Нормативное регулирование аудиторской деятельности в рф

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Сегодня аудиторская деятельность в России организована с учетом опыта, сложившегося в мировой практике, но, в отличие от других стран, в нашей стране система нормативного регулирования все еще находится в стадии своего развития.

[3]

Первый уровень составляет Федеральный закон №307 ФЗ «Об аудиторской деятельности», пришедший на смену Закону «119-ФЗ», он является одним из основных законодательных актов, определяющим основные аспекты организации аудиторской деятельности в России, регулируя ее правовые основы. Данный документ содержит 23 статьи, в которых отражены основные аспекты аудиторской деятельности и сопутствующих аудиту услуг. В законе определены понятия аудитора и аудиторской организации, закреплены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, права и обязанности аудируемых лиц [3]. Также даются определение обязательного аудита и критерии его проведения, рассмотрено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное.

Особое место в законе занимает статья, посвященная независимости аудиторов, рассматриваемая в контексте основополагающих принципов аудиторской деятельности, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, декларируемых в Кодексе этики профессиональных аудиторов. Также определены вопросы контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, вопросы их аттестации на право осуществления аудиторской деятельности.

Отдельные статьи Федерального закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, условий их формирования и ротации.

В отличие от утратившего силу ФЗ №119, действующий Закон вводит понятие «саморегулируемой организации аудиторов», определяет порядок их создания и приобретения статуса, а также требования к ее составу, порядку членства в ней и правил осуществления внешнего контроля качества работы ее членов на основе принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекса профессиональной этики аудиторов.

Отдельно в Законе отражается порядок ответственности за нарушение законодательства об аудите и порядок вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с Федеральным законом приводятся в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности.

Второй уровень включает законодательные и подзаконные нормативные акты и федеральные стандарты аудиторской деятельности.

Данные документы определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности и являются обязательными для исполнения субъектами рынка.

К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, такие как: Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

  • Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
  • 1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
  • 2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
  • 3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Важнейшим документом, регулирующим аудиторскую деятельность, является Кодекс профессиональной этики аудиторов, представляющий собой свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

[2]

Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен стандартами аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов.

Основное их назначение — определение требований к аудиторским процедурам, дополнительных к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг.

Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности; не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности и являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов [3].

Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

Четвертый уровень — это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права и др. В этой области разработаны стандарты по проведению аудита коммерческих банков, методические указания по аудиту материально-производственных запасов, налога на прибыль, также министерствами был принят ряд нормативных актов по специфическим видам аудита.

Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе действующих стандартов и существующей практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой каждой аудиторской компании, они определяют престиж и качество ее работы.

Требования стандартов аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных стандартов аудиторской деятельности и стандартов саморегулируемой аудиторской организации, членами которого они являются.

Внутренние стандарты носят обязательный характер, что подтверждается требованиями системы внешнего контроля аудиторской деятельности.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации

Виды и наиме­нования норма­тивных доку­ментов

Область регули­рования и ис­пользования

Федеральный за­кон «Об аудитор­ской деятельно­сти» от 30.12.2008 № 307-ФЗ

  1. Определяет ме­сто, цель и задачи аудита в финан­сово-экономиче­ской системе
  2. Федеральные правила (стан­дарты) аудитор­ской деятельно­сти
  3. Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обя­зательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг

Федеральные стандарты (раз­работано и утвер­ждено 33 правила (стандарта). Намечено разра­ботать 6—8 феде­ральных стан­дартов в течение 2009-2010 г.

Законодательные и подзаконные нормативные акты

Разработаны в соответствии с федеральным законодательст­вом нормативные документы в об­ласти аттестации и лицензирования аудиторской дея­тельности и др.

Читайте так же:  Обеспечение исполнения обязательств в гражданском праве

  • Внутренние пра­вила (стандарты) саморегулиру­емых аудитор­ских организа­ций
  • Регулирование специфических вопросов ауди­торской деятель­ности на уровне саморегулируе­мых аудиторских организаций
  • Разрабатываются саморегулируе­мыми аудитор­скими организа­циями
  • Нормативные документы министерств и федеральных
  • Регулирование специфических особенностей аудита по видам: общий, страхо­вой, инвестици­онных институ­тов, банковский
  • Министерствами и федеральными службами принят и разрабатыва­ется ряд доку­ментов по видам аудита
  • Внутренние регламенты (аудиторские стандарты)
  • При проведении обязательного
  • аудита и сопут­ствующих аудиту и прочих услуг
  • Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуаль­ными аудиторами

Уровень I включает в себя Федеральный закон от 30.12.

2008 № 307-ФЗ, который является одним из основ­ных законодательных актов и определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.

Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Принятие Закона позволяет считать, что станов­ление аудита в России состоялось.

К документам уровня II, регулирующим аудиторскую дея­тельность в Российской Федерации, относятся те, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской дея­тельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Сюда включаются и федеральные стандарты. В настоящее время разработано и утверждено 33 федеральных стандарта.

Уровень III системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен внутренними стан­дартами саморегулируемых аудиторских организаций.

Основное назначение стандартов — установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом.

К уровню III относятся нормативные акты министерств и федеральных служб, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бух­галтерского учета, хозяйственного права и др.

Уровень IV включает в себя внутренние (внутрифир­менные) регламенты (стандарты) аудиторской деятельно­сти, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

5.Нормативно — правовое регулирование аудиторской деятельности в россии

Действующая в России система нормативного регулиро­вания аудиторской деятельности включает пять уровней:

Первый уровень — Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» относится к основ­ным законодательным актам.

Этот закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента.

Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Имен­но принятие закона позволяет считать, что становление ауди­та в России состоялось.

К документам первого уровня относят также кодексы Рос­сийской Федерации и указы Президента РФ.

• К документам второго уровня относят постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты уполномочен­ного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призван­ные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступатель­ное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов, такие, как:

Постановление Правительства РФ от 06.02,02 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 29.03.02 № 190 « Лицензировании аудиторской деятельности».

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России

  • Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России
  • Методический материал
  • Дата: 2019-07-30
  • Переход на главную
  • Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России
  • Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России находится на этапе становления, что обусловлено проведением организационно-правовой структуры аудиторской деятельности в соответствии с ФЗ.
  • Система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает 5 уровней:
Читайте также:  Составляем коллективный договор для ооо на 2020 (образец)

1 уровень Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119 ФЗ. ФЗ является основным законодательным актом, регулирующим аудиторскую деятельность.

  1. Он определил место аудита как равноправного и необходимого элемента финансово-хозяйственной деятельности.
  2. В законе установлено понятие аудита, аудиторской деятельности, определена цель, задачи, сформулированы требования, предъявляемые к аудиторам и аудиторским организациям, их права и обязанности, а также права и обязанности аудируемых лиц.
  3. В законе дано определение обязательного аудита и установлены критерии его проведения.
  4. Закон определил понятие конфиденциальности, аудиторской тайны и установил ответственность за ее несоблюдение.
  5. Законом установлен порядок регулирования аудита в РФ.
  6. 2 уровень Документы, которые разрабатываются на основе Федерального Закона:
  7. постановления, приказы Президента, Правительства, Министерства финансов, которые дополняют и разъясняют отдельные вопросы аудиторской деятельности.
  8. 3 уровень Федеральные стандарты (правила) аудиторской деятельности, основное назначение которых заключается в установлении единых норм аудиторской деятельности, которые должны быть однозначно приняты всеми сторонами финансово-хозяйственной отношений, включая Арбитражный суд.
  9. В стандартах содержатся основные правила проведения проверки и составления аудиторского заключения.
  10. С их помощью аудитор может определить порядок проведения, методику исходя из конкретных ситуаций.
  11. В настоящее время наравне с федеральными стандартами аудиторской деятельности  работают правила (стандарты) аудиторской деятельности, принятые до принятия ФЗ.
  12. 4 уровень Внутренние стандарты (правила) Профессиональных аудиторских объединений, которые обязательны для своих членов.
  13. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и не должны им противоречить.
  14. К этому уровню также относятся отраслевые нормативные документы, регламентирующие порядок аудиторских проверок в соответствующих отраслях (направлениях).

5 уровень Внутрифирменные аудиторские стандарты, которые разрабатываются аудиторскими организациями и аудиторами самостоятельно. Они необходимы для технической реализации требований федеральных стандартов.

Внутрифирменные стандарты призваны обеспечить единый контроль в проведении аудиторской проверки в данной аудиторской форме.

Внутрифирменные стандарты, как правило, носят конфиденциальный характер, т.к. содержат прогрессивную методику и рациональные способы организации аудиторской деятельности.

  • Смотрите также по теме:
  • Переход к следующему ответу

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Аудит в России организуется с учетом опыта стран, в которых этот вид деятельности существует десятки и сотни лет.

В литературе отмечается, что в мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности, первая из которых распространена в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ. Там аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах – США, Великобритании, где аудиторская деятельность определенным образом саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. В этих странах аудиторская деятельность регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в процессе становления.

Устанавливаются права и обязанности органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определяются роль и функции государственных и общественных аудиторских организаций.

Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Эта система включает четыре основных уровня (табл. 2). Эти уровни расположены сверху вниз и показывают виды документов, область регулирования и степень их разработанности.

Таблица 2

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации

Уровень регулирования Вид и наименование нормативных документов Область регулирования Степень разработанности
1 2 3 4
I Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе Закон принят
II Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг Утверждены 16 федеральных правил (стандартов), остальные разрабатываются (вместо них пока действуют российские правила (стандарты))
Законодательные и подзаконные нормативные акты Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов Разработаны в соответствии с федеральным законом нормативные документы в области аттестации и лицензирования аудиторской деятельности
III Правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений Разрабатываются аккредитованными аудиторскими объединениями
Нормативные документы министерств и ведомств Регулирование специфических особенностей аудита по видам Министерствами и ведомствами приняты и разрабатываются ряд документов по видам аудита
IV Внутрифирменные аудиторские стандарты При проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг Разрабатываются и используются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

Первый (верхний) уровень включает Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Этот основной законодательный акт определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.

Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль преобладал над другими видами контроля. Именно принятие этого закона позволяет считать, что становление аудита в РФ состоялось.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка.

Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

Принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» знаменует новый (третий) этап в истории развития аудиторской деятельности в РФ.

Значение закона состоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития.

Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики – аудит.

Закон был подготовлен рабочей группой с участием представителей Минфина РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов, аудиторов-практиков.

Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ.

Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 12 мая 2000 г.) и др.

В соответствующих разделах учебника приведены ссылки на Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», поэтому кратко рассмотрим его содержание.

Федеральный закон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В Законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное.

Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

В Законе определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. Согласно Федеральному закону все нормативные акты по аудиторской деятельности (по аттестации, лицензированию и др.) в РФ должны быть приведены в соответствие.

Как следует из перечня нормативных документов, разработанных и принятых в 2001–2002 гг., основные положения Закона получили в них конкретное уточнение и разъяснение. Это позволило регулировать аудиторскую деятельность непосредственно по основным положениям Закона, начиная с момента его вступления в действие.

В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» руководство аудиторской деятельностью возложено на уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности.

Читайте также:  Национальный стандарт российской федерации

В качестве такого органа выступает Министерство финансов РФ (Департамент финансового государственного контроля, регулирования аудиторской деятельности и бухгалтерского учета Минфина РФ).

Кроме того, этими проблемами занимаются и общественные структуры: аккредитованные профессиональные объединения и Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Основными исполнителями аудиторской деятельности являются аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • «УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
  • ОКТЯБРЬСКИЙ ФИЛИАЛ
  • Кафедра гуманитарных, естественнонаучных, математических
  • и социально-экономических дисциплин
  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
  • по дисциплине: «Аудит»
  • на тему: Организация и нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ
  • Выполнил:
  • студент гр. 3БЗК-21

Галимова А.Р.

Проверил:

ст. преподаватель:

Ахмадуллина А.З.

  1. 2012
  2. СОДЕРЖАНИЕ
  3. ВВЕДЕНИЕ
  4. РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
  5. РАЗДЕЛ 2. УРОВНИ НОРМАТИВНО- ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  6. РАЗДЕЛ 3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  7. РАЗДЕЛ 4. ОРГАНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ АУДИТОРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ
  8. РАЗДЕЛ 5. АККРЕДИТОВАННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АУДИТОРСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
  9. РАЗДЕЛ 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АУДИТОРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  10. РАЗДЕЛ 7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АУДИТОРОВ
  11. РАЗДЕЛ 8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АУДИРУЕМЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТ
  12. РАЗДЕЛ 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  13. РАЗДЕЛ 10.СТРАХОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АУДИТОРА
  14. РАЗДЕЛ 11. АУДИТОРСКАЯ ТАЙНА
  15. РАЗДЕЛ 12. ПРОФЕССИНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ОБРАЗОВАНИЕ АУДИТОРОВ И АТТЕСТАЦИЯ АУДИТОРОВ В РОССИИ
  16. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  17. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  18. нормативный профессиональный аудитор
  19. ВВЕДЕНИЕ

Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве.

Обязанность предприятия вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало необходимость независимого вневедомственного финансового контроля – аудита.

  • Целью данной контрольной работы является рассмотрение организации и нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ.
  • Данная контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
  • В основной части рассмотрены системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, уровни нормативно-правового регулирования, сущность Федерального акона об аудиторской деятельности, функции органов регулирующих аудиторскую деятельность.
  • Освещены вопросы организации аттестации и образовании аудиторов и аудиторских организаций, права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций, экономических субъектов, рассмотрена ответственность аудиторов и аудиторских организаций, страхование профессиональной и гражданской ответственности аудиторов, приведено понятие аудиторской тайны

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ст.1) аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

  1. При выполнении контрольной работы использованы 12 источников, в том числе Федеральный закон, законодательные акты, Постановление Правительства Российской Федерации, Правила (стандарты) аудиторской деятельности.
  2. РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
  3. К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14.12.2001 N 164-ФЗ);

  • Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;
  • Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190;

Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий. Постановление Правительства РФ от 29.10.2000 N 81;

Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ (Протоколы N 1 от 9 февраля 1996 г., N 6 от 25 декабря 1996 г., N 2 от 22 января 1998 г., N 4 от 15 июля 1998 г., N 2 от 18 марта 1999 г., N 3 от 27 апреля 1999 г., 20 августа 1999 г., 20 октября 1999 г., N 1 от 11 июля 2000 г.).

РАЗДЕЛ 2. УРОВНИ НОРМАТИВНО- ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится на стадии становления. На данном этапе происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, а также определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ включает в себя 4 основных уровня:

) Первый уровень: ФЗ №119- ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г.

Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. знаменует новый этап развития аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит, прежде всего, в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

Этот закон определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие Закона позволяет считать, что становление аудита в РФ состоялось.

) Второй уровень:

а) Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД): в настоящее время существует 31 правило (стандарт). ФПСАД утверждаются постановлением правительства РФ. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех; устанавливают нормы аудита, обязательные для всех участников рынка аудиторских услуг.

  1. Российские правила (стандарты) включают 11 групп, из них 10 групп соответствуют группам международных стандартов, а 11-я группа имеет название «Образование и подготовка кадров» и включает стандарты «Образование аудитора» и «Программы квалификационных экзаменов, порядок сдачи этих экзаменов, формирование экзаменационных комиссий и регламент их работы».
  2. б) законодательные и подзаконные нормативные акты: устанавливают общие положения по вопросам регулирования аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (например, в области аттестации и лицензирования).
  3. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
  4. ) Третий уровень:

а) Внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений. Они регулируют деятельность на уровне профессиональных объединений, которые могут включать в себя порядка 1000 профессионалов или 100 организаций.

  • Эти стандарты обязательны для соблюдения аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
  • Внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений можно разделить на 4 группы:
  • ) Стандарты, регламентирующие процесс подготовки к проведению аудита: этот процесс подразделяется на стадии (этапы).

) Стандарты, регламентирующие процесс планирования аудита. Согласно стандарту «Планирование аудита» предварительное планирование является одним из трех основных этапов собственно планирования аудита.

  1. ) Стандарты, регламентирующие процесс проведения аудита. К данной группе относятся следующие стандарты:
  2. устанавливающие порядок проверки операций с аффилированными лицами;
  3. устанавливающие порядок проверки соблюдения допущения непрерывности деятельности аудируемого лица;
  4. регламентирующие обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и возможных фактов мошеннических действий в ходе аудита;
  5. регламентирующих процесс учета законодательных и нормативных актов в ходе аудита;
  6. устанавливающие порядок получения информации о деятельности аудируемого лица.
  7. б) Нормативные документы министерств и ведомств, регулирующие специфические особенности аудита по видам: общий; страховой; инвестиционных институтов; банковский.

К нормативным документам министерств и ведомств относятся методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями.

Документы третьего уровня, регулирующие аудиторскую деятельность, носят вспомогательный характер, и основная их цель – помощь в технической реализации требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности.

Т.е., третий уровень, включая внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливает правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

) Четвертый уровень: внутрифирменные стандарты аудита. Разрабатываются аудиторскими организациями для проведения аудита и оказания услуг, сопутствующих аудиту. Они определяют качество работы и престиж аудиторских фирм.

  • Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:
  • соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);
  • уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;
  • использованию для проведения аудита аудиторов – ассистентов;
  • увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.
  • Использование внутренних стандартов позволяет сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и выполнении сопутствующих аудиту услуг.
  • Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям: целесообразность; преемственность и непротиворечивость; полнота и детализация; единство терминологической базы.
Читайте также:  Образец договора с управляющим ооо индивидуальным предпринимателем

Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов – это трудоемкая и продолжительная работа, нацеленная на перспективу. Рекомендации по созданию внутренних аудиторских стандартов приведены в российском Стандарте «Требования к внутренним аудиторским стандартам аудиторских организаций».

Внутренние стандарты являются частью организационно – распределительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации. Внутренние стандарты должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата ввода в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения.

Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты – интеллектуальная собственность аудиторской организации.

РАЗДЕЛ 3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый (третий) этап аудиторской деятельности в РФ.

Значение Закона состоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития.

Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики – аудит.

Закон был подготовлен рабочей группой с участием представителей Минфина России, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов и аудиторов – практиков.

Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ.

Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 12.05.2000) и др.

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

  • СОДЕРЖАНИЕ
  •                                                                                                                        С. 
    Введение                                                                                                                  3 
    1 Нормативно-правовое регулирование аудиторской
  •    деятельности  в РФ                                                                                               5 1.1 Понятие и сущность аудита                                                                             5
  • 1.2 Этапы нормативного регулирования аудиторской
  •      деятельности в РФ                                                                                           9
  • 1.3 Особенности регулирования аудиторской деятельности
  •       в России                                                                                                           21
  • 2 Сравнительная характеристика 
    международных стандартов аудиторской   
  •     деятельности                                                                                                      25
  • 2.1 Сущность и значение  стандартов аудиторской деятельности                  25

2.2. Сопоставление международных 
стандартов аудита с российскими 

  1.       стандартами аудиторской деятельности                                                     27
  2. Заключение                                                                                                            29
  3. Список литературы                                                                                               32
  4. Приложения                                                                                                           35
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. аудиторская деятельность

В мировой практике аудиторский 
контроль широко применяется во всех сферах деятельности. В нашей стране независимый контроль, обеспечивающий потребности пользователей финансовой информации экономических субъектов 
в виде подтверждения ее достоверности 
— дело сравнительно новое.

С развитием экономики аудиторская деятельность в России приобретает все большее значение.

Вводятся правила (стандарты) аудиторской деятельности, развивается система профессионального контроля качества работы аудита и предъявляются дополнительные требования к их профессиональной подготовке со стороны государства.

  • Аудиторы больше внимания должны уделять вопросам планирования и документирования аудита, определению 
    аудиторского риска и существенности возможных ошибок, разработке внутрифирменных 
    стандартов и методик аудиторских 
    проверок.
  • Аудит продолжает активно 
    внедряться и влиять на становление 
    рыночных отношений в России, и 
    его регулирование развивается 
    по трем основным направлениям:
  • — государственное регулирование;
  • — государственно-общественное 
    регулирование;
  • — регулирование на уровне 
    аудиторских фирм.

Основные принципы, регулирующие аудит — этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться аудиторами и аудиторскими фирмами при оказании всех аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих аудит.

  1. Основные принципы, регулирующие аудит, изложены в Кодексе этики 
    профессиональных бухгалтеров, разработанном 
    МФБ. При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться 
    следующими этическими и профессиональными принципами:
  2. • независимость, честность и объективность;
  3. • профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность;
  4. • конфиденциальность информации;
  5. • профессиональное поведение;
  6. • следование техническим 
    стандартам.

Актуальность темы определяется тем, что в соответствии с законодательством все большее число хозяйствующих субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

Расширение сферы аудита определяется и все возрастающими потребностями пользователей в получении достоверной информации о финансовом положении субъектов рынка.

Все это требует четкости и определенности содержания применяемых законодательных норм.

  • Основная цель написания курсовой работы: углубить знания, полученные в процессе обучения, изучить основные принципы аудита, в частности принцип независимости.
  • Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих 
    задач:
  • — уяснить понятие аудита 
    и аудиторской деятельности;
  • — исследовать нормативное регулирование аудиторской профессии;
  • — изучить основные принципы 
    аудита. Принцип независимости;
  • — провести сравнение ведения 
    аудита в России и за рубежом;
  • — сделать выводы.
  • Предметом исследования работы являются развитие аудита в России в сравнии с международным опытом.
  • 1 Нормативно-правовое регулирование 
    аудиторской деятельности
  • 1.1 Понятие и сущность аудита
  • Сущность аудита и аудиторской 
    деятельности определена как Международным стандартом аудита МСА 200, так и российским Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».
  •  Существует множество 
    определений аудита — одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита.
  • В таблице 1 мы приведем примеры 
    определения аудита различными авторами, изучающими Международный аудит 
    и в РФ.
  •                                                                                                           Таблица 1
  • Определения аудита
Русские авторы Определения аудита Зарубежные авторы Определения аудита
1 2 3 4
Шеремет А.Д. Аудит-это независимое  рассмотрение специ-ально назначенным  аудитором финансовых  отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом. Комитет Американ-ской бухгал-терской ас-социации (American Accounting Association «Аудит — это системный  процесс получения и оценки объективных  данных об экономических действиях  и событиях, устанавливающих уровень  их соответствия опре-деленному критерию и представляющий резуль-таты заинтересованным пользователям»

                                                                                 Продолжение таблицы 1

1 2 3 4
проф. Андреев В.Д. В своем определении уточняет те критерии, исходя из которых должна оцениваться собираемая аудиторами информация. По его мнению, результатом сбора и анализа инфор-мации должна стать оценка финансовой от-четности, с точки зрения ее «достоверности, пол-ноты и соответствия действующему законода-тельству». Аудит — внешний финансовый контроль достоверности финан-совой отчетности него-сударственного сектора экономики
проф. Данилевского В.Е. В определении аудита в  качестве критериев фигурирует не только достоверность и полнота, но и  точность документального отражения  финансового состояния подвергающегося  аудиторской проверке предприятия Англия цель аудита состоит в  предоставлении воз-можности аудитору вы-разить мнение в отноше-нии того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспек-там в соответствии с ус-тановленными основами (положениями, норма-тивными документами) финансовой отчетности.

                                                                                     Окончание таблицы 1

Макоед И.А. и Шиманский  К.А. Включает в определение понятия «аудит» провер-ку соответствия учета не только действующему законодательству, но и «требованиям, предъяв-ляемым к бухгалтер-скому учету».

Аудиторская деятельность — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Понятие сопутствующих услуг. В общем объеме работ аудитора оказание сопутствующих услуг, как 
правило, занимает лидирующее место 
в количественном и стоимостном выражении.

  1. Под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:
  2. постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  3.         налоговое 
    консультирование;
  4.         анализ 
    финансово-хозяйственной деятельности 
    организации и индивидуальных 
    предпринимателей, экономическое и 
    финансовое консультирование;
  5.         управленческое 
    консультирование, в том числе 
    связанное с реструктуризацией 
    организаций;
  6.         правовое 
    консультирование, а также представительство 
    в судебных и налоговых органах 
    по налоговым таможенным спорам;
  7.         автоматизация 
    бухгалтерского учета и внедрение 
    информационных технологий;
  8.         оценка 
    стоимости имущества, оценка предприятий 
    как имущественных комплексов, а 
    также предпринимательских рисков;
  9.         разработка 
    и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  10.         проведение 
    маркетинговых исследований;
  11.         проведение 
    научно-исследовательских и экспериментальных 
    работ в области, связанной 
    с аудиторской деятельностью, 
    и распространение их результатов, 
    в том числе на бумажных 
    и электронных носителях;
  12.         обучение 
    в установленном законодательством 
    РФ порядке специалистов в 
    области, связанной с аудиторской деятельностью.
  13. При этом законом предусмотрено, что аудиторским организациям и 
    индивидуальным аудиторам запрещается 
    заниматься какой-либо иной предпринимательской 
    деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным 
органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской 
организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового 
договора, либо в качестве индивидуального 
предпринимателя, осуществляющего 
свою деятельность без образования 
юридического лица. Индивидуальный аудитор 
вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторская организация 
— это лицензируемая коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки, оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Датой получения аудиторской 
организацией или индивидуальным аудитором 
лицензии на осуществление аудиторской 
деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей 
лицензии.

Если в соответствии с 
законодательством РФ оказание отдельных 
видов сопутствующих аудиту услуг 
требует получения соответствующих 
лицензий, аудиторские организации 
и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения 
соответствующей лицензии.

Аудиторские организации 
могут быть созданы в любой 
организационно-правовой форме, за исключением 
открытого акционерного общества. Требования к аудиторской организации предусматривают, что не менее 50 % ее кадрового состава 
должны составлять граждане РФ, а в 
случае, если руководителем аудиторской 
организации является иностранный 
гражданин, то не менее 75 %.

1.2 Этапы нормативного 
регулирования аудиторской деятельности в РФ

Становление аудита в современной 
России с 1987 г., с момента создания первых кооперативов и частных фирм, возникновения совместных предприятий. Развитие в России в условиях рыночных отношений независимого финансового 
контроля (аудита) условно можно 
разделить на этапы, приведенные 
в таблице 2.

                                                                                                          Таблица 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *