Как исчислять земельный налог для участков под комплексное жилищное строительство: разъяснения фнс

Земельный налог также как и имущественный является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где он установлен и в котором находится земельный участок.

Кто платит земельный налог в 2020 году

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

Ставки земельного налога

Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:

  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности (исключение действует с налогового периода 2020 года);
  • приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. С налогового периода 2020 года ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • с налогового периода 2020 года — земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.

Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.

Формула расчета

Обратите внимание! С 2015 года физические лица, в том числе предприниматели, не должны рассчитывать налог на землю самостоятельно. Это обязанность возложена на ИФНС. Уплата производится по налоговому уведомлению.

  • Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:
  • Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,
  • Кст – кадастровая стоимость земельного участка (ее можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты).
  • Д – размер доли в праве на земельный участок.
  • Ст – налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).
  • Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Льготы по земельному налогу

Некоторые плательщики могут воспользоваться льготами федерального и местного уровня. Если налоговый орган располагает информацией о праве плательщика на льготу, она будет учтена при расчете налога.

Но если налогоплательщик заметил при получении уведомления, что льгота не учтена, ему нужно подать в ИФНС заявление по форме из приказа от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@.

Заявление предоставляется только один раз — далее льгота действует автоматически.

Федеральные льготы

Не платят налог на землю коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также их общины — в отношении участков, которые используются для сохранения традиционного образа жизни.

При исчислении налога для отдельных категорий плательщиков база уменьшается на стоимость 6 соток площади земельного участка. Льгота действует для инвалидов 1 и 2 группы, Героев СССР и РФ, ветеранов ВОВ, пенсионеров, многодетных родителей, «чернобыльцев». Полный список льготных категорий — в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Если участков несколько, льгота по освобождению от налогообложения 6 соток действует только по одному из них. Выбрать, по какому именно, может сам плательщик. Для этого ему нужно подать в любую ИФНС уведомление о выборными земельном участке по форме, утвержденной приказом ФНС от 26.03.2018 N ММВ-7-21/167@.

Местные льготы

Представительные органы муниципальных образований могут своими актами вводить дополнительные льготы для некоторых категорий граждан. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

Для получения информации об установленных льготах по земельному налогу вы можете воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой службы.

Примеры расчета

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

В октябре 2018 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог за три месяца 2018 года в этом случае будет равен: 1 801 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100 x 0,25),

где, 0,25 – коэффициент времени владения земельным участком (3 мес. / 12 мес.).

Петрову И.А. принадлежит ¾ земельного участка, расположенного в Московской области.

Его кадастровая стоимость в 2018 году составляет 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 5 401 руб. (2 400 385 руб. x ¾ x 0,3 / 100).

Ветеран боевых действий Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка в 2018 году равна 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 172 руб. ((2 400 385 руб. – 10 000 руб.) x 0,3 / 100),

где, 10 000 руб. – льгота, которая предоставляется Петрову И.А. в связи с тем, что он является ветераном боевых действий.

Налоговое уведомление

Физическим лицам земельный налог рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

Налоговые уведомления в 2020 году за 2019 год будут направлены жителям России в период с апреля по сентябрь.

В случае обнаружения ошибочных данных в уведомлении необходимо написать в налоговую службу заявление (бланк заявления направляется вместе с уведомлением). После подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление.

Налоговое уведомление не пришло

Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так.

C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря следующего года. Например, если земля была куплена в 2018 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2020 года.

Поэтому в случае неполучения уведомления ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на прием можно воспользоваться этим сервисом).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него земельного участка, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение.

Однако данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте.

Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года.

За непредставление такого сообщения в установленный срок гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 НК РФ и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

Срок уплаты земельного налога

В 2020 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2020 года (для уплаты налога за 2019 год).

Обратите внимание, что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Кроме этого, налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Оплата земельного налога

Заплатить земельный налог можно при помощи специального сервиса на официальном сайте налоговой службы.

Для этого необходимо:

  1. Заполнить реквизиты налогоплательщика (для безналичной оплаты обязательно должен быть ИНН):

    Как исчислять земельный налог для участков под комплексное жилищное строительство: разъяснения ФНС

  2. Указать вид оплачиваемого налога, адрес местонахождения, категорию земель, тип платежа (сам налог или пени) и сумму платежа:

    Как исчислять земельный налог для участков под комплексное жилищное строительство: разъяснения ФНС

  3. Выбрать способ оплаты. Для оплаты наличными сформируйте платежное поручение (кнопка – «Сформировать ПД»), после этого его можно распечатать и оплатить в филиале любого банка России:

    Как исчислять земельный налог для участков под комплексное жилищное строительство: разъяснения ФНС

  4. Для оплаты безналичным способом выберите одну из доступных кредитных организаций, после чего вы будете перенаправлены на сайт компании для оплаты налога:

    Как исчислять земельный налог для участков под комплексное жилищное строительство: разъяснения ФНС

Как узнать задолженность по налогам

Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

Как исчислять земельный налог для участков под комплексное жилищное строительство разъяснения фнс

Как исчислять земельный налог для участков под комплексное жилищное строительство: разъяснения ФНС

racorn / Shutterstock.com

ФНС России на своем официальном сайте уточнила, в каких случаях при расчете земельного налога используется повышающий коэффициент. В частности, это произойдет при неиспользовании земельного участка для жилищного строительства.

К примеру, с момента госрегистрации прав на земельный участок налог исчисляется с коэффициентом 2.

При этом, если за три года на участке ничего не построено, то налог рассчитывается с коэффициентом 4.

В случае, если собственник зарегистрировал права на построенный объект до истечения трехлетнего срока строительства, то налог пересчитывается с коэффициентом 1 (п. 15 ст. 396 Налогового кодекса).

  • В свою очередь излишек можно зачесть в счет будущей платы за землю или написать заявление на возврат.
  • Такие же правила налогообложения применяются в отношении земельных участков с разрешенным использованием «для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства», если их кадастровая стоимость соответствует землям, предназначенным для жилищного строительства.
  • Налоговики также уточнили, что если земельный участок предназначен для строительства нескольких очередей жилых домов (корпусов, кварталов), то применение повышающего коэффициента при расчете земельного налога прекращается с момента регистрации права хотя бы на один построенный объект недвижимости.
  • Узнать, какие застройщики освобождены от уплаты земельного налога, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы»

интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Особенности расчета коэффициента земельного налога для юридических и физических лиц

Расчет суммы земельного налога для уплаты в бюджет осуществляется на основании кадастровой стоимости участка и налоговой ставки, применяемой в регионе.

В определенных случаях размер налога корректируется с учетом коэффициентов.

В статье расскажем про коэффициент земельного налога, разъясним, как определить показатель коэффициента, отличается ли корректирующих коэффициент в разных регионах РФ.

Действующее законодательство обязывает всех собственников земельных участков (как граждан, так и юрлиц) оплачивать земельный налог в бюджет.

Если физлицо, ИП или организация владеет землей на правах собственности, распоряжается данным имуществом бессрочно или получило участок в качестве пожизненного владения по наследству, то в таком случае гражданин (или субъект хозяйствования) выступает плательщиком налога на землю.

Для расчета суммы налога используется два показателя: стоимость земли и ставка налога. Размер платежа в бюджет определяется как произведение данных показателей.

При вычислении суммы налога стоимость земли определяется на основании данных Госкадастра.

Что касается ставки, то она зафиксирована на федеральном уровне и в зависимости от целевого назначения земли может составлять 0,3% или 1,5%.

Расчет налога по пониженной ставке осуществляется для владельцев, использующих землю для жилищного строительства или с/х нужд (в том числе, для ведения садово-огороднической деятельности).

В прочих случаях владельцы (как граждане, так и фирмы) оплачивают налог с применением полной ставки 1,5%.  статью: → “Рассчитать земельный налог: для физических, юридических лиц, по кадастровой стоимости».

Коэффициенты при расчете земельного налога

Законодательством предусмотрены случаи, в рамках которых размер налога корректируется на коэффициент.

Во-первых, налог для физлиц и субъектов хозяйствования, купивших землю для строительства, может быть изменен в сторону повышения за счет коэффициента. Также коэффициент Кв применяется при расчете налога для лиц, владеющих участком меньше года.

Особенностью использования коэффициентов является то, что они могут учитываться в расчете налога одного и того же участка одновременно.

Коэффициент пропорционального использования

При расчете налога на землю отчетным периодом признается календарный год (с 01 января по 31 декабря).

Если в течение этого периоды Вы приобрели землю и успели ее продать, то расчет налога для Вас осуществляется с учетом коэффициента фактического использования.

Данный показатель (Коэфф) определяется как отношение количества месяцев фактического владения имуществом (ФактИсп) к числу календарных месяцев в году:

Коэфф = ФактИсп / 12 мес.

При определении числа месяцев владения участком учитывайте следующее:

  1. Если право собственности на участок оформлено с 1 по 15 число месяца, то такой месяц следует учитывать при расчете. Если земля куплена после 16 числа, то этот месяц в расчет брать не нужно.
  2. В случае, если земля перешла к другому владельцу после 15 числа месяца, то этот месяц необходимо учитывать при расчете коэффициента. И наоборот: если Вы продали участок в период с 1 по 15 число, то в этот месяца Вы считаетесь владельцем земли, а следовательно, данный период следует принимать в расчет.

После вычисления данного показателя его следует учесть при расчете налога за год:

Н = СтКад * СтНал * Коэфф,

  • где СтКад – стоимость земли по данным Госкадастра;
  • СтНал – ставка, применяемая в Вашем регионе;
  • Коэфф – коэффициент фактического владения землей.

Данный порядок расчета применяется как для физических, так и для юридических лиц. При этом юрлица обязаны определять размер налога самостоятельно, в то время как для граждан и ИП расчет проводит орган ФНС.

Пример № 1.

Как платить налог на землю ИЖС: особенности расчета и пошаговая инструкция

Покупая или получая иным способом участок земли для целей индивидуального жилищного строительства, гражданин обязан ежегодно платить налог. Предлагаем ознакомиться с информацией о том, от чего зависит размер налога, как он рассчитывается, как и в какой срок следует платить. Также из статьи вы узнаете, кто должен оплачивать налог и кто подпадает под льготные категории.

Чтобы решить свою проблему обращайтесь в онлайн чат к нашему юристу. #Будьтедома и здоровья вам!

Задать вопрос

Показать содержание

Налогообложение земельного участка и дома на этом наделе – есть ли разница?

Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ земельные участки, в том числе предоставленные под индивидуальное жилищное строительство, являются объектами для взимания земельного налога.

В свою очередь, жилой дом, построенный на таком участке, признаётся имуществом гражданина. Ввиду этого на основании пункта 1 статьи 401 НК РФ дом облагается имущественным налогом.

Таким образом, разница в налогообложении земли под ИЖС и дома, находящегося на этом участке, состоит в том, что с их стоимости начисляются разные налоги. При этом по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц установлены различные методики расчёта.

Справка! Налог на землю под ИЖС начисляется исходя из кадастровой стоимости земли. А по жилому дому платёж рассчитывается как процентное исчисление от кадастровой (или инвентаризационной) стоимости данной недвижимости.

Поскольку получить участок под ИЖС имеют право только физические лица, то и налогоплательщиками могут быть только граждане. Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ обязанность по уплате налога ложится на обладателей земельных участков по праву:

  • собственности;
  • постоянного пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

Другими словами, то лицо, которое получило землю под индивидуальное жилищное строительство, должно уплачивать налог.

Чтобы решить свою проблему обращайтесь в онлайн чат к нашему юристу. #Будьтедома и здоровья вам!

Задать вопрос

Льготные категории граждан

Гражданам, относящимся к определённым социальным группам, предоставляется освобождение от уплаты налога на землю в пределах 600 кв. м. Если участок земли оказывается больше указанного предела, то налогообложению подлежит только сумма превышения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ к гражданам, имеющим право на преференции, относятся:

  • Герои СССР.
  • Герои РФ.
  • Ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий.
  • Полные кавалеры ордена Славы.
  • Инвалиды с детства.
  • Инвалиды I и II групп.
  • Лица, участвовавшие в испытаниях ядерного оружия, а также ставшие инвалидами вследствие этого.
  • Ликвидаторы последствий ЧАЭС.
  • Пенсионеры.

При этом пунктом 1 статьи 395 НК РФ предусмотрены категории плательщиков, которые полностью освобождаются от уплаты налога.

Среди граждан в данном перечне поименованы только коренные малочисленные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока. Условием освобождения является эксплуатация участков в целях сохранения традиционного образа жизни и промыслов.

Внимание! Указание в положениях Налогового кодекса РФ льготных категорий лиц не является исчерпывающим. Так, законами субъектов федерации или решениями местных депутатов на уровне конкретного города, села или другого населённого пункта, могут быть введены дополнительные льготы.

Например, в г. Москве подпунктом 14 пункта 1 статьи 3.1 Закона «О земельном налоге» дополнительно установлено, что Герои СССР, РФ, Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» полностью освобождаются от обязанности платить земельный налог с одного участка.

Кроме того, нормы пункта 2 статьи 3.1 названного Закона позволяют отдельным категориям граждан уменьшать налоговую базу не только на 600 кв. м, но и дополнительно на 1 млн руб.

Таким образом, для того чтобы точно определить, какие граждане имеют право на льготы, а также размеры льгот, следует обратиться к нормативным правовым актам, действующим в конкретном населённом пункте.

От чего зависит размер?

Налог на землю под ИЖС рассчитывается как произведение налоговой базы на ставку в процентах. Соответственно, размер налога зависит от:

  • кадастровой стоимости участка;
  • ставки налога.

В свою очередь, кадастровая стоимость участка под ИЖС зависит от:

  • региона;
  • конкретного расположения в регионе (например, от удалённости от центра);
  • вида разрешённого использования;
  • наличия построек (незавершённого строительства).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ в отношении рассматриваемой категории земель установлена максимальная ставка в размере 0,3%. При этом на местном уровне ставки могут отличаться от прописанной в кодексе.

Почему это происходит, и какие размеры предусмотрены в конкретных населённых пунктах, рассмотрим в следующем пункте.

Налоговая ставка по разным регионам

Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ закрепляет конкретные ставки по видам земель, нормы НК позволяют местным органам власти устанавливать иные размеры ставок. Так, помимо того, что депутаты имеют право уменьшить ставки, согласно пункту 2 статьи 394 НК РФ они могут принять разные ставки в зависимости от:

  • категории земли;
  • разрешённого вида использования;
  • места нахождения.

Для того чтобы узнать уровень налоговой ставки в конкретном населённом пункте, следует ознакомиться с решением городских или сельских депутатов, утверждающим положения по взиманию земельного налога (или законом городов федерального значения).

При этом для удобства налогоплательщиков на официальном сайте ФНС России размещён сервис по поиску нормативных правовых актов в сфере имущественного налогообложения. Для поиска достаточно ввести название налога и город.

Например, В Москве ставка составляет 0,1%, а для Санкт-Петербурга – 0,01%.

Важно! Если с момента приобретения земельного участка под ИЖС и прохождения соответствующей регистрации права прошло 10 лет, то ставка увеличивается вдвое вплоть до того момента, когда будет зарегистрировано право на построенный дом.

Пример 1.

Гражданин Синицын В. купил участок в целях индивидуального жилищного строительства. Кадастровая стоимость земли, отражённая в Росреестре, составляет 1380000 руб.

Сумма земельного налога равна:

1380000 * 0,3% = 4140 руб.

Если бы участок находился в Москве, то налог рассчитывался бы по ставке 0,1% и составил бы 1380 руб., а в Санкт-Петербурге по ставке 0,01% – 138 руб.

Пример 2.

Если гражданин Синицын В. не построит дом на этом участке в течение 10 лет, то начиная с 11 года налог будет увеличен в 2 раза и будет составлять 8280 руб.

Пример 3.

Пенсионер Авдеев А. имеет в собственности землю под ИЖС в количестве 6 соток. Поскольку пунктом 5 статьи 391 НК РФ пенсионеры не платят налог с 600 кв. м земли, то он освобождён от обязанности перечислять налог.

Пример 4.

Пенсионер Борисов Б. занимается индивидуальным жилищным строительством на участке в 12 соток, расположенном в г. Москве. Кадастровая стоимость земли равна 2160000 руб.

Как пенсионер, Борисов имеет право на льготу в виде необложения стоимости 600 кв. м (согласно главе 31 НК РФ), а также на дополнительное освобождение от налогообложения 1 млн руб. (согласно Закону г. Москвы «О земельном налоге»). Рассчитаем размер налога:

  1. Найдём кадастровую стоимость 1 кв. м: 2160000 / 1200 = 1800 руб.
  2. Кадастровая стоимость 600 кв. м: 1800 * 600 = 1080000 руб.
  3. Налогооблагаемая база: 2160000 – 1080000 – 1000000 = 80000 руб.
  4. Платёж по земельному налогу: 80000 * 0,1% = 80 руб.

Чтобы решить свою проблему обращайтесь в онлайн чат к нашему юристу. #Будьтедома и здоровья вам!

Задать вопрос

Сроки

Часть третья пункта 1 статьи 397 НК РФ обязывает владельцев земли уплачивать налог ежегодно до 1 декабря следующего года.

Например, за 2018 год налогоплательщику необходимо перечислить платёж до 1 декабря 2019 года.

Обязанность по предоставлению налоговой декларации в отделения Федеральной налоговой службы лежит только на юридических лицах. Граждане полностью освобождены от подачи деклараций. Ознакомиться с перечнем налогоплательщиков, которые ежегодно заполняют декларации, можно в статье 398 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Пошаговая инструкция, как оплатить

Сумму налога, подлежащего уплате, просчитывает налоговая инспекция, а затем направляет землевладельцу уведомление.

Если уведомление пришло

Уведомление должно прийти не позднее, чем за 30 дней до последнего дня оплаты (1 декабря). Для того чтобы заплатить, следует:

  • посетить отделение банка с платёжкой;
  • оплатить сумму, указанную в ней.

Кроме того, можно это сделать через интернет-сервис «Заплати налоги».

Если уведомление не пришло

Уведомление может не прийти, если владелец земли под ИЖС не обязан платить налог в силу того, что он имеет льготы. Но если по закону он платить должен, а уведомления нет, то следует предпринять такие действия:

  1. записаться на приём в инспекцию по месту нахождения участка;
  2. написать заявление по форме согласно Приказу ФНС России от 26 ноября 2014 года № ММВ-7-11/598@;
  3. подготовить документы, согласно которым необходимо рассчитать налог;
  4. посетить инспекцию и предоставить все документы;
  5. получить уведомление;
  6. оплатить налог в банке или с помощью интернет-сервиса.

При этом сообщить ФНС о неполучении уведомления необходимо до 31 декабря.

Внимание! Неуплата налога на землю под ИЖС по причине неполучения уведомления не является уважительной причиной и влечёт за собой наложение штрафных санкций.

В случае несвоевременной или неполной уплаты налога на землю, предоставленную под ИЖС, гражданин должен будет не только заплатить причитающийся платёж, но и перечислить штрафы и пени.

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ штраф составляет 20% от неуплаченной или недоплаченной суммы.

В то же время пеня не является фиксированной суммой, а начисляется на каждый день просрочки. Значит, чем дольше не платить, тем больше пеня. В соответствии с пунктом 4 статьи 75 пеня за один день рассчитывается как произведение неуплаченной суммы и 1/300 от ставки рефинансирования.

С 26 марта 2018 года данная ставка составляет 7,25%. Соответственно, для определения пени следует количество дней умножить на недоплаченный размер налога и на 0,02417%.

Следует отметить, что правила расчёта и уплаты налога на земли под ИЖС практически ничем не отличаются от механизма, применяемого по другим землям, принадлежащим физическим лицам. Исключение составляет налоговая ставка, которая может принимать разные значения в зависимости от категории земли.

Изменения по земельному налогу с 2020 года

2020 год принес существенные изменения, которые коснулись плательщиков земельного налога. Главной новостью стала отмена предоставления налоговых деклараций, начиная с отчетного периода 2020 г. Отчет, который организации сдают в текущем году за период 2019 г. – последний.

Земельный налог 2020: когда нужно отчитаться за прошлый год

В текущем году необходимо отчитаться по земельному налогу следующим организациям (п.1 ст.388 НК РФ):

  • имеющим земельный участок в собственности (на балансе);
  • если участок находится в бессрочном пользовании.

Нет обязанности подавать декларацию организациям, если участки;

  • получены в пользование по договору аренды;
  • находятся на праве безвозмездного пользования.

По итогам 2019 г. организации обязаны самостоятельно рассчитать земельный налог для юридических лиц, а также подать декларацию в ИФНС. В качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость участка, числящаяся в Росреестре по состоянию на 01.01.2020 г. Уточнить стоимость можно:

  • зайдя на официальный сайт Росреестра (сервис «Публичная кадастровая карта»);
  • заказав выписку из ЕГРН на сайте Росреестра, либо в офисе ведомства, а также через МФЦ.

Если организация пользуется налоговыми льготами по земельному налогу, установленными ст.395 НК РФ, то из кадастровой стоимости вычитается сумма льготы, и остаток умножается на ставку налога.

Размер ставок устанавливается местными органами власти, с учетом верхней границы, регламентируемой ст.394 НК РФ. Для уточнения ставки, действующей в конкретном регионе, плательщикам необходимо обратиться в свою ИФНС. Это поможет избежать переплаты по налогу.

Применять ставки, указанные в ст.394 НК РФ можно только в том случае, если на местном уровне ставки не были введены.

Аналогично и со льготами: их точный перечень, применимый на территории субъекта, а также список подтверждающих документов необходимо уточнять в местной налоговой инспекции или на ее сайте.

Поскольку ставки и размер льгот – фиксированные величины, то для уменьшения суммы земельного налога в 2020 году к уплате организация может попытаться снизить кадастровую стоимость. Сделать это можно в следующих случаях:

  • при изменении качественных и количественных характеристик участка (изменение площади или присвоенной категории земель);
  • если в данных Росреестра содержатся ошибочные сведения;
  • по решению суда.

Уплата застройщиком земельного налога при осуществлении жилищного строительства

21.07.2016

По общему правилу земельный налог исчисляется путем умножения процентной доли налоговой базы на установленную для конкретной категории земельного участка налоговую ставку.

Но, как известно, из большинства правил имеются исключения. Законодателем установлены особенности исчисления налога для земельных участков, на которых осуществляется жилищное строительство. Речь идет о нормах пункта 15 статьи 396 НК РФ, суть которых сводится к следующему.

Если налогоплательщик приобрел (ему предоставили) в собственность земельный участок на условиях осуществления жилищного строительства, то исчисление налога (авансового платежа) осуществляется с учетом следующих повышающих коэффициентов:

  • с учетом коэффициента 2 – в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на земельный участок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Если строительство и государственная регистрация прав на построенный объект недвижимости будут произведены до истечения трехлетнего срока, то сумма налога пересчитывается исходя из коэффициента 1, излишне уплаченные суммы («сверхнормативный» налог) возвращают налогоплательщику в порядке ст. 78 НК РФ;
  • за период, превышающий трехлетний срок строительства – с учетом коэффициента 4 вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В данном случае налогоплательщик не вправе претендовать на возврат каких-либо сумм «сверхнормативного» налога.

Цель подобного правового регулирования очевидна – законодатель тем самым стимулирует лиц, осуществляющих жилищное строительство, к завершению строительства в максимально короткий срок с даты регистрации права на земельный участок, устанавливая «сверхнормативный» налог для тех, кто не уложился в отведенный срок.

Несмотря на то, что в нынешнем виде пункт 15 статьи 396 НК РФ существует с 1 января 2008 г. (без учета незначительных поправок в 2009-2010, 2014 годах), на законодательном уровне так и не решен ряд проблем, связанных с применением указанной нормы. Рассмотрим наиболее значимые из них.

1. Изменение вида разрешенного использования земельного участка на связанный с жилищным строительством не влечет применение повышающих коэффициентов

Не исключена ситуация, когда налогоплательщик владеет на праве собственности земельным участком с видом разрешенного использования, отличным от целей жилищного строительства. Затем собственник земельного участка решает построить жилой комплекс и изменяет вид разрешенного использования.

В описанной ситуации отсутствуют основания для применения повышающих коэффициентов, предусмотренные пунктом 15 статьи 396 НК РФ – налогоплательщик не приобретает (ему не предоставляют) земельный участок с видом разрешенного использования, связанным со строительством жилого дома. Он лишь меняет вид разрешенного использования, а такой случай не охватывается диспозицией исследуемой нормы.

Данную позицию разделяют суды: например, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 26 июня 2014 г.

по делу № А72-5730/2013 указал, что из буквального смысла пункта 15 статьи 396 НК РФ следует, что повышающие коэффициенты 2 и 4 применяются при расчете земельного налога только по тем земельным участкам, которые на момент их приобретения были предоставлены собственнику на условиях осуществления на них жилищного строительства. Аналогичного подхода придерживается Минфин России и ФНС России.

Таким образом, в рассмотренной ситуации налогоплательщик, хотя и осуществляющий жилищное строительство, не обременяется уплатой «сверхнормативного» земельного налога, т.к.

на момент приобретения земельного участка условия приобретения (предоставления) были иными, не связанными с жилищным строительством.

Однако это не помешает налогоплательщику пользоваться льготной ставкой по земельному налогу, установленной для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (0,3% кадастровой стоимости земельного участка, если на местном уровне не установлена более низкая ставка).

***

  • в Госдуму РФ 24 декабря 2014 г. внесен законопроект № 686306-6 «О внесении изменений в статью 396 Налогового кодекса Российской Федерации» (16 марта 2015 г. решено перенести рассмотрение, информация о дальнейших действиях в карточке законопроекта отсутствует);
  • одноименный, но отличный по содержанию законопроект был подготовлен Минэкономразвития России 11 декабря 2015 г. (не внесен в Госдуму РФ).
  • В настоящее время Минэкономразвития России прорабатывает еще один законопроект (на момент написания статья в Госдуму РФ также не внесен), текст которого по состоянию на 5 февраля 2016 г. предполагает разрешение следующих проблем:
  • 1. повышающие коэффициенты будут применяться к земельному участку, находящемуся в собственности (а не предоставленному (приобретенному) в собственность, как сейчас), в отношении которого установлен вид разрешенного использования «для целей жилищного строительства» – тем самым планируется устранить проблему, рассмотренную в пункте 1;

2. повышающие коэффициенты будут применяться «вплоть до месяца государственной регистрации прав на построенный жилой дом» – для решения проблемы, изложенной в пункте 2.

Однако в предлагаемой редакции не оговаривается о каком жилом доме идет речь, что при определенных условиях (прежде всего, экономически выгодных) вновь позволит застройщикам формально выполнить условия для освобождения (строительство небольшого жилого дома) и продолжить строительство первоначально запланированного объекта;

3. предполагается дополнить статью 396 НК РФ отдельным пунктом, согласно которому переход права собственности на земельный участок другому лицу, раздел земельного участка (объединение земельных участков) не будут прерывать течение сроков применения повышающих коэффициентов. Это позволит решить проблему, обозначенную в пункте 3;

4. установлены дифференцированные сроки применения повышающих коэффициентов – в том числе, планируется учесть интересы крупных застройщиков, предоставив им 15-летний срок на применение повышающего коэффициента 2. Однако возвратить «сверхнормативный» налог все равно можно будет только за 3 предшествующих года.

Вступление в силу поправок в пункт 15 статьи 396 НК РФ запланировано на 1 января 2017 г. Введение их в действие, безусловно, будет способствовать достижению первоначально задуманной законодателем цели – стимулированию жилищного строительства. Главное, чтобы нынешний законопроект не постигла судьба первых двух.

Полностью статья опубликована в Бюллетене RWAY №254

Источник: RWAY

Госдума повышает земельный налог для недостроивших дома

Москва, 10 февраля 2017, 17:28 — REGNUM Законопроект о повышающих коэффициентах земельного налога для объектов незавершенного жилищного строительства приняла Госдума в первом чтении, передает корреспондент ИА REGNUM10 февраля. Законопроект коснется как юрлиц-застройщиков, так и физлиц — собственников земельных участков под ИЖС.

Сейчас Налоговым кодексом установлена пониженная налоговая ставка для земельных участков, выделенных под жилищное строительство.

«В течение первых трех лет для организаций-застройщиков налог исчисляется с коэффициентом 2 по пониженной ставке, если в течение трех лет дом построен, излишки уплаченного налога возвращаются застройщику.

Если дом построен по истечении 3 лет, налог исчисляется с коэффициентом 4 и после завершения строительства налог не пересчитывается и не возвращается. В случае, если общая площадь застройки составляет менее 500 тыс. кв. метров, порядок остается без изменений», — рассказал замглавы Минфина Илья Трунин.

В отношении собственников земельных участков, где общая площадь строительства составляет от 500 тыс. до 1 млн кв.

метров, законопроектом продлевается действие повышающего коэффициента 4 до 10 лет, а если документацией по планировке территории предусмотрено строительство домов общей площадью свыше 1 млн кв. метров — до 15 лет. Если эти сроки истекли, коэффициент удваивается.

«Это позволить повысить эффективность, вовлечь в оборот больше объектов и пресечь некоторые случаи уклонения от уплаты земельного налога», — отметил Трунин.

Физлица — собственники участков с разрешенным использованием под ИЖС будут платить налог с коэффициентом 2 по истечении 10 лет с даты госрегистрации прав на земельный участок вплоть до месяца регистрации индивидуального жилого дома.

В соответствии с законопроектом, повышающие коэффициенты сохранятся и при смене собственников (за исключением наследования участков под ИЖС), разделе, выделе или объединении участков.

Вместе с тем, такие коэффициенты не будут распространяться на земельные участки, разрешенное использование которых предусматривает ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В свою очередь, выступившая на заседании Госдумы член Общественной палаты РФ Лидия Михеева озвучила замечания Общественной палаты к законопроекту.

«Как показывает практика последних общественных обсуждений, население в целом положительно оценивает все усилия государственной власти по привлечению к ответственности недобросовестных застройщиков, применению к ним разного рода стимулирующих мер», — отметила она.

Михеева обратила внимание депутатов Госдумы на проблемы физлиц, которые занимаются ИЖС: «Как правило, это представители малого и среднего бизнеса, зарождающийся средний класс, очень часто их финансовое положение зависит от внешнеэкономической ситуации, они в немалой степени закредитованы, завершение жилищного строительства для них вызывает определенные трудности». Она пояснила, что согласно законопроекту, данной категорией налогоплательщиков земельный налог уплачивается в двойном размере, если он не завершил строительство объекта ИЖС. «Мы не исключаем возможности, когда о таком повышенном коэффициенте граждане узнают в случае, когда приобретут земельный участок для целей ИЖС. Покупатель этого участка, выделенного в 2007 под ИЖС, станет плательщиком земельного налога в 2018 году с двукратным коэффициентом», — сказала она, подчеркнув, что это будет для такого покупателя «неприятный сюрприз».

В связи с этим Михеева предложила предусмотреть в законопроекте переходные положения, касающиеся уплаты земельного налога физлицами. «У населения есть большой запрос на понимание.

Просим разработчиков законопроекта и профильный комитет провести разъяснительную работу в отношении тех новелл, которые планируются для физических лиц», — сказала он.

«Замечания вполне разумны и могут быть учтены во втором чтении», — так отреагировал на выступление представителя Общественной палаты Илья Трунин.

Принятие законопроекта повлечет повышение эффективности использования земельных участков как для массовой застройки, так и для ИЖС, подчеркнул замглавы Минфина.

Госдума повышает земельных налог для недостроивших дома

Законопроект о повышающих коэффициентах земельного налога для объектов незавершенного жилищного строительства приняла Госдума в первом чтении, передает корреспондент ИА REGNUM 10 февраля. Законопроект коснется как юрлиц-застройщиков, так и физлиц — собственников земельных участков под ИЖС.

Сейчас Налоговым кодексом установлена пониженная налоговая ставка для земельных участков, выделенных под жилищное строительство. «В течение первых трех лет для организаций-застройщиков налог исчисляется с коэффициентом 2 по пониженной ставке, если в течение трех лет дом построен, излишки уплаченного налога возвращаются застройщику.

Если дом построен по истечении 3 лет, налог исчисляется с коэффициентом 4 и после завершения строительства налог не пересчитывается и не возвращается. В случае, если общая площадь застройки составляет менее 500 тыс. кв. метров, порядок остается без изменений», — рассказал замглавы Минфина Илья Трунин.

В отношении собственников земельных участков, где общая площадь строительства составляет от 500 тыс. до 1 млн кв. метров, законопроектом продлевается действие повышающего коэффициента 4 до 10 лет, а если документацией по планировке территории предусмотрено строительство домов общей площадью свыше 1 млн кв. метров — до 15 лет.

Если эти сроки истекли, коэффициент удваивается. «Это позволить повысить эффективность, вовлечь в оборот больше объектов и пресечь некоторые случаи уклонения от уплаты земельного налога», — отметил Трунин.

Физлица — собственники участков с разрешенным использованием под ИЖС будут платить налог с коэффициентом 2 по истечении 10 лет с даты госрегистрации прав на земельный участок вплоть до месяца регистрации индивидуального жилого дома.

В соответствии с законопроектом, повышающие коэффициенты сохранятся и при смене собственников (за исключением наследования участков под ИЖС), разделе, выделе или объединении участков.

Вместе с тем, такие коэффициенты не будут распространяться на земельные участки, разрешенное использование которых предусматривает ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

В свою очередь, выступившая на заседании Госдумы член Общественной палаты РФ Лидия Михеева озвучила замечания Общественной палаты к законопроекту. «Как показывает практика последних общественных обсуждений, население в целом положительно оценивает все усилия государственной власти по привлечению к ответственности недобросовестных застройщиков, применению к ним разного рода стимулирующих мер», — отметила она.

Михеева обратила внимание депутатов Госдумы на проблемы физлиц, которые занимаются ИЖС: «Как правило, это представители малого и среднего бизнеса, зарождающийся средний класс, очень часто их финансовое положение зависит от внешнеэкономической ситуации, они в немалой степени закредитованы, завершение жилищного строительства для них вызывает определенные трудности». Она пояснила, что согласно законопроекту, данной категорией налогоплательщиков земельный налог уплачивается в двойном размере, если он не завершил строительство объекта ИЖС. «Мы не исключаем возможности, когда о таком повышенном коэффициенте граждане узнают в случае, когда приобретут земельный участок для целей ИЖС. Покупатель этого участка, выделенного в 2007 под ИЖС, станет плательщиком земельного налога в 2018 году с двукратным коэффициентом», — сказала она, подчеркнув, что это будет для такого покупателя «неприятный сюрприз».

В связи с этим Михеева предложила предусмотреть в законопроекте переходные положения, касающиеся уплаты земельного налога физлицами. «У населения есть большой запрос на понимание.

Просим разработчиков законопроекта и профильный комитет провести разъяснительную работу в отношении тех новелл, которые планируются для физических лиц», — сказала он.

«Замечания вполне разумны и могут быть учтены во втором чтении», — так отреагировал на выступление представителя Общественной палаты Илья Трунин.

Принятие законопроекта повлечет повышение эффективности использования земельных участков как для массовой застройки, так и для ИЖС, подчеркнул замглавы Минфина.

Читать ещё •••

Видео дня. Росстат сообщил о снижении реальных доходов россиян

Повышающие коэффициенты для расчета земельного налога физическим лицам в 2018 году

Последнее обновление 2018-11-23 в 15:34

В стандартной ситуации граждане платят за свои участки налог, зависящий от его действующей ставки и стоимости надела, закрепленной в кадастре. Однако в НК РФ описаны случаи, в которых ИФНС применит при расчете земельного налога повышающий коэффициент. В материале рассмотрим:

  • как влияют эти коэффициенты на общую сумму к перечислению;
  • какие сроки и правила нужно соблюдать, чтобы избежать переплаты.

Что такое повышающий коэффициент на земельный налог

Осенью граждане-собственники наделов земли получают из местных инспекций уведомление. В нем просто прописана сумма, которую нужно заплатить. Общий вид уведомления и формула расчета начислений приведены в специальном сервисе ФНС.

Как видно из формулы, повышающий коэффициент кратно увеличивает общую сумму к уплате. Согласно пп.15-16 ст. 396 НК его значение может составлять 2 и 4.

Пример 1

У Виталия участок 7 соток под ИЖС на территории г. Тула. Кадастровая стоимость — 1 036 700 руб. Ставка налога, согласно решению муниципалитета, — 0,3%.

Допустим, Виталий не претендует ни на какие вычеты и льготы. Тогда по формуле годовой размер налога для него составит 3 110,10 руб. (1 036 700 × 0,3%). А вот с коэффициентом 2 начисление соответственно увеличится и составит 6 220,20 руб.

Когда применяются повышающие коэффициенты 2 и 4 для земельного налога

Значения повышающих коэффициентов земельного налога на 2018 год и условия их применения приведены в ст.396 НК. Так, согласно п.15-16 указанной статьи, при расчете могут использоваться коэффициенты 2 и 4 в отношении участков, эксплуатация которых предполагает жилищное строительство или ИЖС.

Коэффициент 2 для земельного налога применяется:

  • к участкам для жилищного строительства (не ИЖС!) от их гос. регистрации и до даты регистрации прав на построенную недвижимость. Максимальная длительность этого периода не должна составлять более 3 лет.

Важно! В абз.1 п.15 ст.396 НК есть существенное уточнение: если стройка завершилась раньше, чем истекли 3 года, повышение ставки отменяется, а излишне уплаченный налог можно вернуть или зачесть.

— к участкам под ИЖС, если спустя 10 лет после их регистрации недвижимость не построена, а точнее, не зарегистрирована.

Пример 2

Василий Петрович в 2017 г. приобрел надел для среднеэтажной застройки. С даты регистрации права собственности на участок насчитывается двойной налог на землю. Допустим, в 2019 г. Василий Петрович достроил и зарегистрировал первый объект. Т.к. 3 года не прошло, весь уплаченный налог будет пересчитан в меньшую сторону.

Пример 3

Антонина купила землю под ИЖС еще в январе 2007 г. Все эти годы она платила налог на землю как обычно, по базовой ставке. Стройка затянулась. К январю 2017 г.

, когда истекло 10 лет, дом еще не был готов и, соответственно, не был зарегистрирован. Право собственности на недвижимость Антонина оформила только в 2018 г. Значит, почти за весь 2017 г. и за начало 2018 г.

до момента регистрации инспекция при исчислении налога будет применять коэффициент 2.

Повышающий коэффициент 4 для земельного налога используется в одном случае: когда стройка на участке растянулась дольше, чем на 3 года (абз.2 п.15 ст.396 НК). К ИЖС это правило не относится.

Пример 4

В 2014 г. Сергей оформил собственность на участок под жилую застройку. Первые 3 года после регистрации платил «удвоенный» налог. По прошествии этого срока, т.е. в 2017 г. ни одну недвижимость Сергей на участке так и не зарегистрировал. Значит, далее налоговая будет применять уже коэффициент 4. Это должно стимулировать Сергея быстрее достроить объект и зарегистрировать его.

Если физ. лицам и ИП считает налоговая, то юр. лица делают это самостоятельно. И сдают специальную декларацию. Ее форма утверждена Приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@. При заполнении такой декларации юр. лица рассчитывают несколько коэффициентов:

  • Кв —вычисляется, когда срок права собственности на землю в отчетном периоде составляет не полный год;
  • Ки — определяется, когда в течение года кадастровая стоимость надела меняется. В 2017 отчетном периоде основанием для такого изменения могут служить изменение категории земли, вида ее использования или площади. Для периода 2018 г. применяется другая формулировка: изменение стоимости должно быть связано с переменой в качественных или количественных характеристиках участка.
  • Кл — высчитывается исходя из того, сколько месяцев в налоговом периоде налогоплательщик использовал налоговую льготу.

Как видно из описания, эти показатели не являются повышающими. Все три коэффициента рассчитываются как отношение количества полных месяцев владения объектом, действия кадастровой стоимости или отсутствия льготы к общему количеству месяцев в отчетном периоде. За физ. лиц все сложные расчеты с применением коэффициентов проводят налоговые инспекторы.

Важно! Месяц засчитывается как полный, если возникновение права собственности произошло до 15 числа включительно или, наоборот, прекращение права возникло после 15 числа соответствующего месяца. Это же правило распространяется и на применение повышающих коэффициентов.

Пример 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *