Срок полномочий мирового судьи не будет ограничен: законопроект от вс рф

26 Февраля 2019

26 февраля 2019 года в Москве состоялось заседание Пленума Верховного суда РФ. На заседании обсуждался вопрос внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части назначения (избрания) мирового судьи на должность без ограничения срока полномочий».

В настоящее время среди судов общей юрисдикции только полномочия мирового судьи ограничены сроком, определенным в законе субъекта Российской Федерации.

«Сегодня мировые судьи назначаются на определенный срок, причем, в разных регионах сроки различаются. После окончания срока мировым судьям каждый раз приходится проходить процедуру переназначения, что снижает гарантии независимости, – отметил Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.

 – Напомню, что хотя мировые судьи и входят в систему судов общей юрисдикции, по статусу они являются судьями субъектов РФ. Формированием мировых судов занимаются региональные власти. При этом мировые судьи рассматривают до 80 процентов дел, поступающих в суды общей юрисдикции.

Роль этих судов в жизни общества высока».

Предлагаемые изменения предусматривают, что полномочия мирового судьи не будут ограничены определенным сроком.

В настоящее время процедура переназначения (избрания) мирового судьи включает оценку его работы по отправлению правосудия законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации. Исключение из закона процедуры переназначения обеспечит беспристрастность мирового судьи.

«Необходимость продления полномочий может стать одним из рычагов влияния на судью, поэтому на мировых судей предлагается распространить те же правила, что и на судей федеральных судов: срок полномочий ограничен только предельным возрастом судьи», – подчеркнул Владимир Груздев.

Источник использованного изображения

Срок полномочий мирового судьи не будет ограничен: законопроект от ВС РФ Срок полномочий мирового судьи не будет ограничен: законопроект от ВС РФ

Мировых судей предложено назначать бессрочно

Председатель Совета судей России Виктор Момотов предложил назначать мировых судей на постоянной основе — с бессрочными полномочиями.

«Одно из наших предложений состоит в прекращении постоянных переназначений мировых судей на новые сроки полномочий, которые каждый субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно, — заявил Виктор Момотов. — Сроки первоначального назначения мировых судей чаще всего составляют 3 года (например, в городе Москве, Саратовской и Ростовской областях) либо 5 лет (в частности, в Республиках Татарстан и Башкортостан)».

После первого срока мировым судьям приходится переутверждаться на следующий. Он может быть длиннее первого, но все равно ограничен.

У судов в районах стало меньше работы

«При последующих переназначениях на должность сроки полномочий мировых судей варьируются от 5 до 10 лет: например, в Красноярском крае, Астраханской и Владимирской областях этот срок составляет 5 лет, в Ивановской области — 6 лет, в Московской и Брянской областях — 7 лет, в Чувашской Республике и Кировской области — 8 лет, а в Санкт-Петербурге, Липецкой области и Алтайском крае — 10 лет», — рассказал Виктор Момотов.

Напомним, мировые судьи являются низовым звеном судов общей юрисдикции, при этом по статусу они являются судьями субъектов. В судах же, начиная с районного уровня, служат уже федеральные судьи.

Формированием мировых судов занимаются региональные власти, поэтому условия и правила в разных областях могут отличаться.

«Роль мировых судей в жизни общества и государства невозможно оценить без еще одного показателя: мировые судьи рассматривают примерно 80 процентов от общего числа всех дел, поступающих в российские суды. Таким образом, мнение граждан о судебной власти складывается во многом не по работе федеральных судов, а по работе судов субъектов Российской Федерации», — сказал Виктор Момотов.

  • Сроки полномочий мирового судьи зависят от конкретного региона, где-то первый срок 3 года, где-то 5 лет
  • Заявление прозвучало на заседании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
  • По мнению председателя Совета судей, постоянные переназначения нарушают конституционный принцип несменяемости судей, принцип единства правового статуса судей, а также создают возможность давления на правосудие.

Срок полномочий мирового судьи не будет ограничен: законопроект от ВС РФ

Закон разрешил судьям ограничивать время выступления участников процесса

«Единственным ограничением срока полномочий всех судей в Российской Федерации — и федеральных, и мировых — должен быть предельный возраст пребывания в должности — 70 лет, — сказал Виктор Момотов.

— Эта инициатива не приведет к безответственности мировых судей, ведь все механизмы дисциплинарной ответственности будут сохранены. Наказанием за допущенные судьей нарушения должны быть установленные законом дисциплинарные взыскания, а не отказ в переназначении.

К слову, на эти же обстоятельства в прошедшем году указала в своих рекомендациях Группа государств против коррупции — ГРЕКО».

Соответствующий законопроект уже подготовлен Советом судей Российской Федерации и в случае его поддержки пленумом Верховного Суда будет направлен законодателю.

«Убежден, что данная инициатива позволит укрепить авторитет не только мировой юстиции, но и региональных законодательных органов, принимающих решения о назначении мировых судей, повысит требовательность к кандидатам на судейские должности», — полагает председатель Совета судей России.

Верховный Суд предложил не ограничивать полномочия мировых судей определенным сроком

26 февраля Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление № 3 о внесении в Госдуму законопроекта, которым предлагается внести поправки в отдельные законодательные акты в части назначения (избрания) мирового судьи на должность без ограничения срока полномочий.

Так, проектом закона в п. 1 ст. 11 Закона о статусе судей предлагается указать, что полномочия любого судьи не ограничены определенным сроком, а не только федерального как сейчас. Кроме того, предусматривается исключение п. 3 данной статьи, в которой закреплен порядок назначения мирового судьи.

В Законе о мировых судьях предлагается изменить п. 2 ст. 6, в котором говорится о порядке назначения на должность мировых судей.

Так, если поправки примут, то будет указано, что не позднее чем за шесть месяцев до достижения мировым судьей предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий – не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии мирового судьи в СМИ объявляется о такой вакансии с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на эту должность, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Также предлагается установить, что полномочия мирового судьи не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи – 70 лет.

В связи с поправками предусматривается признание утратившим силу подп. 1 п. 1.1 ст.

8 данного закона, в котором указывается, что днем прекращения полномочий мирового судьи является последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.

Стоит отметить, что в пояснительной записке указывается, что документ направлен на унификацию правового статуса мировых и федеральных судей и укрепление конституционного принципа независимости мировых судей.

Отмечается, что в настоящее время процедура переназначения мирового судьи включает оценку его работы по отправлению правосудия законодательным органом власти субъекта РФ.

Исключение из закона процедуры переназначения обеспечит беспристрастность мирового судьи.

Старший партнер КА «Дефенден Юстицио» Дмитрий Дядькин в комментарии «АГ» сообщил, что относится к поправкам критически. «Указанные в пояснительной записке к законопроекту аргументы вряд ли можно признать весомыми. Так, аргумент в части закрепления данным нововведением большей стабильности системы мировых судей достаточно спорен.

В любой системе должен быть здоровый баланс между возможностью к изменениям и консервативностью. Установление фактической несменяемости мировых судей может привести к возникновению угроз деградации системы в силу ее закрытости, возрастанию рисков коррупциогенности.

В этом смысле также неприемлем и аргумент об унификации правового статуса федерального и мирового судьи», – отметил адвокат.

Он добавил, что системы федеральных судов общей юрисдикции и институт мировых судей имеют в своей основе несколько разную правовую и организационную природу, что и должно определять различные подходы, правила и основания к формированию соответствующего судейского корпуса, их полномочий и сроков реализации таких полномочий.

«Наиболее ярко такие различия проявляются в порядке назначения судей, а именно в наличии возможности избрания мировых судей населением соответствующего судебного участка (ст. 6 Закона о мировых судьях).

По сути, после изменений данная возможность окончательно перестанет быть исполнимой хотя бы в будущем, и это, на мой взгляд, самой большой минус от принятия данного законопроекта», – указал Дмитрий Дядькин.

По его мнению, установление предельного возраста в 70 лет для занятия должности мирового судьи является попыткой установить возможность ротации (сменяемости) судей.

«Причем данный ценз выполняет функцию механизма замены “старых” судей на “новых”, так сказать “добавления молодой и здоровой крови”, и вряд ли в своей основе связан с установлением факта физической невозможности или каких-либо трудностей при исполнении обязанностей судьи после указанного возраста», – отметил адвокат.

Дмитрий Дядькин указал, что предлагаемые ВС механизмы реформирования судебной системы хотя и могут в среднесрочной перспективе принести ожидаемые результаты, однако в стратегическом плане их полезность вызывает сомнения.

Адвокат АП Санкт-Петербурга Константин Ерофеев считает, что судебная власть в России имеет чрезмерные гарантии своей независимости.

«И без нововведений процедура увольнения судьи, да и просто привлечение его к дисциплинарной ответственности, очень сложна.

Наверное, нарушения закона имеют место в любой корпорации, но о привлечении к ответственности чиновников я слышу каждый день, а о судьях – очень нечасто», – отметил Константин Ерофеев.

Адвокат указал, что мировой суд – то, с чего начинают свою профессиональную карьеру судьи. «В мировой суд они приходят в достаточно молодом для судьи возрасте (около 30 лет) и только с годами взрослеют как профессионалы. Я наблюдаю значительно большее количество отмен или изменений постановлений мировых судей, чем, например, судов вышестоящих инстанций», – подчеркнул он.

По мнению Константина Ерофеева, корпорация мировых судей заслуживает внимания и контроля как государства и судейской корпорации, так и общественных институтов.

«Предоставление исключительных гарантий несменяемости в настоящее время мне кажется неоправданным. Да и возраст в 70 лет чрезвычайно велик, это значительно позднее официального возраста выхода на пенсию.

Если следовать такой логике, то для судей вышестоящих судов он должен быть 80 или 90 лет», – указал адвокат.

Между тем советник ФПА, вице-президент АП Ставропольского края Нвер Гаспарян считает, что поправки следует поддержать, поскольку они направлены на укрепление независимости мировых судей.

«В идеальной судебной системе мировые судьи не должны постоянно переживать, что после очередного переназначения их полномочия будут прекращены по неясным для них мотивам», – отметил он.

Нвер Гаспарян добавил, что предельный срок пребывания в должности до 70 лет обоснован физиологическими причинами и объективным снижением уровня умственной работоспособности.

Госдума поддержала проект о бессрочном назначении мировых судей

МОСКВА, 27 июн — РИА Новости. Госдума на пленарном заседании в четверг приняла в первом чтении законопроект, которым предлагается не ограничивать полномочия мирового судьи определенным сроком.

Читайте также:  Заявление о выдаче денежных средств в подотчет - образец

Документ был внесен Верховным судом Российской Федерации. Изменения вносятся в закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и закон «О мировых судьях в Российской Федерации».

Как поясняет Верховный суд, в соответствии с положениями статьи 121 Конституции РФ судьи несменяемы. Сообщается, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены «не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом».

При этом в 2017 году Группой государств против коррупции (ГРЕКО) в адрес России была внесена рекомендация о повышении стабильности срока пребывания в должности мировых судей.

Сейчас среди судов общей юрисдикции только полномочия мирового судьи ограничены сроком, определенным в законе субъекта РФ.

«Проект федерального закона… направлен на унификацию правового статуса мировых и федеральных судей, укрепление конституционного принципа независимости мировых судей… Предлагаемые изменения предусматривают, что полномочия мирового судьи не будут ограничены определенным сроком», — говорится в пояснительной записке к документу.

При этом, согласно проекту закона, срок предельного пребывания в должности мирового судьи предлагается установить на уровне 70 лет.

Отмечается, что сейчас процедура переназначения мирового судьи включает оценку его работы по отправлению правосудия законодательным органом власти субъекта РФ. Исключение из закона процедуры переназначения обеспечит беспристрастность мирового судьи, говорится в документе.

Кроме того, мировые судьи сохранят свои полномочия до истечения срока, на который они были назначены. Таким образом, изменения не приостановят работу судебных участков, будут способствовать повышению качества и оперативности отправления правосудия.

Законопроект на заседании поддержал секретарь пленума Верховного суда РФ Виктор Момотов, который отметил, что федеральные судьи назначаются на должность без ограничения сроков, а мировые — на несколько лет (срок зависит от региона).

«Следует отметить недопустимость испытательных сроков и других непроцессуальных способов оценки судьи», — заявил Момотов. По его словам, единственным ограничением остается достижение предельного возраста 70 лет.

«Несменяемость судьи не означает его безответственности», — отметил он, добавив, что в случае каких-либо дисциплинарных нарушений есть методы воздействия на судью через квалификационные коллегии, наказание предусмотрено вплоть до лишения статуса.

За прошлый год, отметил он, 28 мировых судей было привлечено к дисциплинарной ответственности, пятерых из них лишили статуса.

Представитель Верховного суда отметил важность мировой юстиции — в настоящее время в России 7253 мировых судьи, которые рассматривают 73% всех дел. «Вся судебная система рассматривается через призму работы мировых судей», — добавил Момотов.

Верховный суд внес в Госдуму законопроект о бессрочных полномочиях мировых судей

МОСКВА, 1 марта. /ТАСС/. Верховный суд (ВС) РФ внес в Госдуму проект закона, которым предложил снять ограничения сроков полномочий для мировых судей. Информация об этом опубликована в пятницу в электронной базе данных нижней палаты парламента.

«Предлагается внести изменения в закон «О статусе судей в РФ» и закон «О мировых судьях в РФ». Предусматривается, что полномочия мирового судьи не будут ограничены определенным сроком», — говорится в пояснительной записке. При этом предельный возрастной ценз пребывания в должности мирового судьи, согласно тексту проекта закона, остается прежним — 70 лет.

Позиция ВС

Как пояснил ранее секретарь пленума ВС РФ Виктор Момотов, практика «постоянного переназначения для мировых судей должна быть прекращена, поскольку она не согласуется с конституционным принципом несменяемости судей, а также создает возможность давления на правосудие (при переназначении мировых судей на новый срок региональными законодательными собраниями — прим. ТАСС)».

Согласно действующим нормам, напомнил Момотов, мировые судьи назначаются региональными парламентами на срок до пяти лет (в зависимости от норм регионального законодательства).

В результате сроки полномочий мировых судей в разных регионах различаются.

Так, в Москве, Саратовской и Ростовской областях мировой судья первоначально назначается на три года, в Татарстане и Башкортостане — на пять лет.

С учетом переназначений сроки полномочий мировых судей варьируются от пяти до 10 лет.

Например, в Красноярском крае, Астраханской и Владимирской областях этот срок составляет пять лет, в Ивановской области — шесть лет, в Московской и Брянской областях — семь лет, в Чувашии и Кировской области — восемь лет, а в Санкт-Петербурге, Липецкой области и Алтайском крае — 10 лет, отметил секретарь пленума.

Он добавил, что ранее первоначальное назначение на трехлетний срок было предусмотрено и для федеральных судей (в районных и вышестоящих судах), но в 2005 году это ограничение было отменено.

Момотов сообщил, что предлагалось пересмотреть первоначальное назначение мировых судей на три года с дальнейшим переназначением без ограничения срока полномочий, но такая процедура не отвечает современным стандартам независимости и несменяемости судей.

Группа государств против коррупции (ГРЕКО) также обратила внимание на целесообразность повышения стабильности срока пребывания в должности мировых судей.

Секретарь пленума Верховного суда РФ отметил и необходимость единства правового статуса мировых и федеральных судей. В законопроекте предусмотрено, что после принятия закона в течение двух месяцев должны быть внесены изменения в региональные законы о мировых судьях.

Институт мировых судей был введен в России в 1998 году. С тех пор их число выросло в 1,5 раза — в настоящее время в России действуют 7 654 мировых судьи. Они ежегодно рассматривают 70% гражданских дел, 80% дел об административных правонарушениях и почти 50% всех уголовных дел.

Мировым судьям обещают пожизненный срок

Пленум Верховного суда (ВС) решил вчера внести в Госдуму законопроект, который устанавливает фактически пожизненный срок полномочий для мировых судей. Сейчас они избираются на пять лет.

Несменяемость мировых судей избавит их от возможного административного давления, полагают в ВС. По мнению думских оппозиционеров, несменяемость, напротив, лишь усилит зависимость судей от власти на местах.

В адвокатском сообществе считают инициативу ВС позитивной и отмечают, что оправдательные приговоры мировые судьи выносят намного чаще других судов.

Верховный суд подготовил поправки к закону «О мировых судьях в РФ», согласно которым «полномочия мирового судьи не ограничиваются определенным сроком» и «предельный возраст пребывания в должности мирового судьи» устанавливается в 70 лет. Соответствующий законопроект одобрил вчера пленум ВС, решив внести его в Госдуму.

По действующему законодательству мировых судей назначают региональные парламенты сроком не более чем на пять лет с правом переназначения на последующие сроки. В каждом регионе сложились свои правила, сообщил вчера секретарь пленума ВС Виктор Момотов.

К примеру, в Москве, Саратовской и Ростовской областях первый срок для мировых судей — три года, а в Татарстане, Астраханской и Владимирской областях их сразу назначают на пять лет. Но дело не в длительности сроков, установил пленум ВС.

«Практика постоянного переназначения для мировых судей должна быть прекращена, поскольку она не согласуется с конституционным принципом несменяемости судей»,— заявил Виктор Момотов. Он подчеркнул, что необходимость периодического переназначения «создает возможность давления на правосудие», в том числе со стороны властных структур.

Господин Момотов напомнил, что раньше и федеральные судьи в районных и вышестоящих судах первоначально назначались на три года, по истечении которых могли быть переназначены пожизненно. В 2005 году все ограничения по срокам отменили, но только для федеральных судей.

Сохранившаяся для мировых судей «процедура переназначения не отвечает современным стандартам независимости и несменяемости», отметил господин Момотов.

При этом он сослался на рекомендации международной организации «Группа государств против коррупции» (ГРЕКО), которая считает «целесообразным повышение стабильности срока пребывания в должности судей», в том числе мировых.

В РФ сейчас работают 7654 мировых судьи, которые ежегодно рассматривают 70% гражданских дел, 80% дел об административных правонарушениях и почти 50% уголовных дел (по нетяжким составам). Поэтому ВС предложил восстановить единство правового статуса мировых и федеральных судей.

«Единственным ограничением срока полномочий мировых и федеральных судей должен быть предельный возраст пребывания в должности, составляющий 70 лет»,— подчеркнул секретарь пленума ВС.

«Инициатива ВС позитивна, но она лишь предварительное условие. Подлинная несменяемость мировым судьям должна быть гарантирована иными статусными положениями: например, невозможностью их удаления с должности по воле судейского начальства»,— заявила “Ъ” судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова.

«Назначение на всю жизнь — это безобразие»,— заявил “Ъ” первый зампред думского комитета по госстроительству Юрий Синельщиков (КПРФ), которого не устраивает в целом принцип несменяемости судей всех уровней. «Мировые судьи живут рядом с местной властью и от этой власти зависят. Поэтому идеальный вариант — ротация мировых судей»,— уверен он.

«Это станет еще одним элементом укрепления принципа независимости»,— сказал “Ъ” партнер адвокатской фирмы «Юстина» Владимир Плетнев. Он подчеркнул, что и при нынешнем статусе «у мировых судей количество оправдательных приговоров на порядки больше, чем у судей федеральных».

«Помимо несменяемости для мировых судей важно, чтобы их корпус не был представлен, как сейчас, преимущественно выходцами из аппаратов судов, прокуратуры и органов внутренних дел»,— заявил “Ъ” председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Эдуард Олевинский.

Виктор Хамраев

Верховный суд предлагает оградить мировых судей от влияния региональной власти

Геннадий Гуляев/Коммерсантъ/Vostock photo

Верховный суд предлагает оградить мировых судей от влияния региональной властиМировые судьи должны стать независимее от региональных чиновников, которые их назначают на должность. Верховный суд РФ предложил сделать их полномочия бессрочными, чтобы раз в несколько лет им не приходилось отвечать за свои решения перед местными законодательными собраниями. Эксперты сомневаются в эффективности идеи, альтернативой могла бы стать выборность этих судей населением.

До 80% судебных споров в России рассматривают мировые судьи. Именно к ним чаще всего попадают граждане, столкнувшиеся с нарушениями своих прав или нарушившие закон.

Например, при лишении водительских прав, расторжении брака, в случае «мелких» имущественных споров с ценой вопроса до 50 тыс.

рублей, среди которых может быть взыскание долгов за «коммуналку» или по кредиту, и даже при возбуждении некоторых уголовных дел, наказание по которым не превышает трех лет заключения.

Переназначенцы

Верховный суд предложил сделать бессрочными полномочия мировых судей. То есть единожды утвержденные на этот пост смогут занимать его до достижения «предельного» возраста — 70 лет, после чего уйдут в отставку. Соответствующий законопроект уже утвержден для внесения в Госдуму.

Такие новации позволят унифицировать правовой статус всех судей в стране, считают авторы инициативы. Сейчас судьи районных, городских, областных судов назначаются на должность бессрочно. Такое правило для них действует с 2005 года.

А мировым приходится раз в несколько лет проходить процедуру переназначения через региональные парламенты. Связано это с тем, что закон «О статусе судей» делегировал региональным властям право самим определять, каким должен быть срок полномочий мировых судей.

Читайте также:  Электронный больничный лист в 2020 году - как работает

Федеральный закон лишь дал им приблизительные ориентиры: в первый раз мирового судью назначают не более чем на пять лет, а при последующих назначениях — не менее чем на пять лет.

В результате ситуация везде разная. В Москве, например, первый срок полномочий мирового судьи — три года, а в Башкирии — пять лет. «При последующих переназначениях на должность сроки полномочий мировых судей варьируются от 5 до 10 лет: например, в Красноярском крае, Астраханской и Владимирской областях этот срок составляет 5 лет, в Ивановской области — 6 лет, в Московской и Брянской областях — 7 лет, в Чувашской Республике и Кировской области — 8 лет, а в Санкт-Петербурге, Липецкой области и Алтайском крае — 10 лет», — рассказал при обсуждении проекта в Верховном суде председатель Совета судей РФ Виктор Момотов.

Авторы законопроекта надеются, что «исключение из закона процедуры переназначения обеспечит беспристрастность мирового судьи», усилится независимость от региональных парламентов, которые назначают их на должность.

Эти изменения необходимы, считает декан юридического факультета Тверского госуниверситета, член Высшей квалификационной коллегии судей Лидия Туманова. По ее словам, региональные парламенты даже не хотят увеличить сроки пребывания в должности мировых судей хотя бы с минимального до максимального, предусмотренные по федеральному закону.

«Вы что, значит, хотите, чтобы в период моего пребывания депутатом я не назначил ни одного мирового судью?» — привела Лидия Туманова аргумент, однажды прозвучавший в пользу того, чтобы не менять срок.

«Скажите мне, пожалуйста, о какой независимости можно говорить? А независимость — это действительно та первооснова, на которой зиждется все, в том числе то, какой это судья», — сказала она, выступая на заседании дискуссионного клуба Замятина.

Европа волнуется

Одним из поводов для разработки инициативы стала соответствующая рекомендация международной организации ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией) Совета Европы. Ее она дала в 2017 году по итогам оценки эффективности принятых Россией мер по предупреждению коррупции среди прокуроров, судей и парламентариев.

Группа экспертов ГРЕКО сочла, что существующие правила назначения мировых судей на должности создают возможность давления на них, «что потенциально приводит к искажению процесса принятия решений».

«Предоставление судьям неопределенных сроков полномочий в случае, если они избираются на конкурентной основе согласно их навыкам, обеспечивает важную гарантию их независимости и отсутствия внешнего влияния», — говорилось в докладе ГРЕКО.

В нем же подчеркивалось, что «безопасность нахождения в должности и принцип несменяемости являются ключевыми элементами независимости судей», а в российской Конституции закреплен принцип несменяемости судей.

Вопрос независимости ГРЕКО рассматривала и через механизм назначения судей на должность, влияние на это глав судов. ГРЕКО отмечала «важную роль» председателей судов в продвижении судей по карьерной лестнице. Они могут инициировать дисциплинарное производство на них, высказывать отношение к назначению на должность, присвоению квалификационного класса, от которого зависит уровень дохода.

Международные эксперты выражали обеспокоенность «отсутствием четких подробных положений закона о роли председателей судов в процессе отбора судей».

Они признавали разумность привлечения к этому процессу глав судов, если способ вовлечения четко прописан, «чтобы предотвратить какое-либо неофициальное влияние на результат».

«Как бы то ни было, они не только имеют некоторую степень влияния на предложенного для назначения кандидата, которую нельзя сбрасывать со счетов, более того, такая роль также может привести к тому, что вновь назначенный судья будет перед ними в долгу», — говорилось в докладе.

В результате группа экспертов ГРЕКО рекомендовала России «определить более точным образом» роль председателей судов в карьере судей, «чтобы избежать любой возможности давления или восприятия давления», особенно в отношении новых судей.

Клиентом мирового судьи может стать любой, даже самый законопослушный гражданин, поскольку от совершения незначительного проступка не застрахован никтоПетр Ковалев/Интерпресс/ТАСС

Тяжкое бремя

Эксперты разошлись в оценке инициативы Верховного суда. Различный порядок назначения мировых и федеральных судей ничем не оправдан и противоречит конституционному принципу несменяемости судей, считает адвокат юрфирмы «Юст» Дмитрий Мальбин.

По его мнению, срок полномочий пять лет «существенным образом ограничивает гарантии независимости мировых судей», поскольку они становятся зависимыми от органа государственной власти. «А сама мысль о переназначении ложится тяжким бременем на сознание мирового судьи.

Для правильного разрешения споров в соответствии с законом судье необходима уверенность в завтрашнем дне, которая достигается назначением на должность судьи пожизненно.

В таких условиях судья может ориентироваться при осуществлении полномочий судьи на закон, а не на орган государственной власти», — полагает он.

С ним соглашается советник Федеральной палаты адвокатов РФ Сергей Насонов, но предлагает не переоценивать значение корректив. Важное значение имеет сам порядок назначения на должность, а его сложно назвать прозрачным, отмечает он. Так, сейчас нет прозрачных критериев для выбора между несколькими кандидатами, которые обладают схожим уровнем образования, опытом и качеством работы.

Все на выборы

Самой весомой гарантией независимости мирового судьи, считает Сергей Насонов, могло бы стать их избрание населением, проживающим на территории соответствующего судебного участка.

Сейчас такая возможность предусмотрена законом «О статусе мировых судей в РФ», но не реализована ни в одном регионе.

«Кстати, до 1917 года мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами и утверждались Сенатом», — напоминает он.

Независимость мировым судьям могла бы обеспечить опора на местное население, на его уважение, соглашается федеральный судья в отставке, профессор Высшей школы экономики Сергей Пашин. По его мнению, идея бессрочных полномочий отделяет нас от этой возможности и, по сути, означает отстранение населения от избрания судей. «Таким образом мировой судья вместо уважаемого человека в общине становится еще одним чиновником, который встроен в вертикаль власти. Это суду противопоказано», — отмечает Сергей Пашин.

Он опасается, что предложение Верховного суда может привести к противоположному результату от декларируемого, поскольку вопрос независимости кроется не столько в сроках полномочий, сколько во взаимоотношении с главами судов.

«Я думаю, что судьи, и федеральные, и мировые, всецело зависимы от председателя областного и краевого суда. Причем очень серьезно — через механизм распределения дел и механизмы дисциплинарной ответственности», — считает он.

По его мнению, «если мировой судья будет назначаться пожизненно и прогневает председателя областного суда, то он не просто уйдет с должности, когда срок истечет трех— или пятилетний, а уйдет с позором, с волчьим билетом, через квалификационную коллегию». «Так что, по сути, эта мера не для независимости, а для ужесточения зависимости от тех, кто может возбудить дисциплинарное преследование», — полагает Сергей Пашин.

Риски видит и депутат Госдумы Юрий Синельщиков, который «категорически против» законопроекта. Однако он считает, что несменяемые мировые судьи, наоборот, на местах будут очень сильно срастаться с властью. Лучше после пятилетнего срока отправлять судью работать в другой район, рассуждает депутат, чтобы не было круговой поруки. Минусом предложения является и редкая возможность обновления кадров путем назначения достойных кандидатов, говорит юрист из компании «Глазунов и Семенов» Иван Лосев. Плюсом он называет «стабильность работы судебного участка и исключение затраты временного ресурса на передачу дел». Беспристрастности мировых судей может поспособствовать повышение уровня заработной платы, улучшение условий труда, что напрямую сказывается на повышении престижности такой работы, отмечает он.

В россии появятся «вечные» мировые судьи

Мировые судьи в России будут работать в своих должностях бессрочно. Соответствующий законопроект Государственная дума приняла сегодня в первом чтении. Как передает корреспондент РИА «Новый День», документ предполагает не ограничивать срок полномочия мирового судьи, а уходить с должности ему придется только по достижении предельного возраста в 70 лет.

«Несменяемость судьи не означает его безответственности, – заявил представитель Верховного суда РФ Виктор Момотов, представляя законопроект. – Полномочия мирового судьи могут быть досрочно прекращены. В 2018 году к дисциплинарной ответственности привлечены 28 мировых судей, у пяти из них досрочно прекращены полномочия».

Момотов подчеркнул, что о качестве работы и профессионализме мировых судей говорит высокая стабильность принятых ими судебных решений: по статистике около 99% из них оставлено в силе.

Коммунистам инициатива Верховного суда не понравилась. В частности, депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев напомнил о негативном опыте Краснодарского края.

«Сегодня, к сожалению, все чаще на должности мировых судей представляют людей, у которых на момент представления их в Заксобрание есть до 80 штрафов за превышение скорости, неверную парковку и тп. Это придает авторитет судебной системе?» – спросил парламентарий.

Представитель Верховного суда признал, что «такие примеры уроняют авторитет судебной власти», и предложил прекращать полномочия таких судей. «Компетенция судей вызывает большие вопросы», – подтвердил и депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Шеин.

Представитель фракции ЛДПР Александр Шерин, в свою очередь, поинтересовался, как новшество сможет сделать судей менее коррумпированными. «Я не говорил, что это сделает судей менее коррумпированными. Я говорил, что судья будет более независим», – заявил в ответ Момотов.

«То есть мы получаем вечного судью, который не ограничен ни возрастными рамками, ни временем пребывания в должности?» – уточнил «единоросс» Иван Тетерин. «Вечного ничего не бывает. Предельный возраст 70 лет, бывает, что судья сам уходит в отставку, бывает – мы сами прекращаем его полномочия», – заверил Момотов.

Депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов со своей стороны напомнил о статье 120 Конституции РФ, согласно которой судья независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. «А вы в своей пояснительной записке ставите эту независимость в зависимость от процедуры назначение. Как много судей не были переназначены и насколько это было обоснованно?» – спросил он.

«По нашим данным, порядка 26 судей не были избраны по непонятным причинам», – сообщил представитель Верховного суда. Всего в России работает более семи тысяч мировых судей.

При этом Момотов фактически признал, что в России не соблюдается провозглашенная Конституцией независимость судей. «Да, в Конституции написано, что судьи должны быть ориентированы на закон.

Это ситуация, которая описана в праве, – заявил он.

– Но, к сожалению, есть еще и реальная фактическая жизнь, когда судья, принимая решение, во многом зависит от тех руководителей, которые возглавляют суды, от различных обстоятельств, в том числе и от депутатов. Я не буду этого скрывать».

После этого Коломейцев вновь предложил вернуть практику выборов всех судей, в том числе и федеральных.

«У нас всего 0,13% оправдательных приговоров! Это говорит о крайне репрессивной судебной системе, а если ее корпоративную солидарность взять, то у нас фактически невозможно в суде опротестовать ни одного решения», – констатировал он.

«Позиция Верховного суда совершенно не аргументирована, – заявил Коломецев, подчеркнув, что состояние судебной системы тормозит развитие общества и экономики страны. – Мы категорически против этого закона».

Однако при поддержке «Единой России» законопроект, предложенный Верховным судом, был принят в первом чтении.

Москва, служба информации РИА «Новый День»

Москва. Другие новости 27.06.19

Эксперт раскрыл причину обвинений России в кибератаках. / Совет Европы возглавила «министр-невидимка» из Хорватии. / ЧП в Москве: в туалете торгового центра обнаружено тело недоношенного ребенка. Читать дальше

© 2019, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналыЯндекс НовостиЯндекс Дзен YouTube

Как предлагаемые поправки в Конституцию повлияют на судебную систему :: Общество :: РБК

По его мнению, в дальнейшем такой порядок можно применить не только к законопроектам, но и к проектам других нормативно-правовых актов. «Предложение делается исходя из сложившейся практики. Этого явно сегодня не хватает», — заключил президент.

К чему приведет отстранение судей через парламент

В последние годы в российское публичное поле не попадали скандалы, связанные с судьями Верховного или Конституционного судов. «Независимость судей не должна быть абсолютной.

Потому что тогда возникает некая каста неприкасаемых, которые могут выносить любые решения, в том числе противозаконные. Нужен определенный противовес. Таким противовесом как раз и предложено быть Совету Федерации.

С моей точки зрения, очень удачно выбран орган, который может выступить инициатором отстранения от должности федеральных судей, судей Верховного и Конституционного судов.

Мне кажется, найден оптимальный баланс», — сказал РБК ректор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Виктор Блажеев, который входит в сформированную президентским указом рабочую группу по подготовке поправок в Конституцию.

Читайте также:  Обязательна ли ежегодная индексация заработной платы?

Он напомнил, что сейчас федеральные судьи назначаются указом президента, а судьи высших судов — верхней палатой Федерального собрания, «и здесь не возникает вопроса о независимости». «Система не должна быть сама в себе. Она должна ощущать, что нужен внешний контроль со стороны других органов», — подытожил Блажеев.

Однако его точку зрения разделяют не все эксперты. Президентское предложение «направлено на усиление бюрократии со Старой площади», считает федеральный судья в отставке Сергей Пашин. «Не лично президент будет все это решать, а его чиновники.

Когда судей назначают, эти чиновники имеют очень важный голос.

А сейчас они смогут еще и терроризировать судей Верховного и Конституционного судов, поскольку представления о чести и достоинстве у бюрократии одно, а у справедливого правосудия — совсем другое», — сказал Пашин.

По его мнению, выдвинутая идея «идет вразрез с представлениями о независимости судебной власти, да и европейской практикой, где этими вопросами занимаются в той или иной степени сами судьи или по крайней мере органы юстиции, и делается это судоподобным порядком, когда судье предъявляется обвинение».

Само понятие «проступка, порочащего честь и достоинство» судьи, «весьма растяжимое», поскольку дисциплинарного кодекса у российских судей нет, напомнил Пашин.

«Поведение судей регулируется, во-первых, законом «О статусе судей», а во-вторых, постановлением пленума Верховного суда о дисциплинарной практике. Там даны достаточно витиеватые определения, но тем не менее устоявшаяся практика существует.

Сейчас эта практика может быть существенно изменена в соответствии с тем, что будет угодно начальству», — сказал Пашин.

Предложенная новелла носит спорный характер, считает старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, бывший сенатор Константин Добрынин. Если президент и законодательные органы получат право отстранять судей Конституционного и Верховного судов, то «мы можем потерять независимость судебной власти и получить подчинение судебной власти главе государства», уверен он.

С критикой предложений Путина выступил и глава Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко. «Есть опасения, что эта новелла может негативно повлиять на независимость судей», — заявил он «РИА Новости», комментируя возможность отстранения судей через парламент.

Как на функционировании КС скажется рецензирование законопроектов

Проверка законопроектов увеличит объем работы Конституционного суда, но ей будет подвергаться далеко не каждый законопроект, полагает Блажеев. «Речь идет, наверное, о наиболее общественно значимых и важных. С моей точки зрения, расширение полномочий КС выглядит вполне разумным.

Например, в Германии Конституционный суд может рассматривать даже конкретные дела, если речь идет о нарушении основных конституционных прав гражданина», — говорит ректор МГЮА.

Он полагает, что проверке КС могут подлежать также законы, которые будут приниматься субъектами Российской Федерации, поскольку в них «тоже могут быть определенные угрозы, ведь у нас не во всех субъектах есть уставные и конституционные суды».

Предложение подвергать законопроекты проверке КС не повышает авторитет этой инстанции, а, наоборот, умаляет его, убежден, в свою очередь, Пашин.

«Для законопроектов есть органы поскромнее: это Министерство юстиции, государственно-правовое управление президента.

С какой стати Конституционный суд должен разбираться в законопроектах? Есть старый принцип римского права: претор пустяками не занимается. Конституционный суд не должен быть филиалом канцелярии», — полагает Пашин.

По его словам, идея наделить КС подобными полномочиями обсуждалась во время работы надзаконом «О Конституционном суде», принятом в 1994 году, и от нее решили отказаться. Причина в том, что дополнительные полномочия КС поставили бы его в двусмысленное положение, поскольку основная задача суда — анализ на соответствие Конституции действующих законов.

«В случае если КС одобрит законопроект, как он сможет потом пересматривать конституционность закона, принятого на основании этого законопроекта? КС окажется в неловком положении. Это примерно как обязать Арбитражный суд участвовать в сделке, чтобы подтверждать ее законность.

А потом что же делать, если одна из сторон оспорит сделку?» — объяснил судья в отставке.

«Я не вижу здесь усиления роли КС. В этом есть странное вторжение судебной власти в полномочия власти законодательной и в законодательную процедуру», — полагает адвокат Добрынин.

Пилипенко, говоря о проверке законопроектов со стороны КС, заявил: «Мы видим вторжение судебной власти в сферу компетенции Федерального собрания».

Маргарита Алехина

Арбитражный суд Волго-Вятского округа

  • Присяга судьи:
  • Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:
  • «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».
  • Судьи федеральных судов приносят присягу перед Государственным флагом Российской Федерации.
  • Срок полномочий судьи
  •  Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком.

Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.

 Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет.

При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.

В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

  1.  Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
  2.  Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, — со дня его назначения (избрания) на должность судьи.
  3. Полномочия судьи федерального суда прекращаются:
  4. в последний день месяца, в котором он достигает возраста, установленного пунктом 1 настоящей статьи;
  5. на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.
  6. Судья федерального суда, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.
  7. При наличии в суде нескольких судей, чьи полномочия прекращены в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи, в первую очередь прекращает осуществление своих полномочий тот судья, у которого ранее, чем у других судей, возникли основания для прекращения полномочий судьи.
  8. Прекращение полномочий судьи
  9.  Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
  10. * письменное заявление судьи об отставке;
  11. *неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
  12. * письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
  13. * достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
  14. * прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  15. * занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  16. * избрание судьи Президентом Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;
  17. * вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
  18. *вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
  19. *смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
  20. *отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда;
  21.  Полномочия судьи прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 — 3, 6 — 11 пункта 1 настоящей статьи.
  22.  В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.
  23. Отставка судьи

Действие статьи 15 (за исключением пункта 3) распространено на судей, ушедших на пенсию с этой должности, независимо от времени ухода на пенсию (Федеральный закон от 21.06.1995 N 91-ФЗ).

Отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 9 и 11 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона.

Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.

Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

Ушедшему или удаленному в отставку судье, назначенному на должность до 1 января 2012 года, размер выходного пособия, превышающей трехкратный средний месячный заработок, умножается на коэффициент 1,15.

 Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *