Закон о кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции

Осенью 2019 года произойдет разделение судов общей юрисдикции. Будут созданы отдельные новые суды для апелляционной и кассационной инстанций.

Апелляция – пересмотр уже вынесенного, но еще не вступившего в силу решения суда первой инстанции.
Кассация – пересмотр уже вступившего в силу решения суда, обычно после апелляции.

Сейчас в областных судах апелляционные и кассационные жалобы рассматривались одним и тем же судом. Конечно же судьи были разные, но из одного коллектива, сидящие в соседних кабинетах. Фактически Президиум пересматривал дела своего же областного суда.

После судебной реформы апелляционная и кассационная инстанции будут выведены в отдельные подразделения и будут рассматривать дела независимо друг от друга.  Для этого к 1 октября 2019 года будут созданы 5 апелляционных судов и 9 кассационных судов общей юрисдикции.

Такая система разделения инстанций уже была проведена в 2003-2006 годах, когда после принятия Федерального конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон „Об арбитражных судах в Российской Федерации“», был создан 21 новый арбитражный апелляционный суд.

Как изменится структура судов общей юрисдикции в сравнении с существующей системой арбитражных судов

Дела, начинаемые в мировом суде Дела, начинаемые в районном суде Дела, начинаемые в областном суде Дела арбитражных судов
Первая инстанция Мировой суд Районный суд Областной суд Арбитражный суд субъекта Федерации
Апелляционная инстанция Районный суд Областной суд Профильная судебная коллегия Верховного Суда РФ
Апелляционный суд общей юрисдикции
Арбитражный апелляционный суд
Первая кассационная инстанция Президиум областного суда
Кассационный суд общей юрисдикции
Президиум областного суда
Кассационный суд общей юрисдикции
(в настоящее время отсутствует) 
Кассационный суд общей юрисдикции
Арбитражный кассационный суд
Вторая кассационная инстанция Профильная коллегия Верховного суда РФ  Профильная коллегия Верховного суда РФ  (в настоящее время отсутствует)  Коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ
Надзорная инстанция Президиум Верховного суда РФ  Президиум Верховного суда РФ  Президиум Верховного суда РФ  Президиум Верховного суда РФ

Новые апелляционный и кассационный суды в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге будут расположены Второй апелляционный суд общей юрисдикции и Третий кассационный суд общей юрисдикции. Таким образом, апелляции и кассации по жалобам на решения Санкт-Петербургского городского суда и Ленинградского областного суда будут рассматриваться в Санкт-Петербурге.

Новые апелляционные суды общей юрисдикции

Каждый новый апелляционный суд будет включать в себя Президиум и 3 коллегии:

  • Президиум суда
  • Судебная коллегия по гражданским делам
  • Судебная коллегия по административным делам
  • Судебная коллегия по уголовным делам

Всего будет создано 5 апелляционных судов общей юрисдикции, каждый для своей территории, апелляционного округа.

Первый апелляционный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Москва.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Белгородского областного суда, Брянского областного суда, Владимирского областного суда, Воронежского областного суда, Ивановского областного суда, Калининградского областного суда, Калужского областного суда, Костромского областного суда, Курского областного суда, Липецкого областного суда, Московского областного суда, Новгородского областного суда, Орловского областного суда, Псковского областного суда, Рязанского областного суда, Смоленского областного суда, Тамбовского областного суда, Тверского областного суда. Тульского областного суда, Ярославского областного суда, Московского городского суда.

Закон о кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции

Второй апелляционный суд общей юрисдикции

  • Место постоянного расположения – Санкт-Петербург
  • Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:
  • Верховного Суда Республики Карелия, Верховного Суда Республики Коми, Архангельского областного суда, Вологодского областного суда, Курганского областного суда, Ленинградского областного суда, Мурманского областного суда, Свердловского областного суда, Тюменского областного суда, Челябинского областного суда, Санкт-Петербургского городского суда, суда Ненецкого автономного округа, суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, суда Ямало-Ненецкого автономного округа.

Закон о кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции

Третий апелляционный суд общей юрисдикции

  1. Место постоянного расположения – Сочи, Краснодарский край.

  2. Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:
  3. Верховного Суда Республики Адыгея (Адыгея), Верховного Суда Республики Дагестан, Верховного Суда Республики Ингушетия, Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики, Верховного Суда Республики Калмыкия, Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики, Верховного Суда Республики Крым, Верховного Суда Республики Северная Осетия — Алания, Верховного Суда Чеченской Республики, Краснодарского краевого суда, Ставропольского краевого суда, Астраханского областного суда, Волгоградского областного суда, Ростовского областного суда, Севастопольского городского суда.

Закон о кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции

  • Место постоянного расположения – Нижний Новгород, Нижегородская область.
  • Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:
  • Верховного Суда Республики Башкортостан, Верховного Суда Республики Марий Эл, Верховного Суда Республики Мордовия, Верховного Суда Республики Татарстан (Татарстан), Верховного Суда Удмуртской Республики, Верховного Суда Чувашской Республики, Пермского краевого суда, Кировского областного суда, Нижегородского областного суда, Оренбургского областного суда, Пензенского областного суда, Самарского областного суда, Саратовского областного суда, Ульяновского областного суда.

Закон о кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции

Пятый апелляционный суд общей юрисдикции

  1. Место постоянного расположения – Новосибирск, Новосибирская область.

  2. Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:
  3. Верховного Суда Республики Алтай, Верховного Суда Республики Бурятия, Верховного Суда Республики Саха (Якутия), Верховного Суда Республики Тыва, Верховного Суда Республики Хакасия, Алтайского краевого суда, Забайкальского краевого суда, Камчатского краевого суда, Красноярского краевого суда, Приморского краевого суда, Хабаровского краевого суда, Амурского областного суда, Иркутского областного суда, Кемеровского областного суда, Магаданского областного суда, Новосибирского областного суда, Омского областного суда, Сахалинского областного суда, Томского областного суда, суда Еврейской автономной области, суда Чукотского автономного округа.

Закон о кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции

Для жителей отдаленных мест может быть образованы обособленные подразделения апелляционных судов.

Новые кассационные суды общей юрисдикции

Каждый новый кассационный суд будет включать в себя Президиум и 3 коллегии:

  • Президиум суда
  • Судебная коллегия по гражданским делам
  • Судебная коллегия по административным делам
  • Судебная коллегия по уголовным делам

Всего будет создано 9 кассационных судов общей юрисдикции, каждый для своей территории, кассационного округа. Эти округи отличаются от округов апелляционных судов.

Апелляционный суд также может проводить выездные судебные заседания в других населенных пунктах в пределах своего округа.

Первый кассационный суд общей юрисдикции

  • Место постоянного расположения – Саратов, Саратовская область.
  • Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:
  • Республики Мордовия, Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Московской области, Нижегородской области, Пензенской области, Саратовской области, Тульской области.

Закон о кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции

Второй кассационный суд общей юрисдикции

  1. Место постоянного расположения — Москва
  2. Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:
  3. Владимирской области, Ивановской области, Костромской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тверской области, Ярославской области, города Москвы.

Закон о кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции

Третий кассационный суд общей юрисдикции

  • Место постоянного расположения – Санкт-Петербург.
  • Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:
  • Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа.

Закон о кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

  1. Место постоянного расположения – Краснодар, Краснодарский край.

  2. Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:
  3. Республики Адыгея (Адыгея), Республики Калмыкия, Республики Крым, Краснодарского края, Астраханской области, Волгоградской области, Ростовской области, города Севастополя.

Закон о кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции

Пятый кассационный суд общей юрисдикции

  • Место постоянного расположения – Пятигорск, Ставропольский край.
  • Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:
  • Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево- Черкесской Республики, Республики Северная Осетия — Алания, Чеченской Республики, Ставропольского края.

Закон о кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции

Шестой кассационный суд общей юрисдикции

  1. Место постоянного расположения – Самара, Самарская область.
  2. Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:
  3. Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Татарстан (Татарстан), Удмуртской Республики, Чувашской Республики — Чувашии, Кировской области, Оренбургской области, Самарской области, Ульяновской области.

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции

  • Место постоянного расположения – Челябинск, Челябинская область.
  • Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:
  • Пермского края, Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало- Ненецкого автономного округа.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

  1. Место постоянного расположения – Кемерово, Кемеровская область.

  2. Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:
  3. Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Хакасия, Алтайского края, Забайкальского края, Красноярского края, Иркутской области, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области.

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

  • Место постоянного расположения – Владивосток, Приморский край.
  • Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:
  • Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа.
  • Для жителей отдаленных мест может быть образованы обособленные подразделения кассационных судов.
  • Кассационный суд также может проводить выездные судебные заседания в других населенных пунктах в пределах своего округа.

Подписан закон о создании в РФ структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции

Закон о кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции

Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»

Установлено, что кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Этот суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

Апелляционный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

  • Определены, в частности:
  • порядок образования, компетенция и состав кассационного суда общей юрисдикции (в РФ действуют 9 кассационных судов общей юрисдикции, в состав суда входят президиум и 3 судебные коллегии — по гражданским, административным и уголовным делам);
  • порядок образования, компетенция и состав апелляционного суда общей юрисдикции (в РФ действуют 5 апелляционных судов общей юрисдикции, в состав суда входят президиум и 3 судебные коллегии — по гражданским, административным и уголовным делам).
Читайте также:  Комментарий 13915 к статье: апелляционная жалоба на решение мирового судьи - образец

Установлено также, что в систему военных судов помимо окружных (флотских) военных судов и гарнизонных военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд.

Определены в том числе состав кассационного, апелляционного военных судов, их компетенция, полномочия президиума апелляционного, кассационного военных судов, порядок формирования судебных коллегий и утверждения судебных составов апелляционного, кассационного военных судов.

  1. Кроме того, закреплен предельный возраст пребывания в должности заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Верховного Суда РФ, председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции — 76 лет.
  2. Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  3. Перейти в текст документа »
  4. Больше документов и разъяснений по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.
  5. Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 30.07.2018

Поделиться ссылкой:

Вступил в силу закон об отдельных апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции

Обзор подготовил::
По умолчанию (Горячие — КАДИС, остальные — КЦ)

Он предусматривает создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. Решение о начале их деятельности примет Пленум ВС РФ и объявит об этом не позже 1 октября 2019 года.

Закон о кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции

Апелляционные СОЮ во второй инстанции будут рассматривать дела:

  • по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые в первой инстанции;
  • по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов своих коллегий.

При этом за областными и равными им судами оставят апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции. То же самое касается рассмотрения дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений судебных коллегий областных и равных им судов.

Кассационные полномочия областных и равных им судов предлагается полностью передать кассационным СОЮ. Последние в третьей инстанции будут разрешать дела:

  • по жалобам и представлениям на вступившие в силу судебные акты;
  • по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов своих коллегий.

По проекту апелляционные и кассационные СОЮ будут состоять из президиума и трех судебных коллегий:

  • по гражданским делам;
  • административным делам;
  • уголовным делам.

Документ определяет место постоянного пребывания новых судов. Например, второй апелляционный СОЮ и третий кассационный СОЮ будет на постоянной основе находится в Санкт-Петербурге.

Решение о начале деятельности новых судов примет Пленум ВС РФ и объявит об этом не позже 1 октября 2019 года.

Поправки должны оптимизировать нагрузку на суды и обеспечить их независимость.

Более подробную информацию по этому вопросу вы можете получить в КонсультантПлюс, раздел «Законодательство», Федеральный конституционный закон от 29.07.

2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»

О новой системе апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции

?

Category: Уже давно в России назрела проблема пересмотра необоснованных и часто заведомо незаконных (неправосудных) судебных актов всех судов общей юрисдикции первых инстанций и особенно, актов, так называемых мировых судей.

Причин у этой проблемы много, это общая деградация всей судебной системы страны из-за некомпетенции, непрофессионализма, жуткой коррупции и полной, абсолютной зависимости, так называемых судей от председателей судов и прочих начальников.

Про, так называемых мировых судей, не имеет смысла даже говорить, поскольку они не являются никакими судьями, как и все их акты, так как назначают их на должности не граждане в соответствие с Основным законом, а так называемые местные депутаты. Эти депутаты, как мы знаем, сами являются нелегитимными, поскольку занимают должности по результатам заведомо фальшивых выборов.    

У граждан нашей страны все эти проблемы в судебной системе вызывают справедливое возмущение, поэтому Европейский суд по правам человека на протяжении многих лет завален делами с заведомо неправосудными актами, принятыми некомпетентными российскими судьями.

Ну и поскольку проблемы в отечественной судебной системе уже начали влиять на коррумпированные интересы государственных чиновников, они были вынуждены что-то поменять в этой системе. Закон о кассационных и апелляционных судах общей юрисдикции

С 1 октября 2019 года ожидается, что в Российской Федерации будет изменён порядок рассмотрения дел в так называемых судах общей юрисдикции.

По этому поводу уже сочинили и подписали так называемый закон.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201807300021

Должны появиться так называемые Апелляционные и Кассационные суды общей юрисдикции.

Предполагается, что эти новые судебные инстанции будут работать примерно также, как сейчас работает система Арбитражных судов.

В которых, после рассмотрения дел в первой инстанции все апелляционные и кассационные жалобы подаются в соответствующие самостоятельные арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции.

На самом же деле в системе судов общей юрисдикции эти новые апелляционные и кассационные инстанции НЕ будут работать также, как сейчас работает система апелляционных и кассационных арбитражных судов.

Порядок подачи апелляционных жалоб  на акты мировых судей и на акты районных судов общей юрисдикции не изменятся.

То есть, основная проблема пересмотра необоснованных и часто заведомо незаконных судебных актов всех судов общей юрисдикции первой инстанции остаётся нерешенной. 

Таким образом, можно считать, что в этой, так называемой реформе, имеются все признаки распила бюджетных средств нашей страны. Когда на дорогостоющую систему новых судов будет затрачено много народных денежных средств.Но по факту, основное количество апелляционных жалоб, как и раньше, будут рассматриваться всё теми же инстанциями, которые уже давно исчерпали кредит доверия граждан.  

В новые апелляционные суды общей юрисдикции можно будет подавать жалобы на решения, которые в первой инстанции принимают Областные и равные им суды (ч. 1 ст. 23.10 ФКЗ о судах общей юрисдикции). В основном это решения по административным делам. Сейчас жалобы на такие решения подают в коллегию Верховного суда.

В новые кассационные суды, которых появится девять штук (ст. 23.1 ФКЗ о судах общей юрисдикции), можно будет подавать все кассационные жалобы на акты судов общей юрисдикции. Сейчас эти функции выполняют президиумы областных и равных им судов.

Этим попытаются отделить первую кассацию от других судебных инстанций. Новые кассационные суды создадут по экстерриториальному принципу. Для военных судов создадут отдельный кассационный суд.

Такие кассационные инстанции будут вышестоящими по отношению к апелляционным, областным и равным им судам.

После первой кассации, роль которой будут выполнять девять новых судов, кассационные жалобы можно будет подавать в Верховный суд.

Кассационные суды общей юрисдикции будут работать по модели окружных арбитражных судов.

В первой кассации не будет предварительного этапа отбора жалоб. И для того, чтобы попасть в кассацию, достаточно подать правильно составленную кассационную жалобу со всеми необходимыми документами.

Вторая кассация, как и сейчас (надзор), будут рассматриваться коллегией Верховного суда, в которой будет предварительный отбор жалоб до того, как дела попадут на пересмотр. 

А ещё чиновники планируют сделать: 

  1. Аудиозапись во всех открытых судебных заседаниях станет обязательной для судов.
  2. Запретить вести аудиозапись в закрытых судебных заседаниях по гражданским и арбитражным делам
  3. Суды смогут переходить из предварительного судебного заседания в основное при наличие четырёх условий,
  • суд посчитал, что дело готово к разбирательству;
  • дело не нужно рассматривать коллегиально;
  • участники процесса, которые не явились в заседание, извещены и просят суд рассмотреть дело в их отсутствие;
  • участники процесса, которые присутствуют в заседании, согласились начать рассматривать дело по существу.
  1. Проекты судебных актов будут готовить помощники судьи. Тем самым, законодатель разрешил сторонам представлять проект судебного акта не только судье, но и помощнику судьи.
  2. Гражданам будет запрещено самим непосредственно обращаться с заявлениями в суды общей юрисдикции без представителей с юридическим образованием.

СПИСОК И ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ НОВЫХ СУДОВПервый апелляционный суд общей юрисдикции   Москва, Московской городской суд; Белгородский, Брянский, Владимирский, Воронежский, Ивановский, Калининградский, Калужский, Костромской, Курский, Липецкий, Московский, Новгородский, Орловский, Псковский, Рязанский, Смоленский, Тамбовский, Тверской, Тульский и Ярославский областные суды

  • Второй апелляционный суд общей юрисдикции  Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский городской суд; Архангельский, Вологодский, Курганский, Ленинградский, Мурманский, Свердловский, Тюменский и Челябинский областные суды; верховные суды республик Карелия и Коми; суды Ненецкого и Ханты-Мансийского (Югры) автономных округов; суд Ямало-Ненецкого автономного округа
  • Третий апелляционный суд общей юрисдикции   Сочи   Астраханский, Волгоградский и Ростовский областные суды; верховные суды республик: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Крым, Северная Осетия – Алания, Чеченская; Краснодарский и Ставропольский краевые суды; Севастопольский городской суд
  • Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, Нижний Новгород   Кировский, Нижегородский, Оренбургский, Пензенский, Самарский, Саратовский и Ульяновский областные суды; Пермский краевой суд; верховные суды республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республик
  • Пятый апелляционный суд общей юрисдикции   Новосибирск Амурский, Иркутский, Кемеровский, Магаданский, Новосибирский, Омский, Сахалинский и Томский областные суды; верховные суды республик Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва и Хакасия; Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Приморский и Хабаровский краевые суды; суды Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа
  • Апелляционный военный суд  Городской округ Власиха Московской области Все окружные (флотские) военные суды
Читайте также:  Можно ли уволить беременную женщину - законные основания

Первый кассационный суд общей юрисдикции Саратов, Суды Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Московской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской и Тульской областей, Республики Мордовия, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов

  1. Второй кассационный суд общей юрисдикции  Москва, Суды города Москвы, Владимирской, Ивановской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской и Ярославской областей, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов
  2. Третий кассационный суд общей юрисдикции  Санкт-Петербург, Суды города Санкт-Петербурга, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Псковской областей, республик Карелия и Коми, Ненецкого автономного округа, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов.
  3. Четвертый кассационный суд общей юрисдикции  Краснодар, Суды республик Адыгея, Калмыкия, Крым, Краснодарского края, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей, города Севастополя, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов.
  4. Пятый кассационный суд общей юрисдикции Пятигорск, Суды республик Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик, Ставропольского края, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов
  5. Шестой кассационный суд общей юрисдикции Самара, Суды Кировской, Оренбургской, Самарской и Ульяновской областей, республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республик, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов
  6. Седьмой кассационный суд общей юрисдикции Челябинск,     Суды Пермского края, Курганской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов
  7. Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Кемерово,       Суды Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей, республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Алтайского, Забайкальского и Красноярского краев, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов
  8. Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Владивосток, Суды Амурской, Магаданской и Сахалинской областей, Республики Саха (Якутия), Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа, а также апелляционные суды, которые пересматривают акты этих судов
  9. Кассационный военный суд,  Новосибирск, Апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды

Принят закон о создании новой системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции

Также законом определяются полномочия, порядок образования и деятельности этих судов. Проект был разработан и внесен в ГД Верховным Судом
РФ.

По действующему законодательству в системе судов общей
юрисдикции действуют мировые, районные, областные, а также верховные суды
республик, суды автономного округа, автономной области, города федерального
значения, рассматривающие дела в первой инстанции.

«Вынесенные ими решения
можно оспорить в апелляционной инстанции.
Так, вердикты районных судов можно обжаловать в областных. Если же и их решения
сочтут несправедливыми, то обращаться можно уже с кассационной жалобой, которую
рассматривает президиум областного суда.

При этом в апелляционной и кассационной коллегиях отдельные составы, но находятся они в одном суде, с одним председателем», — пояснил Председатель Комитета по государственному
строительству и законодательству Павел Крашенинников, добавив, что эту систему
закон и изменит.

Ко второму чтению поправки в законопроект внес Председатель ГД Вячеслав Володин совместно с Председателем СФ Валентиной Матвиенко, Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом.

Законом предлагается создать 5 апелляционных судов общей
юрисдикции и 9 кассационных судов общей юрисдикции, которые будут действовать в пределах соответствующих судебных округов. Каждый кассационный и апелляционный
судебный округ будет включать в себя несколько регионов.

«В таком случае
рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные
акты не будет осуществляться в том же суде, который рассматривал дело в первой
инстанции.

Это позволит обеспечить независимость и самостоятельность судебных
инстанций, снизит коррупционные риски и региональное влияние, что положительно
скажется на защитите прав граждан», — отметил Павел Крашенинников.

Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать
дела в качестве суда апелляционной инстанции.

В них будут направляться жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой
инстанции судом субъекта РФ на территории соответствующего судебного
апелляционного округа, а также дела по новым и вновь открывшимся
обстоятельствам. По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом
или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней.

Кассационные суды общей юрисдикции будут являться вышестоящей
инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых
судей на территории соответствующего кассационного судебного округа.

В его
компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной
инстанции.

Будут рассматриваться жалобы и представления на вступившие в законную
силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

  • Апелляционные суды общей юрисдикции будут размещены в следующих городах:
  • — Первый апелляционный суд – в городе Москве;
  • — Второй апелляционный суд – город Санкт-Петербург;
  • — Третий апелляционный суд – город Сочи;
  • — Четвертый апелляционный суд – город Нижний Новгород;
  • — Пятый апелляционный суд – город Новосибирск;
  • — апелляционный военный суд – городской округ Власиха Московской области.
  •  Кассационные суды
    общей юрисдикции расположат в следующих городах:
  • — Первый кассационный суд — в городе Саратове;
  • — Второй кассационный суд – город Москва;
  • — Третий кассационный суд – город Санкт-Петербург;
  • — Четвертый кассационный суд – город Краснодар;
  • — Пятый кассационный суд – город Пятигорск;
  • — Шестой кассационный суд – город Самара;
  • — Седьмой кассационный суд – город Челябинск;
  • — Восьмой кассационный суд – город Кемерово;
  • — Девятый кассационный суд – город Владивосток;
  • — кассационный военный суд – в городе Новосибирске.

Каждый из девяти кассационных и пяти апелляционных судебных
округов включает в себя по несколько регионов.

Важно отметить, что в целях
приближения правосудия к месту нахождения или жительства лиц, участвующих в деле, предлагается возможность образования в составе суда постоянного судебного
присутствия, расположенного вне места постоянного пребывания суда, но осуществляющего его полномочия.

«Это повысит доступность правосудия для лиц,
находящихся или проживающих в отдаленных местностях. Кроме того, обеспечению
доступности правосудия способствует использование в судах видео-конференц-связи», — отметил Павел Крашенинников.

Создаваемые апелляционные и кассационные суды общей
юрисдикции будут действовать в составе президиума суда и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.

Сроки назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции предложено установить с момента вступления
закона в силу и до 15 октября 2018 года.

Период образования новых апелляционных и кассационных судов
устанавливается со дня официального опубликования закона и до 1 октября 2019 года.

Указывается, что кассационные и апелляционные суды считаются
образованными с момента назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда.

Решение о начале
деятельности новых судов будет принимать Пленум Верховного Суда РФ и официально
извещать об этом не позднее 1 октября 2019 года.

До начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы будут рассматриваться теми же судами, которыми
рассматриваются в настоящее время.

Президент подписал закон о создании кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции

30 июля Президент России Владимир Путин подписал закон, направленный на реформирование схемы судебной системы России путем создания обособленных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Представлена новая схема судебной системы РФВерховный Суд хочет создать структурно обособленные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, не связанные рамками территориального деления субъектов РФ

Как ранее писала «АГ», проект закона был подготовлен Верховным Судом РФ. Постановление о его внесении в Думу было принято еще в июле 2017 г.

Согласно документу, кассационный суд общей юрисдикции будет действовать в пределах территории соответствующего судебного округа и в соответствии с установленной подсудностью будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществлять иные полномочия. Принципиальным отличием новой схемы от существующей является четкое разделение функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке между двумя самостоятельными звеньями судебной системы.

К компетенции судебных коллегий областных и равных им судов отнесено только рассмотрение дел в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам с исключением полномочий по рассмотрению в качестве суда апелляционной инстанции дел по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения областного и равного ему суда, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции. 

Из компетенции президиумов областных и равных им судов исключаются процессуальные полномочия, связанные с рассмотрением дел по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения областного и равного ему суда, а также дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия по рассмотрению всех дел, которые ранее рассматривались в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда, передаются в исключительную компетенцию кассационных судов общей юрисдикции.

Госдума приняла во втором чтении проект судебной реформы от ВСВ законопроект о создании апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции внесен ряд изменений, большая часть которых касается апелляционных и кассационных военных судов и месторасположения новых СОЮ

Изначально законопроект предполагал, что по истечении срока полномочий председатели апелляционных и кассационных СОЮ могут быть назначены на эту должность вновь, без ограничения числа таких сроков, – в таком виде документ был принят во втором чтении.

Однако после того, как прозвучала критика ряда депутатов, указавших, что такая несменяемость ведет к росту зависимости судей от председателей, проект закона был возвращен в процедуру второго чтения и в него внесли изменения, касающиеся сроков полномочий.

В результате в Закон о судах общей юрисдикции будет внесено изменение, согласно которому председатели и заместители председателей судов, назначенные на должность до вступления в силу рассматриваемого закона, сохранят свои полномочия до истечения срока, на который они были назначены. При этом назначение на должности председателей и заместителей председателей судов после вступления закона в силу допускается не более чем на один срок, если они пребывали в соответствующей должности два и более раз подряд, за исключением предусмотренных законом случаев. 

В проект судебной реформы ввели ограничение срока пребывания в должности председателей СОЮДля внесения этой и ряда других поправок законопроект Верховного Суда был возвращен в процедуру второго чтения

Читайте также:  Конституционный суд — о законности повышения пенсии, отстранении адвоката и эксцессе исполнителя

Кроме того, внесена поправка о признании утратившим силу п. 2 ст. 29 Закона о судах общей юрисдикции, согласно которой по истечении срока полномочий председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

Помимо этого, в законопроект было внесено положение, согласно которому увеличен предельный срок пребывания в должности заместителя председателя Конституционного Суда и Верховного Суда РФ и председателей судов общей юрисдикции – до 76 лет.

В соответствии с переходными положениями, после принятия закона должны быть назначены председатели кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, однако сами такие суды будут считаться образованными только после того, как будет назначено не менее половины состава судей, причем указано, что произойти это должно не позднее 1 октября 2019 г.  

Ранее эксперты «АГ» высказывались в поддержку предложенной ВС РФ схемы. По их мнению, она позволит исключить давление на судей со стороны различных структур, укрепив тем самым их независимость.

Адвокат КА «Плиев и партнеры» Якуб Беков отметил, что специфика системы судов общей юрисдикции – это количество и разнообразие рассматриваемых ими дел.

Принцип независимости судей требует осуществления ими правосудия в обстановке, исключающей любое постороннее воздействие на них.

Перемещение судебных составов апелляционных и кассационных судов субъектов в отдельные структурные единицы судебной системы должно способствовать повышению и укреплению независимости судей.

Адвокат МОКА «Сазонов и партнеры» Татьяна Тистык высказалась, что реформирование судов общей юрисдикции решит ряд стоящих перед правосудием проблем, существенно влияющих на деятельность судов не лучшим образом.

Она заметила, что структурное выделение звена кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции в отдельные самостоятельные инстанции, не связанные территорией субъектов РФ, позволит исключить влияние на них со стороны различных сил в регионе.

«Например, в случаях обжалования действий и решений правоохранительных органов нахождение суда на территории другого региона существенно затруднит возможность оказать какое-либо влияние со стороны правоохранителей на результаты рассмотрения дела», – пояснила эксперт.

Однако Татьяна Тистык выделила в законопроекте и недостаток, связанный с тем, что сторонами по делу в таких судах в основном являются физические лица, и необходимость проследовать на территорию другого региона для участия в заседании может ограничить их доступ к правосудию.

Судебная реформа продолжается?Правильной системой построения судов является соответствие каждого звена судебной системы одной инстанции

Адвокат МКА «Адвокатское партнерство» Александр Панокин, признавая необходимость институционального обособления апелляционной и кассационной инстанций в системе судов общей юрисдикции, отметил, что законопроект не решает большей части важных проблем.

По словам эксперта, решения по уголовным делам мирового судьи сегодня пересматриваются в апелляционном порядке районным судом, а районного суда – судом областного уровня.

Именно мировые судьи и районные суды, уточнил он, относятся к судам основного звена и рассматривают наибольшее количество дел.

По мнению Александра Панокина, введение апелляционных судов общей юрисдикции никак не скажется на судебной защите прав большинства граждан.

Положительно эксперт оценивает лишь предложение ввести апелляционный пересмотр промежуточных решений суда областного уровня апелляционным судом общей юрисдикции, который сегодня осуществляется судебной коллегией того же суда, что делает его крайне неэффективным. 

Юрист фирмы «Борениус» Артем Берлин считает, что предлагаемая реформа преследует две основные цели: последовательное проведение в жизнь принципа инстанционности и укрепление независимости судов.

Новый этап судебной реформы: судоустройство без судопроизводстваЗаконопроект ВС РФ о создании в системе судов общей юрисдикции апелляционных и кассационных судов касается исключительно вопросов судоустройства, но не влечет за собой необходимых изменений в процессуальном законодательстве

По его словам, первая кассация в судах общей юрисдикции сейчас практически не работает: президиумы областных судов пересматривают статистически незначительное число дел, в подавляющем большинстве случаев в передаче дела в президиум отказывают.

«Большая часть кассационных определений гражданской коллегии Верховного Суда – об отмене судебных актов первой и апелляционной инстанций без упоминания постановления президиума областного суда, то есть эти дела первой кассацией просто не рассматривались ввиду отказа в передаче дела в президиум. Возложение функции кассационного рассмотрения на отдельное от областного суда учреждение, тем более территориально от него удаленное, призвано устранить эту проблему. В компетенции же президиумов областных судов по замыслу разработчиков реформы должны сохраниться исключительно организационные полномочия», – указал эксперт.

«Между тем важной составляющей принципа инстанционности является наличие у каждой судебной инстанции самостоятельного предмета рассмотрения.

В противном случае увеличение числа инстанций является бессмысленным, ведь они лишь последовательно проверяют одно и то же.

Хочется надеяться, что в проекте поправок в процессуальные кодексы мы увидим сплошную кассацию в окружных судах и четкое выделение оснований к отмене ими судебных постановлений по делу», – заключил Артем Берлин. 

Путин подписал закон о создании в России кассационных и апелляционных судов

МОСКВА, 30 июля. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин закон о создании в России отдельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, который призван повысить эффективность правосудия. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

Как пояснил ранее глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, федеральный конституционный закон создает в рамках действующей системы российских судов структурно самостоятельные кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, которые будут действовать в пределах территории соответствующего судебного округа. «Деятельность этих судов не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции, что обеспечит их независимость и самостоятельность», — подчеркнул сенатор, отметив положительный опыт существования отдельных кассационных и апелляционных судов в системе арбитражных судов.

Законом предусматривается создание девяти кассационных судов общей юрисдикции в пределах соответствующих судебных кассационных округов, каждый из которых охватывает территории нескольких субъектов РФ. «Местом их [кассационных судов] постоянного пребывания планируются города Саратов, Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Пятигорск, Самара, Челябинск, Кемерово и Владивосток», — рассказал Клишас.

Кроме того, создается пять апелляционных судов общей юрисдикции, они будут находиться в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

«Следует отметить, что в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, в составе апелляционного суда и кассационного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда», — сказал глава комитета СФ.

Штатное расписание и полномочия

По словам сенатора, создание кассационных и апелляционных судов и формирование их штатного расписания предполагается в том числе путем перераспределения существующей в настоящее время штатной численности судей областного звена.

Говоря о полномочиях вновь создаваемых судов, Клишас отметил, что кассационный суд будет вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

При этом судебные коллегии кассационного суда будут рассматривать дела по кассационным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа. Также в их компетенцию будет входить рассмотрение дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Об апелляционных судах

Апелляционный суд общей юрисдикции будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области и судам автономных округов.

Судебные коллегии апелляционного суда будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на решения вышеперечисленных судов, принятые ими в качестве первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Председатели кассационного и апелляционного судов общей юрисдикции будут назначаться на должность президентом на 6 лет по представлению председателя Верховного суда и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Они могут быть переназначены по истечении срока полномочий, но не более двух раз подряд. При этом предельный возраст нахождения руководителей новых судебных инстанций в должности увеличивается с 70 до 76 лет.

Апелляция и кассация в системе военных судов

В системе военных судов создаются кассационный и апелляционный военные суды.

Устанавливается, что кассационная инстанция рассматривает дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные решения гарнизонных, окружных (флотских) военных судов и апелляционного военного суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Местом постоянного пребывания кассационного военного суда станет Новосибирск.

Апелляционный военный суд будет рассматривать дела по жалобам и представлениям на судебные акты окружных (флотских) военных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, и дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Местом постоянного пребывания апелляционного военного суда является городской округ Власиха Московской области.

«Принятие этого закона станет важным шагом на пути совершенствования судебной системы и повышения эффективности правосудия», — подчеркнул Клишас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *