Минэкономразвития разъяснил некоторые вопросы кадастрового учёта

Минэкономразвития разъяснил некоторые вопросы кадастрового учёта

Отмечается, в частности, следующее:

подготовка проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства, т.е. отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам ИЖС);

  • получение разрешения на строительство является обязательным при строительстве, реконструкции объекта ИЖС;
  • до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта объекта;
  • сведения о здании — объекте ИЖС указываются в техническом плане либо на основании разрешения на строительство и проектной документации такого здания, либо, в случае отсутствия проектной документации, на основании разрешения на строительство и декларации;
  • сведения в технический план здания (объекта ИЖС) могут быть внесены также на основании технического паспорта такого здания, изготовленного до 1 января 2013 года;
  • упрощенный порядок оформления прав граждан на созданные ими объекты ИЖС (так называемая «дачная амнистия») заключается в отсутствии необходимости получать и предоставлять для осуществления государственного учета и государственной регистрации прав разрешение на ввод в эксплуатацию таких объектов;
  • на садовом земельном участке может быть создано только жилое строение;
  • на дачном земельном участке по усмотрению правообладателя допускается осуществление строительства либо объекта ИЖС, либо жилого строения;
  • получение разрешения на строительство в целях строительства жилого строения на садовом, дачном земельном участке не требуется.

Изменения в кадастровом учете и госрегистрации прав на объекты ИЖС и садовые дома: разъяснения Минэкономразвития России

vvoennyy / Depositphotos.com

С 4 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г.

№ 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым был введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее – объект ИЖС) взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, а также изменены отдельные положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (письмо Минэкономразвития России от 7 ноября 2018 г. № 32363-ВА/Д23и).

По общему правилу понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» с указанной даты применяются в одном значении. Государственный кадастровый учет созданных объектов ИЖС, садовых домов и государственная регистрация прав на них осуществляются по заявлению органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство.

  • из законодательства исключаются понятия «дачный земельный участок», «жилое строение»; вводится понятие «садовый дом»;
  • предусмотрено, что садовый дом может быть признан жилым, а жилой – садовым в порядке, предусмотренном Правительством РФ (ч. 3 ст. 23 Закона № 217-ФЗ);
  • виды разрешенного использования земельных участков «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в ЕГРН или указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными (ч. 7 ст. 54 Закона № 217-ФЗ);
  • земельные участки, в отношении которых установлены вышеуказанные виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками (ч. 7 ст. 54 Закона № 217-ФЗ);
  • расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами (ч. 9 ст. 54 Закона № 217-ФЗ).
  1. В связи с уже произошедшими и предстоящими с января будущего года изменениями Минэкономразвития России разъяснило некоторые вопросы, касающиеся кадастрового учета и госрегистрации прав на объекты ИЖС и садовые дома.
  2. Так, специалисты Министерства напомнили, что в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик в числе прочего подтверждает оплату государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав (указывает реквизиты платежного документа).
  3. В связи с этим во избежание случаев, связанных с возвратом документов без рассмотрения по причине ненахождения органом регистрации прав информации об уплате госпошлины в ГИС ГМП, ведомство рекомендует указывать в уведомлении наименование, дату и уникальный номер платежа, его сумму, либо прикладывать к уведомлению копию платежного документа, в том числе распечатку подтверждения электронного платежа (кассовый чек).

Также в письме отмечено, что возведение гаражей, подсобных сооружений, хозяйственных построек, производственных, бытовых и иных зданий, обладающих признаками объекта недвижимости и являющихся объектами вспомогательного использования по отношению к основному объекту объекту ИЖС или садовому дому, на садовых (дачных) земельных участках, или на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на приусадебных земельных участках осуществляется без получения разрешения на строительство и направления каких-либо уведомлений. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на такие объекты осуществляются на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором они расположены. Причем представление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется, если право на такой земельный участок ранее зарегистрировано.

  • О некоторых вопросах государственного кадастрового учета.
  • Министерство экономического развития Российской Федерации
  • от 22 мая 2015 года N Д23и-2365
  • [О некоторых вопросах государственного кадастрового учета]
  • Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости), рассмотрев в пределах своей компетенции обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

С 1 января 2013 г.

на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются (часть 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», далее — Закон о кадастре).

Статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, осуществляемого в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время уполномоченным на утверждение порядка осуществления государственного учета жилищного фонда федеральным органом исполнительной власти является Минстрой России (пункт 5.2.47 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038).

Минстроем России порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен, и в настоящее время продолжает действовать Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Порядок учета, Постановление N 1301).

  1. Пунктом 3 Порядка учета установлено, что технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.
  2. Таким образом, до установления порядка осуществления государственного учета жилищного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и признания утратившим силу Постановления N 1301, по мнению Департамента недвижимости, специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации для целей учета жилищного фонда вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда.
  3. В настоящее время действующим законодательством порядок осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду, не установлен.
  4. Таким образом, подготовка технических паспортов на объекты капитального строительства, не относящиеся к объектам жилищного фонда, не предусмотрена действующим законодательством.
  5. В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о кадастре кадастровую деятельность на территории Российской Федерации вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее — кадастровый инженер).
  6. При этом частью 4 статьи 1 Закона о кадастре установлено, что кадастровой деятельностью является выполнение кадастровым инженером в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Законом о кадастре, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее — кадастровые работы).
  7. Результатом кадастровых работ в соответствии со статьей 37 Закона о кадастре является межевой план, технический план или акт обследования.
  8. Согласно статьям 32 и 33 Закона о кадастре кадастровый инженер может выбрать формы организации своей кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом (статья 31 Закона о кадастре).
  9. Учитывая изложенное, кадастровый инженер в рамках действующего законодательства не наделен полномочиями на осуществление работ по технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Письмо Минэкономразвития России от 10.03.2017 N Д23и-1291 «Относительно определения площади жилого здания, относительно необходимости определения площади ранее учтенного здания, сооружения; относительно

  • Минэкономразвития России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся осуществления кадастровой деятельности.
  • Сообщается, в числе прочего, следующее:
  • — в площадь жилого здания не включается площадь, находящаяся в пределах дверного проема площади, в частности, такое возможно в случае, если дверные проемы выполнены в наружных стенах здания;
  • — если в отношении ранее учтенного здания, сооружения не выполнялись работы по реконструкции, при этом выполнение кадастровых работ в отношении таких здания или сооружения связано исключительно с определением (уточнением) описания местоположения здания, сооружения (включающего в себя список координат характерных точек контура здания, сооружения и (или) пространственное описание конструктивных элементов здания, сооружения), включение в состав технического плана поэтажных планов или определение площади здания или сооружения не требуется;
  • — в случае, если в представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав полученное в результате кадастровых работ значение площади объекта строительства отличается от значения площади объекта, указанной в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, орган регистрации прав (государственный регистратор) вправе направить в орган местного самоуправления муниципального образования по месту расположения объекта строительства запрос о соответствии построенного объекта предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилам землепользования и застройки для соответствующей территориальной зоны; при этом если указанные документы в установленный срок органом местного самоуправления не представлены, государственный регистратор прав приостанавливает осуществление государственного кадастрового учета (регистрации прав) и уведомляет заявителя о праве предоставить такие документы по собственной инициативе;
  • — площадь жилого строения, расположенного на территории садового или дачного земельного участка, определяется аналогично определению площади жилого здания;
  • — площадь эксплуатируемой кровли, расположенной в пределах этажа здания (в уровне этажа), учитывается в площади такого этажа и может быть отображена в плане соответствующего этажа графической части плана;
Читайте также:  Статьи раздела кредиты и взыскание долгов

Читайте так же:  Получаем выписку из банка для шенгена

— площадь эксплуатируемой кровли, расположенной выше уровня последнего этажа здания, накрывающей его, в площади одного из этажей не учитывается, но включается в площадь жилого здания самостоятельно, при этом отображение в графической части технического плана плана кровли, законодательством не предусмотрено. Источник: Подробнее >>>

Разъяснены особенности осуществления государственной регистрации права собственности на объект ИЖС, ранее поставленный на кадастровый учет

Письмо Минэкономразвития России от 17.01.2019 N ОГ-Д23-239

  1. Разъяснены особенности осуществления государственной регистрации права собственности на объект ИЖС, ранее поставленный на кадастровый учет
  2. Сообщается, что в случае если сведения о земельном участке и об объекте индивидуального жилищного строительства (если речь идет об объекте ИЖС на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, ведения ЛПХ) уже содержатся в кадастре недвижимости ЕГРН (как о ранее учтенных объектах недвижимости), а лицо является правообладателем объекта ИЖС и земельного участка или только земельного участка в отсутствие зарегистрированного в ЕГРН права (имеется правоустанавливающий документ на земельный участок), то для государственной регистрации права на такой объект необходимо представить правоустанавливающий документ на земельный участок.
  3. При этом если такой документ на земельный участок не подтверждает, что объект ИЖС не является самовольной постройкой, необходимо представить один из следующих документов:
  4. документ о предоставлении, приобретении земельного участка с видом разрешенного использования, позволяющим осуществлять застройку;

договор о предоставлении земельного участка под застройку, о праве на застройку и т.п., заключенного с уполномоченным органом государственной власти и в порядке, действовавшем в период строительства такого объекта.

В случае безвозвратной утраты указанных документов, а также если индивидуальный жилой дом не является ранее учтенным, право собственности на такой жилой дом может быть признано в судебном порядке, в частности, в силу приобретательной давности.

Изменения в кадастровом учете и госрегистрации прав на объекты ИЖС и садовые дома: разъяснения Минэкономразвития России

27 Ноября 2018

С 4 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г.

№ 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым был введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее – объект ИЖС) взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, а также изменены отдельные положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (письмо Минэкономразвития России от 7 ноября 2018 г. № 32363-ВА/Д23и).

По общему правилу понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» с указанной даты применяются в одном значении. Государственный кадастровый учет созданных объектов ИЖС, садовых домов и государственная регистрация прав на них осуществляются по заявлению органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство.

А с 1 января 2019 года вступит в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ), которым, в частности:

— из законодательства исключаются понятия «дачный земельный участок», «жилое строение»; вводится понятие «садовый дом»;

— предусмотрено, что садовый дом может быть признан жилым, а жилой – садовым в порядке, предусмотренном Правительством РФ (ч. 3 ст. 23 Закона № 217-ФЗ);

— виды разрешенного использования земельных участков «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в ЕГРН или указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными (ч. 7 ст. 54 Закона № 217-ФЗ);

— земельные участки, в отношении которых установлены вышеуказанные виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками (ч. 7 ст. 54 Закона № 217-ФЗ);

— расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами (ч. 9 ст. 54 Закона № 217-ФЗ).

  • В связи с уже произошедшими и предстоящими с января будущего года изменениями Минэкономразвития России разъяснило некоторые вопросы, касающиеся кадастрового учета и госрегистрации прав на объекты ИЖС и садовые дома.
  • Так, специалисты Министерства напомнили, что в уведомлении об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик в числе прочего подтверждает оплату государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав (указывает реквизиты платежного документа).
  • В связи с этим во избежание случаев, связанных с возвратом документов без рассмотрения по причине ненахождения органом регистрации прав информации об уплате госпошлины в ГИС ГМП, ведомство рекомендует указывать в уведомлении наименование, дату и уникальный номер платежа, его сумму, либо прикладывать к уведомлению копию платежного документа, в том числе распечатку подтверждения электронного платежа (кассовый чек).

Также в письме отмечено, что возведение гаражей, подсобных сооружений, хозяйственных построек, производственных, бытовых и иных зданий, обладающих признаками объекта недвижимости и являющихся объектами вспомогательного использования по отношению к основному объекту объекту ИЖС или садовому дому, на садовых (дачных) земельных участках, или на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на приусадебных земельных участках осуществляется без получения разрешения на строительство и направления каких-либо уведомлений. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на такие объекты осуществляются на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором они расположены. Причем представление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется, если право на такой земельный участок ранее зарегистрировано.

Зарегистрированное до 1 января 2019 года право собственности граждан на хозяйственные строения и сооружения, которые являются объектами капитального строительства, строительство которых осуществлено на огородном земельном участке и которые не являются самовольными постройками, сохраняется.

С 1 января 2019 года, даты вступления в силу Закона № 217-ФЗ, на огородном участке не допускается возведение объектов капитального строительства и, соответственно, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на них в порядке.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1230602/#ixzz5Y1nyFYvl

Минэкономразвития разъяснил некоторые вопросы кадастрового учёта К списку новостей

Минэкономразвития РФ разъяснил особенности постановки на кадастровый учет многоквартирных домов

Разъяснены положения, касающиеся права застройщика на подачу документов для кадастрового учета, требования к техническому плану, особенности кадастрового учета многоквартирных домов, введенных до 01.01.2017г.

письмом

от 22.06.2017г. №ОГ-Д23-7304 разъяснило ряд вопросов, касающихся реализации положений закона о государственной регистрации недвижимости в части кадастрового учета многоквартирных домов. В частности, даны разъяснения по следующим вопросам.

  • Право застройщика на подачу документов для кадастрового учета.
  • Застройщик имеет право по собственной инициативе не позднее 10 рабочих дней с момента получения разрешения на ввод передать полученное разрешение на ввод в орган регистрации прав в случае, если орган регистрации прав его не получил от уполномоченного органа, выдавшего разрешение на ввод в эксплуатацию.
  • Требования к техническому плану

С 1 января 2017 г. постановка построенного объекта капитального строительства на кадастровый учет, в том числе осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, и приложенного к нему технического плана. Особенности подготовки технического плана зависят от вида и назначения здания, сооружения, помещения.

Требования к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015г. N953. В соответствии с пунктом 21 Требований технический план готовиться в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

Представление документа в ином формате не обеспечивает осуществление государственного кадастрового учета объекта капитального строительства. При этом технический план должен содержать сведения как обо всем здании в целом, так и о помещениях (жилых, нежилых, в том числе относящихся к общему имуществу многоквартирного дома) и при наличии — сведения о машино-местах.

Государственный кадастровый учет здания (многоквартирного дома) и всех помещений, машино-мест в таком здании осуществляется одновременно.

Постановка на кадастровый учет многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2017г.

Если разрешение на ввод объекта капитального строительства, выданное до 1 января 2017г., не было направлено застройщиком до 1 января 2017г.

для постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, орган выдавший разрешение на ввод объекта капитального строительства обязан представить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете такого объекта и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию с приложением технического плана, содержащего сведения как обо всем здании в целом, так и о всех помещениях в нем).

Читать ещё •••

Видео дня. Москва не будет вводить продуктовые карточки

Недвижимость
,

Минэкономразвития

Официальные разъяснения Минэкономразвития РФ по вопросам ведения гражданами садоводства и огородничества с 2019 года

Минэкономразвития России выпустил сборник ответов на наиболее распространенные вопросы применения Федерального закона №217-ФЗ от 29 июля 2017 года «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вопросы сгруппированы по темам:

  • создание и реорганизация некоммерческих организаций;
  • управление в товариществе;
  • членство в товариществе;
  • осуществление платежей в товариществе;
  • ведение садоводства и огородничества без участия в товариществе;
  • организация и использование территории ведения садоводства и огородничества;
  • государственные или муниципальные меры поддержки ведения садоводства и огородничества.

В частности, даны следующие ответы на вопросы.

О возможности строительства на садовых и огородных земельных участках

Читайте также:  Образец заполнения трудовой книжки

В соответствии со статьей 3 Закона N 217-ФЗ на садовом земельном участке разрешено строительство садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

При этом в силу положений статьи 23 Закона N 217-ФЗ строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

В свою очередь, на огородном земельном участке строительство объектов недвижимости запрещено. Необходимо учитывать, что Закон N 217-ФЗ не регулирует вопросы нахождения на огородных и садовых земельных участках движимых вещей.

Следует отметить, что аналогичный запрет для огородных земельных участков был также установлен в Законе N 66-ФЗ, за исключением строительства хозяйственных построек.

Законом N 217-ФЗ учтено данное обстоятельство.

В переходных положениях содержится норма, согласно которой зарегистрированное до 1 января 2019 года право собственности граждан на хозяйственные строения и сооружения, которые являются объектами капитального строительства, строительство которых осуществлено на огородном земельном участке и которые не являются самовольными постройками, сохраняется (часть 32 статьи 54 Закона N 217-ФЗ).

Также Законом N 217-ФЗ решены проблемы, связанные с регистрацией граждан по месту жительства в домах, расположенных на садовых земельных участках.

Возможность строительства жилого дома на садовом участке, установленная Законом N 217-ФЗ, с учетом норм жилищного законодательства и Закона от 25 июня 1993 г.

N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» позволяет гражданам воспользоваться правом осуществить регистрацию по месту жительства в жилых домах на садовых земельных участках.

В дополнение к этому Законом N 217-ФЗ предусмотрена возможность признания садового дома жилым домом или жилого дома садовым в порядке, установленном главой 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.

  • Признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом представляет собой простую процедуру, не требующую сложных и длительных согласований и оформления большого пакета документов.
  • Так, процедура признания жилого дома садовым домом фактически имеет декларативный характер, предусматривая ее осуществление на основании заявления собственника, документов, подтверждающих право собственности на объект недвижимости, и согласия третьих лиц в случае если объект недвижимости обременен их правами.
  • В случае признания садового дома жилым домом в дополнение к вышеуказанным документам требуется представление заключения по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, выданное членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
  • Кроме того, в целях упрощения положения садоводов Закон N 217-ФЗ без необходимости каких-либо подтверждений со стороны органов власти признает все здания, имеющие в соответствии с данными ЕГРН назначение «жилое», «жилое строение» и расположенные на садовых земельных участках, жилыми домами, а здания с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами — садовыми домами (части 9, 11 статьи 54 Закона N 217-ФЗ).
  • При этом если здания принадлежат гражданам, которые на день вступления в силу данного закона состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признание таких зданий жилыми домами в соответствии с частью 9 статьи 54 Закона N 217-ФЗ не является основанием для включения их общей площади при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в суммарную общую площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.
  • Об изменении сведений ЕГРН о наименовании и назначении здания, расположенного на садовом земельном участке
  • В соответствии с частями 9, 10 статьи 54 Закона N 217-ФЗ расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами, а здания, сооружения, с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами.
  • При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи ЕГРН в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.
  • Данные положения основаны на нормах Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона N 218-ФЗ и Закона N 217-ФЗ, которыми установлено, что в отношении жилого дома назначением здания является «жилое», садового дома — «нежилое».
  • Таким образом, при определении правового положения объекта недвижимости, расположенного на садовом земельном участке, необходимо руководствоваться исключительно его назначением.
  • При этом возможности внесения изменений в назначение здания частями 9, 11 статьи 54 Закона N 217-ФЗ не предусмотрено.

В случае необходимости внесения изменений в наименование объекта недвижимости в целях изменения соответствующих сведений ЕГРН Вы вправе обратиться в Росреестр либо многофункциональный центр с заявлением, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2005 г. N 920 (приложение N 2).

При этом сведения об уточненном наименовании отражаются в строке «иные предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения» реквизита 3.1.1 формы заявления. В данной графе после слова «наименование» указывается измененное наименование объекта недвижимости (например: наименование «жилой дом»).

Кроме того, в реквизите 9 «Примечание» указанной формы приводится ссылка на соответствующую норму статьи 54 Закона N 217-ФЗ.

  1. Об изменении сведений ЕГРН о здании, расположенном на садовом земельном участке, в случае принятия решения о признании садового дома жилым домом, жилого дома садовым домом
  2. В соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в ЕГРН вносятся сведения о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение).
  3. Согласно статье 3 Закона N 217-ФЗ на садовом земельном участке допускается размещение садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилой дом относится к видам жилых помещений. В свою очередь, садовый дом в перечень видов жилых помещений не включен.

В связи с изложенным, полагаем, что в предусмотренных частью 11.1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ декларации об объекте недвижимости, а также соответственно техническом плане здания (раздел «Характеристики объекта недвижимости») в отношении жилых домов, расположенных на садовых земельных участках, следует указывать назначение «жилое», в отношении садовых домов — назначение «нежилое».

По вопросу признания садового дома жилым домом, жилого дома садовым домом в порядке, установленном главой 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее — Порядок) необходимо отметить следующее.

В соответствии с Порядком уполномоченный орган местного самоуправления направляет решение о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом заявителю.

Таким образом, сведения об измененных характеристиках садового дома или жилого дома могут быть внесены в ЕГРН на основании заявления об изменении сведений ЕГРН о здании по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 920 (приложение N 2), и копии соответствующего решения о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, заверенной в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.

При этом в указанном заявлении в реквизите 3.1.1 «иные предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения» указываются:

  • слова «назначение здания» и далее значение данной характеристики — «жилое», если садовый дом признан жилым домом, либо «нежилое», если жилой дом признан садовым домом;
  • слова «вид разрешенного использования здания» и далее значение данной характеристики — «жилой дом», если садовый дом признан жилым домом, либо «садовый дом», если жилой дом признан садовым домом;
  • слова «наименование» и далее значение данной характеристики — «жилой дом», если садовый дом признан жилым домом, либо «садовый дом», если жилой дом признан садовым домом.

Кроме того, в реквизите 8 «Документы, прилагаемые к заявлению» делается отметка о прилагаемом решении о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом (дата, номер, наименование документа и наименование принявшего решение органа местного самоуправления).

———————————————————————————————

С 2003-го года мы предоставляем кадастровые услуги, подготавливаем межевые, технические планы, акты обследования и экспертные заключения в целях кадастрового учета и регистрации права. Вы всегда можете обратиться к нам за консультацией и разработкой алгоритма решения вашей задачи.

Больше информации о нас на сайте https://кадастр.москва

Все новости можно посмотреть по ссылке https://кадастр.москва/news

Разъяснены некоторые вопросы, связанные с определением местоположения границ земельного участка при осуществлении постановки его на государственный кадастровый учет

Согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.

2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, учете части земельного участка или государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением должен быть представлен межевой план. Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее — приказ N 412).

На основании части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа — из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом N 412 (далее — Требования), выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».

При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет (далее — картографические материалы). Кроме того, полагаем, в случае отсутствия картографических материалов государственного кадастра при проведении кадастровых работ, кадастровый инженер в том числе может использовать сведения, подтверждающие нахождение объекта недвижимости, в виде картографических материалов более мелкого масштаба, а также иной вспомогательный материал, который не противоречит результатам проведенного межевания — генеральный план территории, план садового товарищества, план БТИ и другие материалы.

  • В месте с тем в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
    описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);
  • сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
  • Кроме того, согласно пункту 21 Требований при необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
  • Также в качестве справочных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков 15 и более лет, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.
  • В свою очередь наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав приложения к межевому плану не включаются.
Читайте также:  Статьи раздела выход из ооо

Учитывая изложенное, требования органа кадастрового учета правомерны.
При этом согласно части 3 статьи 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Порядок согласования местоположения границ земельных участков регламентирован статьями 39, 40 Закона о кадастре.

Вместе с тем, по мнению УОКЗР, подтверждением правомерности определенного кадастровым инженером местоположения границ земельного участка являются подписи заинтересованных лиц, содержащиеся в акте согласования местоположения границ земельного участка, оформленном в соответствии с положениями статьи 40 Закона о кадастре.

Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д23-846 О рассмотрении обращения по вопросу полномочий по разъяснению и толкованию действующего земельного законодательства и законодательства в сфере кадастровых отношений

Номер документа

№ ОГ-Д23-846

Вопрос

О рассмотрении обращения по вопросу полномочий по разъяснению и толкованию действующего земельного законодательства и законодательства в сфере кадастровых отношений

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу полномочий по разъяснению и толкованию действующего земельного законодательства и законодательства в сфере кадастровых отношений и сообщает.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Полномочиями по официальному разъяснению и толкованию положений действующего законодательства Минэкономразвития России не наделено.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимост, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии на основании пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457. При этом Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии наделена полномочиями давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, относящимся только к установленной сфере деятельности.

В силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех), разъяснение или толкование положений федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с концептуальными подходами принятие актов Правительства Российской Федерации, наделяющих соответствующими полномочиями федеральные органы исполнительной власти, осуществляется во исполнение федеральных законов, устанавливающих исполнение государственной функции федеральным органом исполнительной власти.

Действующим законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти полномочиями по официальному разъяснению и толкованию норм земельного законодательства и законодательства в сфере кадастровых отношений не наделены.

Также следует отметить, что письма Минэкономразвития России в сфере земельного законодательства и кадастровых отношений носят исключительно рекомендательный характер и не имеют юридической силы.

Позиции Минэкономразвития России, изложенные в письмах, не являются обязательными для правоприменителя.

Письма Минэкономразвития России не создают норм права, а лишь поясняют применение существующих норм, обязательных к применению.

Директор Департамента недвижимости А.И. Ивакин

Полезная информация

Разъяснения Минэкономразвития по вопросам учета индивидуальных жилых домов

В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», технический план это документ, содержащий сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе. При этом технический план в отношении разных объектов недвижимости должен содержать различный набор сведений, что установлено требованиями к подготовке технического плана, утвержденными Минэкономразвития.

В связи с тем, что Жилищный кодекс РФ индивидуальный жилой дом относит к жилым помещениям, на практике иногда возникает вопрос, какой вид объекта недвижимости выбрать кадастровому инженеру при составлении технического плана на индивидуальный жилой дом.

Чтобы устранить эту коллизию, Минэкономразвития России в своем Письме от 20.01.2017 г.

пояснило, что в соответствии с Градостроительным кодексом РФ объекты индивидуального жилищного строительства — это отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

И государственный кадастровый учет этих объектов производится как для зданий. Соответственно и подсчет площади объекта индивидуального жилищного строительства в техническом плане осуществляется в порядке, предусмотренном для учета площади зданий.

Таким образом можно выделить следующие требования к определению площади здания: — площадь здания, сооружения, помещения определяется как площадь простейшей геометрической фигуры (например, прямоугольник, трапеция, прямоугольный треугольник) или путем разбивки такого объекта на простейшие геометрические фигуры и суммирования площадей таких фигур.

— значение площади здания, сооружения, помещения определяется в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра, а значения измеренных расстояний, применяемые для определения площадей, — в метрах с округлением до 0,01 метра. — площадь жилого здания определяется как сумма площадей этажей жилого здания.

— площадь этажа жилого здания определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен.

Отмечается, также, что жилой дом, часть жилого дома рассматривается Жилищным кодексом РФ в качестве жилого помещения исключительно для целей жилищного законодательства РФ.

Все эти особенности должен знать кадастровый инженер, который привлекается для изготовления технического плана индивидуального дома либо юрист, который оказывает услуги в сфере недвижимости и который должен проверять соответствие документов, подготавливаемых кадастровым инженером, на предмет соответствия действующему законодательству.

аšаАаДаАбб‚б€аОаВаАб аПаАаЛаАб‚аА аПаЕб€аЕаЙаДаЕб‚ аОб‚ аœаИаНбаКаОаНаОаМб€аАаЗаВаИб‚аИб а аОбб€аЕаЕбб‚б€бƒ — аПб€аОаЕаКб‚ аПаОбб‚аАаНаОаВаЛаЕаНаИб

аšаАаДаАбб‚б€аОаВаАб аПаАаЛаАб‚аА аПаЕб€аЕаЙаДаЕб‚ аВ аПаОаДб‡аИаНаЕаНаИаЕ а аОбб€аЕаЕбб‚б€бƒ аПаОбаЛаЕ б‚аОаГаО, аКаАаК аПб€аЕаЗаИаДаЕаНб‚ а аЄ а’аЛаАаДаИаМаИб€ аŸбƒб‚аИаН аВб‹аВаЕаЛ а аОбб€аЕаЕбб‚б€ аИаЗ аПаОаДб‡аИаНаЕаНаИб аМаИаНаИбб‚аЕб€бб‚аВбƒ баКаОаНаОаМаИб‡аЕбаКаОаГаО б€аАаЗаВаИб‚аИб. аЁаОаОб‚аВаЕб‚бб‚аВбƒбŽб‰аИаЙ аПб€аОаЕаКб‚ аПаОбб‚аАаНаОаВаЛаЕаНаИб аПб€аАаВаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаА а аЄ аОаПбƒаБаЛаИаКаОаВаАаН аВ аПбб‚аНаИб†бƒ аНаА аПаОб€б‚аАаЛаЕ аПб€аОаЕаКб‚аОаВ аНаОб€аМаАб‚аИаВаНб‹б… аПб€аАаВаОаВб‹б… аАаКб‚аОаВ.

ТЋа’ баВбаЗаИ б бƒб‚б€аАб‚аОаЙ аœаИаНбаКаОаНаОаМб€аАаЗаВаИб‚аИб аПаОаЛаНаОаМаОб‡аИаЙ б„аЕаДаЕб€аАаЛбŒаНаОаГаО аОб€аГаАаНаА аИбаПаОаЛаНаИб‚аЕаЛбŒаНаОаЙ аВаЛаАбб‚аИ, аВ аВаЕаДаЕаНаИаИ аКаОб‚аОб€аОаГаО аНаАб…аОаДаИб‚бб а аОбб€аЕаЕбб‚б€, аОб‚ббƒб‚бб‚аВбƒбŽб‚ аПб€аАаВаОаВб‹аЕ аОбаНаОаВаАаНаИб аДаЛб баОб…б€аАаНаЕаНаИб аЗаА аœаИаНбаКаОаНаОаМб€аАаЗаВаИб‚аИб аОб‚аДаЕаЛбŒаНб‹б… аПаОаЛаНаОаМаОб‡аИаЙ аИ б„бƒаНаКб†аИаЙ бƒб‡б€аЕаДаИб‚аЕаЛб б„аЕаДаЕб€аАаЛбŒаНаОаГаО аГаОббƒаДаАб€бб‚аВаЕаНаНаОаГаО аБбŽаДаЖаЕб‚аНаОаГаО бƒб‡б€аЕаЖаДаЕаНаИб ТЋаЄаЕаДаЕб€аАаЛбŒаНаАб аКаАаДаАбб‚б€аОаВаАб аПаАаЛаАб‚аА аЄаЕаДаЕб€аАаЛбŒаНаОаЙ баЛбƒаЖаБб‹ аГаОббƒаДаАб€бб‚аВаЕаНаНаОаЙ б€аЕаГаИбб‚б€аАб†аИаИ, аКаАаДаАбб‚б€аА аИ аКаАб€б‚аОаГб€аАб„аИаИТЛ . аЁаОаОб‚аВаЕб‚бб‚аВбƒбŽб‰аИаЕ аПаОаЛаНаОаМаОб‡аИб аПаЕб€аЕаДаАбŽб‚бб а аОбб€аЕаЕбб‚б€бƒТЛ, — аГаОаВаОб€аИб‚бб аВ аПаОббаНаИб‚аЕаЛбŒаНаОаЙ аЗаАаПаИбаКаЕ аК аПб€аОаЕаКб‚бƒ аПаОбб‚аАаНаОаВаЛаЕаНаИб.

аšб€аОаМаЕ б‚аОаГаО, аПаЛаАаНаИб€бƒаЕб‚бб аНаАаДаЕаЛаИб‚бŒ а аОбб€аЕаЕбб‚б€ аПаОаЛаНаОаМаОб‡аИбаМаИ аВаНаОбаИб‚бŒ аВ аПб€аАаВаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаО а аЄ аПб€аОаЕаКб‚б‹ б„аЕаДаЕб€аАаЛбŒаНб‹б… аЗаАаКаОаНаОаВ, аНаОб€аМаАб‚аИаВаНб‹б… аПб€аАаВаОаВб‹б… аАаКб‚аОаВ аПб€аЕаЗаИаДаЕаНб‚аА, аПб€аАаВаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаА аИ аДб€бƒаГаИб… аДаОаКбƒаМаЕаНб‚аОаВ аПаО аВаОаПб€аОбаАаМ, аОб‚аНаОббб‰аИаМбб аК бб„аЕб€аЕ аВаЕаДаЕаНаИб а аОбб€аЕаЕбб‚б€аА.

аŸб€аЕаЗаИаДаЕаНб‚ а аОббаИаИ а’аЛаАаДаИаМаИб€ аŸбƒб‚аИаН 21 баНаВаАб€б аПаОаДаПаИбаАаЛ бƒаКаАаЗ аОаБ аИаЗаМаЕаНаЕаНаИбб… аВ бб‚б€бƒаКб‚бƒб€аЕ аПб€аАаВаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаА, аКаОб‚аОб€б‹аМ, аВ б‡аАбб‚аНаОбб‚аИ, аВб‹аВаЕаЛ а аОбб€аЕаЕбб‚б€ аИаЗ аПаОаДб‡аИаНаЕаНаИб аœаИаНбаКаОаНаОаМб€аАаЗаВаИб‚аИб.

а бƒаКаОаВаОаДаИаВбˆаАб а аОбб€аЕаЕбб‚б€аОаМ а’аИаКб‚аОб€аИб ааБб€аАаМб‡аЕаНаКаО бб‚аАаЛаА аВаИб†аЕ-аПб€аЕаМбŒаЕб€аОаМ.

ааА баЛаЕаДбƒбŽб‰аИаЙ аДаЕаНбŒ, 22 баНаВаАб€б, аПб€аЕаМбŒаЕб€-аМаИаНаИбб‚б€ а аЄ аœаИб…аАаИаЛ аœаИбˆбƒбб‚аИаН аНаАаЗаНаАб‡аИаЛ аГаЛаАаВаОаЙ аЄаЕаДаЕб€аАаЛбŒаНаОаЙ баЛбƒаЖаБб‹ аГаОббƒаДаАб€бб‚аВаЕаНаНаОаЙ б€аЕаГаИбб‚б€аАб†аИаИ, аКаАаДаАбб‚б€аА аИ аКаАб€б‚аОаГб€аАб„аИаИ аžаЛаЕаГаА аЁаКбƒб„аИаНбаКаОаГаО, б€аАаНаЕаЕ аЗаАаНаИаМаАаВбˆаЕаГаО аПаОбб‚ аЗаАаМаЕбб‚аИб‚аЕаЛб аПаОаЛаПб€аЕаДаА аПб€аЕаЗаИаДаЕаНб‚аА аВ а”аАаЛбŒаНаЕаВаОбб‚аОб‡аНаОаМ б„аЕаДаЕб€аАаЛбŒаНаОаМ аОаКб€бƒаГаЕ.

а˜аНб„аОб€аМаАб†аИаОаНаНаОаЕ аАаГаЕаНб‚бб‚аВаО а аОббаИаИ аЂааЁаЁ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *