Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

   Досудебное урегулирование налоговых споров очень выгодный процесс для любого налогоплательщика, поскольку экономит бюджет и сохраняем мир между участниками налоговых взаимоотношений. Что делать, если Вам пришло письмо с налоговой? Требуют уплатить налог на доходы, налог на имущество, уплатить начисленные пени?

   Споры с налоговой начинаются именно с получением фирмой одного из актов налоговиков. Любой акт налоговой инспекции так или иначе связан с дополнительным финансовым обременением налогоплательщика: доначисление, штраф, пени. В такой ситуации без адвоката по налоговым спорам не обойтись. Позвоните нам и Ваши права будут защищены!

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Порядок досудебного урегулирования налогового спора

  Любо решение налогового органа налогоплательщик вправе оспорить как по форме, так и по содержанию. Процесс оспаривания решений налоговых органов возможен не только путем обращения в суд.

Законом предусмотрены две процедуры: судебная и внесудебная. Какой стоит отдать предпочтение? Видится – досудебной. Это обусловлено временными, физическими и финансовыми затратами.

Тем более, иск о нарушении процедуры принятия какого-либо налогового акта невозможно без предъявления досудебной претензии.

   Итак, налогоплательщик принял решение о досудебном порядке урегулирования спора. Рассмотрим, какие действия в этом случае необходимо совершить лицу:

  1. Первоначально необходимо проанализировать полученный документ — закажите налоговый анализ уже сейчас, чтобы получить полную картину возникшей ситуации. Установить основание принятия акта, причину доначислений, пеней либо штрафа. Выяснить почему налоговый инспектор не учел доводы налогоплательщика, не применил налоговые льготы, не учел те или иные расходы предприятия. А уже после приступить к выполнению задачи по досудебному урегулированию налогового спора.
  2. Составить жалобу или апелляционную жалобу (далее по тексту – жалоба). Апелляционная жалоба подается на решение налогового органа, которое не вступило в силу. Вступает в силу такое решение по истечении 1 месяца со дня вручения его налогоплательщику. Просто жалоба подается на вступившее в законную силу решение соответствующего органа. Срок для подачи такой жалобы составляет 1 год.
  3. Далее необходимо подать жалобу на вынесенное решение в вышестоящий налоговый орган, через орган, где зарегистрирован налогоплательщик.
  4. После подачи жалобы в налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, она будет направлена в течение 3 рабочих дней в вышестоящий орган. Вышестоящий орган должен вынести решение по соответствующей жалобе лица. Это последнее звено в процедуре досудебного урегулирования спора с налоговой.
  5. После принятия решения вышестоящим налоговым органом оно подлежит вручению или направлению лицу, которое подало жалобу, в течение 3-х рабочих дней со дня принятия.
  6. В случае неудовлетворительных результатов досудебного урегулирования спора, налогоплательщик вправе обратиться в суд с помощью Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры».

   Обжалуя решение налогового органа в апелляционном порядке, налогоплательщик фактически продлевает срок вступления в силу решения налогового органа, которое вступит в силу только после вынесения решения по итогам рассмотрения апелляционной жалобы.

Внимание: смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Срок на подачу жалобы в рамках досудебного урегулирования

ВНИМАНИЕ: если лицо пропустило срок для подачи жалобы по уважительным причинам, то, подавая жалобу, необходимо одновременно просить восстановить срок для подачи такой жалобы, обосновав надлежащим образом уважительность причин пропуска срока. В ином случае налоговым органом жалоба будет оставлена без рассмотрения.

   При рассмотрении заявления в суде, если не имеется оснований для восстановления срока, это будет являться причиной для отказа в удовлетворении заявления налогоплательщика.

   В качестве уважительных причин пропуска срока для подачи жалобы могут являться обстоятельства, которые не зависели от заявителя, которые он не мог контролировать. Также имеется судебная практика, когда суды признают пропуск срока уважительным, если он нарушен незначительно, а также, если подобное решение уже оспаривалось ранее.

   А в какой же срок должна быть рассмотрена жалоба вышестоящим налоговым органом?

   Срок рассмотрения той или иной жалобы зависит от того, какая это жалоба.

   Например, если жалоба подана на решение, которое вынесено по итогам налоговой проверки, то срок ее рассмотрения составляет 1 месяц, т.е. в течение месяца со дня получения налоговый орган должен рассмотреть такую жалобу. НО! срок рассмотрения жалобы при определенных обстоятельствах может быть продлен руководителем или его замом еще на один месяц.

   По другим жалобам решение должно быть принято в течение 15 рабочих дней. Принятый вышестоящим налоговым органом акт также может быть обжалован в ФНС России в течение 3 месяцев со дня вынесения соответствующего акта.

Сервис «Решения по жалобам»

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

   «Физический» приоритет в жалобе без суда заключается в меньших временных затратах налогоплательщика. Достаточно подготовить жалобу, направить ее в проверяющий орган и ждать результата. При этом, положительное решение надзорного органа немедленно отменяет принятое решение подконтрольной инспекции. Сотрудниками нижестоящих инспекций они не обжалуются.

   На сайте ФНС России создан такой интернет-сервис, как «решения по жалобам», на котором можно посмотреть информацию о том, какое решение принято по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика. Лицо сможет посмотреть решение налогового органа, но с ограничением доступом к определенной информации согласно законодательству РФ.

Преимущества досудебного разрешения налоговых споров

   Стоит оценить совокупность всех возможных преимуществ от урегулирования спора с налоговой до обращения в суд, а именно,

  • пытаясь разрешить спор в досудебном порядке, лицо не производит уплату госпошлины, а также не несет иных каких-либо судебных расходов;
  • оформление жалобы в налоговую является намного проще, нежели оформление жалобы в суд;
  • плюс процедуры досудебного урегулирования налоговых споров заключается в скором рассмотрении вашего обращения. Стоит отметить, что принятые в пользу налогоплательщика судебные акты в 100 % случаях подлежат обжалованию сотрудниками налоговых органов как в апелляционном, так и в кассационном порядках. Поэтому судебные процессы тянутся несколькими месяцами. Рассматривается жалоба налоговым органом в более короткие сроки в отличие от суда, а именно, 15 календарных дней или месяц в зависимости от того, какая жалоба подана;
  • решение по жалобе исполняется в сжатые сроки, поскольку для налоговых органов такое решение уполномоченного органа, вынесенное на основании НК РФ, является обязательным.
  • финансовая сторона состоит в отсутствии трат, неизбежных при судебном разбирательстве: государственная пошлина, транспортные расходы.

Урегулирование спора с налоговой в Екатеринбурге

   Осуществляя правовую помощь, налоговый адвокат изучает внутренний документооборот компании, проверяет решение налогового органа на соответствие действующей системе нормативно-правовых актов (основание, процедура принятие, лицо, правомочное его принимать, фактические несоответствия, вычислительные неточности), готовит письменные возражение, пояснение, жалобу в налоговый орган, заявление, готовит и представляет новые доказательства, присутствует с клиентом на личном приеме налогового инспектора, принимает участие при производстве выемки, инвентаризации, последующих действиях налоговой инспекции.

   В любой ситуации бездействие лишь откладывает проблему. Споры с налоговыми органами можно и нужно решать на стадии их возникновения. Досудебное урегулирование налоговых споров возможно только посредствам действий.

Не стоит ждать пока истечет срок досудебного урегулирования либо налоговая обратится в суд за принудительным взысканием – обратитесь за помощью адвоката нашего Адвокатского бюро, и мы гарантируем, что разногласия с налоговой начнут решаться с нашей помощью, от Вас требуется лишь начать решать проблему позвонив нам и записавшись на консультацию. 

  • наши статьи по налогам и налогообложению:
  • Узнайте почему участие адвоката при проведении налоговой проверки необходимо
  • Не упустите возможность — узнайте порядок возврата налогов с нашей помощью

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Досудебное рассмотрение налоговых споров

Система налогообложения в РФ представляет собой цельный и четко отлаженный механизм, функционирование которого регулируется налоговым законодательством.

Значимая часть последнего посвящена решению споров в налоговой сфере, непременно возникающих между налогоплательщиками и государством в лице налоговых структур. В последние годы порядок решения подобных конфликтов был не раз видоизменен, поэтому нередко вызывает вопросы у юридически неподкованных граждан.

В сегодняшнем материале наш ресурс хотел бы детально освятить сущность, процедуру и особенности досудебного рассмотрения налоговых споров в России.

Суть и базовые принципы досудебного урегулирования налоговых споров

Досудебное решение налоговых споров в РФ — это любые процедуры, направленные на оперативное урегулирование конфликтов в сфере налогообложения вне стен судебных органов. Если сравнивать досудебное разрешение споров с аналогичной процедурой, реализуемой через суд, вырисовывается целый список преимуществ первого варианта. Наиболее значимыми из них следует считать:

  • более простой и менее формализованный порядок рассмотрения споров;
  • меньшая длительность всех процедур, направленных на решение конфликта;
  • отсутствие необходимости уплаты госпошлин и подобных ей судебных издержек.

Источником права досудебного рассмотрения споров с налоговиками в РФ является Налоговый Кодекс, который четко ссылается на него в 19-й и 20-й главах. Согласно законодательно принятым нормам, любое лицо вправе прибегать к досудебному решению конфликтов в налоговой сфере при наличии факта нарушений его законных интересов, прав или свобод.

При этом субъект спора может и не быть налогоплательщиком. Это значит то, что даже иностранец, не относящийся к системе налогообложения России, но имеющий основания полагать о нарушении своих прав со стороны налоговых структур нашей страны, имеет полное право обжаловать действия таковых в досудебном порядке.

Удивительно, но подобного не запрещает ни один пункт Налогового Кодекса РФ.

На сегодняшний день предметом досудебного рассмотрения споров с налоговиками могут быть:

  • акты налоговых структур ненормативного характера (например, требование об уплате налогов или решение о принудительном взыскании таковых);
  • действия представителей ФНС, нарушающие права и свободы налогоплательщика;
  • их бездействие в плане реализации налоговой деятельности.

Как показывает юридическая практика, наиболее типичными причинами налоговых споров, решаемых в досудебном порядке, являются:

  • неправильный расчет налогов, подлежащих выплате, или нарушения в сроках их исчисления;
  • неправомерное вынесение требований об уплате обязательных сборов;
  • незаконное непредоставление вычетов за налоговый период;
  • факт решения по приостановлению банковских операций относительно счетов налогоплательщика;
  • отказы в возвратах уплаченных средств, подлежащих обратной выплате налогоплательщикам.

Практика досудебного разрешения конфликтов в сфере налогообложения на территории РФ начала применяться относительно недавно.

Законодательно закрепив подобную возможность у налогоплательщиков, правительство в разы разгрузило судебные органы.

Более того, в отделениях ФНС нашей страны были сформированы специальные аудиты по досудебному решению споров, которые рассматривают все жалобы и апелляции недовольных налогоплательщиков.

Важно! С 1 января 2014 года реализация досудебного урегулирования споров с налоговыми органами стала общеобязательной. Так, согласно части 2 статьи 139 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган  Как узнать задолженность по фамилии

Виды досудебного решения налоговых споров

Досудебное рассмотрение налоговых споров регламентируется налоговым законодательством РФ. Как было отмечено ранее, базовым источником законодательных норм о рассматриваемом здесь явлении считается Налоговый Кодекс. Так как регулирование досудебного решения налоговых конфликтов прямо или косвенно осуществляется во многих статьях данного акта, делать упор на рассмотрение конкретных статей будет неправильно. При желании разобраться в досудебном порядке относительно решения подобных споров придется изучать весь кодекс целиком.

Обобщая положения Налогового кодекса РФ, следует отметить – в России реализуемы два основных вида решения налоговых споров вне стен суда.

Оба они сводятся к тому, что недовольный налогоплательщик или его представители должны подать заявление в вышестоящие налоговые структуры, однако в зависимости от индивидуальных особенностей конкретно взятого случая реализация процедуры обжалования различна.

В соответствии с действующими законами РФ, характер рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке может быть двух видов:

  1. Апелляционный, применяется относительно тех решений и действий налоговых органов, которые еще не вступили в законную силу. Для его реализации составляется и подается в вышестоящие налоговые органы апелляционная жалоба, предметом которой может являться исключительно невступивший в законную силу ненормативный акт, выданный налоговиками. Сроки для подачи апелляции ограничены. Если говорить точно, то прибегнуть к апелляционному досудебному порядку представляется возможным в течение не более одного месяца со дня вручения соответствующего акта недовольному налогоплательщику или его представителю. Стоит отметить, что восстановление данного срока законодательством РФ не предусмотрено, поэтому при его пропуске потребуется обжаловать уже вступившие в законную силу акты. С точки зрения всех юридических аспектов, подобный исход событий неблагоприятен именно для налогоплательщика, поэтому сроки возможной подачи апелляции лучше не пропускать, полностью реализуя законные права на апелляционное обжалование решений налоговых органов.
  2. Общий порядок обжалования, реализуемый при обжаловании вступивших в законную силу решений налоговиков. В этом случае для решения налогового спора в досудебном порядке также требуется составление  и направление обращения (как правило, жалобы) в вышестоящие налоговые структуры. Однако следует отметить, что сроки для обжалования подобного рода больше и составляют целый год с того дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих законных интересов или должен был это сделать. Следует отметить, что при общем порядке сроки подачи соответствующих документов могут быть восстановлены. Для этого лицу пропустившему срок обжалования необходимо приложить к подаваемой жалобе заявление с просьбой восстановления сроков и указанием причины их просрочки (естественно, она должна быть уважительной, иначе восстанавливать никто и никому ничего не станет).
Читайте также:  Образец положения о коммерческой тайне

В какие госструктуры поддаются досудебные жалобы

Определив необходимость и возможность досудебного решения налоговых споров, первочередно важно определить – в какую госструктуру следует направить жалобу? В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, подача жалобы должна осуществляться исключительно в вышестоящий орган по отношению к тому, чье решение или действие, бездействие является предметом спора. На данный момент иерархия налоговых структур в России предусматривает следующее:

  Налог на имущество для пенсионеров

  • На местном уровне (любые Инспекции ФНС по районам, городам, межрайонным объединениям) вышестоящим органом является Управление ФНС России по субъекту проживания налогоплательщика, обращающегося с жалобой.
  • Для Управлений ФНС России по субъектам РФ, Межрегиональных инспекций по крупным налогоплательщикам и ценообразованию, вышестоящей структурой считается центральное отделение ФНС России.

Решаясь на оспаривание решения налоговой структуры, рассмотревшей досудебную жалобу, в уже судебном порядке, обращаться с иском следует в суды соответствующей юрисдикции.

По отношению к Управлениям ФНС России по субъектам нашей страны и Межрегиональным инспекциям по крупным налогоплательщикам и ценообразованию такими судебными органами являются областные суды, а для центральной ФНС России – Верховный Суд РФ.

Стоит быть крайне внимательным при направлении искового заявления в суд. Подача иска не в ту инстанцию может привести к возврату искового заявления и пропуску срока на обжалование.

Правила составления и подачи жалобы

Жалобные, подаваемые в виде обычных и апелляционных жалоб при досудебном решении споров с ФНС, не имеют между собой существенных различий. В общем случае данные бумаги должны содержать:

  • ФИО и адрес жительства для физического лица или наименование и адрес размещения для юрлица (сведения о заявителе);
  • идентификационные данные об обжалуемом решении налоговых органов и указание неправомерных действий с их стороны;
  • название госструктуры, деятельность которой является предметом досудебного обжалования;
  • основания, определяющие факт нарушения прав и законных интересов заявителя по настоящей жалобе и спровоцировавшие непосредственно спор;
  • желания и требования лица, подающего жалобу, по решению возникшего спора;
  • дата составления и подпись лица, чьи права были нарушены, или его официального представителя;
  • при наличии прилагаемых к жалобной бумаге документов, подтверждающих правоту заявителя в возникшем споре – перечень данных документов в отдельном пункте «Приложение».

Скачать формы типовых жалоб на налоговиков для реализации права досудебного рассмотрения налоговых споров можно здесь: (ссылки)

Оформлять жалобу следует в письменном или печатном виде в двух экземплярах, один из которых подается в полномочные госструктуры, а другой остается у заявителя с отметкой о подаче жалобы.

Главное в составлении жалоб – грамотность, последовательность повествования информации о споре и аккуратность. Не забывайте, что неразборчивый документ не будет рассмотрен ни одним госорганом и вернется отправителю.

Исключить подобные риски желательно еще на этапе составления жалобы, конечно, если у заявителя имеется желание не потерять драгоценное время, нервы и силы и на без того неприятный спор.

Важно! При обжаловании решений налоговых структур относительно досудебного урегулирования налоговых споров в суде, составлять необходимо уже не жалобу, а полноценный иск. Его содержание очень схоже с жалобй, однако само оформление должно подразумевать именно форму искового заявления, а не жалобы. Забывать об этом не стоит.

Подача жалобы по досудебному решению налогового спора должна осуществляться либо лицом, чьи права были нарушены налоговыми структурами, либо его законным представителем. При реализации права мирного урегулирования налогового конфликта через представителя требуется приложить к жалобе соответствующий документ (копия доверенности, например).

  Налоговая амнистия 2018

Непосредственно передача жалобы полномочным госорганам может быть осуществлена и личным посещением таковых, и отправкой бумаги через почту или курьера.

Главное, чтобы после подачи жалобного документа у заявителя остались подтверждающий этот факт бумаги (расписка от принявшего жалобу сотрудника ФНС, чек по отправке заказного письма и т. п.).

При отсутствии таковых могут возникнуть проблемы в дальнейшем, например, в случае с необходимостью обращения в суд для обжалования решения налоговых структур.

Возможные итоги обжалования

По итогу реализации досудебного рассмотрения налогового спора через вышестоящие представительства ФНС гражданин обязательно получит официальный ответ по поданной им жалобной бумаге. Законодательство РФ предусматривает, что итоги обжалования могут быть нескольких видов:

  1. Полностью или частично удовлетворительными для заявителя, чьи права ранее были нарушены. В этом случае решение налоговой структуры вступает в силу в день его официального вынесения, если иного не предусмотрено вынесенным актом или законодательством РФ. Исполнение вердикта обязательно со всех сторон налогового спора, если судебного оспаривания такового от их имени не последует.
  2. Неудовлетворительными для заявителя. В подобном стечении обстоятельств отправителю жалобы направляется:
  • либо отказ в рассмотрении жалобы с запретом на ее повторное отправление (вступает в законную силу в день официального вынесения и может быть обжалован в суде);
  • либо отказ в рассмотрении жалобы с возможностью ее повторного отправления при корректировке определенных положений (имеет место при несоблюдении базовых правил составления жалобной бумаги, вступает в законную силу в день официального вынесения и также может быть обжалован в суде);
  • либо отказ в принятии требований отправителя жалобы (вступает в законную силу в день вынесения, допускается только обжалование в судебном органе).

Отметим, что непосредственно факт подачи жалобы в досудебном порядке решения налоговых споров юридических последствий не несет.

То есть, отмена или видоизменение неправомерных решений налоговых структур возможно только после вынесения вышестоящими органами соответствующего решения.

Учитывая это, удивляться, например, взысканию «неправильных» налогов в период после подачи жалобы на уже вступивший в законную силу ненормативный акт налоговиков не стоит. Подобные действия с их стороны совершенно законны и обжаловаться в суде не могут.

Подводим итоги

Как видите, особых сложностей в досудебном рассмотрении налоговых споров на территории РФ не имеется. Главное в этой процедуре – грамотный подход и полное соблюдение законодательных норм. В общем случае досудебное урегулирование конфликтов в сфере налогообложения реализуется в 5 несложных этапов:

  1. Анализ возникшей проблемы с определением дальнейшего вектора действий по решению спора.
  2. Составление жалобы, ее оформление и подача.
  3. Ожидание рассмотрения поданных бумаг.
  4. Получение вердикта по итогам решения налогового спора в досудебном порядке.
  5. Реализация решения вышестоящих чинов или же его обжалование в суде или других госструктурах.

Резюмируя рассмотрение темы сегодняшней статьи, можно констатировать – нет необходимости бояться досудебного урегулирования налоговых конфликтов, так как данная процедура четко регламентируется законодательством РФ.

Более того, реализуя ее в соответствии с приведенной сегодня статьей, в успешности процедуры обжалования не следует сомневаться, конечно, при наличии реальных нарушений со стороны налоговиков.

Надеемся, представленный материал был для вас полезен и дал ответы на интересующие вопросы. Удачи в разрешении налоговых споров!

О досудебном решении конфликтов с ФНС:

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

  • Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров
  • Случаи, когда досудебное урегулирование не требуется
  • Чем грозит несоблюдение порядка досудебного обжалования
  • Налоговая медиация

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров

Процессуальным законодательством (ст. 4 АПК РФ, ст. 131 ГПК РФ, ст. 4 КАС РФ) предписывается обязательный досудебный порядок по тем спорным вопросам налогообложения, которые прямо упомянуты в законе. Такое урегулирование проводится путем вручения оппоненту письменного документа (жалобы, требования).

В настоящее время досудебное урегулирование необходимо для таких налоговых споров, как:

  1. Взыскание налоговых недоимок и санкций:
    • с физических лиц, кроме предпринимателей (ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ);
    • организаций и граждан, занимающихся предпринимательством, если фискальный орган упустил возможность списания в бесспорном порядке (ст. 46 НК РФ, ст. 213 АПК РФ).
  2. Апелляционное обжалование (ст. 138 НК РФ) решений фискального органа, на основании которых лицо подлежит или не подлежит привлечению к ответственности, установленной налоговым законодательством, и которые еще не обрели законную в силу.
  3. Простое обжалование:
    • ненормативных документов, изданных инспекциями и управлениями (в том числе вступивших в силу решений, указанных в предыдущем пункте);
    • действий или бездействия налоговиков.

Письменные возражения, которые налогоплательщик представляет при проведении налоговиками проверки, не должны рассматриваться как надлежащее выполнение досудебного порядка. Необходимо составлять отдельную жалобу, даже если доводы, содержащиеся в возражениях, будут дословно воспроизведены в жалобе.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Случаи, когда досудебное урегулирование не требуется

Из общего правила об обязательном досудебном порядке урегулирования налоговых споров есть несколько исключений.

Прежде всего, к таким исключениям относятся действия или бездействие сотрудников Федеральной налоговой службы, а также принятые ими акты ненормативного характера, оспаривать которые можно только непосредственно в суде по той причине, что орган, вынесший решение, является конечной инстанцией в налоговой иерархии и не имеет над собой вышестоящего звена.

Кроме того, не требуется досудебное урегулирование споров, которые рассматриваются в порядке искового производства, а не путем обжалования ненормативных актов государственных органов.

Это обусловлено тем, что в НК РФ не упоминается об обязательном досудебном урегулировании подобных исковых требований. Так, в постановлении пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п.

 65) особо отмечено, что к имущественным требованиям, с которыми налогоплательщик вправе обращаться в суд, исключая досудебную стадию, относятся споры:

  • о возврате или возмещении излишне уплаченных налогов, неустоек;
  • признании не подлежащими исполнению постановлений о взыскании налога, инкассовых поручений.

В перечисленных случаях не требуется досудебное урегулирование, если иск предъявляется независимо от оспаривания акта ненормативного характера.

Чем грозит несоблюдение порядка досудебного обжалования

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров о взыскании недоимок и налоговых санкций реализуется путем вручения неплательщику требования об их уплате (ст. 69 НК РФ). Этот документ должен быть доставлен в течение:

  • 3 месяцев с момента обнаружения недоимки (в отношении задолженности, превышающей 500 руб.);
  • 1 года с момента обнаружения задолженности, составляющей менее 500 руб.;
  • 20 рабочих дней с момента обретения законной силы решением, принятым после процедуры проверки.

Апелляционное обжалование допускается в период, пока еще не обрело полную силу решение инспекции о привлечении или непривлечении к налоговой ответственности. Апеллировать можно в течение 1 месяца с даты получения решения налогоплательщиком (ст. 101 НК РФ).

Обжалование других документов налоговиков, носящих ненормативный характер, а также действий или бездействия его работников допускается в течение 1 года. Этот период исчисляется с даты, когда лицо узнало (или имело возможность узнать) о нарушении его прав, или даты, когда было вынесено решение после проведенной проверки, если оно не оспаривалось.

Читайте также:  Комментарий 14907 к статье: доверенность на представление интересов юридического лица - образец

Несоблюдение досудебного порядка влечет невозможность судебного оспаривания решений фискальных органов.

Согласно п. 67 постановления № 57, если в вышестоящем органе была обжалована только часть решения, нельзя обращаться в суд с требованием об отмене другой, не оспариваемой ранее части решения.

ВАЖНО! Если апелляционная жалоба была удовлетворена частично, можно повторно апеллировать в вышестоящий орган, однако необходимо помнить о соблюдении срока для обращения в суд (ст. 198 АПК РФ). Так, ВС РФ в своем определении от 07.10.2015 № 306-КГ15-12146 отметил, что подача повторной апелляции не оправдывает пропуск срока.

Налоговая медиация

Урегулирование и разрешение налоговых споров

В процессе использования законодательных положений о сборах и обязательных бюджетных платежах (налогах) между ФНС и плательщиками нередки конфликтные ситуации, которые разрешаются в результате направления искового заявления в суд или с помощью метода досудебного регулирования.

Определение категорий и понятий

Понятие для определения разногласий или споров по налогам законодательно не предусмотрено. Под этим термином понимают несогласия, относящиеся к пониманию или трактовке прав и обязанностей сторонами налоговых взаимоотношений, а также споры по законности актов, применяемых при взимании обязательных выплат (ст. 2 НК РФ).

Субъекты разделяются на

  • публичные (структуры ФНС или таможенные)
  • и частные, под которыми понимаются выплачивающие сборы, налоги лица и агенты (налоговые).

Содержание конфликтов или споров связано с источником их возникновения: правовыми взаимоотношениями по сборам и обязательным платежам (взиманию, определению), исполнению контроля, обжалованию полученных в ходе налоговых проверок заключений, действий уполномоченных (должностных) лиц с возможностью их привлечения к ответственности при нарушениях в налоговой сфере (ФЗ № 146, 31.07.1998).

К участникам (субъектам) налоговых взаимоотношений отнесены (ст. 9 НК РФ):

  • граждане и предприятия, на законодательной основе признанные плательщиками сборов или обязательных бюджетных выплат, налогов;
  • предприятия и граждане, признанные по закону агентами;
  • структуры ФНС;
  • таможенные структуры.

Данные субъекты выступают во взаимоотношениях как участники или как инициаторы конфликтов, связанных с обязательными бюджетными платежами.

Предметом для спора чаще бывают несогласия с рассмотрением обязанностей и прав участников взаимоотношений (граждан, организаций), касающиеся решений публичных органов/уполномоченных лиц при их несоответствии (предполагаемом) закону (ст. 46, ст. 198 АПК РФ).

Права и обязанности для сторон-плательщиков, часто служащие предметом спора, отражены в НК РФ (ст. 21, ст. 23, ст. 24).

Важно! Возникновение разногласий между сторонами правоотношений имеет место не только в отношении соблюдения и корректности их обязанностей или прав. Причинами служат претензии по законности актов о бюджетных платежах и сборах и иных положений, их соотношению с документами (нормативными), обладающими большей юридической значимостью.

Критерии и классификация налоговых разногласий

В зависимости от того, кто из участников начал оспаривание определенного вопроса во взаимоотношениях сторон, конфликты налогового характера разделяются на возникшие по инициативе:

  • оплачивающих обязательные бюджетные платежи или сборы, агентов;
  • структур таможни или ФНС.

По основанию (предмету) выделяют типы споров:

  • об обязанностях, правах сторон, участвующих в налоговых взаимоотношениях (спорных);
  • о законности использования нормативного документа, касающегося налогов (сборов), бездействия или неправомерных действий уполномоченных лиц.

По взимаемым суммам конфликты разделяют на связанные с:

  • удержаниями прямого типа, их расчетом и выплатами;
  • косвенными выплатами, их расчетом и перечислением.

Предметом требований может служить заявление о:

  • признании несоответствующими закону действий контролирующей структуры;
  • несогласии с отказом контролирующего органа по возврату сумм, перечисленных в излишнем размере;
  • обеспечении мер;
  • признании (по итогам проверки) незаконными действий ФНС;
  • начислении процентов за задержку перечисления средств из бюджета.

По способу разрешения ситуации делят на:

  • подлежащие судебному расследованию (в суде общей юрисдикции, арбитражном, конституционном);
  • решаемые административным (досудебным) порядком.

Судебное рассмотрение конфликтов

Заинтересованное лицо (организация, частный предприниматель) имеют право направить в суд иск о признании неправомерными действий или наличии бездействия уполномоченных лиц, правовых актов (полностью или в некоторой части). Доступный период для подачи заявления составляет 3 месяца (ст. 198 АПК).

Форма и содержание иска определены АПК (ст. 199), при этом заявитель может изменять претензию (основание, размер требований) путем направления дополнительного ходатайства, а подача самого заявления производится по месту расположения отделения ФНС.

Судебное разбирательство начинается после того, как уполномоченным органом принимается заявление.

Налоговая структура может направить иск в течение 60 дней после задержки обязательных бюджетных платежей или пени, при этом могут подниматься вопросы о:

  • выплате штрафов, имеющих отношение к правонарушениям административного типа;
  • удержании дохода, полученного при действиях противозаконного характера;
  • закрытии организации;
  • установлении недействительности в отношении сделки.

Важно! Ответчик может признавать полученные претензии в полном объеме или только в его части. Возможна подача встречного искового требования со стороны налоговой структуры (ст. 132 АПК).

Досудебный способ урегулирования

С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).

Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.

Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:

  • отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
  • решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).

Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).

Особенности досудебного обжалования

Общие положения, касающиеся процедуры по предъявлению претензий в отношении правовых (ненормативных) актов, действий уполномоченных лиц налоговых структур, определены в НК РФ (ст. 101, ст. 139-141).

В орган, который вынес спорное решение, апелляционную жалобу следует направить до дня вступления в силу документа со спорным пунктом. Несоблюдение срока делает невозможным применение апелляционного варианта разрешения конфликта. Получившая жалобу структура обязана в срок до 3 дней после приема заявления перенаправить материалы в вышестоящий орган.

В результате изучения полученных данных спорное решение может быть:

  • оставлено без изменения, это значит, что жалоба не удовлетворяется;
  • в части или в полном объеме изменено или отменено;
  • отменено, но принято новое решение;
  • отменено, а производство по делу прекращается.

Если в отведенный законодательно период выводы проверки не обжаловались в порядке апелляции, допускается перенаправление претензии в вышестоящий налоговый орган.

Срок отправки составляет 12 месяцев после вынесения спорного решения (ст. 101, ст. 139 НК РФ). Решение готовится в течение 30 дней после получения заявления, при необходимости срок продлевается (на 15 дней).

Результат доводится до плательщика в письменном виде.

Для подачи жалобы законодательно установленная форма не предусмотрена, но следует соблюсти некоторые требования, в том числе:

  • претензии должны быть обоснованными и четко сформулированы;
  • в виде доказательств допускается приложение документов по спорному вопросу, прецедентов из арбитражной практики, пояснений МФ РФ, подтверждающих обоснованность жалобы;
  • целесообразно указание подробных контактных данных заявителя (адрес почтовый и электронный, телефонные номера);
  • жалоба от организации должна подписываться руководителем компании или сотрудником, уполномоченным на выполнение определенных действий, нотариально оформленная доверенность на представительство прикладывается к жалобе.

Преимущества возможности досудебного обжалования актов проверяющих органов

Порядок разрешения споров административным методом отличается оперативностью и простотой исполнения, не содержит регламентирующих норм или процедур.

Нет необходимости оплачивать государственную пошлину за рассмотрение проблемной ситуации.

При отказе по претензии налогоплательщик получает четкое изложение позиции вышестоящей структуры по своей жалобе. Подобная информация позволит истцу более качественно подготовиться к судебному процессу (в случае направления искового заявления в суд).

Использование апелляционного метода не только разгружает работу арбитражных судов, но и повышает эффективность и качество взаимоотношений налоговых структур и плательщиков.

Важно! Заявитель имеет возможность отозвать поданную жалобу, пока решение по ней еще не принято (ст. 140 НК РФ). Повторная подача претензии по тому же основанию не предусмотрена законодательно (ст. 139 НК РФ).

Порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке

С 2014 года все споры между налогоплательщиками и налоговыми органами подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе (статья 138 НК РФ). Компания не может обратиться в суд за защитой своих прав в сфере налоговых правоотношений, если  не проведена процедура досудебного урегулирования.

Общие подходы к урегулированию налоговых споров

  • Налогоплательщик может обжаловать вступившие в силу акты ИФНС, действия или бездействия должностных лиц ИФНС в случаях, когда налогоплательщик полагает, что его права нарушены.
  • Обжалование осуществляется путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.
  • И только затем, если решение по апелляционной жалобе не принято в течение одного месяца (срок рассмотрения апелляционной жалобы в общем случае), действия / бездействия налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке.
  • В случае подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган действие акта ИФНС, который обжалуется, не приостанавливается, за исключением следующего случая.

Это случай предоставления налогоплательщиком банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению. Банковская гарантия подается вместе с заявлением о приостановлении действия решения ИФНС и жалобой на вступившее в силу решение ИФНС о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Срок действия такой банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи налогоплательщиком заявления о приостановлении исполнения решения ИФНС.

ИФНС проверяет банковскую гарантию на соответствие требования статьи 74.1 НК РФ («Банковская гарантия»), и в зависимости от результатов проверки либо приостанавливает, либо не приостанавливает обжалуемое решение ИФНС.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда налогоплательщик узнал, либо должен был узнать о нарушении своих прав ( статью ⇒ Как написать жалобу в налоговый орган через интернет).

Пошаговая инструкция по досудебному урегулированию налоговых споров

Досудебное урегулирование налоговых споров должно производится в следующем порядке (статьи 139, 139.1, 139.3, 140 НК РФ):

  1. Налогоплательщик подает жалобу в ИФНС, действия/бездействия которой обжалуются. ИФНС в трехдневный срок передает жалобу и материалы по делу в вышестоящий налоговый орган.

Так как у ИФНС есть обязанность по устранению нарушения прав подавшего жалобу лица, ИФНС после проведения таких мероприятий (давших положительный результат) в трехдневный срок не подает в вышестоящий орган жалобу, а сообщает об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу.

  1. Вышестоящий налоговый орган рассматривает поданную жалобу и документы, поданные с жалобой и признанные подтвердить позицию налогоплательщика, без участия налогоплательщика. Налогоплательщик приглашается к участию в рассмотрении жалобы только в случае, если в представленных материалах найдены расхождения или несоответствия.
  2. По итогам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом может быть предпринято следующее:
  3. жалоба (апелляционная жалоба) может быть оставлена без удовлетворения
  4. акт ИФНС ненормативного характера может быть отменен
  5. решение ИФНС отменяется полностью или в части
  6. решение ИФНС отменяется полностью и принимается новое решение
  7. действия или бездействие должностных лиц ИФНС признаются незаконными, выносится решение по существу.
  8. Решение принимается в течение одного месяца со дня получения жалобы. Срок может быть продлен в случаях, когда требуется дополнительные документы от ИФНС, либо налогоплательщик представил дополнительные документы. Продление осуществляется на срок не более месяца.
  9. Решение вышестоящего органа по жалобе должно быть вручено, либо направлено налогоплательщику в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Читайте также:  Статьи раздела кадастровый учет и оценка

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1:

Компания получила по результатам налоговой проверки решение о привлечение ее к ответственности за налоговые нарушения. Решение вступило в силу.

Компания жалобу в вышестоящий налоговый орган, оспаривая решение ИФНС. В связи с допущенными нарушениями при оформлении жалобы вышестоящий налоговый орган оставил жалобу без рассмотрения.

Может ли компания в таком случае обратиться в суд для защиты своих прав?

  1. Ответ:
  2. Нет, в данном случае, компания должна обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган повторно, чтобы соблюсти досудебный порядок урегулирования налогового спора.
  3. Вопрос № 2:

Налогоплательщик обратился в суд в связи с нарушением ИФНС срока отмены приостановлении операций по расчетным счетам налогоплательщика без предварительного обращения в вышестоящий орган. Правомерны ля действия налогоплательщика?

  • Ответ:
  • В данном случае действия налогоплательщика правомерны, так как досудебного разбирательства для подобных случаев в НК РФ не предусмотрено.
  • Вопрос № 3:
  • Нужно ли в случае отказа ИФНС в возмещении НДС соблюдать порядок досудебного урегулирования налогового спора, или можно сразу обращаться в суд за защитой своих прав?
  • Ответ:

Решение об отказе в возмещении НДС принимается ИФНС по результатам камеральной проверки. В данном случае досудебный порядок урегулирования налогового спора, если налогоплательщик не согласен с решением ИФНС, является обязательным.

Вопрос № 4:

Компании по результатам проверки был доначислен налог. Также были начислены пени и штраф. Компания обратилась с апелляционной жалобой в вышестоящий орган, в котором просила снизить размер штрафа, так как имелись смягчающие обстоятельства.

Затем компания обратилась в суд. В судебной иске компания указывала на необоснованное доначисление налога, пени и штрафа по результатам проверки ИФНС.

Может ли в данном случае считаться, что досудебный порядок урегулирования налогового спора соблюден?

Ответ:

В данном случае нельзя считать, что досудебный порядок урегулирования налогового спора соблюден, так как компания, обращаясь в вышестоящий налоговый орган, не оспаривала доначисление налога, а только ходатайствовала о снижении размера штрафа в связи с наличием смягчающих обстоятельств ( статью ⇒ Обжалование решения налогового органа в суде).

Проблема эффективности досудебного порядка разрешения налоговых споров

В данной статье обоснована необходимость налогового контроля. Проанализирован досудебный порядок разрешения налоговых споров как инструмента контроля данной сферы отношений, реализуемого Федеральной налоговой службой Российской Федерации.

Рассмотрен порядок и правила урегулирования споров посредством данного механизма с учетом последних вступивших в силу изменений в законодательстве. Предложены пути реформирования данного способа разрешения споров.

Ключевые слова: налоговый спор, досудебный порядок урегулирования налоговых споров, порядок обжалования актов налоговых органов.

При значительном расширении экономической свободы деятельности хозяйствующих субъектов, высокой открытости экономических отношений, многообразии форм собственности и хозяйственных операций регулирование и контроль налоговых отношений в условиях свободной рыночной экономики становится наиболее актуальным, так как они должны отвечать интересам, как самих налогоплательщиков, так и государства.

Налоговые отношения в современных условиях характеризуются высокой степенью конфликтности, что обусловлено активно развивающимся российским законодательством о налогах и сборах, сложностью национальной системы налогообложения, неоднозначным толкованием налоговых норм, наличием неясностей в формальной (оформительской) стороне вопроса, что неминуемо ведет к возникновению в системе налогового права большого количества споров и противоречий. Как следствие, такое большое число спорных вопросов служит причиной необходимости контроля данной сферы отношений.

Значительное внимание, уделяющееся налоговому контролю в современных условиях, объясняется также высокой важностью достоверности налоговых отчетов экономического субъекта. Налогоплательщики, стремясь снизить налоговые риски, создают специализированные подразделения внутреннего контроля, привлекают консультантов в области налогообложения и приглашают аудиторские организации.

В соответствии с ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» налоговый аудит является инициативным, т. е. необязательным.

Однако значимым фактором важности достоверности налоговой отчетности хозяйствующего субъекта является и то, что нарушения в данной сфере могут повлечь административную и уголовную ответственность руководства организации.

Поэтому целесообразно проведение полноценного налогового аудита, который является важной формой финансового контроля и налогового администрирования.

Сущность налогового аудита состоит в проведении независимой проверки налоговой отчетности проверяемого субъекта с целью выражения мнения о ее достоверности, а также соответствия нормам налогового законодательства порядка исчисления, отражения в учете и уплаты плательщиком законно установленных налогов, сборов и других платежей в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ.

Проверка правильности налогового учета хозяйствующего субъекта, проводимая аудиторской организацией, позволяет снизить риск налоговых нарушений, и как следствие, вероятность привлечения к налоговой ответственности. Поэтому налоговый аудит перед обязательной налоговой проверкой позволяет защитить свой бизнес и избежать существенных расходов на уплату штрафов.

Однако, если в ходе проведения налоговой проверки, тем не менее, выявлены нарушения, между налогоплательщиком и налоговыми органами нередко возникает ряд разногласий, наличие которых служит причиной образования налоговых споров. Данные разногласия часто рассматриваются в суде.

Более того, составляя достаточно многочисленную категорию дел, рассматриваемых арбитражными судами, судебное разбирательство приводит к таким негативным последствиям как дороговизна расходов по ведению дела и достаточно длительный период разрешения споров.

Вследствие чего не обеспечивается в полном объеме преодоление возникающих конфликтов, складывающихся между налоговым ведомством и налогоплательщиками, что, бесспорно, не способствует достижению положительного результата от работы судебных органов.

Анализируя налоговый спор с позиции юридических конфликтов, под ним следует понимать противоборство субъектов в налоговой сфере, имеющих встречные интересы, связанные с вопросами правильности исчисления и полноты уплаты налогов, которое прекращается (разрешается) в законодательном порядке.

Из данного определения следует, что, во-первых, налоговый спор — это реальное противоборство сторон, которыми являются налоговый орган и налогоплательщик (налоговый агент); во-вторых, в его основе лежат вопросы правильности исчисления и полноты уплаты налогов; в-третьих, разрешение конфликта осуществляется уполномоченным законом органом в установленном порядке.

До 2006 г. надзор за соблюдением и исполнением налогового законодательства осуществлялся посредством проведения налогового аудита исключительно на коммерческой основе.

В рамках проведения налогового аудита независимая аудиторская организация действует в интересах организации, и, являясь в большинстве случаев и консультантом, в определенной степени способна препятствовать публичным интересам, т. е. интересам государства.

Таким образом, налоговые споры в подобных условиях становятся весьма частым явлением, что призывает к применению конкретных, методичных и последовательных процедур их урегулирования.

В связи с этим в 2006 году в структуре налоговых органов произошла реорганизация, были созданы специальные подразделения налогового аудита, которые в 2009г. были переименованы в отделы досудебного аудита.

Независимые отделы налогового аудита внутри Федеральной налоговой службы (далее — ФНС) были созданы после заявления Президента В. В. Путина о «налоговом терроризме». Основной функцией созданных подразделений стало досудебное разбирательство и урегулирование споров.

Новые подразделения в структуре налогового ведомства должны проводить проверку доказанности и убедительности жалоб налогоплательщика, выдвинутых в связи с несогласием с результатами налоговых проверок.

Предполагается, что спор будет урегулирован до обращения в суд, вследствие чего разгрузится судебная система.

Возможность воспользоваться данным методом урегулирования спора до суда имелась у налогоплательщиков еще с 1999 г. В налоговые органы обращались довольно редко, т. к. эта процедура не была обязательной. Но количество судебных дел с каждым годом прибавлялось.

До 2006 года функция по рассмотрению жалоб и возражений налогоплательщиков была закреплена за юридическим отделом. Обязательный порядок обжалования введен Федеральным законом от 27.07.

2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» и распространяется на решения по результатам налоговых проверок.

При этом до 2009 года у налогоплательщиков был выбор — урегулировать спор в суде или в вышестоящем налоговом органе, либо обратиться одновременно и в суд, и в вышестоящий налоговый орган.

С 2009 года вступили в силу специальные правила урегулирования споров, связанных с решениями налоговых органов по налоговым проверкам: решение налогового органа стало необходимым обжаловать в вышестоящий налоговый орган до подачи иска в суд. И по объективным причинам в 2009 г. произошел резкий всплеск жалоб.

Но потом количество жалоб стало снижаться: в 2010 г. их было 60 тыс., в 2011 г. — 54 тыс. Это — результат повышения качества работы налоговых органов.

Досудебный аудит можно определить как деятельность, заключающуюся в формировании специалистом отдела досудебного аудита экспертного мнения по поводу доказанности и убедительности конкретного налогового спора, и его выражении, включая оценку правомерности и легитимности позиций субъектов налогового спора и анализ перспективы принятия решения при обращении налогоплательщика в судебные органы.

Представленные возражения и аргументы, изложенные налогоплательщиком в них в целях своей защиты, являются условием для начала деятельности и предметом исследования государственного налогового аудитора.

Целевые ориентиры, задачи и направления развития выделенных в отдельный функциональный блок подразделений налогового аудита были намечены в Концепции развития налогового аудита в системе налоговых органов Российской Федерации, утвержденной распоряжением ФНС РФ от 1 сентября 2006г. № 130.

В целях реализации Концепции развития налогового аудита в системе налоговых органов Российской Федерации под досудебным урегулированием налогового спора понимается комплекс предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых налоговыми аудиторами в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора.

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки и процедура обжалования решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения таких материалов, неоднократно менялись. Урегулированию налоговых споров в досудебном порядке присущи особенности, позволяющие свидетельствовать о наличии самостоятельного вида юридического процесса.

Остановимся на правилах обжалования решений по налоговым проверкам, действующие в настоящий момент, с учетом последних вступивших в силу изменений. Обжалование осуществляется путем подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы.

Апелляционная жалоба подается в течение 1 месяца со дня вручения итогового решения налогоплательщику или его представителю, т. е. до того как оно вступит в силу. При этом жалоба подается в тот налоговый орган, которым была проведена налоговая проверка и вынесено решение по ее результатам.

В течение 3 дней со дня поступления жалобы данный орган должен направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Для территориальных налоговых органов — это соответствующие управления ФНС России по субъектам РФ, а для управлений — это непосредственно Федеральная налоговая служба.

Жалобы относительно вступивших в силу решений по налоговым проверкам обжалуются соответственно не в апелляционном, а в общем порядке. При этом вступившее в силу решение возможно обжаловать в течение 1 года. Вышестоящий налоговый орган должен рассмотреть жалобу в течение 1 месяца.

Налогоплательщик при этом может поэтапно проследить прохождение своей жалобы, воспользовавшись электронным сервисом «Узнать о жалобе» на сайте ФНС (www.nalog.ru).

Благодаря данному электронному ресурсу организации и физические лица смогут оперативно и в режиме реального времени узнать о дате поступления своего обращения в Федеральную налоговую службу, его входящем номере, а также о дате и результатах рассмотрения обращения. Сейчас этот сервис работает не только в отношении тех жалоб, которые разбирает ФНС России, с 1 января 2013 года данная государственная услуга доступна на сайтах управлений по субъектам Российской Федерации.

Порядок вручения или отправления решения по жалобе в НК РФ не прописан, поэтому ответ отправляется по адресу, который указан налогоплательщиком в обращении. Принятое вышестоящим налоговым органом решение можно обжаловать в суд.

2 июля 2013 года Президент РФ В. В.

 Путин подписал Федеральный закон № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым процедура обязательного досудебного обжалования распространена не только на решения, принимаемые по результатам налоговых проверок, но и на все налоговые споры по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Кроме того, изменились сроки для подачи налогоплательщиками апелляционных жалоб. Он увеличен с 10 дней до 1 месяца, что дает больше времени для подготовки мотивированной жалобы.

Таким образом, процедура рассмотрения жалоб вышестоящим налоговым органом не похожа на сложное судопроизводство: сама жалоба не формализована, любой сможет ее составить, не нужно тратить деньги на пошлины, сборы, представителей. Здесь нет, как в суде, сторон и арбитра. Это больше документальная процедура. Именно такой порядок дает возможность сократить сроки для рассмотрения жалоб.

  • Статистика рассмотрения жалоб налогоплательщиков в РФ в целом будет оцениваться по результатам деятельности на основе показателей, указанных в таблице 1.
  • Таблица 1
  • Статистика рассмотрения жалоб налогоплательщиков
Количество актов налоговых органов, составленных по налоговым проверкам — всего Количество актов налоговых органов, оспоренных налогоплательщиками на стадии рассмотрения материалов налогового контроля -всего Количество решений налоговых органов, вынесенных в отчетном периоде по результатам рассмотрения актов — всего Количество решений налоговых органов, при вынесении которых доводы налогоплательщиков удовлетворены — всего Соотношение количества решений, при вынесении которых доводы налогоплательщиков удовлетворены, и количества решений налоговых органов, вынесенных в отчетном периоде по результатам рассмотрения актов, в %
01.01.13

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *