Порядок принятия законов в рф — особенности процедуры

Закон 24 ноября 2018

Конституция Российской Федерации определяет порядок принятия законов в РФ. Все основные государственные законодательные положения, нормативно правовые акты собраны в единую, обладающую высшей юридической силой систему.

Каждое проектируемое, рассматриваемое предложение, поданное, чтобы регламентировать управление государственными структурами в стране, предметы ведения субъектами, разрабатываются на основе конституционных норм. Законотворчество — это наука, без которой невозможно создать правовое государство.

Для его построения соблюдается порядок принятия законов в РФ.

Порядок принятия законов в РФ - особенности процедуры

Для чего нужен российский парламент?

В Конституции дана характеристика Федерального собрания как законодательного органа страны. В этом понятии скрыты основные функции и предназначение парламента России: создавать правовые акты, заниматься законотворчеством. Для соблюдения порядка принятия законов в РФ, прежде чем каждое положение примет свой окончательный вид, над ним работают:

  • государственные органы;
  • общественные объединения;
  • научные учреждения.

В структурах проводят:

  • принятие решений о необходимости очередной разработки;
  • подготавливают предложения;
  • обосновывают идею;
  • дают экспертную оценку;
  • обсуждают возникающие вопросы со специалистами.

Государственных деятелей, причастных к порядку принятия законов, в РФ много, их количество не ограничено. Главное место в работе этой сложной программы занимает Федеральное собрание — по определению конституционного права. Все функции в законодательном процессе распределены регламентом между стадиями, формами и участниками.

Принципиальная основа

Для создания по-настоящему правового российского государства необходим порядок принятия федеральных законов в РФ, где основные принципы соблюдают:

  • законность;
  • научную обоснованность;
  • демократизм;
  • системность.

Чтобы понять целостный объем и функциональность законодательного процесса, нужно представить сменяющиеся последовательно этапы, которые соединяет окончательное утверждение. Подобные стадии — это инструменты в общем порядке принятия федеральных законов в РФ и деятельности законодательного органа.

Порядок принятия законов в РФ - особенности процедуры

Общая схема законодательной программы

Прежде чем правовой акт примет юридическую силу, он пройдет через сложную процедуру, его необходимо утвердить. Началом в этой схеме служит разработка законопроекта, а завершением — публикация акта, прошедшего все стадии в порядке принятия федеральных конституционных законов в РФ. Общая модель законотворчества:

  • инициаторы создают законопроект;
  • передают документ в Государственную Думу;
  • ГД рассматривает положения, принимает или отклоняет;
  • направляют в Совет Федерации для одобрения или отказа;
  • предоставляют окончательные разработки Президенту;
  • при удовлетворительном утверждении, с поправками, закон принимается, подписывается, приобретает юридическую силу и публикуется.

Существует необязательная программа, когда депутаты не могут спокойно реагировать на отклонение очень нужного, по их мнению, проекта. В этом случае законопроект повторно проходит через порядок принятия федеральных конституционных законов в РФ по факультативному регламенту:

  • ГД разбирается с актами, отклоненными в Совете Федерации и Президентом;
  • Совет Федерации рассматривает законы, которые не подписал Глава государства.

Время действия

Каждый закон действует период, на который он разработан. Начало его функционирования зависит от наступления юридической силы и утраты таковой по окончании срока или по другим причинам:

  • введения в стране чрезвычайного положения;
  • один акт отменил другой;
  • произошла замена положения на усовершенствованную установку.

В соответствии с порядком принятия законов в России обратной силой отмененные акты не наделены, что означает при выявлении правонарушения: для его классификации будет применено то законодательное утверждение, которое действует. Имеется исключение: если наказание по законопроекту предусмотрено смягчающее или вообще отменяющее, ответственность определяют по новым нормативам.

Порядок принятия законов в РФ - особенности процедуры

Пространственные ограничения

Действие законодательных актов имеет территориальное ограничение. Если закон принят в определенном государстве, ему подчинены жители этой страны. Существуют региональные акты, которые разработали и утвердили на местном уровне – в крае, области.

Создают правовые установки, которые действуют по специальным соглашениям или законам соответствующей страны. Распространение норм происходит на всех жителей вне зависимости от гражданства. Когда к нам приезжают туристы из другого государства, они должны подчиняться нашим правилам.

Если имеет место особый случай и закон разработан для определенного круга лиц, в тексте акта должно быть обозначено подобное условие.

Кто является инициатором предложений?

Все стадии включены в каждый закон — понятие, виды, порядок принятия в РФ начинается с чьей-то идеи или предложения. Выступать с законодательной инициативой или предлагать акт в России право дано:

  1. Президенту.
  2. Совету Федерации.
  3. Депутатам ГД.
  4. Правительству.
  5. Представительным властным органам в субъектах.
  6. Высшим судам – Верховному и Арбитражному.

Порядок принятия уголовных законов в РФ соблюдается и осуществляется на уровне высших судебных инстанций.

Должностные лица от определенных органов подают предложение по волнующему их вопросу, разрабатывают законопроект и передают его в Госдуму. Депутаты обязаны его рассмотреть, это не означает его обязательное принятие и одобрение. Ограничение в круге инициаторов связано с компетентностью лиц.

Только перечисленные субъекты располагают необходимым объемом информации о состоянии уровня жизни, положениях в судопроизводстве или социальном обеспечении.

Если расширить перечень органов или перейти на физических лиц, Госдуме придется увеличить свой объем работ на дополнительные исследования поступивших вопросов с принятием или отклонением по всем этапам программы, чего требует порядок принятия законов субъектов РФ.

Порядок принятия законов в РФ - особенности процедуры

Как готовят законопроект?

Чтобы появилась идея о создании законодательного акта, выявляют на местах социальные потребности. Основой правовой нормы становятся:

  • данные из общественных практик;
  • научные исследования;
  • поступившие предложения от государственных структур;
  • выдвигают проблемы граждан политические партии;
  • предоставляют информацию общественные деятели, принимают участие и отдельные лица.

Законопроект подготавливают:

  • по отраслевому принципу;
  • создают коллегиально на специальных комиссиях;
  • принимают альтернативную основу.

Наиболее трудоемким процессом в законотворчестве, даже если представить порядок принятия законов в РФ кратко, называют второй этап. Разделить его можно по стадиям, где высший законодательный орган:

  • принимает и рассматривает;
  • утверждает;
  • обнародует.

Гарантийное письмо об оплате задолженности — реальная возможность добиться лояльного отношения от кредитора — Новости для умных

Рано или поздно любое физическое или юридическое лицо сталкивается с проблемой отсутствия денежных средств, но жизнь должна продолжаться. В таких ситуациях для продолжения деловых отношений можно составить гарантийное письмо об оплате задолженности.

Суть гарантии

Основная идея составления такого письма – дать гарантию контрагенту, что в будущем будут выполнены финансовые и другие обязательства. Это может быть гарантия по уплате долга или поставке определенной партии товара. Помимо этого, такое письмо является гарантией серьезности намерений одной из сторон.

Порядок принятия законов в РФ - особенности процедуры

Юридические аспекты

В гражданском законодательстве нет понятия «гарантийное письмо об оплате задолженности», однако в деловом обороте такие письма достаточно часто используются.

Действительно, такое письмо не является официальным документов, а является по большей части психологической мерой воздействия на другую сторону сделки, хотя и может выступать в качества доказательства при судебном разбирательстве.

Чтобы придать тексту письма большей юридической силы, его следует составлять с учетом требований статей 435-443 Гражданского кодекса. В частности, если в тексте гарантийного письма просматриваются признаки оферты, а в ответе контрагента признаки акцептования предложения, то эти письма будут признаваться судом в качестве доказательств.

В то же время в вопросах гарантийных писем об оплате задолженности достаточно разнообразная судебная практика, поэтому если идет речь о крупных финансовых сделках, то рекомендуется составлять договор поручительства или займа.

Также следует знать, что гарантийные письма прерывают течение исковой давности. Поэтому если кредитор получил такое письмо, то с этого момента начинается новый отсчет исковой давности в три года. С другой стороны, письменная гарантия не лишает кредитора права на обращение в суд.

Читайте также:  Уличная торговля овощами с огорода

Порядок принятия законов в РФ - особенности процедуры

Правила составления

Составление образца гарантийного письма об оплате задолженности начинается с заполнения шапки документа, где указывается получатель и отправитель письма.

Сам текст письма должен быть простым и лаконичным. После его прочтения кредитор должен сразу же понять, относительно какой сделки идет речь, о какой задолженности и ее размер.

Если речь идет о юридических лицах, то в тексте обязательно должен быть указан исходящий номер документа и дата. Лучше всего, если письмо составлено на фирменном бланке. Такой документ должен подписать не только директор, но и главный бухгалтер.

Если после шапки документа не написано «Гарантийное письмо», то эту информацию можно прописать в кратком содержании.

В ряде случаев целесообразно даже указать штрафные санкции за несоблюдение гарантии.

Популярные формулировки

В интернете можно найти множество образцов гарантийных писем об оплате задолженности и для использования в других ситуациях, однако самое главное в тексте – краткость и точность. Так как подобные письма используются достаточно давно, то уже наработано множество вариантов формулировок, которые позволят максимально ясно выразить свою позицию:

  • если следует попросить отсрочку: «Гарантируем полную и своевременную оплату»;
  • если речь идет о договоре на обучение: «По окончании обучающего курса Ф. И. О. гарантируем трудоустройство»;
  • если следует увеличить сроки поставки: «Гарантируем поставку товара … но в срок до ….».

Но чаще всего используется самая стандартная формулировка при составлении гарантийного письма об оплате задолженности:

«…. Признаем задолженность по оплате за товары …., которые были поставлены в наш адрес по договору…. от …, в размере …. рублей. Гарантируем проведение оплаты в полном объеме до …дата…».

Порядок принятия законов в РФ - особенности процедуры

Вместо заключения

Образец гарантийного письма — пример того, как могут стороны урегулировать конфликтную ситуацию и не испортить свои отношения. При этом письмо не освобождает должника от выполнения своих обязательств по задолженности, лишь дает право на отсрочку и лояльность дальнейших отношений. Кредитор, в свою очередь, соглашаясь на такую гарантию, освобождает своего должника от уплаты штрафов.

Гарантийное письмо об оплате задолженности — реальная возможность добиться лояльного отношения от кредитора — закон, право, иммиграция как правильно понимать законодательство России — все на News4Smart.ru

Поделитесь ссылкой и ваши друзья узнают, что вы знаете ответы на все вопросы. Спасибо ツ

Понятие и роль законодательной процедуры

Определение 1

Законодательная процедура (законодательный процесс) – это установленный в государстве порядок инициирования, разработки, обсуждения и принятия законопроектов, вплоть до вступления в силу этих нормативно-правовых актов.

Замечание 1

По своей сути, законодательная процедура представляет собой серию юридически закрепленных правил, регламентирующих процесс издания законов. Она является основной частью правотворческой деятельности.

В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. В современной России выделяют пять основных стадий этого процесса:

  1. подготовка проекта закона и внесение его в Государственную Думу;

  2. обсуждение законопроекта в Государственной Думе с последующим принятием или отклонением;

  3. одобрение или отклонение Советом Федерации проекта закона, принятого Государственной Думой;

  4. подписание или отклонение (применение права вето) документа Президентом РФ;

  5. публикация закона.

Замечание 2

Помимо основных стадий законодательной процедуры существуют и дополнительные. К ним относятся: повторное рассмотрение Государственной Думой законопроекта, отклоненного Советом Федерации, и повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой законопроекта, отклоненного Президентом России.

  • Курсовая работа 450 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Правом законодательной инициативы обладают Президент и Правительство РФ, депутаты, сенаторы, региональные парламенты, высшие органы судебной власти. Все проекты федеральных нормативно-правовых актов рассматривает Государственная Дума.

Каждый законопроект обязательно обсуждается на заседании профильного комитета российского парламента. Кроме того, документ проходит юридическую и лингвистическую экспертизу в Правовом управлении Государственной Думы на соответствие Конституции РФ и действующему законодательству.

Обсуждение каждого законопроекта состоит из трех чтений. В первом из них депутаты рассматривают общую концепцию документа, целесообразность и необходимость его принятия.

В ходе второго чтения внимательно обсуждаются все поправки, поступившие к тексту. В случае одобрения большинством депутатов законопроект принимают за основу.

Третье чтение представляет собой рассмотрение отдельных моментов документа, не влияющих на его главные положения и параметры.

В течение пяти дней после принятия Государственной Думой законопроект направляется в Совет Федерации.

В случае его отклонения верхней палатой российского парламента может быть создана согласительная комиссия, и проект снова рассматривается в Государственной Думе.

Получивший одобрение федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту России для подписания. Глава государства вправе вернуть документ в парламент на доработку или наложить на него вето, воспользовавшись своим правом.

Замечание 3

Закон, подписанный Президентом РФ, обязательно должен быть опубликован в СМИ. Это последняя стадия законодательной процедуры. После официального обнародования документ вступает в силу.

Порядок принятия законов в РФ - особенности процедуры

Рисунок 1.

Роль законодательной процедуры в правовой системе государства

Значение законодательной процедуры и ее роль в правовой системе государства сложно переоценить. Процесс разработки и принятия нормативно-правовых актов напрямую влияет на качество жизни в стране.

Лишь неукоснительное следование всем установленным требованиям законодательной процедуры гарантирует издание юридически грамотных, технически выверенных законов, в первую очередь защищающих интересы граждан.

Законодательная процедура представляет собой длительный процесс, перейти к следующей стадии подготовки и рассмотрения каждого нормативно-правового акта становится возможным только после полного завершения всех действий, предусмотренных на предыдущем этапе.

Все стадии законодательного процедуры детально регламентированы. Роли участников этого процесса, порядок и сроки их действий четко оговорены. Пренебрежение или игнорирование процедурных правил на какой-либо из стадий является нарушением законности. Это может привести к принятию нормативно-правовых актов, содержащих серьезные ошибки или вовсе противоречащих действующему законодательству.

Референдум как законодательная процедура

В правовой системе современной России, как и в ряде других стран, предусмотрена возможность организации и проведения референдума по вопросу принятия или отклонения какого-либо законопроекта, имеющего важное социальное или экономическое значение.

Общенациональный плебисцит проходит в соответствии с установленной процедурой, которая необходима для того чтобы придать упорядоченный и целенаправленный характер процессу народного волеизъявления. Он состоит из следующих стадий:

  1. инициатива о проведении референдума;
  2. принятие решения о проведении референдума;

Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. — Студопедия

Порядок рассмотрения, принятия и одобрения законов охватывается стадиями законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая внесением федерального закона Президенту РФ на подписание.

После внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет назначает специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ в компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрению законопроекта в первом чтении.

Рассмотрение подготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит по истечении 14 дней со дня его представления.

Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в 3 чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен.

Первое чтение рассмотрения законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.

В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная г Дума может вынести одно из следующих решений: 

1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок; 

Читайте также:  Статьи раздела собственность и вещные права

2) отклонить законопроект; 

3) принять закон (закон может быть принят в первом же чтении согласно ч. 1 ст. 119 ГД ФС РФ).

Второе чтение законопроекта должно пройти в течение 4 месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении.

Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом и включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений: 

  • 1) возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет; 
  • 2) принять законопроект во втором чтении; 
  • 3) отклонить законопроект и снять его с рассмотрения; 
  • 4) вернуть законопроект к процедуре первого чтения; 
  • 5) принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены).

В третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками.

По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение.

Законодательный процесс: понятие и стадии

Определение 1

Законодательный процесс, его понятие и стадии включают порядок, в соответствии с которым разрабатываются, обсуждаются проекты законов в форме нормативных правовых актов, осуществляется принятие их высшим органом власти в государстве, что регулируется нормами права.

Рассматриваемый процесс в любой стране должен быть подчинен соответствующим нормам, правилам и даже иногда традициям, отходить от которых нельзя.

Каждая страна обладает собственной спецификой законодательного процесса, но общим для всех государств является регулирование создания законов с помощью конституции и законодательства; осуществление высшим органом власти в стране; законодательный процесс в виде процедуры, включающей последовательные, меняющие друг друга обязательные этапы. Проще всего будет рассмотреть этот процесс на примере России.

Особенности законодательного процесса

Основной момент в создании закона представлен законодательной инициативой, то есть правом внесения законопроектов в законодательный орган, которое закрепляется за уполномоченными органами государства. Ст.

104 Конституции РФ гласит, что право законодательной инициативы закреплено за Президентом РФ и Советом Федерации (СФ), им пользуются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы (ГД), Правительство РФ.

Замечание 1

Также оно предусмотрено для законодательных (представительных) органов субъектов нашей страны, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в вопросах их ведения. Проект закона должен быть внесен в госдуму. Право законодательной инициативы предусматривает полное соответствие Регламенту ГД.

Теория правотворчества признает процесс создания законодательных актов в качестве процесса, который носит не одномоментный характер, а «растягивается» во времени.

Первоначально происходит выявление в обществе определенной потребности в регулировании правовыми нормами социальной проблемы. Оно происходит спонтанно, при этом роль играет только мера остроты проблемы (вопроса), включая ее актуальность и значимость.

Оценку потребности в правовом регулировании может осуществлять общество посредством своих институтов (лидеры, средства массовой информации, наука), так и определенный правотворческий орган или само государство.

О назревании потребности в правовом регулировании говорят тогда, когда закон представляет собой максимально эффективное средство, преимущественную форму регулирования, если сравнивать его с прочими социальными средствами влияния.

Пример 1

Демократические реформы в нашей стране требовали правового закрепления свободы совести и религиозных убеждений.

В этом процесс был издан ФЗ № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях», в статье 3 которого была дана гарантия свободе совести и вероисповедания, включая право исповедания индивидуально или вместе с другими любой религии или не исповедовать никакую.

В этом случае правовая форма в виде федерального закона представляет собой приоритетный способ государственного регулирования личных и политических свобод.

Право принимать законотворческое решение по судьбе законопроекта имеет законодательный орган. В Российской Федерации это Государственная Дума, которая и занимается осуществлением собственно «творчества права».

Именно дума формирует, меняет или исключает правовые нормы, осуществляет интеллектуальную работу над текстами законопроектов.

Правотворческая работа длительного характера (от нескольких месяцев до 1-2 и более лет), поэтому работа над каждым проектом может разбиваться на несколько этапов, которые логично и последовательно меняют один на другой.

Стадии законодательного процесса

На первой стадии происходит внесение законопроекта в ГД правовым субъектом с помощью законодательной инициативы на рассмотрение законопроекта для первого чтения. Здесь Совет ГД и ее соответствующий комитет начинают работу в области подготовки проекта закона для рассмотрения на заседании.

Замечание 2

Заседание Государственной Думы предусматривает в первом чтении обсуждение концепции проекта, его оценку на соответствие основных положений законопроекта Конституции РФ, исследование его актуальности и практической значимости.

В результате обсуждений законопроекта в первом чтении ГД принимает законопроект в первом чтении, продолжая работать над ним, учитывая предложения и замечания в форме поправок. Также на этом этапе ГД вправе отклонить законопроект.

Законодательный процесс и его стадии. Порядок принятия законов в рф — особенности процедуры Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой

09.12.2019

субъекты законодательной инициативы

совет государственной думы

  • 1-е чтение
  • 2-е чтение
  • 3-е чтение (принятие закона)
  • ответственный комитетгосударственной думы
  • председательгосударственной думы
  • ответственный комитетсовета федерации
  • Председатель
  • совет федерации
  • президент РФ
  • При одобрении закона без рассмотрения
  • заседание совета федерации
  • При принятии закона к рассмотрению
  • председатель совета федерации

    Бачило И. Л. Структура российского законодательства нуждается в совершенствовании// Журнал российского права. – 1997. — № 3. – с. 3-13.

    Бессарабов В. Г. Правотворчество и прокурорский надзор// Журнал российского права. – 1997. — № 5. – с. 17-21.

    Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: Контакт, — 1994

    Диев В. С. Управленческие решения. – Новосибирск, 1998.

    Ерохов С. В. Лоббистская деятельность в России// Юрист. – 1996. — № 5. – с. 60-61.

    Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности её реализации// Финансы. – 1999. — № 1. – с. 3 – 7.

    Законодательный процесс в России: граждане и власть — практические советы. – М., 1996, 80с.

    Закон: от принятия до реализации// Законность. – 1995. — № 1. – с. 2-4.

    Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1998. – 64 с.

    Крестьянинов Е. В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению// Государство и право. – 1997. — № 9. – с. 12-21.

    Б.С. Сивиринов «Основы теории управления», — Новосибирск, 1996 г.

    Р.М. Фалмер «Энциклопедия современного управления», — М, 1992 г.

  • 1 Статья 104/ Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993. – с. 44.
  • 2 П. 2 ст. 104 Коституции РФ. – М., 1993., с. 44.
  1. Цели урока
  2. Задачи урока
  3. образовательные:

  4. развивающие:

  5. воспитательные:

  6. Тип урока:
    урок усвоения новых знаний.

Скачать:

Предварительный просмотр:

  • Аннотация
  • к методической разработке урока по обществознанию
  • на тему «Законотворческий процесс в РФ»

Урок обществознания на тему «Законотворческий процесс в РФ» разработан в соответствии с рабочий программой по обществознанию 11 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А.И. Матвеева, соответствует интересам, потребностям и познавательным возможностям учащихся 11 класса.

Читайте также:  Верховный суд утвердил обзор практики применения законодательства о хозяйственных обществах

Предложенная разработка может быть полезна для учителей общеобразовательных учреждений в процессе преподавания обществознания на базовом или на профильном уровне.

Актуальность разработки в том, что она дает возможность по-новому взглянуть на неинтересную и сложную для учащихся тему.

Использование схемы, игры «Законопроект», заданий ЕГЭ по изучаемой теме позволяют максимально активизировать внимание учеников, облегчают процесс запоминания, делают урок динамичным и интересным.

  1. Цели урока
    : расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов.
  2. Задачи урока
  3. образовательные:
  4. Углубление знаний школьников о главном законе страны — Конституции РФ;
  5. Изучение организации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108 Конституции РФ;
  6. Выделение особенностей федерального конституционного закона;
  7. развивающие:
  • развитие познавательно-творческих навыков и осмысление приобретённых знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ;
  • воспитательные:
  • Воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;
  • Формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.
  • Тип урока:
    урок усвоения новых знаний.

Для мотивации учебной деятельности был поставлен вопрос «Почему законы разрабатываются так долго и кропотливо?», на который ученики должны ответить на этапе рефлексии.

Актуализация знаний необходима для подготовки учащихся к усвоению новых знаний. Для актуализации знаний проводится фронтальный опрос. Отвечая на вопросы учителя, ученики активно включаются в ход урока.

На этапе усвоения новых знаний ученики читают статьи 104-108 Конституции РФ, анализируют их, сопоставляют друг с другом, выделяют нужное, отвечают на вопросы. Учитель координирует деятельность учащихся с помощью комментариев и наводящих вопросов.

Для проверки понимания учащимися нового материала применяется такая форма работы, как самостоятельное составление учениками схемы стадий законотворческого процесса. Чтобы облегчить и ускорить работу учащихся, учитель заранее готовит скелет схемы, ориентируясь на него, ученики составляют свои схемы.

Эта форма деятельности учащихся способствует развитию их навыков обобщения, систематизации, синтеза. После завершения работы над схемами ученики самостоятельно проверяют правильность своих схем, сверяя их со схемой, заранее составленной учителем. Учитель некоторым ученикам выставляет отметку за схему.

Для закрепления темы используется игра «Законопроект». Игра развивает творческие навыки учащихся, умение работать в группе, а также способствует поддержанию интереса к теме урока.

Закрепление новых знаний продолжается и во время выполнения учащимися заданий ЕГЭ по теме.

С подготовкой к ЕГЭ связано и домашнее задание учащихся: написать эссе на тему «Нужно ли вето Президента в законотворческом процессе?». Это задание развивает умение излагать свои мысли, аргументировать свое мнение. Учитель рекомендует в качестве аргументов приводить факты из истории России 90-х годов и современной России, в чем прослеживается межпредметная связь темы.

Этап рефлексии помогает учащимся осознать полученные знания и сделать выводы о своей деятельности на уроке.

Таким образом, используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Ученики работают и по эталону, и творчески; на уроке задаются критерии самоконтроля и самооценки.

Ученики в течение урока выступают в разных ролях: мыслитель, чтец, слушатель, информатор, творец, игрок, выпускник, а учитель выступает в роли организатора и консультанта.

Названные формы, методы и приемы обучения должны помочь успешному достижению целей урока.

Предварительный просмотр:

  1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  2. «ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»
  3. Методическая разработка урока обществознания,
  4. 11 класс
  5. ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
  6. В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  7. Должность: учитель истории и обществознания,
  8. первой квалификационной категории
  9. МБОУ «Городецкая СОШ им. Героя России Александра Прохоренко»
  10. с. Городки
  11. 2016
  12. Цели урока:
    расширить и закрепить знания учащихся о стадиях законодательного процесса в РФ и о видах законов.
  13. Задачи урока
  14. образовательные:
  • углубление знаний школьников о главном законе страны — Конституции РФ;
  • изучение организации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108 Конституции РФ;
  • выделение особенностей федерального конституционного закона;

развивающие:

  • развитие познавательно-творческих навыков и осмысление приобретённых знаний с целью подготовки к сдаче ЕГЭ;

воспитательные:

  • воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;
  • формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.

Оборудование урока

  • Конституция РФ (у каждого ученика);
  • учебник для 11 класса «Обществознание» под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева (2010, стр. 224–226);
  • схема «Стадии законотворческого процесса в РФ» (для каждой парты);
  • частично заполненная схема «Стадии законотворческого процесса
  • в РФ» (для каждой парты);
  • таблички «Законопроект», «Государственная Дума», «Совет Федерации», «Президент»;
  • задания ЕГЭ по изучаемой теме (для каждого ученика).
  • Тип урока
    : урок изучения нового материала (третий урок в 11 классе по разделу «Человек и закон»).
  • ХОД УРОКА
  • I. Организационный момент (1 мин)
  • II. Постановка цели и задач урока (1 мин)

Учитель
. Сегодня мы узнаем, как появляются на свет федеральные конституционные и федеральные законы. Принятие закона — это сложный процесс, в котором заняты многие люди и который растянут во времени. Как правило, он занимает не менее 6 месяцев. Почему законы разрабатывают так долго и кропотливо? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

III. Актуализация знаний учащихся (2 мин)

Вопросы:

  1. Какая форма правления в России?
    (Республика)
  2. Как называется представительный (законодательный) орган государственной власти в России?
    (Федеральное собрание)
  3. Как называются палаты Федерального собрания?
    (Совет Федерации и Государственная Дума)
  4. Как формируется нижняя палата — Государственная Дума?
    (Путём выборов)
  5. Сколько депутатов в Государственной Думе?
    (450 депутатов)
  6. По какой избирательной системе организуют выборы депутатов Государственной Думы?
    (По пропорциональной системе)
  7. Какова основная функция Государственной Думы? (Принятие законов)
  8. Что такое закон?
    (Закон — нормативно-правовой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти либо в результате непосредственного волеизъявления населения)
  9. Какие бывают законы?
    (Основной закон — Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, законы субъектов РФ)
  10. Когда и как принята Конституция РФ?
    (12 декабря 1993 года на референдуме)
  11. Чем отличаются федеральные конституционные законы от федеральных законов?
    (ФКЗ обладают большей юридической силой, чем ФЗ; их предназначение — обеспечить стабильность Конституции как Основного Закона)

IV. Изучение нового материала

Первичное усвоение новых знаний. Изучение законотворческого процесса в РФ. (25 мин)

  • Работа учеников с текстом Конституции РФ.Чтение ст. 104–108 Конституции РФ, их анализ с ми учителя (13 мин)

Статья 104
Конституции РФ определяет круг субъектов, которые имеют право законодательной инициативы в РФ. Право законодательной инициативы — это возможность вносить в законодательные органы законопроекты, т. е. предварительные тексты законов.

Субъектами права законодательной инициативы выступают органы, должностные лица, имеющие непосредственное отношение к решению важнейших общегосударственных вопросов: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ по вопросам их ведения. Государственные и общественные органы, не обладающие правом законодательной инициативы, а также отдельные граждане имеют возможность вносить свои инициативные законопроекты только через субъектов, наделённых этим правом.

Вопрос:

В какой орган вносят законопроект? (В Государственную Думу)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *