Правительство планирует создание 25 цифровых суперсервисов в сфере госуслуг

В открытом доступе появились прототипы пяти суперсервисов по оказанию государственных услуг. Их журналистам представили вице-премьер Максим Акимов и замглавы минкомсвязи Максим Паршин. «Поскольку суперсервисы создаются для удобства людей, было решено показать их прототипы будущим пользователям до официального запуска — для получения обратной связи», — уточнил Акимов.

Правительство планирует создание 25 цифровых суперсервисов в сфере госуслуг Правительство планирует создание 25 цифровых суперсервисов в сфере госуслуг

Максим Акимов: Мы хотим, чтобы большинство госуслуг можно было получить, не вставая с дивана, в доверенной защищенной среде, не перескакивая с сайта одного ведомства на сайт другого. РИА Новости

Суперсервисы — комплексные госуслуги, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям. Их граждане смогут получать в автоматическом режиме. Это новый формат предоставления услуг без бумажных документов и визитов в госорганы. К запуску готовятся 25 приоритетных суперсервисов. Список был утвержден на заседании президиума правкомиссии по цифровому развитию.

Правительство планирует создание 25 цифровых суперсервисов в сфере госуслуг

Новое выставочное пространство открылось в Москве в центрах госуслуг

Пять прототипов суперсервисов, которые упростят гражданам получение госуслуг при рождении ребенка, поступлении в вуз онлайн, переезде в другой регион, оформлении легких ДТП по европротоколу и услуг, связанных с исполнительным производством, разместили на портале госуслуг — они доступны на главной странице ресурса и все могут с ним ознакомиться, рассказал Паршин.

Например, сервис «Рождение ребенка» позволяет родителям получить все необходимые документы и выплаты, не выходя из дома.

В цифровом профиле будущей мамы на портале госуслуг появляется электронный родовой сертификат и больничный. Суперсервис сам сообщает о положенных пособиях и помогает быстро их оформить.

Заявление на получение выплат заполняется автоматически. Остается лишь проверить данные и указать реквизиты банковского счета.

За несколько месяцев до родов сервис позволяет записаться в роддом. Когда малыш появится на свет, справка о рождении также появится в профиле мамы, после чего сервис предложит родителям заказать комплект документов для малыша: свидетельство о рождении, СНИЛС, медицинский полис, ИНН, справку о регистрации.

Маме нужно будет внести информацию об имени малыша, месте планируемой регистрации и выбрать страховую компанию. Заявление на оформление детских документов согласовывается с отцом ребенка. Уведомление об их готовности родители также получают в электронном виде.

Цифровые документы сохраняются в их профилях на портале госуслуг.

Правительство планирует создание 25 цифровых суперсервисов в сфере госуслуг

В ноябре заработает суперсервис по оформлению ДТП за 15 минут

Для получения федеральных и региональных пособий, положенных в связи с рождением ребенка, маме потребуется лишь проверить данные в заявлении и подтвердить его отправку. Через некоторое время деньги поступят на карту. Далее сервис предложит прикрепить ребенка к поликлинике и записать его в детсад. Это также можно будет сделать онлайн.

По словам Акимова, поход за госуслугами в России до сих пор часто начинается «в цифровом виде», а заканчивается в бумажном.

«Мы посчитали, что сейчас нужно не меньше трех раз посетить многофункциональный центр или, если делать это без МФЦ, побывать в 13 ведомствах и заполнить 12 анкет, потратив на ожидание в очередях более трех часов, — рассказал вице-премьер. — При поступлении в вуз на сбор и подачу документов уходит как минимум четыре дня.

Оформление ДТП в среднем занимает 43 минуты. Создаются многокилометровые пробки, людям приходится тратить в ожидании свои нервы и время, сгорают тысячи тонн горючего, нанося вред окружающей среде».

Поход за госуслугами до сих пор часто начинается в цифровом виде, а заканчивается в бумажном

Изменить ситуацию рассчитывают с помощью суперсервисов.

«Мы хотим, чтобы большинство госуслуг можно было получить, не вставая с дивана, в доверенной защищенной среде, не перескакивая с сайта одного ведомства на сайт другого», — пояснил Акимов.

В течение месяца минкомсвязь будет собирать отзывы и предложения пользователей по доработке суперсервисов, после чего проанализирует и передаст в работу. «Все пожелания и замечания будут учтены», — пообещал Паршин.

Как ранее уточняли в минкомсвязи, до конца года в пилотном формате будут запущены два суперсервиса: оформление европротокола онлайн и сервис, позволяющий гражданам оперативно получить комплекс услуг, связанных с исполнительным производством. Для тестирования первого выбраны Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Второй заработает в Карелии.

Федеральный проект «Цифровое государственное управление»: цифровая трансформация госуслуг и суперсервисы

Как известно, в число приоритетных целей и задач государственной политики, определённых Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,  включены такие задачи как:

  • внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах госуправления и оказания госуслуг, в том числе в интересах населения и субъектов МСП, включая ИП;
  • разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств – членов ЕАЭС при реализации планов в области развития цифровой экономики.

Для их реализации Правительством Российской Федерации разработан федеральный проект «Цифровое государственное управление», входящий в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации».

Правительство планирует создание 25 цифровых суперсервисов в сфере госуслуг

ИСПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА

С момента инициации национальных проектов прошло больше года, а текущий 2019 год формально является первым годом их полноценной реализации.

Однако, в силу разных причин, пока еще нельзя сказать о том, что  процесс реализации нацпроектов запущен в полной мере. Об этом говорят цифры по исполнению.

Так, по данным Счетной палаты, уровень исполнения расходов федерального бюджета на нацпроекты за первое полугодие 2019 г. составил 32,4% (0,56 трлн руб.). Тогда как в среднем по бюджету исполнение составляет 42,5%[1].

Расходы на программу «Цифровая экономика» профинансированы всего на 8,3%[2]. Причем из 27 задач на первое полугодие выполнено всего 12.

Проектный офис программы «Цифровая экономика» такое низкое исполнение объясняет тем, что на текущем этапе принимаются новые правовые акты, необходимые для реализации нацпроекта, они требуют большого количества согласований. После принятия этих актов бюджетные деньги будут тратиться быстрее.

Согласно оперативным сведениям Минфина об исполнении федерального бюджета в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов, по состоянию на 1 августа 2019 года, исполнение бюджета федерального проекта «Цифровое государственное управление» составляет и вовсе 5,7%.

Стоит отметить, что большая доля лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО) по данному проекту заблокирована. Объем заблокированных ЛБО по состоянию на 1 августа 2019 года составляет 45,4% (13,3 млрд руб.

), что связано с невыполнением условий для распределения зарезервированных бюджетных ассигнований установленных Федеральным законом от 29.11.

2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

  • Основные направления фактических расходов федерального проекта приведены в Таблице 1.
  • Таблица 1
  • Исполнение федерального бюджета в части федерального проекта «Цифровое государственное управление» по состоянию на 1 августа 2019 года[3]
Результаты федерального проектаКассовоеисполнение,млн руб.Доля, %
Обеспечение функционирования и развития инфраструктуры электронного правительства, а также информационных систем, направленных на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде 828,9 50,0%
Обеспечение координации реализации мероприятий в рамках цифровой трансформации на всех уровнях власти 225,8 13,6%
Обеспечение развития и функционирования федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» 121,5 7,3%
Создание единой цифровой платформы обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания, Совета Безопасности Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации при осуществлении ими своих полномочий 97,5 5,9%
Создание национальной системы управления данными 92,1 5,6%
Прочее 293,0 17,7%
Итого по проекту 1 658,90 100,0%
  1. Как видим, половина расходов направлена на обеспечение функционирования и развития инфраструктуры электронного правительства, а также информационных систем, направленных на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде.
  2. В этой связи следует напомнить, что цифровая трансформация и оптимизация государственных и муниципальных услуг  ведется по 2-м направлениям: комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса (далее – суперсервисы) и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг (далее – моносервисы). 
  3. ЧТО ТАКОЕ СУПЕРСЕРВИСЫ

Суперсервисы – это комплексные госуслуги, оказываемые в проактивном режиме в связи с распространёнными жизненными ситуациями (например, рождение ребёнка, оформление заявки на кредит и т.д.).

Предполагается, что каждый суперсервис будет состоять из взаимосвязанных госуслуг, услуг бюджетных учреждений, а также негосударственных сервисов (банковских, страховых и пр.).

Согласно показателям федерального проекта «Цифровое государственное управление» доля приоритетных услуг и суперсервисов, оказываемых в целевом виде, к 2020 году должна достичь 15%, а к 2024 году – 100%.

Паспортом проекта также определены обязательные характеристики суперсервисов. Они представлены на Рис. 1.

Правительство планирует создание 25 цифровых суперсервисов в сфере госуслуг

Рисунок 1 – Целевое состояние предоставления государственных и муниципальных услуг

Таким образом, основными характеристиками суперсервисов являются:

  • Типизация и стандартизация услуг на основании распространённых жизненных ситуаций.
  • Реестровая модель, когда юридическую значимость имеет не бумажный документ с синей печатью, а запись в реестре государственной информационной системе.
  • Многоканальность – использование различных средств информирования и получения результатов (мобильные устройства, соцсети, сайты, банковские приложения, e-mail).
  • Исключение участия человека из процесса принятия решений, т.е. принятие решения по заданным алгоритмам на основе утвержденных правил, регламентов.
  • Проактивность – портал госуслуг сам будет напоминать на основании изменения статусов граждан в ведомственных реестрах пользователям об услугах – по электронной почте, в соцсетях или через push-уведомления на экране телефона.
  • Экстерриториальность – услуги будут предоставляться вне зависимости от места нахождения, без привязки к месту регистрации человека.
  • Машиночитаемое описание процесса оказания услуг – все документы должны быть переведены в машиночитаемый вид. 

ЧТО СДЕЛАНО ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ СУПЕРСЕРВИСОВ

На федеральном уровне основные решения, связанные с внедрением суперсервисов, были приняты в текущем году. Так:

  • 4 февраля 2019 года на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию был одобрен перечень из 25 приоритетных жизненных ситуаций для цифровой трансформации госуслуг:
  1. Оформление европротокола онлайн
  2. Цифровое исполнительное производство
  3. Онлайн помощь при инвалидности
  4. Трудовые отношения онлайн
  5. Социальная поддержка онлайн
  6. Пенсия онлайн
  7. Медицинские справки и документы онлайн
  8. Регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства
  1. Регистрационные и паспортные сервисы онлайн
  2. Земля под строительство онлайн
  3. Уведомление и обжалование штрафов онлайн
  4. Правосудие онлайн
  5. Подача заявлений в правоохранительные органы онлайн
  6. Разрешения для бизнеса в цифровом виде
  7. Господдержка бизнеса
 

  1. Регистрация бизнеса
  2. Цифровое строительство
  3. Поступление в ВУЗ онлайн
  4. Безбумажные перевозки пассажиров и грузов
  5. Цифровые документы об образовании онлайн
  6. Рождение ребенка
  7. Утрата близкого человека
  8. Образование в РФ для иностранцев
  9. Трудовая миграция онлайн
  10. Переезд в другой регион
  • 29 марта 2019 года был утверждён перечень из 25 суперсервисов. По оценкам Минкомсвязи России, они охватывают до 90% всех взаимодействий граждан и бизнеса с государством в различных сферах.
  • 17 июня 2019 года на рабочей группе по цифровому госуправлению при АНО «Цифровая экономика» были представлены прототипы первых суперсервисов.
  • 31 июля 2019 года на портале Госуслуг появился раздел с прототипами суперсервисов. Также было озвучено, что до конца года будут представлены прототипы всех суперсервисов.

На данный момент на портале Госуслуг открыт раздел, где все желающие могут ознакомиться с прототипами 10 суперсервисов (Рис. 2).

Правительство планирует создание 25 цифровых суперсервисов в сфере госуслуг

Рисунок 2 – Прототипы суперсервисов, представленные на сайте gosuslugi.ru[4]

В настоящее время идет сбор обратной связи от общественности. Большинство отзывов – положительные. Далее будут утверждены дорожные карты[5]. После утверждения дорожных карт начнется этап реализации. 

ЧТО ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ

Так как разработка суперсервисов идет от целевого состояния, практическое воплощение потребует большой работы. Сейчас в федеральном законодательстве есть много норм, которые препятствуют цифровой трансформации.

Например, требование о выдаче только бумажного результата услуги. Соответственно, для предоставления суперсервисов необходимо значительно изменить законодательство.

Читайте также:  Большое вам спасибо за статью!

По информации Минкомсвязи для запуска всех суперсервисов необходимо поменять 144 нормативных акта, на сегодня 80% из них не готовы.

КАК ВЫСТРОЕНА РАБОТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Для реализации каждого суперсервиса сформирована отдельная команда на  принципах agile в рамках рабочих групп. В их состав входят представители федеральных, региональных органов власти, эксперты. Всего в этих рабочих группах задействовано более 200 человек.

Основной разработчик суперсервисов – компания «РТ-Лабс» («дочка» «Ростелекома»), в процесс вовлечены НИИ «Восход», Сбербанк, Яндекс, Mail.ru Group.

На данный момент команды решают следующие задачи:

  • выработка целевого состояния суперсервиса с точки зрения наилучшего пользовательского опыта;
  • оптимизация бизнес-процессов;
  • анализ действующих государственных информационных систем и выработка требований к их модернизации с учётом единых архитектурных требований и лучших мировых практик.

КАК БУДУТ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ РЕГИОНЫ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦПРОЕКТА

29 мая 2019 года на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию Глава Минкомсвязи Константин Носков озвучил следующее[6]: «В целях выравнивания возможностей регионов мы разрабатываем платформенные решения, которые регионы смогут использовать. Это облачная платформа госуслуг, которая позволит регионам самостоятельно настраивать полный цикл оказания услуг, а также интегрировать с ней и свои решения, и коммерческие сервисы… Общий принцип взаимодействия с регионами здесь следующий. Создаются и развиваются федеральные платформы, с которыми интегрируются лучшие региональные решения. Мы должны сохранить, развивать и тиражировать лучшую региональную практику регионов-лидеров. При этом, конечно, нужно предоставить типовые решения регионам, у которых их нет (это, к сожалению, большинство регионов нашей страны)».

Таким образом, у регионов есть два пути:

  1. Дождаться появления типовых федеральных решений, преимущества которых описаны выше.
  2. Создать собственные решения, максимально учитывающие специфику региона, которые объективно можно реализовать быстрее федеральных сервисов. Эти решения впоследствии могут стать основой для развития федеральной системы.

Учитывая фактический уровень исполнения федерального проекта, полагаем, что второй вариант по ряду суперсервисов в настоящее время является более оптимальным.

Для справки: 

Основные параметры федерального проекта «Цифровое государственное управление»
Входит в национальный проект «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»»
Сроки начала и окончания

Правительство планирует создание 25 цифровых суперсервисов в сфере госуслуг

Правительство планирует создание 25 цифровых суперсервисов в сфере госуслуг

Правительство определилось с планом работ по оптимизации и цифровой трансформации госуслуг и приоритетных жизненных ситуаций (суперсервисов) — 25 «дорожных карт» по их развитию должны быть готовы в июне 2019 года. Двум сервисам для бизнеса до сих пор не нашли ведомственного куратора: Минэкономики не хочет брать на себя полномочия, предложенные Минкомсвязью. В остальном развитие суперсервисов должно к 2021 году превратить общение гражданина с государством в основном в цифровое и в большей части дистанционное.

Как следует из подготовленных Минкомсвязью материалов к сегодняшнему заседанию президиума правительственной комиссии по цифровому развитию (есть у «Ъ»), целевое видение и «дорожные карты» по каждому из 25 суперсервисов должны быть готовы в июне 2019 года.

Подготовкой «дорожной карты» по каждому из сервисов должна заниматься рабочая группа с участием заместителя руководителя профильного ведомства.

В их обязанности входит выработка целевой модели сервиса с точки зрения наилучшего пользовательского опыта, оптимизация бизнес-процессов, анализ действующих ГИС и выработка требований к их модернизации — защиты проектов по каждому сервису должны проходить на заседаниях президиума в течение июня.

Деятельность рабочих групп предполагается выстроить в духе SCRUM (методика управления проектами) и разбить на «спринты» длительностью одну рабочую неделю, по итогам которых должно происходить приращение функциональности сервиса.

Напомним, перечень суперсервисов был утвержден на заседании президиума в феврале 2019 года.

Туда попали онлайн-сервисы по оформлению европротокола в автостраховании (куратор — Банк России), цифровому исполнительному производству (ФСПП), помощи при инвалидности, трудовым отношениям, социальной поддержке, пенсиям, трудовой миграции (Минтруд), медицинским справкам и документам (Минздрав), регистрации нарушений ПДД и правил благоустройства, регистрационные и паспортные сервисы, сервисы по уведомлению и обжалованию штрафов (МВД), выделению земли под строительство (Росимущество), правосудию (Судебный департамент при Верховном суде), подаче заявлений в правоохранительные органы (Генпрокуратура), господдержке бизнеса (Минэкономики), получению разрешений для бизнеса и его регистрации (нет куратора), цифровому строительству (Минстрой), поступлению в вуз (Минобрнауки), безбумажным перевозкам пассажиров и грузов (Минтранс), получению цифровых документов об образовании (Минпросвещения), получению образования в РФ для иностранцев (Россотрудничество), а также содействию при рождении ребенка, утрате близкого человека и переезде в другой регион (Минкомсвязь).

Пока не определены руководители рабочих групп по шести суперсервисам: свои кандидатуры не представили МВД и Минстрой, Минэкономики официально отказалось от кураторства сервисов «открытие бизнеса» и «разрешения для бизнеса в цифровом виде», которое ему предлагали поручить в Минкомсвязи.

В пресс-службе Минэкономики «Ъ» заявили, что ведомство не готово взять на себя обязанности, поскольку первое направление находится в полномочиях ФНС, а по второму отсутствует нормативная база. По словам источника «Ъ», знакомого с ситуацией, по этому вопросу назначено согласительное совещание.

Помимо формы типовой «дорожной карты» в Минкомсвязи разработали также методику оценки «цифровой зрелости» госуслуг по шестибалльной шкале (от «минус 1» до «супер»). При этом целевой уровень цифровизации должен быть определен для каждого сервиса индивидуально.

При оценке будут учитываться такие критерии, как запись на прием в электронном виде с предпроверкой документов, возможность подачи документов без очного обращения (возможность прийти лично сохранится), запрос сведений через СМЭВ, ручное или автоматическое принятие решений, электронное получение уведомления о решении или самого результата услуги в виде электронного документа, ведение реестра принятых решений. Наибольшему уровню цифровизации соответствуют получение электронного результата в момент обращения и принятие решения в проактивном режиме (без обращения гражданина). Министерство подготовило перечень сведений, содержащихся в ведомственных ГИС, получение которых необходимо для реализации суперсервисов и заполнения цифрового профиля гражданина (см. «Ъ» от 11 февраля).

Оптимизации в 2019 году должны быть подвергнуты также 33 традиционные госуслуги (так называемые моносервисы), включая миграционный учет, проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачу водительских удостоверений, кадастровый учет и предоставление сведений из ЕГРН, прием налоговых деклараций, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, выдачу лицензий на оказание услуг связи — соответствующие «дорожные карты» должны быть подготовлены к 25 марта. По итогам цифровой оптимизации госуслуг к 2021 году доля цифрового взаимодействия граждан и бизнеса с властями должна составлять не менее 80%, как и доля внутриведомственного и межведомственного документооборота. Доля отказов при предоставлении услуг должна быть снижена до 10% от уровня 2018 года, срок регламентного времени оказания услуг сокращен в два раза, а количество нарушений временного регламента не должно превышать 4%, заполнение электронного заявления будет занимать не более десяти минут, а расходы на оплату труда чиновников, оказывающих госуслуги,— сокращены на 30%.

Правительство намерено превратить госуслуги в суперсервисы

Правительство согласовало план работ по цифровой трансформации госуслуг. В соответствии с документом по истечении следующих двух лет общение россиян с государством будет осуществляться на удаленной основе с помощью цифровых каналов коммуникаций. К этому времени в Российской Федерации будет запущено 25 суперсервисов.

Правительство утвердило перечень суперсервисов в прошлом месяце.

Он включает в себя онлайн-сервисы социальной поддержки, оформления европротокола, помощи при инвалидности, получения разрешений для бизнеса, цифрового исполнительного производства, правосудия, трудовой миграции, цифрового строительства, выделения земельных участков, направления заявлений в правоохранительные органы, регистрационные, паспортные сервисы и др.

Благодаря оптимизации госуслуг к 2021 г. доля digital-взаимодействия бизнеса и граждан с властями будет составлять как минимум 80%. Доля межведомственного и внутриведомственного оборота также должна возрасти до 80%. В свою очередь, доля отказов при предоставлении государственных услуг сократится до 10% от уровня минувшего года.

В рамках нацпрограммы «цифровая экономика» разработаны первые прототипы суперсервисов для оказания онлайн-госуслуг

Два суперсервиса уже одобрили участники федпроекта «Цифровое государственное управление».

В России появились прототипы суперсервисов – комплексных автоматических госуслуг, сгруппированных для решения типичных жизненных ситуаций граждан. Их разработка ведется в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика», инициированной Президентом РФ Владимиров Путиным.

Всего готовится запуск 25 приоритетных суперсервисов, среди которых «рождение ребенка», «онлайн помощь при инвалидности», «утрата близкого человека», «правосудие онлайн».

Данный список утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию под председательством Заместителя Председателя Правительства Максима Акимова.

Планируется, что суперсервисы покроют не менее 90% всех взаимодействий граждан, бизнеса и государства.

Два проекта-прототипа – связанных с предоставлением онлайн-услуг в исполнительном производстве и онлайн поступлением в вузы – уже получили одобрение представителей рабочей группы по цифровому государственному управлению при АНО «Цифровая экономика».

Часть функций первого суперсервиса «Исполнительное судебное производство» планируется запустить в 2019 году.

Для граждан услуга будет представлять личный онлайн-кабинет с оперативными уведомлениями о взысканиях по исполнительному производству с информацией по делу, с функциями погашения долгов и подачи жалоб, уточнила первый заместитель директора федеральной службы судебных приставов Ольга Помигалова.

Планируется, что к 2022 году суперсервис позволит снимать ограничения с должника, например, на выезд за границу, в течение одного часа с момента оплаты. Сейчас, по данным ФССП, такая процедура занимает около одного дня.

Заместитель генерального директора – руководитель по направлению «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов уточнил, что отдельные компоненты суперсервиса по плану федерального проекта «Цифровое государственное управление» начнут использоваться в приемной кампании 2021 году, а в 2022 году планируется запустить пилотный проект.

«Суперсервис предполагает создание единого портала образовательных программ, чтобы можно было удобно их искать и сравнивать.

Портал будет включать в себя онлайн-сбор документов в электронном виде, требуемых для поступления, включая заявление.

В некоторых случаях будет возможно и дистанционное прохождение вступительных экзаменов, если будет обеспечено соответствующее дистанционное наблюдение», – рассказал Тер-Степанов.

Заместитель Министра по цифровому развитию, связи и массовым коммуникациям Максим Паршин также сообщил, что целевые модели суперсервисов скоро станут доступны для общественного обсуждения.

«Мы рассчитываем получить обратную связь от конечных пользователей и учесть замечания при реализации продукта.

Первыми будут доступны сервисы «Рождение ребенка», «Поступление в ВУЗ онлайн», «Переезд в другой регион», «Цифровое исполнительное производство», «Утрата близкого человека», – заключил он.

Правительство отложило введение электронных паспортов как минимум до 2018 года

Правительство отложило выпуск электронных паспортов как минимум до марта 2018 года. Это следует из постановления правительства РФ от 16.04.2016 № 315 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы…» Постановление вступает в силу 26 апреля 2016 года.

Документ предписывает министерству внутренних дел, к которому в апреле перешли функции Федеральной миграционной службы (ФМС), «отложить мероприятия по введению на территории Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации… на период после 15 марта 2018 г.»

Напомним, в соответствии с планами ФМС и Минкомсвязи, а также концепцией введения в удостоверения личности гражданина (утвержденной распоряжением правительства от 19 сентября 2013 г.

№ 1699-р) предполагалась реализация пилотного проекта по выдаче 300 тысяч «электронных» удостоверений личности гражданина (УЛГ) в Крыму, Севастополе, Ростовской области, Краснодарском крае и на территории «иных субъектов Российской Федерации», определяемых правительством.

D-Russia.ru отмечал ранее, что это – персональные данные, подлежащие надёжной защите. Отчуждение этих данных от гражданина опасно и может привести к трагедии. В проектах же ФМС защита ПД, судя по опубликованным документам, с достаточной ясностью не описывалась.

Добавим, что федеральный закон, предусматривающий введение УЛГ, к моменту начала работы ФМС над проектом ещё не был подготовлен, хотя его разработка предусмотрена Концепцией введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации на четвертый квартал 2013 года.

Читайте также:  Альтернативное разрешение трудовых споров (нюансы)

Ожидалось, что «электронный паспорт» придет на смену универсальной электронной карте (УЭК) и будет использовать инфраструктуру, созданную для ее использования.

Однако исследование, проведенное Экспертным центром электронного государства в конце 2015 года, показывает, что УЭК так и не стал ни востребованным инструментом для доступа к госуслугам, ни распространенным платежным средством.

Так, в соответствии с исследованием, только на 10% карт записан сертификат электронной подписи, на 9% карт размещено дисконтное приложение, 4% карт содержит транспортное региональное приложение, такая же доля выданных УЭК используется владельцами как банковская карта.

Использование УЭК в разрезе приложений (по данным регионов). Источник: Экспертный центр электронного государства

18 апреля 2016 года Минэкономразвития опубликовало законопроект, отменяющий выпуск УЭК с начала 2017 года и исключающий универсальную электронную карту из оборота. По информации D-Russia.ru, владелец АО «УЭК» – Сбербанк – поддерживает отмену УЭК.

[3]

По данным Экспертного центра электронного государства, решения правительства отложить проект УЛГ, как и отказ от УЭК, обусловлены несколькими обстоятельствами.

Читайте так же:  Наследники по праву представления — кто это

Во-первых, экономия. ФМС на пилотный проект выдачи 300 тысяч электронных паспортов планировала истратить 200 миллионов рублей, полученных из бюджета. Компенсировать эти средства предполагалось, взимая пошлину в размере 700 рублей за выдачу документа.

Во-вторых, электронный паспорт не есть обязательное условие предоставления электронных госуслуг. Граждане для их получения могут по-прежнему использовать Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), где по состоянию на март 2016 года зарегистрированы 25,57 миллиона человек. Постановление правительства РФ от 26 марта 2016 г.

№ 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг» предусматривает «обеспечить предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями не позднее 31 декабря 2018 года», что выполнимо вне зависимости от электронных паспортов – физический носитель квалифицированной электронной подписи, удостоверяющей личность гражданина, может вводиться позже.

На пути к суперсервисам: совершение сделок и подача жалоб через «Госуслуги»

Сделки через «Госуслуги»

«Госуслуги» предлагается усовершенствовать таким образом, чтобы граждане и организации смогли:

  • совершать в электронном виде юридически значимые действия, включая сделки;
  • подписывать документы электронной подписью;
  • направлять документы для подписания другим лицам, что даст возможность заключать многосторонние сделки;
  • при необходимости после заключения сделки заполнять заявления и направлять документы для совершения государственных регистрационных действий.

Обратите внимание! Обновленные «Госуслуги» позволят заключать в электронном виде договоры купли-продажи и аренды недвижимости и транспортных средств.

Жалобы через «Госуслуги»

Еще одно нововведение — создание единого окна цифровой обратной связи граждан и организаций с госорганами и муниципалитетами.

Обратите внимание! Через «Госуслуги» можно будет подать жалобу или обращение.

Что такое проактивное предоставление госуслуг?

Зарегистрированные пользователи будут заранее получать оповещения о возможности подачи заявлений на получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Так называемое проактивное получение госуслуг — еще одно из направлений реформирования портала.

Как отмечают авторы нововведений, популяризации электронных услуг будут способствовать:

  • возможность использования госуслуг через информационные ресурсы и мобильные приложения коммерческих организаций;
  • обращение к госуслугам через интернет-банки.

Суперсервисы и цифровая трансформация госуслуг

В рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» проводятся мероприятия по Цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг.

Цифровая трансформация и оптимизация государственных и муниципальных услуг будет базироваться на следующих принципах:

  • в государстве нет физических документов кроме удостоверения личности гражданина;
  • запрет на запрос у граждан информации, которая имеется в распоряжении государства, все необходимые документы запрашиваются из электронных реестров органов власти;
  • принцип комплексного подхода к решению жизненных ситуаций заявителей посредством суперсервисов;
  • минимизация участия чиновников в принятии решений по оказанию услуг, перевод услуг в режим online;
  • омниканальность взаимодействия с использованием любых удобных пользователю инструментов обращения за услугами (мобильные устройства, соцсети, сайты, банковские приложения, email);
  • проактивное предоставление услуг на основании изменения статусов граждан в ведомственных реестрах;
  • исключение бумажных носителей̆ в процессах оказания услуг, межведомственного взаимодействия и документооборота между органами власти.

Оптимизация государственных услуг ведется по 2-м направлениям: комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса (далее – Суперсервисы) и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг (моносервисы).

Федеральным проектом «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» запланировано следующее мероприятие:

— задача 06.01.001 «Разработаны и утверждены требования к целевому состоянию и определено целевое состояние цифровой трансформации приоритетных массовых социально значимых, в том числе разрешительных государственных и муниципальных услуг, в том числе сгруппированных по жизненным ситуациям, в соответствии с утвержденным перечнем услуг и сервисов».

С целью реализации вышеуказанного мероприятия, на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова 28 марта 2019 г. были одобрены и утверждены:

  • — положение о рабочих группах подкомиссии Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности по реализации первоочередных жизненных ситуаций (суперсервисов);
  • — типовой план деятельности рабочих групп при подкомиссии Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности по реализации первоочередных жизненных ситуаций (суперсервисов).
  • — перечень суперсервисов, ответственные ведомства и руководители рабочих групп по реализации суперсервисов;
  • — перечень государственных услуг, включаемых в план оптимизации в 2019 году;
  • — матрица оценки цифровой зрелости государственных и муниципальных услуг;
  • — типовая форма дорожной карты оптимизации государственных и муниципальных услуг на основе расширенного использования информационных технологий;
  • — типовые целевые показатели оптимизации государственных и муниципальных услуг на основе расширенного использования информационных технологий.
  • На 2019 год планируются следующие мероприятия.
  • — До июля 2019 года планируется разработать и утвердить на Президиуме правительственной комиссии целевые состояния и дорожные карты оптимизации и цифровой трансформации приоритетных услуг и суперсервисов.
  • — Обеспечить проектирование ведомственных и государственных информационных систем и подготовить изменения в нормативные правовые акты, позволяющие достичь целевое состояние оптимизации и цифровой трансформации государственных услуг в 2020 году.

Одобрено 25 суперсервисов в рамках нацпрограммы "Цифровая экономика"

2019-02-05T09:04

2019-02-05T09:04

https://realty.ria.ru/20190205/1550387948.html

Одобрено 25 суперсервисов в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика»

https://cdn23.img.ria.ru/images/154969/24/1549692404_0:0:2507:1410_1036x0_80_0_0_72f4f19f74d674f9af8b86fa60ab7c93.jpg

Недвижимость РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png

Недвижимость РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png

МОСКВА, 4 фев — РИА Новости. Президиум правкомиссии РФ утвердил перечень из 25 суперсервисов в рамках национальной программы «Цифровая экономика», говорится в сообщении на сайте кабинета министров.

«На заседании президиума был одобрен перечень из 25 приоритетных жизненных ситуаций для цифровой трансформации госуслуг (разработки суперсервисов)», — говорится в сообщении.

Как поясняется, для реализации каждого сервиса будет сформирована отдельная команда цифровой трансформации, которая займется совершенствованием такого сервиса с точки зрения наилучшего пользовательского опыта, оптимизацией бизнес-процессов, анализом действующих госинформационных систем и выработкой требований к их модернизации.

В перечень из 25 сервисов, которые планируется реализовать до 2021 года, входят оформление европротокола онлайн, цифровое исполнительное производство, помощь при инвалидности онлайн, трудовые отношения, соцподдержка, пенсия, медицинские справки и документы онлайн, регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства, регистрационные и паспортные сервисы, оформление земли под строительство, уведомление и обжалование штрафов, правосудие, подача заявлений в правоохранительные органы в электронной форме.

Кроме того, к числу таких сервисов относятся разрешения для бизнеса в цифровом виде, господдержка и регистрация бизнеса, цифровое строительство, поступление в ВУЗ онлайн, образование для иностранцев, безбумажные перевозки пассажиров и грузов, оформление цифровых документов об образовании, рождении ребенка, утрате близкого человека, по трудовой миграции и переезду в другой регион.

Также по итогам работы президиума были утверждены требования к разработке «дорожных карт» по направлениям развития сквозных цифровых технологий и требования к операторам такой разработки. Так, госкорпорация «Росатом» проведет конкурсы по отбору операторов разработки «дорожных карт» для каждой из девяти ключевых сквозных цифровых технологий, которые входят в нацпрограмму.

В ближайшие три года на портале госуслуг появятся 25 цифровых суперсервисов

7 ноя. 2019 18:06

Сегодня, 7 ноября, в правительстве Ростовской области состоялось заседание коллегии министерства информационных технологий и связи региона. На повестке дня были вопросы дефицита отделений почтовой связи в Ростове-на-Дону и их удаленности от новых микрорайонов, развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг, подготовки кадров для сферы цифровой экономики.

На сегодняшний день в Ростове-на-Дону остро назрела проблема доступности объектов почтовой связи. Это связано с массовой застройкой в жилых районах и отсутствием запланированных помещений для почтовых отделений.

Из-за удаленности от новых микрорайонов городу не хватает восьми почтовых отделений.

В ходе заседания коллегии было принято решение рассмотреть вопрос о предоставлении региональному филиалу ФГУП «Почта России» помещений для открытия отделений почтовой связи в микрорайонах, испытывающих дефицит в них.

В рамках нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации» проводится цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг. Сегодня на портале госуслуги в Ростовской области опубликовано 266 региональных и 2200 муниципальных услуг. С начала года жители региона заказали более двух миллионов услуг в электронном виде.

В ближайшие три года на портале появятся 25 цифровых суперсервисов.

В их основу легли типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются граждане при взаимодействии с государством: например, рождение ребенка, оформление пособий и льгот, электронный больничный, полис ОСАГО, полис обязательного медицинского страхования, трудовая книжка и другие. Каждый из этих сервисов будет представлять собой набор федеральных, региональных и муниципальных и сопутствующих услуг. Предполагается, что суперсервисы покроют 90% всех точек соприкосновения гражданина и государства. Однако, проблемой в реализации данного проекта является низкая заинтересованность органов исполнительной власти в автоматизации процессов оказания услуг в электронной форме. Решить ее можно внесением соответствующих поправок в федеральное законодательство.

Последним вопросом на заседании коллегии стала подготовка кадров для цифровой экономики.

«Ростовская область стабильно занимает лидирующие позиции в рейтинге городов России по количеству выпускников в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Кроме того, подготовка ИТ-кадров проходит не только на уровне вузов, но и в учреждениях среднего и начального образования. С 2017 года реализуется проект 15 ИТ-школ Ростовской области. ИТ-классы открыты в школах Ростова, Таганрога, Шахт, Новочеркасска и Каменска-Шахтинского.

Общее число учеников в них — 380 человек», — пояснил министр информационных технологий и связи региона Герман Лопаткин.

Проект реализуется при участии бизнеса, вузов и мининформсвязи региона. Чтобы повысить качество образования будущих ИТшников, участниками коллегии было решено оказывать информационную и экспертную поддержку учебным заведениям при подготовке кадров для цифровой экономики, в том числе обеспечить широкомасштабное внедрение «Персональных цифровых сертификатов». 

Госуслуги станут цифровыми суперсервисами

Новый формат госуслуг – цифровые суперсервисы – должен охватить 90% «соприкосновений» граждан и бизнеса с государством. Со временем это взаимодействие и вовсе должно стать незаметным.

Насколько чиновники готовы перестроить мышление, какие полномочия уже можно передать искусственному интеллекту и как власти будут оказывать услуги без запроса, «Ъ» рассказал заместитель главы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин, курирующий федеральный проект по цифровому госуправлению.

— Как идет разработка?

— Мы сформулировали 25 суперсервисов, которые охватывают основные жизненные ситуации граждан и бизнеса и не менее 90% их соприкосновений с государством.

Они раскладываются примерно на 200 отдельных услуг федерального, регионального и муниципального уровня, а также негосударственные услуги – например, банковские. По каждому суперсервису сформированы команды, работа запущена.

Реализовать их иначе, чем в командном режиме, невозможно: жизненная ситуация в рамках суперсервиса – это комплексная услуга, где переплетены отдельные процедуры большого числа исполнителей. Мы берем за основу технологию agile, движемся недельными отрезками-спринтами.

Я возглавляю две группы – по суперсервисам «Рождение ребенка» и «Утрата близкого человека». Всего в командах работает около 200 человек – сотрудников органов власти разного уровня, экспертов, представителей Сбербанка и «Ростелекома».

Читайте также:  Комментарий 18641 к статье: рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах

По каждому направлению должны быть достигнуты три больших блока результатов. Первый – это целевое состояние суперсервиса и обеспечивающих его бизнес-процессов.

При этом мы идем от конечного результата, буквально от прототипа на смартфоне пользователя, – и уже обратным ходом разворачиваем этот процесс, накладывая его на существующие процедуры. Мы ставим задачу, чтобы это был сервис уровня «пять звезд».

Если реализация на «пять звезд» предполагает бесконечное время и бесконечный бюджет, мы говорим: о’кей, пусть будет «четыре звезды», но не ниже. Второе – это технология, требования к информационным системам, которые обеспечат эти бизнес-процессы.

Третье – регулирование: достижение целевого результата практически всегда требует нормативных изменений – от федеральных законов до административных регламентов. Все эти результаты должны быть готовы в июле, дальше уже начнется реализация.

— Как отбирались жизненные ситуации?

— Мы отбирали то, что наиболее комплексно, востребовано и проблемно, с чем сталкиваются миллионы граждан. Допускаю, что состав суперсервисов еще будет уточняться в процессе работы, но нам нужно сейчас на чем-то зафиксироваться.

Цифра 25, с одной стороны, достаточно амбициозна, с другой – выполнима, мы должны решить проблему в течение двух лет. При этом мы не забываем об оптимизации отдельных услуг, которые не входят в суперсервисы, но тоже являются массовыми, так называемых моносервисов.

Суперсервисы – это не самоцель, мы не можем делать их, исходя из логики заплаток или костылей, поддаваясь на соблазн что-то там подкрутить. Это не приведет к серьезной цифровой трансформации органов власти.

Суперсервис ценен не только сам по себе, он с необходимостью приводит к изменению баз данных и информационных систем органов власти, которые должны быть перестроены под единым архитектурным надзором, и нормативной базы, которая лежит в основе этого процесса и его цементирует.

— Рассчитываете запустить цепную реакцию?

— Да, суперсервис сам выходит на задачи трансформации цифрового госуправления, предъявляя новые требования к ведомственным системам и данным.

Это тесно связано с работой по формированию национальной системы управления данными и цифрового профиля гражданина.

Гражданин должен иметь доступ к данным о себе, понимать, как и кем они обрабатываются, иметь возможность дать или отозвать на это согласие.

— Как решается вопрос с допуском бизнеса к оказанию услуг?

— Негосударственные услуги встроены в большинство суперсервисов. Если их исключить, клиентский опыт будет неполным, а суперсервис – не супер.

Так что бизнес будет встроен в этот процесс, в том числе и в части интерфейсов, то есть услуги можно будет получить не только через портал госуслуг.

Правила должны быть понятны, упорядочены, прозрачны, без каких-либо преференций – это общие принципы. Но на каждый процесс в суперсервисах они будут приземляться отдельно.

— Насколько готовы регионы?

— Ситуация очень неровная: есть регионы-лидеры, которые имели больше возможностей самостоятельного развития, основная же часть просит помощи и поддержки.

Мы работаем в двух направлениях: тиражирование лучших практик (создаем соответствующую библиотеку) и разработка типовых решений на базе единой облачной платформы региональных и муниципальных услуг.

Конечно, каждый регион уникален, но мы живем в одной стране, в рамках единого законодательства, и большая часть услуг носит типовой характер. Мы предлагаем решение, регион может его кастомизировать: перенастроить услуги и процессы, оптимизировать к собственной специфике.

Это тесно связано с концепцией «Госвеба» (рабочее название) – единой экосистемы государственных и муниципальных информационных и сервисных ресурсов. Сайтов учреждений, школ, больниц, детских садов, различных органов власти – не меньше 150 тыс., каждый обязан иметь свой ресурс.

Есть отдельные звездные, востребованные ресурсы, но большая же часть не выдерживает никакой критики. На это нужны деньги, знания, компетенции. Сейчас мы делаем единый конструктор сайтов, начинаем с четырех видов учреждений: школы, детские сады, учреждения здравоохранения и органы местного самоуправления.

Там будут единые принципы дизайна и предоставления услуг, редакционная политика, все сайты будут пронизаны информационными и сервисными элементами.

Там будут услуги, которые востребованы пользователем: если я захожу на сайт школы, то я хочу узнать оценки своего ребенка, на сайт муниципалитета – какие детские площадки открываются.

Федеральная повестка, в том числе новостная, будет транслироваться на эту экосистему сайтов – это никак не ограничивает регионы в их творчестве и самобытности, но, попадая на сайт, человек должен понимать, что это государственный ресурс, он может доверять этой информации и этим услугам. Начнем с нескольких пилотных регионов.

— Как эта унификация отразится на регионах-лидерах?

— Они сами уже идут этим путем, мы во многом опираемся на их опыт. С Москвой, Татарстаном и другими регионами-лидерами мы ведем активный диалог. Насколько жесткой должна быть унификация, необходимость редизайна – это все обсуждаемо.

Мы исходим из того, что, если ресурс популярный, там предоставляются услуги, граждане к нему привыкли – прекрасно, пусть развивается. Если же ресурс не востребован (а поддержание любого сайта требует денег и усилий) – давайте переходить на общие принципы и технологии.

Это гибкая политика, но это политика.

— Какие сферы госуправления готовы к внедрению искусственного интеллекта?

— Да многие готовы. Если к ИИ относиться не как к таинству, а как к совокупности технологий, его можно и нужно применять. Просто надо исходить из практической технологической задачи.

Например, ИИ можно использовать для работы с обращениями граждан, обучив нейронную сеть понимать суть обращения гражданина и маршрутизировать его до того чиновника, который должен проблему решить.

Это не исключает участия человека: все равно в обозримой перспективе ответственность будет нести не ИИ, а конкретный сотрудник.

— Но одной из целей цифрового госуправления является автоматизация принятия решений…

— Когда мы говорим о суперсервисах и моноуслугах, мы исходим из матрицы зрелости цифровой услуги. От минимального или даже отрицательного уровня, когда все только на бумаге, до уровня «супер», где по большинству услуг решение может приниматься автоматически.

Там нет места для усмотрения чиновника: должностное лицо все равно принимает решение в рамках законов, правил и административных регламентов, а большинство ситуаций стандартны.

Таким образом, услуги могут предоставляться на основе алгоритма и онлайн, в момент обращения.

Следующее требование – это реестровая модель, когда у нас отсутствует бумага как результат предоставления услуги, а физический документ заменяется на запись в соответствующем государственном реестре (хотя вы можете получить выписку в МФЦ, если она вам зачем-то нужна).

Еще одно качество – это проактивность, когда услуга предоставляется без обращения гражданина, а инициируется самим госорганом.

Мы говорим о том, что государство должно быть незаметным: мы не должны создавать проблему, которую сами же потом помогаем гражданину решать за счет создания МФЦ, перевода услуг в одно окно или их цифровизации.

Наша задача – сделать так, чтобы он просто не замечал взаимодействия с государством, а если это все же необходимо – мог решить все в один-два клика. Звучит довольно оптимистично и амбициозно, но суперсервисы как раз позволят эти общие принципы приземлить на практику. Когда мы переходим к конкретике, вопросы сводятся к набору необходимых данных и их качеству.

— Росреестр недавно представил новый сервис: электронного помощника, который подскажет гражданам, какие документы собрать для получения определенной услуги. Вам не кажется, что это очень далеко от заявленных лозунгов про проактивность и незаметность?

— Разрабатывая суперсервисы, мы идем от целевого состояния. А до этого разные ведомства проходили – да и сейчас еще проходят – этап цифровизации процесса как он есть. У них есть административный регламент, принятый несколько лет назад, ведомства действуют в его рамках, несут за него ответственность.

И их можно понять. Однако важно смотреть на эту задачу сверху, анализировать, для чего вообще эти процессы и эти документы нужны, – это раз. Два – еще в 2010 году в закон о госуслугах был включен прямой запрет требовать от граждан предоставления документов, которые уже имеются в распоряжении госорганов.

И этот запрет должен соблюдаться. Есть так называемые документы личного хранения, но этот список мы будем сокращать.

Гражданину это не нужно, вся информация должна содержаться в его цифровом профиле, все базы данных должны быть доступны – как ему, так и органу власти или организации, которым он разрешит доступ.

— Готовы ли ведомства к такому переходу, в том числе на уровне мышления?

— Не всегда. Есть лидеры, есть те, кто меньше готов. Поэтому курс, который читается в Центре подготовки руководителей цифровой трансформации Высшей школы госуправления РАНХиГС и который я сам проходил, – направлен в том числе и на изменение установок участников.

Это очень амбициозная задача: в рамках программы надо будет обучить 13 тыс. человек: в разных форматах, частично дистанционно, но вовлекая все без исключения уровни власти снизу доверху. Да, есть сопротивление, это процесс естественный, но какого-то совсем дремучего невежества нет.

Будем объяснять, иногда будем и понуждать.

— Масштабная цифровая трансформация потребует рук и мозгов. Кто будет разрабатывать решений для государства: собственные команды или специалисты со стороны?

— Здесь нет однозначного решения. Какие-то вещи могут делаться в формате частно-государственного партнерства, какие-то – только за госденьги.

Это могут быть государственные платформенные решения, на которых смогут развиваться другие приложения, разработанные сторонними организациями. Разработка госсистем должна вестись преимущественно in house.

Но руководствоваться здесь нужно здравым смыслом, оптимальностью, оптимизацией расходов. 

Мы как министерство видим свою задачу в создании платформенных решений, которые будут использоваться не только для предоставления госуслуг. Сейчас мы создали дорогу, по которой ездит только общественный транспорт.

Может быть, пора открыть ее для всех участников движения? У нас есть три базовых платформы: СМЭВ как транспортная система гарантированной доставки данных, ЕСИА, на основе которой мы развиваем цифровой профиль, и портал госуслуг, который в дальнейшем будет развиваться в сторону «Госвеба». Если они имеют ценность для бизнеса – это надо использовать.

Почему бы ЕСИА не применить для идентификации в онлайн-магазине или при покупке билета? Это удобно, вам не надо хранить десятки паролей, достаточно учетной записи на госуслугах.

Конечно, система потребует доработки, мы этим сейчас занимаемся. То же касается и СМЭВ: банки и страховые компании уже к ней подключены. Создание платформ – это и есть наше магистральное движение, это про цифровую экономику, про новые бизнесы, новые ценности и новые качества.

Если на их основе возникают какие-то коммерческие решения – отлично, мы на них не претендуем и не ставим перед собой задачи зарабатывать.

Хотя, возможно, предоставление этих платформ будет небезвозмездным: вопрос не только в том, чтобы вернуть бюджетные инвестиции, хотя бы частично, но и в управлении спросом и борьбе со злоупотреблениями. Решение должно быть публичным, мы будем его обсуждать.

Источник: Коммерсантъ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *