Недостаточность бюджетного финансирования не является существенным изменением обстоятельств, позволяющим расторгнуть госконтракт

Для того чтобы удовлетворить те или иные государственные нужды, заказчики обязаны проводить специальные процедуры закупок, на основании результатов которых подписывается специальный контракт, который выступает в качестве основания для удовлетворения тех или иных государственных нужд. Однако нередко возникают обстоятельства, по причине которых приходится изменять условия контракта или полностью его расторгать.

Каким образом должно происходить такое изменение в соответствии с условиями Федерального закона №44-ФЗ, а также что можно изменять из условий контракта?

Изменение условий контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ

Федеральный закон №44-ФЗ говорит о том, что лишь в некоторых случаях может быть осуществлено изменение ранее заключенного государственного контракта. Для того чтобы такое изменение было осуществлено, необходимо использовать статью 95 данного федерального закона.

В соответствии с положениями части 1 данной статьи изменение существенных условий государственного контракта не допускается. Однако если речь идет об обоюдном решении об изменении контракта, то статья 95 говорит о возможности такого изменения, но при соблюдении ряда условий:

Недостаточность бюджетного финансирования не является существенным изменением обстоятельств, позволяющим расторгнуть госконтракт

  • изменение условий контракта, в том числе существенных, должно быть оформлено в виде специального дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами. В тексте такого дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на те нормы права, которыми руководствуются участники сделки при внесении изменений в действующие условия контракта;
  • изменение условий контракта возможно только в том случае, если речь идет об изменении объема поставляемых товаров либо выполняемых работ или оказываемых услуг в пределах не более десяти процентов, а осуществление такого изменения условий контракта происходит по инициативе государственного заказчика;
  • если речь идет об изменении цены контракта, которое осуществляется по инициативе одной из сторон соглашения, но при таком снижении цены не происходит ухудшение качества поставляемого товара либо объем выполняемых работ или оказываемых услуг;
  • произошло изменение цены контракта на основании соответствующей нормы действующего законодательства Российской Федерации, если речь идет о поставке товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию;
  • если речь идет о контракте, который заключен для обеспечения государственных нужд в лице федерального или регионального органа власти, а срок такого контракта составляет не менее трех лет, то изменение такого контракта возможно только в том случае, если цену контракта на предоставляемые по его условиям товары, услуги или работы невозможно оставить без изменений на весь срок действия такого контракта. Внесение изменений в такой контракт может быть осуществлено только на основании документального согласия высшего контролирующего органа в сфере осуществления государственных закупок федерального или регионального уровней власти;
  • если речь идет о внесении изменений в контракт в части стоимости такого контракта из-за уменьшения финансирования по используемой статье бюджетного финансирования при условии, что у государственного или муниципального заказчика было сокращено финансирование на основании положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Изменение сроков исполнения контракта возможно только в том случае, если по решению сторон принято решение, которое подтверждено документально в виде обоснования необходимости изменения такого срока.

В некоторых случаях изменение или расторжение государственного контракта происходит на основании положений статьи 450 Гражданского Кодекса. Однако использование данной статьи возможно только в том случае, если изменение заключенного государственного контракта происходит на основании специального судебного иска, который был подан одной из сторон, участвующих в контракте.

Одностороннее расторжение государственного контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика

Расторжение контракта может быть осуществлено в одностороннем порядке на основании решения либо заказчика, либо исполнителя. Для осуществления такой процедуры используется статья 95 Федерального Закона «О контрактной системе». Однако следует понимать, что и в том, и в другом случаях речь идет об обязательном подтверждении основания для расторжения любого контракта.

По инициативе государственного заказчика контракт может быть расторгнут в том случае, если сам заказчик подтверждает основания для такого расторжения, например, на основании результатов независимой экспертизы, которая была призвана для того, чтобы уточнить качество поставляемого товара либо оказываемых услуг, или выполняемых работ.

Если заказчик принял решение о расторжении контракта, в течение трех дней с момента принятия решения о расторжении он должен разместить свое решение в документальном виде в Единой информационной системе.

Кроме того, такое решение должно быть направлено исполнителю по контракту для того, чтобы уведомить его о принятом решении заказчика.

Направление возможно только в виде заказного письма с уведомлением и описью вложения либо телеграммой или посредством использования факсимильной связи.

Однако каждый из перечисленных способов должен отвечать главному требованию – предоставление информации о дате отправки и получения такого уведомления. Если указанные требования к вручению уведомления заказчиком выполнены в полном объеме, то это будет считаться надлежащим уведомлением.

Оспорить расторжение контракта в таком случае исполнитель сможет только в суде, если сможет доказать, что решение принято заказчиком необоснованно.

Расторгнуть контракт заказчик может в случае:

  • если выяснится, что сам исполнитель либо предоставляемый им товар или оказываемые услуги не соответствуют тем требованиям, которые были сформулированы в документации об осуществлении закупки;
  • производство товаров, оказание услуг или выполнение работ, которые должны быть осуществлены на основании заключенного государственного контракта, были осуществлены по итогам исполнения специального инвестиционного контракта, который в последующем был расторгнут;
  • расторгается государственный контракт, который был заключен в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с использованием механизма закупки у единственного поставщика. Расторжение контракта в этом случае возможно в том случае, если поставщик не соответствует условиям данного пункта указанного федерального закона. Основными параметрами для такого расторжения следует рассматривать то, что поставщик не является юридическим лицом, либо исполнитель по контракту не находится в том регионе (не имеет юридического адреса), в котором производится закупка.

Общий порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:

  1. Принятие решения заказчиком о расторжении контракта и оформление такого решения в виде специального документа. Как правило, такое решение должно быть оформлено в виде специально подписанного протокола заседания совета специально уполномоченных лиц на принятие ключевых решений по заключенным контрактам.
  2. Уведомление исполнителя по контракту о досрочном расторжении заключенного контракта. Уведомление должно быть осуществлено надлежащим образом, иначе расторжение контракта может быть оспорено судом.
  3. Публикация уведомления о расторжении контракта в Единой информационной системе для оповещения всех заинтересованных лиц о проводимой процедуре.
  4. Предоставление сведений об исполнителе, с которым расторгнут контракт по инициативе заказчика, в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков, если причиной расторжения стало неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту.

Расторжение контракта по инициативе исполнителя

Правила, на основании которого исполнитель может стать инициатором расторжения действующего государственного контракта, предусмотрены частью 19 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе».

Данная норма отсылает к статье 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на основании которой расторжение контракта может быть осуществлено по причине введения исполнителя по контракту в заблуждение, указание несоответствующих действительности данных со стороны заказчика либо уклонение самого заказчика от исполнения своих обязательств.

Для того чтобы расторжение контракта, осуществляемое по инициативе исполнителя, считалось законным, необходимо осуществить следующие действия:

Недостаточность бюджетного финансирования не является существенным изменением обстоятельств, позволяющим расторгнуть госконтракт

  1. Принять решение о расторжении контракта и оформить его в виде специального протокола собрания ответственных лиц, которые вправе принимать решения в отношении такого государственного контракта.
  2. Уведомить заказчика о своем решении расторгнуть государственный контракт одним из тех способов, которые предусмотрены условиями такого контракта (например, путем использования заказного письма с уведомлением и описью вложения).
  3. Если по каким-то причинам было принято решение об отмене процедуры расторжения, в течение трех дней с момента принятия такого решения исполнитель государственного контракта обязан уведомить о своем решении заказчика путем такого же направления уведомления надлежащим образом.

Если решение о расторжении контракта не было отозвано, то, как и в случае с аналогичным действием от заказчика, контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления заказчика об инициативе расторжения.

Частичное расторжение контракта

Частичное расторжение – это одна из правовых процедур, которая предусмотрена для длительных государственных контрактов. Использование такой процедуры может происходить как на основании решения заказчика, так и на основании решения исполнителя.

Причину проведения процедуры частичного расторжения следует обязательно аргументировать, так как в противном случае такое решение может быть оспорено.

Частичное расторжение характерно, в первую очередь, для цикличных контрактов, например, на оказание того или иного рода коммунальных услуг. Механизм выглядит следующим образом:

  1. Сторона, которая выступает в качестве инициатора частичного расторжения, должна обосновать свое решение в виде специально подготовленного документа, например, протокола собрания ответственных лиц за заключение контракта.
  2. Уведомление второй стороны о расторжении существующего государственного контракта, осуществленное тем способом, который предусмотрен действующим законодательством в сфере государственных закупок.
  3. Прекращение государственного контракта в той его части, в отношении которой принято решение о расторжении.

Особенность частичного расторжения контракта заключается в том, что оплата, которая должна поступить от государственного заказчика в адрес исполнителя, должна покрывать только ту часть контракта, которая была фактически исполнена.

Кроме того, если частичное расторжение было необходимо (например, по причине сокращения финансирования), то оспорить данное решение инициатора будет достаточно сложно, если никто не пострадал от такого расторжения.

Государственный контракт, который заключается по итогам проведения той или иной закупочной процедуры, может быть изменен или расторгнут по инициативе как заказчика, так и исполнителя. Однако для того, чтобы результат изменения или расторжения контракта не был оспорен, необходимо тщательно соблюдать положения статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Суд пояснил, что заказчик не вправе расторгать контракт в случае нехватки финансирования

04.07.2017

Недостаточность бюджетного финансирования не является существенным изменением обстоятельств, позволяющим расторгнуть госконтракт

Арбитражный суд Уральского округа признал решение администрации муниципального образования «Подгородне-Покровский сельсовет» Оренбургского района о расторжении контракта незаконным, подтвердив позиции судов нижестоящих инстанций. Но не удовлетворил кассационную жалобу ООО «Оренбургское промышленное и гражданское проектирование» об исполнении требования о возобновлении реализации контракта.

ООО «Оренбургское промышленное и гражданское проектирование» обратилось в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Подгородне-Покровский сельсовет» Оренбургского района о признании недействительной односторонней сделки по расторжению администрацией муниципального контракта; о возобновлении действия контракта и продлении срока его действия на период, связанный с бездействием и расторжением контракта со стороны администрации; обязании передать ООО «Оренбургское промышленное и гражданское проектирование» исходные данные для проектирования, указанные в техническом задании к контракту; о взыскании штрафных санкций в сумме 38 тыс. руб.

Читайте также:  Заявка на поставку товара - образец

По результатам проведения аукциона на выполнение проектных работ по объекту «Комплексная застройка территории Оренбургская область, Оренбургский район, с. Павловка, Подгородне-Покровский сельсовет» с компанией был заключен контракт на сумму 1,5 млн. руб.

Но по истечении 2 месяцев администрация уведомила компанию о расторжении контракта в одностороннем порядке в связи с сокращением финансирования из областного бюджета. В качестве правовых оснований расторжения спорного контракта администрация сослалась на положения ч. 8 ст. 95 44-ФЗ, п. 2 ч. 2 ст. 450, 451 ГК РФ.

Судами было отмечено, что в соответствии с правовой позицией Высшего арбитражного Суда, изложенной в постановлении Пленума от 22.06.

2006 № 21, недостаточность бюджетного финансирования нельзя рассматривать в качестве существенного изменения обстоятельств, которые стороны контракта не могли разумно предвидеть при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от них по характеру обстоятельства и условиям оборота. С учетом установленных обстоятельств суд удовлетворил исковые требования ООО «Оренбургское промышленное и гражданское проектирование» в указанной части.

Отказывая в удовлетворении жалобы компании о возобновлении реализации контракта судами при установленных обстоятельств, были сделаны выводы о том, что дальнейшее исполнение обязательств по спорному контракту со стороны заказчика невозможно в связи с прекращением финансирования из областного бюджета; заказчиком утрачен интерес в исполнении контракта и получении проекта по планировке и межеванию территории; на момент принятия судебных актов по рассматриваемому спору действие контракта прекратилось. (Дело № А47-5021/2016)

Напомним, при уменьшении лимитов бюджетных обязательств можно изменить существенные условия контракта по соглашению сторон. Для этого нужно воспользоваться методикой Правительства.

0

Как расторгнуть контракт по 44‑ФЗ: условия и риски

Статья актуальна на 1 июля 2019

Госконтракт можно расторгнуть, если одна из сторон не соблюдает его условия. Кто и когда может это сделать и в каких случаях у поставщика есть риск попасть в РНП?

Недостаточность бюджетного финансирования не является существенным изменением обстоятельств, позволяющим расторгнуть госконтракт

В законе о госзакупках есть четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ):

  • по соглашению сторон, 
  • по инициативе заказчика, 
  • по инициативе поставщика,
  • по решению суда.

Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов. 

По соглашению сторон 

Условия 

Стороны могут расторгнуть контракт, если у них нет претензий друг к другу. Эта возможность прописана в 44-ФЗ, ее необязательно указывать в контракте. Есть разные ситуации, когда стороны  расторгают контракт по взаимному соглашению, например: 

  • Поставщик не может исполнить контракт по независящим от него причинам (истек срок контракта, а заказчик выбрал не весь товар).
  • У заказчика нет необходимости в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт, не требуя от заказчика возмещать ущерб. 
  • Невозможно выполнить контракт из-за форс-мажора (наводнение, войны, забастовки, санкции и т.д.). 

Стороны оформляют расторжение в виде дополнительного соглашения к контракту в той же форме, что и контракт: бумажной или электронной. В документе прописывают:  

  • реквизиты сторон,
  • причины расторжения, 
  • количество уже поставленного и оплаченного товара, 
  • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
  • отсутствие претензий. 

Контракт нельзя расторгнуть частично. Это подтверждает Минэкономразвития России в письме от 16.01.2017 № Д28и-130. Если товар поставлен не в полном объеме, то заказчик принимает и оплачивает его фактически поставленное количество.   

Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов.

В определенный момент заказчик отказался принимать товар, сославшись на его переизбыток на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Требовать это от поставщика заказчик не имеет права. Он должен или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению весь контракт и оплатить выполненный объем работ. 

В 2018 году по соглашению сторон расторгли 441,7тыс. госконтрактов. Это 98% от числа всех расторгнутых контрактов (данные мониторинга Минфина).

Риски 

Если  стороны расторгли контракт по соглашению, поставщик не попадет в РНП. Но если в соглашении не прописать, «что обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК). 

По инициативе заказчика

Условия 

  • Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке должна быть прописана в контракте.   
  • Причины одностороннего расторжения должны быть обоснованы. Например, поставщик: 
  • указал в заявке неверные сведения о себе или товаре (задекларировал, что поставит товар российского происхождения, а привез китайский),
  • поставил некачественный товар, 
  • не приступал к работам или выполняет их слишком медленно (очевидно, что не успеет выполнить ремонт школы к началу учебного года).

Если заказчик проводил экспертизу, она должна подтвердить, что товар не соответствует требованиям контракта. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины и должен оплатить частично выполненные работы, даже если контракт расторгается по его инициативе.  

Заказчик за три рабочих дня после того, как принял решение расторгнуть контракт, размещает информацию об этом в ЕИС и уведомляет поставщика заказным или электронным письмом.  Если поставщик за десять дней не устранил замечания, решение вступает в силу. Если устранил, заказчик отменяет свое решение (чч.12-18, ст. 95 44-ФЗ).

Поставщик может только один раз исправить ошибку: заказчик не отменит свое решение, если поставщик повторно нарушил условия того же контракта. 

Риски 

Информацию о поставщике, с которым расторгли контракт по инициативе заказчика, включат в РНП (ч. 16 ст. 95). Кроме того, заказчик вправе потребовать от поставщика возместить понесенный ущерб (ч. 23 ст. 95). 

Если контракт расторгает поставщик  

Условия

Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ). 

Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:

  • заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
  • обстоятельства непреодолимой силы.

Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но согласно  формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если  стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».

Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).  

Риски 

Не используйте возможность расторгнуть контракт по своей инициативе только потому, что его условия стали невыгодными.

Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть.

Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, шансов выиграть суд практически нет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в РНП.

Победитель аукциона заключил контракт на поставку краски, но с момента победы до первой поставки производитель поднял цены на 25%.

Поставщик решил расторгнуть контракт  в одностороннем порядке, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы. Однако резкий рост цены суд не счел форс-мажором.

Победитель закупки заключает контракт добровольно, а значит согласился на его условия. Выход в такой ситуации  один — просчитать все возможные риски до заключения контракта.

В судебном порядке 

Условия 

В арбитраж придется обращаться  в этих случаях: 

  • Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке не прописана в контракте. 
  • Возможность есть, но на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая не согласна с причинами. 

Мы писали о том, как подавать иски в арбитраж. 

Риски 

Исход дела зависит от того, на чью сторону встанет арбитраж. Если сочтут, что в споре прав заказчик, информацию об исполнителе контракта передадут в РНП.   

Чтобы было больше шансов отстоять свои права:  

  • Изучайте условия закупки, технического задания и контракта перед тем, как подать заявку. 
  • Документируйте свои действия, в том числе подводите в электронном письме итоги телефонных переговоров с заказчиком. 
  • Правильно оформляйте и сохраняйте сопроводительные документы на товары.  

В х к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Подряд по госконтракту. Как изменить или расторгнуть договор, ставший убыточным для подрядчика

Основной вопрос: в связи с ухудшением экономической ситуации подрядчик по госконтракту вынужден работать себе в убыток. Можно ли рассчитывать на изменение или расторжение контракта?

Решение: основания для изменения или расторжения госконтрактов еще более жесткие, чем для обычных договоров. Но в связи с экономическим кризисом в законе № 44-ФЗ сделано некоторое послабление. Правда, оно сработает, только если госзаказчик пойдет навстречу. В иных случаях стоит рассчитывать лишь на пункт 6 статьи 709 ГК РФ.

В условиях стабильного рынка государственные и муниципальные контракты очень привлекательны для бизнеса: заказы по ним, как правило, объемные, а контрагент гарантированно платежеспособен.

Изменившаяся экономическая ситуация внесла существенные коррективы, и многие госконтракты не просто стали невыгодными для исполнителей, но и превратились в убыточные. Особенно это касается таких дорогостоящих и длительных проектов, как подряд.

Попавшие в ловушку кризиса компании задаются вопросом: можно ли изменить условия госконтракта о цене или хотя бы расторгнуть его? В отличие от обычных договоров, в случае с государственным или муниципальным контрактом желание изменить или расторгнуть его осложняется тем, что такая возможность ограничена даже по соглашению сторон. Иными словами, даже когда  заказчик готов пойти навстречу, закон ограничивает возможность изменения или расторжения контракта.

Основания для изменения госконтракта

Изменение существенных условий госконтракта при его исполнении не допускается (ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее – закон № 44-ФЗ).

Даже по соглашению сторон госконтракт можно изменить только в случаях, перечисленных в пунктах 1 – 7 части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ, причем, госконтракт и информация о закупке изначально должны содержать положения о возможности изменения его условий.

Недавно закон № 44-ФЗ пополнился специальными антикризисными возможностями по изменению госконтрактов (ч. 1.1 ст. 95 закона № 44-ФЗ), которые заработали с 18 марта 2015 года.

Общие условия для изменения госконтракта. Среди возможных изменений условий госконтракта, которые должны быть названы в самом госконтракте (ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ), фигурируют уменьшение цены без изменения других условий (об объеме, качестве и др.

), а также пропорциональное изменение цены и объема или качества производимых работ. Кроме того, основаниями изменения условий госконтракта являются изменение регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги, а также уменьшение лимитов бюджетных обязательств.

Помимо этого предусмотрена возможность внести изменения в крупные госконтракты[1], если их исполнение становится невозможным по не зависящим от сторон обстоятельствам.

Изменения в этом случае вносятся на основании решения соответствующего органа исполнительной власти – Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ либо местной администрации муниципалитета.

Иными словами, даже теоретическая возможность договориться с госзаказчиком об изменении условий предусмотрена лишь для немногих исполнителей. Остальные подрядчики столкнутся с необходимостью завершить проект по ранее согласованной цене себе в убыток (вследствие роста цен на используемые материалы и оборудование) или будут искать возможность выхода из проекта.

Специальные антикризисные возможности. В связи с непростой экономической ситуацией, в закон № 44-ФЗ были внесены поправки, которые должны помочь подрядчикам договориться с заказчиками об изменении цены или срока выполнения работ, даже если такая возможность не была предусмотрена самим госконтрактом. Это исключение из общего правила будет иметь временный характер (часть 1.

1 вводится в статью 95 закона № 44-ФЗ на период с 1 января 2015 года по 1 января 2016 года). Временная норма предусматривает возможность изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами.

Читайте также:  Образец приказа о сроках выплаты заработной платы

Правда, эта норма распространяется только на контракты, срок исполнения которых завершается в 2015 году. Дополнительные условия для использования этой нормы и порядок ее применения конкретизирован в постановлении Правительства РФ от 06.03.15 № 198 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта » (далее – Правила № 198).

Нужно отметить, что многое в этих Правилах № 198 описано достаточно туманно и вызывает вопросы.

В частности, там установлено, что изменить контракт в порядке части 1.1 статьи 95 закона № 44-ФЗ можно лишь при одновременном соблюдении трех условий.  Во-первых, срок контракта должен быть свыше шести месяцев. Во-вторых, эта возможность распространяется лишь на контракты с предметом, названным в Правилах № 198.

В частности, к контрактам, предметом которых является строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Третье условие для применения части 1.

1 статьи 95 закона № 44-ФЗ: исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Нетрудно заметить, что имеется в виду основание, предусмотренное в статье 451 Гражданского кодекса.

В одном из пунктов Правил № 198 есть прямая ссылка на эту статью: для заключения допсоглашения об изменении госконтракта исполнитель поэтому госконтракту (подрядчик, поставщик и т.д.

) должен направить госзаказчику письменное обращение с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса. Однако судебная практика традиционно не признает кризисные явления в экономике изменением обстоятельств в смысле статьи 451 Гражданского кодекса. С учетом этого не ясно, на какие именно обстоятельства может сослаться исполнитель.

После получения от исполнителя указанного выше письменного обращения госзаказчик в срок не более чем 30 дней принимает решение о внесении изменений в контракт, изменение оформляется дополнительными соглашением.

При этом в Правилах № 198 не установлено, что в каких-либо случаях госзаказчик обязан внести изменения в контракт – есть лишь перечень обстоятельств, из которых заказчик должен исходить, принимая решение.

Остается только догадываться, как именно соответствующие обстоятельства должны влиять на принятие решения об изменении условий контракта или сохранении прежних. Например, среди этих обстоятельств, которые должен учесть заказчик, – объем фактически исполненных обязательств по контракту.

Означает ли это, что при большом объеме уже выполненных работ цена или сроки не подлежат изменению, или наоборот, нужно пойти навстречу подрядчику – неясно.

На случай, если госзказчик согласен повысить цену, Правила № 198 устанавливают рамки, в пределах которых возможно повышение. Для расчета предельного значения повышенной цены  Правила № 198 содержат ряд формул ( в зависимости вида контракта и предусмотренного в нем способа определения цены).

Основания для расторжения госконтракта

Согласно пункту 8 статьи 95 закона № 44-ФЗ расторжение госконтракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения «в соответствии с гражданским законодательством».

То есть закон № 44-ФЗ отсылает в данном случае к общим основаниям отказа от договора, установленным в Гражданском кодексе.

Причем, в части 19 статьи 95 закона № 44-ФЗ уточняется, что подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, без упоминания этого права в договоре основания Гражданского кодекса для одностороннего отказа от договора не работают.

 Принимая во внимание, что закон № 44-ФЗ в качестве оснований для одностороннего отказа подрядчика от договора называет обстоятельства, указанные в качестве таковых в Гражданском кодексе (и одновременно с этим предусмотренные контрактом), а параграф 5 главы 37 Гражданского кодекса («Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд») не предусматривает специальных оснований для одностороннего отказа подрядчика от исполнения госконтракта, такие основания должны определяться в соответствии с параграфом 1 главы 37 Гражданского кодекса («Общие положения о подряде»). А применительно к строительному подряду – в соответствии с параграфом 3 главы 37 Гражданского кодекса («Строительный подряд»).

Что касается права требовать расторжения договора в судебном порядке, то оно возникает у подрядчика в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 450 и статьей 451 Гражданского кодекса. Еще один случай, специальный для договоров подряда, предусмотрен в пункте 6 статьи 709 Гражданского кодекса.

Основания для внесудебного отказа от договора подряда. Общие положения о подряде и положения о строительном подряде предусматривают всего три основания для отказа подрядчика от договора подряда. И все они связаны с нарушениями, допущенными со стороны заказчика (п.

3 ст. 716, п. 2 ст. 719, п. 3 ст. 745 ГК РФ). Следовательно, законодательство не предоставляет подрядчику права в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного (муниципального) контракта по мотивам, не связанным с нарушениями со стороны заказчика.

Основания для судебного расторжения договора. Пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса тоже предусматривает возможность расторжения договора лишь при его нарушении другой стороной.

Причем, речь идет о существенном нарушении, когда заказчик в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.

Строго говоря, в пункте 2 статьи 450 Гражданского кодекса упоминаются еще и «иные случаи, предусмотренные настоящим кодексом, другими законами или договором».

Но в случае с подрядными госконтрактами  никаких «иных случаев» нет: как мы помним, закон № 44-ФЗ не содержит специальных положений для расторжения контракта, но отсылает к нормам Гражданского кодекса, а сам госконтракт не может содержать иных оснований (дополнительных к названным в Гражданском кодексе) для его расторжения.

Разъяснение СИС РС141 Об обстоятельствах непреодолимой силы

О понятиях «обстоятельства непреодолимой силы» и «обстоятельства, независящие от сторон контракта» в Контрактной системе

Исходные положения:

—   п. 9. ст. 34 44-ФЗ «Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны».

—   из ст. 95 44-ФЗ «…исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно».

Определения:

  • Под «независящим от сторон контракта обстоятельствам» понимаются обстоятельства, на которые затронутая ими сторона не может реально воздействовать и которые она не могла разумно предвидеть, и при этом они не позволяют исполнить обязательства по настоящему государственному контракту, и возникновение которых не явилось прямым или косвенным результатом действия или бездействия одной из сторон.
  • В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
  • Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа (Об этом говорится в пункте 1 статьи 451 ГК РФ).
  • В судебной практике под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые явления, события, воздействие которых происходит извне и не зависит от субъективных факторов.

Юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.

Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных условий.

Непредотвратимость — что любой другой участник в той же ситуации не смог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) — чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта). Возникновение этих обстоятельств освобождает участника — исполнителя договора от ответственности за выполнение принятых им обязательств.

  1. В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
  2. К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.
  3. Отсылки:

—     статьи 401 и 451 Гражданского кодекса Российской Федерации;

—     Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7

Односторонний отказ от госконтракта: причины и процедура | Контур.Закупки

Наиболее простым способом разорвать госконтракт для заказчика является односторонний отказ от его исполнения. Для поставщика же это может повлечь негативные последствия. Однако контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке и по его инициативе. Но кто бы ни разорвал контрактные отношения, для этого нужны веские основания.

Когда можно расторгнуть госконтракт

Заказчик и поставщик имеют одинаковые права на расторжение госконтракта. Для этого нужно, чтобы одновременно наступили два условия:

  1. В тексте контракта содержались положения об одностороннем отказе от его исполнения.
  2. Наступили основания, предусмотренные гражданским законодательством для отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

У заказчика существует обязанность расторгнуть госконтракт, если он выяснил, что исполнитель либо его товар не отвечает требованиям закупочной документации.

Кроме того, такая обязанность у заказчика возникает, если расторгнут специальный инвестиционный или государственный контракт по регулируемым ценам, в соответствии с которым производство товара создано, модернизировано или освоено на территории РФ.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Основания для отказа

Закон № 44-ФЗ ссылается на гражданское законодательство, но не указывает, какие именно нормы Гражданского кодекса являются основанием для одностороннего отказа от исполнения госконтракта.

Читайте также:  Как оплачивается больничный лист в 2020 году

В связи с этим Минэкономразвития и Антимонопольная служба рекомендуют заказчикам включить в госконтракты несколько таких оснований (письмо Минэкономразвития РФ № 324-ЕЕ/Д28И, ФАС РФ № АЦ/9777/16 от 18.02.2016). Перечень из письма не является закрытым — контролирующие органы лишь привели наиболее распространенные из них.

Их наличие или отсутствие в тексте контракта никак не повлияет на возможность его расторжения. Эти основания рекомендуется включить в документ лишь для удобства сторон, чтобы они имели представление о возможных причинах для одностороннего расторжения госконтракта.

Если проштудировать Гражданский кодекс, то в нем можно найти множество оснований для расторжения договоров разных типов в одностороннем порядке. Далее рассмотрим наиболее распространенные из них.

Для расторжения договора купли-продажи существуют следующие основания:

  1. Продавец отказывается передать покупателю товар или его принадлежности (пункт 1 статьи 463 и абзац 2 статьи 464 ГК РФ).
  2. Товар содержит неустранимые недостатки либо недостатки, которые нельзя устранить без больших затрат (финансовых или временных), либо недостатки, выявленные неоднократно, в том числе после их устранения, а также иные недостатки подобного рода. Наличие таких недостатков является существенным нарушением поставщиком требований к качеству товара (пункт 2 статьи 475 ГК РФ).
  3. Продавец отказывается в разумный срок доукомплектовать поставленный товар (пункт 1 статьи 480 ГК РФ).

Договор поставки можно расторгнуть в одностороннем в порядке на основании статьи 523 Гражданского кодекса. Это следующие случаи:

  • поставщик поставил товар с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый срок;
  • поставщик неоднократно нарушил сроки поставки;
  • заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты;
  • заказчик неоднократно допустил невыборку товара.

Что касается договора возмездного оказания услуг, то в соответствии со статьей 782 ГК РФ, любая из сторон имеет право отказаться от исполнения своих обязательств.

Но есть условие — издержки второй стороны должны быть возмещены.

Заказчик может расторгнуть договор по своей инициативе, если оплатит фактически понесенные исполнителем расходы, а исполнитель — если возместит убытки заказчика.

Рекордсменом по количеству оснований для одностороннего расторжения является договор подряда. У заказчика они таковы:

  • если подрядчик своевременно не приступил к исполнению своих обязательств по договору либо скорость его работы говорит о том, что закончить в установленный срок он явно не успеет (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если подрядчик в назначенный срок не устранит недостатки, которые свидетельствуют о том, что работа будет выполнена ненадлежащим образом (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);
  • если подрядчик отступил от условий договора или допустил при исполнении работы недостатки и не устранил их в разумный срок или же эти недостатки являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ);
  • если заказчик просто решил расторгнуть договор подряда до тех пор, пока ему не сданы результаты работы (статья 717 ГК РФ). При этом он должен уплатить подрядчику стоимость выполненной работы и возместить убытки, которые повлечет расторжение договора, в пределе разницы между ценой контракта и суммой, выплаченной за исполненную работу.

У подрядчика тоже есть основания расторгнуть договор подряда в одностороннем порядке:

  • если заказчик не согласен повысить цену контракта из-за необходимости дополнительных работ (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если заказчик отказывается увеличить цену из-за того, что возросла стоимость материалов, оборудования либо услуг субподрядчиков и это нельзя было предвидеть при заключении договора (пункт 6 статьи 709 ГК РФ).

Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке

В целом процесс одностороннего отказа от исполнения госконтракта одинаков и для заказчика, и для поставщика. Разница лишь в последствиях — если заказчик разрывает контракт по вине поставщика, то информация о последнем будет направлена в РНП. На практике большинство односторонних расторжений инициируется заказчиками.

На первом этапе принимается решение об отказе от госконтракта. У заказчика такому решению может предшествовать экспертиза предмета закупки. При этом в заключение эксперта должно быть указано, что имеет место нарушение условий контракта, из-за которых он может либо должен быть расторгнут.

Принятое решение следует в течение трех рабочих дней разместить в ЕИС и направить второй стороне любым способом, который позволяет зафиксировать факт его вручения — заказным письмом, по электронной почте, по факсу и так далее.

Тот день, когда отправитель решения будет уведомлен о том, что вторая страна его получила (или отсутствует по указанному адресу), будет считаться датой надлежащего уведомления. Бывает, что подтверждение извещения второй стороны получить невозможно.

Тогда дата уведомления наступает через 30 дней после размещения информация о расторжении контракта в ЕИС.

По прошествии 10 дней после наступления даты уведомления контракт считается расторгнутым. Если расторжение контракта инициировал заказчик, то информация о поставщике передается в РНП.

Но еще до истечения этого срока исполнитель может постараться устранить указанные недостатки. Если он это сделает, а также возместит заказчику затраты на экспертизу, то последний будет вынужден свое решение отменить.

Но лишь при условии, что это нарушение не было повторным.

Практика ФАС и судов

Самым беспроблемным вариантом с точки зрения контролирующих органов является расторжение контракта из-за нарушения срока исполнения обязательств.

Если исполнитель опоздал с поставкой партии товара, заказчику целесообразно это задокументировать — в адрес поставщика направляется соответствующая претензия. При повторении ситуации у заказчика будет основание расторгнуть контракт.

То же самое справедливо и при затягивании подрядчиком срока начала работы и/или выполнении отдельных ее этапов с опозданием (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2016 № Ф05-4174/2016).

Государственный контракт. Расторжение договора и обязательства по 94-ФЗ

В ходе применения Федерального закона от 21.07.

2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» у сторон указанных отношений возникает множество правоприменительных вопросов, в том числе, на этапах арбитражного судебного разбирательства. На один из таких вопросов я посчитал нужным дать более развернутый ответ.

Собственно вопрос:

Фирма, участник размещения гос. заказа , выполнила котировку ненадлежащим образом (недопоставка товара). Штрафы все – уплачены. Претензионный порядок – не нарушен. Срок действия контракта – истек.

Вопрос: есть ли основания у Гос.

заказчика в своем исковом заявлении в арбитражный суд выдвигать следующие требование: «Понудить ответчика поставить товар»? Если да, то из какой законодательной нормы они происходят?

Будет правильным указать, что я дал предварительный ответ следующего вида.

Оплата штрафов и неустоек, как и истечение срока действия договора, не лишают сторону обязанности исполнения основного обязательства по договору – это вытекает из основных положений об обязательствах – ст. ст. 309, 310 и других (специальных) норм ГК РФ.
Данной информации недостаточно, чтобы правильно квалифицировать спорные отношения.

На что получил уточняющий комментарий:

Но ведь речь идет о правоотношениях, связанных с размещением заказов на поставки товаров для государственных нужд, которые  регулируются тремя законами: Гражданским кодексом, Федеральным законом от 21.07.

2005 № 94-ФЗ и Бюджетным кодексом?  В частности в 94-ФЗ есть норма, которая также регулирует ситуацию ненадлежащего исполнения гос. контракта (ст.9 п.10). К примеру, по вопросу: «Расторжение гос.

контракта по соглашению сторон», который аналогичным образом описывается как нормами ГК РФ так и нормами 94-ФЗ, Президиум ВАС РФ занял однозначную позицию – «Обычный договор поставки может быть расторгнут в одностороннем порядке при неоднократном нарушении сроков поставки товара (п. 2 ст. 523 ГК РФ)».

Для расторжения госконтрактов предусмотрен особый порядок: такой контракт должен быть расторгнут либо по соглашению сторон, либо по решению суда п. 8 ст.9  N94-ФЗ. (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N12363/10).

В данном случае сделан правильный вывод о правом регулировании отношений в сфере государственного (и муниципального) заказа различными нормативно-правовыми актами одновременно. Однако, указанные законодательные акты не содержат оснований для освобождения поставщика от исполнения своих обязательств вследствие истечения срока действия государственного контракта.

Истечение срока действия контракта и прекращение обязательств сторон

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», данный закон основывается на положениях Гражданского кодекса РФ и, соответственно, не может им противоречить.

В силу части 3 статьи 425 Гражданского кодекса РФ, в договоре стороны могли согласовать, что прекращение срока действия государственного контракта освобождает стороны от исполнения своих обязательств. Если такого условия стороны не согласовали (а его в данном случае не согласовали), то истечение срока действия договора не освобождает их от исполнения взятых на себя обязательств.

Следовательно, исходя из общих положений ГК РФ об обязательствах (ст. ст. 309, 310 Кодекса), односторонний отказ от исполнения принятых на себя обязательств поставщиком недопустим, а, ч. 1 ст. 396 ГК РФ не освобождает уплатившую вследствие ненадлежащего исполнения обязательств неустойку и убытки сторону от исполнения основного обязательства.

Соглашение о расторжении государственного контракта

Что касается ссылки на Постановление Президиума ВАС РФ об особом порядке расторжения государственных контрактов, регулируемом ч. 8 ст. 9  Федерального закона от 21.07.

2005 № 94-ФЗ, а именно, о возможности расторжения контракта только по соглашению сторон или по решению суда, следует отметить, что в рассматриваемом случае сторонами не подписано соглашение о расторжении контракта, решения арбитражного суда о его расторжении также нет. Согласно ч. 1 ст.

452 ГК РФ, соглашение о расторжении договора должно быть совершено в той же форме, что и договор, т.е. отдельным документом, подписываемым двумя сторонами.

  • В результате толкования указанных норм права, судебной практики и конкретного государственного контракта, можно сделать вывод о том, что предусмотренный данным контрактом срок его действия фактически подразумевает под собой срок исполнения сторонами своих обязательств, а не дату расторжения контракта.
  • Более того, полагаю, что регулирующие отношения в сфере государственного заказа специальные нормы укрепляют правовую позицию, при которой истечение срока действия контракта (если в контракте не согласовано иное) не прекращает обязательства сторон, если отсутствует составленное отдельным документом письменное соглашение о расторжении государственного контракта или решение арбитражного суда о его расторжении.
  • Обновлено в мае 2013 года: следует отметить, что к настоящему моменту судебная практика по рассмотрению таких споров сложилась достаточно противоречивая – есть ряд судебных актов, поддерживающих указанную позицию и есть судебные акты о том, что прекращение срока действия контракта прекращает все обязательства сторон по нему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *