Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Пределы действия нормативных актов по предмету опре­деляются кругом общественных отношений, которые урегулированы данным актом, отраслью законодательст­ва, к которой он относится, и разновидностью (общие или специальные) содержащихся в нем правовых норм.

Нормы Конституции РФ имеют неограниченное дейст­вие по предмету — они прямо распространяются на все правовые отношения, возникающие в государстве.

Действие отраслевых кодексов и законов ограничено рамками предмета данной отрасли законодательства. Так, в соответствии со ст.

2 Гражданского кодекса нормы граж­данского законодательства применяются к имуществен­ным и личным неимущественным отношениям между равноправными субъектами и не распространяются на имущественные отношения, основанные на властном под­чинении, — налоговые, финансовые, административные.

Из этого правила есть исключения, когда закон предус­матривает возможность применения положений одной от­расли законодательства для отношений, урегулированных другой отраслью. Например, согласно ст.

11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, се­мейного и других отраслей законодательства, используе­мые в настоящем Кодексе, если им не дано определение в самом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

В границах одной и той же отрасли законодательства дей­ствует приоритет специальных норм перед общими.

Суть этого правила в следующем. Нормативный акт мо­жет содержать общие положения по определенному кругу общественных отношений (например, по отношениям, связанным с заключением и исполнением договора купли-продажи) и одновременно предусматривать особые, спе­циально установленные для конкретных случаев правила (например, по купле-продаже недвижимости).

В ситуаци­ях, касающихся этой конкретной разновидности отноше­ний, в первую очередь будут применяться специальные нормы. Так, согласно ст. 454 Гражданского кодекса к дого­вору купли-продажи недвижимости как к разновидности договоров купли-продажи общие положения о купле-про­даже применяются, если иное не предусмотрено правила­ми настоящего Кодекса об этом виде договора.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

  • Нормативно-правовые акты могут вступать в силу:
  • а) с момента принятия;
  • б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубли­кования);
  • в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Законы РФ, другие н.п.а. (нормативно-правовые акты) высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, еслив тексте акта не указано иное.

Н.п.а. Президента и Правительства вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования.

  1. Акты министерств вступают в силу по истечение 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.
  2. Утрата юридической силы происходит вследствие:
  3. а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
  4. б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
  5. в) замены одного нормативно–правового акта другим актом, устанавлива­ющим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распро­страняется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового за­кона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имуществен­ный спор возник до вступления в силу нового закона.

  • В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:
  • а) если указание на это имеется в самом акте;
  • б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ­ственность.
  • Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени – «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию но­вого закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.
  • Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.
  • В пространстве (суша, вода, недра, воздушное пространство) нормативно–правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:
  • а) распространяться на всю территорию государства (акты федеральных органов)
  • б) действовать лишь на какой–то точно определенной части страны (акты субъектов федерации; акты муниципальных органов)
  • в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть. Суверенитет государства распростра­няется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящих­ся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Прин­цип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государ­ства в соответствии с нормами международного права могут находиться уча­стки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

  1. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами.
  2. Однако из этого правила имеются ис­ключения:
  3. а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Во­оруженных Силах России);
  4. б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству;
  5. в) некоторые нормативно–правовые акты Российской Федерации распро­страняют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).
  6. Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма­тивно–правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрас­ту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц

Каждый нормативный акт действует во времени, в пространстве и касается определенного круга лиц.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. В соответствии с ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ актов палат Федерального Собрания».

Данные нормативно – правовые акты вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования в официальном источнике (Собрание законодательства, Российская газета, Парламентская газета), если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Например: УК РФ принят в мае 1996 году, вступил в силу с 1 января 1997 года.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер вступает в силу по истечении 7 дней после их первого официального опубликования.

Акты Министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции.

Начало действия некоторых актов определяется моментом их приятия или официального опубликования. Например: акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не предусмотрено самим актом.

  • Нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан срок введения их в действие.
  • Прекращение нормативно-правового акта, связывается со следующими обстоятельствами:
  • — истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;
  • — в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;
  • — в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений (КЗоТ в ТК).
  • Вопрос о действии нормативно-правового акта во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектах.
  • Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы. Нормативный документ действует в отношении них обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие, за исключением:
  • — когда в самом нормативном акте указано, что его предписание распространяется на общественные отношения, возникшие до его принятия;
  • — когда нормативный акт смягчает или вовсе отменяет уголовную ответственность.
  • Во-вторых, нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы, могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (регулирование длящихся правоотношений).
  • Действие нормативно-правового акта в пространстве – это территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.
  • Например:
  • — акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом;
  • — акты субъектов – на территории субъектов;
  • — акты органов местного самоуправления действуют в пределах границ муниципальных образований.

Действие нормативного акта по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Существует общее правило в соответствии, с которым нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан государства, так и на иностранцев).

Однако из этого правила есть исключение:

— действующее законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на ее граждан за границей;

— адресность нормативного акта производна от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории – юрисдикции правотворческого органа. Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресовываться лишь конкретной категории лиц;

  1. — свои особенности имеет действие нормативно-правовой акт, в отношении иностранцев и лиц без гражданства:
  2. 1) им не предоставляются некоторые права, и не возлагаются определенные обязанности (право избирать, и быть избранными в государственные органы, обязанность службы в Вооруженных силах РФ);
  3. 2) представители иностранных государств (главы государств, правительств, дипломатический персонал, посольств) наделяются правом дипломатического иммунитета.
  4. Несмотря на эти изъятия, в России признается, и гарантируется Конституцией весь комплекс основополагающих прав и свобод человека, согласно общепризнанным нормам и принципам международного права.

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

Действие нормативных правовых актов во времени

Действие нормативного акта во времени обусловлено:

    • вступлением его в силу и
    • утратой силы.

Можно выделить несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие:

    1. истечение определенного срока после его официального опубликования;
    2. момент их принятия или официального опубликования;
    3. указание на время вступления нормативного акта в действие в самом акте (в специально принятом по этому поводу акте);
    4. нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами.

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, согласно ст.

6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу», а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, – по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Читайте также:  Комментарий 17474 к статье: законодательство об оказании услуги по вывозу тбо

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Государственной Думой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.

В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов:

    • по истечении срока действия акта, на который он был принят;
    • в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
    • на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения:

    1. когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;
    2. если нормативный акт смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Замечание 1

Действие нормативных правовых актов – это принципы функционирования нормативных актов по предмету, определенные кругом общественных отношений.

Границы действия нормативно-правовых актов по предмету могут определяться общественными отношениями, урегулированными отраслью законодательства и этим актом, разновидностью содержащихся в нем общих или специальных правовых норм. Нормы Конституции обладают неограниченным действием по предмету распространяются абсолютно на все правовые отношения, присутствующие в государстве.

Действие законов и кодексов в отдельных отраслях ограничено рамками предмета этой отрасли законодательства. Согласно Гражданскому кодексу (ст.

2) его нормы применяются к личным неимущественным и имущественным отношениям между субъектами, обладающими равными правами и не распространяющимися на имущественные отношения, в основе которых лежит властное подчинение (административные, финансовые, налоговые).

Исключение составляют случаи, когда закон указывает на возможность применения положений какой-то одной отрасли для отношений, регулируемых другой отраслью.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Согласно Налоговому кодексу (ст. 11) институты, термины и понятия гражданского, семейного и иных отраслей законодательства, применяемых в кодексе (если не определены в самом законе), применяются в значении, в котором используются в отраслях законодательства. В пределах одной отрасли законодательства функционирует приоритет перед общими нормами специальных.

Нормативно-правовые акты содержат по определенному кругу общественных отношений общие положения и в тоже время предусматривают специально установленные, особые правила, разработанные для конкретных случаев.

Например, к договору купли-продажи недвижимости (ст. 454 ГК) общие положения о купле-продаже применяются в ситуациях, когда другое не предусмотрено положениями действующего Кодекса о данном виде договора.

Действие нормативных правовых актов во времени

Действие нормативных правовых актов во времени – это действия, которые определяются временем вступления того или иного нормативного акта в силу, утраты им своей юридической силы.

Нормативно-правовые акты вступают в силу в следующих случаях:

  • с момента принятия;
  • со времени, которое указано в нормативном или специальном акте о введении его в действие (в частности, с момента опубликования);
  • со дня опубликования по истечении установленного срока.

Утрата юридической силы наблюдается в ситуациях: по истечении установленного в нормативном акте срока; при официальной прямой отмены действующего нормативного акта; вследствие замены одного правового акта другим, устанавливающим новое регулирования определенной социальной сферы.

Закон не имеет обратной силы, поэтому не распространяется на те правонарушения, которые возникли до вступления в силу. Во время действия нового закона суд должен решать дело согласно с прежним законом, в ситуациях, если имущественный спор начал рассматриваться до вступления нового закона в силу.

В отдельных случаях нормативно-правовой акт имеет обратную силу: если в самом акте имеется на это указание; если акт смягчает или устраняет административную или уголовную ответственность.

В порядке исключения применяется принцип действия нормативного акта — «переживание закона», при котором прежний закон, уже утративший силу, по специальному положению нового закона имеет право регулировать отдельные вопросы.

Типичным принципом функционирования закона во времени выступает принцип немедленного действия, при котором закон может действовать только «вперед» (с момента вступления в силу). Он не производит ревизии существующих до него юридических прав и обязанностей.

Действие нормативных правовых актов в пространстве

В зависимости от своего вида нормативно-правовые акты в пространстве действуют по-разному:

  • распространяются на всю территорию страны;
  • действуют только на определенной части государства;
  • предназначаются для действия за территорией государства.

Согласно принципам государственного суверенитета, законы определенного государства должны действовать только на его территории.

Государственная территория – это часть земной поверхности (включая сушу, водное и воздушное пространство, недра), находящаяся под суверенитетом этого государства и на которую распространяется его власть.

Государственный суверенитет распространяется на территорию военных кораблей, кораблей в открытом море, посольств и других объектов, которые принадлежат государству и находятся в открытом водном или воздушном пространстве, в космосе.

Экстерриториальность – это порядок, предусматривающий, что законы не распространяются на определенных лиц или пространство. Данный принцип указывает на то, что в границах государства согласно с нормами международного права могут располагаться лица и участки территории, на которых не распространяется нормативно-правовая база данного государства.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Действие нормативно-правового акта распространяется на всех лиц, которые находятся на территории его действия и выступают его адресатами.

Исключение из правила: лица без гражданства или иностранные граждане не могут являться субъектами некоторых правоотношений (состоять на военной службе в РФ, быть судьями и др.

); по российскому законодательству граждане иных государств, пользующиеся правом экстерриториальности и наделенные дипломатической неприкосновенностью, не несут административной и уголовной ответственности; отдельные нормативно-правовые акты РФ распространяются на тех граждан Федерации, которые находятся за пределами страны.

Нормативно-правовой акт распространяет свое действие на круг лиц, который определяется по возрасту, полу, по состоянию здоровья, по профессиональной принадлежности и др.

Теория государства и права. Курс лекций

Любой нормативный правовой акт имеет пределы своего действия. При этом важно уяснить начальный и конечный моменты действия акта, вступление его в силу с даты принятия или опубликования, или в порядке, определенном самим нормативным правовым актом, другими актами, специально регулирующими порядок введения их в действие.

Действие во времени предполагает необходимость учета времени вступления акта в законную силу и утрату законной силы. Обычно акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом или начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Опубликование этих актов производится в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации». Федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система».

Публикация нормативных правовых актов в названных изданиях является официальной. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях.

Акты Президента РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня их подписания. Это считается официальным опубликованием их текстов.

Акты Президента РФ, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после первого их опубликования в официальных изданиях.

Иные акты Президента РФ вступают в силу со дня их подписания.

Названные сроки вступления нормативных правовых актов в силу не применяются в случаях, когда при их принятии установлен другой срок введения их в действие. Президент издает указы и распоряжения.

Президентские указы, носящие нормативный характер, могут восполнять пробелы в нормативно-правовом регулировании общественных отношений. Президент РФ вправе вносить в Государственную Думу РФ акты в плане реализации своей законодательной инициативы.

Но Президент не может принимать акты законодательного характера, т.е. заменять своим указом закон. Акты Правительства РФ (постановления и распоряжения) вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановления, а акты по текущим или другим оперативным вопросам деятельности издаются в форме распоряжения.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ, официальное опубликование.

Эти акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию.

Официальное опубликование этих актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственной регистрации, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу.

Необходимо учитывать правило, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на отношения, существовавшие до момента принятия нового закона (новой редакции).

Придание закону обратной силы возможно лишь в случаях, которые обозначены в самом законе, или если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные правовые акты во времени утрачивают свою силу по истечении срока действия, в связи с изданием нового акта, заменяющего старый закон, на основании прямого указания конкретного органа.

Таким образом, нормативные правовые акты имеют «определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу нормативные правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы».

Действие в пространстве определяется территорией распространения властных полномочий органов, издающих акт. Территориальные пределы действия нормативных правовых актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию.

В соответствии с территорией действия свое пространство имеют федеральные нормативные акты, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты. Федеральные законы имеют одинаковую силу на территории всех субъектов РФ. Законы и иные нормативные акты субъектов действуют лишь на их территории.

При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон РФ. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

Отдельные федеральные нормативные правовые акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации (например, акты о труде для работников Крайнего Севера, для работников пустынных или высокогорных районов и др.).

Нормативные акты РФ распространяются также на территории посольств, представительств, военных, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом. Отдельные нормативные акты могут распространяться на российских граждан, работающих за рубежом.

Действие нормативных правовых актов по территории регулируется также международно-правовыми актами и договорами.

Читайте также:  Как выглядит страховой полис?

Международными договорами также регулируется экстерриториальное действие правовых актов РФ (распространение законодательства страны за ее пределами).

Принцип территориального применения нормативных правовых актов означает, что акты федеральных органов действуют на всей территории, акты субъектов Федерации — на территории данного субъекта, акты органов местного самоуправления — на территории, управляемой этими органами.

Действие по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориального действия того или иного акта.

Однако есть исключения из общего правила, когда действие нормативных правовых актов по кругу лиц не совпадает с действием по территории (например, в отношении иностранцев, пользующихся дипломатическим иммунитетом, или в отношении определенного круга лиц, очерченного законом, — военнослужащих, прокуроров, полиции и др.). В последнем случае речь идет о специальных нормативных актах.

В трудовом законодательстве применяется также принцип действия нормативных правовых актов о труде по категориям работников (специальные нормы — в отношении труда женщин, несовершеннолетних, инвалидов, лиц, занятых в отдельных сферах деятельности, работников бюджетной сферы, работающих на тяжелых и вредных работах, временных и сезонных работников и др.). В данном случае для различных категорий лиц, исполняющих трудовые или служебные функции, специальными нормами устанавливается особый порядок приема на работу и увольнения, особенности регулирования времени труда и отдыха, льготы и преимущества по оплате труда и др. Это, в свою очередь, предполагает наделение определенных категорий работников определенными льготами, правами и преимуществами. В то же время могут вводиться ограничительные меры в отношении, например, госслужащих — на совмещение должностей, на занятие предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью и др.

Билет 13.1. Правотворчество. Действие нормативных правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц

Правотворчество и правообразование.

Нормы права создаются в результате специализированной деятельности правотворческих органов государства, т.е. в процессе правотворчества. Правотворчество — это специализированная деятельность компетентных органов государства по изданию нормативных правовых актов.

Нормативный правовой акт — это официальный документ компетентных органов государства, содержащий правовые нормы.

От правотворчества следует отличать правообразование – это социально обусловленный процесс формирования права, складывающийся под влиянием комплекса разнородных причин объективного и субъективного характера.

Основным видом правотворчества является законотворчество — деятельность представительных органов государственной власти по принятию законов и приданию им юридической силы.

Юридические особенности нормативно-правового акта характеризует его действие, под которым понимается обязательность предписаний акта в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении определенного круга лиц и организаций. Соответственно принято различать действие нормативного правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативных правовых актов во времени:

Это период, в течение которого нормативный правовой акт способен оказывать регулятивное воздействие, т.е. порождать конкретные юридические последствия.

Федеральные законы вступают в силу одновременно по всей территории России по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления в силу.

Нормативные акты Президента (указы) и Правительства РФ (постановления) вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Исключение представляют акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера они вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты) вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования. При этом они должны быть предварительно зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.

По общему правилу нормативный правовой акт обратной силы не имеет. Конституция РФ (сг. 54) прямо указывает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, не имеет обратной силы.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось преступным.

Если после его совершения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

  • Действие нормативно-правового акта прекращается, когда: истек срок, на который был рассчитан акт; акт признан утратившим силу; принят новый нормативный акт равной или большей юридической силы, регулирующий тот же круг общественных отношений; акт признан неконституционным; действие акта приостановлено органом, принявшим этот акт, или иным уполномоченным на то органом.
  • Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц:
  • Нормативный правовой акт действует на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих властных структур.

Относительно действия нормативных актов по кругу лиц применяется следующее правило: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, которые он охватывает.

Все лица — это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы и лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации.

Вместе с тем существуют определенные особенности в действии нормативных правовых актов.

В соответствии с принципами и нормами международного права они могут не применяться к дипломатическим; представителям некоторым другим сотрудникам представительств иностранных государств и международных организаций. Такое исключение из юрисдикции государства именуется правом экстерриториальности.

Билет 13.2. Право в системе социальных регуляторов.

Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей жизнедеятельности.

Среди них — моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, групповые, обычаи, традиции, обыкновения и другие регуляторы.

Как правило, в качестве таких регуляторов рассматривают нормы — определённые стандарты, образцы, эталоны поведения участников социального общения.

Норма права — разновидность социальных норм, то есть правил поведения людей в обществе. Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные отношения. Случайные связи, поступки, мотивы не могут отразиться в норме. Норма В это всегда стереотип, основанный как на внутренних убеждениях, так и на внешних детерминантах.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с разнообразием регулируемых ими отношений. В социологии они делятся по различным основаниям на виды, классы, группы. Юридическая наука не вдаётся в их подробную и исчерпывающую классификацию. Приведённые в начале учебного вопроса регуляторы, несмотря на различия, взаимосвязаны.

Юридическая норма имеет следующие особенности. Во-первых, юридическая норма — это такое правило поведения, которое выражает общественное требование, веление общества, императив.

Во-вторых, юридическая норма — формальное правило поведения, устанавливающее конкретные права и обязанности участников общественных отношений. В-третьих, юридическая норма — общее правило поведения.

В-четвёртых, юридическая норма — правило поведения, общеобязательность которого обеспечивается принудительной силой государства.

Итак, норма права — общеобязательное правило поведения, являющееся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений и обеспечивающееся принудительной силой государственной власти.

Мораль (от лат. moralis — нравственный), нравственность, форма общественного сознания и вид общественных отношений. Моральные отношения — один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного и запретного, справедливости и беззакония.

Нравственность предполагает ценностное отношение человека не только к другим, но и к самому себе, чувство собственного достоинства, осознания себя как личности. Ещё И.

Кант утверждал: «Кто превратил себя в червя, не должен потом жаловаться, что его топчут ногами». Поэтому, как справедливо заметил Р.

Иеринг, сопротивление наглому беззаконию есть «обязанность правомочного по отношению к себе самому».

Другим эффективным социальным регулятором является экономика. Применительно к рыночному хозяйству основными функциями закона являются статическая (закрепление сложившихся реалий) и охранительная.

При этом используются следующие правовые формы: установление целей социального развития; закрепление экономической основы движения к рынку рыночной динамики; Определение круга субъектов рыночных отношений; запрещение в законе и вытеснение юстицией порочных средств ведения хозяйства и коммерции (монополизм, лоббизм и т.п.

); регламентация порядка разрешения рыночных дел и споров о праве; установление юридической ответственности. Функции же экономики проявляются в динамике перечисленных отношений.

Рекомендуемые страницы:

Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц в РФ

  • Введение 3
  • Общая характеристика и классификация нормативно – правовых актов 4
  • Законы и подзаконные НПА 5
  • Основы нормативно – правовой системы России 7
  • Действие НПА 10
  • Действие НПА во — времени 10
  • Официальное опубликование 12
  • Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ 13
  • Порядок вступления в силу НПА 13
  • Порядок вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ 14
  • Порядок вступления в силу решений Конституционного Суда 15
  • Порядок вступления в силу НПА федеральных органов исполнительной власти 15
  • Порядок вступления в силу НПА Государственного таможенного комитета РФ 16
  • Порядок вступления в силу НПА Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг 16
  • Порядок вступления в силу нормативных актов Банка России 17
  • Прекращение действия НПА 17
  • Действие НПА в пространстве 18
  • Действие НПА по кругу лиц 19
  • Заключение 20
  • Список использованной литературы 21

Каждый день Федеральное Собрание, Президент, Правительство Российской Федерации, десятки федеральных министерств и ведомств, сотни органов власти субъектов федерации выпускают множество документов, устанавливающих новые права и обязанности граждан и организаций, изменяющих действующие нормы.

Использование этого огромного массива правовой информации в практической деятельности юриста или адвоката предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов.

Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Ввиду этого, в данной работе автор поставил своей целью детально уяснить для себя механизм вступления в силу различных нормативных актов, а также определить их действие в пространстве и по кругу лиц.

Настоящая работа подготовлена в соответствии с требованиями кафедры «Теории государства и права» Московской Государственной Юридической Академии.

Общая характеристика и классификация нормативно – правовых актов

Под нормативными правовыми актами (НПА) понимают акты, устанавливающие нормы права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка.

НПА существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.

  1. НПА исходя непосредственно от государства, выражают государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности компетентных (т.е. уполномоченных на то законом) государственных органов. В случае утверждения НПА негосударственными организациями, для придания такого рода акту юридической силы он должен быть санкционирован государством.

  2. Основное содержание НПА составляют типичные нормативные предписания, обладающие определённой юридической силой и устанавливающие единый, государственно – властный порядок регулирования общественных отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов.

  3. НПА имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление и т.п.), обладают установленными символами и реквизитами. Их содержание структурировано и излагается с использованием специальной и общепризнанной терминологией.

  4. НПА принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке.

  5. Реализация НПА обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.

  1. Таким образом, НПА можно определить как изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
  2. Все НПА существуют и функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.
  3. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
  • Нормативные акты государственных органов;
  • НПА общественных объединений;
  • Совместные акты государственных и негосударственных организаций;
  • НПА, принятые на референдуме.
Читайте также:  Заявление в прокуратуру о проведении проверки - образец

В зависимости от сферы действий НПА делятся на:

  • Федеральные;
  • Акты субъектов Федерации;
  • Акты органов местного самоуправления;
  • Локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, учреждения).

В зависимости от срока действия различают:

  • Акты неопределённо длительного действия;
  • Временные акты.

В зависимости от юридической силы НПА делят на:

  • Законы;
  • Подзаконные акты.

Более подробно остановимся на последней классификации НПА.

Законы и подзаконные НПА

Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Законы занимают главное место в системе НПА. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками.

  1. Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.

  2. Законы обладают высшей юридической силой, благодаря чему содержание всех иных НПА не должно противоречить законам, никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.

  3. Законы регулируют наиболее важные основополагающие общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.

  4. Законы содержат нормы исходного характера. Все иные НПА призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.

  5. Законы принимаются в особом процессуальном порядке.

В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие.

Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие норм права во времени. Среди пределов правового регулирования особо следует выделить временные, пространственные и личностные пределы. Чтобы их определить и охарактеризовать, нужно рассмотреть действие норм права (а также нормативных правовых актов) во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие норм права во временив отечественной теории государства и права принято определять началом и окончанием действия нормативных правовых актов. Нормативные правовые акты начинают действовать во времени с момента вступления их в силу.

Этот момент в практике различных государств определяется по-разному. В одних случаях он связывается с датой принятия или утверждения нормативного правового акта, в других – с датой его официального опубликования, в третьих – с какими-то другими сроками.

В Российской Федерации тоже нет единообразного порядка вступления нормативных правовых актов в силу. Так, в соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания» от 24 мая 1994 г.

1 федеральные и федеральные конституционные законы Российской Федерации вступают в силу по истечении десяти дней с момента их официального опубликования в Российской газете или в Собрании законодательства РФ, если самим законом не установлен иной порядок вступления его в силу.

В соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г.

2 указы Президента РФ и нормативные акты правительства РФ вступают в силу по истечении семи, а нормативные акты федеральных органов исполнительной власти по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной порядок вступления их в силу.

Свои правила опубликования и вступления в силу законов и других нормативных правовых актов устанавливаются субъектами Российской Федерации. Например, согласно Уставу Иркутской области закон области вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования, если иной порядок вступления в силу не установлен самим законом.

Исходя из практики различных государств, в том числе и нашего, можно выделить четыре основных варианта вступления нормативных правовых актов в силу.

Во-первых, нормативные правовые акты могут вступать в силу по истечении определенного срока после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной порядок вступления их в силу. Во-вторых, они могут вступать в силу с момента, установленного самим нормативным актом.

Этим моментом может быть: а) момент принятия нормативного акта, б) момент его официального подписания, в) момент его официального опубликования, г) конкретная дата.

В-третьих, нормативные правовые акты могут вступать в силу с момента, установленного другим, вспомогательным нормативным актом, вводящим в действие основной нормативный акт.

Например, многие кодексы, принятые в нашей стране, были введены в действие специальными законами, в которых определялся порядок вступления в силу соответствующего кодекса, в том числе дата, с которой этот кодекс начинал действовать. В-четвертых, нормативные правовые акты могут вступать в силу с момента получения их соответствующими органами и организациями. Так чаще всего вступают в силу ведомственные акты, не имеющие общего значения и предназначенные строго определенным адресатам.

Окончание действия

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. — Теория государства и права – курс лекций

     Любой нормативно-правовой акт  имеет пределы своего действия. При этом важно уяснить начальный и конечный моменты действия закона, вступление его в силу с даты принятия или опубликования, или в порядке, определенном самим нормативно-правовым актом, другими актами, специально регулирующими порядок введения их в действие.

     Действие во времени предполагает необходимость учета времени вступления акта  в законную силу и утрату законной силы. Обычно акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом или начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене «Собрания законодательства Российской Федерации». Федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система».

Публикация нормативно-правовых актов в названных изданиях является официальной. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях. Акты Президента РФ, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях.

Названные сроки вступления нормативно-правовых актов в силу не применяются в случаях, когда при их принятии установлен другой срок введения их в действие. Акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.

     Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от  соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ, официальное опубликование.

Эти акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат  официальному опубликованию.

Официальное опубликование этих  актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

     Акты, не прошедшие государственной регистрации, а также  зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу.

     Необходимо учитывать правило, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на отношения, существовавшие до момента принятия нового закона (новой редакции).

Придание закону обратной силы возможно лишь в случаях, которые обозначены в самом законе или, если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативно-правовые акты во времени утрачивают свою силу по истечении срока действия, в связи с изданием нового акта, заменяющего старый закон, на основании прямого указания конкретного органа.

Таким образом, нормативно-правовые акты имеют «определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы».

     Действие в пространстве определяется территорией распространения властных полномочий органов, издающих акт. Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию.

В соответствии с территорией действия свое пространство имеют федеральные нормативные акты, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты. Федеральные законы имеют одинаковую силу на территории всех субъектов РФ.  Законы и иные нормативные акты субъектов действуют лишь на их территории.

При расхождении закона  субъекта Федерации с федеральным законом действует закон РФ. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

     Отдельные федеральные нормативно-правовые акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации (например, акты о труде для работников Крайнего Севера, для работников пустынных или высокогорных районов и др.).

Нормативные акты РФ распространяются также на территории посольств, представительств, военных, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом. Отдельные нормативные акты могут распространяться на российских граждан, работающих за рубежом.

Действие нормативно-правовых  актов по территории регулируется также международно-правовыми актами  и договорами.

     Международными договорами также регулируется экстерриториальное действие правовых актов РФ (распространение законодательства страны за ее пределами).

Принцип территориального применения  НПА  означает, что акты федеральных органов действуют на всей территории, акты субъектов федерации – на территории данного субъекта, акты органов местного самоуправления – на территории, управляемой этим органом.

     Действие по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориального действия того или иного акта.

Однако есть исключения из общего правила, когда действие НПА по кругу лиц не совпадает с действием по территории (например, в отношении иностранцев, пользующихся дипломатическим иммунитетом, или в отношении определенного круга лиц, очерченного законом – военнослужащих, прокуроров, милиции и др.). В последнем случае речь идет о специальных нормативных актах.

     В трудовом законодательстве применяется также принцип действия  нормативно-правовых актов о труде по категориям работников (специальные нормы – в отношении труда женщин, несовершеннолетних, инвалидов, лиц, занятых в отдельных сферах деятельности, работников бюджетной сферы, работающих на тяжелых и вредных работах, временных и сезонных работников и др.). В данном случае для различных категорий лиц, исполняющих трудовые или служебные функции, специальными нормами устанавливается особый порядок приема на работу и увольнения, особенности регулирования времени труда и отдыха, льготы и преимущества по оплате труда и др. Это в свою очередь предполагает наделение определенных категорий работников определенными льготами, правами и преимуществами.  В тоже время могут вводиться ограничительные меры в отношении, например, госслужащих – на совмещение должностей, на занятие предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью и др.

      Должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, нарушившие федеральные законы и указы Президента РФ и вступившие в законную силу решения судов, могут быть направлены на  внеочередную переаттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены квалификационного разряда.

     В гражданском законодательстве также предусмотрено  его действие в отношении определенных лиц – предпринимателей, потребителей, публичных и  физических лиц, лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, банковские  операции и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *