Международные стандарты аудиторской деятельности

МСА разрабатываются Международной Федерацией Бухгалтеров (IFAC) – всемирной организацией для бухгалтерских профессий, основанной в 1977 г. на 11 Всемирном Конгрессе бухгалтеров 63 организациями из 51 страны.

Теперь в IFAC входят уже 175 организаций из 130 стран мира. Миссией IFAC является в т.ч. адаптация и внедрение качественных международных стандартов и распространение ценности бухгалтерской профессии по всему миру.

Схема стандартов, выпускаемых IFAC

Международные стандарты аудиторской деятельности

Как видно на схеме, МСА – только часть стандартов IFAC. Кодекс этики является основополагающим документом и подлежит применению во всех случаях деятельности профессионального бухгалтера. То же правило действует и в отношении международных стандартов по контролю качества (пока принят только стандарт под № 1).

При проведении аудитов и обзорных проверок финансовой информации прошлых периодов должны применяться МСА и Международные стандарты по обзорным проверкам. При выполнении заданий, обеспечивающих уверенность (например, заданий по проверке и подтверждению расходов или специальных отчетов с выдачей аудиторского заключения), применяются стандарты по заданиям, обеспечивающим уверенность.

Существует группа стандартов по оказанию сопутствующих услуг, связанных с аудитом.

Непосредственно МСА содержит 37 стандартов, объединенных в 7 групп, каждая из которых имеет собственную зарезервированную нумерацию и включает стандарты, регулирующие отдельную область.

Международные стандарты аудиторской деятельности

Такая классификация с зарезервированными номерами для каждой группы позволяет присваивать новому стандарту номер в группе, не меняя нумерацию уже принятых и действующих стандартов.

Так, сравнительно новый и самый важный из недавно принятых стандарт МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении» получил свободный номер в группе 700-799 «Выводы и составление заключений по итогам аудита».

Применение МСА в мире

По данным программы соответствия, проведенной IFAC в августе 2012 г., уже тогда в той или иной мере МСА применяли 126 стран.

Выделяют 4 группы стран по типу использования МСА:

1. Страны, которые на законодательном уровне закрепили применение МСА, непосредственно выпущенных IFAC. Среди них: наша соседка – Латвия, а также Эстония, Словения и др. страны.

2. Страны, которые принимают МСА в качестве локальных стандартов без каких-либо изменений и дополнений.

Отличие группы 2 от группы 1 состоит в том, что в случае, если IFAC издает новый стандарт или изменяет текст стандарта, в группе 1 он становится обязательным для применения непосредственно с момента его издания IFAC.

В группе 2 законодательный орган должен получить перевод стандарта на локальный язык и принять стандарт или изменение к нему в качестве законодательного акта. В группу 2 на момент исследования входили 32 страны, в т.ч. Великобритания, Чехия, Канада.

3. Это 29 стран (в т.ч. Германия, Италия, Франция и др.), которые разрабатывают собственные стандарты на основе МСА. Отличия локальных стандартов от МСА незначительны и соответствуют политике IFAC по изменениям стандартов.

4. Страны, которые разрабатывают национальные стандарты на основе МСА, но нет доказательств, что изменения локальных стандартов по сравнению с МСА соответствуют политике IFAC.

Среди 54 стран этой группы – Россия, Украина, США и Япония. Россия, которая отнесена к группе 4, в октябре 2013 г. одобрила законопроект, предполагающий внедрение МСА в качестве национальных стандартов, и с 2017 г.

в России вместо локальных стандартов аудита действуют МСА.

Беларуси нет среди 126 стран, участвовавших в программе IFAC. Но думаю, если бы такое исследование было, мы были бы в 4 группе применения МСА.

Так как, несмотря на то, что в РБ действуют 35 национальных Правил аудиторской деятельности (НПАД), и основные области, регулируемые МСА, в них учтены, существуют довольно критические отличия.

Так, некоторые требования различных МСА либо не содержатся в белорусских правилах, либо имеются определенные трудности их применения, где-то из-за непонимания, где-то из-за сложившейся практики. Есть и специфические белорусские нормы, которых нет в МСА.

По данным последнего и не такого масштабного исследования IFAC, в котором участвовало 80 стран, в 2017 г. 79% стран приняли МСА для всех обязательных аудитов, 61% стран полностью приняли Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (по крайней мере в редакции 2009 г.) и 91% стран приняли МСФО для всех или для большей части публичных компаний в соответствующей юрисдикции.

Различия между МСА и локальными правилами (и практиками) в Беларуси

Различия существуют не только с МСА. В отдельных случаях, несмотря на наличие в НПАД локальных норм, они не выполняются аудиторами на практике. К сожалению, из-за отсутствия должной системы контроля качества аудита сейчас такое невыполнение локальных норм достаточно распространено.

Остановимся подробно на 5-ти важных моментах:

1. Непрерывность деятельности. Важный вопрос, которому часто не уделяется должного внимания при аудите, – проверка выполнения принципа непрерывности деятельности клиента.

Вопрос критичный, т.к. когда появляются громкие заголовки статей, новостей о штрафах и санкциях против международных аудиторов, нередко речь идет об аудиторах, чьи клиенты «внезапно» обанкротились, при том, что аудиторы этого не замечали до последнего момента.

Вопрос непрерывности деятельности клиента в белорусском законодательстве, в целом, урегулирован: для аудиторов действует НПАД «Допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица», утв. постановлением Минфина от 28.03.2003 № 45.

Справочно. Для бухгалтеров, составляющих отчетность, аналогичный принцип предусмотрен Законом «О бухгалтерском учете и отчетности».

Он заключается в том, что информация об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах и расходах организации формируется в бухгалтерском учете и отчетности в зависимости от намерения организации продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем.

Несмотря на то, что для аудиторов существует требование анализировать факторы, указывающие на проблемы с непрерывностью деятельности, на практике локальные аудиторы такой анализ обычно не делают. Исключение составляют аудиторские компании – члены крупных международных аудиторских сетей, у которых традиционно налажен процесс внутреннего контроля за выполнением требований МСА.

Причины, по которым проверка непрерывности деятельности особенно важна в Беларуси, кроется в факторах и индикаторах, которые аудитор и руководство аудируемого лица должны проанализировать (и задокументировать этот процесс) для того, чтобы правильно подготовить отчетность и выпустить верное аудиторское заключение.

Из финансовых индикаторов среди белорусских предприятий часто встречаются неблагоприятные значения основных финансовых показателей и значительные и (или) продолжающиеся убытки.

Индикаторы непрерывности деятельности приведены на рис. ниже.

Международные стандарты аудиторской деятельности

2. Ключевые вопросы аудита.

Главное из недавних изменений в требования МСА – введение понятия ключевых вопросов аудита и необходимости раскрытия информации о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении (МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении», вступил в силу для аудитов финансовой отчетности за период, заканчивающийся 15.12.2016 и позже). Изменения разработаны для повышения прозрачности и улучшения информационного взаимодействия между инвесторами, другими пользователями отчетности и аудиторами.

МСА 701 не предусматривает изменений в объеме проводимых аудиторских процедур, но для листинговых компаний аудитор должен добавить в аудиторское заключение специальный параграф, в котором описывается информация о ключевых вопросах аудита.

На практике возникают вопросы, какие именно компании относятся к листинговым в той или иной юрисдикции.

Справочно. В Беларуси, согласно разъяснению БВФБ, критерием для отнесения компаний к листинговым является нахождение ценных бумаг компании в одном из котировальных листов биржи; наличие у компании внесписочных ценных бумаг не является основанием считать ее листинговой.

  • Также МСА 701 предусматривает изменение содержания самого аудиторского заключения:
  • – изменения порядка изложения вопросов в аудиторском заключении – мнение аудитора представляется в начале заключения;
  • – изменение описания ответственности руководства;
  • – изменение описания ответственности и обязанностей аудиторов и обязанностей руководства в отношении непрерывности деятельности;
  • – заявления о независимости аудитора и соблюдения соответствующих этических требований.
  • Для листинговых компаний предусмотрено также описание ключевых вопросов аудита и раскрытие имени партнера в аудиторском заключении.
  • Что касается раскрытия имени партнера в аудиторском заключении, то это требование и раньше содержалось в НПАД «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности» (заключение подписывается руководителем или уполномоченным им лицом, лицо подписывающее аудиторское заключение должно иметь квалификационный аттестат аудитора).

Белорусский НПАД также предусматривает раскрытие информации о ключевых вопросах аудита.

Но вместо листинговых компаний это обязательно для всех акционерных обществ, обязанных согласно законодательству РБ раскрывать информацию об акционерном обществе в соответствии с законодательством о ценных бумагах; Нацбанка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бирж, страховых организаций, организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц.

  1. В иных случаях этот раздел может быть включен в аудиторское заключение по решению аудиторской организации и (или) по согласованию с заказчиком аудиторских услуг.
  2. Но на практике эти требования белорусскими аудиторами либо не выполняются, либо выполняются не в полной мере (часто информация о ключевых вопросах аудита либо не раскрыта, либо раскрыта не полностью).
  3. Случается также, что выбор ключевых вопросов аудита осуществляется неверно.
  4. Важно учитывать требования МСА, которые устанавливают, что ключевые вопросы аудита – это вопросы, которые в соответствии с суждением аудитора, оказались наиболее важными при проведении аудиторской проверки. Это могут быть:
  5. – существенные риски, выявленные аудитором при планировании (однако не все риски обязательно относятся к ключевым вопросам аудита);
  6. – области существенных суждений руководства;
  7. – области с высокой степенью неопределенности, оказавшие влияние на аудит;
  8. – существенные события или операции в текущем периоде.

И важно помнить, что недостаточно просто назвать ключевой вопрос аудита. В заключении, как минимум, нужно указать, почему этот вопрос по-мнению аудита является ключевым, что относится к этому вопросу, и как аудитор проводил процедуры в отношении ключевых вопросов аудита.

Читайте также:  Комментарий 16540 к статье: преобразование (реорганизация) ао в ооо (нюансы)

3. Уровни материальности. Вопрос, который не предусмотрен белорусскими НПАД, – определение нескольких уровней существенности для проведения аудита.

Справочно. Согласно белорусским НПАД при проведении аудиторской проверки определяется один уровень существенности – и для планирования аудита, и для сравнения найденных искажений с существенностью для того, чтобы сделать выводы и выпустить соответствующее аудиторское заключение.

МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита» предусмотрено, что аудитор должен дополнительно определить существенность для выполнения аудиторских процедур (performance materiality или «рабочая существенность») и для оценки риска существенного искажения, и для определения характера, времени и объема дальнейших аудиторских процедур (этот уровень существенности устанавливается в сумме меньшей, чем существенность в целом).

Существенность для выполнения аудиторских процедур должна определяться таким образом, чтобы снизить до приемлемо низкого уровня вероятность того, что агрегированные суммы неисправленных и необнаруженных искажений в финансовой отчетности превышают существенность (риск агрегации).

При этом необходимо учитывать характер, причины и суммы выявленных аудиторских разниц в предыдущих периодах.

В зависимости от риска агрегации рабочая существенность может определяться, например, как 50% при высоком риске, 65% при увеличенном риске и 75% при нормальном риске агрегации (данные проценты приведены в качестве примера, они не установлены МСА и должны устанавливаться внутренними правилами аудиторской компании).

4. Специфические требования в отношении предполагаемых недобросовестных действий.

В МСА существуют специфические требования в отношении предполагаемых недобросовестных действий со стороны руководства аудируемых организаций.

Так, в соответствии с МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности» аудитор при любом аудите всегда должен предполагать о наличии риска искажения выручки в результате недобросовестных действий.

В случае если аудитор заключает, что презумпция наличия такого риска в конкретном аудите не применима, в рабочей документации должно быть обоснование такого заключения.

  • В требованиях белорусских НПАД такого обязательного предположения не содержится.
  • Также в соответствии с МСА 240 и МСА 520 «Аналитические процедуры» аудитор должен проводить аналитические процедуры при планировании и оценке рисков, а также оценить, указывают ли аналитические процедуры, выполненные в конце аудита при формировании общих выводов, на то, что финансовая отчетность совпадает с пониманием аудитора о компании, или на ранее не выявленный риск существенного искажения отчетности из-за недобросовестных действий.
  • В НПАД такие требования как обязательные четко не указаны.

5. Дополнительная проверка качества.

Еще одно требование, которое не содержится в белорусских НПАД, определено Международным стандартом по контролю качества № 1 и МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности» и предполагает обязательную дополнительную проверку контроля качества, которая проводится квалифицированным специалистом (вторым партнером), не являющимся членом команды для листинговых компаний и для других компаний, определенных аудитором.

Такая проверка должна проводиться до даты выдачи аудиторского заключения и включать проверку существенных суждений и выводов аудитора при формировании аудиторского мнения.

Это, конечно, далеко не все различия между белорусскими НПАД и МСА.

Поэтому при внедрении МСА белорусским аудиторам предстоит немалая работа: изучение стандартов, определение подходов к проведению аудитов различных предприятий, обучение специалистов и постоянное повышение их квалификации, разработка новых шаблонов рабочих документов, усиление внутреннего контроля качества, возможно внедрение новых программных продуктов с целью повышения эффективности. И успешность такого внедрения прежде всего будет зависеть от неуклонного, постоянного и достаточно строгого внешнего контроля качества, проводимого внешней авторитетной и независимой организацией.

Автор публикации: Ирина ВЕРЕЩАГИНА, партнер ООО «КПМГ»

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028

Источник: https://neg.by/novosti/otkrytj/mezhdunarodnye-standarty-audita---primenenie-v-belarusi

Международные стандарты аудита 2020

Современные тенденции ведения бизнеса предусматривают все более тесное международного сотрудничество. Финансовая и бухгалтерская отчетность должна быть понятна контрагентам, прежде всего, по своему содержанию.

В 2017 году в Российской Федерации произошли масштабные изменения в отечественном аудите в сторону увеличения прозрачности, объективности и сближения с международными нормами и стандартами.

Рассмотрим особенности применения международных стандартов аудита (МСА) на отечественных предприятиях.

Что собой представляют МСА

Международные стандарты аудита (МСА), или в международной транскрипции (англ.

) International Standards on Auditing (ISA) – свод документации, содержащей профессиональные требования и условия проведения аудиторской деятельности.

Их издает Международная бухгалтерская ассоциация, проводя через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

В Российской Федерации используется только часть этих стандартов, но постепенно свод их для применения в отечественном аудите расширяется, особенно масштабная динамика произошла в 2017 году.

ВАЖНО! Главное отличие МСА в приоритете содержания над формой: они основаны не на жестком регламенте, а на гибких принципах уместности, достоверности, полноты и нейтральности.

Классификация МСА

Свод международных аудиторских стандартов состоит из документов, освещающих такие аспекты аудита:

  • вводная часть – основы подхода к аудиту и другим мероприятиям по подтверждению качества услуг и достоверности информации, обзор терминологии;
  • общие принципы проведения контроля качества, обязанности аудитора, основная документация, информационный обмен с владельцем бизнеса;
  • стандарты, направленные на оценку рисков и противодействие обнаруженным рискам;
  • стандарты, направленные на доказательства и подтверждение аудиторских сведений;
  • стандарты, регламентирующие услуги привлеченных аудиторов;
  • стандарты, согласно которым формулируются итоги аудита;
  • особые аспекты аудита: анализ финансовой отчетности по принципам спецназначения.

Если сравнивать МСА с российскими аудиторскими стандартами, то можно их классифицировать следующим образом:

  1. Международные стандарты, применяемые в РФ или близкие к таковым.
  2. Международные стандарты, чьи аналоги в РФ значительно отличаются.
  3. МСА, совершенно не употребляемые в РФ.
  4. Отечественные стандарты, аналогов которым в МСА нет.

Основные цели Международных стандартов аудита

Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.

Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.

Главная цель разработки международных стандартов:

объединение бизнес-деятельности государств со схожими экономическими принципами в рамках мировой экономики.

Она реализуется в двух основных направлениях:

  • гармонизация принятых в отдельных странах правил и требований для возможности лучшей интеграции в мировую экономику;
  • повышение уровня аудиторской деятельности до общеэкономического (если в том или ином государстве он снижен).

Изменения

В 2017 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2016 года № 192н и от 9 ноября 2016 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.

Их необходимо применять, если договор на проведение аудиторской проверки заключался не раньше 1 января 2017 года (в таком случае можно проводить аудит еще по старым стандартам).

Применение аудита по МСА на предприятиях

Предприятия ведут финансовую отчетность, и если это происходит по требованиям МСФО (международной системы финансовой отчетности), то и проверка ее должна осуществляться по международным требованиям. Как правило, такую отчетность ведут, а значит, и будут являться объектами международного аудита, следующие организации:

  • компании, у которых есть активные зарубежные партнеры;
  • юрлица, планирующие свой выход на международную экономическую арену;
  • предприниматели, ищущие зарубежных инвесторов;
  • организации, кредитующиеся у иностранных банков;
  • предприятия, исповедующие корпоративные ценности международных финансовых объединений.

К СВЕДЕНИЮ! В рамках отечественного законодательства в этот перечень обязательно входят кредитные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, федеральные унитарные предприятия (по перечню, утвержденному Правительством), акционерные общества, чьи акции принадлежат государству, и любые предприятия, торгующие на международных фондовых биржах.

Зачем проводить аудит по МСА

Для обеспечения принципа достоверности финансовой отчетности законодательство требует проведение проверки не менее чем 1 раз в год. Если компания ведет и публикует отчетность по международным финансовым стандартам, то аудит также должен проводиться в соответствии с международным регламентом.

Этапы проведения аудита по МСА

Поскольку аудит является стандартизированной процедурой, он должен проводиться по определенному регламенту:

  1. Подготовительный этап аудита включает в себя:
    • оценку поля деятельности аудитора – количества и состава исследуемой отчетности;
    • согласование условий аудита (сроков, стоимости и др.);
    • заключение договора на проведение аудита;
    • оформление предварительного плана проверки;
    • подготовку ответов и документации в соответствии с аудиторскими запросами.
  2. Аудиторское исследование (сбор и оценка доказательств). Собственно проверка, включающая исследование отчетности за предыдущий год (для объективного сравнения показателей) и за отчетный. Изучению подлежат:
    • бухгалтерские отчеты;
    • финансовая документация;
    • управленческая информация.
  3. Процедура аудита предусматривает не только анализ документов, но и интервью с сотрудниками и руководством, наблюдение, обследование производственных помещений и складов и т.п.

    ВНИМАНИЕ! Обязательно фиксировать всю информацию, могущую повлиять на доказательность аудиторского мнения при формулировке выводов.

  4. Формулировка заключения. Корректируются данные, составляется отчет и формируется окончательное аудиторское заключение. Оно предоставляется заинтересованным в результате получателям: контрагентам, потенциальным инвесторам, высшему руководству, кредитным организациям и др.
Читайте также:  Карантин в школах и детских садах 2020

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отчет о результатах аудита, проведенного по отечественным стандартам, может значительно отличаться от итогов аудита по МСА. Это объясняется несовпадением принципов и подходов к оценке.

Кто вправе провести аудит по МСА

На российских предприятиях аудит в соответствии с международными стандартами могут проводить только аудиторские компании. Требования к ним определены законодательно (Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

  • организация не должна иметь иной сферы деятельности, кроме аудиторской и сопутствующих услуг;
  • компания должна значиться в реестрах СРО (саморегулируемых организаций);
  • проводить аудит должны исключительно сертифицированные специалисты.

Важно выбирать для проведения аудита по МСА специалистов с учетом отраслевой специфики предприятия.

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/mezhdunarodnye-standarty-audita/

Международные стандарты аудита

Определение 1

Стандарты аудита представляют собой группу или совокупность правил и регламента, на основании которых осуществляются аудиторские проверки субъектов хозяйствования.

Международные стандарты аудита составляют свод правил, которыми руководствуются на международном уровне. Например, российские стандарты аудита базируются на международных, но при том, имеют некоторые отличия.

Замечание 1

Так, в иерархии стандартов аудита, во главе стоят международные стандарты. На их базе, утверждаются национальные стандарты. И уже на основании национальных и международных стандартов определяются внутрифирменные стандарты.

Значение международных стандартов аудита

Международные стандарты диктуют определенные требования к качеству и надежности результатов аудита. Ключевое значение международных стандартов в аудите состоит в обеспечении гарантий в части достоверности и точности результатов аудиторских проверок.

Также, значение международных стандартов аудита заключается в следующем:

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.
  • регламент общего подхода к процессу аудита;
  • определение масштаба аудиторской проверки (для определения расхода ресурсов на ее проведение);
  • определение единого регламентированного перечня документов и отчетов аудиторов;
  • определение методики проведения аудита;
  • определение основных принципов аудиторских проверок.

Роль и задачи международных стандартов

На основании сформированных стандартов в аудите определяются:

  • учебные программы для обучения аудиторов системе аудиторских проверок;
  • экзаменационные тесты и вопросы, после которых аудитор может быть допущен к ведению аудиторской деятельности.

Кроме того, стандарты в аудите являются основанием в судах в качестве доказательств в определении степени ответственности аудитора.

Роль международных стандартов аудита высока. На их основании отечественные стандарты разрабатываются с учетом опыта развитых стран в части проведения аудиторских проверок и судебных слушаний по результатам таких проверок.

Так, международные аудиторские стандарты решают следующие задачи:

  • влияют на качество аудита в аудиторских компаниях:
  • направлены на содействие в понимании сущности и результатов аудита для пользователей таких проверок;
  • формируют общественное представление и имидж профессии аудитора;
  • минимизируют влияние государства на процесс проведения аудиторских проверок;
  • являются основанием для конструктивных переговоров с клиентом;
  • определяют связь между отдельными элементами аудиторской проверки.

Содержание международных аудиторских стандартов

Международные стандарты аудита разрабатываются несколькими международными организациями, которые и составляю коалицию законодателей аудита на международном уровне. В частности, основным законодателем является Международный комитет по аудиторской практике.

Разрабатывая международные стандарты, комитет придерживается двух целей.

  1. Развитие аудита для тех государств, где его уровень ниже, чем в развитых странах.
  2. Максимально возможная унификация стандартов на международном уровне.

Обе цели разработки стандартов содержат одну общую цель. В процессе международного сотрудничества компаний, единые требования к аудиту обеспечивают эффективность деятельности таких компаний.

Количество международных стандартов насчитывает более чем 45 стандартов. Все они сгруппированы по однородным признакам применения в аудиторских проверках.

Содержание международных стандартов базируется на следующих принципах:

  • обязательное лицензирование аудиторской деятельности;
  • независимость аудитора от его клиентов и прочих субъектов аудита;
  • соблюдение этики при проведении проверок.

Все международные стандарты сгруппированы в пять групп.

  1. Основные принципы аудита.
  2. Общие стандарты.
  3. Рабочие стандарты.
  4. Стандарты формирования отчетности и заключения.
  5. Специфические стандарты.

Источник: https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/audit/mezhdunarodnye_standarty_audita/

Международные стандарты аудита (ISA, SAS)

Ориентиры на будущее для разработчиков МСА(13 апреля 2020)

В ходе одного из своих недавних визитов в Австралию и Новую Зеландию руководство Совета по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) в лице председателя Тома Сайденстайна и вице-председателя Фионы Кэмпбелл встретились для беседы с Амиром Гандаром (Amir Ghandar), руководителем направления отчетности и гарантии качества в составе Ассоциации сертифицированных бухгалтеров Австралии и Новой Зеландии (CA ANZ). В рамках записанных четырех мини-серий интервью участники успели рассказать о своем видении будущего разработки международных стандартов, поддержания общественного доверия к своему продукту, гибкости аудиторских стандартов и связанных с этим сложностей для малых и средних аудиторских организаций (проводящих проверки у малых и средних предприятий), а также общей сложности МСА в целом. Все это — темы первых двух мини-серий, которые уже успели разместить на сайте организации

Публичная нефинансовая отчетность в области устойчивого развития как источник информации и объект аудиторских услуг в условиях цифровой экономики(15 января 2020)

В статье проанализированы тенденции формирования публичной нефинансовой отчетности компаний в аспекте повышения требований к информационной прозрачности бизнеса. Обобщены особенно¬сти нефинансовой отчетности как объекта аудиторских услуг, а также имеющиеся проблемы выполнения аудиторских заданий по нефинансовой отчетности.

Аудиторская этика “по-новому”(8 августа 2019)

15 июня 2019 г. произошло событие мирового (без преувеличения!) масштаба для всего аудиторского сообщества.

Вступил в силу новый Международный кодекс этики профессиональных бухгалтеров (включая Международные стандарты независимости) [1], разработанный Советом по международным стандартам этики для профессиональных бухгалтеров [2].

Совет не просто внес отдельные уточнения в действовавшую до этого редакцию 2016 г., — новый Кодекс полностью пересмотрен. Об основных изменениях международной этики в аудиторском мире и об их влиянии на российские стандарты — в настоящей статье.

Оценка неотъемлемого риска при осуществлении отдельных видов аудиторской деятельности(3 августа 2019)

Данная статья посвящена вопросам оценки неотъемлемого риска в отношении оценочных значений при проведении аудита финансовых инструментов, формировании резервов по сомнительным долгам, а также при осуществлении прочих заданий, обеспечивающих уверенность в части проверки прогнозной финансовой информации. В статье рассматриваются особенности применения в рамках перечисленных направлений аудиторской деятельности методов корреляционно-регрессионного анализа и имитационного моделирования.

Чем так важен профессиональный скептицизм аудитора?(26 июля 2019)

Без надлежащего использования профессионального скептицизма эффективность любой аудиторской процедуры падает, в результате чего снижается адекватность и достаточность полученных аудиторских свидетельств.

Пересмотренный МСА 540: самые важные изменения в интерпретации самих авторов(21 января 2019)

Международный стандарт аудита МСА (ISA) 540 “Аудит оценочных значений” был пересмотрен в самом начале октября прошлого года.  В своей новой редакции он будет применяться уже в отношении отчетности этого года — за периоды, которые окончатся 15 декабря или позднее.

От аудиторов потребуется более сложная оценка рисков в ситуации неопределенности и более частое применение профессионального скептицизма при аудите оценочных значений.

В небольшом десятиминутном видео, которое было размещено на днях на сайте IFAC, член Совета по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности (IAASB) и руководитель рабочей группы внедрения ISA 540 Рич Шарко (Rich Sharko) объясняет, каким образом в своей работе над стандартом им удалось учесть вещи, представляющие общественный интерес. Кроме того, он рассказывает об основных отличиях между прежней и новой версиями и делится планами дальнейшей работы своей группы по внедрению.

“Антиотмывочное” законодательство и аудитор: информировать(,) нельзя(,) молчать(17 января 2019)

Российская Федерация в преддверии четвертого раунда взаимных оценок ФАТФ проводит масштабные мероприятия по совершенствованию процесса противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма.

В отличие от предыдущих раундов сейчас будет оцениваться не только формальное соответствие организационно-правовых основ системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма рекомендациям ФАТФ, но и эффективность их реализации на всех уровнях. Принимая во внимание серьезные требования, Росфинмониторинг ведет активную подготовку по различным направлениям.

Этот процесс не обошел стороной и отечественных аудиторов: с апреля 2018 г. их обязанности в части проверки “грязных” доходов увеличились. О новых требованиях к аудиторам и их последствиях — в настоящей статье.

Принципы формирования мнения аудитора о соблюдении непрерывности деятельности аудируемого лица(5 декабря 2018)

В данной статье представлен алгоритм формирования мнения аудитора на этапе изучения ин¬формации о непрерывности деятельности аудируемого лица с учетом соответствующих последствий для аудиторского заключения.

Особенности аналитических процедур аудита: отечественная и международная практика(12 октября 2018)

Аудит в России претерпевает серьезнейшие изменения. Одним из актуальных вопросов реформирования аудиторской деятельности является внедрение международных стандартов аудита. В статье рассматриваются особенности международного и федерального стандартов, регламентирующих проведение аналитических процедур.

Обоснование контрольных показателей при определении существенности для финансовой отчетности в целом(9 октября 2018)

Статья посвящена проблемным вопросам определения существенности для финансовой от¬четности в целом. Авторы дают рекомендации по обоснованию контрольных показателей, применяемых при расчете существенности, разграничивают диапазон процентов по контрольным показателям, исходя из интересов пользователей финансовой отчетности.

Статьи 1 — 10 из 23 Пред. 1 2 3 След.

Источник: https://gaap.ru/articles/section/ISA/

Международные стандарты аудита:

Международные
стандарты аудита (МСА)
подготовлены в целях унификации
подходов к аудиту в международном
масштабе и повы­шения
уровня профессионализма в тех странах,
где уровень аудита ниже
общемирового. Разработкой
профессиональных требований к аудиту
на международном уровне занимается
Международная федерация бухгалтеров
(МФБ) (International Federation of Accountants — IFAC), созданная
в 1977 г.

Читайте также:  Обучение по охране труда - периодичность

Международные
стандарты (нормативы) аудита
(International
Auditing
Guidelines
— IAG)
— это унифицированные регулирующие
пра­вила,
в соответствии с которыми следует
организовывать и осуществ­лять
независимый сбор аудиторских доказательств
для подтверждения достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности,
составленной клиентами
аудита в соответствии с международными
стандартами финансовой
отчетности, а также формулировать
профессиональное ауди­торское
суждение относительно степени
достоверности этой отчетно­сти.

Международные
стандарты аудита имеют кодовую нумерацию.
На
каждый объект стандартизации выделено
100 номеров (позиций), при
этом к каждому стандарту можно открыть
до десяти дополнитель­ных
субстандартов (рисунок).

Рисунок.
Объекты
международной стандартизации

Федеральные правила (стандарты) аудита:

Национальным
стандартом
Российской
Федерации являются правила
(стандарты) аудиторской деятельности

нормативные документы, регламентирующие
единые требования к осуществлению и
оформлению аудита и сопутствующих ему
услуг, а также к оценке качества аудита,
порядку подготовки аудиторов и оценке
их квалифи­кации.
Они становятся основанием в суде для
доказательства качества
проведения аудита и определения степени
ответственности аудитора.

  • Федеральные
    стандарты аудиторской деятельности:
  • 1) определяют
    требования к порядку осуществления
    аудиторской деятельности, а также
    регулируют иные вопросы, предусмотренные
    настоящим ФЗ № 307-ФЗ;
  • 2) разрабатываются
    в соответствии с международными
    стандартами аудита;
  • 3) являются
    обязательными для аудиторских организаций,
    аудиторов, а также саморегулируемых
    организаций аудиторов и их работников.

Стандарты являются
подзаконными нормативными правовыми
актами, содержащими императивные нормы,
обязательные для аудиторских организаций,
индивидуальных аудиторов, СРОА и их
работников.

Совокупностью действующих
Федеральных правил (стандартов)
аудиторской деятельности осуществляется
комплексное финансово-правовое
регулирование общественных отношений,
складывающихся в сфере аудита.

Стандарты
аудиторской деятельности содержат
нормы, регулирующие как частные
отношения
аудиторов, аудиторских организаций с
аудируемыми лицами, так и публичные
отношения
профессиональных субъектов аудиторской
деятельности с государством и обществом
в целом.

  1. В
    настоящее время сложилась ситуация,
    когда в области аудита приняты и действуют
    ФПСАД
    (утверждены Правительством РФ); частично
    применяются ПСАД (одобрены Комиссией
    по АД); появляются новые ФСАД (утверждает
    Минфин).
  2. Все федеральные
    правила (стандарты) аудиторской
    деятельно­сти могут быть подразделены
    на три основные группы:
  3. 1)
    общие
    правила (стандарты) аудита
    ,
    которые
    представляют
    собой
    свод профессиональных требований
    относительно квалифика­ции
    аудитора, независимости точки зрения
    аудитора по всем вопросам,
    касающимся выполняемой работы, и др.;

2)
правила (стандарты) проведения аудиторской
проверки
,
ко­торые
раскрывают положения о необходимости
планирования работы
аудитора, изучения
и оценки систем бухгалтерского учета,
внутренне­
го
контроля и получения доказательных
материалов и т.д.;

3)
правила
(стандарты) составления отчета,
которые
пред­усматривают
указание на то, какая именно бухгалтерская
отчетность
проверяется
в ходе аудита, была ли она составлена в
соответствии
с
общепринятыми правилами, а также
разграничение функций аудито­ра
и администрации аудируемого лица.

Стандарт,
так же как и другие нормативные документы,
должен
содержать
такие непременные реквизиты, как: номер стандарта, дата
ввода в действие, цель разработки, сфера
применения стандар­та,
анализ проблемы, возможные процедуры
решения проблемы.
Структура документа для оформления
стандарта следующая: ти­тульный
лист, содержание, собственно текст
стандарта, приложения к
документу (по необходимости).

  • Структура
    построения и разделы правил (стандартов)
    аудита.
    Правила
    (стандарты) аудиторской деятельности
    в
    основном
    имеют единую структуру построения и
    содержат следующие разделы:
  • 1)
    общие
    принципы стандарта:

  • цель и необходимость разработ­ки
    данного стандарта,
  • — объект стандартизации,

  • сфера
    применения стандарта;

  • взаимосвязь
    с другими стандартами;
  • 2)
    основные
    понятия и определения (если это
    необходимо), ис­пользуемые
    в стандарте — охватывает новые термины
    и их ха­рактеристику;
  • 3)
    сущность
    стандарта — формулируется проблема,
    тре­бующая
    описания, проводится ее анализ и
    приводятся методы решения;
  • 4)
    практические
    приложения — включают в себя различ­ные
    схемы, таблицы, образцы документов и
    др.

Источник: https://studfile.net/preview/5714999/page:11/

Обзор международного стандарта аудита № 520 «Аналитические процедуры»

Определение 1

Международный стандарт аудита (МСА) – это профессиональные стандарты, необходимые для аудиторской проверки.

МСА 520 включает в себя следующие аспекты:

  • аудитор использует аналитические процедуры в качестве проверки по существу;
  • аудитор использует аналитические процедуры во время завершения аудиторской проверки;
  • помощь в создании конечного вывода касательно финансового отчета;
  • стандарт должен читаться в контексте Международных стандартов аудита 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с МСА».

В состав целей аудитора входит следующее:

  • во время аудита по существу аудитор должен получить надежные и надлежащие аудиторские доказательства;
  • аудитор должен разработать и выполнить аналитические процедуры в конце аудиторской проверки. Это позволяет аудитору при создании конечного вывода касательно финансового отчета.

Аналитические процедуры подразумевают оценку денежной информации через анализ возможных зависимостей между финансовой и нефинансовой информацией. Также они содержат рассмотрение, если была выявлена несоответствующая или существенно отличающаяся информация, т.е. аналитические процедуры содержат выявление каких-либо зависимостей.

Разрабатывая и выполняя аналитические процедуры аудита по существу, в обязанности аудитора входят следующие аспекты:

  • аудитор должен определить применяемая ли данная аналитическая процедура;
  • аудитор должен оценить надежность данных;
  • аудитор должен разработать ожидаемые значения данных, коэффициентов учета и оценить достаточно точные значения для выявления искажений;
  • аудитор должен установить разницу между вероятными и фактическими значениями;
  • аудитор должен сформировать вывод.

При выявлении зависимостей, аудитор должен рассмотреть данные несоответствия для того, чтобы:

  • направить запросы начальству и получить достаточно доказательств в отношении полученных ответов начальства;
  • провести необходимые аудиторские процедуры.

Полученные от начальства доказательства, выявляются путем оценки заявлений, при этом учитывая понимание аудитора организации и других доказательств. Если начальство не может дать ответ аудитору, то необходимо провести другие аналитические процедуры.

Сущность МСА 530

МСА 530 «Аудиторская выборка» используется, когда аудитор применяет аудиторскую выборку.

МСА 530 включает в себя следующие аспекты:

  • статистическую и нестатистическую выборку;
  • выполнение тестов контроля или детальных тестов;
  • оценку итогов после проведения выборки;
  • стандарт должен читаться в контексте Международных стандартов аудита 200.

Этот стандарт дополняет Международный стандарт 500.

МСА 500 включает рассмотрение ответственности аудитора по разработке и выполнению аудиторских процедур для получения достаточно-надлежащих доказательств, которые помогают составить адекватный вывод.

Иными словами основа мнения аудитора. МСА 500 дает возможность аудитору отобрать необходимые средства и элементы для теста. В МСА 500 как раз входит аудиторская выборка.

Замечание 1

Цель использования аудитором данной выборки – обеспечить аудитора адекватной основной, чтобы он смог сделать выводы в отношении совокупности, так как на ней формируется выборка.

Терминология для целей Международного стандарта:

  1. аудиторская выборка;
  2. совокупность;
  3. выборочный риск;
  4. риск, не связанный с использованием выборки;
  5. аномалия;
  6. элемент выборки;
  7. статистическая выборка/нестатистическая выборка;
  8. стратификация;
  9. приемлемое искажение;
  10. приемлемый уровень отклонений.

Рассмотрим каждое определение.

Определения

  1. Включает в себя применение аудиторских процедур меньше 100% элементов внутри генеральной совокупности. Это дает возможность аудитору сделать выводы по совокупности в целом, в которой все элементы имеют равные права в отборе.
  2. Вся информация, на основе которой создается выборка и вывод аудитора.

  3. Риск, который включает в себя несовпадения полученных данных при использовании одной и той же аудиторской выборки. Два вида ошибочных заключения во время тестов контроля или детальных тестов:
    • тесты контроля эффективнее, чем в действительности; детальные тесты не имеют существенного искажения, но оно в действительности есть. В первую очередь аудитор рассматривает этот вариант ошибки, так как он напрямую влияет на эффективность аудиторской проверки и с большей вероятностью может привести к неправильному мнению аудитора;
    • тесты контроля менее эффективные, чем в действительности; детальные тесты имеют существенное искажение, но оно в действительности отсутствует. Данная ошибка влияет на эффективность аудиторской проверки и предполагает дополнительную проверку, для обнаружения ошибки в первоначальном допущении.
  4. Риск ошибочного вывода аудитора по любым причинам, не связанным с выборочным риском.
  5. Отклонение, которое нехарактерно в отношении уже присутствующих искажений в выборке.

  6. Индивидуальные элементы, составляющие совокупность.
  7. Способ создания выборки, имеющий характерные черты:
    • рандомный отбор элементов выборочной совокупности;
    • применение теории вероятности для оценки результатов;
    • измерение риска.
  8. Разделение совокупности на подвиды.

     

  9. Аудитор устанавливает денежную величину, относительно которой он получает достаточный надлежащий уровень уверенности в том, что присутствующие искажения не переходят грань установленной денежной величины.
  10. Степень отклонения от установленных аудитором процедур внутреннего контроля.

    Аудитор получает достаточный надлежащий уровень уверенности в том, что присутствующие искажения не переходят грань установленной степени.

Обязанности аудитора в отношении аудиторской выборки

Чтобы выбрать тип аудиторской выборки, аудитор должен:

  • рассмотреть цели процедуры;
  • характерные черты главной совокупности;
  • определить объем выборки (необходимо для снижения выборочного риска и уравнивания элементов в вероятности отбора);
  • выполнить процедуры для достижения поставленных целей для каждого отобранного элемента. Если процедура не применима к элементу, то аудитор должен заменить элемент. Если аудитор не смог заменить, то элемент считается отклонением;
  • рассмотреть характер и причины любых искажений и отклонений, оценить их вероятное влияние на цель аудита. Аудитор должен достичь высокую степень уверенности в том, что искажения и отклонения не влияют на выборочную совокупность. Для этого он проводит дополнительные процедуры, чтобы собрать доказательства по адекватности искажений. Для детальных тестов аудитор должен на базе выявленных искажений сформировать прогноз искажений для выборочной совокупности;
  • оценить результаты выборочной проверки;
  • оценить дало ли применение аудиторской выборки адекватную базу для заключения в отношении тестируемой генеральной совокупности.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/buhgalterskij-uchet-i-audit/mezhdunarodnye-standarty-audita/mezhdunarodnyj-standart-audita-no-520/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *