Фас разъясняла вопрос об отнесении организации к субъектам естественной монополии

Реестр монополистов необходим при закупках по 44-ФЗ. Например, по нему можно установить, можно ли проводить у выбранной компании неконкурентную закупку по п. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Что это за реестр и где его найти, расскажем далее.

Что такое естественная монополия

Монополистам посвящен Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ. Рассмотрим понятие естественной монополии.

Это ситуация на рынке, при которой удовлетворение спроса происходит без конкуренции в силу технических особенностей производства. При этом произведенные монополистом товары не могут быть заменены другими.

Субъект естественной монополии — это компания, занятая производством продукции условиях естественной монополии.

В России монополии могут существовать только в нескольких сферах:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • перевозки по железным дорогам;
  • услуги населению и юрлицам в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги электросвязи и почтовой связи;
  • обеспечение электричеством;
  • оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике;
  • обеспечение тепловой энергией;
  • использование инфраструктуры внутренних водных путей;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • водоснабжение и водоотведение;
  • ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
ФАС разъясняла вопрос об отнесении организации к субъектам естественной монополии

Работаете по 44-ФЗ? Для Вас готова подборка специальных материалов »

Закупаете по 223-ФЗ? Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »

Как найти реестр естественных монополистов по 44-ФЗ

Реестры естественных монополистов по 44-ФЗ размещены на сайте Федеральной антимонопольной службы. На главной странице сайта ФАС в левом боковом меню кликните на раздел «Информационные системы». В нем есть вкладка «Реестр субъектов естественных монополий».

ФАС разъясняла вопрос об отнесении организации к субъектам естественной монополии

Всего реестров пять. Это списки монополистов в следующих сферах:

  • связи;
  • водоснабжения и водоотведения;
  • захоронения радиоактивных отходов;
  • топливно-энергетического комплекса;
  • транспорта.

Реестры подразделяются на разделы. К примеру, внутри списка монополистов в сфере связи выделяют услуги почтовой связи, а также электросвязи.

Чтобы просмотреть информацию о конкретной компании в реестре, выберите его тип и раздел, регион, введите название организации, ИНН, ОКПО, ОГРН. Если нужно просто посмотреть, кто относится к монополистам в определенной сфере и конкретном регионе, заполните только первые три поля, остальные оставьте пустыми.

ФАС разъясняла вопрос об отнесении организации к субъектам естественной монополии

Заказчик вправе закупать товары, работы или услуги по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, только если поставщик – субъект естественных монополий.

При закупках у монополистов заказчику не нужно согласовывать процедуру с контролерами и уведомлять ФАС о контракте, а экспертизу достаточно провести своими силами.

Главные признаки, по которым продукцию относят к деятельности субъектов естественных монополий, перечислены в статье 4 Закона № 147-ФЗ. Расскажем, кто такие монополисты и как заключить контракт с едпоставщиком без ошибок.

В поисковой выдаче по каждой позиции представлена следующая информация:

  • название реестра;
  • раздел;
  • номер в реестре;
  • регион;
  • название организации;
  • реквизиты;
  • адрес;
  • номер приказа о включении в реестр;
  • дата приказа о включении.

Полученные сведения можно экспортировать в удобном формате.

Как попадают в реестр монополистов по 44-ФЗ

Органом регулирования естественных монополий является ФАС. Именно это ведомство решает, кого включить в список, а кого исключить из него.

Основанием для включения компании в реестр монополистов могут служить:

  • заявление самой организации;
  • предложения федеральных органов власти;
  • предложения общественных организаций, потребителей и других союзов.

При этом отсутствие компании в реестре само по себе не свидетельствует об отсутствии у нее статуса естественной монополии. В этом случае этот факт может быть установлен по признакам из ст. 3 Закона о естественных монополиях.

Как проверить, относится ли организация к естественным монополиям

Естественные монополии по 44-ФЗ (статья 93) — это организации, которые могут выступать в роли исполнителя госзаказа. Ст. 93 44-ФЗ разрешает закупать их продукцию как у единственного поставщика. Расскажем, как точно определить, кто к ним относится.

Речь пойдет о списках с названиями организаций, являющихся законными монополистами:

  • в транспортных терминалах;
  • морских и речных портах;
  • аэропортах.

На сегодняшний день Приказом ФАС № 1189/17 от 08.09.2017 утверждены субъекты, работу которых регулирует само ведомство.

Перечень и реестр: соотношение понятий

Реестр субъектов естественной монополии — это автоматизированная база данных, которая содержит сведения о таких компаниях, занятых в различных сферах. Сюда включают следующую информацию:

  • наименование;
  • адрес;
  • ИНН;
  • номер телефона;
  • № и дата приказа о включении в реестр;
  • статистические коды;
  • о результатах деятельности;
  • сведения о лицензии на осуществление видов деятельности, которую регулирует государство;
  • данные об информационных источниках.

Обязанность по ведению массива после упразднения Федеральной службы по тарифам возложена на Федеральную антимонопольную службу (Указ Президента РФ от 21.07.2015 № 373). Она же регулирует и контролирует работу компаний, включенных в базу, с целью установления тарифов на их продукцию.

Важно отметить, что база содержит только субъекты, занятые в таких сферах как:

  • нефтяная промышленность;
  • транспортные услуги;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • энергетический комплекс;
  • природные ресурсы: газ, вода.

Доступ к данным открыт на сайте fas.gov.ru. Если перед заказчиком при планировании неконкурентной закупки будет стоять выбор из нескольких компаний, работающих в разных сферах, то ответ на вопрос, что из перечисленного относится к естественной монополии, он сможет найти на сайте ФАС, проверив ИНН, и раздел реестра субъектов естественных монополий.

ФАС разъясняла вопрос об отнесении организации к субъектам естественной монополии

Также на сайте антимонопольного ведомства выложены отдельные списки субъектов естественных монополий. Скачайте их по состоянию на 01.03.2019.

Реестры субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль
В сфере захоронения радиоактивных отходов Скачать
В топливно-энергетическом комплексе Скачать
В сфере транспорта Скачать
В сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры Скачать
В сфере связи Скачать
В сфере транспортировки нефти и(или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам Скачать
В сфере транспортировки газа по трубопроводам Скачать

Важно, что ФАС вправе регулировать деятельность только тех организаций, информация о которых содержится в Перечне и в Реестре. Причем многие субъекты естественной монополии состоят в обеих группах.

Но по причине того, что первый затрагивает конкретные объекты транспортной инфраструктуры, а второй распространяется на целые отрасли экономики. Некоторые компании могут состоять только в одном из них.

Таким образом, эти два документа дополняют друг друга.

Кто входит в перечень субъектов естественных монополий РФ

Первый список состоит из 114 организаций в транспортных терминалах и морских портах. Второй — из 15 организаций в речных портах. Наконец, третий включает 94 субъекта в аэропортах. Все они имеют разные формы собственности (ООО, ФБУ, АО и т. д.).

Скачать Приказ ФАС № 1189/17 от 08.09.2017

ФАС разъясняла вопрос об отнесении организации к субъектам естественной монополии

Скачать

Правовые аспекты процедуры банкротства, применяемой к субъектам естественных монополий

Аннотация. В данной статье анализируются правовые аспекты процедуры банкротства, применяемой к субъектам естественных монополий.

Отдельно рассматриваются особенности отнесения должника к субъекту естественных монополий, отличия в процессе возбуждения процедуры банкротства, специальные участники такого дела о банкротстве, а также возможность приостановления производства по делу.

Ключевые слова: банкротство, процедура банкротства, субъекты естественных монополий.

Банкротство организаций сферы коммунальных услуг довольно редкое явление в правовой практике, для них, как и для остальных субъектов естественной монополии, высокий уровень долговой нагрузки довольно обычное и привычное дело.

Однако в период нестабильной экономической ситуации, они сталкиваются с теми же рисками, с которыми сталкиваются другие предприятия. По данным ВС РФ, в 2017 г. было подано 72 заявления о признании субъектов естественной монополии банкротом, и только в 8 случаях суд принял решение о признании субъекта естественной монополии банкротом. Рост к 2016 г.

составляет 18 %. При этом в статистике не отражены сведения о введении процедуры наблюдения в отношении таких должников.

Причиной выделения в отдельный параграф девятой главы ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», по которому регулируется процедура банкротства субъектов естественной монополии, является значимость их общественной и социально-экономической деятельности, а так же необходимость бесперебойной работы таких предприятий. Положения параграфа, указанного выше были взяты из ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», действовавшего с 2002 по 2009 года.

  • Особенности процедуры банкротства субъектов естественной монополии проявляются:
  • 1. В понятии должника в процедуре;
  • 2. В наборе критериев для инициации процедуры;
  • 3. В участии органов исполнительной власти на правах лица, участвующего в деле;
  • 4. В Оспаривании тарифа как основании для приостановления дела;
  • 5. В особенностях внешнего управления;

6. В особенностях продажи имущества.

Читайте также:  Статья то, что нужно. спасибо

Раскроем некоторые из этих особенностей.

Особенность отнесения должника к субъекту естественной монополии. ФЗ о банкротстве относит к субъектам естественной монополии предприятия, которые осуществляют производство и (или) реализацию товаров (услуг, работ) в условиях естественной монополии. Такая же формулировка данного понятия отображена ФЗ «О естественных монополиях».

Суд рассматривая заявление о банкротстве субъектов естественных монополий, принимает решение об отнесение должника к такому субъекту. Самое достоверное свидетельство об отнесении организаций к субъектам естественной монополии — это внесение должника в реестр субъектов, ведущийся Федеральной антимонопольной службой.

Но и при включении в данный реестр, должник может быть не признан субъектом естественно монополии. К примеру, если должник утратил характеристики субъекта естественной монополии.

К такому должнику нельзя применять соответствующие положения Закона о несостоятельности, несмотря на то, что имеется запись в реестре о такой организации.

В ФЗ «О банкротстве» отсутствует порядок действия в случае, если организация, которая является субъектом естественной монополии, незадолго до банкротства передала имущество, с помощью которого осуществляла регулируемую деятельность, третьим лицам.

Поскольку долг перед кредиторами мог возникнуть, в период, когда организация оказывала услуги в условиях естественной монополии, а дело о банкротстве будет рассматриваться уже в отношении обычного предприятия.

Так же не ясен порядок действий, если во время разбирательства по делу права организации на имущество, переданное должником, с помощью которого выполнялись работы в сфере естественной монополии, восстановятся? Вероятнее всего, будут иметься основания для пересмотра судебного решения о введении соответствующей процедуры либо о возникновении оснований для применения положений параграфа 6 главы 9 ФЗ «О банкротстве» к уже ведущимся процедурам.

Если юридическое лицо не включено в реестр субъектов естественной монополии, то это не является фактом отсутствии у такого лица статуса субъекта естественной монополии.

Что бы определить наличие или отсутствие у юридического лица статуса субъекта естественной монополии суд должен установить, осуществляется ли этой организацией деятельность в условиях естественной монополии в момент введения процедуры банкротства. Суду необходимо опираться на критерии, отраженные в Законе о естественных монополиях.

Одним из критериев является осуществление деятельности в сфере, которая регулируется ФЗ «О естественных монополиях». К таким сферам можно отнести транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, оказание услуг по передаче электрической и тепловой энергии и т.д.

К примеру, предоставление услуг по водоснабжению единственной организацией в городе однозначно является монопольным. Но, если в городе функционируют несколько таких организаций, сделать вывод о монопольном положении становится не так просто. Суду необходимо изучить долю рынка, которую занимает должник, и сделать вывод о его доминирующем или не доминирующем положении.

В неоднозначных ситуациях, когда доминирующее положение организации не так очевидно, суды обращаются за помощью в антимонопольную службу.

Особенности возбуждения дела о банкротстве. В законодательстве, действующем до 2009 г.

организация относилась к банкротам, если считалась неспособной исполнить требования кредиторов по финансовым обязательствам и (или) удовлетворить обязательства по уплате обязательных платежей, если эти обязательства должник не исполнил в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования. Эти критерии было фактически невозможно соблюсти, особенно учитывая то, что величина прав требований могла всякий раз безосновательно увеличиваться недобросовестной организацией-должником, действующей в сговоре с иными лицами.

Нынешнее законодательство, установило более выполнимые критерии для возбуждения процедуры банкротства: требования кредиторов по денежным обязательствам должны составлять не менее чем один миллион рублей, эти требования должны подтверждаться исполнительными документами и быть неудовлетворенными в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 13 части 1 статьи 94 ФЗ «Об исполнительном производстве» (п. 3 ст. 197 Закона о банкротстве).

Согласно указанному положению взыскивается сначала движимое имущество, которое не участвует непосредственно в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, включая ценные бумаги (за исключением тех, которые составляют инвестиционные резервы инвестиционного фонда), готовую продукцию; потом имущественные права, которые не используются в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг; затем взыскивается недвижимое имущество, которое не участвует в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг.

Исходя из судебной практики, можно сделать вывод, что большинство отказов в возбуждении дела о банкротстве связано с тем, что кредиторы не представляли доказательств, которые подтверждали бы обращение взыскания на имущество должника, за счет которого требования кредитора не были полностью удовлетворены.

К таким доказательства кроме исполнительного листа можно отнести данные об оценке имущества судебным приставом-исполнителем, которые подтверждают, что стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредитора, а также то, что реализация судебным приставом-исполнителем имущественных прав должника не задействованных в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, не позволит удовлетворить требования заявителя в полном объеме. Так же, заявитель может предоставить постановление об окончании исполнительного производства в отношении должника в связи с тем, что невозможно обратить взыскание на его имущество и о возвращении взыскателю исполнительного документа, выданного на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Подводя итог, отметим, что банкротство предприятий-субъектов естественных монополий, обладает рядом особенностей, которые обоснованы особыми обременениями. Кроме того, для кредиторов таких предприятий существует, на наш взгляд, довольно большое количество препятствий для реализации своих прав на взыскание долга.

По судебной практике, которая сложилась в настоящее время, суды отказывают кредиторам таких предприятий в удовлетворении заявления на банкротство пока не произведено исполнительное производство, розыск и реализация имущества которое имеется у предприятия.

Но необходимо понимать, что выполнение этого требования занимает довольно длительное время, месяцы и годы, что ставит кредитора в положение невозможности взыскания долга через банкротство.

По нашему мнению, законодателю необходимо уделить внимание этому вопросу с точки зрения расширения возможностей удовлетворения требований кредиторов субъектов естественных монополий.

Список литературы:

  1. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 514-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2018. — № 53. —  Ст. 8440.
  2. О естественных монополиях: Федеральный закон Российской Федерации от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 279-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2017. — № 31. —  Ст. 4828
  3. Бурыкина А.И. Некоторые вопросы правового регулирования банкротства юридических лиц / А.И. Бурыкина // Журнал Огарёв-Online. — Выпуск № 13 (78). -2018. — С. 78-80/

«Сейчас их четырнадцать, останется восемь»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) доработала и внесла в правительство обсуждавшийся более пяти лет законопроект, меняющий определение и регулирование госмонополий, которые власти считают естественными. В интервью “Ъ” заместитель главы ФАС Сергей Пузыревский рассказал, какие сферы лишатся этого статуса и почему это произойдет.

— Почему служба считает необходимым упразднить закон «О естественных монополиях»?

— Еще лет пять назад руководитель ФАС Игорь Артемьев указывал, что этот закон устарел и сдерживает развитие современной рыночной экономики. Мы предлагаем признать этот закон, принятый еще в 1995 году, утратившим силу.

Положения, которые определяют понятие сферы естественной монополии и требования к субъектам естественной монополии, надо перенести в закон «О защите конкуренции», а вопросы ценового регулирования — в закон «Об основах регулирования тарифов».

В итоге мы получим комплексную конструкцию регулирования этой системы, где закон о естественных монополиях является лишним.

Действующее сейчас определение естественных монополий позволяет, на мой взгляд, достаточно безгранично расширять круг сфер, которые можно относить к естественным монополиям. В нем есть определение раскрытия информации, общее положение о контроле, о согласовании сделок — по сути, это все.

Естественная монополия сейчас имеет два метода регулирования. Первый — это ценовое регулирование, когда она устанавливает цену, второй — метод определения круга потребителей, которые подлежат обеспечению в приоритетном порядке в определенных сферах.

Например, это больницы, стратегические объекты, которым нельзя отключать электричество.

Главный принцип, который декларируется в действующем законе, состоит в том, что запрещается сдерживать переход из естественного монопольного состояния в состояние конкуренции. Но на деле этот принцип не реализуется.

Когда мы анализируем ситуацию на товарных рынках, то видим, что во многих сферах конкуренция развивается, однако закон все равно называет субъекты, которых, к примеру, на рынке пять, субъектами естественных монополий.

Возникает экономический нонсенс.

Читайте также:  Законопроект о процессуальной реформе выходит на финишную прямую

— Такая ситуация фактически сложилась в портах.

— Именно. Мы видим, что в порту работают пять компаний-стивидоров, каждая из них является субъектом естественной монополии. Все понимают, что это неправда, но закон говорит, что это так.

Когда выносится судебное решение в отношении одной компании, что она является субъектом естественной монополии, никаких вопросов нет. Но не в случае, когда их там пять.

Поэтому сдерживающим фактором развития конкуренции выступает сам закон о естественных монополиях. Он блокирует возможность развития конкурентных рынков.

— Что предлагает ФАС?

— В нашем законопроекте дается новое определение естественной монополии, которым мы хотим закрыть возможность произвольного расширения сфер.

Это состояние товарного рынка, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства предоставления этой услуги.

То есть если вы оказываете услугу с использованием сетевого актива, то вы естественная монополия. В определении закладывается технологический фактор наличия сетевой инфраструктуры, с помощью которой оказывается услуга, он становится, по сути, главным.

Закон перечисляет такие сетевые активы: инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, объекты электросетевого хозяйства, система магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, система магистральных газораспределительных трубопроводов, сети сооружения связи, объекты теплосетевого хозяйства, система централизованного газоснабжения и водоотвода — и все, на этом ставим точку.

С новым определением в статусе естественных монополий остаются только инфраструктурные сферы: передача нефти и нефтепродуктов, газа по трубопроводам, железнодорожные пути, вокзалы и так далее. Также остаются услуги общедоступной электросвязи, передача электроэнергии, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение.

— На сколько сократится количество сфер естественных монополий?

— Сейчас их четырнадцать, останется восемь. Важен еще один фактор: даже наличие инфраструктуры не может являться основанием для отнесения к естественной монополии — при возможности оказания услуги иным способом, при взаимозаменяемости этой инфраструктуры. Например, проводная электросвязь.

Сейчас стационарный телефон конкурирует с мобильной связью. Поэтому есть все основания сказать, что услуга связи является конкурентной и даже наличие инфраструктуры не основание, чтобы МГТС и «Ростелеком» оставались в сферах естественных монополий.

Например, «Почта России» и «Атомфлот» перестанут быть естественными монополиями.

  • — В каких сферах будет сокращение?
  • — Порты, аэропорты, внутренние водные пути, ледовая проводка, захоронение радиоактивных отходов, услуги почтовой связи.
  • — Как будут регулироваться организации, потерявшие статус естественной монополии?

— Регуляторика, которая предусмотрена законом о естественных монополиях, прекращается, но автоматически ценовое регулирование сохраняется по правилам, которые действовали на момент вступления в силу закона до момента принятия нового решения правительства. То есть для сфер, потерявших статус естественных монополий, при отсутствии конкуренции будут работать те же самые правила, что и сейчас.

То есть у правительства появляется опция дерегулировать монополию в зависимости от того, какая там ситуация. Развивается конкуренция на рынке, значит, принимается решение о полном дерегулировании.

Если в отдельных регионах есть конкуренция, а в других нет, правительство, соответственно, определит порядок введения и прекращения ценового регулирования.

При этом компании не должны забывать, что у нас есть антимонопольный закон — установить монопольно высокую цену у них не получится.

Новый закон дает нам возможность сохранить правило недискриминационного доступа к услугам монополии. Кроме того, сделки при приобретении непрофильных активов уже не нужно будет согласовывать, действуют только общие правила экономконцентрации по антимонопольному законодательству.

Если частный инвестор, то 223-ФЗ об особенностях закупок товаров не применяется. В целом это означает, что снижение регуляторной нагрузки на эти сферы потенциально является основанием для того, чтобы повысить их инвестиционную привлекательность.

Появится больше возможностей для развития предпринимательской инициативы и прихода туда частных инвесторов. Это стратегическая задача.

— Сколько сейчас субъектов в реестре естественных монополий? Зачем он нужен и будет ли сохранен?

— Реестр субъектов естественных монополий, в котором сейчас 5854 организации,— это информационный ресурс. На него можно зайти и посмотреть, кто относится, а кто не относится к естественным монополиям.

Ни сейчас, ни в нашем законопроекте у реестра нет большого правового значения. Но он удобен, например, для потребителей или для судей, когда рассматриваются дела в отношении естественных монополий. Мы дискутируем, нужен реестр или нет.

Наверное, сохранить его нужно, но уточнив статус.

— Как вы оцениваете, когда реально сферы после дерегулирования станут рыночными?

— Это зависит от экономической ситуации, от того, насколько будет развиваться конкуренция — например, в тех же портах.

Я думаю, что уже через два-три года в этой сфере мы увидим увеличение динамики развития конкуренции. В аэропортах — в зависимости от региона.

Где-то развитие транспортной составляющей приведет к тому, что в крупных городах или в регионах, где большая плотность населения, конкуренция будет развиваться быстрее.

— Сами естественные монополии и менеджеры готовы к дерегулированию?

— Им нужно быть готовым к этому. Мы живем в рыночной экономике. Если мы будем за каждого принимать все рыночные решения, то у нас рыночной экономики не будет.

Цифра госучастия в экономике в 70%, которую озвучивают многие эксперты и которую мы отразили в нашем докладе о состоянии конкуренции, выглядит устрашающе. Многие компании хотят скорейшего принятия нового закона и ждут его. Есть те, кто не понимает, что произойдет, просто против него.

Потому что любое изменение для них — это неопределенность. Впрочем, после серии дискуссий они уже понимают, в какой системе координат находятся, и их наш законопроект устраивает.

— Разногласия с ведомствами по законопроекту сняты?

— С Минэкономики по этому тексту мы в консенсусе. С нашими коллегами из других федеральных органов власти определенные разногласия были урегулированы при доработке законопроекта, в том числе и в правительстве.

  1. — В каком сейчас статусе законопроект?
  2. — По итогам совещаний мы его усовершенствовали и направили в правительство.
  3. — Когда закон вступит в силу?

— Реформа достаточно серьезная, дискуссия непростая, много раз мы обсуждали, в том числе в правительстве, основные концептуальные вопросы и положения. Мы надеемся, что закон будет принят до конца 2019 года, вступит в силу через полгода. Рассчитываем, что с середины 2020 года он заработает.

Интервью взяла Дарья Николаева

Банкротство субъектов естественных монополий: порядок, особенности, правила проведения процедуры

Субъект естественной монополии – это юрлицо, которое занимается производством и реализацией товаров, работ и услуг в условиях естественной монополии. Такое предприятие банкротится по специальным правилам, которые связаны с ценностью поставляемых товаров, работ и услуг для конечных потребителей.

Особенности банкротства естественных монополий

Российские физические и юридические лица банкротятся по правилам Гражданского кодекса и отдельного ФЗ «О несостоятельности» за номером 127.

Банкротство субъектов естественных монополий выделено в отдельный параграф 6 Главы 9 127-ФЗ. Особенностям признания финансовой несостоятельности таких компаний в части погашения долговых обязательств посвящены ст. 197-201 127-ФЗ. В частности, отличительные черты этапа внешнего управления приведены в ст. 200 127-ФЗ, конкурсного производства – в ст.201 127-ФЗ.

Право на признание компании банкротом находится в исключительной компетенции арбитражного суда.

Для того чтобы к компании применялись требования параграфа 6 Главы 9 127-ФЗ, необходимо, чтобы она была признана арбитражным судом субъектом естественных монополий. При отнесении компании к данному типу арбитражный суд руководствуется положениями ФЗ «О естественных монополиях» от 1995 года №147-ФЗ, а также сведениями из реестра субъектов естественных монополий от ФАС РФ.

На основании ст.

3 ФЗ-147 «О естественных монополиях» под естественной монополией понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение текущего спроса со стороны покупателей более эффективно при отсутствии нормальной рыночной конкуренции из-за технологических особенностей производства. Товары (работы и услуги) субъекта естественной монополии не подлежат замене, из-за чего спрос на данный товар в меньшей степени подвержен влиянию ценового фактора.

За включение и исключение компаний-монополистов из реестра монополий отвечает ФАС. Организация-должник вправе обратится в антимонопольную службу для исключения сведений о себе из реестра.

Но это не гарантирует лишения ее статуса монополиста в суде: согласно сложившейся судебной практике, сам по себе факт отсутствия сведений об определенной организации в реестре не служит доказательством того, что компания не относится к субъектам монополий.

На основании ст.

Читайте также:  Как сменить управляющую компанию в многоквартирном доме

4 147-ФЗ сферами деятельности субъекта естественной монополии являются:

  • передача тепловой энергии;
  • водоснабжение;
  • водоотведение и пр.

Субъект естественных монополий может заявить о своем банкротстве при его соответствии ряду признаков. Они отличаются от тех, которые применяются по отношению к иным юридическим лицам, заявляющим о своем банкротстве. В общем случае юрлицо может заявить о финансовой несостоятельности при задолженности в размере 500 тыс. р. и более, а также просрочке  продолжительностью от 3 месяцев и более.

На основании п. 2 ст. 197 127-ФЗ субъекты естественных монополий считаются неспособными погасить требования кредиторов при наличии задолженности по оплате:

  • требований кредиторов в части денежных обязательств;
  • выходных пособий и зарплате для работников организации и бывших сотрудников;
  • обязательных платежей в виде налогов и сборов (перед ПФР, ФСС, ФНС).

Указанные требования по п. 3 ст. 197 127-ФЗ должны быть подтверждены отдельным исполнительным документом, который выдал суд, при этом судебным приставам не удалось погасить данные требования через процедуру взыскания имущества по ст. 94 ФЗ «Об исполнительном производстве» и указанный факт нашел документальное закрепление.

Таким образом, кредиторам по отношению к субъекту естественной монополии гораздо сложнее заявить о своих претензиях к должнику, чем в стандартном процессе банкротства. Связано это с тем, что на них накладывается обязанность предварительного прохождения процесса исполнительного производства. Кредиторы при этом должны придерживаться следующего порядка действий:

  1. Обратиться в суд для подтверждения своих требований и взыскания их в рамках исполнительного производства.
  2. Передать исполнительный документ в службу судебных приставов и дождаться начала исполнительного производства.
  3. В рамках исполнительного производства приставы обязаны заняться розыском и реализацией имущества компании.
  4. Только если по результатам исполнительного производства задолженность не удастся погасить, кредиторы вправе обратится в суд с заявлением о банкротстве.

Для подтверждения факта недостаточности имущества кредитор должен приложить к заявлению соответствующий акт, выданный службой судебных приставов.

Такой порядок действий ставит кредиторов компаний-монополистов в невыгодное положение: на процедуру исполнительного производства могут уйти годы, что снижает возможность возврата ими денежных средств.

На основании п. 2, 3 ст. 197 127-ФЗ арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве при соответствии субъекта естественных монополий таким признакам, как:

  1. Наличие непогашенной задолженности в течение 6 месяцев и более.
  2. Подтвержденные долговые обязательства в размере не менее 1 млн р.

Другой важной особенностью банкротства естественных монополий является то, что в деле участвует федеральный орган исполнительной власти, который ответственен за политику субъекта монополии (на основании ст. 198 127-ФЗ). На сегодняшний день таким органом власти является ФАС.

В п. 1 ст. 199 127-ФЗ указано, что дело о банкротстве может быть приостановлено арбитражным судом, если должник подал исковое заявление о признании недействительными нормативных актов об утверждении цен на товары и услуги, производимые монополией.

Пошаговая процедура банкротства

Процедура признания финансовой несостоятельности субъекта естественной монополии предполагает прохождение следующих этапов.

Подача заявления о банкротстве в арбитражный суд

В арбитражный суд по местонахождению должника подается заявление о признании компании банкротом. Инициировать данную процедуру вправе компания-должник, ее кредиторы или уполномоченный орган.

Заявление должно содержать указание на размер задолженности, перечень кредиторов и причину возникновения долговых обязательств. Копия заявления направляется всем участника дела о банкротстве.

В случае подачи заявления кредиторами должник имеет право передать арбитражному суду отзыв на него с описанием собственного видения финансовой ситуации в компании.

Рассмотрение заявления о банкротстве и введение наблюдения

При рассмотрении заявления о банкротстве суд оценивает его на обоснованность с учетом требований к подобного рода организациям. В частности, рассматривается неспособность погасить требования кредиторов в течение 6 месяцев и более и наличие совокупной задолженности от 1 млн р.

Суды отказывают в начале процесса признания финансовой несостоятельности по заявлению кредиторов в случае, если кредиторы не прошли предварительно процесс взыскания задолженности в рамках исполнительного производства.

Без соответствия законодательным условиям заявление может быть отклонено или возвращено.

Если все законодательные требования к заявлению были выполнены, то суд выносит определение о введении этапа наблюдения и назначении временного управляющего.

На этом этапе формируется реестр требований и проводится первое собрание кредиторов.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление предприятия – необязательный этап банкротства. Оно вводится по инициативе компании-монополиста или собрания кредиторов. По сути, оздоровление – это рассрочка по долговым обязательствам компании.

Данный этап предполагает разработку должником плана оздоровления и графика погашения задолженности на период до 2 лет. Субъекту естественных монополий также стоит обзавестись поручителями или гарантами исполнения обязательств, что повысит шансы на одобрение судом графика погашения долга.

Если по результатам этапа финансового оздоровления проблему с просроченной задолженностью удаться решить, то суд может полностью прекратить процесс банкротства.

В случае если по результатам этапа платежеспособность не была восстановлена, то вводится этап конкурсного производств или внешнего управления.

Внешнее управление

По ходатайству кредиторов в отношении должника допускается введение этапа внешнего управления. В рамках данного этапа руководство юрлица отстраняется от дел, и его полномочия передаются к профессиональному внешнему управляющему.

Им разрабатывается специальный план по выводу компании из кризиса и нормализации ее платежного баланса.

В комплекс мероприятий может входить закрытие непрофильных активов и нерентабельных подразделений, отказ от невыгодных сделок, продажа имущества должника и пр.

С учетом того, что субъект естественных монополий выполняет важные социальные функции, и его услуги представляют особую ценность для рядовых потребителей, в отношении работы внешнего управляющего вводятся некоторые ограничительные меры.

На основании п. 1 ст. 200 127-ФЗ управляющему запрещено прекращать обязательства субъекта монополии перед конечными потребителями. На основании п. 2 ст.

200 127-ФЗ управляющий не вправе отчуждать имущество должника, продавать его на торгах, если оно входит в единый технологический комплекс.

На основании п. 2 ст.

200 127-ФЗ к имуществу, которое представляет единый технологический комплекс, относят недвижимость, иное имущество для производства товаров, запасы сырья и расходных материалов.

На основании п. 6 ст. 201 127-ФЗ перепрофилирование нерентабельных производств или их закрытие на этапе внешнего управления допускается в порядке федерального законодательства.

В ходе внешнего управления федеральные, региональные или муниципальные власти вправе отсрочить продажу имущества должника на период до 3 месяцев в целях разработки комплекса мер по восстановлению платежеспособности компании.

Конкурсное производство

Если арбитражный суд придет к выводу, что восстановление платежеспособности компании не представляется возможным, то он вводит в ее отношении этап конкурсного производства. На данной стадии компания получает статус банкрота и по завершении процедуры ликвидируется.

На данной стадии формируется конкурсная масса из принадлежащего должнику имущества. Она в дальнейшем направляется на погашение требований кредиторов.

Особый статус компании-монополиста накладывает отпечаток на процедуру продажи принадлежащего ей имущества. Так, покупатель обязан иметь лицензию на оказание подобного рода услуг в сфере естественной монополии. Покупатель также берет на себя обязательства по договорам поставки на предприятии-банкроте.

Он должен обеспечить должное качество работ и услуг и гарантировать их доступность.

Имущество должника, которое применяется для производства товаров и услуг в условиях монополии, выставляется на продажу в виде единого лота.

При этом преимущественным правом покупки имущества субъекта естественной монополии обладают федеральные, региональные и муниципальные власти.

Имущество реализуется в форме конкурса, где в качестве условий выступают требования к покупателю по 127-ФЗ. Если покупатель нарушает установленные договором купли-продажи условия, то договор купли-продажи с ним расторгается, уплаченные за лот денежные средства возвращаются, а само имущество передается властям в федеральную собственность.

Таким образом, отличительной чертой субъекта естественной монополии является осуществление деятельности в условиях рынка естественной монополии. Такие компании банкротятся по особым правилам, которые перечислены в 6 параграфе Главы 9 127-ФЗ.

В качестве признаков банкротства по 127-ФЗ выделяют: совокупный размер задолженности субъекта естественной монополии перед кредиторами, работниками, бюджетными и внебюджетными инстанциями составляет 1 млн р. и более, а продолжительность просрочки – 6 месяцев с даты исполнения.

Кредитор должен получить у приставов исполнительный документ, подтверждающий невозможность взыскания имущества и погашения долга в рамках исполнительного производства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *