Изменения в жилищном законодательстве и новый закон о жкх

Закон о ЖКХ фактически состоит из целого комплекса законов, которые, если рассматривать их совместно, являются основой жилищного действующего законодательства.

Закон о жилищно-коммунальных услугах, говоря о проживании в определённом жилье, подразумевает, кроме определённых прав, также и ряд важных обязанностей. Чтобы обеспечить проживание жильцов, государство гарантирует предоставление жизненно важного для них коммунального обслуживания.

Жильцы, соответственно, обязаны их оплачивать по ст. 153 ЖК РФ (Жилищного кодекса) и выполнять определённые законодательством правила.

Обзор законодательства

Изменения в жилищном законодательстве и новый закон о ЖКХ

Законодательство в сфере ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) может включать в себя ряд основополагающих документов. Это может быть приказ, постановление, закон, а также некоторые другие виды юридических документов.

Основным из них будет Жилищный кодекс, федеральный закон. Этот документ составляет юридическую основу законодательства, регулирующего обращение такого вида недвижимости, как жилые помещения.

Федеральный закон рассматривает вопросы следующего рода:

  1. Те, что связаны с предоставлением жилья.
  2. Иногда, в некоторых ситуациях законодательство допускает возможность их изъятия. Такие вопросы, соответственно, регулируются в рассматриваемом документе.

Речь при этом может идти как о том жилье, что находится в частном владении, так и о том которое входит в категорию социального жилья.

В коммунальной деятельности важное значение имеет регламентация вопросов, которые относятся к использованию общих помещений и технических устройств, обеспечивающих жилищные коммунальные работы.

Важно также установить правила относительно территории, находящейся рядом.

Можно сказать, что ЖКХ законодательство Российской Федерации определяет основы, по которым организациям ЖКХ регламентируется жилищно-коммунальное обслуживание.

Здесь говорится о наиболее важных, наиболее основных вещах. Для их детализации приняты другие документы, которые носят более частный, уточняющий характер.

Учитывая важность регламентации деятельности этого сектора экономики, было принято Постановление 354. Оно формулирует требования и нормы обеспечения жилищно-эксплуатационными организациями услуг собственникам и нанимателям. Ещё здесь рассматриваются обязанности исполнителей жилищных услуг, их права и лицензирование подобных служб.

Наряду с этой информацией, рассмотрены требования к качеству оказанных услуг и правила расчёта или перерасчёта сумм коммунальных платежей. Федеральный закон указывает формулы, обязательные при применении во время таких расчётов.

Изменения в жилищном законодательстве и новый закон о ЖКХ

Ещё один важный подзаконный акт регулирует важную сторону деятельности по осуществлению жилищно-коммунальных услуг. Речь идёт о сжатом их списке в Постановлении правительства 290 от 3 апреля 2013 года. Оно называется: «О минимальном перечне услуг, нужных для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и порядке их оказания».

Как известно, когда речь идёт об уплате счетов по конкретной квартире или дому, принципах расчёта, начисления и проведения выплат таких сумм, они являются в достаточной степени понятными и вызывают относительно мало вопросов.

С другой стороны, когда речь идёт об общедомовом имуществе многоквартирного дома, ситуация становится достаточно неопределённой.

Ведь в данном случае возникают вопросы об обслуживании коммуникационного оборудования, находящегося вне жилья, обслуживании лестниц, лифтов, ремонтах, уборке придомовой территории и других достаточно сложных вопросах.

Какие требования к предоставлению таких услуг предъявляет федеральный закон, сколько за них нужно платить? Кто именно должен заниматься обслуживанием общедомового имущества? Важно также получить ответ и на вопрос, который имеется в формулировке рассматриваемого документа, о том, каков именно самый краткий список жизненно важных услуг?

Здесь раскрываются несколько существенных аспектов:

Изменения в жилищном законодательстве и новый закон о ЖКХ

  1. В документе конкретно указывается минимальный список обязательных для предоставления услуг и работ, которые достаточны для содержания многоквартирного дома в исправном состоянии.
  2. Рассматриваемый вопрос конкретизирован, определены правила выполнения коммунального обслуживания, которые должны исполняться соответствующими коммунальными службами.
  3. Здесь особо рассматриваются такие услуги, которые относятся к водоснабжению или теплоснабжению.
  4. Дополнительно рассматриваются и другие виды работ, которые не входят в перечисленные разделы. Пример — это проведение влажной уборки на общей площади многоквартирного дома. В частности, приводится перечень работ и услуг, относящихся к данному разделу.

О чём говорят другие документы?

Например, наниматель селится на новой жилплощади и считает, что это его собственность (в некоторой степени), на которой он имеет право действовать по своему усмотрению. Во многих аспектах это именно так и есть. Однако при этом речь идёт не только о его правах, но и об обязанностях.

Кроме всем известной обязанности по оплате разного рода коммунальных платежей, не нужно забывать и о других сторонах вопроса. Одной из важнейших является обязанность поддержания жилища в исправности.

Это как раз и регламентируется документом, который здесь будет кратко рассмотрен — постановление, изданное 13 августа 2006 года под номером 491 «Об утверждении норм и правил для использования жилых помещений».

Речь здесь идёт о правилах, относящихся к жильцам из тех домов, которые относятся к многоквартирному типу. Регулируются детали эксплуатации такого рода жилья. Подробно сформулированы правила, касающиеся самих собственников, а также и жильцов. Здесь может рассматриваться ряд следующих ситуаций.

Изменения в жилищном законодательстве и новый закон о ЖКХ

  1. Важным аспектом является пользование жилой площадью по предусмотренному для него назначению. В частности, здесь важно, что если недвижимость разрешено использовать только для проживания, то там не может работать, например, механическая мастерская или химическое производство. Для того чтобы изменить назначение жилого помещения, нужно предварительно получить разрешение государства, пройдя соответствующую процедуру оформления. Не во всех случаях получение нужного разрешения может оказаться возможным.
  2. Другим важным направлением деятельности является поддержание жилья в надлежащем состоянии. Коммуникации, которые проходят внутри квартиры, являются частью коммуникаций всего дома и неисправность, имеющая место в одной квартире, может сильно повлиять на степень исправности оборудования за её пределами. В качестве примера можно привести возможность утечки газа или, скажем, засорение сточных труб. Поддержание квартиры на необходимом уровне — это важная составная часть обязанностей жильцов.
  3. В документе также рассмотрена ещё одна категория вопросов. Речь идёт о специализированном жилом фонде. Для него предусмотрены ограничения, которые связаны с его обменом или, например, сдачей в поднаём.

Здесь были рассмотрены основные документы.

Конечно, речь шла лишь о наиболее специфичных для данной сферы законодательных актах. Реальное юридическое применение упомянутых норм может быть связано и со многими другими законодательными актами, например, с Гражданским кодексом.

В заключение следует рассмотреть ещё одну важную сферу, которая имеет непосредственное отношение к жилищному законодательству. Как известно, сложные вопросы, конфликты интересов нельзя исключить из рассмотрения даже при самом подробном законодательстве.

Если указанные ситуации имеют место, заинтересованные лица могут обратиться в судебную инстанцию для рассмотрения соответствующих вопросов.

Эта тема регламентируется следующим документом — Постановление 14 Пленума Верховного Суда России «О вопросах, которые возникают при применении Жилищного кодекса» от 2009 года.

Здесь рассматриваются вопросы о предоставлении коммунальных услуг, носящие довольно сложный характер, для решения при этом потребуется подать судебный иск.

Новые изменения

Изменения в жилищном законодательстве и новый закон о ЖКХ

За несколько последних месяцев рассматривалось немало нововведений, относящихся к деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Важным вопросом является определение того, какие коммунальные платежи нужно платить. Важен и вопрос, как организована такая выплата с учётом последних изменений в законодательстве.

Одним из важных моментов будет рост тарифов. В частности, для москвичей с середины года возрастут тарифы за горячую и за холодную воду. Степень роста составит десять и более процентов.

При планировании таких изменений бралось в расчёт и то, что постоянный и существенный рост величины коммунальных платежей может стать существенной нагрузкой для жильцов, особенно для тех, кто входит в категорию малообеспеченных граждан.

Вводимые изменения предназначены для повышения ответственности как плательщиков, так и поставщиков коммунальных услуг.

Много сложностей обычно вызывала разновидность выплат, направленных на обеспечение содержания дома или компенсацию выполнения капремонта в будущем. Теперь тарифы станут учитываться в разделе, где указывается плата за коммунальные услуги.

Усовершенствование далеко не косметическое. На него можно посмотреть с различных точек зрения.

Раньше указанная оплата выделялась отдельно от основных платежей, и это выглядело, как дополнительные, а не основные выплаты, которые к тому же представляли собой значительную финансовую нагрузку. Теперь же эти затраты включены в основные выплаты.

С другой стороны, при новом положении дел начисление оплаты на содержание дома и придомовой территории, а также и проведения ремонта рассчитываются в такой сфере и теперь произвольный способ их начисления вряд ли теперь возможен.

Раньше статус отчислений на эти цели носил несколько неопределённый характер, что иногда могло приводить к проблемным ситуациям.

С другой стороны, произведённые уточнения не только делают более чёткой процедуру начисления коммунальных выплат, но и повышают ответственность жильцов за уклонение от произведения выплат.

Если раньше просрочки в этой сфере были чем-то более или менее нормальным, хотя и неприятным, то теперь такая ситуация может привести к наложению довольно существенных штрафов по отношению к тем жильцам, которые являются неплательщиками.

Новые изменения в вопросах об оказании коммунальных услуг коснутся ещё одной важной сферы. Речь идёт о предоставлении коммунальных услуг по вывозу мусора. Как известно, эта сфера деятельности коммунальных служб является очень важной.

В то же время ранее прямой оплаты данного вида услуг не выполнялось. Как же дела обстоят теперь? Какие изменения предусмотрены в 2017 году? Теперь в обязательном порядке жильцы должны будут непосредственно оплачивать коммунальным службам, имеющим нужную лицензию, расходы по уборке мусора.

Изменения в жилищном законодательстве и новый закон о ЖКХ

При этом здесь одновременно используются два принципа начисления, которые будет применять управляющая компания:

  • по количеству мусора на каждого из жильцов;
  • в соответствии с объёмом произведённого мусора.

В обращение планируется ввести ещё один важный принцип. Речь идёт о поощрении раздельного сбора мусора. То есть, говоря другими словами, если выбрасываемый мусор будет рассортирован установленным образом, то и плата за его уборку будет несколько меньше.

Если жилец поступит неправильно и откажется сортировать выбрасываемый мусор, ему придётся оплачивать более высокий тариф. Такой подход позволит производить более эффективную не только уборку, но и утилизацию и вторичное использование мусора.

В частности, в соответствии с 458 Федеральным законом бытовые отходы (твёрдые) перешли в разряд коммунальных отходов.

Кроме изменений для процедуры оплаты, будут приняты и другие меры. Предлагается стимулировать активность региональных операторов, занимающихся переработкой мусора. На настоящий момент этот законопроект прорабатывается и готовится с тем, чтобы его приняли, а он получил юридическую силу.

Сейчас эта сфера является весьма непрозрачной, что не может не отражаться на уменьшении эффективности в этой сфере.

Читайте также:  Комментарий 16172 к статье: основания возникновения обязательств в гражданском праве

На этот момент такие меры ещё не приобрели обязательного характера (федеральный закон ещё не принят), но те регионы, которые хотят проявить инициативу в этой сфере, имеют возможность, получив лицензирование, постепенно приступить к использованию новых форм работы в правильном формате в этой сфере.

Рассматривается также законопроект, который предусматривает отмену влияния невыплат на предстоящий капремонт на возможность получения льготы по текущим коммунальным платежам.

На данный момент, как известно, данная невыплата является препятствием для получения компенсации.

Информационная поддержка

Теперь практически в любой области человеческой жизни и деятельности большую роль играет уровень компьютеризации деятельности. Это позволят оптимальным образом использовать требуемые данные о предоставлении коммунальных услуг. Здесь в текущем году предусмотрено создание соответствующего компьютерного комплекса. Его называют ГИС ЖКХ (информационная система, предназначенная для ЖКХ).

Говоря коротко о её основных функциях для российского квартирного плательщика, следует отметить, что здесь речь идёт не только о предоставлении жилищных услуг, но и о раскрытии информации об этом:

Изменения в жилищном законодательстве и новый закон о ЖКХ

  1. Одной из важнейших функций является возможность делать централизованно платежи онлайн, не выстаивая длинных очередей при оплате коммунальных услуг.
  2. Этой программе присуща учётная функция. С её использованием можно будет точно узнать об оплате коммунальных услуг, состояние своих финансовых расчётов согласно ст.153 ЖК РФ. На соответствующем сайте легко можно будет узнать, погашены ли задолженности на данный момент, а при неуплате — их точную сумму.
  3. Важным моментом является возможность точно узнать действующие на данный момент тарифы по ЖКХ. Это может быть особенно важным в тех случаях, когда коммунальные услуги меняют свои тарифы, что позволит исключить неверные данные при произведении расчётов.

Создание и лицензирование этой системы предусмотрено в течение 2017 года. Она предоставит полную информацию о предоставлении коммунальных услуг.

Новые законы для собственников жилья в 2020 году

В 2020 году всех владельцев жилой недвижимости ожидает множество важных нововведений, о которых следует узнать уже сейчас.

Изменения в жилищном законодательстве и новый закон о ЖКХ

В этой статье мы подробно рассмотрим, какие именно изменения будут происходить в законодательстве, начиная со следующего года.

Для каждого собственника жилья обязательным является выплата налог на недвижимое имущество, начисляемый ежегодно. Однако со следующего 2020 года данная сумма, указанная в налоговом уведомлении, будет намного больше для большого количества владельцев жилой недвижимости. 

Это связано с тем, что в этом году оканчивается переходный период, который имеет место в Налоговом кодексе при вводе нового порядка налогообложения объектов недвижимости, а именно по кадастровой стоимости.  

Со следующего года уже не будет проводиться расчет по инвентаризационной стоимости, как это делалось раньше. Теперь налог будут рассчитывать лишь по кадастровой стоимости.

При этом в регионе при переходе на расчет по кадастровой стоимости в первые 3 года начисление налога будет проводиться с учетом понижающего коэффициента (0,2 — 0,4 — 0,6).

Однако после окончания трехлетнего срока начисление налога будет делать уже по полной кадастровой стоимости. 

По этой причине желательно узнать, во сколько будет оцениваться экспертами объект недвижимости в следующем году, а также не имеются ли основания для того, чтобы пересмотреть стоимость. Поскольку от этого будут находиться в зависимости расходы владельца жилья.    

Начиная с 1 июля следующего года, будет проводиться повсеместная установка «умных» счетчиков электричества в жилых помещениях. Причем обязанность установки подобных счетчиков будет лежать на плечах поставщиков энергии и будет осуществляться по мере истечения срока эксплуатации старых счетчиков.

Вдобавок собственники жилья не должны будут ничего за это платить, поскольку все это будет делаться за счет ресурсоснабжающей организации. И при этом данные расходы нельзя будет включать в состав тарифа на оплату электроэнергии.

Современные счетчики сделаны таким образом, что они сами будут передавать все показания и даже полностью перекрывать подачу электричества, если у владельца жилья появится задолженность по оплате электроэнергии.        

Со следующего года будет дан старт региональных программ по добровольному страхованию объектов жилой недвижимости на случай появления каких-либо чрезвычайных ситуаций. 

При этом владелец жилья сам решает — принимать участие в подобной программе либо нет. И если собственник решит застраховать свое жилье, то он должен будет каждый месяц делать страховой взнос, который, в свою очередь, будет добавлен в общий счет на оплату коммунальных услуг (в целом данный платеж не будет превышать 150 рублей). 

И в случае, если жилая недвижимость пострадает по причине чрезвычайной ситуации, то страховая компания будет обязана компенсировать до 500 тысяч рублей. И это без учета возмещения со стороны государства, которое обычно предусмотрено в подобных случаях.   

Начиная с 1 января следующего года начнет действовать закон о компенсации в случае утраты права собственности на жилье в ситуации, когда законный собственник затребует его через суд. 

Данная проблема существует уже давно и является весьма серьезной. Существует множество случаев, когда приобретенное жилье заставляли возвратить (продавец мог подписать договор, не осознавая своих действий, или же происходило незаконное завладение жильем со стороны мошенников, которые потом его перепродавали). 

И в итоге пострадавшими, как правило, оказывались именно добросовестные покупатели, которые отдавали свои деньги, ничего не подозревая, а затем оставались и без жилья, и без денег. 

Сейчас же покупатель на законных основаниях сможет получить денежную компенсацию со стороны государства (в случае, когда на протяжении шести месяцев он не смог вернуть свои денежные средства по исполнительному документу).

И это будет сумма или реального ущерба, или кадастровой стоимости жилой недвижимости, что определяется исключительно по выбору пострадавшего.

Также те добросовестные покупатели, которые ранее оказались в подобной ситуации, имеют полное право через суд получить компенсацию. 

Помимо этого создатели данного законопроекта отмечают, что в отношении физических лиц срок обратной силы будет длиться 3 года, но лишь тогда, когда жилая недвижимость была истребована в пользу самого государства.   

С 2020 года будет введено новое правило, которое заключается в следующем: в случае продажи единственной жилой недвижимости через три года после того, как продавец стал его владельцем, он оказывается полностью свободным от выплаты НДФЛ. В то время как по общему правилу срок составляет не меньше пяти лет между приобретением жилья и его дальнейшей продажей. 

Также правило единственного жилья оказывается действующим и тогда, когда продавец имеет еще одно жилое помещение, которое было куплено в течение 90 дней до дня продажи. 

Начиная с 2020 года для тех, кто является получателем жилья в дар, будет существовать единый порядок определения налогооблагаемой базы по НДФЛ.

В этом случае налог тоже будет начисляться по кадастровой стоимости жилой недвижимости — здесь будет учитываться значение, которое было утверждено по состояние на 1 января того года, в который была произведена регистрация права собственности получателя жилья в дар. 

Важно также знать, что членам семьи и близким родственникам (к ним относятся родители, дети, супруг или супруга, сестры, братья, дедушки и бабушки)  не нужно платить НДФЛ с жилья в дар. Что касается остальных родственников, то тогда уже не обойтись без уплаты 13% от кадастровой стоимости объекта жилой недвижимости.   

Жилищный кодекс РФ

Добро пожаловать на сайт «Жилищный Кодекс РФ». Здесь представлен полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями и дополнениями на 2020 год, а также Комментарии к статьям ЖК РФ и полезные документы.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или через систему поиска информации по различным статьям ЖК РФ.

Кроме того у нас Вы можете получить бесплатную юридическую консультацию по любым вопросам.

Жилищный кодекс представляет собой специализированный федеральный закон, посвящённый регулированию взаимоотношений лиц разного юридического ранга в области владения, распоряжения и пользования помещениями, относящимися к жилому фонду.

Действующий ЖК РФ был принят в 2005 году в качестве нормативного акта, который максимально адаптирован к условиям разнообразия форм собственности на недвижимость.

Жилищное право и законодательство

Любой закон посвящён не земле, имуществу, строениям или ресурсам. Он посвящён человеческим взаимоотношениям относительно какого-либо объекта или явления. Регулировать нужно действия или бездействия людей, а не состояние объектов или динамику явлений.

Жилищное законодательство – это вся совокупность законодательных актов разного уровня, которые посвящены взаимоотношениям людей относительно элементарной единицы – жилища. Кодекс как сборник всех необходимых правил федерального уровня содержит все базовые определения и нормативы, которые обязательны и приоритетны для исполнения на всей территории российской юрисдикции.

Жилищем считаются изолированные помещения, пригодные для проживания в нём людей и признанные таковыми на официальном уровне (ст. 15). Жилище должно быт отнесено к соответствующей категории помещений и числиться в таком качестве в органах госрегистрации.

Существуют два понятия – жилищное законодательство и право. Первое понятие представляет собой всю совокупность юридических документов, посвящённых реализации конституционного права на жильё. Второе понятие является развёрнутым описанием такого права.

Конституционное право на жилище реализуется с помощью соблюдения следующих принципов (ст. 1 ЖК РФ):

  • равных прав для всех участников данного вида отношений;
  • ответственности органов власти за формирование условий для обеспечения людей жильём;
  • восстановления нарушенных прав;
  • использования помещений только по назначению;
  • допущения ограничений жилищных прав только в исключительных ситуациях.

Жилищный кодекс РФ выполняет функцию защиты прав человека на жильё и главного юридического документа жилищного законодательства. Он состоит из 12 разделов, 21 главы, 236 статей, которые посвящены темам:

Наиболее актуальными являются темы собственности, а также обеспечения функционирования многоквартирных домов и прилегающих к ним территорий.

Как реализуется право на жильё

Закон предусматривает только такие формы реализации прав на жилище, как владение, распоряжение и пользование (ст. 30). Максимальное количество прав сосредоточено у владельца недвижимости. Люди, владеющие жильём, могут им пользоваться и распоряжаться, то есть:

  • продавать;
  • завещать;
  • дарить;
  • менять;
  • сдавать в аренду;
  • консервировать, то есть не пользоваться.

Значительно меньше прав у лиц, пользующихся жильём на основе аренды или социального найма. Однако именно этому виду прав на жильё в ЖК посвящён целый раздел (третий), состоящий из четырёх глав.

Такое внимание этому виду пользования уделено по той причине, что социальный наём – явление динамичное, требующее проработки деталей.

Например, если собственник может владеть недвижимостью, но жить при этом в другом месте, то ответственный квартиросъёмщик лишён такого права.

Допускается его временное отсутствие без последствий, но длительное проживание на другой жилплощади влечёт за собой расторжение договора соцнайма.

Большая часть статей, посвящённых социальному найму, регламентирует процессы обеспечения людей квартирами, находящимися в собственности государства или муниципалитета. Тематически она делится на следующие категории:

  • составление договора (ст. 60, 62, 63, 64, 77, 79, 82, 83);
  • правила пользования жилым и общим помещением (ст. 61);
  • права, обязанности и ответственность нанимателя жилья (ст. 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 76, 78, 80, 81);
  • ограничения в пользовании и распоряжении (ст. 73, 75);
  • выселение из квартир, предоставленных по договору соцнайма (ст. 84, 85, 86, 87, 87.1, 87.2, 88, 89, 90, 91);
  • правила предоставления квартир и комнат по договору соцнайма (91.13 – 91.15);
  • наём помещений из фонда социального использования (ст. 19, 91.1 – 91.12).
Читайте также:  Вс применил эстоппель по процессуальному вопросу

В разделе, посвящённом праву собственности, рассматриваются вопросы общего имущества домов, в которых находятся больше одной квартиры. В соответствии с положениями ст.

35 ЖК РФ, помещения дома за пределами квартир, а также придомовые территории принадлежат всем владельцам квартир в качестве общей собственности с долями, пропорциональными площади квартир, находящихся в собственности данного лица.

В домах, где пользование квартирами осуществляется на правах соцнайма, общее имущество принадлежит собственникам дома, то есть муниципалитету или государству.

Как осуществляется управление в многоквартирных домах

Управление осуществляется собственниками жилых помещений с помощью делегирования полномочий компаниям, осуществляющим сбор средств (коммунальные платежи, капремонт и т.п.) и обеспечивающим дом и придомовую территорию всем необходимым для комфортного проживания людей.

Отдельный раздел кодекса (девятый) посвящён проведению капремонта. Законодатель определяет понятие капремонта, процедуру его проведения и правила формирования специального фонда.

Несмотря на то, что большая часть Жилищного кодекса посвящена многоквартирным домам, этот документ регулирует взаимоотношения лиц различного ранга относительного всего жилого фонда страны, то есть индивидуального жилья, многоквартирных домов разных форм собственности, ведомственных и специальных помещений. Так что нормативы этого кодекса касаются всех жителей страны.

Оглавление ЖК РФ

  • Раздел 1 ЖК РФ. Общие положения
  • Раздел 2 ЖК РФ. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
  • Раздел 3 ЖК РФ. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма
    • Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
    • Глава 8. Социальный наем жилого помещения
      • Статья 60. Договор социального найма жилого помещения
      • Статья 61. Пользование жилым помещением по договору социального найма
      • Статья 62. Предмет договора социального найма жилого помещения
      • Статья 63. Форма договора социального найма жилого помещения
      • Статья 64. Сохранение договора социального найма жилого помещения при переходе права собственности на жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления жилым помещением
      • Статья 65. Права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма
      • Статья 66. Ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма
      • Статья 67. Права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма
      • Статья 68. Ответственность нанимателя жилого помещения по договору социального найма
      • Статья 69. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
      • Статья 70. Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи
      • Статья 71. Права и обязанности временно отсутствующих нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи
      • Статья 72. Право на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма
      • Статья 73. Условия, при которых обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается
      • Статья 74. Оформление обмена жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма
      • Статья 75. Признание обмена жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, недействительным
      • Статья 76. Поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
      • Статья 77. Договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
      • Статья 78. Плата за поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
      • Статья 79. Прекращение и расторжение договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
      • Статья 80. Временные жильцы
      • Статья 81. Право нанимателя жилого помещения по договору социального найма на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого жилого помещения
      • Статья 82. Изменение договора социального найма жилого помещения
      • Статья 83. Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения
      • Статья 84. Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма
      • Статья 85. Выселение граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма
      • Статья 86. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома
      • Статья 87. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с переводом жилого помещения в нежилое помещение или признания его непригодным для проживания
      • Статья 87.1. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с передачей жилого помещения религиозной организации
      • Статья 87.2. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд
      • Статья 88. Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома
      • Статья 89. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением
      • Статья 90. Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма
      • Статья 91. Выселение нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения
  • Раздел 3.1 ЖК РФ. Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
  • Раздел 3.2 ЖК РФ. Наемные дома
  • Раздел 4 ЖК РФ. Специализированный жилищный фонд
  • Раздел 5 ЖК РФ. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
  • Раздел 6 ЖК РФ. Товарищество собственников жилья
  • Раздел 7 ЖК РФ. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
  • Раздел 8 ЖК РФ. Управление многоквартирными домами
  • Раздел 9 ЖК РФ. Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
  • Раздел X. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

Поправки жилищного законодательства за I полугодие 2019 года

Жилищное законодательство РФ – наиболее динамичная отрасль права, поправки в этой сфере настолько часты, что иногда специалисты жилищной сферы не успевают не только изучить содержимое новых нормативных правовых актов, но даже выучить их названия. В связи с этим обзоры таких поправок исключительно важны для специалистов организаций и предприятий жилищно-коммунального комплекса. Настоящий обзор включает наиболее значимые изменения жилищного законодательства РФ за первое полугодие 2019 года.

Обзор изменений жилищного законодательства РФ за 2018 год размещен по ссылке > > >

Управление МКД, предоставление коммунальных услуг

На 2019-2023 годы утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины установленных индексов.

(Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2018 N 2490-р)

С 01 января 2019г. вступили в силу изменения в части проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Участникам конкурса предоставляется возможность установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения меньший, чем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанный в извещении о проведении конкурса, с пошаговым снижением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 0,1 процента.

Допускается снижение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не более чем на 10 процентов размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанного в извещении о проведении конкурса.

В случае снижения указанного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения более чем на 10 процентов конкурс признается несостоявшимся, что влечет за собой обязанность организатора конкурса провести новый конкурс. В случае если несколько участников конкурса предложили одинаковый размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, победителем конкурса признается участник конкурса, подавший первым заявку на участие в конкурсе.

(Постановление Правительства РФ от 14.12.2018 N 1541)

С 1 января 2019 года оплата за коммунальную услугу по отоплению помещений в многоквартирных домах взимается по новым правилам.

Обзор изменений в жилищном законодательстве с 2019 года — Абонент консалт

С 1 января 2019 года вступили в силу поправки, которые изменили многие положения жилищного законодательства. В течение 2019 года вступят в силу и другие важные изменения. В настоящей статье будут рассмотрены следующие сферы и вопросы:

  • Порядок вывоза твердых коммунальных отходов;
  • Использование контрольно-кассовой техники при расчетах ТСН;
  • Компенсация расходов по уплате взносов на капитальный ремонт для новых категории граждан;
  • Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства и ответственность;
  • Изменения в Жилищном Кодексе РФ;
  • Изменения правил оплаты за отопление в многоквартирных домах.

ПОРЯДОК ВЫВОЗА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ

Происходит изменение положений законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами (Далее – ТКО).

По изначальной задумке законодателя с 1 января 2019 года все регионы должны были перестроиться на новый порядок обращения с отходами. Однако стало понятно, что не все регионы способны уложиться в сроки. Поэтому было принят Федеральный закон от 25.12.

2018 N 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29.

1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе сохранить старый режим обращения с отходами до 1 января 2022 года.

Региональный оператор по обращению с ТКО в г. Москве не выбран. Тем не менее, режим обращения с ТКО в г.Москве может смениться и до 1 января 2022 года.

Приводим основное содержание проводимой реформы.

Региональный оператор выбирается в соответствии с правилами конкурсного отбора, которые утверждены Постановлением Правительства от 5 сентября 2016 г. N 881.

Отдельные вопросы по новому законодательству были рассмотрены в Письме Минстроя России от 18.05.2018 N 22270-МП/06 «По вопросу разъяснения положений действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами.

Таким образом, организации, отвечающие за уборку территории городских и сельских поселений, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.

К моменту начала осуществления деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором, муниципальные контракты, предметом которых является обращение с твердыми коммунальными отходами, заключенные ранее, должны быть расторгнуты в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе и заключены договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором как с единственным поставщиком (п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Читайте также:  Новый порядок постановки на миграционный учет по 163-фз

Реформа переводит услуги по вывозу ТКО из жилищных в коммунальные услуги. Таким образом, тарифы будут регулироваться на государственном уровне. Вывоз ТКО уже не будет являться строкой расходов по содержанию и ремонту жилого помещения.

Будет установлен единый тариф на вывоз ТКО. Плата за вывоз ТКО в многоквартирном доме будет рассчитываться по следующей формуле: единый тариф*норматив/12 месяцев * количество зарегистрированных в квартире.

Сумма оплаты зависит от количества человек, а не от площади помещения. Презюмируется, что мусор всегда образуется в примерно одинаковых объемах.

Данная презумпция опровержима: на время длительного отъезда можно предоставить соответствующие документы и не платить (оформить перерасчет).

Норматив не является одинаковым для всех. К примеру, для жителей многоквартирных домов норматив более «выгоден», чем для владельцев частных домов.

Можно заметить, что реформа приводит к образованию своеобразной монополии региональных операторов. Следовательно, следует ожидать повышения цен за вывоз ТКО.

Также следует обратить внимание, что законодатель стремится поощрить раздельный сбор мусора. При раздельном сборе мусора возможна оплата по фактически вывезенным контейнерам, а не по нормативам.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ РАСЧЕТАХ ТСН

Некоторые изменения использования контрольно-кассовой техники (Далее – ККТ) при расчетах следуют из Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года. Следовательно, ККТ с этого периода будет необходима.

После 1 июля 2019 года ТСН не будет обязано использовать ККТ при проведении расчетов с членами ТСН, так как оказываемые услуги относятся к деятельности ТСН, закрепленной в Жилищном Кодексе. В этой части законодательное регулирование не изменится.

ТСН имеет право устанавливать порядок уплаты взносов и обязательных платежей. Члены ТСН не имеют права требовать от ТСН выдачи чека.

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

27 декабря 2019 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу.

Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда. Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

  • Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
  • Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.
  • Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения.

При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением.

Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах.

Однако воспользоваться такими мерами социальной поддержки смогут лишь граждане, у которых квартира в аварийном доме является единственным зарегистрированным жильем.

Граждане, у которых в собственности есть иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, либо занимаемые ими на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в процессе расселения аварийных домов смогут получить лишь выкупную стоимость за помещение, находящееся в их собственности.

Кроме того, в целях исключения злоупотреблений и необоснованного получения государственной поддержки, закон предусматривает, что другое жилье, взамен непригодного для проживания, не предоставляется гражданам, приобретшим право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (кроме граждан, приобретших такое право в результате наследования). Таким гражданам выплачивается лишь возмещение за аварийное жилье, причем в размере, не превышающем стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Законом расширен перечень возможных направлений использования средств финансовой поддержки, предоставляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектам Российской Федерации на реализацию программ переселения.

Средства Фонда ЖКХ могут быть направлены субъектом РФ на создание маневренного жилого фонда.

При этом жильцам аварийных домов, проживание в которых создает угрозу жизни людей, региональные или муниципальные власти, согласно поправкам, теперь обязаны предоставить временное жилье из маневренного фонда на срок до двух лет.

До окончания этого срока власти должны обеспечить граждан новым жильем, выплатить им денежное возмещение за изымаемое жилое помещение в аварийном доме.

Средства Фонда могут расходоваться на приобретение для переселяемых граждан жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в тех, строительство которых не завершено, а также в домах блокированной застройки.

Данная норма действовала и раньше, однако, законом уточнено, что данные помещения могут предоставляться гражданам в собственность (по договору мены), по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения маневренного фонда.

Таким образом, новые нормы расселения аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки.

Законом предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий.

Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые заключат с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, или договоры о комплексном развитии территорий, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по приобретению для переселяемых граждан жилых помещений или выплату им возмещения.

Эта субсидия будет предоставляться по мере исполнения застройщиками своих обязательств, и не может превышать 25% нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

Закон теперь также защищает инвестиционно-привлекательные земельные участки от коммерческого использования. Поправками закрепляется принцип целевого использования территорий из-под расселяемых аварийных домов.

На освободившихся земельных участках допускается размещение исключительно объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управлении, обустройство мест для занятий спортом, физкультурой, пешими прогулками, парков, садов, скверов, размещение жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств. Данное условие не распространяется на те участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.

В случае нарушения этого условия, предоставленная финансовая поддержка Фонда ЖКХ подлежит возврату в размере средств, полученных субъектом Российской Федерации, и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение данного условия.

Помимо этого, уточняются порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на проведение капитального ремонта и на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, порядок возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств госкорпорации, устанавливаются особенности предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года.

Напомним, к разработке законопроекта Минстрой России и Фонд ЖКХ приступили летом 2018 года. За прошедшее время была проведена работа по анализу программ расселения аварийного жилья, осуществлявшихся в последние 10 лет. Он показал, что в этой области регионами и Фондом ЖКХ был накоплен большой практический опыт, который и был использован при разработке положений закона.

— За субъектами РФ остается право самостоятельно выбрать меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Средства федерального бюджета могут быть использованы для субсидирования льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда.

Кроме того, поправки позволят нам активнее привлекать бизнес для решения задач по расселению аварийных домов, формируя в наших городах комфортные условия для жизни, — подчеркнул глава Минстроя России Владимир Якушев.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *