Комментарий 18166 к статье: правительство предложило законопроект, устанавливающий регулирование отношений синдицированного кредитования

Сейчас корректировка трудового законодательства, как указывает Минтруд в записке, — это длительный процесс, требующий участия органов исполнительной и законодательной власти, сторон социального партнерства (профсоюзов и работодателей).

Речь идет, например, о необходимости введения временного порядка вахтового метода работы на непрерывных производствах, пояснили РБК в Минтруде.

«Чтобы избежать массового заражения на добывающих предприятиях непрерывного цикла, на геологоразведке и на ряде других объектов стратегически значимых отраслей, необходимо вводить режим обсервации (периода медицинского наблюдения. — РБК) для прибывающих на вахту сотрудников.

Сейчас нормативной базы, которая позволяла бы оплачивать сотруднику такую обсервацию, нет», — пояснили в министерстве. С учетом эпидемии возникает угроза непрерывности производства, а чтобы предотвратить это, необходимо увеличить продолжительность вахты на три месяца по согласованию с сотрудником.

«Необходимые особые условия регулирования трудовых отношений в первую очередь продиктованы стратегическими интересами работника.

Крайне важно сегодня сохранить рабочие места, создать условия для того, чтобы компании по возможности продолжали свою деятельность», — подчеркивают в Минтруде.

Принятие таких временных порядков будет проходить по согласованию с социальными партнерами — профсоюзами и работодателями, уточнили в министерстве.

Законопроект Минтруда внесен на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. РТК — координационный орган правительства, в котором участвуют представители профсоюзов и работодателей.

РБК направил запрос в пресс-службу правительства. В пресс-службе Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве на момент публикации комментарий не предоставили.

Особый порядок во время эпидемии

Минтруд не первый раз разрабатывает законопроекты об особом порядке регулирования трудовых отношений в период борьбы с коронавирусом.

В марте министерство предлагало наделить правительство правом определять срок уведомления работника о предстоящем увольнении по сокращению штата или в связи с ликвидацией организации в условиях эпидемии.

Конкретные сроки, за которые нужно уведомлять сотрудника, в законопроекте не были определены, но согласно одной из версий проекта (с ней ознакомился РБК) в случае эпидемии министерство предлагало установить вместо двухмесячного двухнедельный срок предупреждения работника о предстоящем увольнении. Правительство не поддержало законопроект из-за потенциальных рисков для работников и предложило Минтруду не вносить его на согласование, сообщили источники РБК.

За упрощенный порядок увольнений в период кризиса выступали российские бизнес-объединения.

В начале апреля четверка крупнейших российских бизнес-ассоциаций (РСПП, «Деловая Россия», «Опора России» и ТПП) направила премьер-министру Михаилу Мишустину совместное обращение, в котором попросила на период острой фазы кризиса сократить срок предупреждения работников о предстоящем увольнении и период выплаты средней зарплаты работникам в случае, если они не трудоустроились. Одновременно бизнес предложил заморозить или снизить материальную ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства при увольнении или невыплате зарплаты. Ни одна из указанных инициатив не вошла в антикризисную программу правительства по поддержке бизнеса.

Федерация независимых профсоюзов России выступила против законопроекта Минтруда о временном праве правительства регулировать трудовые отношения, подчеркнув, что в Трудовом кодексе уже содержатся особенности правового регулирования трудовых отношений во время чрезвычайных ситуаций.

Регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами осуществляется в первую очередь Трудовым кодексом. Федеральные законы, указы президента, постановления правительства и все подзаконные акты должны ему соответствовать.

Внесение изменений в Трудовой кодекс, приостановление действия его положений должно осуществляться отдельными федеральными законами.

Строгое регулирование трудового законодательства обусловлено его особой ролью для социально-экономических интересов граждан, подчеркивает зампредседателя ФНПР Александр Шершуков.

«Мы очень хорошо знаем такой механизм предоставления временных чрезвычайных полномочий. Потом скажут: «Такой механизм хорошо себя зарекомендовал» — и закрепят его на постоянной основе.

Не нужно, ссылаясь на экстренную ситуацию, пытаться существенно изменить давно устоявшиеся практики», — сказал он в комментарии профсоюзному изданию «Солидарность».

Подготовленный правительством законопроект фактически отменяет действующие законодательные нормы регулирования социально-трудовой сферы, говорится в совместном обращении Конфедерации труда России и Федерации профсоюзов работников морского транспорта. «Возникающие на сегодняшний день в трудовых отношениях проблемы в первую очередь связаны с массовым нарушением прав работников, а не с наличием пробелов в регулировании трудовых отношений», — считают представители профсоюзов.

Под видом чрезвычайных мер и «революционной целесообразности» чиновники пытаются получить как можно больше полномочий, не задумываясь о том, что их действия — грубое нарушение основ конституционного строя Российской Федерации, предусматривающего принцип разделения властей, сообщил РБК руководитель кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА им. О.Е.Кутафина Никита Лютов. Реализация законопроекта позволит правительству иметь возможность подзаконными актами регулировать то, что должно регулироваться трудовым законодательством, считает он.

Практически ни одна российская компания не избежит сокращений персонала из-за экономических последствий борьбы с коронавирусом, показал опрос ЦСР среди 1,4 тыс. предприятий в период с 10 по 17 апреля.

Более трети компаний (38%) отправили сотрудников в неоплачиваемые отпуска.

Пандемия коронавируса, карантинные ограничения и девальвация рубля вследствие обвала цен на нефть привели к снижению спроса в экономике, из-за сокращения прибыли компании вынуждены оптимизировать штат сотрудников и урезать зарплаты.

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин в интервью РБК предупредил о росте безработицы в три раза — с 2,5 млн до 8 млн человек к концу года.

Реальные доходы россиян могут упасть на 17,5% во втором квартале, а по итогам года сокращение составит 6,5%, спрогнозировал Институт исследований ВЭБ.РФ.

В базовом сценарии рейтингового агентства АКРА безработица возрастет до 6,7% и вернется на докризисный уровень только в 2022 году, реальные доходы населения упадут на 6,4%.

Правительство повысило максимальный размер пособия по безработице до уровня МРОТ (12,13 тыс. руб.) и намерено выплачивать безработным родителям дополнительно 3 тыс. руб. на ребенка до трех лет.

Однако эксперты считают, что этого недостаточно: необходимо максимально упростить регистрацию безработных и выплату самого пособия, а также увеличить его размер хотя бы на 25%, назвав это, например, «временной субсидией из-за потери дохода вследствие вынужденной самоизоляции», предлагают в Центре трудовых исследований ВШЭ.

Комментарий 18166 к статье: Правительство предложило законопроект, устанавливающий регулирование отношений синдицированного кредитования Комментарий 18166 к статье: Правительство предложило законопроект, устанавливающий регулирование отношений синдицированного кредитования

Юлия Старостина

О внесении в госдуму законопроекта о правовом регулировании отношений по синдицированному кредитованию

20 июня 2017 14:00

Распоряжение от 19 июня 2017 года №1277-р. Синдицированный кредит отвечает большинству принципов современных моделей финансирования и имеет потенциал развития.

Законопроект направлен на устранение правовых неопределённостей в части регулирования договоров синдицированного кредита.

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» новой статьёй «Синдицированный кредит».

  • Распоряжение от 19 июня 2017 года №1277-р в действующей редакции
  • Проект
    федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
    Российской Федерации (в части сделок по синдицированному кредиту)» (далее –
    законопроект) внесён Минфином России.
  • Законопроект
    направлен на устранение правовых неопределённостей в части регулирования
    договоров синдицированного кредита.
  • Долгосрочные
    инвестиционные кредиты, предоставляемые кредитными организациями российским
    заёмщикам, служат важным источником инвестиций, имеющим потенциал роста.

Сдерживающими
факторами долгосрочного кредитования являются слабость базы российских
инвесторов, готовых вкладывать средства на сроки 5–7 лет, необходимость
надлежащего обеспечения и защиты их прав, отсутствие надёжных механизмов
рефинансирования и финансового инструментария. Эти недостатки могут быть
устранены путём использования современных схем финансирования, которые широко
применяются на зарубежных рынках.

Законопроектом
предлагается дополнить Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»
новой статьёй «Синдицированный кредит».

Синдицированный
кредит отвечает большинству принципов современных моделей финансирования и
имеет потенциал развития.

Классический
синдицированный кредит на международном рынке представляет собой совокупность
отдельных двусторонних кредитов, предоставленных синдикатом кредиторов одному
заёмщику на единых условиях.

В каждом кредитном договоре может быть указан
идентичный срок погашения обязательств заёмщика и размер процентной ставки или
могут быть предусмотрены различные условия для каждого конкретного транша по
кредиту. Отношения участников синдиката и заёмщика определены в едином
документе – договоре синдицированного кредита.

При этом каждый кредитор
обладает индивидуальным правом требования к заёмщику, а также несёт
индивидуальную обязанность по выдаче своей доли кредита.

Все расчёты по
предоставлению и возврату кредита производятся через кредитного агента, который
действует от лица синдиката кредиторов на основании многостороннего договора, а
управление предоставленным кредиторам обеспечением осуществляется управляющим
залогом от своего имени и в интересах кредиторов.

  1. Преимущества
    синдицированного кредита по сравнению с двусторонними кредитными соглашениями:
  2. — с точки
    зрения заёмщика, использование синдицированного кредита позволяет увеличить
    размер и сроки заимствования, снизить транзакционные расходы и время на
    закрытие сделки, оптимизировать использование обеспечения (предметов залога), а
    также в ходе одной сделки выстроить взаимодействие с несколькими банками;
  3. — с точки
    зрения кредиторов, синдицированный кредит обеспечивает распределение кредитных
    рисков между несколькими банками и диверсификацию портфеля отдельного банка,
    повышает ликвидность активов, расширяет круг потенциальных заёмщиков и клиентов,
    даёт положительный репутационный эффект, упрощает управление задолженностью в
    случае просрочки заёмщика;

— с точки
зрения участников вторичного рынка, синдицированный кредит служит базовым
активом для широкого круга финансовых инструментов. Его использование упрощает
рефинансирование кредита, открывает новые возможности для инвестирования и
получения прибыли.

  • Законопроектом
    предусматриваются также изменения в ряд законодательных актов в части
    регулирования отношений, связанных с учётом прав залогодержателей.
  • Развитие
    синдицированного кредитования позволит увеличить объёмы кредитования в реальном
    секторе экономики и повысить доступность кредита при одновременном снижении
    кредитных рисков, принимаемых отдельными кредиторами.
  • Законопроект
    рассмотрен и одобрен на заседании Правительства
    Российской Федерации 15 июня 2017 года.

Правила синдиката. Как работает совместное кредитование в России

1 февраля 2018 года вступил в силу один из самых обсуждаемых и ожидаемых на банковском рыке законов — № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Институт синдицированного кредитования (объединение банков в «пул» для предоставления заемщику кредита в особенно крупном размере) давно и успешно используется в большинстве развитых стран.

Пожалуй, на европейском и азиатском континентах первенство здесь за Великобританией и английским правом, где в середине 1990-х годов ведущие банки даже объединились в особую ассоциацию, поставившую перед собой цель выработать некий рыночный стандарт синдицированного кредитования, который отражает баланс интересов как кредиторов, так и заемщиков.

Надо сказать, эта цель успешно достигнута — типовая форма синдицированного кредитного договора LMA (Loan Market Association) используется повсеместно.

Синдицированные кредиты по английскому праву востребованы и на российском рынке, причем как среди иностранных, так и российских банков, которые используют этот механизм финансирования с начала 2000-х годов.

Правда, такие кредиты доступны только для проектов, которые, как говорят юристы, осложнены иностранным элементом — иными словами, где либо заемщик, либо кредиторы являются иностранными лицами или где проект не связан с Россией.  

Читайте также:  Отличие задатка от аванса

Таким образом, синдицированными кредитами не могут воспользоваться крупные и не очень региональные и даже федеральные проекты, которые никак не осложнены иностранным элементом. 

Что делать в такой ситуации? Рынок, разумеется, нашел «быстрое решение» этой проблемы, разработав типовую форму синдицированного кредита по российскому праву.

Явилось ли это окончательным ответом на запрос участников рынка? Нет, не явилось, поскольку использование российского права, несмотря на осуществленные реформы гражданского законодательства, не позволяло в достаточной степени снять определенные юридические риски, связанные с заключением сделок подобного рода исключительно в рамках российского права.

Именно на этом этапе возникла идея разработки и принятия некоего законодательного акта, закрепляющего институт синдицированного кредитования в российском праве.

И подготовка законопроекта началась. Изначально экспертное сообщество ставило перед собой задачу разрешить следующие проблемы:

— законодательно признать механизм принятия решений в синдикате кредиторов;

— урегулировать статус кредитного агента — одного лица, представляющего интересы всего синдиката кредиторов в отношениях со «внешним миром» и с заемщиком;

— снять неопределенность, существовавшую в отношении получения кредитным агентом и управляющим залогом вознаграждения за свои услуги и возложения таких расходов на заемщика;

— устранить законодательные препятствия к развитию вторичного рынка кредитования путем облегчения возможности банков и небанковских организаций свободно покупать и продавать доли в кредитах или приобретать риск участия в кредитах, не становясь стороной отношений с заемщиком;

— урегулировать статус участников синдиката и кредитного агента в ситуации банкротства заемщика. 

В итоге закон хоть и решил часть проблем, но на смену им тут же пришли новые трудности.

Закон признает обязательность для сторон договора синдицированного кредита решений, принятых большинством кредиторов (но не всеми кредиторами). Это важно, поскольку до вступления закона в силу в отношении этого вопроса не было определенности.

Вопреки опасениям, закон дает участникам синдиката право не применять нормы Гражданского кодекса о решениях собраний, что на практике существенно упрощает принятие решений кредиторами. Так, договором можно исключить требование о ведении кредиторами протоколов и следовании иным формальностям, установленным ГК для собраний.

Важным принципом синдицированного кредитования является независимость обязательств банков друг от друга. Говоря простым языком, если ты не выдал свою часть кредита, то я обязан предоставить только свою часть займа, но не твою тоже: иное «убило» бы синдицированное кредитование в принципе.

Закон закрепляет в качестве общего правила принцип независимости обязательств каждого кредитора в отношении заемщика. Никакой участник синдиката не отвечает за неисполнение другими участниками их обязательств по предоставлению заемщику денежных средств.

И это победа здравого смысла, потому что даже на стадии разработки законопроекта многие эксперты выступали против этого принципа.

Также закон вводит понятие кредитного управляющего и закрепляет основные положения о его функциях, которые в целом базируются на принятых в международной практике подходах. Почему-то по закону кредитным управляющим может быть только один из участников синдиката, но оставим это на дальнейшую доработку и совершенствование законопроекта.

К сожалению, в закон не попало как минимум два важных момента, которые были в тексте законопроекта, разработанном экспертной группой ко второму чтению в Госдуме.

Первый — это вопросы банкротства. В закон не вошел раздел об изменениях в законодательстве о банкротстве, посредством которого предполагалось урегулировать отношения кредиторов при банкротстве заемщика и лиц, предоставивших обеспечение по синдицированному кредиту.  

Планировалось в числе прочего предусмотреть, в каких случаях кредиторы имеют право заявлять самостоятельные требования и какова роль кредитного управляющего и управляющего залогом.

 Таким образом, вопросы, связанные с банкротством, остались нерешенными, что неизбежно приведет к сложностям при реализации кредиторами своих прав.

 На практике каждый участник синдиката будет стремиться заявить самостоятельное требование, что фактически войдет в противоречие с целями объединения кредиторов в синдикат. Этот существенный недостаток закона.

Второй момент — это возможность участия в кредите иным образом, чем непосредственно предоставление денежных средств заемщику.

Сейчас в российском праве отсутствует возможность создать работоспособный механизм передачи кредитором участия в финансировании заемщика без уступки требований к заемщику, аналогичный механизму subparticipation («участия в кредите»), используемому в международной практике.  

Необходимость введения в российское законодательство подобных норм давно осознана банковским сообществом, но предложения экспертов, участвовавших в разработке закона на ранних стадиях, не нашли отражения в итоговом тексте закона.

На наш взгляд, отсутствие такого механизма существенно ограничивает развитие рынка кредитования в России.

«Лес рубят, щепки летят». Законотворческая мысль в своем стремительном движении пронеслась мимо как минимум двух проблем, созданных законом. Во-первых, очевидно, стремясь оградить неопытных участников российского рынка от ненужного увлечения синдицированным кредитованием, закон прямо установил перечень тех лиц, которые могут быть кредиторами по синдицированному кредиту (займу).

Это банки (отечественные и иностранные), ВЭБ, лица, специально указанные в иных законах, и зарубежные компании, которые могут выдавать кредиты или займы в соответствии с иностранным регулированием.

Парадоксальным образом закон зажег «зеленый свет» любым иностранным компаниям, желающим участвовать в синдикатах по российскому праву, и запретил отечественным компаниям, кроме банков и иных лиц, специально поименованных в федеральных законах, принять участие в этом процессе.

Российским бизнесменам, впрочем, не привыкать: почти у каждого найдется кипрская компания, чтобы сделать нечто, чего нельзя родному предприятию.

Вторая проблема, созданная законодателем, к сожалению, ударила в самое сердце синдицированного кредитования: в вознаграждение кредитного управляющего. Не секрет, что выполнение функции координатора (кредитного управляющего) — это тяжелая работа конкретных людей в банках, оказывающих услугу, которая, согласно международной практике, оплачивается заемщиком.

Закон, к сожалению, прямо говорит о том, что подобная деятельность оплачивается кредиторами, несмотря на стремление банковского сообщества отразить в документе принцип, согласно которому эти расходы ложатся на заемщика. 

Тем не менее если взвесить на весах плюсы и минусы закона — первых, несомненно, больше. Безусловно, принятие закона является важным шагом на пути развития рынка синдицированного кредитования в России. Однако для полноценного функционирования рынка необходимо дальнейшее совершенствование законодательства и развитие практики применения закона в правильном направлении. 

Закон о синдицированном кредитовании: импортозамещение в банковской сфере

Синдицированный кредит (заем) – это финансовый инструмент, позволяющий организовать получение заемного финансирования от нескольких лиц и распределяющий между ними права, обязанности и риски, связанные с предоставлением займа. 1 февраля 2018 года вступил в силу Федеральный закон № 486-ФЗ от 31.12.

2017 «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который фактически создал в российском правовом пространстве законодательную основу для его использования.

Синдицированные займы и кредиты предоставляются заемщикам, потребности которых выше, чем финансовые возможности отдельных кредиторов.

Несмотря на то, что предоставление займов группой кредиторов само по себе никогда не было запрещено и могло реализовываться на основе общих правовых норм, до принятия Закона предоставление синдицированных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации было скорее исключением, чем правилом.

Рынок синдицированных займов в России

Синдицированные займы на протяжении последних лет выдавались достаточно активно, однако делалось это в основном в рамках международных контрактов и в соответствии с нормами зарубежного законодательства. Участниками соответствующих правоотношений становились в основном крупнейшие сырьевые монополии и банки с превалирующим или полным государственным участием. Как указывают эксперты, российские структуры в большинстве случаев получают синдицированные займы либо напрямую от иностранных инвесторов, либо встраивая в схему финансирования специально созданную иностранную компанию. Наиболее известными и крупными синдицированными займами, выданными в последние годы представителям российского бизнеса, стали:

  • синдицированный кредит на 2 миллиарда долларов США со сроком погашения 5 лет, выданный ОАО «Мечел» в 2010 году;
  • синдицированный кредит на 3,1 миллиарда евро со сроком погашения 16 лет, выданный консорциуму NordStream для реализации проекта «Северный поток» в 2010 году.

В 2017 году получателями крупнейших синдицированных займов в России выступили такие монополисты, как РЖД, Норильский Никель, Уралкалий, Сибирская угольная энергетическая компания, Русал, ХК Металлоинвест. Среди значительных получателей можно отметить лишь один коммерческий банк, инкорпорированный на территории России, – Московский кредитный банк, а также одного представителя IT-отрасли – зарубежных участников группы Вымпелком-VEON. Российские коммерческие банки и крупные производственные холдинги зачастую выступают получателями синдицированных займов от зарубежных инвестиционных банков и других финансовых институтов, привлекая такое финансирование для более эффективного ведения основной деятельности, расширения своей сети или модернизации бизнеса.

Правовое регулирование предоставления синдицированных займов до 1 февраля 2018 года

До недавнего времени норм закона, регламентирующих правила и условия функционирования такого финансового инструмента, как синдицированный заем, в российском праве не существовало. Его предоставление регулировалось только общими нормами Гражданского кодекса, относящимися к договорам займа и кредита. Однако это не останавливало Банк России от принятия инструкций, определяющих технику проведения соответствующих финансовых сделок .
Основной риск, который видят эксперты в этой ситуации, касается квалификации отношений между созаймодавцами в качестве отношений простого товарищества (совместной деятельности) «и, как следствие, риск применения к ним правил о договоре простого товарищества». Описывая главные трудности, с которыми участники синдиката кредиторов могут столкнуться в условиях правового вакуума, специалисты Dentons отмечают: «В этом случае заемщик мог бы предъявлять требования к одному из участников синдиката на всю сумму кредита, предоставляемого всеми его участниками. Кроме того, специальные правила выхода участников из товарищества, без сомнения, усложнили бы формирование вторичного рынка кредитных требований, а императивные правила о ведении дел товарищами ограничили бы гибкость кредиторов при принятии решений» . Учитывая общие суммы займов, предоставляемых на соответствующих рынках, даже теоретические риски, приведенные аналитиками, должны учитываться, однако стоит отметить, что мы так и не смогли обнаружить примеры правоприменительной практики, подтверждающие реальность этих опасений. И несмотря на это, отсутствие хоть какой-то нормативной базы синдицирования долговых обязательств не позволяло использовать их преимущества в полном объеме.

Правила синдицированного кредитования с 1 февраля 2018 года

Новый закон урегулировал правоотношения по предоставлению наиболее крупных и существенных для экономики синдицированных кредитов и займов. Их существенность определяется как субъектным составом правоотношений, так и общим объемом финансирования. Закон определяет главные отличия синдицированного кредита (займа) от других видов заемного финансирования. К таковым относятся:

  • Множественность лиц на стороне займодавца.
  • Согласованность действий кредиторов.
  • Индивидуальные условия, порядок и сроки предоставления займа каждым из кредиторов.
  • Особые характеристики заемщика и созаймодавцев.
  • Обязательность начисления и выплаты процентов.

Субъектный состав отношений синдицированного займа
Как следует из приведенного перечня, отношения синдицированного займа могут возникнуть только между юридическими лицами, то есть этот инструмент по умолчанию может считаться строго профессиональным. Кроме того, следует учитывать, что он не может использоваться для сделок с займодавцами, зарегистрированными в России, но не поименованными в перечне. Последний пункт, относящийся к иным российским юридическим лицам, сформулирован таким образом, что требует специального указания закона для того, чтобы определенное юридическое лицо имело возможность предоставлять синдицированные займы. На момент написания этой статьи таких указаний не существовало, поэтому мы можем лишь предполагать, что законодатель планирует поместить в этот пункт. Очевидно, это будут резиденты каких-либо особых экономических или специальных зон либо организации, представляющие какую-либо ценность как источники инвестирования. Стоит при этом отметить, что зарубежное финансирование может привлекаться от любых иностранных организаций, единственным требованием к которым является наличие достаточной правоспособности. Закон предусматривает нескольких специфических участников договора синдицированного займа:

  • Организатор синдицированного кредита (займа) – это будущий созаймодавец, который принимает на себя обязанность за вознаграждение подготовить договор синдицированного займа. На стороне организатора может выступать как один, так и несколько лиц, каждый из которых в дальнейшем станет кредитором.
  • Кредитный управляющий — это один из созаймодавцев, который ведет реестр участников синдиката кредиторов, осуществляет учет всех предоставленных заемщику каждым из участников синдиката кредиторов денежных средств, взаимодействует с заемщиком, а также выполняет иные организационно-технические функции, необходимые для реализации прав и обязанностей сторон сделки. Так, именно управляющий получает на свои счета суммы денежных средств, полученные от заемщика в качестве возврата основного долга и процентов по нему, и распределяет их между созаймодавцами в соответствии с требованиями заключенного договора. В отличие от организатора, управляющий должен быть назначен в любых отношениях по предоставлению синдицированного займа. При этом кредитным управляющим может быть только кредитная организация, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», иностранный банк или международная финансовая организация . Таким образом, заключение договора синдицированного займа в отсутствие среди созаймодавцев хотя бы одного профессионального участника финансового рынка невозможно.
  • Управляющий залогом – это лицо, которое, действуя от имени и в интересах всех кредиторов, заключивших договор, обязуется заключить договор залога с залогодателем и (или) осуществлять все права и обязанности залогодержателя по договору залога . В качестве управляющего залогом может выступать кредитный управляющий, если он будет наделен соответствующими полномочиями синдикатом кредиторов.
Читайте также:  Обособленное подразделение юридического лица – 2020

Будущее синдицированного кредитования Как говорит статистика, приведенная в этой статье, аналитики видят тенденции к росту рынка синдицированного кредитования в первую очередь за счет российских коммерческих банков, которые, выступая совместно, способны покрыть часть потребности крупного бизнеса в заемном финансировании. В связи с этим в самое ближайшее время кредитные институты начнут предлагать своим клиентам новые, объективно более совершенные инструменты кредитования. Кроме того, часть клиентов российских банков – юридических лиц, возможно, будет привлечена в качестве непосредственных кредиторов в проектах, для которых внутригосударственное финансирование будет приоритетным. Положения закона сейчас не производят впечатления норм, которые затронут существенную часть организаций. Несмотря на это, отечественная правовая система получила современный инструмент, позволяющий перевести часть крупных финансовых проектов в юрисдикцию России. Этот факт дает возможность русскоговорящим кредиторам и заемщикам совершать подобные сделки с гарантиями, а также не подключая к их структурированию, заключению и разрешению споров по ним иностранных юристов, консультантов и адвокатов. В любом случае, надеемся, что российский законодатель даст возможность использовать аналогичные нормы и для финансирования без участия кредитных организаций.

Правительство подготовило законопроект о синдицированном кредитовании

14.03.2017     Новости финансового сектора

Правительство разработало проект поправок к законодательству, регулирующему синдицированное кредитование и вводящее общие нормы о синдицированном кредите.

Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на проект поправок к законодательству «О банках и банковской деятельности» и ряд других законодательных актов.

Согласно новому законопроекту, воспользоваться новыми нормами смогут все участники банковского рынка, однако главным лоббистом нового закона, по данным издания, является Внешэкономбанк (ВЭБ).

В настоящее время синдицированные кредиты выдаются в России на основе индивидуальных договоров, заключенных по российскому праву, или по британскому праву в случае наличия иностранных кредиторов.

Законопроект вводит целый ряд новых понятий, в частности, «кредитный агент», производящий расчеты по предоставлению и возврату кредита, и «управляющий залогом», занимающийся управлением обеспечения по кредиту.

Кроме того, законопроект детально описывает порядок реализации залога.

Попытки законодательно упорядочить выдачу синдицированных кредитов предпринимались еще в 2015 году, однако тогда законопроект не дошел до внесения в Госдуму. «Сейчас ситуация кардинально изменилась: в разработке правительственного законопроекта в его нынешнем виде активно участвует ВЭБ, он же является главным лоббистом», — утверждает один из источников «Коммерсанта».

В самом ВЭБе изданию подтвердили, что «давали предложения и участвовали в рабочих группах». «Мы могли бы выступать как первичный кредитор, а потом организовывать синдикацию. Это позволило бы на 1 руб. вложенных нами денег привлекать 3–4 руб.

с рынка — как от российских банков, так и от внешних инвесторов — и направлять существенную часть свободной ликвидности на проектное финансирование», — уточнили в госкорпорации.

В ВЭБе планируют, что синдицирование будет применяться преимущественно для российских проектов «с четким фокусом инвестирования в промышленность высоких переделов, инфраструктуру, поддержку несырьевого экспорта, инновации и перевод ОПК на гражданскую продукцию». Кроме того, синдицирование может применяться и для проектов «вне страны, если они призваны развивать экономику России»; привлекать для таких сделок планируется и иностранные, и российские банки.

В Государственной думе намерены обеспечить максимально ускоренное прохождение проекта.

По словам главы комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолия Аксакова, документ может быть принят уже в весенней сессии, если поступит в Госдуму в марте. «В условиях отсутствия внешнего финансирования он крайне нужен рынку.

Законопроект снимет правовую неопределенность и приведет к резкому росту кредитования, сделав ресурсы более доступными», — полагает Аксаков.

  • Источник — RNS

Синдицированное кредитование в России

Соавторы: старший юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Олег Ушаков, юристы АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Максим Барышев и Надежда Моргунова

31 декабря 2017 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон о синдицированном кредите»), вступивший в силу 1 февраля 2018 г.

Закон о синдицированном кредите устанавливает правовые основы синдицированного кредитования в Российской Федерации и направлен на регламентацию отношений, возникающих в связи с предоставлением заемщику займа или кредита несколькими займодавцами (кредиторами), действующими совместно, а также отношений между указанными займодавцами (кредиторами). Помимо прочего, законом вносятся изменения, направленные на расширение возможностей по выпуску проектных облигаций специализированными обществами, в том числе для целей привлечения средств, необходимых для предоставления синдицированных займов.

Принятие указанного закона является одним из наиболее востребованных современной банковской практикой изменений законодательства Российской Федерации, поскольку синдицированные кредиты уже активно используются на практике в России, однако действующие правовые нормы и инструменты не позволяли в полной мере учитывать интересы заемщика и участников синдиката кредиторов при заключении и исполнении договора синдицированного кредита (займа) (далее – ДСК), а также особенности синдицированного кредитования.

Ключевые положения специального регулирования нового инструмента проектного финансирования ДСК и его участники

Закон о синдицированном кредите регламентирует отношения между участниками только одного вида синдицированного кредита (займа) – совместно инициированного синдицированного кредита.

При этом используемое на практике синдицированное кредитование на условиях участия в кредите, имеющего две основные разновидности – участие в фондировании (funded sub-participation)1 и участие в риске (risk sub-participation)2, в Законе о синдицированном кредите не отражено.

  • По ДСК несколько кредиторов обязуются согласованно друг с другом предоставить или предоставлять в собственность заемщика денежные средства в размере и сроки, предусмотренные ДСК для каждого кредитора, а заемщик обязуется возвратить кредиторам полученные от них денежные средства, уплатить проценты за пользование денежными средствами, а также иные платежи, если обязанность их уплаты предусмотрена ДСК.
  • Заемщиком по ДСК может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а кредитором – кредитные организации, Внешэкономбанк, иностранные банки, международные финансовые организации, иностранные юридические лица, которые в соответствии со своим личным законом вправе заключать кредитные договоры, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, иные российские юридические лица в случаях, предусмотренных федеральным законом (включая специализированные общества проектного финансирования (далее – СОПФ)).
  • Порядок осуществления прав кредиторов по ДСК и принятие решений участниками синдиката кредиторов

Закон о синдицированном кредите предусматривает возможность взаимодействия участников синдиката кредиторов с заемщиком через одного из участников синдиката кредиторов (кредитного управляющего), который, в частности, ведет реестр участников синдиката кредиторов, осуществляет учет всех предоставленных заемщику каждым из участников синдиката кредиторов денежных средств, а также от имени и в интересах всех участников синдиката кредиторов осуществляет их права, перечень которых приведен в ДСК, в отношениях с заемщиком или третьими лицами. При этом иные участники синдиката кредиторов не вправе осуществлять предусмотренные ДСК права до момента прекращения ДСК или до отмены предусмотренного ДСК условия об осуществлении прав участников синдиката кредиторов кредитным управляющим, если иное не предусмотрено ДСК.

Определение кредитного управляющего и перечня его полномочий может осуществляться ДСК, решением участников синдиката кредиторов или в ином порядке, предусмотренном ДСК. При этом кредитным управляющим может быть только кредитная организация, Внешэкономбанк, иностранный банк или международная финансовая организация.

Законом о синдицированном кредите определены особенности процедуры принятия решений участниками синдиката кредиторов. Так, установлено, что порядок принятия решений по вопросам осуществления прав и обязанностей всеми участниками синдиката кредиторов, а также по другим вопросам устанавливается ДСК либо к нему применяются правила ГК РФ.

Законодательным актом предусмотрены особенности взаимоотношений каждого участника синдиката кредиторов с заемщиком и иными лицами в рамках действия ДСК.

В частности, определено, что размер предоставляемых каждым участником синдиката кредиторов заемщику денежных средств может быть установлен в твердой денежной сумме или в виде определенной доли подлежащих передаче заемщику денежных средств от их общего объема.

Каждый участник синдиката кредиторов имеет самостоятельные права (требования) к заемщику в размере, пропорциональном размеру предоставленных заемщику этим участником синдиката кредиторов и не возвращенных заемщиком денежных средств, которые не зависят от прав (требований) иных участников синдиката кредиторов, если иное не предусмотрено ДСК.

Читайте также:  Образец приказа о направлении на повышение квалификации

Перемена лиц в обязательстве по ДСК

Законом о синдицированном кредите регламентированы вопросы, касающиеся перемены лиц в обязательстве по ДСК. Так, переход прав (требований) участников синдиката кредиторов к другому лицу возможен только вместе с правами, связанными с действием ДСК (в том числе правами по участию в принятии решений участников синдиката кредиторов).

При переходе прав (требований) участника синдиката кредиторов на третье лицо сохраняют свою силу ранее установленные в соответствии с ДСК или договором управления залогом полномочия кредитного управляющего, управляющего залогом, не являющегося кредитным управляющим, а также иных лиц, уполномоченных выступать от имени участников синдиката кредиторов.

В то же время законодателем ограничивается круг тех лиц, на кого могут переходить обязанности участника синдиката кредиторов по ДСК.

В частности, при переводе участником синдиката кредиторов своей обязанности по предоставлению кредита (займа) на третье лицо либо при одновременной передаче участником синдиката кредиторов всех его прав и обязанностей по ДСК другому лицу, такое лицо должно быть субъектом, которое в соответствии с Законом о синдицированном кредите вправе выступать участником синдиката кредиторов (см. выше).

Особенности регистрации залога при наличии управляющего залогом по ДСК

Законом о синдицированном кредите установлены особенности регистрации обременений имущества в виде залога, обеспечивающего обязательства по ДСК, в различных реестрах при наличии договора управления залогом. В частности:

  • при регистрации уведомления о залоге в реестре уведомлений о залоге движимого имущества вместо сведений о залогодержателе указываются сведения об управляющем залогом; при этом сведения о залогодержателях в указанное уведомление не включаются;
  • при регистрации залога бездокументарных ценных бумаг в качестве сведений о лице, в пользу которого устанавливается обременение, указываются сведения об управляющем залогом с отметкой о том, что залог установлен при наличии договора управления залогом;
  • при регистрации залога доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью в заявлении о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц указываются сведения о залогодержателе (залогодержателях), о договоре или договорах залога, в отношении которых заключен договор управления залогом, а также сведения о договоре управления залогом;
  • при регистрации ипотеки в Единый государственный реестр недвижимости наряду со сведениями о залогодержателях также вносятся сведения об управляющем залогом и о договоре управления залогом, включая дату заключения и номер такого договора.

Изменение правоспособности специализированных обществ проектного финансирования

Законом о синдицированном кредите в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» внесены изменения в части расширения правоспособности специализированных обществ проектного финансирования.

Прежде всего, закон закрепляет возможность СОПФ выпускать программы облигаций, обеспеченных залогом денежных требований, что, по общему правилу, запрещается. Кроме того, как было отмечено выше, СОПФ предоставлено право выступать участником синдиката кредиторов.

Помимо этого установлен новый подвид специализированного общества проектного финансирования – СОПФ, единственным участником (акционером) которого является Российская Федерация или Внешэкономбанк.

Такой СОПФ вправе финансировать долгосрочные инвестиционные проекты путем предоставления займов и (или) приобретения денежных требований по договорам займа и кредитным договорам с условием целевого использования предоставленных денежных средств, если целью использования суммы займа (кредита) является осуществление таких инвестиционных проектов, а также вправе осуществлять эмиссию облигаций, обеспеченных залогом денежных требований по указанным договорам займа и кредитным договорам.

Действие Закона о синдицированном кредите во времени

Закон о синдицированном кредите вступает в силу с 1 февраля 2018 г. Положения указанного закона в части синдицированного кредита (займа) применяются к отношениям, возникшим после дня его вступления в силу.

При этом стороны ДСК, заключенных до его вступления в силу, вправе предусмотреть возможность его применения после дня вступления Закона о синдицированном кредите в силу к правам и обязанностям, возникшим из таких договоров.

Открытые вопросы к регулированию синдицированного кредита

Принятие Закона о синдицированном кредите отвечает современным потребностям участников финансового рынка России, поскольку синдицированному кредиту присущ ряд преимуществ по сравнению с двусторонними кредитными договорами:

  • с точки зрения заемщика, использование синдицированного кредита позволяет увеличить размер и сроки заимствования, снизить транзакционные расходы, оптимизировать использование обеспечения (предметов залога), а также в ходе одной сделки выстроить взаимодействие с несколькими кредиторами;
  • с точки зрения кредиторов, синдицированный кредит обеспечивает распределение кредитных рисков между несколькими кредиторами и диверсификацию портфеля отдельного кредитора, повышает ликвидность активов, расширяет круг потенциальных заемщиков, упрощает управление задолженностью в случае просрочки заемщика, повышает финансовые возможности кредитных организаций, в частности, путем преодоления нормативного ограничения кредитного риска на одного заемщика (обязательный норматив Н6) за счет распределения кредитных рисков.

Между тем Закон о синдицированном кредите не лишен ряда недостатков и противоречий. Так, в частности,

  • существует неопределенность касательно последствий присоединения к ДСК новых кредиторов – неясно, должен ли в этом случае увеличиваться размер кредита или только перераспределяться доли в кредите;
  • возможность установления эксклюзивности организатора синдицированного кредита, предусмотренная законом, ограничена, а расширение ее договором может повлечь неблагоприятные, с точки зрения антимонопольного законодательства, последствия;
  • недостаточно урегулирован вопрос о полномочиях кредитного управляющего (в частности, его право обращаться в суд и представлять интересы кредиторов, представлять интересы в ходе банкротства заемщика и др.);
  • сохраняется неопределенность относительно возможности и последствий уступки прав (требований) по ДСК третьему лицу, в частности, возможности уступки  в пользу «обычной» коммерческой организации (не относящейся к числу возможных участников синдиката), а также относительно возможности продолжения осуществления функций кредитным управляющим после передачи им как участником синдиката принадлежащих ему прав требования в пользу третьего лица;
  • не в достаточной мере урегулированы последствия расторжения ДСК;
  • необходимость заключения при уступке участником синдиката кредиторов своих прав (требований) по ДСК третьему лицу дополнительных соглашений к договору залога доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и договору ипотеки, обеспечивающих исполнение заемщиком своих обязательств по ДСК, а также регистрация соответствующих изменений в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре недвижимости в части сведений о залогодержателях существенно ограничивает на вторичном рынке оборот синдицированного кредита как базового актива для производных финансовых инструментов.
  1. Резюмируя вышеизложенное, полагаем, что закон дает новые возможности участникам гражданского оборота; тем не менее оставшиеся пробелы в регулировании и риски неоднозначного толкования отдельных положений законодательства необходимо учитывать при подготовке кредитной документации по синдицированным кредитам, в том числе привлекая профессиональных консультантов, имеющих необходимый опыт.
  2. 1 В России под таким кредитом понимается индивидуально инициированный синдицированный кредит.
  3. 2 В России под таким кредитом понимается синдицированный кредит без определения долевых условий.

Синдицированное кредитование при реализации инфраструктурных проектов (часть 2)

Синдицированное кредитование в России и раньше применялось для финансирования крупных инфраструктурных проектов (как правило, в нефтегазовом секторе, а также нескольких крупных ГЧП-проектов). Часто такие сделки структурировались по иностранному праву.

Однако синдицированное финансирование не нашло широкого применения в России. Для этого есть экономические причины: сокращение числа потенциальных кредиторов из-за ухода с рынка иностранных банков в результате введения санкций, относительная «молодость» рынка капитала в России, и во многом его участникам не хватает опыта и компетенции.

  • Также в качестве одной из причин непопулярности синдицированного кредитования называлась недостаточность нормативного регулирования.
  • Синдицированное кредитование в России до недавнего времени регулировалось в основном нормами ГК РФ и Приложением 4 к Инструкции Банка России от 28 июня 2017 года N 180-И «Об обязательных нормативах банков» (Методика определения уровня риска по синдицированным ссудам).
  • При этом ряд вопросов был урегулирован недостаточно: отношения участников синдиката между собой, процесс принятия ими решений, процесс взаимодействия синдиката с заемщиком и лицами, предоставившими обеспечение, порядок уступки прав по соглашениям о финансировании, перевода долга, регулирование отношений в случае незначительных нарушений со стороны заемщика и в случае банкротства заемщика, и др.

С 1 февраля 2018 года вступил в силу новый Федеральный закон от 31.12.

2017 N 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о синдицированном кредите), который фактически закрепил на законодательном уровне существующую рыночную практику, детализировал требования к документации по синдицированным сделкам, а также устранил некоторые правовые пробелы.

Основные положения нового Закона о синдицированном кредите представлены на рисунке ниже:

Скачать в большом размере в формате .pdf

Договор об организации синдицированного кредита (займа) заключается будущим заемщиком с лицом или лицами, которые могут быть участниками синдиката в силу требований Закона (организатор синдицированного кредита (займа)).

Договор синдицированного кредитования должен быть заключен в письменной форме. В противном случае договор будет ничтожным (ч. 7 ст. 2 Закона о синдицированном кредите).

Контрагенты по договорам, заключенным до 1 февраля, вправе установить, что после этой даты большинство положений нового закона применяется к уже возникшим правам и обязанностям (ч. 3 ст.

20 Закона о синдицированном кредите).

С точки зрения международной практики участники синдиката кредиторов не являются солидарными кредиторами.

Такая же позиция закреплена в российском законе: каждый участник синдиката кредиторов не отвечает за исполнение другими кредиторами их обязанности по предоставлению кредита, каждый из кредиторов имеет самостоятельные права требования по отношению к заемщику, которые не зависят от прав требования иных участников синдиката кредиторов.

Договор синдицированного кредита должен предусматривать условие о порядке принятия кредиторами решений и исполнения ими обязанностей в отношении заемщика (межкредиторское соглашение) (ч. 4 ст. 2 Закона о синдицированном кредите).

  1. В частности, может быть установлено, что все участники синдиката или большинство из них принимают решения по следующим вопросам:
  2. — осуществление или отказ от осуществления определенных прав всеми участниками синдиката;
  3. — исполнение определенных обязанностей всеми участниками синдиката;
  4. — направление заемщику уведомления об отказе от договора синдицированного кредита или требования о его изменении или расторжении;
  5. — выбор кредитного управляющего из числа участников синдиката.

К порядку принятия решений Участниками синдиката применяются правила главы 9.1 ГК РФ (решения собраний), если договором не предусмотрен иной порядок. Важным нововведением Закона о синдицированном кредите является то, что решение большинства участников синдиката обязательно для всех участников, что повышает эффективность процесса принятия решений по сделки.

В договоре синдицированного кредита указывается, кто из участников синдиката является кредитным управляющим

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *