Плановая проверка юридических лиц и предпринимателей

Плановая проверка юридических лиц и предпринимателей

Надзорные каникулы продлены, но с оговорками.

Что произошло?

Президент России подписал Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Документ вступил в силу 5 января 2019 года.

В чём суть документа?

Установлены особенности проведения некоторых видов плановых проверок и частично продлён мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Зачем потребовались такие поправки?

С 2016 по 2018 годы уже действовал запрет на плановые проверки малых предприятий (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). Законодатели решили перенести полученный опыт на новый период, в том числе с целью поддержки малого бизнеса и развития экономики.

На какой период продлены «надзорные каникулы»?

«Надзорные каникулы» продлены на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. Однако продление коснётся только тех юрлиц и ИП, которые относятся к категории малого бизнеса и включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Что представляет собой Единый реестр субъектов МСП?

«Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» — специализированный сервис, запущенный 1 августа 2016 года, ведением которого занимается ФНС России.

Одна из целей создания реестра — освободить организации и ИП, относящиеся к малому и среднему бизнесу от необходимости подтверждать свой статус при получении льгот, преференций и мер поддержки от государства.

Реестр формируется, в первую очередь, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), а также сведений из сданной налоговой отчётности.

То есть изначально без участия организации или ИП. Если же вашей организации (ИП) нет в реестре, хотя она там должна быть, то следует направить заявку на проверку сведений реестра.

Малый бизнес вовсе избавят от проверок?

Нет, в некоторых ситуациях и при некоторых видах деятельности «надзорные каникулы» не действуют.

Плановые проверки смогут проводиться в случаях:

  • — проведения плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юрлиц и ИП к определённой категории риска;
  • — плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих виды деятельности, определённые Правительством РФ;
  • — плановых проверок лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубое нарушение обязательных требований;
  • — плановых проверок, проводимых по лицензируемыми видам деятельности и др.

Касаются ли «надзорные каникулы» налоговых проверок?

Нет, мораторий действует только в отношении плановых НЕналоговых проверок, то есть не распространяется на налоговые, прокурорские, полицейские, таможенные, валютные, страховые, банковские, в сфере обработки персональных данных, ПОД/ФТ и прочие проверки, проведение которых в принципе не подпадает под действие норм Закона № 294-ФЗ.

Кроме того, следует учитывать, что мораторий никак не касается внеплановых проверок.

Что будет, если проверка пройдёт вопреки мораторию?

Проведение плановой проверки организации из реестра субъектов МСП в нарушение запрета является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечёт недействительность результатов проверки.

Плановые проверки в 2020 году: кому следует ждать инспекцию?

Плановая проверка юридических лиц и предпринимателей

Кто из ИП и предприятий попадёт в сводный план проверок на 2020 год?  Что делать, если вы оказались в нём по ошибке? Рассказываем по порядку.

В конце 2019 года на сайте Генеральной прокуратуры будет опубликован сводный план проверок на 2020 год. С его помощью индивидуальные предприниматели и предприятия смогут заранее узнать, стоит ли им ожидать визита проверяющих.

Предприятия или ИП могут быть включены в план проверок, если с момента их открытия или последней проверки прошло три года. Однако необходимо учесть и внеплановые проверки, которые могут возникнуть, если покупатель или работник пожалуется на вас.

Формирование плана проверок происходит заранее, на год вперёд. Он должен быть размещён на сайте Генпрокуратуры не позднее 31 декабря предшествующего года.

Какие организации и ИП включат в сводный план проверок на 2020 год

Мораторий на плановые проверки предприятий и ИП, включённых в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, будет действовать и в 2020 году. Исключение составят организации и ИП, которые:

  • занимаются деятельностью, которая относится к определённой категории риска и опасности;
  • работают в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, а также производства, использования и обращения драгоценных металлов и камней;
  • ранее получали административное наказание за грубые нарушения;
  • имеют лицензии
  • занимаются деятельность, которая входит в рамки госнадзора за обеспечением радиационной безопасности, защиты государственной тайны и контроля аудиторской деятельности.

Если вы попали в список Генпрокуратуры по ошибке, необходимо сделать запрос на исключение вашей компании из сводного плана проверок на 2020 год.

Для этого нужно заполнить специальное заявление и подать его в то ведомство, которое запланировало проверку. Например, в налоговый орган или трудовую инспекцию по региону.

Форма заявления утверждена постановлением Правительства от 26.11.2015 № 1268.

Как узнать, грозит вам проверка в 2020 году

  1. 1. Откройте Единый реестр проверок на сайте Генпрокуратуры.

  2. 2. Укажите в поисковой строке ИНН, ОГРН или наименование организации.

  3. 3. Если в результатах поиска клетки пустые – инспекцию можно не ждать.

В случае, если вы всё-таки попали в сводный план проверок на 2020 год, в форме отобразится следующая информация:

  • ИНН и ОГРН;
  • название организации или ФИО ИП;
  • место фактического ведения деятельности;
  • месяц начала проверки;
  • срок проведения проверки;
  • цели проверки;
  • наименование проверяющего ведомства.

Контролирующие органы также могут проводить выездные и документарные проверки. О плановых проверках проверяющие обязаны оповестить не позднее, чем за три рабочих дня до начала их проведения, а о внеплановых – не позднее, чем за 24 часа.

Плановая проверка юридических лиц и предпринимателей

  • Регламентация проведения контрольно-надзорных мероприятий
  • Основания проведения плановых проверочных мероприятий
  • Формы проверочных мероприятий
  • Плановые мероприятия проводятся не чаще чем предусмотрено законодателем
  • Периодичность проверочных мероприятий с учетом применения риск-ориентированного подхода
  • Срок проведения планового мероприятия не может превышать установленный законодателем
  • Каков максимальный срок проведения плановой проверки
  • Необходим ли проверочный лист при проведении планового проверочного мероприятия
  • Распоряжение о проведении проверочного мероприятия
  • Порядок проведения плановых проверочных мероприятий
  • Что является предметом плановой проверки ФНС предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта
Читайте также:  Тарифы на вывоз мусора после 01.05.2019 станут меньше

Регламентация проведения контрольно-надзорных мероприятий 

Одним из направлений работы государственных (муниципальных) органов (далее — госорганы) является контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов. Реализуется он путем проведения плановых и внеплановых проверочных мероприятий.

Регламентирует эти правоотношения закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294).

Однако, как отмечено в самом законе, не все виды государственного и муниципального контроля подпадают под его действие.

Так, в пп. 3 и 3.1 ст. 1 указаны случаи и виды контроля, на которые положения данного закона не распространяются. Например, налоговый контроль, таможенный контроль регламентируются отраслевым законодательством (Налоговый кодекс РФ, акты, принятые в Таможенном союзе и ЕАЭС, российские правовые акты о таможенном деле).

Далее в пп. 4, 4.1 и 4.2 этой же статьи перечислены виды государственного контроля и надзора, особенности организации и проведения которых (элементы планирования, организационные мероприятия, конкретные действия по проведению) вводятся отдельными федеральными законами. Например, законом «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ и т. д.

На все иные виды государственного и муниципального контроля, не перечисленные в указанных выше пунктах, положения закона № 294 распространяются в полном объеме. 

Основания проведения плановых проверочных мероприятий 

В п. 1 ст. 9 закона № 294 очерчен круг вопросов, проверка которых входит в обязанность госорганов:

  • исполнение хозяйствующим субъектом требований нормативно-правовых актов различных уровней и иных обязательных требований;
  • достоверность и соответствие обязательным требованиям информации, содержащейся в уведомлении о начале осуществления субъектом определенного вида деятельности. 

Госорганы ежегодно планируют проведение проверочных мероприятий и размещают такие планы на своих официальных сайтах. Сводный план всех проверок ведет Генеральная прокуратура РФ, которая в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, публикует его на сайте ФГИС «Единый реестр проверок».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Законодатель закрепляет исчерпывающий перечень оснований для включения хозяйствующего субъекта в ежегодный план (п. 8 ст. 9 закона № 294). Для этого должно пройти не менее 3 лет с даты:

  • государственной регистрации субъекта;
  • завершения последнего планового проверочного мероприятия в отношении субъекта;
  • начала осуществления субъектом деятельности в соответствии с уведомлением о начале ее осуществления. 

Подробно о том, как планируются проверки, — в статье План проверок контролирующих ведомств на 2018 — 2019 годы. 

Формы проверочных мероприятий 

Проверочные мероприятия, как плановые, так и внеплановые, могут проходить в форме документарных и выездных проверок (ст. 11, 12 закона № 294).

Документарная проверка осуществляется путем изучения документов, имеющихся в распоряжении госоргана, а также поступивших от проверяемого субъекта, без выезда к последнему.

Плановая выездная проверка проходит по месту нахождения (фактического функционирования) хозяйствующего субъекта. Проверяющие органы изучают:

  • документы хозяйствующего субъекта;
  • состояние используемых этим субъектом основных производственных фондов;
  • создаваемые и реализуемые им товары, выполняемые работы и услуги;
  • исполнение требований нормативно-правовых актов различных уровней и иных обязательных требований. 

Важно! Плановые документарные и выездные проверки могут быть как взаимно дополняющими, так и самостоятельными — в форме документарной или выездной (постановление 9-го ААС от 16.01.2014 № 09АП-42619/2013). 

Плановые мероприятия проводятся не чаще чем предусмотрено законодателем 

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (п. 2 ст. 9 закона № 294). Однако это правило содержит ряд исключений.

Так, п. 9 ст. 9 закона № 294 определяет иную периодичность плановых мероприятий — 2 и более раза в 3 года, если хозяйствующий субъект функционирует в сфере:

Проверки контролирующими органами

  • Проверки, осуществляемые контролирующими органами (плановая и внеплановая проверки)
  • Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ, Закон о проверках)  устанавливаются, в частности:
  • 1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • 2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
  • 3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
  • 4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
  • Организация и проведения плановой проверки
  • Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
  • Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Ежегодный сводный план проведения плановых проверок формируется Генеральной прокуратурой РФ и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года. Сводный план проверок на 2017 г. размещен по адресу: http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/.

Читайте также:  Образец претензии по договору поставки

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года, за исключением случаев:

  • осуществления деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в вышеуказанных сферах, плановые проверки могут проводиться не менее 2-х раз в 3 года.

Перечень видов деятельности, в отношении осуществления которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 г. N 944.

  • осуществления деятельности, в отношении проведения проверок которой применяется риск-ориентированный подход. В таком случае периодичность проведения плановых проверок устанавливается Положением о конкретном виде контроля (надзора) в зависимости от отнесения объекта контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности.

Основание для включения проверки в ежегодный план — истечение 3 лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, ИП;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, ИП;
  • начала осуществления юридическим лицом, ИП предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, форма и порядок представления уведомленияПлановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, предусмотренном ст. 11 и 12 Закона о проверках. утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 584

Как проводится государственный земельный надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

  • 1. Для чего проводится земельный надзор
  • Предметом государственного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (далее — обязательные требования):
  • 1) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
  • 2) требований о переоформлении юридическими лицами в установленный федеральным законом срок права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
  • 3) требований законодательства об использовании земельного участка по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
  • 4) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом;
  • 5) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • 6) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • 7) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Росреестра и его территориальных органов в рамках компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
  • Надзор осуществляется в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, за которые предусмотрена административная ответственность.
  • 2. В какой форме проводится государственный  земельный надзор
  • Государственный земельный надзор осуществляется в форме  плановых и внеплановых проверок.

 В рамках надзора может выполняться систематическое наблюдение за исполнением требований  земельного законодательства Российской Федерации путем проведения административного обследования земельных участков. Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

3. Организация и проведение плановых проверок

Предметом плановой проверки является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований.

Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом, подготовленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г.

№ 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

  1. Юридическим фактом — основанием для принятия решения о проведении плановой проверки являются утвержденные Росреестром или его территориальными органами ежегодные планы проведения плановых проверок на соответствующий год.
  2. Юридическим фактом — основанием для подготовки и проведения плановой проверки — является распоряжение о проведении плановой проверки.
  3. Решение о проведении плановой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) Росреестра (территориального органа) в форме распоряжения о проведении плановой проверки.
  4. Плановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки.
  5. О проведении плановой документарной и (или) выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя, заместителя руководителя Росреестра (территориального органа) о проведении плановой проверки:
  6. заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении
  7. посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Едином государственном реестре недвижимости либо ранее был представлен в Росреестр (территориальный орган) проверяемым лицом,
  8. иным доступным способом, обеспечивающим фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
  9. В процессе проведения плановой документарной проверки должностными лицами Росреестра (территориального органа) рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении Росреестра (территориального органа), в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях, материалы административного обследования объектов земельных отношений и иные документы о результатах осуществленного в отношении юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, гражданина государственного надзора.
Читайте также:  Принцип единообразия судебной практики

Необходимость в выездной проверке возникает в случае, если при документарной проверке невозможно установить (ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ):

  • 1)    достоверность и полноту сведений в документах организации, которые имеются в распоряжении госоргана;
  • 2)    соответствует ли деятельность организации требованиям земельного законодательства без проведения выездной проверки.
  •           Плановая выездная проверка проводится в присутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, гражданина, его законного или уполномоченного представителя, а также может быть проведена в отсутствие указанных лиц в случае их надлежащего уведомления.

В случае если проведение плановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием гражданина, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо Росреестра (территориального органа) составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае Росреестр (территориальный орган) в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Срок проведения каждой из проверок — 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). По земельным участкам, отнесенным к категории умеренного риска, Росреестр проводит проверки в течение 17 рабочих дней (п. 10(4) Положения о земельном надзоре).

  1. Периодичность  проведения плановых проверок  зависит от категории риска, к которой отнесен  земельный участок:
  2. — если присвоена категория среднего риска — не чаще одного раза в три года;
  3. — умеренного риска — не чаще одного раза в пять лет;
  4. — низкого риска — проверка не проводится;

Узнать, планируется ли проведение проверки в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя можно на сайте Генеральной прокуратуры РФ, которая ведет единый реестр проверок (https://proverki.gov.ru/) (п. 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415). Кроме того, утвержденные ежегодные планы проверок размещаются на официальных сайтах контролирующих органов.

В ежегодный план проведения проверок могут быть внесены изменения. Сведения о них  размещаются на сайте надзорного органа в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений.

Если юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю  принадлежит несколько земельных участков, то проверяется тот, который указан в ежегодном плане.

4.  Для чего при проведении земельного надзора применяется риск-ориентированный подход

Возможность применения риск-ориентированного подхода предусмотрена в ч. 1 — 1.1 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ, а также следует из п. 10 Перечня (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806). Это означает, что земельным участкам присваивают категорию риска. От этого будет зависеть периодичность проведения плановой проверки.

  • Данный подход позволяет  снизить административное давление на субъекты хозяйственной деятельности при проведении проверок и, в то же время, повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности с помощью  оптимального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов.
  • При риск-ориентированном подходе земельным участкам присваиваются следующие категории риска:
  • — средний;
  • — умеренный;
  • — низкий.
  • К одной из категорий риска могут быть отнесены земельные участки, правообладателями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Решение об отнесении земельных участков к определенной категории риска принимается главными государственными инспекторами в городах, районах или их заместителями. На основании указанных решений Управлением ведется перечень земельных участков, которым присвоены категории риска.

Если земельный участок можно отнести к разным категориям риска, он будет отнесен к более высокой категории. В случае когда участку категория риска не присвоена, он будет считаться отнесенным к самой низкой категории.

Информацию о категории риска земельного участка (объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду) можно получить в органе, который проводит надзор. Для этого нужно подать запрос. В течение 15 рабочих дней орган должен направить информацию о категории риска и сведения, которые были использованы при отнесении к этой категории.

5. Что такое проверочные листы и как они используются при проведении плановой проверки

С 28.01.2018 года должностные лица Росреестра обязаны при проведении плановых проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями  требований земельного законодательства применять проверочные листы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *