Депутаты предлагают призвать к ответственности фактических владельцев бизнеса в долевом строительстве

Депутаты предлагают призвать к ответственности фактических владельцев бизнеса в долевом строительстве

Ситуация с «обманутыми
дольщиками» в России стоит достаточно остро — на 1 апреля 2018 года
насчитывалось 2134 проблемных объекта, более 200 тысяч семей «обманутых
дольщиков» по состоянию на июль
2017 года потеряли 50 млрд рублей.

Первые «обманутые дольщики»
появились еще в 1990-е годы, когда средства граждан начали привлекать
для строительства жилых домов, но четкие правила этого процесса
отсутствовали. В результате многие компании не исполняли взятые на себя
обязательства.

«У нас проблемы с «обманутыми
дольщиками» продолжаются с тех пор, как мы себя помним, наверное, с начала
1990-х годов», — заявил
Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Из‑за несовершенства
существующей системы финансирования долевого строительства в год появлялось 40 – 50
тыс. новых «обманутых дольщиков».

Граждане регулярно проводят
митинги, обращаются в государственные органы для получения поддержки в решении
их вопроса.

Так, в начале года Председатель
Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям — руководитель рабочей группы по защите прав участников долевого строительства Николай Николаев встречался с «обманутыми дольщиками»,
стоявшими у здания Государственной Думы с пикетом.

Депутаты предлагают призвать к ответственности фактических владельцев бизнеса в долевом строительстве Встреча Председателя Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева с «обманутыми дольщиками»

Как шла работа над реформой рынка долевого
строительства?

Для решения проблемы в 2017 году в России стартовала
реформа системы долевого строительства — в ноябре 2017 года по итогам совещания
с членами Правительства РФ Владимир Путин поручил
разработать меры поэтапного замещения в течение трех лет долевого
строительства другими источниками финансирования, минимизирующими риск граждан.

Депутаты предлагают призвать к ответственности фактических владельцев бизнеса в долевом строительстве

В Послании
Федеральному Собранию, которое Президент РФ озвучил 1 марта 2018 года,
Владимир Путин также обозначил задачу перехода к проектному финансированию в сфере строительства (прим. ред. — привлечение средств банков, а не физических
лиц на реализацию проектов).

  • Какова роль Государственной Думы в этом
    процессе?
  • В Государственной Думе решению
    проблемы «обманутых дольщиков» уделяется повышенное внимание из‑за высокой социальной
    значимости этого вопроса.
  • Парламентские слушания

3 июля 2017 года
Государственная Дума стала площадкой для конструктивного диалога граждан и экспертов по решению проблем «обманутых дольщиков».

Многостороннее обсуждение
прошло в рамках парламентских
слушаний, участники которых обсудили
законопроект о переходе на новую систему финансирования
строительства жилья.

Напомним, что этот документ Государственная Дума приняла 21 июня 2018 года в окончательном третьем чтении. 

На мероприятии присутствовали
«обманутые дольщики» из «проблемных» регионов — Новосибирская область,
Краснодарский край, Самарская область, Москва и Московская область,
Санкт-Петербург, Челябинская область и других.

Это позволило услышать «из первых уст» информацию о проблемах граждан, об основных сложностях в строительстве объектов.

В слушаниях также участвовали депутаты ГД, действующие
участники долевого строительства, представители Министерства строительства и ЖКХ России, в частности, Министр Михаил Мень, представители Банка России,
Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК).

Вел дискуссию Председатель
Государственной Думы Вячеслав Володин, который ранее выступил с инициативой
такого широкого обсуждения проблемы защиты интересов дольщиков в форме
парламентских слушаний. 

Активное обсуждение, в котором
дольщики смогли задать волнующие их вопросы напрямую представителям
государственной власти, в частности, Министру строительства и ЖКХ, стало новым
форматом обсуждения проблемы долевого строительства.

Депутаты предлагают призвать к ответственности фактических владельцев бизнеса в долевом строительстве

  1. По итогам парламентских
    слушаний по поручению Председателя ГД Вячеслава Володина была создана рабочая
    группа по защите прав участников долевого строительства, первое заседание
    которой прошло 10 июля 2017 года.
  2. Рабочая группа по защите прав участников
    долевого строительства
  3. В ежемесячных заседаниях
    группы принимают участие не только представители Минстроя, АИЖК, Банка России,
    Минфина, депутаты ГД, но и сами участники долевого строительства. 
  4. Рабочая группа ежеквартально
    проводит мониторинг исполнения «дорожных карт» проблемных объектов, а также
    мониторинг актуальности информации, представленной в «дорожных картах»
    проблемных объектов, которые опубликованы на сайте Минстроя России. 

Депутаты предлагают призвать к ответственности фактических владельцев бизнеса в долевом строительстве

  • Помимо этого, проводятся выездные совещания с руководителями регионов, на которых обсуждается текущее положение в процессе решения проблем граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков. 
  • Для дольщиков подготовлена памятка по вопросам рефинансирования и реструктуризации задолженности.
  • Государственная Дума: 
  • рассмотрела законопроект об усилении административной ответственности за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве; 
  • приняла закон о санации страховых организаций, направленный на создание механизма финансового оздоровления страховых компаний, аналогичного действующему в отношении кредитных организаций;
  • Приняла закон, обеспечивающий переход на новую систему финансирования строительства жилья.

В чем суть реформы долевого строительства?

Согласно принятому Государственной Думой закону о реформе долевого строительства, меры по переходу на новую систему финансирования жилья вступят в силу в два этапа: с 1 июля 2018 года и с 1 июля 2019 года. Одним из авторов закона выступил Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

Депутаты предлагают призвать к ответственности фактических владельцев бизнеса в долевом строительстве

То есть с 1 июля 2019 года все
новые проекты жилищного строительства не будут использовать договора долевого
участия в той форме, которая существует в настоящее время. Все проекты будут
реализовываться через эскроу-счета.

«Человек, когда он покупает
квартиру на «нулевом цикле», просто кладет на этот счет деньги и они переходят
застройщику только после того, когда дом, соответствующий объект будет сдан в эксплуатацию», — пояснил Николай Николаев.

Таким образом, будет создан
очень важный и эффективный инструмент, который, как ожидается, будет
привлекателен для населения и позволит привлечь новые средства в жилищное
строительство.

Депутаты предлагают призвать к ответственности фактических владельцев бизнеса в долевом строительстве

Эта мера будет действовать даже
для тех проектов, которые уже сейчас реализуются. В свою очередь, для тех
проектов, которые будут начаты с 1 июля 2018 года, банковское сопровождение
также будет включать в себя право банка останавливать проведение расчетов, если
будет подозрение на нецелевое использование этих средств.

 Что еще меняется в сфере финансирования
строительства жилья?

  • Будет введен упрощенный порядок предоставления
    компенсационных земельных участков для тех застройщиков, которые взяли на себя
    обязательство по достройке проблемных объектов.
  • Компания — застройщик сможет строить по нескольким
    разрешениям на строительство в рамках проектов комплексной застройки
    территорий, но при этом под каждое разрешение на строительство должен быть
    открыт отдельный банковский счет с соответствующим банковским сопровождением.
  • Вводится запрет на использование специальных
    облигаций, так называемых жилищных сертификатов для привлечения средств граждан.
  • Запрещаются жилищно-строительные кооперативы,
    кроме созданных в рамках процедуры банкротства компании — застройщика и осуществляющих строительство на земельных участках, предоставленных из муниципальной или государственной собственности.
  • Вводится солидарная ответственность владельцев компании — застройщика
    за причиненный гражданам ущерб.
  • Дополняется перечень оснований, по которым
    застройщику может быть отказано в выдаче заключения о его соответствии и соответствии
    проектной декларации требованиям российского законодательства. Так, в выдаче
    такого заключения отказывается в случае нарушения застройщиком или компанией,
    входящей с ним в одну группу, срока ввода в эксплуатацию другого строящегося им
    (ими) объекта долевого строительства на три и более месяца.
  • «Фонд защиты прав граждан —
    участников долевого строительства» наделяется новыми полномочиями по достройке тех проблемных объектов, которые, в том числе, не застрахованы
    непосредственно в фонде. Он сможет достраивать и проблемные объекты, и сопутствующую инженерную инфраструктуру за счет дополнительных имущественных
    взносов РФ и субъектов РФ.
  • Расширяется круг организаций, которые будут
    обязаны предоставлять информацию в Единую информационную систему жилищного
    строительства. Таким образом, эта информационная система сделает прозрачным
    весь рынок жилищного строительства.
  1. За счет реализации закона,
    принятого Государственной Думой, удастся не только обеспечить жильем «обманутых
    дольщиков», но и предотвратить появление новых.
  2. Полезные ссылки:
  3. На сайте Федеральной налоговой службы можно
    проверить государственную регистрацию компании, ОГРН, ИНН, ФИО генерального
    директора.
  4. Используя Электронное правосудие и Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, можно проверить, что в отношении организации не воздуждалось
    судебное производство о банкротстве.
  5. На сайте Единой информационной системы
    жилищного строительства можно получить данные об участниках рынка жилищного
    строительства, о строящихся объектах, а также ознакомиться с информацией о застройщиках. 

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Депутаты предлагают призвать к ответственности фактических владельцев бизнеса в долевом строительстве

Первого апреля в Госдуму РФ наконец–то поступили поправки к ФЗ № 214 «О долевом строительстве». Поправленный документ должен защитить дольщиков, на чьи средства сегодня возводится 80% жилья в стране. Поправки, которые готовили в том числе члены Объединения строителей Петербурга, должны были вступить в силу еще в январе 2017 года. Но процесс их разработки затянулся. Только 23 марта правительство РФ утвердило документ. А в Госдуму он поступил 1 апреля. Но многим строителям, прочитавшим итоговый текст поправок, стало не до смеха. Оказалось, что по пути в Госдуму документ потерял несколько важных пунктов, которые должны были обеспечить рынку прозрачность и стабильность.

Кроме шуток

Больше всего вопросов у застройщиков к разделу о компенсационном фонде — некоммерческой организации, которая будет собирать деньги с девелоперов для выплаты дольщикам и достройки объектов в случае банкротства застройщика.

«Этот фонд остался единственным механизмом защиты договоров долевого участия (ДДУ). Были предложены альтернативы в виде банковских поручительств и страхования гражданской ответственности застройщика. Но в итоге от них решили отказаться. Это плюс», — говорит гендиректор Объединения строителей Петербурга Алексей Белоусов.

При этом, по его словам, полномочия компенсационного фонда значительно расширили. Ему передадут часть функций Минстроя, например, право размещать на сайте информацию о застройщиках и прерывать их полномочия по привлечению денег дольщиков. Также фонду дадут право инвестировать свободные средства и выпускать облигации.

«Застройщики выступали против этого, поскольку это очевидная лазейка для злоупотреблений за наш счет», — пояснил Алексей Белоусов.

Депутаты предлагают призвать к ответственности фактических владельцев бизнеса в долевом строительстве

Принцип формирования фонда также вызывает много вопросов. «Каждый ДДУ должен страховаться отдельно. Это разумно. Но строители предлагали зафиксировать четкий процент отчислений (обсуждалась ставка в размере 1% от общей стоимости объекта).

А в поправках говорится, что отчисления будут рассчитывать по какой–то методике правительства РФ. Причем базовую ставку, которая ляжет в основу расчетов, власти смогут раз в год повышать, ссылаясь, например, на конъюнктуру рынка.

А поскольку в стройке инвестиционный цикл длится несколько лет, все это сильно запутает расчеты бизнеса», — переживает Алексей Белоусов.

Опрошенные застройщики считают, что взносы в общий фонд по поддержке обманутых дольщиков могут привести не к сокращению их числа, а к росту стоимости жилья для обычных покупателей (см. комментарии на стр. 11).

«К большому сожалению, новые изменения добавляют бюрократии и удорожают строительство.

В итоге цена «квадрата» только по этой причине может прибавить 3–5%», — считает генеральный директор Docklands development Екатерина Запорожченко.

Себестоимость строительства призвана снизить поправка об избежании двойного налогообложения при строительстве и передаче социальных объектов. «Но воспримут ли эти поправки налоговые органы? В нынешней ситуации с бюджетами всех уровней это довольно сомнительно. Чтобы соответствующая поправка к ФЗ–214 заработала, нужно откорректировать и Налоговый кодекс.

Но я не слышал, что это сделано», — добавляет Александр Рассудов из «Лидер Групп». Но не все настроены пессимистично. «Компенсационный фонд — не самый плохой вариант. Эта схема похожа на ту, что действует в сфере банковских вкладов. Населению она будет понятнее, чем страхование.

Кроме того, фонд будет более прозрачной и близкой к строительной отрасли структурой», — говорит руководитель службы по работе с государственными органами «СПб Реновация» Дмитрий Михалев. «Эти изменения планировались давно. Поэтому мы готовы к работе по новым правилам», — говорит директор по развитию «Аквилон инвест» Виталий Коробов.

Читайте также:  Центральный банк рф предполагает отменить паспорт сделки (проект)

«Будем жить и работать в новой реальности. Она для всех одна. А кто не хочет работать — уйдет с рынка», — прогнозирует глава ГК «ЦДС» Михаил Медведев.

Процесс забуксовал

По словам участников рынка, власти Петербурга пока не справляются с уже принятыми поправками к ФЗ–214. В частности, проблемы у девелоперов возникают с получением аккредитации комитета по строительству (новое обязательное требование закона). Без нее нельзя привлекать средства дольщиков.

«До сих пор мы не увидели утвержденного положения о прохождении допуска», — говорит один из застройщиков. По его словам, есть только неофициальный перечень из 30 документов и справок, который строители должны принести в комитет.

«Причем все в бумажном виде — а это несколько коробок документов», — рассказал он.

Правда, зампредседателя комитета по строительству Евгений Барановский проблемы в ситуации не видит. «С начала года комитет не допустил ни одной задержки документов.

Сотрудники комитета еще и помогают застройщикам устранять замечания в документах, если их обнаруживают. Хотя технические сложности существуют», — заявил он.

Но статистика говорит сама за себя: с начала года комитет по строительству одобрил менее половины заявок от бизнеса на привлечение средств дольщиков.

Новые поправки в ФЗ–214 вряд ли дополнительно защитят дольщиков. Создается впечатление, что власти хотят все больше и больше нагрузить застройщиков всевозможными ограничениями.

Вообще, нельзя сравнивать компенсационный фонд и Агентство страхования вкладов, это несравнимые вещи: банковский продукт более однороден и стандартизирован — вклад в банке что в Петербурге, что в Волгограде един.

А квартиры по своим параметрам, от материалов до схемы оплаты сделки, могут отличаться кардинально. Кроме того, банки более понятны для регулятора, в отличие от девелопера.

Депутаты предлагают призвать к ответственности фактических владельцев бизнеса в долевом строительстве

Игорь Водопьянов

Управляющий партнер УК «Теорема»

Положение дел с защитой дольщиков эти поправки кардинально не изменят в лучшую сторону, а для добросовестных компаний возникнет много дополнительных сложностей. Возрастает объем администрирования при реализации проектов.

А это трудозатраты и время, не говоря уже о кипах бумаг, которые придется возить на согласование чуть ли не грузовиками.

Подобные нововведения лишь усложнят жизнь добросовестных строителей, способствуя росту себестоимости работ, которая в 2016 году и так увеличилась примерно на 9%. В конечном счете это приведет к росту цен на жилье.

Екатерина Гуртовая

директор по маркетингу и продажам компании «ЮИТ Санкт–Петербург»

До сих пор риски застройщика страховали организации, список которых размещен на сайте ЦБ РФ. Они подходили к каждому застройщику индивидуально, а страховой тариф не увеличивался в процессе реализации.

В новом законопроекте предусмотрено увеличение базовой процентной ставки отчислений при недостаточности имущества компенсационного фонда.

Пока нет четкого механизма определения процента отчислений и расходования этих средств, невозможно посчитать экономику будущих проектов.

Депутаты предлагают призвать к ответственности фактических владельцев бизнеса в долевом строительстве

Оксана Кравцова

генеральный директор ГК «Еврострой»

Какое действие на рынок окажут поправки в ФЗ–214, пока предполагать трудно. Никто не понимает, что за этим последует. Наши планы на 2017 год выстроены, и, несмотря на все изменения, мы их выполним.

Очень хотелось бы донести до тех, кто занимается разработкой законодательных актов в сфере строительства, убедительную просьбу: не надо нам помогать — лучше не мешайте. Любая помощь, как правило, выходит отрасли боком.

И сами законотворцы потом с удивлением разводят руками, мол, хотели как лучше, а получилось как всегда.

Роман Мирошников

исполнительный директор компании «Ойкумена»

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Депутаты предлагают призвать к ответственности фактических владельцев бизнеса в долевом строительств

Депутаты предлагают призвать к ответственности фактических владельцев бизнеса в долевом строительстве

Lemberg Vector studio / Shutterstock.com

На контроле рабочей группы при Госдуме по защите прав дольщиков в настоящее время находятся 836 объектов. В общей сложности 131 тыс. участников долевого строительства имеют проблемы с застройщиком. Речь, в частности, идет о случаях приостановки строительства, заморозки действий по реализации договоров долевого участия и т. д. Об этом на состоявшейся вчера в Парламентской газете пресс-конференции сообщил руководитель рабочей группы, депутат Александр Сидякин: «Представьте, скольких людей затронула эта проблема! Если умножить 131 тыс. человек на три [среднее количество человек в семье. – ГАРАНТ.РУ.], то это почти полмиллиона человек». Указанные цифры заметно отличаются от заявленных ранее Минстроем России (речь шла о 36,6 тыс. дольщиков). Подобное расхождение депутат объяснил тем, что статистика ведомства основывается на данных, внесенных в реестр проблемных объектов (приказ Минстроя России от 12 августа 2016 г. № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан»). Включение в такой реестр носит заявительный характер, поэтому в него вошли далеко не все участники долевого строительства.

Правомерен ли отказ нотариуса наследникам дольщика в выдаче свидетельства о праве на наследство на том основании, что акт приема-передачи подписан, а переход права собственности не зарегистрирован? Ответ на этот и другие практические вопросы – в «Базе знаний службы Правового консалтинга» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

При этом количество проблемных объектов не снижается, отметил Сидякин. Отсутствие позитивной динамики он связал с последствиями экономического кризиса, начавшегося в 2014 году. «Каждый раз, когда в экономику приходят сложности, через два года это достигает рынка строительства. Так было в 2010 году после кризиса 2008 года.

Так и сейчас – в 2017 году мы испытываем последствия тех издержек, которые экономика страны понесла в 2014-2015 годах. У строительства отложенный цикл, есть законтрактованность, поэтому кризис чувствуется не сразу», – пояснил он.

Тем не менее, эксперт пообещал, что за текущий год должно быть сдано 140 домов из указанного выше числа проблемных объектов.

Улучшению ситуации и сокращению количества обманутых дольщиков в значительной мере будет способствовать совершенствование законодательства, уверен депутат. Среди наиболее значимых нововведений можно выделить создание государственного компенсационного фонда (Федеральный закон от 29 июля 2017 г.

№ 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Закон вступил в силу 30 июля текущего года, и на сегодняшний день уже 249 договоров долевого участия зарегистрированы с привлечением нового компенсационного механизма. Создание фонда связано, прежде всего, с тем, что институт страхования рисков застройщика работал неэффективно.

«По большинству проблемных объектов риски были застрахованы в страховых компаниях, которые, как правило, вместе с застройщиком и исчезали», – указал эксперт. В отличие от страховщиков, единый компенсационный фонд – правительственная некоммерческая организация, и следовательно, независимая и более стабильная.

Помимо этого, на рассмотрении депутатов находится законопроект 1 , предусматривающий дополнительные требования к застройщикам.

Так, предлагается установить солидарную ответственность владельцев (бенефициаров) застройщиков, а также лиц, имеющих фактическую возможность определять действия застройщика, за убытки, причиненные гражданам – участникам долевого строительства.

Вместе с тем застройщиков могут обязать размещать в единой информационной системе жилищного строительства сведения об объектах строительства, включая информацию о разрешении на строительство, о проведенных проверках, о финансовом состоянии застройщика, о нарушениях, о вводе объекта в эксплуатацию и др.

Более того, депутат заверил, что законодатель продолжит вводить в отношении застройщиков дополнительные ограничения: «Не хочешь подчиняться жестким требованиям, не бери деньги дольщика – возьми деньги в банке, используй проектное финансирование или другие механизмы. Но если ты хочешь работать с деньгами граждан, выполняй суровые требования. Мы никого не выгоняем с рынка, мы оставляем тех, кто планирует свои действия исходя из рыночных реалий, а не просто из желания «срубить» денег».

Что касается других инициатив, Сидякин настаивает на том, чтобы были введены дополнительные критерии для признания объекта проблемным.

Например, в том случае, когда застройщик признан несостоятельным, все его объекты должны автоматически становиться проблемными.

Кроме того, предлагается сделать более понятными и приближенными к реальности условия вхождения в реестр проблемных объектов. Свои предложения участники рабочей группы направили в Минстрой России.

Депутат Е.Строкова предложила призвать госорганы к ответственности по проблемам долевого строительства

Дата: 25 января 2019 в 11:04 2019-01-25T11:04:24+06:00

Tazabek — Депутат Евгения Строкова (СДПК) сегодня, 25 января 2019 года, в ходе круглого стола заявила, что основной вопрос долевого строительства заключается в ответственности государственных органов.

«Законы пишутся для всех, госорганы – равные исполнители. С того момента, как выдается документ компаниям на застройку, то в равных мерах несут ответственность и компания, и госорган», — сказала она.

Депутат добавила, что нужно провести анализ всех ситуаций, связанных с долевым строительством. Надо узнать, где допущены правонарушения госорганами.

«Пока они не будут нести ответственность, разрешения этих вопросов не будет. Почему ведут себя так застройщики, потому что так ведут себя госорганы.

У нас есть примеры нецелевого использования средств госорганами, поэтому у нас такой коллапс происходит», — завершила она.

Читайте так же:  Процессуальные сроки — понятие, виды, порядок исчисления

Уголовная ответственность застройщика

К нарушающим законодательство девелоперам применяются различные карательные меры – в основном административные и гражданско-правовые.

Уголовная ответственность застройщика может наступить за нарушение 214 фз только при серьезных нарушениях закона, причинивших вред дольщикам – например при несвоевременной сдаче или строительстве аварийных домов.

В этом случае защитой участников долевого строительства займутся следственные органы.

Читайте также:  Образец мирового соглашения в ходе исполнительного производства

Уголовная ответственность за обман дольщиков

За незаконный сбор денежных средств с дольщиков застройщик может быть привлечен к уголовной ответственности на основании статьи 200.3 УК РФ. Для этого необходимо, чтобы застройщик собрал с дольщиков 3 миллиона рублей и более.

За совершение такого преступления Уголовный кодекс предусматривает санкцию в виде лишения свободы на срок до 2 лет с последующим ограничением свободы на один год, либо без него.

Может быть применено и более мягкое наказание в виде обязательных, принудительных или исправительных работ.

Сумма полученных от участников долевого строительства средств свыше 5 миллионов рублей признается особо крупным размером. Наказание при этом также установлено в повышенном размере – до 5 лет лишения свободы с последующим ограничением свободы на срок до 2 лет. Вместо лишения свободы суд может приговорить виновных лиц к принудительным, обязательным или исправительным работам.

Учитывая существующие цены квартир, основания для уголовного наказания могут появиться уже после 2-3 сделок, заключенных в нарушение 214 Федерального закона. Привлечены за обман дольщиков по статье 200.3 УК РФ могут быть как должностные лица застройщика (генеральный директор), так и владельцы строительной компании.

При этом не требуется, чтобы средства были каким-либо нецелевым способом потрачены. Использование полученных денег на строительство дома не освободит виновных от наказания. Наказание наступит в связи с перечислением денег на счет строительной компании.

Уголовная ответственность за нецелевое использование средств дольщиков

Застройщик может израсходовать на незаконные цели деньги, которые до этого были правомерно собраны с граждан на строительство дома. Например, разрешение на строительство было получено, право заключать ДДУ не ограничено и т.п.

, но строительная компания пустила средства на другие цели (например, выплатила дивиденды своим учредителям или купила другие объекты недвижимости). В этом случае в ее действиях присутствует мошенничество (статья 159 УК РФ).

Более серьезное наказание предусмотрено в случае, если потрачена не по назначению существенная сумма (свыше нескольких миллионов рублей). Такие незаконные действия строителей могут быть признаны мошенничеством в крупном или особо крупном размере.

Уголовная ответственность за несвоевременную сдачу дома

Эта сумма сравнивается с суммой, которую застройщик незаконно получил от дольщиков или незаконно потратил.

Другие причины для ответственности застройщика по УК РФ

В зависимости от конкретного нарушения закона, к должностным лицам девелопера применяются также статьи УК РФ о растрате средств дольщиков (статья 160 УК РФ) или злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УК РФ).

Например, если генеральный директор строительной компании, пользуясь своим должностным положением, лично взял деньги у дольщика и не донес их в кассу или на банковский счет, он может быть привлечен по этим статьям.

Уголовная ответственность за строительство аварийного дома

Бывает так, что дом достроен, но при этом требования к качеству строительных материалов и работ нарушены. Уголовная ответственность застройщика за строительство аварийного дома напрямую не установлена законодательством. Но его должностные лица все же понесут наказание, если в их действиях обнаружится состав другого преступления.

Например, при обрушении дома, которое повлекло жертвы, виновные ответят за гибель людей (статья 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности») или за несоответствие требованиям безопасности (статья 238 УК РФ).

Зачастую преследование по УК РФ означает, что проект строительства многоквартирного дома завершен не будет, а дольщики перейдут в категорию обманутых.

Поэтому информацию об ответственности должностных лиц застройщика за совершение преступлений нужно учитывать при покупке квартиры в строящемся доме. Если же ДДУ уже заключен, появление подобных сведений – серьезный повод проконсультироваться с юристом.

Ответственность застройщика за незаконное привлечение денежных средств дольщиков

В госдуме предложили ужесточить госнадзор за долевым строительством :: жилье :: рбк недвижимость

Депутаты предложили ввести штрафы за нарушения в области долевого строительства для должностных и юридических лиц

Депутаты предлагают призвать к ответственности фактических владельцев бизнеса в долевом строительстве

Заседание Госдумы. Вячеслав Прокофьев/ТАСС

В Госдуме по поручению президента России Владимира Путина разработали два законопроекта, предусматривающих ужесточение государственного надзора за долевым строительством, сообщает «РИА Недвижимость».

Один из законопроектов предполагает, что региональные власти будут обязаны вносить в единую информационную систему информацию о выданных разрешениях на строительство объектов недвижимости, которое ведется с привлечением средств граждан.

Предполагается также, что Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства обяжут уведомлять контролирующие органы и органы регистрации прав на недвижимость о несоответствии застройщика требованиям законодательства. При получении такого уведомления регистрация договора участия в долевом строительстве будет невозможна.

Кроме того, депутаты предлагают наложить запрет на привлечение денег дольщиков посредством жилищных сертификатов и на участие граждан в жилищно-строительных и жилищно-накопительных кооперативах. Исключение сделано лишь для ЖСК, ведущих строительство на государственных или муниципальных участках, передает информагентство.

Другой законопроект предполагает усиление административной ответственности за нарушения в области долевого строительства. В частности, предусматривается штраф за необоснованное решение о выдаче либо об отказе в выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной документации установленным требованиям — он составит от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Штраф предусматривается также за непредставление информации в единую информационную систему жилищного строительства: для должностных лиц — 30 тыс. руб., для юрлиц — 200 тыс. руб. При повторном нарушении штраф для должностных лиц составит 100 тыс. руб. или они могут быть дисквалифицированы на 1–3 года, а штраф для юридических лиц увеличится до 300 тыс. руб.

Наказание также предусмотрено для юрлиц за неправомерное использование наименования «специализированный застройщик» либо образованных на его основе словосочетаний. В этом случае штраф составит от 500 тыс. до 700 тыс. руб.

Ранее депутаты Госдумы от партии «Единая Россия» предложили уточнить понятие «обманутый дольщик» и внести изменения в приказ Минстроя № 560 о критериях признания дольщиков обманутыми. По их мнению, нынешние критерии не позволяют охватить всех дольщиков, пострадавших от недобросовестных застройщиков. 

Дольщик вправе взыскать убытки с контролирующего лица застройщика

Екатерина Спирина, юрист

03 июля 2018  года на официальном интернет-портале правовой информации опубликован  Федеральный закон от 01.07.2018 N 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

  • Принятые  в третьем чтении 21 июня 2018 года изменения  направлены на усиление контроля за деятельностью застройщиков, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
  • Одним из наиболее заметных и важных нововведений, предусмотренных Законом, можно считать положение  о  солидарной  ответственности лиц, имеющих фактическую возможность определять действия застройщика, за убытки причиненные  участникам   долевого строительства.
  • Учитывая специфику правовой природы солидарной ответственности, законодатель предоставил гражданину – участнику долевого строительства право требовать возмещения понесенных им убытков как от застройщика и контролирующих лиц совместно, так и от любого из них в отдельности.
  • При этом закон устанавливает ряд условий, при которых гражданин —  участник долевого строительства может  взыскать убытки с контролирующего лица.

Во-первых, необходимо подтвердить  статус контролирующего лица, т.е. доказать, что лицо, в том числе бенефициарный владелец, имело фактическую возможность определять действия застройщика, в частности,  возможность давать указания лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, или члену коллегиальных органов управления застройщика.

  1. Во-вторых, заявленные к возмещению убытки должны быть следствием виновных действий. 
  2. Безусловно, рассматриваемое нововведение  является дополнительной гарантией интересов граждан, участвующих в процессе долевого строительства,   и направлено на  пресечение злоупотреблений со стороны  лиц, использующих юридическое лицо как оболочку для осуществления незаконной деятельности. 
  3. Важно отметить, однако, что  еще на этапе рассмотрения проект получил неоднозначную оценку  среди   членов юридического сообщества. 

Одна группа юристов оценивала проект положительно, поскольку данные изменения могут простимулировать  повышение  интереса к   сфере долевого строительства. В качестве аргумента  приводились  положения ст. 10 ГК РФ.

Исходя из толкования  обозначенной статьи, руководитель юридического лица  обязан действовать добросовестно не только по отношению к возглавляемой им компании, но и по отношению к ее контрагентам.

В этой связи,  возложение ответственности на контролирующее лицо за несоблюдение принципа добросовестности  представляется справедливым.

Вторая группа высказывала прямо противоположную позицию, указав, что поправки  противоречат положениям Гражданского кодекса об ответственности юридических лиц.

Так, по мнению ряда юристов,  введение солидарной ответственности контролирующего лица за убытки, причинённые деятельностью организации, ставит под сомнение  саму  сущность юридического лица как самостоятельного субъекта гражданских правоотношений, поскольку контролирующее лицо по характеру ответственности  фактически приравнивается к статусу индивидуального предпринимателя.

Принимая во внимание положения действующего законодательства, представляется, что обе позиции обоснованы и имеют право на существование. Возможно, если бы законодатель не отходил от принципа субсидиарной ответственности контролирующих лиц, то данный законопроект был бы принят более единодушно.

В заключение необходимо отметить, что, принятые поправки о солидарной ответственности контролирующих застройщика лиц  вступили в силу с 01 июля 2018 года.

Юридическая компания ПРИОРИТЕТ готова предложить свои услуги по взысканию солидарной ответственности с контролирующих застройщика лиц  

Госдума создает единую вертикаль контроля за долевым строительством

МОСКВА, 24 января. /ТАСС/.

Госдума приняла в среду в первом чтении законопроект, которым создается единая вертикаль контроля за долевым строительством: вводится запрет на привлечение средств дольщиков через жилищные сертификаты, а для должностных лиц предусматриваются штрафы за необоснованное решение о выдаче заключения застройщику о его соответствии законодательству об участии в долевом строительстве.

Авторами инициативы выступили председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин, первый вице-спикер от КПРФ Иван Мельников, глава фракции «Единой России», вице-спикер Сергей Неверов, зампред палаты от ЛДПР Игорь Лебедев и руководители профильных думских комитетов. Документ подготовлен во исполнение поручений президента РФ Владимира Путина.

Читайте также:  Основания возникновения обязательств в гражданском праве

Проект предусматривает «возложение ответственности на владельцев (бенефициаров) застройщиков, создание единой вертикали контроля (надзора) за долевым строительством, а также вводит требования по контролю за текущим финансовым состоянием застройщиков», говорится в сопроводительных материалах.

«Мы устанавливаем контроль за текущим финансовым состоянием застройщика и наделяем правом фонд (государственный компенсационный фонд долевого строительства — прим.

ТАСС) и соответствующие уполномоченные органы исполнительной власти отказывать в регистрации очередных договоров долевого строительства при нарушении условий финансовой устойчивости застройщиками», — пояснял ТАСС один из авторов, глава комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. «Вводится солидарная ответственность бенефициаров-застройщиков», — добавил он, уточнив, что под таковыми подразумеваются «лица, которые владеют более 5% акций застройщика».

Инициативой прописывается порядок уведомления фондом органов регистрации и контролирующих органов о несоответствии застройщика требованиям, то есть, по словам Николаева, «застройщик должен будет соблюдать требования не только на начальном этапе проекта долевого строительства, но он должен будет поддерживать свое финансовое состояние на протяжении всей реализации проекта». «Это крайне важно, и об этом президент говорил: мы должны контролировать социально важные проекты», — указал глава думского комитета.

Законопроект наделяет Минстрой РФ полномочиями по согласованию назначения на должность и освобождения от нее руководителя органа, осуществляющего контроль за долевым строительством. Порядок согласования будет устанавливаться правительством РФ.

Запрет на привлечение денег через жилищные сертификаты

Документ призван реализовать еще одну поставленную главой государства задачу: защитить права граждан, средства которых привлекались застройщиками посредством выпуска специальных облигаций (жилищных сертификатов), а также через участие граждан в жилищно-строительных и жилищно-накопительных кооперативах.

«Законопроектом устанавливается запрет на использование таких способов привлечения средств граждан для строительства жилья, за исключением жилищно- строительных кооперативов, осуществляющих строительство на земельных участках, предоставленных из муниципальной или государственной собственности», — отмечается в сопроводительных материалах.

Санкции за нарушения

В пакете с базовым законопроектом депутаты приняли в первом чтении поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

В частности, предусматриваются «штрафы за необоснованное принятие должностным лицом решения о выдаче либо отказе в выдаче заключения о соответствии».

«Это не разрешение на строительство — это заключение, которое дает возможность начать привлекать средства граждан, — уточнял Николаев. — Если оно выдано необоснованно, то ответственность ложится на должностное лицо в виде штрафа в размере от 50 тыс. до 100 тыс. рублей».

Также парламентарии предлагают ввести санкции за непредоставление информации в единую информационную систему жилищного строительства. Штраф для должностных лиц, согласно проекту закона, может составить 30 тыс.

рублей, для юридических лиц — 200 тыс. рублей. При повторном нарушении чиновникам будет грозить штраф в размере 100 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет, для юридических лиц — штраф 300 тыс.

рублей.

За неправомерное использование застройщиком наименования «специализированный застройщик» либо образованных на его основе словосочетаний вводится штраф для юридических лиц в размере от 500 тыс. до 700 тыс. рублей.

Порядок в сфере долевого строительства

Как заявил ТАСС член комитета Госдумы по транспорту и строительству, глава экспертного совета по проблемам обманутых дольщиков Владимир Ресин, «законопроекты принимаются в развитие пакета предложений по наведению порядка в сфере долевого строительства».

«Конечно, сейчас и без того непростые для строителей времена, кризисные явления отразились на отрасли наиболее остро, но именно это и требует реагирования и построения системы защиты граждан, вложивших свои средства в строительство жилья», — подчеркнул он.

Говоря о ходе работы над законопроектами, депутат отметил, что «важным элементом предлагаемой вертикали контроля за долевым строительством должна стать информационная система». «Необходимо внимательно рассмотреть порядок ее создания и функционирования», — отметил Ресин.

Он также считает важным в процессе доработки проекта закона «внимательно обсудить вопросы банковского сопровождения. «Нужно оценить техническую и организационную возможность его обеспечения с надлежащим качеством. Важно, чтобы такое сопровождение на встало слишком дорого для строителя, не превратилось в дополнительный тормоз при работе», — указал Ресин.

По словам депутата, «в развитие данного закона предстоит принять целый ряд подзаконных актов».

Депутаты поддержали ужесточение контроля в долевом строительстве

Думский комитет по природным ресурсам рекомендовал коллегам из нижней палаты одобрить законопроект, который увеличит ответственность за нарушения при строительстве с участием ДДУ. Так, например, если словосочетание «специализированный застройщик» используется незаконным образом, юрлицам можно следует назначать штраф 500-700 тыс. рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=hytf98ejX-8

Также предлагается ввести штраф за необоснованные выдачу или отказ в выдаче решения о соответствии законным правилам девелопера и проектной документации. Размер этого штрафа – от 50 до 100 тыс. рублей.

Должным лицам придется выплатить 30 тыс. рублей, а юридическим – 200 тыс. рублей за отказ предоставить информацию в ЕИС. Многократные нарушители этого правила будут наказываться строже: первым придется выплатить до 100 тыс. рублей (вариант – дисквалификация на 1-3 года), для вторых штраф составит 300 тыс. рублей.

Саратовские дольщики обратились к Путину с крыши недостроя

Одновременно депутаты хотят возложить обязанность контролировать долевое строительство только лишь на региональные отделы государственного стройнадзора. Также возможно специальное создание отдельного контролирующего органа.

Документ определяет компетенцию органов государственно власти, ответственных за возбуждение и рассмотрение дел о данных правонарушениях. В отношении должностных лиц федерального или регионального органа исполнительной власти такие дела будут возбуждаться прокурором и рассматриваться судьями, в отношении юридических лиц и их должностных лиц – контролирующими органами.

Одновременно Минстрой наделяется полномочиями согласовывать назначения на должность и увольнять руководителей органов, контролирующих долевое строительство.

Региональные органы власти обязываются вносить в единую информационную систему жилищного строительства информацию о выданных разрешениях на строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, строительство которых осуществляется с привлечением денег покупателей.

Власти собираются забыть словосочетание «обманутые дольщики»

Защита дольщиков

Соблюдение застройщиками требований закона будет Фонд защиты прав дольщиков.

В частности, он будет уведомлять контролирующие органы и органы регистрации прав на недвижимое имущество о несоответствии застройщика требованиям законодательства о долевом строительстве.

В случае получения такого уведомления регистрация договора участия в долевом строительстве будет невозможна до исправления таких несоответствий.

Также депутаты отметили необходимость дополнительного обоснования предложенного разработчиками внесудебного порядка приостановления деятельности застройщика по привлечению денежных средств дольщиков на основании выявленного Фондом защиты прав граждан-участников долевого строительства его несоответствия обязательным требованиям. При этом должен быть определен порядок оспаривания застройщиком действий этого фонда по приостановлению данной деятельности.

Фонд дольщиков предлагают сделать государственным санатором

Депутаты Госдумы подготовили изменения в законодательство о долевом строительстве. Они ускорят решение проблем обманутых дольщиков в России.

 Один из авторов поправок депутат Николай Николаев пояснил, что Фонд защиты прав дольщиков, созданный для замены прежней системы страхования в долевом строительстве, предлагается наделить дополнительными полномочиями по завершению жилых долгостроев в регионах.

Сегодня госфонд может достраивать только те проблемные объекты, которые в нем застрахованы. Еще одна важная поправка — предоставление компенсационных участков застройщикам-санаторам без торгов. 

Председатель думского комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев пояснил «Известиям», что теперь регионы смогут выделять деньги и привлекать Фонд дольщиков в качестве застройщика к завершению других объектов. Поправка предполагает «наделение публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан» полномочиями по финансированию завершения строительства проблемных объектов», отметил он.

— Мы расширяем возможности фонда и предусматриваем, что эта публично-правовая компания сможнт выполнять роль застройщика и, соответственно, привлекать другие источники финансирования, в том числе региональные, — пояснил «Известиям» Николай Николаев.

Таким образом, новые затраты не коснутся средств, предназначенных на компенсацию возможных убытков по застрахованным домам. С октября 2017 года застройщики отчисляют в фонд 1,2% от стоимости каждого договора долевого участия (ДДУ).

Планируется, что в случае краха инвестора госфонд изымет объект, оценит объем необходимых вложений и проконтролирует процесс достройки. «Фонд защиты прав дольщиков» на момент публикации материала не ответил на запрос «Известий».

Еще одна важная поправка предусматривает «обеспечение возможности передачи застройщикам компенсационных участков земли без торгов».

Как пояснил «Известиям» замглавы Минстроя Никита Стасишин, по этой схеме можно будет без конкурса передавать компенсационный земельный участок застройщику, в случае если он взялся помогать дольщикам.

Обычная практика предполагает проведение аукциона, на котором застройщик-санатор может и не победить.

Директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер» Павел Брызгалов отметил, что с учетом появления новых обманутых дольщиков любая дополнительная законодательная помощь пойдет на пользу.

По состоянию на 1 апреля 2018 года в России 1261 проблемный дом, поделился последними данными в ходе парламентских слушаний глава Минстроя Владимир Якушев. По данным Николая Николаева в стране примерно 2 тыс. жилых недостроев. По данным брокера жилой недвижимости «Метриум», всего в России строится 13 тыс. многоквартирных домов. 

В январе 2018 года Госдума приняла в первом чтении два законопроекта об ужесточении контроля в долевом строительстве. Поправки предполагают изменения в закон о долевом строительстве (214-ФЗ) и Кодекс об административных правонарушениях.

Депутаты одобрили создание единой контрольно-надзорной структуры и наделение Минстроя полномочиями согласовывать и снимать с должности руководителей региональных стройнадзоров.

Кроме того, вводятся ограничения для жилищно-строительных кооперативов и ответственность для бенефициаров застройщиков за срыв проекта, в который инвестировали граждане.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *