Где написано что должен заключить договор владелец жилого помещения не имеющий тко

Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО (твердых коммунальных отходов) закреплена нормативно-правовыми актами. Она ложится на собственника территории, жилой и нежилой недвижимости. В противном случае, если соглашение подписано не будет, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований.

Пп 1156 и договор с региональным оператором тко

Где написано что должен заключить договор владелец жилого помещения не имеющий ТКОПодписать договор с региональным оператором по вывозу мусора обязаны собственники жилых и нежилых строений.

Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.

Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца накопившийся мусор и вывезти его на свалку. Причины следующие:

  1. Своими действиями он создает угрозу для жизни и здоровья другим жильцам, соседям;
  2. У него нет лицензии на осуществление такой деятельности.

В первом случае владелец жилья дает основание для принудительного выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать причиной исков против такого собственника.

Получение лицензии – это не формальность. Организации предстоит доказать, что она имеет необходимое оснащение для обращения с ТКО. У частного лица этого нет. Велика вероятность, что он вывезет мусор в неустановленное место, тем самым стимулируя рост стихийных свалок.

Ничего подобного у частного лица нет. Кроме того, если он не найдет 100-300 р. в месяц для оплаты тарифов региональных операторов по обращению с отходами, едва ли он потратит час собственного времени и около 1 т.р.

(и больше) на бензин, чтобы вывезти ТКО на специально предназначенные мусорные полигоны. Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте.

Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.

А как же принцип свободы договорных отношений?

Действительно, нормами гражданского законодательства (ст.421 ГК РФ) предусмотрен принцип свободы при заключении соглашений. Запрещено принуждать граждан к подписанию договоров – это недопустимые действия!

Но тут же содержаться исключения, которые делают эту норму не применимой. В частности, это касается обязанностей вступать в договорные отношение в соответствие:

  1. С требованиями закона, в том числе и ГК РФ;
  2. С обязательствами, которые граждане принимают добровольно.

Гражданское законодательство, предусмотрев принцип свободы заключения договора, другой нормой его же и ограничивает. Так, им предусмотрено, что если лицо уклоняется от обязанности вступать в договорные отношения, предусмотренной законом, заинтересованная сторона может в судебном порядке принудить отказника заключить соглашение (п.4 ст.445 ГК РФ).

Промежуточный вывод следующий: владельцы квартир и дом, которые являются собственниками мусора, не имеют права отказаться от заключения договора с региональным оператором ТКО. Последний может в принудительном порядке, через суд, заставить их подписать соглашение и выполнять его условия.

Порядок заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором

Где написано что должен заключить договор владелец жилого помещения не имеющий ТКО Новая система организации обращения с ТКО вступила в действие с 01.01.2019.

Все владельцы недвижимости и территорий – юридические и физические лица – обязаны заключать договоры именно с региональным оператором ТКО. Прежние соглашения с организациями, которые занимались вывозом мусора, признаются недействительными. Исключение – муниципальные предприятия, которые имеют соответствующую лицензию и транспорт которых подключен к ГЛОНАСС.

Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО заключается в том, что потребителю необходимо:

К заявке нужно приложить следующее:

  1. Паспорт или другое удостоверение личности заявителя;
  2. Правоустанавливающие документы;
  3. Технический паспорт недвижимости;
  4. Справку о количестве проживающих лиц.

Это актуально для собственников частных домов, которые заключают договор с региональным оператором в индивидуальном порядке. Владельцы жилья в многоквартирном доме этим вопросом не занимаются. От их имени договор заключают:

  1. Управляющая компания (УК);
  2. Товарищество собственников жилья (ТСЖ);
  3. Жилищный кооператив (ЖК).

Эти организации к заявке должны приложить:

  1. Договор с жильцами дома на обслуживание, включая обращение с ТКО;
  2. Лицензии, на основании которых УК занимается предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирным домом;
  3. Документы, в которых есть характеристика жилых и нежилых строений, включая количество жильцов.

На основании последних документов проводится расчет стоимости услуг по вывозу мусора. Дополнительно направляется доверенность, если вопросом заключения договора занимается доверенное лицо.

После того, как заявка поступила, на ее рассмотрение законом предусмотрено 15 дней. Обязательное условие – документ составлен без ошибок, поданные документы содержат исчерпывающие данные.

В каких случаях сроки рассмотрения продлеваются?

Отсутствие каких-либо необходимых документов или сведений в заявке дает основание оператору на приостановление ее рассмотрения. При этом он обязан:

  1. Выявить недостатки в течение 5 рабочих дней после поступления обращения;
  2. Направить письмо заявителю с требованием представить недостающие документы или сведения;
  3. Приостановить рассмотрение заявки до момента получения затребованных сведений.

После получения письма от регионального оператора, потребитель обязан выполнить требования в пятнадцатидневный срок. Если этого не сделано, заявление возвращается. В сопроводительном письме указываются причины, по которым заявка не рассмотрена.

Региональный оператор может получить заявку на заключение договора на один и тот же объект от нескольких лиц. Это обязывает его уточнить истинного владельца.

С этой целью рассмотрение обращение приостанавливается на срок до 10 рабочих дней, в течение которых запрашивается и получается выписка из ЕГРН.

В документе будет указан истинный владелец, заявка с которым и будет рассмотрена. Остальным обратившимся лицам заявление возвращается.

Отсутствие заявки от потребителя

Учитывая, что не все лица добросовестно отнесутся к обязанностям по организации вывоза мусора, предусмотрен следующий механизм заключение договора с региональным оператором ТКО:

  1. Он размещает на официальном сайте предложение о заключение соглашения;
  2. С этого момента лица обязаны, как указано выше, в пятнадцатидневный срок подать заявку;
  3. Если они не подают ее, автоматически признается заключенным типовой договор на вывоз ТКО региональным оператором.

По сути, смысл подачи заявки заключается в том, что потребитель не соглашается с типовыми условиями, предложенными региональным оператором. В обращении он указывает собственные предложения и замечания. Если этого не сделать, договор с типовыми условиями начинает действовать автоматически.

Типовая форма договора с региональным оператором.

Что должно содержать соглашение?

Где написано что должен заключить договор владелец жилого помещения не имеющий ТКО Законом предусмотрена только письменная форма договора с региональным оператором ТКО.

Кроме реквизитов сторон – название и юридический адрес оператора, паспортных данных потребителя, их контактов, даты и населенного пункта, в котором подписывается соглашение – указываются следующие сведения:

  • Месторасположение дома, для которого требуется услуга;
  • Ее содержание: требование, периодичность, порядок и размер расчета;
  • Порядок решения спорных вопросов, в том числе и по факту не предоставления услуги и перерасчета стоимости за нарушение условий договора;
  • Права и обязанности сторон;
  • Случаи, в которых услуга не предоставляется или ограничивается;
  • Основания для изменения условия или расторжения соглашения;
  • Срок его действия.

Чтобы точно идентифицировать объем услуги, в соглашении прописываются данные о потребителе: характеристика помещений, их площадь, осуществляемая в них деятельность, а также количество проживающих в них граждан.

Если в дальнейшем характеристики меняются, количество жильцов растет или уменьшается, стороны могут пересмотреть размер оплаты. Например, региональный оператор может установить, что количество жильцов в доме выросло с 110 до 150 человек. Его дальнейший порядок действий:

  1. Обращение в суд с иском о перерасчете стоимости;
  2. Истребование от УК, ТСЖ, ЖК или миграционного ведомства данных об изменении численности граждан дома;
  3. На основании полученных данных проводится расчет изменения стоимости за каждый период, когда менялась численность граждан.

Такой иск с высокой вероятностью будет удовлетворен. На ответчика переложат расходы регионального оператора по оплате юридических услуг и судебных издержек. Дополнительно назначается штраф, размер которого определяется условиями договора, и начисляется неустойка.

Сумма выплат может достигать 100 т.р. и более. Поэтому рекомендуется решать споры с региональным оператором в досудебном порядке. Это минимизирует финансовые потери.

Штраф и ответственность за незаключение договора с региональным оператором

За незаключение договора с региональным оператором предусмотрен штраф.

Прежде всего речь идет про ответственность за незаключение договора с региональным оператором. Кроме того, что владельцев могут в принудительном порядке обязать выполнять условия типового соглашения, их могут привлечь к административной ответственности.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наказание за нарушение экологических и санитарных норм (). В соответствии с ней, частные лица могут штрафоваться на 2-3 т.р., а юридические лица – на 100-250 т.р.

Проблема в сложности доказывания, что действия собственника ТКО подпадают под эту статью. Более того, трудно связать отказ от заключения договора с региональным оператором и нарушение экологических, санитарных норм. Поэтому Минстрой подал законопроект, которым вносятся дополнения в эту статью и другие нормы.

Изменения предусматривают ответственность за отказ без каких-либо оснований или уклонение от заключения соглашения на вывоз ТКО. При этом ответственность предусмотрена не только для их собственников, но и для оператора.

Так, физических лиц предлагается штрафовать в размере 5 т.р, а юридических лиц – 100-200 т.р. Кроме того, на должностные лица накладывается штраф за незаключение договора с региональным оператором на 30-40 т.р, а индивидуальные предприниматели на 50 т.р.

Если оператор отказывается предоставлять услуги по вывозу мусора, его должностные лица штрафуются на 30-40 т.р, а организация – на 100-300 т.р. То есть, достаточно доказать факт отказа заключать соглашение, и стороны привлекаются к административной ответственности.

Рекомендации эксперта по переходу на прямые договоры с Регоператором по обращению с ТКО

Заключение договора о вывозе мусора стало обязанностью собственников

Транспортирование и обработка бытовых отходов теперь самостоятельные коммунальные услуги наравне с отоплением и водоснабжением. Чтобы избежать административной ответственности, владельцы домов должны позаботиться о заключении договора об оказании услуги по обращению с отходами, а собственники квартир – убедиться в его наличии

Где написано что должен заключить договор владелец жилого помещения не имеющий ТКО

В этом году в квитанциях на оплату коммунальных услуг появилась новая строка – обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Прежде эта услуга входила в перечень общедомовых нужд, но в связи с так называемой мусорной реформой она была из него исключена.

Теперь обращение с ТКО оплачивается отдельно, как вода и электричество (подробнее об этом читайте в публикации «Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить»).

Собственники жилых помещений обязаны заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО.

По этому договору региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством, а собственник – оплачивать услуги регионального оператора, цена которых определена в пределах единого тарифа.

В случае отсутствия такого договора гражданин несет административную ответственность в виде штрафа от 1 тыс. до 2 тыс. руб. (ст. 8.2 КоАП РФ).

Кроме того, органы власти субъектов РФ могут самостоятельно устанавливать административную ответственность. Например, согласно ст. 6.

21 Кодекса Московской области об административных правонарушениях отсутствие договора на вывоз мусора влечет для гражданина штраф в размере 5 тыс. руб.

Читайте также:  Регистрация ип через нотариуса

Обычно от лица владельцев квартир договор о вывозе мусора заключает управляющая компания. Также собственники могут заключить договор с региональным оператором напрямую.

При этом, как ранее разъяснил Минстрой, если по состоянию на 3 апреля 2018 г. между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, он заключается между собственниками и региональным оператором (Письмо Минстроя от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04).

Важно отметить, что договор будет считаться заключенным согласно утвержденной правительством типовой форме, даже если собственник не предпринял для этого никаких действий, а в квитанции появится строка с указанием стоимости услуги по обращению с ТКО. Чтобы получить бумажный экземпляр договора, необходимо подать заявку региональному оператору.

Казалось бы, раз договор о вывозе мусора в любом случае считается заключенным, собственник может и не обращаться к оператору за этим. Однако это не так. Дело в том, что не все регионы перешли на работу по новым правилам. В некоторых из них не назначены региональные операторы, и услуги по обращению с отходами продолжают оказывать частные организации.

Поскольку законодательством установлена ответственность за отсутствие договора о вывозе и обработке мусора, собственникам рекомендуется узнать о его наличии у управляющей компании или регионального оператора.

В случае отсутствия договора следует заключить соглашение. При этом нужно иметь в виду: о наличии договора будет свидетельствовать строка в квитанции об оплате услуги по обращению с ТКО.

В этом случае к ответственности собственника не привлекут.

Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»).

Заполнить эту форму несложно. В основном нужно выбрать текст из предложенных в ней вариантов.

Сроки и порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок фиксации нарушений определены в типовом договоре, и согласовывать эти условия не требуется.

Указать нужно будет место накопления мусора. Также в договоре необходимо уточнить объем отходов. Это можно определить расчетным путем исходя из нормативов накопления мусора, которые установлены в вашем субъекте РФ в соответствии с утвержденными правительством правилам определения таких нормативов1. Кроме того, придется указать периодичность вывоза мусора.

Для этого следует ориентироваться на срок хранения отходов.

В населенных местах в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) такой срок должен составлять не более трех суток, в теплое время (при температуре выше +5°C) – не более одних суток, что означает ежедневный вывоз мусора (читайте об этом также в новости «Роспотребнадзор разъяснил, как часто должны вывозить собранный раздельно мусор»).

Случаи отказа собственникам домов в заключении таких договоров известны. Так, например, в апреле 2019 г. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина М. о признании недействующим подп. «а» п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Речь идет о норме, согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с мусором собственнику жилого дома по его выбору определяются либо в договоре на оказание этой услуги, заключенном собственником с региональным оператором, либо в договоре между собственником и организацией, которая в его интересах от своего имени заключает договор с региональным оператором.

Поводом для обращения гражданина М. в суд послужило то, что региональный оператор отказал ему в заключении договора, хотя Правила закрепляют право собственника на это.

Верховный Суд указал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, т.е.

он не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности оператора.

Суд удовлетворил требования собственника и признал оспариваемую норму недействующей, так как норма является неопределенной и вызывает неоднозначное толкование.

Теперь в случае отказа регионального оператора заключить договор об обращении с ТКО собственники могут сослаться на решение2 Верховного Суда, тем самым доказать законность своих требований и настоять на их исполнении.

У многих владельцев домов в частном секторе нет договоров о вывозе мусора. Они делают это самостоятельно, так как образуется незначительное количество отходов.

В Жилищном кодексе не разрешен вопрос об обращении с ТКО в частном секторе. При этом данную обязанность с владельцев домов никто не снимает. Закон об отходах производства и потребления обязует местные органы власти решать этот вопрос самостоятельно. Следовательно, к ним и следует обращаться с проблемой вывоза отходов жильцам частного сектора.

Выходом из непростой ситуации может стать заключение договора с организацией, которая занимается сбором и вывозом ТКО. Такой договор может быть как коллективным, так и индивидуальным.

Для заключения коллективного соглашения на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО жильцы частного сектора должны создать и зарегистрировать товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Оно информирует местные органы власти о создании ТСЖ и заключает соглашение на вывоз мусора со специализированной компанией. Договор подписывают представители компании и ТСЖ.

Можно иначе заключить договор. Представитель товарищества обращается в мусоровывозящую компанию с подписанным односторонним обращением о вывозе отходов с пункта ТСЖ, где они хранятся. Гарантией оказания услуги будет служить квитанция или чек.

1 Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов»).

2 Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2019 г. по делу № АКПИ19-128.

Все собственники согласно Жилищному кодексу обязаны заключить договор по вывозу мусора

Где написано что должен заключить договор владелец жилого помещения не имеющий ТКО

В редакцию газеты обратились ветераны, в частности И. А.

Носкова, встревоженная публикацией в петербургской «Пятой газете» от 23 января 2019 года статьи «Оферты посыпались на головы россиян» по поводу новой реформы по сбору и вывозу твердых бытовых отходов населения. Мы попросили прокомментировать публикацию пресс-службу областной Управляющей компании по обращению с твердыми коммунальными отходами.

«Чем опасна новая мусорная оферта?»

Мы частично публикуем содержание статьи «Оферты посыпались на головы россиян» в «Пятой газете», чтобы было понятно, о чем идет речь.

«С 1 января во всех областях РФ стартует новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Собирать и вывозить мусор будет региональный оператор и его подрядные организации. Стоимость услуги ориентировочно будет составлять 160-320 рублей в месяц с одного человека, прописанного в доме (квартире).

Так, если у вас в доме прописано шесть человек, придется выложить около 1000-2000 рулей в месяц. В последующем этот тариф будет только повышаться. Извещение об оказании этой услуги вам будет направлено в виде оферты (всего лишь предложение заключить сделку, в котором изложены существенные условия договора).

Вы должны четко понимать, что достаточно будет расписаться или единожды оплатить эту предложенную услугу, и договор будет считаться заключенным со всеми вытекающими последствиями: дальнейшим начислением сумм, задолженностей (если позднее станете отказываться оплачивать) и пеней за неуплату.

Если вас устраивают предложенные условия, то, конечно, подписывайте и платите. Если же условия договора или цена услуги вас не устраивает, просто игнорируйте эту платежку-предложение.

А саму эту направленную вам бумажку, постарайтесь сохранить, возможно, в суде она будет единственным доказательством вашего отказа от заключения, предложенного вам договора.

В случае если в этом документе указаны ваши персональные данные (адрес, ФИО, и количество прописанных в доме), советуем обратиться в прокуратуру, так как региональный оператор незаконно завладел вашими персональными данными. Это серьезное уголовное преступление.

Отнеситесь, пожалуйста, со всей внимательностью к этому делу, ведь при неосторожном акцепте оферты (первый платеж), согласия на заключение договора, в дальнейшем расторгнуть его возможно будет только через суд, а суммы задолженности за это время могут вырасти до неподъемных…

Чем опасна новая мусорная оферта? Во-первых, отсутствием возможности всякого контроля и учета за количеством вывезенного мусора. Дело в том, что региональные операторы настаивают на заключении прямых договоров.

А к местным властям, продвигающим эту методику расчета, заведомо предполагающую приписки, есть несколько вопросов: почему региональный оператор предлагает договор, отменяющий действие нескольких статей ГК РФ, и почему у так называемого регионального оператора отсутствует собственная техника для сбора мусора в малых объемах, раз он настаивает на заключении прямых договоров с жителями, а не с управляющими компаниями (контейнеры по 200 литров), почему он практически не предлагает услугу по раздельному сбору мусора, почему, наконец, сбор денег населения так называемым оператором предлагается вести не на спецсчета, а на какие-то непонятные счета юридических лиц, а иногда и вообще частных лиц, и другие вопросы…».

Региональный оператор еще ничего не рассылал и не публиковал, поскольку реформа в области была отложена

Разумеется, мы попросили прокомментировать статью пресс-службу Управляющей компании по обращению с твердыми коммунальными отходами, где нам ответили, что в статье много недостоверной информации, и не понятно, откуда авторы ее взяли.

Начнем с того, что в Ленинградской области метод начисления тарифа будет исходя из площади жилья, а не прописанного числа лиц. Тариф за один метр составляет 6,45 рублей. Так, проживая в квартире площадью 35 кв. м вы заплатите 225 рублей вне зависимости от числа проживающих в квартире лиц.

Во-вторых, услуга становится коммунальной и все льготы для отдельных категорий граждан сохраняются. Кроме того, регион отдельно прорабатывает вопрос дополнительных социальных льгот конкретно для Ленинградской области.

В-третьих, не заключение или отказ от оплаты коммунальной услуги будет вести к административной ответственности и штрафам, как для физических, так для юридических лиц. Это закон по всей России. Оплата услуги по вывозу мусора также обязательна, как и оплата за свет, газ, воду и пр. В соответствии со статьей 24.

7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

Часть 5 ст.

30 Жилищного кодекса России говорит, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Кроме того, как поясняют в областной Управляющей компании по обращению с твердыми бытовыми отходами, нужно напомнить о том, что реформа внедряется по всей стране.

И у нее есть плюсы – контроль за транспортными потоками, а это значит, что не будет несанкционированных свалок. Все повезут только на полигон. А еще никто не сможет установить высокий тариф, как это происходит в некоторых районах области.

Кроме того, мы уходим от «закапывания» отходов к обработке и переработке отходов. Выстраиваем систему обращения с отходами, по сути, с нуля.

В отношении системы раздельного сбора мусора ее внедрение предполагается, но постепенно, начиная с пилотных районов, поскольку сознание людей меняется медленнее, нежели пишется приказ о внедрении нового правила.

А главное, региональный оператор еще ничего не рассылал и не публиковал – реформа в области была отложена. В апреле планируется запуск реформы в Приозерском районе, затем Выборгском, Лужском. К осени – во всех остальных районах области, в том числе и в Кингисеппском районе.

Наконец, есть сайт Министерства природы, где выставлены ответы на актуальные вопросы, опубликованные для всех http://www.mnr.gov.ru/open_ministry/hotline/, где имеется соответствующая информация с разъяснением.

  • Мы так и сделали, поскольку многие жители задавали похожие вопросы.
  • Почему я должен платить
  • Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?
Читайте также:  Законопроект о цифровом нотариате прошел первое чтение

– Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании.

Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.

В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.

Почему увеличилась плата за мусор?

– Правильнее говорить о выделении данного платежа из общей строки жилищах услуг и появления строки для владельцев индивидуального жилищного фонда.

При этом ранее взимаемая плата за обращение с ТКО будет исключена из состава жилищных услуг, что позволит исключить двойную оплату населением одних и тех же услуг.

С 2019 года плата за обращение с ТКО становится коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электричество), и поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам (осуществляется индексация, услуга регулируется специальными правилами формирования стоимости и пр.). Напомним, что у регионов есть право вводить субсидии на плату за обращение с отходами для определенной категории граждан (малоимущие и т.п.). В Ленинградской области сейчас прорабатывается этот вопрос.

Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?

– Нет, не может. Об этом говорится в № 89-ФЗ и в Жилищном кодексе. В соответствии со статьей 24.

7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан?

– Да. Заключить договор с регоператором обязаны все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы.

Будут ли льготы по оплате услуги по сбору и вывозу мусора? Куда обращаться, чтобы их получить?

– Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (малоимущим). Для получения компенсации необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

Куда обращаться в случаях, когда некорректно выставлены квитанции?

– Если плата за вывоз и утилизацию ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться в офис регионального оператора. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы.

Например, если в квартире прописан один человек, а плата выставлена за двух, нужно предоставить справку о количестве прописанных.

Также в каждом регионе действуют «горячие линии» по вопросам запуска реформы по обращению с ТКО.

Д. Власов

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”

Не заключать договор с региональным оператором? Возможно ли это?

Многие в х спрашивают — можно ли не заключать договор с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО), можно ли заключать договор на вывоз ТКО не с региональным оператором… Причем спрашивают как должностные лица предприятий, так и физические лица.

Все собственники твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), а именно собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО, заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Таким образом, вывоз ТКО от контейнерных площадок осуществляется региональным оператором при наличии заключенного договора на оказание соответствующих услуг.

статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации 

Как видите, обязанность по заключению договоров на обращение с ТКО есть и у собственников ТКО, и у собственников жилья.

Что будет если не заключать договор с региональным оператором -читайте ниже судебную практику.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

В соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребитель (лицо, заключившее договор с рег. оператором) обязан:

обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»;

подпункт б) пункта 13

Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.

В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.

пункт 7 раздела II «Коммерческий учет объема и (или) массы твердыхкоммунальных отходов»

  • а) расчетным путем исходя из:
  • нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
  • количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
  • б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

пункт 5 Правил

Таким образом, собственники ТКО обязаны осуществлять коммерческий учет ТКО по одному из вышеперечисленных способов.

Между предприятием и рег.

оператором заключается публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора. Рег. оператору достаточно договор на оказание услуг по обращению с ТКО опубликовать в прессе.

В соответствии со статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.

Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом.

С учетом положений части 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.

В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.

2008 N 641″ (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) — 8(7) настоящих Правил.

Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) — 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) — 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из вышеизложенного получается, что если в адрес потребителя (указанный в выписке ЕГРЮЛ) рег.

оператором был направлен договор на оказание услуг по обращению в твердыми коммунальными отходами , и при этом подписанный вариант договора, либо мотивированный отказ от подписания рег.

оператору в установленные законом сроки не поступали — договор считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16 рабочий день после его официального размещения и опубликования.

производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором

пункт в) раздела IV Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

  1. — обеспечивать складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к настоящему договору;
  2. не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов;
  3. назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора;
  4. уведомить регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»), позволяющим подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты потребителя, указанные в настоящем договоре, к новому собственнику.

раздел IV Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

Все что написано выше, в отношении ИП подтверждает Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.10.2019 по делу № А36-254/2019:

  • АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  • от 28 октября 2019 г. по делу N А36-254/2019

Верховный Суд признал недействующей норму правил предоставления услуги по обращению с ТКО

Согласно пункту 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила):

  • Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
  • а) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Гражданин обратился в Верховный Суд РФ с иском о признании недействующим подпункт «а» пункта 148(5) Правил. Он сослался на то, что эта норма не соответствует:

— Реклама —

  • частям 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации,
  • пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,
  1. поскольку действующим законодательством предусмотрено право собственников домовладений заключить договор с оператором по обращению с ТКО напрямую, в частности с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, без посредничества садоводческих некоммерческих товариществ.
  2. Верховный Суд удовлетворил иск гражданина и признал недействующим подпункт «а» пункта 148(5) Правил.
  3. Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2019 г. № АКПИ19-128
  4. Высшая судебная инстанция в своем решении указала следующее.
  5. В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации:
Читайте также:  Какие существенные условия договора купли-продажи?

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пункт 1 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривает:

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Пункт 148(5) Правил определяет условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения).

Подпункт «а» пункта 148(5) Правил определяет условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) в договорах на оказание услуг жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО. Такое толкование является неопределенным и неоднозначным, поскольку не соответствует предмету правового регулирования.

Не заключал договор, нет квитанций, никто не прописан: ответы на главные вопросы о плате за вывоз мусора

Вопросов о платежах за вывоз мусора поступает очень много.

1. «Договор не заключал, а квитанции приходят»

К сожалению, не удается освободиться от платы за вывоз ТКО по этому основанию. Судебная практика складывается не в пользу жильцов.

Главная причина заключается в том, что закон (от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) прямо обязывает собственников жилых помещений заключать договор на вывоз ТКО с регоператором.

Согласно п. 8.17 Правил № 1156, если регоператор опубликовал предложение о заключении договора на своем официальном сайте, то этот договор вступает в силу на 16-й рабочий день вне зависимости от того, подписал его потребитель, или нет.

Это один из случаев обязательного заключения договора, предусмотренный Гражданским кодексом РФ (ст. 445).

Но если при заключенном договоре регоператор не выполнял свои обязанности (т.е. не вывозил мусор) — тогда и платить ему жильцы не обязаны.

Факт вывоза мусора подтверждается прежде всего данными спутниковой системы ГЛОНАСС, которые должны быть установлены на всех мусоровозах. Затребовать эти сведения может суд по ходатайству стороны процесса.

Доказывая, что мусор не вывозится, в суде можно также ссылаться на свидетельские показания, фото- и видеозаписи.

Есть реальные примеры, когда плату за вывоз мусора отменяли, установив, что услуга не оказывалась (Карталинский горсуд, Челябинская область, дело 2-559/2018).

2. «Квитанций не было, а потом выставили долг за весь год»

Если регоператор долгое время не выставлял счета за вывоз мусора, а после прислал квитанцию за все пропущенное время, это повод обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.

Здесь нарушаются права жильцов как потребителей коммунальных услуг (к коим сейчас относится и вывоз ТКО): поскольку они не получают необходимую и достоверную информацию об услуге (состав ст. 14.8 КоАП РФ).

Это грозит регоператору штрафом. Но оплатить задолженность все равно придется: отсутствие квитанции не освобождает от оплаты коммунальной услуги. Разумеется, при условии, что она действительно была оказана (о чем говорилось ранее).

Не платить на законных основаниях можно пени, если их начислили за то время, когда квитанция не приходила (ВС РФ, дело № 303-ЭС19-3457).

А также платежи, по которым уже истекла исковая давность (3 года со дня наступления срока оплаты).

3. «В квартире никто не прописан — начисляют плату за мусор»

По Правилам № 354 плата за вывоз ТКО может начисляться по двум вариантам: либо по количеству жильцов, либо по общей площади жилого помещения.

Право выбора предоставлено региональным властям. Если плата определяется по числу жильцов, то учитываются все, в т.ч. и временные жильцы (если они живут дольше 5-ти дней подряд).

А если в квартире никто не зарегистрирован, плата рассчитывается по числу собственников. Поэтому и выставляют квитанции за пустующую квартиру.

Но другой вопрос, если собственник фактически проживает в другом месте, где и платит за вывоз мусора. Правила № 354 позволяют освободиться от платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия.

Для этого нужно обратиться к регоператору с документами, которые подтверждают проживание в другом месте (это может быть документ о регистрации по иному адресу, транспортные билеты, путевка в санаторий и т. д.).

Вот только здесь есть одна серьезная загвоздка: Правила № 354 предусматривают перерасчет платы за ТКО, если она начисляется по числу жильцов. Поэтому в тех регионах, где платят по общей площади жилья, отказывают в перерасчете (из-за отсутствия методики).

Правда, несмотря на это, в Московской области суд все же обязал регоператора сделать перерасчет. Истец доказал, что он не проживал на даче в зимний период (предъявил платежки об оплате вывоза мусора по своему постоянному месту жительства).

И суд признал, что гражданин не обязан оплачивать услугу, которой фактически не мог пользоваться, проживая в другом месте. Апелляционная инстанция оставила решение в силе (Мосгорсуд, определение по делу № 33-5339/2020).

Таким образом, есть возможность освободиться от платы за вывоз мусора в связи с неиспользованием жилого помещения. Но, к сожалению, добиться этого пока можно лишь в судебном порядке.

Нужно ли заключать договор с региональным оператором по обороту ТКО, или Еще одна головная боль предпринимателей в 2019 году

2019 год начался с проведения так называемой «мусорной реформы». По традиции любые изменения, которые касаются каждого гражданина, организацию, вызывают кучу обсуждений и самое главное вопросов.

Предыстория. До недавних времен я не горел желанием разбираться в данных изменениях, но у моих клиентов были другие планы на этот счет.

В середине августа предпринимателям Пермского края от местного регионального оператора (далее – РО) поступили уведомительные письма, с требованием заключить договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).

И ладно если это просто было уведомление, но нет, письмо содержало другой посыл. Такими письмами региональный оператор уведомлял о том, что предпринимателем совершается административное правонарушение и  скоро его привлекут к ответственности.

По понятным причинам предприниматели обеспокоились, так как штрафы достаточно внушительные, это и денежное наказание до 250 тысяч рублей и административное приостановление деятельности до 90 суток. 

Одним из таких предпринимателей стал мой клиент и его заинтересовал следующий вопрос – а должен ли я заключать договор и платить РО если я арендую помещение у собственника, который платит РО за вывоз мусора ? Об этом и других вопросах буду вести сегодня речь.

Чтобы углубиться в понимание происходящего, я решил уточнить основания к заключению такого договора. В помощь использовал два акта: 1) Федеральный закон от 24.06.

1998 N 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления»; 2) постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641».

Все оказалось достаточно просто! Если ты производишь ТКО, то ты их собственник, а значит, у тебя есть обязанность заключить договор и уплачивать РО за услуги.

Никаких частностей и исключений, ну если не считать исключения, что юридические лица, имеющие объект размещения отходов на своей территории, могут отказаться от заключения договора.

При всем этом, по всей видимости существует презумпция на образование ТКО.

Я пришел к выводу, что эта обязанность следует из закона, а не возникает как следствие заключения договора. Таким образом заключать договор должен каждый и точка. Или нет? Может здравый смысл говорит о другом?

Вопрос  1. Предприниматель (ИП или ЮЛ) арендует помещение у собственника, который заключил договор с РО и уплачивает за оказанные услуги деньги. Должен ли он заключать договор с РО?  

Предприниматель производит ТКО в каком-то объеме, но зачем ему оплачивать услуги РО, если это делает собственник? Возможно, кто-то возразит, что у собственника свои отходы и это плата за них.

А какая деятельность у собственника? На мой взгляд, деятельность собственника в данном случае, это сдача помещений в аренду и ТКО от такой деятельности вряд ли появляются. Почему бы в этом случае не возлагать обязанность на арендатора, а возложить ее на собственника, конечно с учетом объема производимых отходов арендаторами помещений.

Собственник будет взимать плату со своих арендаторов впоследствии. Возможно эта схема громоздкая, но не под одну насадку подгонять, же всех.

Вопрос 2. Гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность в статусе ИП. Должен ли он заключать договор и платить РО?

ИП это статус гражданина для осуществления предпринимательской деятельности, а так как, исходя из положений нормативных актов, платить должны все, кто образует ТКО, то для гражданина, который имеет статус ИП, возникает двойная обязанность.

Выходит, что с такого гражданина уже собирает деньги УК или ТСЖ, а еще и он должен самостоятельно заключить договор и платить РО как ИП.

А если такой предприниматель работает на дому? С точки зрения закона все равно работает он на дому или арендует помещение у кого-то, такой гражданин должен платить два раза и заключить договор с РО как ИП.

Вопрос 3. Индивидуальный предприниматель зарегистрирован в одном субъекте, но фактически деятельность осуществляет в другом, в каком регионе заключать договор?

По логике договор должен быть заключен там, где образуются отходы. Логично же? Но что-то мне подсказывает, что работать все будет по-другому. Если договор будет заключаться по месту фактического осуществления деятельности, региональный оператор по месту регистрации будет пытаться привлекать к ответственности предпринимателя.

Вопрос 4. Предприниматель оказывает услуги от которых не образуется отходов, например, графический дизайнер отрисовывает айдентику для компаний на компьютере, нужно ли ему заключать договор с РО?

На мой взгляд, это один из важных вопросов. Действительно, есть предприниматели, в деятельности которых не образуются отходы. Например, веб-дизайнер, который разрабатывает веб-сайты или артист, который гастролирует с концертами.

Все больше бизнесов сушествуют в цифровом пространстве и тем самым не создают физических отходов, исходя из этого разумно было бы иметь какие-то основания для незаключения договора с РО. В нормативных актах основания такие мной не обнаружены, а даже наоборот, я пришел к выводу, что есть презумпция на возникновение ТКО у предпринимателей.

По этой причине независимо от рода деятельности предприниматель должен заключить договор с оператором и платить за услуги.

 Вопрос 5. Обязателен ли факт заключения договора с РО?

Вся эта ситуация мне напоминает жилищную реформу в 2014 году, которая коснулась капитального ремонта. Региональный оператор рассылал всем договоры, граждане, не понимали нужно ли заключать договор и что будет, если не заключить.

В итоге КС РФ пояснил, что обязанность производить отчисления по капитальному ремонту является законной и принадлежит каждому собственнику, соответственно в заключении договора нет никакого смысла. Мне кажется, что с «мусорной реформой» такая же ситуация.

Более того, на сайте Министерства природных ресурсов и экологии РФ опубликованы ответы с горячей линии (http://www.mnr.gov.ru/open_ministry/hotline/#otvety), из которых следует, что «в соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора». Зачем тогда заключать договор?

Вроде бы вопрос мелочный и ответ однозначный, но жизнь как всегда вносит свои штрихи и появляются вопросы, на которые нормативная база не дает ответы

Уважаемые коллеги, напишите ваши мысли по поводу регулирования ТКО. Может, кого-то из ваших клиентов уже пытались привлечь к ответственности, и есть полученные результаты, которыми можно поделиться.

С уважением!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *