Транспортный кодекс и транспортные уставы рф

Транспортная сфера считается связующим элементом в экономике любой страны. Она представляет собой крупный комплекс, охватывающий существующие виды производства, обмена и распределения.

Безусловно, отношения, складывающиеся в этой отрасли, не могут оставаться без нормативного регулирования. Сегодня транспортное законодательство в РФ развивается несколько специфичным образом.

Рассмотрим далее его особенности.

Транспортный кодекс и транспортные уставы РФ

Общие сведения

Как известно, правоотношения участников гражданского оборота регламентируются ГК.

В главе 40 Кодекса определены и урегулированы только самые важные положения, касающиеся перевозки пассажиров и грузов, исполнения прочих обязательств.

Соответствующие нормы должны учитываться в действующем в РФ транспортном законодательстве. При этом не имеет значения, присутствуют они в отраслевых правовых актах или нет.

Основы транспортного законодательства

Общие нормы, закрепленные гл. 40 ГК, нашли отражение в таких сравнительно новых нормативных актах, как:

  1. Воздушный кодекс.
  2. Устав железнодорожного транспорта.
  3. Кодекс торгового мореплавания.
  4. Кодекс водного внутреннего транспорта.

Вместе с действующим сегодня в России транспортным законодательством для регулирования правоотношений используются кодифицированные акты, изданные еще в период существования СССР.

Речь, в частности, об Уставе автомобильного транспорта. Он применяется только в части, не противоречащей положениям 40-й главы ГК и иных современных правовых актов.

Представляется, что его нормы будут сохранять юридическую силу до принятия нового Устава.

Стоит также сказать, что сегодня в структуру транспортного законодательства Российской Федерации включены правовые акты, изданные в развитие действовавших в советское время положений. Так, на практике применяются Правила перевозки пассажиров и грузов с указаниями Госарбитража СССР по вопросам, относящимся к транспортной отрасли.

Особенности системы регулирования

В силу объективных причин в ходе становления и совершенствования транспортное законодательство постепенно складывалось в более-менее четкую совокупность правовых актов, дифференцированных в зависимости от конкретной сферы деятельности. Так, вполне четко обозначены нормы, регламентирующие перевозку грузов морским, железнодорожным, речным, воздушным и иными видами транспорта.

Систему транспортного законодательства составляют горизонтальное и вертикальное звенья. Первая строится на основании горизонтальных связей между компонентами системы. В вертикальной структуре преобладают иерархические связи, возникающие в рамках отношений субординации.

Транспортный кодекс и транспортные уставы РФ

Классификация норм

В зависимости от своего содержания, акты, относящиеся к горизонтальной и вертикальной структурам транспортного законодательства, разделяются на простые и кодификационно-комплексные.

К последним относят положения, предметом регулирования которых выступают разнородные публичные отношения. Их регулирование осуществляется с использованием нескольких правовых методов.

Примерами актов этого типа можно считать транспортные кодексы и уставы.

Простыми признаются акты, не противоречащие положениям кодификационных норм. Они предназначены для их дополнения, уточнения, конкретизации. К таким актам, к примеру, можно отнести Правила перевозки пассажиров и грузов, действующие для каждого вида транспорта. Они уточнят нормы, закрепленные в уставах и кодексах.

Горизонтальное звено системы

Эту часть транспортного законодательства составляют акты, разнообразные по форме и содержанию. Они регламентируют вопросы, связанные с использованием ТС всех видов (железнодорожного, автомобильного, морского и пр.).

Горизонтальное звено транспортного законодательства формируют федеральные нормативные акты, президентские указы, правительственные постановления. Отдельные виды отношений регламентируются специальными правовыми документами. К ним относят железнодорожное, внутреннее водное и другие законодательства.

Ключевым нормативным актом, однако, является ГК. Глава 40 Кодекса посвящена перевозке пассажиров и грузов. Статьями 784-800 закреплены положения, общие для всех транспортных средств.

Законодательством Российской Федерации урегулированы вопросы, касающиеся заключения договоров на оказание транспортных услуг, ответственности за порчу, утрату, повреждение, недостачу грузов, предъявлением претензий, исков и т. д.

Виды общих нормативных актов

В горизонтальном звене законодательства о транспортной безопасности говорится во всех общих нормах. В их числе:

  1. Постановление ВС РСФСР от 1990 г. В нем закреплены неотложные меры по улучшению обеспечения населения общественным транспортом.
  2. Указ президента от 1992 г. Он устанавливает основы обязательного страхования пассажиров.
  3. Указ президента от 1996 г. В нем закреплены положения, касающиеся совершенствования системы госуправления транспортным комплексом.
  4. Постановление правительства от 1992 г. Оно закрепляет положения, связанные с обеспечением господдержки функционирования транспортной отрасли.
  5. Постановление № 184 от 1993 г. В нем закреплены меры, направленные на обеспечение сохранности грузов и усиление борьбы с хищениями.
  6. Постановление № 876 от 1993 г. В нем предусмотрены меры по обеспечению стабильной работы морского, авиационного, автомобильного и речного транспорта. Сегодня этот нормативный акт действует в новой редакции от 1996 г.
  7. Постановление правительства от 1998 г. Согласно этому документу функции надзора за безопасностью гидротехнических судоходных сооружений возложены на Минтраспорта РФ.

Это далеко не полный перечень общих нормативных актов, включенных в транспортное законодательство. Новых правовых документов в структуре достаточно много. Это вполне объяснимо. В современных условиях транспортная отрасль не может функционировать на основании старых правил.

Транспортный кодекс и транспортные уставы РФ

Нормы об отдельных видах ТС

Они стоят обособленно от прочих правовых актов. В число таких норм включены акты, изданные транспортными ведомствами и министерствами в рамках их компетенции. Среди них особое место занимают кодификационно-комплексные положения.

В них содержатся нормы не только гражданского права, но и иных юридических отраслей. Примером может являться налоговое законодательство. Транспортный налог, санкции за нарушение обязательств плательщиками и ряд других финансовых вопросов регулируются исключительно НК.

Положения, регламентирующие порядок разрешения споров в сфере транспорта, закрепляются процессуальными нормами.

Отраслевые правовые акты

Особое значение имеют уставы и кодексы, закрепляющие специальные требования транспортного законодательства:

  • Устав ж/д транспорта от 2003 года.
  • Кодекс водного внутреннего транспорта от 2001 г.
  • Устав автомобильных ТС от 1969 г.
  • Воздушный кодекс от 1997 г.
  • Кодекс торгового мореплавания (КТМ) от 1999 г.

Специфика применения норм

Как устанавливается во 2-й статье ГК, гражданское право регламентирует договорные и прочие обязательства, иные имущественные правоотношения. Проще говоря, Гражданский кодекс – нормативный акт, имеющий в определенной степени общее значение для правовых положений кодификационно-комплексного типа.

Транспортный кодекс и транспортные уставы РФ

При этом необходимо учитывать, что ГК – отраслевой кодификационный акт, в отличие от Устава ж/д транспорта, Кодекса торгового мореплавания и иных специальных правовых документов, также являющихся кодификационными, но обладающих комплексным характером. В них присутствуют не только гражданско-правовые, но и иные положения, относящиеся к другим юридическим отраслям.

Для Кодекса, регулирующего торговое мореплавание, ГК будет иметь в соответствующей части общее значение. Это вытекает из положений 1-й статьи КТМ. При этом указание, аналогичное этому, в других кодификационных правовых актах отсутствует, хотя фактически они занимают такое же положение ввиду системной и логической связи между ними и ГК.

Вертикальное звено

Как выше говорилось, в его основе лежит иерархическая система норм.

Федеральное законодательство в сфере транспорта является подсистемой гражданского права. Ключевыми его элементами выступают акты, регламентирующие правоотношения, возникающие при использовании всех видов транспорта. Как правило, их издают Федеральное собрание, президент и правительство.

В основе отдельных системных звеньев транспортного законодательства лежат крупные кодификационные правовые акты. Ими являются транспортные кодексы и уставы. Прочие акты, включенные в систему, служат для регулирования более частных вопросов.

Они иерархически зависят от более крупных правовых документов, несмотря на то что их принимает и утверждает один и тот же орган власти.

Особенно явно это проявляется при анализе построения системы актов, регламентирующих правоотношения на воздушном, железнодорожном и морском транспорте.

Транспортный кодекс и транспортные уставы РФ

Правовое регулирование отношений на железнодорожном транспорте

Ключевым актом в этой сфере признается Устав (УЖТ). Он регулирует отношения, касающиеся перевозки пассажиров и груза, ответственности клиентов и перевозчиков за нарушение действующих правил. Следует, однако, учитывать, что в УЖТ регламентированы далеко не все вопросы, поэтому в дополнение к нему изданы:

  1. Постановление правительства от 1992 г. В нем регламентируются вопросы, связанные с обеспечение соблюдения дисциплины работников ж/д транспорта.
  2. Постановление № 716 от 1993 г. Оно закрепляет вопросы, связанные с обеспечением бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта.
  3. Постановление правительства от 1992 г. В нем предусмотрены меры по повышению безопасности на ж/д транспорте.
  4. Постановление правительства от 1998 г. Этот акт устанавливает порядок реализации мер, направленных на совершенствование структуры ж/д транспорта.
  5. Указ президента от 1996 г., закрепляющий порядок дальнейшего развития железнодорожного транспорта.
  6. Постановление правительства от 1998 г. № 448. Им утверждена концепция структурной реформы системы федерального ж/д транспорта.
  7. Постановление правительства от 1998 г. № 507. В нем закреплены ключевые направления совершенствования госполитики на ж/д транспорте.
  8. Постановление правительства от 1998 г. № 1029. Этим нормативным документом утверждены правила расчета ставок оплаты за использование вагонов, контейнеров, тарифов для исчисления сборов.
  9. Постановление правительства от 1999 г. № 224. В нем закреплены меры по совершенствованию регулирования тарифов на потребляемую ж/д транспортом энергию.

В настоящее время в этой отрасли действует достаточно много нормативных документов. Они регламентируют и развивают отношения, не урегулированные УЖТ.

Транспортный кодекс и транспортные уставы РФ

Водный транспорт

Отношения, складывающиеся в этой сфере, также регулируют разные правовые акты. Ключевым из них признается Кодекс водного внутреннего транспорта.

Им регламентируется весь комплекс отношений с потребителями услуг. Кроме Кодекса, вопросы, касающиеся транспортировки грузов на речном транспорте, закреплены и в иных правовых актах.

В частности, речь о правительственных постановлениях от 1994 г. № 780 и от 1996 г. № 464.

Особая роль в системе принадлежит Правилам перевозки грузов, багажа и пассажиров. В них урегулированы вопросы, касающиеся безопасности на внутреннем водном транспорте.

Правительственным постановлением от 2003 г. № 72 утверждены Правила предоставления услуг по транспортировке пассажиров, груза и багажа для бытовых (личных) нужд на водном транспорте.

Заключение

Система современного транспортного законодательства представляет собой совокупность нормативных актов, издаваемых органами, уполномоченными на реализацию функций надзора в сфере предоставления услуг по перевозке багажа, грузов и пассажиров всеми видами ТС. Чем совершеннее структура этой системы, тем яснее содержание положений и легче их применение на практике. Это, в свою очередь, повышает эффективность функционирования всей транспортной отрасли в стране.

Читайте также:  Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов

Транспортный кодекс и транспортные уставы РФ

Транспортное законодательство считается самым стабильным сводом нормативных актов. Его основные положения, регламентирующие правоотношения, касающиеся заключения договоров, предоставления транспорта, ответственности за их эксплуатацию, повреждение, утрату, порчу грузов, предъявления исков и претензий, применяются без особенных изменений достаточно продолжительное время.

Источник

Устав автомобильного транспорта ФЗ 259

Одной из частей эффективной транспортной системы являются экономические отношения, в основу которых положено оказание услуг перевозки, регламентированные уставом автомобильного транспорта Российской Федерации (РФ), обозначенного в некоторых источниках как Федеральный Закон (ФЗ 259). Обновленный устав автомобильного транспорта РФ определяет общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом, пассажиров и их багажа всевозможными, подходящими для этого транспортными средствами.

Автомобильный устав

ФЗ 259 четко определяет понятия перевозок: грузовых и пассажирских, что позволяет максимально эффективно подойти к оказанию таких услуг. В нормативном документе описаны варианты перевозки пассажиров, багажа, определенных уставом автомобильного транспорта РФ, последняя редакция которого подразделяет услуги на: регулярные, заказные и услуги такси.

Отредактированный 259 ФЗ, устав автомобильного транспорта, разграничивает определенные виды сообщения, максимально подходящие для транспортных перевозок грузов. В уставе автотранспорта утверждены основные положения, которые касаются правил перевозки негабаритных грузов и правил перевозки опасных грузов, предполагающие наличие соответствующей документации.

Устав автомобильного транспорта РФ

Отредактированный устав наземного автомобильного транспорта акцентирует внимание на обязательное заполнение требуемой документации по перевозкам. Данный вид услуг запрещается осуществлять без оформленных путевых листов, согласно которых производится отгрузка и прием грузов получателем, обеспечивая документальное оформление предоставляемых услуг.

Дополнительным подтверждением соблюдения официальных условий договора на перевозку грузов автомобильным транспортом по ФЗ, уставу автомобильного транспорта, считается транспортная накладная (ТН), составленная отправителем. В ФЗ 259, уставе подчеркнуто, что к ТН отправителем прикладываются необходимые документы для таможенной, санитарной или другой службы, сертификат на груз или его паспорт качества.

Отдельные пункты устава автомобильного транспорта регламентируют порядок осуществления транспортировки в сопровождении представителя заказчика, согласно договору фрахтования, который заключается в письменной форме. Ознакомление с данным нормативным документом позволит осуществлять услуги по транспортировке грузов, перевозки пассажиров и багажа с соблюдением правил дорожного движения, основных положений буквы закона.

Транспортный кодекс и транспортные уставы РФСкачать устав автомобильного транспорта ФЗ 259 бесплатно

Транспортный кодекс и транспортные уставы РФ

Устав, кодексы и законы транспортного права

Систему федерального законодательства в области транспортного права возглавил Гражданский кодекс РФ, 40 глава которого посвящается грузовой и пассажирской перевозке. В нормах ГК РФ урегулированы положения, которые являются общими для всех разновидностей транспорта.

Транспортное законодательство федерального уровня подразумевает единую взаимно связанную подсистему законодательства гражданского характера. Ее составные части представляются важнейшими актами, которые регулируют транспортные отношения на всех разновидностях транспорта. Данные акты должны приниматься:

  • Президентом РФ;
  • Федеральным Собранием РФ;
  • Правительством РФ.

Федеральный закон «О транспортной безопасности»

Согласно этому закону транспортная безопасность представляется состоянием защиты объектов инфраструктуры транспортного типа и транспортных средств от акта вмешательства незаконного характера.

1 статья названного закона определила акт незаконного вмешательства в форме противоправных действий (бездействий), в их числе террористический акт, угрожающие безопасности деятельности комплекса транспортного типа, которое повлекло причинение вреда здоровью и жизни людей, материальный ущерб или образование угрозы наступления подобных последствий.

Транспортный кодекс и транспортные уставы РФ

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Цель в обеспечении транспортной безопасности представляется в устойчивом и безопасном функционировании транспортного комплекса, защите интересов общества, личности и государства в сфере транспортного комплекса от акта незаконного вмешательства.

Министерство транспорта РФ и Министерство обороны РФ занимаются согласованием подготавливаемых ими проектов федеральных правил заинтересованными органами исполнительной ветви власти на федеральном уровне.

Замечание 2

Согласно данным постановлением Федеральные правила использования воздушного пространства подлежат утверждению Правительством РФ.

Федеральные авиационные правила подлежат утверждению, могут вводиться в действие:

  • правительством РФ, если это определяется Воздушным кодексом РФ, федеральным законодательством, указом Президента РФ, а так же постановлением Правительства РФ;
  • министерством обороны РФ — в сфере авиации государства;
  • Министерством транспорта РФ — в сфере гражданской авиации.

Устав железнодорожного транспорта РФ

Устав железнодорожного транспорта РФ представляется важным актом в законодательной системе на железнодорожном транспорте, регулирующий отношения, которые связаны с перевозкой пассажиров и грузов, ответственностью клиентуры и перевозчиков при нарушении законодательства на транспорте.

В Уставе регулируется не весь круг вопросов, его дополняют множество нормативных актов.

Особенное место в законодательстве о железнодорожном транспорте заняли Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также багажа, грузобагажа и грузов для семейных, личных, домашних и других нужд, которые не связаны с реализацией деятельности предпринимательского характера.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации

Кодекс торгового мореплавания РФ — это основной акт, регулирующий отношения морского транспорта с клиентами при реализации перевозок багажа и пассажиров.

Кроме названного документа на морском транспорте осуществляют свое действие множество актов, посвященных регулированию вопросов, которые не вошли в Кодекс, и требуют собственного решения. Они, обычно, представляются подзаконными актами.

Правила, которые установлены настоящим Кодексом, распространяют свое действие на:

  • морские суда во время их плавания как в море, так и во внутренних водах, если другое не предусматривается международным договором РФ или законом;
  • суда внутреннего плавания и смешанного режим плавания в период их плавания по морским путям, а также по внутренним водам при реализации перевозок грузов, пассажиров и багажа с вхождением в иностранный морской порт, в период спасательной операции и в случает столкновения с морским судном.

Воздушный кодекс Российской Федерации

Воздушный кодекс РФ — этой основной законодательный акт, который регулирует перевозки пассажиров воздушным транспортом.

Кроме урегулирования перевозок пассажиров внутри государства Воздушный кодекс РФ урегулировал также вопросы, которые связаны с международными воздушными перевозками багажа, пассажиров, грузов и почты Приказ Минтранса РФ «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».

В Воздушном кодексе пассажирской перевозке посвящается 15 глава. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила представлены нормативными актами, регулирующими отношения в сфере применения воздушного пространства и в сфере авиации и принимаемые в порядке, который определен Правительством РФ.

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации

Замечание 3

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ определил отношения на речном транспорте, он возглавил и регулирует целый комплекс отношений с клиентами, который связан с перевозкой пассажиров.

В Кодексе внутреннего водного транспорта пассажирской перевозке посвящается 13 глава. Кодекс урегулировал отношения, которые возникают меж перевозчиками внутреннего водного транспорта РФ, грузополучателями, грузоотправителями, пассажирами, при реализации судоходства во внутренних водах Российской Федерации, и учреждает их обязанности, права и ответственность.

Кодекс торгового мореплавания в собственных положениях выразил важные положения Брюссельской конвенции, к примеру, порядок формирования коносамента, а так же его реквизитная информация.

Нормы транспортных конвенций должны в обязательном порядке применяться при международных перевозках, во взаимных отношениях государств, которые заключили соответственную конвенцию.

Транспортные уставы и кодексы:

  • Воздушный кодекс Российской Федерации;
  • Перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.
  • Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).
  • Внутренняя воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.
  • Международная воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены:
  • соответственно на территориях двух государств;
  • на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.
  • Коммерческая воздушная перевозка — воздушная перевозка, предоставляемая за плату.
  •  — Кодекс торгового мореплавания;
  • По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее — получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
  • Договор морской перевозки груза может быть заключен:
  • 1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер);
  • 2) без такого условия.

3. Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор.

Фрахтователем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза.

Отправителем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени.

 — Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

Перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок.

Порядок осуществления перевозок грузов устанавливается правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Перевозки пассажиров и их багажа осуществляются на основании договоров перевозок пассажиров. Сроки перевозок пассажиров и их багажа устанавливаются согласно расписанию движения судов, разрабатываемому перевозчиком в соответствии с правилами оказания услуг.

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации;

Перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов осуществляются по железнодорожным путям общего пользования и между железнодорожными станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций.

Перечень таких станций и выполняемых ими операций составляется на основании заявок владельцев инфраструктур, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и публикуется в соответствующем тарифном руководстве.

Перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляются соответственно в вагонах и контейнерах перевозчиков, иных юридических и физических лиц.

Читайте также:  В закон «о банкротстве» введена глава о субсидиарной ответственности руководителя должника и иных лиц

Грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Договор об организации перевозок заключается в письменной форме.

  1. В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.
  2. В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок.
  3. Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки.
  4. Работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) по просьбам владельцев инфраструктур или перевозчиков и цены на которые указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон.
  5.  — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.

Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.

Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза, указанного в ч. 1 ст. 18 ФЗ от 08.11.2007 N 259-ФЗ.

  • В целях беспрепятственного осуществления перевозки груза грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, либо указать в транспортной накладной регистрационные номера указанных документов, если такие документы (сведения о таких документах) содержатся в государственных информационных системах.
  • Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя.
  • Обязательные реквизиты заказа, заявки и порядок их оформления устанавливаются правилами перевозок грузов.
  • Понятие, общая характеристика, стороны, существенные и иные условия, форма, права и обязанности, ответственность сторон, особенности заключения, изменения и расторжения договора об организации перевозок.

Согласно ст. 798 ГК перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По данному договору перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

В указанном договоре определяются объемы, сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки (абз. 2 ст. 798 ГК).

Стороны договора об организации перевозок грузов — перевозчик и владелец груза.

Договор об организации перевозок является консенсуальным (определяющим не условия товарооборота сторон, а организацию их взаимоотношений на будущее время), двусторонне обязывающим (взаимным) и безвозмездным.

Существенные условия договора об организации перевозок грузов — условия о наименовании транспортных средств, об объемах, сроках их предоставления и предъявления грузов к перевозке (ст. 798 ГК).

К несущественным условиям относятся другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке, условия о порядке расчетов и иные условия организации перевозки грузов (ст.

798 ГК).

Договоры об организации перевозок заключаются, как правило, при наличии устойчивых хозяйственных связей между данным видом транспорта и данным грузовладельцем. Договоры этого вида имеют длящийся характер, они заключаются на предстоящий квартал, предстоящий год.

По своей правовой природе указанные договоры имеют признаки предварительного договора (ст.

429 ГК), поскольку заключение договора об организации перевозок не освобождает, а, напротив, предполагает необходимость заключения в каждом конкретном случае договора перевозки груза.

Согласно ст. 791 ГК перевозчик обязан подать отправителю груза транспортные средства под погрузку в срок, установленный договором об организации перевозок. Соответственно неисполнение этой обязанности влечет имущественную ответственность, предусмотренную ст. 794 ГК.

Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 794 ГК). Что же касается соглашений перевозчика с грузовладельцем об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика, то они недопустимы и в случае их заключения являются недействительными (п. 2 ст. 793 ГК).

Законодательством (ст. 794 ГК) определены некоторые обстоятельства, освобождающие перевозчика и отправителя груза от ответственности за неисполнение обязательств по подаче транспортных средств или непредъявление груза к перевозке.

  1. К ним относятся:
  2. • непреодолимая сила;
  3. • иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения);
  4. • военные действия;
  5. • прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях из-за блокады, эпидемии или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов.
  6. За пределами указанных в законе обстоятельств возможна ответственность перевозчика и грузоотправителя независимо от наличия их вины.
  7. Понятие, общая характеристика, стороны, существенные и иные условия, форма, права и обязанности, ответственность сторон, особенности заключения, изменения и расторжения договора перевозки грузов; претензии и иски к перевозчику.
  8.  По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
  9. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
  10. Законом установлена письменная форма данного договора.

Договор перевозки груза является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке (ст. 792 ГК, ст. 33 УЖТ, ст. 109 ВК). Этот срок может устанавливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон.

Договор перевозки грузов — возмездный договор. Провозная плата за перевозку груза транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Поскольку при перевозке грузов транспортом общего пользования в качестве перевозчика выступает коммерческая организация и она обязана осуществлять перевозку груза любого грузоотправителя, который к ней обратится, договор перевозки груза относится к публичным договорам.

При заключении данного договорной формы (транспортную накладную) и подписывает его, что придает договору черты договора присоединения.

Договор перевозки груза в большинстве случаев имеет конструкцию реального договора. Для его заключения необходимо, чтобы грузоотправитель передал груз перевозчику.

Может заключаться как реальный, так и как консенсуальный договор морской перевозки груза (торговое мореплавание), а также договор перевозки груза автомобильным транспортом. При конструкции консенсуального договора перевозки передача груза для заключения договора не требуется.

Достаточно, чтобы перевозчик и отправитель (грузоотправитель) достигли соглашения по всем существенным условиям договора.

Договор перевозки груза определяется как взаимный. У каждой из сторон договора перевозки есть права и корреспондирующие с ними обязанности другой стороны.

Сторонами в договоре перевозки грузов выступают перевозчик — транспортная организация (железная дорога, пароходство, эксплуатант на воздушном транспорте) и грузоотправитель — законный (титульный) владелец груза либо экспедитор или иное управомоченное владельцем груза лицо. Поскольку в силу этого договора каждая из сторон имеет как права, так и обязанности, его следует признать двусторонним договором.

Договор перевозки груза по своей конструкции представляет собой договор в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), в связи с чем грузополучатель, не являющийся стороной договора, пользуется определенными правами и несет определенные обязанности.

Не участвуя в заключении договора, грузополучатель тем не менее приобретает право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения (ст. 36 УЖТ, п. 2 ст. 103 ВК).

При неисполнении перевозчиком обязанности по доставке груза в адрес получателя последний вправе предъявить к нему требования по поводу утраты груза, а при ненадлежащем исполнении им обязательства — требования по поводу недостачи или повреждения груза (ст. 796 ГК), а также по поводу просрочки в его доставке (ст. 792 ГК, ст. 120 УЖТ, ст. 120 ВК).

Грузополучатель вправе предъявить к перевозчику и другие требования, связанные, например, с выгрузкой груза средствами перевозчика, когда выгрузка по договору была возложена на него.

Кроме прав, у грузополучателя имеются и обязанности. Так, по прибытии груза в пункт назначения получатель обязан принять его и вывезти с территории станции, аэропорта, пристани. Обязанностью получателя является и окончательный расчет за оказанные перевозчиком услуги.

Одним из существенных условий договора перевозки груза принято считать срок доставки груза. Согласно ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

  • ПЕРЕВОЗЧИК ОБЯЗАН
  • — подать отправителю груза исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза
  • — доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения
  • ОТПРАВИТЕЛЬ ВПРАВЕ
  • Отказаться от поданных ему транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза
  • ОТПРАВИТЕЛЬ ОБЯЗАН
  • Уплатить за перевозку груза установленную плату

Транспортный устав рф. Транспортные уставы и кодексы

Все городские поездки на наземных видах транспорта регламентируются законодательным актом № 259. Содержание ФЗ « и городского наземного электрического транспорта» регулирует деятельность компаний, оказывающих перевозки (регулярные, по заказам и на легковом такси) в сфере городского маршрута. Так же актуально знать содержание в последней редакции.

Читайте также:  Реструктуризация долга при банкротстве физического лица

Федеральный Закон об автомобильном транспорте был принят членами Государственной Думы России 18 октября 2007 года. Сотрудники Совета Федерации приняли и одобрили настоящий законопроект 26 октября. А в законную силу вступил документ № 259 8 ноября 2007. С момента издания в документ периодически вносились поправки, последняя редакция законопроекта приходится на 3 июля 2016 года.

Состоит закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» из 8 глав и 44 статей. Краткое содержание 259 законодательного акта:

  • В первой главе
    настоящего закона описаны общие положения, такие как предмет регулирования, основные понятия, правила пассажирских перевозок и так далее;
  • Во второй главе документа
    указываются положения о перевозке грузов, процедура заключения договора о транспортировке, временные рамки по доставке груза и условия хранения;
  • Третья глава
    отражает правила по регулярным перевозкам, содержит виды регулярных перевозок, условия по продаже билетов, нюансы по возврату забытых вещей;
  • Глава четвертая
    настоящего закона характеризует условия по перевозке пассажиров и багажа по заказу;
  • В пятой главе
    указываются правила перевозки пассажиров на легковом такси;
  • Шестая глава
    обуславливает ответственность перевозчиков и иных лиц, участвующих в перевозке;
  • В седьмой главе
    описывается процедура подачи актов, претензий и исков;
  • Восьмая глава
    обуславливает заключительные положения закона.

Вышеуказанные главы регламентируют отношения участников автомобильной транспортной системы Российской Федерации.

Согласно законодательным нормам России, все транспортные компании, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов обязаны соблюдать правила перевозки. Требования к водителю (перевозчик):

  • наличие водительских прав соответствующей автотранспортной категории;
  • стаж вождения должен быть от трех лет.

Общие правила перевозки взрослых людей, согласно 259 закону:

  • перевозить положено определенное количество человек, соответствующее количеству обустроенных мест;
  • водитель перед началом поездки обязан рассказать пассажирам правила о посадке, поездке, размещения в салоне и о высадке;
  • по закону, водитель может начать движение по маршруту, убедившись, что соблюдены все условия безопасности;
  • при перевозке детей должна быть табличка на корпусе авто с надписью «Дети», в салоне автомобиля должен находиться хоть один взрослый;
  • посадка и высадка проводится при полной остановке городского автомобильного транспортного средства;
  • движение, после остановки автобуса, начинается после закрытия всех дверей.

Скачать 259 Федеральный Закон

Настоящий закон регламентирует не только правила перевозки взрослых и детей (скачать 220 ФЗ об организации регулярных перевозок можно ), но также и городскую автомобильную транспортировку грузов. ФЗ № 259 ссылается на , содержащий требования к перевозимым грузам.

Некоторые из обязательных требований при доставке груза автомобильным транспортным средством:

  • Должно быть хорошее и достаточное крепление. Это необходимо, чтобы груз не повредился и не выпал во время движения автомобильного транспортного средства;
  • При креплении и установке груза на автомобильное транспортное средство, не должна быть нарушена устойчивость машины;
  • Необходимо так закрепить груз, чтобы он не создавал помехи для управления автомобильным транспортным средством;
  • Груз не должен создавать шум и пыль.

Чтобы узнать все нюансы о перевозках на автомобильных транспортных средствах, необходимо более детальное изучение настоящего законодательного акта. Скачать последнюю редакцию Федерального Закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» можно по

Последние изменения, внесенные в 259 ФЗ «Устав автомобильного транспорта»

Правительство России периодически пересматривает законопроекты, внося в них изменения, дополнения и поправки. Своевременная корректировка законов необходима, чтобы документ был актуальным во все времена. И ФЗ № 259 не исключение. В июле 2016 года в рассматриваемый закон были внесены изменения.

Статья 3.1 Закона об автомобильных перевозках

Положения настоящей статьи гласят о проведении надзора за наземным видом общественного автомобильного транспорта. Осуществлять контроль вправе уполномоченные лица исполнительной власти. Согласно закону, внеплановый надзор положено проводить при наличии оснований:

  • если в орган государственного контроля поступило заявление о случившимся ДТП по вине перевозчика, с причинением вреда людям, животным, растениям;
  • если есть приказ от руководителя органа контроля о проведении внеплановой проверки;
  • если истек срок исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (в новой редакции был введен этот пункт под номером 3.1).

Работники органа государственного контроля, согласно положениям настоящего закона об автомобильном транспорте, вправе:

  • запрашивать у участников перевозки (юридические лица, ИП и т.д.) любую документацию, необходимую для проверки;
  • проводить мероприятия, направленные на осуществление проверки, предъявив при этом служебное удостоверение;
  • по окончанию проверки выдавать участникам перевозки (юридическим лицам, ИП и т.д.) предписания на устранение выявленных нарушений;
  • оформлять протоколы об административных нарушениях и принимать меры, направленные на предотвращение нарушений;
  • составлять документацию о нарушениях и направлять ее в уполномоченные учреждения для возбуждения уголовных дел;
  • оформлять иски о выплате компенсации из-за случившихся нарушений.

5 статья 259 Закона

Положения данной статьи указывают на разновидности перевозок пассажиров и багажа:

  • регулярные перевозки;
  • перевозки по заказам;
  • перевозки на легковом такси.

В настоящую статью изменения не вносились с момента издания законопроекта.

Статья 6 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

6-ая ст характеризует путевые листы. В ней указывается, что путевые листы и их оформление утверждается федеральным органом исполнительной власти. По закону, нельзя осуществлять транспортировку людей, багажа и грузов по средствам автомобильного наземного транспорта без путевого листа.

  • В последней редакции в ст 6 поправки не вносились.
  • 21 статья закона об автомобильном транспорте

  • В 21 статье Федерального Закона № 259 содержатся правила по перевозке детей.
    Взрослый пассажир при езде на общественном автомобильном транспорте вправе:
  • перевозить с собой детей до 7 лет бесплатно, но без предоставления отдельного места для ребенка;
  • бесплатно перевозить с собой одного ребенка возрастом до 5 лет;
  • если в ТС не предусмотрена поездка детей без предоставления им мест, то взрослый пассажир вправе перевезти с собой двух детей, возрастом до 12 лет, на отдельных сидениях за плату 50% от полной стоимости билета;
  • взрослый обязан при себе иметь документы, подтверждающие возраст ребенка.

Перемещение людей или предметов (перевозка), осуществляемое с использованием транспортных средств, регламентируется гл. 40 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Как гласит ст.

784 ГК РФ, основанием для перевозки является заключенный между сторонами договор, а вот ее общие условия законодательно урегулированы в специальных НПА, которыми являются транспортные уставы и кодексы РФ.

Соглашение сторон, касающееся этих условий или ответственности за нарушения, не должно им противоречить.

Нужно отметить, что в настоящее время Минтрансом разрабатывается проект единого Транспортного кодекса, который должен быть введен до 2030 года. Помимо него законодательные власти работают над принятием закона, регулирующего комбинированные перевозки и транзит.

Федеральный закон № 259 — транспортный устав автомобильного транспорта РФ

Транспортная система России состоит из нескольких самостоятельных разновидностей транспорта. Один из видов — автомобильный.

Правоотношения, возникающие между сторонами (гражданами, организациями) в ходе предоставления услуг автотранспортом, регулируются таким транспортным уставом РФ, как закон «Устав автомобильного транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Помимо автотранспорта, положения транспортного устава автомобильного транспорта распространяются на электротранспорт, осуществляющий перевозки в городах над землей (троллейбусы, трамваи).

В рамках закона № 259-ФЗ Правительством утверждены правила перевозки:

Транспортные уставы — это… что такое транспортные уставы?

  • транспортные уставы — в РФ систематизированные законодательные и подзаконные акты, подробно регламентирующие отдельные виды транспортной деятельности. К ним относятся: Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (ФЗ от 8 января 1998 г.), утвержденные… …   Большой юридический словарь
  • УСТАВ (в праве) — УСТАВ, свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной деятельности. На… …   Энциклопедический словарь
  • Обязательственное право —         совокупность гражданско правовых норм, регулирующих отношения по передаче имущества от одного участника экономического оборота другому (Купля продажа, Заём, Подряд и т.д.). В СССР О. п. регулирует процесс планового распределения продукции …   Большая советская энциклопедия
  • Договор перевозки — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия). Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Договор перевозки  договор, предметом которого являе …   Википедия
  • Фабричное законодательство — I Под этим именем у нас, не совсем правильно, понимается весь тот отдел законодательства, который на Западе носит более соответствующее название законодательства в защиту рабочих (Arbeiterschutzgesetzgebung), или трудового законодательства… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  • Вооружённые Силы СССР — Запрос «ВС СССР» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Вооружённые Силы Союза Советских Социалистических Республик …   Википедия
  • Польша — (Polska)         Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР.          I. Общие сведения          П. социалистическое государство в Центральной Европе, в бассейне рр. Висла и Одра, между Балтийским морем на С., Карпатами и… …   Большая советская энциклопедия
  • ЭВАКУАЦИЯ — (от лат. evacuatio удаление, опоражнивание). Под санитарной Э. подразумевается вывоз контингентов, нуждающихся в лечении, с одновременным размещением их в условиях, наиболее благоприятных для скорейшего выздоровления и восстановления… …   Большая медицинская энциклопедия
  • Вооружённые Силы Российской Федерации — Запрос «ВС России» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Вооружённые Силы Российской Федерации ВС России …   Википедия
  • Судебная экспертиза — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Сюда перенаправляется запрос « …   Википедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *