Все люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью, сталкиваются с необходимостью поиска «лазеек» для того, чтобы снизить налоговые суммы.
Договора финансового характера, которые проводятся между контрагентами, не являются в данном случае исключением. Это прекрасно осознают и представители налоговых органов.
Именно по этой причине они приняли определенные критерии, которые позволяют осуществлять контроль.
Критерии для оснований
Сделки контролируемого характера необходимы для того, чтобы предприниматель не смог избежать уплаты налогов в величине, которая была определена. Если произошел сговор участников, количество налогов, путем особых способов уменьшения, будет перечислена в государственный бюджет не во всем объеме.
Для этого, в процессе заключения, участником будут отражены некорректные данные, которые касаются стоимости товаров или услуг. Указывая фиктивную стоимость, все участники соглашения могут снизить реальное количество денежных средств, требуемых для уплаты налогов.
В зависимости от выбранной системы налогообложения, она может быть и завышенной. От подобного действия может происходить увеличение базы, которая потом применяется для проведения вычета.
Во всех случаях изменение цены может негативно влиять на количество налогов. Это также является незаконным.
Отметим, что несмотря на то, что предприниматели регулярно заключают сделки, далеко не все из них являются интересными для представителей Федеральной налоговой службы.
Критерии контролируемых сделок уместны в тех ситуациях, где регулярно происходит заключение контрактов между предприятиями, зависящими друг от друга. Все ситуации, подходящие под данный критерий, описаны в статье 105.
14 Налогового кодекса Российской Федерации. Они могут отличаться между собой спектром действия.
При этом стоит сказать о том, что под данные критерии также подходят и те сделки, где фирмы являются взаимозависимыми между собой.
Контролируемыми для налогообложения являются:
- Те, которые были осуществлены между лицами, являющимися взаимозависимыми между собой.
- Сделки (одна или несколько), которые стали контролируемыми по причине их приравнивания к сделкам зависящих друг от друга лиц.
- Те, которые были признаны в суде как контролируемые.
Таблица контролируемых сделок выглядит следующим образом:
Договора внешнеэкономического характера | Между лицами, являющимися зависимыми друг от друга | Лимит отсутствует |
Проведенные с товаром биржевой торговли | 60 миллионов рублей | |
С резидентами оффшоров, в соответствии со списком, предложенным в Министерстве Финансов Российской Федерации | 60 миллионов рублей | |
Договора, проведенные в Российской Федерации | Сделки между лицами, являющимися взаимозависящими | 1 миллиард рублей (начиная с 2016 года) |
Сделки, между взаимозависящими лицами, в случае если сторона: | ||
Была освобождена от налогов на прибыль или же использует «нулевую» ставку | 60 миллионов рублей | |
Резидент, имеющий льготы установленные на налог прибыли | 60 миллионов рублей | |
Плательщик НДПИ | 59 миллионов рублей | |
Использует специальный налоговый режим | 100 миллионов рублей |
Взаимозависящие фирмы по НК РФ
Стоит отметить, что контракты, которые были заключены с их участием, рассматриваются Федеральной налоговой службой в качестве контролируемых, если ситуации соответствуют следующим параметрам:
- При подписании отсутствуют «ненужные» лица.
- Одна из сторон не имеет статус «Налоговый резидент Российской Федерации».
- Оборот за один год в соответствии с контрактом превышает отметку в 60 миллионов рублей.
Субъектами сделок контролируемого типа могут являться связанные между собой или приравненные к таким:
- Налоговые резиденты и нерезиденты Российской Федерации.
- Отечественные компании.
- Зарубежные компании.
Необходимо отметить, что под контроль со стороны Федеральной налоговой службы могут попасть не только являющиеся взаимозависимыми, но и другие лица, которые дали представителям налоговой повод в том, чтобы на них обратили внимание.
К примеру, распространенной является ситуация, когда фирма необоснованно снижает стоимость в контракте. Отметим, что судебные органы власти относятся к проверкам ФНС независимых лиц не очень лояльно.
Особенности для контрагентов (иностранных)
В законодательстве России говорится о том, что приобретение акций отечественной компанией через иностранного контрагента – это контролируемая сделка.
Если отечественная компания и иностранная организация являются между собой взаимосвязанными лицами, то проведенные между ними договора, в том числе и участие представительств иностранных организаций на территории Российской Федерации, относятся к контролируемым, вне зависимости от размера полученного ими дохода.
В законодательстве говорится про обязанность плательщиков налогов уведомлять ФНС о совершенных в 2018 году сделках контролируемого типа. Отметим, что форма уведомлений и порядок заполнения документа в электронной форме утверждены на законодательном уровне.
Какие налоги присутствуют в 2018 году
Достаточно часто представители предпринимательской сферы нашей страны задаются вопросом того, все ли налоги могут попадать под контроль налоговиков? В 2018 году законодательство включает в себя ограниченный список налогов. Их полнота исчислений может контролироваться:
- Налогом с прибыли, которая была получена организацией.
- Налогом на доходы физлиц, который был уплачен от доходов, полученных предпринимательством или предоставлением частных услуг.
- НДПИ. В данном случае в качестве предмета сделки выступают добытые ископаемые. При их добыче налогообложение осуществляется по ставке, которая измеряется в процентах.
- Налог на добавленную стоимость. НДС используется если один из участников сделки, не является плательщиком НДС или по определенным причинам освобожден от их уплаты.
Предоставление отчета
Уведомление в ФНС должно быть подано до 20 числа 5-го месяца года, который следует после отчетного. За этот год уведомление необходимо предоставить не позднее 20 мая 2018 года.
В том случае, если документ будет подан до того момента, когда налоговые органы выявили ошибки, плательщик налогов автоматически освобождается от штрафов за то, что предоставил информацию, являющуюся неточной.
Документы данного вида могут быть запрошены налоговой службой не раньше, чем 1 июня года, который следует за календарным и, соответственно, в котором были заключены договора контролируемого характера. В рамках проверки запрос на получение документации по сделкам может составлять до трех лет.
Освобождение от санкций возможно только в том случае, если плательщик предоставляет в ФНС документы, которые обосновывают, почему им был снижен уровень рыночной стоимости на товары (услуги). Отметим, что в данном случае плательщику налогов дается 30 дней на то, чтобы он предоставил запрошенную ФНС документацию.
Документы для скачивания (бесплатно)
- Уведомление о контролируемых сделках
Таким образом, для того чтобы у владельцев бизнеса не возникали проблемы, рекомендуется предварительно позаботиться об обосновании рыночных цен.
Дело в том, что процесс подготовки таких документов, чаще всего составляет от 3 до 6 недель.
В данном случае, на срок подготовки документации серьезно влияет количество, а также сложность сделок, которые были проведены за все время работы.
Процесс предоставления отчетности по контролируемым сделкам является не самым простым и требует от владельцев бизнеса подробного изучения вопроса. В том случае если он изучен не будет, то при сдаче в Федеральную налоговую службу отчетности существует большая вероятность того, что возникнут проблемы.
- Необходимо отметить, что для недопущения подобных ситуаций рекомендуется взять в штат компании или предприятия бухгалтера с опытом работы, который владеет налоговым законодательством, изучает все нововведения, а также, в связи со своими профессиональными навыками, знает, каким образом решить большинство проблем, возникающих с Федеральной налоговой службой.
- Определение контролируемых сделок представлено в данном видео.
Поделитесь с друзьями в соц.сетях
Контролируемые сделки в 2019 году
]]>]]>
Контролируемая сделка выделяется в отдельную группу операций для целей налогообложения. Подобный вид сотрудничества характерен для взаимозависимых лиц и приравненных к ним субъектам хозяйствования. Налоговая инспекция к таким сделкам проявляет повышенное внимание. Выделение признаков взаимозависимости осуществляется с учетом норм НК. Условия признания сделки в числе контролируемых приводит ст. 105.14 НК РФ — этот перечень с 2019 года будет действовать в откорректированном виде.
Контролируемые сделки – НК РФ
Признаки контролируемых операций с наступлением 2019 года будут обновлены, об этом свидетельствует текст закона от 03.08.2018 г. № 302-ФЗ.
Документом исключаются упоминания о признании контролируемыми операции между взаимозависимыми лицами — участниками СЭЗ, ОЭЗ, региональных инвестиционных проектов.
Но появляется ряд дополнительных условий, выполнение которых необходимо для признания сделок контролируемыми.
Ни при каких условиях не признаются контролируемыми сделки:
- реализованные участниками консолидированной группы налогоплательщиков;
- если предметом сделки выступают краткосрочные межбанковские займы (сроком действия до 7 дней);
- совершенные в рамках международного военно-технического сотрудничества;
- по предоставлению займов на беспроцентной основе (когда кредитором и кредитуемым являются взаимозависимые лица).
Ст. 105.14 НК РФ выделяет 3 категории контролируемых сделок:
- сделки, совершенные взаимозависимыми лицами;
- сделки, участниками которых выступают лица, приравненные к взаимозависимым;
- сделки, которым присвоен статус контролируемых судебным решением.
Для взаимозависимых лиц законом № 302-ФЗ введен годовой лимит по сделкам – 1 млрд. руб.
Если за год между сторонами было реализовано сделок на сумму, равную или превышающую эту цифру, сделка признается контролируемой.
Обстоятельства, по которым определяется необходимость причисления сделки к категории контролируемых, указаны в п. 2 ст. 105.14 НК РФ (достаточно выполнения хотя бы одного из перечисленных далее условий):
- применение разных ставок по ННП (налогу на прибыль);
- предмет сделки – добываемые одной стороной полезные ископаемые, в связи с чем у добывающей стороны возникают обязательства по уплате в бюджет НДПИ (налог исчисляется по процентной налоговой ставке);
- один из участников сделки – «спецрежимник» на ЕСХН или ЕНВД (но не оба участника);
- одна сторона не является плательщиком ННП;
- в сделке участвует исследовательский корпоративный центр — неплательщик НДС;
- одной из сторон применяется инвестиционный вычет в отношении ННП;
- новое с 2019 г. обстоятельство – минимум одна из сторон платит налог на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья (доходы/расходы по сделке учитываются в базе налога).
Какие сделки – контролируемые при сотрудничестве лиц, приравненных к взаимозависимым: критерии их идентификации содержит п. 1 ст. 105.14 НК. Группу контролируемых в этом случае образуют:
- Сделки, совершенные в сфере внешнеторговой деятельности (товары мировой биржевой торговли).
- Признаком контролируемости может стать участие в хозяйственной операции субъекта, зарегистрированного в оффшорной зоне.
- Повышенное внимание налоговой инспекции будет проявляться к сделкам с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми.
В указанных случаях сумма контролируемой сделки (совокупности сделок) для признания ее таковой должна превышать 60 млн руб. в годовом исчислении. Размер дохода выводится отдельно по каждому контрагенту. Такое уточнение по уровню доходных поступлений от реализованных контрактов позволит снизить количество контролируемых сделок, что упростит работу субъектов хозяйствования и налоговиков.
Обновленные условия признания сделок контролируемыми начнут действовать с 2019 года в отношении сделок, по которым доходы для налога на прибыль учитываются с 01.01.2019. При этом дата договора не имеет значения. Главный ориентир – вырученные средства за календарный год по операциям, проведенным с участием отдельного контрагента.
Согласно ст. 105.16 субъекты хозяйствования должны подавать в ФНС уведомления о совершенных в течение года контролируемых сделках (подробнее об этом в нашей статье на сайте). Срок представления уведомительной формы истекает 20 мая в году, следующем за рассматриваемым календарным годом.
Налоговый орган может оформлять по контролируемым сделкам в адрес участников таких операций информационные запросы. Налогоплательщик должен отреагировать на такой запрос и направить в ФНС соответствующую документацию, отражающую следующие сведения:
- характеристика деятельности субъекта хозяйствования, которая непосредственно связана с осуществлением контролируемой сделки;
- описание методов определения налогооблагаемых доходов;
- данные об участниках международных групп компаний, которые являются стороной контролируемой сделки.
Контролируемые сделки: критерии, таблица, порядок заполнения уведомления для ФНС
Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4. Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС. Ниже расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.
Таблица. Критерии контролируемых сделок 2019
На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок.
Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу (ст. 105.14 НК РФ). Изучите ее, чтобы определиться, нужно ли вам отчитываться по контролируемым сделкам 2019 года в 2020 году.
Эти же критерии будут действовать для сделок, совершенных в 2020 году.
Участники сделки — взаимозависимые лица, которые являются резидентами РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) | Сумма цен сделок за год | Совокупный доход от сделок за год не менее 1 млрд руб. |
Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль (кроме ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) | ||
Одна из сторон сделки платит НДПИ, а предмет сделки — добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения для указанной стороны | ||
Одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, а сделка совершена в рамках этой деятельности. Один из остальных участников сделки не применяет эти режимы | ||
Одна из сторон освобождена от налога на прибыль | ||
Одна из сторон сделки — налогоплательщик, который добывает углеводородное сырье на морском месторождении. Другая сторона сделки не занимается этой деятельности либо занимается, но не учитывает доходы и расходы по такой сделке в налоговой базе по налогу на прибыль | ||
Одна из сторон сделки — исследовательский корпоративный центр, указанным в ФЗ №244-ФЗ либо участником проекта «Об инновационных научно-технологических центрах» и освобожден от уплаты НДС | ||
Одна из сторон сделки в течение налогового периода применяет инвестиционный налоговый вычет | ||
Одна из сторон сделки платит налог на доп. доход от добычи углеводородного сырья. При этом доходы и расходы по сделке учитываются при расчете базы по этому налогу | ||
Любые лица-участники сделок, приравненных к сделкам взаимозависимых лиц | Сделки с посредниками, которые:
|
Совокупный доход от сделок за год не менее 60 млн руб. |
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли | ||
Сделки, одна из сторон которых зарегистрирована, проживает или является налоговым резидентом в государстве или на территории, которая включена в перечень Минфина | ||
Один из участников сделки не является налоговым резидентом | Сделки между лицами, которые признаны взаимозависимыми или приравнены к взаимозависимым (ст. 105.1 и ст. 105.14 НК РФ) | Совокупный доход от сделок за год не менее 60 млн руб. |
Эти критерии применяются для сделок, доходы и расходы от которых признаются для расчета базы по налогу на прибыль с 1 января 2019 года. При этом не имеет значения дата заключения договора. Однако, если вы оплачивали налог до начала 2019 года, перерасчеты проводить не нужно.
Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017 и 2018
Участники сделки — взаимозависимые лица и резиденты РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) | Сумма цен сделок за год | Совокупный доход от сделок не менее 1 млрд руб. |
Один из участников сделки находится на ЕНВД или ЕСХН, при этом другая сторона применяет отличный от указанных режим налогообложения | Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб. | |
Один из участников сделки применяет ставку 0 % по налогу на прибыль или вовсе освобожден от его уплаты | Совокупный доход от сделок не менее 100 млн руб. | |
Один из участников сделки является резидентом ОЭЗ или участником СЭЗ, в которых действуют льготы по налогу на прибыль. При этом второй участник сделки не должен быть участником указанных зон | Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб. | |
Один из участников сделки имеет лицензию на пользование участком недр, на территории которого есть новое морское месторождение углеводородного сырья, или этот участник сделки — оператор подобного месторождения и считает налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ. Важно, чтобы второй участник сделки не был причастен к данным обстоятельствам либо, являясь оператором описанного выше месторождения, не учитывал доходы (расходы) от этой деятельности при расчете налога на прибыль | Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб. | |
Один из участников сделки — участник регионального инвестиционного проекта, ставки налога на прибыль у которого распределяются следующим образом: 0 % в федеральный бюджет и пониженная ставка в бюджет субъекта РФ. При этом второй участник сделки также может быть участником инвестиционного проекта на тех же условиях | Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб. | |
Один или оба участника сделки — исследовательские корпоративные центры «Сколково», которые освобождены от уплаты НДС | Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб. | |
Один или оба участника сделки применяют инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ) | Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб. | |
Сделка с участием посредников — не взаимозависимых лиц | Посредник занимается только перепродажей товаров | Доход от сделки не имеет значения |
Посредник занимается перепродажей товаров и не несет никаких рисков, не использует собственные активы | ||
Контракт в сфере внешней торговли товарами мировой биржевой торговли | В результате сделки продают: нефть и нефтяные товары, минеральные удобрения, цветные или черные металлы, драгоценные камни и металлы | |
Внешнеэкономическая сделка между взаимозависимыми лицами | Все удовлетворяющие характеристике сделки | Доход от сделки не имеет значения |
Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках
Уведомление о контролируемых сделках включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.
В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.
Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однотипных сделок. Часть данного раздела очень похожа на анкету, в которой нужно выбрать верное утверждение и поставить нужный код. Коды указаны прямо в уведомлении.
Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.
Количество листов подраздела 1Б должно совпадать с количеством сделок, отмеченных в подразделе 1А. То есть если налогоплательщик составил четыре листа подраздела 1Б, то в подразделе 1А нужно отразить четыре сделки.
Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.
Полная инструкция по заполнению уведомления находится в Приказе ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.
Уведомление о контролируемых сделках за 2019 год
По контролируемым сделкам, которые были в 2019 году, следует сдать уведомление в ФНС до 20.05.2020. Направьте его в налоговый орган по месту своего нахождения.
Отчитаться можно в бумажной и электронной форме.
Контролируемые сделки (налогообложение)
Контролируемые сделки – это сделки между взаимозависимыми лицами. При этом надо учитывать, что не все сделки с взаимозависимыми лицами являются контролируемыми.
С другой стороны, есть сделки, которые приравниваются к контролируемым, хотя и не являются сделками между взаимозависимыми лицами.
В статье расскажем про контролируемые сделки, рассмотрим их основные особенности.
Сделки, являющиеся контролируемыми
Сделки, являющиеся контролируемыми, и приравниваемые к ним сделки, определены в разделе V.1 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ). Раздел посвящен взаимозависимым лицам, ценообразованию и налоговому контролю сделок между взаимозависимыми лицами. Контролируемые признаются сделки между следующими взаимозависимыми лицами.
Российскими организациями:
- Если сделки между ними превышают 1 млрд. руб. в год
- Если одна из таких организаций находится на УСН и сделки между ними превышают 60 млн. руб. в год
- Если одна из организаций является плательщиком ЕСХН или ЕНВД и сделки между ними превышают 100 млн. руб. в год
Российской и иностранной компанией, в том числе являющейся офшорной, или нерезидентом РФ. Такие сделки являются контролируемыми вне зависимости от величины дохода по ним. статью: → «Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях. Уведомление о контролируемых сделках».
Сделки, приравниваемые к контролируемым
К контролируемым приравниваются следующие сделки.
- Сделки с участием посредников при соблюдении следующих условий:
- Посредники только организуют сделки, не выполняя более никаких функций
- Риски по таким сделкам посредники не несут
- Никакие активы для организации таких сделок посредники не используют
- Внешнеторговые сделки в области мировой биржевой торговли. Но не по всем товарам, а по товарам, входящим в товарные группы, перечисленные в статье 105.14 НК РФ.
- Сделки, одной из сторон которых является иностранное лицо, связанной с офшорными зонами местом регистрации, местом жительства или являющееся налоговым резидентом такой зоны.
При этом сумма годового дохода для посреднических сделок не лимитируется, а для сделок, перечисленных в пунктах 2 и 3, составляет более 60 млн. руб.
Сделки, не являющиеся контролируемыми
Не являются контролируемыми следующие сделки:
- Сделки, по которым не происходит определение налоговой базы в рамках НДС, Налога на прибыль, НДПИ и НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей и самозанятого населения).
- Сделки между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков. Исключение – сделки по добычи полезных ископаемых, признаваемых объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по процентной налоговой ставке;
- Сделки между лицами, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
- они зарегистрированы в одном субъекте РФ;
- они не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за пределами РФ;
- они не являются плательщиками налога на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
- у них нет убытков, в том числе убытков прошлых лет, переносимых на будущее;
- отсутствуют причины для признания таких сделок контролируемыми
Сделки по межбанковским кредитам на срок не более 7 дней, сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, сделки по предоставлению поручительства небанковскими организациями и некоторые другие тоже не считаются контролируемыми.
Правила определения годовой суммы дохода в контролируемых сделках
- При расчете берется календарный год.
- Доходы от сделок определяются по правилам главы 25 НК РФ (Налог на прибыль). При этом не берутся в расчет доходы, полученные по другим основаниям, вне рамок контролируемых сделок.
Например, курсовые разницы, дивиденды, доходы, относящиеся к необлагаемым в целях главы 25 НК РФ.
- Если лица являлись взаимозависимыми не полный календарный год, при расчете берутся только доходы, полученные за период, когда такая взаимозависимость имела место.
- Доходы по сделкам с взаимозависимыми лицами стран ЕАЭС определяются по общим правилам.
- Если иностранная организация, зарегистрированная в офшорной зоне, осуществляет свою деятельность через постоянно представительство в РФ, доходы по ним определяются совокупно.
статью: → «Расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов».
Требования к налогоплательщикам, осуществляющим контролируемые сделки
О совершении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 НК РФ, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего нахождения. Срок уведомления – не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором осуществлялись контролируемые сделки.
При нарушении указанного срока, а также при представлении недостоверных сведений, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5000 руб. согласно статье 105.16 НК РФ.
Проверка контролируемых сделок осуществляется ФНС России.
Уведомления о контролируемых сделках, а также извещения территориальных налоговых органов, выявивших контролируемые сделки в ходе камеральных или выездных проверок, служат основаниями для проведения проверок ФНС РФ.
Также информация по контролируемым сделкам может быть получена непосредственно ФНС РФ в рамках контроля за деятельностью региональных инспекций.
Решение о проверке цен должно быть вынесено не позднее двух лет со дня получения таких уведомлений или извещений. Количество проверок – не более одной проверки по одной сделке за один и тот же год. Срок проверки – не более шести месяцев.
Симметричные корректировки сделок
Это достаточно новое понятие в НК РФ, связанное исключительно с контролируемыми сделками. Суть его в следующем.
Если в результате проверки контролируемой сделки произошло доначисление налогов по одной организации, вторая организация имеет право на проведение симметричной корректировки налоговой базы.
Иными словами, вторая сторона может отразить сделку не по ценам, указанным в договоре, а по рыночным ценам, выявленным в результате проверки.
При этом необходимо соблюдение следующих условий:
- Обе организации являются российскими и применяют общую систему налогообложения.
- Организация, по которой проводилась проверка, и которой доначислили налоги, возникшую задолженность по налогам погасила.
- Расходы, которые по рыночным ценам симметрично отражает второй участник сделки, не относятся к нормированным расходам в рамках главы 25 НК РФ. статью: → «Платежное поручение по торговому сбору 2020. Образец + сроки уплаты».
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. Может ли ИФНС при проведении камеральной или выездной проверки проверять сделки между взаимозависимыми лицами, если такие сделки не являются контролируемыми?
Да, такое право у региональных инспекций есть.
Вопрос №2. Признаются ли сделки между организаций и ИП контролируемыми, если организация и ИП являются взаимозависимыми и ИП применяет ЕНВД?
Да, такие сделки могут быть признаны контролируемыми при достижении стоимостного критерия – годовой доход более 100 млн. руб.
Вопрос №3. Должен ли филиал иностранной компании, действующий на территории России, подавать уведомление о контролируемых сделках?
Уведомления о контролируемых сделках должны подавать обе стороны таких сделок. В данном случае филиалу иностранной компании уведомление о контролируемых сделках (если таковые имели место) подавать необходимо.
Контролируемые сделки 2020: критерии, штрафы. Информация о контролируемых сделках
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 (добавочный 784). Это быстро и бесплатно!
Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национального законодательства.
Среди международных документов выделим:
- Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010);
- Декларацию ОЭСР о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting, 2013).
Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.
На уровне национального законодательства в Российской Федерации вопросы трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 Налогового кодекса РФ «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении.
Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» (введён Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ).
Положения раздела имеют своей целью в том числе предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Эти правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.
Состав контролируемых сделок регулируется главой 14.4 раздела V.I Налогового кодекса РФ. Можно выделить две основные категории контролируемых сделок:
- сделки между взаимозависимыми лицами
- сделки, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами
Кроме того, сделка может быть признана контролируемой судом в случае, если будет установлено, что она является частью группы однородных сделок, совершенных только для того, чтобы создать условия, при которых эта сделка не будет отвечать признакам контролируемой.
Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2018 года в раздел V.I Налогового кодекса РФ введено положение о новом субъекте контроля в рамках трансфертного ценообразования — международных группах компаний.
В настоящей статье речь пойдет, в первую очередь, о контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами в 2020 году и сделках, приравненных к ним.
Критерии контролируемых сделок 2020 года, совершенных между взаимозависимыми лицами
Сделка между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ признается контролируемой, если присутствует хотя бы один из приведённых ниже критериев:
-
стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка (исключения установлены для ставок, предусмотренных пп. 2 — 4 ст. 284 НК РФ);
-
одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах. При этом предметом сделки между взаимозависимыми лицами должно быть соответствующее добытое полезное ископаемое;
-
хотя бы одна из сторон сделки применяет специальные налоговые режимы: ЕСХН или ЕНВД (при условии, что сделка заключена в рамках такой деятельности). Одновременно хотя бы одна из сторон сделки не применяет указанные специальные налоговые режимы;
-
одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;
-
одна из сторон сделки является налогоплательщиком, учитывающим доходы в соответствии со ст. 275.2 НК РФ (особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья). При этом другая сторона доход в соответствии с указанной статьей не учитывает.
-
хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость;
-
хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 НК РФ;
-
хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Указанные выше сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей. Обращаем ваше внимание на то, что в данном положении имеется в виду сумма доходов по сделкам с одним лицом за календарный год. Доход определяется с учётом положений главы 25 НК РФ.
Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию
Полный перечень критериев контролируемых сделок в 2020 году приведен в статье 105.14 НК РФ.
Кроме того, отдельно следует выделить внешнеэкономические контролируемые сделки, т.е. контролируемые сделки с нерезидентом РФ (иностранной организацией). Внешнеэкономические сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.
Контролируемые сделки в 2020 году, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами
К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:
-
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг), совершенных с участием формальных посредников.
Такие сделки совершены с участием значительного количества лиц (посредников), которые не являются взаимозависимыми, однако не выполняют никакие дополнительные функции, кроме как организация реализации товаров (работ, услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом, не несут риски, не используют активы.
-
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (при условии, что товары входят в следующие группы: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни).
-
Сделки, одной из сторон которых является лицо, которое является резидентом государства, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемых Минфином России в соответствии с пп.1 п.3 ст.284 НК РФ (т.е. является оффшором). Соответствующий перечень государств и территорий утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н.
Ниже приведём таблицу, в которой обобщим критерии контролируемых сделок 2020.
Контролируемые сделкиЛимит годового оборота
Внешнеэкономические сделки | |
Между взаимозависимыми лицами | 60 млн. руб. |
С товаром биржевой торговли | 60 млн. руб. |
С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ | 60 млн. руб. |
Внутрироссийские сделки | |
Между взаимозависимыми лицами | 1 млрд. руб. |
Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон: применяет иную ставку по налогу на прибыль организаций по сравнению с другой стороной |
1 млрд. руб. |
Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль | 1 млрд. руб. |
Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах | 1 млрд. руб. |
Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН) | 1 млрд. руб. |
Какие сделки не признаются контролируемыми в 2020 году
Налоговый кодекс РФ также устанавливает исключения из состава контролируемых сделок Полный перечень таких сделок приведен в п.4 ст.105.14 НК РФ. В частности, к ним относятся:
- Сделки между участниками одной консолидируемой группы налогоплательщиков, за исключением сделок, совершенных налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах;
-
Сделки, совершенные лицами, которые удовлетворяют одновременно следующим требованиям:
- указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
- указанные лица, не имеют обособленного подразделения на территории других субъектов РФ, и за пределами РФ;
- указанные лица не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
- указанные лица не имеют убытков, учитываемых при исчислении налога на прибыль;
- отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых данными лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-7 п.2 статьи 105.14 НК РФ.
-
Сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;
-
Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
-
Сделки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
-
Сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками
-
Сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.
-
Сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
Отдельно подчеркнём, что сделки, по которым объем доходов не превышает указанные выше суммовые критерии, а также сделки, не признаваемые контролируемыми, не могут выступать предметом налогового контроля с целью проверки соответствия цен рыночным ценам.
Эту позицию отметил Президиум Верховного суда РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации от 16.02.2017 (далее — Обзор от 16.02.2017).
Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию
Методы определения рыночной цены для целей налогообложения
В Российской Федерации действует основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования — «принцип вытянутой руки».
Согласно принципу для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям таким образом, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.
Универсального метода определения рыночной цены не существует. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):
-
Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным). Для его применения необходимо наличие на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки, а также наличие необходимого количества информации о такой сделке;
-
Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу);
-
Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг);
-
Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод);
-
Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).
При выборе метода необходимо, во-первых, понимать суть контролируемой сделки (функции сторон сделки, используемые активы, принимаемые риски). При анализе сделки необходимо руководствоваться ст. 105.5 НК РФ, ст. 105.6 НК РФ.
Во-вторых, необходимо сопоставить условия сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.
При этом перечень таких источников является открытым, что дает преимущество налогоплательщику при подготовке обоснования цены сделки.
В случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен (то есть применение в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми), взимается штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (статья 129.3 НК РФ).
С какого момента сделки подлежат контролю?
В соответствии с общей нормой (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ) новые правила о трансфертном ценообразовании, в том числе в части определения контролируемых сделок, вступили в силу с 1 января 2012 г., однако для отдельных положений Закона предусмотрен переходный период.
Так, только с 2014 г. начнут контролироваться сделки:
- с участием независимых посредников, применяющих ЕСХН и ЕНВД (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ);
- если одна из сторон сделки – резидент особой экономической зоны, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль (п. 4 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ);
- между российскими взаимозависимыми компаниями, если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за календарный год превышает 1 млрд. руб.; для 2012 г. контролируемый ценовой лимит установлен на уровне 3 млрд. руб., для 2013 г. – 2 млрд. руб. (п. 3 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ);
- с иностранным взаимозависимым лицом без ограничения минимального лимита сделки, так как в 2012 – 2013 гг. эти сделки будут подлежать контролю только при превышении суммы доходов по ним за календарный год 100 и 80 млн. руб. соответственно.
Дело ООО «Королевская вода»
Контролируемые Сделки 2020 Критерии Таблица
При расчете налогоплательщик, как правило, использует процент, полученный из фактической ставки, если она превышает минимальную границу интервала, установленную ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств в разной валюте. Так, по рублевым займам предусмотрены следующие пределы ставки:
Под контролируемыми понимаются гражданско-правовые сделки, совершаемые гражданами или юридическими лицами, которые в силу соответствия установленным в законе условиям подлежат проверке налоговыми органами.
Критерии контролируемых сделок — таблица на 2019 год
Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.
Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).
Контролируемые сделки кто относится к этой категории, таблица 2019 года
Но не всегда стоимость может занижаться, в зависимости от применяемой системы налогообложения она может быть завышена.
От этого, соответственно, происходит и увеличение базы, которая впоследствии используется для проведения вычета, к примеру, НДС. В обоих случаях изменение стоимости, оказывающее негативное влияние на величину налога, является незаконным.
Несмотря на то, что предприниматели постоянно занимаются заключением каких-либо сделок, не все они представляют интерес для ФНС.
Независимо от того, какой формат применяется для заполнения, форма документа не изменяется. Состоит он из первого титульного листа и 4 разделов.
В каждом блоке должна быть отражена только правильная и актуальная информация. Стоит помнить, что заполненное уведомление не подлежит скреплению.
Запрещено в документе выполнять процедуру исправления внесенных данных либо другие меры корректировок информации.
Контролируемые сделки в 2019 году: критерии, таблица
Важно! Фирма при выборе контрагента обязана проявлять должную осмотрительность и осторожность.
Если никаких действий по проверки контрагента на благонадежность компания не предприняла, то доказать в суде свою правоту будет проблематично.Сделать полную проверку любого партнера вы можете в нашем сервисе «РНК: проверка контрагента«.
Это бесплатно и занимает всего 1 минуту. Просто найдите фирму по ИНН, названию или ОГРН и составьте досье на контрагента.
Я Инвалид 2 Гр Как Заказать Соц Такси В Спб
До 20 мая 2019 года компании должны подать уведомление о контролируемых сделках за прошедший год. Посмотрите, таблицу критериев по контролируемым сделкам, чтобы понять, нужно ли вам отчитываться. Также узнайте об изменениях в 2019 году.
Что такое контролируемые сделки в 2019 году: критерии, таблица
- налога на прибыль;
- НДС, когда одна из сторон не является плательщиком НДС либо освобождена от уплаты НДС;
- НДПИ, когда одна из сторон платит этот налог по ставкам в процентах;
- НДФЛ в части доходов, полученных ИП, адвокатами и нотариусами.
- если проверяемое лицо является крупнейшим налогоплательщиком;
- в месте проведения возникли обстоятельства непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т. п.);
- в течение 30 дней со дня получения требования проверяемое лицо не представило запрашиваемые документы.
Контролируемые сделки 2019 критерии таблица
Кроме того, уточнили порядок заполнения для комитентов (принципалов), если сделка совершена комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за их счет. Порядок больше не содержит пункт 7.23, который содержал перечень случаев, при которых можно не заполнять раздел 1Б.
- заменены классификаторы ОКВЭД и ОКП на ОКВЭД2 и ОКПД2;
- раздел 1А дополнили ячейкой 140, в которой приводят сведения о плательщиках налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
- в поле 2.11 раздела 1Б теперь можно прописать цену сделки в иностранной валюте, но итоговую стоимость в поле 2.14 по-прежнему указывают в рублях.
Контролируемые сделки: какие критерии в 2019 году (таблица)
Чтобы признать сделку контролируемой, она должна одновременно соответствовать нескольким условиям. Критерии контролируемых сделок в 2019 году – это условия сделки и годовая сумма доходов, полученных по ней.
Какие критерии контролируемых сделок в 2019 установлены законодательством. Не секрет, что критерии, по которым сделки признавались контролируемыми в прошлом году, были другими. Об актуальных признаках расскажем в материале в виде таблиц.
Критерии контролируемых сделок 2019
Сделки по межбанковским кредитам на срок не более 7 дней, сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, сделки по предоставлению поручительства небанковскими организациями и некоторые другие тоже не считаются контролируемыми.