Государственное техническое регулирование в строительстве

Технические регламенты в строительстве — это документы, обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования в которых установлены минимально необходимые требования, призванные обеспечивать единство измерений, безопасность и т.д.

ФЗ № 184 «О техническом регулировании», в соответствии с которым разрабатывается технические регламенты в строительстве, носит межотраслевой характер.

Поэтому в нормативных документах и стандартах предусмотрено изменение функций государственного и технического регулирования, путем принятия технических регламентов региональными органами власти

Государственное техническое регулирование в строительстве

Обязательные для применения и исполнения требования к безопасности продукции, процессов ее производства, транспортирования, хранения, эксплуатации, утилизации, а также национальных стандартов, имеющих статус документов для добровольного применения с требованиями к конструктивным формам продукции, качеству ее исполнения, методам ее испытаний, включены в общие технические регламенты в строительстве. Но строительная продукция создается и эксплуатируется практически для всех отраслей народного хозяйства страны, поэтому технические регламенты в строительстве подчинены целям, на основании которых происходит их принятие на местном уровне:

  • защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  • обеспечение энергетической эффективности.

Технические регламенты в строительстве в иных целях не допускаются к рассмотрению и принятию.

Для адаптации к строительным процессам и продукции, а также для регулирования деятельности строителей был принят дополнительный документ – ФЗ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Документ был составлен с учетом отечественной и международной правоприменительной практики в области технического регулирования, в том числе стран ближнего зарубежья и требует соблюдения следующего перечня национальных стандартов России, утвержденных Правительством РФ:

  • Пожарная безопасность.
  • Механическая безопасность.
  • Безопасность для здоровья человека, условий его проживания, а также пребывания в здании.
  • Безопасность при определенных природных явлениях и процессах, а также техногенных воздействиях.
  • Безопасность для пользователей зданий.
  • Энергетическая эффективность зданий.
  • Уровень доступности зданий для групп населения с ограниченными физическими возможностями.
  • Безопасность воздействия зданий на окружающую среду.

Составляя технические регламенты в строительстве, прежде всего, устанавливаются обязательные требования к уровню безопасности зданий (сооружений), независимо от их назначения, а также к соответствующим процессам изыскания, проектирования, монтажа, строительства, наладки, эксплуатации и сноса.

Помимо этого, технические регламенты в строительстве освещают минимальные необходимые требования к зданиям и сооружениям, разъясняют нормы и ряд общих требований:

  • требований безопасности (механической, пожарной и др.),
  • требований к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений,
  • требований по обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта,
  • требований по обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа),
  • требований оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Государственное техническое регулирование в строительстве

Общероссийские технические регламенты в строительстве не содержат требования к конструкции и исполнению поэтому в качестве основы для разработки проектов технических регламентов полностью или частично используются международные стандарты, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей.

Стандартный порядок разработки и принятия технических регламентов (ТР) на региональном уровне происходит по следующей схеме принятия технического регламента:

  1. Разработка проекта ТР любым лицом.
  2. Публичное обсуждение проекта ТР.
  3. Экспертиза проекта ТР экспертной комиссией.
  4. Законодательное утверждение проекта ТР.

Разобраться во всех особенностях правового института технического регулирования безопасности зданий и сооружений можно вместе с нашими специалистами, которые в будние дни консультируют по телефону 209-09-40. Обращайтесь! 

Источник: https://stroy-trading.ru/information/article/986-Tekhnicheskie-reglamenty-v-stroitelstve

Публикации

03/05/2017

Государственное техническое регулирование в строительстве

Техническое регулирование в строительной отрасли – одно из важнейших направлений работы Минстроя РФ, поскольку без нормативно-технической базы строительные работы вестись не могут.

По мнению Алексея Гришина, директора министерского департамента градостроительной деятельности и архитектуры, с данным направлением в стране всегда было плохо: как минимум 20 лет в отрасли практически не наблюдалось никакого развития нормативной базы.

О том, как обстоят дела в этом направлении сегодня, глава департамента рассказал в интервью «Интерфаксу».   

 — Алексей Викторович, в строительстве одна из важнейших тем — это техническоерегулирование.

На протяжении почти 20 лет госпланирования и финансированияразвития нормативной базы строительства вообще не велось. И только с созданиемМинстроя эта работа возобновилась.

Расскажите, что сегодня уже сделано и надчем предстоит ещё поработать?

 — Да, действительно, в 2015 году Минстрой получил государственное задание на осуществление системной работы в области технического регулирования строительства и занялся полномасштабной ревизией нормативной технической и методической базы.

В процессе работы выяснилось, что существует серьезный дефицит документов по таким направлениям нормирования и стандартизации, как градостроительное проектирование и благоустройство, строительные конструкции, проектирование и строительство в зонах опасных геофизических воздействий, многолетних мерзлых грунтов, в подземном пространстве и т.д.

В 2015 году было разработано 124 свода правил, в 2016 — разработано и актуализировано еще 104.

В этих документах прописаны требования по строительству в сейсмических районах, по информационному моделированию в строительстве, по высотному строительству, по проектированию зданий и сооружений с учетом доступности для инвалидов жилых помещений, объектов социальной и транспортной инфраструктур, по строительству школ и детских садов.

 — В этом году работа продолжится?

 — Безусловно. На 2017 год совместно с национальными объединениями запланирована разработка и актуализация в общей сложности 75 сводов правил и 35 стандартов.

В целом, до конца 2025 года, по нашему прогнозу, фонд нормативных технических документов в строительстве составит порядка 1600 единиц, и далее на постоянной основе будут проводиться работы для поддержания нормативной технической базы в актуальном состоянии.

 — Сегодня на повестке дня — тема развития городской среды. Как обстоят дела сразработкой сводов правил, касающихся благоустройства общественныхпространств?

 — В 2016 году мы утвердили обновлённую редакцию СП «Благоустройство территорий». Прописанные в нем требования направлены непосредственно на устойчивое и безопасное развитие территорий, касающихся и системы озеленения поселений, и охраны здоровья населения, и рационального использования природных ресурсов, и охраны окружающей среды и т.д.

Там же мы прописали правила по сохранению памятников истории и культуры. И что очень важно, мы заложили в документ основу для реализации определенных законодательством социальных гарантий маломобильным группам населения в части благоустройства территорий. Отдельно пересмотрели СП «Городская среда.

Правила проектирования для маломобильных групп населения» и ряд документов, касающихся планировки и застройки городских и сельских поселений.

На 2017 год также запланирована разработка ряда СП в области развития городской среды — «Здания и комплексы высотные. Планировка и застройка территорий», «Набережные.

Правила проектирования», «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования», «Улицы и дороги населенных пунктов.

Правила проектирования», «Правила проектирования комплексного благоустройства на территориях производственного назначения».

 — На Госсовете в мае обсуждалась возможность активного перехода на деревянноедомостроение в массовом сегменте. Как обстоят дела с этим направлением?

 — Сегодня мы активно работаем над подготовкой и принятием нормативной базы технического регулирования деревянного домостроения высотой до трех и более трех этажей. В ноябре прошлого года была утверждена дорожная карта, где мы прописали четкие шаги по обновлению нормативных требований к такому строительству.

 — Какие-то документы уже удалось утвердить?

 — Да. Утвердили актуализированную редакцию свода правил, который регулирует методы проектирования и расчета конструкций из цельной и клееной древесины в новых, эксплуатируемых и реконструируемых зданиях и сооружениях. С 28 августа текущего года документ вступит в силу. Появились проекты новых сводов правил «Конструкции деревянные с узлами на винтах.

Правила проектирования» и «Здания жилые одноквартирные с деревянным каркасом. Правила проектирования и строительства».

Осенью прошлого года документы прошли публичные слушания, эксперты Технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство» дали положительное заключение на них, осталось пройти техническое редактирование в ФАУ «ФЦС», после чего СП будут утверждены приказом ведомства.

В этом году началась работа над сводами правил по многоэтажным деревянным зданиям, планируется разработать СП «Дома жилые многоквартирные с применением деревянных конструкций.

Основные положения» и СП «Здания общественные с применением деревянных конструкций. Основные положения».

Разработке этих документов предшествовали научные исследования, направленные в первую очередь на обеспечение требований пожарной безопасности таких зданий.

Мы также планируем создать базу проектов повторного использования на объекты с применением конструкций из древесины высотой до трех этажей и проектов более высотных деревянных зданий.

 — Как Минстрой относится к инициативе заинтересованных ведомствстимулировать спрос на деревянное строительство с помощью введения льготнойипотеки и налоговых льгот?

 — Думаю, сначала нужно сформировать качественную нормативную базу для развития деревянного домостроения. И только после этого обсуждать все остальное.

 — Сегодня много говорится о переводе госзаказов на модель информационногомоделирования. Когда по вашим оценкам российский стройкомплекс начнетпроектировать и строить в новом формате?

 — Мы доработали с учетом мнений экспертов дорожную карту по внедрению технологий информационного моделирования в проектировании, строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства. В начале апреля правительство этот план утвердило.

В нем мы прописали, что в первую очередь необходимо сделать для того, чтобы создать условия для повсеместного применения технологий информационного моделирования в стройке, какие изменения нужно внести в действующее законодательство, какие своды правил надо пересмотреть или разработать и т.д.

В 2016 году мы разработали четыре новых свода правил в области информационного моделирования в строительстве, определяющие общие принципы применения данных технологий.

В документах прописаны требования и правила по обмену данными в процессе проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, требования к компонентам информационных моделей строящихся объектов, к программным интерфейсам обмена данными, объемам и содержанию передаваемой информации, уровням геометрической и атрибутивной проработки компонентов информационных моделей зданий и сооружений, требования к эксплуатационной документации объектов завершенного строительства, описание процессов жизненного цикла от проектирования строительства до сноса зданий, учитывающее применение технологии информационного моделирования и т.д.

Кроме того, мы планируем отобрать несколько пилотных проектов, чтобы в процессе их реализации отработать нюансы на всех этапах: проектирование, экспертиза, строительство, эксплуатация. Это нам даст понимание, какие нормативные акты надо доработать в этом направлении.

 — Уже понятно, какие пилотные проекты?

 — Пока список пилотов формируется. Думаем, обязательно должен быть линейный объект, промышленный, жилой.

 — Сегодня на повестке дня стоит актуальная задача – создание системы экономическиэффективного проектирования. Какой результат ожидаете от проводимой работы?

 — В качестве ожидаемых результатов мы рассматриваем, в первую очередь, снижение затрат на строительство капитальных объектов, возможности повторения апробированных и зарекомендовавших себя технических и технологических решений и как следствие — уменьшение сроков и стоимости проектно-изыскательских работ.

Решения 90-х годов об отказе от типового проектирования привели к тому, что мы достигли разнообразия, но в тоже время ушли от мотивации наших проектировщиков и государственных заказчиков к проектированию экономически эффективных по затратам на строительство объектов.

В итоге на сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда стоимость одинаковых по мощности объектов, находящихся в одной и той же климатической и сейсмической зоне отличаются в разы по стоимости.

Читайте также:  Минфин разъяснил порядок установления даты выпуска

В прошлом году был принят 368-ФЗ, в соответствии с которым были внесены нововведения в Градостроительный Кодекс.

Например, законом впервые введены такие понятия, как: «проектная документация повторного использования», «экономически эффективная проектная документация повторного использования», «модифицированная проектная документация», «единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства» (ЕГРЗ).

Далее мы активизировали работу по формированию систематизированных сведений экономически эффективной проектной документации повторного использования. Параллельно занимаемся формированием Единого государственного реестра заключений (ЕГРЗ).

Мы изменили правила отбора документации повторного использования.

Теперь проектная документация будет признаваться экономически эффективной повторного использования при наличии положительного заключения государственной экспертизы и при соответствии утвержденным критериям.

После получения заключения, такая документация будет в обязательном порядке заноситься в ЕГРЗ, и следующий государственный заказчик подобного объекта сможет её повторно использовать.

Здесь еще важно подчеркнуть, что согласно закону, исключительное право на данную документацию должно быть передано Российской Федерации. Использование проектов из реестра, на наш взгляд, послужит одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов на капитальное строительство в государственном секторе экономики.

 — А по каким критериям отбирается такая документация?

 — Критерии экономической эффективности также утверждены правительством. Их всего два: сметная стоимость проекта не должна превышать предполагаемую (предельную) стоимость строительства (НЦС). И второй критерий: объект капитального строительства должен иметь класс энергетической эффективности не ниже класса «C».

Данные критерии применяются для подготовки проектной документации, если государственный контракт на подготовку заключен после 12 ноября 2017 года.

Мы должны уметь вписаться в те нормативы цены строительства, которые приняты Минстроем России для каждого из проектов и для каждого из субъектов.

Конечно, мы не исключаем индивидуальных проектов, но при этом, они должны вписываться в данные нормативные рамки.

 — Уточните пожалуйста, что еще кроме информации по проектам повторногоприменения будет заложено в ЕГРЗ?

 — В ЕГРЗ будет включена информация о всех проведенных государственных и негосударственных экспертизах и выданных заключениях с включением в нее и самой проектной документации, и результатов инженерных изысканий, в том числе по крупнейшим объектам капитального строительства. Выдача заключения экспертизы на проект не допускается без включения сведений о таком заключении в ЕГРЗ.

 — Когда планируется запустить реестр?

 — Он будет формироваться поэтапно. Программное обеспечение в тестовом режиме ориентировочно планируется запустить в декабре 2017 года, а в полном объеме – в январе 2018 года.

Он будет состоять из разделов, каждый из которых открывается в отношении отдельного заключения и идентифицируется не изменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером заключения экспертизы проектной документации.

Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации придаст прозрачность системе архитектурно-строительного проектирования, а также сможет выступить критерием оценки эффективности работы субъекта Российской Федерации.

Источник: «Интерфакс – Недвижимость»

Сохранить как PDF файл

Темы: Минстрой РФ, нормативная база, техническое регулирование

Обсудить на форуме

Источник: http://sroportal.ru/publications/texnicheskoe-regulirovanie-kak-minstroj-spravlyaetsya-s-goszadaniem/

Техническое регулирование в строительстве

Основополагающим для рассматриваемого вопроса документом является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии с ним разрабатываются технические регламенты.

Но они устанавливают лишь минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность, единство измерений и т. д., за исключением отдельных случаев, когда надо установить требования непосредственно «к исполнению продукции». Именно таким исключением является сфера строительства.

Поэтому для строителей дополнительно был принят специальный документ – Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Он действует с 30 июня 2010 года.

Регламент устанавливает обязательные требования к безопасности зданий и сооружений любого назначения (в том числе входящих в их состав инженерно-технических сетей), а также к связанным с ними процессам изыскания, проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

К ним относятся требования: 1) механической безопасности; 2) пожарной безопасности; 3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; 4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; 5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; 6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; 7) энергетической эффективности зданий и сооружений; 8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду. Они перечислены в пункте 6 статьи 3 закона № 384-ФЗ.

В Регламенте определено, что для обеспечения соблюдения установленных требований на обязательной основе должен применяться Перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный Правительством РФ (п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 42 закона № 384-ФЗ). 

Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р указанный перечень (далее – Перечень № 1047-р) был утвержден и вступил в силу в тот же день.

В связи с чем теперь ни одно здание и сооружение не может быть введено в эксплуатацию, если его технические характеристики не соответствуют нормативам национальных стандартов и сводов правил.

Отметим: документацию по всем недостроенным объектам (либо построенным ранее) приводить задним числом в соответствие с нормативами не нужно.

Дело в том, что требования, установленные законом № 384-ФЗ, не применяются (до реконструкции или капитального ремонта): – к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований; – к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

– к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований (п. 1 ст. 42 закона № 384 — ФЗ). 

Кроме того, в законе № 384-ФЗ (п. 7 ст. 6) определено, что Национальным органом РФ по стандартизации должен быть опубликован и размещен в информационной системе общего пользования перечень документов по стандартизации, применяемых на добровольной основе. Такой перечень был утвержден приказом Ростехрегулирования от 1 июня 2010 г. № 2079.

>|В Положении о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии заменили его сокращенное наименование: вместо Ростехрегулирование теперь используется название Росстандарт (постановление Правительства РФ от 9 июня 2010 г. № 408).

|< Согласно закону № 184-ФЗ, применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил является достаточным условием соблюдения требований технических регламентов (п. 4 ст. 16.1). Оценка соответствия объектов требованиям регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам или сводам правил.

Неприменение же стандартов и правил несоблюдением требований регламентов не является. В этом случае допускается использование иных документов для оценки соответствия. Разъясняя положение этой нормы, можно отметить следующее. Добровольное применение стандартов означает, что вы добровольно делаете свой выбор в пользу использования этих норм.

Так, если вы на добровольных началах, например, в проектной декларации заявляете о применении этого перечня (утвержденного приказом № 2079), то тем самым добровольно принимаете обязательство о его применении. В каких еще случаях применение добровольного перечня становится обязательным? Приведем несколько возможных ситуаций. 1.

В договоре подряда стороны (заказчик и подрядчик) договариваются об использовании именно этого «добровольного» перечня. Тогда он становится для подрядной организации обязательным на все время осуществления строительства (выполнения строительных работ) или подготовки документации в рамках отношений, регулируемых данным договором. 2.

Работы выполняются для государственных нужд (по госконтракту), и требование о применении добровольного перечня содержалось в конкурсной документации. 3.

Проектировщик, подрядчик могут отдать предпочтение «добровольному» перечню, так как в нем сосредоточен большой прошлый опыт разработки подобных документов, служащих определенной гарантией достижения положительного результата. В противном случае – до момента подтверждения экспертным заключением соответствия всей конструкции обязательным требованиям – есть риск неопределенности.

Пример.Среди стандартов, обязательных к применению, – ГОСТ 25100-95 «Грунты. Классификация». Разделы 3–5; приложение А (Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ № 1047-р).

Из содержания указанных частей ГОСТа следует, что обязательно все то, что касается терминологии в этой области, терминов, применяемых в данном стандарте, классификации грунтов. А в перечне, применяемом на добровольной основе (утвержден приказом Ростехрегулирования № 2079), приведен целый ряд ГОСТов по грунтам: – ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик; – ГОСТ 5686-94 Грунты. Методы полевых испытаний сваями; – ГОСТ 12071-2000 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов; – ГОСТ 12248-96 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости и т. д. (п. 91–112, 114–117).

Соответственно, подрядчик, если стороны договора специально не оговорили применение Перечня № 2079, может провести все необходимые измерения другими методами, и заказчик не вправе будет ссылаться на некачественное выполнение работ в такой ситуации. 

В статье 6 закона от № 384-ФЗ определено следующее. 1. Национальные стандарты и своды правил являются обязательными для применения (п. 1, 4). 2. Уполномоченным органом утверждается перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований закона (п. 7).

В соответствии с этим и положениями статьи 42 (п. 3, 4) было утверждено два перечня, о которых мы рассказали выше.

Каков порядок их применения? То есть можно ли пользоваться только вторым перечнем, раз он обеспечивает соблюдение требований закона № 384-ФЗ? Дело в том, что применение первого перечня обязательно. А применение второго – возможно.

Так что, если какие-либо нормы определены документами первого перечня, они должны обязательно использоваться при проектировании и строительстве.

Статья напечатана в журнале «Учет в строительстве» №11, ноябрь 2010 г.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/199652/

Техническое регулирование

Основным нормативным документом, дающим определение и толкование технического регулирования, является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ  О техническом регулировании (pdf , 0.

03 Мб)  Исходя из определения, данного в этом документе, техническое регулирование подразумевает под собой «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

К основным принципам технического регулирования относятся:

  • применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
  • независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;
  • единой системы и правил аккредитации;
  • единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
  • единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  • недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
  • недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;
  • недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;
  • недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
  • недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Читайте также:  «сезонные» лицензии на алкоголь и общее смягчение требований (законопроект)

Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
  • обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Федеральным законом  О техническом регулировании (pdf , 0.03 Мб)  также определены права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений. В целях реализации положений данного Закона были разработаны  постановления Правительства Российской Федерации. 

Федеральным законом  О техническом регулировании (pdf , 0.03 Мб)  также определены права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений. В целях реализации положений данного Закона были разработаны  постановления Правительства Российской Федерации. 

Последнее обновление: 04.03.2020 11:27

Источник: https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity/technicalregulation

Государственное регулирование в строительстве

Строительный сектор нуждается в государственном регулировании и контроле со стороны уполномоченных структур.

Благодаря  этому удается удерживать строительную сферу на плаву, избегая брака в процессе возведения сооружений, а также грубого нарушения законодательства при распределении земельных участков.

Вопрос только в том, как осуществляется правовое и техническое регулирование? Какие органы берут на себя подобные обязательства? Какова социология взаимоотношений государственных органов и подотчетных структур? В чем роль саморегулируемых организаций? Эти и другие вопросы будут затронуты в статье.

Виды регулирования и его особенности

За последние годы на государственном уровне была сформирована целая система контроля в сфере жилищного строительства, а также производственного сектора. При этом можно выделить следующие формы и методики государственного контроля:

  • Регулирование в техническом секторе.
  • Государственный контроль со стороны уполномоченных структур. Как вариант – госстройнадзор (ГСН).
  • Организация экспертизы на государственном уровне. Здесь речь идет о проверке техдокументации проектной документации в строительстве. К этой же категории стоит отнести проверки, касающиеся экологической сферы.
  • Предоставление разрешения на возведение объекта, а также на его ввод при обязательном ведении реестра. Благодаря такой фиксации, правовое и техническое регулирование, которое осуществляют уполномоченные органы и структуры, проходит на более высоком уровне.
  • Регулирование образования цены и составления сметной документации при строительстве.

Государственные органы – не единственные в вопросе контроля сферы строительства. Различные объекты контролируются и со стороны негосударственных структур, которые имеют влияние на качество стройматериала, уровень предоставляемых услуг в рассматриваемом секторе и так далее. Что касается задач, которые берут на себя негосударственные органы, то здесь стоит выделить:

  • Экспертиза проектных документов (актуально как для жилищного, так и для производственного сектора).
  • Строительное регулирование (контроль). Эту работу берут на себя специальные органы, осуществляющие строительство объекта. В роли такой организации может выступать заказчик, застройщик или подрядная структура (при наличии договора подряда).
  • Возможности саморегулируемых организаций (СРО), которые также имеют право выдавать допуски для ведения строительства, готовить бумаги по будущему проекту, а также осуществлять правовое и техническое регулирование, составлять реестр.

Варианты и особенности государственного регулирования

Как показывает практика, большая часть участников строительства и клиентов саморегулируемых организаций не до конца представляют особенности и нюансы организации каждого из рассмотренных ответвлений.

Есть только общее понимание, что определенные объекты требуют согласования, внесения в реестр и так далее.

Но в чем особенность каждого из типов государственного контроля? С этими моментами разберемся предметно:

1.   Техническое регулирование (ТР). В сфере строительства ТР берет на себя одну из ключевых задач. Любые изменения в этом секторе неизбежно сказываются на бизнес-деятельности.

В частности, вносятся корректировки в систему сертификации, меняются расходы субъекта предпринимательской деятельности, корректируется себестоимость продукции и так далее. Вот почему государственный контроль играет здесь ключевую роль.

Задача уполномоченных структур – организовать систему стандартов качества и безопасности, которые бы не нагружали производителей услуг и товаров.

Если рассматривать правовую сторону этого вопроса, то в задачу уполномоченного органа входит реализация следующих задач – контроль соблюдения действующих техрегламентов с последующим применением мер воздействия к нарушителю. При этом контроль осуществляется как в сфере жилищного, так и в секторе производственного строительства. Главные цели – защитить здоровье и жизнь людей, а также сохранить окружающую среду.

Государственное ТР проводится в форме госнадзора, аккредитации, проведения регистрационных мероприятий, приемки объекта в эксплуатацию и так далее. Здесь же ведется реестр выполненных работ и различного рода объектов жилищного или производственного сектора.

При этом задача государства – стимулировать общество на четкое соблюдение действующих техрегламентов. Такая социология способствует повышению качества возводимых объектов и повышению безопасности жизни для людей, которые используют объекты строительства.

Государственный контроль в секторе ГСН и ТР имеет схожие черты, главная из которых – общность функций. К последним стоит отнести:

  • Наблюдение. Для контролирующих структур различные объекты жилищного и производственного назначения выступают в роли «подопытных». Уполномоченные органы берут на себя функцию контроля (производится и правовое регулирование).
  • Сбор информации. Здесь подразумевается получение данных о соблюдении подконтрольным объектом требований законодательства и техрегламента.
  • Принятие мер. При нарушении дисциплины или действующего законодательства предпринимаются определенные шаги, направленные на наказание виновных. В частности, контролирующие органы имеют право привлекать к ответственности и вести реестр нарушителей.
  • Выявляются причины, по которым произошло нарушение, и предпринимаются меры, исключающие подобное в будущем.

Как упоминалось, в этих вопросах ведется статистика (реестр). Эти функции берет на себя Федеральная служба госстатистики, в отчетах которой и находят отражение нарушения в сфере жилищного или производственного строительства, а также рассматриваются вызвавшие их причины.

2.   Государственный стройнадзор. Здесь главная функция лежит на плечах Федеральной службы, а также на органах исполнительной власти. Если объекты относятся к строительной сфере, то эти вопросы берет на себя Министерство обороны страны.

Если сооружение не попадает в сферу влияния Ростехнадзора или Минобороны, то правое и техническое регулирование ложится на плечи исполнительной власти. Многие считают, что промышленный сектор относится к категории саморегулируемых. Это не так.

Здесь работают те же принципы, что и для остальных объектов.

Получается, что при организации надзора ключевое значение имеет важность объекта для государства в целом.

При этом объектом проверки выступает контроль законности строительства (реконструкции) сооружения, то есть действий застройщика.

При этом проверке поддается правовое и техническое поле – проверяется соблюдение законов и технических норм, выявляются правонарушения и определяются меры наказания для объектов.

Главные цели контроля – достижение общей практики, положительная социология деятельности, прозрачность всех выполняемых процедур и так далее.

Также в процессе надзора уделяется внимание следующим направлениям – системе организации строительных работ, соблюдению правил выполнения арматурных и монтажных мероприятий, четкость нанесения антикоррозийных покрытий и прочие вопросы в этой сфере. Как и в прошлых случаях ГСН проводится как для жилищного, так и для других секторов.

Для повышения качества мероприятий действующий регламент определяет сроки проведения проверок, предмет надзора, критерии внесения в реестр, основания для выполнения контрольных мероприятий, нюансы выдачи уведомлений и так далее. Многие вопросы касаются и саморегулируемых структур, которые также следуют действующим нормам.

3.   Выдача разрешений на возведение объекта. Правовое обоснование изложено в ГрК РФ, земельном кодексе, а также в правовых и других актах. Выдачей таких документов занимается федеральная, исполнительная или местная власть (в зависимости от того, какие объекты подлежат проверке). После завершения работ сооружение должно быть внесено в реестр.

Сразу стоит отметить, что существуют объекты, которые не требуют получения разрешения. В частности, действие статьи 36 ГрК РФ не касается памятников культурного наследия, а также участков, находящихся в пределах территорий общего пользования или занятых линейными сооружениями.

Раньше объекты жилищного сектора принимались специальной комиссией от государства, в которую входили представители разных структур. Сегодня же в строительной сфере разрешение на ввод дает тот же орган, который выдал разрешение на строительство.

Стоит отметить, что правовое  регулирование этого вопроса проводится весьма жестко – ведется реестр, имеет место ответственность за нарушение действующих норм. При этом проверяющая структура имеет право отказать в выдаче разрешения на строительство (ввод) объекта жилищного (производственного) сектора. Правда, в этом случае застройщик имеет право подать в суд и оспорить такое решение.

4.   Образование цены и сметная документация. Система контроля подразумевает регулирование в сфере цены и смет, что касается и саморегулируемых организаций. Социология здесь такова, что в секторе жилищного и иного строительства допускаются определенные погрешности при расчете стройматериала и рабочей силы.

Правовое регулирование в этом секторе направлено на решение ряда задач – снижение уровня отклонений расчетных данных от реальных, разграничение власти между региональными и федеральными структурами.

Здесь же стоит отметить ведение реестра нарушений, установление системы нормативов на государственном уровне, а также других норм, действующих и для саморегулируемых организаций

  • В России государственная политика в секторе образования цены и смет ведет специально созданный Федеральный центр, который находится в подчинении Минрегионразвития РФ.
  • Считается, что предусмотренные меры позволят проектировщику четко определять лимит финансирования и на основании полученной суммы принимать решения.
  • Источник: СТРОИМ ПРОСТО

Источник: https://stroimprosto-msk.ru/stati/gosudarstvennoe-regulirovanie-v-stroitelstve/

Техническое регулирование в строительстве

  • МИНИСТЕРСТВО
    ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МОСКОВСКИЙ
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
    «Проектирование зданий»
  • КАФЕДРА ТЕХНИЧЕСКОГО
    РЕГУЛИРОВАНИЯ
  • РЕФЕРАТ
  • Техническое
    регулирование в строительстве
  • Исполнитель:

Иванов И.И.,

  1. студент ИАФ –V-4
  2. дневное отделение.
  3. Подпись___________
  4. Научный руководитель:

Слесарев М.Ю.,

профессор, док.
техн. наук

Подпись___________

г. Москва, 2010 г.

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • СПИСОК ПРИНЯТЫХ
    СОКРАЩЕНИЙ
  • ТР – технический
    реглАМент
  • ФЗ – федеральный
    закон
  • РФ — РОССИЙСКАЯ
    ФЕДЕРАЦИЯ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Цель работы:
    ознакомиться с техническим регулированием
    в строительном комплексе Российской
    Федерации.
  • Для достижения
    поставленной цели были поставлены
    следующие задачи:
  1. Получить представление об основных положениях технического регулирования, зафиксированных в законе “О техническом регулировании”.

  2. Рассмотреть основополагающий технический регламент “О безопасности зданий и сооружений”.

Объектом исследования
является техническое регулирование в
строительстве. Предметом исследования
стал Федеральный закон “O
техническом регулировании”.

Методика исследования
основана на ссылках
на научно-техническую, учебную литературу
и на другие источники информации о
результатах исследований предмета.

Читайте также:  Комментарий 15765 к статье: порядок регистрации ооо в пфр и фсс в 2017 году

Методология
исследования представляет собой изучение
законодательства в области технического
регулирования, статей в профильных
журналах.

Структура реферата
построена по принципу от общего к
частному. В первой главе дается информация
о новых принципах технического
регулирования в Российской Федерации.
Вторая глава посвящена изучению
технического регламента “О безопасности
зданий и сооружений”.

ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Федеральный
закон «О техническом регулировании»,
вступивший в силу с 1 июля 2003 г., вносит
принципиальные изменения в существующую
систему технического регулирования в
строительстве. Закон
регулирует отношения, возникающие при:

  • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • оценке соответствия.[1]
  1. Закон предусматривает,
    что все обязательные требования к
    продукции и услугам устанавливаются
    только техническими регламентами,
    которые определяются федеральными
    законами постановлениями Правительства
    РФ.
  2. Технические
    регламенты должны содержать минимальные
    требования для обеспечения безопасности
    продукции (услуг) и сфера применения
    обязательных требований поэтому сводится
    к минимуму.
  3. Предусматривается
    7-летний переходный период к новым
    техническим регламентам. Новые
    технические регламенты принимаются
    только в целях обеспечения:
  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.[1]

Принятие технических
регламентов в иных целях не допускается.

Согласно новому
законодательству существуют два вида
технических регламентов:
общие технические регламенты и специальные
технические регламенты. Общий технический
регламент строительства содержит
требования, обязательные для применения
и соблюдения в отношении любых видов
выпускаемой продукции, процессов
(методов) производства, эксплуатации и
утилизации и принимается по вопросам:

  • безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
  • безопасной эксплуатации зданий и сооружений;
  • гидрометеорологической безопасности;
  • пожарной безопасности;
  • санитарно-эпидемиологической безопасности;
  • электрической безопасности;
  • экологической безопасности;
  • промышленной безопасности.[1]

Общий технический
регламент может быть принят только
федеральным законом.

Специальный
технический регламент содержит
требования, учитывающие технологические
и иные особенности отдельных видов
деятельности или продукции. Специальный
ТРпринимается
федеральным законом или постановлением
Правительства Российской Федерации.

В
случае принятия специального ТР
федеральным законом, ранее принятый
постановлением Правительства Российской
Федерации технический регламент,
устанавливающий обязательные требования
к той же продукции, процессам (методам)
производства, эксплуатации и утилизации,
утрачивает силу.

Специальные
технические регламенты в области
использования атомной энергиипринимаются
постановлениями Правительства Российской
Федерации.

Технический
регламент содержит требования к
характеристикам продукции, процессам
(методам) производства, эксплуатации и
утилизации, а не к конструкции и
исполнению,
за исключением случаев, при которых не
обеспечивается достижение целей
разработки ТР.

Он также устанавливает
применимую к объекту технического
регулирования форму оценки соответствия,
особенности идентификации для целей
обязательного подтверждения соответствия,
отбора образцов, проведения испытаний,
проведения контроля органа по сертификации
за объектом сертификации (если это
предусмотрено схемой подтверждения
соответствия) и других процедур,
необходимых для достижения целей
технического регламента.

Международные и
(или) национальные стандарты могут
использоваться полностью или частично
в качестве основы для разработки проектов
технических регламентов, за исключением
случаев, когда использование международных
и (или) национальных стандартов не в
полной мере обеспечивает достижение
целей принятия регламента.

Глава 2. Технический
регламент «О безопасности зданий и
сооружений»

Технический
регламент “ О безопасности зданий и
сооружений” вступил в силу с июля
текущего года. ТР “О безопасности зданий
и сооружений” заменяет действующий
ТР“ О безопасной эксплуатации зданий
и сооружений”. Изменения были инициированы
Министерством регионального развития
РФ.

По мнению Перелыгина А.И.

, это
вызвано тем, что эксплуатация зданий,
строений и сооружений является лишь
промежуточным звеном жизненного периода
зданий, строений и сооружений, который
включает такие этапы, как: предварительные
инженерные изыскания, проектирование,
строительство, эксплуатация, снос и
рекультивация территорий. Все составляющие
жизненного периода влияют на жизнь и
здоровье граждан, защиту имущества,
охрану окружающей среды. При этом основы
безопасной эксплуатации закладываются
на этапах инженерных изысканий,
проектирования и выполнения
строительно-монтажных работ.[3]
http://allformgsu.ru

Таким образом,
формулировка «безопасная эксплуатация»,
закрепленная в Федеральном законе «О
техническом регулировании», не
соответствует устоявшейся российской
и мировой терминологии и не охватывает
весь жизненный период зданий, строений,
сооружений.

В качестве основы
для разработки проекта технического
регламента использовалась Директива
89/106 ЕСС – основной нормативный акт
Европейского союза в отношении
строительной продукции. В проекте
технического регламента «О безопасности
зданий и сооружений» объектом технического
регулирования является объект капитального
строительства.

Идентификация
объекта технического регулирования
проведена по трем признакам:

  • по назначению (жилые, общественные, производственные здания и т. д.);
  • по уровню ответственности (повышенный, нормальный, пониженный – от уровня ответственности зависят коэффициенты запаса, закладываемые в расчетные формулы при выполнении проектных работ);
  • применительно к формам оценки соответствия – объекты разделены на три группы:

    • объекты с обязательной государственной экспертизой и надзором;
    • объекты без государственной экспертизы и надзора;
    • объекты индивидуального жилищного строительства .

Список объектов
с обязательной и не обязательной
экспертизой представлен в Градостроительном
Кодексе. К объектам индивидуального
жилищного строительства относятся
отдельно стоящие жилые дома с количеством
этажей не более чем три, предназначенные
для проживания одной семьи, а также
гаражи, бани и другие здания и сооружения
вспомогательного использования.[2]
http://allformgsu.ru

Структура
технического регламента соответствует
требованиям федерального закона «О
техническом регулировании». Она включает
в себя три основные части:

  • требования к безопасности зданий и сооружений;
  • требования по обеспечению безопасности зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла строительной продукции (на стадии проектной документации, строительства, эксплуатации, сноса);
  • формы оценки соответствия.

Технический
регламент устанавливает шесть видов
безопасности строительной продукции:

  • механическая безопасность;
  • пожарная безопасность;
  • безопасность в сложных природных и техногенных условиях;
  • требования безопасных условий проживания (биологическая, химическая, радиационная безопасность);
  • требования безопасности пользования (электробезопасность, термобезопасность).
  • требования безопасного воздействия на окружающую среду.[2]

Выполнение указанных
требований безопасности применительно
к конкретному зданию, сооружению позволит
обеспечить его безопасность в целом.

Формы оценки
соответствия подразделяются на две
большие группы: государственные и
негосударственные. К государственным
формам оценки соответствия относятся
государственная экспертиза, государственный
строительный надзор, приемка в эксплуатацию
объектов, государственный эксплуатационный
контроль, разрешение на строительство,
разрешение на ввод в эксплуатацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом,
государство обеспечивает безопасность
в строительстве введением соответствующих
технических регламентов. Остальные
требования к строительной продукции
(работам, услугам) не регламентируется.

Предполагается, что такое ограничение
государственного регламентирования
снимет административные и бюрократические
барьеры, будет способствовать повышению
ответственности и конкурентоспособности
структур строительного комплекса.

Цель исследования
была достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закона N 184-ФЗ «О техническом регулировании».- КонсультантПлюс.- www.consultant.ru/popular/techreg/. И http://allformgsu.ru/

  2. Проект Федерального закона «О техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений».- Российская газета.- www.rg.ru/2008/07/30/reglament-zakonoproekt.

  3. Перелыгин А.И. – О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О техническом регулировании”//Строительная безопасность.- №2, 2006.

  4. Статья «Стандартный раскол».- «Российская газета» — Федеральный выпуск №5239 (160) от 22 июля 2010 г. http://allformgsu.ru/

Источник: https://studfile.net/preview/549331/

Техническое регулирование строительной деятельности

Материал актуален на 08.09.2014

Техническое регулирование в Российской Федерации  

С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Целью принятия данного закона было снятие избыточных административных барьеров за счет разграничения ответственности по безопасности и качеству продукции между государством и бизнес сообществом, создание условий для вступление в ВТО.

ФЗ N 184-ФЗ «О техническом регулировании» введены принципиальные новые документы — технические регламенты, которые должны содержать минимальные необходимые требования безопасности.     

Внимание!Технический регламент о безопасности зданий и сооружений вступил в силу с 1 июля 2010 года
. При этом к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до 1 июля 2010 года, а также строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до указанной даты, требования регламента не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания.

Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к зданиям и сооружениям в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

Объектом технического регулирования  являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Технический регламент устанавливает восемь видов минимально необходимых требований к безопасности строительной продукции, к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) ч.6 ст.3 Закона.

  • В целях обеспечения выполнения положений Технического регламента Правительство Российской Федерации распоряжением от 21 июня 2010 года N 1047-р утвердило перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  • В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» национальные стандарты и своды правил, включенные в упомянутый «обязательный перечень», являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.      
  • Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»  утвержден приказом Ростехрегулирования от 1 июня 2010 года N 2079.    

В письме Минрегиона от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-05 «О разъяснении статуса сводов правил», даны разъяснения, что  в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил.

Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».       

 См. также  презентацию «О развитии системы технического регулирования в строительстве», которая была подготовлена руководителем Технического Комитета N 465 Бариновой Л.С. и представлена на I Международном Форуме «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов — как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий» в рамках заседания секции «Правовое поле. Инвестиции. Техническое регулирование».

Техническое регулирование в рамках Таможенного Союза

Источник: https://library.fsetan.ru/doc/tehnicheskoe-regulirovanie-stroitelnoj-deyatelnosti/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *