Комментарий 16555 к статье: законодательство об оказании услуги по вывозу тбо

Антимонопольное ведомство отреагировало на жалобы бизнеса на высокие счета от регоператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

Как стало известно «Реальному времени», татарстанское УФАС России возбудило дело на регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами по Западной зоне — «УК «ПЖКХ», фирмы из структур «Ростеха».

Поводом для антимонопольного разбирательства стали жалобы татарстанских и федеральных компаний, в том числе таких крупных и известных операторов, как «Агава», «Оптовик», «Тепличный комбинат «Майский», «Леруа Мерлен», «Максидом».

Бизнесмены возмущены отказом оператора выставлять им счета на вывоз ТКО, исходя из реального объема мусора.

Информация о жалобах на УК «ПЖКХ» в антимонопольное ведомство поступила в «Реальное время» от одного из несогласных с тарифной политикой регоператора коммерсантов — зеленодольского предпринимателя Дамира Бикмуллина. Его жалобу на несообразные количеству отходов счета за вывоз ТКО прокуратура переслала в татарстанское УФАС России.

Как стало известно «Реальному времени», антимонопольщикам летом этого года начали поступать обращения от крупных компаний — ООО «Максидом», ООО «Оптовик» (торговая марка «Эссен»), ООО «Леруа Мерлен Восток», ООО «ПолиТэр», ООО «Волгаспецарматура», ООО «Агава», ООО «Тепличный комбинат «Майский».

— Суть претензий предпринимателей проста: они хотят платить за реально вывезенное регоператором количество отходов, — пояснил «Реальному времени» представитель ИП Бикмуллина юрист Роберт Фазлеев. — При расчетах за вывоз ТКО по нормативу тариф умножается на количество кубов, определенное в зависимости от специализации фирмы.

К примеру, торгует компания обувью — норматив учитывает всю упаковку. Но на деле-то эта фирма получает обувь в коробках и продает в коробках! Упаковку покупатель уносит с собой. И за вывоз мусора платит сам.

А предприниматель сидит в офисе и реально выбрасывает, условно говоря, пачку офисной бумаги в месяц и пакетики от чая, который пьют его сотрудники.

Комментарий 16555 к статье: Законодательство об оказании услуги по вывозу ТБОКак стало известно «Реальному времени», антимонопольщикам летом этого года начали поступать обращения от крупных компаний. Фото Романа Хасаева

В реальности Бикмуллину, торгующему одеждой и обувью, ООО «УК «ПЖКХ», по словам Роберта Фазлеева, в соответствии с действующими нормативами выставила ежемесячный счет на вывоз 13 кубометров отходов — на 7 тысяч рублей. Этот объем получился в результате умножения площади торгового зала и офиса на норматив накопления ТКО, утвержденный в Татарстане в размере 0,92 кубометра с одного квадратного метра площади объекта в год.

Согласно разъяснениям, которые «Реальное время» получило в УФАС по РТ, регоператор обязан следовать действующим правилам, а правила предусматривают два альтернативных варианта определения объема отходов: исходя из нормативов накопления ТКО и исходя из фактического объема мусора. Последнее возможно при раздельном накоплении сортированных отходов либо если это указано в договоре организации с регоператором. Так вот, именно в заключении такого договора регоператор Бикмуллину и отказал.

«Леруа»: предлагаемый расчет в несколько раз увеличивает расходы магазинов

В пресс-службе ООО «Леруа Мерлен Восток» нашему изданию так сформулировали позицию предприятия относительно способа расчетов за вывоз ТКО, на котором настаивает УК «ПЖКХ»:

— Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г.

№641» коммерческий учет ТКО может быть осуществлен двумя способами: исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или нормативным способом.

Нормативный способ используется тогда, когда контейнер используют несколько потребителей и невозможно вычислить фактический объем каждого.

На сегодняшний день региональный оператор ООО «УК ПЖКХ» предлагает единственный вариант расчета объемов ТКО двух торговых центров ООО «Леруа Мерлен Восток» в Казани — согласно нормативам торговых площадей, несмотря на то, что оба магазина — это отдельно стоящие здания, и контейнеры используются каждым ТЦ индивидуально.

Предлагаемый расчет в несколько раз увеличивает расходы магазинов относительно предыдущих периодов, когда вывоз осуществлялся исходя из количества и объема контейнеров ТКО.

Несмотря на продолжительные переговоры и несколько официальных запросов ООО «Леруа Мерлен Восток», региональный оператор отказывается использовать расчет, исходя из реальных объемов ТКО.

В связи с этим мы обратились в Управление ФАС РФ по Республике Татарстан по данному вопросу и на данный момент ожидаем их решения», — сообщили в компании.

Комментарий 16555 к статье: Законодательство об оказании услуги по вывозу ТБОВенера Камалова акцентировала внимание на том, что в постановление республиканского кабмина №922, согласно которому норматив накопления ТКО для объектов торговли рассчитывается исходя из площади торгового зала, необходимо внести изменения. Фото sovet.tatarstan.ru

Вести из штаба

Зеленодольский бизнесмен Бикмуллин пытался отстоять свое право платить только за то, что действительно выбрасывает, и обратился с жалобой на необоснованно, по его мнению, завышенные нормативы в прокуратуру, Аппарат президента Республики Татарстан и Госкомитет по тарифам.

В Госкомитете по тарифам прошло заседание рабочего штаба по рассмотрению деятельности региональных операторов в сфере обращения с ТКО, на котором, кроме председателя Александра Груничева, присутствовали представитель уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей, замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Ильдус Насыров, представители Минэкологии, Росприроднадзора и двух татарстанских регоператоров — УК «ПЖКХ» (учредитель «РТ-Инвест Финанс» из структуры «Ростеха») и ООО «Гринта» (регоператор по Восточной зоне, за которой стоит компания «Мехуборка»).

На заседании штаба обсудили не только проблему предпринимателя Бикмуллина — к вопросу подошли с точки зрения защиты интересов малого и среднего бизнеса.

Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей Венера Камалова акцентировала внимание на том, что в постановление республиканского кабмина №922, согласно которому норматив накопления ТКО для объектов торговли рассчитывается исходя из площади торгового зала, необходимо внести изменения.

В ходе обсуждения проблемы выяснилось: УК «ПЖКХ» (регоператор по обращению с ТКО по Западной зоне РТ) не готово отчитаться о финансово-хозяйственной деятельности за первое полугодие 2019 года и просит отсрочки, а сравнительный анализ расходов на вывоз ТКО не готов.

При этом оказалось, что за полгода произошло снижение собираемости платы за услугу по обращению с ТКО с населения, так как жители сельских поселений всерьез принялись считать реальные объемы мусора и свои деньги и обращаться за перерасчетом.

Отказать им оказалось невозможно: граждане приносили соответствующие справки из муниципалитетов.

Регоператор по Восточной зоне, ООО «Гринта», о доходах отчитался: средняя собираемость платежей среди юрлиц за первое полугодие 2019-го составила 93,8%, а от населения — 88,6%.

Всего за май 2019-го «Гринта» собрала свыше 154,66 млн рублей.

При этом, пожаловался операционный директор ООО «Гринта» Александр Оленин, в Муслюмовском, Бавлинском, Агрызском, Ютазинском и Мамадышском районах собираемость платы за услугу по обращению с ТКО остается низкой.

Участники заседания штаба постановили, что ООО «УК «ПЖКХ» должно урегулировать отношения с предпринимателем Бикмуллиным. И урегулировали, но не совсем так, как изначально просил предприниматель. Ему просто снизили плату до 800 рублей в месяц.

Комментарий 16555 к статье: Законодательство об оказании услуги по вывозу ТБООказалось, что за полгода произошло снижение собираемости платы за услугу по обращению с ТКО с населения, так как жители сельских поселений всерьез принялись считать реальные объемы мусора и свои деньги. Фото Олега Тихонова

«Нужен новый норматив»

— Наша позиция в этом вопросе сформировалась после того, как к нам в большом количестве стали обращаться представители малого и среднего бизнеса, — пояснила «Реальному времени» и. о. бизнес-омбудсмена при президенте РТ Венера Камалова.

— Вначале они обращались в «ПЖКХ», но отклика не нашли, компания ссылалась на соответствующее постановление правительства республики, которым утверждены нормы начисления платы за ТКО.

Они зависят от норматива, который по некоторым видам деятельности необъективен.

Защитники интересов предпринимателей убеждены, что норматив должен быть пересмотрен. Как сообщила Камалова, уполномоченный по защите прав предпринимателей обратился с таким предложением к президенту Татарстана и по его поручению совместно с Минстроем разработал предложения о пересмотре.

— Сейчас нормативы уже пересматриваются, — сообщила Камалова. — Но процесс этот длительный, они проходят экспертизу, поэтому пока действуют старые нормативы. А частный вопрос с Бикмуллиным решен с регоператором. У него ведь посчитали, что вся площадь — торговая, а у него часть помещений — складские, и норматив для них меньше. Сейчас в договор с ним внесли соответствующие изменения.

  • При этом, отметила Камалова, тарифы на обращение с ТКО не выше, чем в других регионах ПФО.
  • Корреспондент «Реального времени» поинтересовалась:
  • — А зачем вообще нужны какие-то нормативы, если всегда есть возможность измерить объем ТКО в кубах — посчитать, сколько контейнеров вывозит регоператор, и начислить плату за реально оказанные услуги?
  • Оказалось, не все так просто:

— Можно, и это имеет место в определенных случаях.

Ведь чтобы посчитать фактический объем мусора, надо соблюдать определенные условия: контейнер должен быть закрыт, находиться на огороженной территории и должен быть установлен на бетонную подушку, чтобы отходы не наносили вреда окружающей среде. А у того же Бикмуллина своего контейнера нет, магазин находится в многоэтажном жилом доме, и отходы он выбрасывает в общий контейнер.

Комментарий 16555 к статье: Законодательство об оказании услуги по вывозу ТБОУФАС возбудило дело по признакам нарушения ООО «УК «ПЖКХ» закона «О защите конкуренции», «выразившегося в создании для потребителей услуг по вывозу ТКО дискриминационных условий». Фото Олега Тихонова

Процесс пошел

А пока идет процесс пересмотра нормативов на вывоз ТКО, в татарстанском УФАС идет другой — антимонопольный процесс.

Антимонопольщики пришли к выводу, что в действиях регоператора ООО «УК «ПЖКХ» содержатся признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке обращения с ТКО (у предприятий, ведущих деятельность в Западной зоне, нет возможности заключить контракт с другим оператором).

Читайте также:  Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Еще в июне надзорная служба направила в адрес регоператора Западной зоны предупреждение о необходимости прекращения нарушения. Однако оно не было исполнено, напротив, жалобы в УФАС от бизнеса продолжили поступать.

Антимонопольное ведомство выяснило: ООО «УК «ПЖКХ» на дату предоставления сведений в УФАС имело 1 866 договоров на вывоз ТКО с юрлицами. Из них 1 838 договоров предусматривали расчет за услугу, объем которой определен по нормативу накопления ТКО, и только 28 договоров — по количеству и объему контейнеров, то есть за реально оказанные услуги.

В итоге УФАС возбудило дело по признакам нарушения ООО «УК «ПЖКХ» закона «О защите конкуренции», «выразившегося в создании для потребителей услуг по вывозу ТКО дискриминационных условий». Рассмотрение дела назначено на 17 октября.

Пресс-секретарь ООО «УК «ПЖКХ» Нияз Рамазанов сообщил «Реальному времени», что компания пока не готова комментировать создавшуюся ситуацию.

Остается добавить, что аббревиатура «ПЖКХ» не первый раз засвечивается в связи с сомнениями в законности действий руководства фирмы.

Подконтрольное исполкому Казани и занимавшее в городе к 2013 году более 85% доли рынка, связанного с вывозом, и 90% — с утилизацией бытовых отходов, ООО «ПЖКХ» было выставлено на продажу и в результате перешло в собственность подконтрольного «Ростеху» ООО «РТ-Инвест».

А в 2016 году генеральный директор казанского ООО «ПЖКХ» Эдуард Антонов былпризнан Нижегородским райсудом виновным в даче взятки.

Он получил наказание в виде 5 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года за то, что заплатил более 5 млн рублей заместителю руководителя департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу за положительные заключения государственной экологической экспертизы по двум полигонам утилизации ТБО и аннулирование лицензии, выданной конкурирующей с «ПЖКХ» организации. В том же самом году ООО «РТ-Инвест Финанс» учредило новую компанию с чистой историей, но теми же функциями в части вывоза и утилизации бытовых отходов, прибавив к знакомой аббревиатуре «ПЖКХ» словосочетание «Управляющая компания» — ООО «УК «ПЖКХ».

Как свидетельствует «СПАРК-Интерфакс», единственным владельцем ООО «УК «ПЖКХ» с 2016 года является московское ООО «РТ-Инвест Финанс», которое входит в структуру «Ростеха»; 75% в «РТ-Инвест Финанс» принадлежат его гендиректору — уроженцу Нижегородской области Андрею Шипелову. «Дочка» этой компании — АГК-2 — инвестирует в строительство мусоросжигательного завода в Осиново под Казанью.

2018 год ООО «РТ-Инвест-Финанс» закончило с чистым убытком в 1,14 млрд рублей: расходы в 1,33 млрд на порядок превысили доходы (188,7 млн).

ООО «УК «ПЖКХ» в 2018 году заработало 355,2 млн рублей, при этом чистая прибыль предприятия составила всего 871 тысячу рублей.

БизнесУслугиОбществоВласть Татарстан

Можно ли не оплачивать вывоз мусора (ТКО): консультация юриста

Время чтения 6 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Как не платить за вывоз мусора — с таким вопросом часто обращаются люди, которые не заключали соглашение на оказание услуги или не проживают в жилом помещении. Чтобы дать четкий ответ, нужно знать нормы законодательства и изменения, которые произошли с января 2019-го.

Первые новости

Комментарий 16555 к статье: Законодательство об оказании услуги по вывозу ТБО

Новые правила

После внесенных изменений заключение договора обязательно для следующих категорий граждан:

  • владельцы частных объектов (домов, коттеджей);
  • хозяева квартир и помещений в МКД (при условии, что в доме предусмотрено управление);
  • УК, ЖК и ТСЖ, а также другие специальные кооперативы;
  • владельцы нежилых объектов и домов (юрлица, ИП).

В состав услуги по ТКО входит сбор, транспортировка, проведение обезвреживающих процедур и выгрузка отходов. Определенный порядок и тонкости услуг по обращению с ТКО прописаны в Постановлении Правительства. Подробные разъяснения приведены в соглашении регионального оператора.

Цены вывоза мусора устанавливаются с учетом единого тарифа, который определяется региональным оператором. Стоимость утверждается департаментом цен и правительственными органами.

Претензии касательно предоставляемых услуг передаются УК, кооперативу или ТСЖ. Это актуально, если они оформляли соглашение с местным оператором.

Жалобы касательно чистоты контейнерных зон, мусоропровода и приемной камеры пишутся в упомянутые выше органы (кооперативы, ТСЖ и УК). Обращение к местному оператору возможно при прямом оформлении соглашения.

Региональный оператор отвечает за выполненную работу с момента погрузки мусора в специальную машину до сброса груза на специальных площадках.

Платить или нет при отсутствии договора

Комментарий 16555 к статье: Законодательство об оказании услуги по вывозу ТБО

В последнем термине скрывается главная сложность. Конклюдентные действия означают, что потребитель сделал шаги, подтверждающие желание потреблять услуги коммунальной службы или, по сути, воспользовался ими. Эти моменты прописаны в правилах предоставления услуг ЖКХ владельцам и пользователям объектов в жилых и многоквартирных зданиях (статья 148 (1), пункт 6). Этот документ утвержден ПП №354 от 06.05.2011 года.

Получается, что отсутствие договора между обслуживающей фирмой и потребителем не дает право отказываться от оплаты услуг по вывозу ТКО. В свою очередь, уполномоченная организация не вправе отказать потребителю в обслуживании. Иными словами, платить все равно придется.

Как быть, если в квартире долгое время никто не проживает

По действующим правилам оплата за вывоз ТКО считается с учетом лиц, которые живут на объекте (на постоянной или временной основе). При отсутствии этой информации рассчитывается число владельцев помещений. В нормах ЖК РФ сказано, что отсутствие хозяина или пользователя в квартире или доме не считается основанием для оплаты услуг ЖКХ и перечисления квартплаты.

Если человек временно отсутствует, он оплачивает услуги с учетом норм потребления и временного промежутка, когда его не было дома. Это касается некоторых услуг ЖКХ. Норма прописана в ЖК РФ (статье 155, части 11). Пересчет платежей осуществляется, если человек отсутствовал дома больше пяти суток подряд.

Пример из жизни

Комментарий 16555 к статье: Законодательство об оказании услуги по вывозу ТБО

Как быть в ситуации, если в квартире имеется только один хозяин? Если собственник находится в продолжительной отлучке, а других жильцов в недвижимости нет, тогда оплачивать за вывоз мусора все-таки придется (просто за одного человека).

Бывает, что человек по воле обстоятельств переехал в другой город, проживает в новой квартире, но остается собственником старого жилья. Если в последней недвижимости никто не живет, позиция закона остается прежней. Оплата вывоза ТКО в новой недвижимости не влияет на позицию органов власти. Человек вынужден платить сразу за два объекта.

Наказание в случае отказа от выплат

С 01.01.2019 года услуга вывоза мусора предоставляется разным категориям граждан — жильцам частных домов, квартир многоэтажных зданий и юрлицам. Следовательно, они обязаны оплачивать услугу с учетом действующего тарифа.

Если человек игнорирует требования, за ним накапливается долг. Если по истечении 4-6 месяцев деньги не поступают, предлагающая услуги компания обращается в суд. При отсутствии результата к работе подключаются судебные приставы.

В дальнейшем по отношению к должнику применяются такие меры:

  1. удержание задолженности, в том числе со счетов кредитных организаций;
  2. взыскание денег с заработной платы, пенсионного обеспечения или иных видов прибыли (при наличии задолженности по любой из коммунальных услуг);
  3. арест недвижимости и невозможность ее отчуждения;
  4. продажа имущества для компенсации задолженности;
  5. запрет на выезд за границу (вводится на определенный промежуток времени);
  6. прочие меры.

Для принятия санкций дело передается в суд. Если уполномоченная структура выносит решение в пользу истца, у должника имеется пять дней на погашение долга. Параллельно сотрудники ФССП выносят постановление о начислении исполнительного сбора в виде 7 процентов от размера задолженности. Минимальная сумма составляет 1000 рублей для физлиц и 10 000 рублей для компаний.

Кроме того, отказ от выплаты задолженности чреват начислением пени. По истечении месяца и до конца трехмесячного срока просрочки начисляется 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (расчет осуществляется за каждый день долга). Начиная с 91 дня, должник выплачивает 1/130 от ставки. Рассчитать пеню можно самостоятельно или с помощью онлайн-калькулятора в Сети.

Вывоз мусора – обязанность управляющей компании | Вопросы ЖКХ

 Комментарий 16555 к статье: Законодательство об оказании услуги по вывозу ТБОВсе мы не раз наблюдали картину, когда, особенно во время праздников и выходных, мусорные контейнеры переполнены, около них лежат кучи мусора. Так, естественно, быть не должно. А кто же отвечает за сбор и вывоз мусора? Муниципальные  службы или специализированное автохозяйство? На это дают ответ «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», введенные в действие Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170. В соответствии с ними  одной из обязанностей управляющей компании является сбор и вывоз мусора.

В Правилах говорится:

  • установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
  • своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
  • организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
  • свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
  • содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
  • проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории».

Кроме того, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов в соответствии с «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме» входит в состав работ по содержанию общего имущества,  которым и занимаются управляющие компании. А они уже заключают договора со специализированными организациями или индивидуальными предпринимателями, которые непосредственно вывозят мусор.

В домах с населением до 200 человек для сбора мусора применяются переносные металлические мусоросборники емкостью 100 литров, которые устанавливаются под навесами.

В домах с населением более 200 человек для этого применяются контейнеры вместимостью до 800 литров.

Если по какой-то причине металлических  контейнеров нет, временно допускается бункер для крупногабаритных отходов и деревянные съемные ящики без дна с люками 0,5х0,5 м. Временные мусоросборники должны быть плотными и покрашены стойкими красками.

  • Металлические мусоросборники должны окрашиваться не реже двух раз в год, весной и осенью.
  • Все мусоросборники должны устанавливаться на площадке с асфальтовым или бетонным покрытием, огражденной забором и кустарниковыми насаждениями.
  • Подъезды к площадке с мусоросборниками должны быть освещены и иметь дорожное покрытие, позволяющее развернуться контейнеровозам с учетом выпуска стрелы подъема или манипулятора.
  • Расстояние до мусоросборников должно быть не менее 20 и не более 100 метров от входных дверей в здания.
Читайте также:  Регистрация юридического лица на портале госуслуг

Для сбора крупногабаритных отходов: старой мебели, остатков от текущего ремонта квартир и т.п., оборудуются специальные площадки или бункеры-накопители. По мере их заполнения управляющая компания организует вывоз мусора мусоровозами для крупногабаритных отходов или грузовым транспортом.

Сжигать мусор на придомовой территории и в мусоросборниках запрещается.

Комментарий 16555 к статье: Законодательство об оказании услуги по вывозу ТБО

Кроме того, на территории у каждого дома на тротуарах, во дворах, перед входами в магазины и другими местами возможного образования мусора должны устанавливаться урны по образцу, установленному органом местного самоуправления, на расстоянии не более 100 м одна от другой.

Урны должны очищаться по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки и периодически промываться во время утренней уборки. Также их должны ежегодно окрашивать.
Таковы основные положения, определяющие сбор и вывоз мусора.

Требовать выполнения установленного порядка мы должны не у водителя мусоровоза, а у своей управляющей компании, ТСЖ и т.п.

Заключение договора о вывозе мусора стало обязанностью собственников

Транспортирование и обработка бытовых отходов теперь самостоятельные коммунальные услуги наравне с отоплением и водоснабжением. Чтобы избежать административной ответственности, владельцы домов должны позаботиться о заключении договора об оказании услуги по обращению с отходами, а собственники квартир – убедиться в его наличии

Комментарий 16555 к статье: Законодательство об оказании услуги по вывозу ТБО

В этом году в квитанциях на оплату коммунальных услуг появилась новая строка – обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Прежде эта услуга входила в перечень общедомовых нужд, но в связи с так называемой мусорной реформой она была из него исключена.

Теперь обращение с ТКО оплачивается отдельно, как вода и электричество (подробнее об этом читайте в публикации «Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить»).

Собственники жилых помещений обязаны заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО.

По этому договору региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством, а собственник – оплачивать услуги регионального оператора, цена которых определена в пределах единого тарифа.

В случае отсутствия такого договора гражданин несет административную ответственность в виде штрафа от 1 тыс. до 2 тыс. руб. (ст. 8.2 КоАП РФ).

Кроме того, органы власти субъектов РФ могут самостоятельно устанавливать административную ответственность. Например, согласно ст. 6.

21 Кодекса Московской области об административных правонарушениях отсутствие договора на вывоз мусора влечет для гражданина штраф в размере 5 тыс. руб.

Обычно от лица владельцев квартир договор о вывозе мусора заключает управляющая компания. Также собственники могут заключить договор с региональным оператором напрямую.

При этом, как ранее разъяснил Минстрой, если по состоянию на 3 апреля 2018 г. между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, он заключается между собственниками и региональным оператором (Письмо Минстроя от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04).

Важно отметить, что договор будет считаться заключенным согласно утвержденной правительством типовой форме, даже если собственник не предпринял для этого никаких действий, а в квитанции появится строка с указанием стоимости услуги по обращению с ТКО. Чтобы получить бумажный экземпляр договора, необходимо подать заявку региональному оператору.

Казалось бы, раз договор о вывозе мусора в любом случае считается заключенным, собственник может и не обращаться к оператору за этим. Однако это не так. Дело в том, что не все регионы перешли на работу по новым правилам. В некоторых из них не назначены региональные операторы, и услуги по обращению с отходами продолжают оказывать частные организации.

Поскольку законодательством установлена ответственность за отсутствие договора о вывозе и обработке мусора, собственникам рекомендуется узнать о его наличии у управляющей компании или регионального оператора.

В случае отсутствия договора следует заключить соглашение. При этом нужно иметь в виду: о наличии договора будет свидетельствовать строка в квитанции об оплате услуги по обращению с ТКО.

В этом случае к ответственности собственника не привлекут.

Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»).

Заполнить эту форму несложно. В основном нужно выбрать текст из предложенных в ней вариантов.

Сроки и порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок фиксации нарушений определены в типовом договоре, и согласовывать эти условия не требуется.

Указать нужно будет место накопления мусора. Также в договоре необходимо уточнить объем отходов. Это можно определить расчетным путем исходя из нормативов накопления мусора, которые установлены в вашем субъекте РФ в соответствии с утвержденными правительством правилам определения таких нормативов1. Кроме того, придется указать периодичность вывоза мусора.

Для этого следует ориентироваться на срок хранения отходов.

В населенных местах в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) такой срок должен составлять не более трех суток, в теплое время (при температуре выше +5°C) – не более одних суток, что означает ежедневный вывоз мусора (читайте об этом также в новости «Роспотребнадзор разъяснил, как часто должны вывозить собранный раздельно мусор»).

Случаи отказа собственникам домов в заключении таких договоров известны. Так, например, в апреле 2019 г. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина М. о признании недействующим подп. «а» п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Речь идет о норме, согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с мусором собственнику жилого дома по его выбору определяются либо в договоре на оказание этой услуги, заключенном собственником с региональным оператором, либо в договоре между собственником и организацией, которая в его интересах от своего имени заключает договор с региональным оператором.

Поводом для обращения гражданина М. в суд послужило то, что региональный оператор отказал ему в заключении договора, хотя Правила закрепляют право собственника на это.

Верховный Суд указал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, т.е.

он не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности оператора.

Суд удовлетворил требования собственника и признал оспариваемую норму недействующей, так как норма является неопределенной и вызывает неоднозначное толкование.

Теперь в случае отказа регионального оператора заключить договор об обращении с ТКО собственники могут сослаться на решение2 Верховного Суда, тем самым доказать законность своих требований и настоять на их исполнении.

У многих владельцев домов в частном секторе нет договоров о вывозе мусора. Они делают это самостоятельно, так как образуется незначительное количество отходов.

В Жилищном кодексе не разрешен вопрос об обращении с ТКО в частном секторе. При этом данную обязанность с владельцев домов никто не снимает. Закон об отходах производства и потребления обязует местные органы власти решать этот вопрос самостоятельно. Следовательно, к ним и следует обращаться с проблемой вывоза отходов жильцам частного сектора.

Выходом из непростой ситуации может стать заключение договора с организацией, которая занимается сбором и вывозом ТКО. Такой договор может быть как коллективным, так и индивидуальным.

Для заключения коллективного соглашения на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО жильцы частного сектора должны создать и зарегистрировать товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Оно информирует местные органы власти о создании ТСЖ и заключает соглашение на вывоз мусора со специализированной компанией. Договор подписывают представители компании и ТСЖ.

Можно иначе заключить договор. Представитель товарищества обращается в мусоровывозящую компанию с подписанным односторонним обращением о вывозе отходов с пункта ТСЖ, где они хранятся. Гарантией оказания услуги будет служить квитанция или чек.

1 Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов»).

2 Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2019 г. по делу № АКПИ19-128.

Законодательство | ООО «ПК ПРОМЭКО»

КоАП РФ является сводом правил, которые определяют основные принципы, а также порядок привлечения лиц к административной ответственности. Этот нормативно-правовой акт содержит 5 разделов и 32 главы.

В кодексе предусматривается ответственность за нарушения в различных сферах. К их числу относятся окружающая среда, здравоохранение, электроэнергетика, строительство, транспорт, предпринимательская деятельность, таможенное дело и другие.

Так, статьей 8.2 введена …

Кодекс РФ об административных правонарушениях Читать полностью »

Постановлением № 155 утверждаются правила предоставления услуг по вывозу жидких и твердых бытовых отходов. Документ принят 10 февраля 1997 года.

Утвержденными правилами регулируются отношения между потребителями и исполнителями услуг по вывозу жидких и твердых бытовых отходов.

Они оказываются на основании возмездного договора, в котором содержатся следующие сведения: При нарушении оговоренных сроков потребитель имеет право: В любом …

Постановление Правительства России № 155 Читать полностью »

Читайте также:  Как оспорить представление прокурора

Данным документом устанавливаются требования к размещению, обезвреживанию отходов потребления и производства. СанПиН действуют с 15 июня 2003 года.

Они призваны снизить неблагоприятное воздействие отходов потребления и производства на здоровье людей и их среду обитания путем: Требования документа распространяются на физических и юридических лиц, чья деятельность имеет отношение к проектированию, строительству, реконструкции, эксплуатации мест обезвреживания и …

СанПиН 2.1.7.1322-03 Читать полностью »

Представленный нормативно-правовой акт был утвержден Главным государственным санитарным врачом РФ 15 декабря 2000 года.

В нем содержатся требования, которые нужно соблюдать при строительстве, реконструкции, проектировании и содержании эксплуатируемых жилых помещений и зданий за исключением общежитий, гостиниц, вахтовых поселков, детских приютов и специализированных домов для инвалидов. В представленном СанПиНе прописаны требования к следующим объектам: В нормативном …

«Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» Читать полностью »

Санитарные правила и нормы № 4690-88 Минздрава СССР от 5 августа 1988 года регулируют вопросы содержания территорий населенных мест.

Документом установлены правила и нормы относительно сбора твердых, бытовых, жидких и пищевых отходов, а также их обезвреживания.

Кроме того, в нем содержатся разделы об уборке объектов с обособленной территорией и населенных мест. В представленном СанПиНе прописано, …

«Санитарные правила содержания территорий населенных мест» Читать полностью »

В Конституции РФ закреплено право на благоприятную окружающую среду. Также указано, что каждый обязан сохранять ее и бережно относиться к природным богатствам.

Закон № 7-ФЗ определяет правовые основы госполитики в данной области. Он регулирует отношения, возникающие при взаимодействии общества с природой.

Этот документ был подписан 10 января 2002 года, а последние изменения вносились 13 июля …

Закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Читать полностью »

Данный нормативный правовой акт подписан 4 мая 1999 года. Последние правки к документу вносились 13 июля 2015 года.

Атмосферный воздух — это один из основных жизненно важных компонентов и неотъемлемая составляющая среды обитания человека, животных, растений. Правовые основы его охраны устанавливаются законом № 96-ФЗ.

Также документ направлен на реализацию прав на благоприятную окружающую среду и достоверные …

Закон № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Читать полностью »

Подписанный Президентом РФ 30 марта 1999 года, представленный нормативный акт призван обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан как одно из главных условий реализации их конституционных прав.

Последние изменения в закон вносились 13 июля 2015 года. В правовом акте № 52-ФЗ прописано, что отходы производства и потребления должны быть зарегистрированы.

Кроме того, они подлежат сбору, накоплению, транспортированию, утилизации, …

Закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Читать полностью »

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» подписан Президентом РФ 24 июня 1998 года. Последние изменения к документу были приняты 29 июня 2015 года.

Представленным нормативно-правовым актом определяются основы обращения с отходами потребления и производства для предотвращения их вредного влияния на здоровье людей и окружающую среду, а также с целью получения дополнительных источников сырья. В …

Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Читать полностью »

Представленный нормативно-правовой акт принят Госдумой в 22 апреля и подписан Президентом РФ 4 мая 2011 года. В результате его принятия утратили силу некоторые законы, в том числе № 128-ФЗ.

Рассматриваемый правовой акт упорядочивает систему лицензирования в Российской Федерации.

В нем прописаны: лицензионные требования; основные принципы лицензирования; права и обязанности должностных лиц; полномочия Правительства РФ и …

Закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Читать полностью »

Если у вас образуются твердые коммунальные отходы (ТКО), вы обязаны заключить договор на оказание услуг по их вывозу (обращению с ТКО). Если в вашем субъекте РФ есть соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, поручить вывоз ТКО по общему правилу вы можете только ему. Если такого оператора и тарифа нет, вы можете заключить договор с иными лицами, у которых есть соответствующая лицензия. Для вывоза других отходов, например опасных веществ, вы обязаны заключить отдельный договор на оказание услуг по их вывозу с соблюдением специальных требований в зависимости от вида мусора

Требования к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) предусмотрены федеральными законами, прежде всего Законом об отходах, а также законами субъектов РФ.

Так, транспортирование отходов осуществляется при наличии паспорта отходов, специальных транспортных средств и документации для транспортирования и передачи отходов, соблюдении требований безопасности (п. 1 ст.

16 Закона об отходах).

Кроме того, требования к обращению с ТКО установлены в подзаконных нормативно-правовых актах, в частности в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.

2016 N 1156. Так, в данных Правилах предусмотрено, что под видом ТКО запрещено транспортировать опасные вещества (п. 14 Правил). Все мусоровозы должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации (п. 27 Правил).

Сроки вывоза мусора зависят от допустимого срока его хранения. Их вы можете найти в том числе в санитарных нормах и правилах (п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88). Иные требования зависят от того, с кем вы заключаете договор.

Кто вправе оказывать услуги по вывозу мусора (обращению с ТКО)

Если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он.

У собственника отходов возникает обязанность оплачивать коммунальную услугу по обращению с ТКО региональному оператору (п. 1 ст. 24.6, п. п. 2, 4 ст. 24.7 Закона об отходах, ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ).

При этом оператор не может отказаться заключить договор на услугу по обращению с этими отходами, если они возникают и копятся в его зоне деятельности (п. 1 ст. 24.7 Закона об отходах).

Региональный оператор по обращению с ТКО может быть один в субъекте федерации, или их может быть несколько (п. 1 ст. 24.6 Закона об отходах). Он может по соглашению между субъектами федерации вывозить мусор и в другом субъекте федерации (п. 3 ст. 24.7 Закона об отходах).

Если в вашем субъекте федерации не выбран региональный оператор по обращению с ТКО, не установлены единые тарифы на услугу по обращению с ТКО, вывозить ваш мусор могут любые юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых есть лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).

Учтите, что ваши договоры с такими лицами действуют до момента заключения договора на вывоз ТКО с региональным оператором (ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ). Исключение составляют государственные контракты по многоквартирным домам (ч. 9 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ).

Какую ответственность можно понести за отсутствие договора на вывоз мусора (обращение с ТКО)

За отсутствие договора лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, может быть привлечено к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Такое лицо обязано соблюдать Закон об отходах, экологические и санитарно-эпидемиологические требования, поэтому за их нарушение оно несет административную ответственность (Постановление Верховного Суда РФ от 18.05.2015 по делу N 305-АД14-8712).

В субъектах РФ может быть установлена административная ответственность. Например, в Московской области за отсутствие договора на вывоз мусора на юрлицо может быть наложен штраф в размере нескольких сотен тысяч рублей (ч. 2 ст. 6.21 Кодекса Московской области об административных правонарушениях).

Как заключить договор с региональным оператором

Договор с региональным оператором об оказании услуг по обращению с ТКО должен быть заключен по типовой форме (п. 5 ст. 24.7 Закона об отходах).

По данному договору региональный оператор обязуется принимать отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, указанных в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ. В свою очередь, собственник отходов оплачивает услуги по цене, которую стороны устанавливают в пределах единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 2 ст. 24.7 Закона об отходах).

Как заключить договор с лицом, которое не является региональным оператором

Такой договор составляется либо в произвольной форме, либо по утвержденной, если она есть в субъекте Российской Федерации. Например, в Московской области есть утвержденная форма для договора на вывоз мусора (ст. 60 Закона о благоустройстве в Московской области, Приложение N 2 к Постановлению Правительства Московской области от 24.07.2015 N 605/26).

Цену услуг обычно устанавливает исполнитель. При этом он ориентируется на действующие в субъекте федерации и муниципальном образовании нормативные акты, которые могут регулировать порядок определения такой цены. Например, в Московской области действует формула, по которой рассчитывают стоимость услуг по вывозу мусора (п. 3.5 Типового договора на вывоз мусора).

Для вывоза какого мусора нужно заключать отдельные договоры

Мусор, для вывоза которого требуется отдельный договор, — это, как правило, опасные вещества. Например, радиоактивные отходы, биологические отходы, медицинские отходы, вещества, разрушающие озоновый слой (за исключением случаев, когда такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).

Для таких отходов действует специальное законодательство (п. 2 ст. 2 Закона об отходах). В нем установлены особенные правила транспортировки. Например, перевозчик радиоактивных веществ должен иметь лицензию на право ведения работ в области использования атомной энергии (ст. 45 Федерального закона «Об использовании атомной энергии»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *