Контрольный орган в сфере государственных закупок, перечень его полномочий и субъектов, которые он призван проверять, определен действующим законодательством в 44-ФЗ.
Кто является контрольным органом в сфере закупок?
Контрольные функции выступают важной частью государственных закупок. Они направлены на эффективное распределение бюджетных денег и формирование прозрачной системы госзакупок.
Перечень контролирующих функций содержится в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 2013 года, в котором прописана вся схема работы контролирующих инстанций и их базовые задачи.
ФЗ-44 различает несколько ступеней контроля за специалистами. Курировать государственные закупки могут не только властные инстанции, но и общественные организации и даже рядовые граждане.
Система контроля над государственными закупками является трехуровневой и предусматривает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях. Данный принцип закреплен в ст.
99 44-ФЗ, который посвящен регулированию контрольных функций в сфере заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд.
На федеральном уровне контрольные функции принадлежат:
- Федеральной антимонопольной службе (п. 1 ч. 1 ст. 99 44-ФЗ). Также данной инстанции были переданы полномочия по контролю в сфере оборонного заказа (согласно п. 2 Постановления Правительства №728 «Об определении полномочий…» от 2013 года).
- Федеральному казначейству (по пп. 2,3 ч. 1 ст. 99 ФЗ-44), которое выступает органом бюджетной системы и внутреннего контроля за финансовыми потоками (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса).
- Органам управления государственными внебюджетными фондами: ПФР, ФСС, ФОМС (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
Что касается региональных и муниципальных контролирующих инстанций, то полномочия в данном случае передаются на основании муниципальных или региональных нормативно-правовых актов.
Разновидности контроля
С точки зрения субъектов контроля различают такие виды как: ведомственный (по ст. 100 44-ФЗ), общественный (по ст. 102 44-ФЗ) и осуществляемый заказчиком (по ст. 101 44-ФЗ). Каждый из этих видов контроля имеет собственные цели и задачи.
Ведомственный контроль предполагает контроль за государственными органами и корпорациями (например, «Росатом» или «Роскосмос») в целях проверки деятельности подведомственных заказчиков.
Такой вид контроля, как мониторинг со стороны заказчика, осуществляется непосредственным инициатором закупки или организатором торгов. Он предполагает проверку и контроль поставщика, субподрядчика и соисполнителя в процессе выполнения ими государственного контракта. Заказчик вправе выполнять контрольные функции и на региональных или муниципальных уровнях проведения торгов.
Общественный контроль осуществляют общественные объединения или организации в статусе юрлица, граждане без какого-либо статуса. Они обладают весьма обширными полномочиями, включающими в свой состав: подачу запросов организаторам торгов о проведении тендера; подача жалоб о применении определенных мер воздействия к нарушителям закона; подача заявлений в суд.
Рассмотрим указанные виды контроля более подробно.
Внутренний контроль
Целью внутреннего контроля со стороны заказчика (по ст. 101 44-ФЗ) является предотвращение возможного нарушения законодательных норм со стороны подрядчиков, исполнителей и соисполнителей.
Законодательно не установлена форма такого внутреннего надзора, поэтому предпочтительный формат определяет сам заказчик. По ч. 15 ст. 95 44-ФЗ в случае обнаружения нарушений, совершенных поставщиком, заказчик обязан расторгнуть государственный контракт.
Заказчик осуществляет контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается внутренняя документация: контракты, шаблоны техзаданий и пр. Целью таких действий является максимальная автоматизация и стандартизация работы.
Общественный контроль
Главная цель общественного контроля состоит в соблюдении принципов открытости и максимальной прозрачности государственных закупок.
Надзорные мероприятия выполняются общественными объединениями, юридическими лицами и рядовыми гражданами. Они должны отслеживать соблюдение базовых принципов прозрачности и открытости госзакупок.
Их деятельность регламентируется ст. 102 44-ФЗ.
Одной из форм такого контроля являются общественные обсуждения госзакупок. Они проводятся с учетом 212-ФЗ.
Для этого используются ресурсы специализированных сайтов.
В ходе общественного контроля разрешается запрашивать у заказчика все необходимые документы, проводить мониторинг и оценку эффективности проводимых процедур.
Если были выявлены нарушения законодательства, то составляется жалоба в контролирующие инстанции и составляется обращение в суд.
Ведомственный контроль
Необходимость проведения ведомственного контроля указана ст. 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько инстанций, включая Росатом, Роскосмос и Федеральное казначейство, а также государственные или муниципальные органы.
Согласно последнему Постановлению Правительства №315 от 2017 года, контроль со стороны Федерального казначейства приостановлен до начала 2019 года. Эти полномочия переходят временно к ФАС.
В органах ведомственного контроля проверяются действия участников госзакупок по следующим параметрам:
- Соблюдаются ли ограничения и запреты.
- Насколько корректно определена и обоснована начальная максимальная цена контракта.
- Соблюдены ли требования о нормировании закупок и к обоснованию приобретения товаров и услуг.
- Принимают ли участие в закупках субъекты малого предпринимательства.
- Соблюдаются ли процессуальные требования к определению поставщиков.
Также в ходе ведомственного контроля поставщиками анализируются сведения о размере финансового обеспечения, информация об идентификационных кодах закупок, отчетность по результатам закупок.
Функции и полномочия контролирующих инстанций
Постановление Правительства №1489 от 2014 года содержит указание на функционал, которым наделена Федеральная антимонопольная служба. Она должна заниматься:
- Контролем и надзором за состоянием конкуренции на рынке, сферой закупок.
- Проведением согласования по закрытым процедурам.
- Разработкой необходимых нормативно-правовых актов.
- Общественным и финансовым контролем.
Для выполнения своих функций законодатель снабдил ФАС следующими полномочиями:
- Правом сбора сведений о контролируемых инстанциях: заказчике, уполномоченных инстанциях (управляющих), закупочных органах, специализированных организациях, операторах торгов.
- Проведением плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки могут проводиться не чаще раза в 6 месяцев. Внеплановая проверка проводится не чаще 1 раза за всю закупку и назначается на основании поступившей жалобы на действия или бездействие заказчика; информации о нарушении закупочного законодательства и прочим основаниям.
В случае поступления жалобы на заказчика ФАС может приостановить заключение госконтракта (по ч. 7 ст. 106).
В случае обнаружения нарушений уполномоченный за осуществление контрольных функций орган (согласно ч. 7 ст. 106) вправе предпринять следующие меры:
- Составить протокол об административном правонарушении.
- Выдать предписание об устранении правонарушения.
- Отменить процедуру закупки, если заказчик проигнорировал замечание.
ФАС также вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании закупки недействительной.
Полномочия прочих контролирующих инстанций содержатся в их внутреннем регламенте. В частности, они осуществляют надзор за корректным определением идентификационных кодов в рамках госзакупок, составление плана-графика и корректного оформления извещения и пр.
Таким образом, в России действует разноплановая и многоуровневая система контроля за проводимыми торгами. Ключевым контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба, которая обладает развитой сетью территориальных подразделений по всей стране.
Помимо этого, участники государственных закупок могут подвергаться общественному контролю со стороны граждан и общественных объединений.
При выявлении нарушений контролирующие инстанции могут приостановить закупку, привлечь должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов и пр.
Кто что контролирует в сфере закупок | Контур.Закупки
Цель системы закупок в государственном секторе — обеспечить прозрачность и экономное расходование бюджетных средств. Этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Поэтому госзакупки контролируются сразу несколькими органами. Кроме того, существует общественный контроль, а также контроль, который должны осуществлять сами заказчики.
Правовое регулирование
Контролю в закупках посвящена глава 5 закона 44-ФЗ. Из нее следует, что в контролирующую систему входят:
Кого и как контролируют?
Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- операторы электронных площадок;
- уполномоченные органы;
- специализированные организации.
Действия этих участников также контролируются.
Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:
- планирование процедуры;
- проведение закупки вне зависимости от способа;
- исполнение контракта или каждого его этапа;
- отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.
Проведение проверок
Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода.
Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется.
Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру.
А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.
Контроль со стороны Антимонопольной службы
ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.
В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:
Проверяемый субъект должен предоставить специалистам ФАС беспрепятственный доступ в помещение, а также выдавать по их запросам нужные документы.
При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:
- Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
- Квалификация участников и их работников.
- Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
- Репутация.
- Опыт работы.
При несогласии участника с выводами ФАС он вправе обратиться в суд для обжалования решения службы.
Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.
Контроль Федерального казначейства
На Казначейство возложена функция контролировать финансовую сторону закупок. ФК проверяет:
- Правильно ли в плане закупок отражен объем финансового обеспечения.
- Корректно ли отображается идентификационный код закупки и объем финобеспечения в плановых документах, извещении, документации, контракте и прочих документах, которые сопровождают закупку.
Наряду с Казначейством, такими же полномочиями наделены органы управления государственными внебюджетными фондами, а также региональные финансовые органы.
Контроль ведомств
Государственные органы, органы муниципальной власти и управления внебюджетными фондами, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» выполняют контрольные функции в сфере закупок. При этом они контролируют заказчиков, которые им подведомственны.
Контроль общественности
Контроль может осуществляться и со стороны общественности. Причем это не только какие-то конкретные общественные организации, но и обычные физические лица. Подразумевается проведение обязательной процедуры общественного обсуждения закупок, начальная цена которых более 1 млрд рублей.
В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:
- дать независимую оценку итогам закупки;
- запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
- если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.
Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.
Обратите внимание! В ходе общественного контроля у заказчика разрешено затребовать только информацию о том, как проходит закупка либо исполняется контракт. А вот документы может требовать только контролирующий орган!
Контроль в оборонном заказе
В рамках гособоронзаказа все проверки проводит ФАС.
При этом она контролирует каждый этап в проведении процедуры: обоснование, нормирование, расчет начальной цены, правильность ведения документов, соблюдение заказчиком правил и порядка привлечения к ответственности нарушителей, то, насколько итог контракта соответствует требованиям заказчика и закона, а также насколько использование товараа соответствует цели закупки.
Контроль в сфере закупок в соответствии со ст. 99 44-ФЗ
Целью создания системы закупочных процедур в государственном секторе являлось обеспечение прозрачного и экономичного расходования бюджетных средств. Но этого невозможно добиться без эффективной системы контроля.
Контрактная система в сфере закупочных процедур для обеспечения государственного и муниципального сегмента регулируется 44-ФЗ.
Контрольным функциям, которые выступают важной частью госзакупок, посвящена статья 99 настоящего федерального закона.
Система контроля над госзакупками является трехуровневой и обеспечивает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях.
Если говорить о федеральном уровне контроля, закон наделяет полномочиями следующие государственные структуры:
- федеральная антимонопольная служба и контрольные органы в области гособоронзаказа;
- федеральное казначейство как орган надзора в бюджетной системе и основной контролер финансовых потоков;
- органы управления внебюджетными фондами, такие как ПФР, ФСС, ФОМС.
Порядок определения полномочий на региональном и муниципальном уровне определяется в соответствии с местными нормативно-правовыми актами.
Функции и полномочия
Действие контроля согласно ст. 99 44-ФЗ распространяется на следующие категории участников закупочных процедур:
- заказчики;
- контрактные службы;
- управляющие;
- специальные комиссии по осуществлению закупок;
- операторы электронно-торговых площадок.
Реализация контрольно-надзорных мер достигается нижеуказанными методами:
- плановые проверки в отношении субъектов;
- внеплановые проверки;
- сбор отчетности;
- сбор информации о подконтрольных инстанциях.
ФАС согласно ч. 5 ст. 99 через соответствующие структуры осуществляет контроль за правильным применением в области кассового обслуживания и следит за:
- непревышением объемов финансирования в планах-графиках над конечным объемом проведенных закупочных процедур;
- соответствием информации об ИКЗ и соблюдением за процедурами в части закупок, которые не подлежат публикации в ЕИС.
Контроль гособоронзаказа
При проведении контрольных мероприятий ФАС руководствуется нормами законодательства в сфере государственного оборонного заказа, закупочной деятельности, а также госрегулирования цен и тарифов. Сам контроль осуществляется посредством внеплановых проверок согласно ст. 99 44-ФЗ и 275-ФЗ.
Надзору со стороны контрольного органа подвергается сфера закупок в области обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к гособоронзаказу, но составляют государственную тайну.
Контрольные меры осуществляются следующими методами:
- надзор за обоснованностью закупок;
- определение обоснованности НМЦ контактов у единственного поставщика;
- система мер против факта выявлений нарушений в процессе исполнения договора поставщиком;
- своевременность и соответствие товаров или услуг в рамках госконтрактов.
Говоря об оценке эффективности принимаемых мер в области контроля гособоронзаказа, существует система объективного анализа, которая заключается в постоянном мониторинге контрольно-надзорных показателей и их постоянном анализе.
Таким образом, закупочные процедуры проверяются на каждом этапе: начиная от планирования и составления план-графиков и заканчивая полным исполнением обязательств по контракту.
Меры воздействия
Основным механизмом реализации контрольно-надзорных мер являются проверки. Они могут быть как плановыми, так и внеплановыми.
Если говорить о проверках по плану, они могут проводиться в отношении заказчиков и поставщиков не чаще, чем один раз в полугодие. Но в зависимости от проверяемого субъекта, периодичность может измениться в сторону увеличения или уменьшения.
Закупочная комиссия или специализированная организация может проверяться один раз в процессе реализации закупочной процедуры.
Проведение внеплановых проверок никак не связано с периодичностью, но их инициирование должно быть обусловлено вескими причинами.
Согласно пункту 12 ст. 99 44-ФЗ, не подлежат контролю результаты оценки участников, у которых сам заказчик в документации установил стоимость жизненного цикла товаров (услуг) или не указал критерии процедуры и величину их зависимости.
Решения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление контроля по ст. 99 44-ФЗ, не должны противоречить решениям органов исполнительной власти, которые были приняты по оценке одних и тех же торгов.
Любая информация о проведении плановых и внеплановых проверок, применимых в сфере закупочных процедур, полученным результатам и предписаниям, размещается в ЕИС.
Плановая проверка
Одним из инструментов контроля в области закупочных процедур на исполнении любого этапа является проведение плановых проверок. Порядок осуществления установлен Правительством и его применяют ФАС, региональные и местные контрольные органы. Такая проверка может быть инициирована в адрес:
- заказчика;
- его контрактной службы;
- контрактного управляющего;
- закупочной комиссии и ее членов;
- уполномоченных органов;
- уполномоченных учреждений;
- операторов ЭТП;
- операторов специализированных ЭТП.
Плановые проверки могут осуществляться контрольным органом не чаще, чем один раз в 6 месяцев.
Обычно срок проведения таких проверок составляет 30 календарных дней, но по приказу может быть продлен. В любом случае максимальное время — не более 2 месяцев. В ряде ситуаций может возникнуть необходимость продления до 6 месяцев, если:
- проверяемый не предоставил в контрольный орган закупочную документацию;
- своевременно не были устранены нарушения, установленные при плановой проверке;
- был отказ в доступе контролеров на территорию проверяемого субъекта.
Результаты оформляют соответствующим актом проверки и размещают его в ЕИС не позднее трех дней с даты подписания.
Внеплановая проверка
Объекты внеплановых проверок те же, что при и плановых. Но основания должны быть аргументированы. Ниже факты, которые могут послужить причиной проверки:
- жалоба от участника закупочной процедуры на действие или бездействие заказчика;
- жалобы на уполномоченные органы и учреждения, операторов ЭТП;
- жалобы в адрес должностных лиц контрактной службы.
Чтобы инициировать процедуру внеплановой проверки ФАС размещает информацию о дате, времени и месте в ЕИС в двухдневный срок с момента получения жалобы о нарушении.
Обычно срок таких проверок составляет 15 дней с момента поступления в ФАС информации о нарушении закона. В некоторых случаях служба имеет основания продлить срок до 30 дней.
Внеплановая проверка сопровождается ведением аудио- или видеозаписи, которая хранится в течение 3 лет.
Полученное предписание виновное лицо вправе обжаловать в суде в трехмесячный период.
Отчетность органов контроля и оценка их эффективности
Правительством РФ утверждены Правила оценки эффективности работы контрольных органов. Они систематизируют данные о механизмах сбора информации о деятельности соответствующих инстанций, наделенных правом контроля в сфере закупок.
Такой анализ осуществляется на основе показателей, в качестве которых определены доли решений органов контроля:
- принятые решения в текущем году в области проведенных плановых и внеплановых проверок, решения которых отменены полностью либо частично;
- аналогичные решения, но принятые в предыдущем отчетном периоде;
- объемов подлежащих размещению в реестре жалоб, проведенных проверок и количеству предписаний, размещенных с нарушениями сроков.
Стоит отметить, что контроль в соответствии с 44-ФЗ не решает многих ключевых вопросов. Иногда оценка эффективности проводимых мероприятий позволяет сделать вывод о том, что некоторые функции дублируются у различных органов.
Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ
Система государственных закупок, регламентируемая 44-ФЗ сложная и многоуровневая, на каждом её этапе осуществляется строгий контроль.
Таким образом законодатель стремится добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур. Надзора осуществляется различными ведомствами.
Они следят за целевым расходом бюджетных средств, поведением заказчиков, комиссий, контрактных управляющих, торговых площадок и так далее.
Разновидности контроля
Одной из самых серьезных проблем в осуществлении госзакупок является коррупция. Число недобросовестных заказчиков и поставщиков, которые входят в преступный сговор, постоянно увеличивается. Основную задачу контролирующих органов составляет выявление подобных фактов, а также принятие соответствующих мер по их предупреждению.
Правила осуществления контроля в области государственных закупок регламентируется главой 5 44-ФЗ. При этом выделяют три его основных разновидности:
- Внутренний;
- Общественный;
- Ведомственный.
Каждый из них имеет свои подконтрольные субъекты, цели и задачи. В качестве контролирующих органов выступают различные уполномоченные организации. Наиболее значимой для участвующих в госзакупках несомненно остаётся Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Контролирующие органы
В статье 99 44-ФЗ прописан перечень органов, которые наделены полномочиями осуществлять контроль в сфере государственных закупок:
- Федеральный орган исполнительной власти, надзорный орган в области гособоронзаказа, территориальные органы исполнительной власти, организации, относящиеся к местному самоуправлению.
- Орган исполнительной власти федерального значения, осуществляющий функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, Органы управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета.
- Органы, осуществляющие внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.
Основными контролирующими органами нашей страны являются: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций помимо прочего входит надзор за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и так далее.
Внутренний контроль
Согласно нормам статьи 101 44-ФЗ на каждого заказчика возлагаются обязанности по контролю за деятельностью поставщиков во время исполнения контракта. Надзор должен осуществляться также над работой соисполнителей и субподрядчиков. Это и называется внутренним контролем.
Целью таких мероприятий становится предотвращение фактов нарушения законодательства. Форма надзора законодательно не закреплена, поэтому каждый заказчик вправе определять ее самостоятельно. Согласно части 15 статьи 95 44-ФЗ при обнаружении нарушения поставщиком законодательства, заказчик обязан расторгнуть с ним контракт.
Как именно заказчик должен контролировать факт привлечения к исполнению договора субподрядчиков, в законе не прописано. Поэтому рекомендуется опираться на разъяснения Министерства экономики и развития России. Они гласят, что подтвердить работу субподрядчика могут любые документы, относящиеся к работам, оговоренным в контракте. Это могут быть платежные поручения, акты и так далее.
Заказчик должен проводить контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается типовая документация: контракты, шаблоны технических заданий и так далее. Необходимо стремиться к тому, чтобы большинство процессов стало автоматизированным. Современное программное обеспечение позволяет отслеживать практически все этапы закупки.
Общественный контроль
Ключевой целью общественного контроля становится соблюдение принципов открытости и прозрачности государственных закупок. Такой надзор осуществляют общественные объединения, юридические лица и простые граждане. Они следят за соблюдением требований законодательства и правильностью расходования бюджетных средств. Эта деятельность регламентирована статьей 102 44-ФЗ.
В рамках осуществления надзора организуются общественные обсуждения государственных закупок. Порядок их проведения регламентируется 212-ФЗ. Общественный контроль проводится отрыто, для чего используются ресурсы специализированных интернет-сайтов. Разрешено при этом запрашивать у заказчика все интересующие документы. Может также проводиться мониторинг и оценка эффективности процедур.
При выявлении нарушения законодательства составляется жалоба в контролирующие органы. При необходимости составляется обращение в судебные инстанции.
Ведомственный контроль
Необходимость проведения ведомственного контроля регламентирована статьей 100 44-ФЗ.
Его осуществляют сразу несколько организаций: Росатом, Роскосмос, Федеральные казначейства, различные государственные и муниципальные органы. Постановлением Правительства №315 от 20.03.
2017 контроль со стороны казначейства за деятельностью муниципальных заказчиков приостановлен до начала 2019 года. Основным контролирующим органом становится ФАС.
Органы ведомственного контроля следят за соблюдением законодательства в следующих сферах:
- Ограничения и запреты, установленные законодательством.
- Требования о нормировании закупок.
- Требования к обоснованию приобретения товаров и услуг.
- Определение и обоснование начальной максимальной цены контракта.
- Сведения о размерах финансового обеспечения, доведенного до заказчика.
- Информация об идентификационных кодах закупок.
- Участие субъектов малого предпринимательства.
- Процедуры по определению поставщиков.
- Отчетность по результатам проведения процедур.
При выявлении нарушений контролирующие органы выдают предписание к их устранению. В отдельных случаях они могут приостановить проведение закупки или вовсе отменить её. В компетенцию органов входит также применение штрафных санкций к организациям и должностным лицам, допустившим ошибки. Проводятся как плановые, так и внеплановые проверки. Информация о них публикуется в открытом доступе.
Контроль – важная часть государственных закупок. Только при соблюдении всех правил надзора удастся добиться грамотной траты бюджетных средств и честности при определении поставщиков.
Правительство определило порядок организации контроля в сфере госзакупок
17 апреля 2020 г.
Госдума приняла закон о повышении порога для госзакупок малого объема до 600 тыс. рублей
Подробнее
16 апреля 2020 г.
Бесплатный электронный оборот от ЭТП ГПБ на 6 месяцев
Подробнее
13 апреля 2020 г.
Поздравляем с Днем Космонавтики!
Подробнее
10 апреля 2020 г.
ЭТП ГПБ – полный функционал в условиях карантина
Подробнее
09 апреля 2020 г.
Антикризисная акция от ЭДО Электронной торговой площадки Газпромбанка
Подробнее
08 апреля 2020 г.
Как работать в апреле – рекомендации, законодательство, форс-мажор, карантин
Подробнее
08 апреля 2020 г.
НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ (44-ФЗ) за период с 1 по 7 апреля 2020 года
Подробнее
06 апреля 2020 г.
Постановление Правительства РФ по особенностям осуществления закупок в период мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Подробнее
06 апреля 2020 г.
Национальный режим в сфере закупок с 2020 года
Подробнее
06 апреля 2020 г.
ФАС РОССИИ ПОДГОТОВИЛА РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКАЗЧИКАМ И ПЛОЩАДКАМ О РАБОТЕ ДО 30 АПРЕЛЯ
Подробнее
30 марта 2020 г.
НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ (44-ФЗ) за февраль – март 2020 года
Подробнее
27 марта 2020 г.
Перенос сроков по закупкам
Подробнее
27 марта 2020 г.
Об осуществлении закупок согласно 44-ФЗ в нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля 2020г.
Подробнее
23 марта 2020 г.
Какими будут поправки в 44-ФЗ
Подробнее
19 февраля 2020 г.
Абсолют Банк и ЭТП Газпромбанка заключили договор о партнерстве
Подробнее
10 февраля 2020 г.
НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ (44-ФЗ) за декабрь 2019 – январь 2020 года
Подробнее
10 февраля 2020 г.
Торговый Портал – закупки ГК Газпром стали еще лучше
Подробнее
30 декабря 2019 г.
Самозанятые получат преференции в госзакупках
Подробнее
30 декабря 2019 г.
График работы ЕИС в период новогодних праздников
Подробнее
30 декабря 2019 г.
ФАС России разъяснила порядок закупки квартир по 44-ФЗ
Подробнее
30 декабря 2019 г.
Отменены приказы об утверждении типовых контрактов на проектные работы и строительство капитальных объектов
Подробнее
30 декабря 2019 г.
Обязательная регистрация в ЕИС участников электронных процедур с 01.01.2020
Подробнее
25 декабря 2019 г.
Диверсификация ОПК и реализация нацпроектов — чего ждать от предстоящего Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»?
Подробнее
10 декабря 2019 г.
Состоялся восьмой интерактивный круглый стол «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе и Закон № 223-ФЗ»
Подробнее
22 ноября 2019 г.
Восьмой интерактивный круглый стол «Новое в законодательстве о публичных закупках: Закон о контрактной системе и Закон № 223-ФЗ»
Подробнее
21 ноября 2019 г.
ЭТП ГПБ на встрече правительства и представителей Газпромбанка в Оренбурге
Подробнее
18 ноября 2019 г.
Семинар по закупкам лекарств и медицинских средств в Ульяновской Области
Подробнее
12 ноября 2019 г.
Завершилась конференция Госзаказ на берегах Тавриды
Подробнее
07 ноября 2019 г.
Продолжается общероссийская конференция по государственным закупкам
Подробнее
05 ноября 2019 г.
Госзаказ на берегах Тавриды – уже завтра!
Подробнее
28 октября 2019 г.
Эксперт ЭТП Газпромбанка на VIII Славянском международном форуме
Подробнее
22 октября 2019 г.
ИЗМЕНЕНИЯ 44-ФЗ, КАСАЮЩИЕСЯ ЗАКУПОК РАБОТ В СФЕРЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА С ПРИМЕНЕНИЕМ IT-РЕШЕНИЯ IPM
Подробнее
07 октября 2019 г.
Обучающий семинар в Ульяновске — Профессионализм заказчиков как фактор эффективности контрактной системы в сфере закупок
Подробнее
26 сентября 2019 г.
25 сентября в Калининграде стартовала II Всероссийская конференция по закупкам
Подробнее
23 сентября 2019 г.
Калининградский бизнес обсудит изменения законодательства контрактной системы
Подробнее
12 сентября 2019 г.
Неисполнение поставщиком обязательств по контракту — практика ФАС и судов
Подробнее
19 августа 2019 г.
Изменены штрафы за ненадлежащее исполнение госконтрактов
Подробнее
19 августа 2019 г.
Метод определения цен при госзакупках лекарств могут изменить
Подробнее
19 августа 2019 г.
Разработаны единые документы в сфере закупок
Подробнее
08 июля 2019 г.
Сумма закупки у единственного поставщика увеличена до 300 тыс. руб.
Подробнее
08 июля 2019 г.
Размер обеспечения исполнения контакта госзакупок можно будет уменьшить
Подробнее
08 июля 2019 г.
Правительство РФ будет контролировать госзакупки
Подробнее
08 июля 2019 г.
Закупать по правилу «третий лишний» можно еще 14 медизделий
Подробнее
08 июля 2019 г.
Эксперты ЭТП ГПБ приняли участие в «II неделе контрактных отношений и закупок» в Ульяновске.
Подробнее
08 июля 2019 г.
Представители ЭТП ГПБ обменялись опытом в сфере электронных закупок с Южной Кореей
Подробнее
08 июля 2019 г.
Для выявления и пресечения картелей создана специальная программа
Подробнее
08 июля 2019 г.
Минсельхоз подготовил поправки в закон для контроля качества закупаемого продовольствия
Подробнее
07 июля 2019 г.
В России могут ввести обязательное лабораторное исследование продуктов питания при госзакупках
Подробнее
07 июля 2019 г.
Оплату госзакупок могут перевести на эскроу-счета
Подробнее
07 июля 2019 г.
Госкомпании не будут учитывать закупку строительства морских судов при расчете годового объема закупок у МСП
Подробнее
07 июля 2019 г.
Срок планирования закупок у МСП решили увеличить
Подробнее
07 июля 2019 г.
Объем госзакупок в сфере информационной безопасности в первом полугодии 2019 г. снизился
Подробнее
07 июля 2019 г.
Заказчикам и поставщикам расскажут о последних изменениях в 44-ФЗ онлайн
Подробнее
07 июля 2019 г.
Госзакупки лекарств выросли почти на 39%
Подробнее
07 июля 2019 г.
Новый сервис от ЭТП ГПБ: открытие спецсчетов онлайн!
Подробнее
03 июля 2019 г.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ГРАЖДАНСКИЙ РЫНОК ЗАКУПОК
Подробнее
03 июля 2019 г.
ИЗМЕНЕНИЕ В ПРИЕМКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ, ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ
Подробнее
07 мая 2019 г.
VII Международная конференция «Публичные закупки: проблемы правоприменения»
Подробнее
06 мая 2019 г.
Росгвардия хочет засекретить свои госзакупки
Подробнее
06 мая 2019 г.
Рынок факторинга получил новый стимул для развития
Подробнее
29 апреля 2019 г.
Госзакупки снабдят новыми документами
Подробнее
29 апреля 2019 г.
Минфин предлагает закрывать часть данных о госзакупках из-за санкционных рисков
Подробнее
24 сентября 2018 г.
Изменение цены контрактов в связи с повышением ставки НДС
Подробнее
21 сентября 2018 г.
Унитарные предприятия могут удалить с конкурентных рынков
Подробнее
27 августа 2018 г.
Описания предмета закупки в соответствии с поправками 223-ФЗ
Подробнее
23 августа 2018 г.
Внесены изменения в порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок
Подробнее
22 августа 2018 г.
Минфин установит требования к банкам, выдающим гарантии СМСП
Подробнее
10 августа 2018 г.
Самые распространенные ошибки госзаказчиков
Подробнее
07 августа 2018 г.
Качество превыше всего
Подробнее
06 августа 2018 г.
Мифы об электронных торгах
Подробнее
23 июля 2018 г.
Курьезы рынка электронных торгов
Подробнее
18 июля 2018 г.
Утвержден перечень банков для открытия спецсчетов
Подробнее
17 июля 2018 г.
ЭТП ГПБ вошла в список операторов для проведения госзакупок
Подробнее
16 июля 2018 г.
Требования к банкам для открытия участниками закупок специальных счетов
Подробнее
06 июля 2018 г.
Кто и почему попадает в реестр ненадежных поставщиков
Подробнее
25 июня 2018 г.
К чему приведут изменения на рынке закупок
Подробнее
15 июня 2018 г.
Бизнес просит отложить вступление в силу изменений закона о госзакупках
Подробнее
08 июня 2018 г.
Опубликован список банков, которые могут выдавать гарантии для госзакупок
Подробнее
01 июня 2018 г.
Вступают в силу требования к банкам выдающим гарантии по 44-ФЗ
Подробнее
01 июня 2018 г.
Почему реформу электронных закупок необходимо переносить
Подробнее
26 мая 2018 г.
Правило второго участника
Подробнее
18 мая 2018 г.
Госзакупки для малого бизнеса
Подробнее
17 мая 2018 г.
Определены условия получения платы с победителей электронных процедур по 44-ФЗ
Подробнее
27 апреля 2018 г.
ФАС предлагает перевести госкомпании на закупку топлива по рыночным ценам
Подробнее
19 апреля 2018 г.
Госзакупки испытывают на растяжение
Подробнее
04 апреля 2018 г.
Минфин готовит правила работы со спецсчетами при госзакупках
Подробнее
02 апреля 2018 г.
Минфин отчитается о госзакупках в 2017 году
Подробнее
29 марта 2018 г.
Закупки госкомпаний все ближе к реформе
Подробнее
22 марта 2018 г.
Госдума рассмотрит законопроект об экологичности госконтрактов
Подробнее
21 марта 2018 г.
Предприятия ОПК претендуют на гражданскую продукцию в госзаказе
Подробнее
21 марта 2018 г.
Минфин подчеркнул важность допсервисов в ЕИС
Подробнее
19 марта 2018 г.
Выбор банка для обеспечения заявки по 44-ФЗ останется за поставщиком
Подробнее
16 марта 2018 г.
Глава ФАС акцентировался на проблеме картельных сговоров
Подробнее
12 марта 2018 г.
Путин отметил проблему сговора на торгах
Подробнее
26 февраля 2018 г.
Минприроды и Совет Федерации лоббируют закупки у единственного поставщика
Подробнее
26 февраля 2018 г.
Бумажные конкурсы останутся в прошлом
Подробнее
21 февраля 2018 г.
ТПП призывает учитывать качество продуктов питания при госзакупках
Подробнее
21 февраля 2018 г.
На что тратят деньги театры
Подробнее
19 февраля 2018 г.
Госдума поддержала инициативу об отмене списания неустойки с поставщиков
Подробнее
19 февраля 2018 г.
Минюст против унификации торгов по продаже имущества
Подробнее
18 февраля 2018 г.
Научные учреждения получат право закупок у единственного поставщика
Подробнее
16 февраля 2018 г.
ФАС зафиксировала рост количества жалоб по 44-ФЗ в 2017 г.
Подробнее
12 февраля 2018 г.
Учреждения культуры не будут подпадать под 44-ФЗ
Подробнее
09 февраля 2018 г.
Госдума рассмотрела законопроект о порядке списания неустоек с поставщиков по госзаказу
Подробнее
06 февраля 2018 г.
Скорая информационная помощь для поставщика
Подробнее
02 февраля 2018 г.
ФАС усложнит жизнь недобросовестным жалобщикам
Подробнее
30 января 2018 г.
Минфин и ФАС рассказали о специфике закупок аудиторских услуг
Подробнее
29 января 2018 г.
Законопроект об унификации госзакупок без торгов принят в первом чтении
Подробнее
25 января 2018 г.
Минпромторг и МЭР усилят меры поддержки отечественных производителей телеком-оборудования
Подробнее
24 января 2018 г.
Кто должен контролировать муниципальные закупки
Подробнее
22 января 2018 г.
Эксперт ФАС объяснил условия рассмотрения жалоб
Подробнее
19 января 2018 г.
Комитет Госдумы одобрил поправки к 223-ФЗ и 44-ФЗ
Подробнее
19 января 2018 г.
Развитие электронных закупок будет набирать обороты
Подробнее
16 января 2018 г.
Специфика закупок строительных работ
Подробнее
15 января 2018 г.
Изменились стандарты описания объекта госзакупки
Подробнее
15 января 2018 г.
Власти Крыма предложили изменить 44-ФЗ
Подробнее
25 декабря 2017 г.
В январе 2018 г. будет снят запрет на закупки ПО из стран ЕАЭС
Подробнее
22 декабря 2017 г.
Президент обещал индивидуальный подход к закупкам учреждений культуры
Подробнее
22 декабря 2017 г.
43% всех закупок в госсекторе происходит с дисконтом менее 1%
Подробнее
21 декабря 2017 г.
Топ-3 изменений в 223-ФЗ за 2017 год
Подробнее
18 декабря 2017 г.
Госдума во втором чтении приняла существенные поправки к 223-ФЗ и 44-ФЗ
Подробнее
14 декабря 2017 г.
Только 34% закупок регионов можно назвать прозрачными
Подробнее
04 декабря 2017 г.
ФАС даст доступ банкам к блэклисту поставщиков
Подробнее
01 декабря 2017 г.
Интерес к электронным магазинам продолжает расти
Подробнее
30 ноября 2017 г.
44-ФЗ не удобен для детских оздоровительных учреждений
Подробнее
27 ноября 2017 г.
Секретные закупки по 44-ФЗ рассмотрят в Госдуме
Подробнее
24 ноября 2017 г.
Совет федерации РФ пересмотрит систему закупок для ГУПов
Подробнее
23 ноября 2017 г.
Зачем заказчику укрупнять лоты
Подробнее
15 ноября 2017 г.
Госзакупки в строительстве станут проще
Подробнее
14 ноября 2017 г.
Госзаказчики смогут требовать выплаты по банковским гарантиям онлайн
Подробнее
09 ноября 2017 г.
Объём заказов Москвы у малого бизнеса превысит 200 млрд рублей к концу года
Подробнее
03 ноября 2017 г.
Реформа госзакупок – дело небыстрое
Подробнее
24 октября 2017 г.
Что важно знать о банковском сопровождении контракта по 44-ФЗ
Подробнее
18 октября 2017 г.
Совет Федерации предложил вернуть ФГУПы и МУПы под действие 223-ФЗ
Подробнее
18 октября 2017 г.
Заказчики Москвы, работающие по 44-ФЗ, перейдут на мини-аукционы
Подробнее
04 октября 2017 г.
Госзаказ и закупки госкомпаний — один из ключевых элементов экономической поддержки МСП
Подробнее
29 сентября 2017 г.
Мособлдума предложила перейти на электронный документооборот при исполнении контрактов по 44-ФЗ
Подробнее
28 сентября 2017 г.
Минфин готовит законопроект по унификации требований к банковским гарантиям для субъектов МСП
Подробнее
22 сентября 2017 г.
Минэкономразвития предлагает проводить торги по реализации госимущества по 44-ФЗ
Подробнее
20 сентября 2017 г.
Минфин ограничит число банков для выдачи банковской гарантии
Подробнее
14 сентября 2017 г.
Минфин предлагает выплачивать авансы за поставки в несколько этапов
Подробнее
01 сентября 2017 г.
Подписано постановление об утверждении новых правил определения размера штрафов для поставщиков
Подробнее
28 августа 2017 г.
Как участнику закупок защититься от поддельной банковской гарантии
Подробнее
21 августа 2017 г.
Основы участия товаров иностранного происхождения в государственных тендерах: обязательные условия и о чем не стоит забывать
Подробнее
17 августа 2017 г.
ФАС расширил доступ к госконтрактам на оказание услуг общепита
Подробнее
14 августа 2017 г.
КЕЙС: Как подать заявку на конкурс по 44-ФЗ
Подробнее
09 августа 2017 г.
Опубликован Реестр недобросовестных подрядчиков в сфере капитального ремонта
Подробнее
04 августа 2017 г.
Переуступка прав требования по государственным контрактам противоречит бюджетному законодательству
Подробнее
31 июля 2017 г.
Подписан закон, определяющий требования к банкам для размещения средств госкорпораций
Подробнее
28 июля 2017 г.
Срок информирования о проведении госзакупок может быть сокращён
Подробнее
17 июля 2017 г.
Внедрение комплаенс-контроля снизит риски нарушения организациями ОПК требований 44-ФЗ и 223-ФЗ
Подробнее
24 июня 2017 г.
Поставщики жалуются ФАС, что критерии оценки субъективны, что дальше?
Подробнее
23 июня 2017 г.
Реформа по переводу госзакупок в электронный вид откладывается до 2019 года
Подробнее
19 июня 2017 г.
Недобросовестный поставщик примет участие в госзакупках
Подробнее
19 июня 2017 г.
Условия переноса срока исполнения контракта
Подробнее
16 июня 2017 г.
Специфика российско-белорусских отношений в сфере закупок
Подробнее
09 июня 2017 г.
КЕЙС: Сложности перехода на 44-ФЗ
Подробнее
09 июня 2017 г.
Как определить вероятность победы в тендере
Подробнее
29 мая 2017 г.
1 день остался до начала семинара для поставщиков по 223-ФЗ
Подробнее
26 мая 2017 г.
Подрядчик должен выполнить сам строительные работы по госконтракту
Подробнее
Систему госзакупок усовершенствуют
В Государственную Думу внесены поправки в Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд». Они разработаны Правительством РФ.
Документ доступен в Системе обеспечения законодательной
деятельности.
Законопроект, как подчеркивается в пояснительной записке,
направлен на повышение «эффективности и оперативности обеспечения
государственных и муниципальных нужд, исключения излишних временных затрат
заказчиков при осуществлении закупки».
В частности, предусматривается сокращение срока размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с момента внесения изменений в план-график до одного дня, независимо от случая осуществления закупки.
Еще одно нововведение, которое может появиться в системе госзакупок в случае принятия законопроекта, — повысится ценовой порог, допускающий проведение электронного аукциона с сокращенным сроком подачи заявок (семь дней) с 3 млн до 50 млн рублей и до 500 млн рублей при осуществлении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Документом также предлагается предусмотреть возможность
подачи заявки в закупке строительных работ при условии предварительного
предоставления участником документов об опыте выполнения таких работ в составе
аккредитационных сведений, возможность изменять условия контракта по строительству при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, не зависящих
от сторон, а также возможность изменять условия отдельных контрактов, заключенных
с единственным поставщиком, включая их пролонгацию.
«Указанные изменения позволят заказчику в том числе изменить срок и цену таких контрактов без необходимости заключения
нового контракта», — подчеркивают авторы законопроекта.
Кроме того, законопроектом предлагается
ввести право заказчика заключать контракт со вторым участником конкурентной
закупки (без проведения новой закупки) в случае расторжения контракта с победителем, если он нарушил условия контракта.
Еще одна новелла, предлагаемая в правительственном законопроекте, — наделение заказчика правом осуществления
закупки товаров, работ, услуг за единицу товара, работы, услуги вне зависимости
от объекта закупки при условии невозможности определить объем товаров, работ,
услуг на момент закупки. Предложен и ряд других изменений.
Первый заместитель Председателя ГД
Александр Жуков подчеркивал, что законопроект о совершенствовании системы
госзакупок будет рассмотрен парламентариями в приоритетном порядке. По его словам, в первом чтении он может быть рассмотрен на пленарном заседании уже 11 апреля, а до конца месяца — во втором и третьем чтении.
При этом он добавил, что парламентариями в законопроект ко второму чтению будет предложен целый ряд поправок: «Я бы предложил эти поправки сформулировать и сразу направить в [профильный] комитет, чтобы комитет мог начать над ними работать сразу же. И желательно в Постановлении ГД о принятии в первом чтении тезисно эти поправки включить», — сказал Александр Жуков.
Напомним, ранее Председатель ГД Вячеслав Володинотмечал, что ГД продолжает комплексно анализировать закон о госзакупках, «чтобы подготовить предложения, позволяющие сделать закупочные процедуры более эффективными, что позволит повысить качество предоставляемых услуг или товаров».
Также Государственной Думой приняты в первом чтении поправки, совершенствующие закон о госзакупках для сферы культуры. На следующей неделе они будут рассмотрены во втором и третьем чтениях.