Административное правонарушение — состав и виды

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Самоё распространённое правонарушение в России – неуплата штрафа. Его совершение влечёт… наложение штрафа, но уже в двукратном размере.

Этот проступок занесён в Кодекс об административных правонарушениях. Но по каким основаниям? Как законодатель определяет, относить деяние к административному правонарушению, преступлению или правомерному действию?

В этой статье вы найдёте ответы.

5 признаков административного правонарушения (с примерами)

Нарушитель законов должен нести ответственность, чтобы другие члены общества воздерживались от совершения деструктивных поступков. Тогда в государстве будет спокойная и мирная обстановка, которая называется общественным порядком.

Чтобы достигнуть этой светлой цели, для наказания нарушителей законодатель вводит признаки административного правонарушения.

  1. Действие/бездействие.Действие – это любая активность. Бездействие – нежелание исполнять свои обязательства. Хотя это требуется по закону. Например, отказ платить налоги, несоблюдение экологических норм по выбросам отходов.
  2. Противоправность.Деяние человека нарушает правовую норму, которая регулирует отношения в области административного права. Вот примеры последних:
    1. ПДД;
    2. общественный правопорядок;
    3. медицинское обслуживание населения, охрана здоровья;
    4. налогообложение;
    5. обращение ценных бумаг, финансов, банковская деятельность.

    Полный перечень отношений, которые охраняются нормами административного права, перечислен во втором разделе Кодекса РФ об административных правонарушениях. Этот документ описывает, в чём конкретно выражается каждое нарушение.

  3. Вредно для общества.

    Административные правонарушения – это деяния, которые нарушают нормальный порядок вещей в обществе, приводят к наступлению отрицательных последствий. При этом вред не всегда очевиден.

    Например, человек переходит дорогу на красный свет светофора, хотя поблизости нет машин. В чём тут вред для общества? А в том, что другие граждане наблюдают за таким поведением. У некоторых людей в голове может сформироваться установка: «Переход на красный – это нормально». Чем больше граждан будут так думать, тем выше риски увеличения числа ДТП.

    Однако административные проступки, в отличие от преступлений, не представляют реальной общественной опасности. Их последствия проще предотвратить и исправить.

  4. Наличие вины.Чтобы возложить ответственность на нарушителя норм гражданского права, необязательно наличие вины. С административными деяниями ситуация обратная.

    Таблица 1 «Разные проявления вины нарушителя»

    Форма виныЧто означаетПримеры административных правонарушений
    Прямой умысел Человек хочет, чтобы отрицательные последствия наступили Мелкое хулиганство
    Косвенный умысел Человек допускает вероятность наступления вреда для общества, или ему всё равно Родители не исполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребёнка
    Легкомыслие Человек надеется предотвратить отрицательные последствия своего проступка, действует «на авось» Руководитель игнорирует правила пожарной безопасности, что приводит к возникновению пожара
    Небрежность Человек не предвидит отрицательных последствий деяния, хотя может и обязан Медик не соблюдает некоторые требования безопасности к донорской крови из-за своей халатности
  5. Наказуемость.За нарушение административно-правовых норм в КоАП установлена ответственность: «пойманный» правонарушитель получает наказание.

    Самая часто применяемая мера – штраф. Хотя человеку могут быть назначены арест, исправительные работы и другие наказания.

Состав и виды административного правонарушения

Каждая статья второго раздела Кодекса описывает 4 элемента деяния: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. В совокупности они образуют состав административного правонарушения.

Если хоть один из элементов выпадает, человека или организацию не получится наказать.

Объекты – это те отношения и ценности, которым нарушители причиняют вред. Они перечислены в главах 5-21 Кодекса. В зависимости от объекта юристы выделяют, в частности, такие виды административных правонарушений:

  1. против прав граждан;
  2. против здоровья населения;
  3. против собственности;
  4. против общественной нравственности;
  5. нарушающие ПДД и другие.

Объективная сторона административного правонарушения включает конкретный проступок, отрицательные последствия (при их наличии) и причинно-следственную связь.

В зависимости от этого элемента выделяют два вида нарушений:

  1. с материальным составом – для привлечения к ответственности необходимо установить факт наступления отрицательных последствий (пример – статья 7.26 КоАП: небрежное хранение материалов картографо-геодезического фонда РФ, повлекшее их утрату);
  2. с формальным составом – достаточно лишь факта нарушения (пример – статья 6.2 КоАП – занятие народной медициной без разрешения).

Субъектами (кто это?) могут быть только вменяемые люди не младше 16 лет или юридические лица. Нельзя наказывать по КоАП маленьких детей, животных, душевнобольных.

Субъективная сторона административного правонарушения – это наличие в деянии вины, о которой писалось выше.

Срок давности

Весь процесс с момента обнаружения проступка до исполнения наказания называется производством по делам об административных правонарушениях. Он регулируется главой 4 и разделом IV КоАП.

Привлечь нарушителя к ответственности можно только в пределах срока давности по административным правонарушениям. Он начинает исчисляться с момента совершения деяния и длится 2 месяца. Но это общее правило, из которого есть исключения.

Так, если дело рассматривает суд, то срок длится 3 месяца. Коррупционерам грозит ответственность в течение 6 лет. Если проступок длящийся (например, незаконная предпринимательская деятельность), то сроки отсчитываются с момента обнаружения.

Протокол, производство по делам и право на обжалование постановления по административному правонарушению

В большинстве случаев сотрудник госучреждения после выявления нарушителя составляет протокол об административном правонарушении.

Это важный документ, в котором фиксируются обстоятельства совершённого проступка:

  1. место и время;
  2. что происходило;
  3. объяснения самого лица и показания очевидцев.

Если человек не согласен с тем, что написал в протоколе госслужащий, то может не ставить подпись. Далее начинается расследование.

Дела могут рассматривать судьи, служащие исполкомов, полиция, налоговики, другие органы и лица (зависит от конкретного вида правонарушения).

По результатам разбирательства выносится итоговый документ – постановление. Или определение, если дело рассматривалось в суде. В документе указывается конкретное наказание, которое назначено нарушителю.

Если человек не согласен с вынесенным решением, то имеет право на обжалование постановления об административном правонарушении вышестоящему чиновнику. Срок – 10 дней с момента получения копии документа.

Заключение

Таким образом, административные правонарушения – это наказуемые по КоАП виновные и вредные для общества проступки, нарушающие нормы права. Они не так опасны, как преступления, но могут служить предпосылкой к криминализации общества.

Например, сегодня подросток пристаёт к мирным гражданам (хулиганит), а спустя 5 лет совершает избиение. Поэтому государство принимает меры к тому, чтобы административные правонарушители не оставались незамеченными.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Административное правонарушение - состав и виды

  • * Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
  • Подборки по теме
  • Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Виды административных правонарушений

Определение 1

Правонарушение является действием в нарушение норм законодательства, которое осуществлено дееспособным гражданином и имеет вредоносные последствия для всего общества и отдельных его членов.

Замечание 1

Здесь следует учитывать, что правонарушением может считаться не только действие, нарушающее нормы права, но и аналогичного рода бездействие.

  • Причинами противоправных действий зачастую становятся желания одного лица, удовлетворить свои потребности за счет нарушения прав и интересов другого лица или лиц.
  • Многие исследователи проблемы правонарушений утверждают, что уровень опасности для общества противоправных действий существенно зависит от биологических и психологических особенностей лица, совершающего их.
  • Под понятие правонарушений нельзя подвести такие категории как мысли, помыслы, чувства, но до тех пор, пока они не найдет реального выражения в противоправных действиях или бездействиях.
  • Бездействие подпадает под категорию правонарушений лишь в ситуации, если лицо, обязанное совершить действия в определенной ситуации и при определенных условиях не совершает оного.

Административное правонарушение - состав и виды

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Понятие административного правонарушения

Кодекс РФ об Административных правонарушениях вступил в силу с 30.12.2001 года. Он предусматривает, что лица, совершившие административное правонарушение, должны быть привлечены к ответственности.

Определение 2

В рамках данного кодекса дано определение административному правонарушению. Согласно нему, под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие/бездействие физического и/или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность, в соответствии с административным законодательством федерального и регионального уровней.

Признаки правонарушения

Современные исследователи выделяют у правонарушения ряд характерных признаков:

  • действие или бездействие, которое нарушает нормы современного права;
  • поведение, которое ведет к нарушению норм законодательства;
  • вина в совершении преступления или как еще его называют в юридической литературе виновное поведение;
  • нанесение государству, обществу или его отдельным представителям вреда или, что тоже не редкость, угрозы его причинения непосредственно или опосредованно. Следует отметить, что не любое причинение вреда будет относится к противоправным действиям, например бывают обстоятельства отнесенные к ситуациям крайней необходимости или применение мер самообороны в допустимых рамках;
  • противоправное действие будет считаться таковым, если совершается лицом, которое приобрело дееспособность;
  • за любое правонарушение предусмотрена санкция, а какой она будет уже зависит от вида правонарушения, тяжести наступивших последствий и многих других критериев.

В рамках Особенной части вышеназванного кодекса административные правонарушения подразделяются на семнадцать видов:

  • правонарушения, которые посягают на права граждан, закрепленные в рамках административного законодательства;
  • нарушение норм права, которые ведут к посягательству на физическое, психическое и эмоциональное здоровье общества;
  • нарушение прав, в рамках административного законодательства, которые относятся к охране прав собственности;
  • правонарушения, которые связаны с вредом для окружающей среды;
  • правонарушения, которые возникают в рамках административного законодательства, в области энергетики, промышленности, строительства и т.д.;
  • нарушения норм законодательства в области сельского хозяйства;
  • транспортные правонарушения;
  • нарушения норм права в сфере правил дорожного движения;
  • правонарушения, которые относятся к административной отрасли права, в сфере информации и связи;
  • нарушения права в сфере предпринимательства;
  • правонарушения, связанные с денежной наличностью, кассовыми операциями, правилами ведения банковских счетов;
  • правонарушения, которые связанны с таможенными правилами;
  • правонарушения, которые могут быть классифицированы как посягательство на институты государственной власти страны;
  • нарушения правил пересечения границы страны, а так же режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на ее территории;
  • правонарушения в сфере общественного порядка;
  • нарушения норм права, связанных с порядком управления;
  • правонарушения, которые относятся к сфере воинского учета.

Состав административного правонарушения

Административное правонарушение - состав и видыТема про состав административного правонарушения имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. Все потому, что отсутствие состава нарушения является основанием прекращения административного производства по делу. На любой его стадии. После возбуждения дела об административном правонарушении и до обжалования. 

Что такое состав административного правонарушения

Совокупность элементов, при наличии которых то или иное действие или бездействие (деяние) признается административным правонарушением, и есть состав административного правонарушения.

Теоретики выделяют 4 элемента, каждый из которых имеет свои обязательные признаки.

И в совокупности государство признает их достаточными и необходимыми для признания деяния административным правонарушением.

Наличие элементов и признаков состава доказывает уполномоченный орган (должностное лицо) в рамках привлечения к административной ответственности. Составы конкретных правонарушений закрепляет каждая статья Особенной части КоАП РФ. Или закона субъекта Российской Федерации (подробнее – административные комиссии). 

Обязательными элементами состава административного правонарушения являются:

  • объект 
  • субъект
  • объективная сторона
  • субъективная сторона

В качестве примера отсутствия состава административного правонарушения приведем пример.

Одним из нарушений в области дорожного движения является управление транспортным средством лицом, не имеющим водительского удостоверения.

Если это был водитель 14 лет, то состав административного правонарушения отсутствует. Порок в субъекте. Ведь он на момент совершения нарушения должен достигнуть 16 лет.

Элементы состава административного нарушения

Объект административного правонарушения – общественные отношения, на которые посягает деяние. Этот объект посягательства охраняет закон. КоАП РФ или закон субъекта России. Он бывает общим (здоровье, общественная безопасность и т.п.

), родовым, видовым и непосредственным (конкретные отношения, которым причинен ущерб). Разделение объекта на виды имеет больше теоретическое значение. С практической точки зрения указание на объект нарушения содержится в наименовании главы Особенной части КоАП РФ.

И в самой формулировке административного нарушения.

Объективная сторона как элемент состава административного правонарушения – это внешнее проявление проступка. Совокупность или единичный акт действия или бездействия. А также наступившие в результате причинно-следственной связи с ним последствия (вред). Обязательные его признаки: 

  • деяние – действие или бездействие
  • последствия нарушения – вред, угроза вреда, ущерб 
  • деяние – причина, вред (его угроза) – следствие. 

Дополнительными элементами являются место совершения административного правонарушения, время, способ, обстановка.

Нюанс: КоАП РФ закрепляет много формальных составов правонарушений. То есть для таких деяний не обязательно наступление какого-то материального последствия.

Самой угрозы нормального функционирования охраняемым отношениям (объекта) достаточно, чтобы нарушение было оконченным. Например, превышение скорости водителем признается потенциально опасным поведением.

И ответственность будет независимо от наличия какого-либо материального вреда. Однако малозначительность административного правонарушения можно распространить на любую статью.

Субъект в составе административного нарушения

Субъект – это тот, кто совершил правонарушение. Соответственно, это лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности.

Закон предъявляет отдельные требования к субъекту. В общем смысле, это физические и юридические лица. Физические лица – независимо от гражданства, но достигшие 16 лет.

Причем в ряде случаев для несовершеннолетних комиссия может применить освобождение от административной ответственности. Помимо требований к возрасту, закон закрепляет и вменяемость. То есть способность понимать свои действия и руководить ими.

Временное или постоянное психическое расстройство могут стать причиной освобождения от ответственности.

Иностранные граждане являются специальными субъектами за нарушение режима пребывания в России и правил пересечения границы РФ (глава 18 КоАП РФ). Также специальными субъектами по ряду правонарушений являются должностные лица, водители и т.п. Требования к лицу, которое может быть признано субъектом правонарушения устанавливает статья Особенной части КоАП РФ.

Особыми субъектами являются военнослужащие, работники силовых структур и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о службе. Некоторые виды административных наказаний к ним не применяются. А в некоторых случаях наказание применяется только к ним.

Субъективная сторона и состав административного правонарушения

Отношение субъекта к совершенному деянию есть субъективная сторона правонарушения. Именно поэтому невменяемость автоматически означает отсутствие состава правонарушения.

Обязательным элементом субъективной стороны является вина. Она может быть выражена в форме умысла:

  • субъект понимает противоправность своих действий, осознает и желает наступления вредных последствий (прямой умысел)
  • он понимает противоправность действий, осознает наступление вредных последствий, но безразлично относиться к их наступлению (косвенный умысел)

Вина может быть выражена в форме неосторожности:

  • субъект предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал их предотвратить (легкомыслие)
  • он не предвидел наступление последствий своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть

Дополнительными элементами субъективной стороны являются мотив и цель.

Отсутствие вины, а в ряде случаев конкретной формы вины, означает отсутствие состава административного правонарушения, а, значит, и неприменение административного наказания.

Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты: 

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Пример

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Состав административного правонарушения

Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения: 

Объект

Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой  -либо конкретной главы КоАП РФ.

Примером родового объекта административного правонарушения может служить

  • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
  • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
  • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
  • иные.

Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства.

Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

Объективная сторона

Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Пример

Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями. 

Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

Субъект

Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

  • Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.
  • Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.
  • Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).
  • Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

Субъективная сторона

Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. 

При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

Опиши задание

Административное правонарушение: понятие, признаки и виды

Административное правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки административных правонарушений

  • Общественная опасность (общественная вредность) – результате административного правонарушения причиняется ущерб правам и законным интересам граждан, организаций и государства. Данный признак не вытекает из определения административного правонарушения, но ряд деятелей выделяют его в качестве обязательного.
  • Противоправность – означает, что в результате совершения правонарушения нарушаются правовые запреты, которые установлены нормами административного законодательства.
  • Виновность – деяние признается административным правонарушением только в том случае, если оно совершено виновно. Лицо не может быть привлечено к административной ответственности за невиновное причинение вреда.
  • Наказуемость – означает, что за совершение административного правонарушения законодательством установлены меры административной ответственности.

I. По составу

  • Материальные – правонарушение, в результате которого наступают общественно-опасные последствия
  • Формальные – преступления, в результате которых не наступают общественно-опасные последствия
  • II. Обычные, длящиеся и повторные
  • Обычные – преступления, которые оканчиваются после прекращения какого-либо противоправного действия
  • Длящиеся – правонарушения, которые длятся в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанностей, возложенных на нарушителя
  • Продолжаемые – несколько однородных действий, направленных на совершение одного правонарушения

III. По родовому объекту (указаны в главах особенной части КоАП)

  • Правонарушения, посягающие на права граждан;
  • Правонарушения в области охраны собственности;
  • Правонарушения в области охраны окружающей среды и другие.

IV. В зависимости от формы деяния

  • Умышленные правонарушения
  • Неосторожные правонарушения

Административное правонарушение и его состав

Время чтения 6 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

​​Административное правонарушение – это противоправное действие/бездействие, за совершение которого Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). В статье расскажем, какие виды административных правонарушений существуют, и в чем заключается состав такого нарушения.

Признаки

Признаками административного правонарушения (далее – АП) являются:

  • Антиобщественность. Этот признак означает, что совершенное нарушение должно носить антиобщественный характер, т.е. причинять вред интересам людей, общества или государства.
  • Противоправность. Это значит, что совершенное действие/бездействие должно нарушать какие-либо существующие нормы. Нарушитель может допустить нарушение требований налогового права – в этом случае АП не будет (за исключением ситуаций, когда законодатель в числе прочего указывает на привлечение нарушителя к административной ответственности).
  • Виновность. Означает, что лицо совершило нарушение умышленно или по неосторожности.
  • Наказуемость. Законом должно быть предусмотрено определенное наказание за совершение правонарушения.

«Административная ответственность юридических лиц»

Состав

Состав административного правонарушения – это совокупность признаков, наличие которых позволяет квалифицировать определенное деяние как АП.

Обязательными составляющими АП являются:

  1. Субъект – лицо, совершившее правонарушение. Субъектом может быть:
  • физическое лицо (в том числе и ИП), вменяемое и достигшее 16-летнего возраста;
  • юридическое лицо.
  1. Субъективная сторона – это отношение лица к совершенному им правонарушению. Основной характеристикой субъективной стороны является вина совершившего его лица. Вина имеет различные формы:
  • прямой умысел – лицо, совершившее правонарушение, знало о последствиях и хотело их наступления;
  • косвенный умысел – нарушитель мог предполагать, что его действия приведут к негативным последствиям, но относился к этому безразлично;
  • легкомыслие – нарушитель осознает последствия своих действий, но считает, их можно предотвратить;
  • небрежность – нарушитель не осознает последствий своих действий, хотя может и должен их предвидеть.
  1. Объект – общественные отношения, охраняемые законом. Например, объектом правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ является частная собственность.
  2. Объективная сторона – совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения:
  • процесс совершения правонарушения;
  • способ его совершения (путем совершения определенного действия или бездействия, использования специальных технических средств, служебного положения и пр.);
  • обстановка, время и место совершения деяния.

Для правильного определения объективной стороны важно зафиксировать не только само нарушение, но и последствия, которые возникли в результате его совершения, а также установить причинно-следственную связь между ними. Например, нарушение водителем ПДД становится причиной возникновения следствия – ДТП.

Группы

Все АП условно можно разделить на следующие группы:

  1. По особенностям конструкции состава:
  • материальные – результатом совершения правонарушения является вред, причиненный материальным ценностям;
  • формальные – вред, причиненный потерпевшему, носит нематериальный характер.
  1. По продолжительности и периодичности:
  • длящиеся – совершаются на протяжении длительного времени, например, в случае ненадлежащего исполнения должностным лицом своих трудовых обязанностей;
  • обычные – совершаются однократно и прекращаются после того, как противоправное деяние будет завершено;
  • повторные – нарушения, совершенные лицом, которое уже привлекалось к ответственности за аналогичные нарушения (при условии, что КоАП РФ предусматривает наложение более жесткого наказания за повторное нарушение).
  • общие – нарушителем является обычный гражданин (например, превышение скорости при управлении автомобилем);
  • специальные – нарушитель имеет статус должностного лица/организации (например, нарушение срока представления налоговой декларации);
  • смешанные – нарушителем может быть как физическое, так и юридическое лицо (например, недекларирование/недостоверное декларирование товаров).

Виды

Виды АП перечислены в Особенной части КоАП. Признаком, по которому правонарушение относится к определенному виду, является его объект.

Согласно действующей редакции КоАП РФ, можно выделить АП, нарушающие:

  • права граждан;
  • здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие;
  • право собственности;
  • охрану окружающей среды и природопользования;
  • безопасность промышленности, строительства и энергетики;
  • правила ведения сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации;
  • ПДД;
  • правила работы на транспорте и пр.

Последствия

За совершение АП предусмотрена ответственность в виде:

  1. Непосредственно наказания, вменяемого виновнику – штраф, административный арест, лишение права на управление автомобилем и пр.
  2. Сохранения статуса нарушителя в течение 1 года с момента совершения правонарушения (ст. 4.6 КоАП РФ); в том случае, если за указанное время нарушитель совершит еще одно правонарушение однородного характера, это может считаться отягчающим обстоятельством и являться основанием для наложения на нарушителя более серьезного взыскания. Более того в некоторых случаях повторное АП влечет за собой привлечение нарушителя к уголовной ответственности (например, за вождение в нетрезвом виде предусмотрена ответственность по ст. 12.8 КоАП РФ. Однако в том случае, если водитель, который уже привлекался к такому виду ответственности, совершит правонарушение повторно, его ждет уголовное наказание по ст. 264.1 УК РФ).

«Административное задержание: основания, порядок, срок»

Итак, АП, как и любое другое правонарушение, имеет состав – при его отсутствии деяние не может считаться правонарушением, а значит, и привлечь к ответственности совершившее его лицо не получится. За совершение АП предусмотрено наказание в соответствии с нормами КоАП РФ, а в некоторых случаях – и УК РФ.

Вопрос 272. Понятие, состав административного правонарушения, его элементы

Экзамен на адвоката

Вопрос 272. Понятие, состав административного правонарушения, его элементы.

Вопрос 272. Понятие, состав административного правонарушения, его элементы.Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАПили законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1.КоАП).

  • Под составом административного правонарушения понимается единство установленныхКоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.
  • Четыре элемента состава административного правонарушения:
  • — объект;
  • — субъект;
  • — объективная сторона;
  • — субъективная сторона.
  • Объект административного нарушения.

Объектом административного правонарушения во всех случаях выступают общественные отношения, охраняемые нормами законодательства об административной ответственности.

Посягательство на все эти объекты обычно осуществляется путем нарушения конкретных правил и запретов, установленных в различных сферах общественной жизни.

В целом круг объектов административных правонарушений обозначен в ст. 1.2КоАП:

  1. — защита личности;
  2. — охрана прав и свобод человека и гражданина;
  3. — охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  4. — защита общественной нравственности;
  5. — охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти;
  6. — общественного порядка и общественной безопасности, собственности;
  7. — защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства.
  8. Выделяют три вида объектов административного правонарушения:
  9. — общий;
  10. — родовой;
  11. — видовой (непосредственный).
  12. Общим объектом административного правонарушения являются все общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.
  13. Родовыми объектами административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в определенной сфере общественной жизни, и по этому признаку сгруппированные по главам в Особенной частиКоАП.
  14. Видовым или непосредственным объектом административного правонарушения признается объект посягательства отдельно взятого административного правонарушения.
  15. Субъект административного правонарушения.
  16. Субъектом административного правонарушения является виновное лицо, совершившее административное правонарушение и подлежащее административной ответственности в порядке, установленном административным законодательством.
  17. В соответствии сдействующимКоАП субъектами административных правонарушений могут являться как физические, так и юридические лица.
  18. Объективная сторона административного правонарушения.

Объективная сторона характеризует внешнюю сторону административного правонарушения, т.е. показывает, что объективно произошло. Наиболее важным элементом объективной стороны выступает противоправное деяние.

В то же время в объективную сторону могут включаться и другие элементы, которые характеризуют деяние с точки зрения способа, средств, времени и места его совершения, наличия причинной связи между совершенным деянием и наступившими общественно опасными последствиями, повторности, неоднократности, злостности, систематичности и длительности.

Деяние может выражаться в двух формах: действия или бездействия.

Действие – это активное нарушение установленных запретов и правил. Многие административные правонарушения могут совершаться только в форме действия. Так, например, только путем совершения определенных действий осуществляется правонарушение, предусмотренное ст. 14.11КоАП«Незаконное получение кредита».

Бездействие – это пассивное поведение, связанное с несовершением лицом тех действий, которое оно обязано совершить в силу требования закона.

Существуют правонарушения, совершаемые только путем бездействия, например, предусмотренное ст. 12.

17КоАП«Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами».

В то же время значительная часть административных правонарушений может совершаться как путем совершения действий, так и бездействием.

Входящее в объективную сторону состава административного правонарушения деяние может быть оконченным или длящимся.

Разница между ними заключается в том, что оконченное правонарушение совершается одномоментно (например, проезд на запрещающий сигнал светофора – ст. 12.

12КоАП), а длящееся – в течение продолжительного времени (например, осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом – ст. 14.23КоАП).

При решении вопроса об отнесении того или иного правонарушения к длящимся или оконченным необходимо различать момент юридического окончания правонарушения и момент прекращения противоправного поведения (состояния).

Оконченным считается правонарушение, характеризующееся полной реализацией его объективной и субъективной сторон.

Прекращение противоправного поведения (состояния) имеет место, когда лицом никакие противоправные действия уже не совершаются либо когда государство в лице уполномоченных органов пресекает правонарушение.

Правонарушение, независимо от того, является оно длящимся или недлящимся, считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом.

Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными (что определяет возможность привлечения лица к ответственности уже с этого момента) до их фактического прекращения, т.е.

до момента завершения противоправного поведения (состояния).

  • Для квалификации административного правонарушения нередко значение имеют место, время, способ и средства совершения противоправного деяния.
  • Способом совершения административного правонарушения является совокупность последовательно совершаемых правонарушителем приемов.
  • Средства совершения административного правонарушения – различные как запрещенные, так и не запрещенные к использованию предметы и приспособления, посредством которых правонарушитель совершает административное правонарушение.
  • Совершенное нарушителем деяние может носить злостный, повторный, неоднократный и систематичный характер, кроме того, оно может быть длящимся.

Злостность характеризует упорство правонарушителя, явно выраженное нежелание подчиняться законным требованиям, в том числе выраженным неоднократно. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Повторность обозначает совершение одним и тем же лицом нового правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за однородное правонарушение. Повторность совершения административного правонарушения также является обстоятельством, отягчающим ответственность.

Неоднократность имеет место, когда правонарушитель совершил два или более однородных административных правонарушения, за каждое из которых он еще не подвергался наказанию.

Систематичным будет являться правонарушение, совершаемое несколько раз в течение года в одной и той же сфере одним и тем же субъектом. Так, например, систематичным может быть признано нарушение водителем правил дорожного движения.

По наличию или отсутствию общественно опасных последствий как элемента состава административные правонарушения подразделяются на правонарушения с материальным или формальным составом.

Правонарушения с формальным

Понятие, состав административного правонарушения, его элементы

Понятие административного правонарушения законодательно закреплено в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ.

Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из понятия административного правонарушения определяются свойственные ему три признака:

  • противоправность,
  • виновность,
  • наказуемость деяния.

Противоправность – означает то, что в результате совершенного деяния (действия или бездействия) нарушены нормы административного, финансового, трудового и других отраслей российского права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины, т. е. умышленно или по неосторожности. Отсутствие вины не позволяет считать данное деяние административным правонарушением.

Наказуемость деяния означает, что за совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности.

Состав административного правонарушения

Состав административного правонарушения — это совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих действие (бездействие) как административное правонарушение.

Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения

В составе любого административного правонарушения содержатся 4 элемента:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект;
  • субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Объективная сторона административного правонарушения образует система признаков, предусмотренных правовыми нормами и характеризующих внешнее проявление данного деяния. К ним относятся:

  • противоправное действие или бездействие,
  • наступившие вредные последствия,
  • причинно-следственные связи между ними.

Эти признаки являются обязательными признаками объективной стороны состава административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо.

Физическое лицо подлежит административной ответственности, если оно является вменяемым (ст. 2.8 КоАП РФ) и к моменту совершения правонарушения достигло 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ).

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется наличием вины, которая может иметь две формы — умысел и неосторожность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *