Минфин требует ужесточить контроль достоверности адреса юридического лица

Минфин требует ужесточить контроль достоверности адреса юридического лица В последнее время ФНС России сделало ряд заявлений, из которых следует, что налоговые органы намерены ужесточить контроль за соблюдением юридическими лицами законодательства о государственной регистрации, прежде всего — в части, касающейся достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридических лиц. Чем это может обернуться для организаций, учредительные документы которых станут предметом пристального внимания? Об этом расскажут наш постоянный автор М.С. Мухин, начальник Управления ФСКН России и А.Р. Назаров, заместитель начальника Управления ФСКН России.

Содержание

Ответственность за представление недостоверных сведений

Начнем с самого, пожалуй, неприятного и в то же время необходимого — с анализа норм, устанавливающих ответственность должностных лиц организаций, виновных в представлении на государственную регистрацию документов, содержащих недостоверные (ложные) сведения.

Статья 171 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая уголовную ответственность за представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, связывает преступность указанного деяния с наступлением последствий в виде получения дохода в крупном размере (причинения ущерба в крупном размере). Крупным размером признается сумма дохода, превышающая 250 тысяч рублей. При этом важно подчеркнуть, что согласно пункту 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» под доходом в статье 171 УК РФ понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

Отсутствие последствий в виде получения дохода в крупном размере влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП России), в виде штрафа в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификации на срок до трех лет.

Дисквалификация является относительно новым видом административной ответственности, пока не получившим широкого распространения в правоприменительной практике.

Вместе с тем, ФНС России уже заявило о необходимости более активного использования дисквалификации по отношению к должностным лицам юридических лиц, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 14.25 КоАП России.

Что же представляет из себя дисквалификация? В соответствии со статьей 3.

11 КоАП России дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Из этого вполне можно сделать вывод о том, что дисквалификация представляет собой достаточно серьезное наказание.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что часть 4 статьи 14.25 КоАП России устанавливает ответственность за предоставление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения.

В связи с этим представляется весьма существенным отличие части 4 статьи 14.25 КоАП России от части 3 той же статьи, предусматривающей ответственность, в частности, за предоставление в регистрирующий орган недостоверных сведений, а также за непредставление и несвоевременное их предоставление.

Разница между недостоверными и заведомо ложными сведениями очевидна.

В первом случае для привлечения к административной ответственности достаточно установить недостоверность сведений и причастность должностного лица к их предоставлению в регистрирующий орган.

Вина должностного лица в большинстве ситуаций будет характеризоваться неосторожностью, когда это лицо обязано было обеспечить достоверность сведений (предвидеть наступление вредных последствий), но не сделало этого.

Для квалификации же действий должностного лица по части 4 статьи 14.

25 КоАП России необходимо доказать, что это лицо действовало с умыслом, то есть осознанно направило в регистрирующий орган документы, содержащие недостоверные сведения.

Как показывает практика, целью таких действий в большинстве случаев является стремление ввести государственный орган в заблуждение относительно состава участников юридического лица и (или) места нахождения органов его управления.

В то же время, можно предположить, что регистрирующие органы будут стремиться во всех возможных случаях квалифицировать действия лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, по части 4 статьи 14.25 КоАП России, ссылаясь на то, что указанные лица при представлении документов для государственной регистрации письменно подтверждают достоверность этих документов.

О проблеме «юридического адреса»

Пожалуй, наибольшее беспокойство у предпринимателей вызывает проблема несоответствия места нахождения юридического лица, заявленного в учредительных документах, действительному месту нахождения органов его управления.

Сейчас невозможно определить, кто в свое время запустил в обиход псевдоправовое и совершенно безликое выражение «юридический адрес». Впрочем, пожалуй, не совсем безликое.

В начале 90-х годов прошлого века оно вполне точно отражало ситуацию, когда едва ли не нормальным считалось указывать в учредительных документах некий номинальный адрес, по которому фирма не находится и находиться не собирается.

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ), при всей своей неоднозначности совершенно правильно положил конец этой порочной практике, обязав юридические лица указывать в своих учредительных документах тот адрес, по которому располагаются органы его управления (подп. «в» п. 1 ст. 5).

Однако сила привычки — великая вещь, и вот уже отовсюду несутся возмущенные голоса: «Это что же, нам теперь при каждом переезде в новый офис устав менять и в новый налоговый орган переходить?». Да, господа.

Нравится это кому-то или нет, но смена места нахождения органа управления (директора) влечет за собой обязанность в 3-дневный срок уведомлять об этом регистрирующий (налоговый) орган.

Невыполнение этой обязанности в установленный срок влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.25 КоАП России.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что привлечь должностное лицо к административной ответственности на основании данной нормы не столь просто, как пытаются зачастую представить работники налоговых органов. Рассмотрим часть 3 статьи 14.25 КоАП РФ более пристально, с точки зрения проблемы «юридического адреса». Законодатель описывает в данной норме следующие противоправные деяния:

  1. Непредоставление в регистрирующий орган сведений о юридическом лице;
  2. Несвоевременное предоставление в регистрирующий орган сведений о юридическом лице;
  3. Предоставление в регистрирующий орган недостоверных сведений о юридическом лице.

В первом случае речь идет о ситуации, когда должностное лицо обязано было представить сведения об изменении места нахождения юридического лица, однако на момент выявления правонарушения не сделало этого.

Во втором случае нарушение связано с предоставлением в регистрирующий орган таких сведений позже 3-дневного срока, установленного Законом № 129-ФЗ. В этой части норма применяется, в основном, к законопослушным лицам, которые добросовестно заявили в регистрирующий орган об изменении адреса своей организации, но сделали это с опозданием.

В третьем случае противоправное деяние состоит в предоставлении налоговому органу сведений о месте нахождения юридического лица, не соответствующих фактическому месту расположения его органа управления. Именно доказывание этого обстоятельства выглядит наиболее сложным.

Факт отсутствия по спорному адресу органов управления юридического лица устанавливается, как правило, путем обследования. Однако в ходе производства по делу необходимо доказать, что органы управления не располагались по спорному адресу в момент подачи соответствующего заявления, а не в момент проведения обследования указанного адреса.

Кроме того, важно учитывать, что, в отличие от первого противоправного деяния, предоставление недостоверных сведений (как, кстати, и предоставление ложных сведений) не является длящимся правонарушением.

Следовательно, в случае истечения двухмесячного срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, привлечение должностного лица к административной ответственности за такое нарушение невозможно.

Советы вместо заключения

  • Полностью разделяя идею борьбы с «юридическими адресами», авторы, тем не менее, считают необходимым дать организациям и их должностным лицам несколько рекомендаций, направленных на то, чтобы не стать жертвами этой борьбы.
  • Прежде всего, как это ни банально, необходимо озаботиться приведением учредительных документов в соответствие с требованиями законодательства.
  • Если «юридический адрес» организации стал предметом обследования со стороны работников регистрирующего органа, в результате чего сделан вывод об отсутствии там органов управления юридического лица, необходимо помнить (а при необходимости напомнить об этом и суду) о том, что это не является доказательством отсутствия их по данному адресу в момент регистрации юридического лица.
  • Во всех случаях необходимо обращать внимание на срок давности привлечения к административной ответственности и правильность его исчисления.
  • В том случае, если постановление по делу об административном правонарушении будет вынесено без учета указанных обстоятельств, его следует обжаловать в установленном порядке.

Недостоверный
юридический адрес, как убрать запись в ЕГРЮЛ

 Юридический адрес общества с ограниченной ответственностью
это место нахождение исполнительного органа ООО. Недостоверный юридический
адрес — это когда фактическое нахождение исполнительного органа общества не
совпадает с юридическим адресом, заявленным при регистрации общества и
указанным в ЕГРЮЛ.

 В 2020 году налоговая инспекция активно проверяет юридические
адреса ООО на достоверность и в случае выявления недостоверной информации дает
30 дней на исправление ситуации, по истечению указанного срока вносит запись о
недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ.

Проверки на достоверность осуществляются несколькими
способами:

  • Выездные проверки на указанный юрадрес общества;
  • Возвращение не доставленной корреспонденции с местонахождения
    ООО;
  • Заявление от собственника об отсутствие факта аренды или
    окончание срока аренды помещения;
  • Отсутствие ответа на требование подтвердить достоверность местонахождение
    общества.

Что делать если
получили письмо из налоговой о недостоверном юридическом адресе?

 Письмо с требованием предоставить достоверные сведения рассылаются
налоговой инспекцией по почте на адрес прописки генерального директора и всех
учредителей. В течении 30 дней с момента отправки письма вам необходимо
подтвердить факт аренды и расположения по указанному адресу или подать
документы на смену юридического адреса.

 Чтобы подтвердить фактическое местонахождение фирмы вам
потребуется подготовить комплект документов, подтверждающий факт аренды
помещения (договор аренды, акт прима передачи помещения, гарантийное письмо от
собственника и свидетельство права собственности) и написать сопроводительное
письмо. Письмо пишется в свободной форме на адрес инспекции которая вам
прислала требование, с указанием номера данного требования. Не будет лишним
если приложить фото арендуемого помещения, здания и т.д.

 Чтобы исправить недостоверный юридический адрес в случае
если подтвердить достоверность нет возможности, потребуется осуществить процедуру смены местонахождения исполнительного органа общества. Сменить можно как на арендуемое нежилое помещение, так и на прописку
генерального директора или учредителя ООО.

 В случае если вы проигнорировали требование о предоставлении
достоверных сведениях, то по истечению 30 дней ИФНС внесет запись о
недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ в раздел «Место нахождения»: сведения
недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о
юридическом лице). Чтобы убрать запись в ЕГРЮЛ о недостоверных сведениях необходимо
сменить юрадрес.

Последствия внесения
записи о недостоверности адреса

  • Блокировка расчетного счета в банке до исправления ситуации;
  • Отсутствие возможности получить электронно-цифровую подпись;
  • Запрет на любые регистрационные действия в ООО;
  • Недоверие со стороны контрагентов;
  • Административная ответственность в виде штрафа на
    должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей;
  • Участники общества и генеральный директор в течении трех лет
    не смогут создать новую фирму или войти в действующие;
  •  Ликвидация общества (исключение
    из ЕГРЮЛ) по истечении шести месяцев с момента внесения записи.

Помощь в смене юридического адреса

 Убрать запись из ЕГРЮЛ о недостоверных сведениях и услуги по смене юрадреса под ключ составляет — 6 000 рублей.

 Смена юридического адреса ООО  Стоимость — 6 000 руб. (все включено, включая подготовку заявления на регистрацию изменений, протокола или решения, новой редакции устава, подачу документов в налоговую без вашего участия)  Срок регистрации — 7 дней 

 Для подготовки документов нам необходимо прислать копии следующих документов:

  •  Копию свидетельства о регистрации общества — ОГРН;
  •  Копию паспорта (фото + прописка) и ИНН действующего генерального директора;
  •  Копию устава (первые 3 страницы и последняя с печатью налоговой);
  •  Уведомление из налоговой недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ (при наличии);
  •  Документы на новый юрадрес (гарантийное письмо с указанием офиса или комнаты (помещения), свидетельство права собственности и договор аренды).
  • Также читайте на сайте:
  • Регистрация ООО
  • Регистрация ИП
  • Пошаговая инструкция по смене юридического адреса ООО
  • Выбор системы налогообложения
  • Открытие расчетного счета
  • Ведение бухгалтерского учета
  • Порядок и сроки отчетности и уплаты налогов
  • Классификатор ОКВЭД
Читайте также:  Почему при возврате товара требуют паспорт?

О последствиях недостоверности адреса юридического лица

При подписании договоров или заполнении тех или иных бланков организации часто указывают свой юридический и фактический адрес. На самом деле в нормативных документах эти понятия отсутствуют. Так, например, и в ГК РФ, и в Законе о госрегистрации говорится о месте нахождения юридического лица.

Как правило, на практике юридическим называют адрес, указанный в учредительных документах организации и, соответственно, занесенный в ЕГРЮЛ, а фактическим – адрес, где организация непосредственно осуществляет свою деятельность.

Зачастую эти два адреса не совпадают.

Нередко случается так, что контрагенты, налоговые или судебные органы, ориентируясь на данные из ЕГРЮЛ, не могут найти организацию, и корреспонденция, направленная по юридическому адресу, возвращается отправителю.

Такая ситуация на руку недобросовестным налогоплательщикам, так как позволяет учреждать фирмы-«однодневки» и прекращать деятельность без ликвидации юридического лица в установленном законом порядке, что, в свою очередь, увеличивает число так называемых отсутствующих должников в процедурах банкротства.

Недавно Федеральным законом № 134-ФЗ были внесены поправки в отдельные законодательные акты РФ (в том числе в ГК РФ, НК РФ, Закон о госрегистрации) в части противодействия незаконным финансовым операциям.

Спустя месяц Пленум ВАС вынес Постановление от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее – Постановление № 61), где дал соответствующие разъяснения арбитражным судам.

О чем следует помнить организациям, которые зарегистрированы по одному адресу, а фактически осуществляют деятельность по другому адресу (или только собираются так поступить)?

Что сказал Пленум ВАС

Для начала отметим, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона об арбитражных судах Пленум ВАС обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Данные разъяснения принимаются в виде постановлений Пленума ВАС, которые в силу ч.

 2 указанной статьи обязательны для арбитражных судов.

Хотя такие постановления и не являются нормами права и не подлежат непосредственному применению, однако арбитражные суды при рассмотрении и разрешении спора по существу обязаны их учитывать. Кроме того, в п. 4 ст.

 170 АПК РФ прямо сказано, что в мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума ВАС по вопросам судебной практики.

Итак, арбитражные суды при разрешении споров, связанных с достоверностью адресов юридических лиц, будут руководствоваться Постановлением № 61. Что в нем говорится?

Достоверность адреса юридического лица

В силу пп. «в» п. 1 ст.

 5 Закона о госрегистрации адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия такого органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Согласно новой редакции п. 2 ст. 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем (за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица).

Как отмечено в п. 1 Постановления № 61, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Например, согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о себе в ЕГРЮЛ.

Сославшись на нормы гражданского законодательства (п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст.

 25 Закона о госрегистрации), Пленум также разъяснил полномочия регистрирующего органа при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.). В таком случае регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений

об адресе при непредставлении их в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (п. 6 Постановления № 61).

Обратите внимание

В пункте 10 Постановления № 61 Пленум указал: арбитражным судам необходимо иметь в виду, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах (п. 3 ст. 54 ГК РФ), определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования).

В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, отраженного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее отражен такой адрес (если иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица).

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Регистрирующий орган на основании пп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

В пункте 2 Постановления № 61 говорится, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание: о недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации:

– обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.);

– в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

– является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

– заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т. п.).

Кроме того, о недостоверности сведений об адресе может свидетельствовать заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

Вместе с тем, говорится в Постановлении № 61, судам следует учитывать, что по смыслу п. 4 ст.

 9 Закона о госрегистрации регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов помимо предусмотренных законодательством.

С учетом того, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ), и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т. п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на том основании, что помещение или здание, адрес которого указан для целей связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации (п. 4 Постановления № 61).

Обратите внимание

Регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 4 Постановления № 61).

О правах собственников объектов недвижимости, где зарегистрировано юридическое лицо

Как показывает практика, огромное количество организаций, имея один юридический адрес, осуществляет деятельность совсем в другом месте. При этом к объекту недвижимости, расположенному по юридическому адресу, ни сама организация, ни ее учредители не имеют никакого отношения.

Однако именно туда приходит вся корреспонденция, получателем которой организация является.

Как разъяснил Пленум ВАС в п.

 5 Постановления № 61, собственник (или иной законный владелец) объекта недвижимости вправе обратиться в арбитражный суд с исковым требованием к юридическому лицу о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом.

  • Если суд это требование удовлетворит, в резолютивной части решения должно быть указано на обязанность юридического лица принять необходимые меры для внесения изменений в ЕГРЮЛ в части его адреса.
  • К сожалению, непринятие юрлицом соответствующих мер не может служить основанием для самостоятельного обращения собственника (иного законного владельца) с требованием к регистрирующему органу о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
  • Вместе с тем регистрирующий орган обязан на основании представленного ему решения суда об удовлетворении иска, которое вступило в законную силу, внести в ЕГРЮЛ запись о том, что сведения об адресе юридического лица являются недостоверными, с указанием реквизитов данного судебного решения.
  • Обратите внимание

Как следует из разъяснений Пленума ВАС (абз. 2 п.

 5 Постановления № 61), поданное по изложенным мотивам собственником (иным законным владельцем) объекта недвижимости заявление о признании недействительными государственной регистрации юридического лица не подлежит удовлетворению.

При этом дана оговорка – за исключением случаев, когда регистрирующий орган располагал заявлением собственника (иного законного владельца недвижимости), согласно которому тот не разрешает регистрировать юридические лица по адресу соответствующего объекта недвижимости.

Об изменениях в части первой НК РФ

Федеральным законом № 134-ФЗ, среди прочего, внесены изменения в ч. 1 НК РФ. В частности, ст. 31 дополнена п.

 5, где говорится, что в случае направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации их полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику – российской организации (ее филиалу, представительству) по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ.

Чтобы оценить важность этого изменения, вспомним ситуацию, которая складывалась до вступления п. 5 ст. 31 НК РФ в силу (с 30.07.2013).

Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю (представителю) организации лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. До внесения указанных изменений в ст. 31 НК РФ возникал спорный момент: на какой адрес должно приходить данное уведомление, если физический или юридический адрес не совпадали? Ведь в ст.

 69 НК РФ не оговорено, по какому адресу должно быть отправлено требование об уплате налога.

Официальных разъяснений по этому вопросу автор не обнаружил, а что касается арбитражной практики, то у судей на сей счет имелись разные мнения.

В ряде постановлений арбитров можно было найти высказывания, что требование должно направляться по юридическому адресу налогоплательщика (см. постановления ФАС УО от 02.06.2009 № Ф09-3420/09-С3, от 08.04.2009 № Ф09-1912/09-С2, ФАС ВСО от 13.05.2008 № А33-6337/07-03АП-1556/07-Ф02-1863/08, ФАС ДВО от 12.12.2007 № Ф03-А73/07-2/5476).

Есть и другие примеры, где отмечалось, что требование об уплате налога можно было направлять и по фактическому адресу налогоплательщика (при условии, что этот адрес известен инспекции). Например, в Постановлении ФАС СКО от 04.03.

2008 № Ф08-995/08-338А арбитры указали на необходимость направления требования по адресу фактического местонахождения налогоплательщика, который, как видно из представленных в дело доказательств, был известен налоговому органу. Суд пришел к выводу о нарушении налоговым органом порядка взыскания, установленного ст.

 46 НК РФ, так как требование об уплате налога налогоплательщик не получил. Данное обстоятельство послужило основанием для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными.

В Постановлении ФАС ВСО от 18.08.

2009 № А78-6367/08 арбитры выяснили, что налоговая инспекция, знавшая на момент направления требований о неполучении обществом корреспонденции по юридическому адресу (поскольку вся корреспонденция возвращалась с отметкой органа связи об отсутствии адресата), не направила требования по известному ей фактическому адресу налогоплательщика. И в этом судебном акте арбитры признали, что инспекция нарушила процедуру принудительного взыскания налога.

Итак, как видим, до внесения изменений в ст. 31 НК РФ в ряде случаев организации могли оспорить действия налогового органа, который отправлял требования по юридическому адресу (зная при этом фактический адрес) и, не дождавшись исполнения требования, приступал к принудительному взысканию налога.

Теперь организация должна помнить, что с 30.07.2013 в случае направления документов налоговыми органами по почте они будут приходить по месту ее нахождения (месту нахождения ее филиала, представительства) – адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ.

Это означает, что в случае неисполнения требования по причине его неполучения по фактическому адресу организация уже не сможет оспорить в судебном порядке действия налоговиков.

  • Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
  • Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», вступивший в силу 30.06.2013 (за исключением отдельных положений).
  • Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
  • Действует с 30.06.2013. Изменения внесены Федеральным законом № 134-ФЗ.
  • В том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
  • Здесь и далее под государственной регистрацией юридического лица понимается, в частности, внесение в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об адресе юридического лица (ст. 1 Закона о госрегистрации).
  • Определениями ВАС РФ от 12.08.2008 № 5436/08 и от 28.04.2008 № 5436/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС.

Проверка юридического адреса

Действующее законодательство предусматривает, что любое юридическое лицо должно иметь свой юридический адрес, где располагается его исполнительный орган. Данный адрес используется для связи с компанией контрагентами, а также государственными структурами.

При выявлении случая недостоверности адреса регистрирующий орган вправе внести в ЕГРЮЛ соответствующую отметку, что в дальнейшем может привести к исключению организации из госреестра. Кроме того, нередко возникают ситуации, когда адрес юрлица признается «массовым».

По такому адресу невозможно зарегистрировать юридическое лицо, а для компаний, которые все же имеют подобный адрес — это лишний повод к пристальному вниманию со стороны налоговой.

Поэтому для всех участников экономической деятельности очень важно знать, как проверить юридический адрес.

Читайте также:  Как признать жилье аварийным: признаки, ветхое жилье, непригодное для проживания

Проверка юридического адреса при регистрации ООО

При регистрации юридического лица его учредители должны предоставить документы, подтверждающие будущее местонахождение. Чаще всего это гарантийное письмо от собственника помещения, где будет располагаться компания. Чтобы исключить возможные неприятности с налоговой, всегда следует выбирать реальный адрес, где организация в дальнейшем будет вести свою деятельность.

При этом следует предварительно провести его ]]>проверку]]> на сайте налоговой о том, что он не относится к категории адреса массовой регистрации. Имеет смысл осмотреть само здание, т.к.

при регистрации юрлица велика вероятность выезда налоговиков по указанному в документах адресу, а значит, помещение должно быть пригодным для использования в качестве офиса или для производственной деятельности.

Как показывает практика, налоговая служба не пропускает регистрацию юридических адресов, по которым располагаются аварийные здания, инженерные сооружения, некапитальные строения, а также постройки вспомогательного назначения (гаражи, кладовки, сараи).

 Государственная регистрация юридических лиц и ИП: изменения 2019

Проверка достоверности адреса юридического лица

Большое значение в современном деловом обороте имеет проверка адреса контрагента. Необходимость проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов и проведении сделок делает вполне обоснованным желание проверить достоверность адреса юридического лица.

Прежде всего, до заключения договора и, тем более, до совершения платежей, необходимо запросить у контрагента реквизиты предприятия, где должен быть указан и его юридический адрес.

Его следует сверить с информацией, которая содержится в ЕГРЮЛ, для этого достаточно заказать выписку из реестра или воспользоваться специальным ]]>сервисом]]> на сайте ФНС, предоставляющим информацию о юрлицах в режиме онлайн.

Если адрес совпадает, то есть смысл проверить, насколько он реален. Сначала можно провести удаленную проверку с помощью различных ресурсов, например, посмотреть на карте в интернете, что это за здание и какие организации в нем размещаются. После этого остается только выехать на место и проверить, что по данному адресу действительно располагается нужное юридическое лицо.

Комплекс указанных мер вполне достаточен, чтобы установить достоверность юридического адреса юридического лица и избежать в дальнейшем множества проблем от невозможности найти контрагента, задолжавшего деньги за товар, до начисления дополнительной суммы НДС из-за нерадивого поставщика и не проявленной должной осмотрительности.

 Юридический и фактический адрес

Проверка юридического адреса налоговой инспекцией

Еще одной стороной, заинтересованной в достоверности информации о юридическом лице, является налоговая служба.

С ужесточением законодательства инспекторами ИФНС проверка юридического адреса проводится при регистрации в большинстве случаев. И довольно часто такая проверка становится основанием для отказа в регистрации юрлица.

Поэтому учредителям компаний следует знать, как налоговая проверяет юридический адрес, чтобы заранее принять меры к устранению возможных проблем.

В процессе регистрации нового юридического лица налоговые органы проводят проверку о наличии адреса, указанного в документах, а также проверяют согласие собственника помещения на его предоставление. Далее же следует выездная проверка юридического адреса (пп. «г» п. 4.2 ст. 9 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ о госрегистрации). Тут возможны два варианта:

  • До завершения процесса регистрации – осуществляется крайне редко при серьезных подозрениях относительно места нахождения, участников, руководителя;
  • После регистрации – в течение первой недели после регистрации юрлица. В настоящее время осуществляется в большинстве случаев.

Проверка налоговой юридического адреса предусматривает осмотр помещения и оценку его соответствия требованиям к месту нахождения юрлица.

В отношении зарегистрированных организаций обязательно проверяется наличие договора аренды, либо иного документа, подтверждающего права пользования. Проверяются и косвенные признаки нахождения организации: наличие рабочих мест, вывески, документов, визиток с адресом.

Реальность юрадреса означает, что там находится хотя бы один представитель компании, а также на него приходит корреспонденция, адресованная юрлицу.

Отметим, что налоговые органы вправе осуществить и выездную проверку юрадреса, который соответствует месту жительства руководителя. В этом случае проверяются правоустанавливающие документы на жилое помещение, а также утоняется согласие других лиц, зарегистрированных в данном жилом помещении.

Если в результате проверки налоговиками будет зафиксирован факт отсутствия юридического лица по указанному адресу, то в отношении данной организации в ЕГРЮЛ будет внесена отметка о недостоверности сведений, которая может стать причиной исключения компании из госреестра по инициативе ИФНС.

 Как обжаловать запись в ЕГРЮЛ о недостоверности

Массовая проверка адресов. Письмо от ФНС на юридический адрес

Сегодня мы поговорим про юридический адрес. Я расскажу что такое юридический адрес и каким он должен быть, а так же поделюсь опытом как себя вести если налоговая утверждает, что ваша фирма не находится по месту регистрации.

Что такое юридический адрес?

Итак. Что же такое юридический адрес? То, что мы привыкли называть этим словосочетанием, на самом деле называется Место нахождения постоянно действующего исполнительного органа общества. Звучит, конечно, страшно, но, на самом деле, это название гораздо более логично, чем кажется на первый взгляд. Давайте разбираться.

И начнем с ответа на вопрос, а как убедиться, что по какому-то конкретному адресу находится какая-то конкретная фирма? Первое, что приходит в голову — это посмотреть что написано на табличке при входе. Отчасти да, это важный признак, к которому мы ещё вернёмся, но ведь табличку можно повесить куда угодно.

На самом деле фирма находится по какому-то адресу, если по этому адресу можно найти человека, который руководит этой фирмой, это генеральный директор или, выражаясь по-юридически Постоянно действующий исполнительный орган общества.

Таким образом, юридический адрес — это какое-то помещение, в котором можно найти руководителя фирмы или другими словами Место нахождения постоянно действующего исполнительного органа общества. Согласитесь, теперь эта фраза звучит не так страшно.

Регистрируя фирму, вы должны выбирать в качестве юридического адреса место, придя в которое можно обнаружить генерального директора.

Именно поэтому, если вы не планируете снимать офис для фирмы, можно регистрировать ООО по домашнему адресу руководителя. Обратите внимание, речь только об адресе руководителя.

Открыть фирму на домашний адрес учредителя, который не является директором, можно только если этот учредитель сдаст его фирме в аренду.

Требования к юрадресу

Несколько слов о требованиях к юридическому адресу. Во-первых, если вы не хотите получить отказ в регистрации, то на вашем юридическом адресе не должно быть зарегистрировано много других организаций.

Если вместе с вами в одном помещении будет 1-2 организации, налоговики посмотрят на это сквозь пальцы, хотя галочку себе поставят и при первом же удобном случае вас проверят. Но если вместе с вами будет 50 фирм, то на успешную регистрацию не рассчитывайте.

Ещё один важный момент, в качестве юридического адреса должно использоваться какое-то конкретное помещение, даже если вы снимаете для своей фирмы целый дом, в этом доме необходимо выделить отдельное место для генерального директора, дать этому месту номер и в заявлении на регистрацию указать этот номер. Если налоговая решит, что ваш адрес недостаточно точно определяет место нахождения руководителя, то будет отказ.

Если налоговая вас не нашла

А что будет если налоговая узнает, что вашей фирмы на юридическом адресе нет. Первым делом в реестре юридических лиц появится запись о том, что сведения о месте нахождения общества недействительны. Если вы не проверяете регулярно выписку по своему предприятию на сайте налоговой, то вы об этом даже не узнаете. Но вот банки их регулярно проверяют. А иногда и ваши партнёры.

Партнёр, обнаружив такую запись может отказаться с вами сотрудничать, посчитав, что вы недостаточно надёжный контрагент. Многие бухгалтерские программы имеют встроенную проверку контрагентов. Разумеется, с такой записью можно забыть о любых тендерах.

Практически сразу после появления этой записи оживится ваш банк, сначала будет задавать вопросы, а потом может и вовсе остановить движение средств по счёту. Учредители и генеральный директор фирмы, в отношении которой имеются недостоверные сведения в реестре не смогут зарегистрировать новых юридических лиц и стать в них директорами.

Ну и если эту запись не устранить, то примерно через полтора года фирма будет и вовсе исключена из реестра юридических лиц. Надеюсь, мне удалось донести, что юридический адрес — это очень важно.

Письмо о недействительном адресе. Что делать?

А теперь поговорим о самом интересном. Почему мы решили записать это видео именно сейчас. Дело в том, что в последние пару месяцев налоговая активно проверяет фирмы на актуальность юридического адреса.

Только среди наших клиентов на такую проверку нарвались человек десять, а в регистрирующей налоговой стоят очереди из предпринимателей, доказывающих, что у них с адресом всё хорошо.

Проверка осуществляется достаточно просто, налоговики пишут бумажное письмо о том, что в результате контрольных мероприятий была установлена недостоверность сведений о фирме, содержащихся в государственном реестре.

Причём вовсе необязательно что по вам проводилась какая-то проверка или у налоговой есть реальные подозрения, чаще всего предприниматели получают эти письма просто потому что попадают в веерную рассылку. Эти письма отправляются фирме на юридический адрес, генеральному директору на домашний и каждому учредителю.

Причём, в тексте каждого письма стоит небольшая отметка о том, на какой именно адрес оно было отправлено. Поэтому, если вы получили письмо по домашнему адресу и попытаетесь сказать инспектору, что нашли его у себя на юридическом адресе, то вам никто не поверит. Хоть, скорее всего, налоговая вас пока ни в чём не подозревает, но если проигнорировать это письмо, то в реестре появится запись о недостоверности сведений о вашей компании, а к чему это может привести я говорила пару минут назад. Поэтому давайте разбираться как реагировать на такое письмо счастья.

Первым делом внимательно читаем это письмо. В нём должно быть сказано, что у вас есть 30 дней с момента направления письма на ответную реакцию, иначе будет внесена запись в реестр. Дату направления письма смотрим на конверте, там должна стоять печать Почты. Именно с этой даты на печати и начинается отсчёт тридцати дней.

Дальше возможны два варианта развития событий — претензии налоговой обоснованы и вы действительно никак не можете подтвердить своё присутствие по юридическому адресу.

Тогда нужно как можно быстрее его сменить, а чтобы в налоговой не нервничали, лучше им позвонить и рассказать, что вы именно сейчас занимаетесь поиском нового помещения и сменой адреса, т.к. буквально за несколько дней до получения письма решили съехать со своего старого офиса. Возможно вас попросят изложить всё то же самое на бумаге.

Главное, не забудьте адрес в итоге поменять, т.к. с этого момента у налоговиков есть все основания вас подозревать и следующее контрольное письмо не заставит себя долго ждать.

Как доказать, что фирма находится по своему юрадресу?

А что делать если у вас с адресом все хорошо и вы вообще молодец, как это доказать инспектору. Это совсем несложно, нужно только немного повозиться с бумажками. Первым делом собираем доказательную базу. Вам потребуется документ, подтверждающий, что у вас есть право занимать это помещение.

Это может быть договор аренды или свидетельство о собственности. Причём, было бы неплохо приложить к договору ещё и документ, подтверждающий право вашего арендодателя сдавать вам это помещение. Это может быть свидетельство о собственности или договор аренды с правом сдачи помещения в субаренду.

Читайте также:  Комментарий 15045 к статье: договор купли-продажи квартиры 2017 (скачать образец)

Разумеется, все документы нужны в виде копий, не забудьте их заверить подписью и печатью.

Право занимать своё помещение вы доказали, идём дальше. необходимо доказать, что вы фактически находитесь в этом помещении. Это ещё проще. Необходимо сделать несколько фотографий.

Мы обычно предлагаем нашим клиентам такой набор — фото входа в бизнес-центр, где находится помещение, фото двери в офис, очень желательно чтобы на двери была табличка с названием вашей фирмы, и фото интерьера офиса. Не бойтесь показать беспорядок, это отличный показатель того, что компания реально работает, а не пришла на фотосессию в студию где снимают ролики про успешный успех.

Если хотите, можете даже сфотографировать генерального директора за работой, это совершенно не обязательно, но в налоговой оценят ваш порыв. Все эти фотографии необходимо распечатать и приложить к договору.

И заключительный штрих. Пишем письмо на фирменном бланке. В письме надо сообщить, что вы в ответ на письмо налоговой под таким-то номером и от такой-то даты информируете ФНС о том, что ваша фирма фактически находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. А в качестве подтверждения своих слов предоставляете необходимые документы. И дальше перечисляете всё, что подготовили ранее.

Затем ставите подпись и печать. Готово. Можно идти в налоговую. С собой нужно иметь два экземпляра письма, копию договора аренды и всех сопутствующих документов и сделанные ранее фотографии. Желательно прихватить и оригинал договора, копию у вас заберут, а оригинал можно просто показать для большей убедительности. Не забудьте само письмо, которое вам пришло от ФНС.

Желательно брать именно то письмо, которое пришло на юридический адрес. Идти в налоговую лучше генеральному директору лично, если придёт кто-то по доверенности, это вызовет ненужные вопросы.

И постарайтесь не ругаться с инспектором, они сами понимают, что своими письмами тревожат очень много ни в чем неповинных людей, но у них такая установка — вычистить реестр юридических лиц и оставить там только реальный бизнес.

Покупка юридического адреса. Стоит ли?

И последнее, о чём я хотела рассказать — это покупные адреса. В интернете можно найти много предложений. Я бы не советовала связываться с такими конторами.

Даже если на адресе, который вы покупаете нет никаких других фирм и вам обещают своевременно пересылать всю входящую корреспонденцию, то это не значит, что такая же ситуация сохранится через год или в какой-то момент к вам в гости не надумает прийти инспектор лично.

Например, в Петербурге сейчас налоговики ходят по бизнес-центрам и проверяют кто где сидит. Будьте уверены, что все офисные помещения недалеко от вашей налоговой инспекции периодически кто-то навещает. Это я вам говорю как человек, сидящий через улицу от своей налоговой.

А ещё фирмы, торгующие адресами, очень любят сами сообщать налоговой, что вы не находитесь по своему адресу, когда от вас перестают приходить деньги. Бизнес есть бизнес.

На этом всё. Если вам понравился этот материал, то можете подписаться на наш канал в Яндекс Дзен, мы продолжим выкладывать текстовые версии наших видео из YouTube, а кроме того будем писать статьи об изменениях в законодательстве, истории из нашей жизни и жизни наших Клиентов и многое другое. Будет интересно.

Чем рискуют компании, не находящиеся по юридическому адресу в 2019 году?

Однако на практике не всегда компания фактически находится по месту своей регистрации. Некоторые руководители ошибочно полагают, что если фирма не находится по юридическому адресу, то это может повлечь максимум небольшой штраф, однако рисков гораздо больше. О них и поговорим в материале

Все заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, будут считаться полученными компанией с момента доставки корреспонденции на ее юридический адрес, даже если она там фактически не находится (пункт 3 ст. 54, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Таким образом, ненахождение компании по юридическому адресу может повлечь негативные последствия, связанные с неполучением важной корреспонденции., Например, неполучение судебного извещения может повлечь принятие судебного решения без участия представителя организации, при этом организация будет считаться извещенной надлежащим образом.

Или, если должник в порядке, установленном в договоре, направил кредитору извещение о необходимости принятия исполнения, но оно не было принято кредитором в связи с неполучением извещения, то кредитор считается просрочившим. Должник может потребовать возмещения убытков (ст. 406 ГК).

Оставление без ответа запроса налогового органа, направленного по почте, влечет риск привлечения организации к налоговой ответственности (ст. 126, ст. 129.1 НК РФ).

Санкции по п. 1 ст. 126 применяются за непредоставление в ФНС документов, в том числе запрашиваемых налоговиками в ходе проверок.

Штраф за несвоевременное предоставление документов в налоговую составляет 200 руб. за каждый неподанный документ.

Штраф за отказ предоставить декларацию о прибыли контролируемой иностранной компании и документы к ней (п. 5 ст. 25.15 НК РФ), составляет 100 тыс. руб.

Штраф по п. 2 ст. 126 грозит организациям и ИП, которые отказались подать имеющиеся у них сведения о другом налогоплательщике по запросу ФНС, либо предоставили недостоверную информацию о нем. Размер штрафа для юридических лиц и ИП составит 10 тыс. руб.

Наказание по ст. 129.1 применяется к налогоплательщикам, которые неправомерно не сообщили налоговому органу необходимые сведения или своевременно не передали требуемую информацию.

Данная норма применяется в том числе за отсутствие пояснений при несдаче вовремя «уточненки», запрашиваемой в рамках камеральной проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ). Штраф по данной статье составляет 5000 руб.

В случае повторного нарушения в течение года штраф составит 20 тыс. руб.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.

2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) предусмотрено право регистрирующего органа проводить проверку достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в том числе путем проведения осмотра объекта недвижимости (пп. «г» п. 4.2. ст. 9 Закон № 129-ФЗ). Если в результате такой проверки инжекторы ИФНС выявят факт отсутствия юридического лица по месту его регистрации, то руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25. КоАП РФ за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в виде штрафа от 5 000 руб. до 10 000 руб.

Привлечь руководителя к ответственности по данной статье возможно только в пределах срока давности, составляющего 1 год, исчисляемого со дня подачи в ИФНС заявления о государственной регистрации либо заявления о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении места нахождения юридического лица с указанием недостоверного адреса.

Если такое нарушение совершено повторно либо сведения об адресе юрлица, поданные при его госрегистрации, были заведомо ложными, то руководитель может быть дисквалифицирован на срок от 1 до 3 лет (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).

Таким образом, может показаться, что «ничего страшного, если компания не находится по юридическому адресу: ответственность небольшая и срок давности коротки». Однако все не так просто.

Представим, что прошла проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ и установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе.

В этом случае, регистрирующий орган направляет такому юридическому лицу, его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени этого юридического лица (например, директору), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (уведомление о недостоверности).

В течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Если компания не предоставит подтверждение достоверности адреса, указанного в ЕГРЮЛ, или если , представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

Сергей ХудяковСтарший юрист по гражданско-правовым и корпоративным спорам

С 01.09.2017 г. вступили в силу дополнения в Закон № 129-ФЗ, в соответствии с которыми в случае если запись о недостоверности сведений находится в ЕГРЮЛ в течение более чем 6 месяцев с момента ее внесения, налоговый орган вправе исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке (пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).

Основания для принудительной ликвидации юридического лица по решению суда указаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ. В этих случаях юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица:

  • если при создании юридического лица допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов (если эти нарушения носят неустранимый характер);
  • если нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц неоднократные либо грубые (п. 2 ст. 25 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, регистрирующий орган может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица при одновременном наличии 3-х условий (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ) (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»):

  • есть информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.),
  • этому юридическому направлялось уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе;
  • запрашиваемые сведения не были предоставлены в разумный срок

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Если ответчик выполнит требование суда, налоговому органу в иске будет отказано (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 N 13АП-15071/2018 по делу N А42-1658/2018).

Сергей ХудяковСтарший юрист по гражданско-правовым и корпоративным спорам

В судебной практике имеются случаи удовлетворения исков регистрирующих (налоговых) органов о ликвидации юридических лиц в связи с выявлением факта несовпадения их юридического и фактического адресов, когда юридическое лицо по указанию суда не представляет в регистрирующий орган достоверные сведения о своем адресе, так как отсутствие связи с юридическим лицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, является грубым нарушением закона (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.08.2018 N Ф01-2793/2018 по делу N А79-2640/2017).

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.

2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на банки и некоторые другие организации возложена обязанность идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, и устанавливать, в том числе в отношении юридических лиц, их наименование и адрес юридического лица, а пунктом 3 указанной статьи — обязанность по систематическому обновлению информации о клиентах.

Таким образом, достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием договора банковского счета как при заключении, так и при исполнении договора.

Непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора банковского счета (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.

2010 N 1307/10 по делу N А40-50083/09-29-388).

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон № 54 — ФЗ), при регистрации ККТ в заявлении о регистрации ККТ указывается в том числе адрес и место установки ККТ (п. 2 ст. 4.2. Закона № 54-ФЗ).

В случае, если при регистрации ККТ организация указала юридический адрес, а использует ККТ по фактическому адресу нахождения организации, не совпадающим с юридическим, то это может быть квалифицировано как использование ККТ по незарегистрированному месту установки. За это организация или ИП могут быть привлечены к административной ответственности по ч.4 ст. 14.

5 КоАП РФ за нарушение установленного порядка применения ККТ в виде предупреждения или штрафа на должностных лиц в размере от 1 500 до 3 000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей (Постановление ВС РФ от 11.08.2015 по делу № А19-15703/2013, письмо УФНС России по г. Москве от 02.03.

2011 № 17-26/019349@).

Постановка российской организации на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст.83 НК РФ).

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ (п.4 ст. 83 НК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *