Государственная гражданская служба — понятие

Государственная служба

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной службы.

Государственная служба РФ делится на следующие виды:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба;
  • федеральная государственная служба.

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:

  • федеральную государственную гражданскую службу;
  • государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Схематично это выглядит следующим образом.

Государственная гражданская служба - понятие

 Несколько подробнее охарактеризуем вышеуказанные виды государственной службы. Начнем с государственной гражданской службы.

  • Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи) [1].
  • В свою очередь, федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ [2].
  • В настоящую категорию госслужащих попадает значительное число российского чиновничества – от работников Аппарата Правительства РФ, федеральных министерств, агентств и служб (кроме тех, сотрудники которых находятся на военной и правоохранительной службах) до работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
  • Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ [3].

К таковым относятся практически все чиновники субъектов федерации. Например, в Москве – это сотрудники департаментов, их территориальных управлений, префектур, управ и др.

Следующим видом госслужбы РФ является военная служба.

Это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства [4].

Наиболее ярким отличительным признаком является то, что гражданам, находящимся на ней, присваиваются воинские звания. Также стоит отметить, что военная служба в России имеет место быть не только в Министерстве обороны РФ, но и в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и др.

Третьим видом российской государственной службы выступает правоохранительная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина [5].

Гражданам, находящимся на правоохранительной службе присваиваются специальные звания и классные чины (например, лейтенант полиции, капитан внутренней службы, майор юстиции). Настоящий вид госсужбы, например, имеет место быть в органах внутренних дел, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

  1. Особняком стоит федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ [6].
  2. Сюда подпадает основная часть сотрудников прокуратуры (прокуроры, заместители и помощники прокуроров), Следственного комитета Российской Федерации (руководители следственных органов, заместители и следователи) и др.
  3. Таким образом, поступив на ту или иную разновидность госсужбы, человек становится государственным служащим.
  4. Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета [7].

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета [8] .

Причем нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.

Источник: http://GiMYRF.ru/gosudarstvennaya-sluzhba/

Государственная гражданская служба: понятие, виды, правовые основы

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

В целях создания правового механизма реализации положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принято более 30 указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Государственная гражданская служба состоит из двух уровней — федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Законодательно закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы.

В субъектах Российской Федерации действует более 4,5 тысячи нормативных правовых актов, предназначенных регламентировать вопросы государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Условия прохождения службы и порядок заключения трудовых отношений определяются специальными федеральными законами и ведомственными положениями.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ).

В государственных органах могут быть учреждены должности государственной службы различных видов, а также не являющиеся должностями государственной службы. К последним относятся должности по техническому обслуживанию деятельности государственного органа, по охране и обслуживанию зданий и помещений и т.д.

Источник: https://megalektsii.ru/s18464t8.html

Государственная гражданская служба: понятие, правовые основы, должности и виды гражданских служащих

ФЗ «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004

  • Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
  • Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на:
  • федеральную государственную гражданскую службу
  • государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации
  • Принципы гражданской службы
  • 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
  • 3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  • 4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  • 5) стабильность гражданской службы;
  • 6) доступность информации о гражданской службе;
  • 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • 8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
  • Классификация должностей гражданской службы
  • Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
  1. руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  2. помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  3. специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  4. обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
  5. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
  • 1) высшие должности гражданской службы;
  • 2) главные должности гражданской службы;
  • 3) ведущие должности гражданской службы;
  • 4) старшие должности гражданской службы;
  • 5) младшие должности гражданской службы.
  • Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.
  • Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
  • Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Д

Дисквалификация, как мера административного наказания.

КоАП, ст.3.11

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Читайте также:  Предложено дополнить список технически сложных товаров, определенный для защиты прав потребителя

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 32.11. Исполнение постановления о дисквалификации 
1. Постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено

2. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) 3. Формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц (информация открыта).

И

Источник: https://megaobuchalka.ru/14/993.html

Государственная служба

  • Что такое государственная служба
  • Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
  • Государственная гражданская служба Российской Федерации служба включает в себя военную службу, правоохранительную службу и гражданскую службу, которая в свою очередь подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта федерации.
  • Государственная гражданская служба города Москвы — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности города Москвы.
  •  Государственный гражданский служащий города Москвы — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы города Москвы.

 В соответствии со ст. 3 Закона города Москвы от 26.01.2005 №3 «О государственной гражданской службе города Москвы» выделяются следующие основные принципы:

  1.  — единство системы государственной службы;
  2. — приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  3.  — единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы города Москвы;
  4.  —  равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения             независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,           убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми                качествами гражданского служащего;
  5.  — профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  6.  — стабильность гражданской службы;
  7.  — открытость гражданской службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности                               государственных служащих;
  8.  — взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  9.  —  защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;
  10.  — правовая и социальная защищенность гражданских служащих.
  11. Этические принципы и служебное поведение
  • Правила этики и служебного поведения государственных гражданских служащих управы Бабушкинского района  регламентируются Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих города Москвы, осуществляющих свою профессиональную деятельность в управе Бабушкинского района.
  • Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную гражданскую службу города Москвы и назначенный на государственную гражданскую должность в управе Бабушкинского района  обязан ознакомиться с положениями Кодекса этики в первый рабочий день в кадровой службе и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.
  • На сегодняшний день в системе государственной гражданской службы сформировались определенные принципы профессиональной служебной этики и основные правила служебного поведения, которыми госслужащим надлежит руководствоваться при реализации своих полномочий.
  • Данные принципы являются общими для всех госслужащих, а их знание и соблюдение является, в том числе критерием оценки профессиональной компетентности сотрудника.
  • Этические нормы и правила служебного поведения гражданских служащих были сформулированы с целью достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействия укреплению авторитета госслужащего, доверия граждан к государственным органам и обеспечения единой нравственно-нормативной основы поведения гражданских служащих.
  • Государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
  • исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне;
  • -исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности;
  • -осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;
  • -быть независимыми от влияния отдельных граждан, политических партий, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • -исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  • -соблюдать установленные законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением гражданской службы;
  • -соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения, проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
  • -проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • -избегать конфликтов и ситуаций, способных нанести ущерб их репутации  или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;
  • -не использовать служебное положение в корыстных интересах и при решении вопросов личного характера;
  • -воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности госорганов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности, соблюдать правила предоставления служебной информации;
  • -уважительно относиться к деятельности представителей СМИ по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке.
  • Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим госслужащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
  • В служебном поведении гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени, и воздерживаться от:
  • -любого вида высказываний и действий дискриминационного характера;
  • -грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • -угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
  • Государственные гражданские служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.
  • Запреты и ограничения
  • Государственный служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, другие нормативные правовые акты РФ, не должен допускать нарушения законов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по другим мотивам и должен противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике.
  • Требования к антикоррупционному поведению государственных служащих:

Государственный служащий не должен допускать личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, т.е.

к ситуации, при которой личная заинтересованность может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или России, способное привести к причинению вреда законным интересам граждан.

  1. При назначении на должность и исполнении должностных обязанностей государственный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.
  2. Государственные служащие, указанные в перечне должностей государственной гражданской службы в управе Бабушкинского района при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах (расходах), об имуществе и обязательствах имущественного характера а также о доходах,  членов своей семьи не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным в соответствии с действующим законодательством РФ.
  3. Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие госорганы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, стоимостью выше 3000 рублей, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные госслужащими, признаются государственной собственностью и передаются государственным служащим по акту в государственный орган, в котором он работает, за исключением случаев, установленных законодательством.

  • Обращение с информацией:
  • Государственный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в госоргане норм и требований, принятых в соответствии с законодательством.
  • Госслужащий обязан принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность.
  • Госслужащему также запрещается:
  •       — участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческих организаций;
  •       — осуществлять предпринимательскую деятельность;
  •        — приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход (в случаях, установленных федеральным законом);
  •    — входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  •     — выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок;
  •       — использовать государственное имущество в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей;
  •      — разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения конфиденциального характера, или служебную информацию;
  •     — допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в должностные обязанности;
  •    — использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума или в интересах политических партий, других общественных и религиозных объединений;
  •      — лицам,  замещающим государственные должности, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета или вклады, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Читайте также:  Протокол разногласий к договору поставки - образец

Подробную информацию можно узнать в статье 17 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Курение

Источник: https://babushkinsky.mos.ru/about/state-service/what-civil-service/

Государственная гражданская служба

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

В Министерстве внутренних дел Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной гражданской службы и государственной службы иных видов.

Федеральным законом от 27 июля 2014 г.

№ 79-ФЗ  «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) определено, что государственная гражданская служба Российской Федерации (далее — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

  • Гражданский служащий — гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.
  • Должности гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
  • Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
  • 1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  • 2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • 3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  • 4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
  • Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:
  • 1) высшие должности гражданской службы;
  • 2) главные должности гражданской службы;
  • 3) ведущие должности гражданской службы;
  • 4) старшие должности гражданской службы;
  • 5) младшие должности гражданской службы.
  • В период прохождения гражданской службы присваиваются классные чины гражданской службы.
  • Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.
  • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
  • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
  • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
  • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
  • Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Источник: https://xn--c1abt1a.xn--b1aew.xn--p1ai/Documents/gosslujba

Понятие и признаки государственной службы



Целью данной статьи является исследование теоретические подходы к определению понятия государственной службы. Отмечаются ее наиболее приоритетные признаки и особенности, дается их подробная характеристика.

Методическая основа работы заключается в использовании системного подхода, сравнительного политического анализа и синтеза.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в современных условиях действуют законы, подтвержденные нормативно-правовыми документами, на основании которых государственная служба управляет процессами общества, политики, промышленности и прочих отраслей. Качество и эффективность управления, к сожалению, не на должном уровне развития страны.

Государственная служба в Российской Федерации — постоянно развивающееся сложное явление, призванное выполнять функциональные назначения государства.

Основная задача государственной службы — единение федеративного государства с помощью системного использования конституционно-правовых и организационных принципов.

Проблема профессиональной компетенции государственных гражданских служащих приобретает особую актуальность для России в современных условиях.

В статье представлены основные теоретические подходы к определению понятия государственной службы. Отмечаются ее наиболее приоритетные признаки и особенности, дается их подробная характеристика.

Ключевые слова: государственная служба, государство, власть, правовой институт, политическая система, законодательство.

Институт государственной службы всегда развивается одновременно с государством. Чем выше уровень развития державы, тем многофункциональнее и сложнее его управляющий аппарат [5, c.131].

В большинстве стран, в том числе и в России, государственная служба развилась из отношений «сюзерен-вассал», господин и подчиненный ему вольный человек, исполняющий определенные обязанности за предоставляемые ему блага. Это может быть плата деньгами или землей, часто практиковались награждения «холопами», т. е. крепостными, какими-либо привилегиями (торговыми) [7, c.14].

Исторически понятие госслужбы прошло трансформацию от служения государю как человеку (личного служения) до службы государству в том смысле, как оно понимается сейчас, и в данной же формации. Изначально существовала только личная служба государю (князю или царю), которая породила особый социальный класс — служилого дворянства [7, c.15].

Важность исследования данной сферы определяется ролью общественных служб как элементов политической системы, обеспечивающих успех социальных преобразований в России, которые проводит власть.

Определим содержание термина «государственная служба». В теории учеными даются разные определения этого понятия.

Законодательное, то есть легальное определение данного понятия впервые было дано в Федеральном законе от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», который ныне утратил силу.

Согласно статье 2 названного Федерального закона под государственной службой понималась «профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов» [1].

В связи с принятием в 2003 году Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» [2] содержание понятия «государственная служба» было несколько расширено.

Современные исследователи определяют госслужбу как трудовую деятельность, заключающеюся в практической реализации государственных функций сотрудниками государственных учреждений, подразумевающих обеспечение, в том числе, инновационного развития страны [3, c.142].

Сущностные и содержательные особенности понятия «государственная служба», по мнению ряда авторов, подразумевают «с одной стороны, практическое, а с другой — профессиональное участие граждан в выполнении различных целей, а также функций государства за счет того, что исполняются различные государственные должности, которые были образованы в органах государственной власти». Для исследователей — это публичный социально-правовой институт, который включает в себя три основополагающих, взаимосвязанных друг с другом элемента: государство, государственный орган и государственную должность [4, c.25] .

Несмотря на множественность взглядов на понятие «государственная служба», значение этого термина имеет четкое закрепление в действующем законодательстве, регулирующем государственно-служебные отношения [6, c.48].

Так, согласно ныне действующему законодательству под государственной службой понимается «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации в целом, а также ее субъектов; федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также устанавливаемые конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации, соответственно» [2]. Благодаря более подробному толкованию данного понятия можно легко определить круг участников общественных отношений, связанных с исполнением обязанностей в органах управления.

Согласно вышеназванному определению, можно выделить следующие характерные признаки государственной службы. Во-первых, это государственная деятельность, так как она осуществляется в органах государственной власти, а также от имени и по поручению государства.

Данный признак выделяется в силу того, что в Российской Федерации имеется также институт муниципальной службы, который осуществляется соответственно на муниципальном уровне, и поэтому одним из принципов государственной службы является ее взаимосвязь с муниципальной службой [3, c.143].

Во-вторых, это профессиональная деятельность граждан. Любая профессия предполагает собой наличие соответствующего образования и специальности. Это правило распространяется и на институт государственной службы.

Читайте также:  Приказ об отмене приказа об увольнении - образец

Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ одним из основных принципов построения и функционирования государственной службы как раз-таки и называет принцип профессионализма и компетентности государственных служащих [2].

В-третьих, основной задачей государственной службы является обеспечение исполнения полномочий органов власти. Государственные служащие исполняют свои обязанности не для себя и не для руководящих ими лиц, а для общества и для государства.

Также данный признак подчеркивает тот момент, что данную задачу выполняют лишь лица, занимающие именно должности государственной службы, а не лица, замещающие государственные должности (понятия «должность государственной службы» и «государственная должность» имеют разные значения).

То есть выполнение функций лицами, замещающими государственные должности, лежит за пределами государственной службы, и деятельность этих лиц регулируется иными нормативно-правовыми актами.

В-четвертых, государственная служба — это публичная служба. Данная деятельность осуществляется открыто, гласно, она имеет официальный характер.

Данный признак подчеркивается таким принципом, как открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих [4, c.27].

Доказательством этому может служить, например, тот момент, что практически все органы власти имеют официальные Интернет-ресурсы, на которых освещается их деятельность, в частности, опубликовываются принятые ими нормативно-правовые акты, отчеты об их деятельности.

Также каждый гражданин может обратиться в органы управления с предложением или жалобой, не только непосредственно придя в данный орган, но и посредством телефонной связи, а также воспользовавшись услугами почтовой связи, в том числе и электронной почтой.

В-пятых, государственная служба осуществляется только в государственном органе и только на должности, включенной в реестр должностей государственной службы.

В каждом органе государственной власти имеется свой штатный список, но в него включены не только лица, непосредственно исполняющие обязанности государственных служащих, а также лица обслуживающего персонала. К ним относятся технический персонал, водители, лица из числа работников охранных предприятий, а также иные.

Данные работники не относятся к государственным служащим, однако, их наличие в органе государственной власти также необходимо для поддержания организационного порядка. Также не относятся к государственным служащим лица, работающие в бюджетном государственном учреждении или организации.

Это, например, воспитатели дошкольных учреждений, учителя общеобразовательных школ, а также преподаватели высших и средних профессиональных учебных заведений, врачи медицинских учреждений и так далее.

В-шестых, государственная служба, конечно, как и любая деятельность оплачиваема. Но государственные служащие получают денежное довольствие только за счет средств федерального бюджета Российской Федерации и средств бюджета субъектов Российской Федерации (в зависимости от того, в каком органе власти лицо занимает должность). Это подчеркивается в статье 18 Федерального закона № 58-ФЗ.

Таким образом, государственная служба — это «служение» на благо государства — по значению, и профессиональная деятельность работников государственных организаций — по определению.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/231/53635/

1.2 Государственная гражданская служба рф: понятие и сущность

Понятие
«служба» В. Даль, рассматривал как вид
работы или деятельности, связывая службу
с такими понятиями и ценностями, как
жизнь для других, быть полезным обществу,
готовность к делу и др.

Особым видом
службы является государственная
гражданская служба, которая может
касаться социально-культурного
обслуживания людей, осуществления
управленческой деятельности, обеспечения
деятельности органов государственной
власти и т.д.

Федеральный
закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе
государственной службы Российской
Федерации» дает более развернутое
определение. Согласно этому определению
государственная служба Российской
Федерации — профессиональная служебная
деятельность граждан Российской
Федерации по обеспечению исполнения
полномочий:

  • 1)
    Российской Федерации;
  • 2)
    федеральных органов государственной
    власти, иных федеральных государственных
    органов;
  • 3)
    субъектов Российской Федерации;
  • 4)
    органов государственной власти субъектов
    Российской Федерации, иных государственных
    органов субъектов Российской Федерации;
  • 5)
    лиц, замещающих должности, устанавливаемые
    Конституцией Российской Федерации,
    федеральными законами для непосредственного
    исполнения полномочий федеральных
    государственных органов;
  • 6)
    лиц, замещающих должности, устанавливаемые
    конституциями, уставами, законами
    субъектов Российской Федерации для
    непосредственного исполнения полномочий
    государственных органов субъектов
    Российской Федерации [5].
  • Таким
    образом, государственная гражданская
    служба Российской Федерации − вид
    государственной службы, представляющей
    собой профессиональную служебную
    деятельность граждан РФ на должностях
    государственной гражданской службы РФ
    по обеспечению исполнения полномочий
    федеральных государственных органов,
    государственных органов субъектов РФ,
    лиц, замещающих государственные должности
    РФ, и лиц, замещающих государственные
    должности субъектов РФ (включая нахождение
    в кадровом резерве и другие случаи).

Необходимо
отметить, что в самом значении
«государственная гражданская служба»
в качестве ведущего признака выделяется
именно слово «государственная», т.е.
сама суть государственной гражданской
службы является сущностью государства.

Государственная
гражданская служба не только отражает
задачи, функции и основные черты
государства, но призвана обеспечивать
их практическое осуществление. Поэтому
государственный служащий в рамках
полномочий по замещаемой должности
всегда выступает от имени и по поручению
государства.

Следующий
существенный признак понятия
государственной гражданской службы −
профессиональная деятельность.

Здесь
имеется в виду деятельность, осуществляемая
на основе специальных теоретических и
практических знаний, а так же практических
навыков, приобретаемых в результате
подготовки.

Таким образом, государственная
гражданская служба как вид профессиональной
деятельности означает непрерывное,
преемственное и компетентное обеспечение
исполнения полномочий государственных
органов лицами, находящимися на
государственных должностях [26].

Цели
государственной гражданской службы
следует рассматривать как форму осознания
и закрепления государственными органами
в соответствующих нормативных правовых
актах социально значимых актуальных
проблем. Так, по мнению Ю. Н.

Старилова
к целям относятся: практическое
осуществление функций государства,
решение его задач, обеспечение
благосостояния общества, удовлетворение
публичных интересов на основе принципов
и положений, установленных в Конституции
РФ, федеральных законов и законов
субъектов Федерации.

Однако, по мнению
А. Ф. Ноздрачева целями государственной
гражданской службы являются:

  1. − упорядочение
    работы государственного аппарата;
  2. − установление
    требований к функциям и правомочиям по
    должностям;
  3. − определение
    компетентности и профессиональной
    подготовленности государственных
    гражданских служащих;
  4. − регламентация
    способов и процедур анализа и оценки
    эффективности функционирования
    государственного аппарата;
  5. − формирования
    условий обеспечения государственных
    гражданских служащих, включая материальные,
    социальные и правовые гарантии
    государственной гражданской службы
    [18].
  6. Для
    того чтобы определить задачи государственной
    гражданской службы, необходимо учитывать,
    что данные служащие активно участвуют
    в разработке проектов законов, программ,
    выражающих внутреннюю и внешнюю политику
    страны, предложений об изменениях в
    структуре государственных органов,
    текущих решений органов государственной
    власти. На основе этих условий выделяются
    следующие задачи:
  7. − обеспечение
    конституционного строя;
  8. − выработка
    стратегии экономического, социального,
    политического развития страны;
  9. − подбор
    кадров способных реализовать стратегию
    развития страны;
  10. − создание
    организационных структур государственной
    власти;
  11. − принятие
    решений по важным оперативным вопросам
    жизни страны;
  12. − защита
    прав, свобод и законных интересов
    граждан, создание условий для развития
    человеческой личности.
  13. Под
    функциями государственной гражданской
    службы понимаются самостоятельные и
    относительно обособленные основные
    виды государственно-служебных действий.
    Исследователями выделяются следующие
    функции государственной гражданской
    службы:
  1. правоприменительная − реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства;

  2. правотворческая − разработка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ;

  3. правозащитная − обеспечение прав и свобод граждан;

  4. регулирующая − разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении;

  5. организационная − обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе.

Государственная
гражданская служба основывается на
основополагающих принципах организации
и деятельности государственного
аппарата, однако ей присущи и специальные
принципы.

Все федеральные органы и
органы государственной власти субъектов
РФ обязаны проводить в жизнь принципы,
представленные на Рисунке 1.

В принципах
государственной гражданской службы
закрепляются требования общества,
других субъектов управления государственной
гражданской службой к государственной
гражданской службе и государственным
гражданским служащим [28].

Важен
принцип верховенства Конституции РФ и
федеральных законов. Лишь опираясь на
федеральное законодательство субъекты
Федерации, могут и должны иметь свое
законодательство о государственной
службе.

Принцип
федерализма обеспечивает единство
системы государственной гражданской
службы и соблюдения конституционного
разграничения предметов ведения и
полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами
государственной власти субъектов РФ.

Рисунок
1 — Принципы государственной гражданской
службы.

Принцип
приоритета прав человека и гражданина:
признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина − обязанность
государства.

В конечном счете, этот
принцип определяет социальный смысл и
содержание служебной деятельности
государственных гражданских служащих.

С учетом этого при отборе кандидатов
на государственные гражданские должности
особое внимание должно уделяться их
способности и готовности учитывать в
своей работе интересы граждан.

Принцип
равного доступа к государственной
гражданской службе тоже является
конституционным и означает равный
доступ граждан к государственной
гражданской службе независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, и т.п.

Принцип
профессионализма и компетентности
обязывает государственных гражданских
служащих быть постоянно готовыми к
осуществлению должностных правомочий,
хорошо знать предмет собственной
государственно-служебной деятельности,
знать свои права и обязанности, качественно
осуществлять функции и полномочия,
владеть правилами и процедурами
деятельности в органах государственной
власти, атак же иметь общую и
профессиональную подготовку.

Таким
образом, согласно действующему
законодательству государственная
гражданская служба осуществляется в
государственных органах, правовой
статус которых определяется Конституцией
РФ и законом, государственными служащими,
правовой статус и властная деятельность
которых также детально регламентируется
законом и иными нормативными актами.
Все это придает государственной
гражданской службе параметры
публично-правового института, имеющего
решающее значение для формирования
государственности, осуществления
государственной власти и воплощения
социальной роли государства в обществе.

Источник: https://studfile.net/preview/4114897/page:3/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *