Как проводится государственная экологическая экспертиза?

Техническими регламентами и законодательством по охране окружающей среды установлены требования, которым должны соответствовать объекты, чья хозяйственная деятельность может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.

Поэтому в обязательном порядке проводится государственная экологическая экспертиза проектной документации таких объектов. Главная цель экспертизы – не допустить нанесения вреда окружающей среде в результате их деятельности.

О том, в отношении каких объектов должна проводиться экологическая экспертиза и какие необходимо собрать документы для ее организации, читайте в материале портала mosreg.ru.

  • Объекты экологической экспертизы
  • Как проводится государственная экологическая экспертиза? Источник: ©, pixabay.com
  • Государственная экологическая экспертиза федерального уровня проводится в отношении проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности.
  • Данная проектная документация может касаться строительства, реконструкции и вывода из эксплуатации таких объектов, а также рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения таких отходов.
  • Как подать отчет об использовании лесов в Подмосковье>>
  • Проведение повторной экспертизы
  • Как проводится государственная экологическая экспертиза? Источник: ©, pixabay.com
  • Если положительное заключение государственной экологической экспертизы уже было получено ранее, то повторное проведение экспертизы требуется в следующих случаях:
  • — доработка объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
  • — реализация объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
  • — истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • — внесение изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
  • «Лесная амнистия» в Подмосковье: как изменить статус земли>>
  • Порядок оказания услуги
  • Как проводится государственная экологическая экспертиза? Источник: Фотобанк Московской области, Роман Варцев

Услуга по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня оказывается физическим и юридическим лицам, обратившимся с соответствующим заявлением и комплектом документов в Министерство экологии и природопользования Московской области.

При этом необходимо учесть, что на территории министерства действует пропускной режим: запись производится в день, предшествующий дню посещения. Также за получением услуги можно лично обратиться в многофункциональный центр (МФЦ).

Кроме того, заявление на получение услуги можно оформить посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг Московской области (РПГУ).

  1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) документов и (или) документации экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.
  2. МФЦ Подмосковья: виды услуг для граждан и предпринимателей>>
  3. Необходимые документы

Как проводится государственная экологическая экспертиза? Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

  • Для получения госуслуги потребуются следующие документы:
  • — заявление ;
  • — паспорт гражданина РФ.
  • Если заявление подает представитель заявителя, то необходим документ, подтверждающий его полномочия (доверенность).
  • Ниже приведен перечень дополнительных документов (в случае с проектной документацией и проектами представляются оригинал и копия документа на бумажном носителе):
  • — копия приказа об утверждении заключения государственной экологической экспертизы;
  • — материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления, и заключение общественной экологической экспертизы (в случае ее проведения);
  • — проект рекультивации земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I-V классов опасности;
  • — проект рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности;
  • — проектная документация на реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I-V классов опасности;
  • — проектная документация на строительство объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I-V классов опасности;
  • — проект вывода из эксплуатации объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I-V классов опасности.
  • Порядок оплаты услуги

Как проводится государственная экологическая экспертиза? Источник: Главное управление «Государственная жилищная инспекция Московской области»

Сумма оплаты за предоставление услуги рассчитывается индивидуально для каждого объекта.

Образец сметы на проведение государственной экологической экспертизы утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.05.2014 № 205 «Об утверждении порядка определения сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы».

  1. Как получить услугу по госэкспертизе проектной документации в Подмосковье>>
  2. Иван Пышечкин

Экологическая экспертиза: что это такое, виды, объекты и субъекты проверки, порядок проведения

Экологическая экспертиза – ряд мероприятий, направленных на определение степени защиты экологии от окружающего воздействия в результате хозяйственной деятельности. Проверка осуществляется документально и практически. Цель – подтверждение, что предприятие или любой другой хозяйствующий субъект не несет угрозу экологической безопасности. По результатам проверки присваивается сертификат.

Проверка производится по запросу от общества или государства – этим определяются виды экологической экспертизы. Инициатор несет финансовые издержки, относящиеся к процедуре подтверждения соответствия. Для предприятий, работающих с опасными для природы и человека материалами, прохождение проверки обязательно.

Нормативное регулирование

Нормативно-правовой акт, определяющий понятие экологической экспертизы, – федеральный закон № 174-ФЗ. Документ включает порядок проверки, нормы, действующие права, обязанности сторон, виды, принципы. Нормативный акт соответствует гражданским правам в сфере защиты окружающей среды, закрепленным статьей 42 Конституции РФ.

В нормативных документах описаны положения, связанные с проведением экспертизы:

  • права госорганов;
  • порядок проведения исследования;
  • права граждан;
  • документооборот;
  • финансирование;
  • ответственность сторон;
  • решение спорных ситуаций;
  • участие России в международных договорах и связанные с этим обязательства.

Орган, отвечающий за воплощение государственной политики в области экологической безопасности, – Росприроднадзор.

Основные принципы и цели

В федеральном законе выделены принципы, которые участники экологической сертификации должны учитывать при проведении проверки:

  • каждая деятельность должна рассматриваться в качестве потенциально опасной для экологии;
  • эксплуатация объекта начинается с момента получения заключения;
  • деятельность оценивается комплексно;
  • должны учитываться показатели, влияющие на безопасность окружающей среды;
  • обеспечивается полнота, достоверность обрабатываемой информации;
  • соблюдается независимость специалистов экспертной организации;
  • заключения должны быть обоснованы, независимы, законны;
  • гарантируется гласность результатов, учет общественного мнения;
  • вовлеченные стороны отвечают за достижение целей аудита.

Соблюдение принципов означает, что работа проводится независимыми специалистами, которые должны беспристрастно оценить безопасность объекта или хозяйственных операций для экологии.

Виды в России

Выделяются два вида экологических экспертиз в России, различающиеся инициаторами запроса на проверку:

  • государственная;
  • общественная.

В первом случае исследуемые объекты или деятельность проверяются на соответствие государственным требованиям.

Во втором случае проверка имеет рекомендательные результаты, используемые общественными объединениями для инициирования действий в области защиты окружающей среды.

Экологическая сертификация обязательна по требованиям госорганов, если деятельность предприятия или объекта входит утвержденный список.

Контроль объектов вне утвержденного списка осуществляется по общественному запросу. Общественные проверки проводятся в целях разных организаций, на основании чего существует деление:

  • ведомственные;
  • научные;
  • коммерческие.

Государственная

В роли инициатора такой проверки выступает государство. Проведение государственной экологической экспертизы – требование нормативно-правовых документов.

Организация и проведение связанных действий производится Росприроднадзором, в состав которого входит штат экспертов в сфере экологии.

За счет государственного надзора подтверждается и контролируется рациональное использование природных ресурсов страны, охраняется окружающая среда.

Общественная

Основываясь на запросах граждан, публичных организаций, местных администраций, проводятся общественные аудиты. Исключение для проведения проверки составляют объекты, представляющие тайну:

  • государственную;
  • коммерческую;
  • иную, которая охраняется законодательно.

Федеральный закон № 174-ФЗ распространяется на общественную экспертизу. Документом определены права, которыми наделены граждане, общественные организации в сфере экологической экспертизы:

  • инициирование экспертной проверки;
  • информированность о выводах и промежуточных итогах.

Ответственность за результаты общественной проверки не отличается от государственной.

Ведомственная

Один из видов экологической экспертизы – ведомственная.

Инициаторами проведения выступают министерства, профильные ведомства, использующие результаты для анализа деятельности подведомственных предприятий в области экологической защиты.

Выводы применяются для улучшения экологических показателей при последующей государственной сертификации. Результаты двух видов контроля не должны противоречить или исключать друг друга.

Научная

Один из видов экспертизы, который не регламентируется законодательно, – научная. В роли инициаторов выступают научные, образовательные учреждения, проводящие проверку в следующих целях:

  • сверка данных;
  • изучение событий.

Обстоятельства для проверки возникают в лабораторных или естественных условиях.

Коммерческая

Социально ответственные компании, внедрившие политику в сфере защиты окружающей среды, заказывают аудит собственных процессов на соответствие экологическим требованиям. Коммерческая экологическая экспертиза проводится по инициативе и в интересах заказчика. Такая проверка не регулируется законодательством, процесс полностью управляется участниками аудита.

Сроки проведения

Начало экологической экспертизы возможно только после оплаты со стороны заказчика, предоставления документации, требуемой для проверки.

Видом и объектом проверки определяется допустимый срок с момента оплаты, после которого необходимо начинать процедуру. По закону проверка запускается в течение 3-15 дней с момента оплаты и получения документов. Срок проведения – не более двух месяцев.

При отсутствии противоречия с нормативными актами возможно продление на один месяц по инициативе заказчика.

Объекты государственной экспертизы

Со стороны государства процесс экологических аудитов регламентирован нормативно-правовыми актами, где определены объекты, подвергаемые сертификации. Порядок и список зависят от уровня, присвоенного объекту:

  • федеральный;
  • региональный.

Федеральный уровень

Объектам государственной важности присваивается федеральный уровень. Экспертиза на федеральном уровне проводится экспертами Росприроднадзора, объектами или видами деятельности выступают:

  • строительство;
  • выпуск новых видов техники;
  • работа на охраняемых природных объектах;
  • деятельность на Байкале;
  • работа с отходами.

При изменении условий, действовавших при получении сертификата, объект или деятельность подвергаются повторной экспертизе. Изменения, после которых необходимо повторение процедуры: обновление документации, истечение срока действия сертификата, доработка по результатам предыдущей проверки.

Региональный уровень

Региональный уровень различается с федеральным списком, по которому проводится экспертиза. Перечень не включает объекты федерального масштаба (деятельность на Байкале, например), работу с отходами всех классов. Местные органы власти, имеющие право осуществлять экологическую экспертизу, оценивают объекты или деятельность регионального значения.

Читайте также:  Выписка из единого государственного реестра юридических лиц

Объекты и заказчики

Среди объектов добровольной экспертизы выделяются те, с которыми жители сталкиваются регулярно. К таким объектам относятся:

  • недвижимость;
  • транспорт;
  • рабочие места.

Заказчики общественного экологического аудита: граждане, общественные или эксплуатирующие организации.

Важная функция аудита – подтверждение, что окружающая среда не несет опасности для человека, природы. Результаты служат гарантом безопасности объекта для человека и окружающей среды. Например, при строительстве домов из низкокачественных материалов существует риск развития радиационного фона, бактериологических инфекций.

Организации, ответственные за проведение проверки

Росприроднадзором учреждены бюджетные организации, в состав которых входят экспертные советы и комиссии, осуществляющие государственную экологическую экспертизу.

Каждый эксперт обязан иметь профильное образование, сертификат, подтверждающий квалификацию. Те же требования предъявляются организациям, проводящим общественную проверку.

Отличие – они учреждены частными лицами и, как правило, выполняют работы на коммерческом основании.

Каждая экспертная организация обязана сохранять независимость, непредвзятость при составлении заключения.

Анализируемые показатели и методы проверки

Исследование объектов или отдельных видов деятельности по требованиям безопасности в области экологии включает ряд показателей. По свойствам показатели делятся на 3 группы:

  • физические;
  • химические;
  • биологические.

Как проводится государственная экологическая экспертиза?
Как проводится государственная экологическая экспертиза?

В качестве методов исследования используются инструменты, лабораторные опыты, изучение документации, интервьюирование сотрудников, групповое обсуждение.Как проводится государственная экологическая экспертиза?

Порядок проведения

Порядок проведения общественной экспертизы для заказчиков:

  • заключение договора с экспертной организацией, оплата, предоставление документации;
  • исследование;
  • получение заключения и сертификата о соответствии.

Государственная экспертиза отличается тем, что после получения необходимых материалов оценивается их полнота, а затем формируется комиссия. В рамках комиссии готовится групповое заключение, а также выводы каждого из экспертов. На основании этого выпускается сводное заключение.

Пример заключения

Государственная экологическая экспертиза. Справка

Целями экологической экспертизы являются:

1. Определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды.2.

Определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности.3.

Определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности.

  • 4. Обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала
  • ФЗ «Об экологической экспертизе» различает 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Законодательство предусматривает целый ряд проектов, для которых проведение государственной экологической экспертизы является обязательным.

В частности, обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:1. Проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.2.

Материалы, подлежащие утверждению федеральными органами исполнительной власти и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации.3.

Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации.4. Технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств.5. Материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации.6. Проекты международных договоров.7. Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий.8. Проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации и целый ряд других проектов.

  1. Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется.
  2. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).
  3. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.
  4. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники его территориальных органов.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы.

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

Государственная экологическая экспертиза: цели, когда проводится

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Главная / Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) – это установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) как сфера деятельности в нашей стране ведет свое начало с 1988 года, когда был образован Государственный комитет СССР по охране природы.

Руководствуясь законодательством Российской Федерации, государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) на стадии подготовки принятия решения обеспечивает в проектной документации соблюдение экологических требований законодательных и правительственных правовых актов, а также отраслевых и ведомственных природоохранных документов, в том числе по вопросам охраны воздушного бассейна, поверхностных и подземных вод, недр, почв, растительного и животного мира, природно-культурных заповедников и памятников.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) организуется и проводится уполномоченным государственным органом и экспертными комиссиями, специально создаваемыми для:

  • объективной оценки экологических последствий намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • заблаговременного выявления и предотвращения возможных конфликтных ситуаций в случае реализации этой деятельности;
  • повышения качества экологического обоснования принимаемых решений.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) является действенным средством государственного регулирования в целях:

  • снижения экологического риска;
  • предупреждения возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий;
  • предотвращения возможного ущерба государственным интересам РФ.

Принятый в 1995 году Федеральный Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Этим законом определено, что государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) предназначена способствовать сохранению и улучшению сферы обитания человека, в том числе:

  • достижению в предстоящие годы нормативных показателей чистоты атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов;
  • обеспечению экологически безопасной среды для человека, растительного и животного мира;
  • созданию благоприятных условий для восстановления естественного баланса экологических систем и их способности к саморегулированию и самоочищению.

Законом установлено, что государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) подлежат практически все виды документации, реализация которой может оказать воздействие на окружающую среду, в том числе:

  • проекты законов, нормативных правовых актов, целевых программ, схем охраны и использования природных ресурсов, территориальной организации;
  • технико-экономические обоснования и проекты строительства объектов всех видов хозяйствования и природопользования;
  • других материалов, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) предшествует принятию хозяйственного решения и, базируясь на природоохранных законах, правилах и экологических нормативах, еще на стадии проработки вопросов в проектной документации устанавливает соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость или недопустимость реализации объекта экологической экспертизы.

Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) анализирует и оценивает представленную документацию (объект экспертизы) с позиций:

  • эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в документации мер по охране здоровья населения, рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей природной среды;
  • правильности определения степени экологического риска и экологической опасности намечаемой деятельности;
  • определения экологически вредных воздействий на окружающую природную среду принимаемых решений, а также возможных социальных, экономических и экологических последствий в случае реализации этих решений.

Подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) заключение должно содержать обоснованные выводы:

  • о соответствии намечаемых решений нормативным правовым актам Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (на территории которого располагается объект) по вопросам охраны окружающей среды;
  • о полноте выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате реализации намечаемых решений;
  • о достаточности предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности общества и по сохранению природного потенциала;
  • об экологической обоснованности реализации объекта экспертизы.

Оно приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения приказом специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы.

Читайте также:  Штраф за неуплату налогов не может быть уменьшен до нуля

Заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) является запрет реализации объекта экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) материалов обоснований инвестиции в строительство и проектов строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения и т.п.) проводится на федеральном уровне, если:

  • проектируемый объект после его сооружения окажет воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации (например, тепловые, атомные и гидроэлектростанции;
  • дамбы и водохранилища;
  • крупные промышленные предприятия;
  • нефтеперерабатывающие и газоперерабатывающие заводы, предприятия химической промышленности;
  • порты и терминалы внутреннего судоходства;
  • автомобильные и железнодорожные протяженные магистрали;
  • обустройство нефтегазоносных месторождений, нефтегазопроводы и спецпродуктопроводы;
  • использование пестицидов или других вредных и токсичных материалов и т.д.);
  • деятельность этого объекта затрагивает интересы сопредельных государств, определенные «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»;
  • для осуществления намечаемой деятельности необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов.

Источники: Федеральный закон РФ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе»; Федеральный закон РФ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды»; Чегасов Г.С. «О государственной экологической экспертизе» // Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. 1996. № 1; 1997. № 3.

Государственная экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза — это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).Принципы экологической экспертизы

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

  1. презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  2. обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  3. комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  4. обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  5. достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  6. независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  7. научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  8. гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
  9. ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Хотя экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» установлен перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 10 ФЗ).

Объекты государственной экологической экспертизы

Объекты государственной экологической экспертизы перечислены в ст. 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и иными нормативными правовыми актами РФ.

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня:

  1. проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ;
  2. проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  3. проекты соглашений о разделе продукции;
  4. материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в области использования атомной энергии;
  5. проекты технической документации на новые технику, технологию, новые вещества, использование (поступление) которых может оказать воздействие на окружающую среду;
  6. материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  7. объекты государственной экологической экспертизы, указанные:
    • в ФЗ от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
    • в ФЗ от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
    • в ФЗ от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
  8. проектная документация:
    • объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
    • объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I — V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности;
    • искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
    • объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа;
  9. проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
  10. материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подпункте 7.5 настоящей статьи;
  11. объект государственной экологической экспертизы, указанный в ст. 11 ФЗ и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
    • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня:

  1. проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ;
  2. проекты целевых программ субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  3. проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
  4. объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
    • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется:

  1. Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
  2. Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы (утв. постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 N698);

Организация и проведение государственной экологической экспертизы

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, государственными служащими Комитета в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса (заявки) заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Читайте также:  Образец доверенности на продажу доли в ооо 2020

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности;
  • требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Жалоба может быть подана заявителем:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитет, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
    • Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.
    • Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
    • В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. В электронной форме в Комитет, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта Администрации Санкт‑Петербурга раздела Комитета (подраздел «Обращения граждан» — «Электронная приемная»), федерального Портала, Портала.

    При подаче жалобы в электронной форме документы, указанные в пункте 5.1 настоящего Административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

  3. Жалоба может быть подана заявителем через МФЦ. При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

    Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Комитетом. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

  1. В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.
  2. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
  3. Жалоба должна содержать:
  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.

В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.
  • При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  • Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  • В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • в случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых Комитетом, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги;
  • в случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
  1. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.
  2. По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
  3. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
  4. Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
  • В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
  • В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящею пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
  • Порядок обжалования решения по жалобе
  • Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (Смольный, Санкт‑Петербург, 191060, телефон: (812) 576‑46‑74), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством
  • Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.
  • Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *