Новые правонарушения в сфере оборота драгоценных камней

Новые правонарушения в сфере оборота драгоценных камней

Незаконный оборот драгоценных металлов в России и последующий вывоз их за границу рассматриваются как противоправные действия. Это подрывает стабильное положение рынка Российской Федерации, обесценивает стоимость самих металлов и камней и приводит к колебаниям курса на бирже. Для предотвращения таких действий добыча благородных металлов и камней фиксируются государством. В последующем для реализации такого товара необходимо получение специальной лицензии.

Любые операции с дорогостоящими элементами прибыльны, а потому привлекают большое количество мошенников, которые осуществляют нелегальный оборот драгметаллов. Такие манипуляции подпадают под уголовное дело и установлены ФЗ О драгоценных металлах и драгоценных камнях от 26 марта 1998 года No 41.

Специфика нарушений

Все действия с драгоценными минералами имеют некоторые особенности и зависят от вида области, к которой принадлежат материалы. В частности, алмаз больших размеров, который обладает товарным видом, можно перевозить, передавать и проводить другие действия при наличии обязательных документов.

Они подтверждают право собственности на камень. Только в таком случае можно избежать наказания за незаконный оборот драгоценных металлов. А если брать алмаз без огранки, то необходимо иметь лицензию, позволяющую проводить манипуляции с товаром.

Иначе все операции с таким ресурсом подпадают под статью УК РФ о незаконном хранении и перевозке драгоценных металлов и драгоценных камней.

Такая же ситуация складывается и с оборотом не переработанной руды. Даже официально работающие добывающие компании не могут осуществлять оборот минералов, которые являются золотовалютным резервом страны.

Распространение даже небольшого количества руды, в которой есть золото или самородки, преследуется федеральным законом УК РФ.

Это связано с тем, что отдельный субъект не имеет права допуска к обороту благородных ресурсов, а значит, не может передавать, продавать или вывозить их за границу.

Новые правонарушения в сфере оборота драгоценных камней

Уголовный кодекс Российской Федерации подразумевает также привлечение к ответственности лиц, которые, зная о содержании в деталях технического оборудования драгоценных сплавов серебра, золота или платины, произведут манипуляции по их выпаиванию с целью дальнейшего извлечения из них драгметаллов. В этом случае из так называемого лома или деталей сплав переходит в область неотшлифованных благородных минералов. А это уже незаконный оборот драгоценных металлов, который регулируется статьей 191 УК РФ.

Законодательные нормы

Чтобы понимать, в каком случае действия квалифицируются, как незаконное хранение и перевозка драгоценных металлов, необходимо иметь четкое представление о предметах, подпадающих под действие УК РФ.

Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях говорит о том, что к благородным минералам причисляются платина и элементы этой группы со схожими характеристиками, а также золото и серебро в следующем виде:

  • сплава, образованного в недрах земной коры, то есть так называемого самородка;
  • материала, из которого были удалены лишние примеси с помощью промышленного метода;
  • монет, которые не участвуют в официальном денежном обороте в странах, относящихся к мировым державам;
  • промышленного сырья, заготовки для применения в производстве, минерального состава, имеющем искусственное происхождение, в качестве отходов жизнедеятельности.

К благородным камням относится алмаз, сапфир, изумруд, александрит и рубин, некоторые образования из янтаря и жемчуга.

УК РФ выделяет следующие состояния камней и сплавов, при которых оборот не будет признан незаконным:

  • камень должен быть ограненным;
  • материал в состоянии, непригодном для изготовления ювелирных украшений;
  • камни, на которые действует закон как в отношении искусственно выращенных;
  • сплав в виде изделия для ювелирного производства или обихода.

Новые правонарушения в сфере оборота драгоценных камней

Это значит, что в отношении фрагмента минерала, его хранения и транспортировки действия расцениваются как незаконная перевозка драгоценных металлов. Но если из этого же куска изготовить ювелирное украшение, то даже минерал самой высокой пробы перестает быть предметом уголовно-преследуемого действия. В таком случае его можно спокойно продавать, перевозить и осуществлять с ним любые сделки.

Виды правонарушений с драгоценными минералами

Для того чтобы квалифицировать деяние с минералами, относящихся к благородным, как нарушение, подпадающее под статью 191 Уголовного кодекса, необходима совокупность следующих факторов:

  1. Наличие самого предмета, в отношении которого осуществляется оборот, то есть минерал должен находиться в естественной форме, характерной для природного ресурса.
  2. Нарушение регламента заключаемого договора, если не соблюдены один или несколько обязательных пунктов, необходимые для выполнения при осуществлении сделки.
  3. Отсутствие прав на продажу (передачу) камня или металла у одной из сторон сделки. Это значит, что у продавца отсутствует лицензия на осуществление оборота или право собственности на драгоценный минерал.
  4. Минерал, участвующий в договоре купли-продажи, был добыт незаконным путем.
  5. Противоправное действие совершено частным или должностным лицом, достигшим 16-летнего возраста. Человек может быть гражданином РФ, подданным другого государства, лицом без гражданства.

Виды нарушений, в свою очередь, зависят от стадии обращения минералов: осуществление противоправных сделок, незаконное хранение, транспортировка или пересылка элементов вне зоны действия правового поля.

Ответственность за преступление

Наказание за преступление, предусмотренное статьей 191 УК Российской Федерации, зависит от ущерба.

Если сумма составляет более полутора миллионов рублей, ущерб считается крупным. При денежном эквиваленте в 6 миллионов рублей – в особо крупных размерах.

В последнем случае подлежит применению часть 1 Закона Российской Федерации No 41. За совершение противоправного деяния могут назначаться принудительные работы или отбывание тюремного срока в 5 лет.

Дополнительно может быть выписан штраф в размере 500 тысяч рублей или равный сумме дохода за 3 года.

Новые правонарушения в сфере оборота драгоценных камней

Если правонарушение совершено группой лиц, действие подпадает под действие части 2 статьи 191 Уголовного кодекса России. В этом случае назначаются принудительные работы в течение 5 лет или назначается тюремное заключение сроком не более 7 лет. Штрафные санкции составляют до 1 миллиона рублей или в размере совокупного доход за 5 лет.

Если сумма ущерба меньше крупного, предусмотрены штрафные санкции. Для частных лиц сумма взыскания составляет от 3 до 5 тысяч рублей. На должностное лицо может быть наложен штраф в размере 10—15 тысяч. Для юридического лица сумма взыскания составит от 30 до 50 тысяч рублей.

Тактика расследования

Если появились данные о противоправных действиях с драгоценными минералами, первое, что должно быть установлено – действительно ли они подпадают под квалификацию статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Далее минералы изымаются и проводится их анализ с целью определения принадлежности к камням или металлам, относящимся к запрещенным для свободного оборота.

Если статус драгоценного элемента установлен, это означает, что для проведения сделки необходимы соответствующие документы.

К обладателю минерала предъявляется требование предоставить документацию, которая подтвердит законность проведения сделки.

Анализ законности самой сделки – последний шаг на пути к избавлению от уголовного преследования или, в случае несоблюдения хотя бы одного из пунктов закона, наступлению ответственности и применению меры наказания.

На сегодняшний день к подобным преступлениям относятся не только случаи незаконного сохранения или транспортировки драгоценных металлов, но и чеканка фальшивых монет, противоправное увеличение количества ценных бумаг.

Незаконный оборот драгоценных металлов, камней: статья, тактика расследования

Неконтролируемая продажа драгоценных минералов внутри территориальных границ России или после их вывоза за рубеж, является поступком способным подорвать стабильность рынка, привести к обесцениванию материалов, представляющих основу «золотого» запаса держав и стать причиной колебаний курсов валют и обесценивания денежной массы. Для того, чтобы подобного не случилось, добыча и продажа, извлеченных из недр, природных материалов, представляющих ювелирную ценность, находится в единоличном ведении государства и требует наличия специально оформленного разрешения (лицензии) на реализацию любого сопутствующего вида деятельности.

Любые противоправные манипуляции с металлами и камнями, относимыми к драгоценным, являются высокодоходными, а потому привлекательны для преступных субъектов, подлежащих уголовному преследованию и возмездию за валютные преступления.

Особенности злодеяния

Специфика квалификации операций с драгоценным содержимым земных недр в виде камней и металлов, заключается в допустимости того или иного действия, определяемом видом, в котором находятся рассматриваемые материалы.

Так ограненный алмаз, имеющий товарную форму, может передаваться, продаваться, перевозиться и подлежит всему многообразию манипуляций с ним при наличии документа, подтверждающего покупку, чтобы избежать обвинений в незаконном присвоении, а его самородный собрат, не имеющий отшлифованных граней, при любом действии с ним, выполненным нелицензированным субъектом, является предметом преступления.

Аналогичная ситуация произойдет при любых операциях с необработанными металлами, которые даже официальный промысел может продавать только, если они не являются востребованными для федеральной казны в качестве пополнения «золотого» запаса. Любое, даже незначительное количество золотого песка или самородков, находящееся на руках частного лица, чревато для него преследованием и уголовной ответственностью, так как отдельный индивид не может являться субъектом, допущенным к обращению с металлами и камнями, относимыми к драгоценным.

Законодательные коллизии позволяют привлечь к ответственности в соответствии со статьей 191 УК РФ даже лицо, которое будучи осведомленным о содержании платины, серебра или золота в ножках радиодеталей, произведет их выпаивание из плат и отделит элементы содержащие драгметаллы от основной детали. Подобное состояние металлов уже переводит их из состояния изделия или лома, в котором деталь находилась бы, не утратив своей целостности и находясь в работоспособном или неисправном состоянии соответственно, в категорию шлихового, то есть необработанного драгоценного металла.

Теперь давайте погововорим о незаконном обороте драгоценных камней и металлов с точки зрения статей УК РФ.

Нормы законодательства и данные статистики

Новые правонарушения в сфере оборота драгоценных камней

  1. К драгоценным металлам, не допустимым к свободному обращению, относятся платина и другие металлы со сродными свойствами, золото и серебро, находящиеся в виде:
    • самородка, то есть образованного в земной коре сплава определенного металла;
    • очищенного промышленным методом от примесей, химически чистого материала;
    • сырья промышленности, полуфабриката производства, искусственного сплава, промышленного продукта или отхода жизнедеятельности, химического соединении и в других формах;
    • монет, не обращающихся в данный исторический период на территории существующих мировых держав.
  2. Драгоценными камнями естественного происхождения называют алмазы, сапфиры, изумруды, александриты, и рубины, а также неповторимые образования из янтаря и жемчуг.

В тексте ст.191 жемчуг хоть и выделен отдельно, но Федеральный закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» причисляет его к органичным драгоценным камням, коим он, следовательно, и является.

Чтобы драгоценный металл или камень не явился поводом для преследования работниками органов охраны правопорядка, он должен пребывать в одном из ненадлежащих состояний:

  1. Для камней:
    • быть непригодным для ювелирного производства;
    • пройти огранку;
    • быть выращенным человеком.
  2. Для металлов и камней:
    • представлять собой изделие ювелирного промысла;
    • относиться к изделиям для обихода.

Так, хранимые в виде сплавленного куска у ювелира некондиционные драгметаллы – ставят его под угрозу уголовного наказания, а скатанное из этого же материала кольцо с несложным орнаментом, нанесение которого не займет много времени – превращает любой, пусть даже аффинированный металл, то есть не имеющий примесей и не причисляемый к ювелирному, в украшение, тем самым выводя его из-под классификации предмета преступления.

Состав преступления и его виды

Чтобы констатировать совершение преступления, подлежащего законному возмездию по статье 191 УК РФ, требуется установление сочетания следующих аспектов:

  1. Объект противоправного деяния, под которым следует рассматривать незаконный оборот, металлов, камней и жемчуга, причисленных к драгоценным. Незаконными будут манипуляции с камнями и металлами, отнесенными к драгоценным и характеризующимися следующими особенностями:
  2. Наличие предмета, под которым рассматриваются камни и металлы, отнесенные к драгоценным и обладающие свойствами и характеристиками, рассмотренными выше.
    1. взаимоотношения оформлены с нарушением регламентированной формы заключения подобных сделок;
    2. хотя бы одна из сторон, заключаемой сделки не обладает правовыми основаниями для участия в ней;
    3. отношения сторон оформлены подобающим способом, с соблюдением формальной составляющей, лицом полномочным для этого, но превысившим рамки своих должностных возможностей;
    4. предметов заключенной сделки выступили материалы, добытые противоправным путем.
  3. Совершение противозаконных действий частным или должностным лицом, отметившим 16-летие и являющееся:
    1. российским гражданином;
    2. иностранным подданным;
    3. субъектом, не имеющим гражданства.
Читайте также:  Принципал в агентском договоре – это…

Типология противоправных действий, которые совершаются с металлами или камнями, в том числе жемчугом, причисляемыми к драгоценным, сводится к выделению разновидностей по стадии жизненного цикла обращения материалов, а именно:

  • совершение незаконных сделок;
  • противоправное хранение;
  • перевозка или пересыпка, осуществляемые в нарушение требований правового поля.

Тактика расследования незаконного оборота драгоценных металлов

Приоритетным при расследовании противоправных манипуляций в отношении камней и металлов, классифицируемым, как драгоценные, является выявление их наличия, позволяющего классифицировать действия по соответствующей статье. Отсутствие материалов, являющихся предметом при установлении состава преступления, делает невозможным дальнейшие следственные действия.

При изъятии драгметаллов или камней, производится их анализ для возможности отнесения к запрещенным для обращения материалов, без соответствующим образом оформленных процедур. Если оценка формы драгоценных материалов устанавливает, что необходимо надлежащее оформление сделок с ними, то предъявляется требование к обладателю о предоставлении документов, подтверждающих законность сделки.

  • Анализ сделки на предмет законности, является последним этапом, успешное прохождение которого избавляет от уголовного преследования, а в ином случае и при несоблюдении любого из требований законов по обращению драгметаллов и камней наказание неизбежно.
  • О том, как происходило расследование по делу о незаконном оборте драгоценных камней расскажет следующее видео:

Наказание и ответственность

Возмездие за незаконные манипуляции с камнями и металлами, считающимися драгоценными, если зафиксирован крупный ущерб, то есть больший, чем 1,5 млн. рублей, наступает, при установлении вины, по ч.1 ст.

191 УК РФ и подразумевает пятилетние принудительные работы или отбывание этого срока в местах лишения свободы, причем наказание может быть дополнено штрафом, размер которого ограничивается 500 тыс.

рублей или доходом за 3 года.

При групповом участии преступных субъектов, наказание предусматривается ч.2 ст.191 УК РФ и заключается в:

  • работах по принуждению в течение периода, ограниченного пятью годами;
  • тюремном сроке, который не должен превысить 7 лет.

Дополнительно может быть назначена компенсация ущерба в размере до 1 млн. рублей или дохода за 5 лет.

А теперь давайте рассмотрим некоторые случаи из судебной практики по незаконному обороту драгметаллов и камней.

Судебная практика

Новые правонарушения в сфере оборота драгоценных камнейПример 1. Замоскворецким районным судом г. Москвы был признан виновным субъект, продавший 727,8 грамма различных серебросодержащих частей радиодеталей, которые он приобрел в неустановленном месте и передал за денежное вознаграждение подставному лицу, являющемуся оперативным сотрудником полиции, произведшему задержание преступника на месте совершения противозаконной сделки. Признанный виновным в перевозке, хранении и совершении сделки с драгоценным металлом добытым незаконным образом, гражданин осужден по ч.1 ст.191 и приговорен к штрафу.

Пример 2. Останкинский районный суд г. Москвы установил вину по ч.1. ст.

191 гражданина, нашедшего возле кинотеатра два слитка серебра и попытавшегося их продать в пункте приема вторичных драгметаллов, где и была осуществлена его поимка сотрудниками полиции, прибывшими по сигналу работника скупки.

Присудив раздельные наказания за хранение и совершение противозаконной сделки с драгоценным металлом, суд их объединил, назначив в совокупности – девять месяцев исправительных работ и отчисление 15% заработка в виде штрафа, перечисляемого в доход государства.

Сегодня валютные преступления не ограничиваются только нелегальным оборот драгметаллов и камней, это и фальшивомонетничество денежное и карточное, излишняя эмиссия ценных бумаг, манипулирование рынком и другие. И лишь от нашей честности и сознательности зависит рост таких злодеяний.

О еще одном случае незаконного оборота драгметаллов из судебной практики расскажет видеосюжет ниже:

Госдума ужесточает ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и камней

МОСКВА, 10 декабря. /ТАСС/. Госдума во вторник приняла во втором — основном — чтении ряд законопроектов, направленных на существенное повышение штрафов за нарушения в сфере добычи и оборота драгоценных металлов и камней, а также янтаря и нефрита.

Первый законопроект предусматривает дополнение новыми статьями Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Текстом предусматривается, что деятельность, связанная с операциями с драгоценными металлами или драгоценными камнями, без обязательной постановки на специальный учет влечет штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от 80 тыс. до 100 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 120 тыс.

до 140 тыс. рублей. Штраф за просрочку подачи заявления о постановке на учет для ИП предусмотрен в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 60 тыс. до 80 тыс. рублей.

Незаконная добыча гражданами драгоценных металлов или драгоценных камней будет наказываться штрафом «в размере от полуторакратного до двукратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения».

Штраф для индивидуальных предпринимателей составит от трехкратного до четырехкратного размера стоимости незаконно добытых драгоценных металлов и камней, а для юридических лиц — от четырехкратного до пятикратного размера стоимости.

Во всех случаях предусмотрена возможность конфискации орудия совершения правонарушения.

Сбыт незаконно добытых драгоценных металлов и камней в любом виде повлечет штраф для граждан в размере от однократного до полуторакратного размера стоимости добытого, для индивидуальных предпринимателей — от двукратного до трехкратного размера этой стоимости, а для юридических лиц — от трехкратного до четырехкратного. Предусматриваются также штрафы за перемещение и хранение незаконно добытых камней и металлов.

В отдельную статью вынесена очистка извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до значений, установленных законодательством или превышающих их (аффинаж), юридическими лицами, не включенными в утвержденный правительством перечень, индивидуальными предпринимателями или гражданами. Штраф для граждан составит от одной второй до полуторакратного размера стоимости добытого, для ИП — от двукратного до трехкратного размера стоимости, а для юридических лиц — от трехкратного до четырехкратного размера. Во всех случаях предусмотрена конфискация металлов и камней.

Незаконная добыча янтаря

Другим законопроектом поправки вносятся в Уголовный кодекс.

Согласно тексту, за «совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытым янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями, а равно их незаконные хранение, перевозка или пересылка в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома», лицам, уже ранее попадавшим под аналогичную статью КоАП, грозит штраф до одного миллиона рублей либо лишение свободы на срок до двух лет.

Если речь идет о крупной партии камней, стоимость которой превышает 2 млн 250 тыс. рублей, штраф может составить 2 млн рублей, а срок лишения свободы — до четырех лет. Законопроектом предусмотрен штраф в размере 5 млн рублей в случае совершения указанного преступления группой лиц, максимальный срок лишения свободы увеличивается до шести лет.

Предлагается также дополнить статью УК о нарушении правил охраны и использования недр пунктом, согласно которому самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей либо лишением свободы на срок до двух лет, но в том случае, если подсудимый ранее уже привлекался к административной ответственности за незаконную добычу янтаря.

Госдума ужесточила ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и камней

МОСКВА, 12 декабря. /ТАСС/. Госдума в четверг приняла закон, направленный на ужесточение административных штрафов за нарушения в сфере добычи и оборота драгоценных металлов и камней.

Кодекс об административных правонарушениях теперь дополняется новыми статьями, согласно которым деятельность, связанная с операциями с драгоценными металлами или драгоценными камнями, без обязательной постановки на специальный учет влечет штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от 80 тыс. до 100 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 120 тыс. до 140 тыс.

рублей. Штраф за просрочку подачи заявления о постановке на учет для ИП предусмотрен в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 60 тыс. до 80 тыс. рублей.

Незаконная добыча гражданами драгоценных металлов или драгоценных камней будет наказываться штрафом «в размере от полуторакратного до двукратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения».

Штраф для индивидуальных предпринимателей составит от трехкратного до четырехкратного размера стоимости незаконно добытых драгоценных металлов и камней, а для юридических лиц — от четырехкратного до пятикратного размера стоимости.

Во всех случаях предусмотрена возможность конфискации орудия совершения правонарушения.

Сбыт незаконно добытых драгоценных металлов и камней в любом виде повлечет штраф для граждан в размере от однократного до полуторакратного размера стоимости добытого, для индивидуальных предпринимателей — от двукратного до трехкратного размера этой стоимости, а для юридических лиц — от трехкратного до четырехкратного. Предусматриваются также штрафы за перемещение и хранение незаконно добытых камней и металлов — они могут составить до 280 тыс. рублей.

Ответственность за нарушение правил очистки

В отдельную статью вынесена очистка извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до значений, установленных законодательством или превышающих их (аффинаж), юридическими лицами, не включенными в утвержденный правительством перечень, индивидуальными предпринимателями или гражданами. Штраф для граждан составит от одной второй до полуторакратного размера стоимости добытого, для ИП — от двукратного до трехкратного размера стоимости, а для юридических лиц — от трехкратного до четырехкратного размера. Во всех случаях предусмотрена конфискация металлов и камней.

Законом предусмотрены санкции за нарушение правил хранения и инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них. Для должностных лиц штраф составит от 40 тыс. до 70 тыс. рублей, для ИП — от 50 тыс. до 80 тыс., а для юридических лиц — от 80 тыс. до 100 тыс. рублей. Как заявил журналистам глава профильного комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, новые положения «направлены на совершенствование системы государственного контроля и надзора в сфере операций с драгоценными металлами и камнями, уменьшение правонарушений в этой отрасли и, как следствие, сокращение теневого оборота ювелирных и других изделий из драгметаллов и камней».

Читать ещё •••

Видео дня. Спрос россиян на потребительские кредиты упал

Госдума установила размеры штрафов за незаконную добычу драгметаллов

Также официально определены санкции за незаконный сбыт, аффинаж и нарушение правил хранение драгметаллов.

В кодекс об административных правонарушениях внесены новые статьи, согласно которым деятельность, связанная с операциями с драгоценными металлами или драгоценными камнями, связанная с операциями с драгоценными металлами или драгоценными камнями, без обязательной постановки на специальный учет влечет штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от 80 тыс. до 100 тыс. рублей, а для юридических лиц – от 120 тыс. до 140 тыс. рублей. Штраф за просрочку подачи заявления о постановке на учет для ИП предусмотрен в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц – от 60 тыс. до 80 тыс. рублей.

Для индивидуальных предпринимателей штрафы составят до 100 тыс. рублей, для юридических лиц – до 140 тыс. рублей.

Штраф за незаконную добычу гражданами драгоценных металлов определен «в размере от полутора- до двукратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения».

Штраф для индивидуальных предпринимателей составит от трех- до четырехкратного размера стоимости незаконно добытых драгоценных металлов и камней, а для юридических лиц – от четырех- до пятикратного размера стоимости.

Во всех случаях предусмотрена возможность конфискации орудия совершения правонарушения.

Предусмотрены штрафы за сбыт незаконно добытых драгоценных металлов и камней: для граждан – в размере от однократного до полуторакратного размера стоимости добытого, для индивидуальных предпринимателей – от двукратного до трехкратного размера этой стоимости, а для юридических лиц – от трехкратного до четырехкратного. Штрафы за перемещение и хранение незаконно добытых камней и металлов могут составить до 280 тыс. рублей.

Также в новом законе прописана ответственность за очистку извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до значений, установленных законодательством или превышающих их (аффинаж), юридическими лицами, не включенными в утвержденный правительством перечень, индивидуальными предпринимателями или гражданами. Штраф для граждан составит от одной второй до полуторакратного размера стоимости добытого, для ИП – от двукратного до трехкратного размера стоимости, а для юридических лиц – от трехкратного до четырехкратного размера. Во всех случаях предусмотрена конфискация металлов и камней.

За нарушение правил хранения и инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них штрафы должностных лиц штраф составит от 40 тыс. до 70 тыс. рублей, для ИП – от 50 тыс. до 80 тыс., а для юридических лиц – от 80 тыс. до 100 тыс. рублей.

Читайте также:  Как написать возражение на апелляционную жалобу

Госдума ужесточает ответственность за незаконный оборот драгметаллов и камней

11.12.2019

Госдума на заседании во вторник, 10 декабря, приняла во втором чтении законопроект № 638854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней).

Председатель комитета по государственному строительству и законодательству, депутат фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Павел Крашенинников сообщил, что законопроектом уточняется административная ответственность за нарушение правил в сфере операций с драгоценными камнями и металлами.

Законопроект в редакции первого чтения вызвал много вопросов и критики со стороны депутатов и со стороны профессионального сообщества.

Для доработки законопроекта ко второму чтению и устранения замечаний комитетом было проведено совещание с представителями ювелирной отрасли (Гильдия ювелиров России, ФКУ «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации», Клуб Российской ювелирной торговли и др.), в котором приняли участие представители Министерства финансов, Торгово-промышленной палаты РФ, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

«Основные замечания к законопроекту в редакции первого чтения были связаны с сильно завышенными размерами штрафов (до 1,5 млн рублей) и отсутствием обоснования таких санкций. Кроме того, одинаково жесткие меры ответственности были предложены как за нарушение правил извлечения, производства или использования драгметаллов, так и за нарушение правил учета и хранения указанных ресурсов.

Однако санкции должны быть дифференцированы в зависимости от степени общественной опасности деяния, тяжести и размера ущерба, а также субъекта административной ответственности.

Помимо этого, нуждались в уточнении формулировки и терминология законопроекта, поскольку отсутствие четкой терминологии влечет неоднозначное толкование норм при правоприменении, что может приводить, в том числе к коррупционным проявлениям», — отмечал Павел Крашенинников.

Вышеуказанные замечания были устранены поправками, одобренными во втором чтении. Согласно поправкам, КоАП дополняется новыми статьями 15.43-15.47, предусматривающими следующие меры административной ответственности.

За незаконную добычу, сбыт драгоценных металлов и камней, хранение, перемещение, а также аффинаж вводятся штрафы, кратные стоимости предмета правонарушения, с возможностью конфискации орудия или предмета административного правонарушения. Кратность штрафов для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц варьируется от полукратного до пятикратного размера стоимости драгметалла или драгоценных каменей, явившихся предметом правонарушения.

Фиксированные штрафы с конфискацией предусматриваются за сбыт незаконно аффинированных драгоценных металлов, а также за их хранение или перемещение: для граждан — до 180 тыс. рублей, для ИП – до 230 тыс. рублей, для организаций – до 280 тыс. рублей.

Кроме того, предусмотрены фиксированные штрафы за нарушение обязательных требований законодательства при обращении и при перевозке драгоценных металлов и камней: для граждан — до 100 тыс. рублей, для ИП — до 140 тыс. рублей, для юридических лиц — до 180 тыс. рублей.

За нарушение правил учета, хранения и инвентаризации максимальные штрафы – до 70 тыс. для должностных лиц, до 80 тыс. для ИП и до 100 тыс. для организаций.

«Предложенные изменения направлены на совершенствование системы государственного контроля и надзора в сфере операций с драгоценными металлами и камнями, уменьшение правонарушений в этой отрасли и, как следствие, сокращение теневого оборота ювелирных и других изделий из драгметаллов и камней», — отметил Павел Крашенинников.

Источник:  www.er-duma.ru

За самовольную добычу драгоценных камней планируют ввести серьезные штрафы

Законопроектом предлагается многократное увеличение
установленных административных штрафов за нарушение правил в сфере операций с драгоценными камнями и металлами, а также вводится возможность конфискации
орудия или предмета административного правонарушения.

Председатель Комитета Павел Крашенинников сообщил,
что законопроект вызвал много вопросов и критики как со стороны депутатов, так
и со стороны профессионального сообщества.

В связи с этим Комитет провел совещание с представителями ювелирной отрасли (Гильдия ювелиров
России, ФКУ «Российская государственная пробирная палата при Министерстве
финансов Российской Федерации», Клуб Российской ювелирной торговли и др.

), в котором принимали участие депутаты Государственной Думы, представители
Министерства финансов, Торгово-промышленной палаты РФ, Общероссийской общественной
организации «Деловая Россия». По итогам совещания были выработаны предложения
по поправкам ко второму чтению законопроекта, которые Комитет рекомендовал
принять.

Основные нарекания в ходе совещания вызывали сильно
завышенные размеры штрафов, предложенные в проекте, которые доходили до 1,5
млн рублей, и отсутствие какого‑либо обоснования таких санкций.

Кроме того, одинаково
жесткие меры ответственности были предложены как за нарушение правил
извлечения, производства или использования драгметаллов, так и за нарушение
правил учета и хранения указанных ресурсов. 

«Однако санкции должны быть
дифференцированы в зависимости от степени общественной опасности деяния,
тяжести и размера ущерба, а также субъекта административной ответственности», —
сказал Павел Крашенинников.

Нуждались в уточнении формулировки и терминология,
использованные в законопроекте, поскольку отсутствие четкой терминологии влечет
неоднозначное толкование норм при правоприменении, что может приводить в том
числе к коррупционным проявлениям.

Вышеуказанные замечания были устранены поправками,
одобренными Комитетом.

Согласно поправкам, за незаконную добычу, сбыт драгоценных
металлов и камней, а также аффинаж вводятся штрафы, кратные стоимости предмета
правонарушения, с конфискацией. Кратность штрафов для граждан, должностных и юридических
лиц варьируется от полукратного до четырехкратного размера стоимости
драгметалла или драгоценных каменей, явившихся предметом правонарушения.

Фиксированные штрафы предусматриваются за сбыт
аффинированных драгоценных металлов, а также за их незаконное хранение или
перемещение. Для граждан — до 180 тыс.
рублей, для должностных лиц – до 230 тыс. рублей, для организаций – до 280 тыс.
рублей.

Кроме того, предусмотрены фиксированные штрафы за нарушение обязательных требований законодательства при обращении и при
перевозке драгоценных камней и металлов – до 100 тыс. рублей для граждан, до 140 тыс. рублей для должностных лиц и до 180 тыс. рублей для юридических лиц.

За нарушение правил учета, хранения и инвентаризации максимальные штрафы – до 70 тыс. для должностных лиц, до 80 тыс.
для ИП и до 100 тыс. для организаций.

«Предложенные изменения направлены на совершенствование системы государственного контроля и надзора за операциями с драгоценными камнями и металлами, сокращение правонарушений в данной отрасли и,
как следствие, сокращение теневого сектора рынка драгоценных металлов и драгоценных камней», — отметил Павел Крашенинников.

Ужесточение административной ответственности в сфере оборота драгметаллов и драгоценных камней

5 февраля Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект с поправками в КоАП, направленные на «совершенствование административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней».

В частности, поправки предусматривают усиление административной ответственности за нарушение обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в соответствующей сфере. По мнению разработчиков, применяемые в настоящее время размеры штрафных санкций, установленные статьей 19.

14 КоАП, являются несоразмерной мерой наказания за совершаемые правонарушения.

Ими отмечается, что сложившаяся ситуация в стране создает благоприятные условия для легализации ювелирных изделий, незаконно изготовленных на территории РФ либо ввезенных из-за рубежа, а также ведет к ухудшению криминогенной обстановки.

Отмечается, что недобросовестным участникам рынка драгоценных металлов и драгоценных камней сейчас выгоднее заплатить штраф за невыполнение обязательных требований, чем соблюдать их.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что согласно статистике 80% нарушений связаны с учетом, хранением и инвентаризацией драгоценных металлов и драгоценных камней, а также недостоверной отчетностью по их движению и чаще всего являются показателями контрафактной и контрабандной деятельности.

По данным ФКУ «Пробирная палата России», за период 2017-2018 годов составлено 997 протоколов об административных правонарушениях, в результате рассмотрения которых судами вынесены решения о наложении штрафов на общую сумму 26 млн. рублей. Таким образом, средний размер штрафа составил 26 тыс. рублей и является несопоставимо низким в сравнении с доходами от противоправной деятельности с учетом высокой удельной стоимости предмета правонарушения.

Кроме того, по данным ФСБ России ежегодный ущерб федеральному бюджету от незаконной торговли ювелирными изделиями только в Северо- Кавказском и Южном федеральных округах составляет более 1 млрд, рублей.

По информации, поступившей от ФСБ России, МВД России, ФТС России, Следственного комитета Российской Федерации и Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в среднем в год возбуждается порядка 200 уголовных дел по признакам преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней. По результатам рассмотренных в судебном порядке уголовных дел изъято и обращено в доход государства драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму более 30 млрд, рублей.

  • Напомним, что последнее изменение размера штрафных санкций в соответствующей сфере датируется 2011 годом.
  • Законопроектом предусматривается увеличение размеров штрафных санкций за нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а также возможность в отдельных случаях конфискации предмета и орудий административного правонарушения.
  • Авторы уверены, что принятие предлагаемых изменений будет способствовать повышению эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности, сокращению правонарушений в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней и, как следствие, сокращению теневого сектора рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.

Правовые основы реализации драгоценных камней

Драгоценные камни имеют огромную значимость для экономики Российской Федерации, поскольку служат одним из средств пополнения золотовалютных резервов страны – Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, Алмазного фонда, — и, как следствие этого, определяют место страны в мировом сообществе, а также ее стабильность в условиях действия финансового и экономического кризиса. В то же время обращение драгоценных камней позволяет существенно увеличивать доходную часть бюджета за счет поступающих налоговых отчислений. Поэтому, принимая во внимание важность драгоценных камней, государство должно обеспечивать достойную правовую основу и защиту этих ценностей от незаконного оборота, начиная с момента их добычи.

В настоящее время в законодательстве отсутствует единый нормативно — правовой акт, устанавливающий четкие правила обращения драгоценных камней на территории Российской Федерации.

При определении правомерности оборота данных ценностей необходимо обращаться к ряду норм, закрепленных в правовых документах различного уровня, что вызывает определенные затруднения у правоприменителя.

За помощью вюридическом сопровождении деятельности организации обращяйтесь к нашим специалистам.

Основным документом, регламентирующим отношения, касающиеся добычи, использования, обращения (оборота, реализации) драгоценных камней на территории Российской Федерации является Федеральный закон от 26.03.1998 года № 41 – ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – «Закон о драгоценных камнях»).

В статье 1 Закона о драгоценных камнях дается определение драгоценных камней, согласно которому под ними понимаются природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. Помимо этого, к драгоценным камням могут быть отнесены уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Перечень драгоценных металлов является исчерпывающим и может быть изменен только федеральным законом.

Как видно из содержания данного определения, законодателем выбран более легкий путь его формирования, а именно, составление перечня драгоценных камней.

Однако, указанный способ не является совершенным, так как наука о драгоценных камнях (геммология) не стоит на месте, а практика обращения самоцветов подтверждает, что наряду с камнями, названными в Законе о драгоценных камнях, к драгоценным камням могут быть приравнены иные камни (например, особо ценные сорта нефрита).

Одновременно, необходимо отметить, что применение порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1999 года № 8, (далее – Порядок) позволяет также говорить о существенных недоработках этого документа.

  • Согласно положениям Порядка экспертной комиссией, образованной при Министерстве финансов РФ, к драгоценным камням могут быть отнесены отобранные добывающими организациями уникальные янтарные образования, соответствующие следующим критериям:
  • «масса — свыше 1000 граммов;
  • форма — разнообразная, фантазийная, связанная с условиями внутриствольного образования янтаря;
  • целостность — относительно монолитные по своей структуре (не менее 80 процентов), не содержащие сквозных раковин, визуальных трещин, угрожающих целостности образца;
  • включения — прозрачные образцы с хорошо сохранившимися включениями флоры и фауны размерами более 10 мм;
  • цвет — разнообразная цветовая гамма, присущая янтарю».
  • По результатам рассмотрения уникальных янтарных образований экспертной комиссией при Министерстве финансов РФ принимается решение в виде протокола.

Исходя из изложенного, следует, что уникальные янтарные образования, обладающие характеристиками, обозначенными в Порядке, «становятся» драгоценными камнями не с момента их добычи, а лишь после их отбора добывающей организацией и последующего признания таковыми экспертной комиссией при Министерстве РФ. При этом Порядок называет в качестве документа, подтверждающего отнесение уникальных янтарных образований к категории драгоценных камней только лишь протокол экспертной комиссии Министерства финансов РФ. Оформление паспортов и сертификатов на эти янтарные образования не предусмотрено.

Читайте также:  Малый и средний бизнес приобретают больше прав

На наш взгляд, наличие временного интервала между непосредственным обнаружением уникальных янтарных образований и принятием решения о признании их драгоценными камнями фактически создает «благоприятную почву» для ведения на «легальных условиях» деятельности, связанной с «незаконным оборотом (обращением)» данных камней. Так, статьей 191 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за «совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий». Из диспозиции статьи видно, что объектом правонарушения является установленный порядок оборота драгоценных металлов, драгоценных камней, жемчуга, а одним из предметов правонарушения – драгоценные камни. Соответственно, для того, чтобы привлечь лицо к уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных камней необходимо доказать, что лицо совершало сделки именно с драгоценными камнями, и данные сделки были совершены с нарушением правил, установленных законодательством РФ.

В случае совершения сделок с уникальными янтарными образованиями сложность доказывания состоит в том, что, если лицо совершило сделки с ними до оформления протокола экспертной комиссией Министерства финансов РФ, то на момент их совершения уникальные янтарные образования юридически не представляли собой драгоценные камни. Соответственно, можно говорить об отсутствии предмета правонарушения.

Исходя из п. 2 ст. 20 Закона о драгоценных камнях следует, что при добыче, использовании, обращении (совершении сделок) драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству.

Однако, опять же специфика признания уникальных янтарных образований драгоценными камнями позволяет сделать вывод о том, что уникальные янтарные образования подлежат учету не с момента добычи, а только после оформления экспертной комиссией Министерства финансов РФ протокола.

Поэтому нельзя однозначно утверждать о том, что лицо, совершившее сделки с уникальными янтарными образованиями без ведения обязательного учета этих сделок до оформления соответствующего протокола, нарушило правила оборота драгоценных камней, установленные законодательством РФ, то есть можно говорить об отсутствии в действиях лица состава правонарушения, предусмотренного ст. 191 Уголовного кодекса РФ.

Характеризуя Постановление Правительства РФ от 05.01.

1999 года № 8 в целом, стоит также отметить, что оно не содержит четкого механизма работы по отнесению уникальных янтарных образований к драгоценным камням и не устанавливает, чем руководствуется экспертная комиссия при Министерстве финансов РФ в работе по определению наличия (отсутствия) критериев отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням.

Принимая во внимание все вышесказанное относительно действующего определения драгоценных камней, представляется логичным вывод о том, что внесение кардинальных изменений в его содержание просто необходимо. При этом, полагаем, что определение драгоценных камней должно включать конкретные критерии и характеристики, позволяющие признавать камни драгоценными с момента их обнаружения (добычи).

В силу норм ст.

1 Закона о драгоценных камнях «обращение» является одним из видов операций, производимых с драгоценными камнями, и представляет собой действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные камни, в том числе их использование в качестве залога. Обращение драгоценных камней должно осуществляться в порядке и на условиях, установленных Законом о драгоценных камнях и законодательством РФ (п.1 ст. 22).

В качестве одного из субъектов, имеющих право осуществлять обращение (реализацию) драгоценных камней, закон называет организации, занимающиеся их добычей, то есть извлечением драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировкой, первичной классификацией и первичной оценкой драгоценных камней. Добыча драгоценных камней должна производиться на основании лицензии на пользование недрами в соответствии с Законом РФ от 21.02.1991 года № 2395-1 «О недрах» (п. 1 ст. 4 и ст. 15 Закона о драгоценных камнях). Добытые из недр драгоценные камни являются собственностью субъектов добычи драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации (ст. 4 Закона о драгоценных камнях).[

В соответствии с п. 6 ст.

2 Закона о драгоценных камнях собственники драгоценных камней осуществляют свое право собственности на драгоценные камни, руководствуясь ограничениями, установленными Законом о драгоценных камнях, и Гражданским кодексом РФ, а собственники драгоценных камней, признанных непригодными для изготовления ювелирных изделий в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 23.11.1998 года № 1365 «О критериях и порядке отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий», — без ограничений, предусмотренных Законом о драгоценных камнях.

Учитывая, что в зависимости от результатов выполнения процедуры по определению пригодности (непригодности) драгоценных камней для изготовления ювелирных изделий определяется дальнейшая правовая база регулирования отношений с драгоценными камнями, считаем целесообразным более подробно остановиться на положениях вышеуказанного постановления.

В силу п.

1 данного документа «Основными критериями отнесения к непригодным для изготовления ювелирных изделий из драгоценных камней (алмазы, рубины, сапфиры, изумруды и александриты) являются их размерно — весовые, цветовые и качественные характеристики, а также экономическая целесообразность их переработки на предприятиях ограночной промышленности Российской Федерации». Помимо этого, установлено, что «к природным алмазам, непригодным для изготовления ювелирных изделий, относятся природные алмазы в сыром (естественном) и обработанном виде ситовых классов «-3+2» и ниже, включая:

  1. алмазы, рекуперированные из многокристального алмазного инструмента;
  2. отходы при любом виде обработки алмазов;
  3. алмазный концентрат;
  4. алмазную крошку и алмазные порошки».
  5. Непригодными для изготовления ювелирных изделий считаются также природные алмазы, имеющие формы борт и дриллинг, независимо от их характеристик и степени обработки.

Отнесение драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий производится организациями, осуществляющими первичную классификацию драгоценных камней, по результатам обязательной сортировки и оценки. Указанные организации обязаны оформить документы установленного образца (паспорта или сертификаты) на драгоценные камни, отнесенные ими к непригодным для изготовления ювелирных изделий (п. 3).

Исходя из содержания этих положений, следует, что Правительством РФ используется более узкое понятие драгоценных камней, чем предусмотренное Законом о драгоценных камнях. В частности, не упоминается «природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде».

Поэтому предполагается логичным вывод о том, что жемчуг в любом виде не может быть отнесен к категории непригодных драгоценных камней для изготовления ювелирных изделий, что, в свою очередь, является основанием для следующего вывода: собственники жемчуга могут осуществлять право собственности только с учетом ограничений, установленных Законом о драгоценных камнях.

Правительством РФ предусмотрены относительно подробные критерии отнесения алмазов к непригодным для изготовления ювелирных изделий. В отношении иных драгоценных камней (рубинов, сапфиров, изумрудов, александритов) закреплено лишь абстрактное правило определения непригодности таких драгоценных камней для изготовления ювелирных изделий.

Согласно п.

2 рассматриваемого Постановления Правительства РФ Министерству финансов РФ было поручено установить по согласованию с Министерством экономики РФ на базе действующих классификаторов предельные характеристики драгоценных камней (алмазов, рубинов, сапфиров, изумрудов и александритов), на основе которых определяется экономическая нецелесообразность их переработки на предприятиях ограночной промышленности Российской Федерации.

Вместе с тем, до настоящего времени данное поручение не исполнено в полном объеме. Предельные характеристики, на основе которых определяется экономическая нецелесообразность переработки драгоценных камней на предприятиях ограночной промышленности, установлены только в отношении алмазов.

Недоработки и пробелы Постановления Правительства РФ от 23.11.

1998 года № 1365 «О критериях и порядке отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий» фактически свидетельствуют о неисполнении как Правительством РФ возложенной на него Законом о драгоценных камнях обязанности по установлению критериев отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий, так и Министерством финансов РФ, обязанности по определению предельных характеристик драгоценных камней (рубинов, сапфиров, изумрудов и александритов), на основе которых определяется экономическая нецелесообразность их переработки на предприятиях ограночной промышленности Российской Федерации.

Названные правовые недостатки, на наш взгляд, позволяют субъектам добычи драгоценных камней необоснованно относить драгоценные камни (рубины, сапфиры, изумруды и александриты) к категории непригодных для изготовления ювелирных изделий в целях исключения применения к обращению драгоценных камней ограничений, установленных Законом о драгоценных камнях, и создают предпосылки для осуществления «незаконного» оборота драгоценных камней.

В силу п.

5 ст. 2 Закона о драгоценных камнях на субъектов добычи возлагается обязанность при продаже извлеченных драгоценных камней в рассортированном виде предлагать их приобрести в приоритетном порядке: 1) Министерству финансов РФ для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации; 2) уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации. Стоит отметить, что преимущественное право покупки драгоценных камней возникает у перечисленных органов при условиях предварительного заключения с субъектами добычи договоров купли – продажи драгоценных камней и осуществления авансирования в счет платежей, причитающихся по данным договорам. Такое же преимущественное право покупки вышеуказанных органов закреплено в п. 4 ст. 20 Закона о драгоценных камнях в отношении самородков драгоценных камней, отнесенных к категории уникальных. При этом согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1068 «О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных» самородки драгоценных камней, соответствующие изложенным в данном пункте критериям, до поступления их в обращение должны быть отобраны и представлены в экспертные комиссии по отдельным видам драгоценных камней Министерства финансов РФ. По результатам проведенной экспертизы соответствующей экспертной комиссией принимается решение об отнесении (отказе в отнесении) самородков драгоценных камней к категории уникальных. На уникальные самородки драгоценных камней экспертными комиссиями оформляются документы, подтверждающие факт отнесения их к категории уникальных, и они подлежат специальному учету.

Необходимо обратить внимание, что общие положения, касающиеся процедуры отнесения самородков драгоценных камней к уникальным, также имеют правовые недостатки. В частности, в п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.

1999 года № 1068 в качестве самородка драгоценных камней отдельно от алмазов выделен «бриллиант массой 20 каратов и более», что: 1) не соответствует определению драгоценных камней, изложенному в Законе о драгоценных камнях; 2) представляется противоречивым при сравнении с требованием данного документа о признании самородков драгоценных камней уникальными до поступления их в обращение, поскольку бриллиантами признаются уже обработанные природные алмазы различной формы огранки, имеющие отполированные грани. Помимо этого, среди перечня драгоценных камней, которые могут быть признаны уникальными, упоминаются и другие драгоценные камни, прошедшие огранку (рубины, сапфиры и т.д.), что также, на наш взгляд, не соответствует положениям постановления о порядке признания самородков драгоценных камней уникальными.

Кроме того, в качестве еще одной правовой недоработки порядка признания самородков драгоценных камней уникальными стоит отметить наличие в правовой системе Российской Федерации фактически двух действующих документов, регламентирующих статус экспертных комиссий (экспертных подкомиссий) Министерства финансов РФ, осуществляющих экспертизу по отнесению самородков драгоценных камней к уникальным:

1) Приказ Министерства финансов РФ от 09.03.2000 № 65 «Об утверждении положений об экспертных комиссиях Министерства финансов Российской Федерации по отнесению к уникальным ювелирных изделий, самородков драгоценных металлов и драгоценных камней и их составов»;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *