Малый и средний бизнес приобретают больше прав

  • Любое предприятие становится участником рыночных взаимоотношений.

  • Компании в своей работе всегда сталкиваются с двумя основными аспектами: экономической и правовой. Вести деятельность без учета организационных и юридических норм запрещается.

  • Главная функция любой фирмы – участвовать в экономике страны, на территории которой она находится, и вносить требующиеся нововведения, чтобы постоянно развивать ее. Речь здесь идет об использовании новых технологий, поиске альтернативных источников энергии, сырья и прочего.

    Организации всегда зависят от изменений на рынке своих услуг и продаж, они должны подстраиваться под них, чтобы рабочий цикл не прекращался.

    Все это важно для предприятия, независимо от его размера, количества клиентов, годового оборота.

    Малый и средний бизнес приобретают больше прав

    Что это такое – малый бизнес: определение и черты

    Вопреки распространенному мнению, к небольшому предпринимательству относятся не только ИП, но и маленькие компании, в штате которых находится около 50 человек. Главными особенностями такой формы можно назвать:

    1. Небольшую территорию. Речь здесь идет не только о площади, занимаемой офисом фирмы, но и областью обслуживания клиентов.

    2. Ограниченный список деятельности. Работать по такому принципу могут магазины, туристические агентства, небольшие производства, стоматологические или другие маленькие клиники, частные учебные заведения, специализирующиеся на курсах.

    3. Минимальный набор проверок. Контролирующие органы предоставляют маленьким компаниям надзорные каникулы, а когда они заканчиваются – срок проведения проверяющих мероприятий не превышает 50-ти часов в год.

  • Статус не нужно подтверждать специальными средствами. Он определяется годовым оборотом, определенным количеством работников и долевым соотношением к уставному капиталу.

    Средний бизнес: определение и признаки

    Такие фирмы отличаются зоной охвата. Обычно они включают в себя целую сеть, которая способна обслуживать большую клиентскую аудиторию. Строго говоря, им даже необязательно вести свою работу на территории одного города. Сетевики могут затрагивать целый регион, но при этом не выходить на рынок соседней области. Отличительными чертами также можно назвать:

    1. Медленную адаптацию в меняющихся рыночных условиях.

    2. Ориентацию на повышение качества товара или обслуживания потребителей услуг.

    3. Штат сотрудников от 101 до 250 человек, одновременно обслуживающих предприятие.

    4. Годовой оборот не меньше 801 млн рублей и не более 2-х миллиардов.

    Что касается сфер деятельности, то такая форма предпринимательства свойственна сетевым торговым компаниям, строительным фирмам, крупным медицинским центрам. В мировой экономике именно средние организации играют самую большую роль, принося государству примерно треть всех доходов. При этом никаких налоговых послаблений или других поддерживающих мероприятий в отношении их не проводится.

    Крупный бизнес

    К большим компаниям относятся предприятия, производящие существенную часть всех товаров или услуг в своей отрасли.

    Их объемы заметны во всем: количестве сотрудников, числу продаж, годовом обороте.

    Но самое главное, они работают не в рамках одного конкретного территориального рынка, а в нескольких регионах страны или на международном уровне. Признаками таких предприятий можно считать:

    1. Большой штат работников (не меньше 251 человека).

    2. Годовой доход от 2-х миллиардов рублей.

    3. Строгое соблюдение порядка в отношении инвентаризации.

    4. Большие торговые площади.

    Самыми популярными представителями крупного субъекта можно считать таких маститых гигантов, как фирмы Apple, Bosch, Samsung, Coca Cola, BMW.

    Поскольку работать им приходится во многих странах сразу, они должны придерживаться мирового законодательства и учитывать нормы каждого конкретного рынка.

    Кроме того, в числе держателей акций фирмы могут быть не только коммерсанты, но и государство. Это дает некоторые поблажки в работе, но вместе с тем накладывает дополнительные обязательства.

    Малый и средний бизнес приобретают больше прав

    Главные плюсы

    Каждая из представленных форм предпринимательства имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их по отдельности, чтобы представить полную картину. Превосходство малому бизнесу обеспечивают:

    1. Небольшой первоначальный капитал. Чтобы открыть компанию, достаточно найти финансовые средства, а затем постепенно увеличивать денежные вливания.

    2. Небольшие расходы на обслуживание и оплату обязательных платежей, в том числе заработной платы и налоговых отчислений.

    3. Возможность оперативно реагировать на изменения в экономике страны и адаптироваться к ним без потерь.

    4. Быстрое возмещение затраченных средств и получение прибыли. В зависимости от сферы деятельности компании, этот срок может составить от полугода до полутора лет.

    Малый бизнес в перспективе способен стать средним и крупным, а значит обеспечить наличие новых рабочих мест. При этом плавный заход на рынки позволяет молодым коммерсантам чувствовать себя комфортно.

    Что касается среднего учреждения, то его плюсами можно считать:

    1. Создание большого числа вакансий.

    2. Высокую продуктивность работы и капиталовложений.

    3. Хорошую доходность.

    4. Устойчивость в конкурентной борьбе.

    Вместе с тем, на этом этапе предприниматели сталкиваются с большим числом трудностей, но о них мы поговорим несколько позже.

    Что касается достоинств крупных фирм, то они принципиально отличаются. Для начала именно такие организации обеспечивают экономическую стабильность своей отрасли и всей страны в целом. Также они могут постоянно вносить в бизнес новые технологии и изменять общую картину коммерции.

    Минусы и риски

    Малый и средний бизнес приобретают больше прав

    Как уже говорилось ранее, любая форма предпринимательства имеет свои недостатки. Избежать их практически невозможно, так что коммерсантам остается только принять их и построить работу таким образом, чтобы не чувствовать негативных сторон. Маленьким организациям свойственны следующие несовершенства:

    1. Высокий риск неудачи, особенно если владелец фирмы не имеет опыта коммерческой деятельности.

    2. Низкий профессиональный уровень как у сотрудников, так и у руководителей, из-за чего организация не может выйти на должный уровень развития.

    3. Сложности при необходимости заключения договора кредитования.

    Если подвести главный итог, то основным минусом является неопытность и отсутствие полезных связей у руководителя. Имея хотя бы что-то одно, он может выстроить успешный бизнес без особых трудностей.

    Недостатками средних компаний можно назвать высочайший уровень конкуренции и необходимости проведения сложной организационной работы. Получение разрешительных документов, привлечение серьезных денежных средств – всего этого удается избежать маленьким фирмам, но не начинающим свой активный рост.

    Минусами большой коммерции можно назвать:

    1. Избыточную концентрацию на экономике стран, в которых ведутся дела.

    2. Узкую локализацию хозяйственных отношений.

    3. Невозможность выйти за пределы определенной компании.

    Если сравнивать, все формы предпринимательства в части достоинств и недостатков, то в более выигрышном положении все же окажется последний, поскольку его негативные стороны с лихвой покрываются огромными доходами.

    Как определить, чем отличается малый бизнес от среднего и крупного

    Разница между всеми типами ведения предпринимательской деятельности кроется в деталях. Нагляднее всего их представить в таблице.

    Отличительные черты


    Малый


    Средний


    Крупный

    Широта охвата

    Одно предприятие 

    Сеть фирм в городе или регионе.

    Сеть в разных областях страны или международная.

    Трудности получения кредита

    Любая сумма

    Большие финансы

    Отсутствуют 

    Способность к адаптации

    Легко подстраивается под изменения.

    Адаптируется трудно и медленно.

    Часто само становится инициатором внесения изменений.

    Количество работников

    Не более 100 человек.

    От 100 до 250 сотрудников.

    Свыше 251 человека.

    Годовой доход

    До 2-х миллионов рублей.

    До 800 миллионов рублей.

    До 2-х миллиардов рублей. 

    В дополнение к этому можно добавить еще одно отличие малого, среднего и крупного бизнеса. Государство всячески поддерживает небольшие фирмы и огромные компании, акционером которой является.

    При этом среднему предпринимательству буквально приходится бороться со всеми проблемами самостоятельно в условиях жесткой конкуренции.

    Выходя на этот уровень развития, нужно быть готовым к подобным трудностям.

    Основа успеха

    Благополучие каждой компании зависит от множества факторов, но если говорить о размерах предприятия, то есть некоторая база, которой следует придерживаться, чтобы добиться максимального результата при минимальной трате ресурсов.

    Для маленькой организации крайне важными являются сотрудники, в том числе занимающие руководящие должности и четкий заранее заготовленный план развития. Если следовать ему и наблюдать за эффективной работой каждого работника, можно достичь очень важных побед и свершений.

    Среднему предпринимательству необходимо научиться быстро реагировать на изменяющиеся условия. Таким образом, можно избавиться от одного из главных недостатков. Не меньший успех можно достичь при эффективном менеджменте. Именно руководящий состав может способствовать быстрой адаптации.

    Крупному бизнесу для длительной работы необходима четкая стратегия, которая сможет нормально функционировать через год, пять и даже десять лет, то есть всегда следует думать о перспективе. Это позволит выживать в самый сложный экономический кризис, выходя из него без больших потерь.

    Спасибо!
    Ваша заявка принята, ожидайте ответа менеджера.

    Нормативная регламентация

    В нашей стране любая предпринимательская деятельность регламентируется десятками законодательных и нормативно-правовых актов. Самыми важными среди них являются:

    1. ГК, поскольку речь идет о гражданско-правовых отношениях.

    2. Закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей, которым руководствуются надзорные органы.

    3. Налоговый кодекс, как один из ключевых документов.

    4. Закон о развитии предпринимательства.

    Кроме них, необходимо следовать местным нормативным актам, работающим на той территории, где ведется бизнес. А значит крупным фирмам нередко приходится оглядываться на международные законы и правила.

    Чтобы соблюсти все нюансы, следует ввести в штатное расписание ставку юриста. Небольшим фирмам достаточно обращаться за помощью периодически, а средним и крупным нужен постоянно действующий договор.

    Оценка эффективности

    Малый и средний бизнес приобретают больше прав

    Главными показателями, по которым традиционно оценивается успешность функционирования того или иного предприятия, остаются рентабельность и доходность. Но есть и другие важные стороны, от которых зависит окончательный итог. Их можно разделить на 3 ключевые группы:

    1. Коэффициент, характеризующий насколько хорошо окупаются издержки производства и инвестиционных вложений.

    2. Параметр, выражающий общую прибыльность с продаж.

    3. Показатели, определяющие доходность капитала.

    Соотнести все коэффициенты в одну схему и вычислить реальную прибыль не так сложно, но процесс требует кропотливого труда. Если рентабельность ниже уровня, на который надеялась компания, следует внести какие-то изменения в работу.

    Рассчитывать бюджет таким образом нужно несколько раз за год: в каждом квартале, а затем и итоговым отчетом. Большие и средние предприятия, кроме того, должны вести отдельный учет по каждому из своих офисов, чтобы видеть реальные изменения и слабые места.

    Заключение

    Крупный, малый и средний бизнес имеют различия и весьма существенные. Но в то же время практически каждая предпринимательская деятельность начинается с нуля, постепенно развиваясь и расширяясь.

    Поэтому молодым коммерсантам приходится пройти все 3 формы предпринимательства. Естественно, что на своем пути они гарантировано будут сталкиваться с недостатками каждой из систем.

    При этом основной задачей станет приумножение достоинства, чтобы нивелировать негативные стороны.

    Главное в работе не забывать придерживаться установленных правил и норм, иначе не получится выйти на новые рынки и охватить большую аудиторию. Не следует и думать, что большой бизнес – гарантия успеха и долгожительства.

    Даже самые сильные компании иногда сталкиваются с такими экономическими условиями, пережить которые не получается, в то время как небольшие фирмы просто подстраиваются под новые условия и продолжают наращивать свои активы.

  • Субъекты малого предпринимательства: кто к ним относится в 2020 году

    Малый и средний бизнес приобретают больше прав

    Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2020 году?

    Читайте также:  Как написать претензию на взыскание неустойки по договору

    Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

    • крестьянские (фермерские) хозяйства;
    • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
    • хозяйственные партнерства.

    Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

    Кто относится к субъектам МСП

    Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2020 году устанавливает государство.

    Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е.

    относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

    Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

    • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий — с 400 до 800 млн рублей.
    • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства – с 25% до 49%.

    А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

    Категория субъекта МСПВыручка без НДС за годСреднесписочная численность работников
    Микропредприятие 120 млн рублей не более 15 человек
    Малое предприятие 800 млн рублей не более 100 человек
    Среднее предприятие 2 млрд рублей не более 250 человек

    В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

    Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь – три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

    Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

    Государственный реестр субъектов МСП

    С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

    Малый и средний бизнес приобретают больше прав

    В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

    • наименование юридического лица или полное имя ИП;
    • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
    • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
    • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
    • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

    Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

    • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
    • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
    • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
    • полную контактную информацию.

    Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

    После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

    Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

    Что даёт статус субъекта малого бизнеса

    Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

    • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
    • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
    • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
    • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

    Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

    О том, какие сроки уплаты налогов и подачи деклараций установлены для малого бизнеса в связи с COVID-19, читайте в нашей новой статье. 

    Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

    1. Налоговые льготы.

      Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%).

      На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год.

      Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о налоговых каникулах, вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.

    2. Финансовые льготы.

      Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).

    3. Административные льготы.

      Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры.

      При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них.

      При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.

    Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике :: Экономика :: РБК

    Зачем оценивать вклад малого бизнеса

    Новый показатель понадобится экономическому блоку правительства, которому предстоит в ближайшие годы увеличить долю МСП в экономике.

    Президент Владимир Путин, выступая в марте с посланием Федеральному собранию, говорил, что к 2025 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП «должен приблизиться к 40%».

    Параллельно с этим он поставил цель по росту числа занятых в МСП с 19 млн до 25 млн человек.

    Малый и средний бизнес приобретают больше прав

    Задача по занятости вошла в майский указ президента, подписанный через два месяца после послания. Но формулировки о росте вклада МСП в экономику в документе не было.

    Не попала она и в «Основные направления деятельности правительства», опубликованные в октябре (в отличие от той же цели по занятости).

    При этом в сентябре появилась другая цифра: министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что нацпроект по развитию МСП предусматривает рост вклада этого сектора в экономику до 32,5% к 2024 году.

    Расхождения возникли и в программных документах. В паспорте нацпроекта говорится о доле на уровне 32,5% к 2024 году, но есть и стратегия развития малого и среднего бизнеса (.

    pdf), принятая в 2016 году и предусматривающая рост до 40%, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин.

    Уровень 40% в документе назван «стратегическим ориентиром», а ежегодный прирост «должен составлять 1% и более».

    Минэкономразвития подтвердило, что нацпроект предусматривает рост доли вклада МСП в экономику до 32,5%. По оценкам МЭР, это «потенциал развития сектора МСП до 2024 года с учетом стартовых позиций, а также реализации мероприятий национального проекта», сообщило министерство в ответе на запрос РБК.

    «Нацпроект — это очень сложная задача. В нашей структуре экономики очень много тяжеловесных игроков. Это значит, что малый бизнес должен расти быстрее, чем крупный», — отмечает Калинин.

    Малый и средний бизнес приобретают больше прав

    Можно ли увеличить долю малого бизнеса в ВВП?

    Чтобы поддержать малый и средний бизнес, правительство планирует упростить налоговую отчетность при внедрении контрольно-кассовой техники, пересмотреть уголовную ответственность по «предпринимательским» статьям, расширить доступ МСП к льготному финансированию, заняться популяризацией малого предпринимательства и т.д. Уже в 2019 году вклад МСП в экономику должен составить 23%, говорил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

    ​Планы по росту МСП (и до 32,5%, и до 40%) подвергались критике. Счетная палата в своем отчете писала, что задача увеличить долю сектора до 40% не учтена в Стратегии развития МСП, а рост на 1% в год «создает риск недостижения поставленной цели».

    Мэр Москвы Сергей Собянин усомнился, что вклад малого и среднего бизнеса в экономику можно довести даже до трети. «Я не очень верю, что доля малого и среднего бизнеса будет 30%. Тогда нужно закрыть «Газпром», «Роснефть» — без этого 30% не будет. Либо месторождения раздать малому и среднему бизнесу», — заявил он в январе на Гайдаровском форуме.

    Помочь достичь цели может механизм «регуляторной гильотины», через который правительство будет сокращать излишние требования к бизнесу, считает Калинин: «Вопрос, как это будет сделано.

    Если переписать миллион требований заново, то и смысла нет. Но мы надеемся, что эти требования будут переписываться только через согласование с бизнесом».

    Еще один инструмент — выдача кредитов МСП под льготные 8,5%, заметил он.

    Доведение доли МСП в экономике до трети «потребует структурных изменений сектора», подчеркивает Минэкономразвития: «Речь идет об увеличении доли средних предприятий, акселерации субъектов, относящихся к категориям «микро» и «малые». Такая задача требует создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и переформатирования существующих мер поддержки».

    В статистике по доле МСП в экономике в будущем могут начать учитываться самозанятые, хотя в любом случае вклад сектора в ВВП они сильно не увеличат, отмечает Калинин.

    Новый налоговый режим для самозанятых с 2019 года действует в четырех пилотных регионах (в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях).

    «Налог на профессиональный доход» предполагает, что самозанятые граждане будут платить налог по ставке 4%, а если услуги оказываются не физическим, а юридическим лицам, ставка составит 6%.

    Читайте также:  Гражданская дееспособность - понятие и виды

    Одновременно они освобождаются от уплаты страховых взносов, кроме платежей в Фонд обязательного медицинского страхования (страховой взнос в ФОМС в размере 1,5% включен в налог). Самозанятые должны будут самостоятельно нести ответственность за размер своих будущих пенсий и могут добровольно отчислять взносы в Пенсионный фонд, государство гарантирует только выплату социальной пенсии по старости.

    Антон Фейнберг

    Новые критерии малого и среднего бизнеса 2017-2018

    Малый и средний бизнес приобретают больше прав

    В последнее время малому и среднему бизнесу у нас в стране уделяется довольно много внимания. ИП и ООО, относящиеся к данным бизнес-категориям, могут пользоваться некоторыми льготами, среди которых:

    • возможность использования налоговых спецрежимов, пониженных налоговых ставок и прочих льгот налогового характера;
    • право применять упрощенные процедуры и формы бухгалтерской и статической отчетности;
    • возможность участия в проектах господдержки малого бизнеса и получения субсидий из госбюджета.

    В последнее время факт отнесения субъекта к малому бизнесу приобрел большое значение в сфере госзакупок: таким участникам объявленных запросов предложений при других равных условиях дают приоритет перед конкурентами. Некоторые конкурсы изначально проводятся с условием, что подать заявку на участие в них можно только субъектам малого / среднего бизнеса, при этом свой статус требуется подтвердить.

    Как определить, к какой категории предпринимателей вы относитесь? Критерии, позволяющие отнести ИП или юрлицо, к какой-либо из категорий указаны в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 г., направленном на развитие малых форм предпринимательства в стране.

    В 2015 году критерий по размерам выручки увеличили в два раза, а в 2016 году в закон внесли еще одно изменение, которое начало действовать с августа. Теперь вместо выручки от реализации следует брать весь доход от предпринимательской деятельности.

    Важно! Доход от предпринимательской деятельности рассчитывается по правилам НК РФ. То есть вы просто берете его значение из декларации по УСН / ЕНВД / налогу на прибыль в зависимости от режима.

    Объединим критерии в одну таблицу:

    Критерии Значение критерия
    Структура капитала (только для юрлиц) Суммарная доля участия в уставном капитале:
    РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных организаций и фондов
    Не более 25%
    Доля участия в уставном капитале иностранных юрлиц, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким юрлицам, которые не являются субъектами малого / среднего бизнеса Не более 49%
    Количество работников Средняя численность работников за предшествующий календарный год До 15 – микропредприятия;
    От 16 до 100 – малый бизнес;
    От 101 до 250 – средний бизнес
    Доход от предпринимательской деятельности Доход от предпринимательской деятельности, рассчитанный в соответствии с НК РФ До 120 млн руб. – микропредприятия;
    До 800 млн руб. – малый бизнес;
    До 2 млрд руб. – средний бизнес

    Юрлица используют все три критерия, ИП – только два: численность работников и размеры дохода.

    В численности необходимо учесть всех работников, включая тех, кто работает по ГПД, на совмещении должностей. Работники филиалов / представительств / обособленных подразделений юрлиц также должны быть посчитаны.

    Предельное значение доходов было изменено еще в июле 2015 года, прошлые лимиты Правительство РФ увеличило вдвое: ранее они составляли 60, 400 и 1 000 млн рублей соответственно.

    Отдельно отметим, что для получения статуса малого бизнеса, ИП или юрлицо должны соответствовать указанным критериям на протяжении трех лет (этот срок также увеличен последним Постановлением Правительства РФ, ранее он составлял два года).

    Аналогичная ситуация складывается и при утрате статуса малого предприятия и переходе в разряд следующей бизнес-категории. То есть, если ли вы сейчас относитесь к малому бизнесу, то даже при превышении лимита по численности или выручке в следующем году, вы все равно будете являться малым предприятием.

    Для перехода в группу среднего бизнеса, лимиты должны нарушаться на протяжении трех лет.

    В связи с последними изменениями, теперь статус малого предпринимательства подтверждать не нужно – он автоматически присваивается исходя из данных ваших налоговых деклараций. При этом для анализа берутся доходы из декларации за предшествующий год.

    Из последних новостей стоить еще отметить, что с августа 2016 года ФНС формирует реестр малого бизнеса, куда заносит всех, кто к нему относится. Это опять же упростит работу для малых предприятий, так как для получения положенных им льгот не придется предоставлять дополнительные документы: наличие компании в реестре уже подтверждает его принадлежность к малому бизнесу.

    Реестр доступен на сайте Налог.ру.

    Здесь вы можете через сервис «Поиск по реестру» посмотреть данные по себе или своим контрагентам. Для этого в поле поиска нужно ввести ИНН или ОГРН или ОГРНИП или наименование юрлица или ФИО ИП.

    Какой бизнес считается малым или средним?

    Малый и средний бизнес приобретают больше прав

    Законодательно установлено понятие малого и среднего предпринимательства, к которому в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся:

    • зарегистрированные в установленном порядке граждане (в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) или в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ);
    • зарегистрированные в установленном порядке потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий).

    Субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать трем критериям.

    Критерий 1. Участие в капитале для юридических лиц.

    • 1) Суммарная доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц.
    • Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов, закрытых паевых инвестиционных фондов и инвестиционных товариществ.
    • 2) Доля участия в капитале иностранных юридических лиц, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% каждая.
    • Исключение составляют хозяйственные общества (хозяйственные партнерства), деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности1, исключительные права на которые принадлежат следующим видам учредителей:
    • бюджетным, автономным научным учреждениям;
    • бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, образовательным организациям высшего образования;
    • юридическим лицам, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности2 при условии соответствия определенным критериям.

    Исключение также составляют юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

    Критерий 2. По средней численности работников.

    1. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:
    2. а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
    3. б) до 100 человек включительно для малых предприятий, в том числе до 15 человек для микропредприятий;
    4. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

    Критерий 3. По выручке от реализации товаров (работ, услуг).

    Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать:

    • для микропредприятий – 120 млн рублей;
    • для малых предприятий – 800 млн рублей;
    • для средних предприятий – 2000 млн рублей.

    Указанные значения могут быть пересмотрены Правительством РФ.

    Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению из условий, установленных критерием 2 и критерием 3.

    Например, если индивидуальный предприниматель, крестьянское (фермерское) хозяйство, юридическое лицо (ОАО, ЗАО и т.д.

    ), удовлетворяющее критерию 1, имеют среднюю численность работников 15 человек, а выручку от реализации или балансовую стоимость активов 500 млн рублей, то такой субъект экономической деятельности попадает в категорию «среднее предприятие».

    Или, наоборот, если выручка от реализации или балансовая стоимость активов у субъекта экономической деятельности менее 60 млн рублей, а средняя численность работников свыше 250 человек, то такой субъект не попадает под понятие даже среднего предприятия, то есть является крупным предприятием.

    Важно! Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если значения, указанные в критериях 2 и 3, изменяются в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

    Подробную информацию о статусах субъектов малого и среднего предпринимательства в Москве можно получить на портале «Малый бизнес Москвы».

    1 Программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). 2 В формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

    Малый бизнес и налоги: кто кого?

    Согласно указу президента, 2020 год будет объявлен Годом предпринимательства. По иронии судьбы именно к этому году малому бизнесу приготовлены новые «подарки».

    Последний из них был сделан совсем недавно: Минэкономразвития объявило об индексации коэффициентов-дефляторов, в результате чего выплаты по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), патентной системе налогообложения (ПСН) и торговому сбору увеличатся на 4,9% по сравнению с текущим годом.

    Казалось бы, 4,9% — это не так уж много. Но дело в том, что это повышение нагрузки произойдет наряду с другими процессами, о которых сейчас почти не говорят. Общим результатом станет значительное повышение фискальной нагрузки на малый бизнес, и вместо планируемого роста малого бизнеса мы получим его сокращение.

    С 2020 года сумма обязательных взносов ИП в Пенсионный фонд и ФОМС снова будет увеличена. Масштабы этого повышения значительно выше, чем упомянутые 4,9%: отчисления в Пенсионный фонд вырастут на 10,5%, а в ФОМС — на целых 22,4% (расчеты ИКСИ на основе ст. 430 п. 1 НК РФ, обсуждавшиеся в СМИ). При этом далеко не все ИП могут зачесть эти суммы при уплате своих налогов на доходы.

    Как предполагается, после 2020 года ежегодное повышение взносов для ИП будет прекращено, поскольку эти платежи не будут зависеть от МРОТ. Но учитывая общие тенденции к постепенному повышению налоговой нагрузки, сложно поверить, что эти суммы не будут индексироваться по каким-то иным правилам, например через те же дефляторы.

    И это не вся история со страховыми взносами, которые уже стали одним из главных видов фискальной нагрузки для российского бизнеса.

    Каждый год, согласно расчетам ИКСИ на основании опубликованных данных, на 10-12% индексируются пороговые суммы, начиная с которых применяются пониженные ставки взносов.

    А значит, для добросовестных плательщиков взносов, выплачивающих квалифицированным сотрудникам высокую заработную плату, нагрузка по страховым взносам ежегодно растет. При этом льготы по страховым взносам для малого бизнеса, к сожалению, доступны лишь отдельным категориям плательщиков.

    Одним из наиболее серьезных изменений, ограничивающих применение спецрежимов, станет отмена ЕНВД с 2021 года. Сейчас этот налог уплачивают 2,1 млн субъектов малого бизнеса, из них 1,8 млн ИП. Таким образом, на ЕНВД находятся около 55% ИП, действующих в стране, и порядка 10% юрлиц (малых компаний).

    С 2021 года все они столкнутся с необходимостью изменения налогового режима.

    Читайте также:  Новый порядок постановки на миграционный учет по 163-фз

    При этом для большинства из них наиболее вероятным будет переход на упрощенную систему налогообложения (УСН), при которой налог будет рассчитываться не от предполагаемого («вмененного») дохода, а от фактических поступлений, что во многих случаях эквивалентно повышению налоговой нагрузки. 

    Не менее важным изменением станет запрет на применение ЕНВД и патентной системы налогообложения при торговле товарами, подлежащими маркировке. В 2020 г.

    это в полной мере коснется торговли обувью, лекарственными средствами, текстильной, парфюмерной продукцией, автомобильными шинами и т. п.

    Учитывая, что в сфере торговли работает более половины российского малого бизнеса, изменения затронут значительное количество компаний и ИП.

    Планы Минфина предполагают введение ограничений (см. ниже) и на новую налоговую систему для «самозанятых» — налог на профессиональный доход (НПД).

    После достаточно успешного старта этой системы в четырех пилотных регионах вместо распространения НПД на все регионы страны предполагается ввести этот режим только в «отдельных субъектах РФ».

     Обсуждаются также ограничения на виды деятельности, которыми могут заниматься «самозанятые». 

    В стране продолжается переход к расчету имущественных налогов по кадастровой стоимости: ежегодно уточняются и дополняются перечни объектов, которые подлежат обложению имущественными налогами по новой системе.

    Происходит и переоценка ранее проведенной кадастровой оценки, чаще всего в сторону ее повышения.

    Например, в прошлом году в СМИ активно обсуждалось 20%-ное повышение кадастровой стоимости для большинства объектов торговой недвижимости в Москве и Московской области.

    И это касается не только компаний и ИП, являющихся собственниками недвижимости. Рост налоговой нагрузки по имущественным налогам приведет и к росту платы за аренду помещений и земельных участков, используемых малым бизнесом.

    Малый бизнес сейчас находится в ситуации, когда спрос на производимые товары и услуги ограничен из-за сокращения реальных доходов граждан, а расходы (как производственного, так и фискального характера) продолжают расти. Неизбежный результат этого — падение рентабельности бизнеса, в ряде случаев приводящий к его закрытию.

    Собственно говоря, именно это и наблюдается в последнее время. Последние данные Реестра МСП на 10 октября 2019 года показывают (согласно расчетам ИКСИ на основе данных реестра МСП), что общее количество субъектов малого предпринимательства сократилось на 2% в годовом выражении.

    При этом число малых организаций (юрлиц) сокращается заметно более высокими темпами: на 15,3% в годовом выражении. Численность ИП пока продолжает расти. Однако повышение нагрузки в предстоящие год-два, которое описано выше, скажется главным образом на ИП.

    Именно они прежде всего столкнутся с повышением страховых взносов, ростом выплат по ПСН, ЕНВД и необходимостью перехода на другие режимы налогообложения.

    Поэтому с высокой вероятностью можно ожидать, что рост численности ИП в 2020-2021 годах замедлится, что повысит темпы сокращения числа малых предприятий.

    Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» предусматривает, что к 2024 году в сфере малого и среднего бизнеса должно быть занято 25 млн человек, а доля сектора в ВВП страны должна достигнуть 32,5%.

    На данный момент фактические показатели существенно (как минимум на треть) отстают от этих целей.

    В секторе малого и среднего бизнеса сейчас занято 19,1 млн человек (15,7 млн наемных работников и 3,4 млн ИП), а вклад малого и среднего бизнеса в ВВП России составит 22,9% в 2019-м.

    Можно ли преодолеть это отставание за оставшиеся 5 лет? При продолжении существующих тенденций в экономике и экономической политике, конечно, нет. Выполнение этих задач требует принципиально иного подхода к развитию малого и среднего бизнеса.

    В сфере налоговой политики это означает отказ от любых действий, повышающих нагрузку на малый бизнес (как минимум на период реализации нацпроектов) и проработку налоговых стимулов для его участников, занимающихся инвестициями и инновациями, создающих рабочие места, осваивающих новые рынки, в том числе зарубежные. Крайне важно, чтобы эти стимулы имели не точечный, а широкий охват по всей стране.

    А значит, нужны не только инициативы от регионов по предоставлению таких стимулов, но и всесторонняя поддержка этих инициатив на федеральном уровне. 

    Предприниматели просят расширить пакет мер господдержки

    Владимир Путин в среду предложил распространить на все пострадавшие от кризиса предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ) отсрочку уплаты в страховые фонды на шесть месяцев. Задолженность можно будет разделить и гасить ежемесячно.

    Но сами предприниматели считают, что им нужна более весомая поддержка, например, отменить начисление и уплату НДС за 2020 год, а с 1 января 2021 года установить ставку налога в размере 10% и законодательно признать карантин форс-мажором.

    Представители десяти пострадавших отраслей, включая фитнес-индустрию, ресторанный бизнес, туризм, написали совместное письмо в федеральное правительство, где помимо предложений по поддержке бизнеса привели свои подсчеты потенциального количества безработных. Как выясняется, если пострадавшим отраслям не будет оказана действенная помощь, то без работы останутся более 5 млн человек.

    Что просят пострадавшие предприниматели

    Представители десяти отраслей, которые уже пострадали от нынешнего кризиса, попросили расширить пакет мер господдержки субъектов МСБ. Вот что просят предприниматели:

    • представители фитнес-индустрии предлагают введение моратория или субсидий на арендные платежи (планируемая сумма на эти цели — более 9 млрд руб.), распространение мер поддержки на все субъекты предпринимательства, как на малый, так и на крупный бизнес, мораторий на немедленные возвраты средств по авансам, депозитам, нереализованным услугам на время карантина и на 120 дней после его окончания (совокупные обязательства операторов в случае банкротства — 40 млрд руб.), субсидии на заработные платы. Отрасль просит субсидии на заработную плату — 9,8 млрд руб. за второй квартал этого года;
    • авторы письма просят распространить действие мер поддержки на все субъекты предпринимательства вне зависимости от организационной формы, размера и наличия в реестре малого и среднего предпринимательства, а также принадлежности к ОКВЭД при падении совокупной выручки за март—апрель более чем на 50%;
    • законодательно признать карантин форс-мажором во всех субъектах Российской Федерации, чтобы все пострадавшие отрасли могли рассчитывать на льготы при начислении и уплате арендных платежей для всех категорий помещений, включая коммерческую недвижимость, услуг ЖКХ, кредитов, лизинговых платежей, а также в части возврата билетов и иных депозитов за мероприятия для организаторов концертов, заменив их правом на перенос без возврата денег;
    • для организаций, индивидуальных предпринимателей, чья совокупная выручка за март—апрель 2020 года снизилась более чем на 50%, обеспечитьгоссубсидиями в размере 66% от суммы оклада сотрудникам или дохода индивидуального предпринимателя на период введенных ограничений и на срок 120 дней после прекращения карантина;
    • при падении выручки арендаторов более чем на 50% освободить от оплаты аренды во всех типах помещений (включая коммерческую недвижимость), а также утвердить на 50% снижение арендных и коммунальных платежей сроком на 120 дней после карантина. Для арендодателей, прекративших взимания арендных платежей с арендаторов на период простоя, отменить налог на имущество и землю, арендную плату за землю по их объектам недвижимости;
    • отменить начисление и уплату НДС за 2020 год, а с 1 января 2021 года установить ставку НДС в размере 10%.

    Сколько их

    Десять отраслей, максимально пострадавших от пандемии COVID-19 — общепит, фитнес, спорт, туризм, гостиничный бизнес, индустрии косметологии и СПА, магазины беспошлинной торговли, транспорт, индустрия развлечений и организации массовых спортивных мероприятий,— в письме премьеру Михаилу Мишустину сообщили, что вместе они обеспечивают работой более 6 млн человек, а их услугами и продукцией пользуются более 80 млн человек. Ежегодно общий фонд налоговых отчислений всех этих отраслей превышает 1,2 трлн руб., в том числе 202 млрд руб.— НДФЛ и социальных выплат. Под угрозой сокращения — более 5 млн человек, а банкротство грозит более 70% организаций в пострадавших отраслях.

    Так, в общепите общее количество заведений достигает 125 тыс., объем арендованных площадей — 13,5 млн кв. м. В отрасли занято до 1,3 млн человек. В фитнес-индустрии — 13 тыс. объектов, включая большие клубы и маленькие фитнес-студии: они арендуют почти 3 млн кв. м. В отрасли занято свыше 780 тыс. человек.

    В туризме работают 250 тыс. человек, из них 200 тыс.— под угрозой сокращения. На гостиничном рынке 27,29 тыс. сертифицированных коллективных средств размещения. Объем рынка превышает 630 млрд руб. В отрасли занято 1,09 млн человек. В бьюти-индустрии работают 400 тыс. человек, в стране действует 115 тыс.

    салонов красоты.

    Халиль Аминов

    Малый бизнес его поддержка и полагающиеся им льготы

    Малый бизнес и его поддержка в 2020 году

    Владельцы небольших предприятий и предприниматели сталкиваются с множеством трудностей. Это и недостаток финансов, и сложности с поиском клиентов, и налоговое бремя. Но закон предусматривает для малого бизнеса немало мер государственной поддержки. Рассмотрим, на какие льготы может рассчитывать малый бизнес в 2020 году.

    Кто относится к малому бизнесу

    Прежде чем говорить о господдержке малого бизнеса, нужно понять, на кого именно распространяются льготы. Критерии для отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу определены в статье 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии…»:

    1. Ограничения по структуре уставного капитала:

    — доля государственных органов, общественных организаций и фондов не должна превышать 25%;

    — доля иностранных юридических лиц и компаний, не относящихся к малому и среднему бизнесу, не должна превышать 49%.

    1. Ограничения по масштабу бизнеса:
    Параметр Микробизнес Малый бизнес Средний бизнес
    Среднесписочная численность работников, чел. до 15 16-100 101-250
    Годовая выручка, млн руб. до 120 120-800 800-2 000

    Предприниматели относятся к малому бизнесу по тем же критериям, что и юридические лица, за исключением состава учредителей.

    Каких-то особых преференций для среднего бизнеса законодательство не предусматривает. Поэтому дальше будем говорить о малом бизнесе, имея в виду и предпринимателей, подходящих под их критерии.

    А вот выделение среди малого бизнеса «микробизнесменов» — важно, для них предусмотрен ряд особых льгот, о чем расскажем ниже.

    С 2016 года ФНС ведет единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Налоговики формируют его сами, исходя из имеющихся у них данных об ИП и юридических лицах.

    Если вы претендуете на получение льгот — сначала проверьте, есть ли ваша компания или ИП в реестре. Если налоговики ошибочно не внесли в него ваш малый бизнес – заполните онлайн-заявку на уточнение данных.

    Упрощенное ведение бухгалтерского и кадрового учета

    Малый бизнес имеет право на следующие льготы в области бухучета:

    1. Руководитель малого бизнеса может вести учет самостоятельно. Правда, у работающих компаний такая ситуация на практике встречается редко: ведь даже в «микропредприятии» у директора найдется много других забот. А вот если компания пока не ведет деятельность и не имеет сотрудников, то руководитель может сам готовить и сдавать нулевую отчетность, не прибегая к помощи «сторонних» специалистов.
    2. Малый бизнес может пользоваться упрощенным вариантом ведения бухучета и сдавать бухгалтерскую отчетность в сокращенном формате. В частности, они могут «урезать» план счетов и не применять некоторые ПБУ. А «микропредприятия» вообще имеют право обойтись без двойной записи и регистрировать все хозяйственные операции в одном журнале (рекомендации, утвержденные протоколом ИПБ РФ от 25.04.2013 № 4/13).

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *