Пересмотр уголовных дел в порядке надзора

Пересмотр уголовных дел в порядке надзора

Многих интересуют вопросы, что значит, возбуждено надзорное производство, какой орган имеет право осуществлять данное производство и кто может инициировать направление протеста.

Что такое надзорное производство? Понятие надзорного производства включает в себя стадию уголовного процесса, где по ходатайству осужденного или его защитника вышестоящий суд или прокурор проверяет законность приговоров судов первой инстанции, а также судебных постановлений, вынесенных в надзорном или кассационном порядке.

Цель надзорного производства направлена на исправление ошибок суда и обеспечение законных интересов и прав участников процесса.

Надзорная жалоба направляется непосредственно в суд надзорного органа с приложением копий:

  • решения или приговора, которые обжалуются;
  • приговора надзорного, апелляционного или кассационного органа, если он выносился по данному делу;
  • других процессуальных документов, в которых заявителем подтверждаются доводы, изложенные в жалобе.

Рассмотрение ходатайства судом надзорного органа должно быть проведено не позднее 15 суток и не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения Верховным Судом РФ.

Согласно ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса, по итогам рассмотрения надзорной жалобы суд надзорной инстанции имеет право принимать следующие решения:

    Пересмотр уголовных дел в порядке надзора

  • оставлять без изменения обжалуемые решения суда, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  • прекращать производство по уголовному делу и отменять постановление суда или приговор;
  • при отмене решения передавать дело на новое судебное рассмотрение;
  • отменять приговор суда кассационным органом и передавать дело на новое кассационное рассмотрение;
  • отменять приговор суда апелляционным органом и передавать дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • вносить изменения в постановление суда или вынесенный приговор.

Если осуждено было несколько субъектов, а надзорная жалоба была предъявлена только в отношении одного из них, то надзорное производство дает право проверять дела в отношении всех осужденных.

В порядке надзора при рассмотрении дела суд может смягчить наказание, назначенное осужденному, но не вправе усилить наказание и применить закон о более тяжком преступлении.

При рассмотрении уголовного дела, суд надзорной инстанции не имеет права:

  • считать доказанными факты, отвергнутые или не установленные в приговоре;
  • решать вопросы о преимуществах одних доказательств над другими, достоверности или недостоверности доказательств, а также доказанности или недоказанности обвинения;
  • принимать решения о применении судом апелляционного органа и о мере наказания.

Предметом надзорного производства может быть только судебное решение, вступившие в законную силу, в отличие от кассации. Отменяя определение суда кассационного органа, суд надзора не имеет право выносить выводы, сделанные судом кассации при повторном рассмотрении уголовного дела.

Сущность и значение надзорного производства

Пересмотр уголовных дел в порядке надзора

Подтверждением надзорной инстанции служат:

  • участники судебного процесса;
  • участники имеют процессуальный статус;
  • установленные сроки;
  • принятие постановления в документальном виде.

Роль надзора в судопроизводстве:

  • предназначается для проверки соблюдения законов, постановлений стоящих ниже органов и оценки обоснованности приговоров, вступивших в силу;
  • кроме обжалуемого постановления или приговора, контролю подвергаются все акты, созданные в ходе кассационного и апелляционного пересмотра;
  • факт подачи протеста не гарантирует пересмотр дела;
  • протест имеет право подавать должностное лицо, согласно нормам УПК.

Пересмотр уголовных дел в порядке надзораПересмотр дела возможен только:

  • если жалоба подается ради улучшения положения осужденного лица;
  • после вынесения предварительного решения о допуске на усмотрение судьи.

Уголовный процесс не часто доходит до этапа «Надзор». Слушание дела на данной стадии не является обязательным. Это случается только в том случае, если осужденный считает, что не смог в очередной раз добиться правды.

Перед надзорным производством законодатель установил главные задачи:

  1. Выявление нарушений действующих законодательных актов нижестоящими судебными инстанциями.
  2. Устранение проблем в виду отсутствия официальных разъяснений к применениям правовых норм.
  3. Выявление и исправление ошибок и допущенных нарушений (преднамеренных или непреднамеренных) путем возврата дела нижестоящему органу или изменения приговора.

Надзорное производство служит:

  • для общей характеристики апелляционного производства с гарантией конституционных прав, то есть, осужденный имеет право использовать для своей защиты все доступные средства;
  • препятствием для вынесения несправедливых вердиктов судами при несоблюдении норм;
  • средством повышения законности в работе судов путем использования разъяснительных методов надзорных инстанций.

Надзорное производство в прокуратуре выгодно не только осужденному и стороне защиты. В порядке надзора пересмотр уголовного дела нужен самим судьям. Надзорная инстанция выступает здесь в качестве органа самопроверки.

Сходства надзора с другими этапами пересмотра дела:

    Пересмотр уголовных дел в порядке надзора

  • правовое значение;
  • преследуемые цели;
  • запрет на ухудшение положения осужденного;
  • проверка работы нижестоящих судебных инстанций;
  • выявление ошибок и указания на исправление;
  • порядок действий при получении жалобы;
  • осуществление проверки законности выносимых решений.

Результатом работы всех этапов может стать отмена выносимых актов из-за признания их неправомерными.

Отличия между надзором и апелляцией:

  1. Направляемые на пересмотр различные виды судебных актов.
  2. Процессуальные сроки, урегулирование решений (сроки для надзора не регламентированы законом, а в апелляции сроки указаны в УПК РФ).
  3. Субъективный состав (в апелляционном органе нет такого понятия, как заявитель).
  4. Процедура пересмотра.

В надзорном производстве доказательства не подвергается сомнению, в то же время апелляция может повторно рассматривать дела с новым исследованием доказательной базы.

Различия между надзором и кассационным порядком:

    Пересмотр уголовных дел в порядке надзора

  1. Надзорное разбирательство считается прерогативой ВС РФ. Кассационный процесс осуществляется Верховным Судом, высшим судебным органом.
  2. В порядке надзора обжалование допускает присутствие Генерального прокурора РФ, должностных лиц и заявителя. Участниками кассационной жалобы являются потерпевшие, доверенные лица, частные обвинители, сторона защиты, осужденное лицо.
  3. Гарантией проведения кассационного судопроизводства является правильно составленная жалоба. В надзорном производстве такой гарантии нет, дело зависит от мнения судьи.

Порядок производства

Процедура надзорного производства установлена на основе многолетней судебной практики и состоит из этапов:

    Пересмотр уголовных дел в порядке надзора

  1. Подача жалобы. Лицо составляет ходатайство с учетом требований УПК РФ. Документ должен быть подписан главным прокурором. Если в содержании имеются хоть малейшие ошибки, его вернут заявителю.
  2. Иск и приложенные документы тщательно изучаются судьей ВС РФ. Судья может истребовать материалы дела, которые должны находиться в первоначальном рассмотрении.
  3. После детального изучения ходатайства, судья принимает решение об отказе в рассмотрении с обоснованием или о направлении его в Президиум Верховного Суда. Отказ может быть обжалован заявителем, если Председатель ВС РФ сочтет необоснованным отказ в рассмотрении дела, то судья больше не вправе будет принимать участие в дальнейшем разбирательстве.

Что такое надзорная инстанция в уголовном процессе

Пересмотр уголовных дел в порядке надзора

Надзорное производство в уголовном процессе играет контрольную роль. Несмотря на схожесть с апелляционным и кассационным порядком, оно имеет свои характерные особенности. Какова сущность данного этапа? Кто вправе инициировать направление протеста, и в любом ли случае направленный протест осуждённого, защитника или прокурора возымеет ожидаемый результат? Какой госорган правомочен осуществлять указанное производство? Рассмотрим подробнее.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7(499) 288-17-41Санкт-Петербург: +7(812) 317-60-13

Понятие и значение производства в надзорной инстанции

Пересмотр уголовных дел в порядке надзора

То, что производство в надзоре – это отдельная стадия, подтверждается следующими аспектами:

  • установленные сроки;
  • участники судопроизводства;
  • наличие процессуального статуса участников процесса;
  • итогом выступает принятие определённого особого постановления в документарной форме.

Из главы 48.1 УПК надзор можно определить следующим образом – это отдельная стадия уголовного судопроизводства по пересмотру вступивших в законную силу и действующих актов Верховным Судом РФ на предмет их законности.

Особая роль надзорной инстанции (в уголовном процессе) определяется несколькими аспектами:

  1. Пересмотр уголовных дел в порядке надзораЭта стадия призвана осуществлять контроль соблюдения закона и обоснованности вступивших и уже исполняемых приговоров (постановлений) нижестоящих инстанций.
  2. Помимо самого обжалуемого приговора, наравне с ним проверку проходят все последующие акты, полученные в результате апелляционного и кассационного пересмотра.
  3. Протест вправе подать только специально обозначенное должностное лицо, которое регламентируется нормами уголовно-процессуального кодекса.
  4. Подача протеста не гарантирует пересмотр дела, он возможен только после предварительно принятого решения о допуске, выносимого на усмотрение судьи, который первоначально знакомится с материалами.
  5. Если жалоба подана с целью улучшения положения осуждённого, не действуют никакие процессуальные сроки. Когда бы ни был постановлен несоответствующий закону, ущемляющий права, признанного виновным человека, вердикт, он подлежит отмене или внесению в его текст изменений.
  6. Слушание дела на этапе «надзор» в уголовном процессе не является обязательным этапом. До этой стадии доходит нечасто, только в ситуациях, когда, по мнению осуждённого, он не добился правды в очередной раз.

Основные задачи, решение которых предусмотрел законодатель, это:

  1. Пересмотр уголовных дел в порядке надзораВыявление нарушений закона в деятельности нижестоящих инстанций (результатах их работы).
  2. Самостоятельное исправление обнаруженных ошибок путём изменения либо возврат дела вследствие отмены решения с разъяснением нижестоящему органу допущенных нарушений.
  3. Установление проблем правоприменения в ситуациях, когда отсутствуют прямые нормы, официальные разъяснения, обобщение и проработка.

Выполняя задуманные законодателем задачи, этот этап судопроизводства имеет своё немаловажное значение:

  • гарантия конституционного права, осуждённый наделяется правом использовать все возможные способы своей защиты;
  • препятствие для исполнения вердиктов, вынесенных при несоблюдении материальных и процессуальных норм, не отвечающих принципам обоснованности и справедливости;
  • формирование общегосударственной практики применения закона, позиция Верховного Суда РФ (разъяснения Пленума ВС), заявленная с учётом принятого решения, является основополагающей для подобных случаев в будущем;
  • повышение уровня законности при использовании в деятельности судей разъяснений надзорного органа.

Пересмотр в порядке надзора нужен судебной власти как система самопроверки, сделанные выводы относительно правоприменительной деятельности обязательны для всех госорганов без исключения.

Схожесть и различие с другими стадиями пересмотра судебных решений

Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:

  1. Преследуемые цели.
  2. Правовое значение.
  3. Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
  4. Запрет на ухудшение положения осуждённого.
  5. Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
  6. Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
  7. Основания признания незаконными обжалуемых актов.

В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:

  • Пересмотр уголовных дел в порядке надзорапо виду судебных актов, направленных для пересмотра;
  • по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
  • процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
  • процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
  • уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.
Читайте также:  Перевод жилого помещения в нежилое

Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.

 Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.

Кассационное обжалование Обжалование в порядке надзора
Участники судопроизводства
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители)
Поставленные задачи
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия.
Обжалуемые документы
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции. Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции.
Госорган, рассматривающий дело
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд. Верховный Суд РФ
Гарантия разбирательства при получении жалобы
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения. Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку.
Рассматриваемые вопросы
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представлении Неограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним.
Сроки принесения протеста
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания.

Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Процедура рассмотрения, установленная на основе многолетней практики, состоит из нескольких этапов:

  1. Пересмотр уголовных дел в порядке надзораПодача жалобы. На этом этапе лицо, имеющее законное право обратиться, составляет документ с учётом всех обязательных требований, содержащихся в кодексе. Представление направляется и подписывается главным лицом в прокурорской иерархии.
  2. Если направленное ходатайство имеет нарекания к содержанию, в нём отсутствуют обязательные для написания пункты, а именно:указание адресата, которому направлено обращение (Верховный Суд РФ),сведения о самом заявителе (Ф.И.О., адрес, при заключении под стражу – места отбывания наказания, данных о том, какое положение занимает в процессе), подробная информация обо всех имеющихся решениях по рассматриваемому делу, с указанием реквизитов, содержания, принимавшие их органы,аргументация обращения, законодательно установленные причины для пересмотра, указание на нарушаемые принятыми актами права и свободы лиц, ранее не участвовавшие в процессе,просительная часть, где излагается желание заявителя;роспись подающего лица,то в течение десятидневного срока поданные документы возвращаются назад. А также причиной возврата будет считаться отсутствие документов, с печатью и подписью государственного органа, подлежащих отмене или изменению, по мнению жалобщика.
  3. Приложенные документы и само обращение сначала тщательнопросматривается одним судьёй ВС РФ, материалы дела остаются в месте первоначального рассмотрения и только при необходимости судья истребует их.
  4. После изучения судья решает вопрос о направлении в Президиум ВС либо об отказе в передаче с обязательным обоснованием своей позиции, которая при желании оспаривается заявителем. Председатель ВС РФ или его заместитель, сочтя постановление не обоснованным, отменяет его и передаёт жалобу на рассмотрение. Лицо, отменившее постановление лишается возможности принимать участие в дальнейшем разбирательстве.
  5. Заседание Президиума. Период, отведённый для установления отсутствия/наличия нарушений, составляет от 1 месяца – только по приложенным отправителем копиям, до 2 месяцев в случае запроса материалов дела там, где оно находится (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Судебное заседание проводится при участии лиц, обратившихся с ходатайством. Прокурор присутствует обязательно.Неявка других участников не препятствует заседанию. Все происходящее фиксируется в протоколе. Ознакомившиеся с протоколом участники при обнаружении неточностей или искажения приносят замечания.

Докладчик объясняет обстоятельства дела, коллеги могут спрашивать и уточнять интересующие моменты.Потом заслушивается прокурор. Участники, вызванные в заседание, вправе выступить, давая пояснения по существу. При явке нескольких лиц, первым заслушивают заявителя.

Надзорное производство в уголовном процессе: значение, порядок

Время чтения 6 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Пересмотр уголовных дел в порядке надзораНадзорное производство в уголовном процессе – исключительная компетенция Президиума Верховного суда РФ. Обращение с надзорной жалобой (для прокуратуры – представлением) – последняя возможность обжаловать судебное решение (приговор, определение или постановление). Если обжалуемый судебный акт будет оставлен в силе, то единственный шанс что-либо изменить – пересмотр уголовного дела по новым (вновь открывшимся) обстоятельствам. Правда, это уже совершенно другая процедура в сравнении с обжалованием судебных решений.

Какие решения пересматриваются в порядке надзора

Для начала необходимо сказать, что не позднее октября 2019 года в системе судов общей юрисдикции (СОЮ) появятся новые суды – апелляционные и кассационные. Это изменит перечень решений, которые могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом ВС РФ.

В настоящее время надзорная инстанция в уголовном процессе пересматривает вступившие в силу:

  1. Судебные решения, принятые при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции судами регионального уровня (областными, краевыми и т.д.) и окружными военными судами, если такие решения прошли апелляционное рассмотрение в ВС РФ.
  2. Апелляционные решения профильных коллегий Верховного суда (апелляционной, военной и по уголовным делам).
  3. Кассационные решения профильных коллегий Верховного суда (военной и по уголовным делам).
  4. Постановления Президиума ВС РФ.

Как только в системе СОЮ появятся апелляционные и кассационные суды, в порядке надзора можно будет обжаловать только решения Апелляционной коллегии ВС РФ и постановления Президиума ВС РФ.

Порядок подготовки и подачи жалобы

Обратиться в надзор вправе:

  • осужденные и оправданные;
  • защитники и законные представители осужденного (оправданного);
  • потерпевшие и их представители;
  • частные обвинители (по делам частного обвинения) и их представители;
  • гражданские истцы, ответчики и их представители – только если решение оспаривается в части гражданского иска;
  • другие лица, если обжалуемое решение затрагивает их права и интересы;
  • генеральный прокурор, прокурор субъекта федерации, их заместители (обращаются в надзор с представлением).

Надзорная жалоба готовится и подается непосредственно в Верховный суд РФ.

В жалобе обязательно должны быть указаны:

  1. Адресат обращения – Президиум Верховного суда РФ.
  2. Данные заявителя – процессуальный статус, ФИО или название организации, место жительства (нахождения).
  3. Все суды, которые рассматривали уголовное дело в той или иной инстанции, и принятые ими решения.
  4. Нарушения УК РФ и (или) УПК РФ, которые повлияли на исход дела. Если основание для обращения в надзор – несоблюдение условий досудебного соглашения, указываются данные, которые об этом свидетельствуют. Если обращается лицо, которое не участвовало в уголовном деле, указываются, какие права и интересы нарушены обжалуемым судебным решением.
  5. Доводы о наличии нарушений и доказательства, подтверждающие их наличие.
  6. Просьба заявителя, которая должна соответствовать полномочиям надзорной инстанции, указанным в ст. 412.11 УПК РФ.
  7. Дата и подпись.
  8. Перечень приложений.

К жалобе обязательно прикладываются копии всех судебных решений, которые были приняты при рассмотрении уголовного дела (первая инстанция, апелляция, кассация). Копии должны быть заверены судом, принявшим соответствующий судебный акт.

Как правило, жалоба готовится по образцу – используется стандартная процессуальная форма документа или пример ранее подготовленной жалобы.

Однако жалоба должна быть индивидуальна по содержанию, особенно в части перечисления нарушений и доказательств их наличия. Любой образец служит лишь ориентиром.

Он помогает понять структуру жалобы, что за чем идет, на какие статьи УПК при подаче жалобы нужно ссылаться, а также помогает разобраться с оформлением документа.

В большинстве случаев надзорные жалобы по уголовным делам готовятся адвокатами со стороны потерпевшего или со стороны осужденного, которые уже участвовали в деле или привлечены впервые. Это обеспечивает юридически грамотную подготовку всех документов и практически исключает вероятность возврата жалобы из-за нарушения процессуальных требований.

Порядок надзорного производства

Пересмотр уголовных дел в порядке надзораНадзорное производство состоит из нескольких этапов:

  1. Первично поступившая жалоба анализируется и оценивается на предмет наличия оснований для ее возврата или дальнейшего движения. На этот этап отводится 10 дней с момента поступления материалов в Верховный суд.

Жалоба возвращается заявителю, если:

  • не отвечает процессуальным требованиям к ее форме и содержанию;
  • подана на судебное решение, которое не может быть пересмотрено в порядке надзора;
  • подана лицом, которое не имеет право на обращение с надзорной жалобой;
  • подана с нарушением срока;
  • отозвана заявителем.
  1. На втором этапе жалоба и приложения к ней изучаются судьей Верховного суда РФ. Он вправе запросить и изучить материалы уголовного дела. По результатам принимается решение об отказе в передаче жалобы на рассмотрение Президиума или о направлении ее в Президиум.
  2. Если судьей ВС РФ принято решение об отказе в рассмотрении дела Президиумом ВС РФ, оно может быть оспорено заявителем или пересмотрено Председателем ВС РФ (его заместителем) по своей собственной инициативе. В случае принятия положительного решения дело передается на рассмотрение Президиуму ВС.
  3. Поступившая в Президиум ВС РФ жалоба рассматривается на специальном для этого назначенном заседании в течение 1 месяца с момента поступления материалов в ВС РФ, а если было затребовано уголовное дело – в течение 2 месяцев.
  4. На заседании первично выступает судья-докладчик, затем заслушиваются позиции участвующих в рассмотрении жалобы лиц. Обычно там присутствует сам заявитель и (или) его представитель, а также представитель от прокуратуры.
Читайте также:  Базисные условия поставки инкотермс-2010

Решение надзорной инстанции

Президиум ВС РФ по итогам рассмотрения жалобы вправе:

  • Отказать в ее удовлетворении. Это автоматически оставляет все обжалуемые решения в силе.
  • Отменить все ранее принятые судами решения и прекратить уголовное дело.
  • Отменить все ранее принятые судами решения и передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
  • Отменить все ранее принятые судами решения и вернуть уголовное дело в прокуратуру для исправления нарушений, допущенных при составлении обвинительного заключения (акта).
  • Отменить апелляционное решение и передать дело на новое рассмотрение в апелляцию.
  • Отменить кассационное решение и передать дело на новое рассмотрение в кассацию.
  • Внести изменения в судебное решение (приговор, определение или постановление).
  • Оставить жалобу без рассмотрения (при наличии оснований, которые предусмотрены для возврата надзорных жалоб).

Принятие Президиумом ВС РФ того или иного решения не ограничено доводами заявителя и указанными им основаниями для пересмотра. В надзоре уголовное дело может быть пересмотрено заново и в полном объеме. При рассмотрении дела Президиум должен проверить правильность применения УК и УПК РФ всеми судами, которые ранее рассматривали уголовное дело.

"Пересмотр в порядке надзора судебных решений по уголовным делам: производство в надзорной инстанции: Научно-практическое пособие" (Давыдов В.А.) ("Волтерс Клувер", 2006)

ПЕРЕСМОТР В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА СУДЕБНЫХ
РЕШЕНИЙ ПО УГОЛОВНЫМ
ДЕЛАМ(ПРОИЗВОДСТВО В НАДЗОРНОЙ
ИНСТАНЦИИ)Научно-практическое
пособиеВ.А. ДАВЫДОВДавыдов Владимир
Александрович — кандидат юридических наук,
судья Верховного Суда
РФ.

ПРЕДИСЛОВИЕОсобенность правовой
системы Российской Федерации, а может быть,
ее уникальность, заключается в том, что она
предусматривает возможность пересмотра
судебного решения, вступившего в законную
силу, не только в порядке возобновления
производства по уголовному делу ввиду
новых или вновь открывшихся обстоятельств,
как это принято в других правовых системах,
но и в порядке судебного надзора
вышестоящего суда за деятельностью
нижестоящих судов, по достаточно широкому
кругу оснований. В уголовном
судопроизводстве институт надзорного
производства функционирует почти девять
десятилетий и за этот период
зарекомендовал себя как достаточно
эффективное внутригосударственное
средство правовой защиты законных прав и
интересов граждан. Видимо, поэтому
законодатель сохранил данный институт и в
новом Уголовно-процессуальном кодексе
РФ. Как известно, Конституционный Суд
РФ, проверяя конституционность отдельных
процессуальных норм, регламентирующих
производство в надзорной инстанции,
неоднократно констатировал соответствие в
целом института надзорного производства
Конституции РФ, которая на территории
Российской Федерации имеет высшую
юридическую силу. В связи с этим
представляются совершенно неактуальными и
беспочвенными имеющие порой место
рассуждения о бесперспективности стадии
надзорного производства в уголовном
судопроизводстве. Глава 48 УПК РФ,
регламентирующая порядок производства по
уголовным делам в надзорной инстанции,
вступила в действие с 1 января 2003 г. В новом
законодательстве надзорное производство
претерпело весьма существенные
изменения. Законодатель, вероятно, не
без влияния на него судебной практики
Европейского суда по правам человека в
принципе изменил порядок возбуждения
надзорного производства и впервые со
времени учреждения этого правового
института регламентировал такой порядок в
законе. В частности, закон лишил прокурора
права возбуждения надзорного производства,
уравняв, таким образом, его процессуальные
полномочия с правами иных участников
уголовного судопроизводства. Наряду с
этим законодатель значительно расширил
круг лиц, наделенных такими полномочиями,
за счет предоставления права возбуждения
надзорного производства (помимо тех
должностных лиц суда, которые этим правом
обладали ранее) каждому судье суда
надзорной инстанции. При этом нормативно
определена и разграничена компетенция
судьи и руководителя суда надзорной
инстанции на этапе рассмотрения надзорных
жалобы или представления. В законе
обозначены требования, предъявляемые к
надзорному ходатайству. На надзорное
производство распространяется действие
принципов состязательности и равноправия
сторон, презумпции невиновности и права на
защиту. Ограничено право субъекта
обжалования на повторное обращение с
надзорным ходатайством в суд надзорной
инстанции, ранее принявший решение об
оставлении жалобы или представления без
удовлетворения. Разумеется, это далеко не
полный перечень нововведений законодателя
в процедуру пересмотра судебного решения,
вступившего в законную силу. Актуальность настоящего
научно-практического пособия обусловлена
уже самим фактом изменения
уголовно-процессуального законодательства
в части пересмотра судебных решений,
вступивших в законную силу, что, в свою
очередь, предопределяет и необходимость
теоретического осмысления и практического
освоения принципиально новых положений,
применяемых судами в этой стадии
уголовного процесса, тем более что многие
положения процедуры пересмотра
вступившего в законную силу судебного
решения урегулированы законодателем не
совсем удачно, что создает известные
трудности в правоприменительной
деятельности. Комментируя отдельные
процедуры и этапы стадии надзорного
производства, автор имел целью предложить
свое видение путей разрешения некоторых
проблемных вопросов, возникающих в
правоприменительной практике и в теории
уголовного процесса. Издание содержит
приложения, в которых приведены примерные
образцы документов и процессуальных
решений, принимаемых в стадии надзорного
производства, а также литература,
рекомендуемая для более обстоятельного
изучения этой стадии уголовного
процесса. В книге широко использована
новейшая судебно-надзорная практика
Президиума Верховного Суда РФ. Хочется
надеяться, что предлагаемое
научно-практическое пособие поможет судьям
судов надзорной инстанции, на которых в
первую очередь и рассчитана эта книга,
глубже изучить надзорное производство, что,
в свою очередь, позволит разрешить им
многие практические вопросы, возникающие
при применении процессуальных норм главы 48
УПК РФ. Уголовно-процессуальный кодекс
РФ в издании приведен в редакции по
состоянию на 1 октября 2005 г.УКАЗАТЕЛЬ
СОКРАЩЕНИЙНормативно-правовые
актыАПК РФ — Арбитражный процессуальный
кодекс Российской Федерации 2002 г. ГПК РФ
— Гражданский процессуальный кодекс
Российской Федерации 2002 г. Европейская
конвенция, Конвенция — Конвенция о защите
прав человека и основных свобод и протоколы
к ней (Рим, 4 ноября 1950 г.) Закон об
Уполномоченном по правам человека —
Федеральный конституционный закон от 26
февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по
правам человека в Российской Федерации» Закон о военных судах — Федеральный
конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ
«О военных судах Российской Федерации» Закон о судебной системе — Федеральный
конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N
1-ФКЗ «О судебной системе Российской
Федерации» Конституция, Конституция РФ —
Конституция Российской Федерации 1993 г. Определение КС РФ — Определение
Конституционного Суда Российской
Федерации Постановление КС РФ —
Постановление Конституционного Суда
Российской Федерации Постановление ПВС
РФ — Постановление Президиума Верховного
Суда Российской Федерации Постановление Пленума ВС РФ — Постановление
Пленума Верховного Суда Российской
Федерации Постановление Пленума ВС
СССР — Постановление Пленума Верховного
Суда СССР УК РФ — Уголовный кодекс
Российской Федерации 1996 г. УПК РСФСР —
Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Советской Федеративной Социалистической
Республики 1960 г. УПК РФ —
Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации 2001 г.Официальные
изданияАрхив ВС РФ — Архив Верховного
Суда Российской Федерации БВС РФ —
Бюллетень Верховного Суда Российской
Федерации ВКС РФ — Вестник
Конституционного Суда Российской
Федерации СЗ РФ — Собрание
законодательства Российской Федерации СУ — Собрание узаконений
РСФСРГосударственные и
межгосударственные органыВК ВС РФ —
Военная коллегия Верховного Суда
Российской Федерации ВС РФ — Верховный
Суд Российской Федерации Европейский
суд, ЕСПЧ — Европейский суд по правам
человека ПВС РФ — Президиум Верховного
Суда Российской Федерации СК ВС РФ —
Судебная коллегия по уголовным делам
Верховного Суда Российской
ФедерацииЧАСТЬ I. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА НАДЗОРНОГО
ПРОИЗВОДСТВА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ1.
Сущность и задачи надзорного
производства в уголовном
процессе

Вступившие в законную силу
приговор, определение, постановление и
заключение суда обязательны для всех
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных
объединений, должностных лиц, других
физических и юридических лиц и подлежат
неукоснительному соблюдению на всей
территории Российской Федерации .
Неисполнение судебного решения, которое
приобрело силу закона, в соответствии со ст.
392 УПК РФ влечет за собой уголовную
ответственность. ———————————

Далее все названные процессуальные
решения именуются «судебные решения».
Отсутствие в ст. 403 УПК РФ указания на
возможность пересмотра заключения суда о
наличии признаков преступления,
вынесенного в соответствии с гл. 52 УПК РФ, —
пробел в законе, который подлежит
восполнению законодателем.

Приговор суда
первой инстанции и приговор суда
апелляционной инстанции вступают в
законную силу по истечении срока на их
обжалование в апелляционном или
кассационном порядке, если они не были
обжалованы сторонами.

В случае подачи
жалобы или представления в кассационном
порядке приговор, если он не отменяется
судом кассационной инстанции, вступает в
законную силу в день вынесения
кассационного определения.

Очевидно, что и
в первом, и во втором случаях нельзя
исключить вероятность судебной ошибки,
допущенной в ходе судебного
разбирательства по той простой причине, что
в природе не бывает ни идеальных законов, ни
идеальных судей.

Сам по себе факт
вступления судебного решения в законную
силу, в соответствии с порядком,
установленным уголовно-процессуальным
законом, вовсе не исключает того, что данное
решение может оказаться неправосудным.
Например, осужденный, содержащийся под
стражей, в кассационной жалобе заявил
ходатайство об участии в заседании суда
кассационной инстанции.

Однако данное
ходатайство оставлено без внимания судом
второй инстанции и дело рассмотрено без
участия осужденного. Приговор вступил в
законную силу и презюмируется законным,
обоснованным и справедливым, хотя
совершенно очевидно, что это далеко не
так.

Кассационная инстанция по
каким-либо причинам может не только не
исправить ошибку, допущенную судом первой
или апелляционной инстанции, например при
квалификации содеянного, но и сама
допустить ошибку, например отменить
законный, обоснованный и справедливый
приговор либо изменить его без достаточных
к тому оснований.

Для того чтобы устранять
ошибки, допущенные во вступивших в законную
силу судебных решениях, в уголовном
процессе Российской Федерации существует
институт надзорного производства.

Надзорное производство в уголовном
судопроизводстве представляет собой
самостоятельную стадию процесса, в которой
по жалобе или представлению
соответствующего субъекта обжалования, в
целях устранения судебной ошибки,
допущенной в предыдущем судебном
разбирательстве, сначала судьей, а затем, в
случае возбуждения надзорного
производства, судом надзорной инстанции
проверяются законность, обоснованность и
справедливость вступивших в законную силу
приговора, определения, постановления и
заключения суда в порядке, установленном
гл. 48 УПК РФ. Правовой основой стадии
надзорного производства в уголовном
процессе являются: а) положения ст. 126
Конституции РФ, в соответствии с которой
Верховный Суд РФ в предусмотренных
федеральным законом процессуальных формах
осуществляет судебный надзор за
деятельностью судов общей юрисдикции; б) решения Конституционного Суда РФ по
делам о проверке конституционности
отдельных процессуальных норм,
регулирующих порядок пересмотра судебного
решения в порядке надзора;

в) пункт 2 ст. 4
Протокола N 7 (в ред.

Читайте также:  Налоговая ответственность в 2019 году — изменения в нк рф

Протокола N 11)
Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод, которым
предусмотрена возможность пересмотра
«окончательного» судебного решения, а также
принятые в развитие конституционных
положений Федеральный конституционный
закон от 31 декабря 1996 г.

N 1-ФКЗ «О судебной
системе Российской Федерации» (далее — Закон
о судебной системе) , Федеральный
конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ
«О военных судах Российской Федерации»
(далее — Закон о военных судах) и УПК РФ. ———————————

СЗ РФ. 1997. N 1. Ст.
1. СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170. В названных
Законах предусмотрена компетенция
президиумов судов (СК ВС РФ и ВК ВС РФ) по
пересмотру судебных решений в порядке
надзора.В соответствии с положениями гл.

48 УПК РФ предметом судебного
разбирательства в суде надзорной инстанции
(в широком смысле слова) является проверка
по надзорным ходатайствам законности,
обоснованности и справедливости приговора
и (или) иного судебного решения.

И хотя
законодатель не дает определение предмета
надзорного производства, в отличие, скажем,
от предмета кассационного производства (ст.

373 УПК РФ), единство оснований отмены или
изменения судебного решения в обеих
стадиях уголовного процесса позволяет
говорить и о единстве предмета
судопроизводства в этих стадиях (ст. ст. 379,
409 УПК РФ).

В УПК РСФСР законодателем
были сформулированы задачи уголовного
судопроизводства, которые заключались «в
быстром и полном раскрытии преступлений,
изобличении виновных и обеспечении
правильного применения закона с тем, чтобы
каждый совершивший преступление был
подвергнут справедливому наказанию и ни
один невиновный не был привлечен к
уголовной ответственности и осужден». При
этом уголовное судопроизводство должно
было «способствовать укреплению
социалистической законности и
правопорядка, предупреждению и искоренению
преступлений» . Очевидно, что и надзорное
производство как одна из самостоятельных
стадий уголовного процесса имело целью
решение этих же задач. ———————————

Статья 2 УПК РСФСР
1960 г.

В УПК РФ законодатель назначение
уголовного судопроизводства (по существу
его задачи) усматривает «в защите прав и
законных интересов лиц и организаций,
потерпевших от преступлений, а также в
защите личности от незаконного и
необоснованного обвинения, осуждения,
ограничения ее прав и свобод.

Уголовное
преследование и назначение виновным
справедливого наказания в той же мере
отвечают назначению уголовного
судопроизводства, что и отказ от уголовного
преследования невиновных, освобождения их
от наказания, реабилитация каждого, кто
необоснованно подвергся уголовному
преследованию» . Поскольку положения ст.

6
УПК РФ (назначение уголовного
судопроизводства) закреплены в законе в
качестве одного из основополагающих
принципов уголовного судопроизводства, то
они должны распространяться на все стадии
уголовного процесса, не исключая и
надзорное производство.

Очевидно, что
задачи уголовного судопроизводства,
сформулированные в условиях совсем иного
политического устройства общества, а
значит, и задачи прежнего надзорного
производства должны в принципе отличаться
от назначения современного уголовного
процесса и задач современного порядка
пересмотра судебных решений, вступивших в
законную силу. ———————————

Статья 6 УПК РФ 2001 г.

Между тем по существу
процедура пересмотра уголовных дел в
порядке надзора (за исключением, пожалуй,
порядка возбуждения надзорного
производства) не претерпела каких-либо
радикальных изменений, и в этом, вероятно,
состоит основное противоречие
современного надзорного производства.

Либо
законодатель не делает отличия между
задачами прежнего и современного
надзорного производства в уголовном
процессе, либо полагает, что новые задачи
могут быть решены старыми методами.
Вероятно, только этим и можно объяснить тот
факт, что ревизионное начало

112.Основания и порядок пересмотра приговора в порядке надзора

  • Надзорная
    инстанция

    суд, рассматривающий в порядке надзора
    уголовные дела по жалобам и представлениям
    на вступившие в законную силу приговоры,
    определения и постановления судов.
  • Надзорное
    производство осуществляется путем
    рассмотрения дел по протестам, принесенным
    в порядке надзора уполномоченными
    должностными лицами в соответствии с
    их компетенцией.
  • Основания
    для пересмотра уголовных дел в порядке
    надзора такие же, как и при кассации:
  • односторонность или неполнота предварительного или судебного следствия;
  • несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела;
  • существенное нарушение уголовно-процессуального закона;
  • неправильное применение уголовного закона;
  • несоответствие назначенного судом наказания тяжести преступления и личности осужденного.

Дело
по протесту рассматривается надзорной
инстанцией в судебном заседании в
течение 30 суток со дня их поступления.

В
судебном заседании участвует прокурор,
который поддерживает внесенный им
протест или дает заключение по протесту
председателя суда или его заместителя.
Суд может пригласить для дачи объяснений
осужденного или оправданного, их
защитников, законного представителя
несовершеннолетнего, потерпевшего и
его представителя, гражданского истца,
гражданского ответчика и их представителей.

В
результате рассмотрения дела в порядке
надзора суд может: оставить протест без
удовлетворения; отменить приговор
(решение, определение) и передать дело
на новое рассмотрение или прекратить
дело производством; отменить кассационное
определение и передать дело на новое
кассационное рассмотрение; отменить
определение или постановление, внесенное
в
порядке
надзора, и оставить в силе (с изменением
или
без)
приговор суда и кассационное определение;
при
наличии
особых обстоятельств — вынести частное
определение (постановление).

При
рассмотрении протеста суд не связан
доводами протеста и обязан проверить
все производство по делу в полном объеме.
Надзорная инстанция может смягчить
наказание или применить закон о менее
тяжком преступлении, но не вправе усилить
наказание или

применить
закон о более тяжком преступлении. При
отмене приговора по этим мотивам дело
направляется на новое рассмотрение в
суд первой или кассационной инстанции.

113.Сущность и значение стадии возобновления производства по уголовному дел ввиду отк­рывшихся обстоятельств

  1. Вступившие
    в законную силу приговор, определение
    и постановление суда могут быть отменены
    и производство по уголовному делу
    возобновлено ввиду новых или вновь
    открывшихся обстоятельств.

  2. Основания
    возобновления производства, установленные
    главой 49 УПК РФ:
  3. 1)
    вновь открывшиеся обстоятельства —
    обстоятельства, которые существовали
    на момент вступления приговора или
    иного судебного решения в законную
    силу, но не были известны суду;
  4. 2)
    новые обстоятельства — обстоятельства,
    не известные суду на момент вынесения
    судебного решения, устраняющие
    преступность и наказуемость деяния.
  5. Пересмотр
    обвинительного приговора ввиду новых
    или вновь открывшихся обстоятельств в
    пользу осужденного никакими сроками
    не ограничен.
  6. Смерть
    осужденного не является препятствием
    для возобновления производства в целях
    его реабилитации.
  7. Пересмотр
    оправдательного приговора допускается
    лишь в течение сроков давности привлечения
    к уголовной ответственности и не позднее
    одного года со дня открытия вновь
    открывшихся обстоятельств.
  8. Право
    возбуждения производства ввиду новых
    или вновь открывшихся обстоятельств
    принадлежит прокурору, за исключением
    некоторых случаев.
  9. Поводами
    для возбуждения производства могут
    быть сообщения граждан, должностных
    лиц, а также данные,
    полученные в ходе предварительного
    расследования и судебного рассмотрения
    других уголовных
    дел.
  10. Рассмотрев
    заключение прокурора о возобновлении
    производства, суд принимает одно из
    следующих решений:
  11. 1)
    об отмене и передаче уголовного дела
    для производства нового судебного
    разбирательства;
  12. 2)
    об отмене и прекращении уголовного
    дела;
  13. 3)
    об отклонении заключения прокурора.
  14. Судебное
    разбирательство по уголовному делу
    после отмены судебных решений по нему
    ввиду новых или вновь открывшихся
    обстоятельств, а также обжалование
    новых судебных решений производятся в
    общем порядке.
  15. Таким
    образом, производство
    по вновь открывшимся обстоятельствам

    – это исключительная стадия уголовного
    процесса, в ходе которой соответствующий
    вышестоящий суд на основании заключения
    прокурора пересматривает вступивший
    в законную силу приговор, определение
    или постановление суда в связи с
    обнаружением новых обстоятельств,
    неизвестных суду при первичном разрешении
    дела.
  16. Закон
    различает три группы обстоятельств,
    которые являются основаниями для
    возобновления дел по вновь открывшимся
    обстоятельствам:

а)
заведомая подложность или недействительность
доказательств, повлекшая за собой
постановление необоснованного или
незаконного судебного решения (п. 1 ч. 2
ст. 384 УПК);

б)
преступные злоупотребления, допущенные
при рассмотрении уголовного дела судьями
(п. 2 ч. 2 ст. 384 УПК) и лицами, производившими
расследование (п. 3 ч. 2 ст. 384 УПК);

в)
иные обстоятельства, которые сами по
себе или вместе с ранее установленными
обстоятельствами указывают на
необоснованность или незаконность
ранее вынесенного судом решения (п. 4 ч.
2 ст. 384 УПК).

Первые
две группы обстоятельств могут служить
основанием для возобновления дела
только в том случае, если они установлены
вступившим в законную силу приговором.

Что
касается «иных обстоятельств», то
их установление закон не связывает с
вынесением судом приговора и вступлением
его в законную силу. Они устанавливаются
расследованием в порядке ст. 387 УПК и
отражаются в заключении прокурора.

К
числу вновь открывшихся обстоятельств,
в частности, могут быть отнесены
следующие:

  • факты, свидетельствующие о нахождении в живых лица, по приговору суда считающегося убитым;
  • оговор обвиняемого другими лицами;
  • самооговор;
  • алиби обвиняемого;
  • смерть потерпевшего от телесных повреждений, причиненных обвиняемым, уже после вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора с обвинением в причинении тяжкого вреда здоровью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *