Статьи раздела хозяйственное ведение и оперативное управление

Кроме права собственности, в гражданских правоотношениях существуют и ограниченные вещные права – когда лицо имеет возможность пользоваться имуществом, принадлежащим другому лицу.

К таким ограниченным правам относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

В таких правоотношениях всегда два участника – пользователь недвижимого имущества (юридическое лицо) и собственник указанного имущества, который закрепил его за пользователем.

Возникли такие ограниченные вещные права в период Советского Союза, когда вся собственность была закреплена за публичным субъектом власти (государством), а управляли ей доверенные юридические лица.

Поэтому субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления являются только юридические лица, образованные в форме учреждения или предприятия.

Круг лиц, участвующих в правоотношениях, и принципы, на которых держатся права хозяйственного ведения и оперативного управления, очень схожи между собой, однако существуют фундаментальные отличия, разграничивающие между собой указанные ограниченные вещные права.

Право хозяйственного ведения – право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но только в пределах границ, установленных законодательством и нормативными актами.

Например, унитарное предприятие не может распоряжаться недвижимым имуществом собственника, но не ограничена в плане движимых объектов. Также такие организации вправе распоряжаться полученной ими прибылью.

Собственник имущества сохраняет за собой право на получение части прибыли, а так же на изменение формы созданного юридического лица, и контроля за использованием своего имущества.

Статьи раздела Хозяйственное ведение и оперативное управление

Право оперативного управления – это право владения и пользования имуществом собственника только в пределах, установленных законом, а также только в целях деятельности и по его назначению. Распоряжаться таким имуществом можно только с согласия собственника, который может изъять доверенное имущество в случае его нецелевого использования.

Статьи раздела Хозяйственное ведение и оперативное управление

Субъектами права хозяйственного ведения должны быть только государственные (муниципальные) предприятия, а оперативного управления – только учреждения и казенные предприятия. Различаются между собой указанные субъекты объемом прав, которым их наделило законодательство. Некоторые из них могут извлекать прибыль и распоряжаться ей по своему усмотрению.

Круг субъектов указанных правоотношений представлен ниже:

  • учреждение и казенное предприятие (распоряжаются с согласия собственника; владеют и пользуются в установленных пределах и в соответствии с целевым назначением);
  • частное учреждение (вправе заниматься деятельностью, приносящую прибыль и распоряжаться этой прибылью, но ограничены в отношении распоряжения имуществом собственника);
  • автономное учреждение (не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом собственника);
  • бюджетное учреждение (также как и автономное учреждение, не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом собственника).

Указанные ограничения вещных прав являются обременением недвижимого имущества. Но такие понятия, как хозяйственное ведение и оперативное управление касается юридических лиц и органов власти, а потому частные лица редко пересекаются с подобными обременениями.

Разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления

Использование имущества государственных предприятий может осуществляться в порядке хозяйственного ведения или оперативного управления. В чем особенности обоих механизмов?

  • Содержание статьи

Под правом хозяйственного ведения понимается механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками. Например, руководству предприятия может быть разрешено задействовать недвижимое имущество, но запрещено — движимое. Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

  1. осуществлять контроль над тем, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения;
  2. назначать руководство государственной компании;
  3. осуществлять реорганизацию предприятия;
  4. использовать часть прибыли от применения активов.

Если собственник обнаружит, что имущество в порядке хозяйственного ведения используется не по назначению, то может изъять его из основных фондов предприятия.

Факты о праве оперативного управления

Под правом оперативного управления понимается механизм, в рамках которого распоряжение государственным имуществом осуществляется следующими основными типами субъектов:

  1. казенными предприятиями;
  2. частными организациями;
  3. автономными и бюджетными учреждениями.

Статьи раздела Хозяйственное ведение и оперативное управление

Данные субъекты вправе распоряжаться государственным имуществом:

  1. в пределах, которые установлены законодательством РФ;
  2. в соответствии с задачами, поставленными собственником;
  3. с учетом специфики имущества.

Собственник госпредприятия вправе:

  • изымать из основных фондов имущество, используемое не по назначению;
  • распределять доходы фирмы;
  • осуществлять прочие правомочия, что определены законом.

Сравнение

Главное отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.

Рассмотрев, в чем разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, зафиксируем выводы в таблице.

Таблица

Право хозяйственного ведения Право оперативного управления
Что общего между ними?
Оба механизма применяются в целях организации управления государственным имуществом
В чем разница между ними?
Реализуется государственными предприятиями Реализуется казенными предприятиями, частными, автономными, бюджетными учреждениями

Право хозяйственного ведения и оперативного управления — отличия, чем отличается, разница, хозведение

Основной разновидностью вещных прав являются права хозяйственного ведения и оперативного управления. В рамках развитых правопорядков эти права ранее не были так известны. Юридические лица обладают и наделены такими правами. Юрлица имеют право на хозяйственные субъекты и могут применять имущество, которое передавалось от лица собственника.

В государстве существует плановая регулируемая экономика, поэтому вещные права и нашли свое место. Государство является одним единственным собственником, которое в своем распоряжении имеет основную массу имущества. Одновременно распоряжаться имуществом государство просто физически не может, но в это же время оно хочет иметь в своем владении это имущество.

В результате оно было вынуждено создавать такие предприятия, за которыми закреплялись имущественные, но с небольшими ограничениями. В итоге с 1960 года это право стало официальным с официальным названием. Позже это стало называться правом оперативного управления имуществом, которое стало принадлежать госбюджетным и другим подобным предприятиям.

Подробно о данной норме права

Рыночная экономика стала развиваться, появился сильный частный сектор, поэтому появились явные недостатки, которые были хорошо скрыты в прежних условиях хозяйствования.

Первый и главный недостаток заключается в том, что юридические лица могли злоупотреблять своими полномочиями, то есть экономической свободой, которая была им предоставлена.

Обычно делалось это для того, чтобы взять выгоду.

Но выгода эта будет не для собственника и не для организации. Делалось это для передачи предоставленного имущества в руки частного сектора, причем для собственника такая передача была убыточной. Поэтому владение чем либо сузили, чтобы можно было контролировать ситуацию. Собственник смог сам полноценно контролировать то, что делают не собственники, то есть юридические лица.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления является тем элементом, который существовал ранее. И даже при модификации экономики эти элементы сохранились.

Собственник является единственным лицом, которое может в полной мере распоряжаться имуществом, при условии, что существуют рыночные отношения.

Право ведения и управления выступают в роли неких производных, которые определены правами собственника.

Каждый субъект наделен каким-либо определенным характером и видом деятельности. Наделение это происходит в зависимости от объема и содержания.

Правом хозяйственного ведения наделено предприятие, как и коммерческая организация. Так же характерно тем, что оно в меньшей мере наделено определенным содержанием и объемом имущества.

Право оперативного управления может принадлежать любым некоммерческим структурам или казенным предприятиям.

К таким объектам, которые наделены этими правами, можно отнести любые имущественные комплексы. Они висят на балансе юридических лиц. Если имущество находится в виде имущества, плодов или продукции, то в законе есть оговорка, что предприятие может управлять всем этим только на основе пунктов договора.

На видео-право хозяйственного ведения и право оперативного управления:

Учредители обладают правами распоряжения этой собственностью, то есть юридические лица правами собственности не наделяются. Учреждения и предприятия не могут выступать в виде субъектов права.

В чем различия

Право оперативного управления или хозяйственного ведения появляется только в том случае, если собственник осуществил фактическую передачу имущества, если другого способа не установлено государством или правовыми актами.

Например, на смете будет указана дата утверждения баланса предприятия. Всеми обязанностями наделяются предприятия, которые становятся ответственными за все имущество.

Перед лицом собственника будет отвечать само предприятие, в чьих руках находится управление.

Чем отличается право хозяйственного ведения имущества

Этот термин отличается тем, что государство или другое муниципальное предприятие имеет полное право распоряжаться, владеть и пользоваться имуществом, которое предоставил публичный собственник в рамках закона или других правовых актах.

Все имущество находится в собственности учредителя на основании закона. Собственность не подлежит делению на части, а также владению трудовых коллективов и работников. Предприятие является единым.

Другой термин позволяет называть его унитарным.

Муниципальные унитарные и государственные предприятия попадают под эту категорию. В этом случае казенные предприятия могут иметь имущество, которое закреплено федеральными органами. В результате руководитель наделен правом оперативного управления.

Когда имущество передается во владение унитарного предприятия, то собственник или учредитель перестает фактически обладать имуществом. Также он не может в полной мере владеть и пользоваться имуществом, а в некоторой степени даже распоряжаться им.

Когда предприятие распоряжается своим имуществом, то оно будет рассчитываться только за те долги, которые возникли в момент его пользования. За те долги, которые создал собственник, отвечает только предыдущий хозяин.

Пока унитарное предприятие полностью может существовать как юридическое лицо, то государство изъять его не может.

Какими правами обладает собственник в отношении предприятия, которое было передано.

  1. Он может создать не собственника. Это означает, что он может назначить директора, утвердить устав.
  2. Ликвидация и реорганизация. При наличии этих условий предприятие может быть изъято. Но в этом случае все интересы кредиторов должны соблюдаться в полной мере.
  3. Может проводить контроль того, чтобы имущество могло использоваться по прямому назначению. Иногда можно проводить проверки, которые помогут выявить род деятельности.
  4. Иметь прибыль, а точнее некоторую часть от всей прибыли, которую приносит предприятие.

Для реальности осуществления подобных прав необходимо соблюдать закон, который контролирует деятельность унитарных и муниципальных предприятий. Из вышеизложенных полномочий собственника сложно сказать, что подобные предприятия в полной мере имеют свободу в своей деятельности.

Без подтверждения собственника продать, передать во временное пользование, отдать в качестве залога имущество невозможно.

Если имущество является движимым, то самостоятельное распоряжение законом возможно. Ограничением является только специально созданные акты или пункты закона.

Если предприятие передают из рук одного публичного собственника в другие руки публичного собственника, то право хозяйственного ведения остается в силе.

Статьи раздела Хозяйственное ведение и оперативное управлениеДля тех кто хочет знать и понимать, что собой понимает трансакционные издержки и спецификация прав собственности, стоит прочесть данную статью.

Так же будет интересно узнать, что такое методы правового регулирования предпринимательского права, всё самое главное указано в данной статье.

Какие существуют источники российского предпринимательского права, подробно указано здесь: https://ruleconsult.ru/grazhdanskoe/korporativnoe/istochniki-predprinimatelskogo-prava.html

Право оперативного управления и в чем его отличие от хозяйственного ведения

  • Под этим правом понимают право казенного учреждения или предприятия полностью распоряжаться, пользоваться и владеть имуществом собственника, но в рамках закона.
  • Распоряжение должно быть в пределах того, для чего назначено было предприятие и в соответствии с какими целями.
  • Какие субъекты попадают под право владения:
  • казенные или унитарные учреждения, которые можно отнести к категории коммерческих;
  • предприятия, которые получают финансирование от собственника, и относятся к некоммерческим структурам.
Читайте также:  Сколько по времени делается загранпаспорт старого и нового образца в 2019 году

Собственник имеет полное право создавать объекты оперативного управления, может определять, в каких объемах назначать правоспособность, а также утверждать документы и назначать руководителей. Ликвидации и реорганизации предприятие подлежит без согласия иных руководителей.

Собственник дает четкие указания для руководителей по поводу того, в каких целях использовать предприятие, как использовать предоставленное имущество.

Отдельные объекты, которые входят в состав, собственник может направить в нужное для него русло для реализации. Он может распределять это имущество на несколько нужных ему фондов.

Если средства числятся в одном фонде, то использовать их для развития другого нельзя.

Если какое-либо имущество было применено не по назначению, то собственник имеет полное право для изъятия, он может распоряжаться им так, как ему угодно. Но стоит сказать, что изъять имущество можно только, если это позволяет сделать закон.

Если образовались долги, то ответственность за это понесет собственник. Возникает субсидиарная ответственность. В случае рассмотрения казенного предприятия и финансируемого собственником наблюдается ряд различий.

Если собственник дал свое согласие, то казенное предприятие имеет право распоряжаться вверенным ему имуществом. Самостоятельное участие в процессе гражданского оборота такие предприятия принимать не могут. Казенное предприятие может только распоряжаться готовой продукцией, если обратное законом не запрещается.

Распределять доходы собственник может самостоятельно. Согласовывать такие действия с руководителем он не должен. Такое невозможно в случае с унитарным предприятием. Все имущество, находящееся в обороте, лежит на плечах казенного предприятия, отвечать за него будет именно оно.

Что касается учреждения, которое финансирует собственник, то им распоряжаться может только собственник. Никакие действия без его согласия невозможны. Все денежные средства должны расходоваться только в соответствии со сметой. От взыскания кредиторов имущество предприятий забронировано.

Подобные права в законе имеют основные отличия, которые нужно четко различать. Так для права хозяйственно ведения характерно то, что объектами могут быть имущественные комплексы.

Эти же имущественные комплексы характерны и для права оперативного управления. В качестве субъектов в хозяйственном ведении выступают любые предприятия государственного и муниципального образца.

К оперативному управлению относят казенные учреждения и предприятия.

Возможно вам так же будет интересно узнать про понятие и принципы предпринимательского права.

Интересно так же знать, есть ли кпп у индивидуальных предпринимателей. Для того, что бы узнать об этом стоит прочесть данную статью.

Не мало важной будет наличие информации, которая касается того, можно ли  узнать есть ли в наличии  долги по налогам физического лица. Всё более подробно расписано здесь.

А вот какой он, налоговый период по налогу на прибыль, подробно указано здесь в статье.

Если говорить о правах, которыми наделены участники, то нужно хорошо изучить каждое право в отдельности. Для этого важно понять, что может делать собственник и руководитель или кредитор в той или иной сложившейся ситуации. Главное, чтобы все действия происходили в рамках закона.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Определение 1

Право хозяйственного ведения — это хозяйственное или иное право ведения, владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, принадлежащее юридическим лицам, в установленных законом пределах.

Определение 2

Право оперативного управления — это право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, принадлежащее казённому предприятию или учреждению, в установленных законом пределах.

Нормы, регулирующие право хозяйственного ведения, закреплены в Гражданском кодексе РФ (с. 294). Они раскрывают данный институт как право, принадлежащее государственным и муниципальным унитарным предприятиям, по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника.

Как видно из определения, одной из главных составляющих в данной сфере является правовое положение обладателя права, в качестве которого предстает государственное или муниципальное унитарное предприятие. Его понятие также дает ГК РФ в ст. 113: “коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на имущество, закрепленное за ней, а обладает им на праве хозяйственного ведения”.

  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Специфика унитарных предприятий состоит в том, что они обладают специальной правоспособностью, состоящей в возможности приобретения прав и осуществления обязанностей, которые соответствуют целям и предмету деятельности, закрепленным уставом унитарного предприятия.

Предмет и цели деятельности, осуществляемые таким предприятием, должны определяться собственником имущества, т. е. государством либо муниципальным образованием. Так, цели могут быть, в том числе, и социальными. Как правило, унитарные предприятия создают в виде коммунальных комплексов, которые занимаются работой по оказанию коммунальных услуг, обеспечению населения товарами и услугами.

Говоря об особенностях права хозяйственного управления, стоит отметить, прежде всего, субъект, который является коммерческой организацией, и, следовательно, обязан не только сохранять публичное имущество, но и приумножать его. Для выполнения данных обязанностей закон предусмотрел определенные механизмы контроля:

  • установленные в Гражданском кодексе РФ ограничения, касающиеся прав, принадлежащих обладателю права хозяйственного ведения, заключающиеся в наделении собственника следующими правами: на дачу согласия или отказа в продаже; на сдачу в залог или аренду и др.;
  • установленные в ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ограничения, связанные с совершением сделок по имуществу предприятия (по займам, поручительствам, обременениям, уступке требований, переводам долга, заключению договоров, крупных сделок и т.п.).

Замечание 1

Стоит подчеркнуть, что в проекте Концепции развития законодательства о вещном праве, который был разработан по Указу Президента РФ № 1108, о праве хозяйственного управления речи не идет. Разработчики обосновывают это необходимостью устранения дуализма прав, предлагая оставить в законе только право оперативного управления.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что право хозяйственного ведения, за период своего существования в рыночной экономике, стало неким удобным способом распоряжаться имуществом собственника, тем самым дискредитировав себя. Так, продать государственное имущество можно только путем приватизации, передать его в аренду только осуществив торги, при этом распоряжение публичным имуществом является всеобще доступным.

Право оперативного управления

В качестве субъекта права оперативного управления Гражданский кодекс РФ предусмотрел казённое предприятие или учреждение. При этом под казённым предприятием принято понимать унитарное предприятие, которое было основано на праве оперативного управления, и обладает находящимся в федеральной собственности имуществом.

Ст. 296 Гражданского кодекса РФ содержит информацию о казённом предприятии и учреждении, а именно, о том, что они имеют возможность на праве оперативного управления владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в установленных законом пределах, а также опираясь на цели своей деятельности и учитывая задания собственника и назначение имущества.

Положения статьи направлены на общие пределы осуществления прав субъектами, но при этом они допускают возможность установить специальные границы их правомочий. В данном случае речь идет не только о законе, но и о том, что сам собственник может давать конкретные указания по распоряжению имуществом.

А в случаях использование предприятием имущества не по назначению, собственник имеет право его изъять.

Закон предоставляет указанные специальные границы только для “распоряжения” имуществом, тогда как права “владения” и “пользования” в эту категорию не попадают.

В п. 2 ст. 19 ФЗ № 161-ФЗ и в ст.

297 ГК РФ указано, что являясь субъектом права оперативного управления, казённое предприятие обладает правом распоряжения имуществом, которое за ним закреплено, только получив согласие собственника.

Доходы предприятия распределяются по решению собственника. При этом эти действия собственник может осуществлять без согласования их порядка с казённым предприятием.

В каком объеме учреждения могут осуществлять свои правомочия по распоряжению правом оперативного управления зависит от их типа. ГК РФ в ст. 298 устанавливает, что учреждения могут быть созданы:

  • Российской Федерацией;
  • субъектом Российской Федерации;
  • муниципальным образованием;
  • частными гражданами;
  • юридическими лицами;
  • бюджетными учреждениями.

Таким образом, учреждения не имеют права на самостоятельное распоряжение имуществом, которое за ними закреплено. Исключение составляет случай, когда денежные средства выделены им по смете. Некоторые авторы подчеркивают, что некоторым видам учреждений все же предоставляется право распоряжаться имуществом, которое за ними закреплено.

В юридической литературе, говоря об образовательных учреждениях, учреждениях культуры, например, можно отметить предоставленную им законом возможность сдавать закрепленное за ними имущество в аренду.

Но если это не предусмотрено специальными нормами закона и иными правовыми актами, а такая сделка была совершена, она автоматически признается неправомерной, даже если согласие собственника было получено предварительно.

Подводя итог в отношении права оперативного управления, стоит отметить тенденцию к исчерпанию его положительных ресурсов.

Об этом свидетельствует не совсем развитое состояние использующих в своей деятельности данное право государственных организаций, занимающихся здравоохранением, наукой, образованием, культурой.

Наблюдается дефицит бюджета в финансировании деятельности данных организаций, который постоянно растет.

В качестве решения сложившейся ситуации В.П. Мозолин видит замену права оперативного управления на уровне законодательства, предлагая ввести право персонифицированной собственности, что позволить обладателю права иметь наиболее широкие правомочия в отношении имущества, которое ему принадлежит.

Сравнительная характеристика права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имеют как общие черты, так и отличия. Проследить их возможно путем рассмотрения определенных категорий.

Субъекты вещного права:

  • в праве хозяйственного ведения — муниципальные и государственные унитарные предприятия;
  • в праве оперативного управления — муниципальные и государственные казённые учреждения и предприятия.

Собственник имущества:

  • в праве хозяйственного ведения — муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация;
  • в праве оперативного управления — муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация.

Правомочия субъектов в отношении имущества, которое им передано:

  • в праве хозяйственного ведения — возможно как без согласия собственника, если имущество движимое, так и только с его непосредственного согласия, когда идет речь о недвижимом имуществе;
  • в праве оперативного управления — как правило, распоряжение происходит только с согласия собственника имущества. При этом в случае, когда учреждению было предоставлено право на осуществление деятельности, приносящей доход, все полученные в результате этого доходы и имущество подлежит распоряжению учреждения. Также казённое предприятие может самостоятельно реализовать продукцию, которую оно производит.

Права собственника по отношению к имуществу:

  • в праве хозяйственного ведения — собственник имеет часть прибыли, полученной после использования имущества, а также контролирует процесс его использования;
  • в праве оперативного управления — собственник имеет право изъять неиспользуемое, лишнее имущество, а также заниматься распределением доходов предприятия.

Замечание 2

Самое значимое отличие права оперативного управления от права хозяйственного ведения состоит в том, что в качестве субъекта второй категории выступает руководство предприятия или учреждения. В первом же случае субъектами правоотношений, которые связаны с управлением, может быть более широкий круг лиц.

Таким образом, эти категории различаются по нескольким параметрам. Праву хозяйственного ведения, учитывая налагаемые на субъекты ограничения, предоставляется больше свободы.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Нестерова Алеся АлександровнаУральский государственный экономический университет

Библиографическая ссылка на статью:
Нестерова А.А. Право хозяйственного ведения и оперативного управления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/12/16315 (дата обращения: 08.02.2019).

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления, зависят от прав собственника, и не могут существовать отдельно от основного права.

Субъектом таких прав выступают юридические лица, а если быть точнее унитарные предприятия и учреждения.
Объектами являются имущественные комплексы, которые закрепляются за юридическими лицами и остаются в собственности учредителей унитарных учреждений.

Читайте также:  Частные юристы и бухгалтеры должны зарегистрироваться в росфинмониторинге

В комплекс имущества переданного в хозяйственное ведение и оперативное управление входят не только объекты недвижимого имущества, но и движимое имущество.
За унитарным предприятием закрепляется не только здание, например, котельной, но и остальное оборудование, котлы, насосы и т.д.

  • В гражданском кодексе, закреплено, что вещный характер прав хозяйственного ведения проявляется в сохранении их действия даже при смене собственника. [1]
  • Право хозяйственного ведения – это право государственных или муниципальных предприятий владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в собственности у публичного органа власти, в рамках законов или других нормативно-правовых актов.
  • Унитарные предприятия и организации создаются решением уполномоченных на то органов государственного или муниципального управления.

Унитарные предприятия, распоряжаясь муниципальной собственностью не вправе продавать имущество, находящееся у них на основании хозяйственно ведения или оперативного управления.

Так же унитарное предприятие не имеет право без согласия собственника сдавать имущество в аренду, отдавать в залог, вносить как вклад в уставной капитал.

Любым имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарные предприятия должны осуществлять деятельность цели и виды, которой определены уставом. Любые сделки совершенные предприятием с нарушением этого требования, признаются ничтожными.

Государственные предприятия не имеют право совершать сделки поручительства, займов, банковских гарантий или иных сделок с обременениями без согласования с собственником муниципальной собственности.

Право оперативного управления – это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Правом оперативного управления могут обладать только специальные субъекты, которые финансирует сам собственник имущества. Правомочия оперативного управления имеют целевой характер.

Собственник имеет право изъять из оперативного управления часть имущества казенного учреждения излишки, которые не используются или используются не по назначению.

Стоит заметить, что и казенное предприятие и учреждение наделяются правом оперативного управления, но вот права по распоряжению муниципальным имуществом имеют разные.
Муниципальные казенные учреждения имеют право отчуждать или иными способами распоряжаться муниципальной собственностью только с согласия органов местного самоуправления.

Казенное предприятие имеет право распоряжаться принадлежащим ему имуществом в пределах деятельности, предмет и цели которой определены уставом предприятия. Вся деятельность казенного учреждения определяется сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества.

В случае если в учредительных документах учреждения прописана возможность осуществлять приносящую доход деятельность, то доходы от такой деятельности и имущество, приобретенное на этот доход, остается в собственности учреждения.
Рассмотрим, что собой представляет понятие унитарного предприятия.
Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не имеющая права собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Унитарное предприятие характеризуется:

  • Созданием юридического лица, путем выделения собственником части имущества;
  • Право собственности сохраняется за учредителем;
  • Имущество закрепляется за лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • Имущество не подлежит разделу;
  • Единый орган управления.

Цель деятельность унитарных предприятий, заключается в решении государственных или муниципальных задач на коммерческой основе.

Согласно законодательству, унитарные предприятия могут быть созданы только в государственной или муниципальной форме, и формируются на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Унитарные предприятия, созданные на праве хозяйственного ведения, могут пользоваться, распоряжаться и владеть имуществом в пределах определенных Гражданским Кодексом РФ.

Такие предприятия не имеют право продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог или любым иным способом распоряжаться муниципальной собственностью без согласования с собственником.

Собственник имущества, решает вопросы о создании предприятия, устанавливает цель и предмет деятельности, принимает решение о ликвидации или реорганизации предприятия, осуществляет контроль за деятельностью предприятия, а так же имеет право на часть дохода от использования имущества муниципальным образованием.
Унитарные предприятия, созданные на праве оперативного управления, они же казенные предприятия, создается и ликвидируется указом правительства Российской федерации.

Казенные учреждения вправе осуществлять деятельность с имуществом в рамках определенных собственником имущества, и цели деятельности определены уставом.

Порядок распределения и использования доходов казенного учреждения так же определяется собственником, и закрепляется в его уставе.

Избрание на должность руководителя казенного учреждения происходит федеральными органами правительства, которые утвердили устав. Деятельность казенного предприятия определяется сметой доходов и расходов собственника имущества.

Собственник имущества переданного на праве оперативного управления казенному учреждению, имеет право изъять излишки, а так же не используемое или используемое не по назначению имущество.
Казенные учреждения отвечают по обязательствам, принадлежащим им имуществом, в случае если этого имущества не хватает, собственник имущества принимает на себя субсидиарную ответственность.

Библиографический список

  1. Модин Н.А. Муниципальная собственность – экономическая основа деятельности органов местного самоуправления // Законодательство и экономика.– 2001.– № 2.
  2. Муниципальное право: Учебник/Шугрина Е.С. – 2 изд. – М.: Дело, 2000. – 496 с.

Право хозяйственного ведения

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Право хозяйственного ведения

Это форма права собственности, которая является ограниченным вещным правом юридических лиц, основанная на нормах закона.

Содержание

Хозяйственное ведение – форма права собственности, которая является ограниченным вещным правом юридических лиц, основанная на нормах закона. Право хозяйственного ведения предоставляется юридическим лицам на основании нормативных актов, ГК РФ.

Гражданский кодекс регулирует отношения, которые возникают в связи с правом хозяйственного ведения, определяет особенности его приобретения.

Право хозяйственного ведения имуществом предоставляется государственным и муниципальным предприятиям.

Согласно нормам ГК РФ, предприятие получает право распоряжения, владения и пользования имуществом в рамках договора и положений закона. Использование имущества возможно в пределах компетенции организации.

В перечень прав собственников имущества входят:

  • создание организации;
  • ликвидация, реорганизация и другие действия по отношению к организации, согласно положениям закона;
  • назначение руководителя юридического лица;
  • собственность сохраняется за собственником, который передал имущество в хозяйственное ведение, поэтому он может полностью распоряжаться данным имуществом.

Лицо, получившее право хозяйственного ведения, не может свободно распоряжаться имуществом – нельзя передавать объекты в аренду, продавать, отдавать в качестве залога. Для распоряжения имуществом необходимо согласие собственника.

Субъектами хозяйственного ведения могут выступать только предприятия унитарного типа – это юридические лица, которые не имеют прав собственности.

Имущество могут получить только от собственника в хозяйственное ведение или в аренду. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления регулируются нормами гражданского законодательства.

В качестве субъектов могут выступать муниципальные или государственные организации.

Особенности унитарных предприятий, относительно имущества:

  • имущество неделимо, как и сама организация;
  • унитарное предприятие не имеет прав собственности;
  • имущество, переданное на основании хозяйственного ведения, является основой ответственности имущественного характера данного предприятия.

Использование имущества должно соответствовать целям и задачам организации.

Основания приобретения унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения

Имущество в хозяйственное ведение получают только организации муниципальные или государственные унитарного типа, поскольку унитарная структура не имеет права собственности на имущество.

Унитарное предприятие – юридическое лицо коммерческого типа, которое отличается тем, что не имеет права собственности, поэтому получает имущество в хозяйственное или оперативное ведение, в аренду.

Имущество, переданное унитарному предприятию, не может быть поделено на доли или другие части. Передается имущество при регистрации организации, а само юридическое лицо обязательно должно содержать наименование собственника.

В хозяйственное ведение может быть передано движимое и недвижимое имущество. Для распоряжения недвижимостью требуется согласие собственника. Ряд исключений касается движимого имущества – не всегда требуется согласие собственника, если определенная собственность используется в рамках закона, по назначению.

Основания для получения объектов имущества в хозяйственное ведение – договор, нормы закона и нормативных актов, положения которых необходимо соблюдать. Положения договора фиксируют особенность, сроки, условия передачи имущества.

Собственник имеет не только права, относительно своего имущества, переданного в хозяйственное ведение, но и может формировать юридическое лицо, вносить изменения в его работу, ликвидировать организацию.

Владение имуществом на праве хозяйственного ведения

Регистрация права хозяйственного ведения на объекты осуществляется, согласно нормам права. Хозяйственное ведение предполагает передачу имущества муниципальной или государственной организации унитарного типа для реализации целей и задач данного предприятия.

Наиболее важные вопросы, относительно управления имуществом, решает собственник. Без согласия собственника, организация унитарного типа, которая имеет право хозяйственного ведения, не может осуществлять действия по отчуждению имущества, не может передавать его в качестве залога, сдавать в аренду, продавать.

Наличие имущества не дает унитарной организации права брать кредит без согласования с собственником. Все финансовые сделки должен утвердить собственник.

По определению, хозяйственное ведение является специфической формой ограниченного вещного права юридических лиц. Рамки деятельности, относительно переданного имущества, определяются нормами права и особенностями деятельности предприятия.

Право хозяйственного ведения на сети холодного водоснабжения физических лиц. Основание приобретения права муниципальным предприятием.

Анатолий20.07.2019 15:32

Добрый день! Передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122867/e15bf864419718980c45d63e3c604aae385bdd0f/ https://advokat-malov.ru/sobstvennost/pravo-hozyajstvennogo-vedeniya.html 

Дубровина Светлана Борисовна22.07.2019 10:13

Задать дополнительный вопрос

Юрий27.11.2019 15:51

какой статьёй, каким законом установлена обязанность организации владеющей нежилым помещением на праве хозяйственного ведения, есть ли судебная практика по взысканию задолженности.

  • В вопросе недостаточно информации для ответа.
  • Вы можете обратиться к нам в офис . 
  • адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18
  • промокод «МИП_50%» 
  • или по телефону +7 (499) 229-84-53
  • Либо  Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес:
  • nm@advokat-malov.ru

Коханов Николай Игоревич29.11.2019 17:25

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте!Подскажите пожалуйста как правильно списать имущество переданное в хозяйственное ведение унитарному предприятию сверх суммы уставного фонда.

Татьяна18.07.2019 06:01

Добрый день! Списание имущества хозяйственного ведения происходят в соответствии с внутренним регламентом организации.

Дубровина Светлана Борисовна18.07.2019 15:18

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте! В рамках 127-ФЗ реализуется имущество банкрота: административное здание и блок цехов. Банкрот — МУП ЖКХ. Право собственности на реализуемый объект: хозяйственное ведение. Подскажите, пожалуйста, если покупатель имущества — физ.лицо, какой вид права собственности будет зарегистрирован Росреестром после покупки физ.лицом данного объекта с торгов?

Роман11.07.2019 11:28

Возможно как «право пользования» данным объектом недвижимости. Уточните данную информацию в самом отделе Росреестра. 

Сайботалов Вадим Владимирович14.07.2019 02:51

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна14.07.2019 08:00

Задать дополнительный вопрос

Добрый день. Подскажите, пожалуйста. В МУПе сменился руководитель. Необходимо ли перезаключать договор о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения? В преамбуле указаны сведения уволившегося руководителя. Не достаточно будет акта приема- передачи имущества?

Татьяна25.06.2019 13:38

Добрый день! При смене руководителя, нет необходимости перезаключать действующие договора. Необходимо уведомить контрагентов, арендаторов и т.д. о смене руководителя.

Дубровина Светлана Борисовна25.06.2019 13:52

Задать дополнительный вопрос

Добрый день! Наш ФГУП передал др.ФГУП на основании распоряжения собственника (Росимущества) объект недвижимости. Акт приема передачи был подписан в июле. Прекращение ПХВ в Росреестре зарегистрировано в октябре.

Бухгалтерия сняло объект с баланса в июле. Объект находился на пультовой охране.

Читайте также:  Ведение бухучета в субъектах малого предпринимательства

С какого момента должен был расторгнут договор охраны с момента регистрации прекращения ПХВ или с момента подписания акта приема-передачи и снятия с баланса? Спасибо

Ирина 04.06.2019 09:57

Добрый день!Согласно статьи 229 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения осуществляется, согласно нормам действующего законодательства: момент возникновения данного права совпадает с фактом передачи определенного имущества унитарному предприятию, если иные условия не установлены законом.

Согласно общему правилу, при передаче недвижимости унитарному предприятию, момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления определяется фактом регистрации за унитарным юридическим лицом данного права; момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления может быть определен непосредственно собственником имущества. В случае с передачей, например, недвижимости – момент возникновения права может быть определен не фактом регистрации, а иным решением собственника. Факт передачи имущества подтверждается документом – актом передачи, составленным по установленной форме. В некоторых случаях возможен выкуп имущества для нужд государства.

Федорова Любовь Петровна04.06.2019 12:30

Задать дополнительный вопрос

Добрый день! Наш ФГУП передал др.ФГУП на основании распоряжения собственника (Росимущества) объект недвижимости. Акт приема передачи был подписан в июле. Прекращение ПХВ в Росреестре зарегистрировано в октябре.

Бухгалтерия сняло объект с баланса в июле. Объект находился на пультовой охране.

С какого момента должен был расторгнут договор охраны с момента регистрации прекращения ПХВ или с момента подписания акта приема-передачи и снятия с баланса? Спасибо

Ирина 04.06.2019 09:57

Добрый день!Согласно статьи 229 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения осуществляется, согласно нормам действующего законодательства: момент возникновения данного права совпадает с фактом передачи определенного имущества унитарному предприятию, если иные условия не установлены законом.

Согласно общему правилу, при передаче недвижимости унитарному предприятию, момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления определяется фактом регистрации за унитарным юридическим лицом данного права; момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления может быть определен непосредственно собственником имущества. В случае с передачей, например, недвижимости – момент возникновения права может быть определен не фактом регистрации, а иным решением собственника. Факт передачи имущества подтверждается документом – актом передачи, составленным по установленной форме. В некоторых случаях возможен выкуп имущества для нужд государства.

Федорова Любовь Петровна04.06.2019 13:40

Задать дополнительный вопрос

Добрый день! Может ли собственник здания обращаться в суд за взысканием задолженности к арендатору, если здание находится на праве хозяйственного ведения у ГУПа. Или в этом случае должен ГУП обратиться в суд?

София29.04.2019 09:11

Добрый день!Согласно ч.3 ст. 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 N 161-ФЗ

Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом

Сайботалов Вадим Владимирович06.06.2019 15:37

Задать дополнительный вопрос

  1. Ситуация следующая: собственник имущества продал имущество в пользу третьего лица, не поставив в известность материально-ответственных лиц МУП. Имущество передано в МУП на праве хозяйственного ведения

Александр19.04.2019 12:07

Здравствуйте! Не могли бы вы сформулировать сам вопрос для качественной консультации?  Конкретизируйте вопрос!

Сазонов Сергей Владимирович19.04.2019 16:14

Задать дополнительный вопрос

Задавайте вопрос!

Карабанов Андрей Владимирович20.04.2019 11:23

Задать дополнительный вопрос

54 Понятие, содержание и пределы осуществления права хозяйственного ведения и оперативного управления унитарным предприятием

54. Понятие, содержание и пределы осуществления права хозяйственного ведения и оперативного управления унитарным предприятием.

         Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно.

         Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

         Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

  •          Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
  •          Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
  •          Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:
  •          1) сдавать такой земельный участок в субаренду, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи;
  •          2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем), за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи;
  •          3) отдавать арендные права в залог;
  •          4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
  •          Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
  •   Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
  •   Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
  •   Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

  Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

  В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

  Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

  Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.

  1.   В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).
  2.    Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
  3.    Фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.
  4.    Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
  5.    Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
  6.   Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

  Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

  •   Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
  •   Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
  •   Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
  •   Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
  •   Казенное предприятие субъекта РФ вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ.
  •   Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.
  •   Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
  •   Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги).

  Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

  1.   Казенное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:
  2. 1) сдавать такой земельный участок в субаренду;
  3. 2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам;
  4. 3) отдавать арендные права в залог;
  5. 4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
  6.          Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
  7.          Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

         РФ, субъекты РФ, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

         РФ, субъекты РФ или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *