Каковы требования к действующим техническим регламентам рф?

Каковы требования к действующим техническим регламентам РФ?

Историческая справка

Технический регламент должен был заменить прежнюю систему стандартизации. Дело в том, что действовавшие ГОСТы перестали соответствовать современным нормам. Это привело к тому, что процедура обязательной сертификации превратилась в формальный процесс.

У уполномоченных органов всегда были возможности выявить какие-либо «несоответствия». В результате изделия сертифицировались обычно за взятку. Термин «технический регламент» впервые введен в России изменением в ГОСТ Р1.0-92. Это произошло в 1996-м году.

Технический регламент о безопасности представляет собой документ, которым устанавливаются характеристики продукции или услуг, связанных с ними методов и процессов производства. Нормативный акт может включать в себя стандарты по символам, упаковыванию, терминологии, этикетированию или маркированию.

В 2003-м году в действие вступил Закон о техрегулировании. Им предусматривалась замена десятков тысяч СанПиНов и ГОСТов новыми документами.

Нормативная база

Каковы требования к действующим техническим регламентам РФ?

Назначение

Каковы требования к действующим техническим регламентам РФ?

Специфика

Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, посредством которых исключается негативное воздействие процессов и продуктов. В законе о техрегулировании установлен ряд категорий. В частности, в ст. 7, п.

1 приведен список видов безопасности (термическая, промышленная, биологическая, пожарная и прочие). Здесь следует обратить внимание на один нюанс. Ст. 7 не включает в себя вопросы по информационной и экологической безопасности.

Может ли это значить, что указанный Закон распространяется и на иные, не прописанные в нем, категории? Обобщая нормативный акт, можно сделать вывод, что указанный в ст. 7 перечень не следует считать исчерпывающим. Это обусловлено тем, что в ст. 8, п.

4 есть указания на экологическую безопасность, не содержащейся в упомянутом списке. Следует также отметить, что документами устанавливаются минимально необходимые стандарты и нормы. Это говорит о том, что в договорах можно предусмотреть и более высокие требования.

Еще один важный момент касается эксплуатационных характеристик продукции. Они должны устанавливаться регламентами в обязательном порядке. Что же касается стандартов к исполнению и конструкции, то они утверждаются при необходимости.

Например, это могут быть случаи, когда из-за отсутствия соответствующих требований с учетом риска вероятного вреда не будет обеспечиваться реализация целей принятия технических регламентов, установленных в ст. 6, п. 1 соответствующего Закона. Каковы требования к действующим техническим регламентам РФ?

Допустимость ограничения

Требования техрегламентов не могут создавать препятствия для осуществления коммерческой деятельности предприятиями в большей степени, чем минимально необходимо для реализации целей утверждения стандартов и норм.

Другими словами, принятие актов может приводить к правомерному ограничению свободы предпринимателей, поскольку оно будет основываться на Федеральном законе и исполняться в соответствии с назначением.

Ограничения при этом должны быть необходимыми и соразмерными в целях обеспечения защиты интересов и прав третьих лиц.

Особенности содержания

В технический регламент должны быть включены перечни процессов хранения, производства, утилизации, перевозки, эксплуатации, реализации, выпускаемых изделий, относительно которых устанавливается тот или иной стандарт или норматив.

Кроме этого, в содержании документа присутствует порядок идентификации тех или иных объектов. Данные предписания присутствуют в ст. 7, п. 3 Закона, обеспечивающем техническое регулирование. В ст.

5 приведены и прочие категории, на которые могут распространяться предписания. Так, например, отдельные требования к упаковке, терминологии, этикеткам и маркировкам, правилам их нанесения обеспечивают защиту определенных категорий граждан.

Каковы требования к действующим техническим регламентам РФ?

Применение

Технические регламенты используются в едином порядке. При этом не имеет значения страна либо место происхождения товара, выполнения процессов эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, выпуска, утилизации.

Применение техрегламента осуществляется без учета особенностей и видов сделок, категорий юридических или физических лиц, выступающих в качестве изготовителей, продавцов, исполнителей, потребителей с учетом положений, присутствующих в ст. 7, п.

9 ФЗ о техническом регулировании.

В заключение

Технический регламент, принятый правительственным постановлением либо Федеральным законом, вступает в действие не раньше шести месяцев с даты официального опубликования. Утвержденный документ обязателен для исполнения на всей территории страны, всеми категориями граждан и организациями разных форм собственности.

За нарушение принятых норм и стандартов законодательством предусматривается ответственность. Российская Федерация подписала международный договор о техрегламенте, который был ратифицирован внутригосударственными нормативными актами. Это значит, что вопрос соответствия стандартам регулируется не только в пределах страны, но и за ее границами.

Это, в частности, актуально для предприятий, занимающихся поставками своей продукции за рубеж, а также импортирующих товар в Россию. Принятие техрегламентов в некоторой степени ужесточило контроль над качеством, сделав при этом нормы и стандарты более доступными для понимания. Благодаря этому реализация предписаний стала более четкой.

Эффективность исполнения требований достигается за счет установленных мер ответственности за те или другие нарушения.

Составляющие технического регламента

Категория: Основы товароведения

Технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для исполнения требования к объектам технического регулирования. Основными целями принятия технических регламентов является:

А) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

  • Б) защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • В) охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
  • Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие следующие виды безопасности: механическую, пожарную, промышленную, термическую, излучений, взрывобезопасность, химическую безопасность, электрическую безопасность, а также единство измерений.
  • Технический регламент должен содержать достаточно полный перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей использования технического регламента.
  • Оценка соответствия осуществляется в формах государственного контроля, аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено.
  • Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению.
  • Необходимо помнить, что содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
  • Помимо этого, в технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (беременных, несовершеннолетних, инвалидов).

Технические регламенты определяют минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фито-санитарные меры в отношении продукции, привезенной из. отдельных стран, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность.

  1. Технический регламент может содержать специальные требования к товарам, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения товаров.
  2. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска.
  3. В целом, на территории Российской Федерации действуют: общие технические регламенты и специальные технические регламенты.
  4. Общие технические регламенты обязательны для использования и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.
  5. В специальных технических регламентах учитываются технологические и другие особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
  6. Общие технические регламенты принимаются по следующим видам безопасности: пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной, а также безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем .отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

Для чего нужен технический регламент на продукцию

Техническое регулирование – это в высшей степени ответственная сфера государственной деятельности. В этой сфере законом обозначены все основные государственные роли и обязанности и намечены контуры как определенной системы государственных органов и организаций, ответственных за нее, так и системы правового регулирования общественных отношений в данной сфере.

Согласно Закону (ст.2), техническое регулирование – это система нормативных правовых актов, устанавливающего обязательные требования безопасности к продукции или к связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и оценки соответствия (объекты технического регулирования).

В настоящее время система законодательства в области технического регулирования включает собственно Федеральный закон « О техническом регулировании» и принимаемые федеральные законы и иные нормативные акты РФ. Под законами и актами имеются в виду прежде всего технические регламенты на продукцию.

Статья 1 Закона определяет сферу его действия, то есть тот круг общественных отношений, которые подпадают под действия его норм. Исходя из анализа ст.1.и иных статей закона, следует выделить несколько категорий общественных отношений, на которые распространяется его действия:

  • Отношения по разработке, принятию, применению и исполнению обязательных требований;
  • Отношения по разработке, принятию, применению и исполнению требований на добровольной основе;
  • Отношения в сфере оценки соответствия

Соответственно, для каждой категории общественных отношений определяются объекты регулирования, права и обязанности, нормативные документы в которых устанавливаются требования, порядок их разработки, принятия, применения и исполнения, порядок осуществления контроля за соблюдением установленных требований и основания и виды ответственности за их несоблюдением.

Читайте также:  Что делать при просрочке выплат по кредиту?

Выделяют следующие объекты технического регулирования:

  • Продукция;
  • Связанные с требованиями к продукции процессы;
  • Работы;
  • Услуги;

Одной из целей проводимой реформы технического регулирования является гармонизация российского и международного законодательства, поэтому изменение объектов технического регулирования было произведено с целью в национальном праве РФ и международных правовых актах

Технический регламент на продукцию как документ, в котором устанавливаются характеристики товара или связанные с ними процессы и методы производства, включая применимые административные положения, соблюдение которых является обязательным.

В ФЗ приводится определения основных понятий, используемых.

Так в частности Технический регламент; международный стандарт; национальный стандарт; стандарт; свод правил – это термины описывают правовые акты, в которых в установленном порядке даны характеристики продукции, требования к ней или связанным с ними процессам проектирования ( включая) изыскания, как обязательные для применения и исполнения, так и добровольные к исполнению.

  • Технические регламенты принимаются в целях:
  • — защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • — охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • — предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, обеспечения энергетической эффективности.
  • Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
  • В Технических регламентах содержатся: объекты регулирования, требования к объектам, требования к информации, требования к процессам, связанным с объектами, оценки соответствия
  • Формы подтверждения соответствия бывают обязательные и добровольные, которые в свою очередь делиться на декларирование соответствия, обязательную сертификацию, добровольную сертификацию.

В Техническом регламенте должно быть записано какой документ должен быть выдан после прохождения процедуры подтверждения – декларация соответствия, сертификат соответствия, добровольный сертификат соответствия. Органы выдавшие документ подтверждения должны быть аккредитованы, документы должны действовать на всей территории РФ.

После выдачи документа подтверждения продукция должна быть маркирована знаком обращения на рынке.

Предусмотрены законом следующие схемы декларирования:

  • На основе собственных доказательств;
  • С участием третьей стороны;

В качестве собственных доказательств принимаются следующие материалы:

  • Техническая документация
  • Результаты исследований (испытаний) и измерений (протоколы испытаний) оформленные в установленном порядке

Виды технических регламентов

Определение 1

Технический регламент – это документ, содержащий технические требования к объектам стандартизации.

Главной целью технического регулирования является принятие технических регламентов. Технические регламенты (ТР) принимаются для защиты жизни и здоровья населения, имущества как физических, так и юридических лиц, муниципального и государственного имущества, сохранения окружающего мира, предупреждения действий, которые вводят в заблуждение приобретателей продукции.

Замечание 1

На территории РФ техническое регулирование осуществляется на основании ФЗ «О техническом регулировании», который имеет не только технический характер, но и огромное социально-экономическое значение, поскольку устанавливает правила регулирования различных требований к продукции, производственным процессам, работам и услугам.

Принятие названного закона сопровождалось несколькими мотивами:

  • Дебюрократизация экономики;
  • Повышение уровня правового регулирования работы, связанной с реализацией продукции;
  • Вступление России в ВТО.
  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Определение 2

Техническое регулирование – это правовое регулирование разработки, принятия и применения обязательных требований к товарам, производственным процессам, эксплуатации, транспортировке и т.д.

Основными направлениями деятельности по техническому регулированию являются:

  • Стандартизация и метрология;
  • Технические регламенты;
  • Подтверждение соответствия.

Понятие и содержание технических регламентов

Технический регламент представляет собой документ, устанавливающий обязательные требования к продукции.

К целям использования технических регламентов относятся:

  • Защита жизни и здоровья населения, имущества как частного, так и государственного;
  • Охрана окружающей среды;
  • Предупреждение отрицательных действий.

Технические регламенты не принимаются в иных целях.

Технический регламент должен включать:

  • Полный перечень товаров и процессов производства по отношению к которым устанавливаются требования настоящего ТР;
  • Правила идентификации объектов технического регулирования;
  • Все необходимые требования, которые обеспечивают безопасность товаров и производственных процессов.
  • Требования, не включенные в ТР, но регламентированные другими документами, носят только рекомендательный характер.
  • В технических регламентах могут содержаться и специальные требования к товарам, которые позволяют обеспечить защиту определенных категорий граждан, к примеру, беременных женщин, инвалидов.
  • Технические регламенты также устанавливают минимальные необходимые требования к ветеринарно-санитарным и фитосанитарным показателям для продукции, ввозимой из-за рубежа.

Принятие технического регламента осуществляется федеральным законом.

О разработке технического регламента в издании федерального органа по техническому регулированию должно быть опубликовано соответствующее уведомление.

С момента его издания проект ТР должен находится в открытом доступе для всех заинтересованных лиц. Основой разработки ТР могут служить частично или полностью национальные и международные стандарты.

Учитывая полученные замечания, разработчики дорабатывают проект ТР, а затем организуют его публичное обсуждение.

Технические регламенты делятся на два вида:

  1. Общие ТР;
  2. Специальные ТР.

Требования общих ТР обязательны к применению и соблюдению в отношении всех видов продукции и производственных процессов.

Общие ТР относятся к вопросам:

  • Безопасности эксплуатации зданий, сооружений и прилегающих территорий;
  • Пожарной безопасности;
  • Электромагнитной безопасности;
  • Радиационной и ядерной безопасности;
  • Экологической безопасности;
  • Биологической безопасности.

В специальных ТР прописаны требования к технологическим и иным особенностям отдельных товаров и процессов производства.

Специальные ТР применяются в отношении только отдельных видов продукции и процессов производства, уровень риска нанесения вреда которыми выше уровня риска нанесения вреда, учтенного в общем ТР.

Контроль исполнения требований ТР

Государственными органами, контролирующими исполнение технических регламентов, являются федеральные органы исполнительной власти, субъектов РФ, различные государственные учреждения, которые имеют право проводит контроль. Должностные лица перечисленных органов осуществляют государственный контроль РФ.

К объектам государственного контроля относится продукция, производственные процессы, эксплуатация, условия хранения, характер перевозов, реализации и утилизации продукции.

Предмет контроля – это соблюдение требований ТР к данной продукции и т.п.

Государственный контроль продукции проводится только на этапе ее обращения.

Контролирующие органы вправе:

  • Требовать предъявления продавцом декларации о соответствии или же сертификата соответствия, которые могут подтвердить соответствие товаров требованиям ТР;
  • Выдавать предписания на устранение выявленных нарушений;
  • Принимать обоснованные решения о запрете реализации товаров и приостановлении их производства в случаях, когда невозможно устранить выявленные нарушения требований ТР другими способами;
  • Приостанавливать действие сертификата соответствия или декларации и соответствии;
  • Привлекать продавца к ответственности, предусмотренной законом РФ.

Во всех случаях субъекты ответственности – это производитель, поставщик и продавец. Если нарушаются требования к продукции, то имеет место гражданско-правовая ответственность, которую определяет не само нарушение, а его последствия. Например, причинение вреда здоровью и жизни людей.

Реализация ответственности проводится посредством возмещения всех убытков, а также взыскания неустойки. В некоторых случаях за нарушение требований ТР к товарам наступает уголовная ответственность.

Такими случаями являются производство и обращение продукции, которая не отвечает требованиям безопасности.

Статья 16. Требования к техническим регламентам — Студопедия

Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Разработка технических регламентов в иных целях не допускается.

Разработка технических регламентов осуществляется республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий.

Проекты технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности и безвредности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья населения, согласовываются с Министерством здравоохранения Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

  • Технический регламент должен содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента.
  • В техническом регламенте могут содержаться:
  • — правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия;
  1. — правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту;
  2. — требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов.
  3. Требования, содержащиеся в технических регламентах, могут быть изменены только путем внесения изменений и (или) дополнений в соответствующий технический регламент.
  4. При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться соответствующие международные и межгосударственные (региональные) стандарты, нормы, требования и другие документы, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:
  5. — национальной безопасности;
  6. — защиты жизни, здоровья и наследственности человека;

— охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

Уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какого объекта технического нормирования будут устанавливаться технические требования, обоснование необходимости разработки технического регламента и наименование разрабатывающего его республиканского органа государственного управления.

Для рассмотрения заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации проектов технических регламентов и представления отзывов на них проекты технических регламентов должны быть опубликованы в официальном издании Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, за исключением проектов технических регламентов, содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам. Срок рассмотрения проектов технических регламентов – не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования.

О завершении рассмотрения проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

Со дня опубликования уведомления окончательная редакция проекта технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации должны быть доступны для ознакомления, за исключением проектов технических регламентов, содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам.

Читайте также:  При какой температуре нельзя работать в помещении согласно нормам санпин

Порядок установления и снятия ограничений на распространение содержащихся в технических регламентах сведений, отнесенных к государственным секретам, определяется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 ноября 1994 года «О государственных секретах» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1995 г., № 3, ст. 5; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/921).

Технические регламенты

Технический регламент – документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и определяет обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в т.ч. зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Является особым видом законодательства.

Технический регламент представляет собой комплекс обязательных к применению условий и требований, предъявляемых к техническим объектам или процессам, подлежащим стандартизации.

К последним относятся проектирование и производство готовой продукции, а также ее реализация, монтажные, пуско-наладочные работы и эксплуатация, транспортирование, хранение и утилизация.

Требования технических регламентов касаются обеспечения единства измерений, совместимости приборов и оборудования, а также безопасной их эксплуатации в части механической, электрической, пожарной, химической, радиационной безопасности и т. д.

Технический регламент имеет силу закона, принимается в соответствии с международным договором РФ и ратифицируется согласно российского законодательства, федерального закона, либо по указу Президента РФ.

Цели принятия технических регламентов:

В соответствии с п.1 статьи 6 главы 2 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в строго определенных целях:

  • обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • обеспечения охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  • для обеспечения энергетической эффективности.

Принятие технических регламентов в других целях не допускается.

Объектами технических регламентов являются:

  • продукция;
  • связанные с требованиями безопасности к продукции процессы ее проектирования, (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Технический регламент должен содержать необходимые требования к указанным объектам, обеспечивающие выполнение целей технического регламента.

Состав этих требований является исчерпывающим, и они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Требования, не включенные в технические регламенты, не являются обязательными для исполнения и применения.

Иными словами, в технических регламентах концентрируются все требования, обеспечивающие безопасность и направленные на защиту прав приобретателей.

Признаками классификации, по которым могут подразделяться технические регламенты, являются:

  • способ установления требований, в свою очередь подразделяются на:  
    • предписывающие;
    • основополагающие.
  • область распространения.

Предписывающие технические регламенты содержат конкретные требования к продукции. При установлении требований в предписывающих технических регламентах непосредственно в виде конкретных характеристик могут возникнуть ряд проблем: перегруженность деталями, уязвимость при пересмотре международных требований,сложность и длительность внесения изменений.

В международной практике широкое применение нашел второй способ задания требований в технических регламентах – в виде общих требований, выраженных в том числе и качественными характеристиками. Конкретные числовые характеристики устанавливаются путем ссылок на стандарт или свод правил.

Такие технические регламенты получили название основополагающих. Они являются наименее ограничительной формой регулирования торговли и наиболее эффективны в формировании единого рыночного пространства, о чем свидетельствует опыт стран – участников ЕС и АТЭС.

Указанный подход обеспечивает гибкость технических регламентов, с одной стороны, и возможность реализации субъектами регулирования конкретных апробированных решений – с другой. Пример таких регламентов – европейские директивы, разрабатываемые в рамках Нового и Глобального подходов.

Например, конкретные требования к Директиве 88/378/ЕЭС «Игрушки» установлены в шести Европейских стандартах.

Основное преимущество основополагающих технических регламентов заключается в возможности принятия разных технических решений при условии, что результаты оценки соответствия будут эквивалентными, обеспечивая тем самым гибкость для изготовителей, которые могут демонстрировать соответствие достигнутых результатов и внедрять новые технологии.

По второму классификационному признаку, т.е. в зависимости от области распространения, технические регламенты условно могут быть подразделены на:

  • Общие (горизонтальные): технические регламенты разработанные на широкие группы продукции по вопросам обеспечения одного или нескольких видов безопасности. Иногда, имея в виду, что общие технические регламенты охватывают широкие группы продукции, их называют горизонтальными. Общие технические регламенты принимаются, в частности, по вопросам пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности, электромагнитной совместимости и др.
  • Специальные (вертикальные): технические регламенты разрабатывают по отдельным видам продукции, для которых существуют специфические виды риска причинения вреда, превышающего степень риска, учтенной общим техническим регламентом. Вертикальные регламенты регулируют, к примеру, некоторые виды испытаний новой техники, организацию поисково-спасательных работ, мероприятий по ликвидации ЧС и т.д.
  • Макроотраслевые: технические регламенты связывающие общие и специальные технические регламенты. В качестве примера можно привести существующий регламент, направленный на обеспечении безопасности низковольтного оборудования. В категорию низковольтного оборудования входит бытовая техника, промышленная электроника, практически все металло и деревообрабатывающие станки и многая другая продукция, выпускаемая предприятиями различной отраслевой принадлежности. Тем не менее, для многих видов данных изделий характерно наличие единого признака – поражающего фактора в виде опасного для жизни и здоровья эл.напряжения, обуславливающего повышенный риск в процессе эксплуатации. Таким образом, часть подобной продукции одновременно подпадает под действие как общих, так и специальных регламентов. Здесь и оказывается необходимой их взаимосвязь, для которой предназначен упомянутый макроотраслевой регламент.

Технические регламенты предоставляют лучшие технические решения для проектирования, производства и реализации безопасной, качественной и энергоэффективной продукции и служат реальным инструментом, влияющим на улучшение качества жизни населения.

В соответствии с действующими на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) нормативно-правовыми актами, в странах Союза активно идет процесс принятия единых требований и правил доступа различных видов продукции на общий рынок стран ЕАЭС, которые устанавливаются техническими регламентами стран ЕАЭС.

Технические регламенты ЕАЭС (ТР ЕАЭС) содержат четкие правила работы для производителей и поставщиков продукции, направлены на защиту интересов потребителей и призваны заменить собой все множество документов стандартизации в сфере оценки соответствия продукции определенным требования.

Целью технических регламентов является защита интересов потребителей и определение правил работы производителей.

Следует подчеркнуть, что ТР ЕАЭС формулируют не только требования к безопасности, качеству и энергоэффективности продукци, но также определяют порядок оценки соответвия продукции саомму регламенту.

Регламенты РФ

Образование Таможенного союза (ТС) обусловило потребность в реформировании национальных систем сертификации, вызванную зачастую противоречащими друг другу законодательствами стран-участниц объединения, усложняющими обеспечение безопасности и беспрепятственного перемещения товаров в пределах таможенной территории.

Унифицированные Технические регламенты начали разрабатывать еще в 2002 году, что сделало РФ в этом смысле пионером, поскольку подготовка нормативов ТС опиралась на уже действующие российские аналоги.

Практический опыт использования ТР РФ позволил применить аналогичные подходы в процессе разработки межнационального законодательства и минимизировать не только ввоз небезопасной продукции в ТС, но и затраты предпринимателей на оформление качественных товаров.

Зачем нужны ТР РФ?

Когда ГОСТы перестали справляться с задачами, возникающими перед системой сертификации по причине чрезмерной запутанности, несогласованности и ограниченности в стратегическом инструментарии, тогда в России возникли первые Технические регламенты. Представляющие собой нормативные документы, они были сосредоточены на обеспечении безопасности товаров и услуг, в отличие от ГОСТов, направленных в основном на подтверждение различных аспектов их качества.

Техрегламенты РФ не ограничиваются, подобно стандартам и техусловиям, установкой требований к характеристикам продукции или услуг, распространяя их на все процессы жизненного цикла регулируемого объекта.

ТР РФ также определяют требования к терминологии, упаковке и маркировке в рамках претензий к продукции или в качестве отдельного документа, способствуя тем самым достижению целей, стоящих перед системой сертификации в сфере:

  • обеспечения безопасности здоровья и жизни граждан;
  • защиты имущества всех видов собственности;
  • охраны экосистемы и сбережения природных ресурсов;
  • информирования участников отечественного рынка;
  • обеспечения энергоэффективности.

Объекты ТР РФ

Сегодня техрегламентами, среди которых отдельное место занимает пожарный ТР (ФЗ-123, 2008 г.), охвачен большой спектр оборудования, товаров и прочих объектов. Не первый год используются национальные ТР о безопасности:

  • капитальных строений;
  • продуктов крови и ее заменители;
  • топлива;
  • морского и внутреннего водного транспорта;
  • газовых сетей;
  • пищевой продукции (соковой, молочной, мясной);
  • колесных транспортных средств с отдельным нормативным документом на вредные выбросы автомобилей.

Актуальность техрегламентов всегда требует уточнения, поскольку они могут находиться на утверждении, доработке, быть приостановленными или полностью утратившими юридические правомочия.

Процесс принятия

Как и большинство, нормативно-правовых документов, Технические регламенты РФ принимаются поэтапно, подразумевая процесс подготовки, разноуровневых обсуждений, экспертных согласований, утверждения и вступления в силу.

Период, предшествующий актуализации ТР РФ, требует обязательного обеспечения выполнения требований действующих стандартов, а также строительных или санитарных правил объектами, на которые разрабатываются нормативные документы.

Обычно безопасность потенциально опасных или технически сложных объектов регулируют специальные Федеральные законы, направленные на ее отдельные аспекты (пожарная, радиационная). Введенные в действие ТР РФ, помимо порядка идентификации объектов оценки соответствия своим требованиям, определяют также сроки, методы, формы и схемы ее проведения.

Чтобы процесс сертификации прошел безукоризненно, его выполнение следует доверять профессионалам аккредитованных центров. Опирающиеся на солидный практический опыт, они смогут минимизировать сроки ее выполнения и оптимизировать окончательную стоимость работ.

    Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г.

Читайте также:  Как восстановить свидетельство о расторжении брака

N 870
      Объекты технического регулирования:
      Сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также на связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации.
     Принимается в целях:

      Защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества физических и (или) юридических лиц, государственного и (или) муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, а также для обеспечения энергетической эффективности.

Подробнее  

   Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г.

N 29
     Объекты технического регулирования:
      Донорская кровь и ее компоненты; препараты из донорской крови; кровезамещающие растворы; технические средства, используемые в трансфузионно-инфузионной терапии, в частности изделия медицинского назначения (контейнеры полимерные, системы, устройства и приспособления однократного применения, в том числе для соединения полимерных магистралей); процессы заготовки, переработки, хранения, транспортировки, утилизации, применения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов.

      Устанавливает: требования безопасности объектов технического регулирования; правила идентификации донорской крови и ее компонентов; правила и формы оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента; требования к упаковке и маркировке донорской крови и ее компонентов.

Подробнее  

Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г.

N 720
     Объекты технического регулирования:
      Колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее — транспортные средства), а также шасси транспортных средств; компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств. [Объекты технического регулирования устанавливаются согласно приложению N 1]

      Устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

Подробнее  

Объекты технического регулирования:
      Здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

      Устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

     Принимается в целях:

      Защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

Подробнее  

Федеральный Закон № 347-ФЗ от 27 декабря 2009г.

      Устанавливает обязательные для применения и соблюдения требования к низковольтному оборудованию, выпускаемому в обращение на территории Российской Федерации (далее — требования безопасности), к маркировке низковольтного оборудования, к сопроводительным документам, включающим в себя правила безопасной эксплуатации и (или) утилизации низковольтного оборудования, а также устанавливает положения, относящиеся к оценке соответствия низковольтного оборудования, и положения, относящиеся к предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей низковольтного оборудования.

Подробнее  

Принимается в целях:
     Защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

Подробнее  

Объекты технического регулирования:
     — 1.

Пищевая масложировая продукция: масла растительные; маргарины; спреды растительно-сливочные и растительно-жировые; смеси топленые растительно-сливочные и растительно-жировые; жиры специального назначения, в том числе жиры кулинарные, кондитерские, хлебопекарные и заменители молочного жира; эквиваленты масла какао; улучшители масла какао SOS-типа; заменители масла какао POP-типа; заменители масла какао нетемперируемые нелауринового типа; заменители масла какао нетемперируемые лауринового типа; соусы на основе растительных масел; майонезы; соусы майонезные; кремы на растительных маслах;

     — 2. Непищевая масложировая продукция: глицерин натуральный; мыло хозяйственное.

Подробнее  

Объекты технического регулирования:
     — молоко и молочная продукция, в том числе продукты детского питания на молочной основе, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации.

Перечень молока и молочной продукции, являющихся объектами технического регулирования настоящего Федерального закона, включает в себя: сырое молоко и сырые сливки; питьевое молоко и питьевые сливки; кисломолочные жидкие продукты; творог и творожные продукты; сметану и продукты на ее основе; масло из коровьего молока; масляную пасту; сливочно-растительный спред и сливочно-растительную топленую смесь; сыр и сырные продукты; молочные, молокосодержащие консервы; мороженое и смеси для мороженого; функционально необходимые компоненты; продукты детского питания на молочной основе; вторичные продукты переработки молока.

     — процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции.

Подробнее  

Требования технических регламентов. Специальные и общие технические регламенты

Техническим регламентом называется документ, принятый международным договором Российской Федерации, устанавливающий нормы и стандарты для товаров, зданий, сооружений, строений, процессов производства, перевозки, хранения, эксплуатации, реализации и утилизации.

м данного документа являются нормы для объектов технического регулирования – требования технических регламентов, которые обеспечивают:

  • безопасность здоровья и жизни граждан,
  • охрану окружающей среды,
  • безопасность имущества лиц физических и юридических, муниципального, государственного,
  • охрану растений и животных,
  • предупреждение действий, которые вводят потребителя в заблуждение.

Специальные и общие технические регламенты

Статья 8 Закона «О техническом регулировании» гласит, что ТР делятся на два вида: специальные и общие. В чём их различие?

Требования технических регламентов общих обязательны для соблюдения и применения в отношении любых процессов производства, видов продукции, процессов утилизации, реализации, хранения, эксплуатации товаров.

Требования технических регламентов специального назначения учитывают технологические и другие особенности некоторых видов товаров, процессов изготовления, перевозки, хранения, эксплуатации, реализации, утилизации.

Технические Регламенты общие принимаются по вопросам:

  • безопасной эксплуатации зданий и строений и использования территорий к ним прилежащих,
  • безопасной эксплуатации и утилизации оборудования и машин,
  • безопасности пожарной,
  • безопасности биологической,
  • совместимости электромагнитной,
  • безопасности экологической,
  • безопасности радиационной и ядерной.

ТР специальные устанавливают нормы только для тех отдельных видов товаров, процессов изготовления, эксплуатации и т.д., в отношении которых нормы Федерального закона о принятии общих ТР не определяются.

Требования специальных технических регламентов устанавливаются только для тех отдельных видов товаров, процессов изготовления и т.д., которые имеют более высокую степень риска причинения вреда, нежели товары, подпадающие под действие общих ТР.

Следовательно, главным признаком общего ТР является то, что в нём устанавливаются минимальные требования для продукции.

Какие требования технических регламентов обязательны?

Для того чтобы обеспечивались требования технических регламентов, Федеральным законом установлен перечень показателей, которые каждый ТР должен содержать в обязательном порядке:

  • безопасность излучения,
  • взрывобезопасность,
  • биологическая безопасность,
  • пожарная безопасность,
  • механическая безопасность,
  • термическая,
  • промышленная,
  • электрическая,
  • химическая,
  • ядерная и радиационная,
  • электромагнитная совместимость,
  • единство измерений.

Помимо этого ряд положений Федерального закона определяет особые условия. Например, статья 7 Закона (пункт 5) гласит, что в данных нормативных актах с учётом степени риска нанесения вреда, могут содержаться специальные нормы для товаров, которые обеспечивают защиту некоторых отдельных категорий граждан: инвалидов, беременных женщин, несовершеннолетних, кормящих матерей.

В той же статье (пункт 9) указано, что специальные требования технического регламента, также могут содержаться в данном нормативном акте, если в силу географических или климатических особенностей их отсутствие приведёт к не достижению целей, которые указываются в статье 6 пункте 1 данного Закона.

Какие нормы не могут быть включены в ТР

Федеральный закон гласит, что требования технических регламентов не могут относиться к потребительским свойствам и качеству продукции, так как они должны регулироваться не административными мерами, а рыночными отношениями. К ним относятся вкусовые характеристики, показатели внешнего вида, качество отделки, запах, характеристики совместимые с другими продуктами.

Также в ТР не должно быть норм исполнения и конституции объекта технического регулирования, исключая случаи, когда из-за отсутствия данных норм не обеспечивается достижение целей, перечисленных в начале данной статьи.

Если определённый фактор оказывает на человека негативное воздействие не сразу, а по мере его накопления в организме, то в нормативном акте не может устанавливаться допустимое значение данного фактора.

Требования технических регламентов в данном случае должны быть направлены на информирование покупателя о данных свойствах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *