Появится новый кодекс — процессуальный коап рф

Появится новый кодекс — Процессуальный КоАП РФ

Премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сформировать новый Кодекс об административных правонарушениях еще 21 марта. Он отметил, что действующий документ очень громоздкий и его сложно применять в случае административных правонарушений. Он предложил уйти от подпунктов и привести имеющиеся статьи в соответствие с законодательством.

В тексте концепции КоАП говорится, что с начала его действия в стране приняли 621 федеральный закон, по которому в Кодекс внесли уже более 4800 изменений.

«Нормы КоАП должны претерпеть такие изменения, которые будут соответствовать целям указанной реформы, что, несомненно, подразумевает как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний», — говорится в проекте.

Правонарушения и наказания

Согласно новой концепции КоАП, количество административных правонарушений значительно сократят, а также разделят по категориям. Они будут зависеть от их характера и степени общественной вредности. Исходя из этого и будут назначать наказание.

«Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых», — говорится в тексте документа.

Кроме того, каждая категория получит свой срок давности привлечения к ответственности, который не может превышать двух лет. Исключением из этого правила станет административная ответственность для юридических лиц.

  • «Учитывая характер и степень общественной вредности различных категорий административных правонарушений, предлагается установить разные сроки, в течение которых лицо считается подвергнутым административному наказанию», — говорится в тексте концепции.
  • В качестве первого наказания для граждан за негрубые правонарушения кодекс предлагает назначать предупреждения, а не выписывать штрафы.
  • На такое мягкое наказание за негрубое и первое нарушение могут рассчитывать индивидуальные предприниматели или юридические лица, работающие в сфере малого и среднего предпринимательства, а также их сотрудники.

Если все же наказание предусматривает штраф, то его размер будет определяться целым рядом обстоятельств. Кроме характера правонарушения и размера вреда, при выписке штрафа будут учитываться финансовое положение нарушителя и его семьи.

При этом если нарушитель устранил или предотвратил вред, который он мог нанести своими действиями, то ему назначается минимальный размер штрафа, или вообще вместо финансового наказания ему вынесут предупреждение.

Кроме этого, авторы предложили распространить правила сокращения штрафа в два раза, если нарушитель выплатит его в течение 20 дней после вынесения постановления. Сейчас это правило действует только для нарушителей ПДД.

Появится новый кодекс — Процессуальный КоАП РФИсточник фото: Pixabay

Под это нововведение не попадут грубые административные правонарушения, а также оборотные штрафы (выплаты, зависящие от выручки компании. Используются в основном при нарушении антимонопольного законодательства).

Новый кодекс предусматривает уменьшение штрафа в случае обстоятельств, по которым административная ответственность должна быть смягчена. При этом сумма, которую обязан заплатить нарушитель, будет уменьшаться при каждом таком обстоятельстве.

И наоборот, в случае отягчающих обстоятельств штраф будет только увеличиваться. Размеры уменьшения или увеличения штрафа должны устанавливаться кодексом.

  1. Если сумма штрафа достигла 10 тысяч рублей, то авторы нового Кодекса предложили списывать деньги с банковских счетов должника без возбуждения исполнительного производства.
  2. То есть сотрудники Федеральной судебной службы приставов будут получать электронную заявку и без возбуждения исполнительного производства смогут автоматически блокировать деньги на счету банка или другой кредитной организации.
  3. Двумя главными пунктами, которые появятся в новом Кодексе об административных правонарушениях, станут институт реабилитации и закрепление правила: «закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет».
  4. По данным Минюста, статья об институте реабилитации предусматривает, что человек, которого неправомерно привлекли к административной ответственности, может рассчитывать на компенсацию за возмещение вреда из-за незаконного административного преследования.

Правило о законе, отягчающем ответственность, будет действовать следующим образом. Если действия нарушителя одновременно попали под статьи административного и уголовного кодексов, то применяться будет именно административная статья.

Это позволит избежать ситуации с ужесточением наказания, если в силу вступят оба закона.

Появится новый кодекс — Процессуальный КоАП РФИсточник фото: РИА «Новости»

Граждане, бизнес и власть

В действующем сегодня Кодексе об административных правонарушениях различаются три категории: простые граждане, юридические и должностные лица. В новом документе этот список предлагается расширить.

В частности, в особую группу попадут подростки. Суды смогут освобождать их от административной ответственности, но при этом с несовершеннолетними нарушителями будут проводить воспитательную работу в качестве профилактики. При этом такие меры по отношению к подростку также могут стать для него видом административного наказания.

При вынесении решения будут учитываться условия жизни и воспитания, уровень психического развития малолетнего нарушителя, особенности его личности, а также влияние на него старших лиц.

К обязательным работам в качестве административного наказания нельзя будет привлекать детей-инвалидов, беременных женщин, тяжелобольных людей, а также инвалидов I и II групп.

Отдельным субъектом нового Кодекса об административных правонарушениях станут индивидуальные предприниматели. Ранее их было сложно отнести к должностным или юридическим лицам для того, чтобы квалифицировать их нарушения, и, как следствие, определить для них сумму штрафа. Новый кодекс должен решить эту проблему.

Из старого документа в новый перейдут положения о привлечении к административной ответственности военнослужащих, замещающих должности представителей правоохранительной службы, и лиц, имеющих специальные звания.

Еще одним нововведением для бизнеса станет запрет на одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его работника за одно и то же нарушение. Исключением станут случаи, когда юрлицо виновно в том, что не приняло меры и позволило своему сотруднику совершить правонарушение.

Кроме того, надзорные органы лишатся права приостанавливать деятельность тех или иных предприятий. Это право останется только за судом. При этом предельный срок остановки деятельности предприятий значительно сократится.

Изменения в новом КоАП коснутся и властей всех уровней, начиная от государственных чиновников, заканчивая органами местного самоуправления, казенных учреждений и государственных внебюджетных фондов. Для всех этих структур отменят административную ответственность как для юридических лиц. Теперь за противоправные действия этих организаций будут наказывать должностных лиц.

Новый Кодекс об административных правонарушениях планируют ввести в действие с 1 января 2021 года — вместе с окончательной отменой устаревших регламентов контрольно-надзорных органов.

Представлены проекты новых Кодекса РФ об административных правонарушениях и Процессуального Кодекса РФ об административных правонарушениях

Появится новый кодекс — Процессуальный КоАП РФ

Минюст России представил проекты Кодекса РФ об административных правонарушениях и Процессуального Кодекса РФ об административных правонарушениях на общественное обсуждение, которое продлится до 19 февраля текущего года.

Документы подготовлены во исполнение поручения Правительства РФ от 4 июня 2019 г.

№ ДМ-П4−29пр на основе Концепции нового КоАП, в которой обозначены цели и задачи по обеспечению системности, эффективности и стабильности правового регулирования отношений в сфере административной ответственности, для достижения которых необходимо реформирование административного законодательства, в том числе выделение его процессуальной части в самостоятельный блок. Кроме того, как известно, большое количество правок норм действующего КоАП РФ существенно затрудняет его применение на практике.

С текстом проекта Кодекса РФ об административных правонарушениях и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/01−20/99 059).

— Реклама —

В проекте нового КоАП представлены три раздела:

  • общая часть, в которую включены общие нормы, положения об административной ответственности, о видах и вопросах назначения административных наказаний, освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания, административной ответственности несовершеннолетних;
  • особенная часть, предусматривающая составы конкретных административных правонарушений по видовым объектам противоправного посягательства и, соответственно, санкции за их совершение;
  • раздел, посвященный субъектам административной юрисдикции.

К основным новеллам можно отнести следующие изменения.

К ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях планируется отнести установление административной ответственности по законам субъектов РФ, принятым по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Также отдельно указываются полномочия органов местного самоуправления по участию в правовом регулировании законодательства об административной ответственности.

Предусматривается, что лицо, совершившее административное правонарушение за пределами РФ, будет подлежать административной ответственности, если правонарушение направлено против интересов РФ, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если указанное лицо ранее за это же правонарушение не привлекалось к ответственности в иностранном государстве. Сегодня эта норма действует лишь в отношении юрлица, нарушившего ст. 19.28 КоАП РФ (ч. 3 ст. 1.8 КоАП РФ).

Проект нового кодекса впервые конкретизирует необходимость соблюдения принципов справедливого и соразмерного административного наказания, а также проявления гуманизма при его назначении.

Отдельно предусматривается категория грубых административных правонарушений, к которым планируется причислить административные правонарушения экстремистской, коррупционной направленности; в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ; в сфере оборота оружия; в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения; изготовления порноматериалов с изображениями несовершеннолетних и их оборота; административные правонарушения, посягающие на конкуренцию; административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, совершенные лицами в состоянии опьянения; административные правонарушения, выражающиеся в нарушении норм законодательства РФ, устанавливающих обязательные требования, нарушение которых считается грубым. Также административное правонарушение в отдельных случаях может признать грубым суд. Кроме того, подробно раскрываются понятия длящихся, продолжаемых, однородных и повторных административных правонарушений.

В качестве самостоятельного субъекта административного правонарушения закреплены ИП, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Также предусматривается условие о запрете одновременного привлечения юрлица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение, за исключением отдельных случаев.

В качестве общего правила указывается возможность назначения наказания в виде предупреждения (если оно предусмотрено санкцией статьи Особенной части кодекса), при совершении правонарушения впервые и в отсутствие отягчающих обстоятельств. К примеру, в действующей редакции ч. 1 ст. 20.

1 КоАП РФ в качестве наказания за мелкое хулиганство предусматриваются административный штраф от 500 руб. до 1 тыс. руб. или арест на срок до 15 суток.

В новой редакции предлагается больше вариантов наказаний, в числе которых появятся предупреждение, обязательные работы на срок до 40 часов и арест на срок до 15 суток, при этом планируется повысить штраф и назначать его в пределах от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Помимо этого, если отягчающие обстоятельства не установлены, предупреждением может быть заменен штраф за впервые совершенное административное правонарушение, не считающееся грубым и выявленное в ходе государственного или муниципального контроля. В соответствии с действующим КоАП РФ штраф может быть заменен на предупреждение только субъектам МСП, юрлицу, а также их работникам (ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ).

Верхние и нижние пределы штрафа могут быть ограничены только конкретными санкциями статей Особенной части нового кодекса.

Норму о верхних границах штрафа предлагается сохранить лишь для административной ответственности, предусмотренной законами субъектов РФ, за исключением законов городов федерального значения.

Так, штраф за совершение административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов РФ, не должен превышать: для граждан — 5 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс. руб., для ИП — 100 тыс. руб., для юрлиц — 500 тыс. руб.

Предусмотрена возможность конфискации маломерных судов, автомототранспортных средств, а также прицепов, не являющихся орудием или предметами совершения правонарушения, у собственников, привлеченных к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений.

Предполагается ужесточение ответственности за некоторые нарушения в области безопасности дорожного движения. Например, за отказ от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения предлагается штрафовать нарушителей на 40 тыс. руб. и лишать права управления ТС на срок от двух до трех лет.

Читайте также:  Как ооо получить лицензию на образовательную деятельность?

Сегодня за это предусмотрен штраф в размере 30 тыс. руб с лишением права управления ТС на срок от полутора до двух лет (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ). Если сегодня должностное лицо, допустившее выпуск на линию неисправного ТС или переоборудованного без разрешения, подвергается штрафу в размере от 5 до 8 тыс. руб. (ч.

2 ст. 12.31 КоАП РФ), то проектом нового кодекса планируется штрафовать также ИП от 8 тыс. до 10 тыс. руб. и юрлиц на 50 тыс. руб. За наличие на управляемом автомобиле стекла или пленки (тонировки), светопропускание которых не соответствует требованиям техрегламента (ч. 3.1 ст. 12.

5 КоАП РФ), предлагается увеличить штраф с 500 руб. до 1 тыс. руб.

Уточняется возможность применения запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований, он может распространиться также на выезд из РФ в период проведения соответствующего соревнования. В действующей редакции ч. 1 ст. 3.14 КоАП РФ такое ограничение на выезд не оговаривается.

Предельный срок назначения обязательных работ может сократиться до 60 часов взамен 200 часов, предусмотренных сегодня в ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ.

Дополнен список лиц, к которым не должен применяться данный вид наказания, в числе которых женщины, а также одинокий родитель или лицо, его заменяющее, имеющие детей до 14 лет (вместо предусмотренного сегодня возраста детей до трех лет), детей-инвалидов; лица, осуществляющие уход за инвалидом I и II групп, сотрудники дипломатических представительств, консульских учреждений и т. д. Предлагается не применять к этим же лицам административный арест, а также к гражданам, имеющим заболевания, препятствующие его отбыванию.

Административное приостановление деятельности планируется переименовать в административный запрет деятельности с сокращением предельного срока его назначения с 90 до 30 суток.

Общий срок давности привлечения к административной ответственности может быть установлен в один год, за исключением отдельных случаев нарушений.

Сейчас по общему правилу этот срок составляет два месяца по делам, которые рассматривают органы и должностные лица, и три месяца — по делам, рассматриваемым судьями, за исключением специальных сроков, предусмотренных за отдельные правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Ввести в действие новый кодекс планируется с 1 января 2021 года. С полным текстом проекта нового КоАП можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Статьи

Появится новый кодекс — Процессуальный КоАП РФ

«Самые плохие законы — в России, но этот недостаток

компенсируется тем, что их никто не выполняет»

(М.Е. Салтыков-Щедрин)

Наверное, Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ) самый изменяемый в последние годы нормативно-правовой акт (НПА) наряду с НПА жилищного и налогового законодательства РФ. Не вызывают вопросов изменения, которые конкретизируют какие-то процессуальные моменты. Но вот постоянное ужесточение наказаний — не самый положительный момент в этих изменениях.

Как сказал еще в 19 веке М.Е. Салтыков-Щедрин «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

Однако данный афоризм не слишком применим к законодательству об административных правонарушениях. Штрафы нужны государству для пополнения бюджета. И все надзорные органы работают вовсю для этого.

Хотя в задачах, целях и принципах законодательства такого и не указано, а провозглашается совсем иное.

Если поступила жалоба — практически 100%, что будет возбуждено производство об административных правонарушениях, если имеется хоть малейшее нарушение и административный состав для него.

Административные органы почти никогда сами не выносят постановления о прекращении производства об административном правонарушении по каким-либо реабилитирующим основаниям (за отсутствием вины или состава (события) правонарушения).

У судов бывают решения о прекращении административного производства, но абсолютное большинство судов все-таки выносят постановления о привлечении к административной ответственности по рассматриваемым протоколам.

Доля прекращенных производств ничтожно мала для правового государства, которым провозглашена Российская Федерация. Ну не может быть такого, что все надзорные органы и суда работают со 100% эффективностью. Такого просто не бывает, от слова совсем.

Тем более, уровень профессионализма во многих сферах, в том числе правовой и юридической, оставляет желать лучшего.

На сайте РИА Новости вышла новость о том, что «… Председатель правительства Михаил Мишустин назвал непосильными предлагаемые новым проектом КоАП штрафы для автомобилистов, так как «власти еще не добились соответствующего роста зарплат в стране.

Размеры таких взысканий следует рассматривать с учетом платежеспособности населения и с позиций улучшения качества администрирования». Почему только про автомобильные-то штрафы? Непосильные они и для управляющих организаций, например, и их должностных лиц.

Но об этом никто ничего не говорит и не пишет…

В данной статье мы рассмотрим планируемые изменения в КоАП РФ (далее — Кодекс), а именно проект нового Кодекса, кардинально нового, который будет принят взамен действующего сейчас.

Проект закона размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для независимой антикоррупционной экспертизы и публичного обсуждения (ID 02/04/01-20/00099059).

Новый КоАП РФ планируется ввести с начала 2021 года в случае его принятия.

Таким образом, со следующего года у нас будет практически новый Кодекс об административных правонарушениях РФ в случае его принятия.

Наряду с КоАП РФ будет введен в действие Процессуальный кодекс РФ, который будет регулировать процесс рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Проект Процессуального кодекса РФ уже разработан и находится на процедуре оценки его регулирующего воздействия. То есть, вместо действующего сейчас КоАП РФ будет принято 2 Кодекса, его заменяющие.

В пояснительной записке к проекту сказано: «…По прошествии 17 лет после вступления КоАП в силу назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа сложившейся за эти годы практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений, конституционных требований.

Одним из наглядных подтверждений обоснованности такой критической оценки может служить статистика внесенных в КоАП изменений. Так, за вышеуказанный период принято 654 федеральных закона, которыми в КоАП внесено уже свыше 4 800 изменений.

При этом вносимые в КоАП изменения зачастую не носят системного характера, что приводит к нарушению единства правового регулирования сходных по своему содержанию общественных отношений, неурегулированности ряда ключевых для сферы административной ответственности общественных отношений и, в конечном счете, негативным образом влияет на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Все это обуславливает необходимость пересмотра норм действующего законодательства об административных правонарушениях, и главным результатом такой работы должна стать стабильность нового правового регулирования отношений в сфере административной ответственности».

Цель изменений в Кодекс хорошая, главное, чтобы при его толковании эти цели не были искажены, как иногда (и даже часто) происходит на практике.

Все последующие изменения в обновленный Кодекс по общему правилу будут вступать в силу не ранее, чем через три месяца с момента их опубликования, а проекты изменений в КоАП РФ могут быть внесены на рассмотрение только после получения официального отзыва Правительства РФ.

В КоАП РФ будут введены понятия грубого административного правонарушения, но решение о признании нарушения грубым также может быть принято судом при наличии определенных оснований.

Также вводятся понятия длящегося, продолжаемого, однородного и повторного правонарушения, совокупности правонарушение. Многих этих понятий нет в действующем КоАП РФ.

Разъяснения и оценку таким понятиям ранее давали суды в своих решениях по делам, а также Постановлениях Пленума ВС РФ, так как не все из них имелись в Кодексе.

Индивидуальные предприниматели (ИП) будут привлекаться к ответственности независимо от факта регистрации их в этом качестве, если осуществляют предпринимательскую деятельность, в отношении которой осуществляется государственный или муниципальный надзор. То есть, в отношении людей, занимающихся бизнесом и не платящих налоги, наказания будут ужесточены.

К сожалению, «внутреннее убеждение» наших судей в абсолютном большинстве направлены на обвинительный уклон что в уголовном, что в административном производстве. И главный принцип административного наказания «все неустранимые сомнения трактуются в пользу привлекаемого к ответственности» практически забыт и не применяется многими представителями судебной власти и административных органов.

Хорошей новостью для управляющих организаций являются изменения о запрете одновременного привлечения за одно и то же нарушение и юридического и должностного лица.

Но исключением будут являться «отдельные случаи» (по усмотрению административного органа или суда). Насколько часто будут такие случаи «исключений» также покажет время.

В новом Кодексе исключается возможность назначения нескольких наказаний за несколько однородных нарушений.

Для граждан будет применяться общее правило: за впервые совершенное правонарушение при отсутствии отягчающих обстоятельств будет назначаться предупреждение. А также сокращен предельный срок обязательных работ (с 200 до 60 часов), уточнен перечень лиц, которые не могут быть подвергнуты аресту, в том числе и по состоянию здоровья.

Кстати, если не будет установлено отягчающих обстоятельств, то предупреждением можно будет заменить любой штраф за первое нарушение, которое не считается грубым, а не только субъектам малого бизнеса, как сейчас. В действующем Кодексе есть составы, по которым замена штрафа на предупреждения вообще невозможна, так как это просто не предусмотрено сейчас в нем.

Планируется исключение верхнего и нижнего предела штрафов для большинства составов правонарушений. Будет установлен предельный размер только для региональных штрафов, который составит максимум 5 тыс. рублей для граждан, 50 тыс.

рублей — для должностных лиц, 100 тыс. рублей — для предпринимателей и 500 тыс. рублей — для юридических лиц.

Этот верхний предел обязателен для законов субъекта РФ об административных правонарушениях, в которых бывают штрафы в размере и до миллиона рублей.

Минимальный размер штрафа, который можно снизить, в новом КоАП составит для должностных лиц — 10 тыс. рублей, для ИП — 20 тыс. рублей. Для юридических лиц (ЮЛ), к сожалению, не поменяется ситуация, снижаемый штраф составит не менее 100 тыс. рублей.

По многим составам увеличились суммы штрафных санкций и даже в 20-30 раз (ну куда же без этого…), особенно в области дорожного движения. Хотя нужно сказать, что имеются и составы, по которым штрафы уменьшены (конечно, их меньшинство). Само количество административных составов также уменьшится, но не слишком значительно.

Еще одним отрицательным нововведением можно назвать нормы о конфискации имущества, не являющегося орудием или предметом совершения правонарушения. Это могут быть теперь автотранспорт, прицепы, маломерные суда. Сомнительные перспективы рисует данная норма, если ее все-таки введут.

Хорошим изменением для юридических лиц является то, что административное приостановление деятельности (в новом КоАП РФ — административный запрет) теперь будет возможно максимум до 30 суток. В действующем Кодексе он составляет 90 суток.

Кстати, сейчас в связи с пандемией известного всем вируса, такой рычаг, как административное приостановление деятельности будет активно применяться и уже применяется к тем, кто не исполнил указания о закрытии различных увеселительных, спортивных и иных заведений.

Читайте также:  Статьи раздела собственность и вещные права

Пока до 90 суток — как в действующем законодательстве.

Скидка на оплату штрафов в размере 50% за быструю оплату увеличена для многих составов административных правонарушений. Большая часть составов теперь позволяет заплатить штраф со скидкой. Скидки не будет за грубые административные правонарушения. Количество составов правонарушений, где возможно «скидка», увеличится на порядок. Почти 60% составов дают право на нее в новом Кодексе.

Не очень позитивным изменением будет увеличение минимального срока давности привлечения к административной ответственности до года, а максимально — до 2 лет.

Сейчас такой срок при рассмотрении административным органом составляет 2 месяца, судом — 3 месяца, а для должностных лиц — год, по некоторым составам срок давности еще больше.

Представляете, сколько за год можно проверить юридических и должностных лиц, а также привлечь к ответственности? Охвачено их будет по максимуму, я думаю.

Особенно мне понравился раздел 5.1. «Расширение, уточнение и конкретизация прав участников осуществляемого органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях на всех его стадиях», изложенный в Концепции нового КОАП РФ (далее — Концепция).

В нем говорится в том числе и о необходимости «...Тщательной регламентации требует порядок возбуждения дела об административном правонарушении, подготовки к его рассмотрению и пересмотру, рассмотрения и пересмотра (п. 5.1.1.)…

…Более обстоятельного и обоснованного правового регулирования заслуживают вопросы о доказательствах и распределении бремени доказывания в осуществляемом органом административной юрисдикции производстве по делу об административном правонарушении и о развитии института состязательности в производстве по таким делам (п. 5.1.3.).

Поступающие в уполномоченный орган материалы (сообщения, заявления), содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а также непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должны проверяться в процессе контрольно-надзорного производства, и только по его завершении может быть принято решение о возбуждении дела об административном производстве (п. 5.1.5)».

А не как сейчас поступают наши органы ГЖН: предписание автоматически означает протокол и практически 99,999% — штраф.

Сейчас не надо даже основания в виде заявления жалобщика, а просто: «мероприятия по контролю», «непосредственное обнаружение», «без взаимодействия с проверяемым лицом» и другие избитые, размытые, но слишком расширенно понимаемые и судами, и надзорными органами, фразы.

По факту, сейчас сотрудник органа ГЖН запросто, следуя в гости к друзьям или родне, может «непосредственно обнаружить» в подъезде любого МКД правонарушение. Идеальных управляющих организаций (УО) редко встретишь, как и сотрудников компаний, поэтому нарушения представители надзорного органа могут обнаружить всегда и везде, стоит только захотеть…

По представительству по делам об административных правонарушениях также грядут изменения, будет более конкретизован этот вопрос, а по некоторым составам правонарушений будет обязательное участие адвокатов по аналогии с Уголовным кодексом. Это касается составов с более тяжкими наказаниями, такими, как административный арест, например.

Что касается наших «любимых» в ЖКХ составов административных правонарушений: ст. ст. 7.23.3, 13.19.2, 14.1.3, 19.5 КоАП РФ, которые чаще всего применяются к УО, то по ним можно сказать следующее.

Понятно, что новые составы по этим нарушениям, а именно: нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД (ст. 7.23.3. КоАП РФ), осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии или с нарушением лицензионных требований (ст.

14.1.3 КоАП РФ), неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ (ст. 13.19.2 КоАП РФ), неисполнение законного предписания надзорного органа (ст. 19.5 КоАП РФ), будут в новом Кодексе совсем под иными номерами статей.

В Особенной части нового Кодекса имеется Глава 16 «Административные правонарушения в сфере…

Полная версия доступна только подсписчикам

Минюст обнародовал проект нового Кодекса об Административных Правонарушениях

МОСКВА, 30 января. /ТАСС/. Министерство юстиции России обнародовало проект нового Кодекса об административных правонарушениях.

  • «Законопроектом предлагается ввести в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуальный ‎кодекс РФ об административных правонарушениях ‎с 1 января 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие», — говорится в пояснительной записке к документу.
  • Новый КоАП сократит число административных правонарушений, в связи с чем после вступления в силу нового варианта Кодекса дела об административных правонарушениях, которые в нем не предусмотрены, должны быть прекращены.
  • Также с 1 января 2021 года не подлежат исполнению уже вынесенные решения о привлечении к административной ответственности за те правонарушения, которые не были включены в новый вариант КоАП, говорится в опубликованном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов законопроекте о введении в действие нового КоАП.
  • Новый Кодекс об административных правонарушениях сократит предельный срок назначения обязательных работ.

«Существенно сокращен предельный срок назначения обязательных работ. В новом КоАП он составит 60 часов вместо 200 часов в действующей редакции», — говорится в пояснительной записке к проекту КоАП.

При этом обязательные работы предлагается не назначать беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, детей-инвалидов, одиноким родителям (или лицам их заменяющим), имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, инвалидам I и II групп, лицам, осуществляющим уход за инвалидом I и II групп, в том числе за ребенком-инвалидом.

Также данный вид административного наказания предлагается не назначать военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, прокурорским работникам, сотрудникам Следственного комитета, имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, войск национальной гвардии, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, таможенных органов, органов принудительного исполнения, сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, постоянных представительств РФ при международных организациях.

Нововведения

Кроме того, проект нового КоАП предусматривает целый ряд нововведений.

Как говорится в пояснительной записке к проекту нового Кодекса, общий срок давности привлечения к административной ответственности увеличен до одного года.

Кроме того, в новом варианте исключены верхний и нижний пределы административных штрафов — их размеры предлагается сохранить лишь в региональных законах об административных правонарушениях, то есть в разных регионах размеры штрафов могут быть разными (за исключением городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Будущий кодекс предполагает расширение возможности конфискации — она может быть распространена «не только на орудия и предметы административного правонарушения, но и на не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения маломерные суда, автомототранспортные средства, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, принадлежащие на праве собственности лицам, привлеченным к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений».

К административной ответственности смогут привлекать и за правонарушения, совершенные за пределами РФ «в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если указанное лицо не было привлечено за соответствующее деяние к уголовной или административной ответственности».

Штрафы

Проект Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях (в который выведены процессуальные моменты привлечения к административной ответственности, в действующем КоАП они в одном кодексе с разделом о видах административных правонарушений — прим. ТАСС) значительно увеличивает виды штрафов, которые можно будет оплатить с дисконтом в 50%.

Если в действующем КоАП выплата половины штрафа возможна лишь по штрафам, назначенным по ряду статьей об административных правонарушениях в области дорожного движения, то новый кодекс дает такую возможность так же и «при уплате административного штрафа за совершение административного правонарушения, не являющегося грубым, , а также при уплате административного штрафа за совершение административного правонарушения в области таможенного дела, в области транспортной безопасности». При выплате такого штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о назначении административного наказания штраф «может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа», говорится в пояснительной записке.

Нарушения ПДД

Наиболее известная глава КоАП РФ 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» стала 21 главой нового свода, который также пополнился тремя статьями.

Раньше в эту главу входили 42 статьи, в новой редакции КоАП будет 41 статья. По замыслу авторов проекта, в обновленном кодексе должны появиться три новые статьи. Так, статья 21.

29 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством» предусматривает административное наказание для водителей, нарушивших правила более трех раз, за исключением тех случаев, когда их «поймали» системы фотовидеофиксации.

По данной статье водитель может быть лишен прав на срок от года до 1,5 лет. Люди без водительских прав могут быть привлечены к штрафу в размере от 10 до 30 тыс. рублей.

Новая статья 21.30 «Опасное вождение» предусматривает наложение административного штрафа в 5 тысяч рублей. Еще одно нововведение в этой главе — статья 21.

41 «Управление по дорогам общего пользования средствами и механизмами, не предназначенными для движения по таким дорогам». По первой части статьи на водителя может быть наложен административный штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей.

Вторая часть предусматривает штраф от 20 до 30 тыс. рублей либо от 20 до 60 часов обязательных работ за такое повторное нарушение.

При этом из кодекса исключаются статьи 12.21.1 «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», 12.21.

3 «Несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн», 12.31.

1 «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» а также 12.35 «Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию».

Санкции за нарушение пожаробезопасности

Новый Кодекс об административных правонарушениях вводит наказание в виде приостановки работы объекта на срок до 30 суток за повторное нарушение требований пожарной безопасности.

Административный запрет деятельности на срок до 30 суток будет предусмотрен за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска.

Читайте также:  Запись в трудовой по соглашению сторон

Речь идет о таких нарушениях, как неисправность источников противопожарного водоснабжения, автоматических установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, оповещения, противодымной защиты, а также несоответствие эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.

В нынешней редакции КоАП нет нормы, предусматривающей приостановление деятельности объекта за повторно выявленное нарушение пожарной безопасности.

По действующим нормам пожарный инспектор может через суд приостановить работу объекта, но только в случае, если грубые нарушения пожарной безопасности не устранены на момент второй внеплановой проверки.

Также в действующем КоАП не конкретизируются нарушения и не уточняются объекты, к которым может применяться данный вид административного наказания. Вместе с тем максимальный срок закрытия объекта сейчас составляет 90 суток.

В 2019 году законодательно было закреплено шесть категорий риска для объектов: чрезвычайно высокая, высокая, значительная, средняя, умеренная, низкая. Для каждой из них определена периодичность проверок на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.

К категории чрезвычайно высокого риска относятся социально значимые объекты с круглосуточным пребыванием людей. Высокий риск установлен для школ, вузов, училищ, театров, кинотеатров, крупных торгово-развлекательных центров, в которых одновременно могут находиться более 5000 человек.

Торговые центры и другие объекты, на которых одновременно могут находиться более 1000 человек, подпадают под категорию значительного риска.

Ответственность за детский отдых

Новый российский Кодекс об административных правонарушениях вводит штраф для индивидуальных предпринимателей за нарушение санитарных требований к организации детского отдыха.

Из проекта следует, что за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям пребывания, воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей, а также ухода и присмотра за ними на ИП может быть наложен штраф от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или административный запрет деятельности на срок до 30 суток. Действующий кодекс накладывает штраф только на должностных и юридических лиц.

Кроме того, в главе отсутствуют санкции за повторное нарушение санитарных требований.

Регионы должны будут привести местный КоАП в соответствие с новым федеральным до 1 января 2022 года. Кроме того, изменения в будущий КоАП и Процессуальный кодекс об административных правонарушениях могут вноситься лишь при наличии отзывов правительства РФ.

В россии полностью обновят основной коап и примут процессуальный коап

  • Что случилось?
  • Минюст России опубликовал на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов сразу два проекта:
  • нового КоАП РФ;
  • процессуального КоАП РФ.

При разработке обновленного КоАП РФ законодатели пришли к выводу, что процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях нуждается в усовершенствовании.

Поэтому решили укрепить судебный контроль за действиями органов административной юрисдикции путем реформирования процедурного механизма рассмотрения дел судами общей юрисдикции в соответствии с требованиями статей 10 и 118 Конституции РФ. Новый единый кодифицированный акт по рассмотрению дел об административных правонарушениях должен помочь защитить права и интересы всех сторон.

Каким будет новый процессуальный КоАП

В новом процессуальном кодексе, как следует из проекта Минюста, будет пять разделов:

Раздел I. «Общие положения» (главы 1-4). Направлен на урегулирование принципов производства по делам об административных правонарушениях. В нем пропишут особенности защиты при рассмотрении дел такого рода.

Лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим и другим участникам гарантируется государственная защита их прав и законных интересов, в том числе бесплатная юридическая помощь.

https://www.youtube.com/watch?v=EYAePAs1dd8

Раздел II (главы 5-7) — регулирует порядок возбуждения, рассмотрения (в том числе сроки рассмотрения) дел об административном правонарушении, обжалования и пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях уполномоченными органами и должностными лицами.

Например, если должностное лицо, уполномоченное возбудить дело об административном правонарушении, получит результаты проверки в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, содержащие сведения о событии административного правонарушения, оно сможет самостоятельно возбудить дело об административном правонарушении.

Раздел III (главы 8-10) — регулирует судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судебном порядке.

В этом разделе определят порядок пересмотра постановлений по жалобам (протестам) на не вступившие в законную силу и вступившие в силу судебные постановления (решения). Единоличный порядок рассмотрения дел по административным правонарушениям судьями чиновники планируют сохранить.

Установлено, что судья должен будет обязательно проводить по каждому делу все стадии подготовки к первичному рассмотрению дела с вынесением определения.

Раздел IV (главы 11-12) — регулирует порядок исполнения административных наказаний.

Например, будут установлены новые скидки 50% при уплате административного штрафа в срок 20 дней со дня вынесения постановления.

Такие скидки Минюст предложил ввести по штрафам за нарушения, которые не являются грубыми по новому КоАП РФ, и по штрафам за совершение правонарушений в области таможенного дела и транспортной безопасности.

Раздел V (глава 13) — определяет порядок осуществления правовой межгосударственной помощи по запросам, в том числе о юридической силе доказательств по делам об административных нарушениях, полученных на территории иностранного государства. Урегулирован порядок вызова свидетеля, потерпевшего и других участников процесса из других стран.

Особенности процессуального КоАП РФ

В новом процессуальном кодексе будет много особенностей, которые отличают его от действующего КоАП РФ. Например, сейчас статьей 25.5.1 КоАП РФ предусмотрено, что к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении может быть допущен только уполномоченный по защите прав предпринимателей.

  1. В новом кодексе к процессу предлагают допускать также:
  2. представителя (адвоката) в деле без доверенности либо без ордера адвоката, если лицо, в отношении которого ведется производство по делу, либо потерпевший заявили такое ходатайство;
  3. уполномоченного по правам человека РФ;
  4. уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка;
  5. уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей;
  6. соответствующих уполномоченных в субъектах РФ.

Уточняются нормы о доказательстве и доказывании, применении обеспечительных мер при производстве по делу. Установлены ограничения по статусу свидетелей. В частности, не вправе выступать в качестве свидетелей:

  • представитель по делу об административном правонарушении — об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением своих обязанностей;
  • судьи, присяжные или арбитражные заседатели — о вопросах, возникавших в совещательной комнате в связи с обсуждением обстоятельств дела об административном правонарушении, при вынесении решения суда или приговора;
  • священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, — об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди;
  • другие лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей в соответствии с законом или международным договором РФ.
  • У свидетелей по делам об административных правонарушениях появится право при допросе пользоваться юридической помощью.
  • Действие мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении расширяется. В числе новых мер:
  • административное приостановление деятельности либо отдельных видов деятельности;
  • приостановление операций по счетам в банке;
  • временное ограничение на посещение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и прочих публичных мероприятий.
  • Суд сможет применять их как в отдельности, так и в совокупности.

Станет обязательным ведение протокола при рассмотрении дела не только коллегиальным органом, рассматривающим дело об административном правонарушении, но и судом — протокола судебного заседания.

Такой протокол должен быть приобщен к материалам дела в течение пяти дней после подписания постановления судьей. Участники процесса смогут направить на него замечания в течение пяти дней после его подписания. По нормам статьи 29.

8 КоАП РФ, протокол составляется только при рассмотрении дела коллегиальным органом.

Суды смогут объединять несколько дел об административных правонарушениях в одно производство, это не предусмотрено действующим КоАП РФ. Происходить это будет по инициативе суда или по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, или потерпевших. Сроки давности привлечения к административной ответственности тоже будут пересмотрены.

Новый КоАП: что поменяется

В марте 2019 года прошло заседание Правительства РФ, на котором бывший премьер Дмитрий Медведев заявил о необходимости актуализировать и систематизировать нормы об административной ответственности. Главная причина – многочисленные поправки в действующем КоАП. За время существования кодекса в него внесено свыше 4 800 изменений.

По мнению главы кабмина, упорядочить нормы отрасли можно только принятием нового кодифицированного акта. Но этот процесс небыстрый.
Предварительная работа включала в себя подготовку концепции кодекса. Разработать документ Дмитрий Медведев поручил Минюсту и Минэкономразвития совместно с заинтересованными ведомствами и экспертами.

Представлена концепция нового КоАП РФ

В июне концепция была готова. Анализ ее положений позволяет выделить ряд принципов, на которых будет базироваться обновленное законодательство об административных нарушениях. В их числе:

  • исключение процессуальных вопросов из КоАП в отдельный законодательный акт;
  • сокращение составов, по которым к ответственности привлекает суд. Оставят только нарушения, представляющие повышенную общественную вредность;
  • сохранение положений о внесении поправок в КоАП только федеральными законами;
  • трансформация ответственности как картельного инструмента в институт применения наказания только при неэффективности профилактических мер, включая принудительные;
  • градация правонарушений по степени общественной вредности;
  • выделение ИП самостоятельным субъектом правонарушения;
  • исключение применения нескольких наказаний при выявлении однородных правонарушений;
  • определение срока давности применительно к конкретной категории правонарушения;
  • установление особенностей ответственности несовершеннолетних и другие.

КОНЦЕПЦИЯ нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Примечание редакции:

Рзработанный с учетом данных критериев проект нового кодекса в конце января 2020 года законодатели представили на суд общественности на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Одновременно документ проходит независимую антикоррупционную экспертизу.

На данном этапе, помимо публичной оценки, проект также анализируют на наличие в нем коррупционных факторов. По итогам этой работы инициатива попадет в правительство и только потом в Госдуму. Причем после каждой стадии текст КоАП все еще могут поменять.

Тем не менее уже сейчас можно понять, какие нововведения принесет реформа законодательства об административной ответственности, проводимая совместно с реформой контрольно-надзорной деятельности.

Структура КоАП изменится

Упорядочение и актуализация норм КоАП РФ влечет за собой и корректировки в его структуре.

Действующий КоАП Проект нового КоАП
Раздел I Общие положения Глава 1
«Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях»
(ст. 1.1‒1.8)
Общая часть Глава 1
«Общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях»(ст.1.1‒1.15)
Глава 2
«Административное правонарушение и административная ответственность»
(ст. 2.1‒2.10)
Глава 2
«Административное правонарушение и административная ответственность»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *