Разъяснения верховного суда об арендной плате при аренде у муниципалитета

Разъяснения Верховного суда об арендной плате при аренде у муниципалитета

  • Банки Сегодня Лайв
  • Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
  • А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Разъяснения Верховного суда об арендной плате при аренде у муниципалитета

Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 продлен так называем период «нерабочих дней», с 04 по 30 апреля включительно. В соответствии с этим указом, работникам многих организаций необходимо в данный момент оставаться дома и выходить на улицу только при крайней необходимости.

примечание редакции

Уважаемые читатели! В период пандемии информация быстро меняется, то что было актуально вчера, уже может быть не совсем достоверно сегодня. Наше издание внимательно следит за актуальностью информации.

Обращаем внимание, что данный материал актуален на 3 апреля 2020 года.

Однозначно рекомендуем ознакомиться с текущей статьёй, однако после её прочтения рекомендуем обязательно обратить внимание на наиболее свежий материал, который касается взаимоотношений арендаторов и арендодателей: https://bankstoday.net/arendatory-mogut-rasschityvat-na-skidoky

В связи с этим у работодателей встал резонный вопрос об оплате расходов на аренду и содержание офисов, которые пустуют и не используются работниками. Мы спросили у экспертов нашего издания, есть ли какие-либо законные основания у бизнесменов требовать от арендодателя отсрочки, уменьшения платежа либо его полной отмены вследствие описанных выше причин?

Разъяснения Верховного суда об арендной плате при аренде у муниципалитета

Ильсур Закиров

Юрист Бюро адвокатов «Де-Юре»

С учётом Указа Президента, субъектами федерации приняты соответствующие нормативно-правовые акты, которыми продлен режим самоизоляции граждан.

При этом, Указом Президента и нормативно-правовыми актами субъектов предусмотрено, что ограничительные мероприятия не распространяются на определённые организации (работодателей и их работников).

Однако, вышеуказанное вовсе не означает, что деятельности абсолютно всех компаний, не включенных в перечень, приостанавливается. Все организации, которые могут продолжить осуществлять хозяйственную деятельность через своих сотрудников, находящихся дома, смогли её продолжить.

Ответной реакцией бизнес сообщества стал перевод сотрудников, не связанных с производством или оказанием услуг посредствам личного контакта с гражданами, на так называемую «удалённую работы».

Вместе с тем, у работодателей встал резонный вопрос об оплате расходов на аренду и содержание офисов, которые пустуют и не используются работниками для осуществления трудовых функций на рабочем месте.

Многие работодатели, не являющиеся собственниками офисных помещений, задумались о необходимости пересмотра обязательств по договорам аренды, в части внесения арендной платы или зачёта уже внесённой арендной платы в счёт следующего месяца, в связи с распространение коронавирусной инфекции и как следствие переводом сотрудников на «удалёнку» как на обстоятельство непреодолимой силы (форс-мажор). Возможно ли это?

Понятие обстоятельства непреодолимой силы определено пунктом 3 ст.

401 ГК РФ, согласно которой если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Обстоятельство непреодолимой силы определяется двумя важнейшими критериями – чрезвычайностью и непредотвратимостью.

Чрезвычайность — это исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого в конкретных условиях является необычным. Это выход за пределы нормального, обыденного, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах;

Непредотвратимость означает, что любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Непредотвратимость должна быть объективной, а не субъективной.

При этом стоит учитывать, что обстоятельство непреодолимой силы не прекращает обязательства, а лишь снимает со стороны договора, для которой определенное обстоятельство стало форс-мажором, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

То есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (несвоевременное исполнение или не в полном объёме) не будут начислять штрафные санкции (неустойки, штрафы и т.д.) и не будут взысканы убытки.

  1. Таким образом, в случае если платеж за май 2020 года, который в соответствии с условиями договора аренды должен быть осуществлен в апреле 2020 года, не может быть оплачен, за период действия обстоятельства непреодолимой силы с вас не могут быть взысканы штрафные санкции.
  2. В соответствии с со статьей 606 ГК РФ, по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
  3. Не использование помещения не освобождает сторону от оплаты аренды и не даёт её право на зачёт оплаченной за определенный месяц платы в счёт другого месяца.
  4. Кроме того, советуем учитывать ограничена ли деятельность вашей организации.
  5. Как было указано выше значительная часть субъектов Российской Федерации ввела режим повышенной готовности и предписала гражданам, проживающим на их территориях, соблюдать режим «самоизоляции» во избежание заражения новой коронавирусной инфекцией.

Этими же нормативно-правовыми актами приостановлена деятельность ряда организаций. В частности, в Москве приостановлена деятельность баров, кафе, ресторанов, бассейнов и фитнес-центров, торговых центров, парков развлечений и др.

В силу пункта 1 ст.

417 ГК РФ если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 настоящего Кодекса.

  • Однако, деятельность бизнес-центров и организаций, сдающих коммерческие помещения под офисы, не приостановлена.
  • Таким образом, ни одна из сторон договора аренды не может быть освобождена от обязательств, если организация не попала в перечень компаний, деятельность которых приостановлена.
  • Если же всё-таки компании попала в названный список, то государством предусмотрен ряд мер по смягчению последствий, которые возникли у арендаторов в связи с принимаемыми государством в целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекцией мерами.

Так, статьей 19 Федерального закона от 01.04.

2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», предусмотрено, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.

Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.

P.S.:

Ни что не может лишить стороны права на урегулирование спора по средствам конструктивного переговорного процесса.

В сложившейся ситуации и учитывая надвигающейся экономический спад всей экономики страны, стороны должны действовать благоразумно, добросовестно и цивилизовано.

Разъяснения Верховного суда об арендной плате при аренде у муниципалитета

Александр Дужников

сооснователь группы компаний A3F Group

  1. К сожалению, принятые для противодействия пандемии меры кроме объективно положительных последствий несут в себе и крайне разрушительные для бизнеса ситуации, и это в особенности касается аренды офисов и рабочих площадей.
  2. До конца неизвестно, по каким причинам правительство не обратило внимание на столь важные пласты бизнеса, как ритейл и офисные помещения, но нынешняя действительность такова — практически все арендаторы в апреле оплатят полную стоимость аренды.
  3. Так как введенный режим самоизоляции не подразумевает ЧС, то правительство не берет на себя никаких обязательств, все договора остаются в силе, а требования оплатить аренду в полном объеме считаются законными, чем и пользуются арендодатели.

С одной стороны, понять их позицию можно — окупаемость их бизнеса далеко не самая быстрая, а сложившиеся обстоятельства делают его еще более нерентабельным.

С другой — если компании, лишь арендовавшие офисы достаточно безболезненно могут перейти на удаленную работу, то малому бизнесу ритейл-сферы (бары, кафе, небольшие магазины) в достаточно многих случаях подписали смертный приговор.

Конечно, некоторые сознательные арендодатели идут на снижение арендной платы вплоть до 50%, но такие случаи индивидуальны и достаточно редки. В корне неправильно в критической ситуации пытаться получить максимальную прибыль, т.к.

банкротство арендаторов принесет в дальнейшем гораздо большее количество убытков, чем предоставление временной скидки.

А попытки сдать освободившееся помещение повлекут дополнительные траты по ремонту и поиску нового арендатора в столь нестабильное время.

Так как дальнейшее развитие ситуации предугадать невозможно, очень хотелось бы обратить внимание власти на эту проблему. Требуется незамедлительное принятие мер и помощь малому и среднему бизнесу в решении возникших с арендодателями конфликтов. Уверен, что большинство собственников бизнеса поддерживают эту точку зрения.

Разъяснения Верховного суда об арендной плате при аренде у муниципалитета

Алексей Пауль

старший партнер адвокатской конторы «Бородин и Партнеры»

Тактика поведения может зависеть от ряда факторов, в том числе от формы собственности арендуемого имущества.

Помещение находится в государственной собственности

Как законно не платить за аренду во время эпидемии

Разъяснения Верховного суда об арендной плате при аренде у муниципалитетаКак не платить за аренду, если ТЦ закрыли

Форс-мажор — это обстоятельства непреодолимой силы, то, что никто не мог предвидеть или предотвратить. Форс-мажор не зависит ни от чьей воли. Но самое главное — из-за форс-мажора вы не можете выполнить свои обязательства. Если поставка товара сорвалась из-за наводнения, это форс-мажор.

Есть два критерия, по которым можно определить, является ли ситуация форс-мажором:

  1. Чрезвычайность — это то, что выходит за пределы обыденного, не относится к риску и никак не может быть учтено, когда заключают договор.
  2. Непреодолимость — означает, что выполнить обязательства в аналогичных условиях не смог бы никто.

В законах нет перечня явлений и событий, которые можно считать форс-мажором, но есть судебная практика. К форс-мажорам относятся:

  • землетрясения;
  • наводнения;
  • войны;
  • крупные забастовки;
  • эпидемии.

Скорее всего, это понятие так и расшифровано в вашем договоре. Во время эпидемии коронавируса вы сможете воспользоваться этим пунктом.

Форс-мажор обычно один из последних пунктов в договоре. Он освобождает вас от ответственности, если выполнить договор помешали обстоятельства непреодолимой силы

Если введут карантин

Карантин из-за коронавируса — это самый суровый сценарий того, что может произойти. Во время карантина государство запрещает любую деятельность, связанную с массовым скоплением людей. Ещё государство может потребовать, чтобы никто не покидал свои дома. Если у вас кафе, ресторан или магазин, вы не сможете работать во время карантина.

О договорах аренды в ст. 606 и 611 ГК РФ

Если не выполнить обязательства по договору аренды, придётся отвечать. Но ответственность не грозит, если доказать, что вам помешала непреодолимая сила. Это касается любых договоров, в том числе договоров аренды. Если невозможно пользоваться арендованным помещением и арендатор в этом не виноват, можно попробовать отказаться платить аренду.

При этом нельзя ссылаться на то, что (п. 3 ст. 401 ГК РФ):

  • вас подвели контрагенты;
  • на рынке не было нужных товаров;
  • у вас не было денег.

Сергей Коваль, адвокат:

Если введут карантин, арендатору нужно направить арендодателю уведомление о том, что он не выполнит обязанность по внесению арендной платы за период, на который введён запрет, потому что не может пользоваться помещением по причине непреодолимой силы, которой является такой-то запретительный акт госоргана.

Читайте также:  Особо тяжкие преступления согласно ук рф

Важный момент — обстоятельства непреодолимой силы обязательно должны возникнуть после заключения договора. Поэтому если вы заключите договор аренды уже во время действия карантина, то вы вряд ли сможете утверждать, что отказ от оплаты возможен из-за форс-мажора.

Если порекомендуют не работать

Второй из неблагоприятных сценариев — рекомендательные меры. В Москве Роспотребнадзор уже приказал сотрудникам кафе и ресторанов дезинфицировать дверные ручки каждый час и носить маски. Если вирус продолжит распространяться, власти могут ограничить количество посетителей общепита, работу в определённые часы или просто порекомендовать не ходить туда, где многолюдно.

Об уменьшении арендной платы в п. 4 ст. 614 ГК РФ

В этом случае эпидемия коронавируса вряд ли станет форс-мажором, поскольку нет важного признака — чрезвычайности. Но и при таких обстоятельствах можно просить арендодателя о скидке. Закон разрешает арендатору просить скидку, если в договоре были указаны условия, которые стали заметно хуже.

Разъяснения Верховного суда об арендной плате при аренде у муниципалитетаКак снизить аренду в три раза

Если к вам раньше приходили триста человек в день, а из-за рекомендации избегать общественные места стали приходить пятьдесят, выручка упадёт в разы. Но в договоре аренды не сказано, сколько человек в день должно к вам заходить, то есть ухудшилось условие, которого нет в договоре. В этом случае всё равно можно сослаться на п. 4 ст. 614 ГК РФ и просить снижения арендной платы.

Если хотите скидку, направьте владельцу помещения уведомление о снижении арендной платы сразу после того, как появятся рекомендации, которые повлияют на ваш бизнес. Помните, что закон не обязывает собственника снижать цену. Это всегда вопрос договорённостей. Если договориться не удалось, можно попробовать сбить цену через суд.

Сергей Коваль, адвокат:

Лучше подать уведомление, чем ничего не делать. П. 4 ст. 614 Гражданского кодекса — это единственная норма, которая позволяет начать переговоры с арендодателем о снижении цены, хотя строго формально речь там действительно о другом. Но ни на какие другие нормы сослаться, к сожалению, нельзя.

При наличии такого уведомления вам будет легче в суде. У вас хотя бы будет последовательная правовая позиция, и уведомление будет являться доказательством по делу.

Естественно, судебная практика по такому вопросу отсутствует.

Вместе с тем, есть разумные основания полагать, что суд при споре может учесть экстраординарность ситуации и её массовый характер и применит расширительное толкование нормы.

  1. В любом договоре есть пункт про форс-мажор. Эпидемии относятся к форс-мажорам.
  2. Если в России введут строгий карантин, есть шанс избежать ответственности за неуплату аренды. Важно сразу после объявления карантина направить арендодателю уведомление.
  3. Если власти лишь порекомендуют избегать массовых скоплений людей, это нельзя считать форс-мажором, даже если ваша выручка упадёт в разы. Но в этом случае можно направить владельцу помещения уведомление о снижении платы за аренду. Если договориться не удалось, можно попробовать снизить цену через суд.

Автору помогал адвокат Сергей Коваль.

Статья основана на позиции конкретного юриста, которая может не совпадать с мнением его коллег.

Блоги / Полина Габай: Коронавирус, форс-мажор и его влияние на договоры аренды

Разъяснения Верховного суда об арендной плате при аренде у муниципалитета Разъяснения Верховного суда об арендной плате при аренде у муниципалитета Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru

Пандемия коронавируса поставила перед гражданами и бизнесом ряд новых организационных и юридических проблем. Намеренно избегая неподъемную тему экономического кризиса, коснусь лишь наиболее практических вопросов, в частности отношений по поводу аренды недвижимости. Можно ли считать коронавирус обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), как это влияет на договоры аренды и главное, какие могут быть санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение текущих обязательств.

Понятие форс-мажора и условий непреодолимой силы

Гражданский кодекс РФ постулирует не только свободу, равенство и добросовестность участников правоотношений (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 307 ГК РФ), но и рисковость любой предпринимательской деятельности.

Между тем, это не означает, что деятельность участников гражданских правоотношений можно рассматривать в отрыве от контекста текущей политической, социальной и экономической обстановки.

Да, по общему правилу они не влияют на исполнение гражданско-правовых обязательств, но в отдельных случаях все же принимаются во внимание.

Одним из наиболее ярких случаев такого плана выступают как раз обстоятельства непреодолимой силы или форс-мажор, позволяющие избежать или как минимум рассчитывать на освобождение от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Однако ГК РФ не дает однозначного определения обстоятельствам непреодолимой силы, но неоднократно указывает на них применительно к отдельным гражданско-правовым институтам (осуществление прав на ценные бумаги, приостановление течения срока исковой давности и т.д).

Не содержит ГК РФ и перечня обстоятельств непреодолимой силы, однако в п. 3 ст. 401 ГК РФ дает их квалифицирующие признаки: чрезвычайность и непредотвратимость, которые достаточно подробно разъяснены Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7.

Так, требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Непредотвратимым в свою очередь признается обстоятельство, при котором любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Конкретный же перечень обстоятельств непреодолимой силы можно найти в Положении о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой РФ обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), утв.

постановлением Правления ТПП РФ от 23.12.2015 № 173-14 , которое применяется при исполнении внешнеторговых сделок.

Массовые заболевания (эпидемии) отнесены данным Положением к обстоятельствам непреодолимой силы.

Таким образом, вполне обоснованным представляется вывод о том, пандемия коронавируса является чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством и может быть признана форс-мажором.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены постановлением N 582

  • Позиция Верховного Суда РФ: основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены постановлением N 582 и являются общеобязательными
  • ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
    от 12 мая 2016 г. N 25-АПГ16-1

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Барулевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Шипиловой Л.Н. о признании недействующим решения Совета муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области пятого созыва от 11 августа 2010 г. N 70 «Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Харабалинский район» в части
по апелляционной жалобе Совета муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области пятого созыва на решение Астраханского областного суда от 1 февраля 2016 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д.

, представителя Совета муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области пятого созыва и администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области по доверенности Лялина А.А.

, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит отмене в части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Шипилова Л.Н. обратилась в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о признании пункта 1 приложения N 1 к решению Совета муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области от 11 августа 2010 г.

N 70 «Об утверждении базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Харабалинский район» (далее — решение Совета муниципального образования от 11 августа 2010 г. N 70) не действующим со дня его принятия.

Пунктом 1 приложения N 1 «Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель — «земли сельскохозяйственного назначения» к решению Совета муниципального образования от 11 августа 2010 г. N 70 установлены базовые ставки арендной платы за использование земель сельскохозяйственного назначения (пашни) в размере 45,9%.

В обоснование своих требований заявитель сослалась на то, что установление ставки арендной платы в указанном размере не соответствует принципу экономической обоснованности, закрепленному в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г.

N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее — постановление N 582).

Решением Астраханского областного суда от 1 февраля 2016 г. заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе Совет муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области пятого созыва просит отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Полагает, что базовая ставка, принятая оспариваемым нормативным правовым актом, является экономически обоснованной.

Указывает на то, что муниципальное образование при подготовке базовых ставок ориентировалось на действующие ставки в иных муниципальных образованиях поскольку ни на федеральном уровне, ни на уровне Астраханской области, не установлена какая-либо методика экономического обоснования базовых ставок арендной платы за использование земельных участков.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Шипиловой Л.Н. представлены возражения.

  1. Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
  2. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
  3. Исходя из положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (подлежащего применению на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

При этом общие принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавший в период принятия оспариваемого нормативного правового акта).

Данное положение закреплено и в статье 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (вступившей в силу с 1 марта 2015 г.

), согласно которой размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее — Основные принципы) установлены постановлением N 582 и являются общеобязательными.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г.

N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Проверяя доводы административного истца относительно соблюдения утвержденных постановлением N 582 Основных принципов определения арендной платы при принятии оспариваемого решения, суд первой инстанции установил, что при принятии данного решения не определялась доходность земельных участков рассматриваемого вида разрешенного использования, не проведено экономического обоснования. С учетом этого, суд сделал правомерный вывод, что в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, установление в пункте 1 приложения к данному решению базовой ставки для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за использование земель сельскохозяйственного назначения (пашни) в размере 45,9%, не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Вместе с тем решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г.

N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Читайте также:  Индоссамент на векселе -что это, его виды

Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, порождая правовые последствия. Кроме того, решением Совета муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области от 29 марта 2016 г.

N 124 внесены изменения в решение Совета муниципального образования от 11 августа 2010 г. N 70, в частности в пункт 1 приложения N 1 к решению: базовая ставка арендной платы «45,9%» заменена на «19,74%».

Согласно пункту 2 упомянутого решения базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Харабалинский район», из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», утвержденные решением Совета муниципального образования от 11 августа 2010 г. N 70, применяются с 1 января 2016 г. с учетом внесенных изменений. В связи с указанными обстоятельствами, оспариваемое положение нормативного акта подлежит признанию недействующей с 1 января 2016 г.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Астраханского областного суда от 1 февраля 2016 г. изменить.

Признать пункт 1 приложения N 1 «Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» к решению Совета муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области от 11 августа 2010 г. N 70 недействующим с 1 января 2016 г.

Закон «с арендными каникулами» есть, осталось малое… собрать, доказательства невозможности использовать имущество — Право на vc.ru

​ООО «Галифанов, Мальков и партнёры» www.1-tm.ru. На фотографии Партнёр, руководитель юридического отдела Сусалёва Татьяна и юрист Пивень Елена.

Сусалёва Татьяна, Партнёр, руководитель юридического отдела компании «Галифанов, Мальков и партнёры»

Всем неравнодушным известно, что 1 апреля 2020 г.

принят ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 98-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ» (далее — Закон).

Статья 19 Закона определяет следующее:

1.

Установить, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2.

Размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.

3.

Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.

Что остается за кадром нормы, неурегулировано, а значит, находится в зоне неизвестности и сумрака:

1. На каких конкретно арендаторов распространяется эта норма: всех или особых, — из текста установить нельзя, из чего предварительно мы считаем, что видимо на всех. Тогда почему требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации?

2. Срок указанной в п.1 статьи 19 Закона отсрочки законодатель пока не установил, нет ни минимального, ни максимального предела. Это значит, что все первично отдается на откуп сторонам договора аренды, а далее, видимо, суду. Или мы все замираем в ожидании установления требований Правительством Российской Федерации.

3. Также стоит отметить, что в п.1 статьи 19 Закона есть право арендатора и обязанность арендодателя, что уже хорошо. Плохо, что ответственность арендодателя за незаключение такого дополнительного соглашения пока тоже туманна. На ум приходит ответственность в виде понуждения заключить дополнительное соглашение уже только по решению суда. А суд, как мы знаем, — это дело не быстрое.

4. В то же время в п.

3 статьи 19 Закона все еще хуже, -есть право арендатора требовать уменьшения арендной платы, а вот обязанности арендодателя исполнить это требование, срок заключения соглашения об уменьшении арендной платы, не указаны.

Нет и отсылок к требованиям, которые установит Правительство Российской Федерации. Это значит, что все эти нюансы будут пытаться урегулировать стороны договора аренды в соглашении, упомянутом в п.2 статьи 19 Закона.

А соглашение — дело тонкое.. зависит от согласия обеих сторон, которое, не всегда легко достичь.

НО вернемся к теме сбора доказательств.

Итого, мы имеем различные документы в регионах, большая часть которых именуется «о введении режима повышенной готовности» (так и будем впредь их называть). Само наличие этого документа, как и наличие признанного факта пандемии, как и признание короновируса обстоятельством непреодолимой силы нам ровным счетом ничего не дает.

Правильно! Причинно-следственная связь между наличием решения о введении режима повышенной готовности и нашей невозможностью пользоваться имуществом.

А для этого нужно собирать доказательства уже сейчас, пока на каждой странице Интернет-новостей и официальных страницах наших государственных органов и первых лиц весит информация о запретах, ограничениях, штрафах за несоблюдение и т.д. Пока на дверях торговых и бизнес центров есть запрещающие таблички.

Собирайте доказательства, друзья, что Вы не могли пользоваться арендованным имуществом! Что Вы и Ваши сотрудники не в категории лиц, на которые ограничения по работе не распространяются.

Это поможет Вам в аргументации Ваших требований и судебных процессах, если до них дойдет.

Делайте, сохраняйте, фиксируйте:

-скриншоты страниц Интернет – правильные, — чтоб и строка была адресная, и дата, и время скриншота, и так до физического окончания страницы;

-постановления, указы, разъяснения государственных органов по вопросам применения ограничительных мер (передвижения, деятельности и т.д.);

-сообщения от Ваших арендодателей;

— сообщения на сайтах Бизнес центров и Торговых центров;

— новостные ленты о принудительном закрытии продолживших работать субъектов предпринимательской деятельности, аналогичных Вам;

-предписания местных властей;

— да в целом ВСЁ, что прямо и косвенно подтверждает, что использовать арендованное имущество было невозможно.

Параллельно, друзья, пишите письма с предложениями и уведомления арендодателям. Договаривайтесь!

И в завершении немножечко по смежной теме. Если же дело не в невозможности использовать имущество, а в неисполнении других обязательств, по другим договорам, и Вы хотите сослаться на обстоятельства непреодолимой силы, уже сейчас шлите контрагенту уведомление о форс-мажоре.

Можете четко указать какие обязательства, в каком объеме, до какого срока невозможно исполнить, — отлично, пишите, отправляйте.

Не можете пока подсчитать, понять, -пишите предварительное уведомление с указанием, что как только сможете оценить масштаб неисполнения, то направите повторное уведомление об обстоятельствах непреодолимой силы. И ОБЯЗАТЕЛЬНО НАПРАВЬТЕ.

И, конечно, собирайте доказательства причинно-следственной связи уже сегодня, без них Вы и здесь не сможете ссылаться на форс-мажор, а значит, поймаете ответственность за неисполнение договорных обязательств.

Юрист: «Отсрочка арендной платы на время режима повышенной готовности рекомендована Правительством РФ»

Юридические возможности малого бизнеса оценивает эксперт Федеральной палаты адвокатов РФ, зампредседателя экспортно-методической комиссии Адвокатской палаты Новосибирской области, кандидат юридических наук Олеся Серьезнова.

— Имеют ли право представители малого бизнеса — магазины, салоны, работающие в крупных ТРЦ, на отсрочку или отмену арендной платы в связи с нынешней ситуацией? Ведь они закрыты и фактически не работают? Имеет ли право арендодатель отказать в отсрочках малому бизнесу?

— Я рекомендую всем обратить внимание на информацию, которая размещена на сайте Торгово-промышленной палаты РФ от 24 марта 2020 года. Там даны ответы на многие вопросы предпринимателей, в том числе и на вопрос, имеет ли арендатор право на отмену арендной платы на период, когда его предприятие (организация) не может осуществлять свою деятельность.

Из ответа следует, что обстоятельства, которые сложились на сегодняшний день, не относятся к ситуации форс-мажора.

В соответствии с судебной практикой, законодательство, применяемое к «обстоятельствам непреодолимой силы», не предусматривает отнесение к форс-мажорным обстоятельствам предпринимательских рисков ухудшение экономического состояния предприятия, финансово-экономических кризисов, изменение курсов валют и т. д. То есть, в вышеуказанных случаях Торгово-промышленная палата рекомендует предпринимателям проводить переговоры с контрагентами по изменению условий заключенного договора.

В рамках этой концепции действует и Постановление правительства РФ №439, которое принято 3 апреля 2020 года. В нем установлены требования к условиям и срокам отсрочки арендной платы (по договору аренды недвижимого имущества).

Данное постановление распространяет свое действие на виды имущества не только относящегося к государственной или муниципальной собственности, но и к частной собственности тоже.

В этом постановлении правительство рекомендует, подчеркиваю, именно рекомендует арендаторам рассматривать вопрос об изменении сроков внесения платежей по арендной плате с учетом того, что ситуация в экономике на сегодняшний день непростая.

Согласно постановлению правительства, арендаторов предлагается освободить от арендной платы на время действия режима повышенной готовности или ЧС. После окончания действия таких режимов арендаторы смогут платить 50% до определенного срока (например, до октября 2020 года).

  • А гашение дальнейшей задолженности, которая возникла за предыдущий период по арендной плате, предполагается в течение 2021 года.
  • Вопрос, связанный с отсрочкой, рассрочкой и прочими изменениями, связанными с арендной платой, можно решить по воле сторон, заключивших договор аренды.
  • Боюсь, что говорить о полном освобождении от арендной платы не получится.

Если дело дойдет до судебных разбирательств, то каждая ситуация будет рассматриваться индивидуально. При этом арендатор имеет полное право обратиться в Торгово-промышленную палату РФ (в субъекте федерации).

Сейчас арендатору необходимо получать документы, которые подтверждают, что сложившаяся на сегодняшний день ситуация относится к факторам форс-мажора.

Это в дальнейшем облегчит процесс доказывания в суде позиции предпринимателя, связанной с невозможностью своевременного и в полном объеме внесении арендной платы.

— Сейчас у нас в регионе действует режим повышенной готовности из-за опасности распространения коронавирусной инфекции. Это может рассматриваться как форс-мажорное обстоятельство? Что в этом случае предприниматель сферы малого бизнеса может попросить, если он арендует площади в торговом центре?

— Такие предприниматели могут обратиться к своему арендодателю с просьбой о том, чтобы заключить дополнительное соглашение к договору, который будет предусматривать отсрочку уплаты арендной платы. У арендодателя с момента такого обращения в соответствии с постановлением правительства РФ возникает обязанность в течение 30 дней со дня обращения арендатора рассмотреть его и принять решение.

  1. То есть, либо они заключат дополнительное соглашение к договору и пересмотрят его условия, либо арендодатель может отказать.
  2. Тогда у арендатора останется только одна перспектива — идти в суд и отстаивать там свою правоту.
  3. — А можно просто расторгнуть договор аренды?

— Нет. На расторжение договора также нужна соответствующая процедура, предусмотренная Гражданским кодексом РФ. Расторжение договора может происходить либо по соглашению сторон, либо по решению суда.

При этом возможно в случае, когда для сторон настолько изменились обстоятельства (из которых стороны исходили ранее, заключая этот договор), что они в значительной степени лишились или лишаются того, на что стороны были вправе рассчитывать, заключая такой договор.

И вот здесь, как раз для доказательства существенного изменения обстоятельств, стороны могут использовать документ из Торгово-промышленной палаты, что для конкретного арендатора сложились форс-мажорные обстоятельства. Порядок решения вопроса должен быть именно таким: сначала добровольно, если нет, тогда в судебном порядке.

Читайте также:  Договор купли-продажи дома с земельным участком - образец

— Введение режима ЧС изменит ситуацию?

— Кардинально. В случае режима ЧС, как я полагаю, будет введен мораторий на выполнение ряда обязательств сторон — они в этом случае будут освобождаться от ответственности за нарушение принятых на себя обязательств.

Напоминаю, что необходимо обратить внимание и на налоговые льготы, которые уже введены федеральными властями и разрабатывались на местном уровне. Кроме того, на рассмотрении находится и другие меры поддержки бизнеса. Это меры, связанные с экономической поддержкой малого и среднего бизнеса со стороны банковского сектора. Думаю, они получат в скором времени нормативное закрепление.

От редакции

Все последние новости о коронавирусе в режиме онлайн: статистика, карта распространения, симптомы болезни, борьба против пандемии и ее экономические последствия — в нашей рубрике «Коронавирус».

Позиция ФАС России и Минэкономразвития России по вопросу об определении размера арендной платы при заключении на новый срок договора аренды государственного или муниципального имущества с отдельными категориями арендаторов

Позиция ФАС России и Минэкономразвития России по вопросу об определении размера арендной платы при заключении на новый срок договора аренды государственного или муниципального имущества с отдельными категориями арендаторов.

В связи с поступающими обращениями о применении положений Федерального закона от 26 июля 2006 г.

N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) об определении размера арендной платы при заключении на новый срок договоров аренды государственного и муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и социально ориентированными некоммерческими организациями (далее — НКО) Минэкономразвития России и ФАС России сообщают.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлены требования к порядку передачи прав владения и (или) пользования (в том числе права аренды) в отношении государственного и муниципального имущества.

Указанной нормой предусмотрена возможность передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества по общему правилу только по результатам проведения торгов (конкурса или аукциона).

В то же время в частях 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции закреплены случаи, когда передача права аренды в отношении государственного и муниципального имущества возможна без проведения процедуры торгов.

Статья 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г.

N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности) требует обязательного проведения оценки объектов оценки при вовлечении в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, при определении стоимости объектов оценки в целях их передачи в аренду. При этом в силу статьи 5 Закона об оценочной деятельности право аренды является объектом оценки.

Вместе с тем, согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 г.

N 92, если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной.

Также в соответствии с указанным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, если законом или иным нормативным актом установлено лишь обязательное привлечение независимого оценщика (обязательное проведение независимым оценщиком оценки объекта оценки), непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица — незаконным, решения органа юридического лица — не имеющим юридической силы.

Таким образом, по общему правилу органы власти и местного самоуправления при передаче государственного и муниципального имущества в аренду вправе устанавливать размер ставки арендной платы, отличающийся от рыночной стоимости, определенной оценщиком (ниже или выше ее уровня).

Для случаев заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества на торгах органы власти и местного самоуправления по собственному усмотрению устанавливают в качестве начальной (минимальной) цены договора арендную плату или плату за заключение договора, размер которых определяется в ходе проведения конкурса или аукциона.

Пунктом 1 части 9 статьи 17.

1 Закона о конкуренции предусмотрено, что размер арендной платы по заключаемому на новый срок договору аренды государственного или муниципального имущества определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о развитии МСП) органы власти и местного самоуправления оказывают имущественную поддержку субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Такая поддержка осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с федеральными, региональными или муниципальными программами развития субъектов МСП.

В силу статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон об НКО) органы власти и местного самоуправления вправе оказывать имущественную поддержку социально ориентированным НКО путем передачи государственного или муниципального имущества (в том числе по льготным ставкам арендной платы).

Таким образом, Законом о развитии МСП и Законом об НКО установлены особые условия предоставления государственного и муниципального имущества субъектам МСП, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и социально ориентированным НКО. В частности, указанным категориям лиц государственное или муниципальное имущество может быть передано, в том числе на новый срок, по льготным (отличным от рыночных) ставкам арендной платы.

  • В связи с изложенным при заключении на новый срок договоров аренды государственного или муниципального имущества с субъектами МСП, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и социально ориентированными НКО в рамках предусмотренной Законом о развитии МСП и Законом об НКО поддержки указанных лиц размер арендной платы может определяться в том числе без учета оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.
  • Заместитель Министра
  • экономического развития
  • Российской Федерации

Е.И.ЕЛИН

Заместитель руководителя

ФАС России

А.Б.КАШЕВАРОВ

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158590/

© КонсультантПлюс, 1992-2014

Позиция ФАС России и Минэкономразвития России по вопросу об определении размера арендной платы при заключении на новый срок договора аренды государственного или муниципального имущества с отдельными категориями арендаторов.

В связи с поступающими обращениями о применении положений Федерального закона от 26 июля 2006 г.

N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон о защите конкуренции) об определении размера арендной платы при заключении на новый срок договоров аренды государственного и муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и социально ориентированными некоммерческими организациями (далее — НКО) Минэкономразвития России и ФАС России сообщают.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлены требования к порядку передачи прав владения и (или) пользования (в том числе права аренды) в отношении государственного и муниципального имущества.

Указанной нормой предусмотрена возможность передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества по общему правилу только по результатам проведения торгов (конкурса или аукциона).

В то же время в частях 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции закреплены случаи, когда передача права аренды в отношении государственного и муниципального имущества возможна без проведения процедуры торгов.

Статья 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г.

N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее — Закон об оценочной деятельности) требует обязательного проведения оценки объектов оценки при вовлечении в сделку объектов, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, при определении стоимости объектов оценки в целях их передачи в аренду. При этом в силу статьи 5 Закона об оценочной деятельности право аренды является объектом оценки.

Вместе с тем, согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 г.

N 92, если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной.

Также в соответствии с указанным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, если законом или иным нормативным актом установлено лишь обязательное привлечение независимого оценщика (обязательное проведение независимым оценщиком оценки объекта оценки), непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица — незаконным, решения органа юридического лица — не имеющим юридической силы.

Таким образом, по общему правилу органы власти и местного самоуправления при передаче государственного и муниципального имущества в аренду вправе устанавливать размер ставки арендной платы, отличающийся от рыночной стоимости, определенной оценщиком (ниже или выше ее уровня).

Для случаев заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества на торгах органы власти и местного самоуправления по собственному усмотрению устанавливают в качестве начальной (минимальной) цены договора арендную плату или плату за заключение договора, размер которых определяется в ходе проведения конкурса или аукциона.

Пунктом 1 части 9 статьи 17.

1 Закона о конкуренции предусмотрено, что размер арендной платы по заключаемому на новый срок договору аренды государственного или муниципального имущества определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее — Закон о развитии МСП) органы власти и местного самоуправления оказывают имущественную поддержку субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Такая поддержка осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с федеральными, региональными или муниципальными программами развития субъектов МСП.

В силу статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее — Закон об НКО) органы власти и местного самоуправления вправе оказывать имущественную поддержку социально ориентированным НКО путем передачи государственного или муниципального имущества (в том числе по льготным ставкам арендной платы).

Таким образом, Законом о развитии МСП и Законом об НКО установлены особые условия предоставления государственного и муниципального имущества субъектам МСП, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и социально ориентированным НКО. В частности, указанным категориям лиц государственное или муниципальное имущество может быть передано, в том числе на новый срок, по льготным (отличным от рыночных) ставкам арендной платы.

В связи с изложенным при заключении на новый срок договоров аренды государственного или муниципального имущества с субъектами МСП, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и социально ориентированными НКО в рамках предусмотренной Законом о развитии МСП и Законом об НКО поддержки указанных лиц размер арендной платы может определяться в том числе без учета оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.

Заместитель Министра

экономического развития

Российской Федерации

Е.И.ЕЛИН

Заместитель руководителя

ФАС России

А.Б.КАШЕВАРОВ

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158590/
© КонсультантПлюс, 1992-2014

 

полная версия статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *