Перерасчет налога по новой кадастровой стоимости: позиция минфина

Перерасчет налога по новой кадастровой стоимости: позиция Минфина

  • Новости
  • Обзорные материалы

Поправки в НК РФ: что изменилось в расчете налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц и земельного налога

11 октября 2018 Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

В Налоговом кодексе появился целый рад поправок, затрагивающих налог на имущество (как организаций, так и физлиц), земельный налог и транспортный налог. Изменения внесены Федеральным законом от 03.08.18 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ).

Некоторые новшества уже начали действовать, другие вступят в силу с января 2019 года.

Среди нововведений — скорректированные правила перерасчета налогов в случае изменения кадастровой стоимости объекта; ограничение по сроку перерасчета налогов для физлиц и сокращение числа налоговых периодов, в течение которых налог на имущество физлиц рассчитывается с применением понижающего коэффициента.

В главах НК РФ, посвященных налогу на имущество организаций, налогу на имущество физлиц и земельному налогу, появилось понятие «изменение количественных и качественных характеристик» объекта налогообложения.

Применительно к земельному налогу это означает изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земли из одной категории в другую и изменение площади участка.

Для налога на имущество (как организаций, так и физлиц), это означает, в частности, изменение площади или назначения объекта. При изменении количественных и качественных характеристик объекта налогообложения корректируется его кадастровая стоимость.

Вслед за ней меняется и сумма налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости. Комментируемый закон утвердил правила, по которым нужно пересчитывать сумму налога.

Так, налог на имущество (как организаций, так и физлиц), следует пересчитывать с той даты, когда запись о корректировке кадастровой стоимости внесена в Единый государственный реестр недвижимости (новые редакции п. 15 ст. 378.2 НК РФ и п. 2 ст. 403 НК РФ). Если изменения произошли в середине года, то при расчете налога нужно учитывать следующие правила (новые п. 5.1 ст. 382 НК РФ и п. 5.1 ст. 408 НК РФ):

  • за период с 1 января до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена после 15-го числа, текущий месяц считается за полный  месяц;
  • за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из измененной кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или ранее, текущий месяц считается за полный месяц.

Добавим, что до 2019 года корректировка количественных и качественных характеристик объекта при расчете налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц не учитывается.

Сдать расчет и декларацию по налогу на имущество по актуальным формам Сдать бесплатно

По земельному налогу существенных новшеств нет.

В действующей редакции пункта 1 статьи 391 НК РФ говорится: корректировка кадастровой стоимости участка вследствие изменения его площади,  вида разрешенного использования или перевода земли в другую категорию, учитывается с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН. Начиная с января 2019 года, аналогичная норма будет содержаться в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

При исправлении ошибки и при обжаловании кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость объекта недвижимости и земельного участка может измениться по решению специальной комиссии, по решению суда, либо путем исправления технической ошибки, допущенной ранее в ЕГРН. Подобные изменения влекут за собой и пересчет налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.

Сейчас действует правило, согласно которому при исправлении технической ошибки налог на имущество (как организаций, так и физлиц) и земельный налог пересчитываются задним числом за все периоды с момента возникновения данной ошибки.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или по решению суда указанные выше налоги подлежат пересчету с того налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре (но не ранее даты внесения в ЕГРН спорной кадастровой стоимости). Это закреплено в пункте 15 статьи 378.

2 НК РФ, в пункте 2 статьи 403 НК РФ и в пункте 1 статьи 391 НК РФ.

С 1 января 2019 года вводится новшество, касающееся последствий изменения кадастровой стоимости объекта по решению комиссии или по решению суда.

С указанной даты сумма налога будет пересчитываться задним числом за все периоды, в которых применялась оспоренная кадастровая стоимость (а не с момента подачи заявления об оспаривании, как сейчас).

При исправлении технических ошибок все останется по-прежнему: налог будет пересчитываться задним числом за все периоды с момента возникновения ошибки. Эти положения изложены в новых редакциях пункта 15 статьи 378.2 НК РФ, пункта 2 статьи 403 НК РФ и в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларации по земельному, транспортному и «имущественному» налогам

Ограничение по перерасчету налогов для физических лиц

Законодатели ввели ограничение по перерасчету имущественных налогов, которые платят граждане.

Если перерасчет налога на имущество физлиц и земельного налога приводит к уменьшению налога, такой перерасчет возможен только за три года, предшествующих календарному году, в котором ИФНС направила уведомление о перерасчете. Что касается перерасчета, приводящего к увеличению суммы указанных налогов, то он вообще не возможен.

Это правило введено новым пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ (вступает в силу с 2019 года).

Оно применяется независимо от того, какой была причина перерасчета: исправление ошибки, изменение количественных или качественных характеристик объекта, либо изменение кадастровой стоимости по решению комиссии или по суду.

Перерасчет имущественных налогов физлиц делают налоговики на основании сведений, которые к ним поступают из Росреестра (например, в случае внесения в ЕГРН измененной кадастровой стоимости объекта или исправления допущенной ранее технической ошибки) или из других источников.

Также новое правило об ограничении тремя года срока, за который возможна корректировка налога в меньшую сторону, будет применяться и при перерасчете транспортного налога.

Другие новшества по налогу на имущество физлиц

С момента подписания Закона № 334-ФЗ (то есть с 3 августа 2018 года) применяется новшество, затрагивающее расчет налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта.

С указанной даты рассчитывать налог по формуле, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент, можно только в течение первых трех налоговых периодов (ранее было в течение первых четырех налоговых периодов). Начиная с четвертого налогового периода в общем случае нужно считать налог без понижающих коэффициентов (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

Также есть ряд поправок, которые вступили в силу и распространяются на правоотношения, возникшие с января 2017 года. То есть эти новшества должны быть учтены уже при расчете налога на имущество физлиц за 2017 год.

Во-первых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для квартиры, теперь применяются и в отношении части жилого дома. База каждого из этих объектов (в том числе, части жилого дома) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 кв. метров его общей площади (новая редакция п. 3 ст. 403 НК РФ).

Во-вторых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для комнаты, теперь применяются и в отношении части квартиры. База для каждого из этих объектов (в том числе, части квартиры) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 10 кв. метров его площади (новая редакция п. 4 ст. 403 НК РФ).

В-третьих, установлено, что ставка налога не может превышать 0,1% кадастровой стоимости не только для жилых домов, квартир и комнат, как было раньше, но еще и для частей жилых домов и частей квартир (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

В-четвертых, налоговые льготы, которые ранее были предусмотрены в отношении квартир и жилых домов, теперь распространяются также и на части квартир и части жилых домов (новая редакция подп. 1 и 2 п. 4 ст. 407 НК РФ).

В-пятых, добавлен ряд уточнений, посвященных расчету налога в отношении гаражей и машино-мест, которые расположены в торговых, офисных комплексах и других объектах, включенных в региональный «кадастровый» перечень.

Раньше в отношении таких гаражей и машино-мест нужно было платить налог по той же ставке, что и в отношении других помещений в этих объектах (то есть по максимальной ставке 2%).

Теперь же установлено, что гаражи и машино-места облагаются налогом на имущество физлиц по ставке не более 0,1% и в том случае, если они расположены в объектах, которые входят в «кадастровый» перечень (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

Кроме того, законодатель уточнил, что в отношении любых гаражей и машино-мест (независимо от того, где они расположены) можно применять налоговые льготы (новая редакция п. 5 ст. 407 НК РФ).

А при расчете налога в отношении таких объектов в течение первых трех лет можно использовать формулу, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент (новая редакция п. 8 ст.

 408 НК РФ).

В-шестых, появилось новое правило об ограничении ежегодного увеличения налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости объекта. Чтобы определить сумму налога, подлежащую уплате, необходимо сравнить две величины. Первая — это налог за текущий период.

Вторая — это налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1,1.

Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (поменялась доля в праве общей собственности, появилось или пропало право на льготу, появилось или пропало право собственности на объект). Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом указанного выше коэффициента 1,1 (новый п. 8.1 ст. 408 НК РФ).

Отметим, что данная формула не применяется в отношении торговых, офисных комплексов и других объектов, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Исключение касается гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов. При расчете налога по таким гаражам и машино-местам нужно будет применять правило, введенное пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

Бесплатно сдать электронную отчетность во все контролирующие органы Обсудить на форуме (2) В закладки Распечатать Поделиться23 861

23 861

Обсудить на форуме (2) В закладки Распечатать Поделиться23 861

Конституционный Суд разрешил досрочно применять для налогообложения кадастровую стоимость

Многие полагают, что кадастровое налогообложение невыгодно для плательщиков и увеличивает сумму налога. Однако бывают ровно обратные ситуации, когда применение кадастровой стоимости для целей налогообложения снижает налог к уплате. ФНС России долго это игнорировала, но Конституционный Суд в 2019 году расставил всё по местам.

Ситуация

В 2013 году многодетная мать купила в Барнауле дом для ведения подсобного хозяйства.

C:UsersВоваDesktopБУХГУРУмарт 2019ВЕБ Конституционный Суд разрешил досрочно применять для налогообложения кадастровую стоимость
alog-na-imushchestvo-po-kadastru.png

В 2016 году ей начислили налог на имущество в размере 47 572 рубля. Его рассчитали исходя из инвентаризационной стоимости дома с учетом коэффициента-дефлятора и повышенных налоговых ставок.

В результате налог более чем в 2 раза превысил налог, который мог быть рассчитан исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Позиция судов

Суды общей юрисдикции не нашли оснований для перерасчета налога, поскольку в Алтайском крае не было принято решение о налогообложении имущества по кадастровой стоимости. То есть – определении налоговой базы на основе кадастровой оценки объектов недвижимости.

Также см. «Хозпостройка на участке: облагается налогом на имущество или нет?».

Позиция КС РФ

В постановлении от 15 февраля 2019 года № 10-П Конституционный Суд проверил на соответствие Конституции статью 402 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.

В итоге, суд уточнил основания налогообложения недвижимости по кадастровой стоимости. А точнее, момент начала её применения.

КС РФ разрешил применять кадастровую систему налогообложения (кадастровую стоимость) при расчете налога на имущество до начала ее официального использования в регионе (!) и для всех объектов налогообложения.

Рассмотрев дело, КС РФ отметил, что налог, рассчитанный по инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, не может существенно – в 2 раза и более – превышать сумму налога, рассчитанную с учетом кадастровой стоимости этого же объекта за тот же период. Иначе налогоплательщики могут оказаться в неравном положении с собственниками аналогичного имущества в других регионах, где уже используется кадастровая стоимость.

И самое главное, что постановил Конституционный Суд: в тех регионах, где не установлена единая дата применения кадастровой стоимости для расчета налога на имущество физлиц, плательщики вправе требовать в индивидуальном порядке исчисления налога с учетом сведений о кадастровой стоимости этого имущества.

Главное условие – сумма налога по инвентаризационной стоимости этого имущества существенно превышает величину налога, исчисленную по его кадастровой стоимости без учета понижающих коэффициентов, предусмотренных ст. 408 НК РФ.

Как отреагировали налоговики

ФНС оперативно приняла к сведению рассмотренное постановление КС РФ и выпустила письмо от 19.02.2019 № БС-4-21/2825 о необходимости его исполнения.

Кадастровый вопрос

Поскольку в 28 регионах исчисление налога по кадастровой стоимости ведется с 2015 года, коэффициент там возрос до 0,6, и несоответствие налоговых платежей рыночной стоимости квартир становится все более ощутимым.

В депутатском законопроекте предложено сократить переходный период до трех лет, остановив понижающий коэффициент на уровне 0,6. Одновременно вводится новый коэффициент, ограничивающий рост суммы налога не более чем на 10% к налоговому платежу предыдущего года.

Читайте также:  Единая информационная система нотариата и ведение реестра

Причем это ограничение будет применяться уже при расчете налога за 2017 год (подлежит уплате до 1 декабря 2018 года) в тех самых 28 регионах.

Помимо Москвы это, например, Башкирия, Татарстан, Удмуртия, Ханты-Мансийский автономный округ, Московская область, Ярославская область, Новосибирская область.

В регионах, которые пока не перешли на кадастровую стоимость, налог исчисляется по последней доступной инвентаризационной стоимости, ежегодно индексируемой на коэффициент Минэкономразвития (за 2017 год он составил 1,425).

Рассмотрение законопроекта начнется уже в весеннюю сессию, которая продлится до конца июля. Но первое чтение в Думе, судя по всему, пройдет лишь через месяц — подача отзывов и замечаний к предложенным изменениям предусмотрена до 14 июня.

Как изменятся суммы налога?

Как изменится налоговое бремя для собственников жилья в результате поправок, можно проиллюстрировать на примере типовой московской квартиры. За двухкомнатную квартиру площадью 60 кв.

м кадастровой стоимостью 12 млн руб. и инвентаризационной стоимостью 1 млн руб.

по состоянию на 2013 год (последний год, когда определялся этот показатель) в 2018 году предстоит, согласно действующей формуле, заплатить налог в сумме 9600 руб.

Согласно предложенным поправкам, платеж станет меньше, но незначительно. По новой формуле налог не может превышать прошлогодний (8400 руб.) более чем на 10%: таким образом, сумма налога к уплате в 2018 году составит 9240 руб.

, а экономия для налогоплательщика по сравнению с действующими условиями составит 360 руб. В последующие два года уменьшение налогового платежа для владельца такой квартиры станет чуть более заметным (636–820 руб.).

Чем больше разница между кадастровой и инвентаризационной стоимостью квартиры, тем больше становится выгода для владельца жилья.

Перерасчет налога по новой кадастровой стоимости: позиция Минфина

Гораздо выгоднее предложенные поправки для собственников жилья в новостройках — в домах, построенных после 2013 года.

У этих квартир уже не было инвентаризационной стоимости (в формуле ее значение принимается равным нулю), и суммы налога к уплате по кадастровой стоимости с самого начала были меньше.

А с учетом нового коэффициента, ограничивающего рост платежа, для таких квартир налогообложение сократится на 2–5 тыс. руб. ежегодно.

Для квартиры в московской новостройке кадастровой стоимостью 20 млн руб. и площадью 90 кв. м платеж в 2018 году с учетом поправок будет на 3,7 тыс. руб. меньше, чем был бы при текущем законодательстве, а в 2020 году экономия возрастет до 10,9 тыс. руб.

«В итоге выигрывают новостройки и квартиры с низкой остаточной инвентарной стоимостью. Для квартир, построенных после 2000 года до 2013 года, выгоды будет немного», — резюмирует зампредседателя комитета ТПП по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Юрий Богатырев.

Новый порядок исчисления налога может привести к выпадению доходов регионов. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), региональные бюджеты только в 2018 году могут недополучить около 6 млрд руб., говорится в пояснительной записке к поправкам.

Это относительно небольшая сумма, для сравнения: в 2016 году (последние имеющиеся данные) в консолидированные бюджеты регионов поступило 322 млрд руб.

имущественных налогов с физлиц (правда, сюда входит налог не только на жилье, но и на автомобили и землю).

Как сообщили РБК в Минфине, такая оценка была получена на основе налоговой отчетности, а вопрос бюджетной обеспеченности субъектов будет решаться в рамках бюджетного процесса.

Кроме того, ограничение в 10% роста платежа застрахует граждан от увеличения налоговых обязательств в результате повышения регионами ставок налога и/или резкой переоценки кадастровой стоимости (по закону ее могут проводить раз в два года в городах федерального значения и раз в три—пять лет в других регионах). «Мы устанавливаем это ограничение, чтобы исключить возможность существенного увеличения регионом налога за счет повышения налоговой ставки или кадастровой стоимости», — сказал спикер Думы Володин.

Из-за резкого увеличения налоговой базы участились случаи оспаривания собственниками кадастровой стоимости имущества. Но сейчас даже тем, кому это удается, сумму налога за прошлый период все равно не пересчитывают, рассказал директор налогового департамента PwC в России Дмитрий Дегтярев.

«Это коллизия текущего законодательства, которое предусматривает пересчет налога только за тот год, в котором было подано заявление на оспаривание, а не за прошлые годы», — объяснил он.

Поправки устраняют эту проблему, позволяя распространить оспоренную кадастровую стоимость на уже прошедшие налоговые периоды.

Кроме того, запрещается перерасчет имущественных налогов для физических лиц «задним числом» в б​óльшую сторону. По словам руководителя практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александра ​Овеснова, на практике встречались случаи предъявления налогоплательщикам дополнительных налогов за истекшие периоды.

Поправки также дают возможность изменять налоговую базу в течение налогового периода. Это означает, что если площадь частного дома меняется в середине года, то за полгода налог будет рассчитан на основании одной площади дома, а за вторую половину года — по другой, пояснил Дегтярев.​

С принятием законопроекта рост налоговой нагрузки на налогоплательщиков сократится по сравнению с тем, который был запланирован при проведении кадастровой реформы, ​отметила старший юрисконсульт департамента налогового консалтинга «ФБК Право» Екатерина Голубева. «Кроме того, для физических лиц гарантируется стабильность размера налога, поскольку в течение налогового периода его размер не может увеличиваться, а может только уменьшаться», — добавила она.​

Авторы: Екатерина Копалкина, Иван Ткачёв

Московские власти задним числом пересмотрели кадастровую стоимость 2500 объектов

Перерасчет налога по новой кадастровой стоимости: позиция Минфина

Задним числом оценку не пересмотреть /Максим Стулов

С внезапным увеличением кадастровой стоимости владельцы торговой недвижимости в Москве столкнулись в прошлом году – она была пересмотрена задним числом для 2502 объектов. В суде первой инстанции им не удалось добиться успеха, но в конце июня их поддержал Минфин.

Министерство информировало налоговую службу, что увеличенная кадастровая оценка недвижимости не может быть базой для определения налога в текущем и предыдущих налоговых периодах.

Если же пересчет привел к уменьшению кадастровой стоимости, новую оценку можно учесть и сейчас.

При кадастровой оценке использовались неполные сведения об объектах, настаивал департамент городского имущества Москвы, объясняя пересмотр кадастровой стоимости.

«Речь о технической ошибке: в сведениях Росреестра об объектах недвижимости было указано их неверное назначение», – поясняет представитель департамента экономической политики и развития г. Москвы.

Например, элитные торговые и офисные объекты в ЦАО («Наутилус» на Лубянке, «Домников» на Садовом кольце) учтены как социальные объекты или объекты неизвестного назначения, их кадастровая стоимость была занижена в разы и составляла 18 000 руб. за 1 кв. м.

«Платили как за подвалы, хотя аналогичные объекты платили налоги с кадастровой стоимости, близкой к рыночной, 250 000–350 000 руб. за 1 кв. м», – говорит представитель департамента.

Когда фактическое использование торговой недвижимости было выявлено, департамент инициировал пересмотр кадастровой оценки, ее результаты утвердило правительство Москвы 26 декабря 2016 г.

, и новая кадастровая стоимость подлежала применению с 1 января 2016 г.

Налоговая база для объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января того года, который стал налоговым периодом, напоминает Минфин.

В середине 2016 г. был введен мораторий на кадастровую оценку независимыми оценщиками. В конце 2016 г. субъекты РФ получили возможность отменить мораторий. Так, налогоплательщики получили новые налоги, которых не ждали, говорит Каминский.

Представитель департамента утверждает, что письмо Минфина не имеет отношения к пересмотру кадастровой стоимости в Москве. Десятки судов, включая Верховный, подтвердили, что при исправлении ошибок устанавливается справедливый размер налога, собственникам необходимо доплатить, говорит он. Представитель Минфина заявил, что позиция изложена в письме, и от дополнительных комментариев отказался.

Само по себе письмо Минфина не может стать основанием для перерасчета налоговых платежей, но собственники могут обращаться в суд, говорит партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев.

Юридическая компания Consul Group, представляющая интересы группы крупных налогоплательщиков, планирует возобновить судебное разбирательство, которое в конце июня было прекращено, сообщил ее представитель.

«Письмо Минфина позволяет подать уточненную декларацию в налоговую, подать апелляцию в суд и настаивать, что допущены процессуальные нарушения, – суд первой инстанции должен был привлечь представителя ФНС», – говорит партнер Consul Group Михаил Краснов.

Если суд в апелляции не удовлетворит требование об отмене произведенного пересчета кадастровой стоимости, от имени налогоплательщиков будет инициировано обращение в Конституционный суд, предупреждает Краснов (см. стр. 02).

«Ситуации с неожиданным пересмотром кадастровой оценки очень распространены», – знает Кюрджев.

И это неправильная практика, говорит президент СРО оценщиков «Экспертный совет» Алексей Каминский: закон предусматривает изменение оценки с определенной периодичностью.

Например, в городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге) пересматривать кадастровую стоимость позволено не чаще чем раз в два года, а в остальных регионах России – не реже чем раз в пять лет, но не чаще чем раз в три года.

SRG в СМИ

В 2019 г. изменяется и порядок определения кадастровой стоимости, и порядок ее оспаривания.

Мы попросили наших экспертов прокомментировать данные изменения и ответить, насколько они считают эти поправки значительными и своевременными, а также в чем видят положительный и отрицательный момент в указанных нововведениях.

Перерасчет налога по новой кадастровой стоимости: позиция Минфина    

Михаил Прихожан, юрист, направление «Налоги и право» Группы компаний SRG:

— Новая редакция закона о государственной кадастровой оценке ввела с 2019 г. новые правила определения кадастровой стоимости, а также значительно изменила порядок ее оспаривания. Теперь кадастровая оценка проводится бюджетными учреждениями, которые работают на постоянной основе. Напомню, что ранее эту работу осуществляли оценщики, которых привлекали по конкурсу единоразово.

Кроме того, новый порядок дал заинтересованным лицам возможность представлять замечания к проекту отчета о государственной кадастровой оценке. По замыслу законодателя, эти изменения должны повысить качество кадастровой оценки и сделать ее более объективной.

Так, функционирующие на постоянной основе бюджетные учреждения смогут осуществлять сбор данных о характеристиках оцениваемых объектов, а возможность представлять замечания к проекту отчета об оценке исключит появление ошибок в ходе проведения оценки.

Вместе с вступлением в силу результатов государственной кадастровой оценки, проведенной по новым правилам, начал работать и новый порядок оспаривания кадастровой стоимости.

Теперь для оспаривания кадастровой стоимости не надо обращаться в комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости. Заинтересованные лица могут подать заявление напрямую в суд.

Данное нововведение можно вполне считать позитивным, поскольку в комиссиях, как правило, не выносили положительные решения в пользу правообладателей объектов недвижимости.

Кроме того, новый порядок оспаривания позволит правообладателям сэкономить немалое количество времени.

Однако в рамках новой процедуры все же допускается возможность добровольного обращения в комиссии.

Теперь их будут создавать по новым правилам, и в полномочии комиссий останутся только вопросы пересмотра кадастровой стоимости при установлении ее равной рыночной.

Что касается вопросов пересмотра кадастровой стоимости, связанной с наличием ошибок при проведении кадастровой оценки, то их будут рассматривать исключительно бюджетные учреждения,

проводившие государственную кадастровую оценку.

Следует при этом отметить, что в настоящее время такие комиссии ни в Москве, ни в Московской области еще не созданы. Потому говорить о том, насколько эта новация успешна, пока преждевременно.

Помимо этого, Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (утв. приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226) предусмотрена возможность учесть результаты оспаривания ранее действовавшей кадастровой стоимости при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Тем самым ожидалось, что при оспаривании кадастровой стоимости правообладателям не придется заново ее оспаривать, так как результаты предыдущего оспаривания были учтены автоматически. Однако на практике все оказалось не так радужно.

Читайте также:  Опубликован обзор практики по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве

В большинстве случаев бюджетные учреждения в Москве и Московской области на этапе обсуждения проекта отчета об определении кадастровой стоимости отказывали в изменении стоимости, ссылаясь на то, что ранее оспоренная кадастровая стоимость была установлена равной рыночной на дату, отличную о даты проведения очередной кадастровой оценки.

Изменение порядка оспаривания кадастровой стоимости

Ничто не стоит на месте, и в только начавший действовать порядок оспаривания кадастровой стоимости законодатель уже готовится внести изменения.

Минэкомразвития России подготовило и выложило для обсуждения законопроект, который полностью отменяет действующий порядок оспаривания кадастровой стоимости (ID: 02/04/07-18/00081912).

В настоящее время законопроект готовят к внесению в Правительство РФ, и, по мнению некоторых экспертов, инициатива может быть одобрена депутатами уже весной этого года.

Законопроект вводит новый порядок оспаривания кадастровой стоимости. Согласно новым правилам для оспаривания кадастровой стоимости заинтересованным лицам нельзя будет обращаться в суд напрямую. Предполагается, что им все же придется пройти обязательный досудебный порядок.

В частности, правообладателям объектов недвижимости нужно будет обратиться в федеральное бюджетное учреждение, проводившее кадастровую оценку с заявлением и отчетом об оценке.

При этом заявление об установлении кадастровой стоимости объекта равной рыночной стоимости должно быть подано в течение шести

месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости (дата должна быть указана в отчете об оценке, приложенном к заявлению). Тем самым требование о том, чтобы отчет об оценке рыночной стоимости был составлен на дату определения кадастровой стоимости, будет отменено.

Таким образом, отчет об оценке можно будет составить на любую дату за шесть месяцев до подачи отчета и заявления (т.е. заявление можно подать в течение полугода с даты, на которую был составлен отчет).

После того, как досудебный порядок будет пройден, для заинтересованных лиц начнется новое испытание в виде нового судебного порядка оспаривания кадастровой стоимости.

Предполагается, что суды не будут рассматривать требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной. В судебном порядке можно будет оспорить только решение бюджетного учреждения об отказе в пересмотре кадастровой стоимости. При этом законопроект не предполагает

корректировку нормативных и судебных актов по данному вопросу в части регулирования порядка оспаривания указанных решений бюджетных учреждений.

Без внесения необходимых изменений Глава 25 КАС и Постановление Пленума ВС РФ № 28 от 30 июня 2015 г.

, которые в настоящее время устанавливают процессуальный порядок оспаривания кадастровой стоимости в суде, будут противоречить предлагаемой редакции закона.

Указанные акты регулируют вопросы оспаривания решений комиссий, а не порядок оспаривания решений бюджетных учреждений. Следовательно, судебную практику оспаривания кадастровой

стоимости, по сути, предстоит формировать заново, а сама процедура оспаривания не будет такой же простой и понятной, как раньше.

С учетом этого нельзя исключать того, что в дальнейшем выявится необходимость по дальнейшей корректировке законодательства.

Перерасчет налога на имущество при изменении кадастровой стоимости

Плательщиками налога на имущество признаются организации и физлица, имеющие в собственности недвижимости, которые на основании ст. 374 НК РФ признаются объектом налогообложения.

В статье рассмотрим, налог по каким видам недвижимого имущества рассчитывается на основании кадастровой стоимости, а также выясним, как осуществляется перерасчет налога на имущество при изменении кадастровой стоимости.

Порядок расчета и уплаты налога на имущество по кадастровой стоимости

В соответствие со ст. 378.2 исчисление налога на имущество на основании кадастровой стоимости производится по следующим объектам недвижимости: (нажмите для раскрытия)

  • административно-деловые центры, торговые комплексы в виде отдельно стоящих зданий (комплекса здания);
  • нежилые помещение, используемые для размещения офисов, заведений общепита, организаций бытового обслуживания;
  • нежилые помещения, используемые в прочих коммерческих целях;
  • жилые здания и помещения, которые не учитываются на балансе собственника в соответствие с установленным порядком ведения бухучета.
  • Налогоплательщики из числа собственников вышеперечисленных объектов недвижимости рассчитывают имущественный налог за отчетный период – календарный год.  Годовая сумма налога определяется как произведение кадастровой стоимости на установленную налоговую ставку:
  • Налог на имущество = КадастСтоимость * Ставка,
  • где КадастрСтоимость – кадастровая стоимость, действительная на 1 января отчетного года; Ставка – налоговая ставка, установленная региональным муниципалитетом региона.

Аванс по налогу на имущество

В соответствие с п.12 ст. 378.

2 НК РФ собственники имущества, налог по которому рассчитывается на основании кадастровой стоимости, обязаны исчислять и выплачивать авансы по налогу ежеквартально в размере ¼ от годовой суммы.

При расчете авансового платежа собственники недвижимости заполняют специальную форму (⇒ Расчет аванса по налогу на имущество) которую подают в ФНС до 30-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода (квартала).

Согласно п. 1 ст. 383 НК РФ, срок перечисления авансовых платежей по налогу на имущество устанавливается законодательными актами региона.

Окончательный расчет по налогу и предоставление декларации

  1. В срок до 30-го марта года, следующего за отчетным, налогоплательщик обязан заполнить и подать ФНС декларацию по налогу на имущество установленной формы ⇒  Декларация по налогу на имущество.

  2. На основании декларации налогоплательщик производит окончательный расчет по налогу, перечисляя в местный бюджет годовую сумму налога за минусом авансовых платежей, выплаченный за отчетный период ранее.

  3. Аналогично порядку оплаты авансовых платежей, срок окончательного расчета по налогу на имущество определяется местными муниципалитетами и отражается в нормативных актах региона.

Основание для изменения кадастровой стоимости недвижимости

В общем порядке кадастровая стоимость устанавливается в момент постановки объекта недвижимости на учет в Росреестр. Узнать действующую кадастровую стоимость объекта можно на сайте официальном сайте Росреестра → https://rosreestr.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO.

Кадастровая стоимость недвижимости, установленная на основании государственной оценки, может быть пересмотрена по следующим основаниям: (нажмите для раскрытия)

  • при оценке недвижимости не были учтены существенные условия (местонахождение, состояние, т.п.);
  • оценка объекта проводилась на основании необъективных данных и недостоверной информации;
  • при расчете кадастровой стоимости допущены математические ошибки;
  • при переносе расчетной стоимости в базу Росреестра допущена техническая ошибка, в связи с чем кадастровая стоимость объекта установлена неверно;
  • установленная кадастровая стоимость объекта равна или превышает рыночную стоимость недвижимости на дату определения кадастровой стоимости.
  • При наличии документальных подтверждений одного или нескольких из вышеперечисленных фактов, собственник недвижимости вправе оспорить установленную кадастровую стоимость, обратившись в специальную комиссию при Росреестре либо в суд.
  • статью ⇒ «Как оспорить кадастровую стоимость недвижимости через кадастровую комиссию: пошаговая инструкция».
  • В случае признания претензий заявителя объективными, орган Росреестра выносит решение об установлении новой кадастровой стоимости, о чем уведомляет собственника в письменном виде.
  • Если для оспаривания кадастровой стоимости владелец недвижимости обратился в суд, то основанием для установления нового показателя кадастровой стоимости является соответствующее судебное решение.

Отметим, что, оспаривая кадастровую стоимость, юрлица первоначально обращаются в кадастровую комиссию при Росреесте, и только после получения соответствующего решения об отказе в пересмотре стоимости подают иск в суд. Для физлиц такое правило не действует: граждане, выступающие собственниками недвижимости, могут оспорить кадастровую стоимость объекта одновременно и через суд, и через специальную комиссию Росреестра.

статью ⇒ «Как оспорить кадастровую стоимость недвижимости через суд: пошаговая инструкция».

Перерасчет налога на имущество при изменении кадастровой стоимости в 2020 году

Основанием для перерасчета налога на имущество является письменное решение об установлении новой кадастровой стоимости, выданное специальной комиссией при Росреестре или судом.

В 2020 году действует порядок перерасчета налога на имущество по вышеперечисленным основаниям, согласно которому расчет налога по новой (пересмотренной) кадастровой стоимости рассчитывается не с момента установления соответствующего решения, а с момента обращения собственника с заявлением. Так как в общем порядке обращение заявителя и вынесение решение осуществляется в пределах календарного года, то перерасчет налога по новой кадастровой стоимости производится за полный отчетный период.

Рассмотрим пример. В марте 2020 года представитель ООО «Эталон» обратился в кадастровую комиссию при Росреестре с заявлением о документами о пересмотре кадастровой стоимости комплекса зданий. В апреле 2020 года кадастровая комиссия приняла решение об удовлетворении требований заявителя и установлении новой кадастровой стоимости, о чем и уведомила представителя организации.

На основании письменного решения комиссии при Росреестре ООО «Эталон» вправе пересчитать налога на имущество за весь 2020 год, признавая базой для налогообложения новую (пересмотренную) кадастровую стоимость.

Новые правила перерасчета налога на имущество в 2020 году

С 01.01.2020 года вступают в силу законодательные изменения, согласно которым вводится новый порядок перерасчета налога на имущество при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Согласно новым нормам, в 2020 году налог на имущество будет пересчитываться не с момента подачи заявления об оспаривании кадастровой стоимости, а за весь период применения оспоренной кадастровой стоимости.

В случае если налог на имущество рассчитывался некорректно в связи с технической ошибкой при переносе данных о кадастровой стоимости в ЕГРН, то перерасчет производится за весь период, в течение которого ошибочная кадастровая стоимость числилась в базе ЕГРН.

Для перерасчета налога плательщик предоставляет в ФНС копию исполнительного документа (решение кадастровой комиссии или суда), а также уточненную налоговую декларацию за периоды перерасчета налога. В случаях, когда налогоплательщик сохраняет обязательства по уплате налога, сумма переплаты зачисляется в счет аванса будущих налоговых платежей.

Рассмотрим пример. 01.01.2017 года ООО «Север» приобрело комплекс зданий. При постановке на учет в ЕГРН для объекта недвижимости установлена кадастровая стоимость в размере 3.202.000 руб.

За 2017 – 2020 гг. бухгалтер ООО «Север» рассчитывал налог на имущество, исходя из установленной кадастровой стоимости и действующей в регионе ставки 2%. За указанный период сумма уплаченного «Севером» налога на имущество составила 128.080 руб. (3.202.000 руб. * 2% * 2 года).

В марте 2020 года представитель ООО «Север» обратился в кадастровую комиссию при Росреестре с целью пересмотра ранее установленной кадастровой стоимости в связи с необъективными условиями оценки. На момент обращения ООО «Север» оплачен аванс налога на имущество за 1 квартал 2020 года в размере 16.010 руб. (3.202.000 руб. * 2% / 4).

Как оспорить кадастровую стоимость и вернуть налоги. Методичка от ФНС

С 1 января 2019 года изменяются правила оспаривания кадастровой стоимости и излишне удержанных в связи с этим имущественных налогов. С этой даты, как напомнили налоговики, вернуть неправильно исчисленный и даже уплаченный налог в результате неверного определения кадастровой стоимости можно будет за 3 предшествующих года. Памятка ФНС должна помочь налогоплательщикам в этом вопросе.

Федеральная служба России опубликовала Информацию об оспаривании кадастровой стоимости и возврате неправильного исчиленного налога с 1 января 2019 года. Дело в том, что с этой даты вступает в силу Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ».

Этот закон меняет порядок расчета имущественных налогов, и теперь налоги по новой кадастровой стоимости в случае ее исправления должны быть пересчитаны со дня внесения сведений об объекте налогообложения в ЕГРН. Поэтому, как считают специалисты ФНС, оспаривать кадастровую стоимость нужно с учетом этих поправок уже сейчас.

Ведь по закону перерасчет налога будет возможен, если решение об изменении кадастровой стоимости примут после 31 декабря 2018 года.

Читайте также:  Коллективный договор - обязателен или нет?

Когда подавать заявление об оспаривании кадастрой стоимости

Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его мущества определена неверно, он может может оспорить ее, чтобы не переплачивать налог. Для этого потребуется доказать факт неверного определения кадастровой стоимости. Сделать это можно двумя способами:

  • в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в суде (п. 2 статьи 403 НК РФ).

Раньше перерасчет уже оплаченного налога не проводился, затем его делали только за тот налоговый период, когда были внесены изменения в ЕГРН.

Но с 1 января 2019 года, если кадастровая стоимость объекта изменится в результате обжалования или исправления ошибки, налог на имущество можно будет вернуть или зачесть за предыдущие годы, в частности, за 3 года, предшествующих исправлению: 2016–2018 годы включительно.

Поскольку такой перерасчет будет возможен, только если решение об изменении кадастровой стоимости примут после 31 декабря 2018 года, важно вовремя подать заявление об изменении стоимости. То есть:

  • подать его уже сейчас, до наступления 2019 года;
  • подать его после 1 января 2019 года.

Дело в том, что на момент подачи такого заявления, как отмечают налоговики, влияет план по очередному определению кадастровой стоимости.

Например, если очередная кадастровая оценка недвижимости будет проведена на 1 января 2019 года, с подачей заявления луше поторопиться. Ведь после внесения поправок в ЕГРН оспорить прежнюю, возможно ошибочную кадастровую стоимость, уже не получится, а значит, и вернуть переплаченный за это время налог.

Если переоценки объектов в ближайшее время не планируется, можно подать заявление об оспаривании и после наступления нового года.

Получить информацию о том, в каких субъектах и по каким видам объектов недвижимости в 2018 году будет проведена государственная кадастровая оценка, можно на официальном сайте Росреестра.

По закону государственная кадастровая оценка проводится не чаще, чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую уже была проведена государственная кадастровая оценка. То есть можно ориентироваться и на эту дату.

Как вернуть излишне уплаченный налог

Если после перерасчета кадастровая стоимость окажется меньше той, которая была взята для исчисления налога, можно подавать в свою территориальную инспекцию ФНС заявление о зачете или возврате налога.

Сделать это можно не позднее трех лет со дня его уплаты и только за три года, предшествующих году направления ИФНС уведомления с перерасчетом.

Следовательно, налоги, переплаченные за 2015 год, у налогоплательщиков вернуть уже не получится.

Перерасчет налога на имущество физических лиц за прошлые годы

Последнее обновление 2018-12-26 в 17:06

Может ли налоговая пересчитать налог на имущество за прошлые годы? Этот вопрос волнует граждан, столкнувшихся с ошибками ИФНС или Росреестра при исчислении налогов, а практика показывает, что такие ситуации встречаются часто. Инструкция, как исправить ошибку и вернуть свои деньги, — в статье.

Как проверить правильность начисления налога на имущество?

Первое, что должно насторожить плательщика налога на имущество, — это существенное изменение суммы по квитанции по сравнению с предыдущими годами. Однако и при этом не стоит сразу подозревать ИФНС в ошибке.

Из чего состоит ваш налог? Из базы, ставки и коэффициента. Базой выступает кадастровая или инвентаризационная стоимость — часть регионов применяет одну величину, другая часть — вторую. Вы можете узнать, какая величина принимается за базу в вашем регионе, из сводной информации о переходе. Скачать ее можно отсюда.

Если на вашей территории принята кадастровая стоимость, то изменение суммы налога может быть связано с обновлением кадастровых данных в ЕГРН — раз в 3 года актуализируется информация о вашем имуществе.

Также причиной может быть переходный период в вашем регионе: согласно ст.

408 НК РФ после перехода субъекта России к кадастровому методу оценки недвижимости ваш налог увеличится, поскольку кадастровая стоимость выше инвентаризационной в несколько раз.

И даже после этого увеличения в первые 3 года переход будет постепенным — с увеличением суммы каждый год на 20%. И такое повышение может быть причиной изменения налога, а не неправильный расчет налога на имущество.

Следить за кадастровой стоимостью своего имущества вы можете на сайте Росреестра.

Если же в вашей местности действует инвентаризационная стоимость, то причиной увеличения или уменьшения начисленной суммы может быть изменение коэффициента-дефлятора. Этот коэффициент ежегодно устанавливается Министерством экономического развития и необходим для приведения инвентаризационной стоимости в соответствие с темпами инфляции в стране.

Актуальный коэффициент вы найдете в приказе ведомства № 579, принятом 30 октября 2017 года.

Последний фактор — ставка. Местные органы власти могут менять ее в пределах диапазона ст.406 НК РФ. Узнать ставки своего муниципалитета можно через сервис «Справочная информация…» на сайте ФНС России.

Зная все величины для расчета, вы можете произвести его самостоятельно, опираясь на ст.403 — 404 и ст.408 НК РФ, либо воспользоваться калькуляторов ФНС.

Что делать, если неправильно начислен налог на имущество за предыдущий год?

Если неправильно насчитали налог на имущество, о чем вы убедились после проверки всех данных и применения электронных сервисов, вам необходимо готовить обращение.

Если причина в неверной кадастровой стоимости, то обращение направляется в комиссию по рассмотрению споров по кадастровой стоимости или сразу в суд регионального уровня.

Если же причина не в этом или ваш иск был удовлетворен с признанием ошибки в базе ЕГРН, то дальнейшие действия зависят от того, оплатили ли сумму по «неправильной» квитанции или еще нет. Например, уведомление пришло вам за несколько месяцев до срока уплаты — тогда вам нужно подавать исковое заявление о перерасчете налога на имущество физических лиц.

Если же вы оплатили по квитанции, то здесь имеет место не только подача заявления на перерасчет, но и представление заявления на возврат или зачет излишне уплаченного налога на имущество физических лиц.

Как написать заявление на перерасчет налога на имущество физических лиц: образец

В первом случае — когда вы еще не платили, решить вопрос намного легче и быстрее. Заявление в ИФНС о перерасчете налога на имущество не имеет специальной формы — она не установлена ни НК РФ, ни актами ФНС или Минфина, значит, вы пишите его в произвольной форме.

Стандартные правила написания заявлений в ИФНС:

  • составить «шапку» в правом верхнем углу, указав адресата и адресанта; рекомендуется написать свой рабочий телефон и электронную почту, чтобы инспекция имела различные способы связи с вами;
  • написать текст самого обращения — необходимо писать в деловом стиле и указывать все факты: номер уведомления, дату получения письма, кадастровый номер и адрес квартиры (или другого имущества, по которому произошла ошибка), доказательства неверности начисленной суммы;
  • под основным текстом обязательно указать дату — дату подачи, и свою подпись с расшифровкой.

Важно! Согласно ст.52 НК РФ ИФНС может пересчитать суммы и выслать новое уведомление только за 3 последних года. Если вы обнаружили ошибку за несколько лет, то можете требовать пересчитать налог за трехлетний период.

Следовательно, вы можете ходатайствовать о перерасчете налога на имущество физических лиц за 2016 в 2019 году, но за более раннее время исправить ошибку и вернуть излишек невозможно.

Также нужно учесть, что практикуется перерасчет налога на имущество физических лиц в рамках ОКТМО: если ваше имущество находится в разных регионах, то и ОКТМО в квитанции будут разные, и подавать заявления нужно в разные инспекции. Но вы можете не ехать лично в другой регион, а воспользоваться одним из способов:

  • написать доверенность на человека, живущего в том регионе, и отправить ему почтой доверенность с необходимыми документами, чтобы он вместо вас подал заявление;
  • выслать заявление и документы в ИФНС по почте заказным письмом — нужно заверить копии документов;
  • воспользоваться специальной формой на сайте ФНС для обратной связи;
  • подать заявку в «Личном кабинете налогоплательщика».

Причиной для перерасчета могут быть не только ошибки, но и возникновение права на освобождение от уплаты имущественного налога — например, плательщик стал пенсионером или инвалидом, но не знал о своем праве несколько лет. В таких случаях также можно использовать льготу как бы обратной силой — за 3 года.

Пример заявления на перерасчет налога на имущество физических лиц за прошлые годы:

Такой шаблон вы можете скачать отсюда.

Документы для перерасчета налога на имущество физических лиц

К заявлению прилагаются документы:

  • уведомление, которое пришло от ИФНС и содержит неверную сумму;
  • решение суда или комиссии о пересмотре кадастровой стоимости, об изменении ее размера и пр. — если перед этим вы оспаривали кадастровую стоимость;
  • иные документы, подтверждающие ошибку в уведомлении — выписка из ЕГРН, технические документы на имущество и пр.

Все документы нужно принести в оригиналах и копиях. Копии пронумеровать, а перечень вписать в заявление. Если же вы подаете через электронные сервисы, то необходимы четкие сканы. Для использования специальной формы в «Личном кабинете» требуется иметь электронную подпись — ее регистрация занимает несколько минут и производится в том же «Личном кабинете».

После рассмотрения вашего обращения вам будет выслан ответ:

  • отказ;
  • или новое уведомление.

Уведомление выглядит так:

Как пересчитать налог на имущество, если изменилась кадастровая стоимость?

Правила доначисления налога на имущество физических лиц за прошлые периоды или, наоборот, уменьшения при изменении кадастровой стоимости определены ст.403 НК РФ.

Так, если стоимость изменена из-за ошибок, допущенных в ЕГРН, и если налог на имущество рассчитан неверно даже за несколько лет, то ошибка будет учтена с года, когда стало применяться ошибочное значение.

Если изменение внесено после оспаривания кадастровой стоимости и удовлетворения иска комиссией, то оно учитывается с года, в котором подано заявление на оспаривание, т. е. все предыдущие года, даже если вы платили больше, не будут пересчитаны, поэтому необходимо быть бдительным.

Важно!

Кадастровая стоимость в ЕГРН обновляется раз в 3 года, и после очередного обновления уже невозможно оспорить предыдущее значение.

Если вы оплатили налоги по неправильным расчетам, то вместе с заявлением на перерасчет или после него вы можете подать заявление на возврат излишка или его зачет в будущих периодах — по правилам ст.78 НК РФ. Рассмотрение такого заявления длится до 1 месяца, а возврат осуществляется в течение еще 1 месяца после принятия решения. Вернуть можно излишки за 3 года.

Итоги

  1. В случае неправильно начисленного налога и даже оплаченного можно подать заявление на уточнение платежей, чтобы налоговая пересчитала налог на имущество за три года или менее.
  2. Если причина неверных сумм в кадастровой стоимости, то необходимо обращаться в суд или специальную комиссию по спорам о кадастровой стоимости.
  3. Оплаченные суммы можно вернуть или зачесть при начислении новых налогов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *