Минэкономразвития пояснило, как мфц работать с запросом сразу на несколько услуг

На рынке недвижимости настоящий ажиотаж: количество сделок купли-продажи квартир увеличилось почти на 50%.

Кто-то пытается сохранить свои деньги, вложив их в недвижимость, кто-то пытается воспользоваться шансом приобрести своё жильё в ипотеку, пока ещё ставки относительно низкие.

Однако, как показывает практика, даже если все документы к сделке готовы, коронавирус может проявить себя — и тут в самый неожиданный момент сделка может сорваться. Как обезопасить себя от этого?

Наибольшее количество жалоб — на срыв сделок, регистрация которых шла через МФЦ. В некоторых регионах работники МФЦ ушли в самоизоляцию, где-то количество сотрудников значительно уменьшили. В итоге документы просто не доходят до регистрации в Росреестре.

Мы долго готовили сделку (в ней было задействовано несколько собственников, ипотеку банк одобрил) — и вот наконец сдали документы в МФЦ. И бац — выясняется, что наш центр в полном составе ушёл на карантин, — жалуется Андрей из Московской области. — Разумеется, никто и не передавал на регистрацию. И всё, сделка сорвалась.

В Росреестре Лайфу подтвердили, что именно МФЦ в настоящее время является самым слабым местом при регистрации сделок.

Действительно, есть определённые сложности, которые связаны с ограничением работы МФЦ, — рассказал Лайфу официальный представитель Росреестра. — Часть из них приостановила свою работу полностью, часть принимает документы по предварительной записи.

При этом, по статистике, около 95% документов в бумажном виде Росреестр принимает через МФЦ. В связи с этим наше ведомство направило обращения всем главам регионов с просьбой настроить работу МФЦ таким образом, чтобы у людей были все возможности и инструменты для совершения сделок.

Минэкономразвития пояснило, как МФЦ работать с запросом сразу на несколько услуг

Но пока воз и ныне нам. Причём сам-то Росреестр работу не прекратил, хотя в связи с угрозой коронавируса ограничил личный приём граждан: все популярные услуги предоставляются в электронном виде. Поэтому в ведомстве рекомендуют самостоятельно регистрировать сделки с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).

УКЭП несложно получить, заполнив заявку в личном кабинете на сайте Удостоверяющего центра Федеральной кадастровой палаты, — обещают в Росреестре. — Это простая и понятная процедура. Наличие подписи даёт человеку возможность подать все документы не выходя из дома.

Второй способ избежать возможных проблем с МФЦ — регистрировать сделку при помощи банков, которые напрямую передают документы для регистрации в Росреестр. Делают это они, правда, небесплатно: регистрация через банк обойдётся в 5–10 тысяч рублей. Часто банки при покупке этой услуги снижают на 0,1–0,2 процентных пункта ставку по ипотечному кредиту, поэтому фактически она будет бесплатной.

Есть третий способ — зарегистрировать сделку через нотариуса. На сайте Федеральной нотариальной палаты опубликованы сведения о дежурных нотариальных конторах, которые есть в каждом регионе.

В этом случае человеку нужно будет предварительно записаться на приём.

В данном случае услуга тоже платная, придётся заплатить нотариусу по тарифу, который зависит от стоимости недвижимости и ряда других факторов.

Минэкономразвития пояснило, как МФЦ работать с запросом сразу на несколько услуг

Комплексные запросы в МФЦ

В работе многофункциональных центров изменения. Теперь любой человек сможет получить сразу несколько услуг, справок и выписок по одному заявлению. Не придется заполнять много запросов в разные ведомства — сотрудник МФЦ все оформит и отправит сам.

Источник:РП от 19.02.18 № 260-р, № 479-ФЗ

Порядок обслуживания по комплексным запросам описан в федеральном законе. Список услуг есть в распоряжении правительства. Все должно работать — пробуйте.

В многофункциональных центрах можно получить разные государственные и муниципальные услуги. Например, подать документы на регистрацию прав собственности, оформить сертификат на материнский капитал, поменять права или получить справку о долгах по налогам. Там даже сделки с недвижимостью регистрируют.

https://www.youtube.com/watch?v=pCU3yBXevsw

Раньше на каждую услугу нужно было подавать отдельное заявление. Из-за этого приходилось ждать одну справку и только после ее выдачи подавать новый запрос.

Например, для приватизации участка нужно было сначала взять справку из Росреестра, а потом отдельно подавать документы в Росимущество. Если участок приватизировала мама или бабушка, ходить с ней часто нужно было работающим и занятым детям. Иногда из-за разницы в выдаче запросов откладывались сделки, но сотрудники МФЦ не могли ничем помочь: у них своя инструкция.

Появилось понятие комплексного запроса. Бабушка одновременно закажет несколько госуслуг: получит выписку о том, что ее участок не оформлен, и подаст заявку на приватизацию. Заодно она сможет взять справку о пенсии, пособиях и направление на протезирование из соцстраха. Все это по одному запросу и за один визит.

Нет, комплексный запрос может подать кто угодно, в том числе ИП или фирма. Например, если нужно проверить контрагента или сотрудника.

Комплексный запрос работает не для всех услуг, которые оказывают МФЦ. Есть конкретный список из 30 пунктов.

Вот какие документы можно оформить по комплексному запросу:

  1. Водительские права взамен потерянных или украденных.
  2. Справку об отсутствии судимости.
  3. Информацию из реестра дисквалифицированных лиц ФНС.
  4. Выписки из госреестров по ИП и юрлицам.
  5. Выписки из единого реестра недвижимости.
  6. Уведомления о начале некоторых видов деятельности для ИП и фирм.
  7. Сертификат на материнский капитал и заявление, как им распорядиться.
  8. Заявления на перевод пенсионных накоплений.
  9. Анкету на СНИЛС.
  10. Выписку по лицевому счету в пенсионном фонде.
  11. Перечень видов социальной помощи и услуг.
  12. Справку о размере пенсии и социальных выплат.
  13. Заявление на назначение и выплату пенсии и доплаты к ней.
  14. Заявление на добровольную уплату взносов в соцстрах.
  15. Сведения об исполнительных производствах по физлицам и компаниям.

Все условия описаны в статье 15.1 закона № 210-ФЗ. Теперь дело обстоит так.

Если вам нужно получить сразу несколько госуслуг и они есть в перечне правительства, вы подаете в МФЦ одно заявление. Сотрудник отметит, какие именно услуги вам нужны, и сам будет отправлять от вашего имени запросы в разные ведомства. Закон разрешает ему это делать без доверенности.

В назначенное время придете и заберете все документы сразу. Причем вы получите и все промежуточные документы, которые ведомства передавали по запросам сотрудника МФЦ от вашего имени.

Заказывать услуги можно в любом сочетании. Например, по одному заявлению вам выдадут справки об отсутствии судимости, штрафов за употребление запрещенных веществ и судебной задолженности.

Эти услуги между собой напрямую не связаны: на запросы отвечают разные ведомства. Даже если по какой-то причине справку о судебной задолженности не выдадут, остальные вы все равно получите.

Нельзя отказать в предоставлении всех услуг из запроса, если отказано в какой-то одной. Исключение — только если одна услуга без другой невозможна.

В любое время можно узнать о статусе услуги: лично, по телефону или электронной почте. Если отправите запрос по электронной почте, ответ получите на следующий день.

Вы всегда можете обратиться в многофункциональный центр по месту жительства. Но есть услуги, за которыми можно обращаться вообще куда угодно — даже в МФЦ в другом городе и регионе.

  1. Позвоните в ближайший МФЦ в том городе, где живете. Объясните, какой конечный результат хотите получить: приватизировать участок, зарегистрировать право собственности на квартиру, поменять паспорт или получить материнский капитал. Вам подскажут, как и где сделать это быстрее.
  2. Зарегистрируйтесь на госуслугах и отправляйте запросы через интернет. Многие документы можно оформить вообще не выходя из дома. Например, получить выписку из пенсионного фонда или подать заявление на загранпаспорт. При оплате через госуслуги пошлина будет на 30% меньше. Но для этого нужно подтвердить учетную запись. Клиенты Тинькофф-банка могут сделать это в личном кабинете, без визита в центр обслуживания.
  3. Если решите сразу идти в МФЦ, всегда спрашивайте, можно ли получить услуги по комплексному запросу и как еще можно ускорить оформление справок. Сроки ответов постепенно сокращаются, а возможностей становится больше. Все может оказаться даже быстрее, чем вы думаете. Например, средства материнского капитала сейчас можно получить быстрее, чем год назад.

Министерство экономического развития Российской Федерации — Деятельность — Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг

Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»

Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г.

№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г.

№ 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, к количеству окон обслуживания, режиму работы, к площади, зонированию, к расположению МФЦ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г.

№ 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» определены вопросы взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, заключения соглашений о взаимодействии, а также утверждены перечни услуг, предоставление которых организуется в МФЦ. Утвержденные перечни включают в себя наиболее массовые и востребованные населением услуги, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны.

Основными функциями МФЦ являются:

  • прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
  • представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
  • информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
  • взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
  • выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Читайте также:  Штраф за нарушение требований пожарной безопасности

Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра  и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации.

В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.

Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни.

Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом — в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации.

Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.

Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативной-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ.

Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ.

Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка, смена фамилии, выход на пенсию, индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения, утрата документов, открытие своего дела (малое предпринимательство), смена места жительства, утрата близкого человека, приобретение жилья. 

Ключевыми ценностями единого бренда МФЦ определены: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину.

Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы». Под этим именем с 2014 года начали открываться новые центры и офисы, а после прохождения стадии ребрендинга и действующие отделения МФЦ по всей стране. Коммуникационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходит под слоганом «На все случаи жизни».

Минэкономразвития: россияне используют нерабочие дни для решения накопившихся дел в МФЦ

МОСКВА, 24 апреля. /ТАСС/. Часть россиян использует нерабочие дни для решения накопившихся вопросов в сфере государственных и муниципальных услуг, несмотря на ограничения.

При этом число обращений граждан в Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) снизилось в первую нерабочую неделю до 94 тыс., в то время как ранее в МФЦ страны обращалось до 3 млн человек еженедельно.

О работе МФЦ в период пандемии ТАСС рассказали в пресс-службе Минэкономразвития.

«Несмотря на введенные ограничения, часть граждан воспринимает нерабочие дни как отпуск и свободное время, во время которого они стараются решить накопившиеся вопросы, требующие получения государственных и муниципальных услуг», — говорится в пресс-релизе.

До объявления ограничительных мер еженедельно многофункциональные центры страны принимали около 2,5-3 млн обращений. В первую нерабочую неделю с 30 марта до 5 апреля объем обращений граждан сократился до 93,7 тыс., но далее стал наблюдаться поступательный рост еженедельно на 300 тыс. обращений.

Отмечается, что большая часть МФЦ осуществляет очный прием заявителей в рамках неполного перечня услуг.

«Прежде всего предоставляются услуги, получение которых невозможно в электронной форме через портал госуслуг, либо входящие в ограниченный перечень, определяемый региональными властями.

Наиболее востребованными услугами сегодня являются те, которые связаны с обеспечением решения жизненно важных вопросов, а также те, которые поддерживают развитие экономики региона», — указывают в Минэкономразвития.

В министерстве добавляют, что преимущественно россияне обращаются за услугами соцзащиты (по вопросам получения пособий и выплат), за выписками ЕГРН, по вопросам регистрации недвижимости и кадастрового учета.

Часть обращений связана с услугами ЗАГС (регистрация рождения и смерти), МВД (прописка, паспорт, справка о несудимости), Пенсионного фонда России (назначение пенсии, материнский капитал, детские пособия), а также Федеральной налоговой службы (регистрация юрлиц и ИП).

Выездное обслуживание

В пресс-службе рассказали, что на сегодня МФЦ открыты в 64 субъектах РФ (80% от общего количества) — в них организованы прием и выдача документов.

В 10 регионах центры работают на выдачу результатов услуг и по экстренным ситуациям.

При этом нигде сеть МФЦ не работает в полном масштабе — остались работать только дежурные центры и окна, подчеркивают в Минэкономразвития. Только в 11 субъектах РФ сети МФЦ полностью закрыты.

Для повышения безопасности взаимодействия работает выездное обслуживание. «Оно особенно ценно для граждан, не имеющих доступ к электронным средствам коммуникации и из социально уязвимых групп населения», — отмечают в Минэкономразвития. Центры также приветствуют заказ доставки документов заявителю на дом курьером или через почтовое отправление.

Особое внимание уделяется развитию онлайн-форм взаимодействия. Региональные порталы МФЦ активизировали работу по развитию сервисов, позволяющих направить запросы с возможностью прикрепить файлы.

В некоторых центрах внедряются чат-боты, чтобы в автоматическом режиме проинформировать заявителя или направить в кол-центр. Также наблюдается рост нагрузки на колл-центры МФЦ за последний месяц во всех субъектах РФ.

В среднем количество звонков увеличилось в четыре раза.

«Поскольку многие граждане воспринимают МФЦ как информационный центр по всем наиболее значимым вопросам, то значительное количество обращений поступает на тему ограничительных мероприятий по распоряжению органов власти», — отмечают в Минэкономразвития.

В ряде субъектов колл-центр МФЦ был определен как горячая линия по всем вопросам, связанным с кампанией по противодействию распространению коронавируса.

Снижение эмоциональной напряженности

«Работа по повышению информированности граждан и снижению эмоциональной напряженности в местном сообществе в период ограничительных мероприятий приобрела особо важное значение», — указывают в министерстве.

По данным Минэкономразвития, в части субъектов силами МФЦ осуществляется обзвон жителей для повышения оперативности адресной помощи. Например, в Еврейской автономной области по базам ПФР МФЦ организован обзвон граждан с детьми, имеющих право на получение единоразовой помощи в 5 тыс. руб.

Кроме того, МФЦ организовал мониторинг отзывов граждан и осуществляет диагностику настроения населения. «Эти данные передаются в оперативные штабы для разработки мер по купированию возникающих проблем.

Например, в Ставропольском крае осуществляется через кол-центр замер «температуры звонков». По специально разработанным скриптам сотрудники выясняют настроение абонента (агрессивен, нейтрален, удовлетворен)», — сообщается в пресс-релизе.

С учетом этих сведений разрабатываются решения в рамках кампании по противодействию распространению коронавируса.

Сервисный МФЦентр: россиян перестанут принимать в госорганах

Федеральные и региональные ведомства прекратят прием россиян к 2024 году и передадут эти полномочия МФЦ. Такие нововведения содержит законопроект о госуслугах, разработанный Минэкономразвития (есть у «Известий»).

Кроме того, получить помощь в центрах можно будет вне зависимости от места прописки, многие сервисы будут предоставляться, опережая фактическое обращение граждан, а все услуги станут доступны в электронной форме. Эти меры помогут госсервисам идти в ногу со временем и сделают их более удобными, заявил «Известиям» замминистра экономического развития Савва Шипов.

Законопроект удовлетворит растущие запросы граждан, но уже сейчас надо задуматься о том, что ждет инфраструктуру МФЦ в дальнейшем, отметили эксперты.

Философия госуслуг

Законопроект, разработанный Минэкономразвития, закладывает «новую философию взаимодействия человека с государством», сообщил «Известиям» Савва Шипов.

Так, согласно документу, очный прием граждан в госорганах прекратится к 2024 году — эту функцию полностью возьмут на себя МФЦ.

Исключение составят так называемые неустранимые случаи, которые правительство определит позднее, говорится в документе.

Кроме того, многофункциональные центры будут предоставлять услуги по экстерриториальному принципу, то есть независимо от места прописки и пребывания россиян, следует из документа.

Сервисы федеральных органов исполнительной власти можно будет получить в любом МФЦ страны, а региональные и муниципальные — в любом МФЦ субъекта.

Чтобы повысить доступность госуслуг, многофункциональные центры также получат право привлекать к работе негосударственные организации, например кредитные.

— Зашли в банк за ссудой, там же получили все справки, — охарактеризовали принцип работы в МЭР.

В ведомстве добавили, что «приятным бонусом» станет возможность не заполнять заявления самостоятельно — этим по умолчанию будет заниматься сотрудник МФЦ.

Законопроектом создаются условия и для того, чтобы предоставление услуги началось до фактического обращения заявителя. Например, в день 45-летия гражданину предложат подписать заранее сформированный и заполненный запрос о смене паспорта, заявили в министерстве.

Также можно будет создать комплексное заявление на несколько услуг одновременно — например, при смене фамилии тут же поменять права и загранпаспорт. За документами необязательно будет приезжать самостоятельно.

Их смогут забрать третьи лица по заявлению, говорится в документе.

Все процессы, связанные с предоставлением госуслуг, переведут в электронный вид, говорится в законопроекте. Это касается не только обращений граждан, но и взаимодействия МФЦ с органами власти.

Планируется, что к 2024 году все сервисы, результатом которых не выступает физический носитель, возможно будет получить онлайн.

Для этого создадут два новых инструмента: облачную платформу предоставления госуслуг и реестр информационных взаимодействий.

Сами центры при этом превратятся в «цифровых нотариусов»: бумажные документы россиян, необходимые для получения услуг, будут оцифрованы, завизированы электронной подписью и помещены в онлайн-профиль гражданина.

После этого заявителю больше не придется их предъявлять, пояснили в Минэке. Вместе с тем МФЦ уполномочат собирать биометрические данные россиян и выдавать ID-паспорта с электронной подписью, следует из документа.

А предоставление госуслуг останется бесплатным: гражданам нужно будет только заплатить госпошлину за некоторые виды сервисов.

Планируется, что законопроект вступит в силу с 1 января 2021 года.

Что дальше

Удовлетворенность качеством госуслуг достигла 90,1% в 2018 году, рассказали «Известиям» в Минэке. Новый закон нужен, чтобы государственные сервисы шли в ногу со временем, заявил Савва Шипов.

— Законопроект впервые закрепляет принципы, которые делают получение услуг максимально удобным, но при этом возлагает много новых обязанностей на ведомства. Однако альтернативного пути нет: если мы хотим соответствовать требованиям цифровой экономики, начать надо с себя, — сообщил он.

Читайте также:  Отдых в выходные и праздничные дни

МФЦ — это пример успешной реформы, отметил замдиректора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский.

Однако любой продукт имеет жизненный цикл, и сейчас мы наблюдаем медленное затухание института многофункциональных центров: об этом сигнализируют многие периферийные функции, которые скоро в них перенесут, отметил эксперт.

Как ранее писали «Известия», в центрах можно будет также получить юридическую помощь, оформить заявление в прокуратуру и даже написать бизнес-омбудсмену.

После того как в России введут электронный паспорт, абсолютно все услуги, вплоть до регистрации сделок на недвижимость, можно будет получить дистанционно, без обращения в МФЦ, добавил Константин Головщинский. Поэтому уже сейчас важно задуматься о том, как инфраструктура центров госуслуг будет выводиться из эксплуатации.

За последние 10 лет Россия превратилась в другую страну с точки зрения госуслуг, заявил директор Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС Андрей Покида.

Граждане привыкли к высокому уровню предоставления сервисов, их запросы постоянно растут, и новый законопроект призван эти запросы удовлетворить.

Например, сегодня при подаче электронной заявки на сайте госуслуг бумажный оригинал документа всё равно нужно привозить, что создает определенные неудобства. Оцифровывание бумаг в МФЦ значительно упростит процесс, уверен эксперт.

Жизнь без МФЦ: как получать госуслуги во время самоизоляции

2020-04-09T14:39

2020-04-09T14:41

https://realty.ria.ru/20200409/1569806527.html

Жизнь без МФЦ: как получать госуслуги во время самоизоляции

https://cdn21.img.ria.ru/images/07e4/04/06/1569632797_0:153:3099:1896_1036x0_80_0_0_ec4784e006571c5ee4f1b41ac8fb3fad.jpg

Недвижимость РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png

Недвижимость РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png

Все так привыкли к исправной работе МФЦ и банков, что, оказавшись в режиме самоизоляции, растерялись и не смогли понять, что и как теперь работает. Сайт «РИА Недвижимость» собрал для своих читателей подсказки, как продолжать получать госуслуги и выполнять свои обязательства, не нарушая режима самоизоляции.

Как платить за ЖКУ?

Дистанционная оплата коммунальных услуг и капремонта практиковалась задолго до введения режима самоизоляции. У большинства поставщиков услуг имеются собственные сайты, на которых можно зарегистрироваться, введя реквизиты плательщика (они указаны на бумажных платежных документах), и далее ввести показания счетчика и оплатить при помощи банковской карты.

В случае, если такого сайта нет, можно воспользоваться порталом Госуслуг, с главной страницы которого нужно перейти в раздел «Оплата» и выбрать опцию «оплата услуг ЖКХ».

Главными условиями, которые позволяют выполнить операцию таким образом, будет регистрация на портале и наличие банковской карты (ее реквизиты нужно вводить для совершения оплаты). Кроме того, аналогичные возможности предоставляют и многие сайты местных региональных властей (в Москве это портал mos.ru).

Читать далее

Как быть, если остался без зарплаты и не смог оплатить ЖКУ и капремонт?

В России до 1 января 2021 года действует мораторий на взыскание штрафов за просрочку этих платежей, но если есть возможность, все услуги нужно оплачивать вовремя. В ряде регионов (например, в Москве и Подмосковье) сбор взносов на капремонт приостановлен на три месяца.

Как быть, если лишился заработка и не можешь платить ипотеку?

В такой ситуации лучше воспользоваться кредитными каникулами. У ряда банков действуют собственные программы, кроме того, недавно была принята федеральная программа.

Россияне, у которых возникли сложности с платежами по кредиту из-за ситуации с коронавирусом в стране, теперь могут гарантированно получить отсрочку по своим обязательствам.

Претендовать на льготный период могут заемщики, чьи ежемесячные доходы упали более чем на 30% по сравнению со среднемесячным уровнем в прошлом году. Если вы соответствуете требованиям этой программы, то банки не вправе вам отказать в предоставлении каникул.

Читать далее

Как зарегистрировать купленную недвижимость?

В этом вопросе нужно понимать, что совершение сделки состоит из двух действий: подачи и получения документов. На сегодняшний день большинство МФЦ по всей России ввели практику приема и выдачу документов исключительно по предварительной записи из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции.

К примеру, на портале «Мои документы» москвичам доступно оформление целого ряда государственных услуг в электронном виде. Здесь можно ознакомиться с полным перечнем услуг онлайн. Во вкладке «Инструкция по оформлению» доступен алгоритм действий при получении услуги в электронном формате. В третьем столбце располагается ссылка на оформление.

Однако информация и режимы работы МФЦ быстро меняются, поэтому может возникнуть ситуация, когда документы поданы в «физической» форме (то есть не через онлайн), но их получение будет отложено на неопределенный срок.

На момент публикации «физическая» подача документов на регистрацию была возможна также через предварительную запись, которая осуществляется на сайте Росреестра. О дате получения документов можно узнать во время подачи.

Читать далее

Как получить выписку из ЕГРН?

Эту услугу проще всего получить онлайн на сайте Росреестра. Для этого нужно зайти в раздел «Сервисы» и выбрать графу «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».

Как оформить доверенность?

Доверенность можно оформить исключительно в нотариальной форме. На момент публикации материала нотариальные конторы в России продолжали работу в режиме «дежурного нотариуса». Для получения услуги необходима предварительная запись. Кроме того, услуга вызова нотариуса на дом также доступна.

Фпа не поддержала предложение минэкономразвития о расширении полномочий мфц

Федеральная палата адвокатов РФ опубликовала правовую позицию к проекту Концепции совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг и развития системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, разработанному Минэкономразвития России по Поручению Правительства РФ от 25 мая 2019 г. № КЧ-П17-4245.

Как ранее писала «АГ», решение о подготовке данной правовой позиции было принято на выездном расширенном заседании Совета ФПА, которое состоялось 14 февраля в Екатеринбурге в рамках конференции «Ковалевские чтения».

Обсуждение проекта Концепции на Совете ФПА

Разработка проекта Правил применения «гонорара успеха» продлена на два месяцаСоответствующее решение принял Совет ФПА РФ на расширенном заседании, прошедшем в рамках «Ковалевских чтений»

Член Совета ФПА Олег Баулин, анализируя содержание предлагаемого варианта Концепции, тогда отмечал, что документ предусматривает одновременно уникальное и противоречивое сочетание функций госучреждения, участвующего в оказании государственных услуг; контрольной структуры, осуществляющей наблюдение и контроль оказания госуслуг и деятельности иных госорганов; независимого представителя, в том числе судебного, действующего от имени конкретных физических и юридических лиц (а не от имени государства); юридического консультанта, а также посредника, наделенного организационными полномочиями по обращению в контрольно-надзорные органы и правозащитные структуры.

Так, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) предлагается наделить правом оказания услуг негосударственного сектора, полномочиями по бесплатному правовому консультированию граждан при взаимодействии с госорганами, приему и направлению обращений к уполномоченным по правам человека, подготовке и передаче исковых заявлений в суды (общей юрисдикции и арбитражные), обжалованию от имени граждан действий госорганов в суде, консультированию (устному или письменному), в том числе о наличии или отсутствии оснований для обжалования действий и решений госорганов, пошаговому сопровождению решения индивидуальной ситуации (т.е. представлению интересов граждан в суде), обращению в прокуратуру при выявлении фактов нарушения прав и законных интересов заявителя и др. Кроме того, МФЦ предлагается придать статус участника государственной системы БЮП.

«Государственный орган не должен иметь полномочия воевать против государственных органов в суде, инициировать прокурорские проверки, не должно быть такого нагромождения частных и публичных полномочий, – подчеркивал Олег Баулин.

– Не должно быть государственной структуры, которая работает против государственного аппарата».

При этом он добавил, что «пошаговое сопровождение конкретной жизненной ситуации», которое предлагается включить в функции МФЦ, порождает личную заинтересованность, а также обратил внимание, что при МФЦ уже создаются юротделы, оказывающие платные услуги.

ФПА критически оценила предложения Минэкономразвития

Как отмечается в правовой позиции, МФЦ были созданы для организации предоставления государственных и муниципальных услуг населению. В их задачи входят упрощение и повышение комфортности получения указанных услуг, а также информирование населения о порядке, условиях и способах их получения.

«Предлагаемый проект Концепции, наряду с безусловно оправданными позициями относительно, например, расширения объема цифровых услуг, предполагает также расширение компетенции и полномочий МФЦ, наделение их наряду с необходимыми для реализации их целей организационно-техническими функциями также и контрольными, надзорными, определенными юрисдикционными полномочиями, правом самостоятельного совершения юридически значимых действий, правом самостоятельного оказания юридической помощи», – сообщается в документе.

ФПА обратила внимание, что цель реализации указанных положений проекта – создание внесистемной структуры, наделенной широкими организационно-распорядительными полномочиями, позволяющими доминировать в госаппарате, взамен реализации технической функции (обеспечение комфортности получения госуслуг).

Так, он допускает возможность «посредничества» МФЦ в оказании госуслуги, направления органу, предоставляющему ее, уведомления о наличии оснований для корректировки принятого решения, подготовки судебных материалов и передачи их в суд, а также представительства интересов конкретного лица в суде против госоргана, во взаимодействии с которым МФЦ оказывал услугу на основании договора.

«Предложения наделить определенные структуры, образования, объединения широкими полномочиями по оказанию юридической помощи, не учитывающие наличие в Российской Федерации адвокатуры, ее профессиональный состав, структуру, возможности и опыт работы, законодательное регулирование ее деятельности, в последнее время стали традиционными. Между тем наделение МФЦ функциями по юридическому консультированию, оказанию иных видов юридической помощи и представительству недопустимо», – подчеркивается в правовой позиции.

При этом, по мнению ФПА, МФЦ может быть местом функционирования общественных приемных и оказания юридической помощи иными компетентными субъектами (адвокатурой, государственными юридическими бюро), но не самостоятельным субъектом ее оказания.

Данный вывод, поясняется в документе, обусловлен не только тем, что создание всероссийской структуры по предоставлению правовой помощи требует иных подходов к кадровой политике (квалифицированный юридический советник взамен технического специалиста, готовящего обращения по стандартной схеме).

При оценке соответствующих предложений проекта Концепции, полагает ФПА, следует исходить из недопустимости совмещения функций госоргана – участника системы оказания госуслуг – и независимого, в том числе от государства, правового советника и судебного представителя.

«Имеются основания полагать, что сочетание публичных и частных функций в деятельности одной структуры станет основой формирования системы правовых ситуаций, что традиционно рассматривается как недопустимая коррупционная составляющая, для устранения которой и формировались МФЦ», – сообщается в правовой позиции.

Что касается наделения МФЦ функциями по приему исковых заявлений и направлению их в суды, данное предложение, подчеркнула ФПА, не отвечает процессуальному законодательству.

В правовой позиции обращается внимание, что исковые заявления и иные состязательные бумаги компетентен принимать только суд в установленных законом процессуальных формах, а правом предъявлять их наделены заинтересованные лица либо их уполномоченные представители.

«С учетом ранее рассмотренных положений разработчики Концепции предполагают, что МФЦ одновременно будут готовить исковые заявления и иные процессуальные документы, осуществлять их “прием”, далее – обосновывать их в процессах, действуя в интересах частных лиц, что недопустимо», – резюмируется в документе.

Читайте также:  Образец доверенности на директора

Подводя итог, ФПА отметила, что положения проекта Концепции, предполагающие наделение МФЦ многочисленными конфликтующими между собой полномочиями, не связанными с основной деятельностью по обеспечению комфортности госуслуг, не могут быть поддержаны.

«Оказание услуг негосударственного сектора и представительство частных лиц – не дело госструктуры»

Комментируя «АГ» правовую позицию, Олег Баулин назвал ее необходимой и своевременной. «Обстановка в стране непростая, и под шумок “наполеоновская” идея преобразования МФЦ в надзорно-представительскую структуру могла бы и пройти. ФПА последовательно рассмотрела предлагаемые для МФЦ полномочия и убедительно показала недопустимость их сосредоточения в одной организации», – пояснил он.

По мнению Олега Баулина, действительно, не может структура, оказывающая гражданам содействие в подаче документов в различные органы для получения госуслуг, еще и влиять на деятельность данных органов, контролировать ее, а потом «бороться» с этими органами в судах, представляя интересы частных лиц. «МФЦ как элемент системы управления должны обеспечивать удобное и качественное получение госуслуг. Это одновременно необходимо и достаточно. Оказание же услуг негосударственного сектора, представительство частных лиц – не дело госструктуры», – подчеркнул он.

Олег Баулин добавил, что ФПА обоснованно критикует позицию о наделении МФЦ правом оказывать юридическую помощь на бесплатной и платной основе. «Предложение не новое, – пояснил он.

– Попытки создать “на пустом месте” очередную глобальную квазиадвокатуру, – неважно, частную или государственную, – уже перестали удивлять и утомлять.

ФПА справедливо обращает внимание на главное: недопустимость совмещения функций госоргана и независимого, в том числе от государства, правового советника и судебного представителя».

В заключение Олег Баулин выразил надежду, что взвешенная и аргументированная позиция ФПА будет услышана.

Курс – на взаимодействие адвокатуры и МФЦ

«Громоздко поименованный проект Концепции мог бы и не повлечь реакцию адвокатского сообщества, если б не его содержание», – считает член Научно-консультативного Совета при ФПА, адвокат АП г. Москвы Лев Бардин. По его мнению, ФПА совершенно правильно обратила внимание руководства Минюста на значительное количество несоответствий законодательству в формулировках проекта.

Безукоризненной, по мнению адвоката, является основная мысль правовой позиции: наделение МФЦ многочисленными конфликтующими между собой полномочиями, к тому же не связанными с основной деятельностью по обеспечению комфортности получения госуслуг, недопустимо. «Доводы, изложенные в правовой позиции, основаны на корректном анализе законодательства», – добавил он.

По мнению Льва Бардина, дав четкую правовую оценку проекту, ФПА должна сделать следующие шаги: подготовить предложения по совершенствованию деятельности МФЦ, включая закрепление механизма их взаимодействия с адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями, а также по внесению поправок в законодательство о БЮП, в том числе касающихся его применения при оказании адвокатами бесплатной правовой помощи во взаимодействии с МФЦ.

«Для организации взаимодействия МФЦ с адвокатами, по моему мнению, нелишним будет вспомнить, как экспериментально созданные 10 государственных юридических бюро привлекали адвокатов для оказания БЮП.

Думаю, что проект Концепции стал реакцией государства на активизацию “бесплатных юридических консультаций”, которые гражданам предлагают не только с радиостанций, телеканалов и по телефону, но и чуть ли не из “каждого утюга”, – заметил адвокат.

– Авторы таких предложений в своей рекламе безнаказанно ссылаются на то, что действуют согласно Закону о БЮП».

Борьба с «бесплатными консультантами», считает Лев Бардин, необходима, но не таким способом, который предлагает Минэкономразвития. Принципиальное изменение проекта в части организации бесплатной юрпомощи в МФЦ должно стать частью позиции ФПА по обеспечению конституционного права граждан на квалифицированную, том числе бесплатную, правовую помощь.

«Ценность правовой позиции ФПА заключается также в четком понимании смысла понятия “услуга”. Это является еще одним аргументом в пользу того, что адвокаты оказывают квалифицированную юридическую помощь, а не услуги», – добавил он.

Держать руку на пульсе правового регулирования БЮП, по мнению Льва Бардина, необходимо и в связи с попытками внести своеобразные изменения в Закон о БЮП. В частности, пояснил адвокат, на днях в Госдуму депутатами из ЛДПР внесен проект поправок, предусматривающий предоставление парламентским партиям права на оказание бесплатной юридической помощи.

«Государство неспроста обратило внимание на данный вопрос, – считает вице-президент КА “Вердиктъ” Сергей Смирнов. – У нас сейчас отсутствует система районных юридических консультаций с фиксированными тарифами на юрпомощь, а это влияет на качество социальной инфраструктуры».

По мнению адвоката, правильной представляется постановка вопроса о том, как организовать совместную работу адвокатуры и МФЦ. «Считаю, что адвокатуре есть что предложить, – пояснил он.

– Есть много примеров успешного взаимодействия. Так, часть центров БЮП, организованных при поддержке АП Московской области, работают в помещениях областного МФЦ. В Москве в каждом МФЦ работают адвокаты из АП г.

Москвы уже много лет».

Сергей Смирнов добавил, что граждане привыкли получать помощь в МФЦ. В настоящее время многофункциональные центры оказывают более 260 видов услуг, и их количество постоянно растет. «Кроме того, это может быть новой возможностью для адвокатов. Например, начинающему адвокату можно начать практику при МФЦ», – считает он.

По мнению адвоката, государство не сможет эффективно оказывать юридическую помощь. «В системе соцзащиты Москвы уже много лет работают юристы, которые ведут прием населения. Однако, как показала практика, они не могут заменить адвокатов и частнопрактикующих юристов, поскольку не мотивированы на повышение качества услуг, так как получают зарплату независимо от результатов.

Если для государства адвокат – налогоплательщик, которого не надо “содержать”, то услуги юриста – сотрудника МФЦ станут “статьей расхода” для муниципалитета.

Установить эффективный контроль качества работы последнего не получится, так как на рынке юридических услуг их качество контролируют сами клиенты – они просто не обратятся повторно к юристу, который им не помог», – пояснил Сергей Смирнов.

В заключение он отметил, что не видит смысла в создании новой системы в МФЦ. «Здесь должна быть разумная кооперация, – считает Сергей Смирнов. – Адвокатам нужно предоставить помещения в МФЦ.

Также давно пора создать систему субсидированной юридической помощи, когда за человека платит город, если его доход не позволяет оплатить работу адвоката, и посетитель МФЦ сам определяет, к какому адвокату ему стоит обратиться.

При этом сначала он оплачивает работу адвоката из собственных средств, а муниципалитет в дальнейшем компенсирует ему расходы.

Считаю, что адвокатскому сообществу стоит задуматься о профессиональном лоббировании своих интересов и возможности поиска адвоката по территории и специализации, чтобы данная функция не была автоматизирована МФЦ, что усматривается в проекте Концепции».

По мнению партнера юридической фирмы ФБК Legal Александра Ермоленко, желание Минэкономразвития «приблизить будущее» и даже сформировать его очевидно и понятно.

«Современные возможности коммуникаций – техника, скорости, объемы хранения информации и технологии обмена ею – вызывают желание упростить и ускорить любые взаимодействия.

Чиновники здесь ничем не отличаются от менеджеров корпораций: если фактически можем, “железо” и софт позволяют, почему не делать?» – пояснил он.

Однако, добавил юрист, в управлении, как и в любых общественных взаимодействиях, основой должна быть социальная технология, порядок взаимодействия людей, в том числе с общественными институтами. «К сожалению, Россия в этом как раз не сильна.

Главные причины тому – пренебрежение социальными законами, правилами функционирования общества как системы.

Как и в технике, в социальной жизни неправильные подключения или несоблюдение порядка действий, а также неверное распределение нагрузок могут повлечь нежелательные последствия», – полагает Александр Ермоленко.

«Адвокатура и суды – общественные институты, сложившиеся давно и доказавшие эффективность в достижении общественного блага.

Попытка подменить “обкатанные” во многих странах, но часто неверно используемые в России институты роботами или простым заполнением форм и скриптами, в том числе “электронным обменом”, – это способ игнорировать проблемы, а не решать их.

МФЦ должен помогать гражданам взаимодействовать с государством, а не подменять его собою. Вот что говорит ФПА в своей правовой позиции, и с этим стоит согласиться», – подытожил он.

Подборки из журналов Директору

Алтайский край:

  • Барнаул
  • Бийск
  • Яровое
  • Горно-Алтайск

Амурская область:

Архангельская область:

Астраханская область:

Белгородская область:

Владимирская область:

Волгоградская область:

Вологодская область:

  • Вологда
  • Великий Устюг
  • Череповец

Воронежская область:

  • Воронеж
  • Борисоглебск
  • Лиски
  • Россошь

Забайкальский край:

Ивановская область:

Кабардино-Балкарская Республика:

Калининградская область:

Калужская область:

Камчатский край:

  • Елизово
  • Петропавловск-Камчатский

Карачаево-черкесская республика:

Кемеровская область:

  • Кемерово
  • Междуреченск
  • Новокузнецк

Костромская область:

Краснодарский край:

  • Краснодар
  • Анапа
  • Апшеронск
  • Армавир
  • Белореченск
  • Геленджик
  • Гулькевичи
  • Ейск
  • Кропоткин
  • Крымск
  • Лабинск
  • Новокубанск
  • Новороссийск
  • Сочи
  • Тимашёвск
  • Тихорецк
  • пос. Лазаревское
  • пгт Новомихайловский

Красноярский край:

Курганская область:

Ленинградская область:

  • Санкт-Петербург
  • Кингисепп
  • Гатчина

Магаданская область:

Московская область:

  • Москва
  • Балашиха
  • Домодедово
  • Дубна
  • Зеленоград
  • Электросталь
  • Клин
  • Коломна
  • Королёв
  • Люберцы
  • Мытищи
  • Ногинск
  • Орехово-Зуево
  • Подольск
  • Пушкино
  • Раменское
  • Серпухов
  • Химки
  • Чехов
  • Щёлково

Мурманская область:

Нижегородская область:

Новгородская область:

Новосибирская область:

  • Новосибирск
  • Бердск
  • р/п Краснозерское

Оренбургская область:

  • Оренбург
  • Бугуруслан
  • Орск
  • Новотроицк
  • Ясный

Пензенская область:

Пермский край:

Приморский край:

  • Владивосток
  • Арсеньев
  • Артём
  • Большой Камень
  • Лесозаводск
  • Находка
  • Партизанск
  • Спасск-Дальний
  • Уссурийск
  • пгт. Кавалерово
  • с. Камень-Рыболов

Псковская область:

Республика Адыгея:

Республика Башкортостан:

  • Уфа
  • Белорецк
  • Белебей
  • Бирск
  • Дюртюли
  • Ишимбай
  • Кумертау
  • Мелеуз
  • Нефтекамск
  • Октябрьский
  • Салават
  • Сибай
  • Стерлитамак
  • Туймазы
  • Янаул
  • с. Бакалы
  • с. Буздяк
  • с. Месягутово
  • с. Новобалтачево
  • с. Старосубхангулово

Республика Бурятия:

Республика Дагестан:

Республика Крым:

  • Джанкой
  • Евпатория
  • Севастополь
  • Симферополь
  • Ялта
  • Феодосия
  • Саки
  • пгт. Черноморское

Республика Марий Эл:

Республика Мордовия:

Республика Ингушетия:

Республика Казахстан:

Республика Калмыкия:

Республика Карелия:

Коми:

  • Сыктывкар
  • Воркута
  • с. Усть-Кулом

Республика Саха (Якутия):

Республика Северная Осетия-Алания:

  • Владикавказ
  • пос. Заводской

Республика Татарстан:

  • Казань
  • Азнакаево
  • Набережные челны
  • Лениногорск

Республика Удмуртия:

Республика Хакасия:

Республика Чувашия:

Ростовская область:

  • Ростов-на-Дону
  • Азов
  • Аксай
  • Батайск
  • Белая Калитва
  • Волгодонск
  • Зерноград
  • Каменск-Шахтинский
  • Миллерово
  • Новочеркасск
  • Новошахтинск
  • Сальск
  • Таганрог
  • Шахты
  • х. Новоспасовка
  • ст-ца Егорлыкская
  • п. Целина
  • п. Тарасовский

Рязанская область:

Самарская область:

Саратовская область:

  • Саратов
  • Балаково
  • Балашов
  • Энгельс
  • Маркс
  • Вольск
  • р.п. Духовницкое

Сахалинская область:

Свердловская область:

  • Екатеринбург
  • Красноуфимск

Смоленская область:

Ставропольский край:

  • Ставрополь
  • Георгиевск
  • Лермонтов
  • Пятигорск

Тамбовская область:

Тверская область:

Тульская область:

Тюменская область:

Ульяновская область:

Хабаровский край:

  • Хабаровск
  • Комсомольск-на-Амуре
  • с. Троицкое

Ханты-Мансийский АО:

  • Ханты-Мансийск
  • Нижневартовск
  • Сургут

Челябинская область:

  • Челябинск
  • Златоуст
  • Магнитогорск

Чеченская Республика:

Ямало-Ненецкий АО:

Ярославская область:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *