Согласованные действия хозяйствующих субъектов

  • Общее понятие и признаки
  • Объективное выражение согласованности и отграничение от соглашений
  • Осведомленность о действиях
  • Отсутствие объективного обоснования поведения
  • Виды и формы согласованных действий хозяйствующих субъектов
  • Безусловно запрещенные действия
  • Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию
  • Освобождение от ответственности
  • Вопросы доказывания

Общее понятие и признаки

Впервые понятие согласованных действий появилось в решении Европейского суда справедливости по делу ICI v. Commission (ECR 619, (1972) CMLR 559, paras. 64, 65), в котором был выработан подход к определению согласованных действий, не предусмотренных субъектами в каком-либо совместном письменном документе. При этом были отражены такие особенности, как:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • информированность конкурента о рыночном поведении;
  • риск для конкуренции.

В РФ этому самостоятельному виду ограничения конкуренции отведена ст. 8 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ). В настоящее время применяются правила, введенные т. н. третьим антимонопольным пакетом (ст. 8 с изменениями, внесенными законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ), а также новеллы к ст. 11.1 закона № 135-ФЗ.

Условия (признаки), по которым определяются согласованные действия хозяйствующих субъектов, следующие:

  • отсутствие соглашения, из которого вытекает координация действий;
  • наличие интереса в результате у участников действий;
  • уведомление участника путем публичного информирования другим участником;
  • обусловленность действиями другого участника (участников), а не экономической ситуацией.

Согласованность ценовой политики и других действий характерна для некоторых рынков: торговли энергоносителями, страхования и др.

Ниже мы подробнее рассмотрим признаки и формы согласованных действий, предусмотренные ст. 11.1 закона № 135-ФЗ.

Объективное выражение согласованности и отграничение от соглашений

Следует различать антиконкурентные соглашения и согласованные действия при отсутствии соглашения:

  1. В соответствии с п. 18 ст. 4 закона № 135-ФЗ соглашение может быть как письменным, так и устным. При наличии соглашения подлежит применению ст. 11 закона № 135-ФЗ. Следовательно, применение ст. 8 закона № 135-ФЗ возможно только при отсутствии доказанной письменной или устной договоренности.
  2. Согласованные действия хозяйствующих субъектовследует отличать от конклюдентных действий при совершении устного соглашения. Так, в постановлении 19-го ААС от 06.10.2015 по делу № А35-10198/2014 при исследовании совокупности доказательств суд пришел к выводу о наличии конклюдентных действий участников картеля.
  3. Координация действий возможна при наличии соглашений, прямо к ней не относящихся, к примеру договора о применении деловых стандартов, одним из последствий соблюдения которого станет скоординированное поведение.
  4. В п. 2 постановления пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» от 30.06.2008 № 30 указано, что о согласованности действий в числе прочих обстоятельств может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Кроме того, согласованные действия хозяйствующих субъектов должны подпадать под признаки, установленные ст. 8: заинтересованность, осведомленность, отсутствие экономической целесообразности.

Осведомленность о действиях

Новым признаком, появившимся в ст. 8 закона № 135-ФЗ, является наличие публичного заявления об изменении рыночного поведения. В судебной практике не выработаны подходы к решению этого вопроса. В практике ФАС РФ имеется решение от 12.05.

2012 № АЦ/14567, в котором был сделан вывод о наличии такого заявления на основании публикаций в СМИ, в которых цитировались высказывания должностных лиц участников согласованных действий.

Факт нарушения был признан участниками, деятельность прекращена.

Можно предположить, что следует считать публичным заявлением такое размещение сведений, которое:

  • позволяет установить, от какого лица они исходят;
  • содержит рыночную информацию (о ценах, ценообразовании и др.);
  • обеспечивает доступ для неограниченного круга лиц.

Это могут быть не только СМИ, но и плакаты, билборды, стенды с информацией о ценах, объявления или рекламные листовки и т. д.

Отсутствие объективного обоснования поведения

Согласованные действия хозяйствующих субъектов могут быть вызваны объективными обстоятельствами, в качестве которых могут выступать:

  • изменение цен поставщиками, повлекшее увеличение отпускных цен;
  • возникновение дополнительных расходов, вследствие чего меняется порядок расчета цены, и др. обстоятельства.

Спонтанное одинаковое изменение рыночного поведения при отсутствии общих экономических факторов будет подтверждать наличие антиконкурентных действий.

Обязанность доказать отсутствие объективных факторов возлагается на антимонопольный орган. На это, в частности, указал АС СКО в постановлении от 18.11.2015 по делу № А20-260-2014.

Две организации изменили порядок расчета платы за вывоз ТБО, у части граждан размер оплаты повысился, у части — понизился.

Антимонопольный орган не доказал несвязанность изменения порядка расчета с объективными обстоятельствами.

Виды и формы согласованных действий хозяйствующих субъектов

В ст. 11.1 закона № 135-ФЗ устанавливаются 2 вида запрещаемых согласованных действий хозяйствующих субъектов: безусловно запрещенные и запрещенные при наличии установленных законом условий.

  1. К безусловно запрещенным (ч. 1, 2) относятся действия, которые:
    • приводят к изменению или поддержанию цен, манипулированию ценами на рынке электроэнергии;
    • влияют на определение цены на торгах;
    • ведут к разделу рынка по какому-либо принципу;
    • изменяют объем производства товаров;
    • влекут за собой отказ от заключения договора с определенными контрагентами при отсутствии указания в законе.
  2. Другие виды координации рыночного поведения могут быть отнесены к запрещенным, если они приводят к ограничению конкуренции (ч. 3 ст. 11.1 закона № 135-ФЗ). Исчерпывающий перечень таких видов согласованных действий в законе отсутствует.

Далее мы приведем некоторые примеры из судебной практики, характеризующие ситуацию в этой сфере.

Безусловно запрещенные действия

При рассмотрении этой категории нарушений встречаются значительные трудности:

  1. По применению п. 1 ч. 1 ст. 11.1 закона № 135-ФЗ единые подходы в судебной практике не выработаны. В одних случаях суды усматривают состав данного нарушения, например при одновременном повышении цен на топливо (постановление ФАС ДО от 06.02.2014 по делу № А59-4335/2012), в других — отказывают в привлечении к ответственности (постановление 8-го ААС от 13.12.2013 по делу № А75-7921/2012).
  2. При доказывании согласованных действий хозяйствующих субъектовна торгах антимонопольные органы сталкиваются с определенными трудностями. Сложно доказать, что участник аукциона не предпринимал шагов по снижению предлагаемой цены, руководствуясь при этом не собственными экономическими соображениями, а именно из антиконкурентных побуждений (пример — Постановление 16 ААС от 02.12.2015 по делу № А63-2460/2015). Можно предположить, что здесь нужны коррективы либо норм, либо системы доказывания.
  3. Особую сложность представляет доказывание действий по разделу рынка, изменению объемов производства, отказу от сделок. Однако по одному из дел антимонопольному органу это удалось в отношении страховых компаний, которые в течение длительного промежутка времени навязывали дополнительно к полисам ОСАГО добровольное страхование, ссылаясь на отсутствие бланков. Постановлением АС УО от 12.08.2016 по делу № А76-29313/2014 страховым компаниям отказано в требовании об отмене решения ФАС.

Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию

Норма ч. 3 ст. 11.1 закона № 135-ФЗ предусматривает иные формы согласованных действий хозяйствующих субъектов, главным признаком которых является ограничение конкуренции. Примеры подобных действий приведены в законе:

  • навязывание невыгодных условий контрагенту;
  • необоснованное установление различных цен на один и тот же товар;
  • создание препятствий по входу или выходу с товарного рынка другим субъектам.

По вышеуказанному делу № А76-29313/2014 страховые компании были признаны также нарушителями по ч. 3 ст. 11.1 закона № 135-ФЗ (навязывание невыгодных условий).

Для определения наличия ограничения конкуренции по таким делам обязательным является определение границ рынка. По одному из дел окружной суд указал на необоснованность ограничения географических границ рынка аренды рамками одного здания (постановление АС СКО от 12.09.2014 по делу № А53-722/2013).

Освобождение от ответственности

За согласованные действия не отвечают субъекты, которые:

  1. Образуют группу лиц, в рамках которой установлен контроль над всеми участниками скоординированной деятельности или одного из участников над другими. Установление группы производится по признакам, перечисленным в ст. 9 закона № 135-ФЗ, с учетом разъяснений ФАС РФ, данных в письмах от 20.03.2008 № АЦ/5969, от 25.03.2008 № АЦ/6366:
  • Участие более чем на 50% в уставном капитале или в совете директоров, выдвижение более 50% состава действующего совета директоров.
  • Осуществление функций единоличного исполнительного органа или выдвижение избранного в этом качестве кандидата.
  • Наличие договора об управлении между субъектами, относящимися к группе.
  • Семейное родство субъектов группы — физических лиц.
  • Участие в пересекающихся (смежных) группах (пп. 8, 9 ч. 1 ст. 9 закона № 135-ФЗ). Примеры таких групп можно обнаружить в постановлении АС ВВО от 16.10.2014 по делу № А43-1065/2014.
Читайте также:  Закупка у единственного поставщика по 223-фз: порядок проведения, договор

Антимонопольный орган составляет перечень лиц, входящих в 1 группу, по форме, установленной приказом ФАС РФ от 20.11.2006 № 293.

  1. Занимают на рынке совокупно не более 20% при доле каждого, не превышающей 8%. Занимаемые доли рынка определяются в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС от 28.04.2010 № 220, во всех случаях, кроме рассмотрения нарушения, предусмотренного п. 2 ст. 11.1 закона № 135-ФЗ.

Отсутствие в материалах административного дела информации об определении долей может быть основанием для отмены судебного решения (см. постановление АС СКО от 18.11.2015 по делу № А20-260-2014).

Вопросы доказывания

По делам о согласованных действиях хозяйствующих субъектов возникают трудности с доказыванием как самого факта нарушения, так и его признаков. ФАС предпринимает усилия по совершенствованию практики.

Например, особенности и рекомендации по доказыванию содержатся в разъяснении № 3 «Доказывание недопустимых соглашений…» (утв. протоколом президиума ФАС РФ от 17.02.2016 № 3).

В нем говорится, что учитывая сложность получения прямых документальных доказательств, доказывание может строиться на косвенных доказательствах, к которым относятся, в частности:

  • заключение договора поставки (субподряда) победителем торгов с одним из участников торгов, отказавшимся от активных действий на самих торгах;
  • использование участниками торгов одного IP-адреса при подаче заявок и участии в торгах;
  • формирование документов для участия в торгах разных субъектов одним и тем же лицом и др.

Такой подход является вполне обоснованным. Например, АС СЗО в постановлении от 23.04.2015 по делу № А42-2564/2014 указал, что достаточно проанализировать и сопоставить ряд косвенных доказательств, не обременяя процесс доказывания поиском хотя бы одного прямого доказательства. 

В разъяснении ФАС РФ от 30.05.2018 № 14 указывается, что в целях правильной квалификации необходимо устанавливать:

  • полный состав участников торгов;
  • наступление или возможность наступления последствий в виде поддержания цены на торгах либо ее повышений/понижения;
  • наличие причинно-следственной связи между согласованием действий участников и наступлением последствий. 

***

Таким образом, в законе № 135-ФЗ описаны антиконкурентные согласованные действия хозяйствующих субъектов как путем перечисления, так и путем выделения основных признаков.

Особенностью данной сферы является сложность доказывания многих видов нарушений, которая на практике преодолевается различными способами, включая использование системы косвенных доказательств при отсутствии прямых.

Источник: https://rusjurist.ru/zawita_konkurencii/soglasovannye_dejstviya_hozyajstvuyuwih_subektov/

Согласованные действия

Законом запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

При этом согласованными действиями признаются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

  1. результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
  2. действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
  3. действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке (изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год).

Виды запрещенных согласованных действий

Законом запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов -конкурентов, если такие согласованные действия приводят к:

  • установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
  • повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  • разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • сокращению или прекращению производства товаров;
  • отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами.

Кроме того, запрещаются иные согласованные действия хозяйствующих субъектов –конкурентов, если такие действия приводят к ограничению конкуренции, в том числе действия по:

  • навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);
  • экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

При этом необходимо помнить, что указанные запреты не распространяются на следующие случаи:

  • если совокупная доля хозяйствующих субъектов на товарном рынке не превышает двадцать процентов и при этом доля каждого из них на товарном рынке не превышает восемь процентов;
  • согласованные действия хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль или если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица.

Какие действия необходимо предпринять для прекращения нарушения и восстановления нарушенных прав

  1. Правильно оценить ситуацию
  2. Точно квалифицировать действия нарушителя
  3. Всесторонне рассмотреть вопрос о том, не являются ли согласованные действия допустимыми
  4. Сформировать доказательную базу, зафиксировать факты, имеющие существенное значение.

    На практике достаточно трудно доказать согласованность действий, поэтому качество доказательной базы будет иметь важное значение для квалификации нарушения.

  5. Проанализировать правоприменительную практику и определить возможные варианты развития ситуации
  6. Грамотно подготовить заявление с жалобой на действия хозяйствующих субъектов, совершивших согласованные действия, и подать его в контролирующий орган с соблюдением требований к его форме и содержанию
  7. Проследить соблюдение контролирующим органом порядка принятия и рассмотрения данного заявления
  8. Оценить результаты рассмотрения контролирующим органом указанного заявления

Допустимость согласованных действий

Согласованные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны допустимыми, если такими действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

  • совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
  • получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Данные обстоятельства позволяют участникам согласованных действий доказывать возможность совершения таких действий

Что должно являться результатом защиты права

Прекращение ограничивающих конкуренцию согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершение действий, направленных на обеспечение конкуренции, прекращение нарушения и восстановление нарушенных прав.

У вас есть вопросы? звоните сейчас по телефону +7 (499) 350-56-75

Источник: http://fasexpert.ru/soglasovannyie-deystviya/soglasovannyie-deystviya/

12.1.5. Согласованные действия хозяйствующих субъектов

  • В соответствии со ст. 8 ЗоЗК согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
  • 1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
  • 2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
Читайте также:  Фас разъяснила вопросы рассмотрения жалоб при госзакупках

3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. При квалификации согласованных действий также учитываются: поведение на рынке до повышения цены; одномоментность поведения по повышению цены; поведение хозяйствующих субъектов по повышению и удержанию цены на определенном уровне; одномоментное снижение цены .

——————————–

См.: Гурин Н.В. Соглашения и согласованные действия в соответствии с антимонопольным законодательством // Туризм: право и экономика. 2007. N 5. С. 31.

Согласованные действия субъектов рынка следует отделять от соглашений, направленных на ограничение конкуренции, например, так называемых картельных соглашений или картельных сговоров. Совершение лицами вышеназванных действий по соглашению в соответствии с действующим законодательством о защите конкуренции не относится к согласованным действиям, а является соглашением.

  1. Согласованные действия – это способ координации конкурирующими на рынке субъектами своей деятельности без заключения соглашения о создании картеля.
  2. Примерами антиконкурентных согласованных действий могут быть:
  3. 1) “регулярный информационный обмен (например, по факсу) между гостиницами-конкурентами о планируемых ценах на ближайший период с указанием количества номеров, уже забронированных клиентами по таким ценам. Раскрытие конкурентами такой информации друг для друга исключает их соперничество на рынке гостиничных услуг, поскольку снижение любым из участников рынка цены будет немедленно “наказано” остальными участниками (они также снизят цену) и, следовательно, приведет к потерям как для инициатора снижения цены, так и для остальных участников;
  4. 2) согласование ценового поведения на товарном рынке за счет анонсирования некоторыми участниками “принципа ценообразования”, в основу которого кладется размер цены, установленный конкурентом. Например, компания может установить фиксированную скидку в 5% по сравнению с ценой товара у конкурента – лидера рынка; объявить, что цена на товар не будет повышаться до конца года, если только конкурент – лидер рынка не повысит цену на свой товар;

3) размещение на едином информационном ресурсе в сети Интернет многими участниками рынка информации о направлении и объемах поставок товаров, а также планируемых ценах.

Например, если авиакомпании разместят на одном сайте информацию о планируемых на следующее полугодие направлениях перевозок по маршрутам, марках самолетов на маршрутах и ценах на авиабилеты, это позволит им полностью согласовать ценовую политику и помаршрутно разделить рынок пассажирских авиационных перевозок” .

——————————–

Конкурентное право России: Учебник / Отв. ред. И.Ю. Артемьев, А.Г. Сушкевич. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. С. 188.

Содержание

Источник: https://zakoniros.ru/?p=5712

Соглашения (согласованные действия) и иные действия (бездействие) хозяйствующих субъектов как формы проявления монополистической деятельности

Поведение предприятий в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, причем это касается многих направлений.

Малые предприятия, характерные для коммерческого предпринимательства, весьма неустойчивы и существуют в среднем три-пять лет. Это не значит, что они разоряются, но чаще всего видоизменяют свою деятельность или пытаются выступить на рынке в виде объединений.

В современных условиях, когда происходят быстрые изменения в рыночной среде, перед предприятиями встает проблема выживания при изменении рыночной конъюнктуры. Для повышения стойкости организации при неблагоприятном развитии рыночной конъюнктуры создаются объединения деловой активности.

  • Основными преимуществами объединений являются:
  • снижение издержек;
  • более высокая квалификация и специализация управления предприятиями;
  • снижение расходов на информацию и рекламу;
  • более выгодные условия закупки ресурсов и др.
  • Объединения юридических лиц создаются в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также для защиты общих имущественных интересов.
  • Виды объединений предприятий
  • Объединения предприятий предусматривают наличие разной собственности, но типы объединений в зависимости от целей и организационных форм могут быть различными.
  • По целям объединения и степени самостоятельности выделяют следующие виды объединений:
  • Концерн -форма крупных договорных объединений (заводов, комбинатов), которые используют возможности крупномасштабного производства.
  • Конгломерат -многоотраслевое объединение, концентрирующее производство самых разнообразных товаров, многие из которых не имеют ничего общего между собой.
  • Консорциум -это временное добровольное объединение предприятии для решения конкретных задач — реализации крупных целевых программ и проектов, в том числе научно-технических, строительных, социальных, экологических, инвестиционных.
  • Финансово-промышленная группа
  • Холдинг -объединение любой организационно-правовой формы, которое владеет контрольным пакетом акций других юридически самостоятельных компаний в целях установления господства и контроля над ними.
  1. Корпорация
  2. Ассоциация
  3. Союз
  4. Межотраслевые государственные объединения
  5. Картель — объединение фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности.
  6. Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию.
  7. Трест — объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый комплекс, теряя свою юридическую, коммерческую и хозяйственную самостоятельность.
  8. Пул — объединение предпринимателей картельного типа, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников (в заранее установленных пропорциях).
  9. Картель

Картель представляет собой объединение, как правило, предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т.е. регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации.

  • Для картеля характерно наличие следующих признаков:
  • договорной характер объединения;
  • сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
  • совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее производство.
  • Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем объеме выпуска продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.
  • Разновидностью картельного объединения является синдикат.
  • Синдикат

Синдикат — разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом.

Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

  1. Трест
  2. Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность.
  3. Трест — монополия, в которой создастся совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
  4. Существуют два способа объединения в трест: непосредственное слияние активов отдельных компаний и приобретение головной компанией треста доли акционерного капитала предприятий.

В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-нибудь сторона, как в картеле или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е.

объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.

Концерн

Концерн — это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества.

Концерн обычно является объединением производственного характера, в которое входят предприятия разных отраслей, в зависимости от чего концерны носят характер «вертикальных» или «горизонтальных» объединений.

Вертикальное объединение охватывает предприятия разных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные).

Горизонтальные объединения охватывают предприятия разных отраслей производств, не связанных между собой.

  • Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).
  • Холдинг
  • Холдинг представляет собой «держательскую» (материнскую, головную) компанию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.
  • Холдинговые структуры являются многофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими последовательное объединение производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.
  • Цепная торговая организация
  • В настоящее время в торговле создаются цепные торговые организации, которые представляют собой совокупность торговых предприятий, находящихся под общим управлением.
Читайте также:  Договор купли-продажи земельного участка 2020 (образец)

Это объединения, в которых крупная торговая организация создает собственную торговую сеть организаций, заключает договор с малыми и средними торговыми организациями, а они, в свою очередь, получают право на реализацию определенных видов товаров на конкретном товарном рынке. Они могут создаваться в оптовой и в розничной торговле.

Оптово-розничные цепи (или объединения контрактного типа) создают для координации функций оптовой и розничной торговли на принципах обшей коммерческой стратегии при сохранении полной независимости каждого члена объединения. Розничные торговые предприятия, входящие в цепь, имеют единое фирменное название, унифицированный ассортимент, общую сбытовую политику.



Источник: https://infopedia.su/9x759f.html

12.1.5. Согласованные действия хозяйствующих субъектов

  • В соответствии со ст.
    8ЗоЗКсогласованными действиямихозяйствующих субъектов являются
    действия хозяйствующих субъектов на
    товарном рынке при отсутствии соглашения,
    удовлетворяющие совокупности следующих
    условий:
  • 1) результат таких действий соответствует
    интересам каждого из указанных
    хозяйствующих субъектов;
  • 2) действия заранее известны каждому из
    участвующих в них хозяйствующих субъектов
    в связи с публичным заявлением одного
    из них о совершении таких действий;

3) действия каждого из указанных
хозяйствующих субъектов вызваны
действиями иных хозяйствующих субъектов,
участвующих в согласованных действиях,
и не являются следствием обстоятельств,
в равной мере влияющих на все хозяйствующие
субъекты на соответствующем товарном
рынке. При квалификации согласованных
действий также учитываются: поведение
на рынке до повышения цены; одномоментность
поведения по повышению цены; поведение
хозяйствующих субъектов по повышению
и удержанию цены на определенном уровне;
одномоментное снижение цены .

———————————

См.: Гурин Н.В. Соглашения
и согласованные действияв
соответствии с антимонопольным
законодательством // Туризм: право и
экономика. 2007. N 5. С. 31.

Согласованные действия субъектов рынка
следует отделять от соглашений,
направленных на ограничение конкуренции,
например, так называемых картельных
соглашений или картельных сговоров.
Совершение лицами вышеназванных действий
по соглашению в соответствии с действующим
законодательством о защите конкуренции
не относится к согласованным действиям,
а является соглашением.

  1. Согласованные действия — это способ
    координации конкурирующими на рынке
    субъектами своей деятельности без
    заключения соглашения о создании
    картеля
    .
  2. Примерами антиконкурентных согласованных
    действий могут быть:
  3. 1) «регулярный информационный обмен
    (например, по факсу) между
    гостиницами-конкурентами о планируемых
    ценах на ближайший период с указанием
    количества номеров, уже забронированных
    клиентами по таким ценам. Раскрытие
    конкурентами такой информации друг для
    друга исключает их соперничество на
    рынке гостиничных услуг, поскольку
    снижение любым из участников рынка цены
    будет немедленно «наказано»
    остальными участниками (они также снизят
    цену) и, следовательно, приведет к потерям
    как для инициатора снижения цены, так
    и для остальных участников;
  4. 2) согласование ценового поведения на
    товарном рынке за счет анонсирования
    некоторыми участниками «принципа
    ценообразования», в основу которого
    кладется размер цены, установленный
    конкурентом. Например, компания может
    установить фиксированную скидку в 5% по
    сравнению с ценой товара у конкурента
    — лидера рынка; объявить, что цена на
    товар не будет повышаться до конца года,
    если только конкурент — лидер рынка не
    повысит цену на свой товар;

3) размещение на едином информационном
ресурсе в сети Интернет многими
участниками рынка информации о направлении
и объемах поставок товаров, а также
планируемых ценах.

Например, если
авиакомпании разместят на одном сайте
информацию о планируемых на следующее
полугодие направлениях перевозок по
маршрутам, марках самолетов на маршрутах
и ценах на авиабилеты, это позволит им
полностью согласовать ценовую политику
и помаршрутно разделить рынок пассажирских
авиационных перевозок» .

———————————

Конкурентное право России: Учебник
/ Отв. ред. И.Ю. Артемьев, А.Г. Сушкевич.
М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. С. 188.

Источник: https://studfile.net/preview/4384578/page:94/

Привлечение к ответственности за заключение соглашений и осуществление согласованных действий — Юридическая фирма "Частное право"

Подробности Журнал «Корпоративные споры», № 2 (20) март-апрель, 2009 // Кирилл Чоракаев, заместитель начальника отдела

Кирилл ЧОРАКАЕВ, заместитель начальника отдела юридической фирмы «Частное право» (г. Москва),

Киясудин АДИГЮЗЕЛОВ, и. о. заместителя руководителя Управления ФАС России по Республике Дагестан, к.ю.н. (г. Махачкала)

В последнее время государство проводит политику по ужесточению ответственности за соглашения (согласованные действия), которые могут причинить ущерб конкуренции на рынке.

Однако анализ правоприменительной практики свидетельствует о наличии проблем, связанных с правильной квалификацией антиконкурентных соглашений (согласованных действий), а также с доказыванием факта их совершения и наступивших последствий.

Пожалуй, сегодня вряд ли можно представить осуществление какой-либо хозяйственной деятельности без заключения договоров, соглашений, с помощью которых контрагенты устанавливают, изменяют и прекращают свои права и обязанности.

Количество совершаемых сделок свидетельствует о развитости экономических отношений в стране, о способности хозяйствующих субъектов самостоятельно определять вид своей деятельности и о возможности позиционировать себя на том или ином рынке.

Однако при осуществлении своей деятельности хозяйствующие субъекты должны осознавать, что провозглашенная в ст. 2 ГК РФ свобода предпринимательства может быть ограничена в установленных законом случаях. Так, ст. 11 Федерального закона от 26.07.

06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о конкуренции) содержит запрет на заключение соглашений и осуществление согласованных действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение и устранение конкуренции.

Как показывает анализ судебной и административной практики, толкование и применение данной нормы не всегда является однозначным.

Рассмотрим некоторые проблемные вопросы применения санкций за соглашения и осуществление согласованных действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

Это особенно актуально в связи с ужесточением административной ответственности за подобные правонарушения, которая не исключает возможности наложения антимонопольными органами на юридических лиц «оборотных» штрафов.

Привлечение к ответственности понимается далее как комплекс мер, включающих в себя не только привлечение лица к административной ответственности, но и принятие антимонопольным органом решения, констатирующего факт нарушения, а также выдачу предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

«Слабые» места «вертикальных» соглашений

Вертикальные соглашения (определение этого понятия дано в ст. 4 Закона о конкуренции) наиболее распространены в хозяйственном обороте при организации поставок товаров, их розничной продаже через торговые сети и т. д.

Несмотря на то, что некоторые исследователи относят договор поставки к категории «простых», в последние годы характер включаемых в него сторонами условий существенно усложнился и модифицировался.

В связи с этим на смену обычному договору приходят его комбинированные разновидности, которые могут содержать элементы иных соглашений — дистрибьюторских, дилерских и др.

Их характерная особенность заключается в том, что покупателю (дистрибьютору) наряду с товаром, как правило, предоставляется определенный комплекс исключительных прав (например, право продажи товара на какой-либо территории).

Учитывая специфику подобных прав, позволяющих дистрибьютору фактически выступать единственным поставщиком продукции на определенной территории (допустим, в конкретном регионе, субъекте РФ), в договорах на дистрибьютора нередко возлагаются и довольно серьезные обязанности (например, обязанность письменно согласовывать с поставщиком цены, приобретать продукцию во всем предлагаемом поставщиком ассортименте и объеме, запрет на продажу продукции вне оговоренной территории и т. д.).

Источник: http://rupravo.ru/stati/61-privlechenie-k-otvetstvennosti-za-zakljuchenie-soglashenij-i-osuschestvlenie-soglasovannyh-dejstvij

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *