Разработан проект закона о промышленной безопасности

По следам резонансных аварий на предприятиях Татарстана руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров вновь вынес на публичное обсуждение тему поправок в федеральный закон «О промышленной безопасности». Призванный реформировать технический надзор в этой сфере, документ разрабатывается ведомством уже почти год, но недавно набрал сотни замечаний — в федеральном Минэкономразвития на этапе оценки его регулирующего воздействия.

К разработке нового закона «О промышленной безопасности» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) приступила осенью 2018 года. Основанием для документа являются некоторые пункты плана мероприятий по реализации Основ государственной политики России в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

Как сообщил руководитель рабочей группы, директор Фонда поддержки научных исследований в области промышленной безопасности им. Я.

Брюса Андрей Печеркин, группа планирует в этом году заняться разработкой конкретных формулировок по изменению 116-ФЗ (либо редакции статей нового законопроекта).

Изменения должны коснуться оценки соответствия, экспертизы промышленной безопасности, технического диагностирования, продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах, аудита промышленной безопасности. Надзор должен стать проще и понятнее, избавиться от устаревших норм и требований — в рамках «регуляторной гильотины». По плану готовый документ должен быть вынесен на рассмотрение Госдумы уже в декабре 2019 года.

Об одном из ключевых нововведений разрабатываемого документа рассказал на днях руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров. «Ситуация связана с тем, что сегодня большинство гендиректоров и главных инженеров ничего не решают. Решают акционеры, совет директоров.

Не зря в проекте нового закона «О промышленной безопасности» должна появиться ответственность собственника предприятия за те проблемы, которые возникают на его объекте.

Сейчас он стоит в стороне, дал деньги на модернизацию и промышленную безопасность или нет, вопросы возникают пока только к руководству предприятия, а ведь все зависит от этого прежде всего: что требует собственник — только финансовый результат и технологический», — заявил он в интервью изданию business-gazeta.ru.

Разработан проект закона о промышленной безопасности«В проекте нового закона «О промышленной безопасности» должна появиться ответственность собственника предприятия за те проблемы, которые возникают на его объекте», — рассказал Борис Петров. Фото tatarstan.ru

Могут быть затронуты интересы более 74 000 организаций

Ростехнадзор внес проект нового закона в федеральное правительство. Документ получил оценку регулирующего воздействия в Минэкономразвития, которое совместно с представителями целого ряда предприятий подготовило свой отзыв.

«Целью законопроекта является исключение устаревших и избыточных требований, актуализация и адаптация положений законодательства в области промышленной безопасности к современным условиям ведения предпринимательской деятельности, создание правового механизма бессанкционного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, уточнение классификации и категорирования соответствующих объектов. В соответствии с пунктом 7.1 сводного отчета предлагаемым законопроектом могут быть затронуты интересы более 74 000 организаций, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов», — отметили специалисты ведомства Максима Орешкина.

Со 2 по 9 августа 2019 года были проведены публичные консультации по проекту акта, по итогам которых в Минэкономразвития России поступили позиции Союза недропользователей России, АО «Архангельский ЦБК», АО «Газпром газораспределение Пенза», АО «РСК «МиГ», АО «Теплокоммунэнерго», ООО «ЦКС», ООО «Иркутская нефтяная компания», не содержащие замечаний и предложений в отношении законопроекта, а также позиции Министерства экономического развития Новосибирской области совместно с исполнительными органами власти Новосибирской области, а также с субъектами предпринимательской деятельности (АО «НАРЗ», АО «НМЗ «Искра», АО «Сибирский антрацит», АО «Новосибирский приборостроительный завод», ФКП «Анозит»), ассоциации «Русская сталь», ассоциации «Совет производителей энергии», союза «Объединение вагоностроителей», комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности, АО «Мосгаз», АО «Нефтегазхолдинг», АО «ОДК», АО «Ростовводоканал», АО ХК «СДС-Уголь», ООО «СИБУР», ООО «Сибирская генерирующая компания», ПАО АНК «Башнефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «МОЭК», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «РусГидро», ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина, ПАО «Фортум», которые частично учтены в заключении.

«Предлагается исключить указанное положение законопроекта»

Озвученный Борисом Петровым тезис об ответственности собственников предприятий за промбезопасность лежит в трактовке части 3 статьи 24 законопроекта.

Формулировка там такая: «Работники организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, ответственные за осуществление производственного контроля, также представляют сведения о состоянии промышленной безопасности учредителям (участникам) таких организаций».

Эксперты дали на это отзыв: «Предлагаемая редакция части 3 статьи 24 вводит необоснованные избыточные обязанности для работников организаций, осуществляющих производственный контроль, выполнение их крайне затруднительно.

Предоставление всей необходимой информации регулируется корпоративным правом, а также в установленных в соответствующих организациях корпоративных процедурах и не может являться предметом данного законопроекта.

Предлагается исключить указанное положение законопроекта».

Разработан проект закона о промышленной безопасностиПо мнению специалистов Минэкономразвития, целесообразно исключить указанное положение, поскольку данная норма, устанавливающая дополнительный непрофильный контроль, является избыточной. Фото TVC.ru / Андрей Гуцков

По мнению специалистов Минэкономразвития, целесообразно исключить указанное положение, поскольку данная норма, устанавливающая дополнительный непрофильный контроль, является избыточной.

У некоторых компаний, эксплуатирующих опасные производственные объекты, могут быть сотни и даже тысячи участников (акционеров). Например, можно купить акции компании на бирже. Надлежащее уведомление о состоянии промбезопасности на объектах всех таких собственников выльется в гигантские затраты для компании. И самое главное, непонятно, что это даст.

Десятки, сотни и даже тысячи собственников и номинальных держателей торгующихся на рынке акций какого-нибудь крупного предприятия должны будут получать информацию о состоянии промбезопасности, но они не могут нести ответственность за последствия возможных аварий на предприятии, акции которого они приобрели.

Так в чем же тогда цель такого «информирования», если подавляющее большинство акционеров компании рассматривают приобретение акций как выгодный способ вложения своих средств и ничего не понимают ни в производстве, ни в промбезопасности.

А чем такое «нововведение» обернется для самого предприятия? Как акционерное общество должно узнать, кто в данный момент является его «акционерами, участниками, учредителями», если его акции ежедневно продаются и покупаются? Куда и кому направлять? Дойдет ли эта информация до адресата? Будет ли она прочитана и понята адресатом? Или все превратится в обременительную для предприятия формальность, не несущую никаких положительных эффектов для безопасности производства? Хуже может быть только ситуация, когда непрофессионалы начнут путаться, указывать руководству предприятия, что и как нужно «улучшить» в этой сфере.

Что должен будет собственник, например, 100 акций «Газпрома» делать с информацией о состоянии промбезопасности «национального достояния»? И в чем должна заключаться его ответственность? Как Ростехнадзор будет устанавливать этих самых акционеров, если доступ к реестрам ограничен в силу закона? И самое главное, непонятно, как отреагирует фондовый рынок на нововведения, которые будут налагать на инвесторов обязанности по контролю за деятельностью предприятий, акциями которых они владеют?

Вдобавок принятие законопроекта в предлагаемой редакции потребует принятия 13 постановлений правительства Российской Федерации и разработки более 50 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Разработан проект закона о промышленной безопасностиСможет ли Ростехнадзор предложить четкий механизм контроля в этой сфере? Не превратится ли в этой части «регуляторная гильотина» из инструмента сокращения избыточного надзора в оружие для обезглавливания предприятий? Фото sovet-suralgosnadzor.ru

В итоге проект закона рекомендовано вернуть разработчику, поскольку в нем «выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».

Отзыв Минэкономразвития по оценке регулирующего воздействия законопроекта занимает 80 страниц. Замечаний и предложений в нем — 395 (!), многие из которых предлагают разработчику дополнить, конкретизировать или исключить те или иные положения из предлагаемого законопроекта.

Внесенный Ростехнадзором проект закона «О промышленной безопасности» можно посмотреть здесь.

Отзыв Минэкономразвития и экспертов отрасли — здесь.

Очевидно, что новый закон «О промышленной безопасности» нужен — и для снижения избыточной административной нагрузки на бизнес, и для нивелирования угрозы техногенных катастроф и трагедий на опасных производствах.

Но сможет ли Ростехнадзор предложить четкий механизм контроля в этой сфере? Не превратится ли в этой части «регуляторная гильотина» из инструмента сокращения избыточного надзора в оружие для обезглавливания предприятий? Будет ли расширен и дополнен раздел, посвященный профессиональной подготовке кадров, и какой вклад в это готово сделать само ведомство?

«Реальное время» будет следить за развитием событий.

Промышленность

Проект федерального закона «О промышленной безопасности»

Ростехнадзор подготовил проект федерального закона «О промышленной безопасности» взамен действующего ФЗ №116.

Разработан проект закона о промышленной безопасности

  • На данный момент проект закона прошел оценку регулирующего воздействия и подготовлено заключение об ОРВ.
  • Ознакомится с проектом закона и экспертизой ОВР можно на сайте «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫХ АКТОВ»
  • Заключение оценки регулирующего воздействия подготовил Минэкономразвития России. ОРВ составлена на основе публичных консультаций с получением 40 отзывов от:
  1. Министерства экономического развития Новосибирской области совместно с исполнительными органами власти Новосибирской области, а также с субъектами предпринимательской деятельности (АО «НАРЗ», АО «НМЗ «Искра», АО «Сибирский Антрацит», АО «Новосибирский приборостроительный завод», ФПК «Анозит»);
  2. Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности;
  3. Ассоциации Мособлтеплоэнерго совместно с МУП «Тепло Коломны»;
  4. Ассоциации «Совет производителей энергии»;
  5. Ассоциации «Русская Сталь»;
  6. Союза недропользователей России;
  7. Союза «Объединение вагоностроителей»;
  8. АО «Архангельский ЦБК»;
  9. АО «Антипинский НПЗ»;
  10. АО «Газпром газораспределение Пенза»;
  11. АО «Газпром газораспределение Саратовская область»;
  12. АО «Мытищинская теплосеть»;
  13. АО «МОСГАЗ»;
  14. и т.д.

ОРВ содержит замечания и рекомендации почти ко всем пунктам проекта закона «О промышленной безопасности». Многие озвученные замечания актуальны и к действующей редакции закона промышленной безопасности ФЗ№116.

В частности затронуты вопросы:

  • неоднозначность определений, приведенных в законе (например: техническое перевооружение, технические устройства и т.д.);
  • возможность возникновения опасных производственных объектов вне рамок регулирования закона «О градостроительной деятельности»;
  • проект закона затрагивает области регулирования другими федеральными законами, в частности ФЗ «О техническом регулировании».

По результатам ОРВ составлена сводная таблица результатов проведения публичных консультаций по законопроекту, содержащая 395 замечаний и (или) предложений.

Согласно ОРВ законопроект и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия» и другие, а также в ряд органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  Реорганизация ооо в форме слияния - пошаговая инструкция

При этом в планах Ростехнадзора было принятие закона до конца 2019 года. В случае если по результатам ОВР будет принято решение о необходимости внесения изменения в проект закона, сроки принятия закона скорее всего сдвинутся.

Следите за новостями вместе с нами: на сайте, вконтакте.

Новый закон о промышленной безопасности

07.04.2020

Последние поправки к Федеральному закону №116 о промышленной безопасности начали действовать в 2019 году.

Уже тогда было ясно, что частичных изменений недостаточно: необходим новый нормативный документ, разработанный с учётом всего накопленного опыта и требований международного законодательства.

Проект такого документа появился в 2020 году. На стадии обсуждения его внимательно изучили эксперты и представители крупных компаний, их замечания отражены в тексте.

Напомним, что предыдущий коренной переворот в законодательстве, регулирующем область промбезопасности, произошёл в 2013 году. Новая редакция ФЗ-116 позволила внедрить риск-ориентированный подход. В законе закрепили классификацию промышленных объектов по степени опасности и систему аттестации экспертов, а систему разрешений на применение технических устройств отменили.

Теперь введены понятия, которых в прежнем законе не было: например, аудит промышленной безопасности. Экспертизу промышленной безопасности заменили техническое освидетельствование и техническое диагностирование технических устройств. Есть и другие значимые нововведения.

Планируется, что закон вступит в силу 1 января 2021 года. Его положения распространятся на деятельность всех организаций, связанных с опасным производством, на территории РФ и на территориях, подпадающих под юрисдикцию РФ.

Обзор проекта нового закона

Первая статья заявляет областью правового регулирования промышленную безопасность (ПБ), а небезопасную эксплуатацию опасных производственных объектов (ОПО), как ранее.

Из второй статьи следует, что ПБ – это состояние защищенности промышленных объектов, обеспеченное технически и организационно. У ПБ есть определённые характеристики: стабильные параметры технологического процесса, сведенная к минимуму опасность аварии или инцидента, отсутствие угроз для жизни и здоровья, а также для имущества, если авария или инцидент всё же произойдут.

Как видим, внимание теперь сосредоточено на промышленном объекте, а это болееёмкое понятие, нежели «опасные производственные объекты».

В понятие «авария» теперь вошли: неконтролируемое разрушение зданий (ранее говорилось только о сооружениях ОПО), горных выработок, буровых скважин, передвижных технических устройств (ранее упоминались только технические устройства, применяемые на ОПО), падение их отдельных частей или недопустимая деформация. Как и прежде, сказано о неконтролируемых взрывах, горении, пролившихся металлических расплавах, выбросе опасных веществ. Добавлены загазирование или затопление горных выработок.

Конкретно названы последствия аварий: смерть, тяжкий вред здоровью, крупный ущерб, нарушен технологический процесс, загрязнение окружающей среды значительно превысило норму.

В законе закреплены два важных момента. Первый: необходимость технического расследования аварий на опасных технических устройствах и при ведении работ с взрывчатыми материалами промышленного назначения. Второй: к техническому расследованию аварий можно привлекать организации научно-технической поддержки, подчиненные федеральному органу исполнительной власти в области ПБ.

В понятие инцидента было решено включить все прочие отказы и повреждения, которые не привели к аварии.

Одно из базовых понятий закона – организация, эксплуатирующая ОПО. Это понятие расширили за счет иностранных юридических лиц, действующих на территории РФ.

Теперь рассмотрим очерченную законом деятельность, выделяя новые её виды.

Первыми названы действия, которые меняют состояние ОПО. Как и в прежнем ФЗ, это проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация, ликвидация.

Также названы действия с техническими устройствами, применяемыми на ОПО: изготовление, применение, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт. Добавлены модернизация, замена и вывод из эксплуатации.

Отдельно оговорены действия с передвижными техническими устройствами: изготовление, применение, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт, модернизация, консервация и вывод из эксплуатации. (Перечень таких устройств содержится в Приложении 2 к данному закону). Также отдельно говорится о сварочных работах на ОПО при ремонте и обслуживании передвижных технических устройств.

Ещё один вид деятельности – технические освидетельствование и диагностирование всех упомянутых устройств.

Далее идут: аудит системы управления промышленной безопасностью; обследования технического состояния зданий и сооружений ОПО; применение взрывчатых материалов промышленного назначения; маркшейдерские работы.

Аудитор в области ПБ даёт независимую оценку деятельности на ОПО. Он должен обладать специальными познаниями и подтвердить эти познания соответствующей аттестацией.

Замечания к проекту

Некоторые участники обсуждения предложили разграничить понятия «собственник ОПО» и «организация, эксплуатирующая ОПО», а также «собственник передвижного технического устройства» и «организация, эксплуатирующая устройство». Смысл предложения очевиден: следует разделить между собственником и эксплуататором обязанности за деятельность на объекте (с устройством) и ответственность за её последствия.

С другой стороны, вызвало вопросы разделение понятий «организация, эксплуатирующая ОПО» и «организация, эксплуатирующая передвижные технические устройства». Напрашивается неверный вывод о неопасности грузоподъемных машин и передвижных котельных установок, включенных в список упомянутых устройств.

Путаница смыслов возникла также из-за нового термина «грузоподъемные машины», заменившего «подъемные сооружения». Перечень грузоподъемных машин взяли из третьего пункта Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013.

При обсуждении проекта звучали предложения о другом, более исчерпывающем определении: стационарно установленные и самоходные грузоподъемные машины.

К категории передвижных технических устройств, согласно проекту, относятся машины, которые можно перемещать без – далее невразумительно – «несоразмерного ущерба их назначению». Формулировка требует пояснения и уточнения.

В перечне технических устройств упоминается аппаратура. Но, например, контрольно-измерительные приборы и автоматика, которые можно назвать аппаратурой, не являются техническими устройствами. Другой момент: не хватает перечня потенциально опасных технических устройств, которым можно руководствоваться при подаче сведений для регистрации ОПО.

Формулировку «техническое перевооружение ОПО» признали недостаточно корректной.

В проекте сказано о действиях, которые меняют технологический процесс на ОПО: использование новой технологии, полная или частичная автоматизация, модернизация или замена применяемых технических устройств.

Критики проекта считают, что необходимо сделать акцент на комплексе мер по переоснащению производства. Эта формулировка очень важна для предприятий, эксплуатирующих ОПО. В нынешнем виде она затруднит экспертизу документации при техническом перевооружении ОПО.

Перейдём к системам безопасности на ОПО. Существует документ, названный обоснованием безопасности ОПО, где собраны все результаты оценки ОПО с точки зрения рисков и угроз.

То есть, там учтены и риск аварии, и возможные её последствия, перечислены условия безопасной эксплуатации ОПО, требования к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации.

Этот документ даёт основания для контроля безопасности на данном объекте.

Согласно старому закону, организация, эксплуатирующая ОПО, должна была создать и содержать в пригодном состоянии специальные системы на случай аварии: для наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий. Таково было требование статьи 10, где говорилось о локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

Теперь каждый собственник ОПО фактически обязан финансировать разработку и внедрение системы для дистанционной проверки: такой системы, с помощью которой Ростехнадзор сможет следить за работой ОПО в режиме реального времени.

В перспективе онлайн-мониторинг заменит надзорные проверки ОПО, а те компании, которые сейчас установят систему для слежения, уже и сейчас будут избавлены от проверок и подачи сведений об организации производственного контроля (за соблюдением требований ПБ).

По мнению многих заинтересованных предприятий, установка подобных систем должна быть только добровольной.

Дело в том, что необходимое оборудование и программное обеспечение стоят дорого, для предприятия это будет дополнительная финансовая нагрузка, которая в итоге скажется на потребителе: расходы предприятия влияют на стоимость продукта.

Критики совершенно справедливо говорят о переносе ответственности с органа власти на собственника ОПО, тогда как функцию контроля должен обеспечить орган власти, а не собственник ОПО.

Вызвала замечания формулировка о вспомогательных горноспасательных командах. По мнению критиков, эта формулировка содержит избыточные требования. Создание упомянутой команды не целесообразно для организаций, которые добывают, например, песок и гравий в карьерах, бурят скважины и т.п.

Экспертизу ПБ заменили техническим диагностированием и освидетельствованием. Это верное решение. Сейчас экспертизу проводят, как правило, с одной целью: продлить срок службы технических устройств, зданий и сооружений.

Однако перед этой процедурой положено провести техническое диагностирование (ТД). По сути, одну и ту же оценку приходится произвести дважды.

После вступления в силу нового закона можно будет продлевать или не продлевать сроки эксплуатации на основании результатов ТД.

Притом специалист, аттестованный в экспертизе ПБ, пока – в переходный период – может заменять указанного новым законом специалиста по ТД.

Важное дополнение: при получении разрешения на новые взрывчатые вещества и изделия на их основе необходимо провести экспертизу этих веществ.

По предложению Ростехнадзора, орган исполнительной власти в области промышленной безопасности сможет устанавливать требования к изготовлению, хранению, транспортированию и применению взрывчатых материалов промышленного назначения в той части, которую не регулирует ТР ТС «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе».

Об аудите системы управления промышленной безопасности: следует понимать, что заказчик проводит такую процедуру добровольно и за свой счёт. Зато если учесть результаты аудита, составляя ежегодный план проверок и подготовки рекомендаций по устранению нарушений, это позволит избежать надзорных мероприятий и санкций за их нарушения.

Напоследок скажем о новых терминах. В тексте проекта содержатся определения этих терминов, в том числе есть определение маркшейдерских работ, однако не разъяснены следующие значимые термины: здания и сооружения, обследование зданий и сооружений, специалист по обследованию зданий и сооружений ОПО, прочие подобные.

Возврат к списку

Проект нового федерального закона «О промышленной безопасности»

Проект нового федерального закона «О промышленной безопасности»

В скором времени наступит большое изменение законодательства в области промышленной безопасности на ОПО, — готовится проект нового Федерального закона «О промышленной безопасности» взамен «старенького» 116-ФЗ. На портале Правительства РФ можно не только ознакомиться с проектом, но и поучаствовать в его обсуждении.

Следуя тексту пояснительной записки, новый закон «О промышленной безопасности» будет направлен на реализацию так называемой «регуляторной гильотины», чтобы отсечь неактуальные и труднореализуемые (зачастую ненужные) на практике требования.

Сфера применения нового закона

Новый закон будет регулировать следующие сферы деятельности:

  • проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасных производственных объектов;
  • изготовление, применение, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт, модернизация, замена и вывод из эксплуатации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, а также передвижных технических устройств;
  • техническое освидетельствование и техническое диагностирование технических устройств, применяемых на ОПО, и передвижных технических устройств;
  • проведение экспертизы промышленной безопасности;
  • аудит системы управления промышленной безопасностью;
  • обследование технического состояния зданий и сооружений опасных производственных объектов;
  • применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • ведение маркшейдерских работ;
  • выполнение сварочных работ на опасных производственных объектах, при ремонте и обслуживании передвижных технических устройств.
Читайте также:  Передаточный акт к договору купли-продажи квартиры: когда и как составлять, образец

Требования промышленной безопасности

Новый проект, так же, как и еще действующий в настоящее время 116-ФЗ регламентирует целый комплекс требований промышленной безопасности к эксплуатирующим организациям:

  • лицензирование отдельных видов деятельности;
  • регистрация и классификация ОПО;
  • общие требования промышленной безопасности, таких как, например, обеспечение укомплектованности штата работников ОПО, осуществление производственный контроль, обеспечение наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами, создание системы управления промышленной безопасностью и много другое;
  • требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта
  • требования промышленной безопасности к эксплуатации зданий и сооружений опасных производственных объектов;
  • требования к техническим устройствам;
  • требования по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • разработка декларации промышленной безопасности;
  • подготовка и аттестация работников в области промышленной безопасности;
  • специальные требования промышленной безопасности, такие как, например, требования промышленной безопасности к передвижным техническим устройствам, к применению взрывчатых материалов промышленного назначения, к ведению маркшейдерских работ, к проведению сварочных работ на опасных производственных объектах, при ремонте и обслуживании передвижных технических устройств;
  • аудит системы управления промышленной безопасностью;
  • проведение экспертизы промышленной безопасности;
  • техническое расследование причин аварии и многое другое.

В случае одобрения закона он вступит в силу с 1 января 2021 года. 

Ростехнадзор ведет разработку законопроекта «О промышленной безопасности»

Ростехнадзор ведет разработку законопроекта «О промышленной безопасности»

02.09.2019

Ростехнадзор ведет разработку законопроекта «О промышленной безопасности», который фактически может заменить существующий №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В октябре документ должен быть передан на рассмотрение в правительство, а в декабре 2019 года с ним начнут работать депутаты Нижней палаты.

Юридическим основанием для работы над новым документом стал п.43 плана законопроектной деятельности Кабмина на 2019 год, в котором подобная функция закреплена за Ростехнадзором.

Еще одним основанием разработки проекта стали отдельные положения плана мероприятий по выполнению Основ государственной политики РФ в сфере промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

Кроме того, президент заявил, что к началу 2021 года все устаревшие нормативные акты в области надзора и контроля должны прекратить свое действие.

По словам руководителя Правового управления Ростехнадзора Д. Яковлева, новый документ разрабатывается для реализации нескольких целей.

Первая направлена на сокращение количества аварий и инцидентов, вторая связана с решением социально-экономических и правовых задач, обеспечивающих осуществление производственного процесса.

Третья поможет реализовать закрепленные в Основном законе страны трудовые права граждан на работу в безопасных условиях, право на проживание в благоприятной окружающей среде и поддержание правопорядка в сфере промышленной безопасности.

Критериями эффективности законопроекта могут выступать следующие показатели: сокращение числа аварий, уменьшение количества пострадавших и травмированных от нештатных ситуаций, а также снижение числа смертей, вызванных техногенными авариями. Важным параметром оценки закона станет сокращение административной нагрузки на предприятия, которые выполняют деятельность в сфере промышленной безопасности.

Главные задачи нового закона отражены в Основах государственной политики в области промбезопасности.

К ним относится оптимизация механизмов юридической ответственности за несоблюдение требований промышленной безопасности, организация дистанционного мониторинга, нацеленного на определение состояния этой сферы, закрепление правового статуса компаний, ведущих научно-техническую поддержку, а также увеличение степени независимости экспертных организаций и их сотрудников.

Концепция законопроекта предполагает изменение критериев, которые позволяют определить Опасный производственный объект (ОПО) с использованием системы классификации опасности и маркировки химических изделий, прошедшей согласование на глобальном уровне.

Также будут дифференцированы требования промбезопасности для передвижных установок (прежде всего, для башенных кранов) и ОПО, которые связаны с их учетом, процедурой технической диагностики, осуществлением надзора за выполнением требований промышленной безопасности в процессе эксплуатации передвижного оборудования.

Новый закон должен законодательно урегулировать процедуру обеспечения безопасности при использовании взрывчатых компонентов и продукции, созданной на их основе.

Он определит порядок экспертизы взрывчатых компонентов, регламентирует механизм выдачи разрешений на проведение взрывных работ, а также установит правовое поле технического расследования по факту утраты взрывчатых веществ и продукции, которая создана на их основе.

Планируется запустить новое направление деятельности в сфере промбезопасности – техническое диагностирование оборудования. Оно поможет эксплуатанту принимать взвешенные решения по поводу расширения периода эксплуатации технических установок.

В законе появится механизм разграничения проверок и форм контроля в сфере промбезопасности – каждый орган исполнительной власти получит свой пакет полномочий, будет упорядочено проведение удаленного мониторинга и предоставление отчетов в электронной форме.

Росмониторинг провел в апреле круглый стол, на котором проект закона был признан соответствующим Основам госполитики в сфере промышленной безопасности. Участники дискуссионной площадки выдвинули предложения по доработке документа. По мнению Д. Яковлева, перед вступлением нормы в юридическую силу желательно установить переходный период на 2-3 года.

Федеральный закон (проект). О промышленной безопасности

Все проекты

18 июня 2019

заканчивается
17 июля 2019

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Технический комитет

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Взамен

Федеральный закон 116-ФЗ  О промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2021 года.

Описание

Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения промышленной безопасности на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении следующих видов деятельности в области промышленной безопасности:

  1. проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасных производственных объектов;
  2. изготовление, применение, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт, модернизация, замена и вывод из эксплуатации технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
  3. изготовление, применение, монтаж, наладка, обслуживание, ремонт, модернизация, консервация и вывод из эксплуатации передвижных технических устройств;
  4. техническое освидетельствование и техническое диагностирование технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и передвижных технических устройств;
  5. экспертиза промышленной безопасности;
  6. аудит системы управления промышленной безопасностью;
  7. обследование технического состояния зданий и сооружений опасных производственных объектов;
  8. применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
  9. ведение маркшейдерских работ;
  10. выполнение сварочных работ на опасных производственных объектах, при ремонте и обслуживании передвижных технических устройств.
  • Проект_ФЗ_О_промышленной_безопас…
  • ПЗ_к_проекту_ФЗ_О_промышленной_б…
  • Форма замечаний к проекту

Публичное обсуждение проекта взамен Федерального закона 116-ФЗ продлится до 17 июля 2019 г.

В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2021 года.

Предлагаемое законопроектом регулирование базируется на апробированной системе нормативных требований, введенной Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами во исполнение международных договоров Российской Федерации в области промышленной безопасности.

В целях ее комплексного обновления законопроектом реализуется «регуляторная гильотина», призванная радикальным образом отсечь требования, которые на настоящее время утратили свою актуальность и существенно влияют, либо затрудняют ведение предпринимательской деятельности.

Законопроектом уточняется область регулирования законодательства в области промышленной безопасности и вводится понятийный аппарат, адаптированный к современным реалиям данной сферы общественных отношений.

NormaCS

Администратор, 18 июня 2019

Ростехнадзор опубликовал новый проект закона «О промышленной безопасности»

Разработкой нового проекта закона «О промышленной безопасности» занимается Ростехнадзор. Документ был создан с целью реализовать основы госполитики РФ в области промбезопасности до 2025 года.

В сферу регулирования закона включены правовые, социальные и экономические задачи, позволяющие обеспечить безопасность в РФ и на территориях, входящих в её юрисдикцию. Законопроект затрагивает вопросы проектирования, возведения, эксплуатации, технической модернизации и ликвидации производственных сооружений, относящихся к повышенному классу опасности.

В разработанном документе предусмотрены следующие ключевые пункты:

  1. Разграничены полномочия по части обеспечения промышленной безопасности между президентом РФ, правительством и федеральными органами исполнительной власти.
  2. Предусмотрена научно-техническая поддержка органу, занимающемуся госрегулированием промбезопасности. Подобная мера необходима, чтобы внедрить инновационные решения на опасных объектах производства, а также спрогнозировать возможные аварийные ситуации.

Ростехнадзор планирует с помощью законопроекта решить следующие задачи:

  1. Приумножить эффективность федерального надзора в области промбезопасности.
  2. Запустить обновленный механизм госрегулирования в сфере промбезопасности, который будет учитывать степень риска возникновения аварий и просчитывать масштабы негативных последствий.
  3. Усовершенствовать законодательные механизмы, с помощью которых регулируется ответственность за несоблюдение норм промбезопасности.
  4. Создать стимулы по повышению уровня промышленной безопасности.

Новый проект закона выдвигает ряд требований для организаций, занимающихся эксплуатацией сооружений с повышенной промышленной опасностью.

В соответствии с законопроектом, организации обязаны:

  1. Соблюдать нормативные предписания.
  2. Выполнять техосвидетельствование в положенный срок.
  3. Привлекать к работе специалистов, соответствующих квалификационным требованиям.
  4. Осуществлять производственный мониторинг за выполнением правил промбезопасности.

Разработанный Ростехнадзором документ обязывает работников, занятых на проектировании, возведении или эксплуатации объектов промышленной опасности проходить процедуру аттестации не меньше 1 раза в 5 лет. Аттестация требуется для подтверждения знаний правил профбезопасности у рабочих.

Специальные требования промбезопасности, обозначенные в проекте закона, касаются отдельных видов работ (сварочных, маркшейдерских), а также применяемых на объектах взрывчатых компонентов промназначения и передвижных технических установок.

Полная версия законопроекта обнародована на портале проектов нормативных актов. Ростехнадзор предлагает желающим высказаться с имеющимися предложениями и замечаниями.

Смотреть все новости

Новое в промышленной безопасности в 2020 году

Промышленная безопасность – это зона повышенной ответственности, поскольку от соблюдения актуальных правил в этой области зависит здоровье и даже жизнь работников опасных производств. Эта ответственность распределена между всеми участниками деятельности в этой сфере, включая государственные контролирующие органы, работодателей и работников.

Читайте также:  Тко и тбо - в чем разница

Однако при планировании работы в этом направлении всем сторонам нужно понимать, что промбезопасность – это та область, в которой действующие требования регулярно пересматриваются и уточняются. Важность этого принципа обусловлена изменениями, диктуемыми реальным сектором экономики.

Ведь в промышленном производстве вопросы эффективности становятся наиболее значимыми, что ведет к весьма быстрому обновлению технологий и применяемого оборудования.

А новейшие технологии и основные средства требуют обновления подходов к организации мер по охране труда и обеспечению необходимого уровня безопасности работников.

Основные изменения

В 2020 году в этой области, как и в предыдущие годы, произойдет ряд важных изменений.

Основные из них связаны с принятием новых нормативных документов, которые вводят серьезные требования к организации мер по промышленной безопасности на производственных предприятиях. При этом ранее действовавшие нормативы в большей части таких случаев подлежат отмене.

Однако в отдельных ситуациях они переводятся в статус рекомендательных документов, действие которых не прекращается. Проанализируем наиболее важные из них более детально.

Законопроект о внесении изменений в 116-ФЗ

Сейчас основной нормативный документ, устанавливающий требования в области промышленной безопасности, — это по-прежнему федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ.

Представители Ростехнадзора многократно обращали внимание на то, что отдельные положения этого закона не отвечают текущей ситуации в рассматриваемой предметной области. Поэтому в июне 2019 года ведомством был подготовлен масштабный проект, нацеленный на ликвидацию выявленных недостатков.

Он был в установленном порядке опубликован на официальном портале проектов для организации публичного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.

Основные нововведения, предложенные Ростехнадзором, касались следующих вопросов:

  • обновление применяемой понятийной базы, предполагающее введение новых терминов, отражающих текущее положение дел в области промышленной безопасности;
  • уточнение отдельных действующих понятий, основным из которых стало понятие «технические устройства». В проекте нормативного документа также предложено введение классификации таких устройств. Она включает две крупные категории: приспособления, применяемые для организации текущей эксплуатации опасных объектов промышленного производства (ОПО), и передвижная техника, типология которой приведена в законопроекте отдельным списком;
  • сужение сферы реализации процедуры оценки уровня промышленной безопасности объектов за счет исключения из нее проблем, касающихся продления нормативного срока эксплуатации зданий, конструкций, сооружений и технических приспособления. Рассматриваемые вопросы предложено выделить в отдельную процедуру;
  • введение обновленного механизма выполнения плановых проверок промышленных объектов разной степени опасности, задачей которого становится оптимизация порядка их выполнения. Конкретнее, предполагается установить связь между результатами проведенного аудита системы промбезопасности, действующей на предприятии, с графиком плановых проверок. Предлагался следующий алгоритм: если обнаружится, что итоги такого аудита были положительными, и они были зафиксированы в отчетной документации установленного образца, периодичность плановых проверок на таких предприятиях можно будет снизить до одного раза в пять лет;
  • введение системы выполнения дистанционного мониторинга промышленных предприятий, принадлежащих к группе опасных объектов. Одним из важных компонентов такой системы должна была стать процедура автоматизированной передачи необходимых данных в государственную систему учета. При этом предприятия, которые внедрили у себя такую систему, предполагалось исключить из графика организации плановых проверок;
  • дополнительные предложения, нацеленные на уточнение порядка выполнения отдельных видов работ, например, сварочных;
  • дополнительные предложения, ориентированные на установление требований безопасности, применяемых в ходе эксплуатации конкретных видов оборудования и техники, используемой при организации функционирования опасных производств.

Для внедрения предложенных нововведений предлагалось установить переходный период. Основная идея этого предложения заключалась в возможности облегчения адаптации к новым требованиям владельцев опасных производственных объектов, а также эксплуатирующих организаций. Согласно законопроекту, рассматриваемый период должен был длиться до 31 декабря 2021 года.

Результаты рассмотрения законопроекта

Согласно действующим правилам, после прохождения общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы законопроект был передан на рассмотрение в Министерство экономического развития РФ.

По результатам этого рассмотрения ведомство опубликовало на официальном портале проектов масштабный отчет, в котором указало на множество значимых недостатков разработанного документа.

В их список вошли:

  • несоответствие требованиям дорожной карты осуществляемого на федеральном уровне проекта «регуляторной гильотины», нацеленного на снижение административной нагрузки на бизнес и ликвидацию избыточных регулятивных требований, содержащихся в действующем законодательстве;
  • непроработанность механизма контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на предприятиях с использованием новых инструментов;
  • присутствие избыточных ограничений, контролирующих процедур и запретов, предусмотренных законопроектом;
  • недостаточная степень гармонизации проекта с действующей нормативной базой;
  • другие недостатки.

По результатам проведенного анализа Министерство сделало вывод о неготовности законопроекта к принятию в первоначальном виде и направило его на доработку. Однако, принимая во внимание актуальность этого вопроса и планы ведомства по его доработке, представленные в официальном формате, многие эксперты считают, что он может быть принят уже в этом году.

Другие проекты Ростехнадзора

Однако работа над проектом федерального закона о промышленной безопасности – не единственное направление работы Ростехнадзора в области нормотворчества в 2020 году.

Их полный список опубликован на официальном портале ведомства в виде конкретного плана. Он был утвержден руководителем службы в приказе № 6 от 14 января 2020 г.

Этот список включает три важных проекта федеральных законов, а также ряд дополнительных нормативных документов, в том числе:

  • законопроект, вносящий изменения в действующий федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ, посвященный вопросам безопасности гидротехнических конструкций. Согласно утвержденному плану, рассматриваемый проект нормативного документа должен быть представлен в Правительство уже в январе 2020 года, а затем, если все пойдет по графику, его передадут для рассмотрения в Государственную Думу в феврале текущего года;
  • доработанный законопроект, вносящий изменения в федеральный закон о промбезопасности от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Согласно запланированному графику, этот нормативный документ должен поступить в Правительство в феврале, а в Госдуму – в апреле текущего года;
  • законопроект, содержащий ряд серьезных изменений в действующий Градостроительный кодекс. Они касаются процесса эксплуатации разных типов потенциально опасных объектов, например, лифтов, эскалаторов, подъемных механизмов и проч. Предполагается, что документом будет введено требование об установлении государственного надзора за ходом функционирования таких объектов. Планируемый срок поступления нормативного акта на рассмотрение в Государственную Думу – февраль текущего года;
  • ряд нормативных документов, предусматривающих пересмотр действующих федеральных норм и правил в разных областях производственной деятельности. Общее количество документов, которые подлежат пересмотру согласно утвержденному плану, составляет почти 30 правовых актов.

Утвержденные изменения: охрана труда

Отдельные важные изменения в области обеспечения промбезопасности на производственных предприятиях пока находятся в стадии разработки, другие уже утверждены и вступили в действие, то есть будут применяться в 2020 году. Значительная часть из них касается вопросов охраны труда в организациях. Рассматриваемые нововведения коснулись следующих областей:

  • эксплуатация транспорта, задействованного в рамках технологического цикла на промышленных производствах. Для этой отрасли утверждены новые нормативы по ОТ, зафиксированные в приказе Минтруда №553н от 27.08.2018;

Новый закон о промышленной безопасности начнет действовать через 2-3 года — Ростехнадзор

В Торгово-промышленной палате России в четверг, 14 марта, состоялось заседание Комитета по промышленной безопасности.

Одним из обсуждаемых вопросов стала концепция проекта федерального закона «О промышленной безопасности», предлагаемая в рамках исполнения плана мероприятий по реализации Основ государственной политики России в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу.

Начальник Правового управления Ростехнадзора Дмитрий Яковлев рассказал о цели разработки документа.

Так, во-первых, это предупреждение аварий и инцидентов; во-вторых, решение правовых, экономических и социальных задач, направленных на обеспечение промышленного производства; в-третьих, реализация конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, на благоприятную окружающую среду, а также укрепление правопорядка в области промышленной безопасности.

В качестве показателей эффективности нового закона могут служить данные о снижении количества аварий, снижении количества случаев со смертельным исходом в результате аварий, о снижении количества травмированных в результате аварий. Кроме того, еще одним показателем эффективности будет снижение административной нагрузки на организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности.

  • По словам Яковлева, основные задачи нового закона прописаны в Основах госполитики в области промышленной безопасности, в том числе, дистанционный мониторинг состояния промбезопасности, установление правового статуса организаций научно-технической поддержки, совершенствование правовых механизмов ответственности за нарушение требований промбезопасности, повышение уровня независимости экспертов и экспертных организаций.
  • Концепция нового федерального закона включает в себя пересмотр критериев отнесения к опасным производственным объектам (ОПО) с учетом согласованной на глобальном уровне системой классификации опасности и маркировки химической продукции; разграничение требований промбезопасности для ОПО и передвижных опасных технических устройств (в первую очередь, башенных кранов): их учет, техническое диагностирование, особенности осуществления надзора за соблюдением требований промбезопасности при эксплуатации передвижных технических устройств.
  • Также концепция документа подразумевает законодательное урегулирование вопросов обеспечения безопасности при обращении взрывчатых веществ и изделий на их основе, экспертизу взрывчатых веществ, разрешения на взрывные работы, техническое расследование случаев утраты взрывчатых веществ и изделий на их основе.
  • Кроме того, планируется введение нового вида деятельности в области промышленной безопасности – технического диагностирования технических устройств, в частности, принятие решения о продлении сроков эксплуатации технических устройств должен будет принимать эксплуатант с учетом результатов техдиагностирования.
  • Документом предусмотрено создание правового механизма перераспределения проверок и форм государственного контроля в области промбезопасности: точное разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, дистанционный мониторинг, электронные формы предоставления отчетности.
  • Планируется ввести возможность учета результатов аудита промбезопасности при формировании ежегодного плана проверок, а также подготовки рекомендаций по устранению нарушений требований промышленной безопасности без проведения надзорных мероприятий и назначения санкций за их нарушение.

По словам Дмитрия Яковлева, Ростехнадзор хотел бы установить переходный период на 2-3 года для полного вступления закона в силу. Уже есть рабочая группа по обсуждению проекта, в нее входят представители ТПП, РСПП и другие общественные объединения. Примерно через месяц планируется представить проект закона на широкое общественное обсуждение.

Как ранее сообщал RISKNEWS, по плану нормотворческой деятельности Ростехнадзора на этот год, проект федерального закона «О промышленной безопасности» должен быть внесен на рассмотрение в правительство в октябре 2019 года, а на рассмотрение в Госдуму – в декабре.

Был ли вам полезен данный материал?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *