Как оспорить представление прокурора

Основное понятие этого документа было введено еще в 1992 году. Описывается оно федеральным законом № 2202-1 «О прокуратуре».

С технической точки зрения, представление прокурора это:

  1. Результат проверки;
  2. Конечный документ полученный в порядке надзора;
  3. Сводка для прокуратуры и некий аналог заключения.

Существует ошибочное мнение о том, что же такое представление прокурора. Некоторые юристы трактуют этот документ неправильно, утверждая то, что:

  1. Это рекомендация прокуратуры;
  2. Документ равен юр. консультации.

И вся суть представления настойчиво сводится к рекомендательному характеру. Это в корне неверная позиция. Фактически, представление это отдельный акт, зафиксировавший реагирование прокурора. Он должен не только побуждать и принуждать к какому-либо действию, но и защищаться санкциями. В случае, если кто-то решит отказаться от исполнения.

Санкции по неисполнению предусмотрены кодексом административных правонарушений. В частности, это разбирается статьей 17.7 КоАП, которая описывает ответственность лица за действия, классифицируемые как преднамеренный отказ от выполнения требований органа осуществляющего надзор.

Более того, фундаментальный ФЗ (О прокуратуре) также дает свое определение представлению. Это законные полномочия надзорного органа. Описывается это в статье № 22.

Что указывается в представлении прокурора?

В самом документе указывается следующая информация:

  1. Сведения о прокуроре;
  2. Категоризация и наименование организации;
  3. Время и дата проверки;
  4. Основания;
  5. Деятельность (подвергнутая проверки);
  6. Недостатки и их функциональный характер;
  7. Нарушенные нормы (с точки зрения законодательства);
  8. Причины, по которым нарушитель допустил подобную ситуацию;
  9. Конструктивное предложение (их может быть несколько);
  10. Подпись и номер.

Помимо представления, есть и несколько других инструментов для реагирования. Все действия и документы, составленные прокурором в процессе проверки должны повлиять на конечную ситуацию. А именно, вынудить нарушителей устранить недостатки.

Это регулируется ст. 24 ФЗ № 2202-1. И конечным результатом проверки как мы уже сказали выше, является представление.

Один интересный момент: традиционно, представление вносит прокурор самостоятельно. Но в некоторых ситуациях это может сделать и заместитель прокурора.

В независимости от того, кем внесено представление, документ должен быть рассмотрен уполномоченными сотрудниками ведомства или инстанции, в которую было внесено представление.

Если речь идет еще и о сопроводительной надзорной жалобе, то вместе с этим указывают:

  1. Суд и его наименование;
  2. Данные прокурора вносящего представление;
  3. Информация о третьих лицах;
  4. Данные и персональная информация участников дела.

Помимо того, указываются все примечания, сноски и другие моменты нарушений, которые были допущены судебной системой.

Как оспорить представление прокурора

«Безграничные» возможности прокурора

Но прежде чем рассмотреть процесс оспаривания, нужно разобраться с тем, как все это работает.

Согласно действующему законодательству, общая идея существования прокурора в том, чтобы он занимался следующей деятельностью:

  1. Надзор за соблюдением закона;
  2. Защита прав и свобод человека;
  3. Проведение ОРМ;
  4. Участие в предварительном следствии и дознании;
  5. Надзор за деятельностью органов исполнительной власти.

Это очень объемный набор задач, который кажется непомерно большим для одной должности (даже с заместителем). Но техническое содержание быстро раскрывает всю суть — это проведение полномасштабных проверок. При этом, прокурор может проводить их по какому-то конкретному плану или спонтанно.

Возможности и полномочия прокурора при проведении проверок

Как раз для того, чтобы проводить плановые проверки и составлять представления, законодательство описывает широкий круг полномочий прокурора или его помощника. Точной классификации по рангам и должностям делать не будем, поэтому рассмотрим все возможности прокурора. Он может:

  1. Потребовать доступ на территорию организации которую проверяют;
  2. Получить информацию и документацию проверяемого юр. лица;
  3. Требовать информации от руководства;
  4. Использовать помощь экспертов и специалистов;
  5. Проводить ревизии по требованию;
  6. Брать документы и материалы по предыдущим проверкам.

Что до беспрепятственного доступа на территорию, то он должен быть предоставлен прокурору при предъявлении служебного удостоверения. О том, что получится, если отказать, справедливо умолчим. Кроме того, прокурор может проверять законность действий, связанных с поступающей к нему информацией о существовании каких-то нарушений.

Информация для проверки должна предоставляться руководством или должностными лицами. Более того, прокурор может потребовать выдачу не только копий, но и оригинальных документов. В этом плане, законодательство его практически никак не ограничивает. А, чтобы разобраться в специфике и сложностях проверяемой компании, прокурор имеет право привлечь квалифицированный персонал или даже экспертов.

Рассмотрим на простом примере:

  1. Местные жители засыпают жалобами производственный комбинат;
  2. Прокурор может предполагать, что выбросы нарушают действующее законодательство;
  3. Он проводит проверку и получает доступ не только на сам завод, но и в архив к технической документации;
  4. Разобраться в специфике (допустим на предприятии ведется работа с химикатами) достаточно сложно;
  5. Следующим шагом будет привлечение соответствующего эксперта и специалистов;
  6. Они проводят собственное исследование и передают данные прокурору;
  7. Он уже основываясь на экспертном заключении будет принимать конечное решение.

Вот именно так и используются эксперты при прокурорской проверке. Более того, подобная схема работы часто используется и в полноценных расследованиях.

Так как прокурор сильно перегружается ответственностью и юридической базой, за исполнение которой он и отвечает. А проверять приходится не только горнодобывающие комбинаты или хим.

производства, но и вообще все, в отношении которых появляются подозрения о нарушениях.

Кроме того, на примере завода рассмотрим и дальнейшие пункты полномочий. С проведением ревизий все и так в общем то понятно. Они инициируются прокурором, которому поступает масса жадоб и различных обращений от простых граждан.

Что до вызова должностных лиц, то на том же примере с хим. заводом нужно понимать, что прокурорской проверке в любом случае будут противостоять различные силы.

Например, фактическое руководство предприятия. Они могут путать документы, устраивать полноценные «диверсии» и всячески вредить работе прокуратуры и ее сотрудников.

Ведь зачастую, нарушения обнаруживаются и очень серьезного характера.

Кроме того, часто руководство пытается свалить всю ответственность на одного-двух сотрудников.

Для того, чтобы разобраться в ситуации детально и окончательно, прокурор имеет право в процессе проверки вызывать граждан или должностных лиц (с этого же комбината) для проведения разговора и получения соответствующих объяснений.

Это очень важный момент, ведь люди порой раскрывают истинную суть происходящего на объекте проверки. Чем сильно помогают выявлению нарушений.

Как оспорить представление прокурора

Что происходит дальше?

После того как представление отправляется в организацию, оно регистрируется в отдельной БД и рассматривается. Обычно этим занимается непосредственное руководство организации на совещании. Дальнейшие события развиваются следующим образом:

  1. Обсуждают содержание представления;
  2. Рассматривают предложения и требования прокурора;
  3. Издается соответствующий приказ руководителя.

Естественно, в процессе рассмотрения будут выслушаны не только виновные, но и все причастные к представлению и сложившейся ситуации сотрудники. После чего руководство примет какие-либо меры по устранению выявленных нарушений.

При этом, действовать придется максимально грамотно и оперативно. Если же руководство проигнорирует представление прокурора, то наказанием будет серьезным. Это регламентировано статьей 17.7 КоАП РФ.

Наказание за игнорирование представления прокурора и его требований следующее:

  1. Обычным гражданам: штраф до 1.5 тыс. руб.;
  2. Должностным лицам: дисквалификация (от полугода до года) или штраф до 3 000 руб.;
  3. В отношении компании: штраф до 100 000 руб.

Кроме того, на организацию может быть наложен запрет. Он приостанавливает деятельность на срок до 3 месяцев (90 дней).

Как оспорить представление прокурора после проверки?

Сам предмет представления прокурора мы уже рассмотрели. Сложившаяся практика показывает, что помимо общей информации в этом документе указывают следующую информацию:

  1. Аналитические данные по нарушению;
  2. Правовой аспект нарушений;
  3. Предъявленные требования;
  4. Сроки исполнения.

И тут нужно понимать один очень важный момент. Рекомендации прокурора распространяются не только на правовые вопросы, но и на некоторые административно-хозяйственные факторы и нюансы. И вот как раз тут открывается простор для юристов предприятия, в отношении которого и было вынесено представление.

Требования, которые выносятся, могут быть базированы на технических нормах и регламенте. Но сделать это, как мы уже выяснили, можно только на базе заключения эксперта или консультации специалиста. Который должен хорошо разбираться в самом предмете и специфике той или иной деятельности.

Более того, в указаниях прокурора содержатся и требования о наказании ответственных.

Это означает, что фактически, руководство вынуждено наказать кого-либо за то, что прокуратура сумела найти нарушения и правовой конфликт в действиях сотрудников и производства в целом.

Тем не менее, все это ограничивается действующим законодательством РФ. Никаких противоречий с нормативно правовыми актами здесь не допускается.

И подобные ситуации случаются нередко. В случае возникновения конфликтной ситуации, лицо может обжаловать прокурорское представление через суд. Это обосновано двумя прецедентами:

  1. В 2016 году прокуратура вносив представление, вторглась в сами гражданско-правовые отношения. При этом, были нарушены права субъекта хозяйствования. Представление было отменено.
  2. Верховный суд России вынес определение № 88-КГ16-2, которое автоматически отменил представление. При этом, конечная ситуация сыграла не в пользу нарушителя. Так как суд обнаружил отсутствующие нарушения и отсутствие постановки вопроса прокурором, о привлечении нарушителя к ответственности.

Как оспорить представление прокурора

Вопрос обжалования и правовой направленности

Здесь нельзя не учитывать позицию Конституционного суда. Согласно еще одному решению, органы прокуратуры не могут выполнять деятельность других государственных органов, заменяя их. Это распространяется и на непосредственный надзор.

Несмотря на то, что представление прокурора не может иметь характер абсолюта, оно несет цель вынудить нарушителя устранить выявленные проблемы в добровольном порядке.

Если этого не сделано, то будут применены нормы, описанные в законе № 2202-1 (ст. 21 пункт 1). А вот требования, которые будут подлежать неукоснительному и безусловному исполнению должны налагаться уже судом.

Прокурор имеет отстроенный механизм взаимодействия.

Соответственно, обжаловать прокурорское представление в конечном счете можно. Но сделать это можно только через суд и только в процессе признания представления прокурора незаконным. Никаких других способов обжалования просто не существует.

Регламентируется это еще и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. В частности, бремя доказательства наличия нарушений и неправомерности действий, в отношении проверяемого объекта, ложится исключительно на прокурора.

Это означает, что:

  1. Выявлять нарушения придется прокуратуре самостоятельно;
  2. Привлекаются сторонние эксперты.

Что до самого факта оспаривания, то в случае нарушения прав предпринимателей или граждан, последние имеют возможность оспаривать акт нормативного или ненормативного характера через судебные инстанции. Порядок обжалования предусматривается:

  1. гл. 24 АПК РФ;
  2. гл. 22 КАС РФ.
Читайте также:  Высшие суды в рф

Обжалование со стороны прокуратуры

Если судебная структура первой инстанции вынесла приговор, то со стороны прокурора может поступить повторное представление. Это возможно в следующих ситуациях:

  1. Имеет место нарушение закона;
  2. Не вызывались свидетели;
  3. Весомые ходатайства (имеющие большое значения) были отклонены.

При этом, сам предмет рассмотрения никакой роли не сыграет. Апелляционное представление затрагивает нарушение процессуальных норм. Естественно, у суда здесь тоже ряд правил, которые защищают его от злоупотреблений со стороны прокуратуры. Так, свидетели и доказательная база принимаются повторно только в тех случаях, если они не были приняты, но заявлялись прокуратурой ранее.

Более того, у прокурора здесь есть широкий простор для действий. Фактически, он может подавать апелляцию на решение любого судебного органа, даже если речь идет о ВС РФ. Чтобы вынести это представление у прокурора есть не больше 10 дней с момента оглашения приговора. Но срок может быть восстановлен соответствующим ходатайством, в котором будут описаны причины (из-за чего срок упустили).

После того как апелляция подана, на ее рассмотрение выделяется еще 2 недели.

Кроме того, не стоит путать апелляцию с кассацией. Хотя основные мотивы и главное — предмет, остаются прежними, кассация затрагивает все судебные инстанции. А апелляция отправляется только для решений мирового судьи.

Еще один механизм реакции на представление

После того как представление вынесено, у нарушителя есть всего два варианта: это исполнение требований или обжалование.

Согласно действующему законодательству, вступать в спор с прокуратурой на предмет обоснованности действий, нарушитель не сможет. Увы, но у прокурора здесь явный перевес сил.

Однако, если в представлении не совсем понятны требования и претензии, то можно составить ответ.

После того, как ответ будет получен, прокурор должен дать четкое разъяснение по всем вопросам, возникшим у нарушителя.

Более того, оценка законности требований будет рассматриваться только судом. Тут интересен следующий момент: доказывать незаконность действий нарушителя, и законность вынесения собственного представителя будет доказывать как раз прокурор.

Что несколько неправильно с нашей точки зрения, так как отсутствует вопрос конфликта интересов (а он может быть). Но увы, действующее законодательство не позволяет развернуть полноценное и объективное обжалование в ответ на представления прокурора. А возможность ответа на представление оставляет шанс на то, что стороны смогут избежать обжалования через суд и решат проблему мирным путем.

  • Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
  • Звоните 8-800-777-32-16.
  • Бесплатная горячая юридическая линия.

Источник: https://yurlitsa.ru/kak-mozhno-osporit-predstavlenie-prokurora/

Обжалование представления прокуратуры

  • Порядок обжалования представления прокурора
  • Основания для отмены представления
  • Оспаривание требование прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности
  • Требования к исковому заявлению
  • Образец искового заявления об отмене представления прокурора
  • Справочная информация для подачи искового заявления об обжаловании представления прокурора

Представление прокурора является одним из актов прокурорского реагирования, который прокурор вправе принимать в ходе проверки. Представление вносится в организацию в целях устранения выявленных нарушений закона. Основания принесения протестов и порядок их рассмотрения установлены статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Подробнее об основаниях внесения представления, а также о правилах его рассмотрения можно прочитать в статье по ссылке.

Срок рассмотрения представления прокурора — 1 месяц. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Важно. О результатах рассмотрения представления и принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Даже если представление обжалуется необходимо направить письменный ответ на представление в месячный срок со дня его поступления.

Ответственность за ненаправление ответа на представление (протест) прокурора

Норма статьи Суть нарушения Наказание
Статья 17.7 КоАП РФ невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом Подробнее о порядке привлечения к ответственности за неисполнение требований прокурора можно прочитать в статье по ссылке влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

О полномочия и правах прокуратуры в России можно прочитать в статье по ссылке.

Порядок обжалования представления прокурора

В случае несогласия с представлением его можно обжаловать в суд. Такой же порядок обжалования предусмотрен и для обжалования протестов прокурора.

Справочно. Возможность обжалования представления прокуратуры предусмотрена статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ  (АПК РФ), а также судебной практикой Верховного суда Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как оспорить представление прокурора

Таким образом, для обжалования прокурора необходимо обращаться в арбитражный суд по месту нахождения прокуратуры с письменным исковым заявлением.

Основания для отмены представления

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий:

  1. их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту;
  2. нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.

Таким образом, представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главой 24 АПК РФ.

Поэтому, если орган или должностное лицо, в отношении которых вынесено представление, считают, что это представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главой 24 АПК РФ.

Оспаривание требование прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности

При подаче искового заявления следует обратить внимание на требование прокурора о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Данное требование очень важно для прокуратуры, поскольку от количества привлеченных лиц к дисциплинарной ответственности оценивается эффективность внесенных представлений.

По данному вопросу неоднократно высказывал свою позицию Верховный Суд РФ.

  1. Пунктом 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
  2. В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
  3. Однако требование о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, излагаемое в представлении, не соответствует приведенным положениям Закона о прокуратуре и противоречит положениям Трудового кодекса РФ.
  4. Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
  5. Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке.

Таким образом, содержащееся в представлении императивное требование о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре и Трудового кодекса Российской Федерации.

Источник: http://personright.ru/prokuror/491-objalovanie-predstavlenie.html

Как обжаловать представление прокуратуры

Как оспорить представление прокурора

Наталья, для чего Вы хотите его обжаловать?

Я что имею ввиду. Можно не согласиться с представлением прокурора, если оно необоснованное, и дальше его (прокурора) проблемы, как заставить исполнить требования.

Как правило, представление об устранении нарушений закона вносится в тех случаях, когда ничего более весомого предъявить не получается — например, возбудить производство по делу об административном правонарушении либо направить иск или заявление в суд.

Источник: http://forum.garant.ru/?read,7,1409208

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2013 г. N 06АП-206/13 (ключевые темы: представление прокурора — пожарная безопасность — помощник прокурора — прокуратура российской федерации — проведение проверок)

  • Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2013 г. N 06АП-206/13
  • 19 февраля 2013 г.
  • Дело N А04-8273/2012
  • Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
  • Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2013 года.
  • Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гричановской Е.В.

судей Балинской И.И., Харьковской Е. Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.

при участии в заседании:

от индивидуального предпринимателя — глава крестьянского (фермерского) хозяйства Колетиной Анастасии Викторовны: Комаркина Д.В., представителя по доверенности;

Читайте также:  Комментарий 16440 к статье: судебные расходы в гражданском процессе – нюансы

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя — глава крестьянского (фермерского) хозяйства Колетиной Анастасия Викторовна на решение от 6 декабря 2012 года по делу N А04-8273/2012 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Чумаковым П.А.

  1. по заявлению индивидуального предпринимателя — глава крестьянского (фермерского) хозяйства Колетиной Анастасии Викторовны
  2. к Прокуратуре города Белогорска
  3. о признании незаконными проверки, представления
  4. третье лицо: Отдел надзорной деятельности по г. Белогорску и Белогорскому району

Индивидуальный предприниматель Колетина Анастасия Викторовна (далее — предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Прокуратуре г.

Белогорска Амурской области о признании незаконными действий по проведению проверки соблюдения требований пожарной безопасности и законодательства о защите прав потребителей, и о восстановлении нарушенного права путем признания недействительным представления прокурора.

Заявитель оспаривает полномочия помощника прокурора на проведение внеплановой проверки, отсутствие оснований для проведения такой проверки и недоказанность каких-либо нарушений пожарной безопасности в арендуемом помещении (пожарная сигнализация, по ее мнению, находится в исправном состоянии). Кроме того, предприниматель заявляет о том, что действия прокуратуры и внесенное в ее адрес представление приведут к неблагоприятным для нее последствиям.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица судом привлечен Отдел надзорной деятельности по г. Белогорску и Белогорскому району Главного управления МЧС России по Амурской области Управления надзорной деятельности, представитель которого поддерживает позицию прокуратуры г. Белогорска, ссылаясь на законность оспариваемых предпринимателем действий.

Решением арбитражного суда от 6 декабря 2012 года предпринимателю в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда, предприниматель обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой оспаривает выводы суда и ссылается на приведенные в суде первой инстанции доводы.

По мнению заявителя, суд пришел к неправильным выводам о том, что действиями прокурора, у которого отсутствовали основания для проведения проверки, не нарушены права предпринимателя.

Размещение на сайте прокуратуры информации о нарушении предпринимателем пожарной безопасности в кафе уменьшит количество посетителей, приведет к снижению прибыли и причинит ущерб деловой репутации предпринимателя.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель предпринимателя настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на приведенные в ней доводы.

Представитель Прокуратуры г. Белогорска Амурской области участие в судебном заседании не принимал, в письменном отзыве на жалобу просил обжалуемое решение оставить в силе.

Проверив в порядке и пределах статей 266 , 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.

Источник: https://zt-gazeta.ru/kak-obzhalovat-predstavlenie-prokuratury/

Порядок обжалования представления прокурора об устранении нарушений закона — ПравоЗащита

Как оспорить представление прокурора

  • Представление и постановление прокуратуры являются наиболее часто встречаемыми актами, выражающими реакцию органов надзора в случаях нарушения законов, интересов общества и каждой отдельной личности в целом.
  • Представление является документом, содержание которого включает обязательное требование об устранении имеющихся нарушений закона.
  • Выносится и направляется документ в адрес злоумышленников, которые допустили нарушения и должны их устранить.

В качестве таковых адресатов могут выступать различные должностные лица или органы власти, учреждения, организации и пр. Представление является безотлагательным документом, исполнение которого должно начинаться сразу после его получения.

В течение месяца дается ответ о принятых мерах, направленных на устранение ранее допущенных нарушений.

Постановление относится к более строгому акту со стороны надзорного органа и может своим вынесением повлечь один из видов ответственности: административную или уголовную.

В зависимости от того, какой характер носит правонарушение, прокурор отправляет постановление в работу инстанции, которая имеет полномочия его рассматривать. О результатах такого рассмотрения в прокуратуру должен направляться ответ в письменном виде.

В рассматриваемых документах чаще всего указываются все необходимые детали и методы для устранения нарушений, поэтому следовать требованиям предписания или положениям постановления достаточно просто.

Не всегда содержание вынесенных документов может удовлетворять их адресатов, тем более, если в них имеется прямое противоречие с нормами закона. В таком случае допускает обжалование вынесенных прокуратурой актов.

Как правильно сообщить о результатах исполнения требований

Итак, ответ на прокурорский акт должен быть дан в течение месяца. В этот же срок должны быть приняты любые законные меры, направленные на устранение допущенных нарушений. Если установленный порядок не будет соблюден, то в отношении органа или должностного лица, которому предъявлено требование, будет принято решение о привлечении к административной ответственности.

Специальных требований, предъявляемых к ответу на акт прокуратуры, содержащее требование об устранении нарушений, не предусмотрено. Ответ дается в простой письменной форме. Организации и учреждения могут написать разъяснение на фирменном бланке. В ответ должны включаться следующие сведения:

  1. Наименование территориального отделения прокуратуры и имя прокурора, ранее вынесшего акт.
  2. Заголовок документа.
  3. Какие меры были приняты, каких результатов удалось достичь.
  4. Завершать документ будет печать и подпись лица, дающего ответ.

Ответная реакция на вынесенный акт не всегда может быть положительной. Например, ответом может служить указание на тот факт, что закон на самом деле не нарушался, и в подтверждение доводов прикладываются доказательства.

Как вариант, на представление можно не отвечать вовсе.

В таком случае, по истечении установленного месячного срока, прокурор может вызвать на беседу либо к адресату представления придет повестка в суд, где будет проходить официальное разбирательство по предъявленным требованиям.

Не всегда передача дела в суд означает, что решение будет принято в пользу прокурора. Если ответчик будет уверен в своей правоте, то нужно попробовать отстоять позицию. Тем более закон не запрещает обжаловать действия прокурора и вынесенные им акты.

Обжалование актов надзорного органа

Обжаловать любое вынесенное решение, постановление, представление или действия/бездействия работника надзорных органов, можно в досудебном порядке или непосредственно путем обращения в суд. Досудебное обжалование подразумевает составление и отправление заявления в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

В качестве инстанции может выступать суд, а в качестве должностного лица — вышестоящий прокурор. Жалоба вышестоящему должностному лицу не имеет установленных требований. Стандартный образец имеет следующий порядок составления и включает сведения:

  • об адресате обращения и заявителе;
  • лаконично и правильно изложенную суть претензии, с указанием лиц, нарушивших права и интересы своими действиями или бездействиями, вынесенными документами (например, постановлением), их должности, имена, время, место совершения проступка;
  • грамотно изложенные требования. Например, может указываться требование об отмене неправомерно принятого решения, о восстановлении прав заявителя, нарушенных в результате незаконных действий сотрудников прокуратуры.
  • завершать обращение будет подпись лица, его подающего.
  1. Судебный документ будет составляться по тем же правилам, что и жалоба, которая может как раз послужить хорошей основой при написании заявления в суд.
  2. Рассматривается поступившее обращение в открытом судебном заседании, по результатам которого суд может вынести решение о признании незаконными действий должностного лица и об устранении им допущенных ошибок либо в заявленных требованиях будет отказано.
  3. (54 5,00

Источник: https://przashhita.ru/porjadok-obzhalovanija-predstavlenija-prokurora-ob-ustranenii-narushenij-zakona.html

Как оспорить представление прокурора

  • Содержание представления прокурора
  • Характер требований, заявленных в представлении
  • Правовая направленность представления прокурора
  • Может ли представление быть обжаловано
  • Противоречия в требованиях к представлению

Содержание представления прокурора 

П. 1 ст. 24 закона «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-I требует вносить представление об устранении нарушения законодательства совершившему таковое должностному лицу в соответствующий орган.

Представление прокурора подлежит немедленному рассмотрению.

Лица либо организации после получения представления в течение месяца обязаны принять конкретные меры, которые направлены на устранение указанных нарушений, а также тех причин либо условий, которые способствовали такому нарушению.

О результатах предпринятых мер прокурору сообщается в письменном виде (как написать ответ, можно прочитать в статье Ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В соответствии со сложившейся практикой в содержании прокурорского представления должны быть отражены, кроме органа и должностного лица, которым вносится представление:

  • источники информированности прокурора;
  • правовая природа допущенных нарушений;
  • анализ причин/условий возникновения нарушений;
  • требования, предъявляемые к виновному лицу прокурором, с обязательным указанием, в какой срок надлежит их исполнить.

Необходимо заметить, что заявленные рекомендации прокурора могут касаться только вопросов права, но не организации работы, административно-хозяйственных моментов. 

Характер требований, заявленных в представлении 

Требования, которые касаются устранения нарушений технических норм, нарушений в области экономики, должны иметь под собою основу в виде заключения специалиста либо базироваться на материалах проверок и ревизий.

Среди указаний прокурора могут содержаться не только требования, относящиеся к самому правонарушению, но и рекомендации о необходимости наказать виновных лиц. Внесенное представление, как правило, носит индивидуальный по своему содержанию характер, должно подчиняться общим требованиям и не может противоречить нормативным правовым актам законодательства РФ.

Несоблюдение вышеуказанных положений закона, которые касаются содержания и требований представления прокурора, может стать причиной его отмены в том случае, если лицо, права которого нарушены, обжалует этот документ в судебном порядке. Например:

  • Постановлением АС Волго-Вятского округа от 23.03.16 № Ф01-574/2016 по делу № А17-3351/2015 было отменено представление. Суд счел, что прокуратура, внеся представление, вторглась в гражданско-правовые отношения и нарушила права хозяйствующего субъекта.

Источник: https://rusjurist.ru/prokuratura/kak_osporit_predstavlenie_prokurora/

Обжаловать представление прокурора в суд или дать ответ на него?

Граждане, или юридические лица нередко жалуются прокурору на нарушение законодательства.

Одним из актов прокурорского реагирования на нарушения законодательства является представление прокурора, которое готовится по результатам рассмотрения собранных материалов прокурорской проверки.

Пунктом 1 ст.

24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Представление прокурора обычно содержит примерно такое требование:

«… безотлагательно рассмотреть с участием прокурора представление и принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности долностное лицо ФИО»;

или «…

незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры; принять меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения; о результатах рассмотрения представления с приложением документов сообщить в прокуратуру в установленный законом срок».

  • Более конкретную формулировку требований прокурорского представления на практике встретить сложно.
  • Стоит отметить, что в большинстве случаев «нарушитель закона» получив представление прокурора с подобной формулировкой прекрасно понимает какие именно меры для устранения допущенных нарушений закона ему необходимо предпринять.
  • Однако встречаются представления прокурора, требования которых («устранить нарушения») не представляется возможным исполнить, потому как не только само требование сформулировано без конкретизации мер, которые могут быть приняты, но и «описательная» часть представления фактически не называет ни вменяемого нарушения, ни ссылки на нарушенную норму закона.
Читайте также:  В случае выплаты дивидендов собственной продукцией, ндс и налог на прибыль уплачиваются

Какие предъявляются требования к прокурорскому представлению?

  1. В законе «О прокуратуре РФ» четких требований к содержанию представления прокурора не содержится.

  2. Это, однако, не означает, что допускается вносить представление не мотивированное, не содержащее ссылок на конкретные нормы закона или подзаконного акта, нарушения которых прокурор усмотрел в действиях лица, которому представление адресовано.

  3. В представлении прокурора должны быть отражены:
  • орган, должностное лицо, которому оно вносится;
  • источники информации об имевших место нарушениях закона;
  • характеристика нарушений закона, анализ их причин и способствовавших им условий;
  • требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств;
  • указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представлений.

Рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должны иметь правовую направленность и не нести на себе печать вторжения в ту сферу деятельности, которую принято обозначать как оперативно-хозяйственную.

Например, в адрес председателя одного из ТСЖ внесено представление прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства.

Что именно следовало предпринять ТСЖ для устранения якобы имевших место быть нарушений ЖК РФ из представления не следовало. Более того, представление прокурора, формально содержащее ссылки на нормы Жилищного кодекса РФ, фактически не содержало ссылки на нормы закона, которые были нарушены должностными лицами ТСЖ.

Кроме того, требования прокурорского представления фактически были направлены на обязание ТСЖ предпринять меры по оформлению договорных отношений с третьими лицами, размещающими рекламу на жилом доме, либо на принятие мер по обращению в суд с иском о демонтаже рекламных конструкций, что можно квалифицировать как вторжение в хозяйственную деятельность ТСЖ.

Ответ на представление прокурора

В таких случаях у лица, которому вносится представление, имеется два варианта: исполнить требование прокурора или обжаловать представление в суд.

Закон «О прокуратуре РФ» не предусматривает возможности вступать в полемику с прокурором на предмет обоснованности его требований, вместе с тем, в случае, когда представление не отличается достаточной ясностью изложенного и не совсем понятно, что хочет от вас прокурор, полагаем возможным написать ответ прокурору.

В вышеприведенном нами случае, был дан следующий ответ прокурору на представление об устранении нарушений жилищного законодательства: «… для целей создания возможности исполнения представления заместителя прокурора округа …

об устранении нарушений жилищного законодательства от … года просим конкретизировать (уточнить) требования к должностным лицам ТСЖ «…»: указать какие действия (бездействие) должностных лиц ТСЖ «…

» нарушают жилищное законодательство; какие императивные нормы закона нарушены действиями (бездействием) должностных лиц ТСЖ «…»…

Прокурор, ознакомившись с данным ответом, в устной форме указал на то, что, в порядке исполнения указанного представления об устранении нарушений жилищного законодательства, достаточным будет являться ответ ТСЖ, в котором указано, что «меры по устранению нарушений закона приняты», на чем данный инцидент и был исчерпан, в суд никому обращаться не пришлось.

Признание судом незаконным представления прокурора

Представление прокурора может быть обжаловано в суд.

Напомним, что в законе установлена ответственность за неисполнение требований прокурора.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом…, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Таким образом, если проигнорировать прокурорское представление — оставить его без ответа, действий по устранению нарушений закона не предпринять, прокурор вынесет постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, после дело будет передано на рассмотрение мировому судье.

Следует иметь ввиду, что «прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса).

При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований» (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О).

Таким образом, оценка законности требований, содержащихся в представлении прокурора может быть дана судом либо в рамках дела по заявлению об обжаловании представления (признании его незаконным), либо мировым судьей в рамках административного производства по статье 17.7 КоАП РФ. Обратим внимание, что и в том и в другом случае бремя доказывания факта нарушений закона и правомерности требований представления лежит на прокуроре, то есть законность и обоснованность своего представления должен доказывать в суде прокурор.

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 13.03.2013г.

Источник: http://logos-pravo.ru/articles/obzhalovat-predstavlenie-prokurora-v-sud-ili-dat-otvet-na-nego

Обжалование представления прокурора

По закону прокурор не имеет права нарушать свои полномочия. Он должен следить за законностью судебного процесса. Но бывает всякое, иногда прокурор выносит представление на одну из сторон дела, преследуя при этом свои личные интересы.

В статье расскажем, можно ли обжаловать представление прокурора и как это сделать.

Что такое представление прокурора?

Прокурор присутствует на каждом судебном процессе в качестве государственного обвинителя.

Что он делает:

  • Внимательно слушает судью и обвиняемых.
  • Следит за тем, чтобы права сторон и законодательные нормы не были нарушены.
  • Если прокурор заметил, что во время процесса нарушили закон — он реагирует на это и выносит представление.

Как сказано в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление — это акт реагирования прокурора на несоблюдение закона. Причём не только со стороны обвиняемого, но и со стороны судьи. Бывает, что представление обвинителя смягчает или вовсе отменяет наказание.

Требования к акту об устранении нарушений закона

В представлении обязательно должны быть вводная, описательная и резолютивная часть. На принятие конкретных мер по ходатайству обвинителя дают месяц со дня вынесения документа.

За это время должны устранить допущенные нарушения закона, выяснить их причины и условия возникновения. О результатах прокурора извещают в письменной форме.

Кассационное и апелляционное представление прокуратуры

В кассационном представлении нужно подробно описать нарушения уголовно-процессуальных норм, если их допустили на начальных этапах рассмотрения дела.

Обязательно указать конкретные статьи, которые применили неверно из-за чего нарушили права одной из сторон дела. В кассационном представлении должен быть также правильный вариант применения кодекса.

Кассационное представление подают на решение любого суда, кроме мирового.

Кассацию нужно успеть подать в течение десяти дней с момента вынесения приговора. Если обвинитель не успел, можно ходатайствовать о восстановление периода, который пропустили.

  • Апелляция — это обжалование судебного решения, которое ещё не вступило в законную силу.
  • Если в суде не представили доказательства, которые относятся к делу, если не вызвали заявленных свидетелей или отклонили значимые ходатайства — прокурор может подать обжалование.
  • Суть дела при этом не имеет значения, замечания прокурора направлены на нарушение уголовно-процессуальных норм закона.
  • Доказательства или свидетелей могут принять только если они были заявлены ранее в суде первой инстанции, но не были приняты.
  • Обвинитель вправе подать апелляцию на приговоры любых судов, в том числе Судебной коллегии по уголовным делам и Верховного суда России.
  • Если прокурор после вынес представление, а потом решил от него отказаться, он имеет на это право — документ можно отозвать.

Можно ли обжаловать акт?

Представление прокурора по делам, которые касаются физлиц или юрлиц можно обжаловать несколькими способами.

Ранее осуждённый человек имеет полное право пожаловаться на прокурора, даже если последний в своём представлении ходатайствует об ужесточении меры наказания или повышении штрафа.

Кассационный и апелляционный суды будут обязаны её принять. Кроме того, обжалованием может заняться вышестоящий прокурор.

Как обжаловать?

Нужно подать в один из судов заявление, в котором необходимо описать, почему заявитель считает, что представление прокурора нарушает его личные права. Документ можно подать и через официальный сайт суда, если у заявителя если электронная подпись.

Согласно «Кодексу административного судопроизводства» РФ от 08.03.2015 №21-ФЗ в исковом заявлении нужно указать данные о суде и заявителе, данные прокурора, наименование, номер и дату принятия решения, которое хотят оспорить.

Также нужно подробно указать причины, по которым заявитель решил, что действие нужно оспорить, какие гражданские права нарушил прокурор и нормативные акты, по которым можно проверить законность или незаконность представления прокурора.

Если к заявлению будут приложены дополнительные документы или если жалобу уже подавали в другие инстанции, это тоже надо зафиксировать в тексте.

Как оспорить вышестоящему прокурору?

Важно учитывать, представление какого по рангу прокурора подлежит обжалованию. Это поможет выяснить куда подавать обжалование.

То есть над сотрудником районный прокураторы, вышестоящий орган — прокуратура субъекта. Последняя, в свою очередь подчиняется Генпрокуратуре. Если нужно обжаловать полномочия генерального прокурора, документ нужно направлять президенту.

По структуре эта жалоба ничем не отличается от жалобы в суд. В документе обязательно нужно указать: суть жалобы, положения, которые были нарушены, данные заявителя, наименование органа-адресата жалобы, список прилагаемых документов и дату.

В какой срок необходимо оспорить?

Обжалование ходатайства обвинителя нужно успеть направить в суд в течение трёх месяцев, с момента, когда стало известно, что прокурор нарушил права и свободы.

Нужно запомнить:

  • Представление прокурора — это реакция в виде жалобы на нарушение прав одной из сторон судебного процесса.
  • Представления бывают двух видов: кассация (её можно подавать во все суды кроме мировых) и апелляция (разрешено подавать во все суды).
  • На жалобу прокурора тоже можно пожаловаться. Важно грамотно и подробно написать заявление в суд или вышестоящую прокуратуру.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfeb27602ec5300aa1c1dc5/5d46ed6e46f4ff00acf0ae20

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *