Частные юристы и бухгалтеры должны зарегистрироваться в росфинмониторинге

  • Государственная служба по финансовому контролю считается органом наблюдательной власти, который осуществляет деятельность против отмывания денег, полученных незаконным способом.
  • Частные юристы и бухгалтеры должны зарегистрироваться в Росфинмониторинге
  • Частные юристы и бухгалтеры должны зарегистрироваться в Росфинмониторинге

Когда нужно регистрироваться на портале?

Если вы являетесь:

  • лизинговой фирмой;
  • специалистом по приему оплат;
  • компанией, которая предоставляет услуги посредника при совершении сделок купли-продажи недвижимости;
  • коммерческой фирмой, которая подписывает договоры финансирования.

То вам нужно пройти регистрацию на сайте в отделе Росфинмониторинга. Доступ к личному кабинету дается при постановке на учет.

Организации, поднадзорные ФКУ Пробирная Палата России, Банк России, Роскомнадзор, Федеральная налоговая служба, Министерство юстилии или Минестерство финансов проходят регистрацию в личном кабинете самостоятельно.

Преимущества личного кабинета

Заходить в учетную запись могут только авторизованные юзеры. Регистрация в росфинмониторинге организации позволяет получить следующие возможности:

  1. видеть часто обновляющийся список террористов и радикалов;
  2. наблюдать за посредниками с помощью поиска в реальном времени;
  3. видеть опции отклоненных Росфинмониторингом;
  4. отправлять сообщения об обнаруженных неточностях и отправлять отчет;
  5. выявлять злоумышленников Росфинмониторингом, благодаря параметру посещения вашей учетной записи и истории операций, совершенных в ней.

Регистрация ЛК Росфинмониторинга

Существует два вида входа: через имя пользователя и кода доступа и с помощью электронной подписи или сертификата. Вид регистрации зависит, от какого лица вы собираетесь авторизоваться: юридическое, физическое, частный предприниматель, заверяющий центр.

На основном сайте http://www.fedsfm.ru/ можно увидеть ссылку на ЛК. Регистрация для платежного агента выполняется в следующем порядке:

Частные юристы и бухгалтеры должны зарегистрироваться в Росфинмониторинге

  1. указываете подходящую форму регистрации (через логин или цифровую подпись);
  2. указываете следующие сведения: название организации, тип деятельности, ИНН, КПП, вид компании, е-мейл, контактный номер;
  3. после добавления всей информации вам напишет администрация сайта для активации профиля.

Рекомендуем:  Как закрыть личный кабинет в Росфинмониторинге?

Электронную подпись можно создать в любом городе в заверяющих центрах. Стоимость такой услуги составляет около 6 тысяч рублей. Сама авторизация в ЛК выполняется проще, чем регистрация.

Достаточно написать логин и пароль. Если при авторизации вы указали неверные логин и пароль, то через 15 минут можно повторить манипуляцию.

На указанный вами е-мейл придет письмо, которое нужно распечатать, подписать и отправить по почте в Росфинмониторинг по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, строение 1.

  1. После того, как письмо придет в организацию, ваш личный кабинет будет активирован, логин и пароль для авторизации будут отосланы на указанный вами е-мейл.
  2. Если вы оставляли заявку при помощи электронного удостоверения, то ваш личный кабинет будет автоматически активирован, без почтового уведомления, имя пользователя и пароль будут переданы на указанный вами е-мейл.
  3. Чтобы получить консультацию юридического типа, вы можете обратиться в территориальные органы Росфинмониторинга, данные о которых находится в категории Территориальные органы.
  4. При появлении технических вопросов по регистрации или применению ЛК, вы можете отправить заявку на техническую поддержку или позвонить по телефонам, указанным на сайте.

Об уведомлении Росфинмониторинга

Обязанность по регистрации на сайте Росфинмониторинга касается индвивидуальных предпринимателей и юридических лиц в случаях, когда ими готовятся или осуществляются от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом клиента:

  1. управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, а также банковскими счетами или счетами ценных бумаг клиента;
  2. привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  3. создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций;
  4. сделки с недвижимым имуществом клиента.

К таким организациям и ИП относятся следующие профили их специализации:

  • микрофинансовые организации и страховые компании, а также страховые брокеры и общества взаимного страхования;
  • лизинговые компании;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • операторы по приему платежей;
  • управляющие компании в сфере ЖКХ;
  • агентства недвижимости и другие посредники в сфере купли-продажи недвижимого имущества;
  • факторинговые организации, а также другие коммерческие организации и ИП, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • организации федеральной почтовой связи и операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также оказывать услуги связи по передаче данных;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • организации и ИП ювелирной отрасли;
  • ломбарды;
  • негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов;
  • бухгалтерские и юридические фирмы, частные бухгалтеры и юристы, адвокаты, нотариусы.
    Данные организации и ИП представляют в Росфинмониторинг следующую информацию:

  1. Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки подозрительных (необычных) операций;
  2. Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю;
  3. О результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  4. Об отказе клиенту в осуществлении операции;
  5. О приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом;
  6. О принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  7. О фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений федерального закона.

Таким образом, лицам, ведущим предпринимательскую деятельность по указанным профилям, осуществляющим хотя бы одну из вышеназванных операций, необходимо исполнять требования федерального закона, в том числе зарегистрироваться на официальном веб-сайте Федеральной службы России по финансовому мониторингу.

Частные юристы и бухгалтеры должны зарегистрироваться в Росфинмониторинге

  • Организациям и индивидуальным предпринимателям, подлежащим постановке на учет в Росфинмониторинге, Личный кабинет формируется автоматически при постановке на учет.
  • Информация, представляется в Росфинмониторинг в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС).
  • Подготовка ФЭС осуществляется с помощью интерактивных форм, размещенных в личном кабинете организации/индивидуального предпринимателя на официальном сайте Росфинмониторинга.
  • Подготовка ФЭС также может осуществляться с помощью автоматизированного комплекса программных средств, предоставляемого как самим Росфинмониторингом, так и с помощью иного программного обеспечения, разработанного с учетом структур и форматов, утвержденных Росфинмониторингом.
  • Представлять информацию (ФЭС) в Росфинмониторинг без электронной подписи нельзя.
  • ФЭС подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП) организации или индивидуального предпринимателя.
  • Владельцем сертификата ключа проверки электронной подписи организации или индивидуального предпринимателя является руководитель организации, индивидуальный предприниматель или специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля организации/индивидуального предпринимателя.
  • Зарегистрироваться в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга можно как с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, так и без нее.

Если у заявителя нет усиленной электронной подписи, то ему необходимо заполнить и отправить заявку на подключение к личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга, размещенную по адресу: portal.fedsfm.ru.

Затем придется направить заявку на подключение к личному кабинету на бумажном носителе, подписав и поставив на ней печать (при наличии) по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1.

Если усиленная квалифицированная электронная подпись имеется, то зарегистрироваться в личном кабинете можно с помощью интерактивной формы, размещенной на официальном сайте Росфинмониторинга в разделе «Регистрация с использованием электронной подписи».

В случае возникновения проблем при регистрации и входе в личный кабинет необходимо обратиться в техническую поддержку Росфинмониторинга

  • Росфинмониторингом называют Федеральную службу России по финаносвому мониторингу — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
    Другими словами, Росфинмониторинг представляет собой специализированную государственную структуру финансовой разведки с достаточно широкими полномочиями.
    Финмониторинг представляет собой наблюдение за денежными потоками субъектов экономической деятельности, контроль и надзор за проведением ими определенных финансовых операций.

Требования по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, экстремизму и терроризму создают качественно новую и далеко не простую ситуацию для дальнейшего взаимодействия всех участников экономической деятельности.

В частности, в свете субсидиарной и прочей финансовой ответственности, сейчас ни один здравомыслящий бухгалтер на аутсорсинге не возьмет на себя оформление и осуществление кассовых и банковских операций. Только бухгалтерская обработка готовых первичных документов и составление отчетности. Не нужны ни чековая книжка, ни банковская подпись…

(В советское время статус бухгалтеров (а тогда были только штатные бухгалтеры) никогда не допускал совмещения бухгалтерских обязанностей с обслуживанием каких-либо денежных или материальных ценностей, т.е. бухгалтер по закону и по умолчанию не мог быть одновременно кассиром, кладовщиком и так далее…)

Более того, к примеру получается, что для заключения договора с новым клиентом на бухгалтерское обслуживание, нужно выяснять, кто бенефициар фирмы (образно говоря, узнавать родственников и друзей родственников учредителей фирмы, выяснять нет ли у кого из них судимости по 282 статье УК РФ(разжигание ненависти)), иначе можно обвинить бухгалтера в том, что бухгалтер не проявил должной осмотрительности и нарушил требования 115-ФЗ…

…Как будто у бухгалтера есть третий глаз, которым он не только идентифицирует клиента, но и сможет залезть к нему в мозг и сказать кто на самом деле бенефициар.

Росфинмониторинг вас обманывает, не ведитесь!

Добрый день, уважаемые коллеги.

Документ, о котором пойдет речь в этой статье, – Информационное письмо Росфинмониторинга от 19 июля 2018 года №54. Мягко говоря, Росфинмониторинг перегибает палку и запугивает вас. Акцентирую ваше внимание на том, в чем не прав Росфинмониторинг и почему, и приведу

соответствующие доказательства.

Разберем подробнее это письмо. В самом начале документа Росфинмониторинг пишет о том, что бухгалтерские, аудиторские, юридические компании, которые осуществляют сделки с недвижимым имуществом, должны подключаться к сайту ведомства и делать «тук-тук».

Также эти компании, если они управляют денежными средствами, ценными бумагами клиентов или банковскими счетами клиентов, тоже должны подключиться к сайту Росфинмониторинга, собирать на своих клиентов досье и потихонечку делать «тук-тук». Я с этим согласен: это, действительно, прописано в законе.

Дальше служба дает много правдивых, правильных и честных ответов.

А теперь перейдем к пункту, который я назвал «ошибка на ошибке». Это пятый вопрос: «Что включает в себя закрепленное в ст. 7.

1 Федерального закона № 115-ФЗ словосочетание «обеспечение их деятельности» и является ли договор на оказание бухгалтерских или юридических услуг обеспечением такой деятельности?» Росфинмониторинг отвечает на этот вопрос следующим образом. Цитирую последний абзац: «При этом субъектом исполнения статьи 7.

1. Федерального закона№ 115-ФЗ является организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги на основании заключенного договора на оказание соответствующих услуг». Т.е.

Росфинмониторинг делает вывод, что такие организации тоже должны подключиться к сайту и «стучать» на своих клиентов. Это лукавство: в статье 7.1 №115-ФЗ не написано об этом ни слова. Написано, что «стучать» на своих клиентов должны только организации, которые осуществляют:

  • «сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций».

Список закрытый. Если юридическая компания, вроде моей, или бухгалтерская компания просто оказывают бухгалтерские услуги или предоставляют юридические консультации, они не обязаны регистрироваться на сайте Росфинмониторинга и не обязаны «стучать» на своих клиентов. Может быть Росфинмониторинг не дописал… Но ведь эта недописка вызовет бурю эмоций у бизнесменов.

Еще один момент. Шестой вопрос: «Распространяется ли на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязанность по разработке правил внутреннего контроля, а также назначению специального должностного лица?»

Росфинмониторинг отвечает, что организации и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязаны разработать правила внутреннего контроля, назначить специальное должностное лицо и т.д. Нет: Росфинмониторинг опять не дописал и не разъяснил. Лукавит чуть-чуть… Ведомство должно было не просто сослаться, но и раскрыть соответствующие статьи №115-ФЗ. Но в этом документе написано неопределенно…

А в Письме Росфинмониторинга от 29 августа 2018 года №04-00-07/17775 ведомство уже более детально и без лукавства пишет, что сайте Росфинмониторинга должны регистрироваться и «стучать» на своих клиент только те организации и ИП, которые указаны статье 7.1 №115-ФЗ. И больше никто…

Разница между этими письмами только одна: в первом письме подписи нет, а во втором есть… И во втором документе информация изложена достаточно четко.

Действительно, бухгалтерско-аудиторская компания, которая управляет счетами клиентов, должна зарегистрироваться на сайте Росфинмониторинга и начать делать «тук-тук». В противном случае, согласно статье 15.

27 КоАП РФ, данную организацию могут оштрафовать на сумму до 400 000 рублей.

Коллеги, я 100 раз уже задавал вам один вопрос.

Задам в 101 раз: как вы считаете, действительно ли борьба с терроризмом и отмыванием доходов, полученных преступным путем, оправдывает все средства? Действительно ли государство из-за борьбы с террористами, должно каждого из нас подозревать в том, что мы – террористы? Если вы обратились в «Почту России», в банк, в лизинговую, страховую, бухгалтерскую или аудиторскую компанию, то они на всякий случай должны собрать на вас досье и сдать, кому следует: вдруг вы – террорист? Оправданна ли вся эта подозрительность?  Оправданы ли все эти действия государства? А государство чуть ли не всех нас подозревает… Как вы считаете, оправданы ли такие действия или нет? Каково ваше мнение? Если честно, лично меня от подобной восхитительной заботы начинает подташнивать.Узнать больше об этом «отмывании» и блокировке счетов можно на моем ближайшем семинаре 5 и 6 марта в Новосибирске!

Спасибо, удачи в делах.

Новые требования Росфинмониторинга к организациям и ИП, которые оказывают бухгалтерские и юридические услуги

Росфинмониторинг выпустил письмо № 54 еще 19 июля 2018 года, касающееся применения Закона 115-ФЗ от 07.08.2001 г.

Наша компания очень подробно изучила этот вопрос, и мы делаем следующие выводы:

  1. Любая компания или ИП, которая занимается бухгалтерским обслуживанием или юридическим обслуживанием других организаций, обязана зарегистрироваться в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга;
  2. Любая компания или ИП, оказывающая бухгалтерские или юридические услуги, должна разработать правила внутреннего контроля, назначить ответственного лица за соблюдение правил внутреннего контроля, вносить изменения в правила внутреннего контроля при изменениях законодательства

Почему мы делаем такой вывод? Статья 7.1 пункта 1 вступила в силу еще в 2004 году. В этой статье подчеркивается необходимость организации внутреннего контроля, в том числе для бухгалтерских и юридических фирм, но только если они осуществляют такие операции как:

  • операции с недвижимым имуществом,
  • управление денежными средствами, ценными бумагами, банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

При прочтении данной статьи можно сделать вывод, что если компания ведет бухгалтерский учет клиента, готовит и составляет отчетность, правила внутреннего контроля она не составляет.

Однако выходит письмо Росфинмониторинга, которое разъясняет, что «обеспечение деятельности» бухгалтерской или юридической фирмы (пункт 5 письма) включает в себя, в том числе организацию и ведение бухгалтерского учета, бухгалтерское и юридическое консультирование, обработку первичных документов, анализ и составление договоров и т.д.

Таким образом, чтобы не попасть на штрафы (которые могут составлять до 100 000 рублей за отсутствие документов внутреннего контроля и до 400 000 рублей за несообщение в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих внутреннему контролю, статья 15.27 КоАП), любая юридическая или бухгалтерская фирма или ИП обязаны составить правила внутреннего контроля. Также при выявлении сомнительных операций, сообщить в Росфинмониторинг, не информируя при этом клиента.

Что включают в себя правила внутреннего контроля и что необходимо делать?

  1. Зарегистрироваться в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга;
  2. Разработать правила внутреннего контроля и связанные с ним документы;
  3. Следить за изменениями в законодательстве и своевременно отражать их в правилах внутреннего контроля;
  4. Выполнять положения и обязанности, установленные правилами внутреннего контроля.

При приеме на бухгалтерское или юридические обслуживание клиента необходимо:

  • изучить,
  • оценить риск совершения клиентом операций, связанных с получением доходов, полученных преступным путем,
  • документально фиксировать информацию,
  • выявлять необычные сделки,
  • готовить и обучать кадры в сфере противодействия отмыванию доходов,
  • проверять выполнение правил внутреннего контроля,
  • хранить информацию в течение 5 лет,
  • сообщить об операциях подлежащих обязательному контролю,
  • вести журналы информации и журналы учета лиц, прошедших инструктажи и т.д.

Ознакомьтесь с информацией и примите меры по соблюдению новых требований Росфинмониторинга.

Рассчитаем стоимость бухгалтерского обслуживания по тел. (495)661-35-70, звоните, оставляйте заявку на сайте.

Ширяева Наталья

Очередная тихая революция: весь юридический и бухгалтерский бизнес незаметно для себя попал под контроль Росфинмониторинга

Небольшая предыстория. Еще в 2004 г. в Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации…» была введена ст. 7.1, которая, в частности, в п. 1 предусматривала следующее правило:

  • адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
  • — сделки с недвижимым имуществом;
  • — управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • — управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • — привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • — создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций – 
  • должны соблюдать требования Закона в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения определённой информации.

Как видно, норма Закона была сформулирована довольно витиевато и расплывчато. Особенно смущали фразы «создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими», ведь по сути любой сторонний привлеченный юрист или бухгалтер так или иначе обеспечивает деятельность своего клиента.

Тем не менее, эта норма мирно просуществовала в неизменном виде до сегодняшнего дня. По умолчанию считалось, что ее действие распространяется на тех юристов и бухгалтеров, которые непосредственно сами проводят операции с денежными средствами (иным имуществом) от имени или по поручению клиента, т.е.

действуют на основании договоров поручения, комиссии, агентских договоров, договоров доверительного управления имуществом (например, занимаются посредничеством на рынке недвижимости). Предполагалось, что все остальные юристы и бухгалтера, в т.ч.

оказывающие услуги в виде консультаций, могут спать спокойно, они не осуществляют операции с денежными средствами (иным имуществом) клиентов, а значит, их эта норма не касается.

Неожиданно 26.01.2018 г.

вышло два информационных сообщения Росфинмониторинга о том, что лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, должны подключиться к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, при этом в них отсутствовало уточнение, что данная обязанность касается лишь тех лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами (иным имуществом), указанные в п. 1 ст. 7.1 Закона. Учитывая, что норма Закона за прошедшее время не менялась, возникло предположение, что Росфинмониторинг просто некорректно выразился. Тем не менее, в бухгалтерском сообществе произошёл переполох, появились утверждения, что теперь все юристы и бухгалтера должны идентифицировать своих клиентов:

https://www.klerk.ru/buh/articles/471824/

http://bankir.ru/publikacii/20180207/uznai-terrorista-rosfinmonitoring-dobavil-golovnoi-boli-yuristam-i-bukhgalteram-10009430/

http://forum.klerk.ru/showthread.php?t=596701

В апреле 2018 г.

Росфинмониторинг издал рекомендации для лиц, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги, в которых со ссылкой на Закон указал, что соответствующие требования касаются все-таки лишь тех юристов и бухгалтеров, кто осуществляет операции с денежными средствами или иным имуществом. Возможно, тем самым Росфинмониторинг попытался нивилировать неудачные формулировки своих предшествующих информационных сообщений. Те, кто отслеживал данную тему, наконец-то спокойно выдохнули.

Тем неожиданней было обнаружить в ленте юридических новостей информационное письмо Росфинмониторинга от 19.07.2018 № 54. Пп. 4 и 5 данного письма по своему содержанию являются поистине революционными. По мнению Росфинмониторинга, под действие ст. 7.1 Закона попадают лица, оказывающие по договору следующие виды услуг:

— по государственной регистрации юридических лиц (ИП);

— по правовому сопровождению (сюда относится разработка и анализ учредительных и других документов, консультационные услуги по профильному законодательству, оценка хозяйственных схем с правовой точки зрения, анализ и составление договоров и сопровождающих документов, сопровождение заключаемых обществом сделок (договоров), а также прочие консультации в сфере трудового и гражданского права, деловая переписка и т.д.);

— по бухгалтерскому сопровождению (включая организацию и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, обработку первичных документов, оформление документов, сдачу отчетности и др.).

Как считает Росфинмониторинг, правовое и бухгалтерское сопровождение – это примеры «обеспечения деятельности» клиента, о котором говорит п. 1 ст. 7.1 Закона.

Приведенные разъяснения не отличаются развернутостью, но можно предположить, что уже само по себе правовое или бухгалтерское сопровождение Росфинмониторинг рассматривает как пример осуществления операций с денежными средствами (иным имуществом) клиента, хотя в действительности таких операций может и не быть вовсе.

При этом интересно, что арбитражные управляющие, когда они действуют в рамках процедуры банкротства, по мнению Росфинмониторинга, не попадают под действие ст. 7.1, несмотря на то, что они оказывают юридические услуги и их деятельность напрямую предполагает совершение операций с денежными средствами (иным имуществом) банкрота (п. 3 информационного письма № 54).

Таким образом, с учетом последних разъяснений Росфинмониторинга субъектами исполнения ст. 7.

1 Закона стали ВСЕ организации/ИП, в той или иной степени занимающиеся юридической или бухгалтерской практикой (кроме по общему правилу арбитражных управляющих), независимо от того, является такая практика для них основным или дополнительным видом бизнеса (соответствующее уточнение, к сожалению, отсутствует в Законе). 

  1. Какие последствия это влечет за собой? Это значит, что все организации/ИП, занимающиеся юридической или бухгалтерской практикой, должны:
  2. — разработать правила внутреннего контроля;
  3. — назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;
  4. — идентифицировать клиентов;
  5. — документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации правил внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основанием для документального фиксирования по сути выступают любые обстоятельства, дающие основания полагать, что сопровождаемые сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (подозрительные операции);
  6. — уведомлять Росфинмониторинг о совершении/возможности совершения клиентом подозрительных сделок — не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем выявления операции (сделки);
  7. — не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом хранить документы и сведения, полученные при исполнении Закона;
  8. — подключиться к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга — в целях выявления среди своих клиентов лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также в целях предоставления в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях.

Таким образом, у юридических и бухгалтерских компаний появляется НОВОЕ большое направление работы – соблюдение требований Закона № 115-ФЗ. Штрафы за нарушение требований Закона высокие, минимум для юридических лиц и ИП – 50 000 руб. (ст. 15.27 КоАП РФ).

Конечно, не исключено, что, столкнувшись с негативной реакцией юридической общественности (а она уже была ранее, прежде всего, со стороны адвокатов https://www.advgazeta.ru/novosti/fpa-vystupila-protiv-vozlozheniya-na-advokatov-nesvoystvennykh-im-funktsiy/, https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/02/07/750144-advokati-donosit-klientov, http://fparf.ru/news/all_news/news/46095/), Росфинмониторинг скорректирует свою позицию, но это представляется все же маловероятным. Остается лишь в очередной раз посетовать на низкий уровень законодательной техники, когда нормы формулируются настолько невнятно и размыто, что их содержание через подзаконные акты можно интерпретировать самым широким образом. Грусть вызывает и тот факт, что на юристов и бухгалтеров возлагаются дополнительные обязанности не путем уточнения, пусть даже дополнения формулировок Закона, что сразу заметили бы многие (в конце концов может ведь законодатель поменять подход к регулированию той или иной сферы), а тихой сапой, путем издания различного рода информационных писем, сообщений и рекомендаций с непонятным статусом, которые легко могут пройти незамеченными, что собственно и произошло. Вот уж действительно закон – что дышло: куда повернешь – туда и вышло, только теперь вышло против самих юристов.

Последние изменения 115‑ФЗ: бухгалтерские фирмы должны проверять клиентов

18 марта в силу вступил Приказ Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 № 366, который добавил обслуживающие бухгалтерии к субъектам, на которых распространяется Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — 115-ФЗ).

Теперь они также должны проводить полную проверку тех, кто подлежит идентификации по 115-ФЗ, и отказывать в обслуживании тем клиентам, которые попали в «черные» списки Центрального банка и Росфинмониторинга. Что это значит? Какие процедуры нужно выполнять?

Установить Правила внутреннего контроля

Субъекты 115-ФЗ, которые оказывают бухгалтерские услуги, должны самостоятельно разработать и утвердить Правила внутреннего контроля (ПВК). Требования регулятора к ПВК прописаны в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2012 № 667.

Обслуживающая бухгалтерия обязана назначить сотрудника, ответственного за реализацию ПВК.

У него должно быть высшее юридическое или экономическое образование либо 2-летний опыт работе в сфере противодействия отмывания денежных средств и финансирования терроризма (ПОД/ФТ).

Кроме того, ответственный работник не должен быть должником по экономическим преступлениям. Перед составлением ПВК сотрудник должен пройти целевой инструктаж.

Индивидуальные предприниматели могут сами составить ПВК и следить за их соблюдением, чтобы соответствовать внесенным изменениям в 115-ФЗ.

Провести идентификацию клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца

Перед началом работы с физлицом (в том числе с ИП) ОБ должны установить его ФИО, гражданство, дату рождения, реквизиты, адрес регистрации и другие сведения, удостоверяющие личность.

У юридического лица нужно запросить наименование, организационно-правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес. У иностранных организаций нужно также установить КИО и место регистрации. Проверить нужно и всех бенефициаров.

Хранить информацию по клиенту

Собранные документы нужно хранить в электронном виде не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Проверять по спискам

Проверять клиентов нужно по пяти спискам:

  • Список террористов и экстремистов
  • Список публично-должностных лиц
  • Список иностранных публично-должностных лиц
  • Список Межведомственной комиссии
  • Санкционные списки

Все они размещены на сайте Росфинмониторинга. Чтобы получить к ним доступ, надо зарегистрироваться в личном кабинете. Для этого нужно:

  1. Заполнить заявку на официальном сайте.
  2. В ответ на электронную почту придет подтвержденная заявка. Ее нужно распечатать и заверить подписью руководителя и печатью (если есть).
  3. К заявке следует приложить копии документов, которые подтверждают, что компания является субъектом 115-ФЗ. Все вместе нужно отправить в бумажном виде по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39 стр. 1.
  4. После обработки заявки модератор сайта направит вам на электронную почту логин и пароль для входа в личный кабинет.

Примерно раз в две недели Росфинмониторинг обновляет списки. Уведомление об этом придет в личный кабинет. Если ваш клиент окажется фигурантом одного из списков, нужно оповестить Росфинмониторинг через личный кабинет.

Определить уровень риска каждого клиента

Методические рекомендации для оценки рисков по 115-ФЗ есть в Информационном письме Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59.

Уровни риска нужно прописать в ПВК. Например: высокий, повышенный, умеренный, низкий. Каждому уровню должны соответствовать меры по снижению рисков. Так, если клиент получил оценку «высокий уровень риска», ему стоит отказать в обслуживании и сообщить о результатах проверки в Росфинмониторинг. За клиентами с повышенным уровнем риска следует усилить наблюдение.

Регулярно обновлять информацию о клиентах

Делать это нужно не реже раза в год, а если возникнут сомнения в достоверности и точности данных — в течение семи рабочих дней. Поводом для беспокойства может стать любое изменение в данных компании: смена адреса регистрации, руководителя и др.

Центральный банк регулярно проводит выездные проверки. Если у субъекта не будет ПВК, отчетов о проверке или он работал с неблагонадежным клиентом,  регулятор может наложить штрафы (ст. 15.27 КоАП).

  • Физлиц штрафуют от 10 тыс. до 50 тыс. рублей.
  • Юрлица могут заплатить от 50 тыс. до 1 млн рублей.

Деятельность организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Сама по себе сверка со списками и идентификация клиента — несложная процедура. Но при большом количестве клиентов такая работа требует много времени и ресурсов. Из-за объемов работы возрастает риск ошибок и неточностей.

Автоматическая проверка клиентов и присвоение уровня риска. Быстро принимайте решения о сотрудничестве, следуя новым изменениям 115-ФЗ.

Заказать консультацию

Каждый «чих» уйдет в Росфинмониторинг. Чихайте с разрешения!

Добрый день, уважаемые коллеги.

Продолжаю обзор законодательства. Знаете, у меня появилось правило: все документы, которые выходят из недр государственных органов, я называю «замечательными».

В наше время, если вдруг назовешь документ «незамечательным», социальная группа может обидеться.

Все социальные группы, будь то социальная группа Правительства, Госдумы или полиции, выпускают, безусловно, замечательные документы во благо бизнесменам.

Эти документы относятся к любой компании, которая привлекает аудиторов. Неважно, привлекаете вы аудиторов для цели проведения стандартного аудита или в качестве консультанта. Также эти документы относятся к бухгалтерско-аудиторским компаниям, которые оказывают бухгалтерские услуги. В том числе, эти два документа относятся к тем бизнесменам, которые передали свою бухгалтерию на аутсорсинг.

Итак, первый документ: Информационное сообщение Минфина России от 25.04.2018 №ИС-аудит-22 «О требованиях к аудиторам в отношении противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Раньше, если аудитор видел, что компания, по его мнению, подпадает под сотню многочисленных критериев отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористов, «аудитор должен был информировать Росфинмониторинг (в пределах его компетенции) о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев)». Т.е. раньше аудитор был обязан направить подобную информацию учредителям, директорам, и в течение 90 дней они должны были предпринять соответствующие меры. Теперь все по-другому.

Если аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации и отмывания доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то аудитор обязан уведомить об этом Росфинмониторинг. Причем уведомить, не уведомляя учредителей или директоров аудируемой компании. Крайне интересный документ…

Как все будет происходить – прочитайте в документе. В этом информационном сообщении дана многочисленная нормативная база, которую вы должны изучить.

В частности, аудиторы будут использовать специальную Инструкцию о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г.

№115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденную приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. № 110 (см. Информационное сообщение № ИС-аудит-17).

При этом аудиторы не обязаны разглашать информацию. А передача аудиторами информации в Росфинмониторинг «не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»)».

На кого распространяется эта инструкция? Цитирую: «на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции. К таким лицам относятся, в частности, аудиторы». Т.е. не только к аудиторам, но и к компаниям, которые оказывают бухгалтерские услуги.

Второй документ уже более детально расписывает, что должны делать индивидуальные предприниматели-бухгалтеры, бухгалтерские компании или бухгалтерско-аудиторские компании в отношении своих клиентов.

Документ называется так: Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Процитирую наиболее важные моменты. Пункт 1: «Настоящие рекомендации разработаны в целях повышения эффективности работы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Давайте посмотрим, при каких обстоятельствах бухгалтерская компания на аутсорсинге будет «стучать» в Росфинмониторинг. Не хочу писать отсебятину, ведь вопрос серьезный. Если бизнесмен передал ведение своей бухгалтерии аутсорсинговой компании, наверняка, он рассчитывает на конфиденциальность, какую-то секретность.

И, наверное, бизнесмен не хочет, чтобы эта информация ушла в Росфинмониторинг, а затем автоматически  в банки. Я насчитал 25 служб, которые подключены к системе Росфинмониторинга и имеют право пользоваться этой информацией. Наверное, бизнесмены пока не готовы в онлайн-доступе подключиться к спецслужбам и сливать всю информацию… Нас к этому готовят.

Поэтому  важно знать, куда эта информация уйдет.

Цитирую пункт 4: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций (далее – лица, оказывающие бухгалтерские услуги), обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом положений статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ».

Что это за меры? Пункт 5 со ссылкой на статью 7.1 № 115-ФЗ. Итак, организации по всем вышеперечисленным основаниям, обязаны:

«5.1. Разработать правила внутреннего контроля. При разработке правил внутреннего контроля рекомендуется руководствоваться Постановлением № 667.

5.2. Назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля для лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, установлены Постановлением № 492

5.3. Идентифицировать клиента (клиент — лицо, находящееся на обслуживании)…».

Куча нормативной базы… Подробно написано, как идентифицировать: необходимо собрать огромное досье на клиента.

Что же будет являться основанием документального фиксирования информации о своем клиенте и передача этой информации в Росфинмониторинг. Ну, например, запутанный или необычный характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла или очевидной законной цели. Если бухгалтер посчитает, что у вас нет очевидного экономического смысла – «тук-тук» в Росфинмониторинг.

Если сделка не соответствует целям деятельности организации, установленными учредительными документами, информация уйдет в Росфинмониторинг.

Или, допустим, цитирую: «выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

Казалось бы, ни о чем… Нет! Для этого нужно знать №115-ФЗ. Чихнул – информация ушла в Росфинмониторинг. Потому что мне показалось, что во время чихания ты таким образом подавал сигналы террористам. Не надо чихать.

Чихать надо с разрешения! Чтобы это соответствовало закону… Еще один момент мне нравится: «Основаниями документального фиксирования информации являются: иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».

Знаете, все перевернуто с ног на голову… Например, обналичка относится к отмыванию доходов, полученных преступным путем. Я знаю, о чем говорю. Что такое «отмывание доходов, полученных преступным путем»? Например, кто-то продал наркотики и деньги от продажи, например, вложил в недвижимость.

Эта операция будет отмыванием доходов, полученных преступным путем. Или, к примеру, кто-то не оприходовал деньги по кассе. Если сумма большая, эта операция может попасть под состав преступления… Транзитные операции – отмывание доходов. Снял деньги со счета –  отмывание доходов. Положил деньги на счет – отмывание доходов.

Попросил коммерческий банк поскорее провести операцию – попал под подозрение.

Что бы ты ни делал, ты можешь подпасть под критерии отмывания доходов, полученных преступным путем… Да, возможно, потом ты сможешь доказать коммерческому банку, что никакого отмывания доходов не было, подтвердишь легальность происхождения денежных средств, уплату налогов, предоставишь первичку, но головняк ты получишь. Поэтому надо знать, с чем можно столкнуться.

В этом документе много-много всего написано.

Вот, например: «Лица, оказывающие бухгалтерские услуги, предоставляют в Росфинмониторинг информацию о подозрительных операциях в виде формализованных электронных сообщений (далее – ФЭС)… ФЭС подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью». Дальше написано, что должно содержать сообщение. Главное, бизнесмен об этом даже знать не будет…

Цитирую еще один «шедевр»: «Кроме того, лица, оказывающие бухгалтерские услуги, целесообразно участвовать в добровольном сотрудничестве с Росфинмониторингом путем заполнения опросных листов, анкет в Личных кабинетах». Понятно, господа бухгалтеры? Вы должны не только подключиться к системе Росфинмониторинга, создать личный кабинет и передавать информацию, но и добровольно заполнять соответствующие опросные листы.

Рекомендации

Если вы создали бухгалтерию на аутсорсинговую, обязуйте директора этой организации зарегистрироваться в Росфинмониторинге.

Я надеюсь, что аутсорсинговая компания, которая обслуживает вашу группу компаний, будет действовать на основе здравого смысла.

И, сотрудничая с Росфинмониторингом, будет передавать ту информацию, которая не будет подпадать под отмывание доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Я 15 лет работаю в области легализации бизнеса. Я точно знаю, что вы, бизнесмены, никогда в жизни не занимались отмыванием доходов, полученных преступным путем. Вы никогда не финансировали террористов или экстремистов.

Во всяком случае, через меня проходят тысячи людей, и мы таких не встречали. Поэтому вам опасаться нечего. Пусть ваша бухгалтерская компания спокойненько зарегистрируется в Росфинмониторинге.

Продолжайте спокойно работать, зная эти замечательные инструкции.

Более подробно об этом мы поговорим на ближайшем семинаре, который пройдет 30-31 мая в Москве. Два дня я буду давать законные решения по оптимизации налогов, обеспечению безопасности активов, субсидиарке. Целых два дня.

Приглашаю – не пожалеете.

Спасибо. Удачи в делах.

ЗАПИСАТЬСЯ НА СЕМИНАР В МОСКВЕ 30-31 МАЯ

Ссылки на нормативную базу:

Информационное сообщение Минфина России от 25.04.2018 №ИС-аудит-22

  • Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной №115-ФЗ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. №110
  • Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • (Visited 111 times, 1 visits today)

За что Росфинмониторинг штрафует бухгалтеров и аудиторов

Добрый день, уважаемые коллеги.

Вы наверняка знаете, что бухгалтерская, аудиторская компания либо ИП-бухгалтер, которые управляют счетами своих клиентов, обязаны втихаря от своих клиентов собирать на них досье, следить за ними, подключиться к сайту Росфинмониторинг и стучать на них в ведомство.

На предпоследнем семинаре собственница бухгалтерско-аудиторской компании спросила меня: «Какие штрафы будет накладывать Росфинмониторинг, если моя компания не зарегистрируется в Росфинмониторинге и не будет стучать на своих клиентов? Я не хочу собирать досье и «стучать»?»

Я лоханулся… Я ей ответил: «Не парьтесь! По-моему, не более 5 000 рублей». После этого семинара я почесал репу и подумал, что ляпнул не то: открыл КоАП РФ, посмотрел аналитику, нормативную базу и т.д. Я похолодел…

Согласно пункту 2 статьи 15.27 КоАП РФ, если та женщина, которая меня спрашивала, не «настучит» на своих клиентов, то ее организацию оштрафуют до 400 000 рублей. Не до 5 000 рублей, как я сдуру ляпнул, а до 400 000 рублей.

Я нашел статистику по анализу причин штрафов Росфинмониторинга.

Первая причина штрафов (43% случаев) – неправильно поданные или неподанные сведения о сделках своих клиентов в Росфинмониторинг.

Если вы управляете счетами клиентов и какие-то сделки показались вам подозрительными, вы должны по этим сделкам тоже «настучать» в Росфинмониторинг.

Если вы не «настучали» или неправильно подали данные о сделках своих клиентов, в этом случае, согласно пункту 2 статьи 15.27 КоАП РФ, возможен штраф до 400 000 рублей.

Например, вы не «настучали» про сделку свыше 600 тысяч рублей, или не подали информацию в установленный срок, или не знали требований федерального закона и не «настучали»… Или какая-то операция не показалась вам подозрительной, а на самом деле эта операция является подозрительной… Сотни критериев, которые вы должны знать, и за которые возможен штраф до 400 000 рублей.

Вторая причина штрафов (22,4% случаев) – отсутствие или несоответствие правил внутреннего контроля действующего законодательства. Типовой штраф от 50 000 рублей, согласно пункту 1 статьи 15.

27 КоАП РФ. Каждый бухгалтер и каждая бухгалтерская компания, которые ведут бухгалтерию своих клиентов, должны утвердить правила внутреннего контроля, назначить ответственных, обучить и т.д.

В противном случае – штрафы.

Третья причина штрафов (20,6% случаев) – непрохождение инструктажа по отмыванию доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, или отсутствие свидетельства установленного образца в организации о том, что вы прошли инструктаж и обучение. Типовой штраф до 200 000 рублей.

Уважаемая коллега, которая на предпоследнем семинаре задавала мне вопрос по поводу штрафов, я официально перед вами извиняюсь. К сожалению, я лоханулся со штрафами… Извините.

Спасибо, удачи в делах.

ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ СЕЙЧАС И ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ НА СЕМИНАР ВЛАДИМИРА ТУРОВА

Владимир Туров

Руководитель юридической компании «Туров и партнеры», практикующий и ведущий специалист по налоговому планированию, построению индивидуальных налоговых схем и холдингов, оптимизации финансовых потоков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *