированному преставлению главы региона получит право решать вопрос создания или сохранения унитарного предприятия, в случае если это необходимо для устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы жизнедеятельности региона. На рынках, которые находятся в условиях конкуренции, деятельность всех унитарных предприятий должна соответствовать устанавливаемым требованиям, а выдержка от иной коммерческой деятельности не должна превышать 10% от совокупной выручки за год.

  • Те предприятия, в отношении которых не приняты или не исполнены решения о ликвидации или реорганизации до 2025 года, подлежат ликвидации в судебном порядке по иску Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
  • Некоторые из унитарных предприятий будут реорганизованы государством в ООО или АО — в первую очередь это ресурсоснабжающие организации и социально-значимые объекты, часть из которых до сих пор работает в форме унитарных предприятий.
  • То есть, где раньше были ГУПы и МУПы, должны возникнуть предприятия частного бизнеса для здоровой конкуренции.
  • Закон о приватизации ГУПов и МУПов ударит по россиянам
Читайте также:  Образец договора фрахтования транспортного средства

Долгое время государство контролировало ФГУПы, ГУПы и МУПы.

Но после того как подписан закон, благодаря которому были упрощены нормы госзакупок для унитарных предприятий, средства из бюджета России перестали привлекаться для осуществления данного процесса.

Это должно было сделать такие предприятия конкурентоспособными. Но после принятия таких законов государство перестало получать прибыль, и именно поэтому данные предприятия будут ликвидированы.

Именно поэтому, с точки зрения властей, было несколько причин ликвидации ФГУПов, ГУПов и МУПов:

1. Низкая эффективность деятельности таких предприятий;

2. Плохие условия, в которых содержатся ГУПы и МУПы. Многие владельцы попросту сдают строения для того, чтоб зарабатывать на аренде, а не ведут деятельность, положенную данной организации собственности;

3. Ухудшают конкурентную ситуацию на территории государства.

К чему приведёт принудительная ликвидация?

Представители КПРФ например считают, что пока государственная машина находится в руках капиталистов, основная налоговая нагрузка будет ложится на плечи миллионов трудящихся, а вся законодательная база формироваться и корректироваться в интересах буржуазии.

Последние годы, по мнению КПРФ, мы отчетливо видим, как капитал наступает на права работающих, сокращая и упраздняя социальные гарантии, которые они завоевали в начале 20 века, как подбивается ТК РФ в угоду работодателя.

Это необратимая тенденция, причина которой таится в самой сути капиталистической системы и переломить ее можно только поменяв социально-экономическую формацию.

Иначе многомиллионный рабочий класс, угнетаемый кучкой эксплуататоров будет нищать, а кризисы перепроизводства и межимпериалистические разборки по дележу рынков сбыта ввергнут нас в мировую войну с непредсказуемыми последствиями.

  1. Как заявил депутат Госдумы Николай Коломейцев (КПРФ), «Закон носит коррупционный характер… Учитывая, что это национальная безопасность, чтобы еще раз проверили на антикоррупционные вопросы, потому что кому-то хочется погреться возле остатков еще сохранившейся собственности и, с моей точки зрения, нанести ущерб государству»…
  2. По мнению парламентария, закон нарушает Конституцию РФ в части равной защиты всех форм собственности.
  3. Кроме того, указал депутат, при обсуждении во втором чтении принята поправка, которая изменила концепцию и в принципе лишает возможности подать иск в арбитражный суд даже на неправомерное решение ФАС.

«В-третьих, вот внимательно послушайте, 7 миллионов юридических лиц в нашей стране. ФГУП и ГУП у нас 16 тыс. 867… Скажите, пожалуйста, зачем для 16 тыс. предприятий принимать закон?» — рассуждает Коломейцев.

КПРФ считает, что Путин подписал закон о ликвидации ГУПов и МУПов, который может привести к неконтролируемому росту тарифов.

По их мнению, подписанный президентом закон означает окончательный уход государства из сферы ЖКХ и передачу его в частные руки с непредсказуемыми последствиями для граждан.

Как считают в КПРФ, сегодня ГУПы и МУПы являются последним барьером на пути бесконтрольного повышения тарифов на свет, воду, газ и тепло. Когда Николай Платошкин проводил избирательную компанию в Хабаровском крае и посещал глубинку, то к нему подходили жители и говорили, что котельные переданы в частное управление, а тарифы ЖКХ сравнялись с пенсиями!

Сегодня вся экономика России состоит из громадного количества посреднических фирм, которые являются кормушками для чиновников, состоящих на госслужбе. Сюда можно отнести и страховые медицинские компании, и строительные фирмы, где между заказчиком и непосредственным исполнителем, порой стоит до 10 посредников!

У чиновников подрастают дети и внуки, заводятся новые любовники и любовницы, и все хотят кушать черную икру, ничего при этом не делая. И можно не сомневаться, что вместо ГУПов и МУПов скоро появятся многочисленные фирмы-прокладки, возглавляемые сынками и внуками губернаторов и депутатов… А нам опять повысят НДФЛ до 16% и пенсионный возраст до 67 лет!

Таким образом, КПРФ выступила категорически против передачи остатков госсобственности в частные руки.

Источник: Оpenmedia

Депутаты Мосгордумы предложили сократить расходы на благоустройство

2020-04-07T18:21

2020-04-07T18:28

https://realty.ria.ru/20200407/1569710386.html

Депутаты Мосгордумы предложили сократить расходы на благоустройство

https://cdn22.img.ria.ru/images/155635/38/1556353877_0:242:2986:1922_1036x0_80_0_0_6949830296066e64906b8c33e58e9ef6.jpg

Недвижимость РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png

Недвижимость РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png

МОСКВА, 7 апр – РИА Новости. Депутатское объединение «Моя Москва» в Мосгордуме выступило с рядом инициатив, направленных на смягчение экономических последствий пандемии COVID-19 для жителей города и столичного бизнеса, для реализации данных мер депутаты предлагают перераспределить расходную часть бюджета Москвы, сообщает пресс-служба столичного парламента.

«Постоянное депутатское объединение «Моя Москва» в Мосгордуме при участии депутата столичного парламента Андрея Медведева подготовило перечень мер поддержки граждан, в том числе предпринимателей, в условиях ограничений, введенных в городе в связи с распространением коронавирусной инфекции. Депутаты направили свои предложения Мэру Москвы Сергею Собянину», — говорится в сообщении.

«Мы предлагаем ряд незамедлительных мер поддержки по снижению негативного влияния кризиса и компенсации издержек, которые несет предприятие вне зависимости от объемов деятельности – заработной платы и начислений на нее, имущественных и земельных налогов, арендной платы, процентов и платежей по банковским кредитам», — сказала председатель комиссии МГД по градостроительству, госсобственности и землепользованию, руководитель объединения «Моя Москва» Елена Николаева.

Она отметила, что депутаты считают возможным с учетом сложившейся ситуации внести изменения в бюджет города Москвы.

«Предлагаем оптимизировать расходную часть бюджета путем перераспределения и сокращения отдельных видов бюджетных расходов, включая часть расходов на благоустройство, на некоторые мероприятия развлекательного характера, спортивные и иные мероприятия, не затрагивающие основные процессы жизнеобеспечения города», — сообщила Николаева.

Она также отметила, что источником финансирования мер поддержки могут быть также еще не законтрактованные расходы и резервный фонд, частичное сокращение расходов на содержание государственного аппарата. «Сокращение расходов не должно затрагивать социальный блок бюджета, связанный с реализацией публичных обязательств», — подчеркнула Николаева.

Отмечается, что среди предлагаемых депутатами мер введение контроля практики «кредитных каникул» и запрет блокировать банковские операции граждан и ИП до 1 июля.

Также предлагается ослабление контрольной нагрузки на бизнес: особый режим проверок (вплоть до их запрета в отдельных случаях), мораторий на признание банкротств, продление сроков предоставления отчетности, облегчение налогового бремени, субсидирование отдельных видов расходов предприятий, финансово-монетарные меры, затрагивающие кредитные ставки и государственные гарантии, а также поддержка высокотехнологичных отраслей.

До 2025 года ликвидируют сотню курганских МУПов и ГУПов

В Курганской области к 2025 году предстоит ликвидировать более ста государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУПов и МУПов).

В Екатеринбурге МУП заплатит за плохое содержание памятника архитектуры

Согласно новому закону теперь запрещено создавать новые унитарные предприятия, а действующие должны быть преобразованы в полноценные субъекты рынка. Исключения — естественные монополии и ГУПы в области обороны и безопасности.

Кроме того, они сохранятся в сфере культуры и искусства, а также в районах Крайнего Севера, где являются единственными поставщиками коммунальных услуг. По мнению инициатора законопроекта (ФАС России), новые правила внесут прозрачность в деятельность таких организаций, повысят эффективность управления госимуществом.

Чем меньше унитарных предприятий, тем лучше состояние экономики, считают в ведомстве. Для исполнения закона установлен переходный период — 5 лет.

Как рассказала «РГ» руководитель Курганского УФАС Татьяна Соболевская, в регионе законопроект поначалу встретили в штыки. На совещании в областной Думе представители власти доказывали, что ликвидация унитарных предприятий приведет к массовой потере рабочих мест.

Сейчас унитарные предприятия находятся в тепличных условиях: им и субсидии в первую очередь, и муниципальные задания, и информация от учредителя

— Переходный период для того и дан, чтобы ГУПы и МУПы реорганизовали, перевели в другую организационно-правовую форму, не потеряв рабочие места, — поясняет Татьяна Соболевская.

— Сейчас они в тепличных условиях, получают преимущества: им и субсидии в первую очередь, и муниципальные задания, и информация от учредителя в приоритетном порядке. Между тем бюджетное финансирование и господдержка не спасают ГУПы и МУПы от банкротства.

Не секрет, что через них нередко выводятся активы, в их деятельности часты финансовые нарушения. На конкурентных рынках унитарным предприятиям делать нечего.

Всего в Курганской области 82 муниципальных и около 30 государственных унитарных предприятий. Больше всего МУПов — семь — в областном центре. Пять из них работают в сфере ЖКХ, и эффективность многих под большим вопросом.

Так, Шуховский полигон ТБО — постоянный участник споров в арбитражном суде, руководители там часто меняются. Один МУП выполняет функции управляющей компании, но деятельность его из-за долгов собственников жилья эффективной не назовешь.

А ведь ЖКХ — отрасль конкурентная.

Директор скандального уральского МУПа отделался штрафом

В УФАС приводят и такой пример. Частная медицина — тоже конкурентный рынок.

Однако, когда идет выбор компании для проведения анализов, лабораторных исследований, в закупках участвуют только бюджетные учреждения.

Частники на торги не идут, хотя негосударственные лаборатории в Зауралье есть. В других регионах медицинский бизнес активно участвует в госзакупках.

Между тем, по мнению чиновников, существование МУПов порой обусловлено совсем не экономическими причинами — скорее социальными. Скажем, в Кургане есть такие старые дома, что брать их в управление бизнес просто не желает — остается только МУП.

А в ряде сельских районов коммунальные сети обслуживает единственный МУП, других предприятий там просто нет.

В таком случае, советуют в УФАС, местные власти должны обратиться в антимонопольный орган с просьбой дать заключение о состоянии конкуренции в муниципальном образовании: если там действительно некому больше работать, то МУП не ликвидируют.

Тем не менее, как отмечают в УФАС, именно муниципалитеты первыми поддержали ликвидацию МУПов. В администрации Кургана «РГ» сообщили, что вопросами их создания, реорганизации и ликвидации занимается департамент финансов и имущества: там сейчас составляют дорожную карту грядущих изменений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *