Критерии деления системы права на отрасли

  • Система права
  • Критерии деления права на отрасли
  • Классификация отраслей права

Система права

Повторим сначала понятие системы права.

Система права — это внутренняя структура права, состоящая из совокупности норм, подразделяющихся на отдельные группы. Самыми крупными из таких групп являются отрасли, далее они могут (но не всегда!) дифференцироваться на институты права. Отрасли могут (опять же не всегда) делиться также на подотрасли (до институтов), а институты потом — на субинституты.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня. Критерии деления системы права на отрасли Критерии деления системы права на отрасли

Далее рассмотрим, по каким критериям выделяют виды отраслей права.

Критерии деления права на отрасли

Основаниями деления системы права на отрасли являются 2 критерия:

  • предмет правового регулирования;
  • метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — область однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Например:

  • предметом правового регулирования трудового права являются трудовые правоотношения;
  • предметом правового регулирования административного права выступает управленческая и исполнительно-распорядительная деятельность государства и т. д.

Критерии деления системы права на отрасли

Вторым критерием деления права на отрасли является метод правового регулирования. Под ним понимается способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, поведение людей.

Выделяют 2 основных метода правового регулирования:

  • Императивный (авторитарный, административный, метод субординации, властных отношений). Субъектам правоотношений предоставляется только один, строго определенный вариант поведения. Правовыми нормами четко определены основания возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей сторон правоотношений, их объем и условия. Данный метод характерен, например, для уголовного, административного, финансового права.
  • Диспозитивный (метод автономии, гражданский, демократический). Нормами права не регламентированы запреты и ограничения, а установлены определенные границы, в пределах которых субъекты правоотношений могут определять вектор своего поведения. Данный метод используется, например, в гражданском праве.

Критерии деления системы права на отрасли

Обратите внимание! Именно предмет правового регулирования выступает основным критерием выделения отраслей права. Метод является дополнительным, произвольным от предмета критерием.

А теперь изучим, какие бывают отрасли права.

Классификация отраслей права

В зависимости от предмета правового регулирования отрасли права делятся на следующие виды (список не исчерпывающий):

  • Конституционное право регламентирует основы общественного и государственного строя страны, правовое положение граждан.
  • Административное определяет управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность госорганов.
  • Финансовое — регулирует вопросы в финансовой сфере детальности.
  • Гражданское — все виды имущественных и некоторые виды неимущественных правоотношений.
  • Семейное — личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие в связи с состоянием родства, заключением и расторжением брака и т. д.
  • Трудовое — отношения работников с работодателем в процессе трудовой деятельности.
  • Уголовное право состоит из правовых норм, охраняющих от преступных посягательств.
  • Уголовно-процессуальное регламентирует процесс уголовного судопроизводства.
  • Гражданско-процессуальное — процесс гражданского судопроизводства.
  • Арбитражно-процессуальное — процесс судопроизводства по экономическим спорам.
  • Природоресурсное — правоотношения, возникающие при использовании и обороте природных богатств.
  • Международное право — публичное и частное — регулирует международные отношения и имущественные или иные правоотношения с участием иностранных граждан.

***

Итак, отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих целую сферу однородных правоотношений. Отрасли права обычно выделяются в зависимости от предмета правового регулирования, но нередко для этих целей используется и метод правового регулирования.

Критерии системы права

Система права, будучи основным способом организации национального законодательства, традиционно выступает предметом пристального внимания ученых-исследователей правовой науки.

Необходимо отметить, что системная организованность правового массива имеет исключительно важное значение для правотворческой и правоприменительной деятельности.

Первичным элементом рассматриваемой системы выступают нормы права, совокупность которых, регулирующих смежные группы общественных отношений, последовательно объединяется в институты, подотрасли и отрасли права.

При этом все элементы системы права должны отличаться внутренней согласованностью и единством, как необходимыми свойствами целостной системы права.

Учитывая сказанное выше, в целом, система права может быть охарактеризована следующим образом:

Определение 1

Система права – это внутренняя организация права, выступающая воплощением единства и согласованности юридических норм, сосредоточенных в относительно самостоятельных правовых комплексах – институтах, подотраслях и отраслях.

Критерии деления системы права на отрасли

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

При этом последний из вышеназванных компонентов – отрасли права, выступают наиболее крупными и организованными элементами системы права, а для их выделения и обособления формулируются определенные критерии.

Первым критерием выделения элементов системы права традиционно называется предмет правового регулирования:

Определение 2

Предмет правового регулирования – система качественно однородных общественных отношений, регулируемых и упорядоченных определенной группой юридических предписаний.

Таким образом, значение предмета правового регулирования, как критерия выделения элементов системы права состоит в том, что каждая отрасль права регламентирует собственную сферу однородных общественных отношений, признаки и своеобразие которых позволяет отграничивать одну отрасль права от другой.

Метод правового регулирования как критерий системы права

Вторым традиционно выделяемым критериев отграничения элементов системы права выступает метод правового регулирования:

Определение 3

Метод правового регулирования – обусловленные предметом отрасли права способы правового воздействия отрасли права на однородные общественные отношения.

При этом в юридической науке отмечается то, что предмет правового регулирования выступает материальным критерием системы права, а метод – формально-юридическим критерием, то есть таким, которых позволяет понять как и каким образом происходит отраслевое правовое регулирование.

Регулируя общественные отношения, метод задействует определенные способы юридического воздействия, в числе которых традиционно называются:

  1. Дозволение, то есть предоставление субъекту права возможности совершать определенные, незапрещенные законом действия;
  2. Запрещение – возложение обязанности воздержаться от совершения определенных действий, под угрозой применения мер юридической ответственности;
  3. Обязывание – возложение обязанности поступить определенным образом, совершив те или иные действия.

В зависимости от общей направленности, в теории права метод правового регулирования принято подразделять на авторитарный (субординационный) и автономный (координационный) методы, лежащие в основе отраслевого деления.

Так, авторитарный метод правового регулирования характеризуется властным императивным воздействием на участников общественных отношений, основными приемами и способами осуществления которого выступают: запреты, обязанности, наказания и предписания. Данный метод традиционно лежит в основе выделения таких отраслей, как административное и уголовное право.

В свою очередь, автономный метод представляет собой способ урегулирования общественных отношений посредством использования дозволений, предоставляемых равноправным субъектам.

Таким образом, в рамках отраслей, в основе правового регулирования которых лежит автономный метод (гражданское, семейное право), участники правоотношений наделены возможностью усмотрения в процессе вступления в определенные отношения, а также вправе выбирать модель и варианты собственного юридически значимого поведения.

Иные критерии системы права

  • Наряду с рассмотренными выше традиционными критериями выделения элементов системы права, в современной юридической науке предлагается называть дополнительные критерии соответствующей системы.
  • Одним из таких критериев называется механизм правового регулирования, под которым понимается совокупность взятых воедино правовых средств, оказывающих регулятивное воздействие на складывающиеся в обществе правовые отношения.
  • В свою очередь, в числе правовых средств, составляющих механизм правового регулирования выделяют:
  • юридические нормы и принципы;
  • акты правоприменения и толкования норм права;
  • субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений, а также сами правоотношения.

Также дополнительными критериями системы права учеными-юристами признаются объект и содержание правового регулирования.

Объект правового регулирования, будучи структурным элементом предмета, выражает те предметы и явления материального мира, по поводу которых люди вступают в правовые отношения.

Замечание 1

Содержание правового регулирования состоит в особенностях воздействия юридических норм на поведения человека, в процессе которого реализуются возможности, заложенные как в самой правовой системе, так и в организации деятельности государственных органов и их должностных лиц, направленной на правореализацию и правоприменение.

Третьей группой дополнительных критериев системы права признаются принципы правого регулирования, то есть основополагающие идеи и начала права, определяющие и выражающие его сущность.

Система права, её предмет и метод — урок. Обществознание, 9 класс

Право, целью которого является регулирование общественных отношений через возведённую в закон волю государства, обладает внутренним упорядоченным строением, то есть является системой.

Поскольку система состоит из упорядоченных и взаимосвязанных элементов, то и система права не будет являться исключением: она состоит из огромного множества «элементарных частиц» — норм права — которые в свою очередь группируются в более крупные части, в зависимости от области регулируемых отношений. Самым крупным элементом права является отрасль права, которая состоит из подотраслей, институтов и, наконец, норм права.

Критерии деления системы права на отрасли

Система права — это внутреннее строение права, являющееся совокупностью правовых норм, находящихся в единстве и согласовании и объединённых в отрасли права.Отрасль права — это совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную область права, регулирующая однородную сферу общественных отношений.

Институт права — это совокупность правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную часть общественных отношений в рамках одной отрасли права.

Норма права — общеобязательное правило поведения, санкционированное государством, подкреплённое государственным принуждением и содержащееся в нормативно-правовом акте.

Обрати внимание!

Система права — всегда совокупность правовых норм. Норма права — элементарная частица системы права.

Норма права может совпадать со статьёй закона, может быть изложена в нескольких статьях, или же в одной статье могут содержаться несколько правовых норм.Норма права может содержаться не только в ряде статей, но и в нескольких нормативно-правовых актах.

Основаниями для разделения права на отрасли и институты, то есть критериями деления права на отрасли и институты, являются предмет и метод правового регулирования, то есть что именно регулируют правовые нормы и как они это делают.

Предмет правового регулирования — это фактические отношения людей, к которым необходимо применение соответствующих правовых норм.Метод правового регулирования — это совокупность приёмов правового воздействия на людей, состоящих в правоотношениях.

Обрати внимание!

Предмет правового регулирования — что регулирует право, метод правового регулирования — как оно это делает.

Методы правового регулирования могут быть различны, потому что они определяются особенностями правоотношений и, в конечном итоге, нацелены на подкрепление стратегии правомерного поведения у человека, желания ей следовать. Поэтому далеко не всегда будут использоваться негативные санкции, то есть наказание.

Читайте также:  Что это - лицевые счета сотрудников по заработной плате?

В большинстве случаев закон даёт возможность человеку самостоятельно решить, как ему поступить в рамках дозволенного законом, то есть предоставляет свободу выбора действий.

Существенным и подчас более продуктивным, чем наказание, является поощрение, то есть стимулирование человека к нужному поведению путём предоставления ему приятных бонусов.

Методы правового регулирования можно разделить на:1.

императивный — властные предписания или нормы-запреты, чётко и однозначно обязывающие субъекта правоотношения к совершению конкретных действий или воздержанию от них. Этот метод характерен для публичного права.2.

 Диспозитивный — нормы-дозволения, предоставляющие субъекту правоотношения выбор поведения в рамках дозволенного законом. Этот метод характерен для частного права.

3. Поощрительный — стимулирование человека к совершению полезных для государства и общества действий через применение морального или материального поощрения. Этот метод характерен для административного или трудового права.

Обрати внимание!

Для императивного метода характерны субординация и подчинённость, для диспозитивного — равенство сторон.

Пример:

1. при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления методом правового регулирования является запретительный, императивный, предусматривающий за такие деяния обязательное лишение свободы.2. В рамках гражданского права собственнику имущества предоставляется право полного распоряжения им: он может подарить свою собственность, продать её, завещать или даже уничтожить — у этого человека существует автономия воли. Это пример диспозитивного метода регулирования.

3.  За спасение ребёнка на пожаре школьнику вручают ценный подарок и грамоту от МЧС — пример поощрительного метода. Ведь мог бы и мимо пройти, да и про награду вряд ли думал… Но совершил достойный поступок, и государство это фактически подтверждает.

Критерии деления права на отрасли

  • Выделяют два основных критерии деления права на отрасли:
  • — Предмет правового регулирования.
  • — Метод правового регулирования.
  • Предмет правового регулирования — это совокупность однородных общественных отношений.
  • Метод правового регулирования — это совокупность приемов и способов воздействия норм права на общественные отношения.
  • В праве выделяют два основных метода правового регулирования:
  • 1) Метод субординации (императивный) — он основан на неравенстве сторон.
  • 2) Метод координации (диспозитивный) он основан на равенстве сторон.
  • Императивный метод используется в отрасли административного права, а диспозитивный используется в отрасли гражданского права.
  • Остальные отрасли права сочетают оба метода.
  • ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА
  • — конституционное право
  • — гражданское право
  • — трудовое право
  • — арбитражно-процессуальное право
  • — семейное право
  • — уголовное право
  • — уголовно-исполнительное право
  • — административное право
  • — экологическое право
  • — земельное право
  • — гражданско-процессуальное право
  • — финансовое право
  • — налоговое право
  • — международное право
  • — международное частное право

В центре системы права России находится конституционное право. На его базе сформировались три основные материальные отрасли права: уголовное, гражданское, административное — у этих отраслей четко выражен предмет и методы правового регулирования. Остальные материальные отрасли права являются относительно «молодыми», их нормы выделялись из состава базовых отраслей, их метод правового регулирования заимствован у базовых отраслей.

Три отрасли процессуального права обеспечивают реализацию норм права материальных отраслей.

Система права не является застывшей структурой. Она изменяется в зависимости от изменений общественных отношений. В ней появляются новые отрасли права и институты права, отмирают старые.

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

1. Правовая система — это совокупность трех групп правовых явлений:

  1. — Нормы права (система права)
  2. — Правовые учреждения
  3. — Правосознание населения

Некоторые юристы считают, что правовая система — это право в широком смысле слова, т.е. все правовые явления в государстве.

  • Выделяют понятие «правовая семья» — это совокупность правовых систем, имеющих сходные источники права и иные признаки.
  • Выделяют две основные правовые семьи:
  • 1) Романо-германская правовая семья.
  • 2) Англо-саксонская правовая семья.
  • РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ
  • К этой правовой семье относятся все страны континентальной Европы, Северной Африки, все страны Латинской Америки и некоторые страны Азии.
  • Временем возникновения считаются 12-13 века, когда в европейских университетах стали толковать нормы римского права и соединяли их с обычаями варварских племен.

В начале XIX в. по инициативе Наполеона I во Франции был разработан 1-ый гражданский кодекс.

Он стал образцом для всех государств Европы при формировании их норм, и аналогичные кодексы были приняты в Европе к началу ХХ в. Главным законодателем в европейских странах признавались монарх и парламент.

  1. Признаки романо-германской правовой семьи:
  2. 1) Основным источником права является закон.
  3. 2) Наиболее хорошо проводится систематизация гражданского права.
  4. 3) Постоянно проводится систематизация права, принимаются кодексы и основы законодательства.
  5. 4) Высшим источником права является конституция.
  6. 5) Нормы права имеют общий абстрактный характер.
  7. 6) Право делится на отрасли, на частное и публичное право.
  8. 7) В правосознании населения господствует идея компромисса частного и общего интереса.



Отрасль права: понятие, критериями деления права на отрасли, классификация

  • Отрасль права – совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.
  • Отрасль права – совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.
  • Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен.

Например, общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения объединены в Конституционном праве; общественные отношения в сфере наемного труда, правоотношения между наемными работниками и предприятием (организацией) работодателем объединены в группу норм Трудового права. Аналогично по другим, смотри ниже — определение отраслей.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует. Существует два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод — субординация между участниками правоотношения (т.е. один субъект находится в подчиненном положении по отношению к другому), содержит строгие предписания, выполнение которых обязательно. Применяется в публично-правовых отраслях при регулировании властеотношений (конституционное, административное, финансовое, уголовное право).

Диспозитивный метод — предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношения власти и подчинения, предоставляет право выбора варианта поведения. Применяется в частно-правовой сфере (гражданское, семейное право).

В любой отрасли присутствуют указанные два метода правового регулирования (т.е. имеются и императивные и диспозитивные нормы).

  В зависимости от того, какой метод правового регулирования преобладает — выделяют частное право (преобладают диспозитивные нормы и метод, соответственно диспозитивный) и публичное право (преобладают императивные нормы и метод соответственно императивный).

  1. Классификация отраслей права
  2. По особенностям юридических режимов все отрасли права принято подразделять:
  3. 1) на профилирующие, базовые отрасли. К этому виду отраслей относятся отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право;
  4. 2) специальные отрасли, в рамках которых правовые режимы изменены и приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право;
  5. 3) комплексные отрасли, отличительным признаком которых является соединение разнородных правовых институтов из профилирующих и специальных отраслей: торговое право, морское право.
  6. Кроме этого отрасли права можно разделить на: материальные (регулируют непосредственно общественные отношения) и процессуальные (регламентируют порядок правового регулирования материальных отраслей).  Например,
  7. К материальным относятся:

Конституционное право. Занимает центральное место среди остальных отраслей права.

Регулирует общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения. Конституционные нормы влияют на нормы всех иных отраслей права.

Опирается преимущественно на императивный метод правового регулирования. Главный источник – Конституция РФ – правовой акт высшей юридической силы.

Гражданское право. Регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Опирается на диспозитивный метод правового регулирования. Основной источник – Гражданский кодекс РФ.

Уголовное право.

Регулирует общественные отношения, связанные с борьбой с преступностью – системой наиболее общественно опасных правонарушений и правонарушителей (определение общих понятий уголовной ответственности, состава преступления, наказания и др.

, а также конкретных деяний, признаваемых преступлениями, размеров и видов наказаний за их совершение). Опирается на императивный (властный) метод правового регулирования. Имеет в качестве основного источника УК РФ.

Семейное право. Регулирует юридические отношения между супругами, а также между родителями и детьми (заключение брака, режим имущества супругов, расторжение брака и его последствия, вопросы материнства, отцовства и т.д.). Метод диспозитивный. Главный источник СК РФ.

К процессуальным относятся:

Гражданско-процессуальное право.

Предмет правового регулирования – процедура гражданско-правового судопроизводства (вопросы возбуждения гражданского дела, установление фактических обстоятельств, доказывания, рассмотрения дела в судебном заседании, принятия решения по гражданскому делу, возможности его обжалования). Опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования. Главный источник – Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальное право. Регулирует процедуру (процесс) осуществления уголовного судопроизводства (порядок привлечения к уголовной ответственности, возбуждение уголовного дела, расследование, рассмотрение в суде, вынесение приговора, обжалование и пересмотр приговора). Опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования. Основной источник – УПК РФ.

60. Критерии деления системы права на отрасли и институты

В основе
деления права на отрасли и институты
лежат два критерия:

1) предмет
правового регулир.; 2) метод правового
регулирования. Они и выступают
системообразующими факторами.

Под предметом
понимается то, что регулирует право,
т.е. определенные виды общественных
отношений.

  • В структуру
    предмета правового регулирования входят
    следующие элементы:
  • а) субъекты.
    – индивидуальные и коллективные;
  • б) их
    поведение, поступки, действия;
  • в) объекты
    (предметы, явления) окружающего мира,
    по поводу которых люди вступают во
    взаимоотношения друг с другом и к которым
    проявляют свой интерес; г) социальные
    факты (события, обстоятельства),
    выступающие непосредственными причинами
    возникновения или прекращения
    соответствующих отношений.
  • Под методом
    понимаются определенные приемы, способы,
    средства воздействия права на общественные
    отношения.
Читайте также:  Документы при увольнении от работодателя в 2020 году

Императивный
и диапозитивный методы, используемые
главным образом в уголовном и гражданском
праве (соответственно). В разной степени
они присущи и другим отраслям.

Ведь
всякая правовая норма – это властное
предписание, веление государства; в то
же время она даст субъектам известную
альтернативную возможность выбора
вариантов поведения в рамках закона.

Указанные методы в какой-то мере носят
универсальный характер.

61. Общая хар-ка осн. Отраслей рос. Права

Конституционное
(гос.) –ведущая отрасль права. Отношения,
возникающие по поводу закрепления основ
конституционного строя, формирования
государственных органов, закрепления
естественных неотчуждаемых прав и
свобод человека, определения правового
статуса граждан и др.

Административное
— ее нормами регулируется в основном
деятельность органов исполнительной
власти

Финансовое
— денежно-кредитные отношения, банк.
операции, формирование бюджета, взимание
налогов и сборов и т.д.

Гражданское
— имущественные и личные неимущественные
отношения, основанные на равенстве,
автономии воли и имущественной
самостоятельностью их участников

Трудовое
— общественные отношения, складывающиеся
вследствие факта продажи собственной
рабочей силы

Семейное
— личные неимущественные и связанные с
ними имущественные отношения, возникающие
в связи с состоянием родства, заключением
и расторжением брака и т.д.

  1. Уголовное
    – преступность и наказуемость деяния,
    основания уголовной ответственности,
    виды наказаний и иных принудительных
    мер, общие начала и условия их назначения,
    освобождение от уголовной ответственности
    и наказания
  2. Уголовно
    – процессуальное – отношения, возникающие
    по поводу осуществления уголовного
    судопроизводства (расследования
    преступлений, отправление правосудия)
  3. Гражданско-процессуальное
    — отношения, складывающиеся при
    рассмотрении гражданских дел судами в
    сфере гражданского судопроизводства.

62. Понятие правовой системы. Классификация правовых систем

Сов-сть
взаимосвяз. и взаимодейст. элементов. Прав. система отражает закономерности
развития общества и гос-ва , его
исторические, нац., религиозные и культ.
особенности.

По вопросу
типологии правовых систем существуют
различные подходы. За основу классификации
могут приниматься идеологические,
юридические, этические, экономические,
религиозные, географические и другие
критерии и соответственно формироваться
различные типологические группы правовых
систем. Критерии и типологии могут
сочетаться в определенных комбинациях.

В настоящее
время, как правило, используются основания
для классификации правовых систем,
опирающиеся главным образом на
этно-географические, технико-юридические
и религиозно-этические признаки права.

В современном
мире обычно различают следующие правовые
массивы: национальные правовые системы,
правовые семьи, группы правовых систем.

Национальная
правовая система – это конкретно-историческая
совокупность права (законодательства),
юридической практики и господствующей
правовой идеологии отдельной страны
(государства).

Национальная правовая
система – элемент того или иного
конкретного общества и отражает его
социально-экономические, политические,
культурные особенности.

По отношению
к группам правовых систем и правовым
семьям национальные правовые системы
выступают в качестве явления особенного,
единичного. В настоящее время в мире
насчитывается около двухсот национальных
правовых систем.

Феномен
правовой системы позволяет решать
важные учебно-познавательные и
практически-юрисдикционные задачи.

Только комплексное видение институтов
объективного и субъективного права,
структуры законодательства, правовой
идеологии и психологии, менталитета
общества, юридической практики формирует
квалификацию юриста, его способность
и возможность работать в рамках правовой
культуры конкретной страны.

Наличие
правовых явлений в их системной,
концептуальной организации свидетельствует
об известном уровне правовой жизни
общества, его правосознания, юридической
образованности и т.д. Поэтому далеко не
все государства имеют развитые и особенно
правокультурно-самобытные и целостные
юридические системы, выступающие
источниками накопления правовых
ценностей для всей мировой цивилизации.

Правовая
семья – это совокупность национальных
правовых систем, основанная на общности
источников, структуры права и исторического
пути его формирования.

В соответствии
с этими критериями можно выделить
следующие правовые семьи: общего права,
романо-германскую, обычно-традиционную,
мусульманскую, индусскую (индусское
право), славянскую.

Ни одна из классификаций
правовых семей не является исчерпывающей
для правовых систем мира, и поэтому в
литературе можно встретить самые
различные типологические подразделения
семей национального права.

В приведенной
классификации своеобразие правовой
семьи определяется характером ее
источников: юридических, духовных
(религия, этика и т.д.) и культурно-исторических.
Один из этих признаков может преобладать
в разграничении правовых семей. Так,
форма, перечень и иерархия юриди- , ческих
источников права (форм права) традиционно
рассматривается в качестве основного
различия между семьей общего права и
романо-германской.

Документ без имени

39. Понятие и структурные элементы системы права. Критерии деления права на отрава на отрасли и институты. Соотношение системы права и системы законодательства.

  • Система права — это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой — их специализацию.
  • В основе построения системы права лежат принципы, уже ранее рассмотренные нами принципы:
  • · Принцип верховенства прав и свобод человека;
  • · Принцип законности;
  • · Принцип компетентности;
  • · Принцип формализованности;
  • · Принцип общедоступности;
  • · Принцип приоритета международно-правовых источников;
  • · Принцип перспективного действия нормы и ряд других.

При этом основным является иерархическая организация правовых норм по юридической силе. Отметим также принцип сочетания единства и специализации правовых норм.

Термин «система права» не тождественен термину «правовая система». Последняя категория шире, поскольку включает совокупность всех правовых явлении в обществе, а не только правовые нормы.

Система права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом.

Норма права — это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом, «кирпичиком» системы права из которых данная система права строится.

Правовой институт — это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица — все это правовые институты отрасли гражданского права.

Уголовная ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера, глава особенной части УК РФ — это правовые институты отрасли уголовного права. Иногда правовой институт дробится на субинституты.

Например, в институте государственной службы, который относится к отрасли административного права, выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы, государственная должность, правовой статус служащего и т.д..

Подотрасль права — это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права.

В финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое и бюджетное право, в конституционном праве — избирательное право, в гражданском — предпринимательское, авторское, жилищное право.

В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.

Отрасль права — это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом.

Отрасль формируют разнообразные нормы — определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие.

В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс.

Критерии деления права на отрасли и институты.

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это общественные отношения, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты:

  1. 1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения;
  2. 2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;
  3. 3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;
  4. 4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.

Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует.

Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.

При регулировании общественных отношений используются различные методы: императивный и диспо-итивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания.

Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения.

Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Наиболее распространены и полярны по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).

 Предмет правового регулирования является материальным критерием разграничения правовых норм по отраслям и институтам, он имеет объективное содержание, не зависит от воли законодателя.

Метод же правового регулирования является производным от предмета отрасли права. Метод отрасли права — это юридический критерий разграничения правовых норм, он прежде всего зависит от воли законодателя.

В этом и заключается субъективность метода, отличающая его от объективного предмета.

Соотношение системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой также, как содержание и форма одного и того же явления.

Законодатель, учитывая содержание общественных отношений, отраженное в системе права, выражает его в законодательстве, придает ему определенную форму.

Читайте также:  Послание президента федеральному собранию: коротко о главном

В этом смысле система права и система законодательства близки друг другу и в основном совпадают.

 Однако между ними есть и различия. Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта. Отличие состоит и в том, что в системе права каждая отрасль имеет единый предмет и метод правового регулирования.

Что касается отраслей законодательства, то они не имеют единого метода правового регулирования. Нормативно-правовые акты могут объединять в себе акты различных отраслей права и поэтому регулируются различными методами. В системе законодательства создаются по необходимости такие структурные элементы, которые не совпадают с системой права.

Поэтому отрасли законодательства не всегда соответствуют отраслям права.

Критерии деления системы права на отрасли

СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Система права – это обусловленная уровнем развития общ. отношений и целями правового регулирования внутреннее строение позитивного права, выражающее его дифференциацию и интеграцию (разделение/объединение) состоящее из правовых норм, институтов и отраслей права.

Признаки системы права:

1. Система права – это сложное, внутреннее строение позитивного права, т.е нормы, институты и отрасли взаимосвязаны, согласованны, взаимообусловлены друг другом;

Система состоит из элементов и структуры, т.е. целостного комплекса связей между элементами;

Элементы системы права – нормы, институты и отрасли, элементы взаимосвязаны; (генетические и функциональные связи).

Структура системы права – целостная система связей между элементами системы права. Выделяют генетические и функциональные связи между отраслями права, институтами права и даже отдельными правовыми нормами.

Генетические – связи происхождения (предпринимательское, трудовое и семейное право выделились из гражданского, финансовое – из административного, арбитражный процесс отпочковался от гражданского процесса). Функциональные связи – связи действия, т.е.

один элемент не эффективен без существования другого (нормы гражданского права не будут защищены, если не будет соответствующих норм уголовного и/или административного права);

2. Система права объективно обусловлена общественными отношениями, т.е. нормы и институты права выражают складывающиеся в обществе отношения;

3. Система права имеет три основных уровня – первичный уровень правовых норм – уровень правовых институтов – уровень отраслей права;

4. Система права – исторически-конкретное образование, изменяющееся сообразно развитию общественных потребностей, групповых и общесоциальных интересов.

5. система права способствует преемственности развития правовой системы общества, выступает «резервуаром», хранящим в себе выработанные правовой доктриной и отработанные в юридической практике легальные конструкции, определения, модели общественных отношений.

Критерии деления системы права на отрасли

В теории права советского периода юристы выделили 3 критерия разделения системы права на отрасли: 1. Предмет правового регулирования.- качественно однородный круг общ.отношений регулируемый нормами опред. отрасли;(гр права- регулирует имущ.отн.)2.

Метод правового регулирования – целостная система способов приемов и средств, при помощи которой нормы опред отрасли регулируют отношения входящие в ее предмет; считается что у каждой самостоятельной отрасли права должен быть свой специфический метод регулирования; 3.

Правовой режим – категория отражающая специфику правового регулирования определенного сферы общественных отношений, выражающуюся в сочетании регулятивных средств, принципов субъектов и способов правового регулирования.(С.С.

Алексеев 80г 20 столетия предложит 3 дополнение).

Отрасли права.

Понятие. Признаки . виды.

О.П- относительно самостоятельный компонент системы права, состоящий из правовых норм и правовых институтов, регулирующий качественно однородную сферу обществ отношений, специфическим набором средств, способов и приемов регулирования.

Признаки отрасли:

1. О.П- относительно самост.часть права, т.е она вписано взаимосвязана с другими отраслями, но и обладает собственным содержанием;

2. Каждая О.П. состоит из правовых норм и правовых институтов.

и сост.из взаимосвязанных правовых норм. П.и. выделяются в нормативных актах в отдельные главы.

В крупных отраслях права несколько правовых институтов объединяются в подотрасли права. Так, в конституционном праве выделяются такие подотрасли как парламентское, избирательное, президентское право; в гражданском – вещное, обязательственное право.

3.Любая отрасль права представляет собой согласованное, целостное юридическое образование.

Внутреннее единство отрасли обусловливается качественной однородностью отношений входящих в ее предмет, а также целями правового регулирования.

Помимо этого, можно указать и на то, что каждой отрасли права свойственна в плане юридической техники отраслевая типизация.

1. У каждой отрасли права есть свой метод – специфический комплекс правовых средств, с помощью которых осуществляется целесообразное воздействие на предмет отрасли (качественно однородный круг общественных отношений)

Виды отраслей права.

— По значению в системе права – профилирующие (базовые/основные)- конституционное, гр, уголовное право. — Специальные не проф.отрасли (экологическое, зеельное)

— По спец.юр функциям – преимущественно регулятивные(нормальный порядок жизнедеятельности общества), преимущественно охранительные (охрана правопорядка);

-По содержанию норм – материальное право(права, обязанности, запреты), процессуальные отрасли права(как реализовать права и обязанности), смешанные отрасли права;

-ряд ученых считают что отрасли можно делить на самостоятельные и комплексные; у самост. есть особый метод регулирования, а комп. заимствуют метод у самостоятельных отраслей;

— с нач 90 г 20 столетия юристы выделяют отрасли частного и публичного права;

Отрасли частного права регулируют отношения в которые люди и организации вступают, удовлетворяя собственные частные интересы; публичное право – отношения, которые формируются в связи с общественными, а не личными интересами.

Рекомендуемые страницы:

2. Критерии деления права на отрасли и институты

В основе деления системы права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Первый критерий — предмет правового регулирования — считается главным, второй — метод правового регулирования — вспомогательным (рис. 2).

9

Рисунок 2. Критерии деления права на отрасли

Предмет правового регулирования представляет собой совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права, т.е. предмет — это регулируемые общественные отношения. Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования.

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, на поведение людей.

Метод правового регулирования обусловливается объективными жизненными обстоятельствами. Он непосредственно определяется характером и содержанием регулируемых отношений, предметом правового регулирования.

В зависимости от особенностей регулируемых отношений метод правового регулирования может выражаться различными путями. Например, прямое предписание определенных действий, рекомендации или предоставление возможности свободного выбора различных вариантов поведения. Это могут быть и другие способы воздействия норм права на общественные отношения.

В научной и юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования, которые хорошо иллюстрируются примером двух отраслей права: уголовного и гражданского [6; 301].

Авторитарный метод (административный, императивный, метод субординации, властных отношений) представляет собой такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам — участникам (субъектам) правоотношений предоставляется лишь один, строго определенный вариант поведения. При этом нормами права точно определяются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон — участников общественных отношений, урегулированных с помощью данных норм права.

Этот метод широко применяется главным образом в административном, финансовом и ряде других отраслей российского права.

Характерной особенностью норм этих отраслей является то, что одной из сторон в возникающих на их основе правоотношениях является государственный орган, который обладает определенными правами и не несет при этом никаких по отношении к другим участникам данных правоотношений обязанностей.

Авторитарный метод правового регулирования может проявляться в установлении не только властных предписаний, но и правовых запретов на совершение недозволенных с точки зрения законодателя действий. Типичный пример использования запретов как способа воздействия законодателя на общественные отношения и поведение людей — уголовное право.

Второй метод правового регулирования — метод автономии (диспозитивный метод, гражданский, демократический) — заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего взаимного поведения, самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности.

Данный метод регулирования применяется главным образом в гражданском, коммерческом и других отраслях российского права, где стороны — участники правоотношений — выступают как равноправные субъекты. Принятые ими на себя права и обязанности могут изменяться или прекращаться по взаимному согласию.

Необходимо учитывать, что выбор законодателем метода правового регулирования во многом зависит от предмета регулирования, т.е. определяется характером самих регулируемых общественных отношений.

Метод правового регулирования является дополнительным критерием для выделения отрасли права как самостоятельного подразделения системы права, т. к.

в арсенале законодателя методов правого регулирования значительно меньше, чем отраслей права.

Помимо рассмотренных выше основных методов правового регулирования используются также и иные методы. К ним относится метод рекомендаций, при котором используются рекомендательные нормы права, не имеющие санкций.

Они обычно адресуются негосударственным организациям (предприятиям) или физическим лицам и устанавливают варианты поведения, желательного для государства, но т. к. они не снабжены санкциями, их соблюдение не обеспечивается принуждением силой государства.

Поэтому у субъектов, к которым обращены эти нормы, есть возможность свободного выбора поведения, т.е. они могут и не следовать велению такой правовой нормы.

Расширение сферы применения рекомендательных норм означает сокращение государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики и смягчение методов правового регулирования.

Возможно также применение метода поощрения, суть которого в том, что для стимулирования социально активного и полезного для общества поведения используются поощрительные нормы права, содержащие так называемые позитивные (поощрительные) санкции, указывающие на благоприятные последствия такого поведения. Поощрительными нормами административного права устанавливается порядок награждения особо отличившихся граждан различными государственными наградами, а также условия присвоения почетных званий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *